Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор с единственным поставщиком по 44-ФЗ до какой суммы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Единственный поставщик по 44-ФЗ — это компания, которую выбрал заказчик без проведения тендера. Такие договоры заключают напрямую, без торгов и конкурсов на основании ст. 93 Федерального закона о контрактной системе.
Вот пошаговая инструкция для заказчика по закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ в 2021 году:
Шаг 1. Проверяем основания для совершения сделки.
Шаг 2. Планируем закупку.
Шаг 3. Готовим приказ (при необходимости).
Шаг 4. Обосновываем цену.
Шаг 5. Изменяем или отменяем.
Разберем пошагово, как заключить контракт с единственным поставщиком по 44-ФЗ в 2021 году.
Шаг 1. Подготовить проект контракта на основе утвержденной формы. Обратите внимание, что при проведении некоторых закупок заказчик руководствуется типовыми контрактами, которые содержат требования к контракту с единственным поставщиком по 44-ФЗ и обязательны для применения.
Шаг 2. Направить проект на подписание поставщику.
Шаг 3. Подписать контракт со стороны заказчика.
Шаг 4. Уведомить контрольные органы о заключении контракта и получить согласование.
Кроме нескольких конкурентных способов госзакупок (когда в процедуре участвуют два и более претендента), законодательством предусмотрен особый неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). По времени и трудозатратам этот способ определения исполнителя очень удобен для всех участников.
Правила закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ с последними изменениями прописаны в п. 1 ст. 93 44-ФЗ. Перечень случаев, когда заказ осуществляется у единственного поставщика, довольно обширен: предусмотрены 55 оснований, в их числе:
- заказ товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
- оказание услуг водо-, тепло- и газоснабжения и водоотведения;
- купля-продажа электроэнергии;
- поставка культурных ценностей;
- заказ услуг для нужд обороны страны.
Чтобы изменить условия закупки, измените план-график не позднее чем за один день до дня заключения контракта. Исключение — закупка по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, ее изменяют не позднее дня заключения контракта. Это указано в ч. 9 ст. 16 44-ФЗ, п. 23 порядка, который утвержден постановлением правительства № 1279 от 30.09.2019.
Изменяют контракт в тех случаях и пределах, которые установлены ст. 95 44-ФЗ.
Если отменяете закупку у единственного поставщика, измените план-график. Если издавали приказ о ее проведении, отмените и его.
Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).
Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону № 44-ФЗ).
В конце статьи вы найдете Алгоритм согласования закупки у единственного поставщика и Шаблон обращения для согласования контракта у единственного поставщика в ФАС!
Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать в 2021 году
Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:
- закупка товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
- закупка для государственных нужд у единственного, определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных его поручениями, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93).
Например, изготовление памятных медалей «XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи» было поручено акционерному обществу «Гознак» Распоряжением Президента РФ от 06.12.2017 №421-рп «Об учреждении памятной медали «XIX всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи»;
- выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93);
- закупка на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93);
- закупка товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93);
- оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
- закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
- случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 24, п. 25 ч. 1 ст. 93).
Отдельно хотелось бы выделить малые электронные закупки, которые могут проводиться заказчиком для приобретения товаров в соответствии с п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года на сумму 3 млн руб.
Этап 1. Участники формируют на электронной площадке, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью и размещают предварительное предложение о поставке товаров, которое содержит информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе наименование товара, его характеристики, товарный знак, наименование страны происхождения, количество и т.д.
Обратите внимание, что размещение таких предложений означает согласие участника на направление оператором электронной площадки предложений о поставке заказчику.
Такое предложение можно отозвать в любой момент, но только до того, как оператор электронной площадки направит его заказчику (пп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Также важным моментом является то, что оператор не будет учитывать предварительное предложение участника, если до окончания срока регистрации в ЕИС такого участника остается три месяца.
Этап 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, содержащее информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, наименование товара, адрес площадки, требования к участникам и т.д.).
Этап 3. В течение одного часа с момента размещения извещения оператор определяет из всех предварительных предложений (заявок) не более 5 заявок, соответствующих его требованиям.
Этап 4. Оператор присваивает каждой заявке номера в порядке возрастания цены. Если несколько заявок подано с одинаковой ценой, первый номер присваивается той заявке, которая была направлена раньше.
Этап 5. Оператор направляет заявки заказчику.
Этап 6. Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, принимает решение по каждой из заявок и присваивает номера.
Этап 7. Заказчик формирует протокол подведения итогов, который размещается в ЕИС и на электронной площадке в течение часа.
Этап 8. Далее заключается контракт по правилам, предусмотренным для электронных процедур ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом особенностей, указанных в ч. 13 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ, а именно:
- контракт должен содержать обоснование цены;
- контракт размещается в ЕИС и на электронной площадке заказчиком не позднее 3 часов с момента опубликования протокола;
- информация о заключенном контракте вносится в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с момента его заключения;
- при заключении контракта по итогам малой электронной закупки протокол разногласий не формируется и не размещается.
- Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
- Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
- Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
- Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
- Заказчик не сможет заключить контракт по наиболее низкой выгодной цене, как, например, на электронном аукционе.
- Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
- ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Алгоритм согласования закупки у ЕП 67.3 КБ
-
Шаблон обращения для согласования контракта с ЕП в ФАС 61 КБ
Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.
Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:
- 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
- 50 млн рублей.
Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.
Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.
Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.
Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:
- отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
- публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
- размещать в системе сведения о заключенном контракте.
Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.
Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.
Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:
- раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
- сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.
Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?
Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.
Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?
Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.
В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.
Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:
- Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
- Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
- Составляется докладная записка.
- Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
- Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.
Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.
Нововведения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года отменили необходимость размещения информации в ЕИС при закупках у единственного поставщика при заключении прямых контрактов. Каких сроков следует придерживаться при подписании такого рода прямых договоров? Закон отводит от 5 до 30 дней на заключение прямого договора по 44-ФЗ. Обоснование этому содержится в положениях 44-ФЗ, где говорится, что прямой контракт не может быть подписан ранее 5 дней, и ст. 528 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий тридцатидневный срок для заключения договора.
Заключая прямой договор по 44-ФЗ, следует придерживаться нижеприведенного регламента:
- Руководство издает приказ, в котором содержится решение об осуществлении прямой закупки.
- Отдел, ответственный за контрактную работу, проводит расчеты по цене, составляет ее обоснование и разрабатывает проект договора.
- Предприятие выбирает поставщика, после чего отправляет ему документацию, содержащую условия сделки, и предложение о заключении прямого контракта.
- Потенциальному подрядчику (поставщику) направляется проект договора.
- Стороны подписывают прямой договор. Если его условиями предусмотрено обеспечение исполнения контракта, исполнитель должен внести необходимую сумму.
Для скачивания есть образец прямого договора по 44-ФЗ
Закупки малого объема: изменения с 01.04.2021
Норма Закона №44-ФЗ | Ограничения по годовому объему закупок |
---|---|
п.4 ч.1 ст.93 | 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. |
п.5 ч.1 ст.93 (учреждения культуры, архивы) | 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. |
Теперь (с «01» октября 2020 г.) для закупок товаров по п.4, п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ появится возможность увеличить лимит с 600 тыс. до 3 млн. руб., но с обязательным условием, что такие закупки будут проводиться с использованием электронной площадки (ст. 93 Закона №44-ФЗ дополняется ч. 12).
Здесь важно обратить внимание на два момента:
- новый механизм будет применим только при закупке товаров, т.е. только товары можно будет закупать на сумму до 3 млн. рублей. Работы, услуги, как и прежде до 600 тыс.
- Ограничения по годовому объему закупок остаются не измененными,
— 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. (п.4 ч.1 ст.93),
— 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. (п.5 ч.1 ст.93).
В соответствии с ч.4 ст.105 Закона № 44 действия (бездействия) заказчика, комиссии, оператора ЭП при проведении закупки товаров у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ (в отличие от контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ) могут быть обжалованы.
Процедура обжалования в данном случае ничем не отличается от процедур обжалования других электронных процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.
Срок обжалования — в любое время определения поставщика, но не позднее чем через 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении заявок или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
Механизм осуществления закупки товаров у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ больше схож с механизмом проведения запроса котировок и электронным аукционом, чем с привычным механизмом заключения контракта с единственным поставщиком, при этом главными преимуществами нового механизма являются:
- скорость проведения закупки при стоимости до 3 млн.р. (всего за 4 р.д. с момента размещения извещения Заказчик может заключить контракт);
- высокая экономия денежных средств Заказчика (оператор ЭП формирует 5 заявок с наименьшей ценой);
- стоимостной лимит до 3 млн. рублей, даже не смотря на имеющиеся ограничения по годовому объему закупок (табл.1), данный механизм будет актуален как для крупных Заказчиков с большим объемом СГОЗ (например, СГОЗ – 1 млрд.р., соответственно используя данный механизм Заказчики по п.4. ч.1 ст.93 Закона № 44 – ФЗ могут закупить товаров на сумму до 50 млн. р., т.е. заключить 17 контрактов до 3 млн.р., вместо 84 контрактов до 600 тыс. р.), так и для более мелких Заказчиков, которые разово могут закупить необходимые товары, не плодя при этом большое количество контрактов);
- прозрачность процедуры выбора победителя.
Есть, и недостаток у данной процедуры – привязка к КТРУ:
- описание товара должно строго соответствовать КТРУ, описание дополнительных требований заказчика к товару не предусмотрено (в отличие от обычной конкурентной закупки, в которой описание объекта закупки из КТРУ при необходимости можно дополнить необходимыми заказчику характеристиками),
- если товара нет в КТРУ, провести ЗМО до трех миллионов используя рассмотренный механизм не представляется возможным.
Тем не менее, мы уверены, что в большинстве случаев, Заказчики смогут применить и по достоинству оценить новый механизм проведения закупок товаров у единственного поставщика, в связи с чем ждем скорейшего вступления в силу ч.12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ — с «01» октября 2020 г. (изначально планировалось вступление уже с «01» июля 2020 г.).
Главный менеджер
ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»
Кособокова Екатерина
- ФАС
- Арбитраж
- Недвижимость
- Юридические услуги
- Письмо Минфина России от 10.09.2020 № 24-01-08/79621 «О формировании и обосновании заказчиком НМЦК»
- Вправе ли заказчик использовать для обоснования НМЦК коммерческие предложения, полученные от аффилированных лиц?
- Письмо Минфина России от 14.02.2020 № 24-05-07/10234 «О закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) музыкальных инструментов для создания и (или) исполнения произведений»
- Письмо Минфина России от 11.02.2020 № 24-01-08/9102 «О разработке Минфином России методических рекомендаций по определению и обоснованию НМЦК при закупках»
- Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 24-01-08/8520 «О внесении изменений в план-график закупок в связи с увеличением цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
Еще в 2020 году в п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ были внесены изменения – увеличен максимальный объем малой закупки с 300 000 руб. до 600 000 руб. (см. Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020 г.).
При этом годовой объем закупок остался на прежнем уровне — 2 млн. руб. и 10% от годового объёма, но не более 50 млн. для п.4 ч. 1 ст. 93 и 5 млн. руб. и 50% годового объёма закупок, но не более 30 млн. руб. для п. 5 ч. 1. ст. 93 (для учреждений культуры, ряда других социально ориентированных организаций).
А начиная с 01.04.2021 года можно будет делать электронные закупки товаров на электронной площадке на сумму не более 3 млн. рублей. Работы и услуги на основании ч. 12 ст. 93 закупать нельзя.
Так как статья 12 содержит отсылочную норму именно на пункты 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, все остальные ограничения для годового объёма закупок должны быть также соблюдены.
Возможность малых закупок с единственным поставщиком через единого агрегатора торговли предусмотрена еще Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. ЕАТ формирует свой реестр закупок.
Площадку для проведения малых торов заказчик может выбрать по своему усмотрению, но она должна быть включена в перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 г. №1447-р.
Все взаимодействие между участниками закупки и заказчиком осуществляется через ЭП, документы подписываются ЭЦП.
Участники закупки формируют и размещают предварительные предложения на поставку товаров, где указывают в том числе:
-
наименование товара и характеристики со ссылкой на КТРУ и при необходимости товарный знак;
-
страну происхождения (при наличии соответствующих прикладывается подтверждающий документ, иначе товар будет считаться иностранным);
-
указываются единица измерения (по ОК), цена, минимальное или максимальное количество товара;
-
срок поставки (минимальный и максимальный);
-
срок действия предварительного предложения.
Заказчик (при помощи ЕИС) формирует извещение, где помимо обычных сведений (адресов, кода, размера обеспечения и пр.) указывает информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Извещение должно содержать проект контракта и обоснование цены.
В течение часа с момента размещения извещения оператор ЭТ определяет не более 5 заявок, соответствующих требованиям извещения, нумеруя заявки по возрастанию цены за единицу товара, направляет выбранным участникам необходимую документацию, а также блокирует то количество товара, от указанного участниками в предварительном предложении, какое необходимо заказчику.
А в течение одного рабочего дня с момента направления участникам информации и документов заказчик должен рассмотреть заявки на предмет соответствия требованиям и присвоить тем заявкам, которые не были им отклонены номера по возрастанию цены, сформировать при помощи средств ЭП протокол подведения итогов определения поставщика и направить его оператору ЭП.
Протокол должен быть размещен ЭП в течение часа в ЕИС и на площадке.
Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер. Блокировка товара остальных участников после размещения протокола прекращается, а у участника, с которым заключается контракт количество товаров в предварительном предложении уменьшается.
Контракт (в силу отсылки на нормы ст. 83.2 ч. 13. ст. 82.1 Закона 44-ФЗ) должен быть размещен Заказчиком на ЭП и ЕИС в течение трех часов с момента размещения протокола. Далее у победителя есть 1 рабочий день на его подписание, размещение на ИП и предоставление обеспечения исполнения.
Подписать контракт и разместить его на ЭП и ЕИС в свою очередь заказчик должен в течение рабочего дня с даты размещения, но не ранее двух рабочих дней с даты размещения итогового протокола.
Если заявок меньше двух, то в течение часа оператор ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление в ЕИС, если все же есть один участник, то документы ему не направляются.
Процедура предполагает активное взаимодействие и обмен информацией между ЭП и ЕИС, информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12. ст. 93 включается в реестр контрактов (соответствующие изменения внесены Законом 449-ФЗ от 27.12.2019 в ч. 1 ст. 103 Закона 44-ФЗ).
При этом в план-график закупок малые закупки, которые заключаются посредством электронной площадки включать, наоборот, не нужно.
В полной мере нормы, касающиеся ЕИС должны заработать с июля, когда заработает часть 13 ст. 93 Закона 44-ФЗ, устанавливающая обязанность предоставления информации через ЕИС и когда будут разработаны соответствующие подзаконные акты.
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
от 3 281 руб Подробнее
Профессиональная переподготовка
Эксперт в сфере закупок
от 7 031 руб Подробнее
Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ
от 3 656 руб Подробнее
Повышение квалификации
Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ
от 4 593 руб Подробнее
Повышение квалификации
Осуществление закупок в здравоохранении по 44-ФЗ и 223-ФЗ
от 4 593 руб Подробнее
Новые требования при закупке ТРУ у единственного поставщика |
22 октября 2020 г. вступило в силу постановление Правительства РФ № 1649. Оно предусматривает возможность приобретать у единственного поставщика ТРУ для государственных нужд только после проведения экспертизы. |
Обращение государственного заказчика в Правительство обязательно должно содержать:
|
Каждое подобное обращение теперь должно сопровождаться тремя экспертными заключениями:
|
На основании представленных заключений Правительством принимается решение о целесообразности проведения закупки неконкурентным способом. |
В результате реализации постановления ожидается не только повышение эффективности осуществления госзакупок, но и сокращение случаев выбора единственным поставщиком тех исполнителей, которые не обладают достаточными возможностями и компетенциями для надлежащего исполнения контракта. |
Случаи применения Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ строго регламентированы статьей 93 Закона № 44-ФЗ и допускаются в отношении определенных видов закупок, так как при таком способе определения поставщика возможно возникновение целого ряда коррупционных составляющих.
Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.
Прямая закупка у единственного поставщика
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.
Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.
закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
Особым случаем Закупки у единственного поставщика является заключение госконтрактов в отношении поставок для обеспечения мероприятий по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, когда применение аукционов невозможно в связи с длительностью процедуры (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
Также такой способ госзакупок проводится в случае признания проведенных процедур конкурентного открытого или закрытого отбора поставщиков несостоявшимися и публикации их результатов на портале госзакупок. В данном случае госконтракт заключается напрямую с участником конкурса, удовлетворяющим требованиям извещения, на условиях, предусмотренных документацией о закупке (пункты 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
В отдельных случаях закупки в данной форме проводятся в соответствии с постановлениями и решениями правительства РФ, определяющих конкретного поставщика и перечень приобретаемых товаров и услуг (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ позволяет существенно облегчить поиск исполнителей и сокращает время на заключение госконтракта. Однако применение такой процедуры возможно строго в оговоренных законодательством случаях и не способствует заключению контрактов на наиболее выгодных для государства условиях, так как возможности влияния на цену существенно ограничены.
г. Москва от «___»____________2004 г.
Государственный контракт № __________ от _________ «_________________________________________________________________________________»
Наименование федеральной целевой программы ____________________________________
____________________________________________________________________________________
Приемочная комиссия по виду заказа № ________: «___________________________», созданная в соответствии с распоряжением Федерального агентства по образованию от 27.09.2004 № 117-15 «О создании комиссий Федерального агентства по образованию по приемке результатов поставки товаров, выполненных работ, оказанных услуг для государственных нужд по государственным контрактам (договорам)» и наделенная полномочиями в соответствии с распоряжением Федерального агентства по образованию от 27.09.2004 № 118-15 «О наделении приемочных комиссий Федерального агентства по образованию полномочиями по приемке результатов поставки товаров, выполненных работ, оказанных услуг для государственных нужд по видам заказов» осуществила в период с ________2004 по ________2004 экспертизу результатов исполнения Поставщиком государственного контракта № ________ от _______ с учетом дополнения № ___________ от ___________ в следующем составе:
Председатель ________________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
Зам. Председателя ________________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
Секретарь ________________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
Члены Приемочной комиссии __________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
(должность, инициалы, фамилия) __________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
Кратко понятие прямого договора по 44 ФЗ подразумевает заключение контракта с единственным поставщиком. То есть конкурентные процедуры при этом не нужны. Подписание сделок регламентировано статьей 93 ФЗ №44. При этом на первый план выходит объем совершаемой закупки. 1.07.2019 года вступили в силу изменения в ФЗ №44 касательно суммы прямого договора.
Раньше лимит заключаемого контракта был ограничен 100 тысячами рублей. В настоящее время закупка объемом до 300 тысяч рублей также может быть совершена в рамках прямого договора. Все прочие ограничения, прописанные в ФЗ, остались неизменными. Итоговый объем совершаемых за год малых закупок товаров, услуг, работ не должен превышать отметку 2 миллионов рублей. Альтернативный лимит – 5% от совокупного объема и 50 миллионов рублей. Надлежит также учесть, что ограничения не касаются закупочных процедур для нужд администраций населенных пунктов сельского типа.
Прямой договор по 44 ФЗ – не обязанность заказчика, а его законное право. Контрагентом является выбранное им самостоятельно физическое либо юридическое лицо.
Заключение такого контракта удобно в силу следующих причин:
- обеспечение возможности работы с уже проверенным поставщиком;
- максимально простая процедура, которую сложно нарушить;
- минимальные сроки выполнения закупки;
- отсутствие необходимости в подготовительных мероприятиях по выбору поставщика, размещению документации в единой информсистеме.
Полный список оснований для того, чтобы подписать этот контракт, указан в части 1 статьи 93 законодательного акта о госзакупках. Проведение закупочных мероприятий у единственного поставщика разрешено в любом из 57 случаев. Все они оговорены в статье 93 ФЗ №44.
Для некоторых организаций лимит ограничен 400 тысячами рублей. В список включены учреждения культуры, работающие в сфере сохранения объектов культурного наследия, причем как муниципального, так и федерального уровня. Сюда же могут быть отнесены зоопарки, парки отдыха, библиотеки, научные организации, цирки, музеи, архивы и пр. В пункте 4 части статьи 93 ФЗ №44 четко прописано, что входит в список.
В отдельных случаях размер лимита повышается до 600 тысяч рублей.
Компании могут осуществлять деятельность как в пределах РФ, так и за границей. Закупка также реализуется на конкурсной основе либо по прямому договору. Возникает необходимость подписать контракт ВЭД. Сделка заключается между отечественным импортером и организацией-заказчиком. В этом случае действуют нормы таможенного законодательства вместо контрактного.
Регулирование прямых контрактов в госзакупках происходит в соответствии со статьей 93 ФЗ №44. Здесь указаны допустимые лимиты объема. Прямой договор с единственным поставщиком избавляет от необходимости обоснования целесообразности выбора конкретного исполнителя, цены, других важных параметров договора. При этом не нужно публиковать данные о совершаемых закупочных процедурах в ЕИС. Достаточно разработать план-график с указанием информации касательно общего объема закупок в разрезе значимых условий контракта. Для удобства рекомендуется составлять реестр прямых договоров. Здесь следует указывать данные, чтобы подготовить отчетность за финансовый год.
Астрал.Тендер поможет разобраться во всех тонкостях проведения закупки. При необходимости организацию процедуры возьмут на себя квалифицированные специалисты.
Заключение договора с единственным поставщиком ограничено по срокам. Сделать это необходимо в период 5-30 дней. Обычно работа организована через единый агрегатор «Березка». Алгоритм действий несложный:
- Для начала следует позаботиться об издании приказа о том, что закупка будет проводиться именно таким способом.
- Закупочный отдел берет на себя задачу предварительного расчета стоимости и обоснования НМЦК, составляет шаблон договора.
- Организатор берет на себя задачу поиска поставщика. Надлежит также направить ему в цифровом формате требуемые документы по сделке вместе с предложением подписать контракт.
- Исполнитель должен получить и проект прямого договора по 44 ФЗ.
- При достижении обоюдного согласия происходит непосредственно заключение сделки.
- При наличии в условиях договора пункта об обязательном обеспечении контрагенту нужно позаботиться о внесении оговоренной суммы в установленный срок.
Прямой контракт согласно положениям ФЗ №44 делает проще выполнение закупочных процедур для обеих сторон: заказчика и поставщика. Однако следует помнить, что по завершении отчетного периода организатору потребуется предоставить документы о проведенных мероприятиях.
Введенные с 1.07.2019 года новшества избавляют от необходимости публиковать сведения в ЕИС, если речь идет о закупочной процедуре у единственного поставщика. Обоснование сроков подписания контракта имеется в положениях ФЗ №44. Именно тут указан минимальный лимит – 5 дней. А в тексте статьи 528 Гражданского кодекса РФ есть ограничения по максимальному сроку – 30 суток.
Астрал.Поставщик поможет выбрать подходящий вариант закупки среди имеющихся предложений.
В 2021 году закупочные процедуры по прямому договору претерпят множество изменений. С 1.04.2021 года действуют некоторые новшества. Теперь заказчики имеют право покупки товаров с помощью электронных магазинов. Причем этого понятия нет в законодательстве. Алгоритм реализации закупочной процедуры выглядит таким образом:
- Кандидату нужно подготовить предварительное предложение. В тексте следует указать описание товарной позиции с учетом КТРУ, а также минимальное и максимальное количество, цену и прочие важные условия. Это предложение действует на протяжении месяца.
- Затем заказчику нужно опубликовать в единой информсистеме извещение.
- Далее оператор ЭП берет на себя отбор нескольких предложений общим числом до 5. На это отводится 1 час. Все отобранные предложения получают порядковые номера и направляются заказчику для дальнейшего рассмотрения. Однако заявок должно быть больше 2.
- У заказчика есть 1 сутки для изучения присланных заявок. Также ему нужно дать допущенным заявкам порядковые номера и сформировать протокол. Следующий шаг – отправка документа оператору ЭП для размещения на электронной площадке и в единой информсистеме.
- Заключение сделки предполагает наличие ЭЦП для торгов. Необходимость соблюдения указанного условия прописана в Федеральном законе №44 и других нормативных актах.
- Подписание контракта с тем участником, который предложил минимальную цену. Однако в расчет берутся пункты статьи 82.1. У заказчика есть 3 часа, чтобы опубликовать проект договора, на подписание отводится 1 рабочий день.
После наступления 1.04.2021 года заказчики получат возможность выбора способа закупки товаров. Это можно будет сделать как по новым правилам, так и в соответствии с существующей схемой. Если речь идет о сумме до 600 тысяч рублей, то процедура может быть проведена без электронных магазинов на ЭП. Если сумма до 3 миллионов рублей, то понадобится совершать закупочную процедуру в электронном магазине через ЭП.
В части 12 статьи 93 ФЗ №44 оговорено, что заказчику требуется сформировать проект договора и обоснование.
После 1.04.2021 года заказчикам будет предоставлена возможность закупать товары через электронные магазины. Это прописано в самом ФЗ №44. Описанное положение предполагалось ввести в действие летом 202 года, однако дата была перенесена по причине коронавирусной инфекции. Важно, что обеим сторонам потребуется обозначать наименования и параметры товарной позиции из каталога ТРУ.
- 0
- 6
- 2
- 16 229
- 67 115
- 634 466
- 1 866 918
- 538 142
Методика заключения контракта с единственным поставщиком ( п.11 ч.1 ст.93 44-ФЗ)
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
С 01.04.2021 заказчики на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ могут осуществлять закупки товара у единственного поставщика на сумму до 3 млн руб. Обязательным условием является осуществление закупки в электронной форме на электронной площадке (Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ).
Что изменится?
Порядок проведения закупки у единственного поставщика в электронной форме регламентирован ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ:
1️⃣ Участники размещают предварительное предложение на электронной площадке.
2️⃣ Заказчик с помощью ЕИС формирует извещение о проведении закупки, подписывает электронной подписью.
Извещение должно содержать:
● проект контракта и обоснование цены контракта у единственного поставщика (п. 4 ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ);
● информацию, предусмотренную п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
3️⃣ Оператор электронной площадки в течение 1 часа (п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ):
● отбирает не более пяти заявок из числа предварительных предложений;
● присваивает заявкам порядковые номера;
● направляет заявки заказчику.
4️⃣ Заказчик не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов (п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ):
● рассматривает заявки;
● присваивает заявкам порядковые номера;
● формирует протокол подведения итогов закупки;
● заключает контракт по наименьшей цене в порядке, установленном ст. 83.2 с учетом ч. 13 ст. 82.1 Закона №44-ФЗ (аналогично запросу котировок в электронной форме).
Возврат к списку
\n\n\n\n
Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
\n\n
- \n\t
- заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
- изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
- новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
- стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.
\n\t
\n\t
\n\t
\n
\n\n\r\n\r\n
ВАЖНО
\r\n\r\n\r\n
\n
Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.
\n\r\n\r\n\r\n\n\n
\n\n
Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара.
\n\n
Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.
\n\n
\n\n
Согласно подпункту 8 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, стоимость контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт можно увеличить на сумму до 30 % при соблюдении следующих условий:
\n\n
- \n\t
- срок исполнения договора — больше 1 года;
- цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ;
- договор нельзя исполнить из-за независимых от сторон обстоятельств;
- получено письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или местной администрации соответственно;
- срок исполнения не изменился.
\n\t
\n\t
\n\t
\n\t
\n
\n\n
Как проводить закупки у единственного поставщика в электронной форме по 44-ФЗ
Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
- заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
- изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
- новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
- стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.
ВАЖНО
Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.
Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара.
Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.
Согласно подпункту 8 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, стоимость контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт можно увеличить на сумму до 30 % при соблюдении следующих условий:
- срок исполнения договора — больше 1 года;
- цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ;
- договор нельзя исполнить из-за независимых от сторон обстоятельств;
- получено письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или местной администрации соответственно;
- срок исполнения не изменился.