Изменения в законодательстве РК в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в законодательстве РК в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

2021 Сбросить

Развернуть

Свернуть

Изменения законодательства с 2021 года

Согласно Закону от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, начиная с 2020 г., бухотчетность нужно подавать только в электронном виде. Переход на такой формат заканчивается, и это касается всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их размеров или сферы деятельности.

В 2020 г. субъекты малого и среднего предпринимательства могли подавать отчетность в ИФНС на бумажных носителях. Такое право закончилось. И теперь с отчетности за 2020 г. абсолютно все компании, в т.ч. и субъекты МСП должны сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Внимание! Если нет возможности купить программу для сдачи электронной отчетности, ее можно заполнять на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика.

Налоговый кодекс 2021. Что изменилось?

По Закону от 28.01.2020 г. № 5-ФЗ работодатели больше не должны отчитываться о среднесписочной численности отдельным документом. Эта информация будет сдаваться 1 раз в год и включаться в годовой РСВ. Впервые расчет с информацией о среднесписочной численности нужно будет сдать за 2020 г. в срок не позже 1 февраля 2021 г.

Согласно п. 8 ст. 1 Закона от 01.04.2020 г. № 90-ФЗ работодателям будет назначаться штраф, если они не представят отчет СЗВ-ТД в срок или же сдадут отчет, но с ошибками или недостоверными сведениями. Штраф составит от 300 до 500 руб.

Если нарушение совершено впервые, госорганы могут выписать предупреждение.

В бухотчетности начиная с 2020 г. нужно указывать новые показатели — о прекращаемой деятельности и активах к продаже. Это указано в Приказе Минфина от 05.04.2019 г. № 54н. По прекращаемой деятельности нужно отражать информацию до того периода, пока по ней не будут закончены все расчеты. До этого такие сведения отражались в отчетности только до того периода, в котором прекратилась деятельность. И в этом случае расчеты могли быть и не завершены.

В бухотчетности необходимо указывать информацию о прекращении использования долгосрочных активов к продаже согласно ПБУ 16/02. К ним относятся:

  • ОС и другие внеоборотные активы, не используемые из-за принятия решения по их реализации (исключение — финансовые активы);
  • материальные ценности для реализации, остающиеся от выбытия внеоборотных активов или полученные при реконструкции или ремонте.

Такие долгосрочные активы к реализации нужно учитывать в составе оборотных активов, но только обособленно. Если компания не использует их, то информация по ним отражается в отчетности в составе информации о прекращаемой деятельности.

На основании Закона от 09.11.2020 г. № 371-ФЗ у компаний появится новая обязанность с 1 июля 2021 г. Она будет связана с п. 2.3 ст. 23 НК РФ, а именно организации должны будут представлять отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами, а также документы, в которых фиксируются реквизиты прослеживаемости.

Представлять эту документацию должны те компании, которые проводят операции с прослеживаемыми товарами. К таким товарам относятся предметы, выпущенные в России согласно установленной таможенной процедуре выпуска для потребления внутри страны.

С 15 декабря 2020 г. начинают действовать новые формы отчетности о движении денег за границей. Об этом ФНС указала в Письме от 19.10.2020 г. № ВД-4-17/[email protected]

Граждане РФ должны регулярно отчитываться в ИФНС по месту регистрации о движении денег по счетам в иностранных банках. Для этого должны использоваться специальные электронные форматы для отчетов, которые заполняются и сдаются в соответствии с Постановлением Правительства от 12.12.2015 г. № 1365. Организации и ИП также отчитываются, но по формам, утвержденным Постановлением Правительства от 28.12.2005 г. № 819.

Для формирования отчетов резидентам нужно использовать такие форматы:

  • КНД 1112520 — отчет о движении средств физлица по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ;
  • КНД 1112521 — отчет о движении средств юрлица и ИП по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ.

С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.

Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.

Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:

– порядок уменьшения налоговых платежей;

– срок действия соглашения;

– запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;

– ответственность сторон.

Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;

2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;

3) налогообложение налогоплательщиков осуществляется в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса (участники специальных экономических и индустриальных зон, налогоплательщики, реализующие инвестиционные приоритетные проекты, недропользователи) (ст. 51-1 Налогового кодекса).

В целях гармонизации касательно инвестиционного налогового кредита внесены поправки в пункты 1 и 2 статьи 54 Налогового кодекса о прекращении действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.

Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, в том числе досрочно, в случаях:

– уплаты налогоплательщиком всей суммы налогов и (или) плат до истечения установленного срока;

– нарушения налогоплательщиком условий предоставления инвестиционного налогового кредита;

– по решению суда.

Также статья 54 Налогового кодекса дополнена пунктом 4, определяющим обязательства в случае нарушения условий соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Если в течение срока действия такого соглашения заключивший его налогоплательщик нарушит предусмотренные соглашением условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, этот налогоплательщик в течение налогового периода, следующего за отчетным со дня расторжения соглашения об инвестиционном налоговом кредите, обязан уплатить все неуплаченные ранее, в соответствии с соглашением, суммы налога, а также соответствующие пени, начисленные за каждый календарный день действия соглашения об инвестиционном налоговом кредите в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка РК на дату платежа за период от заключения до расторжения указанного соглашения.

В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).

Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;

2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.

СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:

– юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;

– индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.

Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.

Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).

Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).

В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.

Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).

Следует отметить, что статьей 57-4 Закона о введении установлено, что на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие СНР и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 % подлежащую уплате:

1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;

2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;

3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

Однако Законом № 382-VI установлено, что с 1 января 2021 года положения части первой статьи не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках СНР розничного налога (пп. 17 ст. 57-4 Закона о введении).

Таким образом, компании, применяющие СНР розничного налога, не вправе уменьшать на 100 % КПН, ИПН (ст. 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса) и социальный налог, исчисленный по статье 687 Налогового кодекса.

На портале egov.kz «Открытые НПА» 24 декабря 2020 года опубликован проект Постановления Правительства РК «Об утверждении Перечня видов деятельности для целей применения специального налогового режима розничного налога», в который включено 114 видов деятельности согласно ОКЭД. Проект находится на публичном обсуждении до 12 января 2021 года.

Налогоплательщики, обязанные выписывать ЭСФ

В соответствии с Законом № 382-VI статья 242 Налогового кодекса дополнена пунктом 3-1, согласно которому с 1 апреля 2021 года:

«3-1. Вычеты по расходам по товарам, работам, услугам при их приобретении у лиц, указанных в подпункте 8) пункта 1 статьи 412 настоящего Кодекса, производятся при соблюдении положений пункта 3 настоящей статьи и наличия счета-фактуры в электронной форме, за исключением:

случаев, предусмотренных подпунктами 4), 5) и 6) пункта 13 статьи 412 настоящего Кодекса;

расходов по приобретению работ, услуг у нерезидента;

товаров, ввезенных на территорию Республики Казахстан с территорий государств – членов Евразийского экономического союза;

товаров, ввезенных на территорию государств – членов Евразийского экономического союза, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

В случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 2 статьи 412 настоящего Кодекса, вычеты производятся при наличии счета-фактуры на бумажном носителе.

Для целей настоящего раздела дата выписки счета-фактуры не влияет на дату признания расходов».

Данная норма вводится в целях привлечения к выписке электронных счетов-фактур (ЭСФ) большего количества налогоплательщиков, а также для облегчения администрирования и осуществления налогового контроля в связи с ограничением налоговых проверок.

С 01.09.2021 вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 79-ФЗ о гаражной амнистии. Его нормами предусмотрено право гражданина, использующего гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ (30.12.2004), получить бесплатно в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен этот гараж. Такая возможность действует 5 лет — до 01.09.2026.

Для оформления гаража и земельного участка потребуется подать заявление в органы местного самоуправления или МФЦ. Подтвердить свои права на гараж разрешили на основании:

  • договоров о подключении гаража к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • договоров об уплате коммунальных услуг в связи с использованием гаража;
  • других документов.

Гаражная амнистия действует на капитальные гаражи, сваренные некапитальные металлические гаражи, построенные гаражно-строительными кооперативами. На гаражи-«ракушки» нормы закона не распространяются.

Воспользоваться гаражной амнистией смогут наследники и покупатели гаражей у первоначального владельца. Для инвалидов предусмотрено специальная возможность размещать гараж бесплатно рядом с домом на специальном участке.

Налоговый кодекс – 2021: обзор изменений

С 01.09.2021 начинают действовать новые правила маркировки упакованной воды средствами идентификации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 841. По этим правилам все участники оборота упакованной воды подают заявления на регистрацию в государственную информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров «Честный ЗНАК» с 01.09.2021 или не позднее чем через 7 дней с даты возникновения необходимости осуществления оборота упакованной воды.

Оборот и вывод из оборота немаркированной упакованной воды, произведенной или ввезенной в РФ (в случае ее производства вне РФ) до соответствующей даты, с которой нанесение средств идентификации на такую упакованную воду становится обязательным, допускается до окончания срока годности этой упакованной воды.

С 01.09.2021 постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 вводится обязательная маркировка молочной продукции со сроком хранения более 40 суток и велосипедов (велосипедных рам).

Подробнее: «Требования к маркировке товаров»

С 01.09.2021 в России стартует новая культурная программа «Пушкинская карта», введенная по предложению президента. Граждане в возрасте от 14 до 22 лет получат возможность посещать театры, музеи и выставки за счет бюджетных средств. Им выдадут специальные карточки с зачисленными на них 3000 рублей. Эти деньги разрешено тратить только на культурные мероприятия. В следующем году сумму планируют увеличить. Заявку на участие в госпрограмме начиная с 1 сентября подают на портале госуслуг. Всего обладателями «Пушкинской карты» смогут стать порядка 13 миллионов молодых людей.

С 01.09.2021 обязательным условием итоговой аттестации для аспиранта станет предзащита подготовленной во время учёбы диссертации. Процедура государственной аккредитации программ аспирантуры или адъюнктуры отменяется. Эти программы будут разрабатываться на основе федеральных государственных требований, утверждённых Минобрнауки. Образовательные организации, у которых аккредитация истекает незадолго до вступления закона в силу, будут считаться аккредитованными, это предусмотрено Федеральным законом от 30.12.2020 № 517-ФЗ.

Начинают действовать поправки в Трудовой кодекс РФ, расширившие трудовые гарантии для работников, которые заочно осваивают программы подготовки научных кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Они получили возможность на дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 дней и один свободный от работы день в неделю с оплатой 50 %.

С 02.09.2021 все российские пенсионеры получат единовременную выплату в размере 10 000 рублей по указу Владимира Путина. Выплаты касаются всех категорий пенсионеров;

  • работающих и получающих страховую или социальную пенсию;
  • неработающих получателей страховой пенсии;
  • получателей пенсии по выслуге лет, включая военнослужащих и других силовиков;
  • инвалидов всех групп и детей-инвалидов;
  • получателей пенсий по потере кормильца.

В первую очередь деньги отправят тем, кто получает выплаты на банковские карты, а затем остальным получателям.

Подробнее: «Выплату для пенсионеров в размере 10 000 рублей получат все инвалиды и дети, потерявшие кормильцев»

С 01.09.2021 внесены поправки в КоАП РФ и начал действовать новый порядок направления материалов по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело, в форме электронного документа с использованием портала Госуслуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 № 947.

Теперь жалобы на зафиксированные камерами нарушения правил ПДД разрешено подавать через единый портал Госуслуг, а также через сайт суда. Такую жалобу отправитель будет заверять усиленной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью, ключ которой получен при обращении за получением госуслуг, либо через специальную форму на сайте суда, если суд технически готов принять её. Ответы из Госавтоинспекции будут приходить в трехдневный срок в электронной форме через интернет.

Подробнее: «Штраф за нарушение, зафиксированное камерой, разрешат обжаловать через госуслуги»

16 важных законов, которые изменят жизнь граждан и бизнеса в сентябре 2021 года

Начало года — время для вступления в силу множества законодательных изменений. Как правило, это что-то масштабное. Например, в январе 2021 года мы окончательно перейдем на электронные трудовые книжки, а в системе налогообложения перестанет существовать ЕНВД.

В этом обзоре мы не будем затрагивать названные новации. Зато рассмотрим другие значимые изменения — например, новые формы отчетности, переход на прогрессивную систему налогообложения и поправки о дистанционной работе.

Обо всех остальных переменах, которые ждут нас в 2021 году, читайте в Обзоре изменений законодательства для бухгалтера, которые вступают в силу в 2021 году.

Теперь доходы, которые за налоговый период превысят 5 млн ₽, будут облагаться НДФЛ в размере 15 % (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Таким образом, по ставке 13 % будут облагаться доходы в 5 млн ₽ и меньше и некоторые виды доходов независимо от суммы (например, доходы от продажи имущества, кроме ценных бумаг).

Если же доходы, не вошедшие в список исключений, превысили 5 млн ₽, уплата налога будет осуществляться следующим образом:

  • 650 тыс. ₽ уплачивается с суммы дохода в 5 млн ₽;
  • 15 % — с суммы дохода, превышающей 5 млн ₽.

В связи с усложнением порядка расчета и уплаты НДФЛ в I квартале 2021 года налоговых агентов освободят от штрафов и пеней, если они неправильно уплатили налог по ставке 15 %, но сами обнаружили ошибку и доплатили разницу.

Приказ ФНС РФ от 23.10.2020 № ЕД-7-15/[email protected] утвердил новые формы и форматы реестров документов, представляемых налогоплательщиками в ФНС для целей подтверждения правомерности применения ставки НДС 0 % по ряду операций. В их числе, например, реестр таможенных деклараций.

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2021 года.

С 1 января 2021 года предельная величина базы для начисления страховых взносов составит (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935):

  • Для взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 966 000 ₽. Это значит, что взносы нужно будет начислять до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет указанной величины. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются.
  • Для взносов на пенсионное страхование — 1 465 000 ₽. Выплаты в пределах лимита базы облагаются по ставке 22 %, а выплаты сверх суммы 1 465 000 ₽ — по ставке 10 %.

Правительство РФ в Постановлении от 30.11.2020 № 1969 отменило плановые проверки в отношении юридических лиц и ИП, являющихся субъектами МСП. Речь идет о проверках, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

Важные изменения законодательства с 1 января 2021 года

В качестве одной из мер поддержки бизнесу из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей предоставлялись кредиты по льготной ставке 2 %. При выполнении определенных условий долг по кредиту (и по процентам, и по основной сумме) полностью списывался — деньги банку перечисляло государство в качестве субсидии.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976 в правила предоставления льготных кредитов на возобновление деятельности внесены многочисленные изменения.

В частности, определены разные условия перевода кредитного договора в период погашения по окончании базового периода для заемщиков, обратившихся за кредитом до 25.06.2020 и после этой даты.

Исключено одно из условий списания кредита — выплата заемщиком зарплаты в среднем на одного работника в течение периода наблюдения по кредитному договору в размере не менее МРОТ.

Появилась возможность списания кредита, по которому введен период погашения, и наоборот — кредит, по которому принято решение о списании, может быть переведен в режим погашения, если банк получит из ФНС уточняющие данные о средней численности работников заемщика.

Постановление вступило в силу со 2 декабря 2020 года.

Мария Гафурова,
налоговый журналист

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Написать комментарий

      В соответствии с подпунктом 2-1) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», подпунктом 15-4) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности», подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» утверждены приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 1 июля 2021 года № 440-НҚ, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 июля 2021 года № 23412 Разрешительные требования к экспертам-аудиторам по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, перечня документов, подтверждающих соответствие им (далее — Разрешительные требования к экспертам-аудиторам), а также Правила аттестации, продления действия аттестатов экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара и оказания государственной услуги «Аттестация эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара» (далее — Правила).

      Разрешительные требования к экспертам-аудиторам содержат:

      -наличие высшего образования по одной из следующих специальностей: технические науки и технологии, естественные науки, математика и статистика (биологические и смежные науки, физические науки), инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли; информационно-коммуникационные технологии, если образование не соответствует наличие стажа работы не менее пяти лет в качестве эксперта-аудитора по заявляемому направлению аттестации;

      — общий стаж работы не менее двух лет;

      -прохождение курсов подготовки (переподготовки) в заявляемом направлении аттестации в организации, внесенной в Реестр организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) и повышение квалификации специалистов в области технического регулирования. Продолжительность проведения курсов по подготовке, переподготовке физических лиц, претендующих в эксперты-аудиторы, составляют не менее восьмидесяти академических часов;

      -прохождение практической подготовки (стажировки) у эксперта-аудитора, аттестованного в качестве эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза и иностранного товара и работающий в данном направлении не менее трех лет.

      Правила определяют порядок аттестации, продления действия аттестатов экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара и оказания государственной услуги «Аттестация эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара».

      Государственная услуга «Аттестация эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара» (далее – государственная услуга) оказывается Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.

      В соответствии с п. 5 Правил: для получения аттестата эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара физическое лицо, претендующее в эксперты-аудиторы, направляет услугодателю посредством портала следующие документы:

      -форма сведений физического лица, претендующего в эксперты-аудиторы по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, утвержденная приложением к Разрешительным требованиям к экспертам-аудиторам по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара и перечню документов, подтверждающих соответствие им;

      -заявление в форме электронного документа согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

      -электронные копии пяти отчетов о прохождении стажировки по форме, согласно приложению 2 к Правилам, подтверждающих участие физического лица в проведении работ по определению страны происхождения товара статуса товара Евразийского экономического Союза или иностранного товара. К отчетам о прохождении стажировки прилагаются копии актов экспертиз о происхождении товара для внутреннего обращения по форме, утверждаемой уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 7-2) статьи 7 Закона о регулировании торговой деятельности.

      Правила содержат следующие приложения: заявление о просьбе аттестации в качестве эксперта-аудитора; отчет о прохождении стажировки; форма сведений физического лица, подающего на продление действия аттестата эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, заявление о продлении действия аттестата эксперта-аудитора; отчет о деятельности эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара; стандарт государственной услуги «Аттестация эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного т��вара»; форма аттестата эксперта-аудитора.

      В соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и пунктом 8 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» утвержден совместным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 6 августа 2021 года № 5 и и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 19 августа 2021 года № 722, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 августа 2021 года № 24068 Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов (далее – Требования к Правилам).

      Требования к Правилам содержат программу:

      -организации внутреннего контроля;

      -идентификации клиентов;

      -управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, учитывающая риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений;

      -мониторинга и изучения операций клиентов;

      -подготовки и обучения субъектов по финансовому мониторингу в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

      Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:

      -совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 6 августа 2021 года № 5 и и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 19 августа 2021 года № 722. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 августа 2021 года № 24068.

      Перечень нормативно-правовых актов, утративших силу:

      -совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 531 и Министра юстиции Республики Казахстан от 11 декабря 2014 года № 360 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10000);

      -совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 928 и Министра юстиции Республики Казахстан от 29 сентября 2020 года № 427, «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов», (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21326).

      Как изменится законодательство с началом 2021 года

      О внесении изменений и дополнений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 365 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявлений на выдачу лицензий на разведку твердых полезных ископаемых»

      Редакция до внесения

      Редакция после внесения

      Комментарий

      пункт 5

      5. Выдача лицензии на разведку твердых полезных ископаемых не допускается:

      1) в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 25 Кодекса;

      2) в пределах территории участка недр, находящегося в пользовании у другого лица для проведения операций по добыче углеводородов, без его согласия;

      3) в пределах территории участка недр, предоставленного для проведения операций по разведке и (или) добыче твердых полезных ископаемых, по использованию пространства недр;

      4) в отношении блока, полностью или частично относящегося к территории участка разведки твердых полезных ископаемых по другой лицензии на разведку твердых полезных ископаемых;

      5) в отношении блока, полностью или частично относящегося к территории участка добычи твердых полезных ископаемых или к территории, на которую имеется заявление на выдачу лицензии на добычу твердых полезных ископаемых;

      6) в отношении блока, полностью или частично относящегося к территории участка недр, на котором проводится ликвидация последствий разведки или добычи твердых полезных ископаемых.

      Лицензия на разведку может быть выдана на часть блока, не относящуюся к территории, указанной в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта.

      В случае прекращения обстоятельств, послуживших основанием для исключения части блока из лицензии на разведку, предусмотренной в части первой настоящего пункта, по заявлению недропользователя данная часть блока может быть включена в лицензию.

      (0)

      12 февраля Президент Казахстана провёл совещание по вопросам модернизации судебной системы. Он отметил, что государство, несмотря на пандемию, продолжает модернизацию судебной системы. Проводимые реформы должны обеспечить справедливое правосудие.

      «Председатель Верховного суда не раз докладывал мне, что судьи при одинаковых условиях нередко выносят разные решения. Таких сомнительных случаев допускать нельзя. Это вызывает негативную реакцию в обществе, распространяется информация, что все суды коррумпированы. Для обеспечения единообразия судебной практики необходимо шире использовать возможности нормативных постановлений Верховного суда и обзоры судебной практики. Также следует использовать возможности анализа на основе IТ-сервисов. Суды в ходе уголовного процесса не должны оглядываться на следственные органы. Обвинительный приговор не может быть вынесен, если государственный обвинитель не докажет в суде вину подсудимого. Очевидно, что при принципиальности судей досудебные расследования будут проводиться качественно. И права граждан, подвергшихся уголовному преследованию, безусловно, будут защищены», – сказал Касым-Жомарт Токаев.

      Глава государства поручил детально проработать новый судебный IT-сервис на основе искусственного интеллекта. Он позволит сформировать интегрированную информационную базу, где судья в любой момент может ознакомиться с решениями по аналогичным делам. В систему смогут заглянуть и казахстанцы, заранее оценив по подобным делам возможный исход дела.

      Верховный суд ещё в 2020 году предложил внедрять принцип «экстерриториальной подсудности». Для этого разрабатывается специальная программа, которая для рассмотрения рутинных дел может отбирать суды по принципу не местонахождения, а наименьшей загруженности. То есть стороны могут находиться в Шымкенте, а суд – в Уральске. Такие заседания будут проходить в дистанционном формате.

      Что изменится в российских законах в 2021 году

      Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений

      Правительство Республики Казахстан:

      1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;

      2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности;

      3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству;

      4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий;

      В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

      5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями работников;

      6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами;

      7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений

      Статья 19. Субъекты трудовых отношений

      Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.

      Руководитель филиала или представительства иностранного юридического лица осуществляет все права и исполняет все обязанности работодателя от имени данного юридического лица.

      Статья 20. Представители работников и их полномочия

      Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.); в соответствии с Законом РК от 01.07.21 г. № 61-VII (см. стар. ред.)

      1. Интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», а при их отсутствии — выборные представители.

      Выборные представители работников избираются и уполномочиваются на общем собрании (конференции) работников организации большинством голосов участников при присутствии на нем (ней) не менее двух третей от общего числа работников организации. Допускается проведение общего собрания (конференции) работников организации по избранию выборных представителей работников путем дистанционного голосования. Участие на общем собрании (конференции) работника подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом с обеспечением авторизации, идентификации работника.

      В случае если членство работников в профессиональных союзах составляет менее половины штатной численности работников организации, то интересы работников могут представлять профессиональные союзы и выборные представители.

      Не допускается ведение коллективных переговоров между работодателем и работниками без участия профессионального союза, если в данной организации создан профессиональный союз.

      2. Работники, не являющиеся членами профессионального союза, не принимавшие участие в избрании выборных представителей работников вправе делегировать право представлять их интересы профсоюзным органам, выборным представителям работников. На основании письменного заявления работника профсоюзные органы, выборные представители работников обеспечивают представительство его интересов.

      3. Выборные представители работников имеют право:

      1) представлять и защищать трудовые права и интересы работников;

      2) вести с работодателем коллективные переговоры по разработке проектов и заключению коллективных договоров;

      3) в соответствии с коллективными договорами посещать рабочие места для изучения и принятия мер по обеспечению нормальных условий труда;

      4) участвовать в урегулировании трудовых споров между работником и работодателем в порядке, установленном настоящим Кодексом.

      Кодекс дополнен статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI

      Статья 20-1. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей и их полномочия

      1. Работодатели имеют право на добровольной основе создавать и вступать в объединения (ассоциации, союзы) работодателей.

      2. Интересы работодателей в пределах делегированных им полномочий представляют объединения (ассоциации, союзы) работодателей в соответствии с настоящим Кодексом, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

      3. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей представляют права и интересы своих членов через механизмы социального партнерства путем:

      1) обеспечения гарантий прав работников и работодателей в сфере труда и совершенствования трудового законодательства Республики Казахстан;

      2) работы в трехсторонних республиканской, отраслевых, региональных комиссиях по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений;

      3) участия в разработке соглашений и их заключения;

      4) участия в составе согласительной комиссии при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, примирительной комиссии и трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров;

      5) консультаций и переговоров с представителями работников по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

      Статья 21. Основания возникновения трудовых отношений

      1. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.

      Статья 24. Предмет трудового договора

      По трудовому договору работник обязуется лично выполнять работу (трудовую функцию), соблюдать правила трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

      Статья 25. Гарантии равенства прав и возможностей при заключении трудового договора

      1. Запрещается нарушение равенства прав и возможностей при заключении трудового договора.

      2. Беременность, наличие детей в возрасте до трех лет, несовершеннолетие, инвалидность не могут ограничивать право заключения трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

      Статья 26. Запреты и ограничения на заключение трудового договора и трудоустройство

      1. Не допускается заключение трудового договора:

      1) на выполнение работы, противопоказанной лицу по состоянию здоровья на основании медицинского заключения;

      2) с гражданами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на должности и работы, предусматривающие полную материальную ответственность работника за необеспечение сохранности имущества и других ценностей работодателя, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля алкогольной продукцией, табачными изделиями, наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами);

      3) с гражданами, лишенными права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

      Подпункт 4 изложен в редакции статьи 204 (действует с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (см. стар. ред.)

      4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;

      5) с иностранными студентами и стажерами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими справки из организации образования с указанием формы обучения или принимающей организации о прохождении профессиональной подготовки и (или) стажировки и разрешения на пребывание с целью получения образования;

      6) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими разрешения на въезд и пребывание с целью воссоединения семьи и документ, подтверждающий состояние в признаваемом законодательством Республики Казахстан браке с гражданином Республики Казахстан;

      7) на выполнение работ (оказание услуг) в домашнем хозяйстве одним работодателем — физическим лицом одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами.

      Статья 63. Правила трудового распорядка

      1. Правила трудового распорядка утверждаются работодателем.

      2. В правилах трудового распорядка устанавливаются рабочее время и время отдыха работников, условия обеспечения трудовой дисциплины, иные вопросы регулирования трудовых отношений.

      Статья 64. Дисциплинарные взыскания

      В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

      1. За совершение работником дисциплинарного проступка работодатель или первый руководитель национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, вправе применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

      1) замечание;

      2) выговор;

      3) строгий выговор;

      В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

      4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 14), 15), 16), 17) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

      2. Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, не допускается.

      См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров».

      Статья 65. Порядок применения дисциплинарных взысканий

      Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

      1. Дисциплинарное взыскание налагается работодателем путем издания акта работодателя, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. При наложении дисциплинарного взыскания первым руководителем национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, применяются положения настоящей статьи и статьи 66 настоящего Кодекса.

      Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 01.07.21 г. № 61-VII (см. стар. ред.)

      2. До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника объяснение в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи) либо в электронном виде с обеспечением авторизации, идентификации работника.

      Требование о представлении объяснения по факту совершенного дисциплинарного проступка оформляется в письменной форме (на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи) и вручается работнику лично или посредством курьерской почтовой связи, почтовой связи, факсимильной связи, электронной почты и иных информационно-коммуникационных технологий с подтверждением получения требования работодателя.

      В случае уклонения или отказа работника от получения требования представителем работодателя составляется соответствующий акт.

      Если работником не представлено объяснение по истечении двух рабочих дней с даты получения требования или составления акта об уклонении или отказе от получения требования, то представителем работодателя составляется соответствующий акт.

      Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисципли нарного взыскания.

      3. За каждый дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

      4. Акт работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания не может быть издан в период:

      1) временной нетрудоспособности работника;

      2) освобождения работника от работы на время выполнения государственных или общественных обязанностей;

      3) нахождения работника в отпуске или межвахтовом отдыхе;

      4) нахождения работника в командировке.

      Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI

      5) проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в отношении лиц, допустивших нарушения требований по безопасности и охране труда.

      Статья 80. Виды времени отдыха

      Видами времени отдыха являются:

      1) перерывы в течение рабочего дня (рабочей смены):

      перерыв для отдыха и приема пищи;

      внутрисменные и специальные перерывы;

      2) ежедневный (междусменный) отдых;

      3) выходные дни (межвахтовый отдых);

      4) праздничные дни;

      5) отпуска.

      Статья 81. Перерыв для отдыха и приема пищи

      1. В течение ежедневной работы (рабочей смены) работнику должен быть предоставлен один перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее получаса.

      2. Время предоставления перерыва для отдыха и приема пищи, его продолжительность устанавливаются правилами трудового распорядка, трудовым, коллективным договорами.

      3. Время перерыва для отдыха и приема пищи не включается в рабочее время. На работах, где по условиям производства предоставление перерыва невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время в специально оборудованном месте. Перечень таких работ, порядок и место для отдыха и приема пищи устанавливаются коллективным договором или актами работодателя.

      Статья 82. Внутрисменные и специальные перерывы

      Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

      1. На отдельных видах работ работникам предоставляются внутрисменные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда, которые включаются в рабочее время. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются коллективным договором или актами работодателя, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

      2. Работникам, работающим в холодное или жаркое время года на открытом воздухе, в закрытых необогреваемых помещениях, а также занятым на погрузочно-разгрузочных работах, предоставляются специальные перерывы для обогрева либо охлаждения и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогрева, охлаждения и отдыха работников.

      3. Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, отцам (усыновителям, удочерителям), воспитывающим детей в возрасте до полутора лет без матери, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа работы следующей продолжительности:

      1) имеющим одного ребенка, — каждый перерыв не менее тридцати минут;

      2) имеющим двух или более детей, — каждый перерыв не менее одного часа.

      4. Перерывы для кормления ребенка (детей) по заявлению работника, указанного в пункте 3 настоящей статьи, присоединяются к перерыву для отдыха и приема пищи либо суммированные перерывы предоставляются в начале или конце рабочего дня (смены).

      5. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время. За время перерывов женщинам, отцам, усыновителям (удочерителям) сохраняется средняя заработная плата.

      Статья 83. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха

      Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работника между окончанием работы и ее началом на следующий день (рабочую смену) не может быть менее двенадцати часов.

      Статья 84. Выходные дни

      1. Работникам еженедельно предоставляются выходные дни.

      2. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при шестидневной рабочей неделе — один выходной день.

      3. При пятидневной и шестидневной рабочей неделе общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами трудового распорядка.

      4. Работникам (группе работников), занятым на непрерывных производствах или на производствах, остановка работы которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим условиям или вследствие необходимости постоянного непрерывного обслуживания населения, а также работающим вахтовым методом, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно согласно графикам сменности (графикам вахт).

      5. Первый день Курбан-айта, отмечаемого по мусульманскому календарю, 7 января — православное Рождество являются выходными днями независимо от применяемых режимов работы и графиков сменности (графикам вахт).

      6. Работник, находящийся в командировке, пользуется выходными днями в соответствии с правилами трудового распорядка работодателя, к которому он направлен.

      Статья 85. Работа в выходные и праздничные дни

      Статья 101. Нормирование труда

      1. Нормы труда (времени, выработки, трудоемкости, обслуживания, численности) являются мерой затрат труда и устанавливаются для работника соответствующей квалификации в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

      2. Разработка, введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.

      3. Нормы труда подлежат обязательной замене по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.

      Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

      4. О введении работодателем новых норм труда работники извещаются не позднее чем за один месяц.

      5. При разработке норм труда должны обеспечиваться:

      1) качество норм труда, их оптимальное приближение к необходимым затратам труда;

      2) установление одинаковых норм труда на одни и те же работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических условиях;

      3) прогрессивность норм труда на основе достижений науки и техники;

      4) охват нормированием труда тех видов работ, для которых возможно и целесообразно установление норм труда;

      5) техническая (научная) обоснованность норм труда.

      6. Нормы труда в организации, на услуги (товары, работы) которой вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), утверждаются работодателем по согласованию с уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности и с уполномоченным государственным органом по труду в установленном им порядке.

      7. Типовые нормы и нормативы по труду разрабатываются и утверждаются отраслевыми ассоциациями работодателей, единые и (или) межотраслевые типовые нормы и нормативы по труду для всех сфер деятельности утверждаются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан по согласованию с представителями работников в установленном уполномоченным государственным органом по труду порядке.

      8. Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.

      Статья 102. Государственные гарантии в области оплаты труда

      Государственные гарантии в области оплаты труда работников включают:

      1) минимальный размер месячной заработной платы;

      2) минимальный размер часовой заработной платы;

      3) оплату за работу в сверхурочное время;

      4) оплату за работу в праздничные и выходные дни;

      5) оплату за работу в ночное время;

      6) ограничение размера удержаний из заработной платы работника;

      7) порядок и сроки выплаты заработной платы.

      Статья 103. Размер заработной платы

      1. Размер месячной заработной платы работника устанавливается дифференцированно в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, а также условий труда. Размер месячной заработной платы максимальным размером не ограничивается.

      Заработная плата выплачивается работнику за фактически отработанное им время, учтенное в документах работодателя по учету рабочего времени.

      Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 19.12.20 г. № 386-VI

      1-1. Размер основной заработной платы работников направляющей стороны должен быть не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы, а также производственно-бытовым условиям в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.

      Заработная плата работникам направляющей стороны выплачивается за фактически отработанное ими время, учтенное в документах по учету рабочего времени принимающей стороны.

      Статья 120. Обязанность стороны трудового договора по возмещению причиненного ущерба (вреда)

      1. Материальная ответственность стороны трудового договора за ущерб (вред), причиненный ею другой стороне трудового договора, наступает за ущерб (вред), причиненный в результате виновного противоправного поведения (действия или бездействия) и причинной связи между виновным противоправным поведением и причиненным ущербом (вредом), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

      2. Сторона трудового договора, причинившая ущерб (вред) другой стороне, возмещает его в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

      3. В трудовом, коллективном договорах может конкретизироваться материальная ответственность работника и работодателя.

      4. Прекращение трудового договора после причинения ущерба (вреда) не влечет за собой освобождения стороны трудового договора от материальной ответственности по возмещению причиненного ущерба (вреда) другой стороне.

      Статья 121. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику незаконным лишением его возможности трудиться

      1. Работодатель обязан возместить работнику не полученную им заработную плату и иные причитающиеся ему выплаты в случае незаконных перевода на другую работу, недопущения работника к рабочему месту, одностороннего изменения условий трудового договора, отстранения от работы, расторжения трудового договора.

      2. Трудовым, коллективным договорами могут быть установлены дополнительные случаи возмещения работодателем ущерба, причиненного незаконным лишением работника возможности трудиться.

      Статья 122. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и (или) здоровью работника

      1. При причинении вреда жизни и (или) здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей работодатель обязан возместить вред в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан.

      2. Вред, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, возмещается в полном объеме при отсутствии у работника страховых выплат, за исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи. При наличии страховых выплат работодатель обязан возместить работнику разницу между страховой суммой и фактическим размером вреда.

      В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.17 г. № 80-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.)

      3. При причинении вреда работнику, связанного с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности от пяти до двадцати девяти процентов включительно, работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением его здоровья.

      Размер расходов, вызванных повреждением здоровья, возмещаемых работодателем в период установления степени утраты трудоспособности не может превышать двести пятьдесят месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на момент выплаты.

      Выплата по возмещению расходов, вызванных повреждением здоровья, осуществляется на основании документов, подтверждающих эти расходы, представленных работником либо лицом, понесшим эти расходы. При этом возмещению не подлежат расходы, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

      См. также: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 9 июля 1999 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью».

      Заголовок статьи 123 изложен в редакции Закона РК от 19.12.20 г. № 386-VI (см. стар. ред.)

      Статья 123. Материальная ответственность работника, работника направляющей стороны за причинение ущерба работодателю или принимающей стороне

      Принят закон «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы».

      С 1 января 2021 года:

      — минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге;
      — минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;
      минимальный размер пенсии — 43 272 тенге;
      — МРП — 2 917 тенге;
      — величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 34 302 тенге.

      Пенсии повысят с 1 января 2021 года на 7 процентов.

      В Налоговый кодекс внесены изменения по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц.

      В частности, добавлены налоговые вычеты для многодетной семьи, по добровольным пенсионным взносам, на обучение, на медицину, по вознаграждениям, по страховым премиям.

      Также к доходам от занятия частной практикой добавлены доход ЧСИ, адвоката и профессионального медиатора.

      Поправки в Налоговый кодекс и закон о введении его в действие предусматривают дополнительную налоговую амнистию для физических лиц по списанию пени, числящейся на лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 апреля 2020 года.

      Досрочное снятие пенсионных накоплений

      Гражданам предоставлено право отсрочки по уплате ИПН при использовании ими единовременных пенсионных выплат, а также определяется порядок его исчисления, удержания и уплаты; вводится специальный налоговый режим розничного налога для предоставления права субъектам малого и среднего бизнеса.

      Обзор важных изменений законодательства за июнь 2021

      Начнет работу Единая информационная система защиты прав потребителей. Потребитель, права которого нарушены, через ЕИСЗПП может обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора.

      Иностранная рабочая сила

      Изменены ставки сбора за выдачу или продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РК для сезонных работников.

      Они составляют:
      до 90 календарных дней — 12-кратного размера МРП;
      до 180 календарных дней — 24-кратного размера МРП;
      до 270 календарных дней — 36-кратного размера МРП;
      до 365 календарных дней — 48-кратного размера МРП.

      Кроме того, утвержден перечень профессий иностранных сезонных работников.

      Начиная с 2021 года текст проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год должен содержать размер взносов государства на обязательное социальное медицинское страхование.

      Реклама

      Объекты наружной (визуальной) рекламы должны соответствовать национальным стандартам.

      Медицина

      Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий при производстве лекарственных средств обязаны соблюдать требования надлежащей производственной практики (GMP).

      В бланках вкладышей всех видов документов об образовании государственного образца применяется технология автоматической идентификации и сбора данных или QR код.

      Также в бланках вкладышей, приложений к документам об образовании государственного образца размещаются логотипы аккредитационных агентств, аккредитовавших заявленные образовательные программы.

      Органы государственных доходов будут собирать сведения о расходах на образование, на погашение ипотеки, на медицину.

      Нотариусы

      Нотариусы должны предоставлять КГД сведения:

      о сделках и договорах по имуществу, подлежащему государственной регистрации, о выданных свидетельствах о праве на наследство, о других сделках и договорах, если цена сделки превышает 160-кратный МРП.

      С 1 сентября школьники и студенты вернутся за парты. Новый учебный год начнется в традиционном формате, однако при этом учебные заведения смогут проводить некоторые предметы в дистанционном формате.

      Как будут учиться школьники и студенты в Казахстане

      Учащихся могут вновь вернуть на «удаленку», если в учебном заведении выявят коронавирус.

      Для контактных детей будут организованы дистанционные классы с синхронным обучением. На основании заявления родителей в исключительных случаях (при наличии хронических заболеваний, подтвержденных медицинскими организациями) будет предложено асинхронное дистанционное обучение.

      В ряде регионов Казахстана обучение будет проводиться как в традиционном, так и в дистанционном и комбинированном форматах. В том случае, если родители опасаются, что их дети заболеют коронавирусом в школе, то они могут написать заявление. Тогда их ребенок сможет учиться онлайн.

      Школа-2021: новые правила

      Отметим, что попасть внутрь школы можно будет только через приложение Ashyq. По данным министерства образования и науки, это позволит не допустить инфицированных и контактных лиц из числа педагогов, персонала и родителей. Детям сканировать QR-код не нужно. Все преподаватели и сотрудники школ должны быть вакцинированы от коронавируса.

      Невакцинированным студентам, согласно новому постановлению главного санврача Казахстана, запрещено заселяться в общежитие. Исключение составляют лишь студенты, не достигшие 18 лет, а также имеющие постоянные медицинские противопоказания и переболевшие коронавирусом.

      Во всех учебных заведениях будут соблюдаться строгие санитарные требования. Всем ученикам и учителям нужно носить маски, соблюдать социальную дистанцию. В классах одновременно могут находиться не более 40-50% человек от проектной мощности, перемены будут организованы в разное время, а один класс может учиться в одном кабинете. В кабинетах будут проводить кварцевание и дезинфекцию, всем школьникам и сотрудникам измерять температуру.

      В 2021-2022 учебном году казахстанских школьников освободят от обязательного ношения школьной формы. Форма приветствуется, но, если у родителей нет возможности ее приобрести, дети могут ходить в школу в одежде в деловом стиле.

      Первого сентября традиционные линейки, посвященные началу учебного года, пройдут в школах на открытом воздухе. Первоклассникам на таких линейках вручат «Әліппе» (Букварь).

      Токаев обратится с посланием к народу Казахстана 1 сентября


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *