Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация в форме присоединения в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Что представляет собой данный вид реорганизации?
Схематично данную процедуру можно представить так:
ООО «Гамма» + ООО «Альфа» + ООО «Омега» = ООО «Омега»
Как мы видим, в результате реорганизации организаций в форме присоединения ООО «Гамма» ООО «Альфа» прекратили свою деятельность. А новое юридическое лицо в процессе присоединения не образуется. В результате присоединения одно или несколько ООО прекращают свою деятельность, а их права и обязанности переходят к другому ООО на основании универсального правопреемства (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст.53 Закона об ООО).
Суть такой реорганизации — прекращение деятельности присоединяемых компаний с передачей всех обязанностей и прав ООО, к которому осуществляется присоединение.
Реорганизация путем присоединения
А как быть, если реорганизуемая компания не оплатила либо не смогла оплатить налоги или сборы до своей реорганизации?
Например, у компании ООО «Гамма» есть недоимка по налогу на прибыль.
Будет ли в данном случае срабатывать принцип — «кому должен — всем прощаю»?
В налоговом законодательстве для реорганизации ООО путем присоединения действует специальное правило (ст. 50 НК РФ). Если реорганизуемая компания не оплатила либо не смогла оплатить налоги, либо сборы до своей реорганизации, то эта обязанность исполняется ее правопреемником.
Если у реорганизуемой компании ООО «Гамма» или ООО «Альфа» имелись долги по налогам, то они никуда не исчезают, а переходят к правопреемнику — ООО «Омега».
Важно! Но есть и положительные моменты в части экономии налогов. Так, компания-правопреемник имеет право покрывать убытки прошлых периодов присоединившихся компаний.
Для того чтобы покрывать убытки прошлых периодов присоединившихся компаний, у них должны быть в наличии первичные учетные документы, подтверждающие размер понесенного убытка (Постановление Президиума ВС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).
Налоговики вправе в полном объеме проверить обоснованность заявленных расходов, несмотря на то, что они понесены в более ранних периодах, не охваченных выездной налоговой проверкой (Письмо ФНС РФ от 16.04.2019 № СА-4-7/7164).
В ходе выездной налоговой проверки текущих налоговых периодов у ООО «Омега» может быть проверен и вопрос о повторном учете расходов в отношении ООО «Гамма» или ООО «Альфа» (Определении ВС РФ от 21.01.2019 № 308-КГ18-14911).
Помимо налогов, при реорганизации в форме присоединения ООО «Омега» получает права прежних компаний на собственность, на дебиторскую задолженность и прочие активы.
ООО «Омега» также получает их обязанности по договорам с контрагентами и перед государственными органами.
Кроме того, ООО «Омега» может стать участником арбитражных споров, если реорганизуемыми компаниями велись до проведения реорганизации судебные тяжбы.
Реорганизация компании в форме присоединения достаточно трудоемкий, требующий немало времени, процесс. Кратко обозначим этапы, которые необходимо пройти компании.
1 этап. Принятие решения о реорганизации путем присоединения.
На этом этапе компании, участвующие в реорганизации, заключают договор о присоединении. Впоследствии каждая реорганизуемая компания должна утвердить этот договор на общем собрании учредителей.
На этом этапе необходима инвентаризация имущества и обязательств. То есть должна быть проведена неформальная инвентаризация всего, что «нажито непосильным трудом». Помимо этого, проверяется наличие необходимых документов по долгам с контрагентами.
Важно! С 2019 г. отменена обязанность сверки расчетов с ИФНС при реорганизации (п. 2.1 Приказа ФНС РФ от 20.12.2018 № ММВ-7-19/[email protected]). Тем не менее, ее целесообразно провести. Это позволит избежать возможных разногласий с налоговиками в будущем.
2 этап. Извещение налоговиков о начале процедуры реорганизации — в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации. Налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что компании находятся в процессе реорганизации.
3 этап. Необходимо опубликовать сообщение о реорганизации путем присоединения в журнале «Вестник государственной регистрации».
Дважды с периодичностью один раз в месяц в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается уведомление о реорганизации путем присоединения. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждой участвующей в реорганизации компании, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, а также иные сведения.
4 этап. Сбор пакета документов для налоговой инспекции.
Документы, связанные с завершением реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган после 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации компаний в журнале «Вестник государственной регистрации», а также истечения 3-х месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.
5 этап. Государственная регистрация.
Государственной регистрации в случае реорганизации в форме присоединения подлежит не сама компания, к которой осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к ее учредительным документам.
Проведение реорганизации в форме присоединения позволит компании оптимизировать структуру управления, упростить схему финансовых потоков, сократить документооборот, покрыть текущие убытки.
-
Сделки с криптовалютой
136 0
Этапы реорганизации юридического лица: документы, сроки и другие нюансы
^К началу страницы
Лично Удаленно
- непосредственно в инспекцию лично
- через представителя по нотариально удостоверенной доверенности
- по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
В пределах территории Москвы документы можно направить и получить также через DHL Express и Pony Express.
^К началу страницы
На 6-й рабочий день заявитель лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности может получить документы о государственной регистрации:
- лист записи ЕГРЮЛ;
- один экземпляр учредительного документа с отметкой регистрирующего органа.
Документы в ваш адрес могут быть отправлены по почте.
В пределах территории Москвы документы можно получить также через DHL Express и Pony Express.
После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.
Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:
- лист записи ЕГРЮЛ;
- учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).
Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.
Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.
Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.
Когда правопреемник составляет налоговые декларации по налогам и расчеты по страховым взносам за присоединяемое общество, он должен указать:
•в полях «ИНН» и «КПП» в верхней части страниц декларации свои данные — ИНН и КПП организации-правопреемника, которая подает декларацию;
•в поле «Представляется в налоговый орган (код)» — код налогового органа, в котором правопреемник состоит на учете;
•в полях «организация/обособленное подразделение», «налогоплательщик», «наименование налогового агента» — название присоединенной организации;
•в поле «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» — код «5» (присоединение);
•в поле «ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения)» — ИНН и КПП присоединенной организации.
В то же время следует учесть некоторые особенности заполнения, которые для наглядности приведены в таблице.
Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.
Чтобы провести реформу, принят федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.
Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.
На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.
Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:
- субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
- организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
- предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
- ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
- ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
- структуры, которые работают за пределами РФ.
Этот перечень правительство вправе дополнять.
Помимо этого, есть общее правило, когда реорганизация или ликвидация муниципального предприятия (государственного) не предусмотрена: ее выручка от деятельности на конкурентном рынке не превышает 10% всей выручки в течение года.
Власти решили, что пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО должна соответствовать правилам ГК РФ, действующим для юридических лиц. Дополнительно этот вопрос регулирует федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002, который позволяет провести реорганизацию путем слияния, присоединения, выделения, разделения либо преобразования в иную форму. Вместе с тем статьей 34 закона №161-ФЗ наложено ограничение: из МУП или ГУП нельзя сделать ООО или АО, унитарное предприятие разрешено трансформировать либо в государственное, либо в муниципальное учреждение. ФГУП допустимо реорганизовать в автономную некоммерческую структуру.
Дополнительно: как ликвидировать ООО: пошаговая инструкция
Перейдем к пошаговому алгоритму, как реорганизовать унитарное предприятие.
Пошаговая инструкция реорганизации ООО путем присоединения
В соответствии со ст. 57 ГК РФ и п. 2.1 ст. 16 Закона об НКО принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений осуществляются в порядке, установленном:
1) Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ;
3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений.
Решение о реорганизации оформляется правовым актом. Решения учредителей о реорганизации, как правило, содержат следующие сведения:
- наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
- форму реорганизации;
- наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;
- основание для принятия решения о реорганизации БУ;
- дату, на которую проводится реорганизация БУ;
- срок проведения реорганизационных мероприятий;
- сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;
- источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;
- перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.
При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества (Письмо Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).
Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации[6] учреждениям следует:
- в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган[7] о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление[8] направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;
- после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц[9]. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;
- в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.
Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации установлен разд. III Инструкции № 33н[10]. В случае реорганизации такая отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:
- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
- справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
- справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
- отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
- отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
- пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).
Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.
Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.
В текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.
Реорганизуемые учреждения обеспечивают выполнение приемопередаточных процедур, в том числе передачу показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства по месту обслуживания, в соответствии с п. 113 Порядка № 21н[11]. При закрытии лицевого счета в связи с реорганизацией учреждения передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого БУ (код формы по КФД 0531961)[12].
Подробно об отражении процедур реорганизации федеральных учреждений в бухгалтерском учете и отчетности учреждений говорится в Письме Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.
По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.
Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд[13] указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.
В другой ситуации слияние двух учреждений едва не закончилось признанием недействительной государственной регистрации реорганизованного БУ. Поводом для обжалования слияния стало неотражение в передаточном акте задолженности одного из кредиторов (Постановление ФАС МО от 14.06.2005 № КГ-А40/4978-05-1,2).
Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации:
Форма реорганизации
Момент, с которого реорганизация считается завершенной
Слияние
Государственная регистрация вновь возникшего учреждения
Разделение
Выделение
Преобразование
Присоединение
Внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации
Ликвидация фирмы через присоединение в 2021 году
В заключение рекомендуем руководителям БУ при подготовке к проведению реорганизации:
- изучить федеральное и иное законодательство (в соответствии с подведомственностью), регулирующее вопросы реорганизации;
- перенять положительный опыт учреждений, прошедших через реорганизационные мероприятия;
- провести мониторинг судебной практики, чтобы не допустить признания решения о реорганизации недействительным;
- по возможности снизить число дебиторов и кредиторов, урегулировать спорные задолженности.
[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[2] Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.
[3] Постановление ФАС ЗСО от 01.12.2010 по делу № А75-5785/2009.
[4]Постановление ФАС ВВО от 12.10.2005 № А29-1240/2005А.
[5] К сведению руководителей БУ: нормативные акты регионального и местного уровня допускают, что инициатором смены типа учреждения может выступать оно само (см., например, Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Великого Новгорода, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Великого Новгорода и внесения в них изменений, утв. Постановлением администрации г. Великого Новгорода от 29.12.2010 № 5662).
[6]Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
[7] Регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319).
[8] Форма уведомления приведена в приложении 3 к Приказу ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
[9] Специализированным СМИ, в котором российские организации публикуют сообщения о юридически значимых событиях, является журнал «Вестник государственной регистрации».
[10] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. С 06.01.2019 действует новая редакция п. 77 и 78, регулирующих вопросы реорганизации. Начало действия редакции – с отчетности за 2018 год (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н).
[11] Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н.
[12] Дополнительно см. Письмо Минфина РФ № 09-07-08/26557, Федерального казначейства № 07-04-05/05-392 от 28.04.2017.
[13] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу № А75-5785/2009.
Написать комментарий
Передаточный акт является одним из приложений к договору нескольких сторон. Он устроен по тем же принципам, по которым оформляется большинство подобного рода бумаг. В представленном образце содержится вся необходимая и достаточная информация. Акт читается сверху вниз:
- В правом верхнем углу бумаги находится пометка об утверждении документа решением единственного участника либо постановлением общего собрания. В любом случае в ссылках на эти документы необходимо прописывать их дату и номер.
- Наименование акта. Здесь должен упоминаться основной договор, перечисляться названия организации-правопреемника и присоединяющегося юридического лица.
О реорганизации в форме присоединения говорится в 208 Федеральном законе, 10 статье и в 14 Федеральном законе, 53 статье.
При такой форме несколько юридических лиц при присоединении передают свои обязанности перед контрагентами, а также права и привилегии основной компании. И последняя становится обладателем всех этих прав, обязанностей и привилегий.
Заметим при этом, что ИП юридическим лицом не являются. И присоединение является элегантным способом для юридической организации прекратить свое существование. Самая частая причина для этого вида реорганизации – коммерческая выгода владельца. Передаточный акт оформляется на покупателей компании.
Причем согласно 57 статье Гражданского кодекса все описанное вступит в силу только после того, как в государственном реестре компаний появится соответствующая запись о ликвидации присоединяющейся организации.
В 2014 году в процедуру реорганизации были внесены некоторые изменения. Они касаются:
- Одновременности. Теперь можно «провернуть» сразу несколько видов реорганизации.
- Количества участников. Фигурировать в документах может только две компании. При этом они обе обязательно должны быть ООО или ОАО, то есть иметь одну и ту же организационно-правовую форму. Об этом четко сказано в Постановлении Пленума ВАС №19, пункт 20 от 18 ноября 2003 года. Затем этот постулат был еще раз закреплен в новом документе.
- Общества не могут преобразовываться в унитарные компании любых видов.
Организация-правопреемник в обязательном порядке должна вносить в свой устав изменения, которые соответствовали бы присоединяющейся организации. Без них невозможно заимствование прав и обязанностей в полном объеме. Обычно этим занимаются квалифицированные юристы. Любая неточность может значительно сказаться на решении государственного реестра о законности процедуры реорганизации.
Если вся документация оформлена верно, то на всю операцию может уйти три-четыре месяца.
Реорганизация в форме присоединения – многоступенчатый процесс. В общем виде его можно разделить на следующие этапы:
- Принятие однозначного решения владельцами (учредителями). Если их несколько, то для документального подтверждения готовится протокол общего собрания. Если один – то оформляется в виде решения.
- Оформление договора с организацией-правопреемником.
- Издание соответствующего приказа.
- Уведомление сотрудников организации, заблаговременное, в письменном виде. Это необходимо для продуктивного взаимодействия со службами занятости населения.
- В течение трехдневного периода после издания приказа рассылаются извещения (с подтверждением получения) регистрирующим органам. При необходимости уведомляются внебюджетные фонды присоединяющейся компании.
- Уведомляются контрагенты.
- О реорганизации должна быть публикация в СМИ — специализированном издании «Вестник государственной регистрации». Причем однократного помещения свежей заметки недостаточно. Она должна быть опубликована дважды. Только так организация может доказать отсутствие желания скрыть какие-либо факты от контрагентов либо третьих лиц.
- Проводится инвентаризация движимого и недвижимого имущества компании. Оформляются акты проведения инвентаризации.
- Составляется передаточный акт, он прикрепляется к договору.
- Внесение изменений в Устав.
- Закрепить изменения в государственном реестре, налоговой и других контролирующих деятельность компании организациях.
Если с оформлением документов все в порядке, то работники государственного реестра обязаны внести соответствующую информацию в общую базу за три рабочих дня.
Без передаточного акта при реорганизации в форме присоединения весь этот механизм попросту невозможен.Дата публикации 01.03.2021
Вопрос аудитору
Бюджетное учреждение присоединяется к другому учреждению. Показатели по счетам учета расчетов перенесены с применением счета 304 06. Как перенести остатки по всем счетам санкционирования (500 00)?
В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования либо с одновременным сочетанием этих форм.
В силу п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Для отражения в бухгалтерском учете расчетов по передаче (принятию к учету) нефинансовых, финансовых активов при реорганизации путем присоединения применяется счет 304 06 (п. 281 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н далее — Инструкция № 157н, п. 146 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее — Инструкция № 174н). Однако этот счет не используется для передачи показателей на счетах санкционирования.
Инструкция № 174н, а также иные правовые акты в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержат указаний по отражению в учете реорганизуемых бюджетных учреждений передачи показателей на счетах санкционирования.
Изменение показателей на счетах санкционирования может осуществляться только путем их увеличения (уменьшения) (п. 311 Инструкции № 157н). Передача 500-х счетов может отражаться общеустановленными бухгалтерскими записями по санкционированию: при увеличении показателей — со знаком «плюс», при уменьшении — со знаком «минус».
Полагаем, что при реорганизации учреждения в форме присоединения показатели по счетам санкционирования могут быть отражены аналогично. В учете реорганизуемого учреждения отражается уменьшение показателей по счетам санкционирования, а в учете учреждения-правопреемника — увеличение.
Изменение обязательств бюджетного учреждения отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 502 00 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 506 00. Уменьшение принятых обязательств отражается способом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н).
Изменение показателей сметных назначений по расходам бюджетного учреждения отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 504 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 506 00. Уменьшение сметных назначений отражается обратной корреспонденцией счетов.
Изменение показателей сметных назначений по доходам бюджетного учреждения отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 504 00 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 507 00. Сумма уменьшений сметных назначений отражается обратной корреспонденцией счетов (п. 171 Инструкции № 174н).
Таким образом, рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
- в учете реорганизуемого учреждения
Дебет КРБ Х 506 ХХ ХХХ Кредит КРБ Х 502 ХХ ХХХ — отражено уменьшение принятых обязательств способом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н);
Дебет КРБ Х 506 ХХ ХХХ Кредит КРБ Х 504 ХХ ХХХ — отражено уменьшение сметных назначений по расходам обратной корреспонденцией счетов (п. 171 Инструкции № 174н);
Дебет КДБ Х 504 ХХ ХХХ Кредит КДБ Х 507 ХХ ХХХ — отражено уменьшений сметных назначений по доходам обратной корреспонденцией счетов (п. 171 Инструкции № 174н); - в учете учреждения-правопреемника:
Дебет КРБ Х 506 ХХ ХХХ Кредит КРБ Х 502 ХХ ХХХ — приняты обязательства (п. 167 Инструкции № 174н);
Дебет КРБ Х 504 ХХ ХХХ Кредит КРБ Х 506 ХХ ХХХ — приняты сметные назначения по расходам (п. 171 Инструкции № 174н);
Дебет КДБ Х 507 ХХ ХХХ Кредит КДБ Х 504 ХХ ХХХ — приняты сметные назначения по доходам (п. 171 Инструкции № 174н).
Аналогичный подход предлагается в методических рекомендациях по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа. Они были доведены письмом Минфина России от 22.12.2011 № 02-06-07/5236.
Новый закон конкретизировал сферы деятельности унитарных предприятий и выделил некоторые из них, которых не коснется реорганизация ФГУП. Например, на вопрос, ликвидируются ли МУП с естественной монополией, ответ отрицательный. Действующими останутся МУП и ГУП, работающие:
- за пределами Российской Федерации;
- в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
- в сфере обращения с радиоактивными отходами;
- в сферах естественных монополий;
- для обеспечения жизнедеятельности граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Также сохранят работу организации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Все МУП и ГУП, не подпадающие под данные условия, должны быть ликвидированы или реорганизованы в установленный срок. Порядок ликвидации унитарного предприятия установлен правительством отдельно. Он включает как добровольное завершение деятельности или переход в иную организационно-правовую форму, так и ликвидацию в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Порядок реорганизации бюджетного учреждения
Если запрет на создание унитарных предприятий нарушен или ГУП продолжает осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, оно подлежит ликвидации одним из доступных способов:
- добровольно по решению собственника;
- в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации.
Никаких штрафов за осуществление деятельности МУП или ГУП не предусмотрено.
Присоединение одной компании к другой выполняется в несколько этапов:
- Выбирая одну из форм реорганизации, юридические лица должны учитывать особенности правопреемства. Так, при присоединении права, обязанности присоединяемого лица переходят к присоединяющему.
- На общем собрании участников ООО принятие решения.
- Уведомление о начале процедуры регистрирующего органа (уведомляет налоговый орган основное Общество).
- Уведомление о предстоящей процедуре кредиторов.
- Размещение информации о процедуре в средствах массовой информации.
- Сбор документов для регистрирующего органа, расположенного по месту нахождения присоединяющей компании.
- Присоединяемое Общество подает документы в ИФНС (лично, через представителя, через сервис налоговой, по почте).
- Получение документов о государственной регистрации.
- На общем собрании учредителей (участников) ООО принимается добровольное решение о старте процедуры путем присоединения.
- Выбирается место регистрации, составляется договор между сторонами, определяется величина уставного капитала. Все решения по реорганизационным вопросам должны быть приняты единогласно.
- На общем собрании принимается решение о дате начала и окончания процедуры.
- В течение 3-х дней после согласования решения между сторонами основное ОООО отправляет в регистрирующий орган (налоговую) уведомление по форме № Р12003 о начале процедуры.
- На основании этого уведомления налоговая вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).
- В специальном издании − «Вестнике государственной регистрации», необходимо 2 раза (по 1 разу в месяц) опубликовать объявление о прекращении деятельности тех компаний, которые присоединяются. А также об изменении в регистрационных документах присоединяющей стороны. Объявление дается от имени всех участников процесса.
- В течение 5 дней после отправки уведомления о начале процедуры нужно оповестить кредиторов о предстоящих изменениях в деятельности юридического лица.
- Пока в СМИ публикуются уведомления, компании могут заняться инвентаризацией, подготовкой бумаг для составления передаточного акта.
- Присоединяющей компании следует заплатить государственную пошлину за внесение изменений в документы вследствие регистрационных действий.
- По истечении 2-х месяцев присоединяемой компанией подается заявление по форме № Р16003, а также договор о присоединении.
- Через 6 дней в налоговой службе можно получить необходимый лист записи ЕГРЮЛ и экземпляр учредительного документа.
Регистрационные действия процесса реорганизации путем присоединения обязывают участников подготовить определенный пакет документом для предоставления в ИФНС:
- Заявление по форме № Р16003, которое подается при внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении хозяйственной деятельности присоединенного ООО.
- Передаточный акт. Этот документ подготавливает каждая компания, участвующая в процессе. Акт утверждается учредителями ООО или органом, принявшим решение о присоединении.
- Договор о присоединении, подписанный между организациями (при его наличии).
- Копии извещений в журнале «Вестник государственной регистрации», а также копии писем кредиторам с извещением о реорганизации.
Реорганизация с присоединением одного юридического лица к другому длится в связи с необходимым сроком ожидания после публикации информации в СМИ − от 3,5 до 4,5 месяцев. Дело в том, что нужно соблюсти 2 срока:
- первый − это общий срок реорганизации должен составлять не менее 3 месяцев;
- второй − после выхода первой публикации в специальном журнале «Вестник государственной регистрации» до момента выхода второй публикации должно пройти не менее 2 месяцев.
Переход прав на недвижимость в связи с реорганизацией
Присоединение, как форма реорганизации, подразумевает переход обязательств, в том числе и кредитных, от присоединяемого в присоединившему лицу. Поэтому необходимо учесть следующее:
- одним из условий регистрации юридического процесса является уведомление кредиторов о предстоящих изменениях в деятельности юридического лица;
- кредитор, получив уведомление, может настаивать на прекращении действия договора или его разрыве;
- отсутствие сигнала от кредитора говорит о его согласии относительно перевода обязательств к другому ООО.
До 04 июня 2013 года отмена процедуры реорганизации после внесения сведений в ЕГРЮЛ была возможна только в судебном порядке. Но приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] были определены новые правила отмены.
Так, если ООО передумали проводить присоединение, а в ЕГРЮЛ уже внесены соответствующие сведения о процессе, то в регистрирующий орган представляется уведомление (№ Р12003) с отметкой в п. 1 стр. 1. С ним подается решение об отмене реорганизации юридических лиц. Уведомление по форме № Р12003 должно иметь подпись заявителя, заверенную нотариусом.
Учредителям ООО, принявшим решение о реорганизации предприятий, нужно придерживаться следующего плана.
- Провести собрание и уведомить в течение 3-х дней налоговую о начале процедуры. Уведомление по форме № Р12003 направляется вместе с решением о реорганизации юридического лица.
- Дважды нужно опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» извещение о предстоящем присоединении ООО.
- Сформировать пакет документов для подачи в ИФНС, чтобы налоговая внесла изменения в ЕГРЮЛ.
- Через 6 дней заявитель может получить документы о регистрации.
Согласно статье 57 ГК РФ:
- Любые формы реорганизации осуществляются по решению учредителей компании или уполномоченных на это соответствующих органов. Допускается одновременное сочетание ее форм, участие двух или более предприятий, даже если они созданы в разных организационно-правовых формах. Преобразование финансовых учреждений определяется законодательными нормами, которые регулируют их деятельность.
- Законом предусмотрены ситуации, когда для переустройства предприятий в различных формах требуется согласие уполномоченных государственных инстанций.
- Реорганизация считается осуществленной с момента государственной регистрации, за исключением процедур, выполняемых в форме присоединения. При осуществлении преобразования юр. лица в данной форме оно является реорганизованным с момента внесения записи о его ликвидации в ЕГРЮЛ. Следующая госрегистрация доступна не ранее истечения соответствующего срока, отведенного на обжалование решения о переустройстве.
Реорганизация ПФР в форме присоединения
Предварительное согласие на проведение процедуры от антимонопольного органа потребуется при участии коммерческих компаний, которые специализируются на торговле, производстве и предоставлении услуг, если их суммарные балансовые активы превышают двадцать миллионов рублей на последнюю отчетную дату.
В случаях, когда сумма меньше, предпринимателям следует лишь уведомить соответствующие инстанции о принятии решения о преобразовании.
При переустройстве некоммерческих партнерств и ассоциаций, в состав которых входит более двух юридических лиц, также потребуется уведомление антимонопольного органа.
Реорганизация финансовых организаций различных видов совершается только при согласии антимонопольного комитета, если уставной капитал одной из них превысит пять миллионов рублей. Для страховых фирм эта сумма составит десять миллионов рублей, а для кредитных – 160 миллионов.
При реорганизации юридических лиц выполняются действия в следующей последовательности:
- Выбор предприятий для присоединения.
- Общее собрание учредителей принимает решение о переустройстве, утверждается его форма, устав организации, договор и передаточный акт.
- Уведомление государственных регистрирующих органов.
- Определение места регистрации по месту нахождения.
- Подготовка непосредственно к процессу преобразования:
- внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
- публикация в местном периодическом издании;
- выполнение инвентаризации;
- уведомление кредиторов для каждого предприятия, которому это требуется;
- составление и утверждение передаточного акта;
- уплата госпошлины.
- Подача пакета документов в налоговую инспекцию со следующей целью:
- внесение в реестр записи, свидетельствующей о ликвидации присоединяемых фирм, и сведений о вновь создаваемой организации;
- получение документов, которые подтверждают наличие записи в ЕГРЮЛ;
- сообщение регистрирующих органов о ликвидации юридических лиц;
- получение заверенной копии решения о регистрации ликвидации присоединяемой организации, заявления и выписки с реестра.
В юридическом смысле реорганизация окончена, однако юридическое лицо должно выполнить действия, направленные на передачу прав и обязанностей. Оформление производится в такой последовательности:
- Присоединяемая компания переводит информацию бухгалтерского учета в систему нового предприятия.
- Выполнение переоформления филиалов, подразделений, расчетных счетов и пр.
- Переоформление недвижимости.
- При осуществлении лицензируемой деятельности требуется составление заявления в лицензирующий орган для получения нового разрешения, которое соответствует виду деятельности компании.
- Перевод персонала.
- Переоформление обязательств по договору и вне договоров.
На этом процедура передачи полномочий заканчивается, и юридическое лицо, к которому присоединяется организация, имеет право распоряжаться ее имуществом, получает ее права и обязанности.
- Предварительный 1 этап
- Принятие решения о проведении общего собрания участников с повесткой о реорганизации ООО в форме присоединения 2 этап
- Подготовка проектов документов для реорганизации, для утверждения их общим собранием Участников ООО 3 этап
- Подготовка к проведению общего собрания Участников. Уведомление Участников о проведении общего собрания Участников ООО 4 этап
- Проведение общего собрания Участников ООО. Принятие решения о присоединении ООО к ООО 5 этап
- Уведомление регистрирующего органа (ФНС) о начале процедуры реорганизации в форме присоединения ООО 6 этап
- Уведомление кредиторов ООО. Публикация сообщения о реорганизации в форме присоединения ООО к ООО на ФедРесурсе и в «Вестнике государственной регистрации» 7 этап
- Представление сведений в органы Пенсионного фонда РФ 8 этап
- Регистрация реорганизации в форме присоединения ООО к ООО, в том числе регистрация прекращения присоединяемого ООО 9 этап
- Заключительные этапы реорганизации в форме присоединения ООО к ООО 10 этап
- Регистрация изменений состава участников, Устава, сведений о руководителе основного ООО 11 этап
Передаточный акт при реорганизации в форме присоединения
- 04.02.2019 Пошаговая инструкция по реорганизации в форме слияния ООО и АО и образования в результате слияния АО
- 04.02.2019 Пошаговая инструкция по реорганизации в форме слияния АО
- 02.02.2019 Пошаговая инструкция по реорганизации в форме присоединения АО к ООО
- 02.02.2019 Пошаговая инструкция по реорганизации в форме присоединения АО к АО
- 07.12.2018 Пошаговая инструкция по реорганизации в форме слияния ООО и АО и образованию в результате слияния ООО
- Решение о реорганизации
- Заявление р прекращении деятельности
- Заявление Р14001 об изменении данных в ЕГРЮЛ
- Заявление Р13001 о регистрации корректировки учредительной документации
- Протокол общего собрания
- Договор о присоединении
- Передаточный акт
- Учредительный документ
- Квитанция об уплате госпошлины
- Подтверждение уведомления других лиц
Договор о присоединении содержит в себе следующую информацию:
- Сроки проведения общего собрания
- Наименование и информация о месте нахождения каждого общества
- Порядок и условия присоединения
- Подготовка решений и других документов, порядок руководства и координация процессом
- Порядок погашения долей
- Порядок распределения долей
- Размер уставного капитала
- Дата и форма передаточного акта
- Распределение чистой прибыли
Процесс присоединения ООО занимает 5 рабочих дней.
Если юридическое лицо отправляет документы в регистрирующий орган в электронном виде, то платить госпошлину не нужно.
Для присоединения ООО обратитесь в компанию «Бизнес гарант». Юристы с большим опытом работы выполнят свои обязательства в срок, оказав квалифицируемую помощь.
За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!
Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.
- Инвентаризация имущества присоединяемой компании.
- Заключение договора о присоединении между всеми участвующими в реорганизации лицами, в котором будет отражена последовательность действий каждого из участников процесса, сведения об участниках, о размере уставного капитала общества, продолжающего существовать после процедуры.
- Принятие решения высшим органом управления каждой из участвующих в реорганизации компаний о реорганизации в форме присоединения, порядке проведения процедуры, утверждении передаточного акта, договора о присоединении, а также иные решения, предусмотренные законом для обществ соответствующей организационно-правовой формы.
- Уведомление ИФНС о начале процедуры реорганизации.
- Публикация объявления о начале процедуры присоединения в ЕФРСФДЮЛ однократно и в Вестнике государственной регистрации дважды с периодичностью раз в месяц, а также уведомление об этом же всех известных кредиторов компаний-участников реорганизации.
- После расчетов с кредиторами (если ими заявлены требования), а также при условии, что прошло 3 месяца с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации, а с момента последнего объявления в Вестник прошло 30 дней, процедуру можно завершать. Для этого в налоговый орган по месту нахождения основной организации подается заявление о прекращении деятельности присоединенных обществ и, при необходимости, о внесении изменений в устав основного общества.
Если в присоединении участвует акционерное общество, то к общему алгоритму добавляется этапы регистрации выпуска акций и отчета об итогах их выпуска в Банке России, либо уведомление Банка России о том, что акционерное общество прекратило свою деятельность.
Более 15 лет юристы компании «Юс Либерум» помогают проводить процедуры присоединения юридических лиц. Мы оказываем услуги как на этапе принятия решения о реорганизации, так и полное сопровождение процедуры под ключ, включая эмиссию ценных бумаг, в том числе при смешанной реорганизации.
Похожие записи: