Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовая природа договора поставки для гос нужд». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в тридцатидневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении.
Возможны три варианта такого решения:
Договор поставки товаров для государственных нужд
Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренном договором контрактации. Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации — при их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.
Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождественны обязанностям покупателя по договору поставки.
На заготовителя возлагаются некоторые дополнительные обязанности:
— заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз;
— если передача сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или в другом любом месте, то заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции;
— может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требованию производителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором.
Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии его вины. Заготовитель отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности. Более того, за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме пени, в размере одного процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
Сущность договора поставки товаров для государственных нужд
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
- ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» 2020 / Шаназарова Елена Витальевна, Головина Елена Николаевна
- УСЛОВИЯ ДОГОВОРА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 2020 / Шаназарова Елена Витальевна, Савельева Ольга Евгеньевна
- Государственный контракт в системе договорных отношений в деятельности уголовно-исполнительной системы 2020 / Новиков Роман Валерьевич
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В ОТСУТСТВИЕ КОНТРАКТА 2019 / Синдеева Инга Юрьевна
- Регламентация подрядных работ для государственных нужд 2014 / Авраменко Светлана Сергеевна, Непомнящая Наталья Григорьевна
Гражданское право. Части вторая и третья. Краткий курс
По договору поставки для государственных и муниципальных нужд поставщик обязуется поставить в сроки и на условиях договора конкретный товар, а заказчик — принять и оплатить его (ст. 526 ГК РФ). Поставка может осуществляться как непосредственно заказчику, так и любому другому указанному им лицу.
К числу существенных условий рассматриваемого договора относятся предмет и цена договора.
Предметом договора выступает товар, который первоначально был предметом закупки (заказа). Он должен быть четко прописан в контракте со всеми характеристиками. Если описание предмета очень объемное, то в самом контракте он указывается кратко, а со всеми деталями — в приложении к договору (спецификации).
Договор без указания цены не будет считаться заключенным. Кроме цены должен быть подробно расписан порядок проведения расчетов.
Кроме того, текст контракта традиционно включает в себя разделы «Сроки поставки», «Права и обязанности сторон», «Ответственность сторон», «Порядок разрешения споров».
В отличие от обычного договора поставки и купли-продажи к процедуре заключения контракта для госнужд предъявляются строгие требования. Инициатива должна исходить от заказчика, и именно на него ложится обязанность по разработке проекта контракта. Далее схематично можно выделить следующие этапы:
- Проект контракта направляется поставщику (п. 1 ст. 528 ГК РФ).
- Если поставщика все устраивает, то он подписывает контракт в течение 30 дней и возвращает один экземпляр заказчику (п. 2 ст. 528 ГК РФ). Если же имеются разногласия, то поставщик должен в этот же срок направить протокол разногласий либо отказ от заключения контракта.
- Получив замечания, заказчик должен рассмотреть их также в 30-дневный срок и принять решение о возможности/невозможности учесть замечания. По замечаниям нужно внести правки в текст контракта. Соответственно, в зависимости от принятого решения заказчик либо направляет контракт с внесенными правками, либо отклоняет протокол разногласий.
- Если заключение контракта обязательно, а протокол разногласий отклонен, то у другой стороны есть 30 дней для передачи разногласий в суд.
Обратите внимание! При наличии в правоотношениях покупателя заказчик, подписав контракт, в течение 30 дней должен направить поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (п. 1 ст. 529 ГК РФ).
Большое значение имеет срок заключения контракта. В ряде случаев он устанавливается законом. Например, если проводятся торги и контракт заключается с их победителем, то срок не должен превышать 20 дней с даты проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК РФ).
Подробно порядок заключения госконтракта по закону № 44-ФЗ рассматривается в другой нашей статье.
Итак, в ГК РФ только раскрывается понятие договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд и содержатся общие нормы относительно порядка его заключения. Детально договоры, относящиеся к этому виду, регламентируются специальным законодательством.
Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для государственных нужд. Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство, — Российской Федерации и ее субъектов (ст. 124 ГК).
В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей Россииской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан.
Потребности государства определяются исходя из
- необходимости реализации федеральных государственных программ;
- обеспечения необходимого уровня обороноспособности;
- формирования государственных материальных резервов;
- реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.
К отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются
- сначала нормы о договоре поставки товаров,
- затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) — общие положения о купле-продаже.
Но эти отношения в приоритетном порядке перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).
В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд (которые подлежат применению в части, не противоречащей нормам ГК). К их числу относятся:
- Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (далее — Закон о поставках продукции);
- Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее — Закон о государственном материальном резерве) ;
- Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд» (далее — Закон о закупках и поставках сельхозпродукции) , которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия как для федеральных, так и для региональных государственных нужд; - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о государственном оборонном заказе) .
Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения конкурсов при размещении заказов на поставку товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг).
Договор поставки для государственных и муниципальных нужд
Для того чтобы договор был признан соответствующим действующим нормам гражданского законодательства и законодательства в сфере закупок, в нем необходимо учесть те положения, которые являются обязательными для такого вида договоров, а именно:
- перечень сторон, которые будут принимать участие в подписании текста договора или контракта вне зависимости от его формы (бумажной или электронной). Указание таких сведений должно быть осуществлено в двух видах – развернутом в преамбуле и сокращенном в реквизитах сторон, но с обязательной расшифровкой данных о подписантах;
- предмет закупки, который стал предметом контракта или договора. Указание предмета также может быть осуществлено в сокращенной и развернутой форме. Это характерно для тех случаев, когда речь идет о большом описании предмета закупки либо о необходимости подробного перечисления всех его данных. В этом случае в соответствующем разделе описывается предмет закупки в краткой форме (например, «поставка офисной мебели»), а в приложении, выступающем в качестве спецификации к контракту или договору, даются подробные сведения о таком товаре;
- цена контракта или договора, а в случае закупки нескольких единиц одинакового товара – указание на величину стоимости такой закупки. Данные сведения размещаются в самостоятельном разделе с обязательным указанием данных о проводимых порядках расчета между участниками данного соглашения;
- права сторон, а также их обязанности, в том числе в случае возникновения непредвиденных ситуаций, например, официально подтвержденных на федеральном или региональном уровне чрезвычайных обстоятельств;
- применяемые меры ответственности сторон, которые подписывают данный документ. При этом описание таких мер ответственности должно строго соответствовать требованиям действующего законодательства;
- порядок разрешения возникающих спорных конфликтов и механизм действия сторон, а также те законные механизмы, которые могут быть использованы сторонами для изменения или расторжения договора;
- срок действия договора и возможные основания для его расторжения;
- реквизиты сторон, подписывающих документ, а также подписи таких сторон.
В качестве дополнительного раздела рассматривается список приложений к тексту договора или контракта, например, в виде ведомости поставки, акта приема-передачи и образцов платежных документов.
В том случае, если речь идет о заключении договора или контракта на поставку с использованием процедур для закупок малого объема, возможно использование более простой формы (например, если для осуществления закупок малого объема используется Единый агрегатор торговли «Березка», то можно воспользоваться типовой формой договора, которую предлагает данная торговая площадка).
Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Администраторы бюджетных средств как субъекты финансового права
Планирование как эффективный метод территориального развития муниципального образования
Должностные преступления коррупционной направленности
Правовой статус государственных корпораций в РФ
Борьба с коррупцией или Федеральный Закон № 293
Государственное регулирование может осуществляться посредством экономических и административных мер. Среди административных способов государственного регулирования в сфере договорных отношений особо следует выделить государственные закупки посредством госзаказов. В экономике рыночного типа роль госзаказа велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства. Госзаказы получили широкое распространение в странах с высокоразвитой рыночной экономикой — США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии и др.
Поставка товаров для государственных нужд является одним из традиционных институтов и российского гражданского права. Сделки, оформляющие закупку товаров для государственных нужд, в русском праве носили наименование казенных поставок (подряда).
Первое Положение о казенных подрядах и поставках было разработано в России более двухсот лет назад и предшествовало изданию в 1833 году Свода законов гражданских. По инициативе русского государственного деятеля, советника императора Александра I М.М. Сперанского, занимавшегося кодифицированием законов, правила о казенных подрядах были включены в Свод. В дальнейшем в него вносились различные поправки, принимались дополнительно правила, циркуляры.
Характерной чертой начального периода становления советского государства стало распространение административно-правового регулирования на договорные отношения. Снабжение предприятий необходимыми для производства материальными ресурсами, а также сбыт изготавливаемой ими продукции производились по нарядам центров и главков без заключения договоров.
Возрождение договорного права связано с периодом восстановления в России народного хозяйства после окончания гражданской войны (1921-1925 годы). Переход к нэпу предполагал развитие товарно-денежных отношений и, следовательно, более широкое использование договора. Наряду с договором купли-продажи получил распространение договор поставки. Договорная форма стала использоваться и в отношениях между государственными предприятиями, переведенными на коммерческий (хозяйственный) расчет.
Принимаемые в тот период нормативные акты о государственных подрядах и поставках отражали происходившие в стране политические и экономические изменения. Данные, приводимые в публикациях периода нэпа, показывают, что государственный заказ находил широкое применение на практике.
Постепенно отношения по государственным заказам и поставкам стали вытесняться с рынка. В результате проведенной индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства государственный сектор экономики укрепил свои позиции. Частнопредпринимательские структуры вытеснялись из сферы экономики, вследствие чего автоматически прекращали действие договорные отношения в сфере государственных заказов, связанные с многоукладной экономикой. Их заменили плановые договоры (а в отдельных случаях — бездоговорные поставки по нарядам, выданным вышестоящими организациями), причем предполагалось даже принятие специального закона о плановых договорах.
Под видом госзаказов фактически сохранили систему обязательных заданий по объему производства, что было равносильно сохранению тех методов управления, которые завели экономику в тупик. В итоге от государственного заказа пришлось отказаться.
В начале 90-х годов XX века обязательный госзаказ отменили, а размещение заказов на поставку продукции для республиканских нужд предусматривалось осуществлять на договорной основе. Были созданы федеральные контрактные корпорации, основные функции которых состояли в отборе поставщиков на торгах и заключении с ними контрактов на закупки товаров, в организации и проведении оптовых ярмарок.
Начиная с 1994 года, принимается ряд законов, отражающих особенности закупок и поставок товаров для государственных нужд в разных отраслях экономики: Федеральный закон от 13 декабря 1994 года «О поставках продукция для федеральных государственных нужд»; Федеральный закон от 29 декабря 1994 года «О государственном материальном резерве»; Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»; Федеральный закон от 2 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; Федеральный закон от 27 декабря 1995 года «О государственном оборонном заказе». Следует отметить, что эти законы недостаточно прочно связаны между собой, хотя и были приняты приблизительно в одно время. Как пример можно привести использование различных терминов для обозначения предмета закупок: в одних законах употреблялся термин «товар», в других — «продукция», в некоторых случаях в одном нормативном акте находят применение оба термина.
Нормы, регулирующие отношения по поставкам для государственных нужд, представляют собой сложную систему, в которую входят также и подзаконные акты.
Поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд направлены на обеспечение потребностей государства в товарах, услугах и работах. Их финансирование происходит из государственных и внебюджетных источников финансирования. Поставщиками товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд могут стать любые организации, которые получили это право на основании Федерального закона № 94-ФЗ.
В соответствии с законодательством РФ[1] осуществлять поставку товаров, работ и услуг для нужд государства могут организации, ставшие победителями торгов. Существует насколько видов торгов на поставку для государственных нужд:
- открытый конкурс;
- запрос котировок;
- открытый аукцион в электронном виде;
- открытый аукцион;
- закупка у единственного поставщика (представляет собой прямой контракт, который заключается без проведения торгов в соответствии со ст. 55 ФЗ № 94).
С целью обеспечения прозрачности и доступности участия в поставках для государственных нужд информации о проводимых закупках и результаты их проведения должны размещаться в Интернете на Официальном сайте для размещения информации о госзакупках и пять электронных торговых площадок. В Интернете также проводится и часть закупок: открытый аукцион в электронной форме и запрос котировок.
Закон № 94-ФЗ четко прописывает процедуры размещения информации, проведения торгов и размещения их результатов. Любое нарушение влечет за собой наказание в виде штрафов как для организаций, так и для физических лиц. Одним из основных принципов современных поставок для государственных нужд является их открытость, что обеспечивается через сеть Интернет. Правовое обеспечение размещения информации о проводимых для нужд государства закупках в Интернете регулирует, помимо ФЗ № 94 Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 179 «Об утверждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме».
Елена, Москва 06.09.2021Раздел: Поставки
По ошибке в договоре поставки не указали срок оплаты за поставленный товар. Товар покупателю передан, но он его не оплачивает, ссылаясь на отсутствие указания на это в договоре, говорит, как будут деньги, так и оплатим. В договоре есть условие о начислении неустойки за каждый день просрочки оплаты. Как заставить покупателя заплатить? и с какого момента надо начислять в таком случае неустойку?
Виктория, Волгоград 26.08.2021Раздел: Поставки
Заключен договор поставки мазута. Срок поставки — в течении 10 дней с момента подписания договора, договор подписан 17.01.2020 г. В договоре прописано что покупатель обязуется принять товар, а поставщик обязуется осуществить доставку товара предварительно согласовав с покупателем дату и время. Поставщик направил покупателю три уведомления о готовности товара к поставке, в связи с тем что покупатель не идет на контакт. Уведомления покупателем проигнорированы. Что поставщику требовать в претензии в данной ситуации? Возможно ли взыскать убытки понесенные поставщиком в связи с хранением товара, т.к. покупатель оказывается его принимать?
Карина, Москва 21.08.2021Раздел: Поставки
Будет ли считаться договор поставки пролонгированным, если по истечение указанного в нем срока действия, продавец передал, а покупатель принял по товарной накладной товар, в которой указан номер и дата договори поставки, и цена товара соответсвует цене, содержащейся в спецификации к договору поставки?
Илья, Москва 19.08.2021Раздел: Поставки
подскажите, а по договору поставки возможно взыскание аванса? столкнулись с такой ситуацией, что по условиям заключенного договора нам должны выплатить аванс после чего мы должны в течение 5 дней поставить оборудование. нам аванс не выплатили вовремя. терять данный контракт не хотелось бы. можем ли мы через суд заявить о взыскании невыплаченного аванса по договору поставки?
Ольга, Москва 17.08.2021Раздел: Поставки
Наш менеджер переписывался по электронной почте с одной организацией на предмет продажи им нашего товара. Когда договорились о покупке, мы выставили им по электронной почте счет, в ответ они прислали платежку, что перевели нам деньги по счету, и мы тут же отгрузили им товар (приехал водитель от них отдал нам копию доверенности). Затем выяснилось, что они отозвали платежку, и денег мы так и не получили. Обратились к ним с претензией, они сказали, что никакого договора с нашей организацией не заключали, товар не получали, а кому мы отдали товар, они не знают, а копия доверенности — не документ. Можем ли мы через суд взыскать с них задолженность, если договор поставки мы не подписывали?
Оксана, Москва 24.07.2021Раздел: Поставки
Я как ИП поставляю в магазин произведенную мною хлебо-булочную продукцию. По условиям договора поставки осуществляются 3 раза в неделю. При этом предусмотрена отсрочка платежа. Магазин платит нерегулярно. То могут оплатить 100 т.р., то не платят месяцами. В результате все равно накопился значительный долг. Я не хотела портить отношения и боялась потерять покупателя, поэтому терпела и претензий не предъявляла. Но сейчас самой деньги очень нужны. Знаю, что есть срок исковой давности по договору поставки товара, поэтому не знаю, как мне правильно просчитать долг и проценты.
Дмитрий , Москва 07.07.2021Раздел: Поставки
Нужно ли заявлять встречное требование о признании договора поставки заключенным? Он фактически исполняется. Однако истец обратился в суд с иском о признании его незаключенным в связи с тем, что по договору не достигнуты существенные условия.
Первые — это потребности госзаказчиков в определенных услугах, товарах, работах, которые необходимы им, чтобы исполнять конкретные функции, обязательства и полномочия.
Вторые — это потребности местных образований в том, что необходимо для решения вопросов местного значения, а также для исполнения ими конкретных функций, обязательств, полномочий.
ВАЖНО! Не все тендеры являются закупками, хотя и проводятся для обеспечения потребностей государства. Например, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд регулируется Земельным кодексом (ЗК РФ, статья 70.1), а не 44-ФЗ.
Чтобы обеспечить нужды заказчика в зависимости от уровня, нужны государственные или муниципальные контракты:
- Государственный контракт — договор, который заключается от имени Российской Федерации либо субъекта для обеспечения госнужд.
- Муниципальный контракт — договор, который заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.
Такие определения закреплены в п. 8 ст. 3 44-ФЗ.
ВАЖНО! Работа поставщика без контракта — прямые убытки. Без госконтракта исполненные обязательства не оплачиваются.
Существуют три основных вида государственных (муниципальных) контрактов:
- на заказ товара;
- на подрядные работы;
- на возмездное оказание услуг.
В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд.
Договор поставки для обеспечения нужд государства — это соглашение, по которому поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату за поставку товара.
В этом случае возможны два варианта: соглашение может быть разовым или по заявкам заказчика.
При разовой поставке товаров для государственных и муниципальных нужд речь идет о доставке всего заказа единовременно и в полном объеме. В разовом соглашении могут быть два случая:
- дата поставки исчисляется с момента подписания (эта дата плавающая, нельзя точно назвать день);
- дата доставки исчисляется от даты заявления заказчиком и не зависит от даты подписания договора.
Соглашение по заявкам заказчика означает, что исполнитель поставляет товар по нескольким заявкам заказчика (количество может быть любым) и в том объеме, который указан в каждой из них. Например, заказчик сформировал 4 — на поставку овощей и 2 — молочных продуктов, а делал он это по мере необходимости.
Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд
В соглашении на подрядные работы для государственных и муниципальных нужд должны быть прописаны все этапы подрядных работ, а также четко указаны сроки исполнения каждого из них.
В качестве примера возьмем за объект жилой дом. Первый этап будет заключаться в очистке помещения. Второй этап — укрепление фундамента. Затем последует третий этап — косметический ремонт здания. Для каждого нужно установить срок завершения.
В соглашении на возмездное оказание услуг может быть прописано как разовое оказание услуг, так и длительное обслуживание.
Например: в первом случае — единоразовое проведение профессиональной консультации работникам, например, медицинского учреждения; во втором случае — обслуживание пожарной сигнализации на протяжении определенного периода.
Счет-договор на поставку товара
Договор поставки: образец
Спецификация к договору поставки товара
Письмо о повышении цены на продукцию (образец)
Приходный кассовый ордер: образец
У государственных субъектов и муниципальных образований при реализации программ соответствующего уровня и решении вопросов местного значения может возникнуть потребность в определенных товарах или услугах. Финансирование таких нужд происходит из бюджетов федерального и регионального уровня, а поставку товаров имеют право осуществлять субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в РФ. Правовые взаимоотношения между сторонами регулирует специальный документ — договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Данный договор является разновидностью договора поставки. Его назначение – оформление закупки товаров, необходимых государству с целью обеспечения его нужд в различных сферах экономики. В соответствии с договором, поставщик берет на себя обязательство передать в оговоренный срок товары в собственность госзаказчику.
Договор поставки товаров для муниципальных нужд регулируется гражданским законодательством и рядом федеральных законов. Особенность соглашения состоит в том, что одним из участников правоотношений является государство.
Товары поставляются в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом и заключенным на его основании договором поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Законодательство устанавливает повышенные требования к заключению и исполнению всех соглашений, субъектом которых является государство. Значительное внимание уделяется вопросам ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий таких соглашений.
Договор составляется в письменной форме, его должны подписать все стороны сделки. Предметом соглашения выступает любая продукция, которая приобретается для использования в хозяйственных целях. Необходимо отметить, что для госнужд можно закупать, как правило, только товары отечественного производства (исключение — страны ЕАЭС).
Сторонами договора поставки товаров для государственных нужд могут выступать:
-
госзаказчик (в этой роли выступают органы исполнительной власти, государственные учреждения, федеральные и казенные предприятия);
-
поставщик (государственные и частные компании и предприниматели);
-
получатель товара (может быть лицо, не являющееся госзаказчиком).
Конкретный состав участников соглашения определяется структурой договорных связей, сформированных на основе госзаказа.
В договоре поставки обязательно надо указать:
-
предмет соглашения (наименование и количество товара);
-
конкретные сроки выполнения обязательств.
Все вышеперечисленные условия относятся к существенным. Также в договоре следует оговорить следующее:
-
место выполнения условий соглашения;
-
стоимость продукции и возможные способы оплаты;
-
порядок приемки товаров;
-
ответственность участников сделки;
-
права и обязанности участников;
-
форс-мажорные обстоятельства.
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ………………………………………………. 43
3.1. Значение, сфера применения и особенности правового
регулирования договора поставки товаров для государственных
нужд ………………………………………………………………………. 43
3.2. Государственный контракт и договор поставки товаров для
государственных нужд ………………………………………………….. 48
Заключение ………………………………………………………….………… 53
Список использованных источников и литературы ……………….……… 55
Приложение. Договор поставки (образец) ………………….……………… 60
Актуальность проблемы. По мнению М.А. Филатовой, поставка является истинно российским договором, поскольку уже в середине восемнадцатого века она регулировалась отечественным гражданским правом как самостоятельный договор, опосредующий предпринимательскую деятельность и не имеющий аналогов в зарубежном законодательстве. С тех пор этот договор активно используется субъектами предпринимательской деятельности, несмотря на смену государственно-экономических формаций и обновляющееся законодательство1.
Однако, по прошествии почти трёх веков правового регулирования есть все основания утверждать, что нормы, относящиеся к поставке, нуждаются в совершенствовании. Так, в современной России договор поставки квалифицируется как разновидность купли-продажи и, судя по Проекту ГК РФ, подготовленному в процессе модернизации цивилистических норм, законодатель не предполагает менять свою позицию в отношении поставки.
Уважая установившуюся в доктрине точку зрения о договоре поставки как разновидности купли-продажи, нужно все-таки признавать и то, что существует несколько существенных факторов, способствующих такому выделению. В частности, легальное определение договора поставки, сформулированное в статье 506 ГК РФ, содержит критерии, позволяющие квалифицировать его как самостоятельный договор, а именно: особенности субъектного состава и цель приобретения товара. Кроме того, в указанной статье содержатся нормы, которые вызывают многочисленные споры, например, положение: «….в обусловленный срок или сроки….» вызвало дискуссию о том, является ли срок квалифицирующим признаком договора поставки. У каждой версии есть свои сторонники и противники.
Судебные решения, принятые по спорам, вытекающим из договора поставки, также свидетельствуют об отсутствии единства мнений органов судебной власти, несмотря на то, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации еще в 1997 г. принял специальное Постановление, в котором разъяснил основные дискуссионные вопросы. И как результат сложившейся ситуации, в правоприменительной практике до настоящего времени наблюдаются различные подходы к квалификации договоров поставки: от признания их незаключенными до переквалификации в договоры других видов.
Практика показывает, что, несмотря на «массовость» и частое применение, при заключении и исполнении договоров поставки сторонами допускается много ошибок. Этот факт свидетельствует не только о невнимательности или недостаточной квалификации сторон договора поставки, но и о слабой правовой проработке норм, регламентирующих поставку.
На основе изложенного следует признать, что отсутствие специально выстроенной системы правового регулирования договоров поставки создает существенные правовые риски, как для поставщика, так и для покупателя, поскольку общие положения законодательства о купле-продаже не учитывают многих особенностей, возникающих в процессе поставки различных товаров, включая и отсутствие норм о поставке единого имущественного комплекса.
Степень изученности проблемы. Договор поставки в целом достаточно подробно разбирается в учебниках договорного права. Наиболее детально это осуществлено такими цивилистами, как Брагинский М.И., Витрянский В.В., Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. Из диссертаций особо нужно выделить работы Кучер Е.П. и Филатовой М.А. КонсультантПлюс достаточно активно систематизирует судебную практику арбитражных судов по договору поставки. В целом, можно говорить о достаточно высокой степени изученности проблемы.
Объектом исследования является договор поставки и его разновидность – договор поставки для государственных нужд. Развитие оборота товаров в условиях современной экономики ведет к стремительным изменениям условий договора поставки.
Предмет исследования – нормы, регламентирующие право применение договора поставки, правовая природа договора поставки и договора поставки для государственных нужд.
Цель исследования заключается в получении целостного представления о реализации договора поставки в правоприменительной деятельности и его научного понимания в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— проанализировать особенности правового регулирования отношений по поставке товаров; дать характеристику правовым нормам специальных законов о поставке товаров;
— сформулировать правила соотношения норм Гражданского кодекса РФ и норм специальных законов о поставке товаров;
— охарактеризовать субъектный состав отношений поставки товаров с учетом норм о правах, обязанности и ответственности сторон по договору поставки;
— исследовать структуру договорных связей при поставке товаров и определить ее оптимальное построение в зависимости от целей преследуемых субъектами договора поставки;
— проанализировать юридическую природу договора поставки для государственных нужд и квалифицировать его отраслевую принадлежность,
— показать специфику проблемы закупки, риски коррупционной составляющей при их осуществлении.
Нормативно-правовая база представлена Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (части 1 и 2), рядом федеральных законов, Постановлениями Правительства РФ.
Основными научными методами исследования являются анализ нормативной базы, сравнение различных взглядов правоведов, систематизация собранной информации, использование диалектического и хронологического методов.
По структуре дипломная работа состоит из введения, 3 глав, состоящих из 15 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд является своего рода продолжением заключенного государственного или муниципального контракта. Заключение такого договора так же, как и государственного или муниципального контракта, осуществляется в несколько этапов:
— направление заказчиком поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Такое извещения направляется в случае, если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) конкретному покупателю, определяемому государственным или муниципальным заказчиком, по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Данное извещение направляется в письменной форме и содержит сведения о покупателе, а также сведения о факте заключения государственного или муниципального контракта. Это извещение является основанием для заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд;
— направление поставщиком (исполнителем) проекта договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд конкретному покупателю;
— подписание и направление проекта договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд стороной, его получившей;
— составление протокола разногласий по условиям договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд;
— разрешение разногласий по условиям договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Такое разрешение, на наш взгляд, на стадии заключения договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд является затруднительным, так как такие договоры заключаются во исполнение государственных или муниципальных контрактов, при заключении которых разногласия либо отсутствуют, либо все возникшие разногласия «снимаются». Поэтому урегулирование этих разногласий на стадии заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд может привести к несоответствию условий этого договора государственному или муниципальному контракту;
— обращение в суд с исковым заявлением в целях урегулирования разногласий и (или) понуждения стороны, уклоняющейся от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, к такому заключению.
2. Судебная практика:
— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 N 03АП-4286/14;
— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.08.2014 N Ф10-2276/14 по делу N А08-4017/2013;
— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 15АП-12288/14;
— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.08.2014 N Ф05-8379/14 по делу N А41-65589/2013;
— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 N 07АП-5744/14;
— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 N 07АП-4843/14;
— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 N 07АП-5177/14;
— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 N 07АП-4404/14;
— Определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 11.06.2014 по делу N 33-6579/2014;
— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 N 07АП-4284/14;
— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 N 07АП-4042/14;
— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 N 07АП-4045/14;
— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 N 07АП-2593/14.
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-4443/09, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд исходил из того что предприятие не является надлежащим истцом по нему, поскольку договоры уступки прав и перевода долга являются недействительными (ничтожными) сделками, не соответствующими требованиям статьи 529 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 4 Закона о размещении заказов…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-1916/12, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Суд установил: решением от 26.05.2011, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в иске отказано. Суды руководствовались статьями 421, 426, 438, 445, 450, 529, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска…
- Решение Верховного суда: Определение N 618-ПЭК16, Судебная коллегия по экономическим спорам, надзор Руководствуясь положениями статей 421, 422, 426, 529 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 49 – 51, 62, 63, 81, 85 Основных положений, Судебная коллегия пришла к правомерному выводу о неправильном применении судами законодательства, регулирующего порядок расторжения договора с гарантирующим поставщиком…
24. Договор поставки. Договор поставки товаров для гос.нужд
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
1. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
2. Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.3. Условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, не применяется в отношении казенного предприятия.
4. В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.
1. Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
2. Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.
3. Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.
4. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
5. Если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.
1. Если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
2. Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.
3. Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
4. Сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
5. Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
1. В случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 — 522 настоящего Кодекса.
2. В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.
Сторонами договора поставки для государственных и муниципальных нужд являются поставщик и заказчик. Если говорить о госконтракте по закону № 44-ФЗ, то к моменту заключения самого договора стороны уже связаны взаимоотношениями по участию в торгах.
Поставщиком является лицо, победившее в торгах и предложившее наилучшие условия для закупки, заказчиком — государство (РФ или субъекты) или муниципальное образование.
От имени заказчика могут выступать:
- государственные и муниципальные органы власти;
- бюджетные учреждения;
- иные получатели бюджетных средств.
Кроме того, при заключении контракта в данных отношениях может фигурировать еще одно лицо — покупатель. Это происходит в том случае, когда заказчик заключает контракт в интересах третьего лица.
Важнейшей особенностью договора поставки для госнужд является его обязательность для сторон.
Так, заказчик всегда обязан заключить договор с лицом, выигравшим торги, кроме случаев, установленных законом. Поставщик же, напротив, обязан заключить договор только тогда, когда это предусмотрено законом (например, п. 2 ст. 5 закона № 60-ФЗ). При уклонении стороны от заключения контракта противоположная сторона вправе обратиться в суд для понуждения к его заключению (п. 5 ст. 528 ГК РФ).
По договору поставки для государственных и муниципальных нужд поставщик обязуется поставить в сроки и на условиях договора конкретный товар, а заказчик — принять и оплатить его (ст. 526 ГК РФ). Поставка может осуществляться как непосредственно заказчику, так и любому другому указанному им лицу.
К числу существенных условий рассматриваемого договора относятся предмет и цена договора.
Договор без указания цены не будет считаться заключенным. Кроме цены должен быть подробно расписан порядок проведения расчетов.
Кроме того, текст контракта традиционно включает в себя разделы «Сроки поставки», «Права и обязанности сторон», «Ответственность сторон», «Порядок разрешения споров».
Примерный образец договора поставки товаров для государственных нужд можно скачать по ссылке.