Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры административного воздействия на работника это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Главное правило, которое действует в этом случае: один дисциплинарный проступок = одно дисциплинарное взыскание.
Чтобы в принципе запустить механизм по привлечению сотрудника к дисциплинарной ответственности, работодатель должен прежде всего зафиксировать факт, дающий основание полагать, что дисциплинарный проступок действительно имел место быть. Это можно сделать с помощь приказа о проведении служебной проверки, заключения служебной проверки, акта.
Что подразумевается под мерами дисциплинарного воздействия? Это комплекс мероприятий, которые проводятся руководителем предприятия, учреждения или организации, а также уполномоченными на то органами, в результате которых достигается желаемый эффект производительности труда. С помощью данных мероприятий может быть наказан недобросовестный сотрудник или поощрен тот, который отлично выполняет свои трудовые обязанности.
В трудовом законодательстве различают два типа таковых: поощрения и наказания. Причем если первым видом можно поощрить добросовестного сотрудника и стимулировать тем самым работу всего коллектива в общем, то меры дисциплинарного воздействия из второй категории предназначены для того, чтобы ликвидировать ситуации в группе сотрудников, связанные с разладом ведения трудовой деятельности и нарушением трудовой дисциплины.
На любом предприятии трудовая дисциплина имеет большое значение. Прежде всего, она стимулирует каждого сотрудника выполнять свои полномочия в полной мере, с самоотдачей. Кроме этого, в процессе ведения трудовой деятельности достигается высокий уровень производительности, что способствует повышению объемов работы всего предприятия. Особенно важным данный элемент считается на заводах и промышленных предприятиях, где необходимо точное выполнение порученных заданий, с допуском минимального количества бракованных элементов.
Наиболее приятными для любого сотрудника являются поощрительные меры дисциплинарного воздействия. К их числу можно отнести выплату премий, вынесение благодарностей, вручение грамоты, диплома или другой награды, а также факт повышения по карьерной лестнице. Однако данные блага доступны не каждому сотруднику, а только лучшим из всего коллектива. В связи с этим каждый работник старается лучше выполнять свои должностные обязанности, что отлично стимулирует трудовой процесс.
Как показывает практика, данный метод прекрасно работает в крупных компаниях, где за добросовестный труд полагается продвижение по карьерной лестнице на позиции, на которых предлагается большая сумма заработной платы. Также, как отмечают некоторые работодатели, отличным вариантом поощрения являются единоразовые премиальные выплаты — в таком случае каждый сотрудник коллектива старается более качественно выполнять свою работу, чем его коллега, что в сумме дает потрясающий результат для всей фирмы или любой другой организации. Нередко в различных организациях предлагаются премиальные выплаты за внесение новаторских идей в их развитие — это также стимулирует процесс роста объемов производства.
Какие есть меры административного воздействия?
Что относится к мерам дисциплинарного воздействия в форме наказаний? Трудовой кодекс предлагает несколько вариантов стимулирования общей группы работников и наказания того сотрудника, который недобросовестно выполняет свои обязанности и не соблюдает установленную дисциплину. К ним относятся замечания, предупреждения, вынесение выговоров, предписаний, а также отстранение от должности или, другим словом, увольнение.
Следует отметить, что такие методы также отлично работают в сфере действия трудового закона, стимулируя других сотрудников (и нарушителя в том числе) впредь не разлагать рабочую атмосферу, заниматься исключительно выполнением своих обязанностей.
Для того чтобы наказать работника, необходимо наличие факта совершения им дисциплинарного проступка. Что такое дисциплинарный проступок? Это совершение нарушения в процессе ведения вверенной работнику трудовой деятельности. Примером тому могут быть опоздания, невыполнение назначенного плана, несоблюдение субординации и так далее.
В процессе применения таковых мер, в первую очередь, работодатель или орган, который уполномочен решать данные вопросы в организации или на предприятии, обязаны обращать внимание на степень серьезности совершенного проступка. Кроме этого, большое значение имеет то, впервые ли это происходит, или работник систематически демонстрирует несоблюдение трудовой дисциплины. Во втором случае, конечно же, применяются более суровые меры дисциплинарного воздействия в отношении работника.
Кроме этого администрация в обязательном порядке должна учесть обстоятельства, при которых был совершен проступок, личные качества работника, а также характеристики с предыдущего места работы, если таковые имеются.
Перед тем как принять меры дисциплинарного воздействия, администрация предприятия или орган, который уполномочен совершать такую деятельность, обязаны убедиться в том, что с момента обнаружения проступка не прошло более месяца — в противном случае применение наказания считается незаконным. В данное время не должны учитываться периоды пребывания работника в отпуске или на больничном. При вынесении решения о наказании работника также следует убедиться в том, что с момента совершения проступка не прошло более полугода (если ситуация была обнаружена путем проведения ревизии или проверки — не позднее двух лет).
Гражданин несет ответственность за не выполнение или не добросовестное выполнение должностных обязанностей, а также за совершение проступков, создающих угрозу посягательства на жизнь, здоровье или имущества работодателя или других работников.
В связи с этим законом разработаны меры дисциплинарного воздействия, которые выражаются в претерпевании неблагоприятных последствий за совершенный проступок. Применение мер взысканий относится к праву работодателя и ограничено в применении во времени.
При рассмотрении дисциплинарного производства работодатель должен учесть все условия и обстоятельства проступка, например, личность работника, его семейную обстановку и взаимоотношения в трудовом коллективе.
Меры дисциплинарного воздействия в трудовом праве
Меры дисциплинарного воздействия имеют продолжительность во времени. Так, работник подвергшийся взысканию находится в таком состоянии в течение года. Это значит, что работник может быть ограничен в привилегиях в виде наград, премий и ценных подарков, которые будут получать в течение года его коллеги по работе.
Но по истечении года, срок давности привлечения к ответственности истекает, и работник считается свободным от взысканий. Это значит, что строгость взысканий обнуляется и к работнику может применяться снова замечание. В качестве исключения в действии взыскания в течение года, может быть безупречная и плодотворная работа работника, которая может быть поощрена досрочным снятием взыскания.
Минусом всех мер воздействия является то, что они отмечаются в личном деле, но при этом не подлежат занесению в трудовую книжку, за исключением увольнения. И в случае увольнения и поступлении на новое место работы, информация о взысканиях может оказаться у нового работодателя, например, периодические прогулы и пьянки на работе, могут негативно отразиться при приеме на новое место работы.
В общей системе государственного принуждения значительное место занимает административное принуждение, которое является одним из видов государственного принуждения. Административное принуждение представляет собой сложное, многоплановое понятие, слагающееся из совокупности множества административно-правовых средств принудительного воздействия, которые применяются управомоченными на то субъектами правоприменения в целях охраны и укрепления правопорядка[1]. К числу субъектов осуществления такого рода мер прежде всего относится милиция.
Милиция как правоохранительный орган государства выполняет широкий круг заданий и функций по охране правопорядка и борьбе с правонарушениями. С точки зрения правовой характеристики в деятельности милиции различают такие основные направления: административное, профилактическое, оперативно-розыскное, уголовно-процессуальное, исполнительная и охранительная деятельность. Совокупность этих направлений деятельности милиции обусловливает специфику форм и методов ее работы.
Одним из основных направлений деятельности милиции является административная деятельность. Большая часть личного состава милиции исполняет преимущественно административные функции, осуществляет организационно-правовые полномочия для охраны общественного порядка, которые устанавливаются и обеспечиваются нормами административного права. В процессе осуществления этой деятельности работники милиции вступают в многочисленные административно-правовые отношения с гражданами, их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями.
Административная деятельность милиции носит четко выраженный государственно-властный, императивный характер, осуществляется в официальном порядке от имени государства, которое предоставляет сотрудником милиции право на применение специфических мер административного воздействия, которые, как правило, не используются другими органами государственной исполнительной власти. Этим милицейская управленческая деятельность отличается от деятельности других органов исполнительной власти.
Реформирование государственно-управленческой деятельности предполагает широкое, многоаспектное преобразование административной деятельности милиции и, в первую очередь, совершенствование форм и методов деятельности по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями.
Универсальными, всеохватывающими методами государственного управления являются убеждение и принуждение. Они наиболее широко используются во всех сферах управленческой деятельности, в том числе в борьбе с правонарушениями, и составляют систему мер воздействия государства (в лице ее органов и должностных лиц) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества, любого государственного и общественного объединения, всего процесса управления. Используя эти методы, государство обеспечивает функционирование всей общественной системы, организованность, дисциплину, охраняет работу и быт людей, нормальную социальную обстановку в стране.
Разнообразие мер административного принуждения позволяет целенаправленно варьировать ими, объединять их с другими мерами государственного воздействия. В соответствии с назначением меры административного принуждения подразделяются на такие группы: 1) административно-предупредительные меры (проверка документов, осмотр, внесение представления об устранении причин правонарушения и т.д.); 2) меры административного пресечения (административное задержание, изъятие вещей и документов, принудительное лечение и т.д.); 3) административные взыскания (предупреждение, штраф, лишение специального права и т.д.).
При разработке критериев классификации мер административного принуждения необходимо учитывать все обстоятельства, связанные с правовой регламентацией оснований, условий, порядка и конечной цели их применения. Отсюда вытекает классификация мер административного принуждения по иным признакам: а) по способу обеспечения правопорядка; б) по цели применения; в) по фактическим основаниям применения; г) по правовым последствиям применения; д) по процессуальным основам осуществления. По своему значению они неравнозначны, но в совокупности дают основания для четкого выделения различных мер административного принуждения.
Реализация основных функций управления персоналом осуществляется путем административных методов воздействия, организационных, социально-психологических и экономических. Рассмотрим управление персоналом административным методом.
Административный способ воздействия – это система, управляющая и регулирующая рабочую деятельность трудящегося, осуществляющаяся в письменной или устной форме в виде конкретных распоряжений или заданий. Работники организации должны в точности выполнять данные указания, минимально проявляя свою самостоятельность. Для улучшения качества и количества выполняемых работ такая система сопровождается различными поощрениями или взысканиями.
Административный метод направлен на мотивацию человека. Его действия должны выполняться осознано: дисциплина на производстве, ответственный подход к выполнению заданной работы, стремление быть нужным в данной компании. Такой метод несет прямой характер: административный или регламентирующий акт должны быть в точности выполнены.
Административные методы основываются на правовых стандартах и действуют на основе определенных актов и распорядительных документов, подписанных управленческим аппаратом. Административное влияние на работников состоит из нескольких подразделений:
- Влияние, направленное на организацию, – это установленные и утвержденные нормативные документы внутри компании или организации, устанавливающие правила работы сотрудников данной компании. К таким правовым документам принадлежат:
Статья 19. Меры административного воздействия
Административное право регулирует отношения, связанные с государственным управлением.
Административное право состоит из двух частей:
- Общая часть включает нормы, имеющие общий характер и характерные для всей системы государственного управления, для всех его отраслей и сфер. То есть нормы, которые закрепляют: основные принципы осуществления государственного управления; административно-правовой статус субъектов административного права; формы и методы осуществления управленческой деятельности; ответственность за совершение административных правонарушений; порядок административно-процессуальной деятельности; порядок обеспечения законности в государственном управлении.
- Особенная часть конкретизирует нормы Общей части, исходя из специфических условий их применения, например, в пределах определенной области государственного управления.
Субъекты административного права — это физические и юридические лица, наделенные определенным объемом прав и обязанностей в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализующие функции исполнительной власти.
К субъектам административного права относятся:
граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы;
— объединения граждан;
— Президент Украины;
— органы исполнительной власти;
— органы местного самоуправления.
Административное правонарушение (проступок) — противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаками административного правонарушения, являются: общественная вредность, противоправность, виновность и административная наказуемость.
В Кодексе Украины об административных правонарушениях административные проступки сгруппированы в разделы в зависимости от сферы, в которой они совершаются, или вида отношений, на которые они посягают:
- административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения;
- административные правонарушения, посягающие на собственность;
- административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры;
- административные правонарушения в промышленности, строительстве и в сфере использования топливно-энергетических ресурсов;
- административные правонарушения в сельском хозяйстве;
- нарушение ветеринарно-санитарных правил;
- административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи;
- административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;
- административные правонарушения в области торговли, общественного питания, сферы услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности;
- административные правонарушения в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации;
- административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
- административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления.
Административные правонарушения устанавливаются не только КУоАП. Так, например, Таможенным кодексом предусмотрена ответственность за отдельные виды административных правонарушений, не включенные в КУоАП — за нарушение таможенных правил и процедур.
Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административное правонарушение относятся:
- чистосердечное раскаяние виновного;
- предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
- совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения несовершеннолетним;
- совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Орган или должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законе.
В свою очередь, обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
- вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
- совершение правонарушения группой лиц;
- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Вместе с тем, орган или должностное лицо, который накладывает административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через два месяца со дня его обнаружения, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в подведомственны суду. В таком случае, взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через три месяца со дня его обнаружения.
Административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения может быть наложено в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее одного года со дня его совершения. Административное взыскание за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 164 — 14 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства), может быть наложено в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее двух лет со дня его совершения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.
Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Привлечение виновного к административной ответственности и наложение на него административного взыскания, не освобождает его от обязанности возместить ущерб, если таковой был причинен его проступком. Административная комиссия, исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает двух необлагаемых минимумов доходов граждан, а суд — независимо от размера ущерба.
Если ущерб причинен несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет и имеющим самостоятельный заработок, а сумма ущерба не превышает одного необлагаемого минимума доходов граждан, судья имеет право возложить на несовершеннолетнего возмещение причиненного ущерба или обязать своим трудом устранить его.
В остальных случаях вопрос о возмещении имущественного вреда, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.
Понятие «административный процесс» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле административный процесс — это установленный законом порядок рассмотрения и решения индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления, судами (общей юрисдикции или специально созданными) или специально уполномоченными на то органами (должностными лицами). В узком понимании административный процесс рассматривается как производство по делам об административных правонарушениях и применение к правонарушителям административных взысканий.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются:
1) административными комиссиями при исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов;
2) исполнительными комитетами (а в населенных пунктах, где не создано исполнительных комитетов, — исполнительными органами, исполняющими их полномочия) сельских, поселковых, городских советов и их должностными лицами
4) районными, районными в городе, городскими или районными судами (судьями), а в случаях, предусмотренных КУоАП,- местными административными и хозяйственными судами, апелляционными судами, Верховным Судом;
5) органами Национальной полиции, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то Кодексом об административных правонарушениях.
295 грн. у місяць
Онлайн бухгалтерія
для ФОП і малого бізнесу
перші 30 днів безкоштовно!
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
Методы управления — способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют три метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:
- Административные — базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
- Экономические — основываются на правильном использовании экономических законов производства.
- Социально-психологические — базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей (метод убеждения).
В данной статье будут рассмотрены основные правила использования административных методов управления персоналом.
Административные методы осуществления управленческих воздействий на персонал базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. Административное воздействие имеет прямой характер: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Способы административного воздействия:
- Организационные воздействия: штатное расписание; положение о подразделениях; должностные инструкции; организация рабочего места; коллективный договор; правила трудового распорядка; организационная структура управления; устав организации.
Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов организации и обязательно вводятся в действие приказом руководителя.
Если организационные воздействия (трудовая и исполнительная дисциплина) находятся на высоком уровне, доведены до стандартов организации и регламентов управления, значительно снижается надобность в применении распорядительных действий. Организации, которые не достигли этого, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и, предположительно, конечные результаты их деятельности будут хуже.
Рассмотрим виды административных методов управления.
- Группа организационно-стабилизирующих методов. Позволяют создать прочную основу для совместной работы людей в компании, установить долговременные связи между сотрудниками и подразделениями в рамках должностных инструкций. Для формирования связей используются: организационная структура, регламентирование (закрепление функций и работ за каждым сотрудником), нормирование (определение норм выполнения работ), инструктирование, контроль, надзор.
- Группа распорядительных методов. Служат для оперативного управления совместным трудом специалистов и подразделений. Предполагают составление договоров, приказов, распоряжений и т. д.
- Группа дисциплинарных методов. Обеспечивают стабильность установленных связей и отношений, помогают поддерживать чувство долга, ответственность сотрудников. Реализуются через установленные правила поведения на предприятиях, системы контроля, разработку поощрительных мер и мер наказания.
Так как административные методы управления предполагают подчинение персонала, то и оправданными они являются тогда, когда надо заставить коллектив действовать по инструкции, чтобы достичь целей бизнеса. Например, в случае, если:
- сотрудниками выполняются стандартные операции строго по регламенту (чаще всего это встречается в кол-центрах или в бухгалтериях);
- работают низкоквалифицированные кадры, которым чёткие инструкции позволяют избегать ошибок;
- нужно быстро наладить рабочий процесс (всё-таки разработка систем поощрений в рамках экономических методов, а также инструментов влияния в рамках социально-психологических требует больше времени);
- руководство не доверяет сотрудникам.
Основная задача административных методов управления в менеджменте — согласовать и координировать действия подчинённых, то есть добиться дисциплинированности, порядка.
Чтобы обеспечить высокий уровень организации и дисциплину, руководство может использовать приказы, распоряжения, инструкции, положения, методические указания, правила и нормативы.
- Приказы. Это самая категоричная форма, которая обязывает чётко выполнять задачи в строго установленный период и предусматривает применение наказаний за их невыполнение. Приказ может включать 5 частей: описание произошедшего, меры по урегулированию, ресурсы для реализации решения, сроки выполнения, контроль.
- Распоряжения. В отличие от приказов, выпускаются не для всего предприятия, а для определённых структурных подразделений. Предусматривают обязательное исполнение перечисленных в них задач.
- Инструкции. Ориентированы на конкретных сотрудников и могут даваться в письменной или в устной форме (если в коллективе высокий уровень доверия между начальством и подчинёнными).
- Положения. Документы, которые обычно описывают базовые правила организации работы в компании.
- Методические указания. Представляют собой документы с дополнительной информацией касательно выполнения тех или иных задач. Так, в таких указаниях могут описываться: порядок их выполнения, моменты, на которых стоит акцентировать внимание и пр.
- Правила. Определяют процедурные нормы труда, выполнения конкретных задач и т. д. Обычно за их невыполнение предусматривается наказание.
- Нормативы. Являют собой чёткие изложения каких-то положений, отражающих правила, ценности компании. К примеру, это может быть миссия, кредо руководства и т. д.
Поскольку административные методы управления основаны на подчинённости, влияние на сотрудников осуществляется несколькими способами.
- Через организационные воздействия. Они сводятся к составлению и утверждению документов, регулирующих деятельность сотрудников компании. К таким документам относятся: устав, коллективный договор, должностные инструкции и пр.
- Распорядительные воздействия. Их задача — помочь в достижении определённых целей в управлении. Реализуются через распоряжения, инструкции, наставления, но могут и не понадобиться, если организационные воздействия в компании на высоком уровне, о чём свидетельствует строгая дисциплина.
- Материальную ответственность. Она наступает, если сотрудник наносит организации ущерб своими действиями либо бездействием. Может предусматривать взыскание, лишение премии, удержания из заработной платы и т. д.
- Дисциплинарную ответственность. Дисциплина — это то, на чём основываются административные методы управления, поэтому её нарушение влечёт за собой наказания в виде выговоров, депремирования, понижения в должности, реже — увольнения.
- Административную ответственность и взыскания. Она наступает, если совершается административное правонарушение. Может повлечь за собой штраф, дисквалификацию и пр.
Стоит отметить, что во всех случаях взыскания могут осуществляться в судебном порядке.
Анализируя особенности методов, можно выделить их преимущества и недостатки.
К преимуществам относятся:
- повышение уровня дисциплинированности (если есть устав, чёткие должностные инструкции и правила донесены до персонала, их охотнее выполняют);
- строгое соблюдение выбранной технологии производства;
- возможности для карьерного роста (обычно персонал понимает, какие действия и результаты поощряются, и стремится к ним).
Но есть и недостатки:
- концентрация власти;
- возможная текучка кадров, поскольку сотрудники не могут проявлять инициативу, с другой стороны — возникают сложности, если приказы противоречат друг другу;
- необходимость оформлять каждое решение в виде документа, а это — время.
Более того, при их использовании может наблюдаться повышение пассивности сотрудников и даже скрытое неповиновение. Другая крайность — некачественная работа из-за высоких планов.
Административные методы управления отличаются от экономических, социально-психологических и могут даже казаться слишком жёсткими, а то и малоэффективными, но это лишь на первый взгляд. На практике при правильном подходе (если грамотно составить устав, детально расписать должностные инструкции, донести ценности компании до персонала), они помогут запустить бизнес даже без опыта, а после — сделать его успешным. Кроме того, особенности таких методов следует знать ещё и для того, чтобы использовать их в работе параллельно с другими.
Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические,направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические,целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.
Управление осуществляется через взаимодействие людей и руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы динамики психологических процессов, межличностных отношений, группового поведения.
Социологические методы позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе. К числу социологических методов управления относят: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.
Социальное планирование позволяет сформировать социальные цели и критерии, разработать социальные нормативы (уровень жизни,оплата труда, условия труда и т.п.) и плановые показатели,способствует достижению конечных социальных результатов: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, росту ровня образования и квалификации сотрудников, сокращение производственного травматизма и т.п. Планы социального развития коллектива ранее широко использовались в деятельности любых предприятий СССР, в настоящее время актуальны для крупных зарубежных компаний и заслуживают возрождения в послекризисной российской практике.
Социологические исследования служат инструментом в работе сперсоналом и обеспечивают специалистов по управлению персоналомнеобходимыми данными, позволяющими принимать обоснованные решенияпри подборе, оценке, расстановке, адаптации и обучении персонала.Современные методы социологических исследований весьма разнообразныи могут включать в себя: анкетирование, интервьюирование,социометрические наблюдения, собеседования и т.п.
Личностные качества определяют внутренний мир сотрудника,который достаточно стабильно отражается в процессе трудовойдеятельности и является неотъемлемой частью социологии личности.Эти качества принято делить на деловые (организационные), которыеопределяют результативность решения конкретных задач и выполненияролевых функций, и моральные (нравственные), отражающие личныеморальные качества сотрудника.
Мораль является особой формой общественного сознания,регулирующей действия и поведение человека в социальной средепосредством нравственных норм и правил. Вопросы корпоративнойморали находят отражение в философии организации.
Партнерство имеет важное значение для обеспеченияразнообразных форм взаимоотношений в коллективе. В отличие отформальных связей соподчиненности, которые определяютвзаимозависимость сотрудников, в партнерстве все выступаютравноправными членами группы. Различают следующие формыпартнерства: деловые, дружеские, по увлечениями и т.п. Партнерскиеотношения строятся на основе взаимоприемлемых вопросов убеждения,подражания, просьб, советов, похвал. Деловые отношения, строящиесяв форме дружеского партнерства и общих увлечений, всегдаспособствуют созданию хорошего социально — психологического климатав коллективе.
Соревнование проявляется в стремлении людей к успеху,первенству, достижениям и самоутверждению. Принципы соревнования нашли отражение в современных теориях «Y» и «Z» мотивации персонала.
Психология управления изучает поведение человека в процессе общественного производства. Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов является то, что они направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы,поведение и позволяют сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач.
Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива. Оно включает в себя: постановку целей развития и разработку критериев эффективности производственной деятельности, обоснование психологических нормативов, создание методов планирования социально-психологического климата и достижения конечных результатов. Результатами психологического планирования являются:
- формирование подразделений (групп) с учетом психологической совместимости сотрудников;
- создание комфортного социально-психологического климата в коллективе;
- формирование личной мотивации сотрудников исходя из философии организации;
- минимизация межличностных конфликтов;
- разработка моделей профессионального продвижения сотрудников на основе психологической ориентации;
- рост интеллектуальных способностей и уровня квалификации персонала;
- формирование организационной культуры на основе норм поведения и образов «эффективных» сотрудников.
Значение принуждения как метода государственного управления заключается в том, что оно призвано обеспечить общественный порядок и общественную безопасность с помощью принудительных средств и при этом связано с необходимостью защиты прав и законных интересов граждан. Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно необходимый элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти». Принуждение – это отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение.
В качестве целей государственного принуждения выступают:
- пресечение противоправного поведения;
- предупреждение противоправного результата;
- восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного ущерба;
- наказание правонарушителя.
Административно-предупредительные меры (меры административного предупреждения) направлены на предупреждение правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Эти меры названы так в силу их ярко выраженной профилактической направленности.
Основанием применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств, как связанных, таки не связанных с действиями человека.
Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии и т. п.
Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление.
Основными целями применения указанных мер являются обеспечение безопасности личности и общественной безопасности при наличии реальной или потенциальной угрозы причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям, предупреждение преступлений и административных правонарушений, в том числе повторного их совершения, со стороны отдельных категорий субъектов.
Основанием применения этих мер может быть предположение о намерении лица совершить противоправное действие, необходимость проверки в силу значимости общественного отношения, угроза общественной или государственной безопасности. Угроза безопасности может наступить, например, в результате нарушения техники безопасности в промышленности, правил перевозки и хранения взрывчатых веществ и др. Она может быть связана и с действием природных факторов: землетрясением, наводнением, снежными заносами и т. п.
Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеру правоограничений. По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:
1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий(например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.);
2) меры, направленные на предупреждение административных правонарушений и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);
3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей(например, принудительное медицинское освидетельствование и др.);
4) особую группу составляют так называемые лечебнопредупредительные меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности (например, принудительная госпитализация опасных душевнобольных и лиц, больных туберкулезом).
Для мер административно-предупредительного характера характерны следующие признаки:
- отсутствие связи с правонарушением либо наличие опосредованной связи с ним;
- направленность на профилактику возможных негативных последствий;
- применение в административном порядке;
- использование в отношении как конкретного субъекта, так и неограниченного круга лиц;
- регулирование различными нормативными актами, начиная с федеральных законов и заканчивая ведомственными нормативными правовыми актами.
К числу наиболее распространенных мер административно предупредительного характера можно отнести:
Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов, которое применяется военнослужащими войск национальной гвардии и сотрудниками полиции.
Данная мера может применяться при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий; при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков, при проведении контртеррористической операции и т. п.
При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка. При этом гражданам разъясняются наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.
Официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Меры пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события. Наряду с правонарушениями, основанием применения мер административного пресечения может быть совершение объективнопротивоправных деяний, а также наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.
К целям применения мер административного пресечения относят прекращение неправомерных деяний, ликвидацию противоправных состояний, предупреждение наступления вредных последствий, а также создание условий, обеспечивающих привлечение правонарушителя к ответственности.
Меры пресечения могут применяться для прекращения как административных правонарушений, так и преступлений. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления.
Меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события или нет. Поэтому надзорные органы, например органы санитарно-эпидемиологического надзора, имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут стать ввиду как правонарушения, так и естественных причин. Для применения названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины.
Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно-противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.
Многообразные меры административного пресечения можно разделить на несколько видов.
В частности, к ним относятся меры:
- применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в полицию и др.);
- имущественного и организационного характера, например: изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений, выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, отзыв продукции и др.;
- финансового характера: прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, и др.;
- медико-санитарного характера: отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.;
- связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы: приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, аннулирование вида на жительство иностранного гражданина;
- специального или исключительного назначения: применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников, средств принудительной остановки транспорта и др.
Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания.
Также меры пресечения можно подразделить на:
- меры, направленные на пресечение совершаемых нарушений, ограничение и запрет реализации прав на законных основаниях;
- меры специального пресечения.
К числу мер первой группы можно отнести:
- изъятие предметов и документов;
- задержание физического лица, транспортного средства;
- административный запрет деятельности организации;
- блокировка счета, интернет-сайтов.
В теории и практике применения административного законодательства существует проблема разграничения категорий «меры административного пресечения» и «меры процессуального обеспечения». Это обусловлено двойственной природой некоторых мер. Так, административное задержание граждан в зависимости от целей применения может рассматриваться и как мера пресечения и как обеспечительная мера. Такую же природу имеют временный запрет деятельности, изъятие вещей и документов и некоторые другие меры.
Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 27.1) предусмотрена возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений в случаях, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Таким образом, речь идет в данном случае о мерах административного принуждения процессуального характера или мерах административно-процессуального обеспечения.
Для мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении характерно то, что они:
- применяются только в связи с административным правонарушением (как в процессе совершения, так и после его совершения);
- регулируются большим количеством подзаконных актов и ведомственных приказов (доставление, освидетельствование);
- применяются только специально уполномоченными на это лицами (исчерпывающий перечень закреплен в КоАП РФ);
- носят принудительный характер и уже в силу этого ограничивают права и законные интересы граждан и юридических лиц;
- фактически направлены на обнаружение, закрепление и использование доказательств по делу, т. е. обеспечивают нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях;
- всегда облечены в процессуальные рамки, являются процессуальными действиями;
- выход за рамки процессуальных сроков при их применении недопустим;
- в случае их незаконного применения причиненный вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с гл. 27 КоАП РФ к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, задержание судна, доставленного в порт РФ, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, арест судна, доставленного в порт РФ, привод, временный запрет деятельности, залог за арестованное судно, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному административному выдворению за пределы РФ, арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Признаки мер административной ответственности:
- меры устанавливаются за конкретные административные правонарушения только КоАП РФ или законом субъекта Федерации;
- меры применяются к физическим и юридическим лицам;
- меры назначаются в судебном и административном порядке;
- меры реализуются по строго установленным процессуальным правилам.
Правовую основу их применения составляет гл. 3 КоАП РФ, а само понятие административного наказания используется в различных значениях:
- как реакция государства на совершенное административное правонарушение;
- как мера ответственности за административное правонарушение;
- как санкция за совершение административных проступков или как применение государством предусмотренных в административно-правовой норме карательных (штрафных) санкций к правонарушителям;
- как выражение отрицательной оценки государством совершенного правонарушения и самого правонарушителя;
- как кара, т. е. причинение виновному в совершении административного правонарушения определенных страданий, лишений и т. д.;
- как вид административного принуждения или принудительная мера государственного воздействия на нарушителя соответствующих административных правил и т. д.
Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Административные наказания существенно отличаются от иных мер принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью. Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.
Перечень административных наказаний предусмотрен ст. 3.2 КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.
В системе мер административного принуждения можно выделить также административно-восстановительные меры, направленные на восстановление ранее существующего (до правонарушения) правомерного состояния. Общей целью применения данных мер является восстановление нарушенного права.
Следует отметить, что административно-восстановительные меры близки по характеру к мерам пресечения, но по определенным признакам эти меры заслуживают самостоятельного статуса.
Признаки административно-восстановительных мер:
- применяются в связи с совершением неправомерных действий, повлекших причинение ущерба, нарушение права;
- назначаются как в административном, так и в судебном порядке;
- применяются к конкретным субъектам, физическим и юридическим лицам;
- состоят в обязанности виновного лица возместить причиненный ущерб, восстановить нарушенное право;
- предполагают добровольный порядок восстановления права, возмещения вреда.
Среди мер административного восстановления выделяют такие, как снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых помещений, взыскание незаконно полученных денежных сумм, пени, взыскание недоимки, возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением.Также к мерам административного восстановления можно отнести возложение судьей на лицо, виновное в нарушении законодательства об обороте наркотиков, обязанности пройти лечение, медицинскую или социальную реабилитацию (п. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ). Лечение и реабилитация направлены на восстановление здоровья, т. е. правомерного положения вещей, существовавшего до нарушения правил, – потребления наркотических средств.
Указанная обязанность может быть возложена только на лицо, которое в установленном порядке признано больным наркоманией, что должно быть подтверждено документом соответствующего медицинского учреждения наркологического профиля. В других случаях при установлении факта потребления наркотического средства лицу, привлеченному к административной ответственности, целесообразно назначить прохождение диагностики, по результатам которой могут быть проведены профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинская или социальная реабилитация.
Выбор конкретной меры антинаркотической направленности зависит от характера совершенного правонарушения, характеристики личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Уклонение от прохождения названных процедур лицом, которому они назначены, влечет административную ответственность по ст. 6.9.1 КоАП РФ.
Контракт
Трудовой договор
Ответственность работника и нанимателя
Наименование должностей и профессий
Отпуска и свободные дни
Административное пресечение как мера административно-правового принуждения Скачать 237118 0 0
… предупредительные, административно – пресекательные, административно – восстановительные и также административно – обеспечительные меры, как меры административно-правового принуждения процессуального характера, хотя отдельные меры административно-процессуального обеспечения поглощаются мерами административно-правового пресечения (например, доставление, задержание и др.). К сожалению, все эти меры …
Меры административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях Скачать 50514 0 0
… производства по делам об административных правонарушениях. Уделено внимание разъяснению тех норм законодательства, реализация которых вызывает наибольшие трудности. Глава I. Правовая природа мер административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях 1. Общая характеристика мер Меры обеспечения производства по делам об административных …
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в системе мер административного процессуального обеспечения Скачать 117436 1 0
… направления лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения, на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения права человека не защищены не коим образом. Порядок направления на указанную процедуру лица, совершившего административное правонарушение, либо подозреваемого в совершении преступления не регулируется вообще. В-третьих …
Предмет и метод административного права Скачать 45067 0 0
… , т.е. их волеизъявлений. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, в виде соответствующих разрешений). Это свидетельствует о том, что метод административного права нередко используется на диспозитивных началах, т.е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора вариантов поведения в рамках закона. Поэтому следует …
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.
Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчинённый». Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений. Инструктирование и координация работы — это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.
Административные методы управления
- Правовые основы управления персоналом производственного коллектива
- Социально-психологические методы управления персоналом
Список использованных источников
- Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
- Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997;
- Федосеев В.Н., Капустин С.Н Методы управления персоналом М.2006.
ЭКОНОМИКА
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
УПРАВЛЕНИЕ
Аудит и контроллинг персонала
Логистика
Маркетинг
Менеджмент
ДРУГИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ
При вынесении решения о наказании работника также следует убедиться в том, что с момента совершения проступка не прошло более полугода (если ситуация была обнаружена путем проведения ревизии или проверки — не позднее двух лет).
Порядок применения взысканий Для тех групп работников, которые не относятся к специальным (сотрудники железнодорожных станций, судьи, работники прокуратуры и следственных органов), предусмотрена единая процедура применения взысканий.
После чего в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами, регулирующими трудовую деятельность, решением дисциплинарной комиссии и прочим утвержденным порядком, выносится решение о взыскании либо воздействии. Дисциплинарный проступок, по нарастающей в зависимости от своей тяжести, может быть наказан в виде:
- замечания;
- выговора;
- расторжения трудового контракта.
Это касаемо взысканий.
Понятие дисциплинарного воздействия – это несколько шире этих мер к ним также относятся предупреждения, предписания, депремирование (не штрафы!).
По сути, лишение или ограничение трудовых прав широко применялось лет 30 назад, не регулировалось законодательно, а на деле это воплощалось в виде сокращения дней отпуска или его переносе на неблагоприятный период, перевод на низкооплачиваемую работу и прочее.
ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (абз. 3 п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).Таким образом, в силу вышеприведенных норм трудового законодательства дисциплинарное взыскание может быть применено за дисциплинарный проступок.
Какие наказания допускаются в отношении работника, четко определяет статья 192 ТК РФ. В ней законодатель определил такие виды дисциплинарного взыскания:
- Замечание.
- Выговор.
- Увольнение по соответствующим основаниям.
Какие-то еще меры воздействия будут незаконными со стороны работодателя и становятся причиной жалоб работника и последующих проверок и штрафов. Важно использовать только установленные виды наказаний. При наказании провинившегося сотрудника следует учитывать, насколько серьезное нарушение он допустил, и возможные последствия проступка.
Самый простой вид взыскания — это замечание. Его выносят за незначительные проступки, не имеющие серьезных последствий (например, опоздание на 10 минут с обеда).
Более серьезное — выговор. Его применяют, когда проступок имел или мог иметь последствия для трудового процесса или коллег нарушителя (например, нарушение технологии обработки и допущение брака продукции).
Самым строгим является увольнение. Применяют этот метод воздействия только по строго определенным основаниям, изложенным в статье 81 ТК РФ. Иные основания для увольнения с целью наказания не допускаются и являются нарушением действующего законодательства.
Прикладываем документы, подтверждающие факт дисциплинарного проступка.
В таблице мы перечислили наиболее частые нарушения, что необходимо для их подтверждения, и какие риски возникают при применении наказания.
Опоздание | Акт о совершении дисциплинарного проступка.Требование о даче объяснений (или подтверждение его вручения).Объяснение работника (или акт об отказе, непредоставлении объяснений). | Распечатка программы учета прихода сотрудников (или выписка из журнала прихода).Табель учета рабочего времени.Правила внутреннего трудового распорядка.График работы.Должностная инструкция.Трудовой договор. | Часы на предприятии должны иметь очень точный ход. Погрешность в несколько минут нежелательна. Из-за нее вынесенное взыскание оспаривается работником, и дисциплинарное взыскание в виде выговора не может быть применено. |
Прогул | Акт о совершении дисциплинарного проступка.Требование о даче объяснений (или подтверждение его вручения).Объяснение работника (или акт об отказе, непредоставлении объяснений). | Табель учета рабочего времени с указанием времени отсутствия.Правила внутреннего трудового распорядка.График работы.Должностная инструкция.Трудовой договор. | Время обеда в прогул не включается, т. к. это личное время работника. Отсутствующий долгое время работник способен внезапно появиться с оправдательными документами, что такое дисциплинарное взыскание аннулирует. |
Появление в состоянии алкогольного опьянения (или под воздействием иных токсических веществ) | Акт о совершении дисциплинарного проступка.Требование о даче объяснений (или подтверждение его вручения).Объяснение работника (или акт об отказе, непредоставлении объяснений).Акт медицинского освидетельствования.Акт об отстранении работника от работы. | Табель учета рабочего времени.Должностная инструкция.Трудовой договор.Инструкция по охране труда и технике безопасности сотрудника (если в ней содержатся соответствующие положения). | Медицинское освидетельствование — только в специализированных медицинских учреждениях с использованием специальной аппаратуры. Работник вправе отказаться от прохождения такого обследования (возможно вызвать полицию, см. статью 20.21 КоАП).Применение взыскания без приложения медицинского заключения несет риски для работодателя. |
Все документы, за исключением актов и объяснительных, прилагаются в копиях. В некоторых организациях принято дополнять комплект документов заключением юридической службы о правомерности применения взыскания и правовых последствиях.
Запрашиваем у провинившегося объяснение проступка. Делать это необходимо в письменной форме. Требование о даче объяснений отправляют заказным письмом или вручают один экземпляр лично под подпись.
Объяснение работник предоставляет в течение двух рабочих дней с момента получения требования.
Если по истечении срока для дачи объяснений оно не предоставлено, составляется акт об отказе, и это не является препятствием для вынесения взыскания.
При оформлении дисциплинарного проступка важно соблюдать нормы статей 192 и 193 Трудового кодекса РФ. Работодателю рекомендуется передавать работнику запрос на предоставление объяснений в письменной форме под подпись, иначе работник укажет, что никакого запроса на предоставление объяснений он не получал. Месячный срок (он продлевается, в отличие от 6-месячного срока совершения проступка) начинает отсчитываться с даты, когда непосредственному руководителю стало известно о проступке. Факт обнаружения проступка оформляется в любом виде, например, служебной запиской.
Для применения дисциплинарного воздействия установлены строго определенные сроки. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца с момента обнаружения нарушения. В этот срок нельзя включать время отсутствия по уважительным причинам (болезнь или отпуск). Также не учитывается время для согласования наказания с профсоюзом, если он есть в компании (выборный орган).
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев с момента совершения дисциплинарного проступка.
Нарушения, выявленные после проведения ревизии, аудиторской проверки или проверки финансово-хозяйственной деятельности, подлежат наказанию не позднее двух лет с момента совершения.
Если параллельно идет уголовное делопроизводство, то его время не учитывается в указанные сроки.
Нельзя за один проступок наказать дважды. Это значит, что объявить выговор и уволить не получится. Работодатель выбирает и применяет лишь один вид наказания.
Если работник не совершал проступков и не подвергался наказанию со стороны администрации, дисциплинарное взыскание действует год. По истечении этого срока он считается не имевшим взысканий (статья 194 ТК РФ).
Дисциплинарное взыскание за нарушение трудовой дисциплины есть возможность снять и до истечения годичного срока. Выступить с таким предложением может:
- работодатель (руководитель предприятия);
- сам работник;
- непосредственный руководитель наказанного;
- профсоюз (выборный орган).
Инициатива вышеперечисленных лиц обычно оформляется в служебной записке на имя руководителя организации. После наложения визы документ поступает в кадровую службу для подготовки приказа о снятии взыскания.
При вынесении решения о наказании работника также следует убедиться в том, что с момента совершения проступка не прошло более полугода (если ситуация была обнаружена путем проведения ревизии или проверки — не позднее двух лет).
Порядок применения взысканий Для тех групп работников, которые не относятся к специальным (сотрудники железнодорожных станций, судьи, работники прокуратуры и следственных органов), предусмотрена единая процедура применения взысканий.
После чего в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами, регулирующими трудовую деятельность, решением дисциплинарной комиссии и прочим утвержденным порядком, выносится решение о взыскании либо воздействии. Дисциплинарный проступок, по нарастающей в зависимости от своей тяжести, может быть наказан в виде:
- замечания;
- выговора;
- расторжения трудового контракта.
Это касаемо взысканий.
Понятие дисциплинарного воздействия – это несколько шире этих мер к ним также относятся предупреждения, предписания, депремирование (не штрафы!).
По сути, лишение или ограничение трудовых прав широко применялось лет 30 назад, не регулировалось законодательно, а на деле это воплощалось в виде сокращения дней отпуска или его переносе на неблагоприятный период, перевод на низкооплачиваемую работу и прочее.
ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (абз. 3 п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).Таким образом, в силу вышеприведенных норм трудового законодательства дисциплинарное взыскание может быть применено за дисциплинарный проступок.