Что делать если заказчик не платит по госконтракту

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если заказчик не платит по госконтракту». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сроки оплаты поставленного товара или оказанных услуг обязательно прописываются в государственном контракте. Если заказчик их нарушает, то первым шагом поставщика должно стать написание официальной претензии. Телефонные звонки в такой ситуации оказываются малоэффективными: их будет сложно использовать в качестве доказательства в суде, следовательно, претензию нужно составлять в письменной форме.

В документе поставщику рекомендуется детально расписать суть своих требований:

указываем конкретные пункты договора, нарушаемые заказчиком;

прописываем сумму, подлежащую к оплате;

указываем максимальный срок, в течение которого заказчик должен устранить нарушение (желательно его заранее зафиксировать в государственном контракте), либо выбираем интервал от 10 до 30 дней;

расписываем все штрафы и неустойки, которые грозят заказчику за нарушение условий контракта, делая ссылки на соответствующие статьи 44-ФЗ и КоАП (где размер штрафов за неоплату государственных контрактов заказчиками увеличился вдвое).

Претензия также должна содержать реквизиты поставщика, на которые необходимо перечислить денежные средства. Документ подписывается руководителем компании и заверяется печатью.

Претензию рекомендовано вручать представителю заказчика лично. С него при этом следует взять расписку о получении документа. Можно отправлять бумагу по почте письмом с уведомлением о вручении. Так у вас будут доказательства того, что заказчик получил ваше требование.

Что делать, если заказчик не платит по госконтракту

Согласно части 8 статьи 99, надзор за денежными операциями заказчиков возложен на соответствующие органы финансового контроля. У каждой организации они свои. Обычно это ФК, ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.

Обращение в органы контроля необходимо отправить в письменном виде или в форме электронного письма, подписанного электронной подписью. Практически у всех организаций сегодня имеется свой сайт, на котором есть сервис «Электронная приемная», обращение можно оставить и там.

В тексте жалобы указываем полные реквизиты сторон договора, обратный адрес, на который будет отправлен ответ на обращение. Детально излагаем суть претензий, приложив подтверждающие документы.

Ответ на обращение должен прийти в тридцатидневный срок, согласно 59-ФЗ. Контролирующие органы за это время обязаны организовать проверку заказчика, составить протокол об административном правонарушении, выдать предписание на устранение нарушения.

Обратиться с жалобой на действия заказчика можно и к уполномоченному по правам предпринимателей. Он согласно 78-ФЗ обязан защищать права компаний, работающих на территории России. Обратиться к нему поставщик может на любой стадии проведения закупки, если его права были нарушены.

Жалобу на уклонение от исполнения обязательств можно подать как в письменном, так и в электронном виде. В тексте претензий необходимо подробно изложить всю ситуацию, прописать реквизиты обеих сторон конфликта и приложить все подтверждающие документы.

Получив жалобу, уполномоченный может принять ее к рассмотрению или отказать. Вынести свое решение он должен в десятидневный срок. Если претензия принята к рассмотрению, то уполномоченный может проводить разъяснительную работу, обращаться с заявлением в суд или следственный комитет, передавать обращение поставщика в вышестоящие государственные органы.

Последней инстанцией, которая может в досудебном порядке разрешить конфликт является прокуратура. Ее сотрудники после получения жалобы должны будут провести проверку действий заказчика с целью выявления состава преступления. Будут пересмотрены все результаты проведения процедуры, однако при выявлении нарушений, закупка и вовсе может быть признана незаконной.

Свое обращение в прокуратуру поставщики могут передавать как в письменном виде, так и в форме электронного документа. В соответствии с нормами 59-ФЗ и разработанных Правительством России инструкций, все обращения рассматриваются в тридцатидневный срок.

Заказчик не оплатил выполненную работу по 44-ФЗ

Если поставщик обратился во все возможные инстанции, но денег от заказчика так и не получил, единственным выходом становится обращение в Арбитражный суд. Исковое заявление подается по месту нахождения заказчика. Поставщик должен представить доказательства исполнения им своих обязательств в полном объеме и выставить требования к заказчику. К исковому заявлению нужно приложить ответы на все поданные ранее претензии, чтобы доказать стремление решить вопрос миром.

После того как суд вынесет решение в пользу истца, у заказчика будет 10 дней, чтобы подать апелляцию. Если он этого не сделает, то решение вступает в законную силу. Суд устанавливает заказчику определенный период времени, в течение которого он обязан выплатить поставщику всю присужденную сумму. Контролировать исполнение решения суда будут судебные приставы.

Заставить заказчика исполнить свои обязательства по государственному контракту порой бывает крайне сложно. Поставщику придется провести весь комплекс мер по досудебному урегулированию конфликта. Если никакие доводы не действуют, обращайтесь в судебные инстанции. Это последний способ в полном объеме получить заработанные деньги.

Оплата контракта по 44 ФЗ, сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.

При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО, должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке. В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Что же касается закупок по 223-ФЗ, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.

Таким образом, срок оплаты по договору по 44-ФЗ рассчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке товара, работы или услуги и составляет не больше 30 дней. Однако возникают ситуации, когда заказчик задерживает перечисление денег. В какие инстанции необходимо обратиться для оперативного получения денежного вознаграждения?

В каждом договоре есть пункт о том, что споры между покупателем и поставщиком, которые те не смогли решить путем переговоров, разбирает Арбитражный суд. Однако он может рассматривать дела от 6 месяцев и дольше.

За повторное административное правонарушение по неоплате обязательств по контракту должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года до двух лет. В этом случае с делом будет работать мировой судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

В статье 34 закона 44-ФЗ установлено, что госконтракт должен быть оплачен заказчиком в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если контракт исполнил субъект из числа СМП или СОНО, то срок оплаты сокращается до 15 дней. За задержку закачку предъявляется неустойка в соответствии с пунктом 5 статьи 34.

Итак, заказчик не платит. В этом случае поставщик действует по описанной выше схеме — пишет ему претензию. Если и после этого не поступает оплата, исполнитель контракта вправе обратиться в суд с тем, чтобы тот обязал заказчика произвести оплату.

Однако иногда могут помочь и некоторые механизмы досудебного разбирательства. Не стоит забывать, что заказчик по 44-ФЗ — структура, которая функционирует на бюджетные деньги. Поэтому довольно эффективным может стать обращение в вышестоящую организацию. Например, если контракт заключен со школой, то обратиться следует в региональное отделение Министерства образования. Нужно составить письменное обращение, в котором изложить все обстоятельства. А именно описать, что конкретный заказчик не оплачивает выполненный контракт, ссылаясь, допустим, на отсутствие в бюджете денежных средств. И попросить вышестоящий орган пояснить сложившуюся ситуацию и разобраться в ней.

Подобное обращение можно составить еще в 2 инстанции:

  • в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в данном регионе;
  • в местное представительство Общероссийского народного фронта (в ОНФ есть отделение «За честные закупки»).

Таким образом, если заказчик не перечисляет деньги по контракту, у поставщика есть несколько способов воздействовать на него в досудебном порядке. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитражный суд.

Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.

В тексте государственного контракта обязательно указывается, в какой период заказчик должен рассчитаться за поставленный товар или услуги. Если подрядчик не получил свои деньги в соответствии с контрактом, то он должен сначала направить претензию. И это вовсе не телефонный звонок с требованием перечислить долг – такие меры обычно не приводят к нужному результату, и в суде в дальнейшем вы их не предъявите в качестве доказательств. Претензия – это письменный документ, имеющий официальный характер и юридическую силу.

Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок осуществляет ряд общественных организаций. Они не обладают такими полномочиями, как официальные органы, но иногда способны оказать помощь по фактам просрочки оплаты по 44-ФЗ. Поэтому обращение в такую организацию – неплохой вариант досудебного урегулирования конфликта.

В частности, одной из таких организаций, способных оказать помощь поставщику, является ОНФ «За честные закупки». Жалобу можно подать на сайте организации, и сотрудники проведут разъяснительную работу с заказчиком, в результате которой, вполне возможно, нарушения будут устранены.

Такую же деятельность ведет организация «Опора России», но только она редко занимается проблемами компаний, не являющихся ее членами.

При решении вопросов с просрочкой оплаты по 44-ФЗ на стадии досудебного урегулирования можно обращаться и в прокуратуру. По жалобе подрядчика ее сотрудники проверят все этапы проведения госзакупки – от процедуры выбора поставщика до последних моментов исполнения контракта. Специфика прокурорской проверки в том, что она выявляет не только мелкие нарушения закона, но и подпадающие под определение преступления. При обнаружении нелегитимных действий закупку могут признать недействительной.

В прокуратуру также можно обратиться, написав обычное или электронное письмо. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней (срок установлен законом 59-ФЗ и инструкциями, разработанными Правительством РФ).

Неустойка за просрочку оплаты по 44-ФЗ взыскивается в виде пени и штрафа.

1. Пеня

Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ, как правило, проводится в соответствии с положениями самого закона о контрактной системе. Часть 5 ст. 34 устанавливает следующую норму: со следующего дня после оговоренной в контракте даты расчета пеня начисляется ежедневно в размере 1/300 от ставки рефинансирования.

Приведем пример. Сумма контракта – 500 тыс. руб., срок оплаты поставки – 30 апреля. Расчет должен быть произведен в полном объеме по завершении работ. Заказчик перечислил деньги 11 мая, допустив просрочку оплаты на 11 дней. Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ выполняем на калькуляторе по формуле:

  • 500 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 1512,5 руб.

Видоизменим пример и предположим, что в положенный срок к 30 апреля заказчик выплатил 200 000 руб., а остальные 300 000 руб. были перечислены 11 мая (также с 11-дневной просрочкой). В этом случае пеня начисляется только на просроченную сумму:

  • 300 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 907,5 руб.

Закон № 44-ФЗ в ч. 5 ст. 34 устанавливает конкретный размер пени, который заказчик и исполнитель не могут изменять по своему желанию.

Заказчик, допустивший нарушения требований 44-ФЗ при проведении государственной закупки, может быть оштрафован или дисквалифицирован. Максимально предусмотренная сумма штрафа – 500 000 руб. К числу нарушений относится не только непосредственно просрочка оплаты по 44-ФЗ. Штраф по КоАП РФ (Кодексу РФ об административных правонарушениях) и закону о государственных закупках предусмотрен при следующих обстоятельствах:

  • В тексте контракта заказчик не указал срок, в течение которого должен быть произведен расчет за выполненную работу. Этот факт расценивается как нарушение ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, за которое в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях грозит штраф в сумме 3000 руб.
  • Должностное лицо организации-заказчика, по вине которого допущена просрочка оплаты по 44-ФЗ за выполненную работу, при первичном нарушении получает штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Повторные факты задержки оплаты поставщикам влекут за собой дисквалификацию должностного лица на срок от 1 до 2 лет.

Лица, виновные в нарушении положений государственного контракта, подпадающие под административные санкции:

  • заказчик;
  • специализированная организация;
  • должностное лицо заказчика, уполномоченного органа или учреждения;
  • оператор электронной площадки.

По обнаруженным фактам нарушений государственного контракта антимонопольной службой России может быть составлено предписание с соответствующим требованием устранить недоработки. Если заказчик в первый раз проигнорирует эти требования, то к организации применяются санкции в виде штрафа размером 500 000 руб., а контрактный управляющий или специалист контрактной службы должен будет заплатить 50 000 руб. Если же закупка относится к сфере гособоронзаказа или имеет отношение к государственной тайне, то штрафы будут соответственно 300 000–500 000 руб. и 30 000–50 000 руб.

Если контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы повторно не выполнит данные требования, то он привлекается к ответственности в виде дисквалификации сроком на 1 год на основании частью 7.3 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Получите консультацию прямо сейчас!

Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.

Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.

Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.

ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.

Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.

Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.

Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).

На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.

Заказчик уведомил поставщика, что за поставленный товар он заплатит, когда сможет. Финансирование из бюджета затянулось на неопределенный срок. Поставщик был вынужден обратиться в суд.

Из конкурсной документации и текста контракта на поставку товаров следует, что срок оплаты поставленных товаров обусловлен получением заказчиком финансирования из бюджета.

Внимание! Заказчик не вправе обусловить срок оплаты получением финансирования по соответствующей статье бюджета, так как подобное условие не может являться согласованием срока оплаты.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.12.2009 по делу № А27-5495/2009 отмечает, что поступление денежных средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, которое неизбежно должно наступить, что имело место в данном случае, и не является по смыслу ст. 190 ГК РФ согласованием срока оплаты.

Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.09.2010 по делу № А31-3303/2010 указывает на то, что обязательство, возникающее из муниципального контракта, должно содержать конкретно определенное условие о сроке оплаты товара.

Требования поставщика были удовлетворены.

Когда заказчик не платит, исполнителю необходимо защищать свои права. Если стороны договора — это участники предпринимательского оборота или иной экономической деятельности, то взыскание денежных средств за оплату услуг в суде потребует соблюдения претензионного порядка (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Что это значит? В суд вы сможете обратиться по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования) заказчику, если иные срок и порядок не установлены законом или договором.

Поэтому решение вопросов с заказчиком, который не оплачивает оказанные услуги, начните с претензии. Отнеситесь к подготовке претензии серьезно, по возможности привлеките специалиста, поскольку документ будет являться основой для будущего иска. При направлении претензии убедитесь, что адрес заказчика (юридического лица) соответствует данным ЕГРЮЛ.

Если в договоре предусмотрена третейская оговорка, то есть рассмотрение дела третейским судом, тогда следуйте этой процедуре.

Вы также можете предложить заказчику согласовать процедуру медиации — способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон для достижения взаимоприемлемого решения. Но для этого нужна заинтересованность обеих сторон.

В любом случае взыскание оплаты услуг по договору — это процедуры затратные как в денежном, так и временном смысле. Поэтому лучше застраховать себя от подобных ситуаций и минимизировать риски. Поможет в этом грамотно составленный договор. От этого зависит, насколько легко исполнителю будет доказать заказчику (а если потребуется, то и суду), что услуги были оказаны в полном объеме.

Все, кто когда-нибудь смотрели юридические фильмы и сериалы, «Форс-мажоры», например, наверняка, помнят такие сцены: в переговорке сидят множество юристов, где долго, внимательно и безвылазно читают проект договора, пункт за пунктом, перепроверяют формулировки и избавляются от фраз, которые можно прочитать и понять по-разному. Но такой основательный во всех отношениях подход могут себе позволить (и делают это) крупные компании.

А что со среднестатическими представителями среднего и малого бизнеса? Как правило, в штате небольшой компании юриста попросту нет. Поэтому подготовка документов и составление договоров ложится на плечи директора или руководителя отдела продаж.

Они зачастую делают это на основе шаблонов и не вникают в мельчайшие детали так, как это сделал бы человек с юридическим образованием и опытом работы.

Помните, что договор — это как правила дорожного движения, по которым вам ездить! Если он составлен так, что каждая сторона однозначно понимает предмет и объем своих обязательств, то есть ясно, вдумчиво и подробно, то вам будет проще работать, и заказчику легче оценить проделанную вами работу и в конечном счете заплатить за нее. Зачастую в правила дорожного движения водители заглядывают тогда, когда на них накладывается штраф либо происходит ДТП. С договором похожая ситуация — стороны обращаются к документу и начинают его изучать только при возникновении споров.

  • Недвижимость. Земля. Строительство
  • Инфраструктура и объекты недвижимости

Скачать файл

Файл добавлен 29.12.2018
Презентация .pdf (150 Кб)

В ситуациях, когда контрагент не платит, многие люди теряются, ведь не знают, какие существуют пути для взыскания задолженностей по договору. Тем не менее, существует определённый алгоритм действий, который позволяет успешно отстоять свои права. Вот его основные шаги:

  1. Уточнение причин неуплаты. Вполне вероятно, что заказчик не просто так не внес оплату, может быть, он недоволен качеством услуг, сроками поставки и т.д. В этом случае нужно уточнить все замечания, исправить их, и получить оплату. Также может оказаться, что контрагент на самом деле еще не получил весь пакет услуг по договору (например, задержалась доставка, не подписан финальный акт выполненных работ или подобная ситуация). Потому в первую очередь надо связаться с контрагентом и выяснить, знает ли он, что пришло время оплатить оказанные услуги, а если знает, то почему до сих пор этого не сделал. Исходя из полученного ответа, можно формировать дальнейшие шаги, но существует немалая вероятность того, что возникло банальное недоразумение, и спор разрешится уже на данном этапе.
  2. Написание претензии. если уважительных причин для невыплаты денег у заказчика нет, или он не выходит на связь и не объясняет свои действия, следующим этапом будет подготовка официальной претензии. Претензия – это уже документ с юридической силой, которым вы уведомляете вторую сторону конфликта, что не согласны с текущим положением вещей, и хотите его изменить. Как составить претензию? Вначале укажите все обстоятельства: когда был подписант договор каких работ и в каком объеме касался, были ли работы выполнены в срок. Дальше опишите обязанности контрагента: согласно договору, он обязывается выплатить определенную сумму денег за оказанные услуги. Обязательно укажите, что работы выполнены в полном объёме, но оплата до сих пор не получена. Требования – следующий раздел претензии – выплатить всю задолженность по договору на указанный расчетный счет, с указанием сроков погашения. В противном случае сторон-заявитель оставляет за собой право подать в суд. Кроме того, в суде будут взысканы также проценты за использование средств и расходы на судебные тяжбы. В конце претензии подается список документов, подтверждающих позицию заявителя. Это может быть копия договора, подписанный акт выполненных работ и другие документы, относящиеся к делу.
  3. Подготовка иска в суд. Хотя претензия о взыскании задолженности по договору является достаточно эффективным средством для защиты своих прав в споре с заказчиком, далеко не всегда это позволяет добиться желаемого результата. Потому следующий шаг процедуры – это подготовка искового заявления в арбитражный суд. И в претензии, и в иске подаются схожие данные, только исковое заявление более формализовано и к нему более строгие требования, потому рекомендуется для его составления привлечь адвоката. Суть иска остается прежней: между истцом и ответчиком был договор, который одна сторона (исполнитель) выполнила в полном объеме, а вторая (заказчик) выполнять отказалась. Все это подкрепляется соответствующими документами, которые подтверждают позицию истца.
  4. Обращение в арбитражный суд. Готовый иск подается в арбитражный суд по месту регистрации компании-заказчика, и если при его составлении не допущены ошибки, принимается к рассмотрению. Когда назначено заседание, истцу или его представителю необходимо явиться в суд, подтвердить сведения, указанные в иске, и убедить судью в том, что правда на его стороне. Если это удастся, суд взыщет с заказчика причитающиеся деньги, а также дополнительные средства, если они заявлялись в иске.

И хотя вышеописанный порядок взыскания задолженности по договору не является единственно возможным рекомендуется придерживаться именно его как наиболее действенного для достижения поставленной цели.

Закон позволяет нарушителю договорных условий просить суд снизить сумму начисленной контрагентом неустойки. Это право распространяется в том числе на государственные и муниципальные контракты, заключенные в соответствии с Законом об участии в закупках.

Судебная практика подтверждает, что снижение может быть весьма значительным. Недавний пример – Постановление АС МО от 09.03.2021 № Ф05-1681/2021 по делу № А41-32747/2020.

Обратившись в суд, госзаказчик указывал: подрядчик нарушил предусмотренные контрактом сроки, не выполнил работы в полном объеме, в связи с чем обязан уплатить неустойку в размере 12 млн руб.

Подрядчик в суде первой инстанции заявил о несоразмерности неустойки и просил о ее снижении на основании ст. 333 ГК РФ.

Рассмотрев спор, судьи двух инстанций решили:

  • факт нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, пре­дусмотренных контрактом, документально подтвержден;

  • начисление неустойки заказчиком произведено правомерно;

  • сумма неустойки определена верно;

  • с учетом применения положений ст. 333 ГК РФ размер ответственности может быть снижен до суммы 2 млн руб.

Заказчик работ не согласился с таким снижением и подал жалобу в суд округа. Арбитры АС МО постановили: суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что ответчиком нарушено не денежное обязательство, а срок выполнения работ, в связи с чем снижение неустойки не является нарушением норм материального права.

Обратите внимание

По общему правилу заявить ходатайство о снижении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ нужно в суде первой инстанции. Причем целесообразно сделать это не в устной, а в письменной форме.

Право снижения размера неустойки как имущественной ответственности предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

Вместе с тем решение суда о снижении неустойки не может быть произвольным.

В соответствии с п. 73 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на должника (ответчика). Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

Сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки следующие доводы:

  • тяжелое финансовое положение;

  • наличие задолженности перед другими кредиторами;

  • наложение ареста на денежные средства или иное имущество;

  • отсутствие бюджетного финансирования;

  • неисполнение обязательств контрагентами;

  • добровольное погашение долга полностью или в части на день рассмотрения спора;

  • выполнение ответчиком социально значимых функций;

  • наличие обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами.

Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Должнику целесообразно ссылаться (п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации»):

  • на чрезмерно высокий процент неустойки;

  • на значительное превышение величины неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств;

  • на непродолжительный период неисполнения обязательств.

  • ФАС
  • Арбитраж
  • Недвижимость
  • Юридические услуги

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:

  1. поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
  2. заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
  3. заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).

После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.

Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.

Что делать, если заказчик не платит по госконтракту

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства.

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

До 2011 года Высший Арбитражный суд Российской Федерации по таким категориям дел взыскивал с госзаказчика денежные средства, так как считал, что между сторонами фактически сложились подрядные отношения. Госзаказчик по факту пользуется произведенными работами, а значит на стороне заказчика имеется неосновательное обогащение подлежащее взысканию. (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 по делу №А40-34287/10-63-289)

Но в 2013 году ВАС РФ поменял свою позицию в противоположенную сторону, которую потом подхватили нижестоящие суды.

Новый подход суд изложил так:

  • Подрядчик не мог не знать, что при работе с госзаказчиком необходимо заключать госконтракт по специальной процедуре размещения заказа на выполнение работ для государственных нужд, через торги.
  • Подрядчик приступил к работам при очевидном отсутствии обязательства.
  • Взыскать неосновательное обогащение, значит открыть возможность недобросовестным подрядчикам и госзаказчикам приобретать выгоды в обход закона. (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 по делу №А23-584/2011 (АС Калужской области)). На сайте Арбитражного суда можете посмотреть видеозапись судебного заседания ВАС РФ по данному делу.

Данную позицию подтвердил и Верховный суд РФ в “Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Однако суд указал, что при каждом рассмотрении дела суды должны учитывать все обстоятельства дела и указал на 4 исключения из вышеуказанного правила.

  1. Если работу выполняли ввиду чрезвычайной ситуации или угрозы ее возникновения.

Муниципалитет обратился к обществу, с которым ранее заключались госконтракты по устранению аварийной ситуации на теплотрассе. В результате аварии зимой при температуре -27 было отключено тепло и водоснабжение в домах. Суд взыскал с муниципалитета денежные средства в отсутствии госконтракта за проведенные работы, указав, что выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение внезапно произошедшей аварии и ее последствий.

Факта сговора между сторонами, иные злоупотребления и наличие в действиях сторон намерения обойти требования Закона о контрактной системе и недобросовестным образом получить преимущество перед иными участниками гражданского оборота, судами не установлены.

Стороны заключили государственный контракт на оказание медицинских услуг населению на определенный срок.

Срок действия контракта кончился.

Учреждение продолжало исполнять услуги по государственному контракту.

В результате открытого аукциона был заключен новый государственный контракт по оказанию медицинских услуг на новый срок.

Ссылаясь на то, что общество оказывало медицинскую помощь пациентам, направляемым заказчиком, в том числе, в период между истечением срока действия первого договора и заключением второго, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.

Суд встал на защиту Учреждения и взыскал образовавшуюся задолженность.

Суд указал, что оказываемые услуги являются социально значимы, направлены на защиту жизни и здоровья граждан. Отметил, что заказчик бездействовал и несвоевременно провел конкурс. Исполнитель не мог приостановить выполнение государственно и социально значимых функций.

Государственным заказчиком и исполнителем заключен государственный контракт, по которому последний обязался оказывать услуги по приему и хранению обращенного в собственность государства либо изъятого лома цветных и черных металлов и иного имущества.

В соответствии с условиями контракта его цена является твердой и не подлежит изменению в течение срока оказания услуг.

Срок действия контракта прекратился. Не смотря на это, на складе осталось имущество, которое исполнитель принимал на хранение в рамках контракта.

Поскольку предложение общества определить дальнейшую судьбу хранимого имущества оставлено без ответа, а оплата услуг за период после истечения срока действия контракта не произведена, исполнитель обратился в суд за защитой своих прав.

Суд удовлетворил требование указав, что в соответствии с прямым указанием закона если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, услуги по дальнейшему хранению вещи подлежат оплате (пункт 4 статьи 896 ГК РФ), поскольку вызваны неисполнением поклажедателем своих обязательств по договору и являются вынужденными для хранителя.

Исчерпание предельной цены государственного контракта в таком случае не может влечь отказ в удовлетворении требования об оплате фактически оказанных по вине заказчика услуг хранения в соответствии с порядком расчета стоимости хранения, предусмотренным договором.

  1. Если заказчик по 44-ФЗ не принимает и не оплачивает контракт

    Руководитель юридического бюро

    Абраменко О.В.

    [email protected]

    тел:+79206164989.

    Уважаемые поставщики, подрядчики, исполнители! В случае, если между вами и заказчиком начинают появляться разногласия, либо происходят непонятные задержки в оформлении достигнутых договоренностей, переходите на общение с такими заказчиками путем официальной переписки. Именно отсутствие документов, подтверждающих вашу позицию, в большинстве случаем мешает доказать Вашу правоту. Удачных Вам торгов и своевременных оплат!

    Теги: нарушение порядка заключения контракта,

    Заключен контракт с поставщиком, он выполнил обязательства с просрочкой на 10 дней. Организация выставила пени и претензию. Должны ли мы выполнять свои обязательства по этому контракту или ждать, когда поставщик оплатит пени и примет к рассмотрению нашу претензию?

    Ответ

    Заказчик, который принял исполнение по контракту, должен исполнить свои обязательства по данному контракту. Законом не предусмотрено возможности для заказчика отложить исполнение обязательств (в частности, оплату контракта) до исполнения требований по уплате неустойки (пени).

    При этом следует обратить внимание на письма Минфина, в которых ведомство указывает, что заказчик вправе произвести оплату подрядчику за вычетом соответствующего размера неустойки (пени).

    • В соответствии с 779 статьёй Гражданского Кодекса по договору оказания услуг исполнитель обязуется по заданию муниципального образования оказать услуги, а муниципальное образование оплатить эти услуги. Если исполнитель оказал услуги, а муниципалитет не оплатил или оплатил не полностью, то это является основанием для требования вернуть задолженность;
    • На основании 330 статьи Гражданского Кодекса кредитор (исполнитель), если это предусмотрено договором, вправе требовать уплаты должником (муниципальным образованием) неустойки за несоблюдение своих обязательств по договору (неоплата стоимости оказанной услуги в срок);
    • Норма 3 п. статьи 395 ГК позволяет кредитору получить процент за пользование муниципальным образованием денежными средствами кредитора (исполнителя услуги), которые должны были быть уплачены в срок исполнения обязательства по договору;
    • Процессуальным законодательством предусмотрен досудебный порядок разрешения спора, однако если досудебное соглашение не было достигнуто, то такое дело попадает под юрисдикцию арбитражного суда. Перед обращением с исковым заявлением в суд необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок, предусмотренный ч. 5 ст. 4 АПК РФ, и уже после истечения 30 дней с момента направления претензии следует обращаться за судебной защитой.

    Рассмотренные нормы законодательства свидетельствует о возможности взыскать с муниципалитета не только саму фактическую сумму долга, но и проценты за несвоевременную оплату долга вместе с неустойкой за несоблюдение своих обязательств по договору. Кроме того, взыскать долг с администрации возможно в досудебном порядке или путём обращения с исковым заявлением в суд на муниципалитет.

    Рассмотрим недавнее дело о взыскании задолженности, по которому работали юристы нашей компании. Суть дела заключается в том, что муниципалитет заключил с нашим клиентом договор об оказании услуг. По договору клиент обязан предоставить услуги по аренде транспортных средств для нужд муниципального образования, а муниципалитет оплатить эти услуги.

    Клиент оказал услуги, предоставил в аренду муниципалитету транспортные средства с водителями, что подтверждается подписанными обеими сторонами актами. Таким образом, муниципальное образование приняло все услуги на общую сумму 9.642.105 рублей. Отметим, что муниципалитет претензий по качеству услуг не имел. По договору муниципалитет должен произвести оплату услуг в течение 10 дней с момента подписания актов об оказании услуг. Однако муниципалитет не оплатил оказанные услуги в надлежащий срок, тем самым существенно нарушил свои обязательства по договору.

    Статьи, обзоры, комментарии экспертов

    Заказчик не платит

    Оплата обязательств по госконтракту — это обязанность заказчика. Случается так, что госзаказчик не выполняет ее. Узнайте, что делать, оказавшись в такой ситуации, и в какие государственные органы и организации обращаться.

    Оплата контракта по 44 ФЗ, сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.

    При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО, должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

    Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке.

    В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

    Таким образом, срок оплаты по договору по 44-ФЗ рассчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке товара, работы или услуги и составляет не больше 30 дней. Однако возникают ситуации, когда заказчик задерживает перечисление денег. В какие инстанции необходимо обратиться для оперативного получения денежного вознаграждения?

    В каждом договоре есть пункт о том, что споры между покупателем и поставщиком, которые те не смогли решить путем переговоров, разбирает Арбитражный суд. Однако он может рассматривать дела от 6 месяцев и дольше.

    За повторное административное правонарушение по неоплате обязательств по контракту должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года до двух лет. В этом случае с делом будет работать мировой судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).

    Когда заказчик отказывается платить. Арбитражная практика в госзаказе.

    Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

    Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

    За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

    Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

    1. Назначение административного наказания.
    2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

    В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

    В случае, когда мотивированного отказа нет, то поставщиком в адрес заказчика составляется и направляется претензия. Если после подписания документов о приемке поставщик в течение 30 дней не производит никакой оплаты, то сначала в адрес заказчика также направляется претензия. Одновременно с этим тендерный юрист уведомляет о нарушении со стороны заказчика территориальную торгово-промышленную палату. Составление и направление письменных обращений в вышестоящие инстанции, которым подчиняется заказчик, и в контролирующие органы, такие как УФАС или прокуратура, может рассматриваться как этап досудебного разбирательства. В письменном обращении должны быть грамотно описаны все нарушения, допущенные заказчиком и те меры, которые принял поставщик для того, чтобы контракт был исполнен в отведенные законом сроки.

    Как мы видим, процедура досудебного этапа предлагает несколько вариантов решения вопроса. Если все выполнены все предварительные действия в указанном порядке, и после этого не удалось заставить заказчика исполнять свои обязательства по контракту, то тут же следует обращение в арбитражный суд.

    Наша компания осуществляет юридическое сопровождение сделок по федеральному закону 44 ФЗ с 2010 года. У нас наработана богатая и успешная практика в разрешении таких трудных и щекотливых вопросов. Мы сопровождаем наших клиентов на всех этапах решения этой задачи: составление претензий, обращение в УФАС, прокуратуру, представительство в арбитражном суде, контроль над исполнением судебного решения. Мы поможем вам взыскать платежи в полном объеме и в разумные сроки.

    Вы можете записаться на бесплатную юридическую консультацию.

    Штрафные санкции по 44 ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

    Постановление о штрафах и неустойках 44 ФЗ — Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Оно регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

    Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

    Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства. В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа. По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

    В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

    [2]

    Да, можно звонить своему должнику, встречаться. Пробовать договориться. Но часто это малоэффективно. Расскажу об основных действиях по взысканию долга. Разумеется, если вам вернут средства на первоначальных этапах, то последующие выполнять не надо:

    1. Постараться подписать у должника акт сверки-расчета, который будет являться подтверждением задолженности.

    Постараться подписать акт выполненных работ.

    2. Направить письменную претензию с просьбой произвести расчет. Она составляется в свободной форме. В претензии необходимо:

    • Указать, что в случае неоплаты будут взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке, установленной законодательством (размер процентов определяется ставкой рефинансирования). Или — в размере, определенном вашим договором (обратите на это внимание при его составлении)
    • Отметить, что другие издержки по взысканию долга (расходы на оплату государственной пошлины, юридическую помощь) будут также взысканы с должника

    3. Определиться, что делать дальше: идти к нотариусу и ставить исполнительную надпись/обращаться в экономический суд.

    Исполнительная надпись – это документ о взыскании долга, который выдает нотариус, и который подлежит исполнению — по аналогии постановлением суда. Это самый быстрый способ взыскания долга. Ее можно получить, обратившись к нотариусу, если у вас есть:

    • Подписанный двумя сторонами договор
    • Акт выполненных работ
    • Акт сверки расчетов
    • Ответ на претензию, в котором должник признает сумму долга

    Если на руках есть не все документы, нужно обращаться в экономический суд и начинать возбуждение искового либо приказного производства.

    4. Исковое или приказное производство: в чем разница

    В случае приказного производства необходимо подавать заявление о возбуждении приказного производства, приложив документы, подтверждающие задолженность: копии договора, актов, а также почтовые квитанции, по которым видно, что должнику были отправлены претензии.

    • Как управлять «дебиторкой» и возвращать ее, когда привычные способы не помогают — советы юриста и адвоката

    • Как коллекторы на самом деле «выбивают» долги — рассказ директора «АльфаКоллект»

    Заказчик отказывается платить. Что делать, чтобы не идти в суд?

    Если заказчик отказывается платить, звонки и личные встречи могут быть недостаточно эффективными. В случае невыполнения заказчиком своих прямых обязанностей, нужно добиться выполнения следующих действий:

    1. Подписание заказчиком акта сверки-расчета и акта выполненных работ.

    Если при взаимодействии с должником Вам удалось добиться подписания данных документов, это становится Вашим преимуществом. Тем самым, Вы подтвердите наличие задолженности перед выполнившей работы организацией.

    Данный документ не имеет четких юридических правил оформления и может быть составлен в свободной форме.

    Что должно быть указано в направляемом документе:

    • Предупреждение о начислении процентов штрафа в случае неоплаты или задержки оплаты, которые будут рассчитаны исходя из установленной законодательством ставки (размер процента будет определен исходя из ставки рефинансирования);

    • Извещение о дополнительных затратах, которые понесет заказчик по причине издержек, которые могут возникнуть у Вашей компании (в данной категории расходов могут быть включены государственные пошлины, помощь полученная от юридических организаций и т.д.).

    Когда заказчик не платит за выполненную работу, нужно действовать решительно и четко определять предстоящие цели. Существуют способы, которые ускоряют процесс выплаты задолженности. При обращении к нотариусу потребуйте документ об исполнительной надписи. Данный документ обязует произвести должником выплаты и рассматривается в юридическом поле аналогично постановлению суда. Преимущество исполнительной надписи очевидно – это надежное, малозатратное и самое быстрое решение по взысканию образовавшейся задолженности.

    Приказное производство.

    Когда заказчик не платит за выполненную работу, исполнитель подает заявление о возбуждении приказного производства. На первоначальной стадии собираются все необходимые данные, свидетельствующие о наличии неоплаченных работ. В перечень документов входят — копии актов, договоров и квитанций, по которым суд может отследить и подтвердить наличие ранее отправляемых требований должнику.

    Приказное производство следует открывать в случаях, когда у Вас имеется подтвержденный договор об оказании услуг, акт и претензия к должнику, на которую последний не дал ответа (либо в ответе содержится частичное признание долга, расходящееся с данными исполнителя работ). Рассмотрение поданного Вами заявления будет осуществляться без проведения судебных заседаний и без привлечения вовлеченных в процесс сторон. Суд должен ответить в течение десяти дней.

    Возбуждение искового производства происходит с помощью подачи соответствующего заявления и прикрепления аналогичных документов. Если заказчик отказывается платить, то исковое заявление составляется следующим образом:

    — Должник отказывается от выставленной ему суммы долга, считая ее завышенной;

    — Отсутствует подписание всех заявленных исполнителем актов;

    — Должник заявляет о низком или недостаточном качестве услуг оказанных Вами.

    При возбуждении искового производства, в судебных заседаниях участвуют обе стороны конфликта

    Почему важно заключать договор внимательно и на что следует обратить особое внимание.

    В случае, когда исполнитель передает все необходимые документы в суд, зачастую, выявляются нарушения и несоответствия, которые были допущены при составлении договора. На данном этапе уже неважно, что явилось причиной этих ошибок – неграмотная работа юриста или собственные промахи. Поэтому юридически правильно составленный договор является одной из гарантий победы в судебном органе.

    Основные требования при составлении договора:

    — Четкое определение видов и объемов работ;

    — Четко оговоренный срок исполнения обязательств;

    — Уточнение и полное указание стоимости оказываемых услуг согласно пунктам договора.

    В случае, когда заказчик не платит за выполненную работу, неверно составленный договор может сыграть в его пользу. В моей практике бывали эпизоды, в которых должник частично и даже полностью уклонялся от полноценных выплат. В итоге происков и недочетов, суд может признать исполнителя работ субъектом ведущим политику неосновательного обогащения.

    Расскажу подробнее об одной подобной ситуации. В одной из ситуаций, которая произошла на личном опыте – между заказчиком и исполнителем был подписан договор подряда. Согласно условиям заключенного документа, компания осуществила весь объем работ, который был заранее обсужден с заказчиком. По достижению времени расчетов, недобросовестный заказчик не стал подписывать акты о произведенных работах. Претензии игнорировались, связь полностью отсутствовала.

    Соответственно в компании задались вопросом: «Не платит заказчик что делать?». Без подписи актов выполненных работ приходится обращаться в судебные органы, путем подачи заявления. Должник использовал судебный спор в своих интересах и сообщил об отсутствии согласования договора подряда. В этом пункте и должны были содержаться фиксированные объемы и цены проводимых работ.

    Решение суда признать договор недействительным, исключило возможность получения исполнителем заявленнной суммы. Компании пришлось привлекать дополнительные денежные ресурсы для повторного обращения в суд. Ведение бизнеса должно быть полностью продуманным, а первый пункт – это заключение юридически грамотного договора. «Как заставить заказчика заплатить за выполненные работы» – вот основной вопрос, который решают правильно заполненные документы.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *