Каковы права и обязанности иностранца постоянно проживающего в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каковы права и обязанности иностранца постоянно проживающего в РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?

1. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007), от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

2. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 329-ФЗ)

Комиссии, указанные в абзаце втором настоящего пункта, образуются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ)

Представители заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации включаются в состав комиссий по согласованию с руководителями указанных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ)

Порядок образования и организации работы комиссий утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ)

3. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

1) который указан в пункте 2 статьи 8 настоящего Федерального закона и которому вид на жительство выдается без получения разрешения на временное проживание; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

2) который не достиг возраста восемнадцати лет и родитель (усыновитель, опекун, попечитель) которого является иностранным гражданином и временно проживает в Российской Федерации, — на срок временного проживания его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя); (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

3) не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) — иностранным гражданином; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, — в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой); (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

1. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007))

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:

размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

1. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

2. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ

1. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.

1.1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 305-ФЗ)

2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 507-ФЗ)

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе избирать место своего проживания вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 507-ФЗ)

Действие абзацев первого и второго настоящего пункта не распространяется на временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, избирающего место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, либо вне пределов указанного субъекта Российской Федерации, в связи с получением статуса участника (члена семьи участника) Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или в связи с переездом данного иностранного гражданина к новому месту жительства гражданина Российской Федерации, указанного в подпункте 4 пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 507-ФЗ)

3. Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением ограничений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

1. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

2. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

1. Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной авиации; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 503-ФЗ)

3.1) быть командиром экспериментального воздушного судна или, если иное не установлено федеральным законом, другим членом экипажа экспериментального воздушного судна; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 503-ФЗ)

4) быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 73-ФЗ)

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

1.1. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, при условии, что такие лица добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие их личность, в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 243-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства, определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 243-ФЗ)

2. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Замещать должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, может иностранный гражданин, временно или постоянно проживающий в Российской Федерации и соответствующий требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 390-ФЗ)

Статья 5 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» рассказывает об условиях временного пребывания иностранцев в России. В статье говорится, сколько времени могут находиться в стране иностранцы, прибывшие по визе и без визы, на каких условиях можно проживать в РФ, в каких случаях можно увеличить срок нахождения в стране и в каких ситуациях эти сроки, наоборот, сокращаются. В статье также рассказывается, на какой период в Россию могут приехать студенты и высококвалифицированные специалисты.

Три следующие Статьи посвящены правилам нахождения на территории России. В Статьях 10 и 10.1 перечислены все способы установления личности иностранца, перечислены документы, которые можно для этого использовать.

Статья 11 рассказывает о правилах передвижения по стране. Статья 12 отвечает на вопрос об избирательных правах иностранца.

Якутия является многонациональным субъектом РФ, в котором проживают более 120 национальностей. Миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Якутии. Наибольший миграционный поток образуют граждане государств – участников СНГ. Основной целью прибытия иностранных граждан в республику является осуществление трудовой деятельности.

В целях обеспечения законности и правопорядка на территории республики миграционные процессы должны осуществляться в строгом соответствии с федеральным законодательством. О том, какие права и обязанности возникают у граждан иностранных государств в сфере миграции, а также у приглашающих их лиц, поговорим с _______________

Каковы размеры миграции?

В 2018 году на миграционный учёт в республике поставлено более 73 тыс. иностранных граждан (снизилось на 9,9% по сравнению с 2017 годом), в 1 полугодии 2019 года — более 34 тыс. граждан (рост на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). На рынке оказания услуг осуществляют деятельность свыше 500 субъектов предпринимательской деятельности, привлекающих мигрантов, в том числе в г. Якутске – 255.

В связи с увеличением притока иностранных граждан считаем необходимым сделать акцент на усилении информирования иностранных граждан, находящихся на территории России, о совокупности лежащих на них обязанностей и необходимости их соблюдения.

Где закреплён правовой статус иностранных граждан, приезжающих на территорию России, в частности в Якутию?

Их правовой статус определён Конституцией РФ и Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан».

На основании каких документов иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории России?

Виза, трудовой патент, разрешение на временное пребывание, вид на жительство.

Какие у них есть права?

Иностранные граждане имеют такие же права, что и российские, за исключением отдельных моментов: они не могут работать на государственных или муниципальных должностях, не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов, не служат в составе вооруженных сил РФ, но могут наниматься по контракту, при этом не имеют права входить в командный состав военных экипажей.

А какие обязанности?

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.
  • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
  • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
  1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
  2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
  3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
  • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.
Регион Кол-во по годам
2017 2021 2021
Центральный 38 500 26 682 21 753
Северо-Запад 10 020 13 406 6 975
Южный Федеральный 10 450 4 496 1 393
Северный Кавказ 7 250 2 363 2 180
Приволжский 19 500 10 548 5 186
Уральский федеральный 8 350 21 772 19 718
Сибирский федеральный 21 050 20 740 14 681
Дальневосточный 8 880 38 180 36 132

Статья 8. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

  • Право на обучение имеют как граждане других стран, так и лица без гражданства.
  • Прием в учебное заведение происходит на основании международного договора между странами.
  • Прием в учебные заведения осуществляется на основании квот, и не должен превышать 7 тыс. человек ежегодно (по всей стране).
  • Поступление осуществляется согласно правилам приема того вуза, куда поступает иностранец.
  • Лица, являющиеся гражданами стран СНГ, могут поступать в российские вузы на бюджетные места.
  • При поступлении в учебное заведение иностранец должен подтвердить уровень владения русским языком на необходимом уровне.
  • Иностранные свидетельства об образовании должны проходить на территории РФ процедуру подтверждения (нострификацию). Нострификация может быть академическая (позволяет продолжать образование в российском вузе) и профессиональная (позволяет работать на территории РФ).

Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2020 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.

Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.

Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:

  • исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • о запрете въезда в РФ;
  • обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.

По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.

Срок прохождения этих процедур – 30 календарных дней с момента въезда иностранца в Россию. Он распространяется на трудовых мигрантов при оказании им государственной услуги по оформлению и выдаче патентов на работу.

Дактилоскопическую и фотографическую регистрацию нужно пройти 1 раз – при обращении за патентом или при получении разрешения на работу.

Медосвидетельствование нужно пройти заново в течение 30 календарных дней после окончания срока действия документов с предыдущего медицинского обследования.

Чаще всего на работу принимаются иностранцы из стран СНГ и иностранцы, проживающие в РФ временно или постоянно. Они устраиваются на работу так же, как и граждане РФ. Для их оформления вам не нужно разрешение на привлечение иностранных работников.

При приеме на работу постоянно проживающего иностранца запросите вид на жительство и проверьте срок действия. Этот документ выдается на 5 лет, а затем может быть продлен. Иностранцы с ним могут работать на всей территории России.

При приеме на работу временно проживающего иностранца запросите разрешение на временное проживание. Иностранец может работать только в том регионе, где он получил разрешение на временное проживание. Его выдают сроком на 3 года, как отметку в документе, удостоверяющем личность, или в виде отдельного документа. Когда срок разрешения заканчивается, иностранец получает вид на жительство или покидает страну.

Работники из Беларуси по трудовому статусу приравнены к гражданам нашей страны и при трудоустройстве предъявляют те же самые документы, кроме документов воинского учета. Правила приема на работу граждан Казахстана, Армении и Киргизии тоже были упрощены — они могут трудиться в России без разрешения на работу.

Важно: граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, как и остальные иностранные граждане, подлежат миграционному учету.

Порядок обложения выплат налогами и взносами также зависит от статуса иностранца.

Для того чтобы определить размер НДФЛ, проверьте является иностранец налоговым резидентом или нерезидентом РФ. Если в течение 12 месяцев подряд иностранец пробыл в России 183 дня и больше, то он является налоговым резидентом. С его зарплаты удержите НДФЛ в размере 13%. Если пробыл меньше 183 дней — 30%.

Особенность — иностранцы, работающие в России на основании патента платят НДФЛ по ставке 13%. Сумма авансового платежа, уплаченного работником по патенту, уменьшает сумму НДФЛ, который работодатель удерживает с него в текущем месяце. Работодателю нужно получить в ИФНС уведомление о праве уменьшения НДФЛ сотрудника на сумму аванса, который он уже заплатил в счет будущего налога.

Другое исключение для граждан республики Беларусь, Казахстана, Армении и Киргизии — ставка НДФЛ всегда 13%.

Страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам начисляются в соответствии с их статусом.

  • Зарплата постоянно проживающих и временно проживающих иностранцев облагается взносами на пенсионное, медицинское и социальное страхование в общем порядке по тарифу организации.
  • С выплат временно пребывающим иностранцам исчисляются взносы только на пенсионное страхование по тарифу организации и на временную нетрудоспособность по тарифу 1,8%. Взносы на медицинское страхование не начисляются и не уплачиваются. Исключение — граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Страховые взносы за них отчисляются так же, как и за российских сотрудников по общим тарифам организации.

\n\n

При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

\n\n

Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

\n\n

Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

\n\n

Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).

\n\n\n\n

СПРАВКА

\n\n\n

Общий срок действия «трудового» патента с учетом продлений не может превышать 12 месяцев со дня его выдачи. За этот период необходимо ежемесячно вносить фиксированные авансовые платежи по НДФЛ. Размер платежа ежегодно индексируется с учетом коэффициента-дефлятора и регионального коэффициента (п. 2 и 3 ст. 227.1 НК РФ). Сумму НДФЛ с доходов иностранца, работающего на основании патента, можно уменьшить на фиксированные «авансы», уплаченные за период его действия. Для этого налоговый агент должен получить в налоговой инспекции соответствующее уведомление (п. 5 и 6 ст. 227.1 НК РФ).

\n\n\n\n\n

Как уже упоминалось, исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Эти страны вместе с Россией являются участниками Договора о Евразийском экономическом союзе. Данный международный документ позволяет гражданам стран — участниц ЕАЭС работать в России без получения разрешений и патентов (п. 1 ст. 97 Договора). Поэтому при заключении трудового договора кандидаты из этих стран, за исключением Белоруссии, дополнительно должны предъявить только миграционную карту и полис ДМС. Что касается граждан Белоруссии, то им для трудоустройства миграционная карта не нужна, а медпомощь гарантирована на межгосударственном уровне (ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.98 «О равных правах граждан»).

\n\n

\n\n\n\n

В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.

\n\n

В некоторых случаях (в частности, при приеме на работу высококвалифицированных специалистов) к оформлению разрешения на работу для кандидата должен подключиться работодатель. А при трудоустройстве иностранцев из «визовых» стран работодателю надо самому предварительно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

\n\n

\n\n

Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.

\n\n

Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.

\n\n

Если представлен паспорт со штампом «Разрешено временное проживание» или отдельный документ «Разрешение на временное проживание», то статус — временно проживающий.

\n\n

Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.

\n\n

Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.

\n\n

Новые обязанности иностранных работников с 29 декабря 2021 года

\n\n

Начисление страховых взносов и НДФЛ с заработной платы иностранных работников зависит от множества факторов — гражданства, основания и срока нахождения на территории РФ, наличия статуса ВКС и т.д.

\n\n

Если обобщить положения законодательства, то ситуация получается следующей.

\n\n

С зарплаты иностранцев, которые при трудоустройстве предъявили вид на жительство в РФ, либо паспорт со штампом о разрешении временного проживания, страховые взносы начисляются в том же порядке и в тех же размерах, что и с зарплаты россиян. То же самое касается страховых взносов с заработной платы работников из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Причем, вне зависимости от того, какой документ они предъявили при трудоустройстве.

\n\n

В отношении тех иностранцев, которые представили патент, миграционную карту или паспорт с открытой визой, страховые взносы начисляются в «усеченном» варианте. Так, с их зарплаты не нужно платить взносы на обязательное медицинское страхование. Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляются по тарифу 1,8%. Пенсионные взносы рассчитываются так же, как и по работникам-россиянам.

\n\n

Отдельные правила установлены для высококвалифицированных иностранных специалистов, которые не являются гражданами Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении. Если такой ВКС временно пребывает на территории РФ, то с его зарплаты страховые взносы вообще не начисляются (кроме взносов «на травматизм»). А в остальных случаях (если специалист имеет право на постоянное или временное проживание в России) не платятся взносы на ОМС. Остальные взносы нужно перечислять на общих основаниях.

При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

При получении временного статуса на проживание у иностранца появляются права на:

  1. Бесплатную медицинскую помощь.
  2. Легальное пребывания в стране в течение 3 лет.
  3. Регистрацию компаний и организаций.
  4. Возможность свободно покидать Россию и возвращаться обратно.

Запрос на получение вида на жительства (ВНЖ) разрешается подать, в случае, если иностранец легально прожил в стране более 1 года. Собрав нужные документы и отправив их в отделение ГУВМ МВД (при этом до окончания временного статуса должно оставаться не менее 6 месяцев), иностранец должен ждать решение этого вопроса около полугода.

На более быстрое рассмотрение запроса на получение вида на жительство могут претендовать:

  1. Лица, чей родной язык русский, либо лица, участвующие в государственной программе по переселению.
  2. Белорусских граждан, специалистов в определенной сфере (3 месяца).
  3. Люди в статусе беженцев (15 дней).

В случае успешного оформления вида на жительство (действует до 5 лет с правом продления) иностранцы имеют право:

  1. Свободно покидать и возвращаться в страну. При этом они обязаны ежегодно находится не менее 180 дней в году в России.
  2. Получать все права и льготы, такие же как у граждан России, за исключением права голосовать.
  3. Трудоустраиваться и работать без каких-либо дополнительных разрешений.
  1. Специалисты высокой квалификации имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус присваивается при условии получения заработка в размере 2 миллионов рублей в год. Для учителей, преподавателей и учёных, годовой заработок должен быть не менее 1 миллиона рублей.
  2. Граждане с дипломатическим иммунитетом, которые являются сотрудниками иностранных консульств и посольств, не подчиняются некоторым законам, в частности:
    1. Налогов. Работа в консульствах не облагается налогами или сборами.
    2. Дипломатическое имущество, жилье и транспорт обладают неприкосновенностью.
    3. Дипломатический багаж освобождается от пошлин и таможенного контроля.
  3. Лица в статусе беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право на бесплатное лечение, получать пенсионные выплаты, а также работать на законных условиях.
  1. Право работать, заключать договора. При этом работодатель должен получить на это разрешение. Исключение составляют случае трудоустройства лиц, имеющих вид на жительство, статус временно проживающих, высококвалифицированные специалисты, участники государственных программ переселения, беженцы и дипломаты.
  2. В некоторых регионах России по системе квот брать иностранных сотрудников на работу запрещено.
  3. С 2018 года иностранные граждане не имеют законных прав устраиваться на работу в сфере медицины (работать медсестрами и врачами).

Требования для трудоустройства иностранных граждан:

  1. Возраст от 18 лет.
  2. Пройденный экзамен на достаточно хорошее владение русским языком.
  3. Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен иметь больший срок действия, чем документ, разрешающий находиться на территории Российской Федерации.
  4. Трудоустройство возможно только в том субъекте федерации, где было оформлено разрешение.
  5. Работодатель должен регулярно оповещать ГУВМ МВД о трудоустройстве и увольнении иностранцев. В ином случае, он рискует попасть под штраф в размере до 1 миллиона рублей.

Учитываются при выдаче квоты на трудоустройство:

  1. Наличие разрешения на въезд в Россию.
  2. Актуальность трудовой специальности.
  3. Наличие родственников в Российской Федерации.
  4. Знание русского языка.
  5. Наличие недвижимости в России.

Таблица 2. Квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2021 гг.)

Федеральный округ Количество по годам
2017 2020 2021
Центральный 38500 26682 21753
Северо-Запад 10020 13406 6975
Южный Федеральный 10450 4496 1393
Северный Кавказ 7250 2363 2180
Приволжский 19500 10548 5186
Уральский федеральный 8350 21772 19718
Сибирский федеральный 21050 20740 14681
Дальневосточный 8880 38180 36132

Таблица 3. Размер квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2021гг.)

Вид деятельности Процент от общего количества
2017 год 2020 год 2021 год
Овощеводство 15 50 50
Розничная торговля (алкоголь, пиво) 0 0 15
Розничная торговля (табачные изделия) 0 0 15
Розничная торговля (лекарственные препараты) 0 0 0
Торговля на рынках 40 30 0
Торговля за пределами рынков, магазинов или ларьков 15 15 0
Сухопутный пассажирский транспорт 15 15 28
Грузовой транспорт 35 30 28
Спортивные виды деятельности и прочее 25 25 25
  1. Граждане других стран и лица без гражданства имеют право на обучение.
  2. Прием в учебное заведение осуществляется на основании международных договоров, действующих между Россией и другими странами.
  3. Прием в учебные заведения осуществляется по системе квот и не должен превышать 7000 человек ежегодно по всей России.
  4. Поступление осуществляется согласно правилам того вуза, куда поступает иностранец.
  5. Лица, являющиеся гражданами стран СНГ, вправе претендовать на бюджетные места в российских вузах.
  6. Иностранец должен подтвердить знание русского языка на достаточном уровне при поступлении в вузы.
  7. Иностранные документы об образовании должны проходить на территории Российской Федерации процедуру нострификации (подтверждения). Нострификация бывает академическая (позволяет продолжать образование в вузах России) и профессиональная (позволяет работать на территории России по своей специальности).

Право на политическое убежище иностранцы могут получить на основании указа Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 года. Этот инструмент ни в коем случае не может быть проявлением враждебности по отношению к другим странам.

Политическое убежище может быть предоставлено:

  1. Людям, которым угрожает опасность на территории своей страны.
  2. Преследуются по политическим мотивам за убеждения или деятельность, которые являются правильными и демократическими, с точки зрения ООН и мирового сообщества.
  3. Если действия, совершенные лицами, не считаются в России преступлениями, не противоречат резолюциям и постановлениям ООН.
  4. Если лицо не прибыло из страны безопасной для беженцев и все его личные данные правдивы.

Экстрадиция особы, запросившей политического убежища, допускается в строго определенных, исключительных случаях, если со страной, требующей выдачи преступника заключен соответствующий международный договор.

Заявление с просьбой о политическом убежище подается на имя президента Российской Федерации в письменной форме.

Потенциальный беженец получает свидетельство своего статуса и на основании его оформляет разрешение на проживание.

Согласно текущему законодательству, статус политического беженца не может быть предоставлен:

  1. Преследуемые за деяния люди, чьи действия квалифицируются в Российской Федерации как преступление, либо противоречащие принципам ООН.
  2. Привлекаемые или привлеченные на территории Российской Федерации к уголовной ответственности.
  3. Прибывшие в Россию с территории той страны, где им не грозят преследования.
  4. Прибывшие в Россию из стран, с имеющимися развитыми демократическими институтами.
  5. Прибывшие из тех стран, с которыми у России заключен безвизовый режим.
  6. Предоставившие ложные сведения о себе.
  7. Имеющие гражданство третьей страны, где этот человек не преследуется.
  8. Не желающие вернутся в свою страну по экономическим, продовольственным и иным причинам, не связанными с политическими преследованиями.

Иностранец, который не законно находится на территории Российской Федерации, должен быть задержат, сфотографирован, учтен и у него должны взять отпечатки пальцев. Полученные данные проверяются по базам МВД. По согласию с государством, чьим гражданином он является, иностранец должен быть подвергнут реадмиссии.

Имеется три вида правового режима иностранцев:

  • национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
  • специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
  • режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.

Как принять на работу иностранца

Регулирование правового положения иностранцев в РФ осуществляется непосредственно международными договорами и законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранцы и личности не имеющие гражданства пользуются правами РФ и несут ответственность на уровне с гражданами Российской Федерации. Кроме ситуаций утвержденных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Национальный режим обеспечивается иностранным гражданам – это дает им право быть на одном уровне с лицами РФ в области имущественных прав, но при этом еще обязывает их ответственностью настоящего гражданско-правового законодательства.

Материальные, персональные неимущественные, трудовые, процессуальные и семейные права иностранцев, которые пребывают на территории Российской Федерации, устанавливаются законами международного приватного права. Одновременно к ним относится и процедура правовых норм государства России, а также и отечественного государства. Двойственная противоречивость представляет своеобразие правового положение иностранцев. Исходя из п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в РФ иностранные граждане имеют возможность быть правомочными так же, как и российские граждане, если другое не установлено законом. Таким образом им обеспечивается национальный режим. Соответственно ст. 2 «Всеобщей декларации прав человека» от 10 декабря 1948 г., иностранцы, пребывающие на территории России, имеют равноценное правомочие с гражданами РФ.

Замечание 2

Такое положение не зависит от цвета кожи, расы, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или другого положения. Обеспечение иностранным лицам правомочия, равноценного с гражданами РФ, не укладывается с вопросом о месте жительства в России.

Иностранцы также могут обращаться в суды Российской Федерации и использовать гражданские процессуальные права, так же как и граждане России.

Правомочие иностранных лиц может ограничиваться только вследствие решения Правительства РФ посредством ответной меры для граждан тех государств, которые также ограничили правомочия для российских личностей. В этом случае действует закон простого международного права, происходящий из системы суверенного равноправия государств.

Использование национального законодательства иностранных граждан разрешается только при существовании международного договора касаемо такого вопроса, сообщником которого является Российская Федерация.

Ответственность иностранцев находящихся в России заключаются в следующем:

  • должны проявлять уважение к Конституции и следовать законам страны, в которой пребывают (ст. 62 Конституции РФ);
  • не быть источником пропаганды национальной, социальной, расовой или религиозной вражды (ст. 29 Конституции РФ);
  • оберегать сохранность исторического культурного наследия, памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);
  • уплачивать законно фиксированные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
  • беречь природу и окружающую среду, осторожно обращаться с богатствами природы (ст. 58 Конституции РФ).
  • Осуществление трудовой деятельности в муниципальных учреждениях и государственных организациях;
  • Иностранцам нельзя принимать участие в выборах и референдумах;
  • Иностранные граждане не могут по закону проходить срочную военную службу. При этом они обладают правом служить в Российской Федерации по контракту, но им нельзя занимать должности руководящего характера.

Иностранец, приехавший на территорию нашего государства может получить определенный статус. В частности, лица с визой, временно-проживающего, постоянно проживающего гражданина. Есть лица со статусом дипломатического персонала либо беженцев.


  • Право на свободу;
  • Право на личную неприкосновенность;
  • Право на осуществление трудовой деятельности и образование;
  • Право на неприкосновенность своего жилья;
  • Право на охрану здоровья;
  • Право на владение, распоряжение, свободное пользование имущественными объектами.

Нарушение прав иностранных граждан влечет за собой наказание гражданского, административного, уголовного характера в зависимости от тяжести совершенного общественно-опасного деяния.


Одним из важнейших прав иностранцев выступает право на получение медицинской помощи и обслуживания. Оказание помощи медицинского характера гражданам иностранных государств оказывается на основании ОМС, на платной основе либо же за счет средств федерального, либо регионального бюджета. Экстренную медицинскую помощь иностранцы могут получать бесплатно.


Иностранные работники: отличия между временно проживающим и временно пребывающим

  • Достижение возраста восемнадцати лет;
  • Обязательное прохождение тестирования на знание русского языка;
  • Патент на осуществление трудовой деятельности;
  • Документ, разрешающий трудовую деятельность должен обладать не большим сроком действия, чем документ, который разрешает находиться на территории России;
  • Само трудоустройство обязано организовываться только в том субъекте Российской Федерации, в котором непосредственно было оформлено и выдано разрешение;
  • Работодатель в свою очередь обязан оповещать ГУВМ МВД о трудоустройстве и увольнении иностранных граждан. Если он не будет делать это в установленные законом сроки, то тогда ему может быть назначен административный штраф в размере до одного миллиона рублей.

Квоты на трудоустройство выдаются при наличии разрешения на въезд в Российскую Федерацию, наличии недвижимости в стране, родственников, актуальности трудовой специализации.


Иностранные граждане могут обучаться в ВУЗах и российских университетах, имеющих государственную аккредитацию. При этом прием в учебные заведения проводится по системе квот, и он не может превышать 7000 граждан ежегодно по всей Российской Федерации. Выходцы из стран СНГ могут претендовать на бюджетные места в ВУЗах и университетах.


В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации граждане-иностранцы и лица не имеющие гражданства наравне с россиянами несут определенные законные обязанности. Обязанности иностранных граждан регламентируются положениями Федерального закона от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».


  • При проведении миграционного учета иностранцы должны предоставлять в государственные органы достоверные сведения о себе;
  • Постоянно или временно проживающие в России иностранцы подлежат обязательной регистрации по месту жительства и учету по месту своего пребывания;
  • Иностранцы, отбывающие наказание административного либо уголовного характера подлежат учету в учреждении в порядке установленным органом исполнительной власти.

Иностранным гражданином является лицо, не являющееся гражданином РФ, но имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранные граждане разделяются на следующие категории:

  • временно пребывающие в РФ. К ним относятся иностранные лица, прибывшие на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающие в РФ, то есть получившие разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающие в РФ, то есть получившие вид на жительство.

Для указанных выше категорий иностранцев срок законного нахождения на территории РФ может быть различным.

  1. по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания:
    • определяется сроком действия выданной визы;
    • не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;
    • определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  2. для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который по общему правилу составляет три года;
  3. для постоянно проживающих в РФ иностранцев срок проживания определяется видом на жительство, который до 01.11.2019 выдавался, как правило, на пять лет, а с указанной даты выдается бессрочно. Исключение установлено для вида на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, срок которого ограничен сроком действия разрешения на работу, выданного указанному специалисту.

Нарушение правил пребывания в РФ иностранцев дорого обойдется работодателю

По российскому законодательству в общем порядке иностранный гражданин может трудиться в России при наличии разрешения на работу или патента.

Под разрешением на работу понимается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ по визе, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности.

Патентом является документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в безвизовом порядке, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

Однако, общий порядок не распространяется, в частности, на следующих иностранных граждан:

  1. тех, кто постоянно или временно проживает в РФ;
  2. граждан, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
  3. граждан, обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в течение каникул или в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;
  4. тех, кто признаны беженцами на территории РФ;
  5. граждан, получивших временное убежище на территории РФ.

Полезно иметь в виду, что по общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии, не указанной в разрешении на работу.

Наряду с правами для иностранцев установлены обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ.

Иностранные граждане в РФ обязаны:

  • при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ;
  • соблюдать правила миграционного учета;
  • выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях;
  • в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подавать уведомление о подтверждении своего временного проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год;
  • подавать в установленные сроки заявление о замене вида на жительство при наступлении определенных обстоятельств (например, по достижении возраста 14, 20 и 45 лет);
  • в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство подтверждать свое постоянное проживание в РФ.

Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В частности, к административной ответственности иностранец привлекается при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ.

Также к административной ответственности привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.

Кроме того, выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они:

  1. задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых;
  2. осуждены за совершение преступления на территории РФ;
  3. уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом;
  4. не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов;
  5. привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ.

Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В данном материале рассмотрим ряд прав и обязанностей, которые возникают у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.

1. Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ):

1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;

2) медицинскую помощь в рамках ОМС;

3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);

4) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции России иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К отношениям с участием иностранных граждан в РФ применяется так называемый “национальный режим”,т.е. уравнивание, с небольшими исключениями, правового статуса иностранных граждан и граждан РФ.

Их статус регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. Иностранцы и лица без гражданства делятся на временно пребывающих на российской территории, временно и постоянно проживающих на ней.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы (максимум 90 дней в 180-тидневные периоды) или законом, если он имел право на безвизовый въезд в страну. Так, соглашением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, заключенным в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 установлено, что срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем, а срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в РФ членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *