Сколько земельный налог в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько земельный налог в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

B cooтвeтcтвии co cт. 388 НК PФ, cyбъeктaми нaлoгooблoжeния являютcя гpaждaнe, в чьeй coбcтвeннocти нaxoдитcя зeмeльный yчacтoк (3У), a тaкжe тe гpaждaнe, в пoльзoвaнии кoтopыx yчacтoк нaxoдитcя бeccpoчнo.

Cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa.

Как рассчитать земельный налог в 2021 году

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

  • Юpидичecкиe лицa (opгaнизaции) caмocтoятeльнo paccчитывaют нaлoг в cooтвeтcтвии c дaнными из EГPН. Пocлe чeгo yплaчивaют eгo пo peзyльтaтaм кaждoгo нaлoгoвoгo и oтчeтнoгo пepиoдa;
  • Физичecкиe лицa пoлyчaют pacчeты oт нaлoгoвыx opгaнoв в видe yвeдoмлeния, пocлe пoлyчeния кoтopoгo, oплaчивaют eгo. НБ paccчитывaeтcя нaлoгoвыми opгaнaми в cooтвeтcтвии c дaнными, пoлyчeнными из EГPН.

B cooтвeтcтвии co cт 393 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд пpиpaвнивaeтcя к oднoмy кaлeндapнoмy гoдy, нaчинaя c пepвoгo янвapя.

Oтчeтный пepиoд — этo квapтaлы гoдa (пepвый, втopoй и тpeтий). Oднaкo, пo peшeнию влacтeй, ycтaнoвкa тaкиx пepиoдoв нe являeтcя oбязaтeльнoй.

Cтaвкa нaлoгa нa зeмлю

  • 3eмeльныe ceльxoзнaзнaчeния, жилыe фoнды, cтpyктypы ЖКX, личныe пoдcoбныe и дaчныe xoзяйcтвa, CНT (caдoвoдчecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo) и OНT (oгopoдничecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo), 3У иcпoльзyeмыe для oбopoны и бeзoпacнocти (в т.ч. в пoгpaничныx и тaмoжeнныx зoнax) oблaгaютcя нaлoгoм пo cтaвкe 0,3% oт КC зeмли;
  • Для вcex ocтaльныx кaтeгopий зeмeльныx yчacткoв cтaвкa cocтaвляeт 1,5% oт КC зeмли.

Земельный налог для физических лиц в 2021 году

  • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

    Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

  • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
  • Дeти-инвaлиды;
  • Инвaлиды c дeтcтвa;
  • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
  • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
  • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
  • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
  • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.

Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки,, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

Какие налоги придется заплатить при продаже земельного участка

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Налоговый сбор оплачивают собственники имущества, которое ФНС признали объектом налогообложения. Важно отметить, что в законодательстве нет четкого определения движимого и недвижимого имущества, поэтому даже в налоговой системе не исключены ошибки при квалификации собственности. Например, до сих пор ведутся споры к какой категории относятся металлические гаражи: к недвижимому или движимому имуществу. Одни эксперты говорят о том, что такой гараж является недвижимостью, поскольку он стоит на земле. Другие уверены, что это движимое имущество, поскольку при необходимости его могут перенести и установить на другое место. Поэтому не удивляйтесь, если со временем вам придет письмо из налоговой с просьбой доплатить сумму, доначисленную при проверке недвижимости.

Ставки налога на имущество физлиц устанавливает местное законодательство. Налоговый кодекс лишь устанавливает ограничения по их максимальному размеру. Верхняя планка зависит от того, как считают налог: с ориентиром на кадастровую стоимость недвижимости или его инвентаризационную стоимость. Ниже мы составили таблицу по ограничениям для ставок по налогу на недвижимость, прописанную в пунктах два и четыре статьи 406 Налогового кодекса РФ.

Земельный налог для организаций в 2021 году

Простой и быстрый способ узнать ставку по налогу на недвижимость в вашем регионе, воспользоваться сервисом ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». Выберете в системе вид налога, период и регион, в котором расположена ваша недвижимость. Нажмите кнопку «Найти», после система выдаст вам всю необходимую информацию. Нажмите на раздел «Подробнее». В форме вы найдете ставки, сроки уплаты и и нормативный документ, в котором региональные власти указали всю необходимую информацию.

Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

  • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
  • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

Налог на недвижимость в 2021 году: когда и как платить

Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога.

Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).

Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:

  • Героям Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
  • чернобыльцам;
  • пенсионерам и предпенсионерам;
  • всем, у кого есть трое и более детей.

В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.

Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.

Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.

Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:

  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
  • чернобыльцам;
  • одному из родителей многодетной семьи.

Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.

Налог на имущество – это региональный налог. Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами.

Плательщиками налога на имущество признаются все россияне, которые имеют в собственности недвижимость, расположенную на территории РФ. Объектом налогообложения является любая недвижимость, в том числе не относящаяся к жилому помещению:

  • квартира;
  • дом;
  • комната;
  • гараж;
  • машино-место;
  • иные здания и сооружения.

Плательщиком налога может быть как россиянин, так и иностранный гражданин, который имеет в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Также плательщиком налога на имущество признаются несовершеннолетние дети.

Льготы по налогу на имущество установлены статьей 407 НК РФ. Согласно кодексу, от налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости освобождены:

  • Герои Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы всех трех степеней;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, гражданской войны и боевых действий;
  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • чернобыльцы;
  • пенсионеры и предпенсионеры (правда, не младше 55/60 лет);
  • военнослужащие со стажем работы более 20 лет;
  • многодетные родители.

Кроме этого, от налога на имущества освобождены россияне, у которых в собственности имеется дача или другое строение с площадью до 50 кв.м., предназначенное для ведения подсобного хозяйства для личных целей.

Дополнительно всем владельцам недвижимости (вне зависимости от отношения к льготной категории) предоставляется налоговой вычет по налоговой базе в размере:

  • 50 кв.м. в отношении дома;
  • 20 кв.м, в отношении квартиры;
  • 10 кв.м. в отношении комнаты.

Если земля или недвижимость зарегистрированы на несовершеннолетнего ребенка, это не дает основания не платить налог в бюджет.

До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним и не имеет собственного постоянного дохода (официального), имущественные налоги за ребенка уплачивает один из его родителей, усыновителей или опекунов. Такая обязанность установлена статьей 26 НК РФ и статьей 28 ГК РФ.

Стоит отметить, если ребенок считается эмансипированным, то он уже самостоятельно уплачивает имущественные налоги за себя.

Эмансипация несовершеннолетнего – признание гражданина старше 16 лет полностью дееспособным по решению местного органа опеки или по определению суда. Эмансипация может быть признана, если ребенок, например, устроился на официальную работу и больше не хочет зависеть от родителей, он вступил в брак или у него родился ребенок.

Земельный налог в 2021-м: идём на снижение

Если человек по какой-либо причине уплатил имущественный налог в большем размере, например, не воспользовался льготой, то он имеет право вернуть сумму переплаты. Сумму излишка можно вернуть в течение 3 лет со дня уплаты налога. То есть, имущественный налог за 2017 год, который был уплачен в ноябре 2018 году, можно будет вернуть только до ноября 2020 года. После этого переплату вернуть нельзя.

Для возврата денежных средств плательщику необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими факт переплаты (платежную квитанцию, документ, подтверждающий право на льготу при наличии). В заявлении обязательно указываются:

  • наименование ФНС;
  • ФИО налогоплательщика;
  • причину и сумму переплаты;
  • банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

ФНС в течение 10 рабочих дней выносит решение о возврате или отказе в возврате переплаты по имущественному налогу. Денежные средства поступят на счет налогоплательщика в течение 1 месяца с даты принятия заявления.

Стоит отметить, что если у налогоплательщика есть недоимки по другим налогам, то сумму переплаты будет направлена на зачет недоимок по другим налогам.

Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибку в сумме имущественного налога, то ему следует обратиться в ИФНС, которая составила налоговое уведомление, с заявлением. Форма заявления может быть приложена к налоговому уведомлению или же ее можно взять в ФНС. В заявлении обязательно указывается:

  • ФИО налогоплательщика и его ИНН;
  • номер и дата ошибочного налогового уведомления.

Обратите внимание, заявитель не должен указывать в заявлении причину допущенной ошибки. Но при желании он может приложить документы, подтверждающие ошибку в расчете суммы налога.

Заявление с подтверждающими документами при их наличии можно направить в ФНС ценным письмом с описью вложения или отнести в налоговый орган самостоятельно. Также сообщить об ошибке можно через официальный сайт ФНС (через обращение или личный кабинет налогоплательщика).

ФНС обязано в течение 30 дней после получения заявления рассмотреть и исправить ошибку. Налогоплательщику направляется новое налоговое уведомление с уточненной суммой налога к уплате. Если специалистам налогового органа потребуются какие-либо подтверждающие документы, то срок корректировки суммы налога может быть увеличен до 60 дней.

С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/[email protected]):

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/[email protected]).

Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected], а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected]

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/[email protected] от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Налог на землю в 2021 году для юридических лиц

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Заявление подайте в налоговую по месту нахождения налогоплательщика или объекта. Направить его можно лично, по почте или через оператора ТКС. Через личный кабинет налогоплательщика подать заявление не получится.

С 2021 г. юрлица не подают декларации по транспорту и земле на основании п. 9 ст. 3 Закона от 15.04.2019 г. № 63-ФЗ. Соответственно, уже за 2020 г. эти расчеты направлять в ИФНС не требуется.

ФНС в Письме от 31.10.2019 г. № БС-4-21/[email protected] указывает, при каких обстоятельствах налоговики должны будут все равно принимать декларации по налогу на землю или транспорт:

  • нужно подать корректировочную декларацию за периоды до 2020 г.;
  • нужно подать корректировочную декларацию, если первичный расчет сдан в течение 2020 г. при реорганизации компании.

Также хозяйствующий субъект подает декларацию по земле или транспорту, когда он хочет использовать вычеты за периоды до 2020 г. и за период в течение 2020 г. при ликвидации или реорганизации компании (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Важно! Если компания заявляет о льготах за периоды до 2020 г. через подачу заявления, налоговики его не примут. Они предложат субъекту подать декларацию. Об этом указано в Письме ФНС от 12.09.2019 г. № БС-4-21/[email protected]

В указанных выше ситуациях компаниям нужно формировать транспортную декларацию по форме, регламентированной Приказом ФНС от 05.12.2016 г. № ММВ-7-21/[email protected], а земельную декларацию по форме из Приказа ФНС от 10.05.2017 г. № ММВ-7-21/[email protected]

С 2021 г. компании обязаны заплатить налог на транспорт и землю, а также авансы по ним в другие даты (п. 68, 77 ст. 2 Закона от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ).

До внесения изменений сроки определялись региональными законами конкретного субъекта РФ (для транспорта) или конкретного муниципального образования (для земли). И эти даты не могли быть раньше дат представления декларации, т.е. ранее 1 февраля очередного года.

В соответствии с внесенными корректировками для всех компаний установлены единые сроки уплаты авансовых платежей и самого налога по транспорту и земле. С 2021 г. налоги нужно уплачивать не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Что касается авансовых платежей, то их нужно уплачивать не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Соответственно, в 2021 г. по транспортному и земельному налогам устанавливаются такие сроки уплаты:

  • 1 марта – налог за 2020 г.;
  • 30 апреля – аванс за 1 кв. 2021 г.;
  • 2 августа – аванс за 2 кв. 2021 г. (перенос с выходного 31 июля);
  • 1 ноября – аванс за 3 кв. 2021 г. (перенос с выходного 31 октября).

Внимание! Региональным законодательством субъекта РФ или муниципального образования могут быть отменены авансы по земельному или транспортному налогу. Тогда компании вправе платить налог только по результатам налогового периода – года (п. 2 ст. 263 НК РФ, п. 2 ст. 397 НК РФ).

Декларации по транспорту и земле отменили. Вместо них компаниям был предложен вариант подачи заявлений для получения льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). Получается, чтобы воспользоваться льготой, налогоплательщику нужно подать в ИФНС соответствующее заявление. Его форма регламентирована Приказом ФНС от 25.07.2019 г. № ММВ-7-21/[email protected]

В этом заявлении требуется указать объекты налогообложения – конкретные участки земли и транспортные средства. Кроме того, нужно обозначить полагающиеся льготы с указанием реквизитов нормативно-правовых актов и информации о документах, которые доказывают право на льготы.

На разные объекты (земля и транспорт) составляется одно заявление. Кроме того, в заявлении может быть одновременное указание разных КПП, присвоенных по месту нахождения объектов. Об этом ФНС указала в Письме от 03.02.2020 г. № БС-4-21/[email protected]

Налогоплательщики вправе подавать заявление на льготы вместе с подтверждающей документацией в любую налоговую инспекцию. Документы можно подать лично, через ТКС, по почте или через МФЦ. Кроме того, законодательством не установлены ограничения по срокам подачи пакета документов. Таким образом, налогоплательщик может подать заявление на вычет любым удобным ему способом и в любое время.

Если налогоплательщик не подал заявление, то он не лишается права на получение льготы. В случае, когда ИФНС имеет информацию о льготах, которые положены налогоплательщику, то она рассчитывает налоги по земле и транспорту за 2020 г. именно с учетом этих льгот.

Однако если налогоплательщик самостоятельно не заявит о получении льготы, есть вероятность, что ИФНС, даже при наличии информации, льготы ему не предоставит. Тогда субъект получит уведомление об уплате завышенного налога. В этой связи налоговики информировали хозяйствующих субъектов в январе 2021 г. о том, что им в течение 1 квартала 2021 г. нужно подать заявление о льготах на налоги по транспорту и земле.

Налог на недвижимость и земельный налог – все, что нужно о них знать на 2021 год

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2020 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2020 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2020 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

где:

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2020 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2020 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2020 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам 2020 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Подробнее о льготах, установленных НК РФ, читайте в статье «Объект налогообложения земельного налога».

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Начиная с 2021 года, ИФНС будут направлять налогоплательщикам-«упрощенцам» сообщения об исчисленных контролерами суммах транспортного и земельного налогов (далее – сообщение) за прошлый налоговый период. Это следует из п. 4, 5 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ.

Сообщения будут составлены по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-21/[email protected] В них будут указываться:

  • объекты налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • сумма исчисленного налога.

Такие сообщения налоговики составят на основании имеющейся у них информации, в том числе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)[2], сведений, полученных ими от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств (п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ)[3].

Обратите внимание

Положения Налогового кодекса и Приказа ФНС России № ММВ-7-21/[email protected] в настоящее время не предусматривают утверждение единого общеобязательного формата сообщений для направления их в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» (см. Письмо ФНС России от 16.01.2020 №БС-4-21/453).

По общему правилу ИФНС будет направлять сообщения налогоплательщикам по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога. Напомним: крайний срок для уплаты обоих налогов за 2020 год – 1 марта 2021 года (ст. 356, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Иными словами, сообщения инспекцией будут направлены уже после того, как налогоплательщик исполнит обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

В случае несогласия с суммами исчисленных налоговиками налогов налогоплательщики могут оспорить их в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 363 НК РФ. Так, согласно п. 6 ст. 363 налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.

К сведению

В Письме ФНС России от 14.08.2019 №АС-4-21/[email protected] подчеркнуто: указанный в п. 6 ст. 363 НК РФ 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов касательно уплаты транспортного и земельного налогов не является пресекательным. То есть и по истечении данного срока ИФНС обязана будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.

Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.

Согласно п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.

Транспортный и земельный налоги: льготы, декларации и другие изменения

Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/[email protected] Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.

К сведению

Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/[email protected]

Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:

  • титульный лист;

  • разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;

  • разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.

Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].

Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/[email protected]).

Обратите внимание

Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в ИФНС отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, ИФНС по информации, приведенной в заявлении, запросит сведения, подтверждающие право на эту льготу, у органов и иных лиц, у которых они имеются.

Орган или иное лицо, получившие запрос инспекции о представлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, должны исполнить его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщить в ИФНС о причинах неисполнения запроса.

Инспекция в течение 3 дней со дня получения такого сообщения обязана проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления подтверждающих документов (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, Письмо ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/[email protected]).

Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):

  • по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/[email protected]);

  • по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.

Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:

  • на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;

  • в электронном виде – по каналам ТКС[5].

Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.

При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.

Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/[email protected]).

Обратите внимание

Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.

Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).

ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).

По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/[email protected] Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).

Согласно п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога за прошедший налоговый период по общему правилу будет передаваться налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».

При невозможности использования электронного формата сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма. Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.

В случае несогласия с указанной в сообщении суммой налога (исчисленной налоговым органом) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность уплаченной ранее суммы налога. Как уже упоминалось ранее, предусмотренный п. 6 ст. 36310-дневный срок не является пресекательным (см. Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).

В тот же месячный (или двухмесячный – в случае продления) срок налогоплательщика должны проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налога ИФНС неверен, налогоплательщику направят уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 рабочих дней после его составления.

Таким образом, сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.

Обратите внимание

Если по итогам рассмотрения ИФНС пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу не менее 500 руб. (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от ее предоставления, при этом фактически учел ее при расчете налога и это привело к его занижению), то инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет установленные НК РФ меры по взысканию недоимки (абз. 3 п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/[email protected]).

Земельный и транспортный налоги в 2021 году

НДФЛ с купонов по облигациям. С 2021 года брокер будет автоматически удерживать 13% с купонов по всем облигациям. Ранее от налога освобождался доход, например, получаемый от облигаций федерального займа. Так, если в 2021 году по облигациям вам начислят купонов на 20 000 ₽, то брокер автоматически удержит 2600 ₽.

НДФЛ с дохода, превышающего 5 миллионов ₽ в год. Если в течение года совокупный доход человека от зарплаты, инвестиций, сдачи недвижимости в аренду и т. д. превысит 5 миллионов ₽, то с суммы превышения будет браться 15% налога. Например, человек заработал 8 миллионов ₽ за год. С суммы до 5 миллионов ₽ он заплатит налог по ставке 13% — 650 000 ₽, а с оставшихся 3 миллионов — по ставке 15% — 450 000 ₽. То есть всего 1,1 миллиона ₽. При этом есть исключения. Ставка в размере 13% вне зависимости от суммы дохода будет применяться, например, при продаже дорогой квартиры или дорогой машины.

Налог

Когда оплатить

НДФЛ

До 15 июля 2021 года (декларацию нужно подать до 30 апреля)

Транспортный налог

До 1 декабря 2021 года

Налог на имущество

До 1 декабря 2021 года

Налог на землю

До 1 декабря 2021 года

Оплатить налог можно в личном кабинете на сайте ФНС, через Госуслуги или свой банк.

Каждый гражданин, у которого есть участок, вынужден платить государству земельный налог. Рассматриваемый налог на землю платится каждый год. Плательщиками выступают лица, которые пожизненно владеют рассматриваемым участком, могут бессрочно им пользоваться, или в чью собственность рассматриваемая земля входит.

Налог на земельный участок должны платить все физлица, при условии, что земля, на которую они платят государству деньги, находится в их владении на следующих основаниях:

  • По праву собственности;
  • По праву пользования (при условии, что оно постоянное и бессрочное);
  • По праву пожизненного владения наследуемого характера.

Они могут иметь свои льготы, но полностью освободиться от налога не получится.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *