Положение о приемной семье 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о приемной семье 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Фактически, приёмная семья является одним из вариантов размещения ребёнка, родители которого были в судебном порядке лишены родительских прав или осиротевшего ребёнка. Для формирования данных условий размещения специалисты территориального управления опеки создают соответствующие договор и акт.

В 2021 году статус приёмной семьи, согласно действующему законодательству Российской Федерации, регулируется положениями статей семейного кодекса РФ 152-155, а также сопровождается ФЗ под номером 48 (О попечительстве над сиротой).

Теперь, пришло время рассмотреть поэтапно, как взять ребёнка из детского дома и тем самым создать приёмную семью. Для этого необходимо:

  1. Передать установленный законодательством пакет документов в ближайший орган опеки.
  2. Подождать, пока сотрудники этой социальной организации проверят переданные бумаги. Для этого у них есть 3 дня. После этого они заносят данные в базу и проводят проверку жилищных условий лиц, выявивших своё желание создать приёмную семью.
  3. После этого заявитель ждёт 10 дней до вынесения органом опеки решения и в случае положительного ответа лица получают соответствующее направление в детские дома, где они смогут познакомиться с личным делом ребёнка и пообщаться с ним самим. Также, в этот период родители могут настоять на проведении дополнительного медицинского обследования ребёнка.
  4. Затем родители пишут заявление, подтверждая тем самым своё желание взять в семью ребёнка или нескольких детей.
  5. Следующим этапом оформления приёмной семьи выступает подготовка договора передачи в семью ребёнка и его подписание.
  6. Последним шагом в оформлении является начисление социальных выплат.

Итак, на начальном из описанных этапов Вам понадобиться собрать на руки следующие документы:

  • письменное заявление каждого из членов семьи родителя-заявителя;
  • свидетельство о браке;
  • справка из полиции об отсутствии наличия судимости;
  • автобиография;
  • справка о составе семьи-заявителя;
  • медицинская справка о состоянии здоровья родителей;
  • правоустанавливающие или иные аналогичные документы на дом или квартиру, если таковые находятся в составе собственности заявителей;
  • справки с места работы заявителей, в которых должны быть указаны должности, характеристики и фактическая заработная плата.

Итак, в конце, хотелось бы акцентировать Ваше внимание на самых основных моментах, описанных выше:

  • Приёмные родители обязуются помогать ребёнку-сироте.
  • Выражая своё желание принять детей или ребёнка из детдома в свою семью, родители должны понимать, что он сохранит свою фамилию и сможет по желанию общаться со своими кровными родственниками.
  • Хотя сам процесс оформления приёмной семьи – достаточно непростой, требования, предъявляемые родителям-заявителям – более чем лояльные и считаются более «доступными», чем при усыновлении.
  • Дети, которые попали в приёмную семью, а также их приёмным родителям положены государственные регулярные выплаты-пособия.
  • Перед началом процедуры оформления все члены семьи-заявителя должны тщательно оценить собственные возможности, чтобы предоставить взятому из детского дома ребёнку все необходимые условия для нормальной жизни, не руководствуясь личной материальной выгодой.

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ)

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

21 декабря 1996 года.

8 сентября 2021 года

Топ-6 вебинаров для родителей от специалистов Московской службы психологической помощи

7 сентября 2021 года

Иду в первый класс: как поддержать ребенка в начале учебного года

6 сентября 2021 года

Свой уголок: как организовать личное пространство ребенка

3 сентября 2021 года

Время без гаджетов: как в столичном кризисном центре организуют досуг для детей

3 сентября 2021 года

Школьная пора: как в семейном центре помогают адаптироваться в новом учебном заведении

2 сентября 2021 года

Приемным родителям, как и кровным, предоставляются все виды выплат на детей. Это и пособия по уходу, и выплаты по коронавирусу, и материнский капитал. Помимо обязательных выплат, приемному родителю назначается заработная плата. Величина, сколько платят приемным родителям за ребенка в месяц, зависит от разных факторов. Ключевые условия оплаты устанавливаются на региональном уровне.

Выплаты приемным семьям в 2021 году повысятся на 3,7%

Уважаемые граждане! Просим Вас сообщать о коррупционных схемах или проявлениях в Аппарат Правительства Кыргызской Республики: www.anticorr.gov.kg Телефон доверия Аппарата Правительства КР: (0312)625-385 (с 9:00 до 18:00 по будням

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

1. Настоящее Положение о приемной семье (далее – Положение) разработано в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» (далее – Кодекс).

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

1) законные представители ребенка – родители (родитель), усыновители (удочерители), опекун или попечитель, приемный родитель (приемные родители), патронатный воспитатель и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка;

2) приемная семья – форма устройства в семью, принявшую на воспитание не менее четырех и не более десяти детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

3) республиканский банк данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (далее – Республиканский банк данных) – база данных, содержащая сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также о лицах, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи.

3. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется в семьи граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан при условии регистрации в Республиканском банке данных.

4. Лица, изъявившие желание взять детей в приемную семью предоставляют в органы, осуществляющие функции государства по опеке или попечительству по месту своего жительства (далее – Орган) следующие документы:

1) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению;

2) копии документов, удостоверяющих личность (с предъявлением оригинала);

3) копию свидетельства о заключении брака;

4) справки о состоянии здоровья лица, супруга(-и), подтверждающие отсутствие заболеваний в соответствии с подпунктом 6) пункта 2 статьи 91 Кодекса, а также справки об отсутствии сведений о состоянии на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах по форме, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697) (далее – приказ № 907);

5) справка о наличии либо отсутствии сведений по учетам Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о совершении лицом преступления;

6) копию документа, подтверждающего право собственности на жилище или право пользования жилищем (договор аренды);

7) копию договора об открытии текущего счета в банке второго уровня.

Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2019 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5. Приемными родителями могут быть только совершеннолетние лица, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных в родительских правах;

3) отстраненных от выполнения обязанностей опекуна (попечителя), патронатного воспитателя за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей;

4) бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

5) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности опекуна или попечителя;

6) лиц, не имеющих постоянного места жительства;

7) лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент оформления ребенка в приемную семью;

8) лиц без гражданства;

9) лиц мужского пола, не состоящих в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав;

10) лиц, которые на момент установления опеки или попечительства не имеют дохода, обеспечивающего подопечному прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан;

11) лиц, состоящих на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;

12) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.

6. По итогам проверки документов Орган в течение трех рабочих дней с момента подачи заявления проводит обследование жилища, по результатам которого составляет акт обследования жилищно-бытовых условий лиц, желающих принять ребенка (детей) в приемную семью по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и выносит Заключение о возможности (невозможности) быть кандидатами в приемные родители (далее – Заключение) по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.

Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2019 № 256 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

7. В течение трех рабочих дней со дня подписания Заключения Орган выдает его оригинал лицам, изъявившим желание взять ребенка (детей) в приемную семью, и вносит сведения о кандидатах, получивших положительное Заключение в Республиканский банк данных.

Выплаты на детей в приемных семьях: кому сколько положено

Изучение отношения к велосипедному спорту

Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?

  • Все
  • Краевые порталы

Нормативные положения относительно приемных семей содержатся в следующих правовых документах:

  • 48-ФЗ от 24-го апреля 2008-го года “Об опеке и попечительстве” (далее – ФЗ № 48);
  • 44-ФЗ от 16-го апреля 2001-го года “О государственном…”;
  • Постановление Правительства № 423 от 18-го мая 2009-го года “Об отдельных…”;
  • Приказ Минздрава № 290н от 18-го июня 2014-го года “Об утверждении…”;
  • Письмо Минобрнауки РФ № 06-364 от 31-го августа 2010-го года “О применении…”;
  • ГК РФ;
  • СК РФ;
  • прочие нормативно-правовые акты.

В соответствии с ч. 1 ст. 152 СК, под таковой понимается опека (если ребенку еще нет 14 лет) или попечительство (если ему уже исполнилось 14 лет, но нет 18 лет – ч. 2 ст. 145 СК РФ) над 1-м или более ребенком.

Как правило, приемная семья является полной (ч. 1 ст. 153 СК). То есть граждане, состоящие в зарегистрированных брачных отношениях, берут на воспитание ребенка. Допускается также принятие ребенка на воспитание и одиноким гражданином.

Приемные родители оказывают свои услуги на возмездной основе (ч. 2 ст. 153.1. СК). Размер платы устанавливается в соответствии с нормативными актами российского региона и указывается в договоре, который заключается с органами опеки.

Взять под опеку в приемную семью можно:

  1. или сирот;
  2. или детей, которые остались без попечения своих родителей.

Все необходимые определения представлены в ст. 1 ФЗ № 159 от 21-го декабря 1996-го года “О дополнительных…” (далее – ФЗ № 159). Там сказано, что сироты – это граждане, которым нет 18 лет, у которых:

  • или умер единственный родитель (например, мать или отец-одиночка);
  • или умерли и отец, и мать.

Дети без попечения – это граждане также в возрасте до 18-ти лет, но у которых родители не погибли, а были:

  1. лишены родительских правомочий (или ограничены в них);
  2. или признаны без вести пропавшими, умершими, недееспособными или ограниченными в дееспособности;
  3. или приговорены к лишению свободы.

Также дети признаются без попечения, если их родители:

  • уклоняются от воспитания, а также от защиты прав и интересов ребенка;
  • отказываются забирать ребенка из образовательной, медицинской или организации, оказывающей социальные услуги.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

О том, кто может стать приемными родителями, сказано в:

  1. ФЗ № 48;
  2. СК РФ;
  3. ГК РФ.

Требования практически те же, что и к лицам, которые желают стать опекунами или попечителями.

Так, в ст. 146 СК сказано, что приемные родители должны быть:

  1. совершеннолетними лицами;
  2. и дееспособными (ст. 21 ГК РФ).

При этом заключить договор о приемной семье не смогут те граждане, которые:

  • ранее были по суду лишены родительских правомочий;
  • имеют или ранее имели судимость (в том числе, и погашенную) за любые преступления, предусмотренные Главами 16, 17, 18, 20, 25 и 34 УК РФ (кроме преступлений, предусмотренных ст. 128 и 128.1. УК РФ);
  • имеют именно неснятую или непогашенную судимость за любое тяжкое или особо тяжкое преступление, признаваемое таковым в соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 15 УК РФ;
  • состоят в брачных отношениях с лицом того же пола, и этот брачный союз был зарегистрирован в установленном порядке в государстве, где разрешены однополые браки;
  • не прошли соответствующую профессиональную подготовку опекунов и попечителей (проходить ее не требуется, если приемный родитель является близким родственником ребенка, или сейчас является или раньше являлся усыновителем, или сейчас является или раньше являлся опекуном или попечителем);
  • страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией.

Также при назначении граждан в качестве приемных родителей учитываются и иные факторы (ч. 3 ст. 35 ГК РФ), в том числе:

  1. нравственные черты характера кандидата;
  2. отношения между кандидатом в приемные родители и ребенком, оставшимся без родительского попечения;
  3. мнение самого ребенка.

Таковая создается после издания соответствующего акта органом опеки и попечительства о назначении лиц, выразивших желание стать приемными родителями. Наличие акта выступает основанием для заключения договора, в силу которого приемные родители и смогут взять ребенка к себе на воспитание.

Для запуска процедуры создания приемной семьи одинокому гражданину или супругам необходимо осуществить все те же действия, что и гражданам, которые изъявили желание стать опекунами или попечителями.

Сначала необходимо составить заявление и собрать необходимые документы. Унифицированная форма заявления отсутствует, поэтому рекомендуется взять бланк в органе опеки или составить по собственному усмотрению.

Приемные имеют все те же правомочия и обязанности, которые есть у опекунов, попечителей.

В соответствии со ст. 148.1. СК, права следующие (включая, но не ограничиваясь):

  • требовать в силу имеющегося на руках судебного вердикта возврата ребенка от любых физлиц, удерживающих его у себя на незаконных основаниях;
  • воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, моральном и психическом развитии;
  • самостоятельно выбирать методы воспитания, с учетом мнения несовершеннолетнего и рекомендаций органов опеки;
  • выступать в защиту прав подопечного в любых организациях без доверенности (ч. 2 ст. 15 ФЗ № 48).

Обязанности приемного родителя (включая, но не ограничиваясь):

  1. извещать орган опеки об изменении места жительства;
  2. предоставлять ежегодный отчет о расходовании сумм средств, которые зачисляются на отдельный номинальный счет подопечного;
  3. не совершать без предварительного согласия органов опеки сделки, влекущие уменьшение недвижимого или движимого имущества ребенка.

На федеральном уровне отдельных льгот для приемных родителей не установлено. Таковые могут быть предусмотрены региональным или местным законодательством.

Но приемные родители имеют правомочие на льготы при их отнесении к другим льготным категориям, определенным в законе (например, к многодетным семьям).

К сожалению, право на материнский капитал в связи с принятием на воспитание ребенка не выплачивается, так как, согласно ст. 3 ФЗ № 256 от 29-го декабря 2006-го года “О дополнительных…”, он положен только при рождении или усыновлении.

В соответствии со ст. 12.1. ФЗ № 81 от 19-го мая 1995-го года “О государственных…”, один из приемных родителей может получить единовременное пособие сразу после передачи ребенка на воспитание в семью. Если был взят не один, а два или более ребенка, тогда пособие заплатят за каждого. С 1-го февраля 2019-го года размер пособия был проиндексирован на коэффициент 1,043. Теперь размер составляет 17479,73 рублей (до указанной даты – 16759,09 рублей).

Также приемным родителям положена компенсационная выплата от ПФР, если они взяли на воспитание ребенка-инвалида. Компенсация платится ежемесячно в размере 5500 рублей. Уход зачисляется в страховой стаж и увеличивает годовой ИПК на 1,8.

Сами же дети имеют право на льготы, которые указаны в ФЗ № 159. Перечень льгот (не исчерпывающий):

  1. право на получение денежного пособия по безработице в размере средней заработной платы по субъекту РФ в течение 6 месяцев – в случае, если сирота впервые становится на учет в ЦЗН;
  2. право на квартиру по достижении возраста 18 лет по договору найма;
  3. путевки в детские лагеря или санаторно-курортные организации;
  4. право на государственную социальную стипендию и ежегодно выплачиваемое пособие на покупку учебных материалов и принадлежностей – при обучении в ссузах и вузах.

Итак, приемные родители реализуют свои права и обязанности так же, как и опекуны, попечители. Им выплачивается вознаграждение за труд в размере, устанавливаемом договором. Чтобы стать приемным родителем, нужно соответствовать определенным критериям – в частности, не иметь судимостей.

Прочтите также: Социальная пенсия сиротам в 2021 году: порядок назначения

add_circle ОБСУДИТЬ


Итоговый объем средств, поступающих в распоряжение приемного родителя, зависит от множества факторов. Дело в том, что материальное обеспечение приемной семьи осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Проще говоря, приемные семьи получают несколько видов выплат и пособий, выплачиваемых как из государственного, так и из местного бюджетов.

Статья 153.1. Содержание договора о приемной семье

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лиц, не имеющих постоянного места жительства;

лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лиц, не прошедших подготовки приемных родителей (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка (медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 117:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, утвержден приказом Минздрава России от 10 сентября 1996 г. № 332).

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена; при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется).

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.

Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки.

При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, установленных подпунктами 7 и 12 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

Положения, установленные подпунктами 7 и 12 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка.

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

Если приемные родители систематически нарушают условия договора, то наступает ответственность, а именно:

  • денонсация договора в одностороннем порядке, после чего ребенок забирается обратно в детдом;
  • выплата штрафа в соответствии с КоАП за нарушение прав несовершеннолетнего;
  • ответственность в соответствии с УК РФ, если действия приемных родителей попадают под статьи данного кодекса.

Таким образом, приемная семья — это аналог настоящей. Только юридически ребенок находится на попечении до 18 лет. После этого он становится чужим для своих опекунов с точки зрения закона.

Но это не означает, что отношения между ребенком и его приемными родителями сразу прекращаются.

Правовые последствия приемной семьи строго отрегулированы законодательством. При направлении ребенка в приемную семью между органами опеки и проемными родителями заключается договор о сотрудничестве.
Приемная семья использует свое семейное право в строгом соответствии с законом.

Согласно договору приемные родители получают не только права и обязанности, законом также регулируется порядок выплат за выполнение функций приемный родителей.

Нарушение прав и обязанностей влечет за собой правовые, административные и уголовные наказания.

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 351-ФЗ) с 1 сентября 2012 г. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем (далее также — граждане, кандидаты в приемные родители), должны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку (далее — подготовка кандидатов в приемные родители).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 (далее — Постановление № 391) внесены изменения в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423.*(1)

Постановлением № 391 вводится обязательное требование для граждан представлять в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для получения заключения о возможности быть усыновителем (удочерителем) (далее — усыновитель) либо заключения о возможности быть опекуном (попечителем) (далее — опекун) несовершеннолетнего ребенка. При усыновлении ребенка документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители также должен быть представлен в суд.

Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:

для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей;

для усыновителей, опекунов, приемных родителей — близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, — родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.*(2)

Указанные граждане могут пройти подготовку кандидатов в приемные родители и представить в орган опеки и попечительства, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки по своему желанию.

Заявления об усыновлении, не рассмотренные на день вступления в силу Федерального закона № 351-ФЗ, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими на день подачи указанных заявлений в суд.*(3)

В соответствии с пунктом 24.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование расходов на подготовку кандидатов в приемные родители осуществляется за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.

Организация подготовки кандидатов в приемные родители возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

С точки зрения закона 127-я статья СК РФ исчерпывающе перечислила условия, при соблюдении которых любой гражданин может рассматриваться как усыновитель ребёнка. Но есть ещё и практика органов соцзащиты, в индивидуальном порядке рассматривающих каждого кандидата, его личность, те возможности, которыми он обладает для полноценного воспитания малыша. Сотрудники соцзащиты не ставят себе целью создавать препятствия для усыновления. Их задача – снизить риск, что через какое-то время ребёнок вновь останется один либо подвергнется жестокому или просто безответственному обращению с ним. А значит – будет повторно травмирован психологически, ведь он уже и так морально пострадал, лишившись своих биологических родителей.

Первое требование – усыновителям должно быть не меньше 18 лет.

Верхняя возрастная граница законом не определена, но кандидатов пенсионного возраста органы соцзащиты рассматривают крайне неохотно, потому что есть шанс, что ребёнка не успеют вырастить либо проблемы со здоровьем заставят самих приёмных родителей уже нуждаться в опеке и помощи.

Все кандидаты в усыновители должны пройти специальное обучение и серию консультаций различных специалистов по утверждённой программе и предоставить сертификат от школы приёмных родителей. Сертификат действует 2 года. Можно не проходить учёбу, если кандидат уже успешно воспитывает приёмных деток или если усыновление проходит в рамках семьи (допустим, ребёнка усыновляет муж его матери, который уже давно проживает с ним и фактически воспитывает как отец).

В обязательном порядке граждане проходят медицинскую комиссию (освидетельствование состояния здоровья).

Первостепенное значение для положительного решения о признании кандидата в усыновители имеют справки от психиатра и нарколога.

Потенциальный усыновитель не должен болеть такими социально опасными и заразными заболеваниями, как, например, туберкулёз. Также не стоит заниматься вопросом получения на воспитание приёмных детей при тяжёлых болезнях – онкология, ВИЧ, серьёзные проблемы со здоровьем, требующие длительного лечения и операций.

Конечно, никто не требует от потенциального усыновителя идеального здоровья. Но соцзащита будет исходить из разумных побуждений – обеспечить постоянное пребывание ребёнка в новой семье. Если же есть угроза, что усыновитель в скором времени окажется неспособен заботиться о детях из-за проблем со своим физическим состоянием, то малыши снова окажутся одни.

Закон выдвигает условие, что кандидат на передачу ему приёмного малыша должен быть старше его в достаточной степени, позволяющей воспитывать, воздействовать на формирование ребёнка. Такой приемлемой разницей в возрасте между потенциальными усыновителем и усыновлённым считается минимум 16 лет. Это соответствует естественному минимальному возрасту, с которого в нашем социуме в норме признаётся осознанное биологическое родительство.

Исключения делаются крайне редко и в силу уважительных причин. В основном на встречу могут пойти кандидатам на внутрисемейное усыновление: отчимом или мачехой, родственником (дяди, тёти). Но снижение возрастной разницы всё равно будет минимальным – несколько месяцев или год, а решение будет принимать суд. Он также может сделать исключение, если усыновитель уже успешно воспитывает приёмного ребёнка и хочет принять в семью ещё одного.

Есть ряд ограничений для граждан, желающих усыновить детей. В присвоении статуса кандидата в приёмные родители откажут:

  • несовершеннолетним;
  • недееспособным;
  • имеющим непогашенные судимости по уголовным делам;
  • осуждённым в прошлом за тяжкие преступления, направленные на угрозу жизни, здоровья, половой неприкосновенности людей;
  • имевшим раньше судимость за даже не очень тяжёлые преступления, но если угроза была направлена на безопасность детей;
  • лишённым родительских прав по другим детям;
  • гражданам, ранее уже бывшим опекунами или усыновителями, но детей у них изъяли органы опеки из-за недобросовестного родительства, причинения вреда ребёнку;
  • людям с тяжёлыми отклонениями в психике, девиантным поведением;
  • зависимым от алкоголя, других ПАВ;
  • безработным;
  • имеющим доходы ниже прожиточного минимума;
  • по возрасту старше усыновляемого менее, чем на шестнадцать лет;
  • — без определённого места жительства;
  • с недееспособным супругом;
  • имеющим тяжёлые заболевания, нуждающиеся в длительном лечении;
  • состоящим в связи с человеком своего пола.

(в ред. Федеральных законов от 15.11.97 N 140-ФЗ, от 27.06.98 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ, от 23.12.2010 N 386-ФЗ, от 04.05.2011 N 98-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ, от 30.11.2011 N 351-ФЗ, от 12.11.2012 N 183-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 20.04.2015 N 101-ФЗ, от 13.07.2015 N 237-ФЗ, от 13.07.2015 N 240-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 30.12.2015 N 457-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ, от 01.05.2017 N 94-ФЗ, от 30.10.2017 N 302-ФЗ, от 14.11.2017 N 321-ФЗ, от 29.12.2017 N 438-ФЗ, от 29.07.2018 N 224-ФЗ, от 03.08.2018 N 319-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 18.03.2019 N 35-ФЗ, от 29.05.2019 N 115-ФЗ, от 02.08.2019 N 319-ФЗ, от 02.12.2019 N 411-ФЗ, от 06.02.2020 N 10-ФЗ, от 04.02.2021 N 5-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. (в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 5-ФЗ)

2. Не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также основам правопорядка и нравственности. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 5-ФЗ)

1. Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.

2. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

После того, как решение суда вступило в силу, у усыновителя и ребенка появляется родственная связь, аналогичная той, которая возникает у кровных семей. Чтобы не нарушить тайну усыновления органы опеки не могут осуществлять за семьями усыновителей такой же скрупулезный контроль, как за семьями опекунов. Поэтому закон устанавливает более серьезные требования к личным и нравственным качествам усыновителя.

Основные требования устанавливаются:

  • к состоянию здоровья;
  • уровню дохода;
  • судимости;
  • жилплощади;
  • разнице в возрасте;
  • обучению в школе замещающих родителей;
  • правильному оформлению и получению заключения.

Рассмотрим каждое требование подробнее.

Кандидат в усыновители не может быть:

  • ранее судимым за тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • на момент обращения находится под уголовным преследованием.

Также установлен перечень преступлений, совершившее которые не могут стать усыновителями. К ним относятся следующие преступления:

  • против половой неприкосновенности (изнасилование, развратные действия сексуального характера);
  • против жизни и здоровья (убийство, причинение вреда здоровью);
  • против здоровья населения и общественной нравственности (приобретение, хранение, сбыт наркотических средств);
  • против свободы, чести и достоинства (похищение человека);
  • против общественной безопасности (террористический акт);
  • против семьи и несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления).

Если кандидат совершил одного из перечисленных преступлений небольшой и средней тяжести, то он не сможет стать усыновителем, если суд признал его опасным для общества.

Каждый регион устанавливает минимальный размер жилой площади для человека. В среднем по стране эта норма равняется 14 кв.м. на человека. Жилье, в котором проживает кандидат в усыновители, должно соответствовать установленным нормам. То есть на каждого члена семьи и усыновляемого ребенка должно приходится не менее нормы, определенной в регионе.

Если в семье уже есть ребенок, то необходимо учитывать, что разнополые дети нуждаются в разных комнатах. Кроме того, при усыновлении ребенка-инвалида, необходимо предоставить ему отдельную комнату.

Из общих требований к усыновителям есть ряд исключений. Практически каждый пункт запрета нужно рассматривать индивидуально.

Суд разрешит усыновить ребенка, если:

  • кандидат совершил одно из запрещенных преступлений легкой или средней тяжести и не представляет опасности для окружающих;
  • кандидат ВИЧ-инфицирован, но ребенок уже проживал в его семье (родственник или подопечный);
  • дети другого пола в семье усыновителя – это кровные братья или сестры усыновляемого, которые раньше жили с ним в одной семье;
  • уровень дохода незначительно ниже, чем предусматривает закон;
  • разница в возрасте не соблюдена с одним из усыновителей;
  • гражданин был лишен родительских прав, но на момент обращения восстановлен в них.

В данных случаях ситуация будет рассматриваться индивидуально. Суд может вынести как положительное, так и отрицательное решение.

Если в качестве усыновителя выступает супруг родителя, то требования смягчаются. Не нужно:

  • проходить обучение;
  • соблюдать требования к жилплощади;
  • соблюдать требования к доходам.

Однако для усыновления нужно получить согласие супруга – родителя ребенка и самого несовершеннолетнего, если он достиг 10 лет. Если второй родитель не лишен родительских прав, жив и известен, то для усыновления нужно получить и его согласие.

Об утверждении Положения о приемной семье

Порядок усыновления проходит в несколько этапов:

  1. Получение статуса кандидата в замещающие родители;
  2. Ознакомление с перечнем детей-сирот;
  3. Выбор ребенка, налаживание контакта с ним;
  4. Сбор документов к судебному заседанию;
  5. Процесс и получение судебного решения.

Когда контакт с малышом налажен, можно готовиться к судебному заседанию. Подготовка ведется с двух сторон:

  1. Будущие родители собирают свой пакет документов: тот же, что и для органов опеки с добавлением разрешения на усыновления.
  2. Отдел опеки и администрация детского учреждения готовят документы ребенка.

Если усыновляемый ребенок уже проживает в семье опекуна, то опекун сам готовит медицинские документы для него.

В 2021 году граждане РФ, желающие быть усыновителями, подают в орган опеки по месту регистрации заявление о возможности взять ребенка в семью. К нему прилагаются:

  • документ, удостоверяющий личность кандидата;
  • краткая автобиография;
  • свидетельство о браке (если заключен);
  • медицинское заключение о здоровье соискателя;
  • сведения о доходах за год;
  • свидетельство о прохождении школы подготовки родителей или иных курсов (для родственников, опекунов или усыновителей необязательно).

Для ускорения процесса можно предоставить:

  • справку об отсутствии судимости из органов внутренних дел;
  • выписку с лицевого счета по месту жительства;
  • сведения из ПФР (при необходимости),

Это необязательно. Специалисты отдела опеки закажут их сами, но это занимает дополнительное время.

Запрашиваемые документы действительны от 6 до 12 месяцев, а медицинское заключение по форме 164-у – 6 месяцев.

После изучения документов и проверки жилищных условий, отдел опеки выдает заключение о возможности усыновления.

Порядок усыновления проходит в несколько этапов:

  1. Получение статуса кандидата в замещающие родители;
  2. Ознакомление с перечнем детей-сирот;
  3. Выбор ребенка, налаживание контакта с ним;
  4. Сбор документов к судебному заседанию;
  5. Процесс и получение судебного решения.

Когда контакт с малышом налажен, можно готовиться к судебному заседанию. Подготовка ведется с двух сторон:

  1. Будущие родители собирают свой пакет документов: тот же, что и для органов опеки с добавлением разрешения на усыновления.
  2. Отдел опеки и администрация детского учреждения готовят документы ребенка.

Если усыновляемый ребенок уже проживает в семье опекуна, то опекун сам готовит медицинские документы для него.

Требования к усыновителям по жилищно-бытовым условиям устанавливает пункт 1, статьи 127 Семейного кодекса РФ, и делает невозможным усыновление для лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям».

Усыновление отличается от рождения кровного ребенка тем, что оно является не только личным делом самого гражданина, но является формой защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, и устанавливается из учета его интересов и по принципу отбора кандидатов.

Общественное обсуждение законопроекта Минпросвещения об усовершенствовании системы семейного устройства завершится 12 января. Принять в нем участие еще можно успеть на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Психологи «обследуют» семьи

Согласно законопроекту, будущие усыновители, опекуны и попечители, а также их супруги, обязаны будут проходить социально-психологическое обследование, прежде чем им разрешат взять в семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Цель обследования – выяснить мотивацию будущего усыновителя или опекуна, убедиться, что он располагает ресурсами, необходимыми для «обеспечения потребностей ребенка», а затем выработать рекомендации.

Рекомендации должны выдаваться гражданину в виде отдельного документа. Пройти социально-психологическое обследование можно будет в любой уполномоченной для этого организации. Кроме того, его результаты можно будет оспорить.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также будут проходить социально-психологическое обследование. Его планируется проводить для того, чтобы органы опеки могли оценить, насколько благополучно живет ребенок в семье опекуна (попечителя), или в учреждении для детей-сирот.

Одновременно можно будет усыновить или взять под опеку (попечительство) только одного ребенка. Следующего ребенка можно будет принять в семью только через год после предыдущего. Это делается «в целях успешной адаптации» усыновленных или взятых под опеку (попечительство) детей. Исключение – братья и сестры, а также дети, которые до этого воспитывались вместе.

В первую очередь нужно понимать, что устройство ребенка в приемную семью отличается от усыновления. В последнем случае сирота получит статус полноправного члена семьи. Процедура сложнее в оформлении, к тому же, при усыновлении не предусмотрены никакие дотации или налоговые послабления.

А вот жители России, которые решат взять в семью приемного ребенка, могут рассчитывать на несколько видов пособий:

  • единовременное;
  • ежемесячное;
  • налоговые послабления.

Что касается размера ежемесячных выплат приемным семьям, они зависят от целого ряда факторов. Во-первых, размер пособия напрямую связан с тем, сколько детей будет устроено. Во-вторых, существенная надбавка положена за ребенка-инвалида. Также в 1.5 – 2 раза выше пособия для тех детей, у которых 3 или 4 катег��рия состояния здоровья. Кроме того, региональные власти в некоторых случаях выделяют дополнительные средства, что также влияет на размер льготы.

Понятие приемной семьи подразумевает под собой способ устройства малыша, у которого умерли родители или родители которого по каким-либо причинам лишились родительских прав. Для этого соответствующим органом опеки создается договор и акт.

Статус приемной семьи контролируется статьями 152-153 СК РФ и подкрепляется ФЗ №21 о попечительстве.

Требования к родителям, которые считаются приемной семьей, мягче, по сравнению с теми, которые выдвигаются для опекунов.

Процесс оформления документации тяжелее, чем при опеке. Объяснение этому – необходимость составления особого договора. Органы опеки вправе не согласиться подписывать договор с потенциальными желающими, если, по их мнению, семья преследует цель улучшить свое материальное положение.

На заметку! Приемным семьям от государства полагаются выплаты пособий.

Имеется перечень людей, у которых нет права стать приёмными родителями ребенку. Связывают это с обостренными психическими болезнями у людей, проживающих с данной семьей на одной жилплощади, которая хочет усыновить ребенка, или граждане, имеющие ограниченные возможности жизнедеятельности (инвалиды).

Так же не присвоят данный статус семьям, которые осуществляли процесс усыновления (удочерения), но по судебному заключению с указанными причинами (ненадлежащий уход, нанесение увечья ребенку) было установлено аннулирование соглашения о переезде ребенка (детей) для воспитания в семье.

Защитим семью — защитим детей

Трудоустроенные опекуны могут оформить налоговый вычет у работодателя.

В таком случае их зарплата не будет облагаться НДФЛ в пределах установленных сумм:

  • на первого и второго ребенка – 1 400 руб.;
  • на третьего и остальных детей – 3 000 руб.;
  • на ребенка с инвалидностью – 6 000 руб.

Оформление вычета возможно на детей до 18 лет. Если гражданин является единственным опекуном, льгота предоставляется в двойном размере.

Согласно ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ, дети в случае смерти родителей вправе получать пенсию по потере кормильца. Процедурой оформления занимается опекун, но деньги поступают на специальный счет. Потратить их можно только с разрешения ООиП.

Минимальный размер при смерти обоих родителей составляет 10 609,17 руб. если умер один родитель, выплачивается от 5 304,57 руб. На величину выплат влияет регион проживания несовершеннолетнего.

Для назначения пенсии нужно:

  1. Подать документы в МФЦ или Пенсионный фонд.
  2. Дождаться итогового решения.

Деньги станут начислять с даты возникновения оснований (со дня гибели родителя).

При поступлении в вузы дети-сироты пользуются привилегиями. Предварительные курсы им предоставляются бесплатно.

Кроме того, они вправе получать повышенные стипендии. Для этого достаточно обратиться к администрации факультета с документами, подтверждающими льготный статус.

Под медицинскими привилегиями подразумевается обеспечение бесплатными путевками в санатории детей до 14 лет, а также другие льготы:

  • оплата проезда опекуну туда и обратно при сопровождении в санаторий;
  • выделение бесплатного детского питания детям до 2-х лет;
  • обеспечение бесплатными медпрепаратами по рецепту врача.

Также опекаемым предоставляется бесплатные услуги в государственных и муниципальных медучреждениях.

Поддержка приёмных родителей федеральными и региональными властями имеет разносторонний характер. Государство и местные власти стараются облегчить финансовое бремя ячеек общества, в которых воспитываются сироты, насколько это возможно в нынешней ситуации с экономическим кризисом. Все меры помощи можно разделить на следующие группы:

  • финансовая поддержка в виде пособий и субсидий;
  • предоставление налоговых льгот;
  • оказание социальной помощи.

Постановление о приемной семье

Супруги Марина и Сергей взяли на воспитание сироту, который имеет инвалидность по зрению. Сергей работает на фабрике и получает 25 000 рублей ежемесячно, а Марина является домохозяйкой и присматривает за приёмным ребёнком (он в семье один).

За воспитание ребёнка-инвалида Сергею полагается налоговый вычет в размере 6 тысяч рублей. Это означает, что НДФЛ будет начисляться только на следующую часть зарплаты: 25000 – 6000 = 19000 рублей.

НДФЛ уплачивается по ставке 13%, значит с заработной платы Сергея будут удерживать для осуществления платежей в ФНС РФ: 19000 х 0,13 = 2470 рублей.

  • Если бы налогового вычета не было, НДФЛ уплачивали бы в следующем размере: 25000 х 0,13 = 3250 рублей.

Приёмная семья, благодаря налоговому вычету, сохранила 3250 – 2470 = 780 рублей.

На региональном уровне приёмным семьям полагаются социальные меры помощи, которые распространяются на:

  • покупку продуктов питания и непродовольственных товаров первой необходимости со скидкой;
  • возмещение части стоимости коммунальных услуг;
  • первоочерёдную выдачу бесплатных путёвок в санатории и оздоровительные курорты, в детские лагеря отдыха;
  • учёт периода опекунства в качестве трудового стажа неработающему родителю;
  • бесплатное обучение и питание (или со скидкой) патронатного ребёнка в ДОУ и школе;
  • бесплатной выдачи средств реабилитации инвалидов (протезы, специальные тех. средства);
  • выделение участков земли под ИЖС и ЛПХ;
  • предоставление льготного ипотечного кредита для покупки жилья;
  • выдачу бесплатного проездного на общественный транспорт.

Ошибка: Патронатные родители претендуют на взятие в семью девятого по счёту ребёнка.

Комментарий: Максимальное количество детей, которых можно взять на воспитание в приёмную семью, составляет 8 человек.

Ошибка: Каждый из патронатных родителей претендует на получение вознаграждения за приём сироты в семью.

Комментарий: Единовременное пособие, как и ежемесячные надбавки, могут быть получены только одним воспитателем.

Вопрос №1: Установлены ли минимальные и максимальные значения вознаграждений приёмным родителям по договору с органами опеки и попечительства?

Ответ: Да, денежное вознаграждение предоставляется в сумме около 40% от среднемесячного дохода приёмного родителя за предшествующий год. Минимальная сумма вознаграждения не может оказаться меньше 3 размеров регионального МРОТ, а максимальная величина пособия зависит от региона проживания семьи.

Вопрос №2: Можно ли отказаться от исполнения обязательство по договору с органами опеки и попечительства в отношении опекаемого ребёнка?

Ответ: Да, если на то есть основания – конфликты в семье, невозможность установить контакт с ребёнком, нарушения со стороны органов опеки и попечительства.

Категории малолетних, которые могут рассматриваться на усыновление, описаны в пункте 1 ст. 124 СК. Это дети, оставшиеся без попечения родителей по причинам:

  • помещения в дом малютки;
  • сиротства;
  • оставления в роддоме;
  • юридическое лишение опеки со стороны биологических родителей.

Основами при усыновлении государством установлены приоритеты интересов малолетнего, неразрывность братьев и сестер, соблюдение законных прав биологических родителей.

Конституция РФ гарантирует сохранение информации об усыновлении. Разглашение этих данных без согласия новых родителей и ребенка влечет за собой для государственных служащих административную и даже уголовную ответственность.

Усыновившие родители имеют полное право на изменение данных усыновляемого: фамилии, имени и отчества, даты и места рождения. У детей старше 10 лет для этой процедуры следует спрашивать согласия.

Инициируется изменение персональных данных ребенка в ходе процесса усыновления, а не после.

После успешного налаживания взаимопонимания между ребенком и усыновителем подготавливается пакет документов для подачи в суд на усыновление. Список справок и документов (заверяются нотариально):

  • копия паспорта;
  • краткая биография;
  • справка с места работы и характеристика;
  • копия декларации о доходах;
  • копия фин. лиц. счета;
  • выписка из домовой книги;
  • копия свидетельства о браке;
  • справка о состоянии здоровья;
  • справка об отсутствии судимости;
  • документы о владении жилплощадью.

Упрощения в процедуре усыновления коснулись некоторых аспектов в пакете документов и статусе самих кандидатов. В 2020 г будут рассматриваться кандидаты в ВИЧ-положительным статусом с большим спектром ограничений. Также документы и справки собирают не кандидаты, а сотрудники ОПП. Не потребуется подавать:

  • справку о подтверждении собственности жилья;
  • справку от несудимости;
  • подтверждение благосостояния и фин.независисмости;
  • справку из пенсионного фонда.

Усыновление – процесс длительный и трудоемкий, требует большой подготовки и ответственности. Однако российское законодательство и гос.политика направлены именно на создание семей и воспитание детей в полноценном семейном кругу. Поэтому большинство решений суда об усыновлении, статистике, имеют положительный результат.

Требования, предъявляемые к усыновителям не настолько жёсткие и невыполнимые, как многие представляют, но всё же органы опеки ответственно относятся к изучению кандидатуры приёмных родителей. Ниже приведены условия/требования для усыновления, которым должен соответствовать потенциальный родитель.

Первое — условием усыновления является достижение усыновителем возраста восемнадцати лет.

Второе – усыновитель должен принести медицинскую справку о здоровье, как психическом, так и физическом. Также нужна справка о дееспособности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *