Порядок прекращения права собственности на земельный участок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок прекращения права собственности на земельный участок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно с конституционными актами в сфере земельных правовых отношений установлено, что земля как природный ресурс может находиться в пользовании государственных, муниципальных органов или же частных лиц. Объектом права собственности в данном случае выступает конкретная территория, которая включает поверхностный слой земли, плодородную почву, а также все водные ресурсы и полезные ископаемые.

Право собственности на какой-либо земельный участок заключается в возможности владеть им, пользоваться в личных целях, а также распоряжаться по собственному смотрению личным недвижимым имуществом. Обратной стороной данного понятия является прекращение права собственности на землю, которое заключается в изъятии участка из владения гражданского лица.

Данная правовая операция возможна в случае добровольного отчуждения владельцем собственной земли в пользу других лиц, при выражении добровольного отказа собственника от права владения земельным участком, после принудительного изъятия недвижимого имущества (земли) в судебном или гражданском порядке.

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.

Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.

Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.

Однако при нарушении правил обращения с земельными участками, предусмотренных законодательством, могут возникнуть серьезные причины для принудительного изымания территорий или добровольного отказа от пользования. Существуют следующие причины прекращения права собственности на земельный участок:

  • добровольное отчуждение земельного участка собственниками в пользу иных лиц;
  • добровольный отказ собственника от законного права собственности на землю;
  • изъятие земельного участка какими-либо государственными или муниципальными органами у собственников принудительно.

Отчуждение земельного имущества – это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

  • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
  • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
  • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
  • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
  • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.

Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.

Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.

Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Объектом недвижимого имущества в данном случае выступает участок земли. В целом же вся территория Российской Федерации считается недвижимым объектом, независимо от того, используется она или нет. В качестве субъектов могут быть не только физические и юридические лица, но и само государство, муниципальные органы.

Независимо от того, что у российских граждан есть возможность приватизировать определённые земельные участки, есть имущество, которое может находиться исключительно во владении государства. Кроме того, государственные органы вправе устанавливать и изменять условия, правила и требования к заключаемым сделкам, использованию имущества, его передачи, а также может вовсе прекратить права собственности на него в отношении определённых лиц. Абсолютно все владельцы недвижимости перед законом одинаковы.

Каждый из владельцев недвижимости может самостоятельно инициировать прекращение прав собственности на земельный участок, то есть отказаться от него по доброй воле. По сути, эта процедура состоит из ряда фактических и юридических процессов, поэтапных действий и определённых обстоятельств. Это утрата прав владения имуществом признается официально. В результате прекращения прав, земельные участки могут быть переданы в собственность другим лицам или вовсе прекратить своё существование.

Изъятием участка земли за выкуп по причине нужд муниципалитета или государства называют процесс одного из двух органов, который направлен принудительно прекратить право собственности через суд, но с компенсацией владельцу стоимости изъятого недвижимого объекта. Такое обстоятельство применимо как к юридическим, так и к физическим лицам, поэтому полностью перестраховаться от такого риска практически невозможно.

После того, как в силу вступил Земельный кодекс российской Федерации, начался новый этап в развитии правовых институтов, в частности связанных с прекращение прав собственности и изъятием недвижимости. Был создан специальный нормативный акт, в котором отображается список весомых оснований, дающих государству и муниципальным органам полномочия изымать частное имущество (49 статья Земельного кодекса).

Основания для изъятия участков:

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)

    «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54

    «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ

    «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

Для того, чтобы отказаться от собственности на земельный участок, необходимо совершить следующие шаги:

  1. Шаг 1. Закажите выписку из ЕГРН и проверьте, зарегистрировано ли право собственности на земельный участок, от которого Вы желаете отказаться.

    Кроме добровольного отчуждения существуют ситуации, когда принудительно может лишиться человек права на какой-либо участок. Принудительное прекращение права может происходить в результате разных ситуаций:

    • Возмездное изъятие, осуществляющееся государственными органами или муниципальными властями определенного региона. Вместо земли выплачивается денежная сумма, равная по размеру рыночной стоимости отчуждаемого участка.
    • Изъятие, не предполагающее выплату собственнику какой-либо компенсацией. Данный процесс может выполняться разными кредитными учреждениями или муниципальными властями. Причиной его реализации являются вынужденные обстоятельства.

    Приведенный в статье перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки в целом соответствует норме ст. 235 ГК РФ об общих основаниях прекращения права собственности. Однако в ГК РФ упоминается также о прекращении права собственности в случае гибели или уничтожения имущества — по отношению к земле такая ситуация невозможна: даже в случае деградации земли, нарушения почвенного покрова непосредственно земельный участок никуда не исчезает. Кроме того, в упомянутой статье ГК РФ названа возможность установления законодательством иных случаев утраты права собственности на имущество. ЗК РФ такой возможности не предусматривает. Таким образом, установленный им перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки является исчерпывающим.

    Условия и порядок отчуждения собственником земельного участка регламентированы ст. 52 ЗК РФ; отказа лица от права на земельный участок — ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ним).

    Принудительное лишение собственника земельного участка возможно по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Статья 235 ГК РФ предусматривает, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме следующих случаев:

    1) обращение взыскания на имущество по обязательствам.

    По российскому законодательству гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ); гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным по решению суда, и требования кредиторов в этом случае удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества (ст. 25 ГК РФ); юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).

    В соответствии со ст. 278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст. 237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания).

    Каждый землевладелец либо землепользователь вправе добровольно отказаться от принадлежащего ему права на земельный участок.

    Распоряжение земельным участком, от которого отказался землевладелец или землепользователь, осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления с учетом их полномочий, указанных в земельном законодательстве (ст. 29 ЗК РФ).

    Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. В нем установлены возможности досрочного расторжения договора по требованию арендодателя (ст. 619 ГК РФ) и досрочного расторжения договора по требованию арендатора (ст. 620 ГК РФ). Помимо указанных в ГК РФ оснований, договором аренды могут быть установлены другие основания его досрочного расторжения по требованию арендодателя или арендатора.

    Одновременно ЗК РФ предусматривает ряд оснований, по которым аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя. Ими признаются:

    • использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренных земельным законодательством;
    • использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической остановки. Это основание не применяется в период проведения сельскохозяйственных работ и в иных случаях, установленных федеральными законами;
    • неустранение последствий совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека и окружающей среде;
    • неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование;
    • изъятие или реквизиция земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными ЗК РФ.

    Прекращение права собственности

    Данное право может быть прекращено по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, либо по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.

    Когда земельный участок был предоставлен в качестве служебного надела, право на него прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми ему был предоставлен служебный надел, за исключениями, указанными в законе. Так, право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Данное право сохраняется также за одним из членов семьи, когда работник призван на действительную срочную военную или альтернативную службу, — на весь срок прохождения службы, когда работник поступил на учебу, — на весь срок обучения в образовательном учреждении, когда работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.

    Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников — до их совершеннолетия.

    Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

    Действующее законодательство различает частный и публичный сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

    По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, он может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым сервитут был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).

    Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Данный сервитут может прекратиться также при изъятии органа- Ф ми государственной власти или местного самоуправления земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

    Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участокПраво собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

    Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

    1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
    2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:
      • использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 настоящего Кодекса;
      • использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
      • неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
        отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
      • нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 — 100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
        систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, систематическая неуплата земельного налога;
      • неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
      • изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;
      • реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 51 настоящего Кодекса.
    3. Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса.

    Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка

    1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
    2. Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
      • использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
      • использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
      • неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
      • неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
      • изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;
      • реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса.
    3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, не допускается:
      • в период полевых сельскохозяйственных работ;
      • в иных установленных федеральными законами случаях.

    Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком


    Комментируемая статья содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок — в отличие от ст. 235 ГК РФ, п. 1 которой, содержащий более общий перечень оснований прекращения права собственности на имущество, указывает на то, что законодательством могут быть установлены иные случаи утраты права собственности. Таким образом, в отношении земельных участков федеральным законом не могут быть введены какие-либо иные основания прекращения права собственности на них.

    Кроме того, названная статья ГК РФ упоминает о таком случае прекращения права собственности на имущество, который неприменим по отношению к земле и потому не воспроизводится Земельным кодексом, а именно гибель или уничтожение имущества. На земельном участке может быть уничтожен плодородный слой почвы, земля может быть захламлена, испорчена, но она не исчезает: непригодный для использования по изначальному целевому назначению участок может быть восстановлен или использован в других целях.

    Впрочем, существуют более сложные с правовой точки зрения случаи: например, если земельный участок ушел под воду (затоплен в результате повышения уровня моря или в результате человеческой деятельности, такой как строительство водохранилища). Земля, конечно, при этом никуда не пропадает — она становится дном водоема и с точки зрения земельного права должна перейти в категорию земель водного фонда, но непосредственно данного земельного участка уже не существует — на землях, покрытых поверхностными водами, земельные участки не выделяются (см. ст. 102 ЗК РФ).

    Таким образом, право собственности прекращается либо в соответствии с добровольным волеизъявлением собственника — при отчуждении земельного участка или отказе от него (см. комментарий к ст. ст. 52 и 53 ЗК РФ) либо в силу принудительного изъятия земельного участка.

    К случаям добровольного отчуждения, по сути, относится и приватизация земли, когда государство как собственник передает (бесплатно или за плату) принадлежащие ему земельные участки в собственность граждан или юридических лиц. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества; при этом положения ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

    Однако приватизация земли в нашей стране регулировалась и регулируется в основном не законами о приватизации, а иными нормативными правовыми актами. Так, в ходе земельной реформы порядок осуществления приватизации земли устанавливался как законами, так и указами Президента России и постановлениями Правительства РФ. Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяет ст. 28 ЗК РФ (см. комментарий), в соответствии с которой, в частности, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. При этом предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных как ЗК РФ, так и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ряд вопросов приватизации земельных участков регулируют, в частности, Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    См., напр.: Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-1 «О земельной реформе», Закон РФ от 23 декабря 1992 г. N 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», Указы Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации», от 2 марта 1992 г. N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

    Случаи же принудительного лишения права собственности на земельный участок ограничены прежде всего исчерпывающим перечнем оснований принудительного изъятия имущества у собственника, которые установлены ст. 235 ГК РФ. Из перечисленных в данной статье к основаниям прекращения права собственности на земельные участки не относятся случаи отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка; выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных; применения последствий утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком в порядке ст. 272 ГК РФ; прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение в порядке ст. 293 ГК РФ.

    Отдельные статьи в Земельном кодексе, так же как и в Гражданском кодексе, посвящены таким основаниям прекращения права собственности, как реквизиция, конфискация, выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд (см. комментарий к ст. ст. 49 — 51 настоящего Кодекса).

    Одним из оснований прекращения имущественного права является добровольный отказ владельца от действующих полномочий. В этом случае необходимо уведомить о принятом решении местную администрацию,ю где расположен объект. Если вы решил отказаться от надела или дома самостоятельно, нужно понимать, что до перехода имущественного права новому владельцу и регистрационных действий в Росреестре, вы останетесь полноценным правообладателем объекта.

    В случае добровольного прекращения полномочий на объект будет передан лицу, которое изъявит желание его приобрести. Также недвижимость или иные ценности могут быть отчуждены в пользу наследников владельца в случае его смерти.

    Если речь идет о принудительном прекращении полномочий собственника, то имущество возвращается гражданину или организации, который незаконно лишился своих полномочий и понес материальные убытки. Законами также предусмотрены ситуации, при которых отчуждение объекта производится в пользу муниципалитета.

  2. Прекращение права частной собственности на земельный участок — это совокупность юридических и фактических действий, а также событий, совершаемых собственником или органом публичной власти, с которыми законодательство связывает утрату права собственности лица на земельный участок, в результате чего данное право либо перестает существовать вообще, либо возникает у другого субъекта земельных правоотношений. Существует несколько классификаций прекращения права частной собственности. Согласно наиболее распространенной из них право собственности прекращается, во-первых, добровольно и по воле собственника, во-вторых, по объективным причинам, независимо от воли собственника, и, в-третьих, принудительно, т.е. против его воли.

    Добровольное прекращение права собственности происходит в результате следующих действий: добровольного отказа от права собственности (ст. 53 ЗК РФ); отчуждения участка в результате совершения сделки (купли-продажи, дарения, мены); добровольной ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

    Как отказаться от права собственности на земельный участок?

    Действующим земельным законодательством предусмотрена возможность установления ограничения как на определённый срок, так и бессрочно. И в том и в другом случае стоит отметить, что в случае отчуждения земельного участка, то есть его перепродажи или же, например, дарения, установленные ограничения сохраняют свое действия. В связи с чем, при приобретении любого земельного участка, рекомендуем Вам обращать внимание на наличие действующих ограничений, дабы избежать препятствия в полноценном пользовании участком.

    Законный порядок установления ограничений прав на земельные участки включает множество обязательных этапов, среди которых предварительное оповещение владельца, прохождение многочисленных комиссий для подтверждения факта ненадлежащего использования земли. Если порядок нарушается, собственник имеет возможность оспорить решение исполнительного органа и обратиться в суд.

    Любое ограничение, принятое тем или иным органом государственной власти, а также решения суда, которыми установлены ограничения прав подлежат государственной регистрации. Государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию ограничений в Российской Федерации является Росреестр. На основании документов и по заявлению заинтересованных лиц, Росреестров в Единый государственные реестр недвижимости вносятся сведения о государственной регистрации ограничения.

    Таким образом выявить наличие действующих ограничений достаточно просто. Для этого Вам необходимо запросит в МФЦ сведения из ЕГРН об объекте недвижимости. В соответствующей графе выписки, вы увидите наличие ограничений.

    Так земельное законодательство предусматривает возможность обжалования установленного ограничения. Такой обжалование производится исключительно в судебном порядке. Рассмотрим порядок обжалования ограничения на примере акта органа местного самоуправления о принятии ограничения:

    1. Ознакомление с актом, устанавливающим ограничения прав на землю.
    2. Анализ и выявление оснований для обжалования акта органа;
    3. Подготовка административного искового заявления;
    4. Подача заявления в суд. Административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения органа гос. власти или по месту жительства/нахождения истца.
    5. Рассмотрение дела по существу;
    6. Принятие решения. В случае положительного исхода дела, суд признает незаконным тот или иной акт, которым установлены ограничения. Такое решения будет являться основанием для исключения из ЕГРН сведений об ограничениях на земельный участок.

    Как указывалось, выше, сервитут представляет собой некоторое ограничение прав в использовании земельном участке. Среди сервитутов выделяют частные и публичные.

    К публичным относятся сервитут, которые устанавливаются законом или актом государственного органа. Направлен такой сервитут, как правило в отношении неопределённого круга лиц. Среди примера можно выделить ситуацию, когда единственный возможный проход или проезд к пляжу, проходит через Ваш земельный участок.

    Частный сервитут устанавливается по заявлению и обращению конкретного заинтересованного лица. Например, можно взять ситуацию, когда проезд к земельному участку заинтересованного лица, проходит через Ваш земельный участок. Устанавливается такой сервитут по соглашению собственников, или в судебном порядке.

    Среди основных оснований для оспаривания и как следствия прекращения действия сервитута, можно выделить следующее:

  • Отпала необходимость в ограничении права пользования участком. То есть часть земельного участка, в пользование которой было ограничено, не используется заинтересованными на то лицами. В данном случае вполне логично прекращение сервитута земельного участка.
  • В связи с установлением сервитута, земельный участок не может быть использован в соответствии с его назначением. Оспаривание проходит по правилам искового производства, путем подачи заявления в суд.
  • Возмещения убытков правообладателям земельных участков, права которых ограничены.

Как указывалось, выше существуют различные виды ограничения прав собственников участков. Так, например, по вашему земельному участку может проходить сеть газопровода, или иных линейных объектов. Безусловно данные объекты необходимо обслуживать. Такие действия со стороны организаций в отношении, которых ограничены ваши права, могут негативно сказаться на земельном участке. Так, например, строительная техника, обслуживающая газовую сеть или же сеть водопровода, может разворотить все насаждения, которые находятся в пределах вашего земельного участка. В связи с чем у вас возникает право компенсации убытков, вызванных такими действиями.

  • Соглашение о временном занятии участка между собственником или лицом в пользу которого заключено соглашение;
  • Сервитут;
  • Акт органа государственной власти;
  • Решение суда;

Убытки, о которых идет речь в настоящем подпункте, возмещаются из бюджетов соответствующих органов, или лицами в отношении которых были установлены ограничения. Для определения убытков министерством экономического развития разработаны целые методические рекомендации. С их помощью Вы можете самостоятельно попробовать рассчитать их размер. Помимо всего прочего стоит также учесть, что Вы вправе предъявить требование о взыскании упущенной выгоды, которая сформировалась в результате установления ограничений, а также компенсации расходов на восстановление земельного участка.

Официальное ограничение прав на земельный участок подтверждается документально. Это решение принимается в течение месяца после запуска соответствующей процедуры. Помощь и совет нашего адвоката по земельным спорам Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам защитить свои права при прекращении и ограничении земельный прав: профессионально, на выгодно согласованных условиях и в срок.

Звоните прямо сегодня и мы начнем вместе решать проблему!!!

По закону, имущество супругов является совместным, если иное не определено брачным договором. В соответствии с п. 2 ст. 38 СК РФ , раздел совместной собственности может производиться в судебном порядке или на основании соглашения, заключенного между супругами. Такой документ может быть подписан до или после расторжения брака. Его обязательно следует оформить в письменной нотариальной форме, иначе он не повлечет никаких правовых последствий.

Каких-либо правил раздела имущества по соглашению нет. Супруги могут распределить собственность между собой так, как считают нужным.

Если прекращение права общей совместной собственности не удалось организовать мирным путем, супруги вправе обратиться с соответствующим иском в суд. После вступления в законную силу судебного решения или подписания соглашения можно направляться за переоформлением имущества в Росреестр.

Следует заметить, что имущество мужа и жены может приобретаться и в долях, при наличии соответствующей договоренности. В этом случае долевая собственность супругов прекращается в стандартном порядке.

Прекращение долевой собственности вызвано желанием ее участников стать индивидуальными владельцами имущества. Независимо от основания существует два варианта процедуры: на основании соглашения или в судебном порядке. После того, как сособственник получит один из этих документов, он должен обратиться за государственной регистрацией, если речь идет о недвижимости.

Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

  • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
  • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
  • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
  • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
  • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.

Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

Какие же основания прекращения права собственности на земельные участки?

  1. На добровольной основе. В данном случае собственник земли сам желает прекратить право собственности на землю и передать её другому лицу. Обычно владелец продаёт земельный участок, сдаёт его в аренду или дарит. Также гражданин может совершить добровольный отказ от права собственности на участок земли в пользу третьего лица или государства.
  2. Принудительная ликвидация прав собственности на участок земли. В данном случае гражданина лишают права собственности без его согласия или учёта его мнения. Основания, по который возможна принудительная ликвидация прописаны законом РФ.

Под основаниями прекращения права собственности принято понимать юридические факты, с которыми закон связывает утрату собственником права собственности на вещь.

Основания прекращения права собственности предусмотрены ст. 235 ГК РФ. В цивилистической доктрине их подразделяют на основания прекращения права собственности:

  • по воле собственника имущества (добровольные);
  • помимо воли собственника имущества (принудительные).

Установление в ГК РФ исчерпывающего перечня таких оснований призвано обеспечить реализацию принципа неприкосновенности собственности (ст. 1 ГК РФ) и возмещения собственнику причиненного ущерба (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), например, в случаях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 282 ГК РФ) или принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности (ст. 306 ГК РФ).

К добровольным основаниям прекращения права собственности относятся:

  • Добровольный отказ собственника от принадлежащего ему права собственности (ст. 236 ГК РФ, ст. 53 ЗК РФ). Соответствующий отказ может выражаться в объявлении собственника об отказе, либо совершении других действий, свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить на него какие-либо права (например, выбрасывание имущества в мусорный контейнер или оставление вещи рядом с ним).

Для отказа от права собственности на недвижимое имущество, собственнику необходимо подать заявление об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества в орган местного самоуправления по месту нахождения данного объекта. После принятия отказа, территориальным подразделением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется постановка на учет данной вещи как бесхозяйной. Государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимости осуществляется через год после его принятия на учет в соответствии с вступившим в законную силу решением суда. С этого момента прекращается право собственности «отказника» на недвижимый объект, который считается снятым с учета в качестве бесхозяйного.

Важно подчеркнуть, что прекращение права собственности связывается не с отказом собственника от вещи, а с актом ее приобретения другим лицом. Следовательно, до указанного момента, во-первых, зафиксированный отказ собственника от права собственности, не влечет прекращения его прав и обязанностей в отношении имущества (абз. 2 ст. 236 ГК РФ); «отказник» может в любое время отказаться от своего отказа.

  • Гибель или уничтожение вещи, поскольку при этом перестает существовать сам объект права (ч. 1 ст. 235 ГК РФ). К случаям юридической гибели или уничтожения вещи относится смешение вещей (например, родовых вещей на складе – зерна, картофеля, угля, кирпичей и др.); утрата вещью индивидуализирующих признаков (например, сплавление ювелирных изделий); соединение вещей, в том числе присоединение вещи к другой вещи как ее составной части (например, прикрепление досок к мебели, приготовление супа, съедание моркови и др.) и др.

Если гибель или уничтожение вещи произошли в результате случая, то риск его наступления несет собственник вещи. Если же гибель или уничтожение стали следствием действий другого лица, то собственник приобретает право требования причиненных ему убытков.

  • Отчуждение собственником имущества другим лицам (например, по договору купли-продажи). При этом к особому случаю прекращения права собственности следует отнести приватизацию, то есть переход имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц (ч. 1 ст. 217 ГК РФ). В результате приватизации взамен публичной собственности возникает частная собственность. Объектом приватизации, как правило, является недвижимое имущество. Приватизация производится в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Все земельные наделы имеют своих владельцев. И это могут быть не только частные лица, а также и представители государственной власти. Подтверждением прав собственности являются специальные правоустанавливающие документы, которые получает владелец, когда недвижимость пройдет процедуру регистрации. Все действия относительно земли регулируются Гражданским и Земельным кодексами. В них можно не только узнать о правилах постановки на учет надела, но и ознакомиться с основаниями для прекращения прав собственности на землю.

Установленные Гражданским кодексом в 235-й статье основания для прекращения права собственности на земельный участок классифицируются на 4 группы:

Добровольная передача иным лицам Право прекращается по желанию обладателя надела в результате отчуждения имущества в пользу других лиц, т.е. путем совершения гражданско-правовой сделки с учетом некоторых ограничений, установленных земельным законодательством.
Добровольный отказ Производится путем подачи специального заявления в муниципальный или государственный орган. В результате отказа земельный участок переходит в режим бесхозяйного недвижимого имущества.
Уничтожение или гибель участка К примеру, земля уничтожается вследствие изменения речного русла, размыва водным течением, обвала, оползня и пр.
Принудительное изъятие Возможно при наличии определенных условий. Осуществляется в порядке, установленном законодательством.

При совершении сделок с земельными участками, инициированных самим владельцем, право собственности на землю переходит к другим физическим или юридическим лицам. Это может быть:

  • договор купли-продажи земельного надела (с имеющими строениями или без таковых);
  • договор мены участка;
  • дарственная (договор дарения) на весь земельный надел или его долю;
  • отказ от права собственности на землю на основании заявления владельца;
  • внесение земли в уставный капитал кооператива или товарищества;
  • договор пожизненной или постоянной ренты с иждивением или без него;
  • наследование земельного участка по закону или по завещанию.

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст. 44-56)

Прекращение права собственности и изъятие земельного участка для решения муниципальных или федеральных программ подразумевает выкуп частных наделов для размещения объектов государственного или местного значения. Это могут быть объекты оборонного или стратегического назначения, атомные и электрические станции, тепло-, водо- или газокоммуникативные системы, автодороги федерального/муниципального значения.

Основанием для изъятия земельного надела может быть только федеральный закон или законодательный акт субъекта РФ.

Если земельный участок расположен в черте города и его изъятие необходимо для освобождения пространства и массовой застройки, то закон четко соблюдает права собственника – такая процедура невозможна.

При изъятии надела во исполнение федеральных или региональных постановлений собственник должен быть извещен об этом за 12 месяцев до предстоящего события. Соответствующее решение о будущем изъятии земли для государственных нужд регистрируется в подразделении Росреестра.

С момента регистрации решения собственник земли не лишается права владеть, пользоваться и распоряжаться участком по своему усмотрению вплоть до вынесения судебного решения или подписания соглашения о выкупе надела.

Следует знать, что выкупная цена земли, изъятой по решению государственных органов, будет включать в себя рыночную стоимость участка и расположенного на ней нем недвижимого имущества. Однако из выкупной стоимости будут исключены расходы, которые понесет собственник на строительство или иные мероприятия, нацеленные на увеличение цены участка, выполненные после получения уведомления об изъятии.

Судебная практика показывает, что при вынужденном прекращении права собственности на земельный участок и его изъятии бывший владелец вправе претендовать на компенсацию государственными органами упущенной выгоды.

Это может быть стоимость будущего урожая или убытки, понесенные из-за невозможности выполнения обязательств по договору аренды земли третьим лицам. Если на изымаемой земле располагается жилой дом, то государственный орган обязан возместить в полном объеме все расходы собственника на временное пользование другим жильем, переезд к новому месту проживания и регистрационные действия по оформлению приобретенного жилого помещения.

Жилищное законодательство содержит норму, гарантирующую предоставление бывшему собственнику изъятого земельного участка равноценного жилого помещения. Это правило действует в тех случаях, если на экспроприируемой земле располагался жилой дом, и он был единственным жильем для владельца и его семьи. В иных случаях компенсацией за изъятие надела будет только выкупная стоимость.

Для определения реальной рыночной цены земли, подлежащей изъятию, необходимо проведение независимо оценки. Если собственник не согласен с условиями выкупа или решением об изъятии, то государственный орган вправе передать исковое заявление в суд. Срок давности по спорам, связанным с принудительным выкупом земельных наделов, составляет два года.

Неподобающее использование имеющегося надела включает в себя следующие признаки:

  • несоответствие установленному целевому назначению;
  • неиспользование участка под жилищное строительство или сельскохозяйственное назначение на протяжении трех лет;
  • земельные правонарушения, не устраненные собственником – ущерб плодородию почвы, несоблюдение режима использования земли особого назначения;
  • непроведение мероприятий, нацеленных на улучшение состояния земли и ее защиты от разрушающих природных факторов;
  • неуплата земельного сбора на протяжении двух и более лет подряд.

Изъятие земельного участка у собственника ввиду нерационального использования рассматривается, как радикальная мера при систематических и грубых нарушениях земельного и гражданского законодательства. Подобная санкция может применяться по инициативе государственных органов и муниципальных властей после того, как к собственнику будут приняты административные меры в виде штрафа.

Действующее законодательство, хоть и декларирует возможность принудительного аннулирования права собственности на землю ввиду ее ненадлежащего использования, однако не дает однозначного ответа по поводу возмездности или безвозмездности изъятия. По этой причине государственные власти чаще ограничиваются штрафными санкциями и предупреждениями землевладельцев.

При возмездном характере изъятия для муниципальных и государственных нужд, собственник предупреждается трижды о том, что планируется его переселение с занимаемого участка. Последнее уведомление содержит приглашение в местную администрацию для составления соглашения.

Собственнику следует принять приглашение и постараться извлечь максимум полезных вариантов при определении выкупной стоимости ЗУ или выборе нового надела. Здесь нужно учитывать стоимость каждого элемента, входящего в стоимость земли.

Такие расчёты следует провести предварительно, приблизительно определившись с выкупной стоимостью участка. Грамотный собственник не станет форсировать события. Оставив собственные расчёты в стороне, он рассмотрит предложение муниципалитета. Если таковое более привлекательно, чем реальная стоимость земель, вступать в дебаты не следует, а нужно сразу же оформлять соглашение.

Соразмерная выкупная стоимость, равная реальной, предусматривает дополнительные виды оплаты, в виде компенсации затрат на переезд и т.п. Об этом допустимо сообщить уполномоченному лицу.

При безвозмездном характере прекращения права собственности административный орган составляет акт о причинении нарушений земле, окружающему ландшафту или установленным нормам использования ЗУ. После составления акта нарушителю выносится предупреждение и штраф, в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях. Для восстановления порядка даётся соответствующий срок.

Собственнику потребуется немедленно среагировать на предупреждение, так как за административным решением последует арбитражное, которое лишит его земель.

Руководствуясь положениями выписки из административного акта, следует начать исправлять нарушения. Если пунктов несколько – нужно устранить вначале те, которые можно ликвидировать быстрее всего. Иногда целесообразно начать с устранения тех нарушений, которые «бросаются в глаза», то есть находятся на поверхности. Если удастся устранить лишь часть нарушений, при составлении следующего административного акта обследования участка и/или прилегающей к участку территории, собственнику следует указать на внесённые изменения и обосновать причину, по которой он не успел завершить санкционированную деятельность.

Если муниципалитет вынес административное решение неправомерно, в течение 10 дней после получения решения, собственник может подать апелляцию в районный суд.

Данный процесс реализуется только при учете основных требований законодательства. Он представляет собой процедуру, при которой человек или компания теряют право собственности на определенный участок.

Для принудительного прекращения права требуется наличие определенных оснований.

Кроме добровольного отчуждения существуют ситуации, когда принудительно может лишиться человек права на какой-либо участок. Принудительное прекращение права может происходить в результате разных ситуаций:

  • Возмездное изъятие, осуществляющееся государственными органами или муниципальными властями определенного региона. Вместо земли выплачивается денежная сумма, равная по размеру рыночной стоимости отчуждаемого участка.
  • Изъятие, не предполагающее выплату собственнику какой-либо компенсацией. Данный процесс может выполняться разными кредитными учреждениями или муниципальными властями. Причиной его реализации являются вынужденные обстоятельства.

Основной причиной отчуждения участков является планирование строительства на этой территории. При этом данные объекты должны обладать государственной важностью.

Также изымается земля в ситуации, если она выступала в качестве залога в процессе оформления кредитов, а при этом заемщик не может далее расплачиваться по займу, поэтому кредитная организация вынуждена изъять и продать залоговое имущество для погашения кредита.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *