Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок списания информационных систем». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.
2. Установить, что мероприятия, предусмотренные требованиями, утвержденными настоящим постановлением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Рекомендовать иным государственным органам, помимо федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления руководствоваться в своей деятельности требованиями, утвержденными настоящим постановлением.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
Как учесть расходы на программные продукты?
1. Настоящий документ определяет требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее соответственно — система, органы исполнительной власти) в целях повышения эффективности реализации полномочий органов исполнительной власти в результате использования информационно-коммуникационных технологий.
2. Основанием для создания системы является:
а) обязанность органа исполнительной власти по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами;
б) решение органа исполнительной власти о создании системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий.
3. Создание системы осуществляется в соответствии с техническим заданием, утвержденным органом исполнительной власти или являющимся неотъемлемой частью документации о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
4. Техническое задание на создание системы утверждается должностным лицом органа исполнительной власти, на которое в соответствии с распределением обязанностей возложены полномочия по утверждению таких технических заданий.
5. Порядок создания системы включает следующие последовательно реализуемые этапы:
а) разработка документации на систему и ее части;
б) разработка рабочей документации на систему и ее части;
в) разработка или адаптация программного обеспечения;
г) пусконаладочные работы;
д) проведение предварительных испытаний системы;
е) проведение опытной эксплуатации системы;
ж) проведение приемочных испытаний системы.
6. Этап разработки документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы.
7. Этап разработки рабочей документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации, содержащей сведения, необходимые для выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, и порядка эксплуатации системы, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы, установленных в проектных решениях, указанных в пункте 6 настоящего документа, в том числе:
а) перечень действий сотрудников при выполнении задач по эксплуатации системы, включая перечень, виды, объемы и периодичность выполнения работ по обеспечению функционирования системы;
б) контроль работоспособности системы;
в) перечень неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации системы, и рекомендации в отношении действий при их возникновении;
г) перечень режимов работы системы и их характеристики, а также порядок и правила перевода системы с одного режима работы на другой с указанием необходимого для этого времени.
8. Этап разработки или адаптации программного обеспечения включает разработку программного обеспечения системы, выбор и адаптацию приобретаемого программного обеспечения.
9. Этап пусконаладочных работ включает автономную наладку технических средств и программного обеспечения частей системы, загрузку информации в ее базу данных, комплексную наладку технических средств и программного обеспечения системы.
10. Этап проведения предварительных испытаний включает:
а) разработку программы и методики предварительных испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;
б) проверку системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;
в) устранение выявленных при проведении таких испытаний неисправностей и внесение изменений в документацию и рабочую документацию на систему;
г) оформление протокола испытаний и акта о приемке системы в опытную эксплуатацию.
11. Этап проведения опытной эксплуатации включает:
а) разработку программы и методики опытной эксплуатации;
б) опытную эксплуатацию системы в соответствии с программой и методикой опытной эксплуатации;
в) доработку программного обеспечения системы и дополнительную наладку технических средств в случае обнаружения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации системы;
г) оформление акта о завершении опытной эксплуатации, включающего перечень недостатков, которые необходимо устранить до начала эксплуатации системы.
12. Этап проведения приемочных испытаний включает:
а) испытания системы на соответствие техническому заданию на ее создание в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;
б) анализ результатов устранения недостатков, указанных в акте о завершении опытной эксплуатации;
в) оформление акта о приемке системы в эксплуатацию.
13. Основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации.
14. Правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию включает:
а) мероприятия по подготовке органа исполнительной власти к эксплуатации системы;
б) мероприятия по подготовке должностных лиц органа исполнительной власти к эксплуатации системы.
15. Порядок ввода в эксплуатацию федеральных государственных информационных систем, которые предназначены для использования при осуществлении государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, определяется с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».
16. Срок начала эксплуатации системы не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию.
17. Мероприятия по развитию системы осуществляются в соответствии с требованиями, установленными для создания системы.
18. Основанием для начала эксплуатации системы является наступление срока, установленного правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, указанным в пункте 13 настоящего документа.
19. Орган исполнительной власти осуществляет эксплуатацию системы в соответствии с рабочей документацией, указанной в пункте 7 настоящего документа.
Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2020
20. Основанием для вывода системы из эксплуатации является:
а) завершение срока эксплуатации системы, в случае если такой срок был установлен правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию;
б) нецелесообразность эксплуатации системы, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих эксплуатации системы;
в) финансово-экономическая неэффективность эксплуатации системы.
21. При наличии одного или нескольких оснований для вывода системы из эксплуатации, указанных в пункте 20 настоящего документа, орган исполнительной власти утверждает правовой акт о выводе системы из эксплуатации.
22. Правовой акт о выводе системы из эксплуатации включает:
а) основание для вывода системы из эксплуатации;
б) перечень и сроки реализации мероприятий по выводу системы из эксплуатации;
в) порядок, сроки, режим хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов, включая порядок обеспечения доступа к информационным ресурсам выводимой из эксплуатации системы;
г) порядок, сроки и способы информирования пользователей о выводе системы из эксплуатации.
23. Перечень мероприятий по выводу системы из эксплуатации включает:
а) подготовку правовых актов, связанных с выводом системы из эксплуатации;
б) работы по выводу системы из эксплуатации, в том числе работы по деинсталляции программного обеспечения системы, по реализации прав на программное обеспечение системы, демонтажу и списанию технических средств системы, обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов системы.
24. Если нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено иное, то сроки хранения информации, содержащейся в базах данных системы, определяются органом исполнительной власти и не могут быть меньше сроков хранения информации, которые установлены для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию.
25. Срок вывода системы из эксплуатации не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом о выводе системы из эксплуатации.
К результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности), относятся программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), а также базы данных (пп. 2, 3 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).
Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).
Базой данных признается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).
Согласно п. 1 и 4 ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах. При этом пользователю программы для ЭВМ или базы данных по лицензионному договору предоставляется право их использования в пределах, предусмотренных договором.
Как правило, по лицензионному договору на программное обеспечение и базы данных предоставляется простая (неисключительная) лицензия, заключающаяся в предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).
Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
В рамках заключенного лицензионного договора составляется акт на передачу права пользования программными продуктами, лицензиар выставляет лицензиату счета на оплату.
Обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся:
– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;
– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отраженные по подстатьям 221 – 225 КОСГУ, в том числе:
– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.
Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.
Согласно п. 66 Инструкции № 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. В письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915 уточнено, что на данном счете учитывается в том числе программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии. Соответственно, учреждение отражает на указанном счете полученные в пользование по лицензионному договору программное обеспечение и информационно-правовую базу в сумме, подлежащей уплате за весь срок пользования.
Пункт 66 Инструкции № 157н предусматривает, что платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, например, расходов, связанных с приобретением неисключительного права пользования НМА в течение нескольких отчетных периодов, предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н).
Как правило, неисключительные права на использование программных продуктов, баз данных приобретаются на несколько лет и лицензионными договорами предусматривается разовая плата за пользование указанными нематериальными активами. В таком случае эти средства учитываются в составе расходов будущих периодов.
Если же в соответствии с лицензионным договором производится ежемесячная оплата права пользования нематериальными активами, эта плата относится к расходам текущего финансового года.
В пункте 124 Инструкции № 162н отмечено, что операции по счету 0 401 50 226 оформляются следующими бухгалтерскими записями:
– отнесение расходов учреждения, произведенных в текущем финансовом году, но относимых к очередным финансовым периодам, на финансовый результат будущих периодов: Дебет 0 401 50 226 / Кредит 0 302 00 000;
– отнесение расходов учреждения, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих периодов, на финансовый результат текущего финансового года: Дебет 0 401 20 226 / Кредит 0 401 50 226.
Согласно п. 302 Инструкции № 157н затраты, отражаемые по дебету счета 401 50, подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.
В Письме Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362 разъяснено: если контрактом установлено, что заказчик (учреждение) имеет право без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, срок его использования устанавливается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и не зависит от срока действия лицензионного договора.
При этом обращаем ваше внимание на п. 4 ст. 1235 ГК РФ, предусматривающий, что если в лицензионном договоре срок его действия не определен, то договор считается заключенным на пять лет.
В связи с вышесказанным в случае отнесения платы за неисключительное право пользования программным обеспечением, базой данных в состав расходов будущих периодов учреждению необходимо прописать в учетной политике порядок отнесения этих расходов на финансовый результат текущего финансового года. Если в лицензионным договоре не указан срок его действия, учреждение самостоятельно определяет его, причем он может быть как равным пяти годам, так и иным.
Согласно п. 101 Инструкции № 162н учет расчетов в рамках рассматриваемого договора ведется на счете 0 302 26 000 «Расчеты по прочим работам, услугам».
При перечислении денежных средств в счет погашения задолженности перед лицензиаром оформляется запись: Дебет 1 302 26 830 / Кредит 1 304 05 226 (п. 111 Инструкции № 162н).
Как учесть компьютерные программы, антивирусы и справочные системы
Исключительные права обычно возникают, когда программа создается по заказу организации и адаптируется под ее требования. Если организация приобретает исключительное право пользования компьютерной программой, она становится единственным ее владельцем. Автор (разработчик) продукта не вправе продавать или предоставлять его другим лицам.
НМА стоимостью до 40 000 (с 2016 года до 100 000) рублей в налоговом учете можно списать полностью в момент ввода в эксплуатацию. Так как имущество до 40 000 рублей не является амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), стоимость НМА можно включить в состав материальных расходов ( пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Вопрос налоговой амортизации НМА стоимостью ниже 40 000 рублей — спорный. Ранее контролирующие органы придерживались позиции, что амортизировать нужно все НМА независимо от их стоимости (письмо ФНС России от 25.02.2011 № КЕ-4-3/3006). На сегодняшний день все больше писем Минфина подтверждают возможность списывать «малоценные» НМА при вводе в эксплуатацию (письма Минфина РФ от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450, от 09.09.2011 N 03-03-10/86, от 09.12.2010 N 03-03-06/1/765).
Для целей налогового учета срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется по правилам, закрепленным в п. 2 ст. 258 НК РФ. По общему правилу срок использования НМА может быть указан в договоре или патенте. Если срок по документам определить нельзя, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Для исключительных прав на компьютерные программы налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
Большинство приобретаемых программ и систем имеют неисключительные права и покупаются по лицензионному или сублицензионному договору. Такой вид права не может быть отнесен к нематериальным активам (п. 3 ст. 257 НК РФ). Поэтому неисключительные права списывают на счета затрат в составе прочих расходов ( пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Налоговый учет
Затраты на обновление и ежемесячное обслуживание программ относятся к текущим расходам и подлежат списанию в момент оказания услуги (пп. 26 п. 1ст. 264 НК РФ, письмо Минфина РФ от 27.11.2007 № 03-03-06/1/826).
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 60 — списаны затраты на обновление (обслуживание) программы.
Чаще всего компьютерные программы имеют неисключительные права использования. Учет таких программных продуктов следует вести с применением счета 97 «Расходы будущих периодов» и списывать равномерно в течение срока действия договора. Не стоит путать обновление программ с их продлением, ведь учитывать эти расходы нужно по-разному.
Если у вас возник вопрос по бухгалтерскому или налоговому учету, наши эксперты всегда готовы помочь в его решении.
Задать вопрос
Эксперт сервиса Норматив
Рогачева Е.А.
Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:
- физический износ;
- моральный износ;
- неустранимая поломка или порча.
Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.
Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.
Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.
В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.
На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).
С формой акта списания можно ознакомиться в статье «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС».
Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:
- «Оприходование материалов после демонтажа основных средств – проводки»;
- «Как оприходовать металлолом от списания основных средств?».
Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.
При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:
- не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
- не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
- не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
- не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
- не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
- оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
- оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.
Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
- Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесено к особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
- Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.
После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).
О бухгалтерском учете списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.
Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.
- Налоговый кодекс РФ
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ
- Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ
- Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н
В разных организациях вывод оборудования из эксплуатации может производиться по-разному. Тем не менее, существует некоторый общий порядок действий, который рекомендуется соблюдать всем компаниям.
Для начала отдельным приказом директора фирмы следует создать комиссию. В ее состав требуется включить работников предприятия из разных отделов, в том числе технического специалиста, бухгалтера и, к примеру, юриста.
В рамках исполнения поставленных задач, комиссия осматривает оборудование, проверяет его состояние, а затем формирует акт, в котором указывает его характеристики, а также причины, по которым оборудование подлежит выводу из эксплуатации.
На основе результатов деятельности комиссии, директор предприятия пишет еще один приказ и уже после этого проводится вся необходимая процедура по завершению работы и демонтажу техники.
Формат документа законодательно не установлен, что обозначает то, что акт можно писать в свободном виде, исходя из особенностей организации и ее потребностей (за исключением тех случаев, когда форма акта утверждена в учетной политике предприятия). Единственное, что следует учитывать при создании произвольного документа: чтобы по своему составу он отвечал нормам, принятым для деловых бумаг.
То же самое касается и оформления акта: для него можно взять обыкновенный листок или же бланк с фирменным логотипом и реквизитами. Заполнять акт можно вручную или на компьютере (с последующей распечаткой).
Акт допустимо сделать в одном оригинальном экземпляре, но лучше все же его размножить, заверив все копии необходимыми подписями, – чтобы каждому члену комиссии достался свой экземпляр акта и один остался в организации.
Печать на акте ставить надо только в том случае, если ее применение указано в нормативно-правовых бумагах фирмы.
Сформированный акт относится к первичной документации, поэтому подлежит хранению сроком не менее трех лет (если иной период не обозначен в локальных нормативах предприятия).
Акт вывода оборудования из эксплуатации
Если вам требуется составить акт вывода оборудования из эксплуатации, посмотрите его пример – с его помощью, а также воспользовавшись приведенными ниже комментариями, вы без труда сделаете нужный вам документ.
- Первым делом посередине строки напишите название компании, затем наименование акта, его номер, а также место и дату его формирования.
- После этого включите в акт состав комиссии: тут надо указать должности и ФИО работников предприятия.
- Далее переходите к описанию оборудования: здесь нужно обозначить его название, тип, марку, номер (серийный, заводской, инвентарный), год выпуска, срок эксплуатации и прочие идентификационные параметры. Не лишним будет указать и его стоимость (на момент приобретения и постановки на учет и на момент вывода из эксплуатации).
- Затем укажите причину, по которой данное оборудование исключается из работы.
- После этого поставьте в документе все необходимые подписи. Если считаете нужным, можете дополнить акт какие-то другими важными сведениями, а также обозначить в нем все прилагающиеся к нему бумаги.
В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:
- на счете 111.6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» — права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок);
- на счете 111.6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» — права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ;
- на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» — права пользования на программное обеспечение и базы данных;
- на счете 111.6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» — права пользования иными нематериальными активами.
В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи КОСГУ:
- для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования 352 и 452 КОСГУ;
- для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования в соответствии с п. 11.5.3 и 12.5.3 Порядка № 209н: 353 и 453 КОСГУ.
Заметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД как прежде, подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (пункт 10.2.6 Порядка № 209н).
Снятие с учета – строго регламентированный процесс, который прописан законодательно.
В первую очередь стоит отметить, что для этого собирается специальная комиссия. В ее составе – обязательно материально ответственные лица, обычно из разных структурных подразделений организации. В их обязанности будет входить поиск и освидетельствование любых обнаруженных неисправностей, повреждений или дефектов.
В качестве объекта, который изучается, может выступать мебель, инструменты, оборудование, ТМЦ, запасы, хозяйственный инвентарь, основные средства, техника, товар и все, что находится на балансе предприятия.
Необходимо не просто зафиксировать в бланке наличие нарушений, следует полностью заполнить акт и указать причину происхождения брака. Нельзя без веских на то оснований производить списание. Кроме того, сам повод обязан быть подтвержден определенной доказательной базой. Существуют инструкции, где четко прописан алгоритм, следует просто действовать по ним. Например, если списываются материалы, могут использовать дополнительные вспомогательные документы.
Что подходит в качестве основания:
- отчеты МОЛ о том, что ценности были использованы;
- отчетность о произведенных объемах продукции (наименованиях, другие данные);
- письменная документация, которая подтверждает расходы материалов в количестве, превышающем установленные нормативы (кроме того, должны быть обоснования этого факта);
- калькуляция, в которой становится понятно, сколько материальных затрат уходит на одну единицу продукции;
- иные учетные или финансовые бумаги.
Это бумага, которая в обязательном порядке должна включать в себя информацию о фирме и членах комиссии. Необходимо прописывать:
- должности и ФИО каждого сотрудника;
- наименования, количество, цена за штуку и весь объем относительно предметов, которые будут списываться.
Кто войдет в комиссионный состав – утверждается приказом директора организации или производства. Там же обязательно указывается председатель, который будет отвечать за весь процесс и руководить им.
Когда все данные будут внесены в акт, каждый, кто удостоверял дефектность продукции, должен подписаться. Так подтверждается достоверность всех записанных пунктов.
По итогам мероприятия последним ставит свою подпись председатель. Он проверяет правильность и корректность заполнения, сверяет еще раз при необходимости наименования ценностей, их суммы и стоимость.
Последним заверяет документ руководитель организации. Без его внимания бумага не будет иметь вес.
Если все указано и подсчитано верно, то это документация с юридическим статусом. Давайте разберемся, что это такое относительно акта списания.
На основе данной записи бухгалтерия отражает балансовую стоимость списываемых материалов или других ТМЦ. После этого происходит убыль предприятия из-за утраты. Все это необходимо своевременно отражать в налоговом учете любого юридического лица, чтобы не возникало трудностей со сведением баланса.
У этого документа нет унифицированного образца, поэтому составляют его с учетом простых рекомендаций и обязательных реквизитов. В остальном – форма и порядок полей может быть любым. Главное – чтобы он соответствовал шаблону, который будет официально принят в соответствии с нюансами и особенностями деятельности фирмы.
Давайте разберем, какие пункты обязательны и как обычно выглядит эта бумага.
Первой строкой указывается лицо, которое утверждает документ. Обычно это генеральный директор. Его ФИО и должность вписывается в правом верхнем углу. Затем – название компании, вместе с формой деятельности и дата составления.
Далее крупно вписывается по центру наименование бумаги. Обязательно прописывается чего – материалов, ТМЦ, основных средств или чего-то другого.
Следующей строкой указывается состав комиссии. Должности, ФИО, место для их подписи.
После этого – основание, на котором были списаны средства, если оно известно. Конечно, для большого перечня изделий отдельно прописывать это необязательно.
Следом идет таблица в 6 колонок с подробной расшифровкой того, что списывается и ценами. Внизу могут указывать виновных лиц и прописывать санкции, которые были к ним применены.
В конце всех этих данных расписывается председатель комиссии, ставится дата.
Утверждаю:
Генеральный директор
ООО «Химстройвест» Игнатов В. М.
11.08.2020 года
АКТ НА СПИСАНИЕ МАТЕРИАЛОВ
Члены комиссии:
Бухгалтер Ирискина Ю.А.
Комплектовщик Ефимов В. Д.
Зав. Складом Русанов Л. А.
Комиссия, назначенная руководством компании ООО «Химстройвест» 11 августа 2020 года на основании приказа №345 в составе главного бухгалтера, комплектовщика и завскладом, произвела осмотр материалов на складе №2.
Было установлено, что 2 упаковки гранул для экструдера «Новосибкомплект» не пригодны к использованию и подлежат списанию, так как были намочены.
№ |
Наименование |
Кол-во |
Сумма, руб. |
Дата поступления |
Причина списания |
1 |
Гранулы для экструдера «Новосибкомплект», №3, упак |
1 |
2212,00 |
20.04.2020 |
Не пригодны к использованию |
2 |
Гранулы для экструдера «Новосибкомплект», №4, упак |
1 |
1752,00 |
24.04.2020 |
Не пригодны к использованию |
3 |
— |
— |
— |
— |
— |
Лица, по вине которых исследованные материалы оказались непригодны к отправке в производство, отсутствуют.
Итого по настоящему акту списано всего на сумму 3964 (Три тысячи девятьсот шестьдесят четыре) рублей.
11.08.2020 года
Председатель комиссии главный бухгалтер Курдюкова А.А.
Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА
Материалы, которые должны были уйти в производство, списываются на затраты в момент, когда они отпускаются со склада. То есть подходящий день, чтобы их списать – тот, когда остальное сырье будет по документам передаваться в эксплуатацию.
Если нужно определить, когда изделия фактически были использованы, можно использовать дополнительные, неосновные формы для отчетности. Например, для этих целей подойдет отчет об использовании материалов. С помощью такого шага можно уменьшить расходы периода на стоимость этого сырья, которое не обрабатывалось, но должно быть списано.
Если в бумагах будут различия, то у налоговой службы будут вопросы относительно необоснованности снятия с учета и уменьшения расходов.
Когда на складе есть сразу несколько видов или марок похожего продукта, то становится вероятной пересортица. Потом, во время пересчета, будет сложно определить виновных лиц, а списать другую марку довольно проблематично, особенно, если их стоимость различается. А выявленные излишки потом придется включить в состав доходов.
Налоговики обычно сопоставляют объемы списанного с количеством МПЗ в учетных документах. Например, они могут сравнивать данные о снятых с учета МПЗ. Если они найдут здесь расхождения, то инспектор может отказать в признании налоговых расходов и снимут соответствующее количество вычетов НДС.
После того как мы разобрали, как написать акт на списание испорченных материалов, стоит разобраться, кто должен подписать его, чтобы он стал официальным документом.
В графах «отпустил» и «получил» следует указывать должности и ФИО ответственных лиц. Эти люди могут фактически подтвердить, что сырье ушло в деятельность и направлено на получение дохода.
Также целесообразно добавить строчку с подписью лица, которое отвечало за этот отпуск и допустило его. Обычно это зав. складом или руководитель отдела снабжения. Так будет проведен внутренний контроль за отпуском и получится избежать несанкционированного расходования.
Утверждаю
Генеральный директор
ООО «Химстройвест»
Игнатов В. М.
11.08.2020 года
Акт № 97
О списании товарно-материальных ценностей
Г. Москва
Основание для составления документа: приказ генерального директора от 11.08.2020 года.
№ |
Наименование |
Кол-во |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
Вид изготовленной продукции |
1 |
Металл листовой |
8 |
70 |
560 |
Заготовка по тип-1 |
2 |
Металл листовой |
3 |
20 |
60 |
Заготовка по тип-2 |
итого |
11 |
— |
620 |
— |
Члены комиссии подтверждают, что материалы (согласно перечню) были использованы в производство видов продукции.
Председатель комиссии:
Заведующий складом Бубнов А.В.
Члены комиссии:
Бригадир Снименко Ю. А.
Кладовщик Загоруйко В. К.
11.08.2020 года
\n\n
После того, как основное средство принято к учету, бухгалтер должен его амортизировать, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта. Исключение предусмотрено лишь для земельных участков и объектов природопользования. Такие ОС не подлежат амортизации, потому что их потребительские свойства со временем не изменяются.
\n\n
Согласно правилам бухучета существует четыре способа амортизации: линейный; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
\n\n
Тот или иной способ устанавливается не для отдельного основного средства, а для группы однородных объектов, например, транспортных средств, зданий и проч. Выбранный метод необходимо применять в течение всего срока полезного использования объекта, изменить метод нельзя.
\n\n
К слову, в налоговом учете действуют иные правила. Там предусмотрено всего два метода: линейный и нелинейный. Тот или иной способ устанавливается не для группы, а для всех объектов, принадлежащих организации, причем выбранный метод амортизации можно менять.
\n\n
Чтобы избежать расхождений, многие компании по возможности устанавливают и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейный метод. Для его применения необходимо рассчитать годовую норму амортизации. Она равна 100%, деленным на количество лет полезного использования. Так, если срок полезного использования равен пяти годам, то годовая норма составит 20% (100%: 5 лет). Затем первоначальную стоимость объекта необходимо умножить на норму, и получится годовая сумма амортизационных отчислений.
\n\n
Вне зависимости от того, какой способ амортизации применяет компания, бухгалтер ежемесячно должен сделать проводку на сумму, равную величине годовых амортизационных отчислений, деленной на 12. В дебете проводки стоит «затратый» счет, в кредите — счет 02 «Амортизация основных средств».
\n\n
Добавим, что начинать амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект принят к учету и отражен на счете 01. Прекращать амортизацию следует при выбытии основного средства, либо после полного погашения его стоимости. Приостановить амортизацию нельзя, кроме случаев консервации сроком более трех месяцев и ремонта, модернизации или реконструкции объекта продолжительностью более 12 месяцев.
\n\n
Разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией называется остаточной стоимостью объекта. В бухгалтерском балансе необходимо указать именно остаточную стоимость, а данные о первоначальной стоимости и амортизации сообщить в пояснениях.
Государственные информационные системы: как с ними работать
\n\n
Проведение переоценки — это право, а не обязанность организации. Другими словами, компания может от переоценки отказаться. Если же соответствующее решение принято, то переоценивать ОС придется ежегодно по состоянию на 31 декабря. Переоценку проводят в отношении всех основных средств, входящих в группу однородных объектов.
\n\n
В результате переоценки стоимость объекта может быть либо уменьшена (уценка), либо увеличена (дооценка). Измененная стоимость называется восстановительной.
\n\n
Результаты уценки бухгалтер отражает на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
\n\n
Проводки будут следующие:
\n\n\n
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 — отражена сумма уценки объекта
\nДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91 — отражена сумма корректировки амортизации, сделанной по итогам уценки.
\n\n\n
Если в последующие периоды этот же объект будет вновь дооценен на ту же сумму, то величину дооценки нужно показать по кредиту счета 91.
\n\n
Результаты дооценки бухгалтер зачисляет в добавочный капитал и отражает по кредиту счета 83.
\n\n
Проводки будут следующие:
\n\n\n
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83 — отражена сумма дооценки объекта
\nДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 02 — отражена сумма корректировки амортизации в результате дооценки.
\n\n\n
Если в последующие периоды этот же объект будет уценен, то сумму уценки необходимо отнести на уменьшение добавочного капитала и отразить по дебету счета 83. Уценку, которая по величине превышает первичную дооценку, нужно частично списать на уменьшение добавочного капитала, а оставшуюся сумму отразить по дебету счета 91.
\n\n
По основным средствам, которые ежегодно переоцениваются, сумма амортизации рассчитывается исходя из восстановительной, а не первоначальной стоимости.
\n\n
К основным средствам относится актив, то есть имущество организации, для которого выполняются четыре условия:
- Объект предназначен для использования в производстве, при выполнении работ или оказании услуг; для управленческих нужд, либо для сдачи в аренду.
- Объект предназначен для использования в течение срока, превышающего 12 месяцев (либо обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев).
- Последующая перепродажа объекта не предполагается.
- Объект способен в будущем принести экономическую выгоду.
Примеры основных средств: здания и сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, компьютеры, транспортные средства, инструмент, хозяйственный инвентарь, племенной скот, многолетние насаждения и проч.
Кроме того, в составе основных средств учитываются земельные участки, вода, недра и прочие природные ресурсы, а также капитальные вложения в арендованное имущество и на коренное улучшение земель.
Предметы, которые числятся как готовая продукция на складе производителя или как товары на складе торговой компании. Такое имущество предназначено для перепродажи, поэтому его нельзя расценивать как ОС.
Кроме того, основными средствами не являются материалы и объекты, находящиеся в пути или переданные в монтаж, капитальные и финансовые вложения (кроме капитальных вложений в арендованные объекты ОС и на коренное улучшение земель).
Чтобы принять объект ОС к учету, бухгалтер должен определить его первоначальную стоимость. Это величина затрат на приобретение, сооружение и изготовление основного средства. В первоначальную стоимость, в частности, входят:
- сумма, перечисленная поставщику;
- плата за доставку и за приведение в состояние, пригодное для использования;
- оплата работ по договорам строительного подряда;
- стоимость консультационных и информационных услуг, связанных с покупкой ОС;
- вознаграждение посредника, через которого приобретен объект ОС;
- таможенные пошлины и сборы, уплаченные при импорте основного средства;
- государственная пошлина, перечисленная в связи с покупкой объекта;
- иные затраты, непосредственно связанные с объектом.
Обратите внимание: первоначальная стоимость не включает в себя НДС. Например, основное средство обошлось компании в 120 000 руб., в том числе НДС 20% — 20 000 руб. К первоначальной стоимости нужно отнести только 100 000 руб. (120 000 — 20 000), а сумму НДС учесть отдельно.
Общехозяйственные расходы (зарплата администрации, бухгалтеров, аренда офиса и проч.), как правило, не относятся к первоначальной стоимости. Исключение составляет ситуация, когда такие затраты связаны не со всей организацией, а только с данным основным средством (к примеру, премия, начисленная инженеру за настройку нового оборудования).
В общем случае первоначальная стоимость фиксируется один раз и в дальнейшем не пересматривается. Но из этого правила есть исключения. Так, изменение возможно в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки.
Все расходы на приобретение, сооружение и изготовление основного средства учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». В итоге здесь формируется величина, равная первоначальной стоимости. В момент, когда объект принят к учету в качестве ОС, бухгалтер списывает данную величину в дебет счета 01 «Основные средства».
Не существует четких правил относительно того, когда именно объект нужно переводить в состав основных средств. Поэтому компании вправе самостоятельно установить этот момент и зафиксировать его в учетной политике. Чаще всего основное средство ставят на баланс на дату ввода в эксплуатацию, либо на дату, когда объект готов к эксплуатации (например, после успешного тестирования).
Федеральные стандарты бухгалтерского учета
После того, как основное средство принято к учету, бухгалтер должен его амортизировать, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта. Исключение предусмотрено лишь для земельных участков и объектов природопользования. Такие ОС не подлежат амортизации, потому что их потребительские свойства со временем не изменяются.
Согласно правилам бухучета существует четыре способа амортизации: линейный; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Тот или иной способ устанавливается не для отдельного основного средства, а для группы однородных объектов, например, транспортных средств, зданий и проч. Выбранный метод необходимо применять в течение всего срока полезного использования объекта, изменить метод нельзя.
К слову, в налоговом учете действуют иные правила. Там предусмотрено всего два метода: линейный и нелинейный. Тот или иной способ устанавливается не для группы, а для всех объектов, принадлежащих организации, причем выбранный метод амортизации можно менять.
Чтобы избежать расхождений, многие компании по возможности устанавливают и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейный метод. Для его применения необходимо рассчитать годовую норму амортизации. Она равна 100%, деленным на количество лет полезного использования. Так, если срок полезного использования равен пяти годам, то годовая норма составит 20% (100%: 5 лет). Затем первоначальную стоимость объекта необходимо умножить на норму, и получится годовая сумма амортизационных отчислений.
Вне зависимости от того, какой способ амортизации применяет компания, бухгалтер ежемесячно должен сделать проводку на сумму, равную величине годовых амортизационных отчислений, деленной на 12. В дебете проводки стоит «затратый» счет, в кредите — счет 02 «Амортизация основных средств».
Добавим, что начинать амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект принят к учету и отражен на счете 01. Прекращать амортизацию следует при выбытии основного средства, либо после полного погашения его стоимости. Приостановить амортизацию нельзя, кроме случаев консервации сроком более трех месяцев и ремонта, модернизации или реконструкции объекта продолжительностью более 12 месяцев.
Разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией называется остаточной стоимостью объекта. В бухгалтерском балансе необходимо указать именно остаточную стоимость, а данные о первоначальной стоимости и амортизации сообщить в пояснениях.
ПБУ 6/01 ограничивает лимит стоимости малоценного ОС суммой не более 40 000 руб., такие ОС учитываются в составе материально-производственных запасов. В пределах этого лимита организация может утвердить свой лимит, но не более 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01).
В ФСБУ 6/2020 отсутствует верхний порог для лимита. Организация вправе установить любой лимит, отвечающий принципу существенности информации об активах (п. 5 ФСБУ 6/2020), например, организация может установить лимит как в налоговом учете — 100 000 руб.
В ПБУ 6/01 признак самостоятельного инвентарного объекта был один — существенно отличающийся срок полезного использования отдельной части объекта ОС, состоящего из нескольких частей (п. 6 ПБУ 6/01). Согласно п. 10 ФСБУ 6/2020 самостоятельным инвентарным объектом признается часть объекта ОС, у которой существенно отличаются стоимость и срок полезного использования от стоимости и срока полезного использования объекта в целом.
Кроме того, в ФСБУ 6/2020 теперь прописан новый вид самостоятельного инвентарного объекта ОС — существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев. В ПБУ 6/01 порядок учета таких затрат не был предусмотрен, однако сама идея не нова. В приложении к письму от 09.01.2013 N 07-02-18/01 Минфин РФ рекомендовал регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение его ремонта (или, например, на проверку технического состояния ОС) отражать в балансе в разделе I «Внеоборотные активы» как показатель, детализирующий данные, отраженные по группе статей «Основные средств» и погашать в течение срока этого временного интервала. Например, если ремонт запланирован 1 раз в три года, то по окончании ремонта (осмотра или обслуживания) затраты на них капитализируются в отдельный объект ОС и списываются на расходы в течение 3-х лет (до следующего ремонта, осмотра, обслуживания). До перехода на ФСБУ 6/2020 данные рекомендации Минфина не были обязательными, и часть организаций их не придерживалась, списывая существенные расходы на периодические ремонты и техосмотры единовременно.
По ПБУ 6/01 начало и прекращение начисления амортизации допускается исключительно с первого числа месяца признания (списания) объекта (п. 21, п. 22 ПБУ 6/01). По ФСБУ 6/2020 дата начала амортизации — дата признания в бухучете. Например, организация приняла к учету объект ОС 12 февраля. По правилам ПБУ 6/01 начисление амортизации по этому ОС в размере 1/12 годовой суммы амортизационных отчислений производится с 1 марта (то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету). Получается, что объект ОС работал уже в феврале (пусть и не полный месяц), а в себестоимость продукции (работ, услуг) за февраль его стоимость не включена. По правилам ФСБУ 6/2020 организация может не дожидаться начала следующего месяца, а начать начисление амортизации с 12 февраля пропорционально сроку полезного использования. Таким образом, обеспечивается более точное формирование расходов на выпуск продукции.
При этом для организации допустимо принять решение начать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта основных средств в бухгалтерском учете. Дата прекращения начисления амортизации ОС — момент его списания с бухгалтерского учета. По решению организации допускается прекращать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта основных средств с бухгалтерского учета (п. 33 ФСБУ 6/2020). То есть теперь у организации есть выбор по этим датам. Применявшийся ранее подход к определению момента начала и прекращения начисления амортизации является также допустимым.
Согласно п. 30 ФСБУ 6/2020 начисление амортизации по ОС не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств), за исключением случая, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость такого объекта основных средств становится меньше его балансовой стоимости, начисление амортизации по нему возобновляется. В отличие от новых правил, в ПБУ 6/01 прописана возможность приостановления начисления амортизации в случае перевода объекта ОС по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п.23 ПБУ 6/01).
С 11 сентября 2021 года сдаем новый отчет по прослеживаемости
ФСБУ 6/2020 предусматривает способы начисления амортизации:
- линейный — сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств к величине оставшегося СПИ данного объекта (абзац 2 п. 35 ФСБУ 6/2020);
- уменьшаемого остатка — систематическое уменьшение суммы амортизации за одинаковые периоды по мере истечения его СПИ, формула определяется самостоятельно так, чтобы сумма амортизации уменьшалась от периода к периоду, на конец срока амортизации балансовая и ликвидационная стоимости объекта ОС были равны (абзац 3 п. 35, п. 32 ФСБУ 6/2020);
- пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении) (п. 36 ФСБУ 6/2020).
Т.е. возможность начислять амортизацию исходя из суммы чисел лет СПИ объекта ОС, как это было предусмотрено п. 18 ПБУ 6/01, отсутствует.
Элементы амортизации (СПИ, ликвидационная стоимость, способ начисления амортизации) подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации.
Таким образом, по новым правилам организация обязана проверять на конец каждого отчетного года срок полезного использования ОС, размер его ликвидационной стоимости и способ начисления амортизации на предмет того, насколько достоверно они отражают факт использования этого ОС в деятельности организации. При выявлении изменений в условиях использования объекта ОС организация обязана скорректировать соответствующий элемент амортизации.
Возникшие в связи с изменениями элементов амортизации корректировки отражаются в бухгалтеском учете как изменения оценочных значений, т.е. перспективно (п. 37 ФСБУ 6/2020, п. 4, п.5 ПБУ 21/2008). Ранее способ начисления амортизации и СПИ изменению, как правило, не подлежали (Информационное сообщение Минфина РФ от 03.11.2020 N ИС-учет-29).
Согласно ПБУ 6/01 амортизация исчисляется исходя из первоначальной стоимости основного средства и общего СПИ объекта ОС. Согласно ФСБУ 6/2020 амортизация рассчитывается на основе балансовой стоимости основного средства, оставшегося срока полезного использования, уточненной ликвидационной стоимости (Информационное сообщение Минфина РФ от 03.11.2020 N ИС-учет-29). При этом сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020). По ПБУ 6/01 амортизация начисляется до полного погашения стоимости основного средства (п. 21, п. 22 ПБУ 6/01).
Например, при линейном способе формула расчета суммы амортизации за месяц по ФСБУ 6/2020 выглядит так:
- Сумма амортизации за месяц = (Балансовая стоимость ОС на начало месяца.
- Ликвидационная стоимость ОС) / Оставшийся СПИ ОС на начало месяца.
По правилам ПБУ 6/01 формула расчета суммы амортизации за месяц: первоначальная стоимость ОС/СПИ в месяцах.
Таким образом, к концу амортизации по новым правилам балансовая стоимость не равна нулю (полное погашение, как раньше по ПБУ 6/01), а должна быть равна ликвидационной стоимости (которая определяется при принятии ОС к учету).
Каждое действие с имуществом компании подлежит документальному оформлению. Мы не вправе просто выкинуть или иным образом утилизировать актив, который не можем или не хотим использовать в деятельности.
Как списать основные средства с баланса? Кто должен инициировать эту процедуру, а кто будет ее участником? Какие документы потребуется оформить для списания основных средств?
Процедура списания основных средств включает в себя несколько этапов, на каждом из которых оформляются определенные документы.
На этом этапе сотрудник, которому поручено следить за сохранностью конкретного актива, сообщает руководству, что основное средство пришло в негодность. При этом до руководства доводятся причины списания ОС: актив устарел морально, износился физически, пришел в негодность из-за поломки и т. д.
Документ первого этапа — служебная записка.
Бухгалтерский учет основных средств (ОС)
Руководитель, получивший служебную записку, не может исключительно на ее основании дать бухгалтеру распоряжение о списании актива с учета. Сначала необходимо объективно оценить состояние основного средства и получить обоснованные выводы о невозможности использовать его в деятельности компании.
Документ второго этапа — приказ о создании комиссии по списанию основного средства.
На этом этапе объекты основных средств, подлежащие списанию, всесторонне обследует созданная в компании комиссия. Она не только изучает сам актив, но и исследует причины, по которым он пришел в неработоспособное состояние, выясняет виновных лиц, изучает техническую документацию, запрашивает экономическую и финансовую информацию об объекте, производит необходимые расчеты, выявляет условия эксплуатации ОС и иные обстоятельства, позволяющие сделать обоснованные выводы о необходимости списания актива с балансового учета.
Документы третьего этапа — дефектный акт, протокол заседания комиссии, заключение комиссии о списании (как отдельный документ или как раздел протокола, акта).
Если не организовать работу комиссии, возможны претензии со стороны налоговых органов. При списании основных средств с остаточной стоимостью отраженные в налоговом учете расходы могут быть признаны необоснованными.
После того как выводы комиссии попадают к руководителю компании и если он с ними согласен (считает выводы комиссии обоснованными), оформляется еще один приказ. В нем подробно расписывается последующая процедура списания с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения поручений руководства.
Правила списания основных средств описаны в пп. 75–86 Методических указаний по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н). При необходимости эти рекомендации могут быть дополнены другими процедурами и документами исходя из специфики работы предприятия. Дополненный порядок следует зафиксировать в локальном акте (например, в положении о списании основных средств предприятия или инструкции о порядке учета и списания активов).
Документ четвертого этапа — приказ о списании основного средства.
Чтобы отразить списание основного средства в учете, необходим специальный документ, содержащий все необходимые сведения о списываемом объекте, в том числе его натуральные и стоимостные показатели. Он должен быть подписан ответственными лицами и утвержден руководителем. Этот документ в комплекте с иными бумагами, собранными и оформленными на предыдущих этапах, будет служить основанием для списания основного средства с баланса и признания соответствующей суммы расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
Документ пятого этапа — акт о списании основного средства.
Фактически документальное оформление списания на этом может не закончиться. Если списываемый объект подлежит разборке, годные детали и узлы нужно оприходовать на склад и отразить в учете. Для этого также должны быть оформлены соответствующие документы. Если объект утилизируется силами стороннего подрядчика, для обоснования расходов на утилизацию также потребуется отдельный документ — акт приема-сдачи выполненных работ.
Остановимся подробнее на оформлении отдельных документов по списанию основных средств, а также нюансах процедуры списания и особенностях их отражения в учете.
Служебная записка — это внутренний документ, с помощью которого подчиненные доводят до руководства необходимую информацию.
Записка оформляется в разных компаниях по-разному. Для нее может быть предусмотрена специальная форма (шаблон) или сотрудники могут оформлять ее по своему усмотрению.
Принципы составления служебной записки:
- писать записку нужно на имя руководителя (или по иерархии, принятой в компании);
- излагать информацию следует без излишней детализации, но с отражением необходимых фактов;
- завершать записку надо указанием своей должности, Ф. И. О., личной подписи и даты составления.
Вручают записку тем способом, который принят в компании для таких бумаг (отдают лично руководителю, отправляют по электронной почте, передают через секретаря с фиксацией в журнале полученной корреспонденции и др.).
Следование этим принципам придаст записке статус официальной бумаги и избавит ее составителя от необходимости давать дополнительные пояснения по изложенным в записке сведениям.