Индивидуальный предприниматель как должностное лицо по уголовному кодексу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индивидуальный предприниматель как должностное лицо по уголовному кодексу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Охрана складывающихся в сфере предпринимательской деятельности общественных отношений, в зависимости от характера посягательства, обеспечивается посредством использования возможностей гражданского, административного и уголовного отраслей права.

При этом уголовная ответственность в данной сфере может наступить за недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 178 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК) и иными составами, предусмотренными Особенной части Уголовного кодекса РФ, в зависимости от конкретных обстоятельств.

В статье 169 УК РФ установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, в том числе за неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Повторное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности влечет ответственность по ч. 2 ст. 169 УК РФ.

Нормы уголовного закона о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности направлены прежде всего на охрану предпринимательских отношений по осуществлению производственно-хозяйственной деятельности.

Преступления в предпринимательской сфере, совершаемые непосредственными участниками коммерческих правоотношений, в подавляющем числе случаев характеризуются наличием у виновных корыстного мотива. Деяния лиц, непосредственно не вовлеченных в предпринимательскую деятельность, которые совершают общественно опасные действия (бездействие), наносящие ущерб предпринимательским отношениям, в ряде случаев могут приобретать характер преступных лишь при наличии у виновных корыстной мотивации.

При воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности лицо может руководствоваться мотивами личной неприязни, мести, ложного понимания государственных или общественных интересов и т.п.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица — это незаконное уменьшение правоспособности этих лиц. Например, отказ в предоставлении государственных льготных кредитов предпринимателям, поскольку они не зарегистрированы в качестве юридического лица, или приостановление лицензии всем формам предпринимательской деятельности, кроме открытых акционерных обществ.

Незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или организации может выражаться в разнообразных действиях, препятствующих самостоятельному осуществлению предпринимательской и иной деятельности. Например, установление необходимости согласования принимаемых ими управленческих (финансовых, хозяйственных и т.п.) решений или навязывание им таких решений, запрещение эксплуатации помещений и земельных участков.

Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть связано с любым неправомерным воздействием на них. Например, незаконное проведение проверок или изъятие документов.

Является ли индивидуальный предприниматель должностным лицом?

«ИП отвечает всем своим имуществом!» — так говорит любой предприниматель, когда слышит вопрос — «зачем ему потребовалось регистрировать ООО». Бесспорно, данное утверждение имеет место быть. Статус ИП не предполагает столь желанного ограничения ответственности, которым обладают юридические лица. Добавим к этому — низкий «авторитет» ИП и запрет заниматься определенными видами деятельности. Всё это делает данный статус менее привлекательным и популярным.

С другой стороны, при внимательном ознакомлении с темой субсидиарной ответственности собственников компаний невольно приходишь к выводу, что ограниченная ответственность в ООО / АО — не такая уж и ограниченная, и в современных реалиях грань между руководителем (участником) компании и физическим лицом, имеющим «предпринимательский» статус, стирается. Разбираемся с экспертами taxCoach.

Формально положение у индивидуального предпринимателя потяжелее, по крайней мере так утверждает Гражданский кодекс. Поскольку ИП — это всё таки статус физического лица, то и риски он несёт как физическое лицо, а значит, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (абз. 1 статьи 24 ГК РФ). Участник ООО по обязательствам юридического лица не отвечает и несёт риск убытков в пределах своей доли (часть 1 статьи 87 ГК РФ).

Однако, если рассматривать вопрос в разрезе процедуры банкротства, то ситуация кардинально меняется.

Во-первых, летом 2017 года существенно поправили Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в силу чего попасть под «субсидиарку» теперь проще, чем кажется. При выполнении ряда условий между учредителем и ИП в вопросе имущественной ответственности можно поставить знак равенства (ведь учредитель будет отвечать как физическое лицо, то есть всем своим имуществом).

Во-вторых, успешно работает банкротство физических лиц, которое позволяет гражданам, имеющим непосильные долги, проститься с ними и попытаться начать жизнь с «чистого листа». Кажется, что это отличный вариант даже на случай привлечения такого физического лица к субсидиарной ответственности по долгам его организации. Однако это не так.

Положения статьи 213.28 Закона о банкротстве, именуемой «Завершение расчётов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств», не только освобождают должника от дальнейшей ответственности, но и устанавливают те случаи (требования), на которые освобождение не распространяется (пункт 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве). К таким случаям относятся требования кредиторов, вытекающие из привлечения лица к субсидиарной ответственности (абз. 2,3 пункта 6 статьи 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Соответственно, долги, полученные вследствие привлечения к ней, останутся за должником даже после его персонального банкротства.

На практике это означает, что после окончания процедуры банкротства физического лица кредитор по долгам, образовавшимся в связи с привлечением такого лица к субсидиарной ответственности, получит исполнительный лист для взыскания этих долгов, который будет следовать за гражданином всю жизнь.

В ситуации с ИП: гражданина, имеющего такой статус, нельзя привлечь к субсидиарной ответственности по своим собственным долгам, потому что ИП — это не отдельное лицо, это статус конкретного человека. ИП и гражданин — это один и тот же субъект. Иными словам, нельзя отвечать за себя субсидиарно.

В соответствии со статьёй 399 Гражданского кодекса РФ субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность лица за другое лицо, являющееся основным должником. До предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить его основному. Следовательно, за бизнес-неудачи своей организации собственник бизнеса может отвечать всю жизнь. А если он вел коммерческую деятельность в качестве ИП, то в ходе личного банкротства есть шанс от бизнес-долгов освободиться.

Конечно, перспектива стать «банкротом» ничего хорошего индивидуальному предпринимателю не сулит. Его статус прекращается, и зарегистрироваться вновь он сможет лишь через 5 лет. Более того, в течение указанного срока он не имеет права участвовать в управлении юридическим лицом, то есть быть его руководителем или участником. Однако спустя 5 лет все «вернется на круги своя».

Формально положение у индивидуального предпринимателя потяжелее, по крайней мере так утверждает Гражданский кодекс. Поскольку ИП — это всё таки статус физического лица, то и риски он несёт как физическое лицо, а значит отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (абз. 1 статьи 24 ГК РФ). Участник ООО по обязательствам юридического лица не отвечает и несёт риск убытков в пределах своей доли (абз. 2 части 1 статьи 87 ГК РФ).

Однако, если рассматривать вопрос в разрезе процедуры банкротства, то ситуация кардинально меняется.

Во-первых, летом 2017 года существенно поправили Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в силу чего попасть под «субсидиарку» теперь проще, чем кажется. При выполнении ряда условий между учредителем и ИП в вопросе имущественной ответственности можно поставит знак равенства (ведь учредитель будет отвечать как физическое лицо, то есть всем своим имуществом).

Во-вторых, уже два года возможно банкротство физических лиц, которое позволяет гражданам, имеющим непосильные долги, проститься с ними и попытаться начать жизнь с «чистого листа». Кажется, что это отличный вариант даже на случай привлечения такого физического лица к субсидиарной ответственности по долгам его организации. Однако это не так. Норма, закреплённая в пункте 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, именуемая «Завершение расчётов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств», не только освобождает должника от дальнейшей ответственности, но и устанавливает те случаи (требования), на которые не распространяет своё действие. К таким случаям относятся требования кредиторов, вытекающие из привлечения лица к субсидиарной ответственности (абз 2 пункта 6 статьи 213.38 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Соответственно, долги, полученные вследствие привлечения к ней, останутся за должником даже после его персонального банкротства.1

В ситуации с ИП: гражданина, имеющего такой статус, нельзя привлечь к субсидиарной ответственности по своим собственным долгам, потому что ИП — это не отдельное лицо, это статус конкретного человека. ИП и гражданин — это один и тот же субъект. Иными словам, нельзя отвечать за себя субсидиарно.2 Следовательно, за бизнес-неудачи своей организации собственник бизнеса может отвечать всю жизнь. А если он вел коммерческую деятельность в качестве ИП, то в ходе личного банкротства есть шанс от бизнес-долгов освободиться.

Конечно, перспектива стать «банкротом» ничего хорошего индивидуальному предпринимателю не сулит. Его статус прекращается, и зарегистрироваться вновь он сможет лишь через 5 лет. Более того, в течение указанного срока он не имеет права участвовать в управлении юридическим лицом, то есть быть его руководителем или участником. Однако, спустя 5 лет, все «вернется на круги своя».

Штраф на индивидуального предпринимателя как на должностное лицо

Юридическое лицо привлечь к уголовной ответственности нельзя. В любом случае за компанию будет отвечать конкретный человек — руководитель, участники, главный бухгалтер. У индивидуального предпринимателя та же история — отвечать он будет самостоятельно. Причем нести ответственность он будет именно как физическое лицо, в чем есть некая несправедливость, ведь ИП может иметь многомиллиардный бизнес, а значит потенциальный размер налоговых правонарушений ничуть не меньше, чем для организаций.

Тем не менее, исходим из того что есть. Для примера возьмем уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов: именно по данной категории уголовных дел законодатель провел разделение — ИП отвечают как физические лица по статье 198 УК РФ, руководители организаций — по статье 199.

В целом элементы состава данных преступлений одинаковы, за тем лишь исключением, что ИП привлекают к уголовной ответственности начиная с 900 тысяч рублей суммы неуплаченных налогов, юридическому лицу необходимо уклониться от уплаты минимум 5 миллионов рублей.6

На первый взгляд всё очевидно — у юр. лица «запас» больше. Но вот на практике средний размер доначислений налогов на одну выездную проверку в 2017 году составляет: 12,5 млн. рублей — для компаний и 2,8 млн. — для ИП, следовательно формально попадают оба.

При этом максимальное наказание для ИП — 3 года лишения свободы, а для руководителя организации — 6 лет. Однако, сам по себе грозящий срок не столь важен. Важно то, что максимальная санкция влияет на определение категории преступления, в связи с чем уклонение на сумму, допустим, 10 млн.руб. для ИП будет являться преступлением небольшой тяжести, а для руководителя организации — тяжким.

В этом и заключается «вся соль». Поскольку преступление ИП имеет небольшую тяжесть, то срок давности по нему всего 2 года. Учитывая время на выявление правонарушения, проведение проверки, адвокату подозреваемого ИП необходимо проявить немного мастерства и затянуть передачу материалов дела в суд. По прошествии 2 лет с момента совершения преступления, коим является последний день срока для уплаты того или иного налога,7 опасаться предпринимателю нечего. Руководителю юридического лица придётся ждать 10 лет — именно такой срок давности установлен УК РФ для тяжких преступлений.

Полагаем, кому-то покажется, что мы призываем закрывать компании и переводить бизнес в формы ИП или пытаемся намекнуть, что «химичить» лучше в этом статусе. Ничего подобного. Принимая решение о ведении операционной деятельности в статусе ИП нужно помнить, что:

  • во-первых, ИП смертен, у него есть супруги и наследники. Полагаем, что внезапная кончина или развод предпринимателя с огромным количеством сотрудников и хозяйственных операций может существенно усложнить существование самого бизнеса;

  • во-вторых, партнёрские отношения данным статусом не урегулировать, что делает его неприменимым для бизнес-моделей с несколькими собственниками;

  • третьих, законодатель накладываем ограничения на виды деятельности, которыми может заниматься ИП (например ИП нельзя продавать алкогольную продукцию).

Соответственно, такое решение, как и всегда, должно быть взвешенным и учитывать все нюансы статуса предпринимателя, о которых мы и указали.


1. На практике это означает, что после окончания процедуры банкротства физического лица, кредитор по долгам, образовавшимся в связи с привлечением такого лица к субсидиарной ответственности, получит исполнительный лист для взыскания этих долгов, который будет следовать за гражданином всю жизнь.

2. В соответствии со статьёй 399 Гражданского кодекса РФ субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность лица, за другое лицо, являющееся основным должником. До предъявления требования к субсидиарному должнику, кредитор должен предъявить его основному.

3. Примечание к статье 2.4 КоАП РФ

4. Данная позиция подтверждается пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин»

5. Примечание к статье 18.1 КоАП РФ

6. На самом деле УК РФ отталкивается не только от суммы неуплаченных налогов, но и от периода, в течение которого налогоплательщик уклонялся от уплаты и доли неуплаченной суммы в совокупном размере всех налогов, подлежащих уплате (подробнее в примечаниях к ст. 198 и 199 УК РФ).

7. Считается, что лицо уклонилось от уплаты налога, если не уплатило его в отведённый законом период. Соответственно срок давности привлечения к уголовной ответственности начинает течь со дня, следующего за последним днём срока на уплату налога.

  1. Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, а не юридическое. Неправильно называть ИП организацией или предприятием.
  2. Во многих административных санкциях индивидуальный предприниматель считается не обычным физическим, а должностным лицом. Это аналог руководителя для юридического лица, хотя ИП не может быть у себя директором.
  3. В некоторых случаях закон приравнивает индивидуального предпринимателя к юридическому лицу. Однако это не означает, что ИП получает такие же права, как организация, а только то, что он несёт в определённой ситуации повышенную ответственность за свои действия.
  4. В зависимости от вида правоотношений и конкретной санкции статус предпринимателя будет отличаться – физическое, должностное или лицо, приравненное к юридическому.
  5. В трудовых отношениях ИП является работодателем, обязанности которого аналогичны обязанностям работодателя-организации.

Требования трудового законодательства относятся к ИП, если он выступает в качестве работодателя. Беря на работу сотрудников, ИП несет за них всю полноту ответственности.

  1. Самый первый акт ответственности – это официальное оформление путем заключения трудового договора и вытекающие отсюда обязательства:
    • регистрация в пенсионном фонде;
    • обязательное страхование;
    • «белая» зарплата.
  2. Материальное обеспечение: каждый сотрудник имеет право вовремя получать оговоренное вознаграждение.
  3. Материальная и административная ответственность за погрешности в организации труда и моральный вред при:
    • незаконном увольнении;
    • неправомерном отстранении от работы;
    • задержке с выдачей трудовой;
    • нанесении ущерба имуществу сотрудника.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В суде работнику достаточно доказать сам факт причинения вреда, вину работодателя он доказывать не обязан (ст. 1064 ГК РФ).

Кодекс об административных правонарушениях имеет прямое отношение к ИП, поскольку они приравнены к должностным лицам, если другими актами не установлено иного. К этому виду ответственности ИП чаще всего привлекаются по суду, где истцом выступает контролирующий орган.

В основном, используется 2 вида наказаний: «удар рублем» и дисквалификация.

  1. Штраф выпишут бизнесмену за нарушения законодательства об охране и организации труда. Размеры определяются отдельными статьями КоАп и ТК РФ.
  2. Дисквалификация – запрет заниматься определенной деятельностью от 1 до 3 лет может быть применена при рецидивах нарушений.

Уголовная ответственность за налоговые преступления: нюансы 2020 года

Налоговое законодательство относится к нарушениям особо трепетно и карает за нерадение о государственной казне быстро и неотвратимо. Наказания устанавливаются по суду или во внесудебном порядке, если сумма штрафа не превышает 5 тыс. руб. по 1 налоговому нарушению за отчетный период.

Чем наказывают ИП за налоговые нарушения:

  • штрафами в фиксированной сумме (за непредоставление документов, искажение информации, нарушение учета финансов, пропуск сроков декларации и т.п.);
  • штрафами в виде % от суммы недоплаченного налога;
  • пенями за просрочку выплат;
  • блокировкой расчетного счета в банке – за задержку налоговых деклараций.

Уголовный Кодекс подразумевает больший масштаб нарушений, которые могли бы быть административными, но их уже можно трактовать как преступления. Иными словами, это те же проступки, что и в административной сфере, но с большим размахом и прискорбным результатом.

ВАЖНО! Уголовная ответственность исключает административную, и наоборот: оба вида ответственности за одно и то же нарушения невозможны.

  1. Несоблюдение правил по охране труда, вследствие чего произошло тяжкое повреждение здоровья или смерть работника.
  2. Отказ взять на работу женщину из-за беременности или наличия малолетних детей – наказание может быть административным или уголовным (принудительные работы до 180 часов).
  3. Отсутствие трудовых договоров с сотрудниками, если их много, что повлекло большой финансовый ущерб государству – могут реально, а не условно посадить на 2 года.
  1. Нарушение правил регистрации или ее отсутствие. За работу без разрешений или лицензий, предоставление ложных сведений в документации, особенно повторно, возможна уголовная ответственность.
  2. Операции с немаркированным товаром, который подлежит обязательной маркировке. Наказанием, наряду с административными штрафами, может быть заключение до 3 лет с конфискацией шестимесячного дохода.
  3. Незаконное кредитование (ложные сведения в документах) или злостный неплатеж по кредитным обязательствам может быть чревато арестом или общественными работами на длительный срок.
  4. Использование чужих реквизитов, товарных знаков и других подобных обозначений повлечет исправительные работы в течение 2 лет.
  5. Неплательщики таможенных сборов, могут, кроме уплаты штрафа, сесть в тюрьму до 2 лет.
  6. Налоговые нарушения большого масштаба могут повлечь лишение свободы до 1 года.

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в нормах гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ. Данный вывод сделал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.06.2010 N 885-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установив, что то обстоятельство, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (ст. ст. 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу п. 1 примечаний к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ.

В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указано, что должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N N 305-АД17-1484, А40-91243/2016).

Таким образом, должностным лицом организации является сотрудник, который имеет в служебном подчинении других работников, обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Всю фискальную нагрузку предпринимателя можно условно разделить на две группы. Первую из них контролируют налоговики, а вторую — ФСС РФ (закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном…»).

Наименование

Сумма

Статья закона

Санкции

штраф по НК РФ /закону 125-ФЗ

штраф по УК РФ, тыс. руб.

принудительные работы, лет

лишение свободы, лет

Налоги и сборы, взносы в ПФ, ОМС, ФСС (кроме страхования от несчастных случаев) до 900 тыс. руб. за 3 года или до 2,7 млн. руб. ст. 122 НК РФ 20% или 40% от недоимки
свыше указанных сумм ст. 198 УК РФ до 500 до 3 до 3
«Несчастные» страховые взносы до 600 тыс. руб. за 3 года или до 1,8 млн. руб. ст. 26.29 закона № 125-ФЗ 20% или 40% от недоимки
свыше указанных сумм ст. 199.3 УК РФ до 300 до 1 до 1

Уклонение от уплаты налогов наказывается в зависимости от того, был ли доказан умысел. Если налог, сбор или взнос не был уплачен по ошибке, то размер штрафа составит 20% от недоимки, а если сокрытие доходов от налогообложения было умышленным — то 40%.

С 2017 года начали действовать изменения, внесенные в закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…». Они предусматривают поэтапный переход на новые модели ККТ, которые передают в ФНС РФ сведения о совершенных операциях через интернет(онлайн-кассы).

В 2018 году и до 01.07.2019 года ИП без кассового аппарата могут работать, только если относятся к определенным категориям. В частности, речь идет об ИП, использующих «упрощенку» или «вмененку», при условии, что их виды деятельности относятся к льготному списку. Подробно все категории бизнесменов, имеющие право на отсрочку по применению ККТ, перечислены в ст. 7 закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений…».

Санкции за неприменение ККТ предусмотрены п. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП. Для предпринимателя материальная ответственность составит от 0,25 до 0,5 суммы расчета, но не менее 10 тыс. руб. Если же нарушение совершено повторно, а сумма расчетов превысила 1 млн. руб., то деятельность ИП может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Код ОКВЭД показывает, какими видами деятельности занимается ИП.

Строго говоря, совсем без ОКВЭД ИП работать не может. Если он при подаче заявления на регистрацию вообще не укажет никаких видов деятельности, то документы вернут на доработку.

Однако в процессе работы направление бизнеса может измениться. В этом случае ИП обязан в течение трех рабочих дней сообщить новый ОКВЭД в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…»).

Если ИП не предоставит эту информацию, то он может быть оштрафован на сумму от 5 до 10 тыс. руб. (п. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Права и обязанности индивидуальных предпринимателей

Уголовная ответственность ИП во многих случаях наступает по тем же основаниям, что и административная, но при наличии отягчающих обстоятельств. Это касается не только налогов, но и других сфер деятельности бизнесмена.

Например, если деятельность без регистрации или без лицензии привела к получению дохода в сумме более 2,25 млн. руб., то она уже расценивается как незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). Наказание в этом случае применяется в виде штрафа в размере до 500 тыс. руб. или лишения свободы на срок до 5 лет.

Аналогично, если просрочка по заработной плате превысила два месяца, то вступает в действие ст. 145.1 УК РФ. Штраф по ней может составить до 500 тыс. руб., а срок лишения свободы – до 5 лет.

Ответственность руководителя за невыплату заработной платы

ИП в рамках своей деятельности может нести различные обязательства — по выплате заработной платы сотрудникам, расчетам с контрагентами, налогам и т.п. Статус ИП приводит к тому, что по долгам, связанным с бизнесом, взыскание может быть обращено и на личное имущество предпринимателя (ст. 24 ГК РФ).

Однако не все виды имущества можно использовать для погашения долгов. Это установлено ст. 446 ГПК РФ. В частности, имущественная ответственность не распространяется на единственное жилое помещение, одежду и обычную домашнюю обстановку (кроме предметов роскоши), минимальный запас продуктов и т.п.

Одним из ключевых различий между этими формами ведения деятельности является объем обязательств, которые могут быть погашены за счет имущества владельца бизнеса.

Для учредителя юридического лица в общем случае гражданская ответственность ограничивается суммой его вклада в уставный капитал. Правда, собственник может быть привлечен и к субсидиарной (дополнительной) ответственности по долгам компании, но для этого нужно доказать в суде его недобросовестность.

Что же касается ИП, то он по умолчанию отвечает по всем долгам, связанным со своим бизнесом. Ответственность после закрытия ИП не изменится — и после прекращения деятельности, став обычным физическим лицом, бывший ИП также будет обязан гасить оставшиеся задолженности.

Индивидуальный предприниматель несет юридическую ответственность по множеству статей законодательства.

Если в процессе работы или в результате применения санкций у ИП появилась задолженность, то он отвечает за ее погашение всем своим имуществом, кроме ограниченного перечня самых необходимых вещей.

В случае ликвидации ИП долги не списываются и физическое лицо продолжает нести обязанности по их погашению.

О специальном статусе индивидуального предпринимателя как субъекта указывается в санкции статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, о том, что индивидуальный предприниматель несет ответственность в соответствующем ему правовом статусе, указывается в статье 13.11 КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Согласно части 5 указанной статьи невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных требования об уничтожении персональных данных, если они являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

ИП управляющий – провальная схема в 2021 г.

Не следует путать руководство индивидуальным предпринимателем и ситуацию, в которой ИП — это директор ООО. В этом случае предприниматель не получает услуги по руководству деятельности, а сам оказывает их для юридического лица.

Индивидуальный предприниматель может работать директором ООО по двум схемам:

  1. Как физическое лицо. В этом случае с директором заключается обычный трудовой договор, по которому он исполняет свои функции. Занимаемая должность не мешает ему вести индивидуальную предпринимательскую деятельность в свободное время и не в ущерб интересам работодателя.
  2. Как предприниматель. В этом случае управляющий ИП как директор в ООО оформляется путем заключения договора оказания услуг. Для этого необходимо, чтобы устав юридического лица предусматривал возможность передачи функций управления сторонней компании или ИП.

Объединив законодательную и экономическую специфику России, можно ответить на вопрос, что такое должностное лицо? Это гражданин страны, который выполняет задачи, представляющие власть государства. Однако власть может быть и не государственной. Лицо, занимаемое определенную должность, может получить данный статус как начальник, директор или руководитель компании, партии или учреждения. В любом случае все задачи, которые выполняются лицом, охватывают все процессы административного, управленческого и хозяйственного цикла деятельности компании.

В сложившихся реалиях можно по-разному отвечать на вопрос, что такое должностное лицо? ГК РФ гласит о правоотношениях гражданина, УК РФ указывает на уголовную ответственность. Административная ответственность должностных лиц отражена в КоАП. Но если рассматривать данную категорию в рамках представительства власти РФ, то это орган власти.

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия “должностное лицо”. КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ – на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

В кодексе по административным взаимоотношениям полно описывается, кто является должностным лицом. Исходя из закона, наделение полномочиями власти в назначенном порядке определяет человека как должностное лицо. Лицо имеет в своем подчинении граждан и распоряжается ими в рамках своих функций и задач.

Выполняя функции хозяйственного, распорядительного, административного и управленческого характера эти лица осуществляют свои задачи в рамках таких областей, как:

  • региональных и государственных учреждений;
  • Вооруженных Сил России;
  • местном самоуправлении.

Все лица, имеющие полномочия, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность за выполнение и не выполнение определенных мер по достижению поставленных задач.

Для юридических и должных лиц в КоАП имеются свои типы ответственности. Для гражданина по большей части наказания применяют за невыполнение или не корректное исполнение возложенных компетенций.

Административная ответственность должностных лиц распространяется на все сферы деятельности. Часто наказание гражданину назначается по нормам уголовного законодательства. В этом уголовном праве должностное лицо характеризуется объектом, который на постоянной основе или на ограниченный срок выполняет компетенции представителя государственной власти. В УК РФ этому аспекту посвящена 30-я глава.

Административное нормотворчество в этом плане намного больше и глубже дает понимание должностному лицу. Субъектом правонарушений выступает лицо, которое совершило нарушение в области своих компетенций. И это не всегда директора и руководители подразделений, но и рядовые сотрудники государственного аппарата, которые выполняют управленческие, организационные и контролирующие функции.

В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.

Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:

  • прохождение таможни;
  • управленческая сфера;
  • охрана имущества;
  • постановка на воинский учет;
  • посягательство на представителей власти;
  • экология;
  • ветеринария;
  • налоги;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • мелиорация;
  • предпринимательская деятельность;
  • связь;
  • энергетика.

Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.

По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.

Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера. Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП. И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.

На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица. Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП. А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы. Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.

Объединив законодательную и экономическую специфику России, можно ответить на вопрос, что такое должностное лицо? Это гражданин страны, который выполняет задачи, представляющие власть государства. Однако власть может быть и не государственной. Лицо, занимаемое определенную должность, может получить данный статус как начальник, директор или руководитель компании, партии или учреждения. В любом случае все задачи, которые выполняются лицом, охватывают все процессы административного, управленческого и хозяйственного цикла деятельности компании.

В сложившихся реалиях можно по-разному отвечать на вопрос, что такое должностное лицо? ГК РФ гласит о правоотношениях гражданина, УК РФ указывает на уголовную ответственность. Административная ответственность должностных лиц отражена в КоАП. Но если рассматривать данную категорию в рамках представительства власти РФ, то это орган власти.

Кто является должностным лицом?

Кто является должностным лицом по закону? Ответить можно, только обозначив статус должностного лица. Все это возможно по средствам присвоенных полномочий и сферы деятельности. Важно учитывать, что статус не влияет на поставленные задачи и наделенные функции.

Лицо, наделенное властью, может исполнять доверенные права или воздержаться от их исполнения. При этом обязанности остаются неотделимыми. То есть в этой области присутствует равенство между диспозитивными и императивными началами юридической практики. На административных началах присутствует вероятность отказа от публичной и частной деятельности, относящаяся к полномочиям должностного лица. А вот в уголовной области лицо вправе осуществлять только публичные компетенции.

Для юридических и должных лиц в КоАП имеются свои типы ответственности. Для гражданина по большей части наказания применяют за невыполнение или не корректное исполнение возложенных компетенций.

Административная ответственность должностных лиц распространяется на все сферы деятельности. Часто наказание гражданину назначается по нормам уголовного законодательства. В этом уголовном праве должностное лицо характеризуется объектом, который на постоянной основе или на ограниченный срок выполняет компетенции представителя государственной власти. В УК РФ этому аспекту посвящена 30-я глава.

Административное нормотворчество в этом плане намного больше и глубже дает понимание должностному лицу. Субъектом правонарушений выступает лицо, которое совершило нарушение в области своих компетенций. И это не всегда директора и руководители подразделений, но и рядовые сотрудники государственного аппарата, которые выполняют управленческие, организационные и контролирующие функции.

По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.

Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера. Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП. И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.

На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица. Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП. А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы. Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.

В одной из частей Административного кодекса присутствует более 400 пунктов. Из которых более 300 отражают предмет ответственности должностного лица. Большая часть статей отражает аспекты бизнеса и управления. При этом стоит выделить некоторые области, в которых регулируется данный вопрос:

  • Контроль управления (в 19 главе 19 статей).
  • Ущемление гражданских прав (в 5 главе 50 статей).
  • Контроль военного обеспечения (в главе 21 4 статьи).
  • Защита имущества (в 7 главе 29 статей).
  • Область таможни (в 16 главе 21 статья).
  • Обеспечение защиты экологии и природопользованию (в 8 главе 38 статей).
  • Информационные технологии и связь (в 13 главе 23 статьи).
  • Бизнес, налоги и финансы (в 14 и 15 главах 59 статей).
  • Животноводство и сельское хозяйство (в 10 главе 14 статей).
  • Покушение на государственные органы власти (в 17 главе 10 статей).
  • Энергетика (в 9 главе 14 статей).

В итоге получаем целый комплекс мер для ответственности государственных служащих, которые отражают почти все возможные сферы деятельности человека.

Учитывая все сферы влияния, на которые оказывает воздействие должностное лицо нельзя забывать о законных наказаниях, присутствующих в российской практике. Так, например, применение определенных санкций к организации напрямую перекладывается на должностное лицо за счет дисквалификации или административного штрафа.

Обычно штраф соизмеряют с официальной заработной платой, т. е. по числу окладов, а дисквалификация — это лишение прав занимать назначенную должность на определенный срок по решению суда. Примером таких должностей могут быть как высшие должностные сотрудники Правительства, регионов или округов, так и муниципальные должностные лица.

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Административно-хозяйственные Организационно-распорядительные
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами.
2. Инспектирование материальных ценностей
3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги.
1. Контроль трудовой дисциплины.
2. Руководство коллективом.
3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например.
4. Формирование кадров.
5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии.
6. Принятие дисциплинарных мер.
7. Организация условий труда.
8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

Согласно законодательству, привлекать к административной ответственности могут как граждан и должностных лиц, так индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В зависимости от статуса виновного варьируются и последствия нарушения закона, от административных штрафов до дисквалификации должностного лица.

Например, за ненадлежащее оформление трудового договора, светит штраф в размере:

  • от 10 000 до 20 000 рублей (на должностное лицо);
  • от 5000 до 10 000 рублей (на ИП);
  • от 50 000 до 100 000 рублей (на юридическое лицо).

Причем, никто не запрещает налагать штраф одновременно на должностное и юридическое лицо.

Что же такое должностное лицо по КоАП?

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия “должностное лицо”. КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ – на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.

Существует 4 группы, описанные в УК РФ.

Таблица 2. Категории должностных лиц

Категория Характеристика
1 Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293.

Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285.

2 Граждане, возглавляющие государственные посты. Основной функционал — выполнения поручений Президента и министров.
3 В эту категорию попадают губернаторы и президенты республик.
4 Лица, занимающие руководящие посты органов местного самоуправления. Это могут быть префекты и мэры. Избираются для помощи в обсуждении вопросов местного значения.

ИП — уникальный субъект права, который обладает признаками как физического, так и юридического лица. Однако ИП не является юридическим лицом, соответственно, не обладает всеми признаками, присущими организациям. Далее мы разберем отличия статуса ИП от статуса юрлица, а сейчас рассмотрим подробнее особенности юрлиц, которые характерны также и для ИП.

Общими чертами ИП и юридических лиц являются:

  • обязанность по уплате налоговых платежей и страховых взносов (за себя, а при наличии работников и за них);
  • обязанность по ведению учета и сдаче текущей отчетности;
  • право на трудоустройство работников в качестве работодателя;
  • право на создание печати для подтверждения оригинальности документов.

Как мы уже выяснили, утверждение о том, что ИП — это юридическое лицо, не соответствует действительности. Кроме того, между рассматриваемыми организационно-правовыми формами ведения собственного дела существуют и иные различия, которые лишь подтверждают тот факт, что приравнивать ИП к юрлицу недопустимо:

  1. Отсутствие у юрлиц права на использование отдельных специальных налоговых режимов (например, ИП может работать на основании патента, а юрлицо — нет).
  2. Обязанность по уплате страховых взносов. Юрлицо платит только за тех работников, которые были трудоустроены в отчетном периоде. ИП платит взносы за себя даже тогда, когда предпринимательская деятельность не велась и доходов не было.
  3. Наличие ограничений на ведение определенных видов деятельности. Например, ИП не может продавать крепкий алкоголь, в том время как юридические лица могут работать в любом направлении при условии наличия лицензии (если этого требует законодатель).
  4. Ограничение на оборот денежных средств. Учредитель юридического лица не может свободно пользоваться деньгами компании — снять средства со счета организации на личные нужды нельзя. При этом он вправе распоряжаться прибылью, например через дивиденды. Для ИП таких ограничений нет — он в любое время может вывести из оборота нужную сумму и потратить ее по своему усмотрению.
  5. Возможность продажи бизнеса. ИП не может этого сделать — дело придется официально закрыть, а имущество, которое использовалось для бизнеса, продать другому человеку, — обычному гражданину, либо лицу, зарегистрировавшему бизнес, либо планирующему сделать это в будущем. Юрлицо можно продать, не закрывая — достаточно документально заменить его учредителей.

В силу двойственности положения ИП, который имеет признаки и юридического, и физического лица, природа его правового статуса также двойственна. С одной стороны, ИП является гражданином (а может даже являться лицом без гражданства, либо иностранным подданным), с другой — хозяйствующим субъектом.

Такая двойственность подтверждается и п. 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которой порядок ведения индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности регулируется положениями законодательства, применяемыми в отношении юридических лиц.

Исходя из анализа приведенных выше признаков ИП, можно сделать вывод о том, что особенностями его правового статуса являются:

  • наличие права на осуществление предпринимательской деятельности;
  • полная ответственность по всем долгам ИП собственным имуществом, не используемым для развития дела;
  • наличие обязательств по ведению учета, составлению отчетности, уплате налоговых платежей и страховых взносов.

В том случае, если гражданин, работающий в статусе ИП, совершил правонарушение, необходимо выяснить, в качестве кого он действовал в момент нарушения закона. В зависимости от этого определяется, в какой суд — общей юрисдикции или арбитражный — будет направлено на рассмотрение дело о правонарушении.

Если действия ИП не затрагивают интересы окружающих, разграничивать их не требуется. Так, предприниматель может купить любой товар (например, канцелярские принадлежности) и использовать его как для своих нужд, так и для нужд бизнеса. В подобной ситуации представитель юридического лица, приобретая товар для использования внутри организации, должен получить соответствующий документ (кассовый или товарный чек, товарную накладную и пр.), а потраченные деньги учесть в составе расходов (это позволит ему уменьшить налогооблагаемую базу, а значит, увеличить чистую прибыль предприятия).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *