Единовременная выплата и материальная помощь к отпуску бюджетникам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единовременная выплата и материальная помощь к отпуску бюджетникам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Генеральному директору
ООО «Шантарам»
А.Г. Сайфетдинову
от экономиста отдела снабжения
Л.И. Рубан

заявление.

Прошу предоставить мне материальную помощь в связи с предстоящим отпуском с 21.05.2017 г. по 17.06.2017 г., выплачиваемую на основании положений коллективного договора.

29.04.2017 г.

/Рубан/ Л.И.Рубан

Особенности выплаты материальной помощи к отпуску

Средства, выплачиваемые работнику, являются расходами предприятия. Как это отражается на налогообложении, зависит от того, проводится ли она как поощрительная или социальная надбавка.

Фиксированное количество денежных средств, которое гарантированно получает к отпуску каждый работник, безотносительно к условиям и результатам своего труда, в списке расходов предприятия относится к неучтенным. Поэтому согласно п. 23 ст. 270 НК РФ она не является признаваемой в расходах для налогов на прибыль.

С точки зрения работника эта выплата признается доходом, поэтому подпадает под НДФЛ и начисление с нее обязательных страховых взносов в ПФР, ФССС и ФФОМС, если превышает установленный законом необлагаемый лимит в 4 000 руб. в год (п. 28 ст. 217 НК РФ, Письмо Министерства финансов РФ от 22 октября 2013 года № 03-03-06/4/44144, п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 24.07.2009 года № 212).

НДФЛ и страховые взносы рассчитываются и удерживаются, исходя не из всей выплаты, а только из части, превышающей лимит, то есть с суммы свыше 4 000 руб.

В некоторых организациях надбавка к отпускным привязывается к результатам деятельности сотрудника:

  • факт выплаты может зависеть от соблюдения трудовой дисциплины;
  • размер варьируется в зависимости от стажа, квалификации, трудовых достижений и т.п.

Такая выплата с позиции налогового законодательства является частью затрат на оплату труда, поэтому и признается в расходах на налогообложение, если она должным образом регламентирована во внутренних нормативных актах. НДФЛ и страховые взносы взимаются с нее в полном объеме, а не только с части, превышающей 4 000 руб. ежегодно.

При осуществлении бухгалтерского учета материальную помощь проводят как «прочие расходы». Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – признание матпомощи в составе прочих расходов организации;
  • дебет 91 «Прочие доходы и расходы», кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – начисление страховых взносов с суммы, превышающей необлагаемую;
  • дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДФЛ» – удержание налога на доходы физлиц с суммы свыше 4 000 руб.;
  • дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» – выплата материальной помощи работнику.

Вопросы о предоставлении/непредоставлении материальной помощи, которая предусматривается к отпуску, часто вызывают споры между сторонами трудовых отношений, о чем свидетельствует обширная практика судов различных уровней. Судебные органы в целом выработали единую позицию в отношении подобных споров, которая и позволяет сказать определенно, положена ли такая выплата, если человек увольняется.

В частности, Верховный суд Республики Северная Осетия — Алания в апелляционном определении от 12.08.2014 по делу № 33-943/14 однозначно указал, что истцы не могут требовать выплаты им материальной помощи к ежегодному отпуску, т. к. они в нем не были, правила же денежной компенсации отпусков, установленные в соответствующем правовом акте, подобной выплаты не предусматривают. Аналогичная позиция следует и из апелляционного определения Калининградского областного суда от 07.10.2015 по делу № 33-4953/2015, согласно которому истица имела право на получение единовременной помощи к отпуску, хотя и находилась в нем всего 1 день, т. к. право на такую выплату установлено рядом нормативных актов, касающихся оплаты труда государственных гражданских служащих региона.

Из вышесказанного следует ряд выводов:

  1. При увольнении с работы сотрудник может получить материальную помощь лишь в том случае, если она предусмотрена правовыми актами или трудовым договором.
  2. По общему правилу материальная помощь к отпуску при увольнении может быть предоставлена, если лицо фактически отбывает в отпуск (хотя бы на 1 день), что следует из самого наименования выплаты.
  3. Лишь в том случае, если правовым актом или соглашением сторон устанавливается возможность получения матпомощи к отпуску вместе с компенсацией за неиспользованный отпуск, такая выплата может быть получена и увольняющимся (увольняемым) сотрудником.

Кроме того, следует учесть, что ч. 2 ст. 127 ТК предусмотрена возможность предоставления по соглашению сторон увольняемому работнику (по его личному заявлению) неиспользованных отпусков, после окончания которых и происходит юридическое прекращение трудовых отношений. В таком случае материальная помощь, которая выплачивается именно к отпуску, должна быть предоставлена в обязательном порядке.

Подробности читайте в материале «Материальная помощь при увольнении по собственному желанию».

Как правильно провести выплату материальной помощи к отпуску

Таким образом, материальная помощь при предоставлении очередного ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается в соответствии с локальным правовым актом или (в ряде случаев) на основании нормативных правовых актов (например, в случае с муниципальными или государственными гражданскими служащими). Она может иметь форму социальной выплаты и зависеть от наступления определенных обстоятельств или выступать в качестве составной части заработной платы, выплачиваемой в любом случае работнику при отбытии в отпуск. По общему правилу такая помощь может быть предоставлена лишь в случае фактического нахождения в отпуске, поэтому при увольнении с работы и получения компенсации за неиспользованные отпуска ее получить невозможно.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ

Трудовым законодательством не дано понятие материальной помощи. Однако определение такой помощи есть в толковых словарях. Например, это содействие кому-нибудь в чём-нибудь, приносящее облегчение. Следовательно, под материальной помощью от работодателя понимаем оказание содействия, участие руководителя в решении проблемы, трудной жизненной ситуации.

Разовую материальную помощь работодатель-частник оказывает в определенной сложной ситуации, в которой оказался сотрудник. Решение о выплате принимает руководитель, учитывая обстоятельства и при наличии денежных средств у компании.

Для госкомпаний предусмотрен иной порядок выплаты разовой материальной помощи. Рассмотрим некоторые примеры.

Ситуации, когда работникам нужно оказать материальную помощь, работодатель определяет сам. Это может быть:

  • вступление работника в брак,

  • рождение в его семье ребенка,

  • лечение работника или его детей (например, покупка дорогих лекарств, получение платных медуслуг),

  • смерть члена семьи работника (например, матери, отца, супруги),

  • выход работника на пенсию.

Все основания получения матпомощи обычно прописывают в локальном нормативном акте или коллективном договоре. Там же указывают, какие документы нужно принести работнику, сколько дадут денег, в какие сроки они будут перечислены.

Работодатель может предусмотреть как конкретные суммы матпомощи, так и диапазон, например, 20 000 ₽ — 100 000 ₽.

Если условия матпомощи нигде не прописаны, руководитель организации по обращению работника может принять решение о выплатах лично.

Матпомощь не входит в систему оплаты труда по ст. 135 Трудового кодекса РФ, то есть ее не дают за перевыполнение плана или вредные условия труда.

Материальная помощь — выплата социального характера, она предназначена для участия в хороших и поддержки работников в плохих жизненных событиях. Тем самым работодатель показывает свое небезразличие и взамен получает лояльность работников. Такие выплаты — популярная практика всех крупных компаний.

В Трудовом кодексе РФ и других законах нет норм, которые бы обязывали работодателя выплачивать матпомощь, он делает это по собственному волеизъявлению. Поэтому требовать выплаты, если такая обязанность работодателя не установлена локальными документами, работник не может.

Положена ли материальная помощь к отпуску?

В положении о матпомощи или коллективном договоре подробно описывают весь этот процесс.

Обращение к работодателю. Обычно от работника требуется заявление с документом, доказывающим факт события. Таким документом может быть копия свидетельства о браке, о рождении ребенка, о смерти родителя.

Издание приказа об оказании материальной помощи. На основании полученного сообщения работодатель издает приказ об оказании матпомощи, где указывает сумму и срок выплаты.

Выплата матпомощи. Бухгалтерия проводит эту операцию на основании приказа руководителя.

Если происходит задержка выплаты матпомощи, за каждый день просрочки на нее начисляются проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ. При этом работник не вправе приостанавливать работу, ссылаясь на ст. 142 Трудового кодекса РФ.

Как мы писали выше, матпомощь — не зарплата, поэтому задержка ее выплаты не может повлечь приостановление работы.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Если на предприятии принято выплачивать некую сумму накануне отпуска, необходимо заранее ознакомиться с порядком, как получить материальную помощь на работе.

Последовательность действий, как выплачивается пособие отпускнику, выглядит следующим образом:

Поскольку материальная поддержка не входит в обязательный перечень трудовых выплат, обеспеченных социальными нормами, точная сумма определяется в индивидуальном порядке.

Чаще всего, к параметрам, влияющим на размер матпомощи, относят:

  • текущий заработок человека, уходящего в отпуск;
  • действующая тарифная ставка работника;
  • среднемесячный показатель за последние несколько месяцев;
  • длительность работы.

Однако обратимся к самой статье ТК РБ, регламентирующей эту выплату.

Статья 182. Единовременная выплата на оздоровление при предоставлении трудового отпуска

В случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

  • Законодательство о труде и заработной плате
  • Расчеты и начисления
  • Гарантии и компенсации
  • Бухгалтерский учет и налогообложение
  • Документарий
  • Справочная информация и статистика

В настоящее время единовременная выплата на оздоровление предусмотрена несколькими нормативными правовыми актами.

1 Пунктами 4 и 5 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» установлено, что работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь.

Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

На выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

2 Подпунктом 7.1 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 (в ред. от 14.04.2020; далее — Положение № 597), предусмотрено, что руководителю может быть выплачена материальная помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размере:

  • не более двух окладоводин раз в течение календарного года;
  • не более 0,5 общего фиксированного оклада, установленного в соответствии с п. 5 Положения № 597, — по решению собственника имущества в организациях, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния, а также в организациях, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств.

3 В соответствии с п. 1 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. от 18.07.2019) государственному служащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством.

4 Как уже говорилось выше, согласно ст. 182 ТК в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Порядок документального оформления осуществления единовременной выплаты на оздоровление организация разрабатывает самостоятельно.

Как правило, при уходе в отпуск работник подает на имя руководителя организации заявление, в котором содержится указание на необходимость осуществления единовременной выплаты. На основании заявления оформляется приказ о предоставлении отпуска с выплатой единовременной материальной помощи на оздоровление.

Обратите внимание!
Следует учитывать то, что отсутствие у работодателя денежных средств не освобождает его от обязанности выплатить работнику материальную помощь на оздоровление.

Поскольку согласно ст. 349 ТК гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными ЛПА, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме (кроме гарантий и компенсаций, предусмотренных для работников, совмещающих работу с получением образования, которые предоставляются только по месту основной работы), материальная помощь на оздоровление может оказываться не только работникам, работающим в организации по месту основной работы, но и совместителям.

Словарь.
Совместительство — это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (ст. 343 ТК).

Так как совместитель является работником организации, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора, выплата ему единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление осуществляется в общеустановленном порядке.

Порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций установлен:

  • Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (в ред. от 13.12.2019; далее — Инструкция № 50);
  • Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 22.12.2018; далее — Инструкция № 102).

В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на субсчете 90 — 10 «Прочие расходы по текущей деятельности», включается в т. ч. материальная помощь работникам организации на оздоровление (п. 13 Инструкции № 102).

Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (п. 32 Инструкции № 102).

Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда, а также по выплате им дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации используется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (п. 55 Инструкции № 50).

В бухгалтерском учете организации начисление единовременной материальной помощи к отпуску отражается по дебету субсчета 90 — 10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а ее выплата — по дебету счета 70
«Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК).

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление включаются в состав прочих нормируемых затрат (подп. 2.1 ст. 171 НК).

Таким образом, единовременная материальная помощь, выплачиваемая работнику к отпуску на оздоровление, учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением общего ограничения, установленного п. 3 ст. 171 НК.

Обратите внимание!
Совокупный размер прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду (лизинг), иное возмездное и безвозмездное пользование имущества (с учетом НДС) (для банков — от суммы доходов, определяемой в соответствии со ст. 176 НК, за вычетом доходов, относящихся согласно Налоговому кодексу ко внереализационным доходам, кроме сумм доходов, указанных в подп. 3.18 ст. 174 НК) (п. 3 ст. 171 НК).

Начиная с 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации (ч. 2 п. 6 и абз. 2 п. 16 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (в ред. от 17.04.2020; далее — Указ № 503)), т. е. ограничение, предусмотренное п. 3 ст. 171 НК, на данный случай не распространяется.

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками (физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 НК) от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за ее пределами (подп. 1.1 ст. 196 НК).

При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 НК).

Важно учитывать то, что от подоходного налога освобождаются доходы физических лиц, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т. ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 29, 30 ст. 208 НК), получаемые:

  • от организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т. ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП, — в размере, не превышающем 2115 руб., от каждого источника в течение налогового периода;
  • иных организаций и ИП, — в размере, не превышающем 140 руб., от каждого источника в течение налогового периода (п. 23 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу № 503).

Словарь.
Для целей исчисления подоходного налога место основной работы — это организация или ИП, которым в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которых ведется трудовая книжка работника, а также организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляются обязательное привлечение к труду или трудовая терапия (реабилитация) физических лиц, территориальные коллегии адвокатов (для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридической консультации) и адвокатские бюро (для адвокатов, являющихся его учредителями (участниками)), территориальные нотариальные палаты (для нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах) (абз. 5 ч. 2 ст. 195 НК).

Таким образом, доход работника в виде единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление не облагается подоходным налогом, если его величина с учетом иных подобных выплат, полученных в течение налогового периода, не превышает 2115 руб. (по месту основной работы) и 140 руб. (не по месту основной работы).

Если имеется превышение данной величины, подоходный налог с суммы превышения льготы исчисляется в общеустановленном порядке и в бухгалтерском учете организации отражается по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту субсчета 68 — 4 «Расчеты по подоходному налогу».

Основные нормативные правовые акты, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, — это:

  • Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (в ред. от 09.01.2017; далее — Закон № 138-XIII);
  • Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (в ред. от 29.08.2019; далее — Положение № 1297);
  • Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т. ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (в ред. от 29.08.2019; далее — Перечень № 115).

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем № 115, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст. 2 Закона № 138-XIII).

Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115 (п. 2 Положения № 1297).

В соответствии с п. 7 Перечня № 115 материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников, не является объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Таким образом, в случае выплаты работнику единовременной материальной помощи на оздоровление к отпуску на нее не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Обратите внимание!
Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах не начисляются на сумму материальной помощи и в том случае, если она выплачивается после возвращения из отпуска, т. к. материальная помощь на оздоровление относится к выплатам, перечисленным в п. 7 Перечня № 115, независимо от даты и времени ее выплаты (в период нахождения в отпуске либо после его окончания).

Отчисления на социальное страхование в ФСЗН и взносы в Белгосстрах, уплачиваемые за счет организации, отражаются по дебету тех счетов, на которых учитывается начисление оплаты труда и других выплат работникам, и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и субсчета 76 — 2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» соответственно (пп. 54 и 59 Инструкции № 50).

Обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, относящиеся к затратам, учитываемым при налогообложении, учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) (подп. 2.5 ст. 170 НК).

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, за исключением указанных в подп. 2.5 ст. 170 НК, или относимые к первоначальной стоимости амортизируемых активов, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 3.34 ст. 175 НК).

Выводы.

1. При предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) наниматель обязан произвести работнику единовременную выплату на оздоровление в случаях и размере, определяемых законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

К отпуску материальная помощь госслужащим оформляется в 4 этапа:

  1. Составление заявление от работника, который нуждается в деньгах, в отпуске. Он обязан сообщить о своих намерениях работодателю. Заявление не пишется, если человек уходит на отдых по графику, составленному заранее. В этой ситуации начисление материальной помощи происходит автоматически, но при условии, что это предусмотрено внутренними актами предприятия.

Исключение составляют сотрудники бюджетных предприятий. Им выдается финансовая помощь единожды в год. И об этом заявление не пишется.

Начислением занимается бухгалтерия. Основанием служит приказ. Когда выплачивается материальная помощь к отпуску? За 3 дня с начала официального отдыха.

Приказ – основание выплат. Он составляется письменно, с соответствующими реквизитами. В частности, документ содержит:

  • наименование фирмы, предприятия;
  • слово «приказ»;
  • дата составления;
  • порядковый номер;
  • основание назначения выплат;
  • текст с назначением должностного лица, ответственного за перечисление выплат;
  • данные о заявлении: если основанием изданного работодателем приказа выступает не только пункт локального НА, но и заявление, поданное работником, указывается дата составления последнего;
  • подписи начальника, бухгалтера.

Материальная помощь к отпуску в качестве денежной поддержки соответствует критериям:

  1. Выплаты могут быть переданы сотруднику вне зависимости от занимаемой им должности, интенсивности трудовой деятельности, достигнутых показателей и т.д.
  2. Поддержка ориентирована на удовлетворение потребностей человека, как правило, имущественного характера.
  3. Материальная помощь для частных компаний не является обязанностью руководителя. Это его право, которое он реализует как поощрение сотрудников, отличившихся на работе. Для бюджетных организаций – это обязанность их руководителей, так как этот вид финансовой помощи оказывается персонажу один раз в год.
  4. Материальная помощь носит единовременный характер.
  5. Оказание финансовой поддержки может быть нерегулярным. Все зависит от состояния в компании или на предприятии.
  6. Размер финансовой поддержки устанавливается работодателем. Для удобства расчета обычно используют оклад в качестве базы исчисления. Это касается как государственных предприятий, так и частных фирм. Но выплата зависит от того, какая экономическая ситуация на предприятии. Если оно находится на грани краха и развала, ЮЛ не может выплатить сотрудникам премиальные деньги.

СПРАВКА: это основные критерии выплаты человеку материальной помощи на работе. Если предприятие работает эффективно, получает прибыль, то вопрос об оказании финансовой поддержки решается в положительную сторону.

Сотрудник работает по трудовому договору. Работодатель удовлетворил его просьбу ― выдал ему материальную помощь. Если ее размер за год не превысил 4000 рублей, выплата освобождается т налогов и сборов.

Если размер помощи выше 4000, то она облагается взносами в ФСС в размере 30%, а также налогом на доходы граждан. Его ставка по главе 23 НК РФ составляет 13% для резидентов РФ, 30% ― для нерезидентов.

Выплата материальной помощи к отпуску

Размер финпомощи диктуют законы учреждения. Получат побольше те, у кого выше оклад, ставка, зарплата в месяц, стаж на предприятиях бюджетной сферы. Точнее и подробнее условия начисления матпомощи, к отпуску, в частности, прописываются в положениях об оплате труда, известно это должно быть работнику и из трудового договора, заключенного с ним при поступлении на работу.

Госслужащие, например, знают, что могут получить дополнительно 2 оклада, рядовые сотрудники бюджетной сферы 1–3 оклада, на усмотрение руководства и в пределах внутренних законов учреждения. В расчет финпомощи, равной окладу, не входят даже обязательные премии, компенсации или доплаты. А в целом объем соцвыплаты к отпуску зависит от бюджета регионального и бюджетной наполненности учреждения.

Специально заявление на финпомощь писать не обязательно, это можно указать в заявлении на отпуск, хотя в специальном отпускном бланке заявления отдельного места может и не быть.

В заявлении в свободной форме, если таковое возможно, пишем обычное: «Прошу предоставить…», затем «и материальную помощь в размере…, предусмотренную…». На месте многоточия пишем даты очередного отпуска, размер финпомощи (посмотреть в документах – 1 или 2 оклада), название документа, где это может быть прописано (трудовой или колдоговор). Предварительно не лишне уточнить форму просьбы о финпомощи в кадровой службе или у начальства.

Образец заявления на материальную помощь к отпуску ↓

Получение матпомощи по личным обстоятельствам может оказаться под угрозой отказа, если:

  1. Оказание матпомощи не учтено во внутренних нормативных актах.
  2. У сотрудника нет положенного полугодового стажа работы.
  3. Стало известно, что есть решение уволиться после отпуска, к тому же и отработанное время меньше года.
  4. Предстоит декретный отпуск, следовательно, оформляется другой вид матпособия в связи с беременностью и родами.
  5. Если сотрудник имеет дисциплинарное взыскание, зафиксированную, оформленную протоколом заседания администрации провинность, объем финпомощи может быть уменьшен, но с ведома и согласия профорганизации.

Государственная Дума имеет на рассмотрении проекты законов о восполнении учреждением потраченных средств сотрудников на отдых и лечение в санаториях и курортах страны. Рассматривается и возможность денежной компенсации части очередного отпуска гражданских и госслужащих.

Тема весьма актуальная для тех, кто имеет солидный отпуск, заработанный большим стажем на предприятии. В колдоговорах предприятий уже исчезает строка об увеличении отпуска до 50 и больше дней при достижении стажа на этом предприятии 20 и более лет.

Получат ли законопроекты жизнь – неизвестно.

Что касается госучреждений, для бюджетников порядок начисления материальной помощи спускается учредителем. В этом качестве выступают государственные ведомства различных уровней власти. Например, минздрав России или конкретного субъекта, МВД России, департамент образования субъекта РФ и т.д.

Для подведомственных учреждений утверждается типовое положение об оплате труда с тарифной сеткой и видами доплат. Финансирование осуществляется за счет соответствующего бюджета. На основании типового документа организации разрабатывают собственные положения с учетом своей специфики.

Важно знать! Автономные учреждения вправе устанавливать дополнительные виды материальной помощи. Она выплачивается из дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности.

Как правило, материальная помощь при расчете отпускных не может назначаться единолично руководителем учреждения. После поступления заявлений на отпуск от сотрудников собирается комиссия в составе минимум трех человек. Вопрос матпомощи решается на собрании. По результатам заседания оформляется протокол. На основании него готовится приказ за подписью руководителя.

К основанию для отказа в материальной помощи относят ситуации, когда внутренними документами работодателя она не предусмотрена. На практике возможен отказ, если:

  • служащий после поступления на работу не отработал полгода;
  • сотрудница уходит в декрет;
  • гражданин берет отпуск с последующим увольнением.

Совет! Чтобы точно знать, будет ли правомерным отказ, нужно ознакомиться с локальными актами нанимателя.

Единовременная сумма выплат к отпуску – популярный стимул для сотрудников и отличный способ мотивировать их работать лучше и продуктивней.

Каждый работодатель знает, что чем больше людей удовлетворены условиями труда, заработной платы, руководством и коллективом, тем больше они будут полны энтузиазма и продуктивности на работе.

Поэтому правильный руководитель всегда обязан не забывать поощрять своих сотрудников дополнительными деньгами.

Единовременная сумма выплат к отпуску – это поощрительный платеж, выплачиваемый сотрудникам в отпуске.

В основном она назначается в ситуации продуктивной и плодотворной деятельности сотрудника.

  1. за ненормированный рабочий день;
  2. при труде на Крайнем Севере и подобных ему местностях;
  3. служба в особых условиях;
  4. стаж работы на данной должности.

За работу без нормированного графика предоставляется не менее 3 суток дополнительного отдыха в год. Труд в особо опасных условиях даёт право на использование не меньше 7 суток дополнительно к главному отпуску.

Время работы на должности (в годах) Кол-во отпускных дней
До 5 1
От 5 до 10 5
От 10 до 15 7
От 15 10

За труд на Крайнем Севере государственному работнику положено 24 дня отдыха, помимо главного отпуска и оплачиваемый проезд. А за труд в приравненный к подобному положено 16 дополнительных суток.

При расчёте дней отдыха для государственного, сумма дней главного отпуска и добавочного (за стаж) не может быть больше 45 суток.

Правило следующее:

  • дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет ранее предоставлялся в количестве 1 дня за каждый отработанный год. С 2020 г. введены новые правила: за стаж до 5 лет положен 1 день, от 5 до 10 – 5 дней, от 10 до15 – 7 дней. Если человек отработал свыше 15 лет – 10 дней;
  • за ненормированную работу работнику добавляют 3 выходных дня;
  • за труд во вредных условиях – как минимум 7 дней;
  • за работу на Крайнем Севере – 24 дня;
  • за работу в приравненных к Крайнему Северу регионах положено 16 отпускных дней.

Еще по теме Уход в отпуск с последующим увольнением

Из этих составляющих формируется окончательная длительность ежегодного оплачиваемого времени отдыха. Пересчет таких дней нужно делать ежегодно, так как их количество может меняться. К примеру, увеличиться может дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы.

Но при этом стоит учесть, что для государственных работников при суммировании основного отдыха и отпуска за выслугу лет количество выходных дней не должно быть более 45.

Для получении выплаты в виде единовременной суммы поощрений к отпуску следует учесть правило: сотрудник должен проработать не менее 6 месяцев в данной компании.

Назначение сумм выплат может быть в любой фирме независимо от формы собственности и организационно- правовой формы.

Правила выплат единовременной суммы должны быть прописаны в нормативных актах самой организации, но они не должны противоречить действующему законодательству, подписанных трудовым договорам и коллективному соглашению.

Важно! Существуют факторы, которые ограничивают получение этой суммы:

  • сотрудник проработал в компании менее шести месяцев;
  • работник уходит в отпуск и сразу увольняется;
  • работница планирует выйти в декретный отпуск (планируются другие выплаты).

Важные условия назначения и выплаты единовременной суммы к отпуску:

  1. рассчитывается главным бухгалтером и назначается директором;
  2. сумма устанавливается с учетом финансового положения компании;
  3. выплачивается раз в год;
  4. не может превышать двух окладов сотрудника;
  5. выплачивается только работнику, проработавшему более 6 месяцев в компании;
  6. регулируется действующим законодательством, трудовым договором и коллективным договором.

Коллективный договор предусматривает фиксированную сумму выплат к отпуску, поэтому, если сотрудник собирается уйти в отпуск в соответствии с графиком, следует подать заявление.

Но если отпуск предоставляется не по ранее утвержденному графику, то необходимо подать заявление с указанием полного названия компании, ФИО начальника и просьбы о выплате суммы. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие необходимость финансовой поддержки.

Приложение должно включать в себя следующие элементы:

  • полное наименование организации, в которой работает человек;
  • имя директора организации;
  • просьба на предоставление единовременной выплаты к отпуску;
  • размер суммы, которую он хочет получить в качестве помощи к отпуску.

Также необходимо, чтобы приложение содержало дополнительные справки, подтверждающие, что человек действительно нуждается в дополнительной оплате от компании.

Сразу вопрос: как оформить?

Алгоритм получения материальной помощи заключается в следующем:

  • Возникновение обстоятельств для получения материальной помощи к отпуску.
  • Сбор подтверждающей документации.
  • Подача соответствующего заявления.
  • Формирование комиссии, которая принимает решение относительно предоставления финансовой помощи.
  • Выдача материальной помощи.

Алгоритм является стандартным и может быть изменен по решению руководства организации.

Выплата же единовременной выплаты производится одновременно с выплатой отпускных к первому периоду отдыха в году (если он разделен на части).

Размер данных выплат устанавливает бухгалтер (в согласии с решением директора), исходя из заработной платы работника и в зависимости от финансового положения организации.

Доплата производится 1 раз в год в размере, не превышающем 2-х месячных окладов, после выхода соответствующего приказа по предприятию.

Для ее получения работник должен отработать в организации не менее 6 месяцев.

  • Для начисления ЕВО подавать заявление не требуется в случае отдыха по графику, так как оно установлено в коллективном или трудовом договоре и регулируется начальством.
  • Заявление необходимо подавать, если отпуск нужен сотруднику не по установленному графику.
  • В таком случае оно должно содержать:
  • название организации;
  • ФИО директора;
  • просьбу о начислении ЕВО.

Кроме того, к нему необходимо приложить справки, которые подтверждают, что сотрудник нуждается в выплате.

В расчете уже выплаченной премии может быть обнаружена ошибка, приводящая либо к занижению, либо к завышению ее суммы. Причины таких ошибок делятся на 2 вида:

  • счетные;
  • объясняющиеся неверным применением установленных правил начисления.

Если ошибка привела к занижению премии, то вне зависимости от причины, по которой допущена ошибка, ее можно исправить, доначислив необходимую сумму премиальных и, соответственно, НДФЛ и страховых взносов с них.

А если сумма выплаченной премии завышена, то работодателю, решившему вернуть излишне выплаченные работнику деньги, придется обращаться с этим вопросом в суд.

Причем положительным решение суда станет только в том случае, если удастся доказать наличие счетной ошибки в расчетах, поскольку только такая ошибка допускает возможность возврата работником излишне выплаченных сумм (ст. 137 ТК РФ).

У уволенного удержать эти суммы из зарплаты уже невозможно, поэтому потребуется решение суда.

Подробнее об удержаниях, которые работодатель может сделать из зарплаты работника, читайте в статье «Ст. 137 ТК РФ: вопросы и ответы».

Если же при начислении премии допущена любая иная ошибка, кроме счетной, то работник вправе не возвращать излишне выплаченную ему сумму (ст. 1109 ГК РФ), т. к. его вины в допущенной при расчете премии ошибке нет. В этой ситуации суды будут на стороне работника.

Кроме заработной платы предприятие может назначать своим работникам 2 вида дополнительных выплат:

  • стимулирующие поощрительные выплаты (к таковым относится и единовременная выплата к отпуску);
  • социальные пособия (финансовая поддержка при возникновении сложной жизненной ситуации, пособие для организации предстоящей свадьбы, пособия при появлении в семье ребёнка, выплаты на лечение и оздоровление).

Работники бюджетных организаций имеют право на ежегодную выплату к отпуску, как и сотрудники коммерческих предприятий. Об этой поощрительной выплате должно говориться в локальных нормативных актах фирмы, в которых также указывается, что деньги выплачиваются в случае наличия достаточного количества средств на счету предприятия.

Органы местного самоуправления тоже утверждают внутренними нормативными актами подобные выплаты для муниципальных служащих. Деньги выплачиваются либо единожды в год вне зависимости от длительности отпуска, либо при продолжительности отдыха от 2 недель. Всё зависит от решения руководства Администрации, подробности необходимо узнавать в самих органах управления территориального образования.

Федеральные госслужащие также имеют право на единовременную выплату, приуроченную к отпуску, которая будет начислена в двукратном размере стандартного оклада единожды в год.

Гражданские служащие будут получать средства в соответствии с законами того региона, в котором они несут службу. Средства должны быть начислены в течение 10 дней, предшествующих отпуску.

Если на протяжении данного периода сумма не будет выплачена, госслужащий вправе отсрочить отпуск по согласованию с начальством.

Премии и денежные поощрения, начисленные в 12-месячном периоде, требуется учитывать при определении получаемого дохода и при определении суммы средней з/п. Главное, чтобы эти награды были предусмотрены актуальной для компании или предприятия системой оплаты трудовой деятельности. Процесс внесения всей премии или ее части, требует обязательного соблюдения перечисленных выше правил.

Рассмотрим общие требования и порядок начисления и выплаты годовой премии (премии работы по итогам года).

Организация может прописать порядок выплаты премии в следующих документах:- в трудовом договоре на основании абз.5 ч.2 ст.57 ТК РФ;- в коллективном договоре на основании ч.2 ст.

135 ТК РФ;- в отдельном локальном документе (Положении о премировании сотрудников) на основании ч.2 ст.135, ч.1 ст.8 ТК РФ);

– в приказе на выплату премии на основании ч.1 ст.8 ТК РФ.Какой бы ни был документ, в котором установлен порядок выплаты премии по итогам года, в нем необходимо указать источник выплаты.Основанием для начисления премии является приказ руководителя о поощрении сотрудника. Приказ обязательно должен быть подписан руководителем организации.

Единовременная выплата к отпуску может быть начислена сотрудникам любых учреждений:

  • коммерческих предприятий;
  • муниципальных учреждений;
  • бюджетных организаций.

В любом случае правила назначения и выплаты данного пособия внутри предприятия не должны противоречить нормам закона, трудового контракта с сотрудником и коллективного договора фирмы.

Все без исключения сотрудники получают заработную плату, размер которой зависит от должностного оклада, выслуги лет, трудового стажа, наличия дополнительных навыков и умений, факта внутреннего совместительства, наличия подработок и назначения стимулирующих надбавок. Поощрительные выплаты назначаются только самым трудолюбивым и показавшим себя с лучшей стороны сотрудникам, чтобы показать их значимость в коллективе и мотивировать их на дальнейшие достижения. Дополнительные выплаты могут быть следующими:

Вид дополнительных выплат Отличительные особенности
Стимулирующие выплаты Такие выплаты назначаются выборочно. Как правило, существует ряд критериев, по которым оценивается работника сотрудников. На такие надбавки могут претендовать только сотрудники, имеющие определенные достижения на работе. К поощрительным выплатам, в частности, относится единовременная выплата к отпуску.
Социальные пособия (материальная поддержка) Такие выплаты не являются регулярными — они предоставляются только в случаях, когда у сотрудника возникает сложная жизненная ситуация или значимое событие (женитьба, рождение ребенка, смерть родственника, несчастный случай, тяжелое заболевание и т.д.).

Кроме заработной платы предприятие может назначать своим работникам 2 вида дополнительных выплат:

  • стимулирующие поощрительные выплаты (к таковым относится и единовременная выплата к отпуску);
  • социальные пособия (финансовая поддержка при возникновении сложной жизненной ситуации, пособие для организации предстоящей свадьбы, пособия при появлении в семье ребёнка, выплаты на лечение и оздоровление).

Чтобы претендовать на единовременную финансовую помощь к отпуску, сотрудник должен отработать на предприятии как минимум полгода.

Единовременная выплата к отпуску может быть начислена сотрудникам любых учреждений:

  • коммерческих предприятий;
  • муниципальных учреждений;
  • бюджетных организаций.

В любом случае правила назначения и выплаты данного пособия внутри предприятия не должны противоречить нормам закона, трудового контракта с сотрудником и коллективного договора фирмы.

Величина выплаты определяется работников бухгалтерии и согласовывается с руководством компании. Зависит сумма от зарплаты сотрудника и наличия достаточного количества средств в бюджете предприятия. Какая бы сумма не была начислена, выплата не производится чаще одного раза в год и не может оказаться больше чем двойной размер заработной платы. Перед тем как назначить выплату, бухгалтер дожидается Приказа директора.

Сотрудник кадровой службы, зарплата которого составляет 49 000 рублей, отправляется в ежегодный отпуск по графику отпусков. Согласно трудовому контракту он должен получить единовременную помощь к отпуску в размере 35% от оклада.

  1. Единовременная выплата к отпуску без учёта налогов составит: 49 000 руб. х 35% = 17 150 руб.
  2. Четыре тысячи рублей налогом не облагаются, а потому налоговая база составит: 17 150 руб. – 4 000 руб. = 13 150 руб.
  3. НДФЛ и страховые взносы: 13 150 х 13% + 13 150 х 22% = 4 602 руб. 50 коп.
  4. Единовременная выплата к отпуску будет начислена в размере: 17 150 руб. – 4 602 руб. 50 коп. = 12 547 рублей 50 копеек.
  5. Отпускные с учётом данной выплаты составят: 49 000 + 12 547,5 = 61 547 рублей 50 копеек.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *