Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы уголовно-исполнительного законодательства России и их содержания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Принципы уголовно-исполнительного законодательства
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
Принцип демократизма является одним из основных положений уголовного-исполнительного права. Поскольку данный принцип произошел от понятия демократии или народовластия, стоит рассмотреть его с точки зрения юридической науки. Итак, под демократией понимается политический режим, основанный на всеобщем равенстве. Закон играет главенствующую роль, действует принцип разделения властей. Граждане участвуют в управлении страной (например, обеспечивают явку на выборы). Если обобщить мнения российских теоретиков права, можно вывести следующие характеристики принципа демократизма:
- действует определенный порядок, согласно которому в действующее уголовно-исполнительное законодательство вносятся изменения;
- законодательство и работа УИС совершенствуется с учетом мнения общества;
- задачи УИС соответствуют интересам народа;
- заключенные признаются субъектами права, им гарантируются права и свободы, которые соответствуют установленным ограничениям;
- общественные объединения содействуют учреждениям и органам УИС, а также контролируют их работу;
- общественность активно участвует в исполнении наказания (осужденные подают обращения в установленном порядке, они имеют право выбирать язык переписки и переписки);
- работа учреждений, которые исполняют наказания, строится по принципу гласности;
- по отношению к учреждениям и органам, которые исполняют наказания, действуют различные формы контроля со стороны судебных организаций, прокуратуры, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- администрация исправительных учреждений принимает решения, согласуясь с мнением общественности;
- расширяется возможность субъекта распоряжаться своими правами, когда решается ряд вопросов об исполнении наказания;
- УИС управляется местными властями на основе демократических принципов.
Вместе с тем теоретики считают, что перечисленные положения не могут характеризовать принцип демократизма применительно к УИП. Ведь принципом может быть только основная идея, распространяемая на все или большинство отраслей уголовно-исполнительного права. Она должна регламентировать отдельный вид отношений, которые возникает между государством и заключенным, когда последний находится под стражей или уже отбывает наказание в местах лишения свободы.
Уголовно-исполнительное законодательство призвано обеспечить интересы народа. Оно определяет порядок принятия решения об исполнении наказания и изменяет принятое решение. При этом необходимо учитывать, что мнение общества, методы управления УИС и контроль прокуратуры, судебных и ведомственных органов не являются предметом УИП. Принцип демократизма они не выражают, но благодаря им реализуется принцип законности, который также признает заключенных субъектами права. А еще он устанавливает и гарантирует их конкретные права и законные интересы.
Нередко путают принципы демократизма и гуманизма. На самом деле их нетрудно различить. Гуманизм находит отражение в авторитетных документах отечественного и международного права, чего не скажешь о демократизме, поскольку уголовно-исполнительная система действует методом властного приказа. Уголовное наказание является мерой гос. принуждения, поэтому данный принцип нельзя вписать в уголовный или уголовно-процессуальный кодекс. При этом он защищает интересы народа и систему ценностей демократического государства. Исследователи считают принцип демократизма своеобразной данью историческому прошлому нашей страны. Фактически данный принцип просто заступил на место прежнего принципа участия общественности в исполнении наказаний, когда организовывались наблюдательные комиссии или инспекции исправительных работ.
- Отраслевые принципы в уголовно-исполнительном праве 2017 / Бутенко Татьяна Павловна
- Отраслевые принципы уголовно-исполнительного законодательства 2015 / Бутенко Татьяна Павловна
- Цели, задачи, принципы уголовно-исполнительного права как основополагающие признаки уголовно-исполнительных правоотношений 2015 / Головастова Юлия Александровна
- Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права 2014 / Гришко Александр Яковлевич
- О значении и единстве принципов института исполнения лишения свободы и принципов уголовно-исполнительного законодательства 2015 / Маликов Борис Зуфарович, Фазлыева Лариса Николаевна
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
-
Обзор судебной практики по рассмотрению Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации административных дел о привлечении судей к дисциплинарной ответственности в 2017 — 2018 гг. и первом полугодии 2019 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2019)
-
Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 72 УК РФ
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31.07.2019)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»
-
Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021)
«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
-
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 28.06.2021)
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Все документы >>>
Основные принципы уголовно-исполнительного права
-
Указ Президента РФ от 10.03.2014 N 131
«О награждении медалью Ушакова граждан Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии»
-
Распоряжение Президента РФ от 28.04.2011 N 268-рп
-
Распоряжение Президента РФ от 06.06.1997 N 231-рп
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 19.06.2021 N 1668-р
«О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»»
-
Постановление Правительства РФ от 15.02.2021 N 191-8
«О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция»
Все документы >>>
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2021 N 27-П
«По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 74, части второй статьи 101 и пункта «в» части первой статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Яковлева»
-
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24.09.2020 N АПЛ20-279
«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 22.06.2020 N АКПИ20-241, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 137, 143 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295»
-
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.08.2020 N АПЛ20-230
«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 14.05.2020 N АКПИ20-152, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 29 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295; пунктов 2, 11, 41, 42 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696; Приказа Минюста
Все документы >>>
- Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
- Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
- Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
- Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
- Утратил силу.
- Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
Статья 5 УИК РФ. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в отношении осужденных военнослужащих
- Наказания осужденных военнослужащих исполняются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
- Осужденные военнослужащие отбывают наказания и проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. На них распространяются ограничения, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в части первой настоящей статьи.
- Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации.
- Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.
Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.
Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
- Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
- Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
- Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка.
Уголовно-исполнительное право (УИП) рассматривается с разных позиций:
- как учебный курс;
- как отрасль науки;
- как отрасль права.
Рассмотрим подробно каждую из них.
Замечание 1 УИП как учебный курс — это учебная дисциплина, преподаваемая в высших юридических учебных заведениях. Ее отличительная черта — это собственные методы и предмет изучения.
Замечание 2 УИП как отрасль науки — это теория, идеи и взгляды, касающиеся принципов создания и дальнейшего развития уголовно-исполнительной деятельности государства в целом, законов и их использования на практике. Наука изучает правовое регулирование, порядок выполнения и отбытия уголовных наказаний, а также прочих уголовно-правовых мер, исследует опыт международного права, его практическое применение и уголовно-исполнительное законодательство других стран.
Замечание 3 УИП как отрасль права — это множество юридических норм, согласно которым регламентируются общественные отношения, имеющие место при выполнении и отбывании уголовных наказаний (уголовно-правовые нормы), выполнении и отбывании уголовно-процессуальных мер пресечения. То есть эти нормы применяются для влияния на осуждаемого для его исправления.
Предмет уголовно-исполнительного права так же, как и понятие, рассматривают с трех вышеобозначенных ракурсов.
Предметом УИП как отрасли права служат общественные отношения, которые регулируются этой отраслью. В соответствии со статьей 2 УИК РФ к предмету УИП, помимо общепринятых принципов и положений по выполнению наказаний, относятся:
- регламентирование применения уголовно-правовых мер, предусматриваемых УК РФ;
- принципы функционирования органов и учреждений, исполняющих наказание;
- принципы выполнения и отбытия наказаний, а также применения исправительных мер;
- принципы участия различных органов, учреждений и лиц при осуществлении исправительных мер для осужденных;
- принципы освобождения осужденных и оказания им помощи.
Часть авторов к уголовно-правовым мерам в уголовно-исполнительном праве относят принципы уголовного осуждения, отсрочку наказания беременным женщинам и женщинам с малолетними детьми, принудительные меры воспитания для несовершеннолетних, медицинские меры.
Согласно статьям 90-92, 97-100 Уголовного кодекса принципы уголовного осуждения, условно-досрочного освобождения, замены наказания, принудительные меры воспитания для несовершеннолетних лиц, медицинские принудительные меры считаются уголовно-правовыми мерами.
Иные уголовно-правовые меры нужно понимать с расширенной позиции. Среди них обязанности и особенности при условном осуждении, отсрочка наказания для беременных женщин и женщин с малолетними детьми, принципы условно-досрочного освобождения, замена наказаний на более щадящие, амнистия, помилование, освобождение по болезни или инвалидности, принудительные меры воспитания и медицинские меры. Данный перечень уголовно-правовых мер не окончательный, что подтверждает пункт «ж» статьи 172 УИК РФ, который гласит, что осужденное лицо может быть освобождено от наказания по иным причинам, предусмотренным законом.
В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации не предусмотрен порядок использования принудительных мер воспитания для несовершеннолетних лиц. В теории права говорится о том, что в этом нет необходимости, так как данные нормы регламентируются нормами УК РФ. Но в то же время напрашивается ряд вопросов:
- о принципах исполнения таких принудительных мер воспитания;
- о государственном органе, который должен исполнить этих меры;
- о полномочиях исполняющего органа.
Для получения ответов на вышеперечисленные вопросы стоит изучить работы Ю.Р. Орловой, в которых она утверждает, что одной из первостепенных задач в развитии уголовно-исполнительного права есть принятие отдельного федерального закона (либо главы УИК РФ), в которой бы предусматривался порядок и принципы выполнения данных мер. Также он должен содержать общие принципы, определяющие меры как таковые и порядок их выполнения, субъектов их реализации, с изложением сути целей, задач и принципов данных мер. Положениями данного закона должны быть предусмотрены особые принципы и порядок выполнения некоторых принудительных мер, указанных в части 2 статьи 90 УК РФ, а также особенности данных мер в случае освобождения от наказаний. В таком законе стоит прописать принципы выполнения особых мер принуждения, что касаются заточения несовершеннолетних в специализированные учреждения. Ю.Р. Орлова также ставит акцент на необходимости описания оснований, условий и порядка продления/отмены таких мер принуждения в рамках этого документа.
Большинство исследователей утверждают, что отношения, касающиеся контроля освобожденных, нужно регламентировать не УИП, а каким-то другим правовым направлением. Например, административным правом.
Другая часть авторов утверждает, что, учитывая нынешнюю систему права, отношения, касающиеся контроля досрочно освобожденных лиц, необходимо осуществлять уголовно-исполнительным правом. Но это не исключает возможности создать новую отрасль права, которая занималась бы профилактикой преступлений.
Известный профессор В.А. Уткин утверждал, что общественные отношения, которые проявляются при ресоциализации освобожденных лиц, не являются сферой регулирования УИП. Они должны регулироваться социальным законодательством РФ.
Материальные отношения, которые имеют место при ресоциализации освобожденных, а также контроль над лицами, отбывающими наказания, логичнее всего рассматривать с точки зрения криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым.
- отношения, характерные при выполнении и отбытии уголовных наказаний;
- отношения, характерные при выполнении и отбытии иных уголовно-правовых мер;
- предупредительное, исполнительное, социальное влияние;
- отношения, характерные при выполнении и отбытии уголовно-процессуальных мер пресечения.
Предметом УИП как науки есть познаваемая и исследуемая ею информация в области выполнения и отбытия уголовных наказаний, иных уголовно-правовых мер и уголовно-процессуальных мер пресечения. Предметом УИП как науки также считается политика государства в области выполнения уголовных наказаний, суть и состав законов, законодательная система и ее источники, правоотношения, фактическое выполнение и отбытие и прочие меры, включая международные акты, что касаются отношения к осужденным, уголовно-исполнительное право иностранных государств и прочее.
Как предмет науки УИП рассматриваются знания в области пенитенциарного, исправительно-трудового и уголовно-исполнительного права, в которые внесли свой неоценимый вклад ученые конца XIX – начала XXI веков: Жижиленко А.А., Фойницкий И.Я., Таганцев Н.С., Познышев С.В., Исаев М.М., Ширвиндт Е.Г., Сергиевский Н.Д., Мокринский С.П., Гернет М.Н., Утевский Б.С., Наташев А.Е., Сперанский И.А., Шмаров И.В., Астемиров З.А., Журавлев М.П., Крахмальник Л.Г., Ременсон А.Л., Стручков Н.А., Шамис А.В., Артамонов В.П., Багрий-Шахматов Л.В., Беляев Н.А., Зубков А.И., Ткачевский Ю.М., Старков О.В., Филимонов О.В., Кузьмин С.И., Бриллиантов А.В., Селиверстов В.И., Уткин В.А., Анисимков В.М., Детков М.Г., Пономарев П.Г., Толкаченко А.А.
Предмет науки УИП охватывает более широкую область, нежели предмет отрасли УИП.
Предметом дисциплины УИП есть соответствующая ему сфера науки. Предметы УИП как науки и учебного курса очень похожи, но предмет науки все же охватывает большую область знаний. Данная разница в объемах обусловлена рассмотрением дисциплиной конкретных тем и ограничением по времени. Причем объем дисциплины может также разниться в зависимости от учебного заведения, в котором он преподается.
Методы правового регулирования теоретически есть системой правовых средств и способов влияния на общественные отношения.
Методы УИП, как и его предмет, нужно рассматривать с трех вышеперечисленных позиций, а именно с точки зрения науки, отрасли и учебного курса.
Методы УИП, как отрасли права, определяют самыми различными способами. В.А. Уткин и В.С. Епанешников четко подметили, что разработка методов правового регулирования УИП до сих остается проблемой, потому как они четко еще не разработаны. В учебной литературе совсем немного данных по этой теме.
О.В. Филимонов считал, что правовое регулирование отношений в сфере выполнения наказаний производится такими методами:
- императивным (при помощи властного приказа);
- диспозитивным;
- поощрительным.
Такой подход нашел поддержку среди многих авторов. В.Б. Малинин несколько преобразовал и расширил перечень этих методов, и предложил такой список:
- императивный (по способу правового регулирования);
- запрещающий (по способу человеческого поведения);
- карательный (по характеру влияния);
- санкционный (по способу действия);
- властный и подчиняющий (по характеру связей участников правовых отношений).
Для правового регулирования отношений в сфере выполнения уголовных наказаний, в большинстве случаев, пользуются следующими методами:
- императивным (методом власти);
- диспозитивным;
- поощрительным;
- методом взыскания (наказания).
К императивному методу относится реализация приказывающих документов, таких как приказ, распоряжение и прочих, которые содержат требования, обеспечивающие возможность использования правового принуждения.
Диспозитивный метод состоит в том, что осужденным в определенных законных рамках разрешается совершать определенные действия на свой выбор. Этот метод дает возможность удовлетворить законные интересы осужденных лиц, при этом формируется благоприятная правовая обстановка.
Суть поощрительного метода состоит в том, что формируются максимально благоприятные условия для развития положительных качеств личности и исправления негативных. К примеру, уголовно-исполнительное право предусматривает множество различных способов воплощения поощрительного метода, стимулирование социально-одобряемого поведения личности, отбывающей наказание. К ним, например, относятся различные благодарности, льготы, отмена определенных запретов или ограничений, предоставление лучших условий пребывания и прочие.
Метод наказания состоит в формировании максимально неблагоприятных условий для осужденных, которые нарушают порядок или условия отбытия наказания, уголовно-правовыми мерами или исправительным испытыванием, что применяется для усовершенствования позитивных человеческих качеств. Формы взысканий могут быть различными, они нормируются рядом статей Уголовно-исполнительного кодекса РФ, к примеру, статьями 29, 46, 58, 71, 115 и прочими.
Система принципов уголовно-исполнительного законодательства
- всеобщие;
- частные;
- специальные.
По данной классификации всеобщие методы представлены историческим материализмом. База методологии УИП основана на теории государства и права, посредством которой сформированы категории, положения и основные термины, являющиеся базой для всех научных отраслей.
К частным методам относятся анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза, статистика, социология и прочие частные методы.
В УИП нет собственных методов, потому В.П. Артамонов использовал методы с особой актуальностью. Например, анкетирование, наблюдение, эксперимент и прочие.
Учебный курс как методы УИП применяет познание, исследование и обучение.
В 1989 году Н.А. Беляев говорил, что как методы обучения курсу исправительно-трудового права служат: изложение лекционного материала, практические работы, курсовые, дипломы, самообразование. Эти же методы применяют и сегодня.
Самостоятельность правовой отрасли в теории права определяется наличием собственной системы правовых норм, созданных для регламентирования определенных общественных отношений. УИП обладает такой самостоятельностью, так как в его правовую систему включены Уголовно-исполнительный кодекс РФ, другие Федеральные Законы и нормативные правовые акты.
Первым законом, введшим в нормативные оборот понятие единая УИС, стал ФЗ от 1993 года «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовное наказание». При этом нужно понимать, что в УИС РФ включены не только места отбывания наказания, но и организации, непосредственно не участвующие в исполнении наказаний, но обеспечивающие эффективную работу всех включенных в систему учреждений.
Опираясь на все вышесказанное можно озвучить понятие уголовно исполнительного права. УИП – это система норм права, с помощью которой удается регулировать процесс и порядок исполнения уголовных наказаний, назначенных судебным органом. Это касается всех нюансов работы УИС, в том числе функционирования органов и учреждений.
Под методом уголовного права надлежит понимать совокупность приемов и способов, посредством которых осуществляется регулирование общественных отношений, входящих в предмет отрасли уголовного права. Уголовное право использует три основных метода: установление законодательного запрета на совершение определенного общественно опасного деяния; установление наказания за нарушение указанного запрета; наделение субъектов уголовных правоотношений правом на причинение вреда для защиты общественных интересов.
Основным является метод запрета, который реализуется при установлении законодательных запретов на совершение общественно опасных деяний под угрозой применения самой строгой меры государственного принуждения – уголовного наказания.
С методом запрета непосредственно связан второй метод уголовно-правового регулирования – применение санкций уголовно-правовых норм. Специфика его обусловлена тем, что никакая другая отрасль права не предусматривает таких суровых последствий нарушения правового запрета.
Еще одним методом нормативного регулирования общественных отношений, образующих предмет уголовного права, является метод наделения граждан правом на совершение определенных действий. В ряде случаев возникают ситуации, при которых происходит столкновение нескольких охраняемых законом общественных интересов. При этом сохранение одного из них становится возможным только путем нанесения вреда другому. В данной связи, при наличии соответствующих условий, уголовный закон наделяет лицо правом на причинение определенного ущерба в целях защиты охраняемого социального блага. Так, например, при необходимой обороне (ст. 37 УК РФ), обороняющийся, причиняя вред лицу, совершающему преступление, тем самым защищает интересы личности, общества и государства. На этом основании указанное деяние не может быть признано преступным и лицо его совершившее не подлежит уголовной ответственности.
Российское уголовное право как отрасль права и как учебная дисциплина подразделено на Общую часть и Особенную часть.
Общая часть (разделы первый и второй) включает нормы уголовного права, отражающие:
- задачи и принципы уголовного законодательства,
- вопросы действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц;
- понятие и категории преступлений;
- формы множественности преступлений;
- условия, образующие основание уголовной ответственности (возраст, вменяемость, формы вины);
- особенности уголовной ответственности за неоконченное преступление и преступление, совершенное в соучастии;
- обстоятельства, исключающие преступность деяния.
В третьем разделе – «Наказание» – анализируются понятие и цели уголовного наказания; место и роль общих начал назначения наказания, институт условного осуждения. Четвертый раздел посвящен освобождению от уголовной ответственности и от наказания в связи с деятельным раскаянием; примирением с потерпевшим; с истечением сроков давности; изменением обстановки; амнистией, помилованием и др.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних рассматриваются в пятом разделе: виды наказания и назначение его несовершеннолетнему; применение принудительных мер воспитательного воздействия; условно-досрочное освобождение; сроки давности и т.д.
Иные меры уголовно-правового характера (принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества) сгруппированы в шестом разделе.
Особенная часть уголовного права включает в себя нормы, определяющие конкретные преступления по их родам и видам, а также определяющие наказания за их совершение. Система преступных деяний, в соответствии с действующим уголовным законодательством, выглядит следующим образом:
- преступления против жизни, здоровья личности;
- преступления против свободы, чести и достоинства личности;
- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- преступления против семьи и несовершеннолетних;
- преступления против собственности;
- преступления в сфере экономической деятельности;
- преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
- преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
- преступления против здоровья населения и общественной нравственности;
- экологические преступления;
- преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
- преступления в сфере компьютерной информации;
- преступления против основ конституционного строя и безопасности государства;
- преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- преступления против правосудия;
- преступления против порядка управления;
- преступления против военной службы;
- преступления против мира и безопасности человечества.
Уголовное право по своей природе, сфере действия, целям близко соприкасается с другими отраслями российской системы права.
Так, административное право предусматривает возможность применения мер принуждения при совершении административного правонарушения. Эти меры также обладают превентивным характером. Однако они отличаются от уголовно-правовых мер принуждения тем, что применяются за менее опасные для общества нарушения. Меры административного и уголовного принуждения отличаются правовыми последствиями их применения. В отличие от административных мер применение норм уголовного права порождает судимость.
Наиболее близко к уголовному праву примыкает уголовно-исполнительное право, которое представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе исполнения наказания. Их объединяет общая задача – борьба с преступностью при помощи уголовного наказания. Нормы уголовно-исполнительного права призваны реализовать цели уголовного наказания: восстановить социальную справедливость, исправить осужденного, предупредить совершение новых преступлений.
Однако отмеченное сходство не лишает самостоятельности эти отрасли права, каждая из которых имеет свой предмет и метод регулирования. Предметом уголовного права выступают отношения, порожденные фактом совершения преступления. Предметом уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие в связи со вступлением обвинительного приговора в законную силу.
Быстрое и полное расследование и судебное разрешение уголовных дел, осуществляемые с целью установления виновных лиц и назначения им соразмерного наказания, регламентируются нормами уголовно-процессуального права. Эти нормы регулируют деятельность органов суда, прокуратуры, дознания и предварительного следствия, их отношения друг с другом и гражданами. В зависимости от того, насколько объективно и всесторонне будут выяснены все обстоятельства расследуемого преступления и с их учетом определена мера наказания, будет восприниматься справедливость обвинительного приговора самим осужденным и другими лицами. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние и на достижение целей наказания, и на эффективность предстоящего исправительного воздействия. В этом заключается взаимосвязь уголовного и уголовно-процессуального права.
Гражданское, трудовое, семейное и другие отрасли права, регулируя конкретные области общественных отношений, охраняют их от действий, не обладающих высокой степенью общественной опасности. Это, в свою очередь, определяет характер применяемых мер к лицам, нарушившим нормы соответствующих отраслей права, например, принудительное изъятие имущества. Однако в числе общественных отношений, урегулированных этими отраслями права, есть такие, которые взяты под охрану уголовным правом. Так, государственное право устанавливает порядок избрания высших и местных органов власти. За нарушение этого порядка (заведомо неправильный подсчет голосов, воспрепятствование реализации избирательного права, подлог избирательных документов) уголовное право предусматривает уголовную ответственность. Таким образом, оно защищает общественные отношения, урегулированные нормами государственного права. Аналогичным образом можно проследить особенности взаимоотношения уголовного права и с другими отраслями права.
Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки
Задачами уголовного права являются:
- охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств;
- обеспечение мира и безопасности человечества;
- предупреждение преступлений.
Решение указанных задач достигается путем закрепления в уголовном законодательстве основания и принципов уголовной ответственности, а также отдельных составов преступлений.
Задача предупреждения преступлений включает общую и частную превенцию уголовно-противоправного поведения. Общее предупреждение обеспечивается существованием уголовно-правового запрета. Специальное предупреждение достигается путем применения к лицам, совершившим преступления, мер уголовного наказания, а также принудительных мер медицинского характера.
Реализация задач уголовного права тесно связана с осуществлением его функций, которые делятся на охранительную, регулятивную, воспитательную и предупредительную.
Охранительная функция, являясь основной для уголовного права, выражается в охране указанных в Уголовном законе общественных отношений от преступных посягательств. При этом иерархия ценностей, защищаемых уголовных правом, выглядит в настоящее время следующим образом: личность – общество – государство.
Регулятивная функция определяется совокупностью закрепленных в нормах уголовного права ограничений, запретов и правил поведения, посредством которых упорядочиваются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления или иного общественно опасного деяния.
Воспитательная функция уголовного права выражается в оказании на сознание субъектов правоотношений положительного воздействия и привитии им социально одобряемых взглядов. Установленные уголовным правом ограничения и запреты способствуют формированию должного уровня правосознания и правовой культуры, осознанию необходимости исполнения законодательных предписаний.
Предупредительная функция уголовного права направлена на профилактику совершения запрещенных законом преступных деяний. Рассматриваемая функция имеет два взаимосвязанных аспекта: общая и специальная (частная) превенция. Общее предупреждение направлено на всех граждан нашего общества. Частная превенция уголовного закона направлена на предупреждение новых преступных посягательств со стороны лиц, уже совершивших преступление.
В комментируемой статье приведен исчерпывающий перечень оснований исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Указанные основания являются юридическими фактами, необходимыми для обращения к исполнению приговора суда, иных судебных решений, а также актов исполнительной власти.
Полный перечень уголовных наказаний приведен в ст. 44 УК РФ. Не входящие в этот перечень меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, относятся к категории иных мер уголовно-правового характера.
В соответствии с действующим уголовным законом такими мерами являются:
- условное осуждение,
- отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам,
- имеющим малолетних детей,
- принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества.
Реализация уголовно-правовых мер, включая и наказание, возможна только при наличии одного из оснований, приведенных в комментируемой статье. При этом их реализация осуществляется с учетом и на основе положений УПК РФ, устанавливающего порядок вступления в законную силу судебных решений, а также иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия реализации актов помилования или актов об амнистии.
Первым среди оснований исполнения наказания назван приговор. Это обусловлено тем, что приговор является наиболее распространенным основанием исполнения наказания. В ст. 49 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, именно вступивший в законную силу приговор суда определяет виновность или невиновность лица и необходимость применения к нему уголовного наказания. В приговоре указываются вид наказания, его размер или срок, вид учреждения при назначении наказания в виде лишения свободы, решаются иные вопросы, связанные с наказанием.
Статьей 390 УПК РФ установлено, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами, а приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.
Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.
Право пересмотра приговора вышестоящим судом также относится к числу конституционных прав. Это право закреплено в ст. 50 Конституции РФ.
Вышестоящий суд вправе оставить без изменения, отменить или изменить приговор суда. В последнем случае основанием исполнения наказания будет уже не только приговор суда, но и определение вышестоящего суда. Например, вышестоящий суд снижает осужденному назначенный срок наказания.
Постановлением суда решаются вопросы, связанные с исполнением наказания, при исполнении приговора. К их числу, в частности, относятся вопросы:
- о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания:
- об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы, в соответствии со ст. ст. 78 и 140 УИК РФ;
- о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со ст. 80 УК РФ;
- об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со ст. 81 УК РФ, а также и другие вопросы.
В подобных случаях основанием исполнения наказания или иной меры уголовно-правового характера становится и постановление суда.
Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.
Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица.
Статьей 85 УК РФ определен круг вопросов, решаемых при помиловании:
- лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.
С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Таким образом, акт помилования или акт об амнистии также являются основанием исполнения наказания и иных мер уголовно-правового характера.
- 1
Согласно ст. 99 ТК сверхурочной считается работа, производимая работником по инициативе работодателя, работа за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального количества рабочих часов за учетный период.
Основанием для привлечения работника к сверхурочным работам является приказ (распоряжение) работодателя. Сверхурочной работа признается на практике и тогда, когда она производилась не только с ведома работодателя, но и с ведома непосредственного руководителя работ (мастера, начальника участка и т.д.). Работа признается сверхурочной независимо от того, входила ли она в круг обязанностей работника или нет.
Законодатель различает случаи привлечения работника к сверхурочным работам с его письменного согласия или без такового.
- 2
Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника в следующих случаях:
1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь порчу или гибель имущества работодателя (в т.ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Поскольку ТК не допускает применения сверхурочных работ в вышеуказанных случаях без письменного согласия работника, то при отказе работника от выполнения таких работ он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
- 3
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:
1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;
3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
При привлечении работника к сверхурочным работам в данных исключительных случаях его согласия не требуется; следовательно, отказ приступить к выполнению работ может быть расценен как дисциплинарный проступок, за совершение которого работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (см. ст. 193 и коммент. к ней).
-
- ВНИМАНИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС!
К 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского… - Психологические тренинги с осужденными проводят специалисты некоммерческой организации «Здоровый город»
В рамках заключенного соглашения с организацией «Здоровый… - В СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан проводится психокоррекционная работа с осужденными
В следственном изоляторе № 1 с осужденными женщинами… - В ИК-9 УФСИН России по Республике Башкортостан определили лучший отряд
В исправительной колонии № 9 (г. Уфа) уголовно-исполнительной… - Для сотрудников следственного изолятора провели тимбилдинг
Психологи СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия…
2. Принципы уголовно-исполнительного права и их содержание.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года N 1-ФЗ
Гуманное отношение к лицам, отбывающим наказание, проявляется в правовой регламентации основных средств исправления. Например, определяя условия отбывания наказания осужденными, к лишению свободы, законодатель устанавливает обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных, время привлечения их к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск с выездом за пределы исправительного учреждения или без выезда. Им разрешаются краткосрочные выезды в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье).
Осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания.
В прямой связи с принципом гуманизма находится право осужденных на охрану здоровья, на личную безопасность и обеспечение свободы вероисповедания.
Принцип демократизма выражается в участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных. Так, законодатель предусматривает, что перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие в пределах одно исправительной колонии производиться по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления (ст. 87 УИК РФ).
Уголовно-исполнительный кодекс содержит нормы, определяющие содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, а также право посещения таких учреждений и органов представителями средств массовой информации.
Принцип равенства осужденных перед законом конкретизирует конституционные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав осужденных по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Вместе с тем данный принцип не означает, что средства исправления ко всем осужденным применяются одинаково. Закон устанавливает, что они применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.
Законодатель не связывает порядок и условия отбывания наказания с признаками социальной, национальной, религиозной принадлежности, но учитывает возраст, пол осужденных (создавая, например, облегченные условия отбывания наказания для несовершеннолетних или не направляя отбывать наказание в колонии особого режима женщин при особо опасном рецидиве преступлений), а также состояние их здоровья.
Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают:
• установление общих положений и принципов исполнения наказаний и применение иных мер уголовно-правового характера;
• порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;
• применение средств исправления осужденных:
• организацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
• участие в исправлении осужденных органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан;
• порядок освобождения от наказания.
• порядок оказания помощи освобождаемым лицам. В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную цель – исправление осужденных. Достижение этой цели косвенно влияет и на эффективность общего и частного предупреждения совершения преступлений (как осужденными, так и иными лицами). Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, выбор средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации являются задачами уголовно-исполнительного права.
Согласно уголовному закону наказание есть мера принуждения, назначаемая по приговору суда, и она заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления. Это положение предопределяет и основной метод правового регулирования отношений при исполнении наказаний, а именно императивный метод, метод власти – подчинения, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Осужденному по приговору суда (т. е. принудительно) определяются порядок и условия отбывания наказания, т. е. степень ограничений в возможности удовлетворения тех или иных потребностей, устанавливается особый порядок реализации его законных прав и интересов.
Кроме того, в качестве собственных методов уголовно-исполнительного права широко применяются методы:
• разъяснительно-обязывающий:
• предполагающий включение осужденных в общественно-полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение;
• участия в ограниченном самоуправлении, общественной работе;
• поощрения и развития полезной инициативы;
• сотрудничества.
Безопасность персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, – это обеспечение неприкосновенности личности персонала органов и учреждений ФСИН России, их чести и достоинства посредством законодательного закрепления различных форм защиты. Безопасность персонала включает также защиту от действий опасных технических, медицинских и иных неблагоприятных факторов, которые особенно негативно влияют на деятельность учреждений, исполняющих наказания, и представляют угрозу безопасности для их персонала. В этих целях существует система правовых, организационных, тактических и иных мер обеспечения безопасности персонала, особенно безопасности работников учреждений, исполняющих наказания.
Обеспечение безопасности персонала регулируется не только уголовно-исполнительным правом. Соответствующие нормы содержатся и в иных отраслях права (уголовного, административного, трудового, гражданского и др.), которые закрепляют специфические для каждой правовой отрасли меры обеспечения личной безопасности персонала органов и учреждений ФСИН России. Прежде всего это меры уголовно-правового характера, устанавливающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности персонала органов и учреждений ФСИН России учреждений: устанавливающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда представителям персонала (ст. 319–321 УК РФ);
• предусматривающие ответственность за совершение насильственных действий в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов (ст. 318 УК РФ).
В число основных средств обеспечения безопасности персонала входят меры уголовно-исполнительного характера:
• меры принуждения, направленные на поддержание в учреждениях, исполняющих наказания, установленного режима; меры убеждения, реализуемые в ходе воспитательной работы с осужденными с целью разъяснения им необходимости соблюдения порядка отбывания наказания, правил взаимоотношения с персоналом, ответственности за преступные посягательства на жизнь, здоровье и достоинство его представителей;
• меры дисциплинарной ответственности осужденных и порядок их применения;
• меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие, основание и порядок применения которых регламентируются ст. 86 УИК РФ и гл. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание»);
• меры пресечения противоправных действий (например, водворение осужденного в ШИЗО до прихода начальника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Обеспечение личной безопасности осужденных – это организационно-правовой комплекс, функционирующий в целях обеспечения права осужденного на безопасность, обусловленного его общим и специальным статусом. В механизме правового регулирования обеспечения безопасности осужденных выделяют следующие меры и гарантии личной безопасности:
1) конституционные гарантии безопасности осужденного, закрепляющие основные права и свободы человека (ст. 2, 20–23, 45, 46 Конституции РФ);
2) меры и гарантии обеспечения трудовой деятельности осужденных (нормы трудового законодательства РФ);
3) уголовно-правовые меры обеспечения личной безопасности осужденного, направленные на предупреждение и пресечение посягательств на жизнь, здоровье и достоинство человека (ст. 7, 105,107–119. 128–134 и др. УК РФ);
4) уголовно-исполнительные меры обеспечения личной безопасности, к которым относится:
• надзор за осужденными (ст. 60, 82 УИК РФ):
• меры дисциплинарного воздействия на осужденных (ст. 115, 116 УИК РФ);
• мероприятия воспитательного характера (гл. 15 УИК РФ);
• строго регламентированный распорядок в исправительном учреждении (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений);
• меры безопасности в исправительном учреждении (ст. 86 УИК РФ);
• перевод осужденных в безопасное место (ст. 13. ч. Зст. 68, ст. 73 УИК РФ);
• меры медицинского характера, направленные на обеспечение охраны здоровья осужденных (ст. 10 УИК РФ, п. 4 ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание»);
• водворение осужденного в штрафной или дисциплинарный изолятор до прихода начальника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа.
Значительную роль при обеспечении личной безопасности осужденного играют также меры профилактики и пресечения правонарушений, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 84 УИК РФ и ведомственными нормативными актами.
Рассмотренные меры и гарантии безопасности составляют правовую систему обеспечения безопасности осужденных, с учетом их специального правового статуса и специфических условий исполнения и отбывания наказаний.
Контроль за исполнением уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер – это процесс установления соответствия деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, задачам уголовно-исполнительного законодательства и помощь в исправлении недостатков. С одной стороны контроль предполагает проверку исполнения предписаний закона при исполнении наказаний, с другой – осуществление надзорной деятельности.
Проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства заключается в:
• наблюдении за осуществлением их функциональной деятельности;
• получении объективной и достоверной информации о состоянии законности при исполнении наказаний;
• принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности;
• выявлении и устранении причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений;
• принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Надзорная деятельность состоит в том, что:
• включает в себя два вида надзора: прокурорский и административный, причем приоритетом является надзорная деятельность органов прокуратуры;
• органы надзора осуществляют свои функции в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;
• органы, осуществляющие административно-надзорную деятельность, обеспечивают проверку соблюдения специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах, подзаконных нормативных актах и международных документах на поднадзорных им объектах;
• в процессе административного надзора применяются меры административного воздействия к нарушителям.
Виды контроля. По объему обследования выделяют общий и специальный контроль. По стадиям проведения – предварительный, текущий и последующий. По субъекту контроля и характеру их полномочий – международный, контроль Президента РФ органов законодательной власти, органов исполнительной власти (в том числе и ведомственный), органов судебной власти, органов местного самоуправления, общественный контроль. По целям контроль классифицируют на комплексный (по всем или нескольким направлениям) и выборочный (по одному направлению или частным вопросам).
Формы контроля: проверка, инспектирование, ревизия, запрос по конкретному вопросу или направлению деятельности, подготовка отчетов органами и учреждениями УИС, посещение учреждений УИС. обжалование незаконных действий администрации учреждений и органов УИС, личный прием лиц, находящихся под стражей, осужденных и сотрудников учреждений и органов УИС представителями субъектов контроля.
Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права
Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.09.2009 N 223-ФЗ)
Уголовно-исполнительная система включает в себя: (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
1) учреждения, исполняющие наказания;
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; (в ред. Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ (ред. от 22.08.2004))
3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее — федеральный орган уголовно-исполнительной системы). (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.09.2009 N 223-ФЗ)
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральным органом уголовно-исполнительной системы, которые принимают все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 06.06.2007 N 91-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Учреждения, исполняющие наказания, и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право использовать имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.09.2009 N 223-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. При нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и федеральным государственным унитарным предприятиям уголовно-исполнительной системы, безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности. (в ред. Федерального закона от 06.06.2007 N 91-ФЗ)
Имущество религиозного назначения, находящееся в федеральной собственности, расположенное на территориях учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, передается религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 103-ФЗ)
Охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 503-ФЗ)
Конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 37-ФЗ)
3. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 37-ФЗ)
Конвоирование содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий осуществляются полицией. Порядок взаимодействия полиции с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при конвоировании указанных лиц устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 37-ФЗ)
При территориальных органах уголовно-исполнительной системы могут создаваться специальные подразделения для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Порядок деятельности этих подразделений устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (в ред. Федеральных законов от 13.04.98 N 61-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ (ред. от 22.08.2004), от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 27.09.2009 N 223-ФЗ)
При осуществлении охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в целях защиты жизни и здоровья граждан, работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, от противоправных действий допускается пресечение нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над исправительными учреждениями, следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении указанных противоправных действий, а также перечень должностных лиц уголовно-исполнительной системы, уполномоченных на принятие такого решения, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 404-ФЗ)