8 виды возможного негосударственного пенсионного обеспечения граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 виды возможного негосударственного пенсионного обеспечения граждан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ОПС расшифровывается как обязательное пенсионное страхование. Это государственная программа, действующая с момента введения пенсионной реформы в 2002 году для граждан 1967 года рождения и моложе. Работодатели делали за каждого сотрудника страховые взносы, состоящие из двух частей. Первая часть — с 2010 года составлявшая 16% от фонда оплаты труда — направлялась в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) для выплаты текущих пенсий. За счет второй, которая составляла 6% от фонда оплаты труда, формировались индивидуальные пенсионные накопления граждан России.

Но сейчас отчисления на накопительные счета уже не производятся. В 2013 году правительство приняло решение ввести мораторий на перечисление страховых взносов в накопительную часть пенсии. Часто это называют «заморозкой» накоплений. В результате, с 2014 года обязательные взносы работодателя не пополняют накопительную пенсию, а идут в «общий котел» ПФР (в размере 22% от фонда оплаты труда) на выплату страховых пенсий сегодняшним пенсионерам. Тем не менее, взносы работодателя в ПФР не пропадают зря, они зачисляются на индивидуальный пенсионный счет гражданина в виде баллов. Подробно о том, как это происходит, можно почитать в нашей статье о пенсионных баллах.

Государственная и негосударственная пенсия: в чем отличия

Трудовая пенсия по старости в России состоит из нескольких частей. Первая и основная ее часть — страховая. Она выплачивается Пенсионным фондом России и рассчитывается с помощью индивидуального пенсионного коэффициента — то есть суммы пенсионных баллов.

НПО расшифровывается как негосударственное пенсионное обеспечение. Это возможность организовать себе вторую, дополнительную пенсию, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и самостоятельно делая взносы. Из добровольных взносов граждан в НПФ формируются пенсионные резервы.

Многие пенсионные фонды, включая НПФ «САФМАР», одновременно занимаются и ОПС, и НПО. Хранить государственные пенсионные накопления и формировать дополнительные можно как в одном фонде, так и в разных. Но стоит понимать, что НПО имеет ряд отличий от ОПС.

Пенсионная система в России состоит из 3 уровней: обязательное пенсионное страхование, а также государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ее составляющие части, в свою очередь – это страховая и накопительная пенсии. О них мы поговорим позднее.

Государственное обеспечение. Пенсии формируются за счет денег из федерального бюджета. Они выплачиваются военным, космонавтам, летчикам при выслуге лет или нанесении вреда их здоровью (инвалидности). Также ежемесячная компенсация этого вида может назначаться:

  • людям, пострадавшим в природных катастрофах, и их семьям;
  • социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам, которые не могут получать страховую пенсию по ряду причин.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Это негосударственная пенсия, которая складывается из:

  • самостоятельных взносов вкладчика,
  • взносов работодателя;
  • дохода, который был получен от инвестиций.

Кто начисляет пенсию в случае с НПО? Это делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ), с которым будущий пенсионер добровольно заключил договор. Он же будет выплачивать негосударственную пенсию по достижении возраста, указанного в договоре НПО.

Подробнее читайте в статье «Что такое НПО и как получить три пенсии?»

В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.

Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.

Мужчины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Пенсионный возраст

1959

2020

61 год

1960

2022

62 года

1961

2024

63 года

1962

2026

64 года

1963

2028

65 лет

Женщины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Пенсионный возраст

1964

2020

56 лет

1965

2022

57 лет

1966

2024

58 лет

1967

2026

59 лет

1968

2028

60 лет

1969

2030

61 год

1970

2032

62 года

1971

2034

63 года

Достаточный страховой стаж. Раньше он еще назывался трудовым стажем. Для получения страховой пенсии в 2019 году достаточно было иметь минимум 10 лет стажа. А вот выходящим на пенсию в 2024 году нужно будет отработать не менее 15 лет, чтобы рассчитывать на страховые выплаты.

Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
  • добровольных взносов физических или юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
  • иных источников.

Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.

Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.

Виды пенсионных систем

Способы финансирования пенсионных систем

Солидарно-распределительная (нефондируемая)

Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения).

Накопительная (фондируемая)

За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Смешанная

Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений.

По данным Международной организации труда (МОТ), в мире преобладает распределительная пенсионная система: среди 58 наиболее развитых стран мира этот способ финансирования практикуют 44 государства.

В западных странах пенсионные модели традиционно делят условно на два типа: построенные по модели Бисмарка (континентальной) и Бевериджа (англо-саксонской).

Модель Бисмарка используется в Германии, Австрии, Бельгии, Дании, Швеции, Франции, Италии, Греции. По этой модели средства для выплаты пенсий аккумулируются за счет взносов работающих и пропорционально распределяются между всеми, кто имеет право на пенсию. Уравнительный принцип формирования пенсий порождает в обществе социальное иждивенчество, снижает у населения интерес к сбережениям. Системы дополнительного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и собственных средств работников существуют, но не носят повсеместного характера.

По модели Бевериджа построены пенсионные системы Великобритании, Ирландии, США, Канады, Голландии, Австралии. В соответствии с ней государство обеспечивает населению минимальный уровень пенсионного обеспечения, который, как правило, не коррелирует с величиной заработка. Поэтому в странах, где используется англо-саксонская модель, получили распространение дополнительные режимы пенсионного обеспечения, построенные по накопительному принципу.

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Конституцией и законодательством Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выполнение в течение трудовой деятельности особых функций (пенсии госслужащих), а также по ряду социальных показателей.

Право на получение того или иного вида пенсии зависит от разных обстоятельств и может производиться в рамках обязательного пенсионного страхования или государственного пенсионного обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, которое регулирует Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». «Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения».4

Виды пенсий по обязательному пенсионному страхованию:

  1. по старости,
  2. по инвалидности,
  3. по потере кормильца.

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет страховых взносов. «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете».5

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Плательщиками страховых взносов (страхователями) признаются физические и юридические лица, которые производят выплаты наемным работникам (работодатели), а также граждане, обеспечивающие себе работу самостоятельно – частные предприниматели, нотариусы, частные детективы, адвокаты и другие.

«Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».6

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  1. пенсия за выслугу лет;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности;
  4. пенсия по случаю потери кормильца;
  5. социальная пенсия.

Формирование пенсии по государственному пенсионному обеспечению происходит за счет средств государственного бюджета.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  1. федеральные государственные гражданские служащие;
  2. военнослужащие;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  5. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  6. космонавты;
  7. граждане из числа работников летно-испытательного состава;
  8. нетрудоспособные граждане.

Пенсии по старости выплачиваются по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

  • для мужчин – 60 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 65 лет);
  • для женщин – 55 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 63 года.

Пенсия по старости выплачивается либо как трудовая – в рамках системы обязательного пенсионного страхования, либо как социальная – в рамках системы государственного пенсионного обеспечения.

Трудовая (страховая) пенсия по старости – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе ОПС лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости или инвалидности.

Социальная пенсия – это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж.

«Гражданам, имеющим право на различные пенсии, устанавливается только одна из них, по их выбору, кроме инвалидов вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны и других категорий, оговоренных в ст. 3 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».7

С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.

Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.

По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.

При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.

Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.

«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9

Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.

Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Вид выплаты

Особенность выплаты

Кто может получить

Единовременная выплата

Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов.

Срочная пенсионная выплата

Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений)

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия

Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

У работающих граждан 1966 года рождения и старше страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.

Формирование пенсионных накоплений для лиц этой возрастной категории может происходить только за счет добровольных взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию.

Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.

В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.

Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.

В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.

Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Программа с установленными выплатами гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, исходя из размера зарплаты и стажа работы в компании. Как правило, программы с установленными выплатами формируются за счет отчислений работодателей, а программы с установленными взносами финансируются одновременно работодателями и наемными работниками. «При этом работник получает свой персональный счет в пенсионном фонде и может принимать решение об инвестировании своих накоплений в ту или иную сферу (и тем самым может некоторым образом влиять на увеличение объема своего пенсионного капитала). Данные пенсионные программы не предусматривают установленного размера выплат. Пенсионные пособия определяются суммой накоплений и не зависят от стажа работы и величины заработка».11

Персональные пенсионные накопления в США имеют две основных разновидности:

  • личный пенсионный счет (Individual retirement account – IRA) в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях;
  • накопительный вклад по месту работы (Deferred Compensation Plans).

Оба варианта позволяют выбирать схему инвестирования, так что работник сам несет ответственность за результаты своих вложений.

В Великобритании работники имеют возможность выбирать, получать либо государственную пенсию по выслуге лет (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS), либо негосударственную пожизненную пенсию по выслуге (Occupation Pension Scheme) в рамках корпоративных пенсионных программ. Пенсионные взносы выплачивают в обязательном порядке, как правило, и работодатель, и работник.

Британцы могут увеличить размер пенсии за счет добровольных отчислений и инвестиций в страховые компании, кооперативы, инвестиционные компаний. Независимое бюро (Income Drawdown Advisory Bureau) предоставляет населению индивидуальные консультации по выбору правильной стратегии инвестирования.

«В частности, как в США, так и в Великобритании пенсионные программы с установленными выплатами вытесняются программами с установленными взносами (последние не гарантируют определенных выплат, а зависят от накопленного пенсионного капитала работника). Расширяется использование программ личного пенсионного страхования, основанных на накопительном принципе».12

В Австралии накопительная часть пенсии формируется за счет отчислений в частный пенсионный фонд, которые на паритетных началах обязаны делать и работник и работодатель. Выбор фондов для пенсионных накоплений ограничен, а их деятельность строго контролируется государством, чтобы не допустить инвестирования пенсионных накоплений в высокорисковые активы. При этом назначение пенсии зависит еще и от результатов проверки уровня сбережений – обеспеченным людям государственная пенсия не положена. В то же время, австралийцы могут добровольно делать отчисления в негосударственные пенсионные фонды, чтобы увеличить свою пенсию.

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


АО «НПФ Сбербанка» очень серьезно относится к вопросам конфиденциальности и безопасности информации. Защита ваших персональных данных** — один из наших ключевых приоритетов.

Мы обрабатываем ваши персональные данные, собранные на законных основаниях и в рамках четко сформулированных целей, характерных для взаимодействия АО «НПФ Сбербанка» со всеми сторонами:

  • — клиентами, потенциальными клиентами, их родственниками или представителями;
  • — контрагентами и партнерами (как существующими, так и потенциальными);
  • — сотрудниками (включая их родственников) и соискателями.

Мы можем собирать ваши персональные данные, информацию о предпочтениях, совершенных действиях и транзакциях и т.п. при помощи веб-сайта и мобильных приложений АО «НПФ Сбербанка» для заранее определенных и законных целей.

Мы можем передавать ваши персональные данные, в том числе трансгранично, строго при соблюдении требований законодательства.

Мы уважаем ваши права и свободы, в частности, связанные с вопросами обработки ваших персональных данных.

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

К выбору НПФ надо подходить очень внимательно.

Самые важные факторы в данном случае следующие:

  1. Опыт.
  2. Репутация компании.
  3. Показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений.

Сайт Банка России и самих НПФ содержит обычно исчерпывающую информацию относительно особенностей работы конкретных учреждений.

При выборе можно ориентироваться на рейтинг, который составляют специалисты агентства «Эксперт Ра». Большинство анализов и прогнозов основано на долгосрочных перспективах сотрудничества. Поэтому выбор проще будет сделать, если заранее изучить эту информацию и учесть все важные показатели.

Единственный недостаток – невозможно полностью контролировать существующий инвестиционный портфель. Но некоторые компании соглашаются давать вкладчику полную информацию относительно того, что происходит с его вложениями. Поэтому такой недостаток часто считают относительным.

Принцип работы НПФ примерно такой же, как и у Пенсионного фонда России (ПФР). Разница лишь в том, что отчисления в частный фонд – это добровольное решение гражданина, а взносы в ПФР носят обязательный характер.

После того как на счету гражданина накапливается определенная сумма средств, НПФ инвестирует их в какое-либо направление, что:

  • приносит прибыль вкладчику в виде большего размера пенсии в будущем;
  • защищает средства гражданина от инфляции.

СПРАВКА: Информация об инвестиционном портфеле гражданина является закрытой. Однако в отдельных случаях сотрудники могут предоставить подобные сведения своему клиенту.

Отношения между вкладчиком и фондом регулируются на основании договора. В нем обязательно указывается величина индексации, возможные корректировки, оговаривает график будущих выплат пособия.

  1. Человек пишет заявление в НПФ по предоставленному сотрудником организации образцу. Прикладывает требуемые документы.
  2. Сотрудники фонда изучают представленную информацию и подбирают для гражданина наиболее подходящие для него программы НПО, которые помогут увеличить его доход на пенсии в будущем.
  3. Заявитель выбирает понравившийся ему вариант.
  4. Гражданин и НПФ подписывают соглашение.
  5. Далее гражданин, согласно условиям договора, совершает периодические отчисления на формирование своей будущей негосударственной пенсии.
  6. По достижении оговоренного договором срока/пенсионного возраста гражданин начинает получать негосударственное пенсионное пособие в размере, определенном в договоре (или выше – если удалось получить доход от инвестиций).

Помимо описанного ранее варианта самостоятельного заключения гражданином соглашения с НПФ (когда гражданин сам платит и сам получает негосударственную пенсию), есть вариант включения в программу НПО через работодателя. Для этого должно быть официальное трудоустройство.

В таком случае в договоре с фондом будут фигурировать:

  • НПФ;
  • вкладчик – лицо, которое будет переводить взносы (работодатель);
  • участник – лицо, которое будет получать пенсию.

Обязательства фонда перед сторонами договора буду определяться внутренними правилами организации, которые утверждаются советом директоров. В них содержится информация об используемых пенсионных схемах, основаниях осуществления выплат и др.

СПРАВКА: Пенсионная схема – это то, как будут осуществляться взносы в фонд (размер, периодичность и способ) и выплаты в последующем (размер, периодичность и способ).


Мы уже упоминали, что с 2002 по 2014 года в рамках ОПС формировалась пенсия, состоящая из двух частей: страховой и накопительной. Несмотря на то что сейчас на формирование накопительной пенсии установлен мораторий, то, что успели накопить до 2014 года, никуда не делось. Граждане стремятся грамотно распорядиться своей накопительной частью, поэтому интересуются вопросом, кому доверить управление этими деньгами ПФР или НПФ?

СПРАВКА: Граждане вправе выбирать, где держать и формировать накопительную пенсию в НПФ или ПФР.

Достоинства Недостатки
ПФР
  1. Надежность и безопасность. Исключен риск потерять средства, потому что в случае чрезвычайных обстоятельств государство все компенсирует.
  2. Периодическая индексация пенсий в соответствии с законодательством, чтобы исключить влияние инфляции.
  3. Накопления не облагаются налогами.
Инвестиционная политика направлена на минимизацию риска, поэтому получение высокого дохода, сохраняя средства в ПФР, ждать не стоит.
НПФ
  1. Возможность получить доход от инвестиций и увеличить размер пенсии.
  2. Деньги защищены от риска потери по договору обязательного страхования, но на доход от инвестиций страховка не распространяется.
  3. В конкурентной борьбе каждый НПФ стремится предложить гражданам лучшие условия.
  1. Риск потери инвестиционного дохода из-за отзыва лицензии фонда, банкротства и др.
  2. Нет гарантий, что выбранный инвестиционный портфель принесет доход.
  3. Нет индексации, поэтому есть риск, что доходы даже не покроют последствия инфляции.
  4. Накопления облагаются налогами.

Таким образом, выбирая между ПФР и НПФ, гражданин выбирает между надежностью и стабильностью и возможностью получить высокий доход. ПФР гарантирует сохранность денежных средств и защиту от инфляции, но значительного увеличения накопительной пенсии, выбрав ПФР, ждать не стоит.

Частный фонд же при грамотном распоряжении денежными средствами клиента сможет существенно их приумножить. Однако прибыль можно потерять, если НПФ обанкротится, лишится лицензии или будет проводить неграмотную финансовую политику. Поэтому, отдавая предпочтение НПФ, следует тщательно подойти к выбору организации, которой вы доверите свои деньги.

В выписке из ЕГРЮЛ также есть информация об учредителях фонда. Стоит обратить особое внимание на эту информацию. Предпочтение стоит отдавать тем организациям, учредителями которых являются другие крупные компании.

СПРАВКА: Если в качестве головной организации указана крупная финансовая или ресурсная фирма, у которой миллиардные активы, то можно не бояться банкротства НПФ, его ликвидации.

Специальные рейтинговые агентства проводят анализ различных показателей деятельности частных фондов и составляют рейтинги. Например, это могут быть рейтинги по:

  • количеству клиентов;
  • надежности;
  • уровню капитализации;
  • объемам выплат и др.

Об этом мы еще подробно поговорим в статье далее.

НПФ в своей деятельности обязаны следовать принципу прозрачности. Это значит, что они обязаны публиковать всю информацию о своей текущей деятельности у себя на официальном сайте.

СПРАВКА: Информация для тех, кто уже находится в договорных отношениях с частным фондом или на пути к этому. У многих НПФ есть возможность создать личный кабинет и отслеживать в нем всю информацию по своим накоплениям.


Прежде чем заключать договор с НПФ, необходимо знать права и обязанности вкладчика.

В первый день посещения заявитель имеет право на получение следующей информации:

  • Наличие лицензии.

Обычно лицензия даётся сроком на пять лет. По истечению данного периода она должна быть продлена.

  • Рейтинг надёжности организации.

Рейтинг составляется на основе мнений компетентных рейтинговых агентств. Для достоверного результата изучаются показатели деятельности компании, её финансовые результаты. Пример таких агентств: Интерфакс, Эксперт РА.

  • Фамилии учредителей.
  • Наименование пенсионных программ с продуманным механизмом инвестирования.

НПФ, организованное в РФ, не имеет право, предлагать одну единственную программу. Клиент должен выбирать из массы продуктов. Каждая схема предусматривает анализ и конкретный расчёт. Сотрудник НПФ обязан сделать калькуляцию, сколько финансов клиент получит при выборе той или иной программы.

Главный плюс ГПФ в том, что он дает гарантию сохранности денег. Главный минус — он не слишком эффективно управляет средствами граждан по сравнению с некоторыми НПФ, поэтому прирост пенсионного капитала будет меньше. Еще один недостаток ГПФ — запутанная система расчета пенсии.

«Разобраться в этой схеме пенсионных баллов со всякими разными коэффициентами — это очень сложная задача даже для человека с высшим экономическим образованием», — сетует экономист.

Пенсионное негосударственное обеспечение назначают:

  • при наступлении оснований, указанных в договоре;
  • при наличии письменного заявления о праве на выплату пособия.

Назначение пенсии возможно со дня обращения, но не ранее наступления правовых оснований для данных действий. Выплаты осуществляются в рублях, методом перечисления средств на индивидуальный счет получателя, в соответствии с указанными реквизитами или номером банковской карты.

Сначала необходимо выбрать надёжный фонд. В настоящее время некоторые банки организуют исключительно надёжные фонды дополнительного пенсионного обеспечения. Одним из таких фондов является НПФ «Сбербанк». Это пенсионный фонд открытого типа. Он предлагает своим клиентам различные индивидуальные и корпоративные программы. Основная часть средств вкладчиков инвестирована в банковскую сферу, более 10% в топливно-энергетические компании, а оставшиеся средства распределяются между перспективными компаниями, являющимися лидерами российской экономики.

Для оформления индивидуального плана достаточно зайти в ближайший офис Сбербанка с паспортом или другим документом удостоверяющим личность. Далее сотрудник банка объяснит последовательность дальнейших действий. После согласования индивидуального плана заключается договор, где будет указана сумма, график платежей, доходность инвестиций, возможность досрочного снятия денежных средств и некоторые другие пункты.

Важно правильно выбрать НПФ, чтобы не потерять сбережения и преумножить их. Вот на что нужно обращать внимание:

  • год создания структуры;
  • параметры доходности за последние несколько лет;
  • количество офисов обслуживания в городе.

Не рекомендуется постоянно переводить деньги из одного фонда в другой, пытаясь получить максимальную доходность.

Намного выгоднее работать с одной структурой, которая кажется наиболее надежной. При наличии подозрений, что НПФ может перестать существовать, можно перевести деньги в другую структуру, в том числе в ПФР.

Выбор пенсионной схемы определяется в зависимости от потребностей вкладчика. Так, в НПФ Сбербанка каждый клиент самостоятельно принимает решение, каким образом он желает жить на пенсии. От этого устанавливается размер дополнительных взносов, периодичность перечислений (ежемесячно, ежеквартально).

Варианты выплат при наступлении страхового случая:

  • Срочная пенсия.

Подразумевается, что при выборе данной схемы все пенсионные накопления будут уплачены в кратчайший период, например, за 5 лет. Соответственно отчисления превышают государственную пенсию, которая «растягивается» на целых 20 лет.

  • Единовременный платеж.

Система предполагает, что весь накопленный капитал пенсионер получит единовременно, в момент выхода на пенсию. Выбор варианта полезен только для тех, чьи накопления в НПФ составляют менее 5 процентов от всей страховой суммы.

  • Пожизненная пенсия.

Рассчитывается на средний срок дожития, исходя из статистических данных.

Что такое негосударственное пенсионное обеспечение

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется методом перечисления взносов в НПФ в течении определенного времени. В свою очередь, прирост сумм — инвестиционный доход, обеспечивается финансовой деятельностью фонда, обеспечивающего согласно договору увеличение пенсионного капитала.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Договор, заключенный между участниками программы негосударственного пенсионного обеспечения, содержит положения о правах, обязанностях и принципах сотрудничества. До подписания договора вкладчику нужно определится с вопросами, касающимися:

  • размера будущей пенсии;
  • периода начислений и выплат;
  • графика внесения платежей.

Договор о сотрудничестве сторон составляется в двух равнозначных, имеющих одинаковую правовую силу, экземплярах. Любая из сторон имеет право расторгнуть договор по собственному желанию. Документ считается недействительным при невыполнении одной из сторон договорных обязательств, произошедшим по объективным (смерть вкладчика) и субъективным причинам.

Пенсионное негосударственное обеспечение назначают:

  • при наступлении оснований, указанных в договоре;
  • при наличии письменного заявления о праве на выплату пособия.

Назначение пенсии возможно со дня обращения, но не ранее наступления правовых оснований для данных действий. Выплаты осуществляются в рублях, методом перечисления средств на индивидуальный счет получателя, в соответствии с указанными реквизитами или номером банковской карты.

Достоинства и недостатки системы негосударственного пенсионного финансирования:

  1. Возможность определять размер пенсии и влиять на величину капитала. В отличии от государственных пенсионных программ, человек самостоятельно определяет суммы платежей и размер пособия.
  2. Возможность получения пенсии из нескольких источников. Оптимизация источников доходов положительно влияет на общее материальное положение. Так, участие в одном НПФ позволяет получать два вида пособий: социальное и негосударственное. При этом, каждый пенсионер имеет право на участие в неограниченном количестве негосударственных фондах, что увеличивает возможности для диверсификации накопительной системы.
  3. Защита от банкротства государственной пенсионной системы. Неопределенность экономической ситуации в стране не позволяет уверенно утверждать каким будет пенсионное государственное обеспечение через несколько лет. Тенденции в социальной политике государств указывают на существенное ужесточение условий в будущем при выходе на пенсию. Это касается и России. Участие в НПФ позволяет спрогнозировать величину пособия на ближайший год, что невозможно сделать в государственном обеспечении.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) — дополнительный вид пенсионного обеспечения граждан нашей страны. Осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующую лицензию, на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемых с физическими или юридическими лицами.

Отличительная особенность НПО — его добровольный характер, т.е. если государственная пенсионная система в нашей стране основана на принципе обязательного пенсионного страхования и обязательных страховых взносах, то негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольности выбора пенсионной программы и добровольных пенсионных взносах.

Цель негосударственного пенсионного обеспечения — сформировать будущему пенсионеру дополнительную к государственной пенсию, обеспечивающую более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте.

Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной (страховой и накопительной) пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в НПФ и дохода от их размещения (инвестирования). Чем больше накоплено пенсионных средств, тем больше будет размер негосударственной пенсии. Размер пенсии рассчитывается, исходя из суммы пенсионных средств, сформированных в пользу будущего пенсионера и срока выплаты негосударственной пенсии (в течение определенного ряда лет или пожизненно). Негосударственная пенсия и накопленные пенсионные средства при определенных условиях подлежат выплате правопреемникам, то есть наследуются.

Негосударственная пенсия – что это такое и как оформить

Обязательное профессиональное пенсионное страхование

Государственное пенсионное обеспечение

Обязательное государственное пенсионное страхование

Определяется Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

За счет обязательного пенсионного страхования формируются и выплачиваются трудовые пенсии, состоящих из страховой и накопительной частей.

Определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Распространяется на граждан, на которых не распространяется законодательство об обязательном пенсионном страховании.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1. Федеральные государственные служащие; космонавты; летчики-испытатели;

3. Участники Великой Отечественной войны; жители блокадного Ленинграда

4. Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5. Нетрудоспособные граждане.

Пенсии устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» накопительной части трудовой пенсии.

Предусмотрено программой пенсионной реформы для работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (сейчас – т.н. льготные пенсии и пенсии за выслугу лет). Будет определяться ФЗ «Об обязательных профессиональных пенсионных системах», проект которого пересматривается. В настоящее время Госдума РФ отклонила проект ФЗ № 183353-3 «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ», принятый Государственной Думой в первом чтении (Постановление ГД ФС РФ от 26.06.2002 № 2924-III ГД).[6]

Формирование и выплата профессиональных (ранее – льготных) пенсий должны осуществляться на основании договора работодателя, имеющего рабочие места с особыми условиями труда, с ПФР или НПФ. Предусматривается установление 14 категорий профессий, на базе которых будут учреждаться профессиональные системы. Оценка условий труда на конкретных рабочих местах — на основании аттестации рабочих мест.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в России благодаря Указу Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 года № 1077. НПФ могли создаваться только в форме некоммерческих организаций, размещая активы с помощью управляющих компаний. Несмотря на то что необходимость развития дополнительного частного пенсионного обеспечения признавалась в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 1994 и 1995 годах, до 1998 года их деятельность регулировалась только на основании данного указа. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ вступил в силу лишь в мае 1998 года – накануне кризиса. В нем было немало нечетких формулировок, некоторые определения не соответствовали гражданскому законодательству, при этом отсутствовали ключевые вопросы, например основания для выплаты пенсий и процедура удовлетворения требований к НПФ в случае его ликвидации.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – это возможность увеличить размер государственного социального пособия, благодаря дополнительным отчислениям на пенсию за счет работодателя или физического лица.

На основании договорных отношений с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) производятся ежемесячные взносы. Длительность перечислений определяется соглашением между НПФ и физическим лицом/работодателем.

Денежные средства должны использоваться в инвестиционных программах и иметь высокую доходность. Они учитываются на индивидуальных лицевых счетах в организации, с которой заключен договор о дополнительном пенсионном обеспечении.

В 2016-2017 году сегмент негосударственного пенсионного обеспечения вырос на 17% по численности застрахованных лиц по сравнению с прошлым периодом. Объем накоплений в НПФ страховых компаний составляет более 2 трлн. руб. Про перерасчет пенсии пенсионерам имеющим двоих детей читайте в этом материале.

НПФ Сбербанка является крупнейшим в РФ, входит в 10 самых успешных. Из 34,4 млн. человек, заключивших договора с НПФ, на долю Сбербанка приходится около 7 млн. человек. Также популярной программой является ООО СК Сбербанк страхование жизни.

Что лучше: НПФ или ГПФ? Какие у них плюсы и минусы и как получить большую пенсию

Граждане РФ могут обеспечить себе в старости дополнительный доход в виде негосударственной пенсии. Сущность этой пенсии заключается в следующем:

  • это денежное пособие, размер и периодичность выплаты которого заранее оговаривают в договоре;
  • оно будет выплачиваться лицу, которое добровольно и регулярно уплачивало взносы в негосударственный пенсионный фонд (НПФ);
  • момент начала выплаты: достижение 55 лет женщинами, 60 лет мужчинами.

Другими словами, отношения по негосударственному пенсионному обеспечению носят договорной характер. Они напоминают долгосрочный вклад под проценты. С одной стороны соглашения будущий пенсионер, с другой – НПФ.

СПРАВКА: Негосударственный фонд – это финансовая организация, которая имеет лицензию на осуществление деятельности, связанной с пенсионным страхованием и обеспечением. В таких организациях не стоит сомневаться (они надежны), потому что находятся под пристальным контролем Банка России, и между самими фондами существует серьезная конкуренция.

Преимущества заключения договора с частным фондом:

  • можно заранее обговорить условия формирования и начисления пособия с фондом;
  • получение пенсии начинается по достижении 55/60 лет для женщин и мужчин соответственно, тогда как страховая пенсия по старости назначается с 60/65 лет (изменения, связанные с пенсионной реформой 2019);
  • в случае смерти стороны договора негосударственного пенсионного обеспечения денежные средства не пропадут, эти деньги перейдут по наследству правопреемникам (их также можно обозначить в соглашении);
  • гражданин может сам влиять на размер пособия, которое будет получать в старости – это зависит от величины отчислений в фонд;
  • можно досрочно снять средства со счета (не во всех компаниях);
  • в некоторых фондах можно формировать пенсию не только для себя, но и для других лиц;
  • фонды занимаются страхованием сбережений;
  • прозрачность информации о состоянии счета будущего пенсионера (как правило, доступ в личный кабинет через сайт фонда);
  • деньги вносятся в фонд под процент, то есть при грамотном управлении ими специалистами фонда можно увеличить сумму накоплений, а соответственно и будущее пенсионное пособие;
  • возможность выбора между различными частными фондами;
  • возможность перейти из одной организации в другую.

Негосударственная пенсия – это тот инструмент, который поможет сохранить пенсионеру привычный уровень жизни (избежать ситуации, когда после выхода на пенсию, человек теряет значительную часть привычного дохода).

Правовое регулирование отношений, вытекающих из негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в основном осуществляется тремя нормативными актами.

  1. ФЗ № 75 «О НПФ» 1998 года, который регулирует создание и деятельность частных фондов, в частности, порядок осуществления НПО.
  2. ФЗ № 424 «О накопительной пенсии» 2013 года, который устанавливает основания и порядок осуществления гражданами права на получение пенсий из НПФ по договору обязательного пенсионного страхования.

СПРАВКА: С 2002 по 2014 год отчисления работодателей (22 %) шли на формирование не только страховой пенсии в ПФР, но и накопительной пенсии: 16 % на страховую, 6 % на накопительную. При этом граждане сами решали, нужна ли им накопительная часть – допустимо было отправлять все 22 % на страховую пенсию. Сейчас до 2022 года установлен мораторий на формирование накопительной пенсии, но то, что успело накопиться, «остается в силе». Накопительной пенсией можно распорядиться, путем направления ее в частный фонд.

  1. Налоговый кодекс РФ (ст. 213.1), который регулирует особенности налогообложения по договорам НПО.

Принцип работы НПФ примерно такой же, как и у Пенсионного фонда России (ПФР). Разница лишь в том, что отчисления в частный фонд – это добровольное решение гражданина, а взносы в ПФР носят обязательный характер.

После того как на счету гражданина накапливается определенная сумма средств, НПФ инвестирует их в какое-либо направление, что:

  • приносит прибыль вкладчику в виде большего размера пенсии в будущем;
  • защищает средства гражданина от инфляции.

СПРАВКА: Информация об инвестиционном портфеле гражданина является закрытой. Однако в отдельных случаях сотрудники могут предоставить подобные сведения своему клиенту.

Отношения между вкладчиком и фондом регулируются на основании договора. В нем обязательно указывается величина индексации, возможные корректировки, оговаривает график будущих выплат пособия.

  1. Человек пишет заявление в НПФ по предоставленному сотрудником организации образцу. Прикладывает требуемые документы.
  2. Сотрудники фонда изучают представленную информацию и подбирают для гражданина наиболее подходящие для него программы НПО, которые помогут увеличить его доход на пенсии в будущем.
  3. Заявитель выбирает понравившийся ему вариант.
  4. Гражданин и НПФ подписывают соглашение.
  5. Далее гражданин, согласно условиям договора, совершает периодические отчисления на формирование своей будущей негосударственной пенсии.
  6. По достижении оговоренного договором срока/пенсионного возраста гражданин начинает получать негосударственное пенсионное пособие в размере, определенном в договоре (или выше – если удалось получить доход от инвестиций).

Итак, любой гражданин может вступить в отношения с НПФ и после выхода на пенсию получать дополнительные выплаты.

Данные действия производятся в добровольном порядке. Граждане сами выбирают порядок формирования пенсии, ее размер и пр.

Популярность НПФ объясняется тем, что в нынешней ситуации, сложившей в нашей стране, гражданин должен позаботиться о благосостоянии своей жизни после окончания активной трудовой деятельности.

Впервые НПФ стали функционировать в России в 1992 году. В настоящее время их деятельность урегулирована ФЗ №75 от 1998 года.

Вопросы пенсионного обеспечения актуальны на сегодняшний момент. Постоянные преобразования законодательства, внесение всевозможных изменений и дополнений остаются непонятными для простых граждан.

Что такое проект переоборудования квартиры смотрите в статье: переоборудование квартиры. Что нужно знать при покупке квартиры в новостройке, читайте здесь.

Негосударственные пенсионное обеспечение также претерпевает различные преобразования, данная система развивается не только в России, но и во всем мире.

Актуальность данного способа обеспечения связана с самой ситуаций в стране.

После того, как в России стала развиваться рыночная экономика, система государственного пенсионного обеспечения проявляется себя, как непригодная для обеспечения достойного уровня доходов для граждан, вышедших на пенсию.

Это было связано с новыми видами рисков, в том числе безработицей, инфляционным обесцениванием.

Негосударственные пенсионное обеспечение призвано отчасти решить данные проблемы. Пока рано говорить о достаточном уровне развития данного вопроса.

Тем не менее, даже в таком виде НПФ способны помочь своим вкладчикам получать достойный уровень доходов после выхода на пенсию.

Мы уже упоминали ФЗ № 75 от 1998 года. С момента издания в него неоднократно вносились изменения (последний в июле 2020 год).

Данный ФЗ содержит в себе основные нормы, которые касаются правового положения НПФ.

В частности, в нем предусмотрено понятие НПФ, субъекты и участники отношений по НПО, порядок создания и деятельности фондов.

Для формирования НПФ необходимо прохождение двух этапов:

  • регистрация;
  • лицензирование.

Фонд не может осуществлять свою деятельность без лицензии. Работа данной компании будет нелегальна, если данный документ отсутствует.

Законодатель предъявляет жёсткие требования к размеру уставного фонда (не менее 120 млн. рублей), органам управления и должностным лицам, а также организации внутреннего контроля.

Гарантиями исполнения обязательств фонда посвящена глава 5 ФЗ №75. Например, данная организация должна иметь страховой резерв.

Его размер утверждается Банком России (приказ ФСФР №8-11/пз-н от 2008 года). Вопросам размещения и инвестирования средств посвящена глава 6 данного ФЗ.

В этом нормативно-правовом акте предусмотрен порядок заключения договора НПО (ст. 36.4), его изменения и прекращения (ст. 36.5) и т.д.

Реализуется при заключении договоров с Негосударственными Пенсионными Фондами или НПФ. Дополняет систему с поддержкой, действующей со стороны государства.

На протяжении определённого времени гражданин сам перечисляет конкретные сумму в пользу того или иного учреждения. Финансовая деятельность фонда обеспечивает прирост сумм или инвестиционный доход. Это общее правило, которое действует для всех заключённых договоров.

Для формирования компенсационных пакетов для текущих сотрудников негосударственные пенсионные накопления становятся очень важным фактором.

Благодаря возможности инвестировать собственные средства достигают сразу нескольких результатов:

К выбору НПФ надо подходить очень внимательно.

Самые важные факторы в данном случае следующие:

  1. Опыт.
  2. Репутация компании.
  3. Показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений.

Сайт Банка России и самих НПФ содержит обычно исчерпывающую информацию относительно особенностей работы конкретных учреждений.

Первый шаг – изучение всех правил и выбор схемы, по которой будут происходить отчисления в пользу гражданина. Чаще всего устанавливают размер конкретных взносов или выплат. Схемы бывают страховыми и сберегательными. Есть комбинированные варианты, когда принимаются оба решения сразу, последовательно.

Важно! При этом основа любой деятельности – только средства, источниками которых становятся граждане.

В случае смерти гражданина предусмотрена выплата средств тем, кто относится к законным правопреемникам. При заключении договора можно сразу указать тех, кто представляет данную категорию. Если эта информация отсутствует в соглашении – организуют процесс унаследования, согласно общим правилам.

Информация о состоянии пенсионных счетов направляется ежегодно, максимум до 1 сентября. Сообщается о результатах инвестиционных действий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *