Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий с использованием метода айсберг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий с использованием метода айсберг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий

УДК 343.378

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

БурдюгЯ.О., Куроптев Н.Б.

ГК «Деловые линии»

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF STRUGGLE AGAINST SMUGGLING OF ALCOHOL AND TOBACCO PRODUCTS

Burdyuh J. O., Kuroptev N. B.

С С «Business line» St. Petersburg branch of Russian customs Academy

Аннотация

В статье рассмотрены новые способы перемещения контрабанды алкогольной и табачной продукции в Калининградской области и меры борьбы с ними. Наибольшую опасность представляет контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий с использованием метода «Беспилотник». Беспилотные летательные аппараты популярные не только в военном деле и авиации, в настоящее время они доступны всем. Для борьбы с таким видом контрабанды предлагается использовать различные подавители. Также рассмотрены вопросы применения беспилотных летательных аппаратов для борьбы с контрабандой.

Ключевые слова: Контрабанда, беспилотные летательные аппараты, алкогольная продукция, табачные изделия.

Abstract

The article considers new ways to move contraband of the alcohol and tobacco products in the Kaliningrad region and measures to combat them. The greatest danger is the smuggling of alcohol and tobacco products using the method of «Drone.» Unmanned aerial vehicles are popular not only in the military and aviation, currently they are available to all. To combat this type of smuggling is proposed to use different suppressors. Authors also discussed the use of unmanned aerial vehicles to combat smuggling.

Keywords: Smuggling, unmanned aerial vehicles, alcoholic products, tobacco products.

Мировая практика таможенного дела выработала большое количество методов борьбы с контрабандой. Все методы строятся на комплексном подходе, анализе и принятии наилучшего решения в отношении каждой категории товаров индивидуально [11-

Основная цель контрабанды — извлечение максимальной прибыли. Зачастую незаконное перемещение товаров представляет собой нежелание платить высокие налоги [2]. Следовательно, одним из способов

устранения контрабанды какого-либо товара является снижение налоговой ставки на него [3].

Однако данный способ может негативно сказаться на государственном бюджете страны. И одним из наиболее эффективных способов в борьбе с контрабандой является применение различных технических средств таможенного контроля для выявления контрабанды [4, 5]. Радиоэлектронные методы борьбы с контрабандой следует отнести к данной категории.

Радиоэлектронные методы активно используются в боевых действиях. Сущность

БИТ 2017 Том 1 № 1

Таблица 1.

Современные методы совершения контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий

Метод Сущность

«Айсберг» Таоачную продукцию, упакованную в герметичные пакеты, прикрепляют к наружной части водного транспорта, находящейся под водой и пере-п являют по воде. ¿Рис. 1]

«Беспилотник» К радиоуправляемым вертолетам/квадракоптерам, с достаточной грузоподъемностью и дальностью следования прикрепляется бензобак или герметичная тара с контрабандной продукцией и перемещается по заданному маршруту, товар сбрасывается и аппарат возвращается. (Рис. 2)

«Катапульта» Строится катапульта, в среднем высотой около двух метров, с помощью которой контрабандная продукция переправляется на другой берег, где её встречают соучастники группировки. (Рис. 3)

их заключается в воздействии радиоизлучениями на радиоэлектронные средства систем управления с целью создания у последних помех, изменения направления распространения радиоволн, а также для защиты собственной техники от аналогичных воздействий.

Для наиболее наглядной демонстрации применения радиоэлектронных способов борьбы с контрабандой алкогольной продукции и табачных изделий в качестве примера приведем оснащенность Российско-Литовской границы.

Российская Федерация граничит с Литовской республикой со стороны Калининградской области, а именно со стороны города Советска. Многосторонний автомобильный пункт пропуска на российско-ли-

Рис. 1. Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий с использованием метода «Айсберг»

товской границе Советск-Панемуне проходит через реку Неман. Ширина реки Неман составляет 30-40 метров.

Термин «контрабанда» пришёл в Россию из итальянского языка, и является сочетанием двух слов: contra и bando, что можно перевести, как вопреки правительственному указу. В широкой трактовке, контрабандой называется несанкционированное перемещение через госграницу товаров в обход таможенного контроля.
Если говорить о наиболее распространённых способах ввоза контрабандной продукции, можно выделить следующее:

  • перемещение объекта преступления в тайниках, сокрытие среди партий легально ввозимых товаров;
  • ложное декларирование продукции или отсутствие декларации;
  • подделка таможенной документации.

Вообще, в качестве контрабандного товара может выступать практически любое недвижимое имущество: продовольственная продукция, драгметаллы, наркотические вещества и лекарственные препараты, оружие, денежные средства, антиквариат. Отдельной строкой идут предметы интеллектуальной собственности, например, рукописи или изобретения.

Рассмотрим признаки преступлений, сопряженных с противозаконным перемещением через границу табачной продукции и алкоголя. Здесь нужно отметить, что контрабандой признается не только ввоз, но и вывоз товаров за пределы страны. Многие понятия таких злодеяний трактуются положениями таможенного законодательства, поэтому меры ответственности можно отнести к бланкетным нормам. Скачать для просмотра и печати:
Статья 200.2 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ)

Правовая характеристика злодеяния выглядит следующим образом:

  • объектом преступлений становятся правовые отношения в экономической сфере, что выражается в виде упущенной выгоды, поступающей в казну от таможенных сборов и пошлин;
  • объективной стороной признается несанкционированное перемещение контрабандной продукции в обход таможенного контроля;
  • субъектом определяются дееспособные граждане, старше 16-летнего возраста;
  • субъективная сторона характеризуется умышленными действиями, нацеленными на ввоз/вывоз товаров любым противозаконным способом.

Если говорить о составе рассматриваемого преступления, он формальный: злодеяние считается свершившимся в момент осуществления противоправного деяния. В нашем случае: перемещение через границу табачной или алкогольной продукции в размере, признанном крупным.

Важно! Для таких преступлений возможен и специальный субъект, если речь идет о лице, наделенном должностными полномочиями и совершившим злодеяние с применением служебного положения.

Здесь возможно два варианта развития событий:

  1. Контрабандист задержан с поличным или определённый гражданин подозревается в нелегальном ввозе/вывозе алкоголя и табачных изделий.
  2. Владелец нелегального груза не установлен.

В первом случае, первоначальный этап следственных действий подразумевает проведение обыска на предмет обнаружения других тайников. Найденные объекты правонарушения протоколируются. После этого проводится допрос задержанного, где проясняются следующие моменты:

  • личность контрабандиста;
  • принадлежность нелегального товара: нередко задержанные являются только перевозчиками;
  • получатель груза;
  • кто помогал оборудовать тайники: предварительный сговор становится отягчающим вину обстоятельством;
  • взаимодействие с сотрудниками таможенной службы, которые должны пропустить контрабандный груз.

На основании полученных сведений, проводятся обыски и задержания всех лиц, установленных в результате допроса. Обнаруженная контрабанда подвергается криминалистической и товароведческой экспертизам. Это необходимо для обнаружения отпечатков пальцев и определения стоимости товара.

Если владелец контрабандного товара не установлен, порядок следственных действий изменяется. В частности, проводится опрос лиц, способных идентифицировать личность преступника. Например, поездные бригады, члены экипажа морских и воздушных судов. Перечисленные лица могут быть причастны к совершению преступления, или рассказывают о необычном поведении одного из пассажиров.

В некоторых случаях, факт обнаружения контрабанды не афишируется, и тайник не демаскируется. Это касается ситуаций:

  • необходимо установить всю цепочку, включая получателя и способы реализации товара;
  • речь идет о транзитном грузе, и российские правоохранительные органы сотрудничают с коллегами из других государств;
  • существует подозрение о причастности к контрабанде сотрудников таможенной или пограничной службы.

Вне зависимости от обстоятельств, по факту обнаружения контрабандного груза возбуждается уголовное дело, если к этому достаточно оснований.

Объектом преступления выступают нормальные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности государства, правила таможенного контроля.

До изменений, внесенных в Уголовный кодекс РФ 07.12.2011, понятие «контрабанда» закрепляла статья 188 УК РФ, но этим изменением она была исключена из закона, а на ее место было внесено четыре новых состава:

Обратите внимание

Контрабанда и контрафакт — созвучные понятия, однако не идентичные. Если контрабанда — это нелегально ввозимый товар, то контрафакт — сам товар или его упаковка, на которую нанесен товарный знак или знак, сходный по внешним признакам с товарным знаком, считается контрафактным. Подробнее можно прочитать здесь

  • Статья 200.1 УК – Контрабанда денежных средств (наличность) и инструментов;
  • Статья 200.2 УК — Контрабанда алкогольной продукции, сигарет;
  • Статья 226.1 УК – Контрабанда сильнодействующих и отравляющих, взрывоопасных, радиоактивных и иных опасных для жизни, здоровья, уклада государства веществ, а также источников радиации, оружия, взрывчатки, боеприпасов, оружия массового уничтожения (химическое, биологическое и иное), военной техники, материалов, используемых для производства указанных товаров, а также оборудования для их изготовления, культурных ценностей, животных и растений, имеющих важное значение;
  • Статья 229.1 УК – Контрабанда наркотиков, психотропов и их прекурсоров, а также сырья, оборудования и приспособлений для их изготовления.

Разграничение составов происходит в зависимости от того, какой предмет контрабанды был использован в каждом конкретном случае.

В рамках Уголовного кодекса России, контрабанде табачной и алкогольной продукции посвящена статья 200.2. Рассмотрим, какие виды наказаний могут применяться к гражданам, уличенным в таких злодеяниях.

  1. Нелегальное перемещение алкогольной продукции и табачных изделий через границу Таможенного союза, если стоимость объекта преступления определена в крупном размере.
      штраф — 300 000-1 000 000 рублей;
  2. штраф в размере заработка или иного дохода за период от 12 месяцев до 3-х лет;
  3. принудительные работы — до 5 лет;
  4. лишение свободы — до 5 лет.
  5. Обвиняемыми являются должностные лица, совершившие преступление с применением служебных полномочий, группа лиц, вступивших в предварительный сговор.
      лишение свободы — 3-7 лет;
  6. штраф — может назначаться вместе с лишением свободы в размере до 1 000 000 рублей.
  7. Злодеяния, рассматриваемые частями 1 и 2 данной статьи, совершённые в составе организованной группы.
      лишение свободы — 7-12 лет;
  8. штраф — может назначаться вместе с лишением свободы в размере до 2 000 000 рублей;
  9. ограничение свободы передвижения — до 24 месяцев.

Важно! В рамках рассматриваемой статьи, контрабандой в крупном размере считается партия товара на сумму, превышающую 250 000 рублей.

УК дополнен новой статьей о контрабанде алкоголя и табака

В статье рассмотрены новые способы перемещения контрабанды алкогольной и табачной продукции в Калининградской области и меры борьбы с ними. Наибольшую опасность представляет контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий с использованием метода «Беспилотник». Беспилотные летательные аппараты популярные не только в военном деле и авиации, в настоящее время они доступны всем. Для борьбы с таким видом контрабанды предлагается использовать различные подавители. Также рассмотрены вопросы применения беспилотных летательных аппаратов для борьбы с контрабандой.

Таможенные органы осуществляют контроль ввоза и провоза (транзит) через границу России разного рода грузов, в том числе почтовых грузов, багажа граждан, с целью контроля соблюдения действующего законодательства.

В страну запрещено провозить некоторые предметы, а другие — разрешается только в определенных пределах или за отдельную плату в пользу государства.

Контрабанда (итал. contrabbando, от contra против и bando правительственный указ) это незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства обеих стран.

Читайте: Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов
Ну, кто в детстве не любил захватывающие истории из жизни отважных контрабандистов или пиратов. Только с возрастом приходит осознание того, что такая деятельность является не просто преступной, а может наносить колоссальный урон и отдельным гражданам, и в целом стране. Контрабандисты не просто игнорируют внесение сборов, пошлин и налогов. Их действия могут подрывать экосистему целых регионов, как в случаях с вывозом представителей уникальной флоры и фауны из страны, где они обитают. Такие деяния могут приводить к гибели тысяч людей, когда речь идет о контрабанде наркотиков, оружия или людском трафике.

История контрабанды, начинается почти сразу с момента появления границ даже не государственных, а удельных. Если обратиться к возникновению русского государства, то первое упоминание о борьбе с контрабандой относится к Х веку. В ряде документов того периода можно встретить упоминание о «промыте» – двойном налоге, которым облагались купцы, пытавшиеся ввезти на территорию Руси товары с применением «ухищренных» способов. Речь здесь, скорей всего, идет о попытках обойти ввозные пошлины.

Осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза.

Участники таможенного союза: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, — в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Федеральная таможенная служба

Уголовный кодекс дополнен ст. 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий», устанавливающей уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере.

Справочно: Продажа контрафактной продукции, Продажа сигарет, Продажа пива, Продажа водки.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 января 2020 года

.

  • В 2004 году контрабандисты на границе Эстонии и России сумели ввести в эксплуатацию нелегальный самодельный «водкопровод»
    ; аналогичный действовал и на границе Латвия — Литва[1].
  • Контейнеры и тайники в обычных видах транспорта и носимом багаже.
  • «Верблюд» или «мул» — применяется в основном для контрабанды наркотиков. Курьер глотает несколько десятков контейнеров с грузом и отправляется обычным транспортом. Легко выявляется и при разрыве контейнера вызывает смерть курьера.
  • Вооружённым путём. Происходит в основном в зонах локальных конфликтов.
  • По подземным тоннелям, как существующим (например, старые коммуникации между Восточным и Западным Берлином), так и специально прокопанным.
  • Гужевым и вьючным транспортом.
  • С помощью внедорожного автотранспорта или на автомобилях там, где пограничного контроля нет.
  • С помощью мелких судов, катеров, самодельных подводных и полуподводных лодок (наркосубмарины).
  • С помощью радиоуправляемых беспилотных дронов[2].
  • С помощью авиации общего назначения (наиболее известный пример — деятельность организованной ЦРУ авиа, занимавшейся в Юго-Восточной Азии контрабандой оружия и наркотиков).
  • С помощью дрессированных животных.
  • C помощью артиллерии. Мелкие, но ценные объекты: валюта, слитки драгметаллов, драгоценные камни, позже — наркотики закладывались в оболочки снарядов вместо взрывчатки и выстреливались через границу или линию фронта. Столь экзотический способ контрабандны периодически использовался во время войн XVII—XX веков.
  • С помощью «лоха» — ничего не знающего о контрабанде сердобольного пассажира, которого просят довести «посылку» с «товаром» до получателя.
  • С использованием течения трансграничной реки.
  • В похоронных и медицинских принадлежностях.
  • Дипломатическим грузом.
  • «Серый» груз — наиболее распространённая схема. Груз одного назначения при помощи коррумпированных госслужащих ввозится в страну под другим наименованием.

Что будет если вас остановили и нашли при вас (в кармане, машине, сумке и т.д.).

За недекларирование или недостоверное декларирование, а также несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз указанных товаров наступает ответственность, предусмотренная статьями 16.2 и 16.3 КоАП РФ.

Ответственность по статье 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров …», влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1000 (одной тысячи) до 2500 (двух тысяч пятисот) рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от 5000 (пяти тысяч) до 20000 (двадцати тысяч) рублей;
  • на юридических лиц — от 50000 (пятидесяти тысяч) до 300000 (трехсот тысяч) рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Ответственность по статье 16.2. «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров», влечет следующее административное наказание:

  • влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 (одной второй) до 2 (двукратного) размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от 10000 (десяти тысяч) до 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Принят Государственной Думой 16 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 26, ст. 3012; 1999, № 28, ст. 3491; 2001, № 33, ст. 3424; № 47, ст. 4404; 2002, № 10, ст. 966; № 19, ст. 1795; № 26, ст. 2518; 2003, № 11, ст. 954; № 50, ст. 4848, 4855; 2004, № 30, ст. 3091; 2005, № 52, ст. 5574; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 1, ст. 46; № 16, ст. 1822; № 50, ст. 6248; 2008, № 20, ст. 2251; № 52, ст. 6235; 2009, № 18, ст. 2146; № 31; ст. 3922; № 44, ст. 5170; № 52, ст. 6453; 2010, № 1, ст. 4; № 15, ст. 1756; № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525, 2530; № 25, ст. 3071; № 27, ст. 3431; № 31, ст. 4193; 2011, № 11, ст. 1495; № 19, ст. 2714; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4598; № 50, ст. 7343, 7361, 7362; 2012, № 10, ст. 1166; № 47, ст. 6401; 2013, № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3442; № 30, ст. 4031, 4078; № 44, ст. 5641; № 51, ст. 6685; 2014, № 26, ст. 3385; № 30, ст. 4219, 4278) следующие изменения:

1) в пункте «а» части первой статьи 104.1 слова «200.1, 226.1 и 229.1» заменить словами «200.1, 200.2, 226.1 и 229.1»;

2) в примечании к статье 169 после слов «за исключением» дополнить словами «частей третьей — шестой статьи 171.1,”, после цифр «178,» дополнить цифрами «180,», слова «и 199.1» заменить словами «, 199.1, 200.1 и 200.2»;

3) статью 171.1 изложить в следующей редакции:

«Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.


Внесены поправки в Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, УК, УПК, КоАП и ГК РФ.

В УК РФ появилась статья о контрабанде алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере (т. е. стоимостью от 250 тыс. руб.).

Указанное преступление наказывается штрафом от 300 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок. Более строгое наказание предусмотрено за совершение названного деяния группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Ужесточена санкция за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения обязательной информации.

В статье КоАП РФ о незаконном использовании товарного знака уточнено, что речь идет об использовании средств индивидуализации товаров (работ, услуг). Ответственность при этом усилена.

Кроме того, в КоАП РФ вводятся отдельные составы правонарушений за обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей и за введение их в заблуждение.

Предусмотрены положения о проверке подлинности федеральных спецмарок и акцизных марок на табачной продукции. Она проводится оптовыми и розничными продавцами табачных изделий и уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также через доступ к госинформресурсам.

Понятие, особенности и квалификация контрабанды

Объектом преступления выступают нормальные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности государства, правила таможенного контроля.

До изменений, внесенных в Уголовный кодекс РФ 07.12.2011, понятие «контрабанда» закрепляла статья 188 УК РФ, но этим изменением она была исключена из закона, а на ее место было внесено четыре новых состава:
Обратите вниманиеКонтрабанда и контрафакт — созвучные понятия, однако не идентичные. Если контрабанда — это нелегально ввозимый товар, то контрафакт — сам товар или его упаковка, на которую нанесен товарный знак или знак, сходный по внешним признакам с товарным знаком, считается контрафактным. Подробнее можно прочитать здесь

  • Статья 200.1 УК – Контрабанда денежных средств (наличность) и инструментов;
  • Статья 200.2 УК — Контрабанда алкогольной продукции, сигарет;
  • Статья 226.1 УК – Контрабанда сильнодействующих и отравляющих, взрывоопасных, радиоактивных и иных опасных для жизни, здоровья, уклада государства веществ, а также источников радиации, оружия, взрывчатки, боеприпасов, оружия массового уничтожения (химическое, биологическое и иное), военной техники, материалов, используемых для производства указанных товаров, а также оборудования для их изготовления, культурных ценностей, животных и растений, имеющих важное значение;
  • Статья 229.1 УК – Контрабанда наркотиков, психотропов и их прекурсоров, а также сырья, оборудования и приспособлений для их изготовления.

Разграничение составов происходит в зависимости от того, какой предмет контрабанды был использован в каждом конкретном случае.

Объективная сторона отражается в пересечении государственной границы с незаконными к обороту предметами и веществами. Пересечение может выражаться в проходе/проезде:

  • вне пункта пропуска;
  • через пункт пропуска, но с сокрытием полностью или частично подлежащего декларированию или запрещенного к перемещению товара либо использование для этих целей подложных документов;
  • без декларирования или с ложным декларированием провозимого товара.

Контрабанда считается оконченной в случае с ввозом товара в РФ с момента перемещения запрещенных предметов через границу. В случае с вывозом – с момента помещения предмета в зону таможни для оформления документов на выезд.

Все части статей, как и ранее это было в ст.188 УК РФ, предполагают совершению контрабандных действий одним из альтернативных способов:

  • в случае сокрытия используются специальные тайники, места, недоступные для свободного обзора, маскировка предметов;
  • при использовании подложных, недействительных документов, такие документы предоставляются лицу, осуществляющему таможенный контроль с целью скрыть факт провоза определенного товара;
  • недекларирование или частичное декларирование предполагает невнесение в полной мере всех необходимых сведений в декларации по установленной форме.

О судебной практике по делам о контрабанде можно сказать многое, так как данное преступление довольно распространено, особенно в приграничных районах, а также в городах, где имеются аэропорты международного значения.

Наиболее часто встречается контрабанда наркотических средств и их аналогов, а также контрабанда оружия.

От контрабанды алкоголя и табачной продукции очень сильно страдает экономика государства. Так, бюджет Казахстана ежегодно теряет около 2,5 – 3 миллионов тенге, а в России доля нелегального алкоголя в 2016 году достигала практически 50% от общего рынка этого вида продукции. В большей части в РФ контрабанда спиртного поступает из дружественной Беларуси и Казахстана, так как там алкоголь значительно дешевле российских цен.

Среди судебной практики имеются приговора в отношении лиц, которые пытались вывезти ценные породы рыб, растений, а также животных, находящихся в Красной книге РФ.

Судебная практика относительно контрабанды алкоголя и сигарет все больше ограничивается административными составами.

Мы долго жили, знать не зная, что такое табачная контрабанда, если не считать польских «Мальборо» в начале «нулевых». Более того, наши сигареты были дешевле, чем за границей, поэтому если уж и гоняли «контрабас», но не они нам, а мы им.

Все переменилось в 2014-м. Был создан Таможенный союз, товары, включая подакцизные, смогли свободно без пошлин перемещаться через границу. Еще одно событие — Россия повысила акцизы на табак.

— В результате табачная отрасль стала давать бюджету около 600 млрд руб в год — это второй результат после нефти и газа. рассказал Черкасский. — А стоимость сигарет стала в 2-4 раза дороже, чем в соседних странах.

В такой ситуации вполне логично, что у нас стали появляться дешевые сигареты из соседних стран. Во-первых, продавать их в России стало очень выгодно, во-вторых, отсутствие границы облегчает доставку нелегального груза.

Вот как это делается. Основной табачный донор — это соседняя Белоруссия. Акцизы там практически нулевые, при этом качество табака весьма неплохое — это отмечают и простые курильщики, и специалисты. Современное импортное оборудование, контроль качества, помощь со стороны руководства страны — табачные фабрики принадлежат государству.

Одна из распространенных схем — через подставную фирму оформить договор о поставке белорусских сигарет, например, в Киргизию транзитом через Россию, рассказывают специалисты. Товар на стадии закупки получается максимально дешевым, поскольку в нем нет даже внутреннего белорусского акциза — на экспортную продукцию его не ставят. Затем в укромном месте в Смоленской или Брянской области фура разгружается. Товар развозят по цепочке до мелких оптовиков и розничных точек. На товар может быть нанесена фальшивая российская акцизная марка. А может ничего не наноситься — такие сигареты пустят не в магазины, а через интернет, который контролируется еще слабее, чем торговые точки.

Доедет фура до Киргизии или нет, никого уже не волнует. Белорусская фабрика деньги за товар получила. У российской стороны тоже никаких оснований бить тревогу: по документам, у нас же не выгружали никаких сигарет — фура транзитная. А у фиктивного покупателя в стране назначения тоже никто ничего не спросит: он же ничего не продавал, налогов не утаивал — какие к нему вопросы?

Но ведь напрашивается же очевидное решение: если въехал транзитный транспорт, неужели трудно проконтролировать, выехал ли он из страны и где?

Есть и другой вариант такой схемы — просто купить на белорусской фабрике партию сигарет с внутренними акцизами. И без всяких транзитных договоров погнать эту партию через границу к нам в Расею-матушку: курите на здоровье.

Таких лихачей отлавливают с помощью таможенных мобильных групп. На границе проверять нельзя, но когда машина заехала километров на 100, тогда ее могут досмотреть.

Третий вариант — когда сигареты покупают физические лица. С белорусской акцизной маркой, через розничную сеть. А потом вывозят товар в Россию.

Но поскольку для личного пользования даже через границу со странами ЕАЭС с 2021 года можно провозить не более одного блока (10 пачек или 200 сигарет), то мелкие контрабандисты действуют бригадами, беря числом. Либо мастерят тайники. Самые распространенные — секретные карманы в одежде. Таможенники уже знают эту уловку и особо тщательно досматривают тех, кто в свободной одежде. Более изобретательные прячут сигаретные блоки в шинах — к ободу. На это у таможни есть приборы наподобие рентгена — просвечивают и тут же видят странные наросты внутри колеса.

Если фурами сигареты возят из Белоруссии и в меньших объемах из Казахстана, то «на себе» таскают еще и из Абхазии и Донбасса — там тоже работают табачные фабрики и поставляют товар в Россию. Промышляют мелкой контрабандой жители приграничных регионов.

Контрабанда сигарет и алкогольной продукции

Масштабный оборот нелегального табака ежегодно приводит к выпадающим доходам российского госбюджета. По экспертным оценкам, по итогам 2018 года казна потеряла более 70 млрд рублей, по итогам 2019 года — свыше 100 млрд рублей. В 2020 году сумма потерь сократилась из-за снижения доли нелегальной табачной продукции на российском рынке, по причине введения на территории РФ эпидемиологических ограничений в виде закрытия границ и ограничения работы предприятий розничной торговли, а также в результате активизации деятельности правоохранительных и таможенных органов. Однако цифра в целом осталась на том же уровне: бюджет недополучил более 85 млрд рублей. Ущерб несет и легальный бизнес. Малый ритейл ежегодно недосчитывается 10 млрд рублей из-за снижения оборота, вызванного недобросовестной конкуренцией со стороны нелегальных торговцев. Крупные сети не оглашают объемы потерь, но это определенно очень большие суммы.

Нелегальные сигареты — это контрафакт и немаркированная продукция, произведенная за пределами России, которая поставляется контрабандой и незаконно реализуется без уплаты акцизов и налогов. Доля теневого сегмента на российском рынке в среднем по итогам 2020 года оценивается в 11%. Ключевое преимущество нелегальных сигарет, — их стоимость, которая, как правило, в два-три раза ниже, чем у маркированной пачки, то есть 50–70 рублей против 140 рублей за пачку в 2021 году. По итогам 2020 года, как следует из исследования аналитического агентства Nielsen, около 85% всей нелегальной табачной продукции в России ввезено из-за пределов нашей страны. При этом основной источник нелегальных сигарет — страны ЕАЭС. Табачная продукция, поступающая с территории этих стран и продаваемая без уплаты акциза и других налогов в российский бюджет, составила 64,3% всего объема нелегальной табачной продукции на российском рынке. Примечательно, что абсолютное лидерство среди нелегальных сигарет в России принадлежит продукции белорусского производства, доля которой в 2020 году превысила 50% всего нелегального рынка.

В прошлом сентябре глава Минфина России Антон Силуанов отметил, что основная масса поставок нелегальных сигарет идет из ЕАЭС, прежде всего из Белоруссии и Армении. Несмотря на признание проблемы с бесконтрольной поставкой контрабанды из ЕАЭС, на международном уровне не предпринимается активных действий для ее решения. Российский Минфин подготовил предложения о решении вопроса экспортных поставок алкогольной и табачной продукции на территории ЕАЭС и направил их для рассмотрения в Евразийскую экономическую комиссию, однако документ пока не обсуждался. При этом необходимо отметить, что подготовленные Минфином предложения не решают проблему неконтролируемого перемещения табачной продукции между странами союза, поэтому требуется подготовка дополнительных решений.

При этом очевидно: когда у государства появляется политическая воля, решения о введении особых мер принимаются стремительно. Так произошло, в частности, с транзитными спецрежимами для провоза санкционной продукции.

Сегодня статья 142 Кодекса ЕАЭС разрешает каждой стране самой принимать решения, связанные с досмотром транзитных грузов, которые отправляются через территорию стран-партнеров. А поскольку производство нелегального табака для завоза в соседние страны союза стало одной из серьезных статей дохода, во введении дополнительных процедур контроля никто, кроме России, пока не заинтересован.

Между тем у любой страны ЕАЭС есть право потребовать обеспечительных мер для безопасного транзита грузов через ее территорию. Есть это право и у России. Это может быть и обязательная процедура таможенного сопровождения транзитных грузов, и применение технических средств мониторинга, и введение обеспечительных платежей, и другие меры, которые давно применяются для транзитных грузов из дальнего зарубежья.

Сигареты производятся «на экспорт» в стране ЕАЭС, например в Белоруссии. Пачки не маркируют акцизными марками РФ — ведь по документам сигареты поедут в другую страну. Например, в Афганистан, транзитом через территорию России.

Фуры с грузом «транзитных» сигарет и необходимыми документами въезжают в Россию и успешно исчезают из поля зрения властей. Сигареты сгружаются, складируются, а затем развозятся и нелегально продаются в российских городах.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

[Уголовный кодекс] [Особенная часть] [Раздел VIII] [Глава 22]

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере —

наказывается штрафом в размере от трёхсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) должностным лицом с использованием своего служебного положения, —
    • наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечания. 1. Деяния, предусмотренные настоящей статьёй, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость алкогольной продукции и (или) табачных изделий превышает двести пятьдесят тысяч рублей.

2. При расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.

Незаконный оборот табачной продукции

Законопроект ужесточает штрафы за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции, совершенные в крупном размере. За это деяние, согласно поправкам, предусмотрены санкции в виде штрафа до 300 тысяч рублей (сейчас до 200 тысяч рублей) или в размере заработной платы осужденного за период до двух лет, либо до трех лет принудительных работ, либо до трех лет лишения свободы со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до шести месяцев.

Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, либо в особо крупном размере наказываются штрафом от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере дохода за период от года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом до 1 миллиона рублей или в размере дохода за период до пять лет либо без такового.

В уголовный кодекс также вводится статья «контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». За незаконное перемещение через границу Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) алкогольной продукции и табачных изделий в крупном размере предусмотрены штрафы от 300 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере зарплаты осужденного за период от года до трех лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до пяти лет.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или должностным лицом с использованием служебного положения наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Те же деяния, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом до 2 миллионов рублей или в размере дохода за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Кроме того, в федеральный Кодекс об административных правонарушениях вносятся поправки, которые увеличивают штрафы за обмеривание, обвешивание и обсчет потребителей при реализации товара: для должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей (сейчас 10 тысяч до 20 тысяч рублей), для юридических лиц от 20 тысяч до 50 тысяч рублей (сейчас от 20 тысяч до 40 тысяч рублей). Штрафы для граждан остаются прежними — от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

Согласно законопроекту, введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара в целях его сбыта повлечет штраф для граждан от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностных лиц от 12 тысяч до 20 тысяч рублей, для юридических лиц от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Кром того, увеличиваются штрафы за незаконное использование средств индивидуализации товаров.

Предметом контрабанды, в , согласно разъяснению Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении № 6 от 27 мая 2008 года «О судебной практике по делам о контрабанде», в соответствии с п. 3 указанного Постановления, может являться любое перемещаемое через государственную границу движимое имущество, признаваемое товаром Таможенным кодексом Российской Федерации. Предметом контрабанды могут быть и иные не являющиеся товарами предметы (например, рукопись научной статьи или не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, промышленный образец). Также предметом контрабанды может выступать валюта РФ, иностранная валюта, дорожные чеки, внутренние и внешние ценные бумаги в документарной форме.

Статья 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

Если говорить о наиболее распространённых способах ввоза контрабандной продукции, можно выделить следующее:

  • перемещение объекта преступления в тайниках, сокрытие среди партий легально ввозимых товаров;
  • ложное декларирование продукции или отсутствие декларации;
  • подделка таможенной документации.

Вообще, в качестве контрабандного товара может выступать практически любое недвижимое имущество: продовольственная продукция, драгметаллы, наркотические вещества и лекарственные препараты, оружие, денежные средства, антиквариат. Отдельной строкой идут предметы интеллектуальной собственности, например, рукописи или изобретения.

  • в случае сокрытия используются специальные тайники, места, недоступные для свободного обзора, маскировка предметов;
  • при использовании подложных, недействительных документов, такие документы предоставляются лицу, осуществляющему таможенный контроль с целью скрыть факт провоза определенного товара;
  • недекларирование или частичное декларирование предполагает невнесение в полной мере всех необходимых сведений в декларации по установленной форме.

Контрабанда наличных денежных средств влечет за собой следующие альтернативные виды наказания: штраф, ограничение свободы или принудительные работы.

Судом города Кингисеппа рассматривалось дело гражданина Улюкаева (фамилия изменена), работавшего перевозчиком в транспортной компании. Во время рейса в Эстонию, в ходе таможенного досмотра были обнаружены незадекларированные пачки сигарет, общим количеством 7 200 штук, спрятанные под обивкой полуприцепа автомобиля, которым управлял Улюкаев. Рыночная стоимость продукции, провозимой через таможенный контроль составила 307 400 рублей.

Рассмотрев обстоятельства дела, суд приговорил Улюкаева к денежному штрафу в размере заработной платы за 12-месячный период на общую сумму 180 756 рублей.

  • В 1998 компания Northern Brands International, дочернее предприятие холдинга RJR Nabisco, в который входила американская табачная компания R.J. Reynolds (c 2004 г. американское подразделение этой компании принадлежит компании British American Tobacco), признала себя виновной в контрабанде сигарет в Канаду. Это был первый случай, когда американская табачная компания была признана виновной в соучастии в международной контрабанде сигарет[7].
  • В 2008 г. компании Imperial Tobacco Canada Ltd (куплена British American Tobacco в 2000 г.) и Rothmans (сейчас принадлежит Philip Morris) признали себя виновным в пособничестве контрабанде сигарет из США в Канаду в конце 1980-х и в начале 1990-х гг.[6].
  • По данным ICIJ[8] высокопоставленные сотрудники British American Tobacco, Philip Morris и R.J.Reynolds тесно работали с компаниями и отдельными лицами, непосредственно связанными с организованной преступностью в Гонконге,Канаде, Колумбии, Италии и США.
  • В 2004 г. во избежание судебного процесса в Европейском Союзе по делу о контрабанде сигарет в 10 стран ЕС компания Philip Morris International заключила внесудебное соглашение, по которому обязалась предпринять серию мер по предотвращению контрабанды сигарет в будущем[9].

Таможенная политика, являясь частью внутренней и внешней политики государства, формируется под влиянием таможенного дела, его места и роли в решении актуальных задач регулирования внешней торговли, охватывает стратегию внутренних и международных мероприятий, связанных с торговыми отношениями. Продуманная и целенаправленная таможенная политика способствует динамичному развитию государства, тогда как просчеты в этой сфере отрицательно проявляются не только в экономике, но и способствуют нарастанию социальных противоречий, даже могут повлечь за собой обострение международных отношений5.

Не ставя целью подробное исследование истории развития законодательства об ответственности за контрабанду, что явилось предметом многочисленных исследований, в том числе диссертационных6, считаем необходи мым определить лишь основные условия социально-экономического характера, определившие нормативное закрепление борьбы с незаконным ввозом товаров в Россию, в частности таких, как алкогольная и табачная продукция. Отдельному рассмотрению подлежит эволюция регулирования денежного обращения.

Анализ истории появления контрабанды и борьбы с ней позволяет сделать вывод, что она возникает и эволюционирует неразрывно с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней и внешней торговлей. Зарождается и развивается контрабанда еще в древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары, возрастание ее масштабов происходило пропорционально росту пошлин и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или через таможни, с их сокрытием.

В литературе доминирует подход к рассмотрению контрабанды как явления, идущего наряду с появлением определенных барьеров, преград и правил в торговле. При этом зачастую остаются в стороне вопросы обоснования появления запрета на контрабанду. В частности, указывается, что причинами этого явления в нашей стране выступили, во-первых, формирование внутреннего российского рынка, повлекшее активный рост производительных сил и развитие внешней торговли; во-вторых, система льготных торговых грамот для иностранцев, посредством которых осуществлялся выход на внешний рынок7.

Такой подход используется при разделении развития таможенного дела в России на определенные этапы8. Первый период (VI–VII вв.) характеризуется зарождением торгово-пошлинных отношений; второй (VIII – начало IX в.) – эволюцией торговых обрядностей в период становления Древнерусского государства; внешняя торговля развивается на основе развития товарного производства в натуральном хозяйстве. В это время осуществляется дифференциация видов пошлин, определение обязанностей мытников (таможенников), появляются данщики, осменники, мытники, пошлинники.

В третий период (вторая половина IX– середина XII в.) пошлины становятся обязательным элементом внешней торговли и оказывают заметное влияние на взаимоотношения с другими государствами, находя отражение в нормативных актах.

В конце XII – середине XIII в. (четвертый период) сложившаяся система пошлин распадается, что обусловлено дроблением Древнерусского государства.

Пятый период (вторая половина XIII – начало XIV в.) связан с татаро-монгольским игом и укреплением власти феодалов. Была ведена тамга, усилился сбор дани, росли пошлины, все сборы осуществлялись в пользу татарских князей. К концу XIV в. начали складываться новые таможенные отношения, вызванные к жизни оживлением хозяйства княжеств, развитием ремесленничества и т.д.

Шестой период (XV–XVII вв.) – время образования Московского централизованного государства, зарождения общероссийского рынка, что обусловило реформирование таможенного дела и таможенного законодательства (издано более 80 нормативных актов, регулирующих различные аспекты таможенной деятельности в Московском государстве).

Представляется, что такой подход достаточно объективен, однако сужает круг оснований криминализации контрабанды. Развитие внутреннего рынка, торговли и определенные льготы не ведут к автоматическому появлению данного противоправного явления. Первопричина, на наш взгляд, кроется в монопольном праве государства (изначально в лице князя) на определение источников пополнения собственной казны, что привело к формированию системы контроля и наказаний, в том числе за сокрытие и теневой оборот таких источников формирования финансовых ресурсов государства.

Особенно ярко это проявляется в установлении монополий или жесткого контроля за производством и оборотом таких товаров, как алкоголь, табак, а также исключительного права государства на эмиссию денежных средств.

Рост государства и усложнение экономических отношений сопровождались запутыванием системы сбора налогов, пошлин и сборов, а также делегированием фискальных полномочий государственным службам или отдельным лицам, что влекло непременное злоупотребление со стороны последних в условиях «многослойности» и громоздкости таможенных сборов.

Таким образом, соглашаясь с учеными, исследовавшими контрабанду как явление, сопутствующее росту внутренней и внешней торговли, считаем необходимым акцентировать внимание на государственных монополиях в сфере внутренней и внешней торговли и коррупции как особо важных причинах контрабандных преступлений.

Славяне пришли из Центральной Европы в Восточную в V в., с этого времени начали хозяйственное освоение ее природных богатств. Экономика славянского общества основывалась на собирательстве, охоте, рыболовстве, земледелии, добыче полезных ископаемых, залегавших неглубоко от поверхности земли. В стране господство��ало натуральное хозяйство, т.е. все необходимое для жизни славяне производили на месте своего обитания. Поэтому в обмен поступали не продукты первой необходимости, а только особо ценные и редкие предметы – украшения, оружие, металлы, соль и др. Эта особенность обмена во всех древних обществах – преобладание внешней торговлей над внутренней – сохранялась на Руси в течение многих веков.

ГД в I чтении ужесточила наказание за контрабанду алкоголя и табака

Для квалификации любого преступления большое значение имеет правильное установление как объективных, так и субъективных признаков общественно опасного деяния. Ни один из элементов состава преступления не существует самостоятельно, сосуществование всех элементов возможно только в их тесной связи112.

Уголовный кодекс РФ не дает определение понятия «субъект преступления», используя термин «лицо, подлежащее уголовной ответственности», а в ст. 19 УК РФ указываются необходимые признаки, характеризующие лицо как субъект преступления: вменяемое, физическое, достигшее возраста уголовной ответственности, установленного УК РФ.

Можно выделить три признака, характеризующих лицо, подлежащее уголовной ответственности, в том числе за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, алкогольной продукции и (или) табачных изделий: физическое лицо, достижение установленного возраста, вменяемость.

Уголовное право России исторически рассматривает субъектом преступления исключительно физическое лицо, обладающее разумом и свободой воли. Из этого вытекает отказ от привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, что согласуется с закрепленными принципами личной ответственности. Тем не менее в Российской Федерации вопросы введения уголовной ответственности юридических лиц уже более двух десятилетий являются предметом активной дискуссии. Их исследованию посвящен ряд монографий113 и диссертационных исследований114.

Многие научные исследования приводят довольно убедительные аргументы в пользу введения уголовной ответственности юридических лиц, что позволяет прогнозировать легализацию такого института в отечественном уголовном законодательстве. В пользу этого свидетельствует также зарубежный опыт. Так, большинство стран романо-германской правовой семьи, к которой относится Российская Федерация, на протяжении длительного времени придерживались научной концепции, согласно которой только физические лица могут признаваться виновными в совершении преступлений. Однако во второй половине ХХ в. многие из них стали признавать возможность применения уголовно-правовых мер в отношении корпоративных образований (юридических лиц). Причиной этому послужила необходимость использования уголовно-правового инструментария регулирования рыночных отношений, для многих из участников которых главным является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. При этом в целях получения юридическим лицом прибыли и конкурентных преимуществ совершается значительное число преступлений. Таким образом, предпосылкой введения уголовной ответственности юридических лиц является рост числа и масштабов преступлений, совершаемых от имени юридических лиц или за их счет либо для их выгоды (в их пользу) физическими лицами115.

Проблема привлечения к уголовной ответственности юридических лиц особенно актуальна в сфере экономических отношений. В условиях нынешней экономической ситуации в России, санкционного противодействия со стороны иностранных государств, интеграционных процессов на постсоветском пространстве, импортозамещения особое значение приобретает снижение количества преступлений, совершаемых в интересах или с использованием юридических лиц.

По словам А.И. Бастрыкина, масштаб данного явления позволяет говорить о том, что в России сформировался качественно новый вид преступности – преступность юридических лиц, которая представляет реальную угрозу экономической безопасности государства, а также интересам добросовестных участников экономического оборота. В частности, она оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность России; дестабилизирует фундаментальные факторы экономики, что опосредованно способствует спаду основных экономических показателей, в том числе росту инфляции, снижению производства, перемещению капитала в теневой сектор экономики; способствует повышению степени криминогенности общества в целом, порождает или создает условия для развития таких опасных социальных явлений, как коррупция, экологическая преступность, финансирование терроризма и организованной преступности.

При этом процесс формирования и развития преступности юридических лиц характерен для любой национальной рыночной экономики, возникает на определенном этапе ее развития и рассматривается как побочный, но объективно неизбежный фактор116.

По данным аналитиков, изучавших табачный рынок в России, нелегальными сигаретами в стране торгуют не менее 45 тыс. (13,4%) традиционных торговых объектов, включая прилавочные магазины, киоски, павильоны и точки на рынках. Аналогичным образом действуют владельцы примерно 10 тыс. нестационарных лотков. Доля проданных контрабандных сигарет в России увеличилась почти в 1,5 раза по итогам первого полугодия 2016 г.

Розничные объекты традиционной торговли не могут конкурировать с современными сетевыми ретейлерами в условиях кризиса, поэтому в 2015– 2016 гг. такие магазины активно расширяли ассортимент нелегальных табачных изделий, что позволяло им формировать ценовое преимущество117.

По делу о контрабанде алкоголя в России, о котором уже упоминалось, обвиняемыми были признаны заместитель генерального директора холдинговой компании Ф., заместитель руководителя фирмы К. и директор ООО Ю. По версии следствия, руководители фирм незаконно ввозили алкоголь под видом герметика, чем нанесли казне ущерб в 2 млн руб. В материалах дела указывается, что к этой деятельности могут быть причастны высокопоставленные сотрудники ФСБ России и ФТС России118.

Криминология исследует широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых вопросов основу данной науки составляет сущность и формы проявления преступности, закономерности ее возникновения, существования и изменения; причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Под преступностью в криминологии понимается социальное, исторически изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени174.

Расширение масштабов контрабанды как транснационального организованного преступления, в основе которого находятся экономические интересы, – следствие глобализации, которая пришла на смену противостоянию двух мировых систем и оценивается не только как определяющая проблема развития мира, но и как главное противоречие ХХІ в. Данный вид преступности представляет особую опасность для мирового сообщества, прежде всего для стран с переходной экономикой, темпы его прироста намного выше темпов прироста другой преступности175.

Расширение таможенных границ Российской Федерации в рамках ЕАЭС, с одной стороны, значительно увеличило экономические возможности ее субъектов, с другой – способствовало развитию незаконной деятельности.

Контрабанду наличных денежных средств можно рассматривать как преступление, хотя и имеющее самостоятельное значение, представляющее особое звено в цепочке иных преступлений экономической и даже общеуголовной направленности. Встречаются различные варианты названия этой группы противоправных деяний: «преступления превентивного характера», «преступления с двойной превенцией», «превентивные преступления», «преступления профилактической направленности» и т.д. Такие определения нормативно не закреплены и поэтому включение тех или иных преступлений в данную категорию носит условный характер. В общем смысле к подобным деяниям принято относить такие преступления, которые, будучи безнаказанными, могут повлечь за собой совершение новых, более серьезных преступлений, и соответственно, их раскрытие предотвращает совершение виновным новых деяний176.

В теории уголовного права разработаны признаки, которые позволяют отнести общественно опасное деяние к подобным видам преступлений. В частности, Н.М. Журавлева указывает, что термин «предшествующее преступление» призвано подчеркнуть, что совершение основного состава преступления немыслимо либо без предшествующего, одновременного или последующего реального совершения, либо без ранее возникшего намерения совершить другое преступление. При этом зависимость в данном случае не строго времення, а мысленно-логическая, когда одно деяние либо реально предшествует другому, либо по меньшей мере существует в замысле до совершения последнего, предполагаясь после основного преступления177. К основным чертам такого преступления следует отнести:

1) не входит в структуру основного состава преступления, оставаясь самостоятельным составом преступления;

2) предполагается либо реально совершенным до основного преступления (одновременно с ним или после него), либо заключенным в намерении его совершения;

3) должно иметь реальный характер;

4) может совершаться в зависимости от конструкции состава либо тем же самым лицом, что совершает основное преступление, либо только иным лицом;

5) не требуется обязательного осуждения за предшествующее преступление и основное преступление.

Безусловно, само по себе осуждение за контрабанду наличных денежных средств является важным инструментом валютного контроля, но все-таки, как отмечалось ранее, преследует иные цели – противодействие организованным формам преступности, лишение их источника неконтролируемых денежных средств, в том числе направляемых на финансирование экстремизма и терроризма.

В более общем смысле можно говорить о попытке законодателя посредством криминализации незаконного оборота наличных денежных средств снизить уровень теневой экономики. Феномен «теневой экономики», или нелегальной (криминальной), всегда привлекал внимание правоведов, социологов, криминологов, политологов, экономистов, представителей правоохранительных органов и российской общественности. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, легализация «грязных денег», коррупция и злоупотребление служебным положением – эти и другие проявления теневой деятельности являются постоянными спутниками официальной экономики.

В криминологической и экономической литературе называются многочисленные признаки «теневой экономики», характеризующие это негативное социальное явление. Большинство ученых определяют «теневую» экономику как «встроенную» в официальную хозяйственную деятельность общества экономическую преступность, направленную на незаконное перераспределение доходов, на максимальное получение незаконной прибыли.

Экономисты считают, что под «теневой» экономикой следует понимать «неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, т.е. скрываемое от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах»178.

Внешнеэкономические отношения России, связанные с перемещением товаров через Таможенную границу ЕАЭС, осуществляются в области таможенного дела. Таким образом, правовое регулирование и организация таможенного дела выступают важнейшим направлением деятельности государственных органов, на чем должны быть сфокусированы нормы таможенного, налогового, уголовного и административного законодательства. Стратегическими задачами, реализуемыми в настоящее время соответствующими органами государственной власти, являются следующие.

Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется по взаимосвязанным направлениям, соответствующим стратегической цели и приоритетам таможенной политики:

– совершенствование таможенного регулирования;

– совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;

– совершенствование реализации фискальной функции;

– совершенствование правоохранительной деятельности;

– содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;

– совершенствование системы государственных услуг;

– совершенствование таможенной инфраструктуры;

– совершенствование информационно-технического обеспечения;

– укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;

– развитие социальной сферы;

– совершенствование организационно-управленческой деятельности225.

В рамках исследуемой темы необходимо отметить, что основными стратегическими задачами, реализуемыми в области таможенного дела, состоят:

– в обеспечении в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности Российской Федерации и других государств – членов ЕАЭС;

– в осуществлении в соответствии с международным договором государств – членов ЕАЭС мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств – членов ЕАЭС, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

– в защите российского рынка от контрабанды контрафактных товаров и товаров, ограниченных в обороте, наносящих существенный ущерб экономике России, отдельным гражданам.

Следует акцентировать внимание на выявлении не отдельных случаев контрабанды предметов преступлений, предусмотренных ст. 2001 и 2002 УК РФ, а направить усилия на пресечение организованных форм преступной деятельности. Одним из главных инструментов противодействия незаконному обороту денежных средств, алкогольной и табачной продукции является усиление работы оперативно-розыскных подразделений. Так, в 2017 г. по оперативной информации ФТС возбудила свыше 1,9 тыс. уголовных дел, при этом более 90 % преступлений выявляется при оперативно-розыскной деятельности. Противодействие внешнеэкономической и трансграничной преступности должно осуществляться в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД, Генеральной прокуратурой, Центральным банком России и зарубежными таможенными органами. Нормативной основой взаимодействия между ними должно стать принятие Соглашений между Федеральной таможенной службой Российской Федерации и таможенными службами (уполномоченными органами) государств, не являющихся членом Евразийского экономического союза, по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций.

Такие соглашения направлены на регламентацию:

а) обмена информацией и (или) документами, которые могут способствовать выявлению сомнительных финансовых операций, в том числе по установлению фактов незаконного вывода финансовых средств за рубеж:

– о практике сторон в области выявления сомнительных финансовых операций;

– о получении участниками внешнеэкономической деятельности государств-сторон финансовых средств на свои счета в банке, расположенном на территории соответствующего государства;

– о незаконных финансовых операциях, а также о назначенных административных и (или) уголовных наказаниях за их совершение;

– об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности участником внешнеэкономической деятельности или о его отсутствии по месту государственной регистрации;

– о банкротстве, ликвидации и приостановлении деятельности участника внешнеэкономической деятельности;

– об иных обстоятельствах, повлекших невыполнение обязательств в рамках внешнеторговых (внешнеэкономических) контрактов, в том числе носящих форс-мажорный характер;

– об участниках внешнеэкономической деятельности государства одной стороны, не исполнивших условия внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с участниками внешнеэкономической деятельности государства другой стороны, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, местонахождение которых, принадлежащее им имущество, а также сведения о принадлежащих им денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, установить не представляется возможным;

б) проведения совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим взаимные интересы в области предупреждения, выявления и пресечения совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций.

Итак, под контрабандой подразумевается любое незаконное перемещение через государственную границу товаров и ценностей. В соответствии с действующим законодательством и ранее имеющейся судебной практикой, можно отметить, что предметом незаконного ввоза/вывоза может быть любой движимый предмет, в том числе – валюта, транспортные средства, предметы личного пользователя, алкоголь, сигареты и т. п. То есть всё, что утаивается от таможенного контроля (при этом абсолютно не важны причины сокрытия товаров) признаётся контрабандой. Всё, что касается таможни, определено в «Таможенном кодексе Евразийского экономического союза», который вступил в силу с января 2018 года отменил собой ранее используемый ТК РФ.

Контрабанда алкоголя и табачных изделий – преступление более серьёзное, нежели рассмотренное выше деяние, так как ввоз или вывоз данной продукции в любом случае обернётся какой-либо формой сбыта, что может привести к человеческим жертвам в силу своей фактической незаконности, а, следовательно, и не проверенному качеству и отсутствию сертификации на территории Российской Федерации. Состав злодеяния и предусмотренное наказание прописаны в статье 200.2 УК РФ:

  1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере наказывается штрафом в размере от трёхсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

По сути, состав преступления аналогичен вышеописанному, в него входят любые умышленные действия по сокрытию и незаконному ввозу/вывозу алкогольной или спиртной продукции. Как и в статье 200.1, неотъемлемым элементом состава преступления выступает крупный размер, который конвертируется в денежные средства и согласно примечанию законодателя составляют 250000 рублей.

  1. То же деяние, совершённое:
    • группой лиц по предварительному сговору;
    • должностным лицом с использованием своего служебного положения, –

наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет или без такового.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые организованной группой:

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Часть вторая наличествует двумя квалифицирующими признаками в виде группового нарушения действующего законодательства и использования служебного положения. Особое внимание следует уделить именно пункту «б», так субъект там специальный, то есть лицо, в должностные и служебные обязанности которого входит обеспечение соблюдения таможенного законодательства путём осуществления и применения всех имеющихся инструментов контроля и выявления нарушителей.

В заключение следует отметить, что законодатель предусматривает и возможность освобождения виновного лица от уголовной ответственности, если оно добровольно сдало все денежные средства и в его поступке не прослеживается состава другого преступления, а также обнаружение вины (наличности) не было выявлено уполномоченными сотрудниками, то есть виновное лицо пошло на признание добровольно. Эта поблажка не распространяется на контрабанду табачных изделий и алкоголя по вполне понятным причинам.

Контрабанда оценивается в качестве перенаправления через государственные границы материальных ценностей, любых товаров, запрещенных предметов и всевозможных веществ с любыми нарушениями законодательства, установленного в таможенной сфере. Незаконная перевозка запрещенных предметов квалифицируется в соответствии со статьей 188 КЕ РФ. По причине участия государства в таможенном союзе, возникли новые границы.

Состав преступления в момент осуществления злодеяния считается формальным, поэтому злодеяние будет считаться совершенным и завершенным непосредственно в момент пересечения запрещенным товаром государственных границ. В качестве признаков, отягощающих состав преступления, могут рассматриваться:

  1. Совершение нарушений нормативов таможенной сферы в особо крупном размере;
  2. Наличие предварительного сговора о незаконной перевозке сигарет и алкоголя;
  3. Совершение преступления организованной группой с предварительным сговором.

Объектами преступлений, которые связаны с незаконной перевозкой товаров, выступают экономические интересы, общественные и финансовые отношения, всесторонняя целостность Таможенного союза.

В качестве субъекта в момент совершения злодеяния выступает любое лицо, которое достигло дееспособного возраста.

Злоумышленник в данной ситуации должен иметь прямой личностный умысел, а также стойкое желание довести неправомерные деяния до логического завершения.

В процессе перемещения сигарет и табака преступники могут пытаться избежать уголовной ответственностью способом отказа от декларирования или преднамеренного неправильного декларирования перевозимых товаров.

Преступники могут намеренно скрывать товары от декларирования, неправильно заполнять документацию или сообщить недостоверные данные.

Административная ответственность за осуществление неправомерных действий наступает при следующих обстоятельствах:

  1. Преступник не декларирует свой товар, который в обязательном порядке подлежит декларированию;
  2. Недостоверное декларирование, в момент которого человек указывает код товара, который не соответствует его типу. Такие действия совершаются, чтобы избежать оплаты госпошлины или же приуменьшить ее стоимость;
  3. Преступный обман, который сообщается с целью перевозки через государственные пределы запрещенных товаров.

Административное наказание за совершение беззакония реализуется в форме штрафа или категорической конфискации всего имущества, которое было перенаправлено через границу. Если же в данном случае экономический ущерб государству от незаконной перевозки табака будет слишком серьезный, то к преступникам будет применяться уголовное наказание.

О контрабанде сигарет уточняется в статье 200 УК РФ, которая регламентирует состав преступления, его квалификацию, особенности рассмотрения, применение уголовного наказания в каждом индивидуальном случае.

В государственном законодательстве рассматриваются случаи осуществления перевозки в крупном размере. Под данным количеством рассматривается общая стоимость перевозимой продукции, которая превышает 250 тысяч рублей.

В данном случае могут применяться следующие меры наказания:

  1. Денежный штраф, который может варьироваться в размере от 300 тысяч рублей до 1 миллиона рублей;
  2. Полное изъятие дохода преступника, полученного в течение последних одного – трех лет;
  3. Принудительные физические работы на период до пяти лет;
  4. Лишение свободы на срок до пяти лет.

В случае применения к преступникам меры конфискации имущества, изъятию подлежат не только объекты незаконной перевозки, но и все материалы, оборудование и приспособления, предназначенные для производства табачной и алкогольной продукции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *