Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Ответственность за нарушения требований охраны труда
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Государственными нормативными требованиями по охране труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Порядок разработки и принятия нормативных правовых актов по охране труда регулируется постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
В соответствии с ч. 3 ст. 211 ТК РФ порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлено, что подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Отраслевые правила по охране труда, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Государственные нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству по охране труда.
Самоконтроль — новое право работодателя
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)».
Правила поведения пользователей на сайте
В соответствии с новыми требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан будет отстранить от работы работника, «не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ), применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях».
Законодатель следует международному тренду на гендерное равенство. С 1 января 2021 года действует новый Перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается труд женщин[1] (далее — Перечень).
[1] Приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».
В обновлённом Перечне вместо слов о запрете труда женщин на определённых работах предполагается только ограничение на его применение. В документе применяется иная классификация производств и работ[2], где ограничивается женский труд.
[2] По сравнению с утратившим силу Перечнем тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162.
Например, новой редакцией предусмотрено, что применение труда женщин на работах, связанных с подъёмом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, ограничивается. В действующей редакции применять труд женщин на соответствующих работах запрещено.
Также сняты ограничения по работе женщин на воздушном и водном транспорте и в качестве дальнобойщиков — водителей большегрузных автомобилей. Установлен безусловный запрет только на девять видов работ, которые упомянуты в п. 89–98 Перечня (среди них тушение пожаров, транспортировка, погрузка, разгрузка вручную ядохимикатов и др.). В остальных случаях труд женщин запрещён во вредных и опасных условиях труда, а также когда не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).
Для гармонизации законодательства (Трудового кодекса РФ и его подзаконного акта — Перечня) вносятся изменения в раздел XII, главу 41, ст. 253 ТК РФ.
Требования Трудового кодекса РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах (см. статью про 15 законопроектов).
Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ
Наибольшее количество корректировок внесено в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Далее подробно разберём, что изменилось и на что особенно надо обратить внимание.
Новая редакция раздела содержит большое количество новшеств. Ряд требований был включён впервые, а некоторые скорректированы или вовсе исключены. Одни изменения мелкие, носят технический характер и не повлияют на работу специалиста по охране труда (далее — СОТ, ОТ) и кадровика, а другие потребуют внесения изменений в локальные нормативные акты (ЛНА).
Самые серьёзные изменения ждут нас:
- после 1 марта 2022 года — когда новая редакция вступит в законную силу, и
- во второй половине 2024 года — когда нам придется разрабатывать новые нормы выдачи СИЗ.
А сейчас обо всём по порядку.
В разделе X ТК РФ стало на 1 главу и 9 статей больше (таблица 1):
Таблица 1
До 1 марта 2022 года (29 статей) |
После 1 марта 2022 года (38 статей) |
||||||||||
Глава 33. Общие положения
• Статья 209. Основные понятия; |
Глава 33. Общие положения
• Статья 209. Основные понятия; |
||||||||||
Глава 34. Требования охраны труда
• Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда; |
Глава 34 Государственное управление охраной труда и требования охраны труда
• Статья 211. Государственное управление охраной труда; |
||||||||||
Глава 35 Организация охраны труда
• Статья 216. Государственное управление охраной труда; |
Глава 35 Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда
• Статья 214. Обязанности работодателя в области охраны труда; |
||||||||||
Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда
• Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда; |
Глава 36. Управление охраной труда
Тема 1.7. Государственные нормативные требования по охране трудаСтатья 209 ТК РФ дополнена новым определением: Статья 209. Основные понятия Опасность — потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности. Требования к организации рабочих мест установит Минтруд РоссииРабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ — это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям (таблица 2): Таблица 2
Выявить профриски – это не самоцель. Самое важное – разработать и реализовать план мероприятий по исключению рисков или по снижению их количественного уровня. В положении о СУОТ необходимо указать, как часто нужно проводить оценку рисков, в каком случае такая оценка будет проводиться вне плана. Если на рабочем месте установлен высокий уровень опасности, необходимо исключить риски. Для этого необходимо переоборудовать рабочее место таким образом, чтобы воздействие опасных факторов было минимизировано. Если у работодателя отсутствуют такие возможности (техническое перевооружение), то придется закрыть рабочее место, и, следовательно, технологический процесс. В данном случае речь идет о рабочих местах, введенных в эксплуатации до вступления в силу новой редакции раздела ТК РФ (до 1 марта 2022 года). Важно! Начиная с 1 марта 2022 года ни один технологический процесс не может быть запущен, если не проведена оценка профрисков, и не установлено, что риски являются допустимыми или минимальными. Даже в том случае, если риск признан допустимым, необходимо реализовать план мероприятий по снижению риска до минимального. Помимо проведения оценки рисков своими силами или силами привлеченной аккредитованной Минтрудом организации, распознавание и количественная оценка рисков должна производиться во время контроля за состоянием условий и охраны труда, организуемом на каждом уровне управления, указанном в конкретном Положении о СУОТ. Каждая микротравма, несчастный случай или профзаболевание являются основанием изучения их причинно-следственной связи и предотвращения. Пример из практики В поликлинике периодически происходят ситуации, когда медицинская сестра случайно колется инъекционной иглой от пациента. Происходит это, согласно объяснениям медсестры, потому что она торопится унести пробирки с кровью в лабораторию. Исследовав этот факт, администрация поликлиники приняла решение о сборе биоматериала специально подготовленным работников лаборатории по графику для каждого процедурного кабинета, предусматривающего технологический перерыв между забором крови и подготовкой контейнера. Теперь опаздывать в лабораторию не придется. В новой статье 209.1 ТК РФ приведены основные принципы обеспечения безопасности труда. Основными принципами являются предупреждение и профилактика опасностей, и минимизация повреждения здоровья работников.
✓ Предупреждением и профилактикой опасностей Под предупреждением и профилактикой подразумевают исполнение мероприятий, направленных на устранение причин и условий возникновения повреждения здоровья либо снижению тяжести последствий. Работодатель должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. ✓ Минимизация повреждения здоровья работников Под минимизацией повреждения здоровья работников подразумевают мероприятия, направленные на постоянную готовность к минимизации и ликвидации последствий реализованных профрисков. Здесь уместна пословица: «Хочешь мира, готовься к войне». Работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков. Например, если оценка профрисков показала, что на рабочем месте есть опасность взрыва, то этот риск должен быть минимизирован. Для этого:
Временная нетрудоспособность в случае болезни или несчастного случая подтверждается листком нетрудоспособности (больничным листком). Микротравма не является страховым случаем, при котором работник утрачивает трудоспособность хотя бы на один день. Даже в том случае, если пострадавший работник обратится в здравпункт своей организации или в городской травмпункт, врач может принять решение о том, что нет временной неспособности гражданина осуществлять трудовую деятельность. Его перебинтуют и отправят обратно на работу. Обратите внимание! Примером микротравмы является ссадина, порез, ушиб, ожог первой степени, попадание стружки в глаз при обработке сырья. Работодатель обязан организовать оказание первой помощи, при необходимости – медицинской помощи и может перевести травмированного работника на другую работу. Также необходимо утвердить с учетом мнения представительного органа работников Порядок учета микротравм работников, определить, где будет храниться справка и журнал учета микротравм, кто будет отвечать за рассмотрение каждого случая микротравмы. Единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ и спецобуви также станут реальностью, но это не означает, что с 1 марта 2022 года придется переписывать нормы и личные карточки учета выдачи СИЗ. Этими нормами можно пользоваться до 31 декабря 2024 года, но с 1 января 2025 г. – применять только единые нормы. Новые типовые нормы будут похожими на действующие сейчас типовые нормы № 997н (сквозные нормы). Их работодатель будет дополнять исходя из специфики деятельности и уровня профессиональных рисков на каждом рабочем месте. Это положительный момент. Поступало много жалоб от работодателей, что приходится покупать СИЗы, которые работники не носят в силу их бесполезности. Теперь нормы будут адресными. Также обязательным является согласование норм выдачи с представительным органом работников. Можно включить обучение применению СИЗ в общую программу обучения по ОТ. Можно составить отдельную программу, но не менее 16 часов. При этом половина объема учебной программы должна быть посвящена практике. Периодичность обучения по применению СИЗ должна быть прописана в отдельном разделе «Подготовка по охране труда» положения о системе управления охраной труда. Те, кому СИЗ не положены, такому обучению по применению СИЗ не подлежат. Если работник не носит положенные ему СИЗ, нужно отстранить его от работы. Заработная плата в период отстранения от работы не сохраняется. Отказ работника носить СИЗ является дисциплинарным правонарушением. Изменения в правилах по охране труда в 2021 году1. Определение «Государственные нормативные требования охраны труда» приводится в ст 221 ТК РФ. 2. Перечень этих требований приведен в постановлении N 1160: 3. Перечень указанный в постановлении 1160 не является исчерпывающим. Еще государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются: Также советуем почитать: Ответственность за нарушение государственных нормативных требованиях охраны труда Что устанавливают государственные нормативные требования охраны труда? В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
За нарушение положений именно этих документов, работодатель несет ответственность по статье 5.27.1. (Пункт 1) КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации» Рассмотрим эти документы более подробно. 1. Стандарты безопасности труда 1.1. ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Основные положения. 1.2. ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Термины и определения. 1.3. ГОСТ 12.0.003-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. 1.4. ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения. 1.5. ГОСТ 12.0.005-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Метрологическое обеспечение в области безопасности труда. Основные положения. 1.6. ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). В этом ГОСТе прописаны общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда в организации. 1.7. Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезжиривающими средствами», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ №1122н от 17.12.2010 г.
2. Правила и типовые инструкции по охране труда 2.1. Федеральные нормы и правила 2.1.1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №533 от 12.11.2013 г. 2.1.2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора №116 от 25.03.2014 г. 2.1.3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №102 от 14.03.2014 г. 2.1.4. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве и потреблении продуктов разделения воздуха. Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №500 от 28 ноября 2016 г. 2.2. Межотраслевые (ПОТ РМ) (отраслевые (ПОТ РО)), правила по охране труда В целях систематизации и учета разрабатываемых актов обозначение межотраслевых и отраслевых правил по охране труда состоит из: — индекса ПОТ — правила по охране труда; — Р – Россия; — М – межотраслевые; — О – отраслевые — присвоенный номер; — год утверждения; Именно на основании этих требований разрабатываются инструкции по охране труда в различных сферах, а, также, реализуются другие необходимые мероприятия. 2.2.1. Межотраслевые правила по охране труда при использовании химических веществ (ПОТ РМ-004-97), утв. Постановлением Минтруда РФ №44 от 17.09.1997 г. 2.2.2. Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, утв. Приказом Минтруда РФ №371н от 19.04.2017 г. 2.2.3. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов утв. приказом Минтруда России №642н от 17 сентября 2014 г. 2.2.4. Правила по охране труда при работе на высоте, утв. приказом Минтруда России №155н от 28.03.2014 г. 2.2.5. Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утв. приказом Минтруда России №1101н от 23.12.2014 г. 2.2.6. Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утв. Приказом Минтруда РФ №552 от 17.08.2015 г. 2.2.7. Межотраслевые правила по охране труда при проведении работ по пайке и лужению изделий, утв. постановлением Минтруда РФ №41 от 17.06.2002 г.
Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д. Издание: 2014 год 1. Действующая в Российской Федерации система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, основана на нормах Конституции РФ. Эти требования содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда закреплен в ТК (разд. X «Охрана труда», разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, в цехах, на участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др. (см., например: Закон об использовании атомной энергии; Закон о радиационной безопасности населения; Закон об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности; Закон об уничтожении химического оружия; Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов; Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии; Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием). Разнообразие федеральных законов позволяет учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда. 2. Государственным нормативным требованиям к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Довольно большая часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях. 3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в т.ч. стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее — Положение). Названным Положением к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса). Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами; федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей. Разработанные указанными лицами проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Минтруд России в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, — с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей) и издаются им после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При изменении законодательства РФ об охране труда, по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий, а также по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, в т.ч. о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международн��го права в области охраны труда в акты, содержащие требования охраны труда, могут вноситься соответствующие изменения. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Минтруда России в порядке, определенном указанным Положением для их разработки и утверждения. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника (6 стр.)
|
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Новая редакция Трудового Кодекса РФ: обзор изменений
1. Действующая в Российской Федерации система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, основана на нормах Конституции РФ. Эти требования содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда закреплен в ТК (разд. X «Охрана труда», разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, в цехах, на участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др. (см., например: Закон об использовании атомной энергии; Закон о радиационной безопасности населения; Закон об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности; Закон об уничтожении химического оружия; Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов; Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии; Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием). Разнообразие федеральных законов позволяет учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда.
2. Государственным нормативным требованиям к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Довольно большая часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.
3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в т.ч. стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее — Положение).
Названным Положением к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами; федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.
Разработанные указанными лицами проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Минтруд России в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, — с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей) и издаются им после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
При изменении законодательства РФ об охране труда, по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий, а также по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, в т.ч. о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда в акты, содержащие требования охраны труда, могут вноситься соответствующие изменения. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Минтруда России в порядке, определенном указанным Положением для их разработки и утверждения.
На территории РФ в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучи�� действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 39).
- Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ15-14227, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация потребления» до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться начиная с 01.07.2010 (с даты вступления в силу ТК ТС), а не с даты условного выпуска поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы таможенным законодательством Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции указал, что исходя из вышеприведенных правовых норм, завершение таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных условно, возможно только после уплаты условно начисленных таможенных платежей…
- Решение Верховного суда: Определение N 53-КГ16-10, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Суд первой инстанции со ссылкой на положения абзаца второго пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статей 211, 212, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 151, 1079, 1064 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что у ответчика возникло обязательство возместить истцу моральный вред причиненный профессиональным заболеванием…
- Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ15-14227, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация потребления» до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться, начиная с 01.07.2010 (с даты вступления в силу ТК ТС), а не с даты условного выпуска поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы таможенным законодательством Российской Федерации. С учетом представления обществом в материалы дела только документов датированных периодом ввоза товара и подтверждающих использование при монтаже оборудования металлоконструкций, т.е. только тех документов которые подтверждают его позицию…
Словосочетание «государственные нормативные требования охраны труда» знакомо каждому коммерсанту, использующему наемный труд. Государство относит вопросы сохранения жизни и здоровья людей при исполнении ими трудовых функций к разряду наиболее важных и существенных, поэтому считает необходимым осуществлять нормативное регулирование в данной сфере.
Государственные нормативные требования охраны труда представлены в российском законодательствесамыми разнообразными законами, указаниями, стандартами и правилами.
Важно! Государственная задача по сохранению труженикам их здоровья и способности осуществлять трудовые функции заключается в установлении специальных нормативов, правил и процедур.
Эта нормативная совокупность позволяет разумно сочетать желание бизнеса заработать прибыль любыми способами и необходимость уберечь работающее население от чрезмерных нагрузок, некачественных средств и предметов труда, невыносимых условий работы и др.
В исполнении государственных нормативных требований охраны труда в первую очередь должен быть заинтересован сам человек. Его здоровье в его руках и во многом зависит от разумности его действий.
Специфика любого производства индивидуальна, поэтому требования по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ) для отдельных трудовых коллективов специфичны. При этом для государства одинаково важен процесс сохранения здоровья каждого трудящегося.
В связи с этим государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются в обобщенном виде, а уточняются уже отраслевыми и локальными нормами и требованиями.
Важно! Нормативные требования, изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», являются общими для всех трудящихся и работодателей.
Поскольку вопросами охраны здоровья работников в отдельно взятой компании занимаются специальные службы или специалисты, на государственном уровне устанавливаются нормативные требования и к ним. Например:
- постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
- постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
- другими аналогичными нормативными актами.
На работодателя накладываются дополнительные обязанности по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. На государственном уровне регламентированы типовые перечни таких процедур (см., например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).
О государственных нормативных требованиях охраны труда в отношении отдельных категорий работников расскажем в следующих разделах.
Государство отдельно выделяет в вопросах охраны труда такую категорию трудящихся, как женщины. Им предоставляются специальные гарантии, и на страже сохранения их здоровья стоит целая армия нормативных актов и трудовых инспекторов.
Поскольку от того, насколько здорова женщина, зависит крепость нации и будущих поколений, государство посчитало необходимым запретить женский труд при выполнении работ, потенциально опасных и способных нанести урон их жизни и здоровью.
Важно! Постановлением от 25.02.2000 № 162 Правительство РФ утвердило специальный запретительный перечень для работающих женщин.
К примеру, нельзя использовать труд женщин в горячих цехах, на подземных, сварочных и иных видах работ. Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин.
Важно! Нормативы, ограничивающие чрезмерные для женского организма нагрузки по подъему и переносу тяжелых предметов вручную при исполнении трудовых функций, установлены в постановлении Совета министров и Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.
Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья. К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще 2 раз (в чередовании с другими трудовыми функциями).
В области гигиены условий женского труда государство установило нормативные требования в виде санитарных норм и правил (СанПиН 2.2.0.555-96, 2.2.2/2.4.1340-03).
Постановление Правительства РФ №399 от 29 ноября 2002 г.
Государственные нормативные требования охраны труда в отношении еще одной категории трудящихся, инвалидов, также представлены совокупностью ряда нормативных документов.
Пристальное внимание государства к данной категории трудящихся обусловлено тем, что инвалид уже лишен части своего здоровья, а функции его организма расстроены вследствие болезни или травм. Если инвалид, несмотря на свое состояние, продолжает трудиться, государство берет его под особую социальную защиту.
К примеру, положения Закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривают следующее:
- создание условий труда для данной категории трудящихся в соответствии с носящими индивидуальный характер программами реабилитации (п. 5 ст. 20);
- организацию специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22).
Указанные положения закона налагают на работодателя дополнительные обязанности организационного и технического характера.
Важно! Рабочее место работника с ограниченными возможностями с учетом особенностей его нарушенных функций должно оборудоваться в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.11.2013 № 685н.
Гигиена условий труда инвалидов также регламентирована на государственном уровне (СП 2.2.9.2510-09).
Понимание важности народной мудрости о необходимости сохранения здоровья человека с молодости подталкивает государство принимать отдельные нормативные акты в сфере охраны труда подрастающего поколения.
Важно! Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7.
В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции. Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг.
Важно! Подростков запрещено задействовать на работах, предусмотренных «подростковым» запретительным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.
Большое внимание уделяется государством и профилактике воздействия на подростков неблагоприятных производственных факторов. Выражается это в разработке и внедрении специальных нормативных актов, к примеру Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков (утверждены Министерством здравоохранения СССР 01.07.1981 № 2410-81).
Вопросы гигиены условий труда подростков выделены в отдельный нормативный комплект (СанПиН 2.4.6.664-97, 2.4.6.2553-09).
Как учитываются расходы, связанные с охраной труда, см. в статьях на нашем сайте:
- «Расходы на спецодежду для сотрудников, работающих по срочным трудовым договорам, уменьшают доходы для налога на прибыль»;
- «Если медосмотр не обязателен, плату за него нельзя учесть в расходах».
Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека, среды его обитания. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека и др. (п. п. 1 — 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554). Так, например, Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.09.2009 N 58 утверждены СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста». Постановлением Главного государственного санитарного врача от 18.05.2009 N 30 утверждены Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов».
При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет с возможностью его продления, но не более чем на пять лет (п. п. 4, 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554).
Для разработки правил и инструкций по охране труда можно воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80.
Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения названных требований не допускается также передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.
Для работников организации работодателем разрабатываются инструкции по охране труда. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной, технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются в инструкции применительно к должности, профессии или виду выполняемой работы. Инструкции по охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.
Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться: при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; изменении условий труда работников; внедрении новой техники и технологии; по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда (разд. V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80).
Работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны (ст. 212 ТК). Работники обязаны соблюдать требования охраны труда (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере закрепляются в должностных инструкциях или определяются приказами руководителей.
Контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций. Работники этой службы вправе потребовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений — отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда. Предложения о привлечени�� к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.
Организм человека – единое целое, все системы и органы которого развиваются и функционируют во взаимной зависимости и обусловленности.
В зависимости от условий труда и индивидуальных особенностей человека среды организма различают следующие функциональные состояния человека:
- нормальная адаптация;
- напряженная удовлетворительная адаптация;
- неудовлетворительная адаптация;
- состояние дезадаптации (срыв механизмов адаптации);
- гибель – при отсутствии специального вмешательства.
Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника. Исходя от степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные (класс 1), допустимые (класс 2), вредные (класс 3) и опасные (класс 4).
Вредные условия труда делятся на 4 степени: 3.1; 3.2; 3.3; 3.4.
Производственно-обусловленная заболеваемость — заболеваемость общими заболеваниями, имеющая тенденцию к повышению числа случаев по мере увеличения стажа работы во вредных или опасных условиях труда.
Профессиональное заболевание — хронические или острые заболевания работающего, являющиеся результатом воздействия вредного производственного фактора.
Травма или смерть. Примерами травм являются острое отравление, переломы, ожоги и пр.
Идентификация опасностей – выявление вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса. Процедура идентификации риска заканчивается составлением перечня и кратким описанием опасностей.
Риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, с учетом тяжести этого вреда (статья 2 закона о техническом регулировании).
Профессиональный риск— вероятность повреждения здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (Р 2.2.1766-03. 2.2. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки).
Основные принципы управления профессиональными рисками (Р 2.2.1766-03. 2.2):
- активное взаимодействие работодателей, работников в улучшении условий труда и сохранении здоровья работников;
- регулярное наблюдение за условиями труда;
- регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников;
- регулярный контроль защитных приспособлений и применения СИЗ;
- систематическое информирование работников о существующем риске нарушений здоровья, необходимых мерах защиты и профилактики;
- пропаганда здорового образа жизни.
При выборе комплекса мер профилактики (управление риском) следует руководствоваться следующими приоритетами (ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»):
- устранение опасного фактора или риска;
- борьба с опасным фактором или риском в источнике;
- снижение уровня опасного фактора или внедрение безопасных систем работы;
- при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты.
На что направлены государственные нормативные требования охраны труда?
Основные принципы обеспечения охраны труда
- Профилактика опасности: постоянное предупреждение опасности.
- Постоянная готовность к ликвидации появления опасности.
- Минимизации последствий опасности за счет:
- компенсаций работникам за тяжелые, вредные и опасные условия их труда;
- возмещения вреда пострадавшему «причинителем вреда»;
- реабилитации трудоспособности пострадавших.
Принципы обеспечения безопасности:
- Гуманизация – при проектировании процессов, оборудования, организации труда центром внимания должны быть человек, его безопасность, удобство работы, тепловой и физиологический комфорт.
- Технические – герметизация, экранирование, слабого звена, прочность и т.д.
- Ориентирующие – знаки безопасности, классификации, нормирование и т.п.
- Управленческие – контроль, планирование, стимулирование и т.п.
- Организационные – защита расстоянием, временем, профотбор, обучение.
Компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях
Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей.Работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.
Виды компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях:
- сокращенная продолжительность рабочего времени;
- доплаты за условия труда в соответствии с перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда и на основании специальной оценки условий труда;
- ежегодные дополнительные отпуска;
- льготное пенсионное обеспечение в соответствии со списками № 1 и № 2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
- выдача бесплатно молока или других равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания.
Финансирование охраны труда – за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных, внебюджетных источников, за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.В ТК РФ установлен норматив финансирования мероприятий по улучшению условий труда в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Работник НЕ НЕСЕТ расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Расходы работодателя на мероприятия по охране труда:
- на замену оборудования,
- на улучшение условий труда;
- материальное обеспечение безопасности и охраны труда (в том числе на СИЗ и т. п.);
- на организацию мероприятий по охране труда (в том числе на обучение по охране труда);
- на возмещение вреда работникам (в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Государственное управление охраной труда осуществляется правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Правовой основой государственного управления, контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности являются:
1. В области охраны труда – Трудовой кодекс Российской Федерации.
2. В области промышленной безопасности – Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116 (далее ФЗ №116).
Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и их нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Органы государственного надзора и контроля
Федеральная служба по труду и занятости (территориальные органы — государственные инспекции труда) реализуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда.
Основные функции:
- осуществление гос. надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;
- расследование несчастных случаев на производстве, анализ их причин и разработка предложений по их предупреждению;
- рассмотрение дел об административных правонарушениях в охране труда;
- информирование соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления о фактах нарушения законодательства РФ о труде и охране труда.
Плановые проверки организаций по соблюдению законодательства РФ о труде и охране труда проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых ежегодных планов не чаще чем один раз в 3 года.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) – это Федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере:
- окружающей природной среды;
- безопасного ведения работ и промышленной безопасности;
- безопасности при использовании атомной энергии;
- безопасности при эксплуатации электрических и тепловых установок и сетей.
Полномочия:
- осуществляет разрешительные и согласовательные функции;
- проводит экспертизу промышленной безопасности;
- проводит государственную экологическую экспертизу
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПОТРЕБНАДЗОР) – входит в систему Министерства здравоохранения и социального развития и объединяет органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основные задачи:
- профилактика инфекционных и массовых инфекционных заболеваний населения РФ;
- предупреждение вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье человека;
- гигиеническое воспитание и образование населения.
Государственный пожарный надзор (МЧС России)
Основные задачи:
- организация разработки и осуществления государственных мер, нормативного регулирования в области пожарной безопасности;
- организация и осуществление государственного пожарного надзора в РФ;
- организация и осуществление охраны населенных пунктов, организаций, крестьянских хозяйств от пожаров, выполнение других услуг в области пожарной безопасности;
- обеспечение и осуществление тушения пожаров;
- разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации в целях оценки:
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.
Общественный контроль за охраной труда, выполнением условий коллективных договоров, соглашений работодателям и их представителям осуществляется:
- профессиональными союзами;
- иными уполномоченными работниками представительными органами, которые в праве создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц пот охране труда 9ст. 370 ТК РФ);
- комитетами (комиссиями) по охране труда.
Государственные нормативные требования охраны труда, содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами при проведении ими любых видов деятельности.
Виды подзаконных нормативно-правовых актов:
- Межотраслевые правила (ПОТ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИРМ)
- Отраслевые правила (ПОТ РО) и типовые инструкции по охране труда (ТИРО)
- Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)
- Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)
- Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП)
- Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)).
Порядок разработки, утверждения, а также пересмотра подзаконных нормативных правовых актов об охране труда устанавливаются правительством Российский Федерации.
Межотраслевые правила и типовые инструкции разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ.
Отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ.
Правила и инструкции по безопасности, Правила устройства и безопасной эксплуатации, Строительные нормы и правила, Гигиенические нормативы, Государственные стандарты безопасности труда, Своды правил по проектированию и строительству утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ.
К актам, содержащим требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, а также санитарные правила и нормы.
Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются организациями, учреждениями, объединениями, ассоциациями, государственными внебюджетными фондами, а также федеральными органами исполнительной власти с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей и представляются в Министерство труда и социальной защиты РФ в бумажном и электронном виде.
Министерство труда и социальной защиты РФ издает акты, содержащие требования охраны труда, после рассмотрения проектов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия:
- при изменении законодательства РФ об охране труда;
- при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
- при внедрении новой техники и технологий;
- по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф.
Нормативные акты Министерства труда и социальной защиты РФ являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти в субъектах РФ и организациями независимо от форм собственности.Нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти, как правило, распространяются только на работников подведомственных организаций.
Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов РФ принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.
Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны труда.
Стандарты безопасности труда:
- определяют терминологию в области охраны труда;
- определяют требования к производственному оборудованию, технологическим процессам и средствам индивидуальной защиты;
- содержат предельно допустимые значения вредных факторов.
Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.
Санитарные правила и нормы (СанПиН):
- содержат требования к гигиене труда, чистоте среды обитания(воздуха, воды, почвы), качеству продуктов питания;
- оговаривают допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на население и людей, занятых производственной деятельностью;
- регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, допустимые уровни облучения, которым могут повергаться люди в процессе производственной деятельности и при проживании на зараженной местности.
Действующие нормы, правила, инструкции и стандарты должны соблюдаться на каждом производственном этапе, в том числе при:
- разработке исходных данных для проектирования будущего процесса производства,
- проектировании,
- строительстве,
- приемке производства в эксплуатацию,
- нормальной эксплуатации производства,
- проведении ремонтных работ,
- реконструкции,
- закрытии производства.
Каждый работник обязан:
- добросовестно исполнять свой трудовые обязанности;
- соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
- соблюдать требования по охране труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Виды ответственности работников за нарушение требований трудового права:
- дисциплинарная – за совершение работником дисциплинарного проступка;
- материальная – за нанесение материального ущерба в результате противоправного поведения (действий или бездействия).
Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст.ст. 238, 239 ТК РФ). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Согласно ст.ст. 241, 247, 248 ТК РФ работник несет материальную ответственность за причиненный ущерб в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым Кодексом или иными федеральными законами.
Виды дисциплинарных взысканий
Работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания за совершенные работником дисциплинарного проступка (ст. 192 ТК РФ).
Дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Трудовой кодекс предусматривает следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.