Учет транспортных услуг в бухгалтерском учете в торговле

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет транспортных услуг в бухгалтерском учете в торговле». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Транспортировка реализованных товаров также имеет различные варианты отражения в учете.

Некоторые покупатели могут сами осуществлять доставку, тогда поставщику не нужно учитывать транспортные расходы по причине того, что их в такой ситуации не возникает.

Большое число контрактов предусматривает транспортировку товара поставщиком или посредником. Особенности учета таких операций зависят от условий доставки, которые были предусмотрены контрактом между контрагентами:

  • доставка может «сидеть» в цене товара,
  • стоимость доставки прописывается как обособленная от реализации услуга.

Пример 3 (доставка в цене)

ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила с учетом доставки 885 000 руб. (в т. ч. НДС 147 500 руб.). Расходы ООО по доставке — 59 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара — 560 000 руб. В том же месяце ООО приобрело мебель на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС 39 333,33 руб.). Сумма транспортных расходов по закупке товаров составила 35 400 руб. (в т. ч. НДС 5 900 руб.), остаток по счету 44.1 на 01.04.2019 — 160 000 руб., остаток по счету 41 на 30.04 — 260 000 руб. Отметим, что транспортные расходы покупного товара отражаются по счету 44.1, реализованного — по счету 44.2.

Проводки в учете продавца:

  • Дт 62 Кт 90.01 — реализация мебели — 885 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68.02 — начислен НДС 147 500 руб.
  • Дт 90.02 Кт 41 — списание себестоимости реализованной мебели — 560 000 руб.
  • Дт 90.02 Кт 44.2 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.
  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 196 666,67 (236 000 – 39 333,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС — 39 333,33 руб.
  • Дт 44.1 Кт 60 — транспортные расходы — 29 500 (35 400 – 5 900) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 5 900 руб.

Определим сумму транспортных расходов по покупным товарам к списанию в апреле с учетом приведенной выше формулы:

Средний процент расходов на остаток товара = 23,11% ((160 000 + 29 500) / (560 000 + 260 000) × 100).

Сумма транспортных расходов на остаток товара = 60 086 руб. (260 000 × 23,11%).

Сумма транспортных расходов к списанию = 129 414 руб. (160 000 + 29 500 — 60 086)

Дт 90.2 Кт 44. 1 — списаны расходы по транспортировке покупного товара 129 414 руб. Данная сумма будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль.

Пример 4 (доставка учитывается как услуга)

ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила 826 000 руб. (в т. ч. НДС 137 666,67 руб.). Доставку ООО осуществило собственными силами, расходы по ней составили 59 000 руб., из них зарплата водителя — 40 000, страховые взносы — 12 000, топливо — 7 000. Доставка по договору оплачивается покупателем отдельно. Для отражения выручки от реализации транспортных услуг ООО использует счет 90.04.

  • Дт 62 Кт 90.01 — выручка от реализации мебели — 826 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС 137 666,67 руб.
  • Дт 90.02 Кт 41 — списание покупной стоимости 560 000 руб.
  • Дт 44 Кт 70 — транспортные расходы — зарплата водителя 40 000 руб.
  • Дт 44 Кт 69 — транспортные расходы — страховые взносы 12 000 руб.
  • Дт 44 Кт 10 — транспортные расходы — топливо 7 000 руб.
  • Дт 62 Кт 90.04 — выручка по доставке товаров покупателю — 59 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС по услугам доставки — 9 833,33 руб.
  • Дт 90.02 Кт 44 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.

Учет транспортных расходов в торговых организациях

  • Как посчитать торговую наценку: четыре способа

    1,6 тыс. 0

    hidden>

    Отражение транспортных расходов в налоговом учёте зависит от условий договора. Для покупателя они будут прямыми, если не включены в стоимость товара. Для продавца — косвенными.

    Транспортные расходы в торговле: проводки, учет ТЗР, ФСБУ «Запасы»

    • Напомнит о сроках сдачи
    • Учёт переносы в выходные и праздники
    • Настраивается по вашим параметрам
    • Учитывает совмещение налоговых режимов

    Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
    Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
    Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.


    Деятельность перевозчика классифицируется как оказание услуг. Последние могут оказываться по-разному. От этого будет зависеть специфика отражения финансово-хозяйственных операций в учете.
    Если услуги доставки выделяются в отдельную категорию при заключении договора поставок, бухгалтеру транспортной компании предстоит отражать в учете:
    — Выручку от реализации – Дт62 Кт90.
    — НДС – Дт90 Кт68.
    — Прямые затраты по услуге – Дт20 Кт70, 69, 60, 10.
    — Косвенные затраты – Дт26 Кт76, 71, 70, 69, 68, 60, 04, 02, 10.
    Все затраты должны быть учтены в финансовом результате.
    Если доставка включена в цену товара, в доходных статьях учета транспортировка отдельно не указывается. Но расходы, ассоциированные с оказанием услуги, налогоплательщик отразить обязан. Их обычно включают в состав коммерческих расходов, расходов на продажу товара. В этом случае бухгалтеру предстоит сделать всего две проводки:
    — Учет затрат на транспортировку – Дт44 Кт70, 69, 60, 10.
    — Отнесение затрат на финансовый результат – Дт90 Кт44.


    Экспедиция в транспортной компании может быть самостоятельной и посреднической услугой. Вид услуги определяет особенности бухучета.
    Если имеет место посреднический договор, перевозка осуществляется по поручению заказчика. Фактически это означает, что действует компания от имени клиента. Это касается всего, от оплаты сборов до страховки и хранения груза. Кстати, при получении последнего доход у перевозчика не возникает.
    Приведем пример отражения услуги в бухучете у экспедитора-посредника:

    • Дт51 Кт62 – предоплата за услуги перевозки груза.
    • Дт002 – принятие груза на ответхранение.
    • Дт76 Кт50 – оплата перевозчиком складских услуг.
    • Кт002 – передача груза клиенту.
    • Дт62 Кт91.1 – выручка от оказания услуг.
    • Дт90.2 Кт20 – списание себестоимости перевозки.
    • Дт51 Кт76 – компенсация затрат на аренду склада.

    Посреднический договор об экспедиции позволяет поставщику услуг привлекать к перевозке третьих лиц. Если используются ресурсы другой фирмы, в первичном документе (счете-фактуре) в обязательном порядке указываются реквизиты фактического исполнителя (перевозчика).


    Бухгалтерский учет в транспортной компании имеет и другие особенности. Они касаются налогообложения отдельных видов деятельности, совмещения режимов, осуществления кассовых операций, расчета налогов. Особого внимания также требует инвентаризация.
    Профессиональный подход к организации, ведению бухгалтерского учета позволяет перевозчику и поставщику экспедиционных услуг минимизировать налоговые риски, получить и сохранить впоследствии репутацию добросовестного налогоплательщика.

    Теги данной публикации: бухучеттранспортучет по отраслям

    Отметьте какую задачу планируете решить и получите бесплатную консультацию.

    Транспортные расходы в бухгалтерском учете

    Внимание! Ставка НДС изменена с 01.01.2019 с 18% на 20% и с 18/118 на 20/120.

    Организация заключила с покупателем ООО «Архитектурная мастерская» договор на реализацию офисной мебели на сумму 354 000 руб. (в т. ч. НДС 18%). По условиям договора доставка осуществляется за счет продавца и входит в стоимость товаров.

    Для этого Организацией был заключен договор с перевозчиком ООО «МТК Линия» на транспортировку реализуемого товара до склада покупателя.

    11 октября товар доставлен и принят покупателем. Стоимость доставки составила 2 360 руб. (в т. ч. НДС 18%).

    12 октября Организация погасила задолженность перед перевозчиком.

    • Пошаговая инструкция
    • Отражение в учете услуг по доставке товаров до покупателя
      • Нормативное регулирование
      • Учет в 1С
      • Проводки по документу
    • Регистрация СФ поставщика
      • Проводки по документу
      • Декларация по НДС
    • Перечисление оплаты перевозчику
      • Проводки по документу
    • Признание транспортных затрат в полном объеме в составе расходов на продажу в конце месяца
      • Проводки по документу
      • Контроль
      • Декларация по налогу на прибыль

    Итак, порядок учета транспортных расходов зависит от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также условий доставки по каждой сделке. Но при этом важно также выяснить, имеет ли организация право отражать в своем учете понесенные транспортные расходы.

    В договоре купли-продажи оговаривается, какая сторона несет расходы по доставке товаров до склада покупателя. Такое же условие должно быть отражено в счете-оферте или договоре публичной оферты.

    В договоре может быть установлено, что расходы по транспортировке товаров несет продавец товаров, который и доставляет товар до склада организации. В этом случае у покупателя нет оснований отражать в учете связанные с доставкой товара транспортные расходы.

    Доставку товаров может осуществлять покупатель, если право собственности на товар переходит к нему не на его территории, а, к примеру, на складе продавца. Покупатель может воспользоваться собственными транспортными средствами либо услугами специализированной транспортной организации, но в любом случае транспортные расходы будут отражены на его балансе и в составе его расходов.

    Чтобы отразить в учете такие услуги, необходимо иметь следующий комплект документов:

    1. Договор или счет на перевозку грузов.

    2. Акты сдачи-приемки оказанных услуг.

    Составляются ежемесячно в произвольной форме в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Акт сдачи-приемки оказанных услуг — основание для отнесения на себестоимость затрат по договору перевозки, а также для составления подрядчиком счета-фактуры для расчетов по НДС. Необходим в тех случаях, когда в стоимость услуг, кроме транспортных, входят оплату дополнительных услуг, например: обеспечение постоянной готовности транспортных средств для ускоренной подачи их по заявке организации и др. Реквизиты акта должны соответствовать ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г.

    3. Товарно-транспортные накладные (ТТН) на перевозку грузов, принадлежащих организации.

    ТТН выполняет, главным образом, две функции:

    • во-первых, она служит доказательством наличия правоотношений между грузоотправителем и перевозчиком по перевозке груза и, соответственно, средством правовой защиты интересов сторон при возникновении спора;

    • во-вторых, она регулирует отношения сторон по договору перевозки груза, определяя условия перевозки. При приеме груза перевозчик вправе сделать оговорки в транспортной накладной, в частности, касающиеся недостатков упаковки груза. Если договором предусмотрено, что товар доставляется на склад покупателя автомобильным транспортом, помимо накладной формы ТОРГ-12 (или УПД) оформляется еще и ТТН по форме 1-Т[3] независимо от того, кто доставляет товар — покупатель, продавец или специализированный перевозчик[4].

    При этом если доставку товара осуществляет поставщик и стоимость доставки выделяется отдельной строкой, такой договор поставки будет являться смешанным (продажа товара и его доставка, которая регулируется правилами, применяемыми к договорам перевозки). Следовательно, у покупателя тоже должна быть товарная накладная (оформляется поставщиком) и ТТН.

    Если доставку товара организует экспедитор, кроме транспортной накладной, ТТН (если покупатель является грузополучателем) необходимо наличие поручения экспедитору и экспедиторской расписки[5].

    Если надлежаще оформленной транспортной накладной не будет, факт принятия груза перевозчиком и оказания им услуг перевозки может быть признан судом недоказанным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

    4. Счета-фактуры. Они выставляются транспортной фирмой на организацию согласно требованиям ст. 169 НК РФ, составляются в течение пяти дней с даты составления акта сдачи-приемки оказанных услуг и на основании данного акта.

    Счета-фактуры — основание для оприходования НДС, уплаченного подрядчику, а также для принятия его к зачету при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом РФ.

    Таким образом, если вы планируете использовать услуги сторонней транспортной организации, позаботьтесь о том, чтобы у вас были оформлены первичные документы. И если у вас будет правильно оформленная документации, вам будет проще контролировать целесообразность данных расходов. Кроме того, так вы сведете к минимуму налоговые риски при проверке контролирующего органа.

    Если у организации есть транспортные расходы, нужно учитывать все составные части этих расходов: расчет норм ГСМ, запчасти, амортизация, оформление путевых листов, текущий и капитальный ремонт автотранспорта, оплата транспортного налога, стоимость услуг транспортных организаций, размер арендной платы при аренде или лизинге автотранспорта.

    Все эти показатели должны быть изначально учтены в бизнес-планировании деятельности организации. Все эти показатели нужно систематически мониторить.


    [1] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 06.04.2015; далее — ПБУ 10/99).

    [2] Утвержден Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н

    [3] Утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.

    [4] Письмо Минфина России от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ.

    [5] Письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 № 16-15/093505.

    [6] Пункты 5, 7 ПБУ 10/99.

    [7] Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (в ред. от 20.09.2018).

    М. А. Чванова,
    аудитор, бухгалтер, налоговый консультант, юрист

    Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2021.

    Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).

    К ТЗР, например, могут относиться:

    • оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
    • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
    • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
    • плата за временное хранение грузов;
    • другие расходы.

    Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

    В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).

    Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

    • в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
    • на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

    Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

    В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

    Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

    Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:

    1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

    2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.

    3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).

    4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

    При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).

    При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).

    Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

    • включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
    • учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

    Согласно статье 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

    В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 сумму транспортных расходов по приобретенным товарам можно учесть двумя способами:

    • включить в стоимость товаров (например, с помощью документа Поступление доп. расходов);
    • включить в состав расходов на продажу (счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность»). При закрытии месяца, с помощью регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» выполняется списание суммы транспортных расходов в части реализованных товаров на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения». Необходимым условием для автоматического расчета суммы списания является выбор значения реквизита Вида расходов (НУ) как Транспортные расходы при поступлении услуг.

    Для учета транспортных расходов никаких специальных настроек регистра сведений Учетная политика выполнять не требуется.

    Рассмотрим пример, в котором организация учитывает транспортные расходы в составе издержек обращения. Для упрощения восприятия все суммы в примере указаны без учета НДС.

    Организация ООО «Новый интерьер» (применяет ОСНО, метод начисления, положения ПБУ 18/02). Одним из видов деятельности ООО «Новый интерьер» является оптовая торговля. Начиная с 2016 года, согласно учетной политике организации, стоимость транспортных расходов не включается в фактическую стоимость товаров, а относится на издержки обращения. На начало 2016 года остатка транспортных расходов нет, а на складе имеется остаток товаров на сумму 80 000,00 руб.

    В январе 2016 года ООО «Новый интерьер» были осуществлены следующие хозяйственные операции:

    • приобретены товары у поставщика — 120 000, руб.;
    • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 20 000,00 руб.;
    • покупателям реализованы товары, их себестоимость — 92 000,00 руб.;
    • покупателям отгружены товары без перехода права собственности, их себестоимость — 12 000,00 руб.

    В феврале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществило следующие хозяйственные операции:

    • приобретены товары у поставщика — 80 000, руб.;
    • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 11 760,00 руб.;
    • покупателям реализованы товары (с учетом отгруженных в январе без перехода права собственности), их общая себестоимость — 72 000, 00 руб.

    Операции по поступлению товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Покупки). В результате проведения документов вида Поступление товаров формируются проводки:

    Дебет 41.01 Кредит 60.01
    — на стоимость товара без НДС;
    Дебет 19.03 Кредит 60.01
    — на сумму НДС по поступившему товару.

    Операции по поступлению услуг по доставке приобретенных товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 1).

    Они разделяются в соответствии с 318 статьей НК России. Первые отражаются в полной мере и сразу же в процессе осуществления затрат, вторые – входят в себестоимость, но подтвердить их можно только при продаже продукта/услуги.

    Природа их возникновения хорошо видна по следующей таблице:

    Прямые

    Косвенные

    На покупку сырья и прочих материалов, затем используемых для изготовления предметов или предоставления сервисов, и/или формирующих их, или являющихся обязательным фактором для их появления.

    Прочие суммы, не считая внереализационных, вносимых налогоплательщиками за отчетный период.

    На заказ комплектующих, в дальнейшем используемых для монтажа, или полуфабрикатов, впоследствии дополнительно обрабатываемых.

    На зарплату сотрудников, непосредственно занятых в процесс выпуска товаров, оказывающих услуги.

    Сопутствующие затраты на страхование – пенсионное, социальное, по беременности, по случаю потери трудоспособности, от происшествий на производстве и профзаболеваний.

    Амортизационные выплаты, полученные от оборота основных средств, направленных на изготовление продукции или предоставление сервисов.

    Говоря о том, как учитывать транспортные расходы в торговле, нужно помнить о следующих моментах:

    • Прямые следует относить к текущему месяцу только при реализации тех товаров или услуг, в цену которых они входят.
    • Косвенные отражаются в отчетном периоде в полном объеме, вне зависимости от даты фактической продажи предмета или выполнения какой-либо работы.

    В тех случаях, когда отдельные типы затрат осуществляются с заранее установленными ограничениями – согласно целям, – базу для начисления необходимо определять по нарастающему итогу. Если же речь идет о добровольном страховании – анализируя сроки действия заключенных контрактов и ориентируясь на даты их вступления в силу.

    Учет расходов на доставку товаров при их реализации

    При его ведении товары рассматриваются как МПЗ (то есть существующие материально-производственные запасы) компании. Поэтому с ними нужно работать согласно ПБУ 5/01, ориентируясь в первую очередь на пункт № 6, а он гласит, что любые затраты на сбор и перевозку МПЗ в точку их непосредственного использования допустимо включать в реальную себестоимость продукции. В результате последнюю можно планомерно накапливать под видом заготовления и приобретения на счете 15, а при поступлении новых партий – переводить на 41й, ну или сразу формировать ее там, что достаточно удобно на практике.

    Зачастую продавцы эксплуатируют одни и те же машины и для привоза выпущенных предметов на склад, и для отправки их покупателям. В подобных случаях затраты уже сложнее разделить – их целесообразно отражать на 44м счету в общем. Альтернатива – сортировка по любому важному признаку, лишь бы он был экономически обоснован, но ее же понадобится придерживаться и в других вопросах политики организации.

    Они считаются прямыми в тех случаях, когда компания делает закупку у другой фирмы и забирает заказ путем самовывоза или силами контрагентов. Отнести их к себестоимости можно не полностью – их необходимо распределять между реализованными и нет, следующим образом:

    ТРНП = ОСТТОВ * Сред % ТР, в свою очередь

    Сред % ТР = (ТРОСТ + ТРТЕК) / (СТЕК + ОСТТОВ) * 100%,

    ТР к списанию за отчетный период = ТРОСТ + ТРТЕК – ТРНП

    Все операторы типа «ТР» являются затратами, но:

    • ТРНП – по непроданной продукции;
    • ТРТЕК – за идущий месяц;
    • ТРОСТ – на остаток в начале.

    Доля транспортных расходов в цене товара может быть рассчитана без труда. Важно помнить, что, когда компания приобретает основные средства, все понесенные затраты, согласно 8 пункту ПБУ 6/01, она обязана проводить как фактические, на покупку ОС. Чтобы упростить налогообложение, их допустимо отражать так же, как в бухучете, то есть включать в цену ОС, а после переводить на амортизацию.

    Производственное предприятие вправе включить счета за перевозку сырья в МПЗ и дальше представлять их как часть материальных (согласно 2 пункту статьи № 254 НК РФ), то есть как прямые. Если же сумма за предоставленную услугу проходит в отдельном порядке, поставщик фиксирует ее в ТТН, которую подает вместе с другими обязательными документами.

    О том, как списывать транспортные расходы в торговле, гласит 320 статья НК РФ – как косвенные, туда же следует отнести и все иные их виды, согласно письму Минфина, опубликованному 29 ноября 2011 года.

    Руководствуясь 1 пунктом ст № 254 НК РФ, производственная компания вправе включать счета за перевозку в МПЗ и проводить их как непрямые, ссылаясь на письмо Минфина, выпущенное 13 ноября 2010 года.

    При этом в обязанность фирме вменяется составление и подача накладной по форме ТОРГ-12 и ТТН на бланке 1-Т.

    В таких случаях, для отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете, торговли и ведении легального бизнеса, прокатную плату, утвержденную договором, необходимо включать в статью «Прочие», делая таким образом привязку к производству и реализации, в соответствии с 1 пунктом статьи № 264 НК РФ.

    Если авто используется для продажи или непосредственного выпуска продукции, то есть для основной деятельности, вполне допустимо приписать его аренду к прямым тратам. Если же оно применяется по-другому, например, для перевозки персонала – к косвенным. Главное – отразить в учетной политике выбранный вариант.

    Главными документами-регуляторами в данном случае являются приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н и ФСБУ 5/2019. Согласно им, выделяют два варианта учета затрат:

    • отдельно;
    • в составе активов.

    Во второй ситуации в соответствии с нормами можно выбрать 1 из 3 способов отражения – по себестоимости:

    • отдельно взятой единицы ТМЦ;
    • среднего показателя;
    • хронологически первых приобретенных МПЗ, либо же по ФИФО-методу.

    Свой выбор обязательно нужно закрепить.

    Во втором случае возможно как полное, так и частичное отражение, то есть с распределением.

    Формула расчета транспортных расходов на остаток товара выглядит так:

    ТР = (ТР1 + ТРТ) – (ТР1 + ТРТ)/(СТТ + СТО) * СТО, и здесь:

    • ТРТ – ежемесячные траты;
    • ТР1 – объем на складе по состоянию на первый день месяца;
    • СТТ – цена проданной за отчетный период продукции, СТО – нереализованной.

    Учет и контроль транспортных расходов организации

    Порядок документального оформления доставки товара будет зависеть от условий договора купли-продажи.

    Например, если стоимость доставки (вместе с вознаграждением продавца за ее организацию) включена в цену товара, то транспортную накладную можно составить в двух экземплярах. Она нужна продавцу, чтобы подтвердить расходы на доставку, и перевозчику, чтобы отразить на ее основании выручку от оказания транспортных услуг. Покупателю транспортная накладная не требуется. Ему достаточно товарной накладной.

    Составлять транспортную накладную будет продавец, поскольку он заключает договор перевозки с автотранспортной компанией и является заказчиком транспортных услуг. При ее заполнении в п. 1 «Грузоотправитель (грузовладелец)» нужно указать себя (продавца), в п. 2 «Грузополучатель» — покупателя, а в п. 10 «Перевозчик» — автоперевозчика, который доставляет товар. В п. 15 «Стоимость услуг, размер провозной платы» должна быть проставлена стоимость доставки по договору с автоперевозчиком (для нашего примера — в сумме 24 000 руб., в том числе НДС 4000 руб.).

    Отнесение расходов на доставку товаров на определенные статьи затрат зависит от того, кто осуществляет транспортировку и включены ли эти издержки в стоимость продукции в чеке. Поэтому стоит рассмотреть три варианта учета транспортных расходов:

    1. При собственной доставке, когда стоимость товара включена в чек.
    2. При собственной доставке, когда стоимость товара выделена в чеке отдельной услугой.
    3. Доставка с привлечением сторонней транспортной организации.

    Далее все три варианта будут подробно разобраны.

    Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.

    Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:

    • Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
    • Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.

    Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.

    Предприятие имеет такие показатели:

    • Остаток на начало отчетного периода по транспортным расходам: 1000 рублей.
    • Расходы по транспортировке продукции от поставщика: 1 400 рублей.
    • Остаток на начало отчетного периода по товарам: 4 тысячи рублей.
    • Стоимость поставленных товаров: 12 тысяч рублей.
    • Сумма проданной продукции: 14 000 рублей.

    Остаток непроданной продукции на завершение отчетного периода составит 2 тысячи рублей (4 тысячи + 12 тысяч – 14 тысяч). В учетной политике компании есть пункт, по которому формирование стоимости единицы товара выполняется без учета трат по его приобретению. В конце отчетного периода бухгалтер производит следующие расчеты:

    • 1000 + 1 400 = 2 400 (сумма остатка ТР).
    • 14 000 + 2 000 = 16 тысяч рублей (сумма товаров).
    • 2 400/16 000 * 100% = 15% (усредненный процент).
    • Размер ТР равен 300 рублям (2 тысячи * 15%).
    • Размер ТР с уменьшением налогооблагаемой базы равен 2 100 (2 400 – 300).

    Проводки будут следующими:

    • ДТ 41 КТ 60. Сумма: 12 000 рублей.
    • ДТ 44 КТ 76. Сумма: 1 400 рублей.
    • ДТ 90.7 КТ 44. Сумма: 2 100 рублей.

    Если наша организация производит отгрузку товара покупателю на основе самовывоза (франко склад продавца), то ТЗР не возникают.

    Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет (франко склад покупателя) , то ТЗР либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

    Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

    Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

    Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

    С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

    Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

    Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

    Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

    Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

    Согласно методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г., номер 119н (с изменениями и дополнениями), ТЗР можно учитывать любым из способов, указанным ниже:

    • В составе фактической себестоимости запасов (учет на субсчете счета 10, на котором учитываются материалы);
    • Учитывать на 15-м счете бухгалтерского учета.

    Продавец организует доставку: как учесть и оформить

    Для примера возьмем способ учета на доставку из п. 1: создадим в определенном порядке документы для наглядности учета транспортных услуг в составе МПЗ:

    • «Поступление (акты, накладные)», операция «Товары (накладная)»;
    • Регистрация счет-фактуры;
    • «Поступление допрасходов»;
    • Регистрация счет-фактуры (налог по услугам доставки материалов).

    Начнем с закупки материалов для производства готовой продукции. Из раздела «Покупки» открываем «Поступление». В том же окне, в нижней части документа, создаем счет-фактуру.

    В организациях, которые занимаются торговлей, значительная часть затрат приходится на расходы за доставку. Если мы говорим о бухучете торговых организаций, согласно п. 13 ПБУ 5/01, организации имеют право учитывать ТЗР в расходах на продажу или в стоимость товаров. В последнем случае расходы оформляются теми же документами, как и по учету с доставкой сырья. То есть «Поступление (акты, накладные)» и «Поступление допрасходов», но в отличие от учета материалов, счет учета товаров 41.01.

    В составе на продажу расходы учитываются на счете 44.01. Суммы ТЗР списываются на счет 90.07.1. Данный метод используется, если допрасходы на продажу требуется выделить отдельно.

    Например, когда поставщик товаров и услуг один, чтобы провести ТЗР применяем учет документов в следующем порядке:

    • «Поступление (Акты, Накладные)» — «Товары, услуги, комиссия»;
    • «Счет-фактура (полученный)»;
    • «Реализация (Акты, Накладные)»;
    • «Счет-фактура (выданный)».

    При создании поступления должна быть выбрана операция «Товары, услуги, комиссия». Заполняем поля, которые нужны для работы. На закладке для заполнения товаров добавляем те, которые требуется закупить.

    Транспортные расходы включают в себя услуги:

    • по погрузке и разгрузке товара;
    • по оформлению документации на таможне (если товар пересекает границу РФ);
    • хранения;
    • страхования и др.

    Транспортные расходы у торговой фирмы могут быть связаны:

    • с перевозкой приобретенных товаров;
    • с транспортировкой реализованных товаров.

    Правила учета транспортных расходов с 2021 года регулирует ФСБУ 5/2019 «Запасы».

    При учете затрат, связанных с закупкой ТМЦ, необходимо руководствоваться следующими документами:

    — Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н;

    — Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н;

    — Методическими рекомендациями по учету и оформлению приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5;

    — Налоговым кодексом РФ (часть вторая).

    Вышеуказанные документы дают право бухгалтеру учитывать затраты на логистические услуги, в частности, транспортные и заготовительные расходы, в стоимости приобретения ТМЦ или в ряде случаев относить их на текущие расходы. Выбранный с учетом специфики деятельности организации способ учета таких затрат закрепляется учетной политикой для целей бухгалтерского и налогового учета.

    При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров, определенный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

    Напомним также, что транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) включают расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, расходы на транспортировку, командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой ТМЦ, плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях и др.

    Примерная номенклатура ТЗР представлена в Приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

    Рассмотрим учет логистических расходов на примере торговой организации.

    Если в соответствии с учетной политикой затраты на логистические услуги включаются в стоимость товаров, то они учитываются на счете 41 «Товары» вместе с договорной ценой товара. Если же учетной политикой предусмотрено их отнесение на расходы текущего периода, то они учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» в составе издержек обращения (расходов на продажу).

    Рассмотрим оба метода учета расходов на логистику на примере расходов на транспортировку.

    Не будет лишним напомнить, что расходы, принимаемые как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения (ст. 252 НК РФ), должны быть документально подтвержденными.

    В случае оказания услуг по транспортировке ТМЦ собственным транспортом документальным подтверждением транспортных расходов являются путевые листы с маршрутом следования, чеки на приобретение ГСМ, договоры аренды (если используется арендованный автотранспорт) и т.д.

    В случае оказания услуг с привлечением сторонней транспортной организации должен быть составлен договор на оказание транспортных услуг, а также оформляются:

    • при использовании железнодорожного транспорта — железнодорожная накладная и грузовая квитанция;

    • при перевозке воздушным транспортом — накладная отправителя и грузовая накладная;

    • при перевозке морским транспортом — коносамент;

    • при использовании автомобильного транспорта — путевой лист со штампами автопредприятия и товарно-транспортная накладная.

    Стоит отметить, что с 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» большинство унифицированных форм первичных документов не являются обязательными. Организация вправе оформлять хозяйственные операции самостоятельно разработанными первичными документами. Главное, чтобы в них содержались все обязательные — реквизиты и форма документа была утверждена руководителем (п. п. 2 и 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Вместе с тем в Письме от 28.01.2013 № 03-03-06/1/36 Минфин России отмечает, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной по типовой форме (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

    Получается, если у грузоотправителя нет транспортной накладной по типовой форме, то и расходы по нему он не сможет учесть при расчете налога на прибыль?

    С этим можно поспорить.

    Основной вывод, который следует из вышеуказанного Письма, — отсутствие транспортной накладной по типовой форме, утвержденной Постановлением № 272, свидетельствует о незаключении договора перевозки груза. Вместе с тем, транспортная накладная — это не единственный способ, каким можно подтвердить заключение договора. Так, этот договор может быть заключен путем принятия перевозчиком к исполнению заказа или заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта»).

    Однако, учитывая мнение Минфина РФ по данному вопросу, организация сама должна принять решение о подтверждении транспортных услуг транспортной накладной по типовой форме, утвержденной Постановлением № 272.

    Учет доставки товара до покупателя

    Есть еще один вид логистических расходов, которые постоянно вызывают споры по поводу их обоснованности и порядка учета.

    Ни для кого не секрет: чтобы компания могла поставлять свои товары в торговые сети, ей необходимо оплатить ряд услуг, которые предъявляет торговая сеть. Состав таких услуг достаточно разнообразен, например, на информационные услуги по прогнозированию объемов продаж, предоставлению дополнительного оборудования для выкладки товара, демонстрации товара в магазинах, логистические услуги по операционной обработке и отгрузке товара, изучению спроса на товар и покупательских предпочтений и др.

    Расходы, «выставляемые» торговыми сетями, достаточно существенны, что порождает споры с налоговыми органами в части включения этих затрат в уменьшение налогооблагаемой базы.

    Например, расходы на услуги логистического аутсорсинга, если они документально подтверждены и обоснованны, могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Во всяком случае именно такое мнение высказано в Письме Минфина России от 03.10.2011 № 03-03-06/1/619.

    На сторону налогоплательщика встал и суд: Постановление ФАС Московского округа от 04.09.2012 № А40-9474/12-140-44.

    Инспекция исключила расходы компании на оплату услуг по изучению спроса на товары и прогнозированию объемов продаж, а также логистических услуг (в частности, включающих операционную обработку и отгрузку товаров через распределительные центры ее покупателей с последующей их доставкой в магазины покупателей или другое место), посчитав их экономически необоснованными.

    Организация обратилась в суд, предоставив договоры с исполнителями, которые оказывали ей спорные услуги, акты об их оказании и иные подтверждающие документы.

    Суд первой инстанции отменил доначисления, а апелляционный и кассационный суды поддержали это решение. Прежде всего, арбитры в очередной раз указали инспекторам на то, что последние не вправе оценивать целесообразность расходов налогоплательщика (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 №№ 320-О-П и 366-О-П). Ведь в силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск, и только он вправе решать, какие конкретно расходы необходимы ему для эффективного ведения той или иной деятельности.

    Суды убедились, что все спорные расходы непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью организации и документально подтверждены. Кроме того, суды подтвердили, что она могла учесть и расходы на оплату логистических услуг. Ведь эти услуги направлены на получение дохода, даже несмотря на то, что при их оказании и были задействованы распределительные центры сетевых покупателей компании.

    Конечно, тема учета расходов на логистику невозможно рассмотреть в рамках одной отдельной статьи. Особенно, если это касается расходов, связанных с обеспечением и поддержанием каналов сбыта товаров или готовой продукции. Вместе с тем, мы остановились на самых основных моментах, которые нелишне помнить учитывать при формировании учетной политики организации.

    Бухгалтерский учет ведут все организации, которые занимаются торговлей. Проводится торговый учет строго по документации. Бухгалтерия организации торговли отражает полный учет поступающих товаров, операции, связанные с выбытием продукции. Учет товаров ведется по их количеству, наименованию и даже месту хранения.

    Бухучет в торговле предназначается для контроля сохранности товаров, предоставления руководству информации о полученной прибыли, о товарных запасах. Можно полностью автоматизировать ведение торговли с помощью современных программ. Предприниматель получает много преимуществ:

    • максимальная точность учета;
    • широкие функциональные возможности программ;
    • возможность принимать обоснованные и быстрые решения;
    • низкие финансовые расходы на обслуживание программ;
    • простая эксплуатация программных продуктов.

    Существуют определенные отличия бухучета при розничной и оптовой продаже продукции.

    Компании торгуют разными товарами по оптовым ценам. В оптовой торговле продукция может реализовываться ИП, юридическим лицам. Как правило, ведется реализация объемных партий товаров по низким ценам. В бухгалтерском учете обязательно отражаются такие операции: поступление и продажа товаров, их передвижение внутри компании.

    При поступлении продукции бухгалтер применяет такие 2 проводки:

    • ДТ41 КТ60;
    • ДТ19 КТ60.

    При оптовой продаже товаров используется ДТ62 КТ90. Для начисления НДС с продажи нужна проводка ДТ90/3 КТ68. Списание проданных товаров по их себестоимости выполняется с помощью ДТ90/2 КТ41.

    Обязательно ведется торговля учет при перемещении товаров. Движение продукции внутри торгового объекта фиксируется с использованием следующих проводок:

    • ДТ44 КТ60;
    • ДТ19 КТ60.

    Любые проводки подтверждаются документацией, а именно договорами с компаниями или документами о перемещении товаров.

    Бухучет в оптовой торговле обеспечивает учет валютных контрактов и другой документации в том случае, если ведется торговля продукцией, произведенной за пределами РФ. Все гораздо проще, если оптом продаются товары отечественного производства.

    При выборе конкретной системы налогообложения нужно обратить внимание на годовой оборот выручки. При значительном годовом обороте предпочтение нужно отдать основной системе налогообложения. Если выручка от оптовой торговли не слишком большая, лучше выбрать УСН.

    Специалистам, которые занимаются бухучетом, рекомендуется обращать внимание на:

    • контроль документооборота;
    • документирование хозяйственных операций;
    • оформление регистров;
    • инвентаризацию и отчетность;
    • аудит и аналитику.

    Это важно! Специфическим будет бухучет, если компания реализует оптом определенные группы товаров (например, нефтепродукты, алкогольную продукцию). Оптовая торговля алкогольной продукцией требует обязательного получения лицензии.

    В розничной торговле главным будет счет 41. Реализация любых товаров в розничной торговле предполагает выдачу документов в виде кассовых чеков. Техническая документация и сертификаты выдаются покупателям по требованию.

    Автоматизация избавляет руководителей и бухгалтеров магазинов от «бумажной волокиты», исключает возможные ошибки. Автоматизированный бухгалтерский учет позволяет:

    • оперативно получать данные по продаже каждой группы товаров;
    • повышать качество обслуживания клиентов;
    • контролировать количественное наличие товаров;
    • наладить работу склада;
    • быстро проводить инвентаризацию.

    При отражении товара по его закупочной стоимости будут актуальными такие проводки: ДТ41 КТ60, ДТ19 КТ60, ДТ41 КТ42.

    Отражение ТМЦ по отпускным ценам требует использования следующих проводок:

    • ДТ41 КТ42;
    • ДТ19 КТ60;
    • ДТ90 КТ99;
    • ДТ41 КТ60.

    Магазины, которые выполняют денежные операции через кассу, составляют специальный кассовый отчет. В этом отчете отражаются расходные и приходные операции, информация о предприятии, другие важные данные.

    Основные задачи бухучета в розничной торговле:

    • формирование данных о результатах деятельности компании;
    • учет всех товаров в магазине, их стоимости;
    • описание хозяйственных процессов с использованием бухгалтерских проводок;
    • учет источников, которые формируют доход компании.

    Бухгалтерский розничный учет должен оформляться в соответствии с законодательством. Документация отражает любые операции с товарно-материальными ценностями (ТМЦ) в постоянном режиме. Для розничной торговли лучше использовать специальные программы, которые позволяют вести торговый и финансовый учет.

    Если бухучет выполнен правильно, то можно легко рассчитать доход от реализации ТМЦ. Общая прибыль определяется по товарообороту, «среднему проценту», ассортименту.

    Организации, занимающиеся оптовой, мелкооптовой и розничной торговлей, формируют расходы на реализацию с учетом следующих особенностей:

    • в БУ затраты на доставку товара до покупателя, осуществленную сторонним перевозчиком, относят на расходы по обычным видам деятельности (расходы на продажу товара) и учитывают на счете 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» (план счетов 1С, п. 5, 7 ПБУ 10/99);
    • в НУ такие расходы учитывают в составе косвенных (прочих) расходов, связанных с производством и реализацией, и полностью относят в уменьшение налоговой базы текущего периода (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 2 ст. 253 НК РФ, ст. 320 НК РФ).

    Доставка товара до покупателя с привлечением стороннего перевозчика сопровождается оформлением транспортной накладной (ТН), являющейся подтверждением заключения договора перевозки груза (ст. 785 ГК РФ), с учетом следующих особенностей:

    • Форма товарной накладной зависит от вида используемого транспорта: например, для автомобильных перевозок применяют транспортную накладную, приведенную в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
    • ТН можно считать первичным документом для отражения затрат в бухгалтерском и налоговом учете, только если в ней есть все обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Если реквизитов недостаточно, то на основании ТН нужно оформить дополнительный первичный документ — например, УПД или акт оказанных услуг (Письмо ФНС РФ от 10.08.2018 N АС-4-15/[email protected]).

    Необходимость в ТН возникает, только если перевозку товаров до покупателя осуществляет сторонняя организация. Если перевозка реализованных товаров осуществляется собственным транспортом, то ТН составлять не нужно: достаточно правильно оформленного путевого листа. Затраты на транспортировку в учете продавца в данном случае будут являться расходами по обычным видам деятельности и учитываться как в составе общехозяйственных расходов по Дт 26 (в учете неторговых организаций) или в составе коммерческих расходов по Дт 44 (в учете торговых организаций).

    Осуществить проверку списания транспортных расходов можно с помощью отчета Оборотно-сальдовая ведомость по счету 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» в разделе Отчеты – Стандартные отчеты – Оборотно-сальдовая ведомость по счету.

    На конец отчетного периода (октябрь) не должно быть конечного сальдо по статье затрат Расходы на доставку до покупателя.

    Из отчета Оборотно-сальдовая ведомость видно, что все транспортные расходы на доставку товара до покупателя списаны в полном объеме и по БУ и по НУ, следовательно, операция по отражению расходов на доставку товаров до покупателя отражена верно.

    Компания ГАРАНТ

    Организация ведет торгово-закупочную деятельность. Схемы покупки и продажи выглядят следующим образом. Договором поставки предусмотрена обязанность продавца по доставке товара по указанному в договоре адресу получателя. Доставка товара осуществляется автомобильным транспортом. Право собственности на товар переходит от поставщика к организации в момент передачи товара получателю. По условиям договора поставки стоимость доставки указывается отдельно. В соответствии с учетной политикой расходы по доставке учитываются на счете 44. Приобретенный товар поставляется организацией покупателю по указанному им адресу. Право собственности на товар переходит от организации к покупателю в момент передачи товара указанному в договоре получателю. Доставка товара получателю осуществляется автомобильным транспортом стороннего перевозчика. Стоимость доставки включается в стоимость товара. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на доставку товара до склада организации? Какие документы необходимы для признания в расходах данных затрат?

    По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности (ст. 506 ГК РФ).

    Если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу (п. 1 ст. 458 ГК РФ).

    Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (п. 1 ст. 510 ГК РФ).

    Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (п. 1 ст. 459 ГК РФ).

    Поэтому все риски и расходы, связанные с поставкой товара, несет поставщик.

    Бухгалтерский учет

    Бухгалтерский учет товаров ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01).

    Для учета товаров торговые организации используют счет 41 «Товары» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция по применению)).

    Согласно п.п. 5 и 6 ПБУ 5/01 запасы, приобретенные за плату, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, определяемой исходя из фактических затрат на их приобретение.

    Возмещение транспортных расходов, понесенных поставщиком в пользу покупателя, и не включенных в цену товара, всегда порождало множество налоговых споров и было связано с налоговыми рисками. Дело в том, что объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории России (пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ).

    В свою очередь реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

    Разумно предположить, что поскольку поставщик самостоятельно транспортных услуг покупателю не оказывает, объект налогообложения НДС в этом случае отсутствует. Следовательно, налог не начисляется. Учитывая, что объекта налогообложения НДС не возникает, входной НДС, предъявленный транспортной компанией, к налоговому вычету поставщик принять не вправе (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

    Не сможет принять НДС к вычету и покупатель, несмотря на оплату транспортных расходов. Ведь у него не будет счета-фактуры на эти услуги, выставленного на его имя продавцом.

    Таким образом возмещение затрат не связано с переходом права собственности на какие-либо товары, работы или услуги. Денежные средства, полученные поставщиком в качестве возмещения расходов, нельзя признать выручкой, так как они не несут экономической выгоды, а носят компенсационный характер и взимаются в сумме фактических затрат.

    Казалось, все очевидно. Однако, разъяснения финансового ведомства об исчислении НДС исполнителем (продавцом) при компенсации ему каких-либо расходов, понесенных в рамках договора достаточно противоречивы.

    Так, в своих многочисленных письмах финансисты отмечают, что в случае компенсации коммунальных расходов арендатором арендодателю у последнего объект налогообложения не возникает по вышеуказанным причинам (отсутствует объект налогообложения) (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 17.09.2009 N 03-07-11/232).

    В то же время Минфин считает, что при получении организацией-исполнителем от заказчика услуг (работ) возмещения стоимости командировочных расходов на проезд сотрудников к месту их оказания (выполнения) следует начислить НДС.

    Основание – подпункт 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. То есть чиновники рассматривают полученные исполнителем средства как связанные с оплатой работ (услуг) (письма Минфина России от 14.10.2009 N 03-07-11/253, от 02.03.2010 N 03-07-11/37, от 26.02.2010 N 03-07-11/37).

    Аналогичные выводы содержатся и в письме ведомства от 15.08.2012 N 03-07-11/300. Организации, осуществляющей поставку оборудования и его установку, рекомендовано включить в налоговую базу по НДС суммы возмещения покупателем командировочных, транспортных и страховых расходов, не включенных в цену договора и понесенных продавцом в связи с исполнением договора.

    Поскольку в указанных случаях имеет место начисление НДС, суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и пр. подлежат налоговому вычету у поставщика товаров (работ, услуг).

    А что же покупатель? Дело в том, что получатель денежных средств, связанных с оплатой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), имущественных прав, выписывает счет-фактуру в одном экземпляре, который регистрирует в книге продаж (п. 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС утв. Постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137).

    То есть продавец начислит НДС к уплате в бюджет, но счет-фактуру покупателю на сумму возмещаемых расходов не выдаст. Соответственно последний не сможет принять НДС к налоговому вычету.

    И наконец, внимания заслуживает еще одно письмо Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299 по вопросам применения вычетов НДС и выставления счетов-фактур по транспортным расходам, возмещаемым покупателем товаров их продавцу.

    Из него следует, что продавец покупателю услуг не оказывает и в счете-фактуре, выставляемом им по отгруженным товарам, стоимость транспортировки товаров указывать не нужно. Любопытно, что чиновники впервые делают акцент на возможности оформления возмещения стоимости доставки через посредническую сделку. Ранее такой вариант оформления отношений встречался только в разъяснениях экспертов.

    То есть поставщик, организуя доставку товаров до склада покупателя, фактически оказывает ему агентские услуги. В такой ситуации помимо непосредственной поставки товара на поставщика по договору возлагается обязанность заключить договор с транспортной организацией в интересах покупателя. Иначе говоря, поставщик наделяется обязанностью агента покупателя в отношениях с перевозчиком.

    Но имейте ввиду — по общему правилу агент получает за посреднические услуги вознаграждение (ст. 1006 ГК РФ).

    Если в договоре размер агентского вознаграждения не прописан, оно уплачивается по цене, которая взимается за аналогичную услугу. На практике определить такую цену нелегко, поэтому в договоре лучше предусмотреть конкретную сумму. Вознаграждение облагается НДС и налогом на прибыль у агента (продавца).

    Агент обязан представить принципалу (в нашем случае покупателю) отчет о выполнении поручения (ст. 1008 ГК РФ). К нему необходимо приложить копии накладных, выписанных перевозчиком в адрес агента. Эти документы подтверждают расходы, подлежащие компенсации.

    При этом агент вправе перевыставить в адрес покупателя (принципала) счета-фактуры на транспортные расходы порядке, предусмотренном для посреднических отношений (п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС утв. Постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137, письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-07-09/16, от 27.07.2012 N 03-07-09/92). На основании полученных от продавца счетов-фактур покупатель предъявит НДС к налоговому вычету.

    Чтобы ответить на возникшие вопросы, нужно правильно квалифицировать отношения по компенсации транспортных расходов.

    А они соответствуют отношениям по агентскому договору, где принципалом выступает покупатель, который поручает агенту (продавцу товара) заключить договоры с поставщиками транспортных услуг (перевозчиками) за счет покупателя. Так, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципалап. 1 ст. 1005 ГК РФ. При этом принципал также обязан возместить расходы, понесенные агентом в связи с исполнением поручениястатьи 1001, 1011 ГК РФ. Как известно, по агентскому договору агент определяет налоговую базу по НДС только с суммы своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ. То есть если квалифицировать правоотношения таким образом, то полученные суммы компенсации транспортных расходов не облагаются НДС у продавца.

    Кроме того, такая квалификация правоотношений влечет и особый порядок перевыставления счетов-фактур, который установлен для посреднических договоровПостановление Правительства от 26.12.2011 № 1137.

    Суть перевыставления счетов-фактур при приобретении услуг через агента (заключившего договоры с перевозчиками от своего имени) в следующем. Продавец получает счет-фактуру от перевозчика и регистрирует его в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге покупок счет-фактуру не регистрирует и НДС к вычету не принимает). Затем он перевыставляет счет-фактуру на транспортные услуги покупателю. В счете-фактуре в качестве продавца услуг он указывает перевозчика, а в качестве покупателя услуг — покупателя товара. Этот счет-фактуру продавец регистрирует в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге продаж счет-фактуру не регистрирует и НДС не начисляет). Кроме того, сведения о посреднических операциях, указанные в журнале полученных и выставленных счетов-фактур, продавец должен включить в декларацию по НДСп. 5.1 ст. 174 НК РФ. Сам журнал в инспекцию сдавать не нужно.

    Покупатель товара полученный счет-фактуру регистрирует в книге покупок и НДС принимает к вычету.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *