Прекращение права пользования земельным участком казенное учреждение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение права пользования земельным участком казенное учреждение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Дата публикации 18.01.2021

Смотрите также

Вопрос аудитору

Органом власти при вовлечении в хозяйственный оборот земельного участка, собственность на который не разграничена, сделаны записи по дебету счета 1 103 13 330 и кредиту счета 1 401 10 199. Действие договора возмездного пользования прекратилось. Какие проводки сделать в связи с прекращением договора пользования земельным участком? Регистрация права на этот участок не проводилась. По какой стоимости учитываются земельные участки, по которым собственность не разграничена?

По своей экономической сути земельные участки, право собственности на которые не разграничено, являются активами (п. 36 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Такие участки учитываются в составе прочих непроизведенных активов на счете 103 13 на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком (п. 71 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). В целях учета земельные участки, собственность на которые не разграничена, землей не являются.

Земельный участок, по которому собственность не разграничена, вовлекаемый в хозяйственный оборот, принимается к бюджетному учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 199 по кадастровой стоимости. При отсутствии кадастровой стоимости участки принимаются к учету по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета. При невозможности определения такой стоимости — в условной оценке «один квадратный метр — 1 рубль» (п. 16 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее — Инструкция № 162н). Разъяснения даны в письме Минфина России от 29.08.2019 № 02-07-10/66543.

Земельные участки, собственность на которые не разграничена, не вовлеченные в экономический (хозяйственный) оборот, на балансовых счетах не отражаются.

Инструкцией № 162н не предусмотрено проводок для отражения выбытия земельных участков, собственность на которые не разграничена, при их выводе из хозяйственного оборота. Поэтому их необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.

Приказом Минфина России от 28.10.2020 № 246н внесены изменения в Инструкцию № 162н. Предусмотрена проводка в корреспонденции со счетом 1 401 10 172 по выбытию земельного участка, который ранее был вовлечен уполномоченным органом власти в хозяйственный оборот без разграничения собственности, в связи с принятием его в состав имущества казны. Эти операции отражаются по факту регистрации права собственности. Однако в рассматриваемой ситуации регистрации права собственности не происходит. Поэтому счет 1 401 10 172 не применяется.

На наш взгляд, выбытие не разграниченных земельных участков может отражаться записью, обратной их поступлению (по аналогии с операцией выбытия земельных участков при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, которая предусмотрена п. 17 Инструкции № 162н):

Дебет КДБ 1 401 10 199 Кредит КРБ 1 103 13 430 — отражено выбытие земельных участков, собственность на которые не разграничена, при выводе из хозяйственного оборота.

Согласно позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2014, на основании ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права)[2] на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на данное имущество.

В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.

Норма ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Учреждение вправе вернуть неиспользуемый объект в казну.

Неоднократно участвуя в судебных процессах, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом трактовало ст. 296 и 299 ГК РФ как наделяющие собственника исключительно правом изъятия имущества, а не обязанностью принять его. То есть, по мнению Росимущества, у учреждений отсутствуют полномочия по возврату имущества в казну. В отношении судебных органов ведомство придерживалось позиции, что они не вправе вмешиваться в полномочия собственника и принимать судебный акт, обязывающий собственника вынести ненормативный акт об изъятии имущества из оперативного управления (постановления АС ВВО от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018, от 18.12.2017 № Ф01-5582/2017 по делу № А43-8239/2017, АС УО от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016). Однако подобное толкование гражданского законодательства основано на неправильном понимании сути правоотношений собственности.

Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.

Возврат имущества в казну по инициативе учреждения фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться в собственности, то есть утраты каких-либо прав собственника не происходит.

Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).

В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).

Анализ судебных дел свидетельствует о том, что Росимущество, а также региональные органы по управлению имуществом уклоняются от принятия имущества в казну. В частности, это обусловлено задачами, поставленными перед данным ведомством в государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом»[4]. В ее исполнение Росимущество работает над минимизацией объектов, составляющих государственную казну РФ. Как сказано в паспорте государственной программы, актуальной задачей остается оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Сокращение количества объектов, составляющих государственную казну (в ней федеральное имущество находится временно), – одна из ключевых задач подпрограммы 1 названной госпрограммы.

Как показывает судебная практика, проблема с возвратом имущества в казну существует: государственные органы препятствуют этому процессу. Обычно судебным тяжбам предшествуют неоднократные попытки учреждений передать неиспользуемое имущество иным структурам в оперативное управление или пользование. И лишь длительное непринятие имущества в казну служит основанием для подачи иска в арбитражный суд (постановления АС УО от 25.09.2017 по делу № А76-30634/2016, от 14.09.2017 по делу № А76-30631/2016).

Причины судебных споров имеют чисто экономический характер: неиспользуемое имущество, как правило, ничего, кроме расходов, не приносит. Этим объясняется стремление и собственника, и балансодержателя переложить бремя расходов на другое лицо. Но в отличие от собственника учреждение, имеющее имущество в оперативном управлении, вправе отказаться от вещных прав без поиска нового лица, готового принять это имущество на свой баланс.


[1] «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

[2] В свете рассматриваемой проблемы ключевым фактором является вещное право, а не организационно-правовая форма балансодержателя. Поэтому в статье для полноты картины в качестве примеров приведены разные судебные акты, в которых балансодержатели (не обязательно автономные учреждения) настаивали на возврате в казну имущества, находящегося в оперативном управлении.

[3] Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432.

[4] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 327.

Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения

Согласно позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2014, на основании ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права)[2] на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на данное имущество.

В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.


Норма ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Учреждение вправе вернуть неиспользуемый объект в казну.


Неоднократно участвуя в судебных процессах, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом трактовало ст. 296 и 299 ГК РФ как наделяющие собственника исключительно правом изъятия имущества, а не обязанностью принять его. То есть, по мнению Росимущества, у учреждений отсутствуют полномочия по возврату имущества в казну. В отношении судебных органов ведомство придерживалось позиции, что они не вправе вмешиваться в полномочия собственника и принимать судебный акт, обязывающий собственника вынести ненормативный акт об изъятии имущества из оперативного управления (постановления АС ВВО от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018, от 18.12.2017 № Ф01-5582/2017 по делу № А43-8239/2017, АС УО от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016). Однако подобное толкование гражданского законодательства основано на неправильном понимании сути правоотношений собственности.

Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.

Возврат имущества в казну по инициативе учреждения фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться в собственности, то есть утраты каких-либо прав собственника не происходит.

Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).

В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).

Анализ судебных дел свидетельствует о том, что Росимущество, а также региональные органы по управлению имуществом уклоняются от принятия имущества в казну. В частности, это обусловлено задачами, поставленными перед данным ведомством в государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом»[4]. В ее исполнение Росимущество работает над минимизацией объектов, составляющих государственную казну РФ. Как сказано в паспорте государственной программы, актуальной задачей остается оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Сокращение количества объектов, составляющих государственную казну (в ней федеральное имущество находится временно), – одна из ключевых задач подпрограммы 1 названной госпрограммы.

Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.

Как показывает судебная практика, проблема с возвратом имущества в казну существует: государственные органы препятствуют этому процессу. Обычно судебным тяжбам предшествуют неоднократные попытки учреждений передать неиспользуемое имущество иным структурам в оперативное управление или пользование. И лишь длительное непринятие имущества в казну служит основанием для подачи иска в арбитражный суд (постановления АС УО от 25.09.2017 по делу № А76-30634/2016, от 14.09.2017 по делу № А76-30631/2016).

Причины судебных споров имеют чисто экономический характер: неиспользуемое имущество, как правило, ничего, кроме расходов, не приносит. Этим объясняется стремление и собственника, и балансодержателя переложить бремя расходов на другое лицо. Но в отличие от собственника учреждение, имеющее имущество в оперативном управлении, вправе отказаться от вещных прав без поиска нового лица, готового принять это имущество на свой баланс.


[1] «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

[2] В свете рассматриваемой проблемы ключевым фактором является вещное право, а не организационно-правовая форма балансодержателя. Поэтому в статье для полноты картины в качестве примеров приведены разные судебные акты, в которых балансодержатели (не обязательно автономные учреждения) настаивали на возврате в казну имущества, находящегося в оперативном управлении.

[3] Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432.

[4] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 327.

О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства

С помощью данной услуги Вы можете подать заявление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Для этого необходимо заполнить электронную форму заявления на шаге 2 и прикрепить необходимый пакет документов.

Муниципальная услуга предоставляется Исполнительным комитетом г. Казани. Непосредственный исполнитель муниципальной услуги – Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани. Место нахождения Комитета: г.Казань, ул.Груздева, д.5. Режим работы: Понедельник — пятница с 9:00 до 18:00 (перерыв с 12:00 до 13:00).

Услуга предоставляется на безвозмездной основе.

Срок предоставления услуги

Электронная форма заявления и пакет загруженных документов будут рассмотрены в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. Срок предоставления муниципальной услуги приостанавливается при наличии судебного спора в отношении земельного участка, до вступления в силу судебного акта.

В результате будет сформировано постановление Исполнительного комитета г.Казани о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, либо письмо об отказе или о приостановлении предоставления муниципальной услуги.

Документы, необходимые для получения муниципальной услуги

  • Заявление по форме;
  • Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (копия паспорта);
  • Документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (доверенность, приказ);
  • Документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
  • Документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • Документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, о предоставлении земельного участка.

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

30 рабочих дней с момента регистрации заявления

Списание объекта НПА с забалансового учета оформляется документом «Выбытие ОС (забаланс)». В документе следует указать форму первичного документа, которым оформляется списание.

Согласно пункту 334 Инструкции № 157н «аналитический учет по счету 01 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) имущества по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), указанным в акте приема-передачи (ином документе)».

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на счете 01 аналитический учет ведется не только по объектам имущества и материально ответственным лицам, а также по собственникам имущества. Поэтому в качестве контрагента следует указать соответствующего собственника (балансодержателя) имущества (см. рис. 1).

Принятие к учету земельных участков на счет 103.11 по результатам инвентаризации оформляется документом «Безвозмездное поступление НПА» (меню «ОС, НМА, НПА – Учет непроизведенных активов» главного меню программы, интерфейс «Полный») с хозяйственной операцией «Оприходование излишков НПА по результатам инвентаризации».

При выборе данной операции в качестве корреспондирующего счета будет указан счет 401.10.180.

В силу п. 1 ст. 20 ЗК РФ государственным (муниципальным) учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования. Такое право пользования земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, предоставляется учреждению на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (п. 1 ст. 268 ГК РФ, ст. 29 ЗК РФ).

Учреждения, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляют владение и пользование этими участками в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участков в пользование. Кроме того, указанные учреждения вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участки в целях, для которых они предоставлены, включая возведение для названных целей на участках зданий, сооружений и другого недвижимого имущества (ст. 269 ГК РФ).

Основаниями для прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками являются (ст. 45 ЗК РФ):

  • отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
  • ненадлежащее использование земельных участков;
  • изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Учреждения, использующие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими участками (п. 4 ст. 20 ЗК РФ).

Учет в учреждении: земельные участки используются бессрочно

Учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога в отношении указанных объектов (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет.

Налогоплательщики-организации рассчитывают налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Таким образом, для расчета земельного налога используется кадастровая стоимость земельных участков независимо от того, отражается данная стоимость на балансе учреждения или за балансом.

В заключение можно выделить следующие основные моменты, связанные с распоряжением и учетом земельных участков, используемых учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования:

  • указанные земельные участки поступают учреждениям на основании решения уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться такими участками;
  • в бухгалтерском учете данные объекты учитываются в составе непроизведенных активов на счете 4 103 11 000 по их кадастровой стоимости;
  • учреждения производят корректировку расчетов с учредителями на счете 4 210 06 000 на сумму кадастровой стоимости полученных (выбывших) земельных участков;
  • данные земельные участки являются объектом обложения земельным налогом. Перевод земельных участков с забалансового учета на баланс не повлияет на порядок исчисления в отношении их земельного налога.
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, о

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)

    • Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 год

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)

    Все документы >>>

    Земельные участки образовательных учреждений

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ (ред. от 30.04.2021)

      «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)

    • Федеральный закон от 23.05.2016 N 149-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.06.2012 N 96-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442

      «Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

    • Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250 (ред. от 31.12.2017)

      «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016)

      «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

    Все документы >>>

    В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

    Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Решение от 12 сентября 2016 г. по делу № А45-12246/2016

    [Земельный кодекс] [Глава VII]

    1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

    2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьёй 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации).

    3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

    4. Утратил силу с 1 января 2015 г.

    5. Утратил силу с 1 января 2015 г.

    6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 39.2 настоящего Кодекса, после получения информации и документов, указанных в пункте 9 статьи 71 настоящего Кодекса, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

    6.1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с использованием земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации путем создания или возведения на таком земельном участке самовольной постройки и неисполнением землевладельцем, землепользователем соответствующих обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями, принятыми в соответствии с гражданским законодательством, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьёй 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 39.2 настоящего Кодекса, принимает решение об изъятии земельного участка в течение одного месяца со дня поступления от органа местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органа муниципального района уведомления о невыполнении лицом, которому предоставлен земельный участок, обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6.2 и 6.3 настоящей статьи.

    В соответствии со статьёй под номером №40 земельного кодекса, права собственника следующие:

    • Землепользователь может использовать территорию для своих целей карьеры, пруды, пресные подземные воды.
    • Строить дом и иные строительные объекты. Но в соответствии с целевым назначением, и это правило не должно быть нарушено.
    • Если имеется разрешение, он может проводить оросительные, осушительные и иные процедуры.
    • Строить водные объекты, если это не запрещено целевым назначением земли.
    • Получать выгоду от реализации с\х культуры, продукции.

    Всё это допустимо к реализации на земельном участке, если это не противоречит договору. Право постоянного пользования наделом не является правом собственности. Распоряжаться этой территорией на законных основаниях может только непосредственный собственник. Ещё до недавнего времени, землепользователь (не собственник) мог сдавать землю в арендное пользование или передавать в безвозмездное срочное пользование, теперь это запрещено. Об этом свидетельствует статья под номером №270 ГК РФ.

    В рамках ЗК РФ происходит прекращения права использования земельного участка, а также прописаны варианты ответственности в случае, если будут нарушены условия, прописанные в договоре. Если говорить о порядке прекращения этого права, следует руководствоваться статьёй под номером №53 ЗК РФ. В ней прописан весь процесс по отказу прав на земельный участок на добровольной основе.

    Рассматривать статью №54 ЗК РФ необходимо в том случае, если земля изъята из обращения у конкретного лица в принуждённом порядке. При оформлении права постоянного пользования землёй составляется договор, согласно которому и будет в дальнейшем эксплуатироваться земля. Этот документ имеет сходство с арендным пактом, но размер ежемесячных платежей определяется между землепользователем и государством.

    Статья под номером №29 ЗК РФ выступает в качестве ещё одного регулятора процесса по прекращению прав. На местном региональном уровне также контролируется весь этот процесс.

    1. Прийти в Комитет и подать отказное заявление.
    2. К заявлению вам нужно будет приложить такие документы:
        бумаги, свидетельствующие о вашем праве на участок (оригинал);
    3. удостоверяющий документ собственника;
    4. бумагу, имеющую согласие органа, регистрировавшего юр. лицо;
    5. кадастровый паспорт.
    6. Ожидать решение власти месяц после подачи вашего заявления.
    7. Получить копию решения на протяжении 3 дней после принятия.
    1. После нахождения нарушений эксплуатации земельного участка вы должны оплатить штраф и устранить их.
    2. Вместе с этим вы получаете предупреждение, которое содержит:
        перечень нарушений;
    3. промежуток времени, который дан на устранение проблемы;
    4. упоминание, что игнорирование приведет к лишению земельных прав;
    5. ваши права, о которых вы сможете заявить, если начнутся судебные разбирательства.
    6. В случае, если вы не исправите допущенные нарушения, дело о прекращении прав попадает в суд.
    7. После истечения 10 дней с вынесения приговора, гос. структура отправляет акт и бумагу о гос. регистрации в организацию, где совершаются сделки по недвижимости.
    8. Так как по закону лишение прав не избавляет от ответственности, вам придется ответить за свои совершенные действия, возместить ущерб.
    9. Вы можете обжаловать решение, вынесенное судьей.

    ВАЖНО! В процессе судебных разбирательств предоставление документов не требуется, так как заявление о нарушениях подается третьими лицами.

    Право бессрочного пользования земельным участком

    Если речь идёт о добровольном отказе, изначально нужно будет обратиться с заявлением в местную администрацию. Это заявление должно подавать как юридическое лицо, так и обычный гражданин. В нём отобразить причину отказа, свои инициалы, кадастровые данные на землю, когда была выделена земля и иную информацию. Чтобы его приняли с первого раза, предварительно рекомендуется просмотреть образец по составлению подобных заявлений.

    При себе также необходимо иметь следующий пакет документов:

    • документы, подтверждающие личность гражданина;
    • если обращается юридическое лицо, представить выписку из ЕГРЮЛ;
    • постановление\решение муниципального образования о выделении данного земельного участка;
    • межевой план и остальные кадастровые документы;
    • госакт на право использование недвижимого объекта, либо свидетельство.

    Решиться этот вопрос должен в течение одного месяца. Если документы не будут представлены в течение 3 дней с момента регистрации и принятия заявления, в рассмотрении вопроса будет отказано. Заявление будет назад направлено просителю для внесения коррективов. Возможно, допущены опечатки и иные несоответствия в представленных документах.

    В соответствии со статьёй 53 ЗК РФ, право пользования может быть прекращено в случае:

    • добровольного отказа землепользователя от переданного ему земельного участка;
    • при одностороннем лишении права пользования со стороны муниципального (федерального) органа власти.

    Добровольный отказ может быть продиктован изменением ситуации, при которой земельный надел перешёл в собственность по наследству или был отчужден иным путём.

    Но новый владелец не пожелал заниматься участком или не смог этого делать по объективным причинам.

    Он имеет полное право отказаться от участка, вернув его в пользу муниципального образования, которое, впоследствии распорядится им на основании существующих положений. Но обычно прекращение связано с желанием собственника о приватизации или выкупе земли.

    Когда собственник безответственно относится к вверенным ему землям и недобросовестно осуществляет (не осуществляет) уход за ними, муниципальный орган имеет возможность пересмотреть его право пользования участком.

    Лица, не имеющие статуса собственника, могут иметь только вещные права. В статье под номером №268 ГК РФ прописано, на каких именно основаниях можно будет получить право на бессрочное использование земельного участка.

    Родственники, в связи со смертью наследодателя, на законных основаниях получают права на все имеющиеся постройки на этой земле. Но имеются и исключения из этих правил. Они заключаются в следующем:

    • Наследники могут завершить оформление участка в собственность, если эта процедура была начата наследодателем, но не была закончена в связи с его смертью.
    • Наследники могут претендовать на имущество, которое оформлено в собственное владение. Участок необходимо приватизировать или оформить его иным образом, чтобы у наследников в последующем не возникло каких-либо проблем.

    Граждане, получившие привилегию на бесплатную эксплуатацию участка ранее 2001 года, могут не волноваться о своих правах. Но их можно лишиться, если нарушить регламент применения. Физическим лицам необходимо пройти процедуру приватизации и оформить право собственности на землю. Для этого им нужно узнать в нотариальной конторе, куда обращаться для оформления всех этих документов. Это даст больше преимуществ при использовании территории, чем при бесплатном бессрочном пользовании. Оформить участок в собственное владение можно только по решению суда.

    В соответствии со статьёй 53 ЗК РФ, право пользования может быть прекращено в случае:

    • добровольного отказа землепользователя от переданного ему земельного участка;
    • при одностороннем лишении права пользования со стороны муниципального (федерального) органа власти.

    Добровольный отказ может быть продиктован изменением ситуации, при которой земельный надел перешёл в собственность по наследству или был отчужден иным путём.

    Но новый владелец не пожелал заниматься участком или не смог этого делать по объективным причинам.

    Он имеет полное право отказаться от участка, вернув его в пользу муниципального образования, которое, впоследствии распорядится им на основании существующих положений. Но обычно прекращение связано с желанием собственника о приватизации или выкупе земли.

    Когда

    собственник безответственно

    относится к вверенным ему землям и

    недобросовестно

    осуществляет (не осуществляет) уход за ними, муниципальный орган имеет возможность пересмотреть его право пользования участком.

    В то же время могут возникнуть совершенно объективные причины, когда участок остаётся заброшенным. Например, престарелые собственники не могут его обрабатывать, или после смерти владельцев никто не вступил в права наследования. Эти вопросы также находятся в ведении муниципалитета.

    Прекращение и ограничение прав на землю

    Лица, не имеющие статуса собственника, могут иметь только вещные права. В статье под номером №268 ГК РФ прописано, на каких именно основаниях можно будет получить право на бессрочное использование земельного участка.

    Родственники, в связи со смертью наследодателя, на законных основаниях получают права на все имеющиеся постройки на этой земле. Но имеются и исключения из этих правил. Они заключаются в следующем:

    • Наследники могут завершить оформление участка в собственность, если эта процедура была начата наследодателем, но не была закончена в связи с его смертью.
    • Наследники могут претендовать на имущество, которое оформлено в собственное владение. Участок необходимо приватизировать или оформить его иным образом, чтобы у наследников в последующем не возникло каких-либо проблем.

    Граждане, получившие привилегию на бесплатную эксплуатацию участка ранее 2001 года, могут не волноваться о своих правах. Но их можно лишиться, если нарушить регламент применения. Физическим лицам необходимо пройти процедуру приватизации и оформить право собственности на землю. Для этого им нужно узнать в нотариальной конторе, куда обращаться для оформления всех этих документов. Это даст больше преимуществ при использовании территории, чем при бесплатном бессрочном пользовании. Оформить участок в собственное владение можно только по решению суда.

    Если право постоянного пользования участком прекращено, учитывать участок в бюджетном учёте 0.103.11.000 казённое учреждение не имеет права. В бюджетном учёте должны указываться все выбывшие участки из оборота, в том числе и изъятые из пользования у граждан. Основанием для постановки земли на учёт служит свидетельство, подтверждающее право пользования землёй.

    Бухгалтерские проводки участка до момента регистрации права бессрочного пользования ведутся на забалансовом счёте 01. После того как получена выписка из единого кадастра недвижимости, участок принимается по дебетовому счёту 0.103.11.330. Автономные и бюджетные учреждения на стоимость принятого к учёту земельного участка должны откорректировать расчёты с учредителем. Все проводки проводятся по счёту 4.210.06.000.

    В соответствии со статьёй под номером №40 земельного кодекса, права собственника следующие:

    • Землепользователь может использовать территорию для своих целей карьеры, пруды, пресные подземные воды.
    • Строить дом и иные строительные объекты. Но в соответствии с целевым назначением, и это правило не должно быть нарушено.
    • Если имеется разрешение, он может проводить оросительные, осушительные и иные процедуры.
    • Строить водные объекты, если это не запрещено целевым назначением земли.
    • Получать выгоду от реализации с\х культуры, продукции.

    Всё это допустимо к реализации на земельном участке, если это не противоречит договору. Право постоянного пользования наделом не является правом собственности. Распоряжаться этой территорией на законных основаниях может только непосредственный собственник. Ещё до недавнего времени, землепользователь (не собственник) мог сдавать землю в арендное пользование или передавать в безвозмездное срочное пользование, теперь это запрещено. Об этом свидетельствует статья под номером №270 ГК РФ.

    В рамках ЗК РФ происходит прекращения права использования земельного участка, а также прописаны варианты ответственности в случае, если будут нарушены условия, прописанные в договоре. Если говорить о порядке прекращения этого права, следует руководствоваться статьёй под номером №53 ЗК РФ. В ней прописан весь процесс по отказу прав на земельный участок на добровольной основе.

    Рассматривать статью №54 ЗК РФ необходимо в том случае, если земля изъята из обращения у конкретного лица в принуждённом порядке. При оформлении права постоянного пользования землёй составляется договор, согласно которому и будет в дальнейшем эксплуатироваться земля. Этот документ имеет сходство с арендным пактом, но размер ежемесячных платежей определяется между землепользователем и государством.

    Статья под номером №29 ЗК РФ выступает в качестве ещё одного регулятора процесса по прекращению прав. На местном региональном уровне также контролируется весь этот процесс.

    Если речь идёт о добровольном отказе, изначально нужно будет обратиться с заявлением в местную администрацию. Это заявление должно подавать как юридическое лицо, так и обычный гражданин. В нём отобразить причину отказа, свои инициалы, кадастровые данные на землю, когда была выделена земля и иную информацию. Чтобы его приняли с первого раза, предварительно рекомендуется просмотреть образец по составлению подобных заявлений.

    При себе также необходимо иметь следующий пакет документов:

    • документы, подтверждающие личность гражданина;
    • если обращается юридическое лицо, представить выписку из ЕГРЮЛ;
    • постановление\решение муниципального образования о выделении данного земельного участка;
    • межевой план и остальные кадастровые документы;
    • госакт на право использование недвижимого объекта, либо свидетельство.

    Решиться этот вопрос должен в течение одного месяца. Если документы не будут представлены в течение 3 дней с момента регистрации и принятия заявления, в рассмотрении вопроса будет отказано. Заявление будет назад направлено просителю для внесения коррективов. Возможно, допущены опечатки и иные несоответствия в представленных документах.

    Земельно-правовая ответственность определяет обязательства каждого владельца участка, даже на бессрочной основе.

    Основания прекращения права бессрочного пользования земельным участком:

    • Участок был использован не по назначению, которое определяется его принадлежностью к определенной категории земель. Каждый участок относится к категории индивидуально, все они имеют определенный список возможных действий, полный список можно найти в статьях №7 и №8 ЗК РФ. Изменение целевого назначения запрещается законодательными актами.
    • Участок использовался так, что это привело к снижению плодородия в крупных масштабах. Сюда также относится ухудшение экологической обстановки
      .
      Правило сохранения плодородности почвы может использоваться только для земель, которые относятся в категории земель, пригодных для сельскохозяйственных целей
      . А ухудшение экологической обстановки относится к любому участку.
      Возможные правонарушения, связанные с экологией:Отравление, загрязнение, порча и уничтожения плодородного слоя после использования удобрений, ядохимикатов, опасных химических веществ, опасных биологических веществ

    . Урон может быть нанесен умышленно, например, при использовании, и случайно, например, при транспортировке. Кроме изъятия самого участка, владелец должен будет выплатить штраф, который определяется согласно статьям №77-79 Закона об охране окружающей среды.

  • Нарушение определенных правил для использования земель особо охраняемых территорий природного, исторического, культурного назначений, которые являются особо ценными участками. Согласно этому правилу, нарушение регламента возможно сразу в двух случаях.
  • Почва территории не защищалась согласно определенным правилам обязательных мероприятий для улучшения качества земель. Наказание следует только в случае постоянного невыполнения обязанностей, хотя в самих правилах не уточняется, какой именно смысл вкладывается в слово «систематический» и как определяется
    . То есть в каждом случае будет определяться систематичность в индивидуальном порядке.
  • Владелец земельного участка систематически не выплачивает земельный налог. На самом деле, согласно законодательству РФ, нет условий, согласно которым гражданин может быть лишен прав при невыплатах налогов
    . Ему могут установить санкции в виде штрафа.
    • Земельный участок не был использован в течение какого-то времени. Если участок принадлежит к категории земель для ИЖС, то гражданин, получивший территорию в собственность, должен в течение трех лет начать строительство
      . Если же на это повлияли посторонние факторы, из-за которых участок не мог использоваться по назначению (например, из-за последствий стихийного бедствия), то участок остается в собственности гражданина.

    Лица, не имеющие статуса собственника, могут иметь только вещные права. В статье под номером №268 ГК РФ прописано, на каких именно основаниях можно будет получить право на бессрочное использование земельного участка.

    Родственники, в связи со смертью наследодателя, на законных основаниях получают права на все имеющиеся постройки на этой земле. Но имеются и исключения из этих правил. Они заключаются в следующем:

    • Наследники могут завершить оформление участка в собственность, если эта процедура была начата наследодателем, но не была закончена в связи с его смертью.
    • Наследники могут претендовать на имущество, которое оформлено в собственное владение. Участок необходимо приватизировать или оформить его иным образом, чтобы у наследников в последующем не возникло каких-либо проблем.

    Граждане, получившие привилегию на бесплатную эксплуатацию участка ранее 2001 года, могут не волноваться о своих правах. Но их можно лишиться, если нарушить регламент применения. Физическим лицам необходимо пройти процедуру приватизации и оформить право собственности на землю. Для этого им нужно узнать в нотариальной конторе, куда обращаться для оформления всех этих документов. Это даст больше преимуществ при использовании территории, чем при бесплатном бессрочном пользовании. Оформить участок в собственное владение можно только по решению суда.

    Решение суда выносятся на основании статьи №54 ЗК РФ. Согласно статье, прекращение права пользования проводится согласно двух этапам: взыскание штрафа и обязательство исправить ситуацию в сложившиеся сроки, если гражданин проигнорировал прошение, то дело передается в суд. При желании решить дело мирно, гражданин должен как можно скорее устранить последствия халатного владения участком.

    Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Так как вероятны случаи, когда администрация принимает более крупные решения по отношению к мелким нарушениям, землепользователь может обратиться в суд. Для этого он должен подать иск в течение десяти дней после принятия решения судом.

    1504


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *