Проверка по пожарной безопасности в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка по пожарной безопасности в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Существующие типы проверок пожарной безопасности:

  1. Плановые. Производятся по заранее разработанному графику с учетом категории риска, присвоенной объекту. Руководитель организации предупреждается о приезде инспекторов на ревизию за три дня до визита.
  2. Документарные. Подразумевают инспекционную ревизию документации, связанной с пожарной безопасностью. О проведении проверки также предупреждают за три дня до прибытия сотрудников МЧС.
  3. Выездные. Могут включать в себя различные виды экспертиз, расследований и испытаний и длиться свыше 20 дней.
  4. Внеплановые. Мероприятие бывает инициировано по жалобе. Также существует контрольная и оперативная проверка. Организация уведомляется о визите инспектора за сутки до него.
  5. Повторные. Такие проверки проводятся в случае, если в процессе выездной, документарной, плановой или внеплановой инспекции были выявлены нарушения с выдачей предписаний к их устранению. Повторный выезд инспектора производится с целью проверки выполнения выданных ранее предписаний. Повторное выявление нарушений может караться штрафом, налагаемым на руководителя и организацию.

Планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год

В 2021 году плановые проверки МЧС производятся согласно ежегодно составляемому в декабре графику, представленному на местном сайте ведомства в регионе. С 2021 года объявлено о применении рискоориентированного подхода, означающего, что объекты с высокой степенью риска возникновения пожара будут проверяться чаще.

Категории пожарного риска

В 2021 году выделено шесть категорий риска, влияющих на частоту проведения проверок.

Категория риска Интервал плановых проверок
Чрезвычайно высокий раз в год
Высокий раз в два года
Значительный раз в три года
Средний раз в пять лет
Умеренный раз в шесть лет
Низкий нет плановых проверок

Для каждого объекта степень риска будет определяться в индивидуальном порядке. На категорию влияют следующие факторы:

  • наличие или отсутствие системы автоматической сигнализации;
  • были ли в прошлом пожары на объекте;
  • есть ли препятствия на путях эвакуации.

Чтобы самостоятельно оценить категорию риска объекта эксплуатации, можно воспользоваться специальным калькулятором на интернет-портале МЧС России.

В 2021 году МЧС внедряет дифференцированный подход к проверкам. Зоны риска и основные критерии их распределения сохраняться, но инспектор теперь вправе самостоятельно принимать решение о присвоении объекту той или иной зоны риска. Такой подход позволяет вносить коррективы в график проверок. При нарушении собственником объекта или его арендатором норм и правил пожарной безопасности контроль может быть усилен, а проверки будут проводиться чаще.

Ранее категория риска присваивалась группе объектов. Теперь же ее устанавливают для каждого из них в индивидуальном порядке, в зависимости от того, насколько тяжелыми могут оказаться возможные последствия пожара и от того, насколько добросовестно будут исполнять свои функции лица, ответственные за пожарную безопасность. Приоритетными в связи с новым подходом станут работы, связанные с профилактикой пожаров.

Пожарная безопасность будет контролироваться разными способами, включая осмотры, проводимые инспектором инкогнито под видом клиента или покупателя. Тайные визиты позволят оперативно выявлять наличие или отсутствие нарушений, в том числе и выявленных при предыдущих инспекциях.

Планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.

Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 об утверждении НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности…» под действие «регуляторной гильотины» не попал. Он действует до 1 сентября 2021 года (ПП от 31.12.2020 г. № 2467).

Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России разъяснил в письмах от 13.02.2020 г. № 19-16-260, от 24.02.2021 № ИГ-19-533, как применять приказ № 645:

  1. В связи с выходом ППР № 1479 НПБ действуют в части регулирования порядка, видов, сроков обучения мерам пожарной безопасности.

  2. Подготовку по программам ДПО обязательно проходят категории работников из п. 36 приказа № 645. Это лица, которые изначально осваивали ПТМ во внешних образовательных организациях.

  3. Руководитель организации приказом определяет порядок и сроки обучения персонала требованиям пожарной безопасности. В связи с выходом ППР № 1479 организация должна провести внеплановый инструктаж в соответствии с п. 27 НПБ № 645.

МЧС России не разъяснило, как обучать работников, которые ранее проходили ПТМ без отрыва от производства:

  • начальники структурных подразделений и лица, ответственные за ПБ в структурных подразделениях;

  • педагоги ДОУ;

  • сотрудники круглосуточной охраны;

  • главные специалисты взрывопожароопасных производств;

  • участники добровольных противопожарных формирований.

Мы считаем, что работодатель имеет право направлять указанных лиц на подготовку по программам ДПО, с учетом ст. 196 ТК РФ.

Исключение «пожарно-технического минимума» из Закона № 69-ФЗ не отменяет обязанности работодателей проводить дополнительное обучение в сфере пожарной безопасности, кроме инструктажей. Тем более, ГПН продолжает проверять соблюдение требований НПБ № 645 до 1 сентября 2021 года.

Мы рекомендуем с 1 июля 2021 года и до выхода нового приказа МЧС России об обучении направлять в учебные центры всех работников, которые указаны в разделе III приказа № 645. При условии, что их удостоверения ПТМ утрачивают силу в этот период. Так вы обезопасите себя от штрафов по ст. 20.4 КоАП РФ и повысите компетентность сотрудников.

В работе, связанной с организацией проверок государственных и коммерческих компаний, МЧС обязано соблюдать требования действующих нормативных документов, связанных с областью пожарной безопасности. Основными из них становятся:

  • федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, представляющий собой национальный техрегламент о требованиях пожбезопасности;
  • федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности;
  • федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, касающийся вопросов защиты прав индивидуальных предпринимателей и юрлиц;
  • приказ МЧС от 30 ноября 2016 года N 644, который содержит действующий административный регламент выполнения государственных функций, связанных с организацией контроля и надзора в области пожарной безопасности;
  • другие нормативные документы.

Перечисленные правовые акты гармонизированы между собой, то есть не содержат противоречивых требований к организации контролирующей работы.

Согласно действующему порядку МЧС выполняет два основных типа проверочных операций:

  • плановые проверки, которые проводятся по заранее утвержденному графику. Он должен быть согласован с Прокуратурой и опубликован на официальном портале самой Прокуратуры и Главного управления МЧС отдельно по каждому региону не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году проведения проверок;
  • внеплановые проверки, которые организуются в случае наступления особых обстоятельств – например, при выявлении реальной угрозы, связанной с невыполнением требований пожарной безопасности, которая влечет наступление рисков для здоровья и жизни граждан.

Оба типа проверок могут проводиться разными способами. Один из них – документарный, когда по запросу контролирующего органа проверяемое предприятие направляет инспекторам комплект документов, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности. Второй способ – выездной, когда инспекторы лично посещают организацию для наглядного контроля выполнения действующих норм.

Согласно приказу № 644 плановые проверки, выполняемые инспекторами МЧС, организуются с применением риск-ориентированного подхода. Этот принцип предполагает установление взаимосвязи между уровнем пожарных рисков, связанных с работой компании, и частотой организации плановых проверок на этом предприятии. Согласно пункту 44 интересующего нас нормативного документа для реализации этого принципа МЧС выделяет пять категорий риска, для которых контролирующие операции организуются со следующей регулярностью:

  • компании высокого риска — один раз в 3 года;
  • значительного риска — раз в 4 года;
  • среднего риска — раз в 7 лет;
  • умеренного риска — раз в 10 лет;
  • низкого риска – плановые проверки не выполняются.

Это, однако, не значит, что компании, принадлежащие к категории низкого риска, полностью исключены из области контроля со стороны МЧС. Во-первых, внеплановые проверки в отношении таких организаций проводятся в общем порядке. Во-вторых, в случае пожара или несчастного случая на предприятии, сопряженного с возгоранием, его категория может быть изменена в сторону более высокого риска, что будет означать включение его в график плановых проверок.

На обособленных портала Главных управлений МЧС по отдельным субъектам Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства публикуются списки организаций, принадлежащих к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска. Это дает руководителям компаний возможность самостоятельно сориентироваться в графике выполнения проверочных операций.

Если при этом будет обнаружено, что инспекторы МЧС собираются провести плановую проверку в компании в сроки, не отвечающие действующим требованиям, уполномоченный представитель организации вправе подать жалобу для исключения предприятия из списка планов на текущий календарный год. Однако стоит учитывать, что это займет довольно долгое время. Поэтому планы, которые размещаются на порталах Главных управлений и прокуратуры, лучше изучить сразу после их публикации.

Планы проведения плановых проверок

Пандемия коронавирусной инфекции внесла серьезные изменения в деятельность всех контролирующих государственных органов, и МЧС не оказалось исключением. На него, как и на другие министерства и ведомства, распространяется действие отдельного постановления Правительства от 3 апреля 2020 года N 438, которое действует в течение пандемии. Оно касается как плановых, так и внеплановых мероприятий, причем каждый тип таких контролирующих операций в текущем году будет иметь заметные особенности.

Так, по большому счету, можно сказать, что большая часть плановых проверок МЧС на 2021 год отменена. Во всяком случае, полностью запрещаются такие меры в отношении следующих категорий организаций:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не владеют объектами производства, принадлежащими к категории высокого риска.

Итак, для МЧС в отношении плановых проверок остается актуальным только одно направление: выполнение контроля в отношении компаний, которые отнесены к группе высокого риска – и то, понятно, с учетом того, что их разрешено проверять не чаще раза в 3 года. Все остальные предприятия должны быть исключены из графиков плановых проверок, опубликованных на порталах Главных управлений МЧС.

Внеплановые проверки по определению организуются при наступлении каких-то серьезных обстоятельств, причем в случае, когда речь идет о работе МЧС, они должны быть связаны с вопросами пожарной безопасности. Общий – и весьма длинный – список законных оснований для организации внеочередного контроля приведен в пункте 67 постановления № 644. Однако в соответствии с временными правилами, зафиксированными в постановлении № 438, в 2021 году этот список будет сокращен. В текущем году разрешенными основаниями для назначения внеплановых контролирующих мер станут только:

  • факт причинения серьезного вреда здоровью или жизни граждан либо угрозы такого вреда;
  • экстренная ситуация, имеющая техногенную или естественную природу;
  • необходимость проверки исполнения ранее выданного предписания о ликвидации нарушения, которое влечет угрозу причинения вреда здоровью или жизни граждан, в том числе по инициативе самого субъекта, которому было выдано такое предписание;
  • поручение Президента, Правительства или Прокуратуры в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Как видно, оставшийся список веских причин для организации внеплановых проверок весьма короток и содержит только действительно серьезные основания для применения таких мер. Кроме этого, большая часть таких мероприятий потребует предварительного согласования с органами Прокуратуры. Исключение составляют только некоторые из них — например, проверки по прямому поручению Правительства или меры в отношении производственных и гидротехнических объектах I и II класса опасности. Если на таких объектах выявляются факты причинения вреда здоровью или жизни работников, МЧС вправе начать проверку сразу же, просто поставив представителей Прокуратуры в известность об этой работе.

Ясно, что угроза распространения инфекции COVID-19 и обусловленное ею полное или частичное приостановление деятельности на долгий период коснулись не только государственных органов, но и самих предприятий. Поэтому для них сейчас самым важным становится сохранить свое положение на рынке и обеспечить элементарное выживание. В этих условиях подготовка к визиту инспекторов МЧС могла бы стать непосильной нагрузкой для организаций, которые и так еще не до конца вошли в нормальный режим работы.

Это обстоятельство также оказалось учтено в тексте постановления № 438. В пункте 10 интересующего нас нормативного документа ответственным работникам МЧС предписывается удовлетворять большую часть ходатайств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если они касаются необходимости исполнения предписаний инспекторов о ликвидации выявленных нарушений. При этом постановлением определен и максимальный срок рассмотрения такого ходатайства, который не может превышать 10 рабочих дней. Исключение составляют только ситуации, в которых исполнение предписания становится критически важным для продления срока действия лицензии, аккредитации или другого документа, имеющего разрешительный характер.

Если работник будет принят на рядовую должность (5 квалификационный уровень), требования к квалификации будут следующими:

Требования к образованию и обучению Высшее образование — бакалавриат

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

Требования к опыту практической работы Среднее профессиональное образование — стаж работы в должности инструктора по пожарной безопасности не менее одного года

Профессиональная переподготовка по направлению пожарной безопасности

Таким образом, нельзя назначить работника специалистом по противопожарной профилактике, если у него не будет профессиональной подготовки в объеме колледжа, ВУЗа или другого высшего, или среднего профессионального образования с обязательной профпереподготовкой в области пожарной безопасности.

Если работник будет заниматься проектами, разрабатывать декларации и другие решения в области пожарной безопасности, будет назначен ведущим специалистом (6 квалификационный уровень), то требования будут следующие:

Возможные наименования должностей Ведущий специалист по пожарной безопасности

Ведущий специалист по противопожарной профилактике

Требования к образованию и обучению Высшее образование — бакалавриат

Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

Требования к опыту практической работы Три года в качестве специалиста по противопожарной профилактике

Обзор новых правил проведения пожарных проверок с 1 июля 2021 года

Если работник будет руководить подразделением по противопожарной профилактике, то требования устанавливаются по 7 квалификационному уровню. В этом случае у работника должен быть диплом о высшем образовании в области пожарной безопасности.

Учтите, что диплома о профпереподготовке будет в этом случае недостаточно. Причем даже ВУЗовский диплом по пожарной безопасности должен быть не просто бакалавра (4 года), а именно специалитета или магистратуры (5 и более лет).

Не забудьте, что такой руководитель должен отработать не менее 5 лет специалистом по пожарной профилактике, согласно данным его трудовой книжки.

Возможные наименования должностей Руководитель службы пожарной профилактики организации

Начальник службы пожарной безопасности

Требования к образованию и обучению Высшее образование — специалитет, магистратура
Требования к опыту практической работы Пять лет в качестве специалиста по пожарной профилактике

Если же работник принят на работу на должность в области противопожарной профилактики, и при этом не имеет право профессионально заниматься деятельностью в области противопожарной профилактики, его необходимо отстранить от работы с учетом требований 76 статьи ТК РФ: перевести на другую работу, если другой работы нет – уволить, и принять на работу профессионала.

О плановой проверке вы узнаете от пожарного инспектора не позднее чем за три рабочих дня.

О внеплановой проверке инспектор предупредит не позднее чем за 24 часа до ее начала.

О проверке по жалобе, сообщению о реконструкции здания, проверке исполнения ранее выданного предписания, пожарный инспектор сообщать не должен. Такая проверка будет для вас неожиданностью.

В компании должен быть назначен ответственный за выполнение правил противопожарной безопасности.

Правила противопожарной безопасности должны быть прописаны в Инструкции по охране труда или ином нормативном акте, с которым должны быть ознакомлены все работники.

В помещениях, где работает более 10 человек, на видном месте должен быть размещен план эвакуации. А также телефонный номер служб, куда звонить в случае пожара.

Нужно иметь автоматическую систему тушения пожаров либо огнетушители. Их количество и вид определены Постановлением Правительства РФ №390. Инструкция по пожарной безопасности для сотрудников офиса должна содержать информацию о правилах эксплуатации систем тушения.

Изменения внесены с 1 января 2021 года в Правила противопожарного режима ППР-2020, которые установлены постановлением Правительства РФ 1479 от 16.09.2020 г.

Все новшества нужно отразить в локальных документах компании. Их пожарный инспектор проверит в первую очередь.

  1. Дополните инструкции по пожарной безопасности информацией:
  • об обязанностях и действиях работников при блокировке путей эвакуации и открытии устройств, мешающих эвакуации при пожаре (например, двери);
  • о запрете перекрывать и захламлять пути доступа пожарных для борьбы с огнем и эвакуациии людей.
  • Если в вашем распоряжении есть подвальные и цокольные этажи, в них запрещено:
    • хранить продукцию, мебель, оборудование, иные предметы;
    • размещать мастерские, производственные цеха и т. п.
    • проводить детские и другие развлекательные мероприятия, если это не предусмотрено строительным проектом.
  • Проверьте размещение огнетушителей. Высота, на которую крепится огнетушитель не должна превышать 1,5 метра до верха его корпуса. Либо огнетушитель надо расположить на специальной подставке.
  • Чтобы проводить массовые мероприятия, нужно иметь достаточные для этого площади: не менее 1 метра на 1 человека.
  • Когда МЧС проводит учения, отрабатывать план эвакуации должны не только работники, но и посетители, оказавшиеся в компании.
  • Проводить мероприятия для детей в помещении где нет эвакуационного выхода либо он рассчитан на небольшое количество людей – строго запрещено.

    Новые правила Правила противопожарного режима корректируют особые требования для медицинских учреждений.

    Кровати для пациентов должны стоять на расстоянии друг от друга не менее 0,8 м. Сдвигать более двух кроватей нельзя. Центральный проход в палате – не менее 1,2 м. Больничные тумбочки, столы, стулья и прочую мебель следует расположить так, чтобы они не загораживали эвакуационный путь. Каждый сотрудник учреждения в течение рабочей смены обеспечивается средствами индивидуальной защиты для органов дыхания и зрения.

    Отдельные правила установлены для продавцов бытовой химии, пиротехники, средств для разведения костров.

    Опыт прохождения проверки МЧС — Государственного пожарного надзора!

    • Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
    • Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
    • Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.
    • Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
    • Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
    • Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
    • Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
    • Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
    • При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.

    В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , пунктом 30 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» , а также Общими требованиями к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 177 , приказываю:

    Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2018, N 32, ст. 5109.

    Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2017, N 28, ст. 4149.

    Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 9, ст. 1359.

    1. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты всех классов функциональной пожарной опасности, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, в соответствии с приложением N 1.

    2. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, поселений и населенных пунктов, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на территории, в соответствии с приложением N 2.

    3. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах проживания людей, в соответствии с приложением N 3.

    4. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах научных и образовательных организаций, в соответствии с приложением N 4.

    5. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах культурно-просветительных и зрелищных учреждений, в соответствии с приложением N 5.

    6. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах организаций торговли, в соответствии с приложением N 6.

    7. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах медицинских организаций, в соответствии с приложением N 7.

    8. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на всех производственных объектах, в соответствии с приложением N 8.

    9. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на производственных объектах, на которых осуществляется деревообработка, в соответствии с приложением N 9.

    10. Утвердить прилагаемую форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на производственных объектах — объектах энергетики, в соответствии с приложением N 10.

    Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты всех классов функциональной пожарной опасности, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов защиты всех классов функциональной пожарной опасности, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.

    Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.

    Когда проверка МЧС в 2021 году?

    Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, поселений и населенных пунктов, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на территории (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов защиты, поселений и населенных пунктов, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на их территории, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.

    Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.

    Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах проживания людей (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов для проживания людей, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.

    Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.

    Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах научных и образовательных организаций (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении научных и образовательных объектов, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.

    Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.

    Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах культурно-просветительных и зрелищных учреждений (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении культурно-просветительных и зрелищных объектов, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.

    Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.

    Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах организаций торговли (далее — проверочный лист), применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов торговли, подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, вместе с другими формами листов, необходимость применения которых определяется назначением объектов или осуществляемыми на них действиями. Количество и наименование объектов защиты принимается в соответствии с распоряжением о проведении проверки, количество столбцов таблицы принимается с учетом количества объектов защиты.

    Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в формах проверочных листов, утвержденных МЧС России, сфера применения которых относится к проверяемому объекту защиты.

    Новая система пожарного надзора начнет действовать с 1 июля текущего года

    • Вводится требование обеспечить пропитку огнезащитными составами не только деревянных, но и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов. Информацию о принятых мерах с указанием даты и срока действия требуется вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
    • Теперь при проведении массовых мероприятий запрещается не только применение открытого огня на сцене, но и в целом огневые работы в здании.
    • Руководитель организации также обязан проинформировать зрителей о мерах противопожарной безопасности, направлениях выходов и правилах пользования СИЗ органов дыхания и зрения. При этом в период проведения мероприятий запрещено закрывать на ключ входные двери и двери эвакуационных выходов.
    • Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
    • Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
    • Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.
    • Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
    • Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
    • Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
    • Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
    • Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
    • При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.
    • Теперь не каждый огнетушитель на время перезарядки можно заменить другим, требуется соответствие по параметрам.
    • Уточнены требования к зданиям и сооружениям производственного и складского назначения площадью более 500 кв. метров по наличию передвижных огнетушителей.
    • Из новых правил исчезло требование о наличии паспорта огнетушителя.
    • Уточнено требование по высоте размещения огнетушителей.
    • Покрывала для изоляции очага возгорания теперь необходимо проверять раз в год.
    • Не забудьте заменить журнал! Теперь учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
    • •празднён ряд требований к опломбировке огнетушителей.

    Согласно ст. 20.4. КоАП РФ, за нарушение требований ПБ предусмотрен штраф:

    • Для граждан – от 2 до 3 тысяч рублей;
    • Для должностных лиц – 6-15 тысяч рублей; • ИП (без юр. лица) – 20-30 тыс. руб.;
    • Юридических лиц – 150-200 тысяч рублей. На предприятиях, работающих в условиях особого противопожарного режима, размер штрафа увеличивается. Для граждан – до 4 тыс. руб., должностных лиц – 15-30 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей – 30-40 000 рублей, юр. лиц – от 200 до 400 тысяч рублей.

    Практически во всех , ответственные за пожарную безопасность сразу начинают паниковать. Такая реакция – это результат отсутствия четкого плана действий по подготовке к проверке. Специалист не знает, на что обратить внимание, какие собрать документы, какие действия совершить.

    Самый лучший способ пройти проверку – это подготовиться к ней, разработав четкий алгоритм действий.

    Первое, что надо сделать, это посмотреть соблюдаются ли требования пожарной безопасности, такие как:

    • безопасная эвакуация сотрудников (план эвакуации, отсутствие загромождения эвакуационных выходов, легкость открытия дверей);
    • наличие знаков пожарной безопасности;
    • есть ли огнетушители, пожарные краны, щиты, а также их состояние;
    • надлежащее состояние пожарной сигнализации, системы автоматического пожаротушения;
    • проведение инструктажа и обучения персонала;

    Следующим этапом подготовки будет проверка наличия всех необходимых документов.

    Документы для скачивания:

    Документ Ссылка
    1 Проверочные листы МЧС по всем объектам
    2 Проверочные листы МЧС по объектам класса Ф 1.1
    3 Проверочные листы МЧС на спортивные объекты
    4 Проверочные листы МЧС на склады
    5 Проверочные листы МЧС на производственные объекты
    6 Проверочные листы МЧС на образовательные организации
    7 Проверочные листы МЧС на предприятия общепита
    8 Проверочные листы МЧС на объекты торговли

    Помимо закупки огнетушителей, обязательно наличие документов, подтверждающих выполнение установленных требований.

    Приказом МЧС № 644 предусмотрены документы, которые проверяют сотрудники надзорного органа. Так, организация должна предоставить:

    • учредительную документацию;
    • документы, подтверждающие право на объекты;
    • декларацию по пожарной безопасности (для объектов, по которым проводится экспертиза проектной документации);
    • инструкцию о мерах пожарной безопасности;
    • приказ о назначении ответственного за обеспечение пожарной безопасности;
    • должностные инструкции;
    • договоры на установку систем защиты, лицензию устанавливающей организации;
    • документы по энергоснабжению, водоснабжению, установке систем предотвращения и защиты от пожара;
    • сертификаты соответствия на продукцию.

    Кроме указанного выше, могут попросить журналы учета огнетушителей, инструктажей персонала, удостоверение ответственного лица, журнал учета противопожарных тренировок, документы на обслуживание систем защиты.

    Проверке подлежат юридические лица и предприниматели, у которых есть объекты защиты. Это могут быть здания, сооружения, помещения любого типа и назначения. Также к объектам проверки относятся наружные установки, территории (участки). В планах МЧС всегда указывается перечень объектов, на которых пройдет проверка.

    Основные направления пожарной безопасности, по которым проходит проверка пожнадзора:

    • надлежащие расчеты пожарных рисков, определение категорий и классов пожароопасности;
    • наличие обязательных документов, их соответствие законодательству;
    • работоспособность систем и средств защиты, наличие обязательных установок и оборудования по пожарной безопасности;
    • соответствие по квалификации и образованию для лиц, отвечающих за пожарную безопасность;
    • результаты расследований по фактам возгораний, других пожароопасных ситуаций.

    При внеплановых инспекциях обычно сразу определяются направления, подлежащие проверки. Однако нужно учитывать, что при внеплановой проверке могут выявляться нарушения, о которых инспектор изначально не знал.

    Комментарий эксперта. Во время проверки пожнадзора желательно, чтобы присутствовали специалисты по пожарной безопасности. Если у вас в штате нет таких лиц, можно заключить договор на сопровождение проверки. Наша компания оказывает такие услуги предпринимателям и организациям во всех сферах деятельности.

    Проверки осуществляются Госпожнадзором в пределах Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Являются выездными, и проводятся на основании распоряжения. Копию руководству предприятия высылают не позже трех рабочих дней.

    1. Проверка полномочий. По приезду сотрудники должны предоставить удостоверение, а также приказ о проверочных мероприятиях. Вас обязательно знакомят с основаниями, объемом мероприятий, сроками и условиями проведения.
    2. Осмотр помещений. Инспекторы проверяют всю документацию, и осуществляют визуальный осмотр территории и всех объектов. Руководство или лицо, уполномоченное предприятием, вправе присутствовать на осмотре и давать объяснения.
    3. Инструктаж. Сотрудники надзорного органа также проводят инструктаж работников.
    4. Результат проверки МЧС. По итогам осмотра составляется акт, и вноситься запись в журнал учета проверок. При его отсутствии, в акте делается соответствующая запись.
    5. Предписание МЧС. Если выявлены нарушения, то выдается предписание. В нем указывается что нарушено, требование об устранении и сроки.

    Действующим законодательством предусмотрено, что срок проверочных мероприятий не должен быть более двадцати дней. Причем общее количество часов за год для малого предприятия не должно превышать 50, а для микро предприятия 15 часов.

    Важно знать, что срок может быть продлен, например, для проведения экспертизы, При этом, не превышая срока самой ревизии.

    Общий алгоритм выглядит так:

    1. Предупреждение о проверке (направляется распоряжение).
    2. Выезд инспектора на объект.
    3. Чиновник предъявляет распоряжение и удостоверение.
    4. Осмотр помещений, территорий, оборудования.
    5. Отбор образцов продукции, проб.
    6. Проведение испытаний, измерений.
    7. Изучение документации.
    8. Проводятся экспертизы и расследования.
    9. Составление акта проверки, ознакомление с ним и вручение подконтрольному лицу.

    Кстати. Если есть нарушения, выносится предписание об их устранении, и составляется административный протокол.

    Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом. Он находится в свободном доступе в Интернете. Любое предприятие может посмотреть числиться ли оно в графике на текущий год. Это дает возможность заблаговременно подготовиться к ревизии.

    Основанием включения в план является истечение трех лет со дня регистрации организации, начало осуществления деятельности, требующей уведомления надзорных органов, а также окончание срока проведения последней ревизии.

    Рассмотрим изменения в структуре новых ППР от 2021 года. Действовавшие до 2021 года Правила противопожарного режима и содержащие 22 раздела, постановлением Правительства дополнены двумя новыми разделами: раздел XXIII «Применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения»; раздел XXIV «Применение специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях». В перечисленных новых разделах наряду с требованиями пожарной безопасности, перешедшими из других разделов предыдущих ППР в РФ, изложены и абсолютно новые требования.

    Другим существенным изменением в структуре ППР является исключение Приложения №4 к Правилам противопожарного режима в РФ, в котором установлены требования к форме наряда-допуска на выполнение огневых работ. В новых Правилах противопожарного режима эти требования изложены в пункте 372. Вместо исключенных требований к форме наряда-допуска приложении №4 в новых ППР содержит требования к Порядку использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов. Эти требования без изменений перетекли из действующего в 2020 году приказа МЧС России от 26 января 2016 г. № 26. Однако, этот приказ, наряду с другими нормами, в рамках регуляторной гильотины прекращает свое действие с 01.01.2021 и с этого дня Порядок использования открытого огня на сельхоз землях излагается в приложении №4 новых ППР.

    Еще одним новым приложением в ППР от 2021 года является Форма паспорта территории организации отдыха детей и их оздоровления, подверженной угрозе лесных пожаров, территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, подверженной угрозе лесных пожаров (Приложение №9). О том, как разрабатывать Паспорт на перечисленные выше объекты указано в разделе XX «Порядок оформления паспорта населенного пункта, паспорта территории». При этом отметим, что если детский лагерь, садовые участки или огороды расположены в городе или деревне, которые подвержены угрозе природных пожаров, то в соответствии с административно-территориальным делением паспорт составляется только на населенный пункт.

    Одно из первых изменений в ППР РФ 2021 года от мы встречаем уже в 3 статье, в которые установлены требования к обучению мерам пожарной безопасности. В ней исключен термин пожарно-технический минимум и указано, что обучение мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Однако, стоит отметить, что после вступления в силу новых ППР в 2021 году всё еще действует Приказ МЧС от 12 декабря 2007 года N 645, согласно которому основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний.

    Исключена статья 6 из старых ППР, требующая наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских, производственных, административных, общественных и других помещениях.

    В пункте «в» статьи 9 предусмотрено послабление для зданий организаций отдыха детей. Теперь допускается размещение не более 10 детей на этаже с одним эвакуационным выходом, тогда как согласно предыдущей норме, на этаже с одним эвакуационным выходом было запрещено размещение любого количества детей. С другой стороны, ужесточены требования к размещению организаций детского досуга (так называемые «развивашки» для детей, развлекательные центры, залы для праздников и спортивных мероприятий и тому подобное). По новым правилам такие организации могут размещаться в подвале или цокольном этаже, только если это предусмотрено проектной документацией здания.

    Согласно новым требованиям в тренировках по эвакуации теперь наряду с персоналом и работниками должны участвовать все посетители, покупатели магазинов, торговых центров и других зданий. Периодичность таких тренировок такая же, как и прежде – не реже 1 раз в год.

    В различных статьях общих положений ППР от 2021 года, а также в других разделах прямо указаны сведения, которые необходимо вносить в Журналы эксплуатации систем противопожарной защиты. В соответствующие журналы должна заноситься следующая информация:

    • результаты проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах;
    • результаты проверки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности;
    • результаты проверки огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре;
    • сведения о работах по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений;
    • результаты проверки наружных водопроводов противопожарного водоснабжения и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части их водоотдачи;
    • сведения о работах по перекатке пожарных рукавов;
    • результаты проверки работоспособности задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов;
    • сведения о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения;
    • учет наличия, периодичность осмотра и сроки перезарядки огнетушителей;
    • сведения о работах по обработке деревянных и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах огнезащитными составами;
    • сведения о работах по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений;
    • результаты проверки покрывала для изоляции очага возгорания на предмет отсутствия механических повреждений и его целостности.

    Реформы касаются профилактики и всех сфер противодействия возникновения огня. Свод правил противопожарного режима № 1479 01.01.2021 г. относится к основным документам, которые регламентируют деятельность субъектов, спецслужб, органов власти, учреждений. Новые утверждения Постановления Правительства РФ направлены на то, чтобы снизить возможную опасность на массовых мероприятиях, а также, чтобы на вверенном объекте упростить ведение документооборота.

    В новых правилах противопожарного режима в РФ в обязанности руководящего звена уже не входит назначение ответственных граждан за ПБ. Работодатель обязан распределить на категории все хранилища и склады, обозначая их табличками. После того как были утверждены новые правила противопожарного режима, дежурный персонал предприятий должен быть оснащен аппаратами индивидуальной защиты и СИЗ. Также в новой редакции закона отсутствует понятие о программе ПТМ, его заменили на программу доп. профобразования.

    Сравнение правил ППР в Постановлении Правительства РФ 2021 года включает направления:

    • внесение новых параграфов;
    • ведение документации, журналов, подготовка курса обучения;
    • проведение работ с огнем;
    • использование построек для проведения концертов, спортивных мероприятий;
    • обеспечение материалами для тушения пожара, тех. обеспечение.

    Согласно постановлению № 1479 о противопожарном режиме, было утверждено, что открытый огонь можно:

    • разжигать только в специальных местах;
    • находиться в 50 м от постройки, 30 м – от лиственных деревьев, 100 м – от хвойных деревьев;
    • яма должна быть 1 м в диаметре или в виде площадки с металлическим мангалом из негорючего металла;
    • местность вокруг костра должна быть расчищена от сухой травы и древесины в радиусе 10 м;
    • бак для сжигания материала должен закрываться сверху металлическим листом.

    Согласно новым требованиям правил противопожарного режима, от начала горения костра до его затухания необходим надзор за нераспространением огня за пределы зоны из расчета два субъекта на каждый очаг возгорания.

    • Профессиональная переподготовка специалистов по противопожарной профилактике (256 часов)
    • Программа обучения лиц пожарно-техническому минимуму (ПТМ) — курс 28 часов
    • Пожарно-технический минимум для рабочих организаций осуществляющих пожароопасные работы — курс обучения 16 часов
    • Обучение пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций бытового обслуживания (16 часов)
    • Пожарно-технический минимум для воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) курс 16 часов


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *