Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание резервов в налоговом учете 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Как настроить статьи расходов на упрощенке в 1С: Комплексная автоматизация
1,3 тыс. 0
Оценочное обязательство по оплате предстоящих отпусков — один из обязательных в бухучете резервов. При его формировании важно помнить, что:
- создание бухгалтерского отпускного резерва — обязанность каждой фирмы, имеющей в штате сотрудников (кроме представителей малого бизнеса, ведущих упрощенный бухучет (п. 3 ПБУ 8/2010));
- формирование резерва связано с необходимостью исполнения требований трудового законодательства о необходимости предоставления работникам оплачиваемых отпусков (ст. 114–115 ТК РФ);
- отраженная в отчетности сумма отпускного резерва позволяет ее пользователям делать верные выводы о наличии отпускных обязательств на отчетную дату.
Схема его формирования законодательно не регламентирована, однако при его разработке важно учесть несколько основополагающих правил:
- правило периодичности — отпускное оценочное обязательство создается на каждую отчетную дату;
- правило рациональности — компания вправе выбрать критерий резервирования (отдельно по каждому сотруднику, по подразделениям или фирме в целом) в зависимости от масштабов компании и условий хозяйствования;
- правило тождественности счетов — статьи расходов, на которые относятся отпускные резервные отчисления, совпадают с расходной статьей, в которую включается зарплата сотрудников.
На каких счетах и какими проводками отражается начисленная зарплата — расскажет материал «Учет заработной платы в бухгалтерском учете (нюансы)».
Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.
На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.
Резерв сомнительных долгов в налоговом учете в 2021 году формируется в зависимости от числа дней просрочки оплаты:
- более 90 дней: на всю сумму задолженности;
- от 45 до 90 дней (включительно): на сумму, равную 50 % от долга;
- менее 45 дней: задолженность не включается в сумму резерва.
Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.
Резерв начисляется при продаже товаров или работ. В этот же момент он включается в состав расходов (ст. 267 НК РФ). Размер резервируемой суммы ограничен и рассчитывается следующим образом:
- определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
- исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.
Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.
Издержки на ремонт и обслуживание относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.
Когда вы прекращаете продажу продукции/работ с гарантией, весь оставшийся не использованным резерв следует отнести на доходы.
Порядок начисления резервов в бухгалтерском учете
Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.
Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.
· описание риска
В последнее время налоговые органы обращают пристальное внимание на случаи разделения компаниями финансовых потоков с помощью использования взаимозависимых и подконтрольных ей лиц, в результате которого происходит снижение налогооблагаемой прибыли компании. Среди налоговых консультантов такое явление принято называть «дроблением бизнеса».
Вместе с тем, дробление бизнеса может быть как искусственным так и реальным. Налоговые органы, используя специальные признаки дробления «охотятся» именно за искусственным дроблением бизнеса, порой «зацепляя» случаи реального разделения бизнеса, имеющего деловую цель.
· основные рекомендации
Если ваш бизнес представлен несколькими компаниями, между которыми совершается реализация товаров (работ, услуг), то проанализируйте:
- присутствуют ли во взаимоотношениях компаний между собой признаки дробления;
- смогут ли компании в случае налоговых проверок подтвердить реальность хозяйственных операций, а также деловую целью совершаемых сделок.
Если вы установите, что присутствуют признаки дробления, то подумайте над тем, как можно обосновать деловую цель их присутствия. Например, у компаний один IP-адрес, т.к. отчетность сдает компания, оказывающая группе компаний бухгалтерские услуги и т.д.
· описание риска
Не менее актуальным является вопрос правомерности использования налогоплательщиками налоговых льгот. Налоговые органы начинают более глубоко разбираться в правомерности использования налогоплательщиками налоговых ставок, вычетов, а также операций, освобожденных от налогообложения и т.д. с целью отказа налогоплательщикам в правомерности их применения и доначисления соответствующих сумм налога.
· основные рекомендации
В отношении прошлых налоговых периодов оцените правомерность применения вашей компанией налоговых льгот и вероятность того, что в ходе налоговой проверки вам удастся их отстоять. А в отношении будущих налоговых периодов внимательно изучайте условия предоставления федеральных, региональных льгот.
· описание риска
В налоговом праве выделяют два вида контроля цен:
— контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами (ВЗЛ) — контролируемых сделках (разд. V.1 НК РФ);
— контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не являются контролируемыми (ст. 54.1 НК РФ).
Если контроль цен в контролируемых сделках четко урегулирован налоговым кодексом, то контроль цен в неконтролируемых сделках до сих пор остается «серой зоной». В судебной практике в настоящий момент существует ряд судебных актов довольно слабо определяющих пределы колебания цен в неконтролируемых сделках, что определяет актуальность указанного риска.
· основные рекомендации
— используйте методы определения рыночных цен в сделках с ВЗЛ, предусмотренные главой V.1 НК РФ, даже если сделки не являются контролируемыми;
— не допускайте отклонения цен в сделках между ВЗЛ более чем в 1,5 раз от рыночных цен.
До федерального стандарта «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» *(1) (далее — стандарт «Резервы») обязанность создания резервов предстоящих расходов у организаций бюджетной сферы существовала в соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н *(2). Признание резервов в учете являлось правом, а не обязанностью учреждения только до 01.01.2015 (письмо Федерального казначейства от 19.01.2015 № 42-7.4-05/8.5-26).
Стандартом «Резервы», который начал применяться с 01.01.2020, сформулировано четкое определение понятия «резервы». Кроме того, выделены общие критерии, при выполнении которых резервы должны признаваться в учете. Таких критериев 4, они перечислены в п. 9 стандарта «Резервы», а также в разделе 3 Методических рекомендаций *(3). Причем, если хотя бы один из критериев не выполняется, резерв не создается.
Однако стандарт «Резервы» раскрывает вопросы формирования только 5 видов резервов. Создание же других видов резервов основывается на положениях иных федеральных стандартов и правовых актов в части бухгалтерского (бюджетного) учета.
Наиболее «новенькие» резервы рассмотрим далее.
Резервы и оценочные обязательства в 2021 году: бухгалтерский и налоговый учет
Бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений давно привыкли к начислению резерва на оплату отпусков, включая платежи на обязательное социальное страхование. Такой резерв формировался согласно п. 302.1 Инструкции № 157н.
Что же изменилось сейчас? Да практически ничего. НО! С 01.01.2021 начал действовать федеральный стандарт «Выплаты персоналу» *(4). И теперь создание данного вида резерва регулируется самим стандартом, хотя суть осталась прежней. Поэтому в данном случае можно не волноваться и продолжать начислять резерв в обычном порядке.
А вот резерв на пенсионные и иные аналогичные выплаты – новшество учета. Формирование этого вида резерва также предусматривается стандартом «Выплаты персоналу». Резерв создается при следующих условиях:
- выплаты в отношении бывших работников предусмотрены законами РФ, субъектов РФ и (или) актами органов местного самоуправления о государственном пенсионном обеспечении. Исключение — пенсионные выплаты из бюджета Пенсионного фонда РФ);
- выплаты предусмотрены локальными нормативными актами в связи с достижением работником установленного законодательством РФ пенсионного возраста и (или) стажа работы.
Причем, на выплаты в виде выходных пособий резерв не создается.
Таким образом, резерв на оплату отпусков и резерв на пенсионные и иные аналогичные выплаты объединены общим понятием — «Резерв предстоящих расходов по выплатам персоналу». При этом организации бюджетной сферы должны проанализировать свою деятельность на предмет наличия (отсутствия) оснований для формирования резерва на пенсионные и иные аналогичные выплаты. Если такие основания имеют место быть, то создание нового вида резерва должно осуществляться не в межотчетный период, а текущими операциями 2021 года.
Данный вид резерва также достаточно новое явление. Однако в первый раз сформировать такой резерв при наличии оснований учреждению следовало уже по состоянию на 01.01.2020, так как обязанность по созданию резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации закреплена в стандарте «Резервы».
Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации — это обязанность по демонтажу и выводу объектов основных средств из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, возникающая по договору купли-продажи, пользования, иному договору (соглашению), устанавливающему условия использования объекта имущества (п. 6 стандарта «Резервы», раздел 2 Методических рекомендаций).
Резерв признается в случаях (п. 15 стандарта «Резервы»):
- если существует обязанность по демонтажу и (или) выводу основного средства из эксплуатации, восстановлению земельного участка, которая предусмотрена договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), устанавливающим условия использования объекта или в силу законодательства РФ;
- если существует обязанность в восстановлении земельного участка, право пользования которым получено по договору аренды (безвозмездного пользования) при условии, что эксплуатация земельного участка по договору или в силу законодательства РФ предусматривает его восстановление.
Приведем пример.
Учреждение создает (строит) объект на земельном участке, предоставленном в аренду. Созданный объект в силу своих характеристик и специфики после выполнения возложенных на него задач должен быть демонтирован, а участок, на котором он располагался, восстановлен. В этом случае у учреждения есть все основания для формирования резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.
До недавнего времени признание резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» Инструкциями по применению рабочих планов счетов не предусматривалось. На сегодняшний день в обновленных редакциях этих документов корреспонденции счетов по его созданию и отражению предусмотрены.
Порядок создания резерва под снижение стоимости материальных запасов предусмотрен в стандарте «Запасы» *(5), а также разъяснен в Методических рекомендациях *(6).
Этот резерв представляет собой разницу между нормативно-плановой стоимостью для целей распоряжения (реализации) (или ценой продажи) и балансовой стоимостью материальных запасов (раздел 5 Методических рекомендаций). Соответственно, те материальные запасы, которые предназначены для распространения за символическую плату либо реализации, отражаются в балансе на конец отчетного периода за вычетом величины сформированного резерва.
Резерв создается только по счетам 105 07 «Готовая продукция» и 105 08 «Товары». Обязательное условие для его формирования — нормативно-плановая стоимость (цена) материальных запасов для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода снизилась и балансовая стоимость больше, чем нормативно-плановая стоимость.
Резерв под снижение стоимости материальных запасов относится на финансовый результат текущего отчетного года. Он создается в разрезе единиц бухгалтерского (бюджетного) учета материальных запасов. Кроме того, в определенных случаях такой резерв подлежит уменьшению (п. 32 стандарта «Запасы»). Уменьшение резерва относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.
Внимание! В учете учреждений формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов отражается не с использованием привычного для этих целей счета 401 60. Для данного вида резерва предназначен отдельный счет 114 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов» (п. 151.6 Инструкции № 157н). Бухгалтерские записи по созданию этого резерва в Инструкциях по применению рабочих планов счетов есть.
Таким образом, если учреждение занимается реализацией готовой продукции и (или) товаров и в какой-то момент принято решение об их продаже по более низкой цене, чем было запланировано изначально, то необходимо будет сформировать резерв под снижение стоимости материальных запасов.
Список видов резервов, которые учреждение вправе создать является открытым. Действующее законодательство отдает на откуп учетной политики возможность формирования резервов. Однако необходимо учитывать, что для возможности создания резерва должны быть соблюдены обязательные общие критерии, при выполнении которых резервы признаются в учете.
В данной статье не шла речь о таких резервах, как:
- резерв по претензиям, искам;
- резерв по гарантийному ремонту;
- резерв по реструктуризации;
- резерв по убыточным договорным обязательствам;
- резерв по сомнительной задолженности.
Вместе с тем организациям бюджетной сферы о них также следует знать и помнить и в определенных обстоятельствах создавать. Ведь не отражение в отчетности резервов не позволяет предоставить пользователям этой отчетности достоверную информацию об имеющихся у учреждения отложенных обязательствах. В свою очередь, своевременное начисление резервов предстоящих расходов позволит более корректно сформировать финансовый результат, не перенося на следующий финансовый год расходы, которые относятся к текущему году.
Резервы в налоговом учете в 2021 году
Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.
- Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
- Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
-
Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
- интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
- экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
- статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.
Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).
Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.
Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).
Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.
В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.
При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:
- если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
- если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
- до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.
По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.
Обязанность создать оценочное обязательство по отпускам в бухгалтерском учете предписывает ПБУ 8/2010, утвержденное приказом Минфина №167н от 13.12.2010. Что такое резерв отпусков — это оценочное денежное выражение обязательства работодателя по выплате отпускных сумм работников, сформированное на определенную дату.
Правила его формирования организация определяет самостоятельно и предусматривает в своей учетной политике. При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства. Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».
Резерв на оплату отпусков, проводки:
Операция Дебет Кредит Зарезервированы денежные средства на будущую оплату отпусков 20, 25, 26, 44 96 Начислены отпускные 96 70 Выплачены начисленные суммы 70 51, 50 Все ли организации обязаны создавать в бухучете резерв на оплату отпусков — это обязаны делать все компании, за исключением тех, кто вправе вести бухучет в упрощенной форме. Право ведения упрощенного бухгалтерского учета установлено законом о бухучете №402-ФЗ для следующих организаций:
- субъектов малого предпринимательства;
- некоммерческих организаций;
- участников проекта «Сколково».
Налоговые риски и резервы: самое актуальное на 2021 год
Согласно пункту 15 ПБУ 8/2010 создать оценочное обязательство необходимо как минимум один раз в год по состоянию на 31 декабря (то есть отчетную дату).
В таком случае на 31 декабря единовременно резервируется сумма отпускных, которую предполагается выплатить в будущем году, одной проводкой. Например, допустимо взять объем выплат, аналогичный выплатам за отчетный год.
Такой принцип формирования является наиболее простым для учета, но некорректен для признания расходов, поскольку на отчетную дату у компании еще нет обязательств к выплате отпускных сумм сотрудникам: они могут уволиться, компания примет новых сотрудников, и оценка окажется неверной.
Более правильным является равномерное признание расходов на формирование резерва в течение всего года. Если использовать такой метод, то необходимо оценить сумму неиспользованных дней отдыха по состоянию на 31 декабря и ежемесячно определять стоимость накопленных отпусков и делать доначисление резервируемых сумм. Можно оценить возможную сумму накоплений на будущий год и включать эту величину равномерно:
- ежемесячно (разделив на 12);
- ежеквартально (разделив на 4).
Отвечая на вопрос, кто обязан создавать резервы по отпускам в налоговом учете, обратимся к положениям НК РФ, содержащимся в статье 324.1. В налоговом учете создание такого оценочного обязательства является правом, а не обязанностью компании. Но если вы хотите избежать учета временных разниц, то есть смысл принять решение о том, чтобы предусмотреть начисление резерва на оплату отпусков в налоговом учете. В этом случае в расходах тоже учитываются отчисления в резерв, но не учитываются отпускные и начисленные на них страховые взносы.
Порядок создания описан в Налоговом кодексе в статье 324.1. Если компания примет решение о его формировании, то в учетной политике необходимо отразить:
- сам факт принятия решения;
- способ резервирования;
- максимальное отчисление на текущий налоговый период;
- процент отчисления.
ООО «Компания» создает оценочное обязательство на выплату отпускных. По состоянию на 31.12.2020:
- остаток начисленного ранее оценочного обязательства составляет 410 000 руб.;
- численность работников — 50 человек;
- средняя месячная зарплата — 25 000 руб.;
- количество неиспользованных отпускных дней — 450.
Бюджетные и автономные учреждения при отражении операций используют собственный план счетов, установленный приказом Минфина №157н от 01.12.2010. Минфин в письме №02-07-07/28998 от 20.05.2015 рекомендует, как считать резерв отпусков на 2021 год в бюджетном учреждении: определяется оценочное обязательство ежемесячно исходя из данных о неиспользованных днях отдыха на последний день месяца.
Производить расчет резерва отпусков на 2021 год в бюджетном учреждении предлагается одним из трех методов.
- Резервы в налоговом учете как элементы налоговой учетной политики организации
- Резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК)
- Порядок формирования резерва сомнительных долгов
- Инвентаризация сумм резерва в конце отчетного периода
- Возможность переноса остатка неиспользованного резерва на следующий год
- Отражение в учетной политике для целей налогообложения
- Резерв на оплату предстоящих отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК)
- Способ резервирования
- Порядок расчета предельной суммы отчислений в резерв
- Остаток резерва, переходящего на следующий год
- Отражение в учетной политике для целей налогообложения
- Резерв на ремонт ОС (ст. 260 п.2 и ст. 324 НК)
- Порядок формирования резерва предстоящих расходов на ремонт ОС
- Резерв на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта
- Документальное подтверждение расходов на ремонт ОС
- Отражение в учетной политике для целей налогообложения
- Резерв на гарантийный ремонт (ст.267 НК). Предельный размер отчислений в резерв
- Резерв на НИОКР (ст. 262 НК)
- Ответы на вопросы, практические рекомендации
Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.
Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:
- презентации к выступлениям;
- нормативно-правовые документы;
- материалы судебной практики;
- статьи экспертов по теме;
- дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).
Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.
Перейти на страницу материалов
Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:
- В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
- Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
- Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
- Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.
Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.
Организации бюджетной сферы использовать стандарт не станут. Стандарт могут не использовать микропредприятия, за исключением тех, кто не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Стоимость запасов они учтут в текущих расходах.
Можно будет не использовать стандарт к запасам для управленческих нужд. В этом случае расходы на их приобретение (создание) необходимо признавать в расходах периода, в котором расходы понесены. Решение о методе учета запасов следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.
Обесценение запасов по ФСБУ 5/2019 с 2021 года (КОРП)
Для того чтобы признать запас в качестве актива не имеет значение, имеется ли на него право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). Запасы признаются при одновременном соблюдении последующих обстоятельств:
- понесенные расходы гарантируют приобретение в будущем экономических выгод (реализацию цели работы некоммерческой компании);
- установлена совокупность понесенных расходов.
Единицей учета запасов способен являться номенклатурный номер, инвентарный номер, партия, однородная группа, отдельный объект или иная единица. В соответствии с новым стандартом уже после признания запасов в бухгалтерском учете допускаются дальнейшие перемены единиц их учета.
Как оценивать запасы при принятии к учету?
Запасы придется оценивать и при поступлении в организацию, и после признания. В этом одно из отличий стандарта от ПБУ 5/01.
Так же, как и в настоящее время, запасы станут оцениваться согласно фактической себестоимости. При этом новый стандарт определяет различные принципы учета для объектов незавершенного производства, готовой продукции и для других запасов.
Запасы (за исключением незавершенного производства и готовой продукции)
В фактическую себестоимость включаются фактические затраты на приобретение (формирование) запасов, доведение их до надлежащего состояния и перемещение в место пользования, реализации либо потребления. Перечислим данные расходы:
- суммы, оплаченные (подлежащие оплате) поставщику. В нихнеобходимо учитывать все бонусы, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы принимать во внимание не нужно. Предоплату учесть в качестве расходов нельзя, до тех пор, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
- затраты на заготовку и доставку;
- затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
- стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по возобновлению окружающей среды;
- проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
- иные требуемые расходы.
В себестоимость запасов не включаются:
- затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
- управленческие затраты, помимо ситуаций, когда они напрямую связаны с приобретением (формированием) запасов;
- расходы на хранение запасов, если оно не является частью технологии производства или условием закупки;
- иные расходы, которые не включены в состав необходимых.
Организации, применяющие упрощенные способы учета, смогут включать в себестоимость запасов только их цену без скидок, уступок, премий и иных поощрений, не учитывая условия отсрочки (рассрочки) платежа.
Организации розничной торговли вправе оценивать приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок должна регулярно пересматриваться.
Торговые организации смогут включать в расходы на продажу затраты на заготовку и доставку товаров до центральных складов.
Если организация решает считать отпускной запас по каждому сотруднику, используется такая формула:
РО = К × ЗП,
где:
- РО — резерв отпусков;
- К — остаток не использованных сотрудником дней отдыха;
- ЗП — его среднедневной заработок.
ВАЖНО! Во всех трех случаях все данные берутся на день расчета.
Также надо определить сумму запаса на оплату страховых взносов. Для этого используется формула:
Рсв = К × ЗП × С,
где:
- Рсв — запас расходов на страховые взносы;
- С — ставка страховых взносов.
Просуммировав оба полученных значения, получим сумму, которая резервируется для оплаты отдыха.
Как создавать и корректировать резерв по сомнительным долгам
Приведем пример расчета резерва на оплату отпусков в 2021 году: в организации числятся три работника. Данные по ним таковы:
- Иванов: остаток отпускных дней — 5 календарных дней, среднедневной заработок — 2000,00 руб.;
- Петров: остаток дней — 12 календарных дней, среднедневной заработок — 1200,00 руб.;
- Сидоров: остаток дней — 8 календарных дней, среднедневной заработок — 1000,00 руб.
Для начала считаем отпускные и взносы по каждому работнику.
Ставки по страховым взносам составляют:
- ПФР — 22 %;
- ФСС — 2,9 %;
- ФФОМС — 5,1 %;
- ФСС на травматизм — 0,2 %.
Таким образом, суммарная ставка для расчета = 22 + 2,9 + 5,1 + 0,2 = 30,2 %.
Расчет для Иванова:
- Сумма для резерва = 2000 руб. × 5 дн. = 10 000 руб.
- Итоговая сумма отчислений в резерв на оплату основных отпусков в части страховых взносов = 10 000 × 0,302 = 3020 руб.
Итого на Иванова понадобится 10 000 + 3020 = 13 020.
Аналогично получаем цифры для Петрова (18 658,20 руб.) и Сидорова (10 416 руб.).
Суммируем значения по всем работникам. Итого необходимо зарезервировать 13 020 + 18 658,20 + 10 416 = 42 094,20.
Рассмотрим еще один вариант формирования резерва на отпуска в бухгалтерском и налоговом учете с примером расчета в 2021 г. Допустим, у сотрудников учреждения накопилось 450 дней отпуска, а средняя дневная зарплата составляет 1500 рублей.
Дополнительная сумма составит 1500 руб. × 450 дн. = 675 000.
Суммарная ставка 30,2 %, поэтому сумма на оплату страховых взносов = 675 000 × 0,302 = 203 850.
Итого необходимо зарезервировать 675 000 + 203 850 = 878 850.
Самая сложная формула, выглядит она так:
РО = К1 × ЗПср1 + К2 × ЗПср2 + К3 × ЗПср3,
где:
- К1, К2, К3 — неиспользованные дни оплачиваемого отдыха по каждой категории работников;
- ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 — средняя зарплата для каждой категории работников.
Запас на страховые взносы считаем по формуле:
Рсв = (К1 × ЗПср1 + К2 × ЗПср2 + К3 × ЗПср3) × С.
Пускай на начало года данные по категориям сотрудников таковы:
- по управленческому персоналу: остаток отпускных дней — 300 календарных дней, среднедневной заработок — 2000,00 руб.
- по хозяйственному персоналу: остаток дней — 200 календарных дней, среднедневной заработок — 1200,00 руб.
Резервная сумма = 2000 руб. × 300 дн. + 1200 руб. × 200 дн. = 840 000.
Суммарная ставка 30,2 %, следовательно, сумма на оплату страховых взносов = 840 000 × 0,302 = 253 680.
Итого следует зарезервировать 840 000 + 253 680 = 1 093 680.
-
Полная программа
-
Преподаватели
-
- Главный бухгалтер
- Внутренний аудитор
- Бухгалтер
- Начинающий бухгалтер
- Специалист по налогообложению
- С 2021 года в бухгалтерском учете предусмотрено создание оценочных резервов и более узкого круга резервов предстоящих расходов:
- оценочные обязательства, отражаемые на счете учета резервов предстоящих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010);
- резерв на покрытие предвиденных расходов в строительстве (на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта и т.п.) (п. 12 ПБУ 2/2008);
- резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов (п. 25 ПБУ 5/01 и п. 20 Методических указаний 119н).
- Изменение оценочных значений ПБУ 21/2008 (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н): Практика применения (три вида резервов: резерв под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений и резерв под сомнительные долги. ). Особенности отражения в учетной политике ( как в бухгалтерской, так и в налоговой) создание резервов. Кто обязан применять резервы, а для кого резервы только рекомендованы.
- резерв по сомнительным долгам
- резерв по сомнительным долгам: когда необходимо создать резерв по сомнительным долгам , что такое просроченная дебиторская задолженность. Порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности и правила списания дебиторской задолженности ( задолженность организаций, ИП и физических лиц). перенос остатка неиспользованного резерва на следующий финансовый год
- резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения 34н);
- резерв по сомнительным долгам в налоговом учете(ст. 266 НК)
- резерв на предстоящую оплату отпусков работникам
- резервы на оплату отпусков и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в целях налогообложения прибыли
- Списание расходов на оплату отпусков за счет резерва, перенос остатка резерва и учет расходов при его недостатке в целях налогообложения прибыли
- Расходы в целях налогообложения прибыли на формирование резервов предстоящих расходов на социальную защиту инвалидов
- Исключительно бухгалтерские резервы
- резерв, связанный с прекращением деятельности (п. 8 ПБУ 16/02);
- резерв под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01 и п. 20 Методических указаний 119н)
- резерв под обесценение финансовых вложений (п. 38 ПБУ 19/02);
- Исключительно налоговые резервы
- Учет доходов в виде сумм восстановленных резервов
- Доходы в виде сумм восстановленных резервов (в целях налогообложения прибыли)
- Резерв расходов на ремонт основных средств .Порядок создания резерва под предстоящие ремонты основных средств (в целях налогообложения прибыли, резерв на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта).
- Иные специфические налоговые резервы
- Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в целях налогообложения прибыли. (ст.267 НК). Предельный размер отчислений в резерв
- Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР в целях налогообложения прибыли (ст. 262 НК)
Документы:
- оплата онлайн-семинара происходит по счету согласно договору публичной оферты
- оригиналы документов будут направлены Почтой России
- по окончании семинара будет выдан сертификат о повышении квалификации
Резервы предстоящих расходов — сведения о резервируемых средствах на расходы, которые предназначены для использования в будущих периодах.
Обратите внимание: часто бухгалтера при работе с резервами не разделяют два понятия: резерв предстоящих расходов и расходы будущих периодов. Необходимо отметить, что расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы, где размер и признание по периоду в бухгалтерском учете определены. Резервы предстоящих расходов — нет четкой суммы и времени исполнения.
Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 №124 утвержден СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (далее СГС «Резервы»). Данный стандарт регламентирует работу с резервами предстоящих расходов учреждений государственного сектора начиная с 01.01.2020.
С целью корректного применения стандарта «Резервы» следует дополнительно руководствоваться методическими рекомендациями к СГС «Резервы», изложенными в письме Минфина России от 05.08.2019 №02-07-07/58716.
Стандарт «Резервы» определяет следующие виды резервов:
-
По претензиям, искам.
Например, учреждение является одной из сторон судебного разбирательства. По предположению собственной юридической службы есть высокая доля опасения, что решение скорее всего не удовлетворят.
-
По реструктуризации.
Например, в учреждении планируется провести реструктуризацию. Формирования резерва в части реструктуризации может включать: расходы на консультационные услуги для организации процесса реструктуризации; прекращение договора аренды помещения, а как следствие — расходы за неустойку; сокращение штата сотрудников, что приведет к затратам на переобучение/перемещение оставшихся работников.
-
По гарантийному ремонту.
Например, учреждение занимается производством и продажей товаров, оказанием услуг. После продажи товара или оказания услуги возможны случаи наступления гарантийных обязательств в части гарантийного ремонта или гарантийного обслуживания. В целях равномерного списание расходов для выполнения гарантийных обязательств учреждение формирует соответствующих резерв.
-
По убыточным договорным обязательствам.
Например, учреждение арендует помещение, но в деятельности использует его частично, тем самым убыточно.
-
По демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации.
Например, учреждение создает объект, который в дальнейшем будет демонтирован и участок, где он располагался, восстановлен.
Обратите внимание: важно учесть, что при возникновении и формировании резервов должны соблюдаться следующие критерии их признания (п. 9 стандарта «Резервы»):
- у учреждения есть обязанность, сформированная в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
- для исполнения сформированной обязанности необходимо будет выбытие активов;
- размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
- от действий учреждения не зависят момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер.
Также стоит обратить внимание, что существуют резервы, которые определены отдельными НПА:
- резерв под снижение стоимости материальных запасов (регулируется СГС «Запасы», утвержден приказом Минфина РФ от 07.12.2018 №256н, действует с 01.01.2020);
Например, учреждение бюджетной сферы реализует товары, которые с течением времени утратили свои первоначальные свойства полностью либо частично, или рыночные цены на аналогичные товары снизились. Реализация товара происходит по цене ниже балансовой стоимости или безвозмездно.
- резерв по сомнительным долгам (регулируется СГС «Доходы», утвержден приказом Минфина РФ от 27.02.2018 №32н, действует с 01.01.2019);
- резерв на оплату отпуска сотрудников в будущем периоде (в 2020 г. — Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н; начиная с 01.01.2021 — СГС «Выплаты персоналу», утвержден приказом Минфина РФ от 15.11.2019 №184н).
Например, учреждение создает резерв в текущем году для использования в будущем, который служит для выплат накапливаемых отпусков, компенсаций за неиспользованные отпуска, взносов во внебюджетные фонды.
Учреждение вправе вносить изменения или списывать суммы резервов на текущую дату, на дату составления отчетности или реорганизации. Изменение сумм производится на основе инвентаризации, утвержденной учетной политикой.
Стоит обратить внимание на то, что произвести расходы из сформированного резерва в учете можно только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Полное или частичное списание резервов осуществляется при признании расходов и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан (п. 28 СГС «Резерв»).
Резерв, в случае если он не был израсходован в текущем году, переносится на следующий год с учетом статьи расходов.
Как рассчитать резерв отпусков на 2021 год
В бухгалтерском учете государственного учреждения для учета резервов используется счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (пункте 302.1 Инструкции №157н).
Пример отражения бухгалтерских операций по резервам в государственном учреждении:
Формирование резерва:
Дт 0 401 20 200 (0 109 00 000) – Кт 0 401 60 000
Изменена сумма резерва при проведении инвентаризации/ переоценке:
Дт 0 401 20 200 (0 109 00 000) – Кт 0 401 60 000 (метод «красное сторно»)
Начисление расчетов по обязательствам за счет сумм резервов:
Дт 0 401 60 000 – Кт 0 302 00 73Х (0 303 00 73Х)
Для ведения аналитического учета по видам резервов в типовом решении «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2, предназначен справочник «Резервы и оценочные обязательства» («Справочники» — «Резервы и оценочные обязательства»).
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:
- Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
- Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
- Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.
Конкретному предприятию необходимо выбрать один из вышеперечисленных способов, с помощью которого будет формироваться резерв по сомнительным долгам и обязательно отразить его в учетной политике. Кроме того, от нее потребуется определение таких критериев, как финансовые возможности должника и его показатели платежеспособности (при первом способе) либо процент и сроки отчислений (при третьем способе).
Любые изменения в учетную политику предприятия по его отношению к долгам нужно вносить предварительно, перед началом отчетного периода. При этом следует учитывать, во-первых, специфические особенности компании, а во-вторых, влияние суммы резерва на общий баланс вашей деятельности. Ведь она в любом случае уменьшает чистые активы, тем самым может негативно отразиться на репутации организации.
В налоговом учете средства по просроченным долгам резервируются в соответствии с действующим законодательством (статья 266 пункт 3 Налогового кодекса). При этом в учетной политике совершенно не обязательно отображать способ его расчета (так как он всего один для любых ситуаций) – достаточно упомянуть лишь факт наличия зарезервированных средств. Кроме того, важно успеть принять решение о формировании резерва до начала отчетного периода – дальнейшему изменению оно уже не подлежит.
Основными особенностями резервирования средств являются:
- согласно статье 265, зарезервированные средства не облагаются налогом по той простой причине, что включается в число финансовых затрат предприятия, никак не связанных с реализацией продукции;
- резервировать средства из-за просроченных дебиторских задолженностей (соответственно, и выводить его за пределы налогооблагаемой базы) имеют право только те компании, которые платят налог на прибыль. То есть если при регистрации организации была выбрана упрощенная система налогообложения, то резервировать средства в налоговом учете нет никакого смысла. Напомним, что в бухгалтерском создании резерва – это обязанность любой компании, независимо от ее организационно-правовой формы и применяемой к ее деятельности системы налогообложения.
Как мы уже упоминали ранее, в налоговом законодательстве объем резервирования средств определяется в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Расчет производится следующим образом:
- если просрочка составляет 45-90 дней (календарных, не рабочих), то размер отчислений будет равен 50 процентов от суммы долга;
- если период просрочки достигает 90 дней, резервируется 100% от задолженности.
Период до 45 дней не рассматривается вообще и не дает права на резервирование средств (как и на освобождение их от уплаты налога).
Еще одной особенностью создания резерва, упомянутой в налоговом законодательстве, является наличие ограничений. Его размер не может быть большим, чем десять процентов от суммы дохода предприятия за конкретный период просрочки. В то же время организация может по собственному желанию уменьшить этот показатель (для увеличения чистых активов).
К отличиям формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете также можно отнести следующее:
- организация имеет право создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете только в том случае, если ею выбирается способ начисления, упомянутый в статье 266 НК. В бухгалтерском она обязана формировать его, выбирая один из трех приведенных выше методов;
- в бухучете вполне можно отнести к сомнительному тот долг, срок уплаты которого еще не наступил (то есть организация заранее уверена, что задолженность либо не будет погашена, либо возвращается несвоевременно). В налоговом же учитываются только вышеупомянутые просрочки.
Кроме того, в отчетах для налоговых органов резерв может формироваться лишь по тем сомнительным дебиторским задолженностям, которые отвечают трем перечисленным ниже условиям:
- долги не были своевременно погашены;
- они не обеспечены банковской гарантией, договором поручительства или имущественным залогом;
- задолженность, так или иначе, связана с продажей товаров или предоставлением услуг.
В бухгалтерском законодательстве определяется, что организация имеет право определять самостоятельно, является ли долг сомнительным или нет.
Похожие записи: