Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог ставки в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
^К началу страницы
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.
Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.
Каковы ставки водного налога на 2021 год
Ставки, относящиеся к забору воды, установлены для разрешенных объемов отбора и дифференцированы по:
- виду объектов (поверхностные, подземные и морские);
- экономическому району (для поверхностных и подземных);
- принадлежности к конкретным крупным объектам (морю, реке, озеру).
Выражаются они в количестве рублей, соответствующих объему 1 000 куб. м воды, забранной из соответствующего водного источника.
Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.
Ставки, применяемые при использовании акватории водного объекта (но не для лесосплава), разделены по принадлежности к видам этих объектов: поверхностным или морским. Для первых имеет место дополнительная детализация по экономическим районам, а для вторых — по конкретным объектам. Эти ставки выражены в тысячах рублей, причитающихся за использование в течение года 1 кв. км акватории.
Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:
- для первого вида использования — за 1 000 кВт/ч выработанной электроэнергии;
- для второго — за 1 000 куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.
Однако приведенные в таблицах ст. 333.12 НК РФ значения ставок следует относить к числу базовых, поскольку их требуется корректировать на коэффициенты, относящиеся к нескольким разным типам.
Ставки, применяемые при расчете водного налога, дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они всегда выражены в рублях, но применяются к разным оцениваемым единицам в зависимости от вида подлежащего обложению налогом водопользования. К приведенным в таблицах п. 1 ст. 333.12 НК РФ значениям ставок с 2015 года обязательно применение повышающего коэффициента, величина которого ежегодно изменяется. Кроме того, действуют коэффициенты, необходимость использования которых зависит от определенных ситуаций, возникающих в процессе ведения деятельности.
Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда и останется в 2021 году! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:
Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.
Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.
Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66
Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.
Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).
Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/[email protected]
Статья 333.12. Налоговые ставки
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2021 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.
Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2021 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.
Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.
Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.
Формулы,
для целей |
применяемые калькуляции | ||
действительной ставки |
квартального ВН при заборе воды для продажи |
квартального ВН по водоснабжению населения |
квартального ВН при отсутствии измерительных приборов для забора воды |
базовая ставка * множитель | показатель объема забора воды (иное) * ставка | объем забора воды * 141 рубль. |
лимит * ставка * 1,1 |
Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.
Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.
Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.
При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2021 г.), объем (32 тыс. руб.).
Получается, за 2 кварт. 2021 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).
Допустим, в декларации плательщик ошибочно записал размер налоговой ставки. Чтобы исправить ошибку, декларанту нужно действовать следующим порядком:
- Перечеркнуть неверное значение.
- Написать правильный вариант суммы.
- Рядом проставить свою подпись.
- Тут же поставить дату исправления и печать организации.
Данный порядок внесения правок установлен п. 2.3 ч. II Порядка заполнения декларации по ВН.
Вопрос №1: Какие льготы по водному налогу установлены на 2021 г.?
Льготы по данному виду налога законодательством на 2021 г. не предусмотрены. Собственно и до сего момента никаких привилегий по ВН также не было и не применялось.
Вопрос №2: Какой КБК нужно записать юрлицу в платежке при уплате ВН?
На сегодня применяется КБК 18210703000011000110.
Водный налог для юридических лиц в 2021 году
В НК РФ закреплено, кто сдает декларацию по водному налогу, — те, кто пользуются поверхностными и подземными водными объектами по лицензии (гл. 25.2 НК РФ, ФЗ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах»). Ежеквартальный отчет сдают коммерческие и некоммерческие организации, ИП (ст. 333.8 НК РФ).
ВАЖНО! ИП и предприятия, которые заключили водопользовательский договор без оформления лицензии, не платят налог и не подают отчет.
Сроки отчетности совпадают со сроками уплаты взноса в бюджет. Смотрите предельные сроки предоставления декларации по водному налогу в таблице:
Квартал | Уплата | Подача декларации |
---|---|---|
1 | 20.04 | 20.04 |
2 | 20.07 | 20.07 |
3 | 20.10 | 20.10 |
4 | 20.01 следующего года | 20.01 следующего года |
Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов (ст. 333.19 НК РФ):
- забор воды;
- пользование акваторией;
- использование воды для гидроэнергетики;
- сплав древесины по воде.
Нормативная технология расчета и составления налоговой декларации по водному налогу такова: взнос рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.
Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.
Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.
Год | Повышающий коэффициент | Тариф за 1000 м³, руб. |
---|---|---|
2020 | 2,31 | 162 |
2021 | 2,66 | 186 |
2022 | 3,06 | 214 |
2023 | 3,52 | 246 |
2024 | 4,05 | 283 |
2025 | 4,65 | 326 |
Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам. В порядке заполнения отчетной формы разъясняется, суточный или годовой лимит указывать при заполнении декларации по водному налогу, — указываем лимит водопользования, который закреплен в лицензии для данного вида объекта и установленной цели пользования (п. 5.1.9 порядка № ММВ-7-3/[email protected]).
Общей ставки для расчета водного налога не установлено. Коэффициенты различаются по типу использования и географическому расположению водных объектов (ст. 333.12 НК РФ).
Порядок утвержден в приказе № ММВ-7-3/[email protected] При заполнении декларации по водному налогу учитывайте такие правила:
- Нельзя выходить за границы граф, строк и ячеек.
- Бумажную декларацию заполняют шариковой или перьевой ручкой и только черными чернилами.
- Исправлять ошибки корректирующей жидкостью запрещено.
- Не допускается скрепление степлером или скобками, двухсторонняя печать.
- В форме приводятся сведения об использовании ресурсов и уплате водного налога только за отчетный квартал, а не нарастающим итогом.
- Необходимо указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.
- На первичном отчете указывается номер 0, на корректирующем — 1 и следом по порядку корректировок. А вот как указывать страницы в налоговой декларации на воду — по порядку. Номера проставляются вверху страницы, рядом с кодами ИНН и КПП. Первый номер — у титульного листа, затем в отчете идет порядковая нумерация.
Разберем порядок заполнения декларации в таблице:
Раздел декларации | Правила заполнения |
---|---|
Титульный лист |
Отразите регистрационные сведения о налогоплательщике — ИНН, КПП, наименование, ОКВЭД, телефон, Ф.И.О. руководителя. Обязательно укажите номер корректировки, отчетный период (квартал) и год, код местонахождения: 214 — для обычных налогоплательщиков и 215 — для крупнейших компаний. В разъяснениях ФНС указано, как заполнять декларацию по водному налогу, если несколько КПП: необходимо поставить КПП по территориальному расположению водного объекта (письмо № СД-4-3/[email protected] от 19.10.2016). |
Страница 2 |
Следующий лист после титульного заполняют только те лица, которые используют ресурсы в некоммерческих целях, т. е. физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. |
1 |
В первом разделе указывают итоговую сумму взноса к уплате по каждому КБК и ОКТМО. |
2 |
Расчет налога по типу водопользования. |
2.1 |
Заполняют пользователи, которые осуществляют забор воды. Вот что необходимо указать:
|
2.2 |
Здесь сведения фиксируют пользователи акваторий и ресурсов для гидроэнергетики и сплава древесины. Порядок заполнения раздела 2.2 аналогичен блоку 2.1. |
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:
- простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
- поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
- сплав леса на специальных плотах/кошелях;
- ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.
П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:
- орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
- борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
- создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
- использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
- другие виды деятельности, связанные с интересами государства.
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
- Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
- При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
- Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
На размер ставок водного налога влияют:
- сами объекты налогообложения;
- регионы, где расположены водные ресурсы;
- виды водных объектов.
По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.
За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.
Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.
Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.
В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.
Новое в водном налоге в 2021 (последние новости)
Водный налог — это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог — плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.
Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера — она так и называется — плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами — она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.
Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.
Налогоплательщики водного налога — это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).
Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.
В ст. 122 НК РФ указана совокупность наказаний за нарушение налоговых обязательств перед государственным бюджетом. Если налогоплательщик умышленно занизил налоговую базу или своевременно не внес платеж в бюджет в положенный срок, к нему применяются штрафные санкции.
В случае обнаружения контролирующими органами неправомерных действий нарушителям придется уплатить штраф в размере от 20 до 40% от суммы неуплаченного налога: если нарушения были совершены неумышленно, размер штрафа составит 20%, за преднамеренный обман последует более серьезное наказание — штраф до 40% от суммы недоимки.
***
Водный налог уплачивается ежеквартально в срок до 20-го числа месяца, наступившего вслед за отчетным кварталом. Если крайний срок попадает на выходной день, налоговый платеж можно перечислить в первый рабочий день, идущий за ним.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Экологический, водный налоги».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Водный налог – плата за использование водных ресурсов, устанавливаемая правительством территории (государства или отдельной административно-территориальной единицы). Налогообложение водных ресурсов призвано способствовать регулированию рационального использования ресурсов, сокращению вредного воздействия на окружающую среду и проведению природоохранных мероприятий.
В Российской Федерации водный налог установлен главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 333.8–333.15) и введён в действие с 1 января 2005 г. вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами, установленной утратившим силу Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». С принятием Водного кодекса Российской Федерации за пользование водным объектом или его частью стала взиматься плата неналогового характера – плата за пользование водными объектами. Администратором водного налога является Федеральная налоговая служба, платы за пользование водными ресурсами – Федеральное агентство водных ресурсов.
В настоящее время налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий. При этом организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключённых и принятых после введения в действие Водного кодекса, налогоплательщиками не являются.
Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:
- при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия — по нормам водопотребления;
- при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия — по материалам технической и проектной документации;
- при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
- при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.
Обратим внимание еще раз — налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Налогооблагаемая база рассчитывается отдельно для каждого вида распоряжения водными ресурсами. Вычислениями занимаются непосредственно водопользователи, подающие налоговую декларацию в предусмотренные законом сроки. Выглядит это следующим образом:
- Забор воды. Налоговая ставка применяется исходя из единицы объёма — 1 000 м3. Фактический объём использованной воды определяется приборами первичного учёта, подтверждается записями в журналах. Если определить объём израсходованной воды невозможно, сумма налога вычисляется исходя из производительности оборудования и общих норм учёта потребления.
- Использование акваторий (за исключением лесосплава). Здесь единицей учёта становится площадь предоставленного водного пространства — 1 км2. Фактическая площадь водопользования определяется условиями договора или прописывается в лицензии, дающей право использования водных ресурсов.
- Гидроэнергетика. В этом случае, водопользование происходит без забора воды, поэтому за единицу измерения принимается объём произведённой электроэнергии — 1 000 кВт/ч, за налоговый период.
- Лесосплав. В этом случае, в расчёт принимается объём древесины и протяжённость сплава. Основными единицами измерения считаются 1 000м3 леса на 100 километров маршрута.
Читать так же: Компенсация за использование личного авто
Сумма налога вычисляется по схеме ставка * коэффициент. Действующие ставки закреплены ст.333.12 налогового кодекса, и устанавливаются индивидуально для бассейнов морей, озёр и рек с учётом фактического местоположения — экономической составляющей района. Этот же документ утверждает и применяемые коэффициенты.
В частности, в 2021 году действует коэффициент 2.01, в 2021 году — 2.31, и так далее. Учитывая, что градация идёт в повышающую сторону, в 2025 году к налоговой ставке будет действовать коэффициент 4.65.
Документ подаётся в налоговый орган по месторасположению объекта водоприменения в установленные законом сроки. Крупнейшие налогоплательщики сдают декларацию в ФНС, где они зарегистрированы в текущем статусе.
Нерезиденты страны: физические и юридические лица, обязаны дополнительно предоставлять ксерокопию налоговой декларации в орган, выдавший лицензию на водопользование.
Обязанность платить водный налог определяется не только наличием лицензии на использование водного объекта или самим фактом пользования, но и видом водопользования. Об облагаемых видах речь идет при:
- заборе воды из объекта;
- использовании его акватории (но не для лесосплава);
- лесосплаве;
- использовании водных ресурсов в целях гидроэнергетики.
Однако в ряде случаев перечисленные виды водопользования не будут являться облагаемыми налогом.
Подробнее об особенностях отнесения объектов к облагаемым или не облагаемым водным налогом читайте в статье «Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки».
Применительно к указанным видам водопользования, детализируя их по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам, НК РФ (п. 1 ст. 333.12) устанавливает величину применяемых ставок. Оцениваются ставки по-разному.
Ставки, относящиеся к забору воды, установлены для разрешенных объемов отбора и дифференцированы по:
- виду объектов (поверхностные, подземные и морские);
- экономическому району (для поверхностных и подземных);
- принадлежности к конкретным крупным объектам (морю, реке, озеру).
Выражаются они в количестве рублей, соответствующих объему 1 000 куб. м воды, забранной из соответствующего водного источника.
Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.
Ставки, применяемые при использовании акватории водного объекта (но не для лесосплава), разделены по принадлежности к видам этих объектов: поверхностным или морским. Для первых имеет место дополнительная детализация по экономическим районам, а для вторых — по конкретным объектам. Эти ставки выражены в тысячах рублей, причитающихся за использование в течение года 1 кв. км акватории.
Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:
- для первого вида использования — за 1 000 кВт/ч выработанной электроэнергии;
- для второго — за 1 000 куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.
Однако приведенные в таблицах ст. 333.12 НК РФ значения ставок следует относить к числу базовых, поскольку их требуется корректировать на коэффициенты, относящиеся к нескольким разным типам.
Величину базовых ставок смотрите здесь.
С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2021 года он равен 2,01.
Значения коэффициентов, относящихся к каждому году, входящему в период 2015–2025 годов, приведены в этом материале.
Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2021 года действует ставка 141 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.
Оплата и объекты, которые облагаются, регламентируются двумя кодексами РФ: Налоговым и Водным.
Плательщиками являются физические и юридические лица, которые осуществляют:
- забор вод;
- пользование акваторией объектов (кроме сплава древесины);
- пользование недрами для гидроэнергетических целей;
- использование недр для сплава древесины.
К объектам, которые не облагаются специальной платой, относят:
- забор термальных и подземных вод, содержащих полезные ископаемые;
- забор для целей пожарной безопасности и борьбы со стихийными бедствиями;
- забор для экологических, санитарных и судоходных попусков и орошения земель.
Когда осуществляется забор, база рассчитывается в объеме забранной жидкости за определенный отчетный период. При этом для точности используют специальные измерительные приборы. Если такие приборы отсутствуют, то база рассчитывается в зависимости от производительности и времени работы техники или по нормам водопотребления.
Если используется акватория объекта, то база устанавливается исходя из его площади. В гидроэнергетике исчисления производятся путем подсчета специальных показателей по затраченной энергии за отчетный период. При сплаве древесины база зависит от объема деревянного производства.
Ставки установлены в рублях и дифференцируются исходя из вида использования жидкости, расположения экономического района, бассейна реки, моря или озера. Ставки подлежат индексации, на 2021 год действует коэффициент, составляющий 1,15.
Если забор производится сверх установленных лимитов, то ставка изменится путем увеличения в пять раз. Увеличиваться в стоимости будут только ресурсы, использованные сверх нормы. Декларация подается каждый квартал. Пример заполнения можно найти на официальном сайте.
Налог является косвенным, а его оплата производится в федеральный бюджет. Льготы, сроки и порядок его оплаты регулируются государством. Сущность начисления состоит в его платности для пользователей государственной собственностью. Все такие объекты являются государственной собственностью, так как муниципальная позволяется только для небольших и незначимых объектов.
Водный налог (далее по тексту сокращенно – ВН) – весьма своеобразный федеральный налоговый сбор. Все связанные с ним вопросы регулируются гл. 25.2 НК РФ.
Важно! НК РФ на сегодня применяется в актуализированной редакции с изменениями и дополнениями от 01.05.2021.
Категория плательщиков, как и объект налогообложения на 2021 г. не поменялись. Платить ВН по-прежнему должны:
- юрлица, физлица, ИП, которые пользуются водными объектами, и это пользование подлежит лицензированию;
Не оплачивают ВН те, кто обеспечивает водой (для обороны, безопасности государства). Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования либо на основании решений о предоставлении их в пользование. При этом учитываются только те соглашения и решения, которые имели место после того, как начали применять нормы ВК РФ, утвержденного ФЗ РФ № 74 от 03.06.2006 (ред.
от 27.12.2021).
Отсюда следует, объект налогообложения – забор воды из конкретного объекта. Между тем водный налог удерживают только по некоторым видам так называемого водопользования. В таблице и далее по тексту используются сокращения: ВО (водный объект), ВН (водный налог).
Кто и за что оплачивает водный налог
Особое внимание надлежит обратить именно на ставки данного налога, т. к.
все имеющиеся изменения, по сути, связаны с ними. Ст.
333.12 НК РФ устанавливает базовые ставки для калькуляции ВН, актуальные и для 2021 г., которые разделены, точнее, дифференцированы по разным основаниям. Например, в зависимости от экономического района, бассейна озер, рек, морей, а также с учетом вида водопользования.
Перечисленный выше круг обязанных лиц должны платить ВН по завершению каждого квартала до 20 числа месяца, который сразу следует за истекшим кварталом. Оплата вносится по месту нахождения объекта. Т.
е. порядок уплаты ВН, по сути, не поменялся.
Тем не менее следует знать, что в 2021 г. крайний срок «поквартальной» уплаты ВН приходится на следующие дни.
Квартал 2021 г. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Соответствующий ему крайний срок уплаты ВН | до 20.04.2021 | до 20.07.2021 | до 20.10.2021 | до 20.01.2021 |
Если последний день платежа выпадает на выходной (праздник), то его, как и ранее, переносят на первый же рабочий день, который следует за ним. Так, к примеру, за 3 кв.2021 г.
нужно заплатить водный налог до 20 октября. Это суббота, выходной.
Поэтому крайний срок переносится с 20.10 на 22.10, понедельник (первый рабочий день). Соответственно, заплатить ВН нужно не позднее 22.10.2021.
Вопросы исчисления водного налога регламентирует п.3 ст. 333.13 НК РФ. Ответственность плательщиков на налоговые нарушения определяет ст. 119 и ст. 120 НК РФ.
Зам. директора Департамента В.А.Прокаев.
Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.
При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2021 г.), объем (32 тыс. руб.).
Ошибка 1. Декларацию должны заполнять и подавать все плательщики ВН. Данная норма определена НК РФ, на 2021 г. не изменилась и применяется повсеместно.
Физлица и иностранные организации исключением не являются. Они обязаны представить копию документа по месту нахождения органа, выдавшего им лицензию.
Вопрос №1: Какие льготы по водному налогу установлены на 2021 г.?
Льготы по данному виду налога законодательством на 2021 г. не предусмотрены. Собственно и до сего момента никаких привилегий по ВН также не было и не применялось.
Вопрос №2: Какой КБК нужно записать юрлицу в платежке при уплате ВН?
С 2021 года сильно ужесточатся меры для лицензирования скважин. Вместе с этим появится и налог на грунтовые воды.
Нововведение потребовалось для того, чтобы урегулировать эксплуатацию природных ресурсов страны.
По большей части, изменения в действующем законодательстве коснутся артезианских скважин, которыми пользуются собственники участков, принадлежащих садоводческим товариществам.
Несмотря на то, что такие источники и раньше подлежали лицензированию, контроль за обстановкой не осуществлялся. Без нового законопроекта запасы природной воды в скором времени начали бы истощаться и приходить в негодность.
Во время же обязательного лицензирования ответственные органы осуществляют работу, которая позволяет добывать жидкость безопасно и для людей, и для окружающей среды.
Перед тем как говорить о том, кому придется платить налог на подземные воды с 2021 года, вспомним, как именно можно осуществлять забор жидкости из недр.
- Артезианская скважина. Как правило, такой метод применяют в садоводческих товариществах. В этом случае забор воды осуществляется на глубине 50 метров. Артезианский источник подлежит лицензированию.
- Колодцы “на песок”. Ресурс добывается на глубине всего 30 метров. Срок пользования такой скважины составляет 15 лет. Лицензия не требуется.
- Колодцы. Вода добывается из верхних слоев на глубине не более 5 метров. Срок эксплуатации такого источника значительно меньше. Способ не нуждается в лицензировании.
- Промышленные скважины. Эксплуатируются только для коммерческих целей. Забор жидкости осуществляется на глубине от 400 до 1000 метров. Подлежит обязательному лицензированию.
Таким образом, лицензия необходима только в том случае, если забор природного ресурса осуществляется на большой глубине. То есть налог на воду с 2021 года предусмотрен при соблюдении следующих условий:
- источник подлежит обязательному получению лицензии;
- забор природного ресурса осуществляется в коммерческих целях;
- источник жидкости — часть центрального водоснабжения;
- скважина состоит на учете Госбаланса полезных ископаемых.
Резюмируя все вышесказанное, делаем вывод, что от налога на воду из скважины освобождаются физические лица, которые:
- осуществляют забор жидкости на глубине не более 30 метров;
- в сутки используют не более 100 кубометров природного ресурса;
- используют жидкость только для личных нужд;
- не пользуются ресурсами центрального водоснабжения.
До конца 2021 года все еще будет актуальной упрощенная схема оформления документации для получения лицензии на использование подземных вод. Так называемая “водная амнистия” дает возможность физическим лицам и владельцам водозаборов на территории СНТ лицензирования на более мягких условиях. Для вышеперечисленных граждан до окончания года отменены:
- уплата государственной пошлины, размер которой составляет 7500 рублей;
- необходимость в заказе геологоразведочных работ;
- необходимость проведения экспертизы подземной скважины.
Еще одно явное отличие упрощенной системы от стандартной — существенная экономия времени. Обычное получение разрешения может растянуться на полтора года. В то время как до конца 2021 это займет всего 6 месяцев.
Данный законопроект уже не в первый раз анонсируется интернет-изданиями. Причем не всегда информация в них является достоверной. Так, среди дачников прошел слух о том, что с 2021 года будет введен в том числе и налог на воду из колодца.
Разумеется, эта новость вызвала недовольство среди собственников дачных участков. Возмущают нововведения и владельцев участков СНТ, у которых есть собственный колодец, потому что с 2021 года в их счет будет включен пункт о лицензировании скважины.
К тому же, эксперты в этой сфере предупреждают граждан о том, что вступление в силу нового законопроекта приведет к всплеску коррупции. Поэтому будьте бдительны. Рекомендуем держать при себе необходимые документы: паспорт и технические бумаги, чтобы обезопасить себя от ложных “штрафов”.
Итак, обязанность делать налоговые отчисления на пользование водой коснется не всех россиян. Новый законопроект предусматривает налог на подземную воду для дачников, которые осуществляют забор воды из артезианской скважины. Владельцы обычных колодцев не будут иметь к нововведениям никакого отношения.
Коды бюджетной классификации на 2021 год. Водный налог
Согласно статье 333.9 ч.2 НК РФ объектами налогообложения считается:
– забор воды из водных объектов;
-использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
– использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
– использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Налоговая база (НБ) определяется:
– отдельно для каждого объекта водопользования;
– для каждой налоговой ставки, если для объекта водопользования их несколько.
Налоговая база равна объему воды, изъятой из водного объекта за отчетный период.
Определяется по показаниям водоизмерительных приборов, документально зафиксированных.
Если по какой-либо причине нет специальных водоизмерительных приборов, то объем забранной воды рассчитывается на основании норм потребления или же по времени работы и производительности используемой техники.
Если в эксплуатации находится акватория водных объектов, то налоговая база равна площади предъявленного водного пространства (прописана в лицензии, договоре или же в технических и проектных документах). Исключением является сплав древесины в плотах и кошелях. В их случае
НБ = Vдревесины, тыс. м3 * L, км (расстояние сплава) : 100
Для гидроэнергетики НБ равна количеству электроэнергии, произведенной за отчетный период.
Налоговая база рассчитывается отдельно по каждому объекту. В тех случаях, когда применяются различные налоговые ставки, общая налоговая база определяется по каждой из них.
Если производится забор воды, то налоговая база рассчитывается как объем воды, забранный за определенный налоговый период. Точный объем воды определяется по показателям водоизмерительных приборов. Если измерительные приборы отсутствуют, налоговая база рассчитывается по времени работы и производительности техники. В некоторых случаях расчет базы производится по уровню норм водопотребления.
Если в ходе деятельности используются акватории водных объектов, налоговая база определяется по площади водного пространства, указанного в лицензии на водопользование.
Если же водные объекты задействованы в гидроэнергетике, тогда налоговая база устанавливается по затраченной электроэнергии за налоговый период.
Когда водные объекты используются для сплава древесины на плотах и в кошелях, налоговая база определяется по объему произведенной древесины за налоговый период.
Так как налог на воду имеет общефедеральный характер, ставки по нему устанавливает НК РФ, статья 333.
Как и обычно, на 2021 год ставки по налогу установлены в зависимости от вида использования фирмой или предпринимателем водных объектов.
К примеру, ставки водного налога на 2021 год нужно умножать на поправочный коэффициент 1,75 при:
- Заборе воды сверх установленных лимитов;
- Отсутствии спец. приборов для измерений;
- Добыче воды для последующей продажи.
В текущем году поправочный коэффициент несколько меньше. Его размер составляет 1,52.