Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авансирование по 44 ФЗ в 2021 году на строительство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Советы заказчикам, как прописывать предварительную оплату в договоре по 44-ФЗ:
- Точно указывайте сумму предоплаты. Не используйте минимальные и максимальные интервалы при определении аванса.
- Не соотносите требования с целями применения аванса, если это не предусмотрено законодательством. Данные условия говорят о несоблюдении закона 44-ФЗ и являются основанием для возможного возбуждения материалов по ч.4.2 ст.7.30 КоАП. Об этом сообщается в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015 г., Решении ФАС по делу № К-67/15 от 28.01.2015 г.
- Если согласно контракту исполнитель должен выполнять работу этапами, то указывайте в документе авансирование в виде процента от каждого такого этапа. Так делать обязывает п.1 ч.13 ст.34 44-ФЗ.
Образцы формулировок в помощь заказчикам:
Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.
Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:
- сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
- сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.
Заказчики тяжело принимают решение проводить торги с предварительной оплатой, так как этот момент имеет не только положительную, но и отрицательную сторону.
Несомненно, для исполнителя такой контракт будет чрезвычайно выгодным, потому что появляется возможность заранее продумать план работ, договориться с субподрядчиком о поставке нужных материалов или продукции. Исполнитель, получивший предоплату, не тратит на закупку расходников собственные денежные средства, а это очень удобно и экономит его бюджет, который можно направить на решение других задач.
Для заказчика предоплата по 44-ФЗ в бюджетном учреждении имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Возможность предварительно заказать нужную продукцию,
закупить расходные материалы, привлечь к исполнению желаемого субподрядчика |
Риск потерять договор. Есть недобросовестные поставщики, которые, получив аванс, не выполняют обязательства |
В закупках товаров массового потребления
В распоряжении правительства от 16.01.2018 № 21-р есть перечень товаров массового потребления, в закупках которых запрещено платить аванс. В него, например, попали:
- мебель, ковры, постельное белье и предметы домашнего обихода,
- канцтовары и бумага,
- легковые автомобили,
- ноутбуки,
- ремонт компьютеров, коммуникационного оборудования и др.
В закупках со снижением цены 25 % и ниже
Аванс не получат победители закупки, которые снизили цену больше, чем на четверть. Эта антидемпинговая мера поможет застраховать заказчиков от недобросовестных поставщиков и фирм-однодневок.
Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом самостоятельно.
Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.
В соответствии с ст. 487, 711, 781 ГК РФ, предоплата выплачивается в полном размере или частями. Размер аванса может составлять от 50 до 100 процентов от НМЦК. При выплате полного аванса заказчик совершает 100% предоплаты по 44-ФЗ до того, как поставщик начнёт исполнять соглашения по контракту. Если предоплата частичная, исполнитель получает от заказчика первый платёж перед выполнением контрактных обязательств, а последний — после того, как успешно выполнит все условия контракта по 44-ФЗ (поставка товара, выполнение работ, оказание услуги).
Авансирование по 44-ФЗ в 2021 году: в каких закупках предусмотрен аванс?
Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджета. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен разместить информацию об авансировании в извещении о закупке (ч. 12 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).
Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.
Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте. Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам. Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.
Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму аванса — использовать минимальные и максимальные интервалы при определении суммы не нужно.
Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.
Если по контракту подрядчик должен выполнить работ поэтапно, в договоре нужно указать сумму аванса в виде процента от общей стоимости работ (товаров) для каждого этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.
Сформулировать условия авансирования можно в свободной форме. Пример формулировки по полной предоплате:
Пример формулировки по частичной предоплате:
Предел начисления предоплаты для отдельных категорий товаров установлен в Постановлении Правительства РФ №1496 от 9 декабря 2017 года. Постановлением Правительства РФ № 1289 от 26 августа 2020 года в пункты 18, 26.4 и 26.8 были внесены поправки, в соответствии с которыми для некоторых групп был увеличен размер предоплаты, а также прописаны условия её предоставления. Изменения начали действовать с начала 2021 года.
Так для работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту некоторых объектов авансирование увеличили до 90%, но с условием, что предоплата сопровождается Казначейством.
Новые размеры предоплаты по 44-ФЗ в 2021 году:
Федеральные заказчики | |
---|---|
Связь, подписка, обучение и лечение, экспертиза проектной документации, грузовые перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, гостиничные услуги и т.д. | До 100% |
В любой закупке с казначейским сопровождением аванса. | До 90% |
НИОКР для импортозамещения технической продукции. Требуется казначейское сопровождение и подтверждение Минпромторга о том, что контракт соответствует целям импортозамещения. | До 80% |
До конца 2021 года — станки, ручной инструмент и др. | Обязательный аванс не менее 80% |
До конца 2021 года — на любые товары и работы, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт. | До 50% |
Региональные и муниципальные заказчики | |
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт государственной и муниципальной собственности, если получена субсидия на софинансирование из федерального или регионального бюджета. | Обязательный аванс не менее 50% |
С 1 июля 2020 года вступили в силу поправки в закон о контрактной системе, внесённые Федеральным законом 124-ФЗ от 24 апреля 2020 года, который упростил процедуру госзакупок для предприятий и изменил порядок их проведения. Если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением, ОИК рассчитывается исходя из начальной максимальной цены контракта (НМЦК). При этом НМЦК уменьшается на сумму аванса.
По новым правилам в торгах для субъектов малого и среднего бизнеса цена контракта в случае авансирования уменьшается на сумму предварительной выплаты (п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).
Кроме того, нововведения позволили изменять существенное условие об авансировании работ. В своём письме от 19.05.2020 г. № 09-04-05/41434 Минфин разъяснил, в каких случаях это разрешено.
Для изменения условий авансирования необходимо, чтобы одновременно соблюдались следующие условия:
- новая сумма аванса не должна превышать максимальный предел, который установлен законодательством для данного вида работ;
- условие об авансировании прописано в тексте контракта;
- изменения условий авансирования происходит по инициативе исполнителя, корректировки согласованы с заказчиком.
В Федеральном законе № 223-ФЗ отсутствуют нормы, непосредственно касающиеся авансирования. В связи с этим в качестве нормативной базы заказчикам следует использоваться положения Гражданского кодекса РФ.
Как правило, порядок авансирования излагается заказчиком в Положении о закупках, а также в проекте договора с поставщиком. При проведении торгов по 223-ФЗ заказчиков нередко оценивают исходя из размера предоплаты.
Как и в случае с закупками по 44-ФЗ, размер аванса непосредственно влияет на ОИК. Если поставщик получает авансовый платёж от заказчика, обеспечение исполнения контракта соответствует предоплате и не может быть меньше, чем аванс.
Ограничения по размеру предоплаты законодательством не предусмотрены, однако минимальная сумма аванса должна составлять не менее 30 % от НМЦК (ч. 17 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352).
Тендеры с авансированием: когда возможно и как установить
Выплачивая аванс, заказчик рискует тем, что при нарушении условий контракта может потерять свои деньги. Чтобы обеспечить исполнение контрактных обязательств или вернуть предоплату в случае их неисполнения, заказчик может потребовать от исполнителей банковские гарантии возврата аванса.
В этой ситуации исполнитель (поставщик) должен оформить гарантию в банке. При этом он должен выбрать банк из тех, что были предложены заказчиком в закупочной документации. Если в контракте отсутствуют указания на конкретный банк, он может выбрать любое учреждение, отвечающее требованиям организаторов тендера.
В случае нарушения контрактных условий банк вернёт заказчику полную или частичную сумму аванса из своих средств. Исполнитель, в свою очередь, должен будет вернуть эту сумму банку.
Согласно ч. 4 ст. 368 ГК РФ, в гарантии должны быть указаны:
- наименования сторон соглашения и поручителя;
- условие предварительной выплаты;
- продолжительность действия;
- сумма аванса;
- обязательства исполнителя, за которые поручается банк;
- дата оформления;
- условия, при которых аванс может быть возвращён.
Напомним, что для документов потребуется квалифицированная электронная подпись. КЭП необходима практически на всех этапах торгов: от регистрации и размещения заявок до оформления закупочной документации и заключения контракта.
Использование аванса по 44-ФЗ в 2020 году для бюджетных учреждений имеет как плюсы, так и минусы, о которых важно знать заказчику при проведении тендера.
Предоплата упрощает для исполнителя предзаказ ТРУ – он расходует полученные средства на закупку расходников, может выбрать наиболее подходящего субподрядчика, а не опираться только на свои финансовые возможности.
Правда, интересующий нас подход повышает вероятность потери договора, точнее говоря, все зависит от размера аванса по 44-ФЗ. Ведь исполнитель, получив 100 % предоплаты, может отказаться от выполнения условий контракта. Оговоримся, что за подобные действия закон предусматривает наложение пени, штрафов, занесение сведений в РНП.
Чтобы использовать данный формат оплаты, покупатель должен прописать в договоре соответствующий порядок расчетов, как того требует ч. 13 ст. 34 закона 44-ФЗ. Нужно установить конкретный размер аванса и срок получения средств исполнителем.
Отсутствие в соглашении условий авансирования приравнивается к административному правонарушению в соответствии с ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП. Ответственный, утвердивший документацию, будет вынужден выплатить штраф в размере 3 000 рублей, если были нарушены нормы закона о госзакупках.
Если в контракте прописан аванс, но он не был выплачен, покупателя ждет более серьезное наказание. На подобные действия распространяется ст. 7.32.5 КоАП: первое нарушение карается штрафом в пределах 30 000–50 000 рублей, за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация на 1-2 года.
Обновления положений закона № 539-ФЗ относятся к участникам электронных открытых конкурсов, аукционов и запросов предложений, в бумажных запросах котировок.
С 1 июля изменяются правила включения в РНП
Начиная со второго полугодия 2021 года в Реестр будут внесены исключительно те участники-юридические лица, которые самостоятельно или с аффилированными лицами владеют более, чем четвертью акций.
Сведения об участнике закупки, а также об исполнителе по контракту, должны быть исключены из РНП по прошествии двух лет с даты включения данных сведений в реестр.
С 1 января увеличение доли госзакупок у СМП и СОНКО и сокращение сроков произведения оплаты по всем контрактам
В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:
- не должен превышать 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
- не должен превышать 15 рабочих дней — при других закупках.
С 1 января 2023 года предельные сроки снова сократят и тогда они уже будут составлять:
- до 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
- до 10 рабочих дней — при остальных закупках.
Отсчёт срока будет, как и раньше, вестись с даты подписания заказчиком документа о приёмке.
Закупки с авансом в 2021 году
В Госдуму был внесен проект об изменении п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ. В настоящий момент, согласно вышеуказанному основанию, допускается закупка у единственного поставщика такой продукции, как:
- печатные или электронные издания;
- доступ к этим электронным изданиям.
При этом, осуществлять закупки у единственного поставщика в праве исключительно государственные библиотеки, образовательные или государственные научные организации.
Собрали в таблицу основные изменения по 44-ФЗ с 01.04.2021 в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Дата вступления изменений в силу | Суть изменений | Нормативный акт |
---|---|---|
01.04.2021 | Серьезно изменится порядок госзакупок в форме запроса котировок в электронной форме. Вот какой порядок утвердили законодатели:
Если в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, заказчики перестанут пролонгировать процедуру, они будут сразу подписывать госконтракт с едпоставщиком. |
Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019 |
Разрешат проводить малые закупки в электронной форме до 3 млн рублей. Вот новый алгоритм для таких заказов:
|
Федеральный закон №249-ФЗ от 31.07.2020 |
|
Утвердили порядок, состав и формат предоставления, отправления уполномоченным банком информации и документов в ЕИС гособоронзаказа. | Указание Банка России №5536-У от 28.08.2020 | |
Изменят п. 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика работ по изготовлению акцизных марок для маркировки. |
Федеральный закон №436-ФЗ от 22.12.2020 |
Собрали в таблицу изменения, которые вступают в силу 01.07.2021, с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда вступают в силу изменения | Что меняется | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
01.07.2021 |
Когда федеральные заказчики будут планировать ряд госзакупок им придется заполнять больше данных. Так, в плане-графике на 2022 год такие заказчики будут указывать спецкод в графе КБК для закупок, предметом которых выступают:
Нововведения коснутся региональных и муниципальных заказчиков, если расходы на их закупку субсидируются из федбюджета. |
Постановление правительства №1799 от 07.11.2020 |
Изменится порядок внесения информации в РНП. |
Федеральный закон №539-ФЗ от 30.12.2020 |
Собрали изменения в 44-ФЗ с 1 октября 2021 года в таблицу с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда вступают в силу изменения | Что меняется | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
01.10.2021 | Вводят правило, что через ЕИС заказчики будут получать информацию обо всех предварительных предложениях, которые публикуются на электронных площадках для участия в госзакупках у едпоставщика. | Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019 |
Собрали все изменения в 44-ФЗ с 01.11.2020 в таблицу с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда изменение вступило в силу | Что меняется | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
13.11.2020 |
Направляют меньше сведений в реестр контрактов по отдельным строительным закупкам. |
Постановление правительства №1799 от 07.11.2020 |
27.11.2020 |
Уточнили правила использования КТРУ при закупке радиоэлектронной продукции. |
Постановление правительства №1909 от 24.11.2020 |
27.11.2020 | Применяется новое положение о контрактной службе. Подробнее: «Разрабатываем новое положение о контрактной службе с 27.11.2020». | Приказ Минфина №158н от 31.07.2020 |
30.11.2020 | Вступили в силу поправки к типовому контракту на поставку техсредств для реабилитации инвалидов. |
Приказ Минтруда №508н от 24.08.2020 |
Собрали все изменения в 44-ФЗ с 01.10.2020 в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда изменения вступили в силу | Суть изменений | Нормативно-правовой акт | Скачать |
---|---|---|---|
01.10.2020 |
Изменили правила согласования с ФАС сделок с единственным поставщиком по итогам закупок, которые не состоялись. Подробнее об этом — в статье «Как согласовать закупку с ФАС». |
Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019 | Скачать |
Определили единственных поставщиков в закупках школьных автобусов в 2020 году. |
Распоряжение правительства №2525-р от 01.10.2020 |
Скачать | |
Заработала новая редакция приказа Минфин №126 от 04.06.2018 об условиях допуска иностранных товаров. |
Приказ Минфина №140н от 10.07.2020 |
Скачать | |
08.10.2020 | Вступили в силу новые правила контроля в госзакупках. | Постановление правительства №1576 от 01.10.2020 | Скачать |
22.10.2020 | Утвердили правила рассмотрения обращений госзаказчиков об определении едпоставщика для госнужд по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. | Постановление правительства №1649 от 10.10.2020 | Скачать |
24.10.2020 | Обновили порядок формирования и направления информации в закрытый реестр банковских гарантий и направления казначейством выписок и протоколов. | Приказ Минфина №118н от 22.06.2020 | Скачать |
Собрали в таблице изменения в 44-ФЗ с 1 сентября 2020 года с комментариями.
Дата вступления в силу изменений | Суть изменений | Нормативный акт |
---|---|---|
01.09.2020 |
Из аукционного перечня по распоряжению правительства №471-р от 21.03.2016 исключили ОКПД2, связанные со строительной сферой. Это означает, что госзаказчики могут заказывать такие работы как с помощью аукциона, так и в форме конкурсных процедур. А для этих конкурсов разработали специальные правила. |
Постановление правительства №921 от 25.06.2020 |
05.09.2020 | В обязательном порядке применяется типовой контракт на оказание охранных услуг. | Приказ Росгвардии №149 от 01.06.2020 |
08.09.2020 | Утвердили список промышленных товаров, для госзакупок которых в 2020 году устанавливают авансирование не меньше 80%. | Постановление правительства №1289 от 26.08.2020 |
11.09.2020 | Поправили список товаров по приказу Минфина №126н от 04.06.2018 об условиях допуска зарубежной продукции к госзакупкам. |
Приказ Минфина №140н от 10.07.2020 |
17.09.2020 | Изменили положение о примерных условиях госконтрактов по гособоронзаказу. С этой даты расчет цены серийного производства — условие контракта на создание оружия и спецтехники. |
Постановление правительства №1366 от 07.09.2020 |
Собрали последние изменения в 44-ФЗ с 01.08.2020 в табличной форме.
Дата вступления в силу изменений | Суть изменений | Нормативный акт | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
05.08.2020 | Изменили постановление правительства №616 от 30.04.2020 о запретах допуска зарубежной промышленной продукции. Начали страну происхождения для некоторых товаров подтверждать по-другому. |
Постановление правительства №1178 от 04.08.2020 |
|||||||||||||||||||||||||
06.08.2020 | Уточнили правила госзакупок иностранных кабелей и проводов волоконно-оптических, электронных и электрических. |
Постановление правительства №1116 от 25.07.2020
Новое в закупках по 44 ФЗ с 2 квартала 2021 годаСпособ определения подрядчика зависит от вида работ и размера НМЦК (таблица 1). Таблица 1. Выбор способа определения подрядчика
*особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений Значимость критерия «Цена контракта» при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) должна быть не менее 60%. Из нестоимостных критериев заказчику разрешено использовать исключительно критерий «Квалификация участников закупки…». Показателями критерия квалификации могут быть один, два или три из нижеперечисленных: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это поможет сэкономить время. В каких случаях допускается изменение условий контракта на выполнение строительных работИзменение условий «строительных» контрактов возможно в трех особых случаях:
Закупки строительных работ по закону № 44-ФЗ. Курс в Москве + Онлайн-трансляция Курс повышения квалификации посвящен специальным правилам, последним изменениям, актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок строительных работ по закону № 44-ФЗ. Опытные эксперты, включая специалиста ФАС России, представят последние изменения в регулировании закупок, обзор нормативной базы и практики применения закона № 44-ФЗ, ответят на вопросы слушателей, а также дадут обоснованные рекомендации по разрешению сложных практических ситуаций в сфере закупок строительных работ по 44-ФЗ. Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2021 годуВозможность малых закупок с единственным поставщиком через единого агрегатора торговли предусмотрена еще Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. ЕАТ формирует свой реестр закупок. Площадку для проведения малых торов заказчик может выбрать по своему усмотрению, но она должна быть включена в перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 г. №1447-р. Все взаимодействие между участниками закупки и заказчиком осуществляется через ЭП, документы подписываются ЭЦП. Участники закупки формируют и размещают предварительные предложения на поставку товаров, где указывают в том числе:
Заказчик (при помощи ЕИС) формирует извещение, где помимо обычных сведений (адресов, кода, размера обеспечения и пр.) указывает информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Извещение должно содержать проект контракта и обоснование цены. В течение часа с момента размещения извещения оператор ЭТ определяет не более 5 заявок, соответствующих требованиям извещения, нумеруя заявки по возрастанию цены за единицу товара, направляет выбранным участникам необходимую документацию, а также блокирует то количество товара, от указанного участниками в предварительном предложении, какое необходимо заказчику. А в течение одного рабочего дня с момента направления участникам информации и документов заказчик должен рассмотреть заявки на предмет соответствия требованиям и присвоить тем заявкам, которые не были им отклонены номера по возрастанию цены, сформировать при помощи средств ЭП протокол подведения итогов определения поставщика и направить его оператору ЭП. Протокол должен быть размещен ЭП в течение часа в ЕИС и на площадке. Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер. Блокировка товара остальных участников после размещения протокола прекращается, а у участника, с которым заключается контракт количество товаров в предварительном предложении уменьшается. Контракт (в силу отсылки на нормы ст. 83.2 ч. 13. ст. 82.1 Закона 44-ФЗ) должен быть размещен Заказчиком на ЭП и ЕИС в течение трех часов с момента размещения протокола. Далее у победителя есть 1 рабочий день на его подписание, размещение на ИП и предоставление обеспечения исполнения. Подписать контракт и разместить его на ЭП и ЕИС в свою очередь заказчик должен в течение рабочего дня с даты размещения, но не ранее двух рабочих дней с даты размещения итогового протокола. Если заявок меньше двух, то в течение часа оператор ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление в ЕИС, если все же есть один участник, то документы ему не направляются. Процедура предполагает активное взаимодействие и обмен информацией между ЭП и ЕИС, информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12. ст. 93 включается в реестр контрактов (соответствующие изменения внесены Законом 449-ФЗ от 27.12.2019 в ч. 1 ст. 103 Закона 44-ФЗ). При этом в план-график закупок малые закупки, которые заключаются посредством электронной площадки включать, наоборот, не нужно. В полной мере нормы, касающиеся ЕИС должны заработать с июля, когда заработает часть 13 ст. 93 Закона 44-ФЗ, устанавливающая обязанность предоставления информации через ЕИС и когда будут разработаны соответствующие подзаконные акты. Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг от 3 281 руб Подробнее Профессиональная переподготовка
Эксперт в сфере закупок от 7 031 руб Подробнее Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ от 3 656 руб Подробнее Повышение квалификации
Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ от 4 593 руб Подробнее Повышение квалификации
Осуществление закупок в здравоохранении по 44-ФЗ и 223-ФЗ от 4 593 руб Подробнее Заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе на летней всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» рассказала о схеме процесса электронного актирования: «Когда заказчик подписывает акт выполненных работ, то соответствующие сведения из этого акта поступают в бухгалтерию заказчика в цифровом формате, а также в подсистему по платежам. Все это будет происходить в рамках интеграционного взаимодействия. Таким образом, происходит связь информации о поставленном товаре, выполненной работе и оказанной услуге между сторонами закупочного процесса. В конечном итоге мы обеспечим прозрачность и достоверность всех процессов. Также эта информация позволит добросовестным заказчикам и поставщикам защитить свои законные права и интересы в антимонопольном органе, судебных инстанциях и иных случаях, где это будет необходимо».1 В настоящее время заказчик и поставщик могут по своему усмотрению воспользоваться доступным функционалом реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок в части электронного актирования, однако, чтобы данный процесс был легитимен, заказчику необходимо заранее это предусмотреть на этапе формирования закупочной документации. Обязательным электронное актирование может стать с 1 апреля 2021 года. Совместно выпущенное письмо Казначейства и ФНС от 18 декабря 2019 №№ 14-00-06/27476, АС-4-15/26126 предупреждает вопросы поставщиков о необходимости дублирования первичной документации. Прочитайте его и убедитесь, что электронные документы о приемке имеют такую же юридическую силу, как и их бумажные аналоги. Положения федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны был вступить в силу еще 1 июля 2020, однако, дату вступления прописанных в нем изменений отложили до 1 апреля 2021 года. Основные изменения, описанные в данном законе, касаются запроса котировок в электронной форме и нового вида закупок у единственного поставщика, так называемых электронных закупок «с полки». Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Таким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей). Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются. С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ. Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок. Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:
Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года. Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3 Одним из главных нововведений 44-ФЗ в части работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия стало изменение в процедуре электронного аукциона: срок подачи заявок сократился до 7 календарных дней, если начальная (максимальная) цена договора до 2 млрд рублей, и до 15 календарных дней, если НМЦ контракта более 2 млрд рублей. Для остальных закупок сроки подачи заявок сокращаются до 7 календарных дней, если начальная максимальная) цена договора до 300 млн рублей, и до 15 календарных дней, если НМЦ контракта более 300 млн рублей. В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 и части 1 статьи 96 № 44-ФЗ заказчик обязан включить в проект контракта обязательное условие о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств. Размер такого обеспечения не может превышать 10 % НМЦК. В ходе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику новое обеспечение гарантийных обязательств взамен ранее предоставленного в соответствии с частью 7 статьи 96 № 44-ФЗ. При исполнении контракта документ о приемке поставленных ТРУ оформляется только после предоставления поставщиком такого обеспечения/ Срок обеспечения гарантийных обязательств составляет: гарантийный срок + 1 месяц. С одной стороны, эта мера призвана защитить заказчиков, а с другой — дополнительное бремя на поставщиков, что, в конечном счете, отразится на начальной (максимальной) цене контракта и может привести к оттоку поставщиков на торгах и, как следствие, к снижению конкуренции. Часть 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дополнена двумя основаниями для изменения условий контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия: 1. Если при исполнении контракта возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию: 2. Допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначальный, если контракт не был исполнен в установленный срок по вине подрядчика или по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию. Приведем пример: у заказчика был заключен контракт с поставщиком на 1 год на строительство детского сада, но в силу прошедшего торнадо поставщик не смог его достроить. Стороны должны будут согласовать новый срок возврата подрядчику денежных средств, внесенных им в качестве обеспечения исполнения контракта, если обеспечение исполнения контракта вносилось деньгами. Это очень важное изменение, позволяющее заказчику избежать ситуаций, когда из-за неучтенных работ заказчик должен был проводить дополнительную конкурентную процедуру. Представим себе ремонт помещения в больнице, где рабочие вскрыли полы и поняли, что надо их полностью менять. В силу того, что сумма увеличившегося объема работ выросла более чем на 10 %, заказчик вынужден был проводить конкурентную процедуру и у него могла сложиться такая ситуация, когда на одном объекте часть работ делает одна компания, а часть — другая. Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 годаВ целях контроля исполнения договоров и лимитов предельной цены по ним часто используется бухгалтерский метод учета фактически выполненных работ, что приводит к возникновению ситуации с превышенными лимитами, описанными выше. Недостаток бухгалтерского учета состоит в том, что зачастую имеется значительная временная задержка между фиксацией факта исполнения работ на строительной площадке и приемкой этих работ заказчиком для последующей оплаты. За это время на объекте, как правило, продолжаются работы в соответствии с планом-графиком, и момент превышения лимита по договору можно упустить. Один из способов контроля в подобных случаях — внедрение и использование цифровых технологий по управлению проектами капитального строительства, которые объединяют всех участников проекта и всю цепочку поставок в едином цифровом пространстве на единой цифровой платформе. Современные IT-системы для управления объектами капитального строительства позволяют не только осуществлять приемку работ в целях учета исполнения обязательств по договорам в момент их возникновения, но и связать данные календарно-сетевого графика объекта, договора любого уровня кооперации, платежи и информацию о физических объемах поставок и работ на строительной площадке, что обеспечивает возможность своевременно фиксировать объемы работ и материалов, проводить план-фактный анализ и контролировать ход выполнения договорных обязательств. Потенциал интеграции с системами банковского сопровождения контрактов и электронными закупками обеспечивают дополнительный контроль над исходящими платежами и лимитами расходования денежных средств, а также за ценовой политикой расходов в рамках объекта капитального строительства. Использование цифровых технологий по формированию единого каталога МТР в привязке к техническим условиям, производимой продукции, еще на этапе формирования проектной документации и использование каталога как единого в IT-решении по управлению капитальным строительством, в том числе, при формировании спецификации и потребности в закупке, договоре, закрывающих документах дополнительно повышает прозрачность всего процесса. Цифровые технологии IPM базируются на четырех основных потоках данных, охватывающих весь жизненный цикл инвестиций в капитальное строительство:
За нарушение порядка пересмотра стоимости ответственность несет только госзаказчик. Если он подпишет дополнительное соглашение с поставщиком об изменении цены договора по условиям, которых нет в 44-ФЗ, то получит штраф:
По гособоронзаказу штраф составляет:
Если изменения повлекли дополнительное расходование бюджетных денег или уменьшение поставляемых товаров, работ, услуг, то штраф накладывают в двукратном размере от дополнительно израсходованной суммы или цен на ТРУ. \n\n Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. \n\n\n\n Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия: \n\n
\n\t \n\t \n\t \n \n\n\r\n\r\n ВАЖНО\r\n\r\n\r\n \n Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций. \n\r\n\r\n\r\n\n\n \n\n Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара. \n\n Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму. \n\n \n\n Согласно подпункту 8 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, стоимость контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт можно увеличить на сумму до 30 % при соблюдении следующих условий: \n\n
\n\t \n\t \n\t \n\t \n \n\n Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
ВАЖНОЕсли НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций. Похожие записи: |