Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство о завершении процедуры банкротства юридического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В связи с возникающими в судебной практике процессуальными вопросами, касающимися рассмотрения дел о банкротстве, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
1. Исходя из абзаца первого пункта 2 статьи 7 и пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве, Закон), а также части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее — АПК РФ) к заявлению кредитора о признании должника банкротом, основанному на судебном акте арбитражного суда, должны быть приложены:
1) заверенная судом копия решения арбитражного суда об удовлетворении иска с отметкой о вступлении его в законную силу либо заверенная кредитором копия решения, распечатанная из картотеки арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; при отсутствии отметки о вступлении решения в законную силу — также заверенная судом копия постановления арбитражного суда апелляционной или кассационной инстанции (либо его резолютивной части) об оставлении решения арбитражного суда первой инстанции без изменения либо заверенная кредитором копия постановления, распечатанная из картотеки арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, или
2) заверенная судом копия постановления арбитражного суда апелляционной или кассационной инстанции (либо его резолютивной части) об удовлетворении иска либо заверенная кредитором копия постановления, распечатанная из картотеки арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
2. Если при рассмотрении обоснованности заявления конкурсного кредитора*(1) о признании должника банкротом будет установлено, что судебный акт, на котором основано его заявление, обжалован в суд кассационной инстанции или судом апелляционной инстанции восстановлен пропущенный срок на его обжалование, арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, вправе с учетом всех обстоятельств дела (в том числе наличия или отсутствия иных заявлений о признании должника банкротом, а также времени, оставшегося до рассмотрения соответствующей жалобы) приостановить производство по рассмотрению заявления конкурсного кредитора применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.
Если после принятия судом заявления конкурсного кредитора о возбуждении дела о банкротстве и до рассмотрения его обоснованности суд установит, что судебный акт, подтверждающий требования заявителя, был отменен (как до возбуждения дела о банкротстве, так и после), суд отказывает данному заявителю во введении наблюдения по правилам пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве.
Если такой судебный акт будет отменен после введения наблюдения, определение о введении наблюдения в части признания требований заявителя обоснованными и включении их в реестр требований кредиторов (далее — реестр) может быть пересмотрено по новым обстоятельствам (пункт 1 части 3 статьи 311 АПК РФ) в ходе любой процедуры банкротства. В случае, когда при отмене судебного акта, подтверждающего требования заявителя, ему не было одновременно отказано в иске и дело было направлено на новое рассмотрение, то при подаче заявителем ходатайства о приостановлении рассмотрения его иска и предъявлении им своего требования в деле о банкротстве следует учитывать, что при таких обстоятельствах предусмотренный абзацем третьим пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве срок закрытия реестра исчисляется для соответствующего требования заявителя со дня приостановления искового производства.
3. Если после принятия судом заявления конкурсного кредитора о возбуждении дела о банкротстве и до рассмотрения его обоснованности суд установит, что исполнение судебного акта, подтверждающего требования заявителя, приостановлено (статьи 283 или 298 АПК РФ), отсрочено либо рассрочено (статья 324 АПК РФ), арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, оставляет это заявление без рассмотрения.
4. Определение о введении наблюдения в части введения наблюдения может быть обжаловано и пересмотрено только до окончания наблюдения, то есть до даты введения следующей процедуры. При поступлении жалобы или заявления о пересмотре указанного определения в рассматриваемой части после окончания наблюдения, а также в случае окончания наблюдения в ходе рассмотрения таких жалобы или заявления суд прекращает по ним производство на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Аналогичные правила применяются в случае обжалования судебных актов о введении финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.
Признание требований заявителя необоснованными является основанием для отмены определения о введении наблюдения и прекращения производства по делу о банкротстве (абзац пятый пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве), за исключением случая наличия установленных требований других кредиторов, соответствующих положениям статьи 6 Закона, — в таком случае суд отказывает в отмене определения о введении наблюдения в части введения наблюдения.
5. Если на стадии принятия заявления о признании должника банкротом или рассмотрения его обоснованности выясняется, что оно было подписано лицом, не имевшим на это права, подлежит применению правило пункта 7 части 1 статьи 148 АПК РФ об оставлении заявления без рассмотрения (за исключением случая, когда подача названного заявления была впоследствии одобрена уполномоченным лицом, имеющим право на его подачу).
При обнаружении этого обстоятельства после введения наблюдения в ходе любой процедуры банкротства суд прекращает производство по данному заявлению в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ при наличии установленных требований других кредиторов, соответствующих положениям статьи 6 Закона о банкротстве, а при их отсутствии — прекращает производство по делу о банкротстве в целом.
14. Судам необходимо учитывать, что рассмотрение дела о банкротстве (в судах всех инстанций) включает в том числе разрешение отдельных относительно обособленных споров (далее — обособленный спор), в каждом из которых непосредственно участвуют только отдельные участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве лица (далее — непосредственные участники обособленного спора).
К основным участвующим в деле о банкротстве лицам (далее — основные участники дела о банкротстве), которые также признаются непосредственными участниками всех обособленных споров в судах всех инстанций, относятся: должник (в процедурах наблюдения и финансового оздоровления, а гражданин — должник — во всех процедурах банкротства), арбитражный управляющий, представитель собрания (комитета) кредиторов (при наличии у суда информации о его избрании), представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия или представитель учредителей (участников) должника (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства) (при наличии у суда информации о его избрании).
Представитель собрания (комитета) кредиторов, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия или представитель учредителей (участников) должника и представитель работников должника незамедлительно после его избрания обязан сообщить арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве, и арбитражному управляющему свой почтовый адрес в Российской Федерации, по которому этому лицу следует направлять корреспонденцию, судебные извещения, копии судебных актов и т.п.; данное лицо также вправе сообщить для этих целей адрес своей электронной почты, номера телефона и факса.
В связи с этим следует, в частности, иметь в виду, что:
1) о времени и месте судебных заседаний или совершении отдельных процессуальных действий по делу о банкротстве подлежат обязательному извещению в порядке, установленном главой 12 АПК РФ, только основные участники дела о банкротстве, а в отношении судебных заседаний или процессуальных действий в рамках обособленного спора — также и иные непосредственные участники данного обособленного спора. До избрания собранием (комитетом) кредиторов своего представителя извещению подлежит кредитор, по требованию которого было возбуждено дело о банкротстве (заявитель), а при возбуждении дела по заявлению должника или иного лица — кредитор, чье требование первым было признано судом обоснованным. Остальные лица, участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве, извещаются в порядке, предусмотренном абзацем вторым части 1 и частью 6 статьи 121 АПК РФ. В случае необходимости суд вправе (по своей инициативе или по ходатайству заинтересованных лиц) известить в общем порядке о времени и месте отдельных судебных заседаний или совершении процессуальных действий и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
2) копии судебных актов, принимаемых по делу о банкротстве, подлежат обязательному направлению или вручению арбитражным судом в установленном порядке (статьи 177 и 186 АПК РФ) только основным участникам дела о банкротстве, а судебные акты, принимаемые в рамках обособленного спора, — также и иным непосредственным участникам данного обособленного спора. До избрания собранием (комитетом) кредиторов своего представителя копии судебных актов направляются кредитору, по требованию которого было возбуждено дело о банкротстве (заявителю), а при возбуждении дела по заявлению должника или иного лица — кредитору, чье требование первым было признано судом обоснованным. В случае необходимости суд вправе (по своей инициативе или по ходатайству заинтересованных лиц) направить копии судебных актов и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
3) в случаях, когда в соответствии с законодательством документы по делу о банкротстве подлежат направлению участвующим в деле лицам (например, в соответствии с частями 1 и 5 статьи 66, частью 3 статьи 260, частью 1 статьи 262, частью 3 статьи 277, частью 1 статьи 279, частью 1 статьи 297 и частью 3 статьи 313 АПК РФ), они должны быть направлены только основным участникам дела о банкротстве, а при рассмотрении обособленного спора — также и иным непосредственным участникам данного обособленного спора. В случае необходимости суд вправе (по своей инициативе или по ходатайству заинтересованных лиц) обязать соответствующее лицо направить указанные документы и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Таким же образом определяется количество копий документов, направляемых в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 294 АПК РФ.
Однако в любом случае права участвовать в любом судебном заседании в деле о банкротстве, представлять доказательства при рассмотрении любого вопроса в деле о банкротстве, знакомиться со всеми материалами дела о банкротстве, требовать у суда выдачи заверенной им копии любого судебного акта по делу о банкротстве, обжаловать принятые по делу судебные акты и иные предусмотренные частью 1 статьи 41 АПК РФ права принадлежат всем участвующим в деле о банкротстве лицам (пункт 1 статьи 34, пункт 3 статьи 126, пункты 1 и 2 статьи 170, статья 192, статья 198 и пункт 1 статьи 201.2 Закона о банкротстве) независимо от того, участвуют ли они непосредственно в том или ином обособленном споре, за исключением лиц, участвующих в деле о банкротстве только в части конкретного обособленного спора (например, пункт 7 статьи 10, пункт 4 статьи 61.8 и пункт 5 статьи 201.8 Закона о банкротстве).
35. При пересмотре судебных актов по делам о банкротстве следует учитывать, что законодательство предусматривает несколько различных порядков обжалования таких судебных актов.
35.1. Часть 3 статьи 223 АПК РФ предусматривает порядок, допускающий возможность обжалования судебных актов в суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения; в рамках этого порядка возможно также и дальнейшее обжалование судебных актов в кассационной и надзорной инстанциях.
Данный порядок распространяется на определения, обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (часть 3 статьи 223 АПК РФ).
Рассматриваемый порядок распространяется, в частности, на следующие определения:
вынесенное по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности (пункт 8 статьи 10 Закона о банкротстве);
об увеличении фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего (пункт 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве);
о признании привлечения арбитражным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности и (или) размера оплаты их услуг необоснованными либо отказе в таком признании (пункт 5 статьи 20.7 Закона);
о привлечении арбитражным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности и об установлении размера оплаты их услуг или об отказе в удовлетворении ходатайства арбитражного управляющего об их привлечении (пункт 6 статьи 20.7 Закона);
о принятии мер по обеспечению заявления или об отказе в принятии мер по обеспечению заявления (пункт 7 статьи 42 Закона);
о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (пункт 4 статьи 44 Закона);
о принятии мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника или об отказе в их принятии (пункт 5 статьи 46 Закона);
об отмене мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника или об отказе в их отмене (пункт 4 статьи 46 Закона);
о принятии обеспечительных мер, ограничивающих должника в распоряжении принадлежащим ему имуществом, или об отказе в их принятии (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве»);
вынесенные по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом (пункт 3 статьи 48 Закона о банкротстве);
об утверждении временного управляющего (пункт 4 статьи 49 Закона);
о приостановлении производства по делу о банкротстве (статья 58 Закона);
вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным судом заявлений, ходатайств и жалоб в порядке, установленном статьями 60, 71 и 100 Закона;
о признании сделки должника недействительной и (или) применении последствий недействительности сделки; об отказе в удовлетворении заявления о признании сделки должника недействительной (пункт 6 статьи 61.8 Закона);
об освобождении или отстранении временного управляющего (пункты 3 и 4 статьи 65 Закона);
об отстранении руководителя должника или исполняющего его обязанности и о возложении на лицо исполнения обязанностей руководителя должника или об отказе в этом (пункты 4 и 5 статьи 69 Закона);
о запрете исполняющему обязанности руководителя должника совершать определенные сделки и действия или совершать их без согласия временного управляющего или об отказе в этом (пункт 5 статьи 69 Закона);
об отстранении руководителя должника от должности или об отказе в таком отстранении (пункт 2 статьи 82 Закона);
об освобождении или отстранении административного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве или об отказе в этом (пункт 5 статьи 83 Закона);
о рассмотрении спора между лицами, предоставившими обеспечение, и административным управляющим, конкурсными кредиторами, уполномоченными органами (пункт 5 статьи 89 Закона);
об утверждении внешнего управляющего (пункт 4 статьи 96 Закона);
об освобождении внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего или об отказе в этом (пункт 2 статьи 97 Закона);
об отстранении внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего или об отказе в этом (пункт 2 статьи 98 Закона);
о признании недействительным полностью или частично плана внешнего управления или об отказе в этом (пункт 6 статьи 107 Закона);
об утверждении конкурсного управляющего (пункт 1 статьи 127 Закона);
об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога (пункт 4 статьи 138 Закона);
об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника (пункт 1 статьи 139 Закона);
об освобождении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей конкурсного управляющего или об отказе в этом (пункт 3 статьи 144 Закона);
об отстранении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей конкурсного управляющего или об отказе в этом (пункт 3 статьи 145 Закона);
вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, предусмотренных статьей 148 Закона о банкротстве (пункт 8 этой статьи);
о завершении конкурсного производства (пункт 1 статьи 149 Закона);
об отказе в утверждении мирового соглашения (пункт 3 статьи 160 Закона);
о возобновлении производства по делу о банкротстве (пункт 1 статьи 163 Закона);
о результатах рассмотрения зая��ления о расторжении мирового соглашения (пункты 4 и 5 статьи 165 Закона);
об исключении имущества гражданина из конкурсной массы или об отказе в этом (пункт 2 статьи 205 Закона о банкротстве).
41. В силу пункта 3 статьи 126 Закона о банкротстве представители собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В связи с этим они, в частности, могут обжаловать и судебные акты, принятые до процедуры конкурсного производства, а также решение о признании должника банкротом в пределах общих процессуальных сроков на их обжалование.
42. Если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
До изготовления указанных судебных актов в полном объеме суд обязан по заявлению заинтересованных в этом участвующих в деле о банкротстве лиц незамедлительно выдать им заверенные судом копии их резолютивных частей. Такие копии являются достаточными, в частности для удостоверения полномочий арбитражного управляющего, в том числе на распоряжение средствами по банковскому счету должника, а также для удостоверения полномочия кредитора голосовать на собрании кредиторов.
В остальных случаях применяются общие правила АПК РФ о дате принятия судебного акта (абзац второй части 2 статьи 176).
43. Поскольку рассмотрение в ходе наблюдения исков имущественного характера, истцом или ответчиком по которым является должник, в том числе рассмотрение указанного в пункте 28 настоящего постановления иска в общем порядке после введения наблюдения, может иметь значение для дела о банкротстве, рассматривающий его суд по своей инициативе или по ходатайству временного управляющего либо должника привлекает временного управляющего к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне должника (статья 51 АПК РФ). При рассмотрении таких исков следует также иметь в виду, что после введения наблюдения в отношении должника признание руководителем должника иска или его отказ от иска могут нарушить интересы других кредиторов; в этом случае они не должны приниматься судом (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
На основании пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника (а при банкротстве индивидуального предпринимателя — сам должник) обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, сведения обо всех судебных разбирательствах имущественного характера, участником которых является должник; при возникновении впоследствии новых подобных споров он обязан в разумный срок информировать об этом временного управляющего и арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. В случае нарушения указанных обязанностей на руководителя должника (должника — гражданина) может быть наложен штраф на основании части 5 статьи 119 АПК РФ.
44. Согласно пункту 1 статьи 36 Закона о банкротстве представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, являющихся лицами, участвующими в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве, могут выступать любые дееспособные граждане, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела о банкротстве. Пунктом 4 этой же статьи определено, что полномочия других представителей на ведение дела о банкротстве в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе.
В силу указанных норм полномочия на ведение дела о банкротстве должны быть специально оговорены в доверенности; доверенность на ведение дел в арбитражных судах, не содержащая такого специального указания, не предоставляет упомянутых полномочий. Однако требование кредитора в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве может быть подписано и предъявлено лицом, имеющим общую доверенность на ведение дел кредитора в арбитражных судах с правом подписания искового заявления (часть 2 статьи 62 АПК РФ).
Кроме того, в силу абзаца второго пункта 1 статьи 37, пункта 2 статьи 40 и абзаца второго пункта 2 статьи 150 Закона о банкротстве в доверенности на ведение дела о банкротстве должны быть, в частности, специально оговорены право представителя на подписание заявления о признании должника банкротом и на голосование по вопросу заключения мирового соглашения.
При поступлении в дело о банкротстве процессуального документа, подписанного лицом, не имеющим полномочий на ведение дела о банкротстве, следует иметь в виду, что имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение такого дела лицо вправе в любое время одобрить ранее совершенные неуполномоченным лицом процессуальные действия.
45. В силу части 2 статьи 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статье�� 17 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 17 АПК РФ в суде первой инстанции коллегиальным составом судей рассматриваются дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.
ВАС РФ дал разъяснения по некоторым процессуальным вопросам, возникающим при рассмотрении дел о банкротстве. В частности, обращается внимание на следующее.
По вопросам рассмотрения заявлений о признании должника банкротом ВАС РФ пояснил, что если после принятия судом заявления конкурсного кредитора о возбуждении дела о банкротстве и до рассмотрения его обоснованности суд установит, что судебный акт, подтверждающий требования заявителя, был отменен, суд должен отказывать данному заявителю во введении наблюдения.
По вопросу обособленных споров в делах о банкротстве отмечено, что в каждом из них непосредственно участвуют только отдельные участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве лица.
В связи с этим Пленум уточнил круг лиц, относящихся к непосредственным участникам обособленного спора.
Обращено внимание на условия, при которых документ может считаться первым судебным актом.
Отмечено, что распределение судебных расходов в деле о банкротстве между лицами, участвующими в деле, осуществляется с учетом целей конкурсного производства и наличия в деле о банкротстве обособленных споров, стороны которых могут быть различны.
Разъяснены некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении требований кредиторов.
Даны рекомендации по вопросам обжалования судебных актов по делам о банкротстве.
Подробно разъяснены различные порядки обжалования таких судебных актов.
Среди прочих вопросов замечено, что Закон о банкротстве не содержит требования об обязательном опубликовании и включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о продлении срока конкурсного производства.
Судам рекомендуется иметь в виду, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства.
В то же время суд вправе не откладывать проведение собрания кредиторов, если будет установлено, что остающиеся нерассмотренными требования являются незначительными по размеру и заведомо не могут повлиять на принятие решения собранием кредиторов.
Перечень оснований для открытия процедуры банкротства и особенности их определения отражены в ст. 3-6 закона №127-ФЗ.
В отношении фирмы может быть поставлен вопрос о признании юридического лица несостоятельным в следующих случаях:
- Невозможности компании закрыть свои обязательства перед кредиторами, включая договорные обязательства, долги по заработной плате или уплате налогов и прочих обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды.
- Просрочка исполнения указанных обязательств составляет более 3 месяцев.
- Размер долга составляет не менее 300 тыс. рублей
При этом отдельные особенности определения размера долга на момент обращения в суд или же на момент рассмотрения заявления о банкротстве прописаны в ст. 4.1 закона №127-ФЗ.
Обратиться в арбитраж с заявлением о признании юридического лица банкротом могут следующие лица:
- Непосредственно руководитель юридического лица, погрязшего в долгах.
- Любой из кредиторов, долг перед которым соответствует основаниям для инициации процесса банкротства.
- Уполномоченный орган (ФНС) по задолженностям платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
- Нынешний или бывший работник, перед которым имеется задолженность по заработной плате.
При этом на момент обращения должны быть подтверждены описанные выше признаки банкротства. Даже если должник частично погасил долг перед кредитором, но его размер по-прежнему превышает 300 тысяч рублей, то это обстоятельств никак не отменяет право на обращение в суд.
Кроме того, статьей 9 установлена обязанность должника о самостоятельном обращении в суд с заявлением о банкротстве, если имеют место быть следующие обстоятельства:
- Если погашение долга перед одним или рядом кредиторов сделает невозможным исполнение других финансовых обязательств или своевременную уплату налогов.
- Уполномоченным органом компании-должника решено обратиться в арбитраж с заявлением должника.
- Имеются признаки несостоятельности, неплатежеспособности или же недостаточности имущества для погашения имеющихся долгов.
- Возможное обращение взыскания на имеющееся имущество компании сделает невозможным расчет по обязательствам.
- Имеются трехмесячные долги по зарплате в отношении любого числа работников.
В перечисленных случаях руководитель обязан обратиться в арбитраж самостоятельно, не затягивая совершение такого действия. В противном случае ему грозит административная, уголовная или субсидиарная ответственность в случае установления виновности в непогашении требований кредиторов по его вине.
Финансовый управляющий ходатайствовать о завершении процедуры банкротства
Универсального образца на все случаи несостоятельности не существует. В сети Интернет и на различных юридических сайтах можно найти как краткие, так и подробные, взятые из реальных дел образцы заявлений.
Использовать их «вслепую» без понимания особенностей процедуры банкротства чревато последствиями: составлять заявление или, как минимум, проверять его должен опытный юрист.
Ниже представлен образец заявления о банкротстве юридического лица для ознакомления.
Как следует из названия – процедура носит «оздоровительный» характер и направлена на сохранение компании и восстановление платежеспособности.
Разрабатывается план финансового оздоровления с конкретными предложениями по погашению долга и восстановлению платежеспособности компании.
План подлежит утверждению собранием кредиторов.
На период финансового оздоровления:
- Все требования кредиторов подаются в соответствии с положениями закона ФЗ-127.
- Отменяются меры по аресту имущества и иным обеспечительным мерам.
- Останавливаются исполнительные производства.
- Вводится запрет на выделение долей в уставном капитале, их продажу.
- Вводится жесткий контроль за любыми способами прекращения обязательств должника.
- Останавливается начисление штрафов, пени и иных санкций финансового характера.
Процедура вводится на срок не более 2 лет, на весь период процедуры банкротства назначается административный управляющий.
Более жесткая по сравнению с финансовым оздоровлением процедура, на период которой все бразды правления должником полностью переходят к внешнему управляющему.
В ходе внешнего управления вводится мораторий на всякое удовлетворение требований кредиторов, блокируется выплаты по всем обязательствам, кроме текущих платежей.
Но! Могут быть удовлетворены требования кредиторов 1 и 2 очереди: выплаты в возмещение вреда здоровью, заработная плата и т.д.
Конкурсное производство вводится после признания должника банкротом и установления невозможности выплатить имеющиеся долги.
Инвентаризация имущества и формирование конкурсной массы
В ходе конкурсного производства формируется так называемая «конкурсная масса», куда включаются все активы должника.
Все имеющееся или же возвращенное в собственность компании имущество подлежит включению в конкурсную массу.
После признания в судебном порядке должника банкротом, все исполнительные производства в отношении него прекращаются. Останавливается начисление пеней и штрафов, открываются заблокированные счета, снимается арест с имущества. Суд назначает процедуры в рамках дела о банкротстве, которые обязаны учесть баланс интересов кредиторов и при этом защитить права должника.
Как подать на банкротство юридического лица в 2021 году: пошаговая инструкция
В большинстве случаев судьи изначально применяют к банкроту процедуру наблюдения. Арбитраж, как правило, ничего не знает о финансовом состоянии должника и не может сразу вынести решение по делу о банкротстве.
Судом назначается временный (арбитражный) управляющий, которого обязуют следить за проведением всех этапов процедуры. Зарплата временного управляющего — 30 000 рублей в месяц. Кроме того, помимо фиксированной суммы вознаграждения арбитражный управляющий может рассчитывать на проценты, определяемые согласно ст. 20.6 ФЗ № 127.
Первым делом управляющий обязан зафиксировать факт начала процедуры. Он включает сведения о банкротстве в реестр ЕФРСБ и публикует их в газете «Коммерсантъ». Оплата публикации ложится на должника. Несмотря на то, что в законе о банкротстве (ФЗ № 127, ст. 28) нет прямого обязательства публиковать сведения в определенной газете, издание «Коммерсантъ» установило монополию на публикации обязательных сведений о банкротстве в СМИ. Монополия фактически узаконена специальным распоряжением Правительства РФ № 1049-р от 21.07.2008г. Оплата за каждую публикацию обходится банкроту в 7 000-12 000 рублей. Во время исполнения процедур банкротства, должнику зачастую приходится оплачивать несколько публикаций в газете «Коммерсантъ». Для малого бизнеса, ИП и физлиц такие издержки только усугубляют их, и без того сложное, положение.
Далее по своему регламенту управляющий обязан решить следующие задачи:
- провести анализ финансового состояния банкрота;
- принять меры по сохранности имущества банкрота;
- выявить всех кредиторов должника;
- назначить дату первого собрания кредиторов и уведомить их об этом по почте не позднее 14 дней до начала собрания. (ФЗ № 127, ст. 13);
- ввести в свой реестр законные требования кредиторов;
- предъявить суду отчет о своей работе и представить протокол первого собрания кредиторов.
Временный управляющий имеет право получать любую информацию, касающуюся деятельности должника. Все госучреждения, а также юридические и физические лица, располагающие данными о должнике, обязаны предоставить их управляющему не позднее 7 суток после официального запроса. Также временный управляющий может ходатайствовать в суд об отстранении от дел руководителя предприятия-банкрота.
Само же руководство должника (юрлица) ограничено в своих действиях следующим регламентом (ФЗ № 127, ст. 64):
- предприятие-банкрот не имеет права без разрешения временного управляющего кредитовать и кредитоваться либо передавать имущество в доверительное управление;
- нельзя без ведома временного управляющего совершать сделки купли-продажи, превышающие 5% балансовой стоимости имущества;
- запрещено проводить реорганизацию, самоликвидацию, открывать от имени банкрота новые юрлица или входить в состав других юрлиц;
- нельзя размещать на фондовом рынке свои акции, облигации;
- банкрот не вправе создавать новые филиалы и представительства;
- руководству предприятия запрещено из прибыли выплачивать дивиденды акционерам и денежные доли учредителям.
По остальным направлениям хозяйственной деятельности банкрот имеет привычную свободу действий.
Максимальный срок проведения процедуры — семь месяцев. После этого все результаты процедуры наблюдения должны быть переданы временным управляющим в суд для рассмотрения дела о банкротстве.
Процедура финансового оздоровления может быть запущена по ходатайству собрания кредиторов в суд или по ходатайству третьего лица, которое обязуется предоставить финансовое обеспечение для банкрота. Сам должник не вправе напрямую ходатайствовать в суд о начале этой процедуры, но он может официально обратится с подобной просьбой к первому собранию кредиторов.
При запуске процедуры суд назначает административного (арбитражного) управляющего с гонораром 15 000 рублей в месяц, плюс проценты. Обычно им становится временный управляющий из процедуры наблюдения. Отстранить административного управляющего может только назначивший его арбитражный судья. Все другие участники могут только аргументировано ходатайствовать в суде о его отстранении.
Административный управляющий обладает более расширенными полномочиями, чем временный. Он обязан через суд пресекать все сомнительные сделки должника. В случае нарушения установленного по процедуре плана платежей, управляющий вправе требовать от поручителя должника оплатить задолженность из заявленного обеспечения. При отказе поручителя его ждет наказание в соответствии с гражданским законодательством (ФЗ № 127, ст. 91).
Сам же должник обладает почти теми же ограничениями в деятельности, что и при процедуре наблюдения. Несмотря на относительную свободу действий, собственники и руководство юрлица фактически не могут направлять значительные денежные суммы на развитие бизнеса или на свои нужды.
Максимально допустимый срок прохождения процедуры финансового оздоровления – два года. По окончании процедуры, должник предоставляет своему административному управляющему полный отчет о состоянии дел. На основании отчета управляющий дает свое заключение. В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, управляющий созывает собрание кредиторов, где они принимают решение о введении более жестких процедур. Соответствующее ходатайство кредиторов передается в суд.
Процедура внешнего управления запускается в случаях, когда кредиторы смогли убедить суд в отсутствии у руководства юрлица-банкрота добросовестности или организационной компетенции. Зачастую внешнее управление вводят сразу после процедуры наблюдения. Внешнее управление вводится на срок, не превышающий 1,5 года, но по особым обстоятельствам он может быть продлен еще на 6 месяцев.
Суд назначает должнику внешнего (арбитражного) управляющего с фиксированным гонораром в 45 000 рублей в месяц, плюс проценты. Управляющий отстраняет руководителя юрлица-банкрота от ведения дел, и даже вправе уволить его. В течение 3-х дней бывший руководитель обязан передать арбитражному управляющему всю документацию, материальные ценности и печати.
Кроме стандартных управленческих возможностей, суд наделяет внешнего управляющего особыми полномочиями. Он вправе:
- отказаться в течение первых трех месяцев от исполнения ранее заключенных невыгодных сделок. При этом сделки не должны быть частично или полностью реализованы;
- расторгнуть в течение первых трех месяцев невыгодные договоры.
Помимо этого, при запуске процедуры устанавливается мораторий на выплату кредиторам по долгам. Задачей внешнего управления является восстановить платежеспособность предприятия без необходимости распродажи прибыльных активов.
Когда предприятие не способно в разумные сроки восстановить необходимую прибыльность, кредиторы ходатайствуют в арбитражный суд о применении к должнику процедуры конкурсного производства. По сути, она направлена на распродажу имущества банкрота с целью погашения долговых обязательств. Установленный срок проведения процедуры — шесть месяцев, но по ходатайству участвующего лица срок может быть продлен еще на полгода, а потом еще. И так неограниченное число раз.
После утверждения процедуры судом, назначается конкурсный (арбитражный) управляющий с гонораром 30 000 рублей в месяц, плюс проценты. Он отстраняет руководство предприятия от ведения дел и традиционно фиксирует факт начала процедуры с помощью ЕФРСБ и публикации в газете «Коммерсантъ». С момента публикаций у кредиторов есть 2 месяца, чтобы попасть в реестр требований кредиторов, по которому будут осуществляться выплаты с проданного имущества.
Как и другие процедуры, конкурсное производство приостанавливает начисление пеней и штрафов по долгам. Срок выплаты считается наступившим и начисление процентов по кредитам также прекращается. Снимается арест с имущества.
Конкурсный управляющий привлекает оценщика для составления так называемой «конкурсной массы» — имущества, подлежащего продаже. Из общей конкурсной массы арбитражный управляющий исключает следующие виды имущества:
- имущество, которое изъято из оборота, с продаваемого предприятия (ст. 132 ФЗ № 127);
- социально-значимые объекты и объекты культурного наследия (они продаются отдельно, в порядке, установленном ст. 110 ФЗ № 127);
- личное имущество и имущественные права третьих лиц;
- залоговое имущество – оно не исключается, но учитывается отдельно (ст. 131 ФЗ № 127).
Далее управляющий назначает аукционные торги по продаже имущества. От обычного аукциона отличие в том, что ряд участников имеют право приоритетного выкупа имущества. Также управляющий может ограничить доступ к торгам, сделав их закрытыми.
По общему правилу кредиторов принято разделять на следующие категории (п. 4 ст. 134 ФЗ № 127):
- Кредиторы первой очереди – это лица, требующие законной компенсации, чья жизнь или здоровье пострадали от действий должника.
- Кредиторы второй очереди – лица, работавшие на должника по трудовому договору.
- Кредиторы третьей очереди – все иные физлица и юрлица, перед которыми образованы долговые обязательства: банки, партнеры, контрагенты.
Вместе с тем, из выручки от продажи конкурсной массы в приоритетном порядке погашают долги по текущим платежам, преимущественно возникшие до подачи заявления на признание должника банкротом.
Также приоритетно оплачиваются расходы, связанные с предотвращением техногенных катастроф и гибелью людей, которые могли возникнуть от закрытия предприятий (п. 1 ст. 134 ФЗ № 127).
Выплаты по долгам банкрота, относящиеся к текущим платежам, производят в следующей очерёдности:
- расходы, связанные с процессом судебного разбирательства, в том числе вознаграждение управляющему;
- зарплаты физлиц, которые были наняты по трудовому договору уже после подачи в суд заявления о банкротстве;
- гонорары привлечённым лицам: оценщику, аукционному персоналу;
- коммунальные и другие эксплуатационные платежи;
- иные платежи.
В случае, если конкурсному управляющему не хватило вырученных средств для погашения всех долгов банкрота, долги все равно считаются погашенными. Даже те, кто не получил от банкрота ничего, не могут повторно требовать в суде возврата долга. Нераспроданное имущество, которое кредиторы не пожелали взять в счет уплаты долга, возвращается банкроту.
В любой момент кредитор и должник могут прийти к мировому соглашению и остановить тем самым банкротство. Соглашение оформляется в письменном виде и передается в арбитраж. После утверждения судом ни одна из сторон не может выйти из мирового соглашения. Все участники обязаны следовать положениям заключенного компромисса. Иначе дело о банкротстве будет восстановлено с преимуществом для добросовестного исполнителя.
Мировое соглашение со стороны должника подписывает уполномоченный представитель, а со стороны кредиторов — лицо, выбранное на общем собрание кредиторов.
В условиях соглашения могут быть прописаны сроки погашения задолженности, взаимозачет требований, передача должником доли в уставном капитале. В качестве отступных банкротом могут быть предложены денежные суммы и ценные бумаги. По мировому соглашению можно изменить сроки платежей и размер выплат. Но при этом стоит учитывать, что судья может не утвердить соглашение, если решит, что оно не соответствует определенным требованиям.
Арбитражный суд вправе отказать в утверждении поданного мирового соглашения, если обнаружил следующее:
- по факту не погашены долги кредиторам 1,2 очереди;
- нарушен непосредственно порядок заключения мирового соглашения;
- не соблюдена форма процедуры;
- предложенная процедура нарушает права третьих лих;
- условия заключаемого соглашения противозаконны;
- сделки, прописанные в условии, ничтожны по своей сути (мизерная оплата, чрезмерно малый объем поставок и т.д.).
Решение судьи об отказе может быть обжаловано, но в судебной практике редко утверждают мировое соглашение, которое уже ранее было отклонено судом.
^К началу страницы
В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.
В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций, должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих — своих членов.
При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.
СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.
Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.
Списки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
^К началу страницы
В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 №ММВ-7-8/[email protected] «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий, при подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России.
Выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)
^К началу страницы
СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих — своих членов — в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.
^К началу страницы
Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО являются:
- отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
- причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
- привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
- непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.
Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.
Решения о неучете СРО, принятые уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО
Банкротство закончено, а субсидиарка только начинается
Это единственная дозволенная законом процедура, в итоге которой ликвидируются предприятие, фирма, ООО, объявленные несостоятельными.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Должник может не прекращать своего существования, если за время конкурсного производства бизнес станет управляться извне, либо удастся решить дело путем соглашения.
Путем КП должно быть выявлено и реализовано абсолютно все имущество задолжавшего предприятия, представляющее материальную ценность, реализовано предусмотренным законом путем, а вырученные финансы направлены на погашение всех кредитных обязательств (полностью или соразмерно).
Длительность конкурсного производства – ровно полгода со дня объявления решения Арбитражного суда об окончательном признании должника несостоятельным. В некоторых случаях, этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев (по ходатайству конкурсного управляющего).
- открытие всех составляющих имущества предприятия-должника или, иными словами, аккумулирование конкурсной массы;
- обращение конкурсной массы в деньги;
- за счет реализации конкурсной массы выполнение обязательств перед кредиторами (при невозможности полной выплаты она должна производиться соразмерно);
- ликвидация банкрота как юридического лица или предпринимателя.
С момента объявления в Арбитражном суде открытия КП наступают такие закономерные последствия:
- появляется последняя возможность для предъявления обязательств ликвидируемой фирме;
- перестают начисляться все виды санкций: неустойки, пени, проценты, штрафы и др.;
- перестает являться коммерческой тайной любая информация о бизнесе должника;
- имущество фирмы-должника, если его количество превышает 5%, запрещается к продаже, даче в аренду и другому отчуждению;
- все исполнительные документы прекращают действие и возвращаются конкурсному управляющему судебными приставами;
- убираются все ограничения на пользование имуществом банкрота – аресты, блокировка счетов и т.п.;
- бывший руководитель снимает с себя все полномочия и передает их управляющему;
- аннулируются патенты, разрешения и лицензии должника, теряет силу его регистрация как ИП.
В таблице представлена пошаговая процедура конкурсного производства с уточнением конкретных сроков и законодательной базы каждого действия.
№ | Элемент процесса конкурсного производства | Сроки | Статья Закона |
---|---|---|---|
1 | ИП или юридическое лицо не может погашать свои обязательства, сумма задолженности выросла более 10 тыс. руб. | Более 3 месяцев после истечения срока обязательств | Ст.65 ГК РФ |
2 | Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, принимает решение об объявлении КП и утверждении конкурсного управляющего | В день объявления банкротства | П.4 ст. 72 Федераль-ного закона № 127 от 26.10.2002 г. |
3 | Уведомление о конкурсном производстве должника – ИП или юридическое лицо, издание приказа о передаче всех документов, печатей штампов и оставшегося имущества новоиспеченного банкрота назначенному управляющему. | В тот же день | П.2 ст. 126 ФЗ |
4 | Передача всего вышеперечисленного, актирование этой процедуры (в составе инвентаризационной комиссии желательно членство оного из бывших сотрудников должника) | В течение 3 дней | П.2 ст. 126 ФЗ |
5 | Извещение Федеральной налоговой службы по установленной форме о банкротстве предприятия | В течение 3 дней после передачи документации | П.2. ст.23 НК РФ |
6 | Публикация сообщения о введении КП в СМИ («Коммерсант») с уведомлением о ней Арбитражного суда | 10 дней после назначения КП | Ст. 28, 126 ФЗ |
7 | Передача Федеральной службой судебных приставов всех исполнительных документов конкурсному управляющему | 10 дней после назначения КП | Ст. 126 ФЗ |
8 | Сбор сведений об имуществе должника: направление запросов в различные организации, где оно может быть зафиксировано, например, земельный комитет. ФСС, банки, регистрационная служба и т.д. | В течение всего срока КП | Ст. 126 ФЗ |
9 | Уведомление о грядущем увольнении вручается сотрудникам банкрота (не имеет значения, ведется деятельность или уже нет) | В течение месяца после начала процедуры | Ст. 129 ФЗ |
10 | Выбор одного банковского счета (основного), на котором будут собираться все аккумулируемые средства, закрытие остальных счетов (если они есть) | В продолжение КП | Ст.133 ФЗ |
11 | Составление полной инвентаризационной ведомости с привлечением независимых экспертов для оценки имущества | 30 дней с начала КП | Ст. 129-131 ФЗ |
12 | Выявление задолженностей перед предприятием-банкротом. Если таковые обнаруживаются, долги объявляются ко взысканию, действующие договора приостанавливаются, сделки признаются недействительными. Если часть имущества банкрота находится у третьих лиц, его необходимо отыскать и вернуть. Все процедуры отражать в отчетах. | Постоянно в течение КП | Ст. 102, 103,129 ФЗ |
13 | Формирование конкурсной массы, утверждение условий ее реализации на собрании кредиторов. В случае споров всех примирит Арбитражный суд | До истечения 6 месяцев | Ст. 131, 132, 139 ФЗ |
14 | Открытые торги по продаже имущества с предварительной публикацией в «Российской газете» и местных изданиях | В соответствии с условиями, принятыми на собрании кредиторов | Ст. 139 ФЗ |
15 | Расчет с кредиторами: сначала судебные издержки, погашение текущих требований, затем – по реестру. Если средств недостает, с каждой очередью расчет пропорциональный | После продажи конкурсной массы | Ст. 142 ФЗ |
16 | После всех выплат основной счет в банке подлежит закрытию, о чем уведомляется налоговая вместе с заявлением о снятии должника с учета | 10 дней после заявления | П.5 ст.84 НК РФ |
17 | Все документы должника, подлежащие хранению, передаются в архив | Лучше начать подготовку сразу после введения КП | Ст. 129 ФЗ |
18 | Отчет о результатах КП перед арбитражным судом | После расчета с кредиторами | Ст. 147 ФЗ |
19 | Публикация в СМИ сообщения о прекращении дела о банкротстве («Российская газета) с уведомлением Арбитражного суда | После определения Арбитражного суда | Ст.28 ФЗ |
20 | Исключение предприятия-должника из ЕГРЮЛ | До этого момента конкурсный управляющий несет свои полномочия | Ст. 149 ФЗ |
Арбитражный суд назначает специальное лицо для заведования процедурой конкурсного производства и выполнения предусмотренных законом полномочий – конкурсного управляющего. Его активность длится до конца всех процедур, заключающихся в сборе необходимой информации, ее систематизации и подаче бумаг по назначению, то есть в суд. Только на основании этих отчетов суд принимает решение о финале конкурсного производства, которое он подает в реестр для внесения записи о ликвидации фирмы.
Кредитный управляющий имеет право на распоряжение имуществом банкрота на законных условиях, а также на решение кадровых вопросов в организации, вплоть до увольнения руководства, если сочтет это обоснованным.
- инвентаризация имущества организации-должника;
- оценка имущества с помощью профессионального оценщика;
- розыск и изъятие имущества, принадлежащего должнику, находящегося в иных руках;
- взыскивать задолженности в пользу организации;
- сохранять имущество банкрота;
- сообщать работникам о предстоящем расторжении контрактов не позже 30 дней с начала конкурсного производства;
- обоснованно возражать против неадекватных, на его взгляд, требований кредиторов;
- вести реестр кредиторских требований;
- обеспечивать установленный порядок хранения документации должника;
- быть представителем при заключении сделок, одобренных комитетом кредиторов;
- предъявлять требования по субсидиарной ответственности к другим лицам в пользу должника;
- предоставлять в арбитражный суд любые сведения по первому требованию.
Управляющий принимает участие в ее составлении и подаче в соответствующие органы.
- Инвентаризационная ведомость (при формировании конкурсной массы), промежуточная и окончательная, а также ликвидационный баланс.
- Документы на продажу имущества должника.
- Реестр требований кредиторов.
- Подтверждения погашений кредиторских требований.
- Отчеты о финансовом состоянии должника и о своей деятельности как управляющего (подаются не реже раза в 90 дней).
- Справка для Арбитражного суда о сдаче документов должника на архивное хранение.
- Заявление о снятии должника с учета в налоговой.
- Справка об отсутствии претензий от ПФР.
- Протоколы собраний кредиторов.
- Заявление о заключении мирового соглашения (если это произошло).
С 01.09.2017 предельный срок ликвидации ООО на основании решения участников или исполнительный органа составит один год, который может быть продлен в судебном порядке не более чем на шесть месяцев (п. 6 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ[3]).
Если участники или орган отменят свое решение о ликвидации ООО до истечения вышеуказанного предельного срока, то повторное решение о добровольной ликвидации ООО может быть принято не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ (п. 7 ст. 57 Федерального закона № 14-ФЗ).
Уточнена ответственность ООО. Как известно, согласно ст. 3 Федерального закона № 14-ФЗ ООО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по обязательствам своих участников.
В случае несостоятельности (банкротства) ООО по вине его участников или по вине других лиц в случае недостаточности имущества ООО на данных лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам ООО.
Указанные правила дополнены тем, что исключение ООО из ЕГРЮЛ как недействующего влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства.
Судебной практикой признается, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным видом прекращения правоспособности юридического лица, не связанным с установленной законом общей процедурой ликвидации юридического лица. Вместе с тем последствие такого исключения из ЕГРЮЛ аналогично последствию ликвидации юридического лица. Поэтому в момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ прекращается его правоспособность – способность иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, и нести связанные с этой деятельностью гражданские обязанности (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 № 15АП-12796/2013 по делу № А53-30467/2012).
Теперь законодатель предусмотрел следующее: если неисполнение обязательств ООО обусловлено тем, что уполномоченные лица (ст. 53 ГК РФ) действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого ООО.
Ключевым изменением, внесенным в Федеральный закон № 127-ФЗ[4], является уточнение порядка привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
Во-первых, уточнен момент подачи заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. В настоящий момент данный срок не установлен[5].
Новой редакцией п. 5 ст. 10 Федерального закона № 127-ФЗ предусмотрено, что заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности может быть подано:
- после завершения конкурсного производства либо когда судом возвращено заявление о признании должника банкротом;
- если производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Следовательно, даже если кредитор отказался финансировать процедуру банкротства и дело прекращено, заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано. Ранее такая возможность отсутствовала (Постановление АС ВВО от 23.05.2016 № Ф01-1401/2016 по делу № А79-5231/2015).
Во-вторых, уточнен круг лиц, наделенных правом обратиться с заявлением о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. В их числе названы конкурсный управляющий, представитель работников должника, работник (в том числе бывший), уполномоченный орган.
Такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на его подачу, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом (завершения конкурсного производства). В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.
Установлено, что если на момент рассмотрения обозначенного заявления невозможно определить размер ответственности, суд после выявления всех иных имеющих значение для привлечения к субсидиарной ответственности фактов выносит определение, в резолютивной части которого указывает выводы:
- о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности;
- о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.
Каждое из названных определений может быть обжаловано.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий одновременно с отчетом о результатах конкурсного производства направляет в арбитражный суд ходатайство о возобновлении производства по рассмотрению заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. В нем указывается размер субсидиарной ответственности, подлежащей взысканию в пользу каждого лица, чьи требования остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника.
Вопрос об определении размера субсидиарной ответственности и отчет конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства рассматриваются в одном судебном заседании. В этом случае определение о завершении конкурсного производства (о прекращении производства по делу о банкротстве) должно содержать сведения о сумме, подлежащей взысканию с лица (лиц), привлеченного к субсидиарной ответственности, в пользу каждого кредитора, чьи требования остались неудовлетворенными в связи с недостаточностью имущества, и очередность погашения требования каждого кредитора.
На основании определения о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности выдаются исполнительные листы.
Если расчеты с кредиторами завершены (процессуальные действия по делу о банкротстве прекращены), а рассмотрение заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности не приостанавливалось и не завершено, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, приостанавливает производство по делу о банкротстве до вынесения определения по заявлениям о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. При этом арбитражному управляющему не выплачивается фиксированная сумма вознаграждения за счет средств должника за период, в течение которого дело о банкротстве приостановлено.
Обратите внимание:
Подать заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности имеет право:
- кредитор по текущим обязательствам;
- кредитор, чьи требования включены в реестр требований кредиторов;
- кредитор, чьи требования признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов.
Важно: в заявлении о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности должен быть указан круг лиц, заинтересованных в привлечении выгодоприобретателей должника к ответственности. В противном случае арбитражный суд оставит такое заявление без движения. В то же время суд обязан предоставить заявителю возможность ознакомиться с материалами дела о банкротстве в целях определения круга заинтересованных лиц для включения их в указанное заявление.
Это важный момент. Заявитель может сразу указать факт отсутствия неплательщика, представить доказательства. Можно ссылаться:
- на судебный акт о признании гражданина безвестно отсутствующим;
- на материалы исполнительного производства, если розыск приставами не принес результата;
- на отсутствие операций по счетам организации за последние 12 месяцев;
- на другие признаки, подтверждающие отсутствие сведений о неплательщике.
Если в заявлении сразу перечислены эти признаки, при банкротстве отсутствующего должника будет использоваться упрощенная схема.
Факт отсутствия может выявляться и после возбуждения банкротного дела. То есть кредитор подает заявление по общим правилам, указывает данные о месте жительства или пребывания должника-гражданина, либо юридический адрес предприятия.
Когда управляющий установит, что невозможно получить данные о местонахождении должника, он подает заявление в суд, просит ввести упрощенную процедуру. В заявлении можно ссылаться на запросы в рамках банкротного дела, на материалы работы управляющего.
Банкротство по упрощенной процедуре отсутствующего должника предусматривает пропуск некоторых процедур.
Пошаговая инструкция при банкротстве отсутствующего гражданина:
- подается заявление, доказательства сумм и периодов задолженности;
- если арбитражный суд признает заявление обоснованным, он откроет дело, назначит управляющего;
- формируется реестр требований кредиторов;
- управляющий выполняет обязательные мероприятия по розыску активов банкрота, проверке его сделок за предыдущие периоды;
- если найдено имущество, оно продается на торгах;
- по итогам реализации распределяется выручка — начала закрывают расходы по банкротному делу, остаток выплачивается кредиторам;
- на основании отчета управляющего арбитражный суд принимает решение о списании задолженностей физ.лица.
Если банкротилось юрлицо, в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации компании. После этого кредиторы вправе привлечь к субсидиарной отвественности учредителей этой компании.
Должник отсутствует, а значит, нет смысла проводить такие стадии банкротства внешнее управление, реструктуризация, оздоровление.
При упрощенной схеме применяются следующие процедуры:
- рассмотрение заявления уполномоченного органа или кредитора;
- формирование реестра требований;
- поиск активов — запросы в госорганы и банки;
- реализация активов;
- распределение выручки.
Отсутствующий должник в деле о банкротстве не представит документы о своем имуществе и доходах, не даст пояснений по совершенным сделкам.
Управляющий фактически проводит одностороннюю проверку по указанным направлениям. Например, обязательно делаются запросы в Росреестр и ГИБДД, чтобы получать данные о недвижимости и автотранспорте. В банках запрашиваются сведения о счетах и вкладах, анализируется выписка по счету — на что тратились деньги,куда переводились.
На заключительном этапе банкротства арбитраж рассматривает отчет управляющего. На основании ответа могут приниматься следующие решения:
- о признании долгов безнадежными, списании их;
- об отказе в освобождении от долговых обязательств;
- о ликвидации юридического лица и внесении записи в ЕГРЮЛ;
- о снятии с учета ИП с внесении записи в ЕГРИП;
- о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности.
С отсутствующего должника могут списать задолженности по кредитам и микрозаймам, по налогам, по услугам ЖКХ. В любом случае не спишут долги по алиментам, по возмещению вреда и ущерба. По данным видам обязательства право на взыскание сохранится даже после завершения банкротства.
По статье 51 Закона № 127-ФЗ общий срок банкротства не может превышать 7 месяцев. На практике он может быть больше или меньше 7 месяцев, так как это зависит от действий управляющего, от продолжительности реализации активов.
Если у вас возникли вопросы, либо требуется помощь в банкротстве с отсутствующим должником, обращайтесь к нашим специалистам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!
Как инициатору банкротства отбиться от притязаний арбитражного управляющего?
До самого банкротства еще далеко, первая стадия “Наблюдение” — это фактически подготовка к процедуре утверждения несостоятельности юридического лица. В дело вступает назначенный судом арбитражный управляющий, который проводит анализ компании.
На этом этапе компания существует, состав руководства остается неизменным, органы управления все еще правомочны принимать решения относительно деятельности, могут даже создавать филиалы, инициировать реорганизацию и пр. Но все действия проводятся только под контролем арбитражного управляющего и с его согласия.
Что делает управляющий на стадии наблюдения:
- принимает меры по сохранности имущества должника. То есть замораживает все счета, создает реестр имущества, следит за его сохранностью. Компания, которая является потенциальным банкротом, не может распоряжаться своими активами;
- проводит анализ финансового состояния должника, выявляет его кредиторов, объемы обязательств;
- составляет реестры кредиторов с их требованиями, а также уведомляет их о начале процедуры банкротства компании;
- организовывает собрание кредиторов.
Если первая стадия оказалась успешной для должника, наступает следующая стадия банкротства юридического лица — финансовое оздоровление. Ее суть в том, что управляющий пытается восстановить стабильность работы компании, ее платежеспособность для покрытия долгов.
Назначается административный управляющий, который будет все контролировать, его кандидатура утверждается Арбитражным судом. Что он будет делать:
- вести реестры кредиторов, организовывать и вести их собрание;
- создавать план оздоровления, следить за его выполнением;
- контролировать все сделки, требуется обязательное согласование с ним;
- направлять ходатайств в суд об отстранении руководителя, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, о признании сделок незаконными и пр.
Стадия финансового оздоровления продолжается установленный судом срок, но она не может продолжаться более 2 лет. Если за это время компания справится со всеми долгами, дело о банкротстве прекращается.
Если финансовое оздоровление не помогло справиться с обязательствами, наступает следующая стадия — внешнее управление. Оно назначается на срок не более 18 месяцев, но в зависимости от обстоятельств может продлиться еще полгода.
По сути, это продление стадии финансового оздоровления, но под руководством другого специалиста. Назначается внешний управляющий, который также разрабатывает “план спасения” проблемной компании и пытается его реализовать.
Полномочия прежнего руководителя полностью складывается, их на себя берет внешний управляющий. Он может либо уволить прежнего управленца, либо предложить ему другую должность в фирме.
Для восстановления платежеспособности управляющий может закрывать нерентабельные производства, продавать имущество компании, размещать дополнительные акции, замещать активы и пр. Может быть организована продажа предприятия.
Согласно Федеральному Закону от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», расходы на процедуру банкротства, которые несет арбитражный управляющий (сюда входят госпошлина, публикации в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ», услуги привлеченных оценщиков, аудиторов, бухгалтера, юриста), а также начисленное вознаграждение компенсируются ему приоритетно перед всеми кредиторами за счет имущества банкрота. Но если у должника денег мало или вовсе нет, то расходы и выплата вознаграждение для арбитражного управляющего лягут на плечи заявителя по делу о банкротстве.
Процедура следующая: после завершения или прекращения финальной процедуры банкротства, управляющий подсчитывает свой начисленный гонорар (от 15 тыс. руб. до 45 тыс. руб. ежемесячно в зависимости от процедуры) и понесенные расходы, после чего подает заявление на взыскание денег с кредитора, подавшего заявление на банкротство.
Размер этих притязаний может быть от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей. Кредитору, не получившему свои деньги в ходе банкротства, обидно терять деньги еще и на этом. Можно ли защититься от этих расходов? Для этого есть несколько путей, которые мы сейчас и разберем.
На что стоит обратить внимание?
- Установление лимита на финансирование банкротного процесса.
Подавая заявление в суд нужно рассчитать свои финансовые возможности и попросить суд установить лимит финансирования процедуры за Ваш счет. Направления в суд гарантийного письма с установленным максимальным лимитом финансирования будет достаточно, чтобы арбитражный управляющий взыскал с кредитора средства только в установленном пределе. А еще лучше эти деньги сразу отправить на депозитный счет арбитражного суда, чтобы управляющий списал их после окончания банкротства со счета суда. Запомните! При четком определении заявителем максимальной суммы покрытия вознаграждения и расходов суд не вправе присудить арбитражному управляющему средства сверх этой суммы (определение Верховного суда РФ от 10.02.2020 г. по делу № А57-83/2015).
- Выход кредитора из процедуры банкротства.
По смыслу норм гражданского законодательства право или требование, принадлежащее кредитору, может быть передано другому лицу по сделке (уступка требования) – договору уступки требования или цессии. Так, согласно п.1 ст.382 ГК РФ «Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу», право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
После перехода требования кредитора к другому лицу по договору цессии непосредственно в ходе банкротства суд заменяет заявителя новым кредитором – заявителем. К нему переходят обязанности по погашению задолженности перед арбитражным управляющим.
Следовательно, если кредитор не определял лимит финансирования при подаче заявления на банкротство, а платить за процесс банкротства он не готов, то он может на любом этапе банкротства продать свои денежные требования другому лицу. На это лицо и перейдут обязанности по инвестированию денег в процедуру банкротства. Отвечать деньгами перед арбитражным управляющим также будет новый кредитор.
Но у варианта, при котором кредитор уступает права требования задолженности постороннему лицу, покидает процесс и утрачивает обязанность по компенсации расходов и вознаграждения арбитражному управляющему есть и свои особенности. Например:
- покупатель не должен быть связан с продавцом (быть аффилированным с ним).
- новый кредитор должен быть платежеспособным и не являться банкротом.
- договор цессии обязательно должен содержать правило о переходе обязанностей заявителя по финансированию процесса банкротства к новому кредитору.
- должна быть проведена официальная оплата реальной стоимости за уступку прав.
Но есть значительный риск, ведь подписание договора о передаче прав и обязанностей новому кредитору, которое произошло именно после обращения арбитражного управляющего с ходатайством об окончании банкротства, может считаться мнимой сделкой и злоупотреблением своим правом. Пренебрежение этими условиями повлечет признание судом перехода обязанностей на новое лицо незаконным и взыскание расходов по делу банкротство с первоначального кредитора (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.08.2019 г. по делу № А19-13961/2013).
Как юридическому лицу запустить процедуру банкротства
Прежде всего, рассматривая варианты выхода из тяжелой ситуации, один среди которых – банкротство, нужно понять, подпадает ли организация под требования, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее – Закон №127-ФЗ). Этих требований всего 2:
- Компания в течение 3 месяцев не в силах расплатиться со всеми своими кредиторами, выплатить зарплату своим работникам или уплатить налоги в бюджет.
- Совокупная сумма всех задолженностей составляет не меньше 300 тысяч рублей.
Если компания соответствует этим двум требованиям, то она обязана обратиться в суд с заявлением о признании банкротом.
Обратите внимание! При наступлении перечисленных обстоятельств у директора или другого уполномоченного лица возникает именно обязанность, а не право на обращение в Суд. Обусловлено это тем, что своевременное обращение в Суд позволит компании не увеличивать убытки контрагентов и даже предоставит возможность восстановления финансового положения.
В случае если заявление подано не будет, то впоследствии контролирующих лиц организации (руководителя, учредителей и других аффилированных лиц) могут привлечь к субсидиарной ответственности.
Заявление в суд подается также руководителем компании или председателем ликвидационной комиссии в случаях выявления признаков несостоятельности при ликвидации юридического лица. Выявление неплатежеспособности на данном этапе встречается в практике достаточно часто. Кроме того, о плохом финансовом состоянии компании может стать известно в результате проведения аудиторской проверки или после составления периодических бухгалтерских отчетов.
Схема действий руководителя для инициирования процедуры банкротства в сокращенном виде выглядит следующим образом:
- Выявление всех кредиторов, размера задолженности перед каждым из них, сроков просрочки и т.п..
- Оплата судебных расходов, включая расходы на арбитражного управляющего.
- Сбор необходимых документов, свидетельствующих о несостоятельности (договоры с контрагентами, подтверждающие долг; справки с банков об отсутствии денежных средств на счетах; судебные акты, которыми с компании взысканы деньги, и другое).
- Составление заявления о признании организации несостоятельной.
- Подача документов в арбитражный суд.
Как уже было сказано, это лишь краткая инструкция по действиям, которые нужно будет совершить. В идеале же привлечь к сопровождению этого процесса юриста, если таковой есть в штате компании, либо обратиться в специализированные компании.
Процедура банкротства – дело затратное. И хотя у компании, которая подает заявление о признании ее несостоятельной, отсутствуют деньги, чтобы рассчитаться перед всеми своими кредиторами, изыскать их для процесса банкротства она обязана. В противном случае суд не будет рассматривать дело.
Обязанность заявителя-должника оплатить расходы возложена на него ст. 20.7. Закона №127-ФЗ. Чтобы понимать перед началом запуска процесса, какие расходы будет нужно оплатить, перечислим некоторые из них. Это расходы:
- на почтовые отправления;
- на оценку имущества должника;
- на публикацию сведений о банкротстве;
- на регистрацию прав в Росреестре;
- на оплату услуг аудитора, реестродержателя и других привлеченных к делу лиц;
- на оплату работы управляющего;
- судебные расходы, включая госпошлину.
Здесь стоит отметить, что если управляющим к процессу будет привлечено лицо, без которого в принципе можно было бы обойтись, или, например, стоимость услуг какого-либо привлеченного специалиста явно не соответствует разумным размерам, то заинтересованное лицо вправе оспорить действия управляющего. Необоснованность принятых мер в суде должно будет доказать лицо, заявляющее это требование. Т.е. если должник подал это заявление, то он и должен будет доказать, что расходы не соответствуют реально необходимым.
Важно! Если решение о привлечении каких-либо специалистов к делу было принято кредиторами, то оплата их услуг возлагается уже не на должника, а на этих кредиторов.
Касательно госпошлины – ее размер закреплен законодательно и для организаций-должников составляет 6 000 рублей (пп. 5 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ). Реквизиты для ее уплаты можно посмотреть на сайте арбитражного суда, в который планируется подать заявление, там же можно заполнить платежное поручение на оплату.
Еще один существенный момент для компаний, которые нарушают требования Закона №127-ФЗ, в том числе своевременно не подают заявление о банкротстве. Обычно руководство таких компаний считает, что раз у организации нет денег, значит кредиторам с нее взять будет нечего, соответственно, можно и не подавать заявление в суд. Однако такая ситуация может развиться следующим образом. Кредитор подаст заявление о банкротстве должника, после чего суд выяснит, что у должника нет средств для оплаты судебных расходов, и откажет в рассмотрении дела. Вот это определение об отказе в рассмотрении дела будет основанием для кредитора для обращения в суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя, учредителей и других контролирующих лиц. Т.е. долги будут взыскивать уже с них, а не с компании.
Банкротство – это затяжной и долгий процесс, который может быть растянут на годы. Причина в том, что он состоит из нескольких последовательных процедур, на каждую из которых отводится определенный интервал времени. Это процедуры:
- наблюдение;
- фин.оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Чтобы как-то сократить процесс рассмотрения дел о банкротстве хотя бы в отношении каких-то компаний, Законом №127-ФЗ предусмотрена упрощенная процедура банкротства, в ходе которой могут не применяться некоторые из вышеназванных процедур.
- В упрощенном порядке может быть признано банкротом юридическое лицо, которое его учредители решили ликвидировать (закрыть), но выяснилось, что имущества компании не хватает для расчета с кредиторами. После подачи заявления в суд сразу же выносится решение о признании банкротом и открытии конкурсного производства. Предварительные процедуры: внешнее управление, наблюдение, оздоровление не осуществляются в отношении такого должника. Если руководитель или председатель ликвидационной комиссии, обнаружив факт того, что при ликвидации им не хватит имущества для расчетов, не обратятся в суд, то эти лица впоследствии будут привлечены к субсидиарной ответственности.
- Также упрощенно может быть рассмотрено дело о банкротстве компании, место нахождения руководства которой неизвестно, а сама такая компания фактически не осуществляет деятельность. В таких случаях с заявлением в суд обращаются кредиторы либо уполномоченные органы. Три предварительные процедуры в данном случае тоже не применяются, а суд через месяц после возбуждения дела переходит к конкурсному производству и реализации имущества. Однако если в ходе работы управляющим будет обнаружено имущество должника, объем которого позволяет покрыть все долги, то суд должен прекратить упрощенную процедуры и начать другую, например, внешнее наблюдение.
Обоснованность упрощенного производства в перечисленных ситуациях заключается в том, что в обоих случаях юридическое лицо перестает работать, а предварительные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности и работоспособности, по сути не нужны. Поэтому эти этапы пропускаются, а сразу же начинается реализация имущества и расчет с кредиторами.
Таким образом, чтобы запустить процедуру банкротства, необходимо привлечь специалистов, имеющих опыт и знающих все нюансы. Банкротство – для компаний, которые не имеют средств для погашения долгов, верный вариант разрешения проблем. Однако сама эта процедура сложная и трудоемкая, требующая затрат не только денежных средств, но и времени.
Вопрос: Как скрыть имущество при банкротстве?
Ответ: Существует несколько способов, но не все они эффективны и легальны:
- Передача имущества через договор дарения родственникам. Все сделки, заключенные в течение 3х лет до наступления банкротства, могут быть оспорены, это значит, что такое имущество будет включено в конкурсную массу.
- Продажа имущества по заниженной стоимости. Большой процент сделок проходит по следующей схеме: в договоре купли-продажи указывается заниженная стоимость, а оставшаяся часть передается по расписке. Подобные сделки вызовут подозрения у финансового управляющего и существенно затянут процедуру банкротства.
- Расчет только с одним из кредиторов является нарушение интересов остальных заимодавцев. Должник рискует потерять все шансы на списание долгов.
- При наличии долгов у каждого супруга правильнее проводить процедуру банкротства совместно. Инициация 2х процедур приведет к затягиванию дела, поскольку финансовым управляющим придется решать проблему раздела совместного имущества.
Единственное правильное решение в такой ситуации – не торопиться совершать какие-либо сделки с имуществом, чтобы не потерять его.