Изменение в учетную политику на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение в учетную политику на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Изменения в учётной политике в 2021 году

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

Что нового в учетной политике на 2021 год?

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.

Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.

Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

  • увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
  • увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
  • введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
  • принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
  • уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
  • введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.

Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

  • появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
  • ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
  • изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
  • обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
  • увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
  • регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
  • страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
  • определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
  • шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.

В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:

  • скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
  • с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
  • дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
  • на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
  • изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
  • покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
  • ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.

О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.

Как составить учётную политику на 2021 год

Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:

  • тотальное введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;
  • передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
  • приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;

Приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет переводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.

Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:

  • Обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
  • Упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
    • Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
    • Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
  • Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).

Подробнее о международных стандартах читайте в рубрике МСФО.

  • Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).

Больше об управленческом учете читайте в рубрике «Управленческий учет».

Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.

Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.

Формировать УП для целей налогообложения обязаны налогоплательщики, которые применяют ОСНО. Упрощенцам этот документ важен, когда нужно выбирать способ учёта конкретных операций при применении УСН или ЕСХН.

УП для целей налогообложения предполагает выбор из возможных вариантов налогового учёта, предложенных законом, например:

  • метод определения доходов и расходов (кассовый или начисления);
  • способы признания, оценки и распределения доходов и расходов;
  • выбор других показателей, без которых учёт будет неполным или неверным. Например, показателя для расчёта доли прибыли по обособленному подразделению.

Пример 1.

Организация в бухучёте применяет унифицированные бланки документов, а налоговый учёт ведет в самостоятельно разработанных регистрах. Поэтому в её УП будет записано: «Налоговый учёт ведётся обособленно от бухгалтерского в аналитических регистрах налогового учёта, разработанных организацией самостоятельно. Перечень регистров налогового учёта и их формы приведены в приложении № 1 к Учётной политике для целей налогообложения».

Также в УП для целей налогообложения определяется порядок налогового учёта в тех случаях, когда Налоговый кодекс отдаёт его «на откуп» налогоплательщику. Например:

  • состав прямых расходов, уменьшающих выручку от реализации;
  • порядок формирования стоимости незавершенного производства;
  • организация раздельного учёта при исчислении НДС.

Предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учёт и не обязаны формировать учётную политику для бухгалтерского учёта. В налоговом учёте таких исключений нет ни для кого. Если ИП платит налоги в рамках ОСНО, он обязан формировать учётную политику.

И только если деятельность ИП не предполагает использования разных вариантов учёта и ведения раздельного учёта, предприниматель вправе не утверждать учётную политику для целей налогообложения. Например, такое может быть при применении УСН (доходы) или патентной системы налогообложения (ПСН).

Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры

Правилам внесения изменений в УП в целях бухгалтерского учёта посвящён третий раздел ПБУ 1/2008. Корректировать учётную политику нужно, если:

  • изменилось законодательство или бухгалтерская нормативка. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • существенно изменились условия хозяйствования организации, например, произошла реорганизация или изменились виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента изменения условий хозяйствования;
  • организация разработала новый способ учёта, который повышает качество бухгалтерской информации. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 2.

C 1 января 2021 года вступил в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы». Этот факт нужно отразить в УП организации следующим образом.

  1. Исключить упоминание нормативных актов, которые утратили силу: ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические указания по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (приказ Минфина от 26.12.2002 № 135н).
  2. Выбрать метод перехода на новый стандарт. Пунктом 47 ФСБУ 5/2019 предусмотрен ретроспективный (корректировка входящих остатков по новым правилам как если бы новый стандарт применялся всегда) и перспективный (новые правила применять только к новым фактам хозяйственной деятельности) варианты перехода.
  3. Указать какие отступления от требований стандарта будут использоваться, если организация имеет право на такие отступления. Например, пункт 2 ФСБУ 5/2019 разрешает не применять стандарт для запасов, которые предназначены для управленческих нужд, и списывать их стоимость на расходы периода. Если такое решение принято, нужно отразить его в учётной политике.
  4. Скорректировать правила признания и оценки запасов в соответствии с новым стандартом. Например, если незавершенное производство в 2020 году оценивалось по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, нужно выбрать другой метод, так как в ФСБУ 5/2019 этот способ отсутствует. То же относится к списанию общехозяйственных расходов на себестоимость выпуска.

В соответствии со ст. 313 НК РФ, корректировать учётную политику для налогового учёта нужно, если:

  • изменилось законодательство о налогах и сборах. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • появились новые виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента появления новых видов деятельности;
  • изменились методы учёта. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 3.

С 1 января 2021 года действует дополнение к ст. 288 НК РФ о том, что если налогоплательщик применяет пониженные ставки налога на прибыль и у него есть обособленные подразделения, нужно определять долю прибыли каждой обособки для каждой налоговой базы отдельно. Поэтому в УП необходимо внести дополнительный пункт о выборе показателя для расчёта:

  • среднесписочная численность;
  • расходы на оплату труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *