Законодательство в сфере охраны труда и техники безопасности конспект

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство в сфере охраны труда и техники безопасности конспект». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

До сих пор мы в основном говорили о действиях, которые должны выполнять государство и работодатель. Однако сохранение жизни и здоровья работников зависит и от них самих.

Итак, на предприятии каждый сотрудник обязан:

  • выполнять требования охраны труда;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • обучаться безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи при травмах;
  • немедленно извещать руководителя об опасных ситуациях, несчастных случаях на производстве и об ухудшении состояния своего здоровья;
  • проходить обязательные медосмотры.

Также работник должен проходить инструктажи по безопасности труда. Всего их существует пять видов:

  1. Вводный. Проводится при поступлении на работу (обязателен и для практикантов). Ответственный за этот инструктаж — специалист по охране труда.
  2. Первичный. Ожидает новичков на конкретном рабочем месте, проводит его непосредственный руководитель.
  3. Повторный. Обязателен для всех работников, прошедших первичный инструктаж. Периодичность — раз в полгода.
  4. Внеплановый. Проводится при изменении нормативных актов по охране труда, установке нового оборудования или для «разбора полетов» после несчастного случая на производстве.
  5. Целевой. Этот вид инструктажа обязаны проходить исполнители разовых и особо опасных работ, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, а также участники массовых мероприятий (к примеру, корпоративной спартакиады).

Берегите себя: что нужно знать об охране труда

На работу мы ходим трудиться, поэтому главное, на что имеет право каждый из нас, — это на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Обеспечивать эти условия обязан работодатель.

Так, именно работодатель отвечает за безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений. Он же приобретает средства защиты и проводит за свой счет обязательные медосмотры.

❗ Важно! Отдельные категории работников имеют право на дополнительные гарантии в сфере охраны труда. Речь идет о женщинах и подростках.

Беременных женщин нельзя направлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни.

Женщин с детьми в возрасте до 3 лет направлять в командировки и привлекать к названным работам разрешается только с их письменного согласия.

Раздел X. Охрана труда (ст. 209 — 231)

Правильно:

, спецпитанием или компенсировать их отсутствие помогут постановление Правительства РФ от 13.03.2008 №168, приказы Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 №45н и №46н;

помогут постановления Правительства от 14.04.2014 №290 и от 03.07.2014 №614, приказы Минтруда от 25.12.2012 №625н и Роструда от 30.10.2014 №384;

наладить выдачу СИЗ помогут приказы Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н, от 20.04.2006 №97, от 25.04.2011 №340н, от 31.12.2010 №1247н, от 14.12.2010 №1104н, от 07.12.2010 №1077н, от 18.06.2010 №454н, от 22.06.2009 №357н, от 09.12.2009 №970н, от 24.12.2009 №1028н, от 12.08.2008 №416н, от 22.10.2008 №582н, от 16.07.2007 №477н и приказы Минтруда РФ от 09.12.2014 №997н, от 03.11.2015 №844н, от 01.11.2013 №652н, от 02.08.2013№341н и его же постановление от 31.12.1997 №70, которые устанавливают соответствующие правила и нормы охраны труда для разных отраслей;

организовать работу трудящихся младше 18 лет, женщин и инвалидов помогут постановления Правительства РФ от 25.02.2000 №162 и №163, от 06.02.1993 №105, постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 №7 и его же приказ от 19.11.2013 №685н, а также СП 2.2.9.2510-09;

организовать работу кабинета, уголков ОТ поможет постановление Минтруда от 17.01.2001 №7. В нем освещены основные задачи, для решения которых они оборудуются, перечень необходимого оснащения (оборудование, наглядная агитация, документы, макеты, образцы СИЗ и др.) и рекомендации по организации их работы;

организовать работу уполномоченного трудового коллектива по ОТ поможет постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 №30;

разработать и внедрить СУОТ помогут приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 №438н, ГОСТ 12.0.230.1-2015, а оценить качество ее построения и эффективность работы – ГОСТ 12.0.230.2-2015;

разработать инструкции по ОТ специалисты смогут после изучения требований РД 11 12.0035-94 «ССБТ. Инструкция по ОТ. Требования к разработке, оформлению, изложению и обращению»;

создать комиссию по ОТ поможет приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н;

укомплектовать службу ОТ персоналом помогут постановления Минтруда от 22.01.2001 №10 и 08.02.2000 №14;

укомплектовать аптечки поможет приказ Минздрава и соцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н, в котором прописаны названия необходимых изделий и медикаментов, нужное их количество и параметры (форма выпуска, размеры).

  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Нормативные документы специалиста по охране труда

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Пунктом 3 ППР 1479 Постановления Правительства Р Фот 16.09.2020 для работников организации установлено два вида обучения:

  • противопожарный инструктаж
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО)

31 декабря 2020 г. Постановлением Правительства Р Фот 31.12.2020 N 2467 продлено действие приказа МЧС 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Из новых ППР убрали термин «пожарно-технический минимум» (ПТМ), НО в силу нормы ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под ДПО подразумеваются не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации, т. е. в том числе и ПТМ. Также это предусматривает абзац 3 статьи 25 Федерального закона № 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности».

На основании пункта 46 действующего приказа МЧС № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» необходимо провести внеочередную проверку знаний работников по ПТМ.

В отличие от охраны труда внеочередная проверка знаний по пожарной безопасности (ПТМ) проводится при утверждении НПА, т. е.с 16.09.2020 г. Таким образом все ответственные за ПБ компании заказчика должны пройти внеочередную проверку знаний в УМЦ, а всем остальным работникам необходимо провести внеплановый инструктаж по ПБ.

С 2022 года в ТК РФ появилась новая глава № 34 «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда». Она малоинтересна руководителям компаний и предприятий. Разве, что заинтересует юристов.

Суть главы 34 в том, чтобы определить полномочия в сфере охраны труда Правительства РФ, федеральных и региональных властей.

Правительство РФ устанавливает порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов по охране труда.

Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает:

  • нормативные акты по охране труда,
  • меры стимулирования работодателей,
  • требования к правилам и инструкциям по охране труда, разрабатываемых работодателями,
  • порядок проведения спецоценки,
  • классификаторы для расследования несчастных случаев на производстве.

Для работодателей обязательны к применению как правительственные документы, там и документы Минтруда РФ.

Работодатели вправе:

  1. Контролировать безопасность с помощью дистанционного видеонаблюдения и аудиозаписи.
  2. Вести электронный документооборот в области ОТ.
  3. Предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за производством работ и базам электронных документов контролирующим органам.

Обязанности работодателя установлены статьей 214 ТК РФ, ранее она имела номер 212. Новых, которые введены с 2022 года, всего три:

  1. Приостановить работы при возникновении угрозы жизни и здоровью работников, в том числе при эксплуатации зданий и оборудования – до устранения угрозы.
  2. Создавать необходимые условия труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника.
  3. Согласовывать с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма, если работы проводятся на его территории.
  1. Обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, использования оборудования, инструментов, сырья и материалов.
  2. Создать и обеспечить работу системы управления охраной труда.
  3. Рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
  4. Выявлять опасности и профессиональные риски, регулярно проводить их анализ и оценку.
  5. Проводить мероприятия по улучшению условий и охране труда.
  6. Проводить оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию новых объектов и рабочих мест.
  7. Установить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством.
  8. Покупать за счет собственных средств и выдавать работникам СИЗ.
  9. Оснастить производство средствами коллективной защиты.
  10. Проводить обучение по охране труда, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, по использованию СИЗ, а также инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний.
  11. Контролировать состояние условий труда на рабочих местах.
  12. Проводить спецоценку.
  13. Проводить за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, если это предусмотрено законодательством.
  14. Не допускать работников к исполнению обязанностей без инструктажа по охране труда, стажировки и проверки знаний.
  15. Предоставлять контролирующим органам информацию и документы.
  16. Принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников, по оказанию первой помощи пострадавшим.
  17. Расследовать и вести учет несчастных случаев на производстве.
  18. Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда.
  19. Обеспечить беспрепятственный допуск надзорных органов.
  20. Выполнять предписания должностных лиц.
  21. Платить взносы на обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  22. Информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах.
  23. Разработать и утвердить локальные нормативные акты по охране труда.
  24. Вести реестр нормативно правовых актов по охране труда, можно в электронном виде.
  25. Соблюдать ограничения на привлечение отдельных категорий работников к работе с вредными и опасными условиями труда.
  26. Приостановление работы при возникновении угрозы жизни и здоровью работников.
  27. Создать необходимые условия труда при приеме на работу инвалида.

Еще одна обязанность установлена статье 216.2:

  • Незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.

Новая статья 214.1 ТК РФ запрещает работу в опасных условиях труда. С марта 2022 года руководитель организации обязан приостановить работы на рабочих местах, которые по результатам спецоценки отнесены к опасному классу условий труда.

После устранения опасностей на рабочих местах нужно проводить внеплановую спецоценку. Возобновить работу можно, если спецоценка подтвердит снижение класса опасных условий труда.

Ответственность за нарушения требований охраны труда

Статья, в которой перечислены обязанности работников, теперь имеет номер 215, ранее – №214.

С 2022 года обязанностей у работников стало больше. Теперь работники обязаны правильно использовать выданное им оборудование и следить за его исправностью. Работник также отвечает за правильное применение технологии и использование материалов.

Все обязанности работников по охране труда:

  1. Соблюдать требования охраны труда.
  2. Правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию.
  3. Следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах своей функции.
  4. Использовать и правильно применять СИЗ.
  5. Проходить обучение по охране труда, оказанию первой помощи пострадавшим, применению СИЗ, а также инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний.
  6. Незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях оборудования и инструментов, нарушениях технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения.
  7. Немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей.
  8. Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры.
  9. Работники обязаны по инициативе работодателя проходить обучение по охране труда/

Работники, как и в предыдущих версиях ТК РФ, обязаны проходить обучение по охране труда и инструктаж. Работодатель обязан проверить знания работника до его допуска на рабочее место.

В новой редакции ТК РФ введено больше градаций типов обучения. Теперь конкретизировано, что в программе обучения должны быть:

  • инструктаж по охране труда;
  • стажировка на рабочем месте (для определенных категорий работников);
  • обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • обучение по использованию (применению) СИЗ;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Если произошел несчастный случай, работодатель обязан:

  • немедленно организовать первую помощь пострадавшему;
  • принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной ЧС;
  • сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью и не ведет к катастрофе, а в случае невозможности, составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку и т.п.
  • проинформировать о несчастном случае контролирующие органы и родственников пострадавшего;
  • расследовать несчастный случай и оформить материалы расследования.

Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех календарных дней.

Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья либо погибли, проводится комиссией в течение 15 календарных дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю, расследуется по заявлению пострадавшего в течение одного месяца.

Для подготовки работников школ, детских дошкольных учреждений по тушению пожара и эвакуации детей

г. Павлодар 2003 год

С 2000 года в г. Павлодаре и прилегающих к нему населенных пунктах п. Ленинский, с. Павлодарское, п. Муялды, Кенжекольский с/о, в высших и средних учебных заведениях, школах, дошкольных и лечебных учреждениях произошло 54 пожара.

Основные причины возникновения пожаров: детская шалость – 15, неосторожное обращение с огнем – 9, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электроприборов – 10.

В целях организованного действия администрации, учителей, воспитателей и обслуживающего персонала и обслуживающего труда при возникновении пожара в каждой школе, детском саду и яслях должна быть специальная инструкция по эвакуации людей и ценного имущества с подробным описанием порядка действий и распределением обязанности каждого работника.

Инструкция должна состоять из разделов:

  1. Действия по эвакуации людей.

  2. Действия по тушению пожара.

  3. Действия по эвакуации имущества.

За исполнением каждого мероприятия по инструкции назначается ответственное лицо из числа обслуживающего персонала. Если учреждение работает не в одну смену, то ответственные лица выделяются в каждой смене.

Инструкция должна быть четко написана (напечатана) и вывешена на видном месте. Один экземпляр ее должен храниться в деле учреждения.

Изучение инструкции по эвакуации

Инструкция по эвакуации после утверждения ее руководителем детского учебного учреждения и согласования с местным органом Государственного пожарного надзора детально изучается всеми работниками учреждения и практически прорабатывается каждой сменой.

Изучение инструкции работниками учреждения осуществляется путем детального разбора каждой из отдельных конкретных обязанностей и проведения учебных занятий при объявлении условного пожара. В учреждениях на практических занятиях отрабатываются полностью все обязанности, перечисленные в первом и втором разделах инструкции при объявлении условного пожара.

Контроль и руководство за обучением персонала по осуществлению эвакуации возлагается на руководителя учреждения.

В ходе изучения инструкции по эвакуации необходимо намечать различные места возникновения условного пожара, чтобы отработать навыки по эвакуации людей для любого случая пожара.

Если обслуживающий персонал плохо осведомлен о том, что нужно делать в случае пожара и как вызывать своевременную пожарную охрану, все это может привести к быстрому развитию пожара в случае его возникновения и к гибели людей.

Примером этому может служить пожар, происшедший в средней школе №27 г. Павлодара, ул. Павлова, 17.

В результате детской шалости с огнем в техническом этаже под классом загорелся мусор с последующим возгоранием пола и перегородки классной раздевалки. Произошло сильное задымление помещений. Руководитель школы, обслуживающий персонал, преподаватели не смогли полностью организовать эвакуацию детей до прибытия пожарных подразделений, образовалась паника, в результате одна учащаяся выпрыгнула из окна второго этажа.

Действия по инструкции в случае пожара

Первый обнаруживший пожар должен немедленно обеспечить вызов пожарной охраны и встретить ее у здания, а встретив, проинформировать прибывшего начальника пожарного подразделения, в каком помещении горит, есть ли люди в горящем помещении и в соседних с ним помещениях, где размещается наиболее ценное имущество и легкогорючие материалы.

Кроме вызова и встречи пожарной охраны, лицо, обнаружившее пожар. Должно обеспечить сбор по тревоге находящегося в здании обслуживающего персонала и вызов людей из соседних жилых домов, учреждений или предприятий, которые должны прибыть для оказания помощи согласно инструкции по эвакуации.

Лицам, которым по инструкции поручена эвакуация и тушение пожара, должны до прибытия пожарного подразделения принять меры к эвакуации людей и тушению пожара, хорошо зная при этом, какую группу людей, по каким путям и куда следует выводить (выносить) из здания, а также знать места расположения средств пожаротушения и уметь им пользоваться.

При тушении пожара нужно избегать создания сквозняков и сильного притока воздуха в помещение, где возник пожар, так как при этом будет быстро распространяться огонь. Поэтому нужно ограничивать открывание окон и дверей, а также не разбивать оконных стекол.

Если в горящих помещениях имеется газовая сеть, необходимо как можно быстрее отключить ее.

Обслуживающий персонал должен хорошо знать следующие правила эвакуации людей из горящих помещений.

Обязательно мойте руки после контакта с сырым мясом, чтобы не перенести опасные бактерии вроде сальмонеллы на другие продукты и не заразиться самому. Если вы работаете в перчатках (они должны быть одноразовыми нелатексными), то руки нужно мыть до того, как вы их надеваете, и после.

При работе на кухне лучше снять украшения, так как они накапливают бактерии, моющие средства и воду, что может способствовать развитию дерматита или инфекции.

Разъяснение законодательства: права на охрану труда.

Боль в спине, руках или шее для поваров становится проблемой. На это есть несколько причин. В первую очередь виновато положение тела: часто приходится стоять в неудобной позе или долго никуда не поворачиваясь. Если при этом движется одна лишь шея, то скорее всего она заболит. Как и спина. Повторяющиеся движения, особенно неудобные, также вредят. Постоянные подъёмы рук вредят сухожилиям или сумке плечевого сустава и приводят к растяжению. Поэтому следите за тем, не вызывает ли поза дискомфорт, регулярно меняйте позу. Если есть небольшая скамейка, то можно на неё ставить попеременно ноги — это облегчит положение.

Поднятие тяжестей сказывается на состоянии спины. Важно соблюдать элементарные правила поднятия грузов, тогда последствия будут не такими плохими. Например, нельзя вертеться, имея на руках что-то тяжёлое, поднимать ношу нужно за счёт разгибания колен, а не тянуть её с пола на прямых ногах. Если на кухню часто заносят тяжести, лучше пользоваться тележками и установить автоматические двери. Всё самое тяжёлое и часто используемое должно лежать на полке на уровне талии.

Работа в горячем цеху может привести к перегреву, что смертельно опасно. Поэтому очень важно знать настораживающие симптомы. Тепловое истощение возникает когда большой объём крови притекает на периферию для охлаждения, а в жизненно важных органах её недостаёт. Это приводит к головокружению, ухудшению зрения, тошноте и упадку сил. Tак как в итоге может пострадать мозг, нужно отвести человека в прохладное помещение, положить его и поднять ноги. Если через несколько минут не стало лучше, вызывайте скорую.

Тепловой удар грозит более серьёзными последствиями. В этом состоянии человек перестаёт потеть, и температура тела может быстро подняться. Симптомы теплового удара — сильная головная боль, спутанность или потеря сознания, красное лицо, сухая горячая кожа без пота. В этом случае обязательно нужно вызвать скорую, а до её приезда отправить человека в прохладное помещение и снять с него лишнюю одежду. Тепловой удар может привести к смерти.

Чтобы не допустить перегрева, нужно во время работы пить (но не кофе или алкоголь), устраивать себе перерывы в прохладной комнате и носить одежду из хлопка. Если вы почувствуете себя плохо, немедленно скажите коллегам.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
  • условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
  • вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
  • опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
  • безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
  • рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
  • средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
  • сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • производственная деятельность – совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения

  1. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:
  • работодателей;
  • работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
  • членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
  • студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
  • военнослужащих, направляемых на работу в организации;
  • граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
  1. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;
  • обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
  • личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
  • компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

  1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
  2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.
  3. На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  1. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи и иными федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Новые правила в охране труда 2021: пошаговый гайд, как разобраться в изменениях

Статья 20. Государственный надзор и контроль

  1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда – единой федеральной централизованной системой государственных органов.
  2. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.
  3. Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:
  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;
  • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • абзац утратил силу. – Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;
  • (см. текст в предыдущей редакции)
  • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
  • запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
  1. Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.
  2. Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

Статья 21. Государственная экспертиза условий труда

  1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

  1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

  1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены по решению суда.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Утратил силу. – Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

Статья 27. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Признать утратившими силу:

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1412);

Постановление Верховного Совета Российской Федерации “О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1413);

Федеральный закон “О внесении изменений в пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации “О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3346);

статью 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);

пункт 2 статьи 30 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803).

Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда»

методическая разработка урока по дисциплине «Охрана труда» для специальности 051001 «Профессиональное обучение»…

Нормативно-правовая база по охране труда

Нормативные правовые основы охраны труда в Российской Федерации…

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работни­ков в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

1. Правовые мероприятия по охране труда

Правовые мероприятия по охране труда заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает законы, подзаконные нормативные акты, а также локальные нормативные акты, принимаемые в конкретных организациях.

2. Социально-экономические мероприятия по охране труда

Социально-экономические мероприятия по охране труда включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда, установление компенсаций и льгот при выполнении работ во вредных и опасных условиях труда, защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников, обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах.

3. Организационно-технические мероприятия по охране труда

Организационно-технические мероприятия по охране труда заключаются в создании системы управления охраной труда – единого комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда в конкретной организации и процедуры по достижению этих целей.

4. Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда

Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда заключаются в проведении работ, направленных на снижение уровня воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов с целью обеспечения благоприятных условий труда и предотвращения профессиональных заболеваний.

5. Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда

Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда включают организацию предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, выдачу молока и лечебно-профилактического питания.

6. Реабилитационные мероприятия по охране труда

Реабилитационные мероприятия по охране труда заключаются в осуществлении комплекса мер, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.

Социальной сущностью охраны труда является поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.

Экономической сущностью охраны труда является минимизация потерь общества при осуществлении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Охрана труда может рассматриваться в трех аспектах:

  1. Охрана труда как институт трудового права.
  2. Охрана труда как элемент трудового правоотношения.
  3. Охрана труда как субъективное право работника.

Как институт трудового права охрана труда – это совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников.

Как элемент трудового правоотношения охрана труда представ­ляет собой встречные (корреспондирующие друг с другом) права и обязанности работника и работодателя (администрации) по соблюдению требований безопасности труда, безопасной эксплуатации техники и безопасного осуществления технологических процессов.

В качестве субъективного права работников охрана труда состоит в законодательном закреплении такого положения работников, при котором им должны быть обеспечены безопасные и здоровые условия труда. Это право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях. Субъективное право каждого работника – право на безопасные и здоровые условия груда при осуществлении той трудовой функции, которую он обязался выполнять по трудовому договору.

В трудовом праве принято понимать охрану труда в широком смысле как всю совокупность норм законодательства о труде, направленных на охрану и защиту трудовых прав работников, их положения в сфере труда.

Основная задача охраны труда – профилактика и предотвращение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и минимизация социальных последствий. Другими словами, основная задача охраны труда заключается в том, чтобы обеспечить па каждом рабочем месте социально приемлемый риск.

Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда

Основными принципами охраны труда как системы мероприятий являются:

  1. Обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности.
  2. Социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда.
  3. Гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
  4. Определение и выплаты компенсаций за тяжелые работы и ра­боты с вредными и (или) опасными условиями труда.
  5. Социальное страхование работников от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний.
  6. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Перечисленные принципы лежат в основе, являются исходными положениями охраны труда и подлежат не только признанию, но и по­вседневному претворению в жизнь. Их реализация служит гарантом безопасности труда.


Финансирование мероприятий по охране труда
Структура затрат на мероприятия по охране труда

Правовые мероприятия подразумевают создание системы государственных норм, которая состоит из стандартов безопасности и средств по обеспечению их соблюдения. Система основывается на Конституции, ТК РФ, прочих законных и подзаконных актах.

Социально-экономические мероприятия состоят из мер государственного стимулирования работодателей, которые не нарушают нормы и требования по охране труда. Например, чтобы поддержать ответственных работодателей, разработана дифференциация тарифов на обязательное социальное и пенсионное страхование, предусмотрено возмещение затрат за счет ФСС и т.д.

Справка: в приложении к приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н перечислены основные расходы, которые можно возместить за счет ФСС. Помимо них в 2020 году работодатели вправе рассчитывать на возмещение затрат на покупку СИЗ для профилактики коронавирусной инфекции в организации.

Фрагмент приложения к приказу №580н

В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:

  • приказ о создании службы охраны труда;

  • положение о службе охраны труда;

  • должностные инструкции работников;

  • комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;

  • перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;

  • инструкции по охране труда;

  • журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;

  • журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.

  • протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;

  • личные карточки учета выдаваемых СИЗ;

  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

  • сведения о прохождении медицинских осмотров работников;

  • материалы по специальной оценке условий труда;

  • другие.

Ответственным лицом за охрану труда в компаниях до пятидесяти человек является работодатель или его уполномоченный сотрудник.

Если предприятие имеет более пятидесяти сотрудников, то работодатель обязан нанять специалиста по охране труда (если 50-70 человек, то можно нанимать на неполную ставку)

Ответственный за охрану труда человек (специалист) должен контролировать и поддерживать порядок на законодательном уровне.

Такой работник наравне с руководителем несет ответственность за состояние и условия охраны труда конкретно на рабочих местах и при выполнении определенных работ.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Государственное регулирование в области трудовых отношений включает в себя несколько уровней нормативных актов, которые издаются в соответствии с разработанной концепцией стратегии развития эффективного подхода в совершенствовании законодательства. Такие акты подразделяются в зависимости от сферы регулирования и действия на определенный круг субъектов, локальные документы предприятия, конституцию государства, где прямо указываются цели и задачи труда.

Организационные основы безопасности труда содержатся в нормативных государственных документах, которые распределены на несколько основных видов:

  • Конституция РФ устанавливает основные принципы, задачи и цели, которыми руководствуется государственный орган при издании новых законов, а также все остальные субъекты правоотношений в случае возникновения различных конфликтных ситуаций;
  • федеральные законы регулируют отдельные отрасли права, устанавливают и закрепляют положения конституции в отношении отдельных видов правоотношений. В данном случае главным федеральным законом в текущей отрасли является Трудовой кодекс России;
  • отраслевые документы, которые регулируют сферу деятельности лишь в отдельной отрасли экономики.

Отдельный вид правовой системы представляют локальные документы, издаваемые самими организациями. Они имеют свою силу лишь в пределах отдельной организации и регулирует нормы, непосредственно связные с обеспечением безопасности трудовой деятельности внутри компании. Ко всему прочему такие подзаконные издания не должны противоречить официальной позиции государственного законодателя. В случае выхода за пределы компетенции в отношении должностных лиц, позволивших издать приказы, противоречащие законодательству, применяются меры наказания государственными надзорными и контрольными службами.

Конспекты лекция по курсу предмета «Охрана труда»

Самым тяжким видом наказания выступает уголовная ответственность, которая налагается лишь судебными органами в результате проведения следственных действий. Такое наказание предусмотрено за совершение умышленных или неумышленных преступлений со стороны гражданина в отношении иных сотрудников или лиц, в результате грубого нарушения техники безопасности.

Начну с простых истин и скажу, что охрана труда — это деятельность по обеспечению безопасности жизни и здоровья работников.

В понимание деятельности в сфере безопасности входит не только бумажная бюрократическая волокита, когда нужно без конца готовить приказы, протоколы, положения и так далее, это важно, но и должна быть работа с персоналом, не только с рабочими, но и с руководителями подразделений.

Ведь если до них “достучаться” и убедить, что правила охраны труда действительно написаны кровью, то медленно, но верно, они начинают их соблюдать и выполнять, главное, приводить примеры из практики, почему это важно. То же самое относится и к работодателям, пока “рак на горе не свистнет”, пока не произойдет несчастный случай, потому как проверка так не пугает, не начинают прислушиваться к словам специалиста по охране труда.

Каждый аспект системы охраны труда, ее принципы и значение, которое она имеет для сотрудников и предприятия (бизнеса) в целом важен и, чтобы потом “не подскакивать”, лучше разобраться сейчас, и начать соблюдать требования законодательства.

Каждый человек в течение рабочего дня испытывает влияние массы внешних воздействий, в легкой форме или опасных и вредных. Часть легко выделить (температура в помещении), другие на сознательном уровне не фиксируются (психологические факторы).

И эти факторы, влияющие на условия труда, воздействуют на эффективность работы, а также на уровень рисков для сотрудников, расскажу вкратце о них:

  1. Технические факторы – это степень автоматизации технологического процесса, оборудования и рабочего места. Это также рациональное размещение техники, наличие средств защиты, использование вычислительных устройств и другого оборудования, упрощающего деятельность, что прямо влияют на производительность и безопасность
  2. Эргономические факторы подразумевают поддержание условий, при которых физические и психологические нагрузки не превышают возможностей сотрудника. Это распределение рабочего времени, организация отдыха, отбор персонала, лучшего всего подходящего для конкретных задач. Сюда же относят минимизацию информационной нагрузки, предотвращение стрессов.
  3. Эстетические факторы – то, насколько приятно работать с конкретным оборудованием или в определенной зоне. Аналогично и относительно мест отдыха и питания. Обеспечивается собранность и сосредоточенность на отдельной задаче.
  4. Санитарно-гигиенические факторы включают в себя качество воды, воздуха, уровень шума, вибраций, освещения, излучений и т.д. Существуют требования ГОСТов и ССБТ, где прописаны граничные значения или условия, которые должны соблюдаться.
  5. Организационные факторы подразумевают грамотный распорядок на предприятии, продуманный режим труда и отдыха, 100% обеспеченность униформой, средствами защиты, исправными орудиями производства. К данным факторам относится и контроль над выполнением задач, профподготовкой.
  6. Психофизиологические факторы – совокупность понятий, отражающих «климат» в коллективе, отношения персонала разного уровня. Как и эстетические, напрямую влияют на степень комфорта. В конечном итоге повышаются или снижают эффективность деятельности, вероятность ЧП.
  7. Социально-бытовые факторы – обустройство территории и помещений, порядок на рабочем месте, наличие столовой, медпункта, комнаты отдыха, удовлетворение потребностей работника. Актуально не только для крупных производств.
  8. Природно-климатические факторы — местные природные особенности. Влажность, давление, осадки, перепады температур и другие.
  9. Экономические факторы – показатели, влияющие на выполнение задачи, скорость, выработку и т.д. Обеспеченность подходящим оборудованием, оптимальное распределение обязанностей, снижение потерь времени, сил, расходных материалов, сокращение брака.

Легко заметить, что многие факторы перекликаются друг с другом, а удобство и комфорт влияют на показатель эффективности труда. На безопасность деятельности влияют отвлекающие факторы, четко прописанные правила охраны труда, отсутствие стресса, удобный инструмент и многое другое.

Зная основополагающие принципы охраны труда, руководители организаций смогут снизить и свои риски, как владельцы бизнеса. Да придется регулярно выделять определенные суммы на охрану труда, но они позволяют предупредить развитие неблагоприятных ситуаций, которые могут повлечь за собой еще большие траты. И к принципам ОТ относят:

  1. Проведения мероприятий с целью сохранения жизни и здоровья персонала.
  2. Социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда.
  3. Защита права работников на труд.
  4. Выплата компенсаций за вредные или опасные условия работы.
  5. Страхование от несчастных случаев и заболеваний.
  6. Реабилитация пострадавших на производстве.

Каждый пункт предполагает масштабную работу, проводимую постоянно, ведь принципы охраны труда опираются на положения Трудового Кодекса.

Многие считают, что понятие охраны труда – это огромная куча правил, законов и постановлений, которые только и реализуются на бумаге, в лучшем случае, потому как если внедрять их в жизнь и реально заботиться о жизни и здоровье персонала, то основная работа будет стопориться.

Так думают только те руководители, которые не хотят перетруждать себя лишними обязанностями и делами, типа заполнения журналов и составления инструкций. Но стоит задуматься, что охрана труда придумана не из-за дополнительной бюрократической проволочки, а чтобы каждый день работники возвращались домой живыми и здоровыми.

А выделение определенных средств из бюджета на требования Трудового законодательства в части охраны труда позволят защититься от расходов на восстановление оборудования и другого имущества организации, пострадавшего после небезопасных действий работников.

На этом статью-рассуждение закончу, если вы захотите высказать свои мысли по данному поводу, рассказать, как обстоит отношение к охране труда у вас в организации, прошу присоединяться в комментариях.

Желаю вам безопасной и эффективной работы!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *