Специфические права ребенка это что обществознание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специфические права ребенка это что обществознание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перед тем как рассматривать имеющиеся у ребенка права, следует разобраться с некоторыми понятиями.

Ребенок – лицо, возраст которого не достиг 18 лет. Подробнее об этом термине можно узнать, прочитав статью 54 СК РФ.

Малолетний ребенок – одна из категорий законодательства касательно детей. К ней относятся лица, не достигшие возраста 14 лет. Более подробно рассматривает вопрос малолетних детей статья 28 ГК РФ.

Специфические права ребенка: описание видов

Помимо основных прав, у ребенка также имеются специфические, классификация которых подразумевает их деление на:

  • избирательное право;
  • право на собственность;
  • право на жизнь;
  • право на семью.

Ребенок начинает обладать специфическими правами сразу с момента своего рождения. Также стоит отметить, что все они входят в состав общих прав малыша.

Важно! Каждую из классификаций, в свою очередь, следует рассмотреть отдельно.

Прежде всего, необходимо заметить, что это право имеется не только у детей, но и у каждого человека согласно Конституции. Закон официально закрепляет это право, и другие законодательные документы не могут ему противоречить.

Благодаря данному праву малыш может спокойно жить, и никто не имеет права лишить его этой жизни. В противном случае преступника ждет уголовное наказание за совершенное деяние.

Ранее было прописано, что с четырнадцати лет ребенок может обращаться в суд и получать необходимую юридическую помощь, если ему необходимо отстоять собственные права. Таким образом, он может не только подать какое-либо заявление, но также получить адвоката, если дело идет о судебном заседании.

При этом для подтверждения данного права совершенно не требуется согласие родителей или официальных представителей ребенка.

Права и обязанности несовершеннолетних: основные аспекты, законы

Самостоятельная трудовая деятельность человека становится возможной для ребенка, когда ему исполняется 16 лет. Однако при получении согласия одного из родителей или официальных представителей договор между работодателем и ребенком может быть заключен даже в том случае, если второму на момент заключения более 14 лет.

При этом необходимо заметить, что запрещено использовать детский труд на:

  • тяжелых работах;
  • работах с вредными или опасными условиями труда;
  • подземных, горных работах;
  • на работах, где имеет вред для здоровья.

В школе не всегда детям удается найти друзей в коллективе и наладить отношения с учителями. Нередки случаи возникновения конфликтов с любой из имеющихся сторон, и в этом случае специалисты рекомендуют школьнику обратиться к социальному педагогу, который работает в этой же школе.

Если этого делать не хочется, то существует еще один выход – можно обратиться к комиссии по делам несовершеннолетних.

Важно! В основном к подобной организации обращаются дети или подростки, имеющие проблемы в школе или другие конфликтные ситуации.

Среди них можно выделить следующую классификацию:

  • избирательное право;
  • на собственность;
  • на жизнь;
  • на семью.

Специфические права приобретаются с рождения. Они входят в состав общих прав малыша. А их особое значение направлено на регулирование специально выделенных норм.

Оно подразумевает возможность выбора детьми. Родители, официальные представители обязаны предоставлять детям выбор и осуществлять его. Существует следующая градация возрастных периодов детей:

  • до 10 лет;
  • 10-14 лет;
  • 14-18 лет.

Дети, не достигшие 10 лет, считаются не готовыми для осуществления осмысленного выбора действий, имеющего юридические последствия.

Родители или официальные представители должны осуществлять выбор условий проживания, воспитания, образования и прочего за свое дитя. Но данный выбор должен быть в целях создания для него комфортных и благоприятных для роста и развития условий.

С 10 лет дети имеют право небольшого выбора. Их мнение учитывается в суде при разводе родителей. В случаях, когда оба родителя имеют достойные условия проживания и воспитания ребенка, суд может принять решение о выборе его места жительства с одним из родителей на основании пожеланий.

Статья 42

Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.

Статья 43

1. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.

2. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению, а также главным правовым системам.

3. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.

4. Первоначальные выборы в Комитет проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции, а впоследствии — один раз в два года. По крайней мере за четыре месяца до дня каждых выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обращается к государствам-участникам с письмом, предлагая им представить свои кандидатуры в течение двух месяцев. Затем Генеральный секретарь составляет в алфавитном порядке список всех выдвинутых таким образом лиц с указанием государств-участников, которые выдвинули этих лиц, и представляет этот список государствам-участникам настоящей Конвенции.

5. Выборы проводятся на совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, на которых две трети государств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.

6. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Срок полномочий пяти членов, избираемых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих пяти членов определяются по жребию Председателем совещания.

7. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета или если он или она по какой-либо иной причине не может более исполнять обязанности члена Комитета, государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.

8. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.

9. Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок.

10. Сессии Комитета, как правило, проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в любом ином подходящем месте, определенном Комитетом. Комитет, как правило, проводит свои сессии ежегодно. Продолжительность сессии Комитета определяется и при необходимости пересматривается на совещании государств — участников настоящей Конвенции при условии одобрения Генеральной Ассамблеей.

11. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с настоящей Конвенцией.

12. Члены Комитета, учрежденного в соответствии с настоящей Конвенций, получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей.

Статья 44

1. Государства-участники обязуются предоставлять Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав:

a) в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника;

b) впоследствии через каждые пять лет.

2. В докладах, представляемых в соответствии с настоящей статьей, указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Конвенции. Доклады также содержат достаточную информацию, с тем чтобы обеспечить Комитету полное понимание действий Конвенции в данной стране.

3. Государству-участнику, представившему Комитету всесторонний первоначальный доклад, нет необходимости повторять в последующих докладах, представляемых в соответствии с пунктом 1b настоящей статьи, ранее изложенную основную информацию.

4. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления настоящей Конвенции.

5. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через посредство Экономического и Социального Совета.

6. Государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.

Статья 46

Настоящая Конвенция открыта для подписания ее всеми государствами.

Статья 47

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 48

Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 49

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи таким государством на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 50

1. Любое государство-участник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем препровождает предложенную поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение четырех месяцев, начиная с даты такого сообщения, по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.

2. Поправка, принятая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и принятия ее большинством в две трети государств-участников.

3. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.

Статья 51

1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.

2. Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.

3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем сообщает об этом всем государствам. Такое уведомление вступает в силу со дня его получения Генеральным секретарем.

Статья 52

Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после получения уведомления Генеральным секретарем.

Статья 53

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается депозитарием настоящей конвенции.

Статья 54

Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230–239.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Поменять имя, фамилию и отчество
  • Жить за счет родителей
  • Выбирать, с кем из родителей жить после развода
  • Общаться с родными после развода родителей
  • Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против
  • Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах
  • Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет
  • Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет
  • Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет
  • Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться
  • Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред
  • Учиться и лечиться за счет государства
  • Ходить в сад и школу рядом с домом
  • Учиться дома, а не в школе
  • Работать с 16 лет
  • Отказаться от лечения, прививок и обследований с 15 лет
  • Водить мопеды и легкие мотоциклы с 16 лет
  • Заниматься бизнесом и подрабатывать
  • Вступать в брак с 16 лет
  • Получать наследство, даже если завещание на других людей
  • Использовать налоговые вычеты при покупке недвижимости
  • Ездить за границу без сопровождения взрослых
  • Получить долю в доме или квартире, если на их покупку потратили маткапитал
  • Получить гражданство РФ
  • Защищать свои права и интересы
  • Требовать уведомления родителей при задержании
  • Участвовать в производстве по уголовным делам в присутствии родителей и педагога

Специфические права ребенка это

Дети обладают данным правом наравне со взрослыми людьми на основании Конституции. Это право закреплено основополагающим законом, и другие законодательные акты не должны противоречить ему.

Под правом на жизнь понимается возможность малыша жить, никто не имеет права лишить его жизни. Это уголовно наказуемое деяние.

Защита права на жизнь осуществляется органами полиции, прокуратуры, социальными службами на основании Уголовного кодекса.

Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада.

Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

1 Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций в 1959 г.

  • Равенство прав всех детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
  • Ребёнок нуждается в любви и понимании; он должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.
  • Малолетний ребёнок (т. е. в возрасте до 14 лет) не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаемым со своей матерью.

(Б) Мать четырёхлетнего Антона умерла, когда ему не исполнилось и одного года. Мальчик проживал у отца, а в его воспитании принимали активное участие дедушка и бабушка со стороны матери. Они заботились о мальчике до достижения им трёх лет, пока отец ребёнка не женился. С этого времени он отказался от услуг бывших тёщи и тестя, запретил им встречаться с внуком, обосновывая своё решение тем, что Антон должен
быстрее привыкнуть к «новой маме». Какое право ребёнка было нарушено в этой ситуации?

Основные права несовершеннолетних детей в России

Несмотря на возраст, права и обязанности ребенка имеют не только гражданский, но и политический характер:

  1. С 8 лет он может состоять в детских, а с 14 – в юношеских организациях, направленных на досуговую, творческую, спортивную деятельность.
  2. Государство в свою очередь обязано поддерживать подобные организации, посредством рекламы, софинансировния, улучшения материальной базы, прав на льготные условия и так далее.

К экономическим правам ребенка в России относятся:

  1. Трудовая защита: законодательством установлен минимальный возраст малолетнего гражданина, с которого он привлекается к работе. Пи этом условия оплаты и рабочего процесса отличаются от взрослого. Например, подросток не работает полный рабочий день.
  2. С 14-летнего возраста может самостоятельно распоряжаться имеющимися у него денежными средствами, подарками.
  3. Несовершеннолетние получают пособие, медицинскую помощь.

До совершеннолетия правовые интересы подростка защищают родители или опекуны. Его жизнь зависит от взрослых. Но при этом законодательные нормы малолетнего гражданина должны быть соблюдены:

  1. Беспрепятственный доступ к информации о родителях и родственниках. Это важно при оформлении опеки или лишении родительских прав.
  2. Не имея законных оснований, никто не может лишить малолетнего гражданина общения с родителями и родственниками.
  3. Оба родителя обязаны воспитывать и развивать малолетнего подростка.

Правовые нормы соблюдаются и в образовательных учреждениях.

Так в детском саду должны обеспечить:

  1. Безопасное пребывание, личную неприкосновенность и уважительное отношение. То есть воспитатель не может применять в отношении малыша физическую силу, моральное подавление.
  2. При этом сотрудники детских дошкольных учреждений обязаны работать на развитие творческих, спортивных способностей детей, проводятся занятия, направленные на развитие речи.
  3. При необходимости детский сад обеспечивает получение медицинской помощи.

В школе необходимо:

  1. Обеспечить малолетнему обучение по планам общего или индивидуального направления.
  2. Беспрепятственного использования ресурсов библиотеки, получения питания.
  3. Школа обязана соблюдать правила санитарных норм, обеспечивая безопасную образовательную среду.
  4. В школе реализуются программы дополнительного образования, как на платной, так бесплатной основе.
  5. В случае необходимости несовершеннолетний может получить помощь психолога или педагога.

До получения паспорта — 14-летного возраста, несовершеннолетние не могут самостоятельно отстаивать и защищать интересы. Это обязанность возлагается на родителей и опекунов. Они, защищая несовершеннолетнего, обращаются в суд. Защищать его от его собственных родителей при необходимости обязаны представители государственной власти — органы опеки.

Статьей 54 Семейного Кодекса определено, что несовершеннолетними являются лица возрастом до 18 лет. Малолетними же (статья 28 Гражданского Кодекса РФ) считаются несовершеннолетние лица возрастом до 14 лет.

В России права несовершеннолетних детей регулируются следующими нормативными документами:

  • Декларация прав ребенка Генассамблеи ООН;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 124-ФЗ, гарантирующий права ребенка в стране;
  • Конституция РФ;
  • Закон о гарантии защиты сирот;
  • Закон о соцзащите инвалидов;
  • ФЗ об образовании.

Обязанности несовершеннолетних лиц в семье на законодательном уровне не устанавливаются, а определяются лишь нормами нравственности. Поэтому принудить несовершеннолетнего выполнять возложенные на него в семье обязанности нельзя.

Малолетние дети имеют право распоряжаться средствами, которые дали им родители, бабушка, дедушка или другие родственники. Но в любом случае распорядиться ими ребенок может только с согласия родителей или лиц, их заменяющих, а совершать может только мелкие бытовые сделки.

Дети в возрасте от 14 до 18 лет становятся более самостоятельными, а круг их прав значительно расширяется. Они уже могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, стипендией. Кроме того, дети этого возраста вправе совершать сделки.

Правда, для этого требуется письменное согласие или последующее одобрение родителей.

Они могут быть признаны авторами созданного художественного произведения, например картины или музыкального сочинения, и иметь соответствующие авторские права (на вознаграждение, на имя).

Официально усыновленный малыш по своему статусу приравнивается к кровному родственнику усыновителей и ему полагаются все установленные на законодательном уровне права и обязанности ребенка в семье.

Помимо них, усыновленный обладает возможностью общаться со своими родственниками, если его биологические отец и мать умерли.

Если ему на момент усыновления уже исполнилось 10 полных лет, он может сам решать, менять ему свое имя или нет.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Какие дети имеют право на государственную поддержку

Если мальчик (девочка) усыновлен не был, а просто находится под опекой и попечительством других лиц, он получает все то же, что и малыш в семье усыновителей, только с учетом сохранения за ним его родного имени и возможностью общаться с биологическими родителями.

Усыновленный ребенок, а также находящийся под опекой и попечительством других лиц, обладает возможностью получать пенсию по потере кормильца, если этот факт наступил до момента его усыновления. Эти деньги являются его личной собственностью.

В случае если будет замечено нарушение прав ребенка в приемной семье, он может обратиться в органы опеки и попечительства с соответствующим заявлением.

Подростками считаются лица возрастом с14 до 16 лет. В это время они получают личные права — с согласия отца или матери может совершать различные сделки, зарабатывать деньги и лично ними распоряжаться, вступать в различные объединения.

С этого же возраста определяются и гражданские обязанности – необходимость в получении паспорта, а также несение ответственности за свои действия. Еще лица начинают нести уголовную ответственность в случае совершения тяжких преступлений.

С 16 лет парни и девушки приобретают возможность эмансипации путем официального трудоустройства или вступления в брак. Вместе с тем они начинают нести полную административную и уголовную ответственность.

Права детей-инвалидов заключаются в возможности получения государственной поддержки во всех сферах их жизни.

Так как люди с ограниченными возможностями требуют постоянного ухода и специальных условий, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности, им полагаются определенные льготы на медобслуживание, санаторное лечение, страхование, а также дополнительная материальная помощь. Согласно Закону о соцзащите инвалидов, лица с ограниченными возможностями также вправе получить специальное образование.

Объем медицинской помощи определяется государственной программой медстрахования, разработанной специально для людей с ограниченными возможностями.

Что такое специфические права ребенка

Ратификация Россией Конвенции о правах ребёнка потребовала создания механизма государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Формирование государственной политики, направленной на охрану прав детей, обеспечения максимальных возможностей их воспитания и обучения, социализации личности ребёнка, — одна из приоритетных задач России.

Права ребенка — права человека применительно к детям. Необходимость выработки специальных норм, регламентирующих международное сотрудничество в этой области, обусловлена особенностью положения детей, прежде всего тем, что они согласно внутреннему… … Профессиональное образование. Словарь

Права ребенка — Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом “Об… … Терминологический ювенологический словарь

Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

РЕШЕНИЕ: Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г.

N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы: Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

В России права несовершеннолетних детей регулируются следующими нормативными документами:

  • Декларация прав ребенка Генассамблеи ООН;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 124-ФЗ, гарантирующий права ребенка в стране;
  • Конституция РФ;
  • Закон о гарантии защиты сирот;
  • Закон о соцзащите инвалидов;
  • ФЗ об образовании.

Обязанности несовершеннолетних лиц в семье на законодательном уровне не устанавливаются, а определяются лишь нормами нравственности. Поэтому принудить несовершеннолетнего выполнять возложенные на него в семье обязанности нельзя. Какие права имеет ребенок? Законодательными нормами установлено, что свои основные права человек приобретает сразу же после рождения, а остальные – с определенного возраста.
Также приобретаются и специфические права.

Для получения разрешения от социальной службы необходимо подать заявление. Оно составляется следующим образом:

  1. В верхней правой части указывается наименование органа, в который подается документ.
  2. Далее пишутся персональные данные заявителя.
  3. Название документа.
  4. Подробное обоснование своего требования. Здесь указывается имущество, которым владеет ребенок, ее оценочная стоимость, площадь.
    Необходимо доказать, что сделка, проводимая с данным имуществом, приобретается с выгодой, и планируется приобретение жилой площади с более широкой площадью или улучшенными условиями проживания.
  5. Перечень прикладываемых документов.
  6. Дата и подпись заявителя.

На основании данного документа органы принимают решение о выдаче разрешения на проведение данной сделки.

Так как люди с ограниченными возможностями требуют постоянного ухода и специальных условий, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности, им полагаются определенные льготы на медобслуживание, санаторное лечение, страхование, а также дополнительная материальная помощь. Согласно Закону о соцзащите инвалидов, лица с ограниченными возможностями также вправе получить специальное образование. Объем медицинской помощи определяется государственной программой медстрахования, разработанной специально для людей с ограниченными возможностями.

Специфические права ребенка прописаны российским законодательством и защищаются так же, как и все остальные права детей. Они закреплены не только в государственных нормативно-правовых актах нашей страны, но и в международных. Это основополагающие права, которые необходимы именно детям, так как они в силу своего возраста и беззащитности нуждаются в них.

  • Виды специфических прав
    • Избирательное право
    • Право на собственность
    • Право на жизнь
    • Право на семью

Среди них можно выделить следующую классификацию:

  • избирательное право;
  • на собственность;
  • на жизнь;
  • на семью.

Специфические права приобретаются с рождения. Они входят в состав общих прав малыша. А их особое значение направлено на регулирование специально выделенных норм.

  1. Законодательная база
  2. Какие права имеет ребенок?
  3. Подросток и его права
  4. Имущественные права и обязанности несовершеннолетних
  5. Права детей-инвалидов
  6. Какие права имеет ребенок в приемной семье?
  7. Нарушение прав ребенка

Права ребенка определяются в зависимости от его возраста. В соответствии с законодательством РФ различают две основные категории детей: малолетний ребенок и несовершеннолетний ребенок. Законодательная база Статьей 54 Семейного Кодекса определено, что несовершеннолетними являются лица возрастом до 18 лет.

Правовое регулирование всех возникающих вопросов касательно защиты прав ребёнка основывают на Конвенции. Именно это документ – основополагающий среди всех перечисленных законов. Другими словами, Конвенция служит гарантией прав ребёнка в РФ. Но это не всё: есть многие другие моменты, которые требуется упомянуть.

Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:

  1. Защиту жилого пространства.
  2. Тайну телефонных переговоров и переписки.
  3. Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
  4. Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
  5. Защиту от принуждения работать на вредном производстве.

Соблюдение прав ребенка в современном обществе

Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.

Для этого сам ребёнок (или его родители) могут заполнить специальную форму заявления и отправить его в прокуратуру. Далее дело перейдёт в суд, который и будет регулировать права ребёнка.

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

В 14 лет подросток становится несовершеннолетним. Права и свободы каждого ребёнка зависят от того, к какой категории он относится. Так до того, пока ему исполнится 14 лет, все вопросы решают его родители (опекуны, усыновители).

В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

В семейном праве говорится: чтобы ребёнок мог полноценно и гармонично развиваться, ему нужна любовь и понимание, что может дать только семья – родные или приёмные родители, опекуны.

Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

  • культурно развиваться;
  • развивать личное суждение;
  • воспитывать моральную ответственность.

Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.

Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.

Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:

  1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
  2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
  3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
  4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.

К специфическим правам ребенка относится(-ятся)

1) право на жизнь

2) право жить в семье

3) право собственности

4) избирательные права

11 глава се­мей­но­го ко­дек­са РФ преду­смат­ри­ва­ет сле­ду­ю­щие виды лич­ных не­иму­ще­ствен­ных прав ребёнка: право жить в семье; право вос­пи­ты­вать­ся в семье; право знать своих ро­ди­те­лей (на­сколь­ко это воз­мож­но); право на их за­бо­ту; право на сов­мест­ное с ними про­жи­ва­ние, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда это про­ти­во­ре­чит его ин­те­ре­сам; право на вос­пи­та­ние сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми; право на обес­пе­че­ние его ин­те­ре­сов; право на все­сто­рон­нее раз­ви­тие; право на ува­же­ние его че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Следует учитывать следующие правила:

-родители обладают равными правами и обязанностями, при этом воспитание детей явл-ся и правом, и обязанностью каждого родителя;

-родительские права и обязанности носят срочный характер, т.е применяется до получения полной дееспособности.

-родители обязаны защищать права и интересы детей, являясь их законными представителями.

-при осуществлении родительских прав и обязанностей необходимо учитывать прежде всего интересы детей.

Защита семейных прав осуществляется в судебном и административном порядке. Согласно ст. 25 ГПК РФ судам подведомственны дела по спорам, возникающим из семейных правоотношений, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к компетенции административных или иных органов.

Защита нарушенных или оспариваемых семейных прав происходит в судах по правилам гражданского искового судопроизводства (взыскание алиментов, раздел совместно нажитого имущества, расторжение брака, если в семье есть несовершеннолетний ребенок). Так же защита охраняемых интересов происходит в порядке особого производства (установление и признание факта отцовства, факта регистрации рождения, усыновления, развода). К судебным органам, защищающим семейные права граждан, относятся мировые судьи и районные суды. Срок для обращения в суд за защитой нарушенных семейных прав не установлен. Исковая давность распространяется лишь на отдельные случаи, прямо установленные в законе (3 года для требований о разделе совместно нажитого имущества). В ст. 46 К РФ предусмотрено право граждан обращаться для защиты семейных прав в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *