Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как открыть школу иностранных языков с нуля бизнес». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Говоря о конкурентах и рынке образовательных услуг в целом, можно смело утверждать, что в России он перенасыщен предложением и является высококонкурентным. Вы можете найти поставщика услуг на любой вкус, в любой ценовой категории.
В то же время рынок перспективен и динамично развивается даже в условиях кризиса. Ведь необходимость изучения иностранного языка осознают и оптимисты, и пессимисты. Первые верят, что всё стабилизируется и не желают менять привычный ритм жизни (фитнес, кафе, курсы иностранных языков), а вторые подумывают уехать из страны (и срочно начинают подтягивать язык).
Поэтому открывать школу иностранных языков выгодно, особенно если учесть, что вложения на старте минимальны. Но из-за высокой конкуренции будет не лишним изучить рынок. Хотя, это не во всех случаях обязательно.
Мы не проводили срез рынка, поскольку на момент открытия просто не имели нужного опыта. Да и, честно говоря, нам это не было нужно, поскольку мы уже имели запросы от потенциальных клиентов.
У нас именно тот случай, когда спрос породил предложение: мы точно знали, что определённое количество студентов у нас будет. Одним словом, ничего общего с теми случаями, когда компания выходит на рынок с каким-то продуктом, не зная, будет ли он вообще востребован.
Кроме того, мы были уже действующими преподавателями, и сказать, что мы открывали бизнес с нуля — не совсем верно. Навыков, непосредственно связанных с ведением бизнеса у нас было мало, но мы имели представление о том, как организовать учебный процесс, имели к моменту открытия собственную клиентскую базу и опыт преподавания в частной школе.
Именно последний и помог нам в самом начале. Мы наблюдали за тем, как ведёт дела директор этой школы, как заключаются договоры, проходит корпоративное обучение, подмечали ошибки, которые не хотелось бы повторить. Можно сказать, что единственный конкурент, которого мы изучали, это школа, в которой мы сами работали.
Также на старте нужно определиться с тем, с какой именно аудиторией работать. Сегодня иностранные языки в частных школах изучают люди всех возрастов, начиная с 3 лет. А значит работать можно с малышами, дошкольниками, школьниками, студентами, работающими людьми и пенсионерами. Для каждой категории нужна своя программа обучения, при том не одна. Нельзя учить первоклассника и выпускника, готовящегося к ЕГЭ, по одному и тому же шаблону. А охватить все слои населения на старте практически невозможно, поэтому лучше начинать работать с категорией, с которой у вас уже есть опыт взаимодействия.
Личный опыт
Мы начинали работать со взрослыми людьми, и до сих пор ни разу в жизни я не работала с детьми. Потому что просто не знаю правильного подхода к ним, только могу наблюдать его со стороны как мама. Поэтому «детский сектор» в своих школах мы запустили гораздо позже, когда я увидела эффект от обучения на своём ребёнке и пригласила специалиста возглавлять соответствующее направление в нашей школе.
Если вы хотите начать бизнес с чего-то, чего совсем не умеете, важно нанять хорошего специалиста. При том, нужно опробовать его метод на себе в качестве клиента, дождаться результатов. Потому что нельзя убеждать людей в том, что ваш продукт хорош, ни разу не попробовав его. На старте нужно делать то, что ты умеешь, к чему ты готов. Только это позволит обеспечить высокое качество услуг.
Это касается и выбора языков, которые будут преподаваться в вашей школе. Если вы, к примеру, подумываете запустить курс испанского языка, не владея информацией о нём и о советующем рынке, ничего не выйдет. Вы даже не сможете нанять хороших специалистов, поскольку они крайне неохотно идут в неизвестные школы.
Лучше всего начать с одного направления, хорошо его проработать и «обкатать», а уже после открывать новые направления: запускать курсы других языков, расширять охват аудитории. Что-то новое в школе иностранных языков должно запускаться регулярно. Пытаться продавать одно и то же 10 лет очень опасно. Периодически рынок проседает в каждом сегменте. Тот же английский иногда выходит на второй план, другие языки периодически становятся более популярными, причём по очереди.
Но палитру нужно расширять постепенно, начинать сразу со всего — то же самое, что распыляться. Это как раз проблема многих школ, которые заявляют много языков, но не могут собрать группы, и в результате недовольные клиенты, так и не дождавшись начала занятий ни через месяц, ни через два, уходят. При этом они не просто забирают свои деньги, у них остаётся негативное впечатление, в эту школу они уже не возвращаются.
Как открыть школу иностранных языков?
Нужно разделять два типа бизнеса. Есть бизнес инвестиционный, который требует крупных вложений, для того, чтобы достичь грандиозных целей, выпустить продукт и быстро получить прибыль в крупном объеме. А есть так называемый lifestyle-бизнес, к которому и относится наша школа иностранных языков. Наш бизнес основан профессионалами, которые уже долгое время занимались преподаванием в частном порядке и просто решили вывести свою деятельность на новый уровень. В этом случае можно обойтись действительно «малой кровью», не прибегая к кредитам, фондам поддержки предпринимателей, поиску инвесторов.
Конечно, какая-то сумма для старта всё равно понадобится, но назвать точный показатель достаточно сложно. Всё зависит от многих факторов: где и за какую цену вы будете снимать помещение, как оборудуете его, какую рекламную кампанию организуете и т.д.
В среднем можно рассчитывать на сумму в 300 000 рублей. Эти деньги понадобятся на оплату аренды офиса на 4-6 комнат за два месяца, закупку мебели, создание и продвижение сайта, печать визиток и листовок. Но сумма может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Каждый случай здесь индивидуален.
С учётом небольших вложений лучше инвестировать в открытие собственные, а не заёмные средства. Возможно, по началу лучше объединиться с партнёром, чтобы было легче. А уже поработав, вы увидите, насколько ваши услуги востребованы, популярны, и сможете вкладывать в дальнейшее развитие прибыль от бизнеса. Не стоит сразу брать кредиты, искать инвесторов, пусть лучше клиенты станут вашими инвесторами.
Если без инвестиций всё-таки не обойтись, нужно выбрать яркого спикера из числа представителей компании. Сейчас очень много площадок, где можно рассказывать о своих стартапах, максимально писать об этом, привлекать прессу, PR-службу, друзей. В таком случае вполне возможно, что вас заметят, а дальше всё зависит от вашего умения общаться с инвесторами.
Учтите, что любой бизнес сопряжён с ежемесячными расходами. У школы иностранных языков они приходятся в основном на оплату аренды и коммунальных платежей, фонд оплаты труда и рекламу. Средний показатель — порядка 150 000 рублей. Но цифра опять же может сильно меняться в зависимости от арендной ставки, числа человек в штате, размера заработной платы и т.д.
Чтобы выжить в конкурентном окружении и не демпинговать цены, необходимо самое большое внимание уделять качеству предоставляемых услуг. Поэтому после того, как вы изучили бизнес изнутри и собрали необходимую сумму инвестиций, нужно детально продумать вопрос с учебной программой. В первую очередь она будет зависеть от того, с какой аудиторией вы планируете работать на старте. Например, совсем маленьких детей лучше учить языкам через творчество: музыку, танцы, лепку и т.д.
Со взрослыми в этом плане несколько проще, но и они преследуют разные цели, когда приходят в школу иностранных языков: кто-то хочет эмигрировать, кому-то нужен язык для работы, кому-то для путешествий. Соответственно, желательно дать разные программы под разные цели.
Открывая свою школу, мы написали несколько программ: бизнес-английский, разговорный английский, финансовый, юридический английский, английский для туристов и т.д. Всё это мы преподавали ранее, так что программы были работающими и проверенными на людях.
Сейчас у нас в школе преподаётся приблизительно 65 программ, включая очень узкие направления, такие, как подготовка к собеседованию. Все они написаны профессионалами. И другого метода, кроме как привлечь специалиста к написанию программы, просто нет. Например, у нас сейчас работает методист, которая имеет высшее педагогическое образование и трёхлетний опыт работы по специальности.
Ещё один путь — не писать свою программу, а использовать современные учебные пособия международного класса — учебники таких издательств, как Macmillan, Longman, Cambridge и т.д. Они предлагают свои программы, которые можно просто скачать в интернете и пользоваться представленными пошаговыми инструкциями.
Преподаватель может и самостоятельно составить программу. Но для этого нужно провести уйму занятий, описать их, записав сроки, результаты, использованные учебники. Только тогда это будет действительно нормальная программа обучения.
Личный опыт
Именно с помощью своих педагогов мы запустили преподавание немецкого, французского и итальянского языков. Почти все преподаватели в нашей школе имеют образование МГЛУ, все они знают как минимум два языка. Когда мы уже сформировали штат своих педагогов, каждый из них владел ещё одним языком. На этом этапе запустить второй иностранный язык было легко, потому что мы были уверены в профессионализме своих сотрудников.
Вообще, преподаватель — ключевая фигура в этом бизнесе. Это именно тот человек, который будет «держать» вашего клиента. Если вы ошибётесь с педагогом, клиент с вами не останется при всех инвестициях, красивых офисах, шикарных менеджерах по продажам.
Если основатель школы сам имеет профильное образование, «варится» в этой среде, то набрать штат ему будет гораздо легче, просто потому, что можно привлечь к работе своих одногруппников.
В противном случае можно искать преподавателей стандартными способами, например, через сайты с объявлениями. Стоит также «мониторить» студентов и выпускников местных ВУЗов. Например, я постоянно взаимодействую с МГЛУ, знаю все форумы, присутствую на всех сайтах, где сидят студенты, и часто пишу им напрямую, спрашиваю не хотят ли они оформиться после окончания к нам в штат.
Не стоит бояться брать на работу молодых специалистов. С 21-22 лет можно работать, продемонстрировав при этом все таланты и высокий уровень владения языком — С1.
Иногда к нам приходят соискатели, но после собеседования мы им советуем начать обучаться в нашей школе на уровне Intermediate-Upper-Intermediate, поскольку они делают много ошибок в речи. Такое часто можно встретить на рынке Москвы.
От репетиторства к корпоративной школе английского
- Анализ рынка,
- Поиск помещения,
- Оценка места аренды.
- Заключение договора аренды,
- Регистрация ИП, ООО или НОУ, постановка на учёт в налоговой инспекции,
- Разработка учебной программы,
- Подача документов для получения лицензии на ведение образовательной деятельности,
- Замер помещения для создания дизайн-проекта,
- Создание дизайн-проекта,
- Составление сметы ремонта (перечень необходимой мебели, строительных материалов),
- Поиск строительной бригады,
- Покупка строительных материалов,
- Покупка мебели и предметов интерьера,
- Ремонтные работы,
- Поиск преподавателей,
- Поиск административного персонала,
- Проведение собеседований, отбор кандидатов,
- Разработка рекламной кампании открытия,
- Разработка и согласование вывески, её монтаж,
- Разработка акций, скидок и других маркетинговых активностей,
- Составление графика смен,
- Праздничное открытие.
Чтобы получить лицензию для языковой школы, важно найти подходящее помещение, ведь лицензию дают не на компанию, а на помещение. Если языковая школа решит переехать, ей придется переоформлять лицензию.
Вот что должно быть в помещении школы для взрослых:
- отдельные кабинеты для занятий;
- окна в каждом кабинете;
- поверхности стен и полов, которые можно мыть;
- без обоев на стенах, хотя иногда разрешают и с ними;
- туалет.
Помещение не может быть в жилом доме. Если оно всё же там, должен быть отдельный вход, не через общий подъезд.
В некоторых регионах могут попросить, чтобы были пандусы и широкие двери для людей с ограниченными возможностями. В Москве такого нет, это на личное усмотрение. Если школа для детей, будут дополнительные требования: помещение не выше третьего этажа, с двумя входами, отдельным детским туалетом и невысокими партами.
Языковые школы — это дополнительное образование, а для педагогов в этой сфере есть свой профстандарт. В нем прописаны требования к образованию и опыту педагога, его обязанности. Например, нельзя взять на работу человека, который просто знает язык, — нужно высшее лингвистическое или педагогическое образование.
Это не бюрократическая формальность: часто люди, которые хорошо говорят на каком-то языке, не могут объяснить ни одного правила. Жители России говорят на русском языке, но сколько из них смогут рассказать правило спряжения глаголов французу?
Часто люди, которые хорошо говорят на каком-то языке, не могут объяснить ни одного правила
Еще нужны справка об отсутствии судимости, медкнижка и медосмотр. Медкнижка должна быть не только у педагогов, но и у всех штатных сотрудников — это требование Роспотребнадзора. Медосмотр сотрудники проходят при приеме на работу, а затем раз в год за счет компании.
У педагогов языковых школ отпуск в 42 дня, а еще раз в три года за счет школы они повышают свою квалификацию.
Среди языковых школ считается преимуществом, если у них работают иностранные преподаватели — носители языка. Но у таких преподавателей также должно быть профильное образование и рабочая виза.
Если школа приглашает носителя языка, который живет в России по туристической или деловой визе, она может получить штраф до миллиона рублей. А еще тот факт, что человек с детства говорит на каком-то языке, не гарантирует, что он говорит и пишет на нем правильно. И снова пример из России: некоторые люди учили язык в школе, говорят на нем с детства, но всё равно делают ошибки.
Школы английского языка чаще открывают в разных частях города — делают филиалы и стараются охватить больше людей. Дело в том, что английский учат не как хобби, а потому что он нужен по работе, для путешествий, учебы или других задач.
Испанский, французский, японский чаще учат в качестве хобби, спрос на такие языки ниже, поэтому школы открывают в центре города. Если раскидать несколько небольших филиалов таких школ по спальным районам, туда придут десять учеников, и это будет невыгодно.
Легальная языковая школа приносит в среднем 20—30% прибыли от оборота. У нелегальных школ прибыль может быть еще больше, потому что расходов меньше, но у них меньше учеников. Это хорошая маржинальность: для сравнения, кафе и рестораны зарабатывают в среднем 15% от оборота.
Обучение в языковой школе делится на курсы — по уровню языка. Например, в испанском языке это А1, А2, В1, В2, С1, С2. Но последний уровень С2 в России мало кто учит, потому что это уровень носителя языка. Каждый из этих уровней делится на подуровни: А1.1, А1.2, А2.1, А2.2. Всего 13 курсов по 48 академических часов.
Если уделять языку три часа в неделю, потребуется четыре года. Но это в теории: мало кто проходит все уровни настолько системно и подряд. А еще можно оплатить все уровни и отходить все часы, но усвоить только часть материала, потому что обучение в школе — это половина успеха, вторая половина зависит от самостоятельной учебы и практики языка.
Обычно в школах оплата идет за каждый курс. Например, в центре испанского языка ESP Club Moscú в Москве трехмесячный курс стоит 18 000 рублей. У школ есть право самим решать, за какой период брать оплату: за месяц, курс, год.
Но чаще обучение в языковых школах продается курсами, а набор в группы ограничен, например не больше восьми человек. Если человек начал обучение в группе, но решил вернуть деньги, в эту группу другого человека уже не приведут, потому что часть программы прошли.
А теперь представим, что всё обучение идет с ежемесячной оплатой. Прошел месяц, один человек решил сделать перерыв на следующий месяц, другой ушел совсем, у третьего плохое настроение, он хочет отдыхать на солнышке. Группа всё меньше, новых людей привести туда нельзя, а зарплата педагога и ставка аренды помещения не меняются. Такая школа начнет брать в сформированную группу новых людей и терять время на объяснение пройденных тем или быстро разорится.
Но не все ученики готовы отдавать большую сумму сразу непонятно кому, и вот здесь выручает лицензия: она дает некую гарантию, что школа официальная, а деньги можно будет вернуть по договору.
Многим кажется, что на первом этапе важнее всего найти заинтересованных людей. Поговорить с ними, рассказать, что скоро откроется новая языковая школа: «Запишитесь и чуть-чуть подождите». На самом деле, будущие студенты скорее пойдут на действующие курсы, благо рынок развит и выбора хватает. К тому же никто не отменял фактор неожиданности. Пока помещение готовится, может произойти что угодно: соседи затопят или рабочие перестанут выходить на связь. В случае форс-мажора выполнить обязательства перед учениками не получится.
Школа может оказывать услуги по преподаванию одного или нескольких языков для учеников с разным уровнем подготовки. Завершив базовые курсы, ученики перейдут на более сложный уровень. Занятия можно проводить в таких формах:
- экспресс-обучение студентов, имеющих базовый уровень подготовки;
- комплексное обучение с нуля;
- подготовка к международным экзаменам.
Создание языковой школы с нуля происходит по этапам:
- Официальное оформление бизнеса. Предприниматель встаёт на учёт в ФНС, готовит документацию, оформляет лицензию (если она нужна).
- Поиск помещения. Недвижимость можно взять в аренду или купить. Площадь должна позволять разместить несколько кабинетов для занятий и приемную.
- Покупка материалов для занятий. В первую очередь потребуются учебники и обучающие пособия. Кабинеты нужно оборудовать мебелью, спецтехникой, телевизорами и электронным оборудованием для интерактивных занятий.
- Наём персонала. От преподавателей во многом зависит успех школы иностранных языков.
- Рекламная кампания. Без продвижения бизнес не начнёт приносить прибыль.
Составляя бизнес план школы иностранных языков, предприниматель должен выбрать организационную форму. Если гражданин зарегистрируется в качестве ИП, потребность в получении лицензии отпадет. Однако школа не сможет дать клиентам никаких документов, подтверждающих факт завершения обучения.
Если планируете предоставлять подтверждающие документы, придётся получать лицензию. Документ выдаёт местный отдел образования. Выпускники школы будут получать аттестаты или сертификаты государственного образца. Наличие документа будет дополнительным плюсом, если человек планирует получить определенную должность.
Эксперты советуют начать работу в форме негосударственного образовательного учреждения (НОУ).
Успех языковой школы зависит от качества преподавания. Найти хороших учителей проще всего по следующим языкам:
- английскому;
- итальянскому;
- испанскому;
- немецкому;
- французскому.
Важно отталкиваться от целевой аудитории. Для обучения детей и подростков лучше пригласить учителей, которые имеют педагогическое образование. Они смогут заинтересовать несовершеннолетних учеников, помогут закрепить новые знания.
Лучше размещать языковую школу в центре города или на улицах с высокой проходимостью. Предстоит взять в аренду офисное помещение. Его площадь должна составлять минимум 50 кв. м.
Ремонт обычно не требуется, однако важно отделать помещение под школу. Предстоит разместить доску, карту мира на иностранном языке, рамки с сертификатами и лицензиями, а также учебные плакаты.
Лучше взять в аренду помещение с отдельным входом. Это позволит проводить занятия даже в позднее время, когда обычные офисные здания закрыты. Помещение должно соответствовать пожарным и санитарным нормам — в частности, должна быть уборная.
Предприниматель должен приобрести обучающие пособия и наглядные материалы. В каждый класс предстоит закупить:
- столы и стулья;
- доску;
- компьютер и проектор;
- методические материалы.
Одно из помещений нужно оборудовать кулером, чайником, термопотом и небольшим диваном. Здесь ученики будут дожидаться занятий. Если планируете открыть большую языковую школу, где в разных классах обучение проводится параллельно, потребуется отдельное помещение для преподавателей, где они могли бы подготовиться к следующей группе и перекусить. В маленьких школах учителя смогут воспользоваться общей комнатой отдыха.
Можно сэкономить, взяв в аренду помещение, где ранее проводились тренинги или обучающие занятия. В таких кабинетах уже есть нужное оборудование. Однако аренда подобных студий почасовая, поэтому у преподавателей, увы, комфортно работать не получится.
В последнее время на рынке наблюдается положительная динамика увеличения количества языковых школ, увеличивается и общий интерес к изучению иностранных языков.
К примеру, в 2001 году английским языком владело 28% населения РФ, а в 2017 уже 53%.
Если же говорить о причинах популярности, то 28% опрошенных рассматривают их как фактор для увеличения прибыльности, 24% изучают для увеличения профпригодности, 20% — для личного развития, 12% — для дальнейшей эмиграции, остальные 16% — для сдачи экзаменов и путешествий.
Бизнес план школы иностранных языков
-
Делегируйте полномочия.
Не пытайтесь делать всё самостоятельно, вам попросту не хватит ни сил, ни терпения, ни времени. Нанимайте разносторонних преподавателей, не обязательно, чтобы все они были выпускниками филологических факультетов. Так, преподаватель с техническим и лингвистическим образованием сможет лаконично структурировать любой контент, с которым ему предстоит работать.
-
Фокусируйтесь на преподавателях.
Вспомните свои школьные годы. Кажется, что хороших преподавателей было много, но это не так. Сейчас практически все профессиональные учителя работают по индивидуальным заказам, но если в вашей школе соберётся «звёздный» состав, то они непременно захотят оказаться рядом с им подобными.
-
Расширяйте предлагаемые услуги.
Думайте наперёд, если сегодня в тренде английский и немецкий, то может оказаться так, что завтра в тренде будут арабский и китайский. Для расширения групп потребуется дополнительное место, помимо этого, не забывайте и о других услугах, таких как дистанционное обучение или репетиторство.
-
Обучайтесь.
Если человек по своей профессии – учитель, то это ещё не значит, что ему больше нечему научиться. В сфере образования очень важно не останавливаться на достигнутом, уделяйте своим преподавателям внимание, занимайтесь повышением их квалификации. Если в вашей школе будут лучшие учителя города то, без сомнений, сама школа тоже станет лучше, а с этим подтянуться и новые ученики.
Открытие языковых школ играет центральную роль в сближении населения всей Земли путём снижения коммуникационных барьеров. Теперь и вы познакомились с тем, как открыть свою языковую школу «с нуля».
Не удивительно, что во всех странах мира наблюдается тенденция к открытию новых школ, ведь в каждом уголке планеты есть те, кто хочет приобщиться к другим культурам, и как это сделать лучше, кроме как изучить язык этой культуры?
Специалисты рекомендуют арендовать или купить помещение недалеко от учебных заведений, торговых центров и в других местах с большой проходимостью. Это не обязательно должно быть целое здание — вам будет достаточно нескольких кабинетов. Интересный и в то же время бюджетный вариант — договориться о субаренде с действующим учебным заведением — школой, лицеем, техникумом, институтом.
Используйте все известные методы для раскрутки, на которые хватит финансовых ресурсов:
- ходите по школам, институтам и другим учебным заведениям, предлагайте свои услуги. Пробуйте договориться с директорами, чтобы вас пускали на родительские собрания;
- давайте в интернете, на радио и телевидении;
- создайте свой сайт в интернете и группы в социальных сетях, запустите контекстную и таргетированную рекламу;
- раздавайте листовки на улицах города и в учебных заведениях, рассовывайте их по ящикам в подъездах;
- заказывайте рекламу на транспорте, остановках, в метро, в лифтах и на билбордах;
- рассказывайте о своем бизнесе знакомым и друзьям;
- просите всех учеников оставить отзывы.
Эксперты советуют располагаться:
- вблизи действующих учебных заведений;
- в оживленных и деловых районах города;
- если населенный пункт небольшой – то в самом центре;
- если город большой, то имеет смысл открыть несколько офисов в разных его районах для охвата наибольшего количества жителей.
Оптимальный размер помещения – 50 квадратных метров. В нем должно быть в обязательном порядке естественное освещение.
Не стоит забывать, что, возможно, придется вложиться в ремонт.
История успеха. Курсы иностранных языков
Вести бизнес без регистрации незаконно, если вы только не самозанятый репетитор. Но тогда ваши возможности весьма ограничены и масштабироваться не получиться. Зарегистрироваться можно в качестве индивидуального предпринимателя, автономной некоммерческой организации либо некоммерческого образовательного учреждения. В каждом случае необходимо получить лицензию на ведение образовательной деятельности – без нее вы не сможете выдавать сертификаты об окончании курсов. Пакет документов для лицензии достаточно большой, но сейчас лицензию не нужно обновлять раз в 5 лет, как это было совсем недавно – вы ее оформляете один раз:
- заявление на получение лицензии. Подается на Госуслугах;
- учредительные документы организации либо их заверенная копия;
- положения о филиалах и структурных подразделениях;
- реквизиты документов, подтверждающих у заявителя право собственности или использования на помещения, в которых будут проходить занятия;
- справка о материально-техническом обеспечении деятельности по выбранным образовательным программам;
- заключение о соответствии нормам пожарной безопасности;
- заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам;
- справка о наличии образовательных программ;
- опись документов, представленных для получения лицензии;
- документ об уплате госпошлины в 7500 рублей.
Для выбора помещения под учебные классы очень важно его месторасположение. Идеальный офис для языковой школы находится в проходимом месте, недалеко от транспортных узлов. Он может находиться недалеко от университетов, школ или торговых центров. На старте вполне можно открыться и в спальном районе – это на порядок дешевле, чем в центре. На аренду помещения нужно закладывать от 50 000 до 70 000 рублей. На первых порах для аренды должно хватить 80-100 квадратных метров. Это будет небольшая приемная для заключения договоров и один-два учебных класса. Для дальнейшего расширения потребуется кабинет для индивидуальных занятий. Учебные классы – в зависимости от загрузки. Обратите особое внимание на освещение в арендуемом помещении. Оно должно быть светлым, причем в основном за счет естественного света. Свет – частая «боль» малого бизнеса, особенно когда он открывается в полуподвальном помещении. Также не должно быть проблем с вентиляцией и туалетами. В идеале у вас должна быть и собственная парковка для клиентов.
Стоит задуматься о дизайнерской отделке, чтобы выделяться в сравнении с конкурентами. В каждом помещении должна быть как минимум школьная доска с проектором и экраном для демонстрации видеоматериалов. На стенах можно повесить тематические плакаты и карты. Так, в кабинете английского языка можно повесить карту Лондона, а в кабинете немецкого были бы кстати карты Берлина или Мюнхена. Сертификаты организации и ее преподавателей тоже были бы кстати. Касательно мебели в классе все выглядит довольно стандартно – несколько столов или парт и стулья. Также потребуются вешалки, чтобы клиенты могли повесить сумки или верхнюю одежду. Отдельные столы потребуются для преподавателей и секретаря на входе.
В случае с обучающими материалами все зависит от того, какой программой вы пользуетесь. Если вы работаете по уже существующей программе, у которой есть пособия и учебники, то проще будет заказать их у поставщиков. К старту на это потребуется около 50 тысяч рублей. Но такие материалы будут требоваться постоянно с появлением новых клиентов. На это нужно заложить еще примерно 10 тысяч рублей ежемесячно. Стоит также закупить хороший цветной принтер – некоторые раздаточные материалы проще будет печатать самим. Если вы создали собственную программу обучения, то придется работать с типографией. Стоит заранее распечатать запас материалов, чтобы всем ученикам было с чем работать.
Главный плюс этого бизнеса — высокая востребованность. Языки нужны людям всех возрастных категорий — от детсадовцев до пенсионеров. При этом у вас не должно возникнуть трудностей с поиском преподавателей.
Среди минусов этого бизнеса — сезонность (спрос значительно проседает летом) и огромная конкуренция. Сейчас огромное количество курсов для желающих выучить иностранный язык — как онлайн, так и оффлайн.
5 этапов, как открыть свою языковую школу
Если бизнес-план готов, остается воплотить его в жизнь. Вот пошаговый план запуска языковой школы.
Если говорить о запуске полноценной школы, они бывают частными, государственными и муниципальными. Их деятельность регулируется Законом об образовании и требует получения лицензии на ведение образовательной деятельности. Ее можно получить в Рособрнадзоре; лицензия дает право выдачи ученикам сертификатов гос.образца. Стоимость лицензии — 7500 рублей.
Обычно такие школы располагают или в деловых кварталах (возможно, в бизнес-центрах), или в центре города, или в крупных спальных микрорайонах. Помещение должно иметь отдельный вход или быть расположено на первом этаже дома.
Существенные преимущества — парковка и транспортная доступность. Важно, чтобы клиентам было удобно добираться до вас, даже если они живут или работают/учатся в другом районе. Также очень важно, чтобы поблизости не было других компаний, предлагающих аналогичные услуги.
Минимальная площадь — 80-100 кв. метров, включая ресепшен, несколько кабинетов, гардероб, санузлы, комнату для сотрудников. Это может быть офис или часть офиса, большая квартира на первом этаже (не менее 4 комнат) или огромная студия, разделенная перегородками. Если вы работаете также с детьми, возможно выделение детской зоны.
Точный перечень оборудования зависит от количества кабинетов и особенностей бизнеса. Вот приблизительный список:
- мебель (шкафы, стулья, столы, полки и т.п.),
- доски — обычные и интерактивные,
- ноутбуки,
- гарнитура (микрофоны, наушники),
- методические пособия,
- проекторы, колонки и другие технические средства для воспроизводства аудио- и видео материалов,
- МФУ,
- канцтовары — бумага, маркеры и т.п,
- кулер, чайник, посуда для кухни.
Если вы не готовы на крупные стартовые расходы, есть вариант аренды класса со всем оборудованием. Но это значительно увеличит ежемесячные расходы, потому что взять в аренду такое помещение стоит гораздо дороже, чем пустое.
Потребуется купить обучающие материалы. Их выбор зависит от программы, по которой вы занимаетесь. Чтобы сэкономить, лучше делать заказ на покупку крупными партиями. Частично такие пособия будут выкупать ваши клиенты, оставшиеся материалы будут находиться в школе.
Как открыть школу иностранных языков с нуля — пошаговая инструкция
В первую очередь, вам нужно нанять преподавателей — исходя из количества языков, площади помещения и предполагаемого числа студентов. Учтите, что преподаватели должны не реже чем раз в пять лет проходить переподготовку. Базовые языки — английский, а также другие популярные европейские языки — испанский и итальянский, немецкий и французский язык. Но в последнее время очень популярно изучение китайского, а также японского, арабского и других более экзотических языков.
Кроме преподавателей, вам понадобятся:
- администратор/сотрудник ресепшен,
- специалист по рекламе/менеджер по привлечению клиентов,
- уборщица,
- бухгалтер на аутсорсе.
Оксана Сударева, владелец школы английского языка Level+, дарит лайфхак — ищите клиентов на вебинары сразу, параллельно остальным делам. Как это работает:
- Найдите в соцсетях группы, где собираются ваши потенциальные клиенты — те, кто учит язык.
- Найдите там посты с вопросами или тему в обсуждениях, где пользователи спрашивают тонкости языка или пытаются выяснить сложные моменты в переводах.
- Помогайте подписчикам групп, но пишите не в саму тему, а им в личные сообщения. Этот шаг спорный — если писать в «личку», то человек лучше запомнит вас. Если писать в комментариях к посту или в публичной теме — ваш ответ прочитает сразу несколько человек.
- Когда вы помогли человеку, притормозите с общением. Напомните о себе через пару недель — например, приглашением на ваш бесплатный мастер-класс.
Опыт сотен онлайн-школ из разных ниш показывает, что идеальная схема для такого бизнеса — партнёрство. Упаковать курс — это лишь начало. Без продвижения и автоматизации дело не станет прибыльным или как минимум будет отнимать 24 часа в сутки.
Вам нравится создавать курсы, исследовать ниши, выделять узкие направления, формировать продвинутые тренинги и мастер-класс на оригинальные темы? Станьте экспертом. Развивайте навыки риторики и актёрского мастерства, изучайте психологию и педагогику, разрабатывайте методологию занятий.
Интереснее привлекать клиентов, создавать маркетинговые стратегии и бизнес-модели? Попробуйте роль продюсера. Развивайте рекламные компетенции, тестируйте сервисы продвижения через соцсети и контекст, изучайте SEO — дел очень много. Ваша основная задача — придумать автоворонку продаж и создать пассивный доход.
Интересна ниша эксперта? Можете начать заниматься развитие онлайн-школы сразу, но параллельно общайтесь со специалистами, которые смогут выполнить задачи продюсера. Посещайте конференции, анализируйте профильные группы в соцсетях.
Если вы решили стать продюсером — сразу ищите эксперта. Среди знакомых, преподавателей в вузе, популярных блогеров на профильных ресурсах и в группах в соцсетях. Не затягивайте — курсы иностранных языков это отличная бизнес-идея, важно успеть занять нишу как можно раньше.
Читайте подробнее в нашей статье о том, что делает продюсер и как им стать.
В инструкции об открытии языковых курсов не обойтись без главного совета — стремитесь сделать тренинг в узкой нише. Курс английского языка для всех — это плохая идея. Новички ничего не поймут, профессионалы будут скучать. Не забывайте о градации по уровню.
Но лучше попробуйте формировать продукт, отталкиваясь от цели. Какая потребность есть у будущих клиентов, какие у них есть «боли»? Например, вы можете помочь путешественникам в Китай — создав тренинг с основными диалогами, которые помогут им не растеряться, прилетев в страну. Или сделать продукт для бизнесменов, которые хотят найти партнёров в Азии? Это совсем другой курс.
Разобравшись с целью курса, выберите формат занятий. Это могут быть:
- Серия записанных роликов;
- Живые вебинары;
- Тесты;
- Игровые механики и домашние задания;
- Что-то другое из вашей методологии.
Комбинируйте подходы к курсам. Например, сделайте рассылку — каждую неделю клиент получает на почту записанный урок, после выполняет домашнее задание. Раз в месяц все решают тест, затем ошибки разбираются на живом вебинаре. Чтобы не тратить время на проверку домашних заданий, наймите кураторов и разработайте им инструкции.
В нише иностранных языков результат слушателя во многом зависит от того, будет ли ему комфортно работать с преподавателем. Познакомьте потенциальных клиентов с экспертом — проведите бесплатный мастер-класс.
Подготовьте саму встречу. Выберите актуальную и узкую тему — важно, чтобы слушатель ясно понимал, зачем потратит время на вебинар. Хорошо, если сразу после мастер-класса он сможет применить полученные знания на практике — это повысит доверие к вашей онлайн-школе.
- Плохо — как выучить английский. Непонятно, чего ждать от встречи, никакой конкретики.
- Хорошо — сто самых важных предложений для путешествия.
Последняя тема хороша ещё дополнительной ценностью — вы сможете мотивировать слушателей дождаться конца вебинара и прослушать рекламный блок внимательно. Как это работает:
- В начале встречи пообещайте, что каждый, кто прослушает мастер-класс до конца, получит эти 100 предложений в виде электронной книги.
- Предупредите, что скачать файл можно только в течение 10 минут после вебинара.
- Ссылку вы сбросите только в конце вебинара.
Готовясь к вебинару, составьте план. Не прописывайте монолог на 2 часа — набросайте основные тезисы и структуру того, что хотите рассказать. Добавьте в план истории ваших учеников — это повышает доверие к эксперту.
Не навязывайте платный курс агрессивно. Все понимают, что вебинар продающий, но никто не любит агрессивной рекламы. Лучше постарайтесь как следует презентовать курс в рекламном блоке — без «воды», качественной презентацией.
И не забывайте — не обязательно проводить встречу вживую. Сделайте запись, запустите автовебинар и пусть он продаёт ваши курсы ежедневно. Прочитайте подробности в нашей статье о продвижении бесплатного мастер-класса.
Руководство по открытию школы иностранных языков с нуля: 12 основных правил
Подходите к созданию онлайн-курсов по иностранным языком тщательно — скорее всего, для вашего тренинга не хватит записанных видеороликов и живых вебинаров. Придется продумывать домашние задания и формировать сообщество — так слушатели действительно получат знания и навыки, а вы — довольных клиентов и прибыль.
- Выберите направление — конечно, хочется охватить как можно больше, но начните с одного языка;
- Решите, вы планируете создавать курсы, или хотите их продвигать?
- Ищите первых клиентов еще до старта — помогайте людям, формируйте личный бренд;
- Подготовьте план курса. Лучше, если тема будет как можно уже. Сделайте ее «под цель», например, язык для бизнесменов или для путешественников. Так будет проще найти аудиторию.
- Запускайте мастер-класс и получите клиентов с помощью рекламы.
Не забывайте развиваться — останавливаться на достигнутом не стоит. Сделали один успешный поток — запускайте сразу следующий. А ещё лучше не прекращайте продажи, а найдите ещё экспертов. Так будет прибыльнее.
Автор: Дмитрий Кузьмин
Для функционирования языковой школы необходимо сформировать штат из следующих сотрудников: преподаватели, администраторы, бухгалтер, уборщица. Главным персоналом являются преподаватели, поскольку от их профессионализма и коммуникабельности зависит атмосфера образовательного процесса, уровень знаний учащихся и впечатления от школы в целом. Исходя из составленного плана реализации, языковой школе необходимо нанять 2 преподавателя по английскому языку и 1 преподавателя по каждому из остальных иностранных языков. Таким образом, преподавательский состав будет сформирован из 8 специалистов.
При выборе преподавателей нужно предъявлять следующие требования: наличие высшего образования (желательно, лингвистического), отличное знание разговорного и письменного языка, опыт работы от двух лет, наличие проверенной и комплексной методики обучения.
Должность администратора предполагает посменную работу – 2 через 2, поэтому потребуется нанять двоих сотрудников. Требования к администратору ограничиваются высоким уровнем дисциплины, ответственностью, коммуникабельностью. В их обязанности входит прием звонков и писем, запись клиентов на занятие, формирование групп, составление расписания занятий, ведение групп в социальных сетях, обеспечение школы необходимым инвентарем. Для уборщицы и бухгалтера предполагается частичная занятость.
Также необходим руководитель школы, который будет выполнять функции управленца. В его подчинении находится весь персонал, он принимает решение о найме сотрудников, выстраивает маркетинговую политику, взаимодействует с контрагентом.
Общий фонд заработной платы составит 274000 рублей, а с учетом страховых выплат – 356200 рублей в месяц.
Таблица 3. Штат языковой школы
Общий фонд заработной платы |
|||
Персонал
|
Количество сотрудников
|
З/п на 1 сотрудника (руб.)
|
Зарплата итого (руб.) |
Руководитель |
1 |
27000 |
27000 |
Преподаватель |
8 |
25000 |
200000 |
Администратор |
2 |
17000 |
34000 |
Уборщица (частичная занятость) |
1 |
6 000 |
6 000 |
Бухгалтер (частичная занятость) |
1 |
7 000 |
7 000 |
Общий фонд з/п
|
274000 |
Общая стратегия создания бизнеса по изучению иностранных языков.
Есть три принципиально разных подхода к открытию языковой школы.
Первый вариант.
Заключается в том, что индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью, или акционерного общества нанимает специалистов по иностранному языку и организует на платной основе процесс передачи знаний ученикам. Это может быть «Кружок английского языка», «Клуб любителей франкофонной речи» или что-то другое в этом роде.
Это очень удобная и выгодная конструкция (форма собственности), поскольку вся полученная прибыль принадлежит этому индивидуальному предпринимателю или участникам хозяйственного общества. По результатам обучения ученикам может быть выдана справка о том, что они прослушали цикл занятий. Форму справки организаторы обучения определяют самостоятельно.
Вместе с тем, это самый простой и самый дешевый вариант, поскольку такая деятельность не является образовательной и не подпадает под действие Закона «Об образовании в Российской Федерации». Данное обстоятельство не только освобождает от необходимости получения лицензии, но и освобождает от выполнения весьма сложных и капиталоемких условий лицензирования. А также освобождает от проверок Рособрнадзора.
Но у этого варианта есть серьезные ограничения:
- нанятые специалисты в этом бизнесе не могут быть учителями или преподавателями. Они могут быть консультантами, методистами, репетиторами, ведущими групп или кем-то еще, но только не преподавателями, и именно это должно быть отражено в договорах с ними;
- обучение должно проводиться в виде разовых консультаций, семинаров, лекций (цикла лекций) или встреч членов клуба, но не в виде конкретного курса иностранного языка;
- обучение не может завершаться сдачей зачетов или экзаменов, проставлением оценок и выдачей дипломов, аттестатов или иных документов об образовании или квалификации.
За несоблюдение вышеприведенных ограничений законом устанавливается весьма серьезное наказание (КоАП РФ, статья 19.20), поскольку это является административным нарушением:
- для должностных лиц штраф до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет;
- для юридических лиц штраф до 250 тысяч рублей или приостановление деятельности на 90 суток.
Если же получена прибыль в крупном размере и таким бизнесом занималась организованная группа лиц, то возможно уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей.
Этот вариант, при всей его простоте и доступности, постепенно уходит в прошлое, поскольку современные студенты нуждаются в качественном преподавании иностранного языка по серьезному курсу и получении полноценных документов.
Второй вариант.
Предусматривает регистрацию ООО со звучным названием, что-нибудь типа «Международная академия иностранных языков». Регистрация производится в налоговой службе путем подачи пакета документов, содержащего:
- устав;
- учредительный договор;
- протокол общего собрания учредителей;
- документы на юридический адрес.
Учредителями могут быть юридические и физические лица, общее количество которых не более 50. Необходимо, чтобы в уставе была указана образовательная деятельность в виде изучения иностранных языков, и предприятию был присвоен код ОКВЭД 85.41.9 «Дополнительное образование для детей и взрослых».
Затем собирается пакет документов, необходимых для получения лицензии на дополнительное образование для детей и взрослых, и направляется в регистрирующий орган. Порядок получения лицензии приведен в этой статье далее. Наличие лицензии существенно повышает авторитетность и увеличивает эффективность рекламы, направленной на привлечение обучающихся (учеников).
Вот и все, что нужно, чтобы открыть свою школу иностранных языков по такой простейшей схеме.
Необходимо только иметь в виду, что сотрудники ООО, непосредственно связанные с обучением иностранным языкам, должны иметь медицинские книжки до подачи заявки на получение лицензии, а также в последующем один раз в год проходить медицинские осмотры. Кроме того, они должны пройти профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу, и далее с периодичностью не реже одного раза в два года. При этом они должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
Третий вариант.
Заключается в том, что, согласно п.1 ст.22 Закона «Об образовании в Российской Федерации», «Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций».
Обычно такой формой является НОУ – некоммерческое образовательное учреждение. Вполне возможны и другие формы, но в любом случае нужно иметь в виду, что прибыль, получаемая некоммерческой организацией, не принадлежит и не передается учредителю.
Пакет документов для регистрации языковой школы в форме НОУ такой же, как и для ООО, но регистрацию осуществляет Министерство юстиции и, в отличие от ООО, учредитель у школы иностранных языков может быть только один (ст. 123.21 ГК РФ). Обычно выбирается упрощенный режим налогообложения — доходы минус расходы по ставке 15%, поскольку в хозяйственной деятельности языковой школы доля расходов очень велика.
Лицензирование осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) через местные органы власти, которым делегировано это право. Например, в Москве лицензии выдает городской Департамент образования. На других территориях лицензируется аналогичным образом.
Для получения лицензии необходимо представить следующий пакет документов:
- заявление установленного образца (скачать бланк заявления);
- документ, подтверждающий право заявителя на использование помещения, соответствующего лицензионным требованиям по заявляемым для лицензирования образовательным программам;
- реквизиты документа (в Москве) или копию (на других территориях) санитарно-эпидемиологического заключения на помещение;
- реквизиты документа (в Москве) или копию (на других территориях) заключения Госпожнадзора (не требуется для ИП, АО и ООО);
- справка о материально-техническом обеспечении деятельности по заявленным для лицензирования программам (скачать бланк справки);
- справка о наличии образовательных программ (скачать бланк справки);
- справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (скачать бланк справки);
- нотариально заверенная копия положения о филиале (если деятельность будет вестись в филиале);
- нотариально заверенная копия положения о структурном подразделении (если деятельность будет вестись в структурном подразделении);
- опись представленных документов.
Для получения заключения санэпидслужбы, в нее необходимо представить:
- устав;
- свидетельства о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет;
- договор на помещение;
- договор на проведение замеров по параметрам микроклимата, уровня освещенности и шума, а также протоколы проведенных замеров давностью не более 6 месяцев;
- договор на вывоз мусора;
- договор на дезинфекцию, дератизацию и дезинсекцию;
- договор на утилизацию люминесцентных ламп;
- договор на кондиционер или вентиляцию;
- договор на прохождение периодических медицинских осмотров;
- медицинские книжки на сотрудников.
Помимо камерального анализа документов, представители санэпидслужбы выезжают на место для личного инспектирования помещения.
Запуску любого бизнеса должны предшествовать маркетинговые исследования выбранной сферы деятельности. Преподавание языков, в этом смысле, не является исключением.
На кого ориентирован этот бизнес, кто является клиентом?
Контингент обучающихся включает в себя:
- детей дошкольного возраста;
- школьников, неуспевающих по иностранному языку;
- абитуриентов;
- любителей путешествий и отдыха за рубежом;
- людей, увлекающихся изучением иностранного языка, изучающих второй или третий иностранный язык;
- работников иностранных фирм;
- потенциальных эмигрантов;
- сотрудников, нуждающихся в знаниях иностранного языка по своей работе.
Ценность знания иностранного языка распределена следующим образом:
- возможность свободного диалога с жителями других стран, в том числе через интернет, 28%;
- возможность получить более высокую должность 22%;
- желание жить за рубежом 16%;
- желание саморазвиваться 11%;
- смотреть иностранные фильмы без перевода 4%;
- читать изданные за рубежом книги 2%.
Этим людям нужны разные уровни знаний и для этого требуются разные методики преподавания. Совместить их все в одном учреждении не только сложно, но и нерационально с экономической точки зрения. Но в любом случае должны быть:
- разговорная речь;
- уровень TOEFL и IELTS.
В зависимости от того, на какую аудиторию вы рассчитываете, необходимо выбирать место расположения школы, программы обучения и преподавателей, а также запланировать открытие филиалов.
Потребность в изучении иностранного языка является стабильной и есть везде – и в больших городах, и в маленьких. И даже в поселках. Но потребности эти разные: в малонаселенной местности это, в основном, помощь ученикам школ в освоении школьной программы. По сути, репетиторство. Тогда как в крупных населенных пунктах требуется весь спектр услуг.
Обучение языкам – это очень конкурентная область. Кажущаяся простота создания языковых курсов привлекает очень многих, поэтому образуется огромная конкуренция. Школ, существующих больше 10 лет, буквально единицы. Поэтому на этапе маркетинга нужно тщательно изучить школы и курсы иностранных языков, работающие в вашей местности, посмотреть их методики и расценки, и трезво оценить, способны ли вы сделать не хуже, чем у конкурентов.
При этом необходимо учесть, что у конкурентов бизнес складывался годами, а вам для формирования успехов потребуется гораздо больше усилий и финансов.
Расценки на обучение иностранным языкам на разных территориях заметно отличаются. Они зависят и от численности населения, и от интенсивности экономической жизни в городе, и от уровня конкуренции.
Для сравнения приведем почасовую стоимость начального уровня обучения английскому языку взрослого студента в некоторых городах России при занятиях в группе с русскоязычным преподавателем.
Город |
Москва |
Воронеж |
Пенза |
Тамбов |
Арзамас |
Население |
12 500 000 |
1 000 000 |
500 000 |
300 000 |
100 000 |
Цуна, руб./час |
370 |
225 |
440 |
550 |
140 |
С учетом того, что стоимость аренды помещения и оплата труда преподавателей также сильно различаются, в данном примере рентабельность образовательного бизнеса в Тамбове будет наивысшей.
Более подробный маркетинговый анализ, учитывающий стоимость аренды и размер оплаты труда, позволяет выявить территории, на которых открытие языковой школы наиболее целесообразно. Москва и Санкт-Петербург стоят в этом списке далеко не на первых местах. Бизнес в обеих столицах находится на грани рентабельности, поскольку приходится постоянно проводить акции и делать скидки на обучение, а также распродавать за полцены места в «горящих группах».
Традиционно считается, что вход в этот бизнес очень дешевый, но это давно уже не так. Начинать бизнес на обучении иностранным языкам, не имея значительных финансов, в настоящее время безыдейно. Без достаточной раскрутки сам он не пойдет, и вы только нахватаете долгов, пытаясь его спасти.
Проще, надежней и дешевле всего создать языковую школу по франшизе. Например, в Краснодаре для этого достаточно одного миллиона рублей.
По личному опыту, в Москве для такого же бизнеса, связанного с обучением детей, и расположенного в спальном районе, потребуется 2-3 миллиона рублей.
Для создания в Москве полноценной языковой школы с гарантированной финансовой устойчивостью и хорошими перспективами потребуется не менее 50-100 миллионов рублей. Создание должно носить «взрывной» характер. То есть, сразу создается головной офис и сеть филиалов, приглашаются высококлассные российские преподаватели и квалифицированные носители языка, запускаются 30-40 программ и делается мощная всеобъемлющая реклама.
Если вы не хотите рисковать и не стремитесь к самостоятельности или у вас нет собственных идей, то откройте школу иностранных языков по франшизе.
Вы затратите некоторую сумму на паушальный взнос и будете ежемесячно (ежеквартально) платить роялти, но зато франчайзер убережет вас от многих ошибок.
Для выбора франшизы есть несколько критериев:
- убедитесь, что для франчайзера продажа франшиз не является единственным бизнесом и что у него есть своя действующая языковая школа;
- рассматривайте предложения только тех франчайзеров, у которых есть не менее десяти франчайзи, работающих более трех лет;
- познакомьтесь с франчайзи и оцените успешность и масштаб их бизнеса. Исходите из того, что ваш бизнес не будет крупнее того, что ведут эти франчайзи. Не надейтесь, что вы будете успешнее и удачливее, и сделаете более масштабный бизнес – этого не произойдет. По той причине, что франчайзер сам этого не умеет, иначе он уже научил бы этому своих партнеров;
- не экономьте на паушальном взносе. Трезво оцените, что вы получаете за эти деньги? Тут главное выяснить, не является ли получение этих денег единственной целью франчайзера. Паушальный взнос в размере 1 миллион рублей – в наше время это нормально;
- договоритесь с франчайзером, чтобы роялти исчислялось не в твердой сумме, а в процентах от полученной вами чистой прибыли. По самой сути франчайзинга, делиться с франчайзером надо именно чистой прибылью, а не выручкой и не доходом;
- заключайте с франчайзером только договор концессии и ни на какой другой не соглашайтесь. Имейте в виду, что этот договор должен быть зарегистрирован в Роспатенте. От самой регистрации для вас нет пользы, но она показывает профессионализм франчайзера и его серьезное отношение к своему бизнесу;
- прочитайте входящие во франшизу образовательные программы и убедитесь, что их номенклатура и идеология вас устраивает. Не планируйте в будущем их изменить или добавить собственные – условия франчайзинга этого не допускают.
В данной пошаговой инструкции мы будем исходить из того, что планируется создание лицензированного образовательного учреждения, в котором осуществляется преподавание нескольких иностранных языков. И это учреждение создается самостоятельно, без франшизы.
Для осуществления этой работы совершенно необходим продюсер, имеющий опыт создания подобного бизнеса. Функции продюсера может на себя возложить учредитель, но только в том случае, если имеет реальный опыт. В противном случае есть шанс бесполезно потратить деньги.
Нужно совершенно четко понимать, что вы продаете свои образовательные услуги. Не дарите, а именно продаете, а потому все законы рынка для вас обязательны.
Вы не сможете просто продавать сам процесс обучения (учить язык ради того, чтобы учить язык). Вам нужна «фишка». То, что отличает вас от других.
Четко определите свою аудиторию. Какой результат вы дадите этим людям? Зачем это покупателю ваших услуг? Что он получит в будущем, когда с вашей помощью достигнет результата?
Думайте о клиентах в первую очередь. О том, какие выгоды им обучаться у вас? Почему стоит идти к вам?
«Почему я должен привести своего ребенка именно к вам, а не к соседу, который уже 10 лет работает и есть положительные отзывы?». И что будет рассказывать ваш менеджер, когда я к нему приду с этим вопросом? Почему вы, а не репетитор, Skyeng или носитель языка из Канады?
Составьте Карту возможностей по storymatrix и создайте уникальную матрицу будущих продаж.
Работа над созданием УТП может вестись месяцами, но это очень важный этап и его не надо комкать. Под УТП в дальнейшем будет выстраиваться весь маркетинг и все проводимые вами акции. С УТП нельзя ошибиться!
Возможность изучать иностранный язык сегодня интересна практически каждому. Такие знания понадобятся, даже если у вас в планах нет эмиграции за границу – для повышения на работе, чтения книг в оригинале и просмотра фильмов без дубляжа.
Темпы развития общества привели к тому, что знать только 1 иностранный язык уже недостаточно, а выучить их самостоятельно под силу далеко не каждому. Вместе с тем 46% россиян в планах имеют изучение иностранных языков. Несмотря на разные мотивы, они создают постоянный спрос на услугу.
При этом, чтобы начать бизнес, нужно не так много вложений. Если грамотно разработать план, бизнес быстро окупится.