Стаж для страховой пенсии в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стаж для страховой пенсии в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Итак, получается, что в 2021 г. могут выйти на пенсию женщины:

  • достигшие возраста 56,5 лет;
  • имеющие страховой стаж для выхода на пенсию не менее 12 лет;
  • имеющие величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21.

Трудовой стаж мужчины для выхода на пенсию в 2021 г.

В 2021 г. могут выйти на пенсию мужчины:

  • достигшие возраста 61,5 года;
  • имеющие страховой стаж для выхода на пенсию не менее 12 лет;
  • имеющие величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21.

Как назначаются пенсии по возрасту в 2021 году

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

Что изменилось в пенсионной системе с 2021 года

В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.

Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.

Мужчины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Пенсионный возраст

1959

2020

61 год

1960

2022

62 года

1961

2024

63 года

1962

2026

64 года

1963

2028

65 лет

Женщины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Пенсионный возраст

1964

2020

56 лет

1965

2022

57 лет

1966

2024

58 лет

1967

2026

59 лет

1968

2028

60 лет

1969

2030

61 год

1970

2032

62 года

1971

2034

63 года

Достаточный страховой стаж. Раньше он еще назывался трудовым стажем. Для получения страховой пенсии в 2019 году достаточно было иметь минимум 10 лет стажа. А вот выходящим на пенсию в 2024 году нужно будет отработать не менее 15 лет, чтобы рассчитывать на страховые выплаты.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 173-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 437-ФЗ, от 01.07.2017 N 134-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 06.03.2019 N 25-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 24.02.2021 N 18-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии — назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело — комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии».

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013, для получения страхового пособия недостаточно быть застрахованным гражданином РФ. Нужно еще соблюсти несколько условий. Они приведены в статье 8:

  • достижение пенсионного возраста;
  • не менее 10 отработанных лет;
  • индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30.

В статье 35 указано, что минимальный стаж работы для выхода на пенсию с 01.01.2016 ежегодно растет на один год. К 2024 году (когда завершится переходный период реформы) эта величина составит 15 лет.

Трудовой стаж для выхода на пенсию

При определении размера нужно руководствоваться положениями главы 3 Федерального закона № 400-ФЗ. Статья 11 гласит, что учитываются все временные отрезки, в течение которых за работника вносили страховые взносы. Это необязательно должна быть работа по трудовой книжке.

Статья 12 позволяет увеличить это время на периоды:

  • службы в армии;
  • больничных;
  • декретного отпуска (не более шести лет со всеми детьми);
  • нахождения на учете в службе занятости;
  • отбывания наказания под стражей;
  • ухода за инвалидом первой группы или пожилым человеком старше 80 лет;
  • проживания с супругом-военным в местности, где нет возможности работать (не более пяти лет).

Если сотрудник был отстранен от должности незаконно и сможет это доказать, время простоя также можно зачесть.

Доказательствами поступления страховых взносов являются данные персонифицированного учета, хранящиеся в Управлении ПФР. Если информацию получить невозможно, подтверждениями могут служить свидетельские показания.

Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 на такой случай предусмотрена социальная пенсия. Официально ее размер составляет 5307 рублей 57 копеек, однако региональная надбавка увеличивает ее до прожиточного минимума.

Но право на нее возникает позже. В 2020 году это 66 лет — для женщин и 71 год — для мужчин. До конца переходного периода этот возраст будет расти на один год ежегодно.

С 2002 года с началом действия закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ в актуальной редакции от 08.12.2020 ранее использовавшееся понятие «трудовой стаж» было заменено понятием «страховой стаж». В число периодов, формирующих страховой стаж (ст. 10 и 11 № 173-ФЗ), учеба не вошла.

Новый закон РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в актуальной редакции от 30.04.2021, начавший свое действие с 2015 года, увеличил список периодов, подлежащих учету в страховом стаже (ст. 11–12 закона № 400-ФЗ), но не в связи с учебой. К сведению, со дня начала его действия ФЗ РФ № 173 больше не применяется.

Таким образом, по названным нормативно-правовым актам период учебы не входит в стаж, необходимый для установления пенсии.

Однако есть одна особенность, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях расчета размера страховой пенсии периоды работы или другой деятельности, осуществлявшиеся до вступления в силу закона № 400-ФЗ, могут включаться в страховой стаж, при условии, что на момент такой деятельности они учитывались при подсчете стажа согласно действовавшему в тот период законодательству (ч. 8 ст. 13 закона № 400-ФЗ). Например, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 № 590 (ныне недействующее), содержало следующую норму: в общий стаж работы засчитывается обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и других заведениях), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (п. 109 постановления № 590). Соответственно, лица, у которых учеба пришлась на время действия данного постановления, могут учесть этот стаж при подсчете страхового стажа для начисления пенсии.

Простыми словами, тем, кто учился до 2002 года в вузе, академии, университете, аспирантуре, докторантуре, училище, техникуме и на курсах повышения квалификации, период учебы засчитывают в общий трудовой стаж. А вот последующее обучение, после 2002 года, согласно действующему законодательству в стаже для назначения пенсии уже не учитывается. Данные нормы актуальны и применяются на 2021 год.

Узнайте больше о назначении пенсии в материалах «Какая будет пенсия, если нет трудового стажа» и «Таблица выхода на пенсию на 2021 год и далее».

По действующему законодательству о пенсиях периоды учебы не учитываются в стаже для начисления пенсии. Но они могут быть учтены в стаже, если обучение пройдено до 2002 года, по одному из существующих вариантов расчета. Периоды профобучения и получения дополнительного профобразования включают теперь в стаж при установлении досрочной пенсии.

Источники:

  • Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
  • Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015

Возраст. В 2021 году на назначение пенсии могут рассчитывать:

  • Женщины, достигшие возраста 56,5 лет
  • Мужчины — 61,5 год.

Стаж. Минимальный стаж должен составить 12 лет

Коэффициенты. К моменту назначения пенсии необходимо иметь 21 коэффициент

Тяжелые, опасные, вредные условия. Работники, занятые в тяжелых, опасных и вредных условиях труда, смогут рассчитывать на пенсию при достижении:

  • Женщинами — 50 лет
  • Мужчинами — 55 лет

Например, такой порядок распространяется на шахтеров, горняков, спасателей, водителей общественного транспорта.

Педагоги, врачи, творческие работники. Перечисленные категории получают право на пенсию с учетом выслуги лет, вне связи с возрастом.

При этом для выходы на пенсию в 2021 году необходимая выслуга лет (спецстаж) должна иметь место в первом полугодии 2020.

Жители Севера. Жители Севера в этом году продолжают выходить на пенсию на 5 лет раньше общего пенсионного возраста, но с учетом переходного периода.

Минимальный северный стаж для досрочного назначения пенсии не поменялся и составляет 15 календарных лет на Крайнем Севере и 20 календарных лет в приравненных районах.

Требования по общему страховому стажу также сохранились и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

С учетом изложенного в 2021 назначение пенсии будет осуществляться:

  • Для женщин, родившихся в 1-ом полугодии 1970 года (возраст 51,5 лет), при наличии 21 коэффициента. При этом назначение пенсии будет во втором полугодии 2021.
  • Для мужчин, родившихся в 1-ом полугодии 1965 года (56,5 лет), при наличии 21 коэффициента. При этом назначение пенсии будет во втором полугодии 2021.

  • Налоговый дайджест за август 2021

    37 0

  • Росреестр станет выдавать удостоверения ветеранов боевых действий

    69 0

  • Учет доходов при продаже подарочных сертификатов

    24 0

  • Взыскание налогов с физлиц, ограничение допмероприятий налогового контроля в практике Конституционного Суда

    10 0

    • 82 оценили материалы

    • 21 в избранном

    • 83

      • Согласно принятому в первом чтении проекту госбюджета, минимальную пенсию в 2021 году постепенно повысят с 1769 до 2100 грн.

      • Индексацию пенсию в следующем году проведут 1 марта. Повышение получат около 8 миллионов пенсионеров.
      • Кроме того, все пенсионеры старше 75 лет смогут получать дополнительно 400 грн. С 2020 года такое же правило начало действовать для украинцев возрастом от 80 лет. Кстати, доплаты для таких украинцев продолжатся и в этом году (по 500 грн), но при условии, что их выплата не превышает среднюю зарплату.

      Пенсия по старости в 2021 году

      Отметим вначале, что, хотя процедура расчета достаточно сложна, составить представление о размере собственной пенсии все-таки возможно.

      На первоначальном этапе следует определить, имеются ли основания для назначения определенному гражданину досрочной пенсии, и обратиться к ФЗ №400 от 28/12/13 г. (гл. 6 ст. 30-32), где содержатся списки профессий для «льготников», а также уточнить при необходимости информацию в т.н. списках 1 и 2, малых списках.

      Попробуйте самостоятельно рассчитать льготные годы стажа, согласно пост. №516 от 11/07/02 г. Правительства РФ. Этот документ утверждает Правила для расчета стажа по досрочным пенсиям. Например, в стаж включается время нетрудоспособности, основных и дополнительных отпусков, вынужденных прогулов. При переводе на другую работу в той же организации на срок не более месяца этот перевод тоже засчитывается в «льготный» стаж. Свои особенности исчисления стажа существуют для беременных женщин, переведенных с «льготного» рабочего места на «обычное» по мед. показаниям.

      При подсчете стажа следует обратить внимание на то, какие периоды льготного труда суммируются, а какие – нет.

      Так, согласно Правилам, суммируются (по тексту п. 2, 3 Правил):

      • работы на вредных производствах (под землей, в горячих цехах) со сроком работы «ликвидаторов», работников «чернобыльской» зоны;
      • труд женщин на сельхозмашинах, тракторах, строительных машинах со сроком работы во вредных условиях, горячих цехах, в тяжелых условиях труда, в геологических экспедициях, в железнодорожной отрасли на определенных работах, например, связанных с безопасностью;
      • работа на судах, непосредственно выполняющих работы при выходе из порта, в море суммируется с работой на вредных производствах, подземных работах;
      • труд в условиях Крайнего Севера не исключает стажа работы водителем на городском маршруте, профессионального спасателя, стажа работы с осужденными в системе исполнения наказаний и т.д.

      Перед обращением за назначением пенсии важно учесть такой фактор, как стаж.

      Совет! Для определения стажа при расчете льготной пенсии в спорных случаях целесообразно обращаться в отделение ПФР. Специалисты смогут определить все нюансы той или иной ситуации, соотнести ее с нормами законодательства, произвести корректный расчет сроков и стажа.

      С 2015 года размер пенсии напрямую зависит от количества т.н. пенсионных баллов, и если для получения льготной пенсии необходимы названные выше особые условия, то сама методика подсчета пенсионных накоплений едина для всех. Из этого следует, что претендовать на «особую» пенсию, не имея накопленных баллов от ПФР, невозможно. Для того чтобы подсчитать, сколько баллов накоплено к выходу на пенсию, к примеру, в текущем году, необходимо знать объем отчислений в пенсионный фонд. Чем он выше, тем на большее число баллов можно рассчитывать. Так, в текущем году необходимое количество баллов — 16,2. Этот показатель достигнет максимума (30) в 2024 году.

      Цена одного балла в текущем году — 87,24 руб., размер же накоплений в фонд можно узнать через регистрацию в сервисе Госуслуг, в личном кабинете, либо обратившись с запросом непосредственно к работникам пенсионного фонда. За каждый год, начиная с 2002-го, такой расчет нужно делать отдельно по годам. Не стоит забывать и о нерабочих периодах, за которые согласно ФЗ №400 (ст. 12) тоже начисляются баллы.

      Количество баллов умножается на размер одного пенсионного коэффициента, и получается приблизительная величина льготной пенсии.

      Точный расчет возможен только при обращении в пенсионный фонд, ведь пересчет пенсий, накопленных до 2002 года, производился специалистами этой организации по особым, переходным условиям. Для самостоятельного подсчета потребуется знать объем страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.15 (так или иначе потребуется запрос в ПФР) и ставку одного балла на 01.01. 2015 г. Она составляла 64,10 руб. Подсчет делается простым делением суммы на ставку.

      Поясним сказанное на условных примерах.

      Предположим, что стоит задача самостоятельно рассчитать годовой пенсионный коэффициент (пенсионные баллы). Максимальную базу для начисления взносов берем по 2018 году – 1021000 руб. Пусть работник имеет заработную плату 22000 в месяц. Его годовой фонд оплаты труда составит (22000*12) 264000 руб.

      Пусть при этом гражданин не формирует накопительную часть пенсии, следовательно, для расчетов используется 16% тариф (в противном случае следует брать 10%). Отчисления работника в ПФР равны (264000 * 16%) 42240 руб. Норматив отчислений равен (1021000 * 16%) 163360 руб. 42240 / 163360 * 10, где 10 – максимальный пенсионный коэффициент (максимально возможное количество баллов в год). Результат подсчетов — 2,586 балла.

      Цена одного балла в 2018 году 81,49 руб. Если к моменту выхода на пенсию гражданин накопил условно 100 баллов, то пенсия составит 81,49 * 100 = 8149 руб. Добавим фиксированную выплату указанного года — 4 982,90 руб. и получим 8149 руб. + 4 982,90 руб. = 13131,90 руб.

      Для получения льготной пенсии должны соблюдаться такие условия:

      • соответствующая льготе должность;
      • соответствующий должности трудовой стаж;
      • необходимое число накопленных к моменту выхода на льготную пенсию пенсионных баллов.

      Чтобы рассчитать льготную пенсию, необходимо проверить наличие вышеназванных условий, затем исчислить самостоятельно либо с помощью сервисов пенсионного фонда число накопленных к моменту выхода на пенсию баллов и, умножив это число на законодательно закрепленное стоимостное значение балла, произвести расчеты на соответствующую дату. Следует учесть в сумме также и фиксированный размер пенсии, в соответствии с законом.

      Проконтролировать правильность расчетов можно, обратившись с запросом в пенсионный фонд. Отказать чиновники не имеют права, даже если выход на пенсию гражданин только планирует в будущем.

      Заметим также, что в правительстве обсуждается проект, связанный с отменой пенсионных баллов.

      Как уточнили в ведомстве, теперь в общий стаж будут включаться периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, если они решат выйти на пенсию досрочно.

      Ранее такие периоды для пенсии не учитывались, что нарушало пенсионные права россиян.

      По словам специалистов, учеба будет включаться в стаж лишь в некоторых условиях. Важно, чтобы на эту учебу сотрудника направил именно работодатель. А также необходимо, чтобы на период обучения за работником был сохранена заработная плата, а в ПФР отчислялись страховые взносы.

      В ближайшее время ПФР начнет проверку стажа россиян, чтобы включить такие периоды в пенсию тем, кому раньше было отказано.

      «В настоящее время территориальные органы ПФР начинают работу по оценке пенсионных прав тех граждан, которым было отказано в назначении досрочной пенсии по причине невключения периодов профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в стаж на соответствующих видах работ», – уточнили в фонде.

      В ПФР объяснили, какой стаж работы необходим для досрочной пенсии

      При подсчете этого вида могут исключить:

      • прохождение службы в армии, если до нее или после отсутствовала работа;
      • период временной нетрудоспособности может засчитываться, только если в это время были выплаты из социального фонда;
      • если мамочка в периоды ухода за ребенком не была уволена, то есть имела место работы, это время не будет учтено, при этом для размера пенсии будет выгоднее период ухода;
      • периоды безработицы, общественных трудовых работ и переезда должны подтверждаться справкой из ГУСЗН;
      • периоды заключения под стражей или ухода за инвалидами и пожилыми гражданами должны подтверждаться справками из соответствующих учреждений или опекунов инвалида;
      • для жен военных, служащих на территории страны нужны справки не только из воинских частей, но и центров занятости, пребывание за границей как при муже военном, так и дипломате подтверждается справкой из организации его действия.

      Важно: при отсутствии условий, обозначенных нормами, периоды учтены не будут.

      Основные разновидности стажа:

      Такой стаж возникает при наличии у гражданина труда во вредных и опасных условиях.

      Чтобы они были зафиксированы должны иметься:

      • записи в трудовой книжке о назначении на должность, которая подпадает под подобную категорию;
      • у предприятия должны иметься разрешительные документы на ведение подобной деятельности;
      • также работодатель должен вносить дополнительные страховые взносы.

      Важно: если все условия подтверждения специального стажа отсутствуют, пенсионер зачисляется к разряду обычных пенсионеров, а льготный стаж сгорает.

      Этот стаж предусмотрен для граждан, которые располагают продолжительностью работы от 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин. При наличии требуемого количества отработанных лет можно выйти на пенсию на 2 года раньше, но только в возрасте 55 / 60 лет.

      Снизить количество лет могут нетрудовые периоды, если отсутствовали отчисления в ПФР, как следствие отсутствия трудовой деятельности до и после таких периодов.

      С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности:

      • при наличии не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве,
      • проживании на селе
      • и отсутствии оплачиваемой работы.

      Не всем хватает необходимых лет, поэтому они стали обращаться в ПФР с требованием добавить недостающие года нестраховыми периодами.

      В некоторых случаях в трудовой стаж с начала 2019 года перестали включать службу в армии и уход за детьми:

      • Однако условие индексации именно работа в сельской местности на протяжении 30 лет. Поэтому такой период как служба в армии не учитывается.

      Какие пенсионные изменения ждут россиян в 2021 году

      Входит ли служба в армии в трудовой стаж

      Страховой стаж

      Алименты с больничного листа

      Как рассчитать пенсионные баллы за советский период

      Справка для расчета больничного листа

      Подсчет страхового стажа ведется при определении права на трудовую пенсию, а также для расчета пособия по временной нетрудоспособности. Для каждого случая законодательно закреплены отдельные правила учета периодов работы. И при всем этом надо обособлять страховой стаж от трудового, поскольку:

      • в трудовой стаж засчитывается все время официальной работы человека (за исключением периодов отстранения от работы без сохранения зарплаты);
      • в страховом стаже учитываются только периоды времени, за которые в систему обязательного страхования поступали страховые взносы за конкретного человека (от его работодателя или него самого).

      Страховой стаж для определения размера оплаты больничного листа рассчитывается в соответствии с нормами Приказа Минтруда от 09.09.2020 г. № 585н. На текущий момент в стаж для больничных засчитываются следующие периоды:

      • время работы на основании трудового договора;
      • период прохождения государственной или муниципальной службы;
      • время осуществления иной деятельности, которая предполагает участие человека в системе обязательного социального страхования (период работы в качестве ИП, адвоката, депутата, священнослужителя и др.);
      • периоды оплачиваемой работы осужденных лиц;
      • время военной службы.

      Подписан закон об электронных трудовых книжках
      Кадровое делопроизводство / 9:30 17 декабря 2019

      В 2021 году перестанут учитываться при подсчете пенсионного стажа периоды, обозначенные в ч. 1, ст. 12 ФЗ № 400, если до них или после не было трудовой деятельности, являющейся поводом для отчислений в ПФР. При этом период трудовой деятельности не важен, главное его наличие.

      К таким периодам имеют отношение:

      Страховая пенсия: кто имеет право, как оформить

      До 2002 года стажем, который учитывается в ходе назначения пенсионного обеспечения граждан, являлись все периоды, когда застрахованный гражданин являлся официально трудоустроенным.

      В 2002 году была проведена реформа, в результате чего обычный трудовой стаж был заменен на страховой. Фактически практически ничего не поменялось. Отличие страхового стажа от трудового заключается в том, что в первый включаются те же самые периоды, что и во второй, но только если в течение них на лицевой счет гражданина в ПФР совершались обязательные отчисления его работодателем.

      Страховой стаж – это количество лет страховых периодов, заработанных гражданином в течение всей его жизни. Под минимальным показателем понимается значение, достижение которого в обязательном порядке необходимо для получения права на оформление пенсионных выплат от государства. Сейчас для назначения пенсии недостаточно достичь порога требуемого возраста.

      В 2021 году для получения права на выплаты от государства гражданину необходимо иметь не менее 12 лет страхового стажа. В дальнейшем этот показатель будет увеличиваться. Прогрессия повышения представлена ниже:

      • 2022 год – 13 лет;
      • 2024 год – 14 лет;
      • 2025 год и далее – 15 лет.

      Если гражданин достиг пенсионного возраста в 2021 году, но при этом ему не удалось накопить 12 лет стажа, то ему придется продолжать вести официальную трудовую деятельность. Это будет необходимо до момента, пока:

      • минимум не будет набран;
      • гражданин не достигнет возраста выхода на социальное пенсионное обеспечение (на пять лет больше отметки пенсионного возраста, по достижении которой гражданин должен был начать получать страховые выплаты: в 2021 году это 61,5 лет для женского населения и 66,5 – для мужского).

      Страховой стаж гражданина состоит из периодов, которые можно поделить на две группы:

      1. Страховые.
      2. Не страховые.

      Под страховыми периодами понимается время, в течение которого гражданин:

      • вел официальную трудовую деятельность, а его работодатель совершал с размера получаемого им дохода обязательные отчисления в ПФР;
      • выполнял работу или оказывал услуги по заключенному договору гражданско-правового характера, а заказчик отправлял с оговоренного заработка обязательные отчисления в ПФР;
      • являлся индивидуальным предпринимателем (год нахождения в статусе ИП включается в страховой стаж, если по его окончании гражданин-предприниматель отправил в ПФР за самого себя минимально необходимую сумму взносов).

      Под нестраховыми периодами понимается время, когда гражданин не работал, но на основании действующего законодательства РФ сохранял свое право накопление страхового стажа. К таковым относятся периоды, когда гражданин:

      • проходил срочную службу в Вооруженных Силах РФ;
      • проходил службу в Вооруженных Силах РФ на основании заключенного контракта;
      • не имел официальной трудовой занятости и состоял на учете в ЦЗН в качестве безработного лица, при этом получая пособия (не более полугода подряд);
      • являлся временной нетрудоспособным (включая периоды действия больничного по беременности и родам);
      • был ограничен в свободе правоохранительными органами, если в дальнейшем было выявлено, что задержание являлось необоснованным или отсутствие вины гражданину было доказано в ходе следствия и судебного разбирательства;
      • был необоснованно отстранен от исполнения трудовых обязательств;
      • был отстранен от исполнения трудовых обязательства на основании простоя, возникшего по вине работодателя или в результате независимых обстоятельств (стихийные бедствия, техногенный катастрофы, временный законодательный запрет на ведение предпринимательской деятельности или на остановку производственного процесса и т.д.);
      • выполнял общественные работы;
      • переезжал в другой населенный пункт для трудоустройства по направлению от центра занятости населения;
      • пребывал в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 летнего возраста (суммарно не более шести лет на одного человека);
      • осуществлял уход за пожилым гражданином старше 80 лет или за инвалидом при этом, не работая;
      • проживал совместно с супругом/супругой военнослужащим, не имея возможности трудоустроиться;
      • проживал совместно с супругом/супругой государственным служащим за пределами территории Российской Федерации, не имея возможности трудоустроиться.

      Все нестраховые периоды включаются в общий стаж только в том случае, если до момента их начала и после их окончания гражданин вел официальную трудовую деятельность. Исключение составляют ситуации, когда мужчина был призван в армию после окончания школы, колледжа или высшего образовательного учреждения, не имя возможности работать до службы. При таких обстоятельствах период воинской службы будет включаться в страховой стаж, если после демобилизации мужчина трудоустроился (на это ему отводиться три календарных месяца).

      Гражданам, постоянно проживающим в северных регионах страны, не всегда необходимо соблюдать правило минимального стажа для оформления пенсии. В некоторых случаях они могут воспользоваться своим льготным правом и начать получать обеспечение от государства в досрочном порядке.

      Такое возможно, если гражданин наберет так называемый «северный стаж», в размере:

      • 20 лет – трудовая деятельность в областях, где статус территории приравнен к северному;
      • 15 лет – трудовая деятельность она Крайнем Севере;
      • 12 лет – трудовая деятельность женщин на Крайнем Севере и на территориях, где статус приравнен к северному (при условии наличия двух и более детей).

      На Заметку: Если в карьере гражданина имеются периода трудовой деятельности на Крайнем Севере, и в областях с равнозначным ему статусом, то досрочная пенсия будет назначаться по правилам КС: 15 лет стажа. При этом каждый отработанный год в областях с равнозначным Крайнему Северу статусом будет приниматься в расчеты как 9 месяцев труда на КС.

      Если «северный стаж» был накоплен, то гражданин получает право уйти на пенсию раньше на 5 лет.

      Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

      Начиная с 2019 года жители России получили возможность уходить на пенсию в досрочном порядке, если они накопили много лет стажа. Для реализации этого права гражданам необходимо накопить:

      • 37 лет – женское население;
      • 42 года – мужское население.

      Если по факту набора указанных значений стажа гражданин имеет необходимый для получения пенсионного обеспечения ИПК, то он может оформить выплаты от государства в досрочном порядке независимо от своего возраста.

      Начиная с 2002 года в РФ действуют автоматическая система учета стажа трудовой деятельности: Пенсионный Фонд получает сведения о трудовой занятости граждан от их работодателя без участия самих сотрудников

      Деятельность до 2002 года необходимо подтверждать посредством предоставления:

      • трудовых книжек;
      • трудовых соглашений;
      • договоров найма гражданско-правового характера;
      • приказов о зачислении на должность;
      • справок от организаций и т.д.

      Не страховые периоды также требуется подтверждать, предоставляя в ПФР соответствующие документы, а также подтверждение о наличии факта ведения трудовой деятельности до их наступления и после их окончания. В противном случае это время не будет учтено в общем стаже, по которому назначается пенсия.

      Несмотря на изменения в законодательстве, понятие трудового стажа применяется на практике и сегодня.

      • К нему относятся все периоды рабочей деятельности и иные периоды, имеющие место до начала 2002 года.
      • Его продолжительность используется для подсчета размера пенсии граждан по состоянию на эту дату. После этого времени с проведением реформ, определение пенсионных прав и расчет выплаты зависит от страхового стажа.

      Для назначения страховой пенсии по старости в 2021 году необходимо иметь не менее 12 лет страхового стажа. Требование к минимальному стажу будет постепенно увеличиваться, прибавляя по одному году ежегодно. Например, уже в 2022 году для установления пенсии необходимо 13 лет страхового стажа, в 2023 — уже 14 лет, пока к 2025 году не достигнет 15 лет. Помимо норматива по стажу установлены условия по минимальной величине ИПК (таблица ниже).

      Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону (таблица 2021)

      Год выхода на пенсию Какой минимальный стаж нужен для пенсии, лет Минимальное количество пенсионных баллов (ИПК)
      2015 6 6,6
      2016 7 9
      2017 8 11,4
      2018 9 13,8
      2019 10 16,2
      2020 11 18,6
      2021 12 21
      2022 13 23,4
      2023 14 25,8
      2024 15 28,2
      2025 15 30

      В Пенсионном фонде России рассказали, какой трудовой стаж с 2021 года больше не учитывается при начислении пенсии.

      Как пояснили в пресс-службе ПФР, с 2019 года перестали учитываться при подсчете пенсионного стажа периоды, обозначенные в ч. 1, ст. 12 ФЗ № 400, если до них или после не было трудовой деятельности, являющейся поводом для отчислений в ПФР.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *