Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о лизинге действующая редакция 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Возвратный лизинг — вид сделки, при которой лизингополучатель продает свое имущество лизингодателю (компании, которая предоставляет необходимые средства), но продолжает использовать его на правах арендатора до окончания срока действия договора, то есть до окончательного погашения полученных в лизинг средств.
Подобные операции имеют несколько особенностей. Возвратный лизинг:
- • Дает возможность лизиногполучателю снять с баланса имущество (оборудование, технику и пр.), но продолжать им пользоваться в аренду.
- • Позволяет декларировать платежи по лизинговому договору как затраты и тем самым снизить налоговую нагрузку на предприятие.
- • Позволяет распорядиться полученными средствами по своему усмотрению: потратить их на текущие нужды, модернизировать производство, приобрести дополнительную технику и пр. Договоры возвратного лизинга не являются целевыми и не ограничивают возможности получателя средств.
Как правило, договоры по возвратному лизингу действуют довольно продолжительное время. Оно часто зависит от состояния имущества. Чем меньше срок службы и чем лучше состояние, например, строительной техники — предмета договора, — тем на более длительный срок будет заключена сделка. Обычные сроки — от одного до пяти лет.
Достаточно тонкий нюанс, который часто возникает при заключении сделок подобного рода — использование возвратного лизинга для оптимизации налогообложения. Налоговая служба Российской Федерации скрупулезно проверяет заключенные по схеме возвратного лизинга договоры, особенно когда их участники — связанные компании. В случаях, когда налоговикам удается выяснить, что лизинг был заключен с целью сокращения налогов, компании с большой долей вероятности откажут в возмещении НДС и налоговых вычетах. В случае, если НДС уже был возвращен, а вычеты зафиксированы, государство может потребовать вернуть их.
Специалисты АРВЛ рекомендуют перед заключением договора о возвратном лизинге тщательно проработать экономическое обоснование сделки.
Под отраслевое регулирование попадет множество компаний
Кроме жесткой политики со стороны налоговых органов, главное ограничение, которое сегодня действует в отношении сделок по возвратному лизингу в России, касается договоров между лизингодателями и частными лицами. По мнению специалистов АРВЛ, исключение «частников» из процесса приведет к возникновению «серой» и «черной» зон данного рынка, а никак не к оздоровлению ситуации.
Возвратный лизинг как финансовый механизм был предусмотрен более двадцати лет назад и его эффективность была доказана не один раз. Кроме того, отечественное право не знает подобных прецедентов по ограничению субъектного состава легализованной договорной формы, тем более, что такого рода ограничение может быть преодолено посредством иных схожих по своему правовому эффекту гражданско-правовых механизмов.
АРВЛ готова конструктивно коммуницировать и в самом широком кругу обсуждать любые законодательные инициативы, которые имеют отношение к регулированию возвратного лизинга. В ассоциации полагают, что самый оптимальный формат регулирования отрасли — это саморегулирование с помощью системы особых организаций, которые будут действовать под контролем Центробанка РФ, который как главный регулятор страны осуществляет надзор за всеми участниками финансового рынка.
Такой двухступенчатый контроль поспособствует развитию рынка возвратного лизинга и росту его эффективности, а также будет защищать права потребителей финансовых услуг подобного рода.
Необходимо отметить, что даже в отсутствие четкого механизма регулирования возвратного лизинга большая часть компаний — лизингодателей — действует с учетом интересов потребителей, рассчитывает на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество и развитие сферы, а также не выходит за рамки Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)».
Все члены Ассоциации обладают значительным многолетним опытом в сфере лизинга (традиционного вообще и возвратного в частности), а многие из них непосредственно формировали правоприменительную практику и готовы делиться ей с экспертным сообществом, которое принимает участие в реформировании данной сферы.
Мало какой бизнес не пострадал за последнее полугодие от последствий коронавируса. Чтобы поддержать компании и особенно частных лиц, которые являются участниками сделок возвратного лизинга и которые оказались в непростых финансовых условиях, руководство Ассоциации реализовало ряд мероприятий. В частности, АРВЛ крайне оперативно запустила так называемые «Лизинговые каникулы» и активизировала автоматическую обработку обращений участников рынка. Рассрочки в виде «лизинговых каникул» в итоге получили около 650 респондентов — лизингополучателей из числа частных лиц.
Меры, которые оказывает Ассоциация для поддержки бизнеса и частников, сходны с мерами, которые реализует государство в отношении граждан и предпринимателей — с «кредитными каникулами», которые дают право на отсрочку обязательных платежей, оговоренных в кредитных договорах и соглашениях. Стоит отметить, что программа «лизинговых каникул» не завершилась со снятием карантина и действует в настоящее время.
1. Лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров.
2. Цели и порядок инспектирования оговариваются в договоре лизинга и других сопутствующих договорах между их участниками.
3. Лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга.
1. Лизингодатель имеет право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга.
2. Цель и порядок финансового контроля предусматриваются договором лизинга.
3. Лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы.
4. Пункт исключен. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
— Прежде всего, так как все эти компании образуют госсектор, то фактически влияют на квазигосударственный долг, а это нагрузка на местный, региональный или федеральный бюджет. Если мы не обеспечим устойчивость в положительный капитал, нормальное эффективное управление риском в дочерних компаниях, связанных с государством, то это отразится на устойчивости местных бюджетов. Потому что фактически обязательства таких компаний – это обязательства местных правительств. В конечном счете это поможет более эффективно расходовать средства налогоплательщиков, то есть нас с вами.
В этом смысле реформа призвана повысить фискальную устойчивость.
— Лизинг для физлиц – это, как правило, лизинг автомобилей. Есть несколько причин, почему лизинг не так популярен.
Во-первых, клиенту нужно понять стоимость, сравнить его с автокредитом. Он должен быть уверен, что лизингодатель надежен, что он не исчезнет через неделю, а к нему не придут и не заберут автомобиль.
Во-вторых, должна быть решена проблема налогообложения. Автокредит сейчас действительно в некоторых случаях дешевле, чем лизинг, несмотря на то, что лизингодатель может иметь скидки от дилеров, дополнительное сопровождение в виде скидок на бензин, ремонт, обслуживание и так далее.
В-третьих, лизинг ориентирован на юрлиц, так как его использование позволяет им пользоваться налоговыми льготами и субсидиями, для физлиц это не актуально.
Возвратный лизинг в России без тени: что нужно знать
— Мы имеем самые приблизительные представления об этом рынке, потому что по нему отсутствует какая бы то ни было государственная статистика. Если считать по базе Росфинмониторинга, то мы имеем примерно три тысячи компаний, но это не означает, что лизинг для них основной вид деятельности, это могут быть и единичные договоры.
Профессиональных игроков, мы полагаем, порядка 300. Объемы рынка определяются на добровольных началах – анкетированием. Судя по анкетированию, лизинговый портфель сейчас примерно составляет 3,5 триллиона рублей. Это выводит лизинговый рынок по уровню кредитных требований на второе место после банковского сектора.
Несмотря на рост рынка, о котором говорит добровольное анкетирование, понять качество этого роста довольно сложно, потому что в секторе отсутствуют международные стандарты финансовой отчетности. Размеры и структуру рынка пока что еще предстоит выяснить.
— Я думаю, что есть несколько уроков, они носят как общий, так и частный характер. Общий характер – это техническое состояние того имущества, которое было передано.
Поэтому первый вопрос – технический аудит, который был далеко не на высоком уровне у многих: компании не могли потом собрать по частям свои самолеты из-за перемешивания компонент разных лизингодателей.
Второй вопрос – финансовый. Были нарушены некоторые правила, которые являются основ риск-менеджмента. В том числе, концентрация на клиента, концентрация на виде деятельности.
Другие выявленные проблемы были связаны со структурой фондирования. Лизинг мог быть рублевый или валютный, а привлечение финансирования под эти сделки могло быть в другой валюте, отличной. Отсюда возникали валютные риски плюс процентные риски. Это все в комплексе говорит о качестве управления и риск-менеджмента.
— Нужно своевременно видеть финансовое положение – для этого вводится отчётность. Мы полагаем, что какие-то элементы разумного управления рисками могут быть введены через институт саморегулирования. Введение саморегулирования на этом рынке позволит в будущем избежать подобных дефолтов и потери денег налогоплательщиков.
— Валюта волатильна, и это отражается на компаниях. Как себя вести в таких непростых условиях небольшим лизинговым компаниям?
— Правила следующие: нужно, чтобы валюты в активе было столько же, сколько и валюты в пассиве. То есть, если у тебя валютный кредит в пассивах, чтобы сбалансировать риски, нужно иметь такой же валютный лизинг на такую же сумму. И желательно, чтобы сроки кредита и лизинга совпадали. Это первый способ. Еще один – не иметь валютных кредитов.
Валютой занимаются в основном крупные федеральные компании, как правило, это лизинг самолетов. Маленькие компании занимаются розницей, МСП, автомобилями разных типов. Поэтому маленьким компаниям лучше не иметь дело с валютными рисками.
Если компания имеет дело с импортными операциями, таким компаниям понадобится иметь валютный буфер. Это все правила финансового менеджмента. Разумное следование им позволит избежать вот таких нехороших историй.
— Я думаю, что сам по себе рынок очень разный. Сделки операционного лизинга – удел крупных федеральных компаний, которые оперируют сотнями миллиардов рублей. И для них основные драйверы – вертолеты, самолеты и вагоны. И крупные сделки с самолетами создают большие темпы роста портфеля.
Малый и средний бизнес в лизинге живет по другим законам: они оперируют грузовыми и легковыми автомобилями, строительной техникой, иногда оборудованием. Для них основной источник дохода – МСП – малое и среднее предпринимательство. Говорить, что для рынка в целом есть один драйвер роста неправильно. Для крупных и малых компаний свои драйверы рынка, для крупных – другие
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;
договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;
лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
(Статья в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)
1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
2. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, и технологического оборудования иностранного производства, лизинг которого осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 130-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
(Статья исключена со 2 февраля 2002 года на основании Федерального закона от 29 января 2002 года N 10-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
(наименование в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)
1. Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг (абзац в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.
Абзац исключен со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ — см. предыдущую редакцию.
Абзац исключен со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ — см. предыдущую редакцию.
2. Пункт исключен со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ — см. предыдущую редакцию.
3. Пункт исключен со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ — см. предыдущую редакцию.
___________________________________________________________________
Пункт 4 предыдущей редакции со 2 февраля 2002 года считается пунктом 2 настоящей редакции — Федеральный закон от 29 января 2002 года N 10-ФЗ.
___________________________________________________________________
2. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.
Дополнительные услуги (работы) — услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга.
Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)
1. Сублизинг — вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.
При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)
2. Пункт исключен со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ — см. предыдущую редакцию.
3. Пункт исключен со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ — см. предыдущую редакцию.
___________________________________________________________________
Пункт 4 предыдущей редакции со 2 февраля 2002 года считается пунктом 2 настоящей редакции — Федеральный закон от 29 января 2002 года N 10-ФЗ.
___________________________________________________________________
2. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.
5. Пункт исключен со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ — см. предыдущую редакцию.
1. Коммент. ст. посвящена определению предмета договора лизинга. Предметом договора лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, кроме земельных участков и других природных объектов (ст. 666 ГК, ст. 3 Закона о лизинге). Обычно это здания и сооружения, механизмы, машины, оборудование, транспортные средства, предприятие как имущественный комплекс и т.д. Предметом договора лизинга может быть и продукция военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610) в порядке, установленном Президентом РФ, и технологическое оборудование иностранного производства, лизинг которого осуществляется в порядке, установленном Президентом РФ.
2. Коммент. ст. ограничивает круг вещей, могущих быть предметом лизинга, только теми, которые могут использоваться для предпринимательской деятельности. Подобный критерий, хоть и соответствует задачам рассматриваемого договора, является размытым и сам по себе практически никак не сужает предмет договора лизинга (скорее, это характеристика лизингополучателя как стороны по договору). Каких-либо ограничений по минимальной стоимости предмета лизинга законом также не установлено.
3. Индивидуализация предмета лизинга производится по общим правилам о договоре аренды, а также по правилам об аренде соответствующих видов имущества.
Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 310-ЭС16-19963 по делу N А36-7033/2015
(в ред. Федеральных законов от 29.01.2002 N 10-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 130-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 31.12.2014 N 512-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 26.07.2017 N 205-ФЗ, от 16.10.2017 N 295-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
11 сентября 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
14 октября 1998 года
Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее — лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)
В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно — экономические особенности лизинга.
1. Сферой применения настоящего Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 512-ФЗ)
— Лизинг для физлиц – это, как правило, лизинг автомобилей. Есть несколько причин, почему лизинг не так популярен.
Во-первых, клиенту нужно понять стоимость, сравнить его с автокредитом. Он должен быть уверен, что лизингодатель надежен, что он не исчезнет через неделю, а к нему не придут и не заберут автомобиль.
Во-вторых, должна быть решена проблема налогообложения. Автокредит сейчас действительно в некоторых случаях дешевле, чем лизинг, несмотря на то, что лизингодатель может иметь скидки от дилеров, дополнительное сопровождение в виде скидок на бензин, ремонт, обслуживание и так далее.
В-третьих, лизинг ориентирован на юрлиц, так как его использование позволяет им пользоваться налоговыми льготами и субсидиями, для физлиц это не актуально.
— Мы имеем самые приблизительные представления об этом рынке, потому что по нему отсутствует какая бы то ни было государственная статистика. Если считать по базе Росфинмониторинга, то мы имеем примерно три тысячи компаний, но это не означает, что лизинг для них основной вид деятельности, это могут быть и единичные договоры.
Профессиональных игроков, мы полагаем, порядка 300. Объемы рынка определяются на добровольных началах – анкетированием. Судя по анкетированию, лизинговый портфель сейчас примерно составляет 3,5 триллиона рублей. Это выводит лизинговый рынок по уровню кредитных требований на второе место после банковского сектора.
Несмотря на рост рынка, о котором говорит добровольное анкетирование, понять качество этого роста довольно сложно, потому что в секторе отсутствуют международные стандарты финансовой отчетности. Размеры и структуру рынка пока что еще предстоит выяснить.
— Я думаю, что есть несколько уроков, они носят как общий, так и частный характер. Общий характер – это техническое состояние того имущества, которое было передано.
Поэтому первый вопрос – технический аудит, который был далеко не на высоком уровне у многих: компании не могли потом собрать по частям свои самолеты из-за перемешивания компонент разных лизингодателей.
Второй вопрос – финансовый. Были нарушены некоторые правила, которые являются основ риск-менеджмента. В том числе, концентрация на клиента, концентрация на виде деятельности.
Другие выявленные проблемы были связаны со структурой фондирования. Лизинг мог быть рублевый или валютный, а привлечение финансирования под эти сделки могло быть в другой валюте, отличной. Отсюда возникали валютные риски плюс процентные риски. Это все в комплексе говорит о качестве управления и риск-менеджмента.
— Нужно своевременно видеть финансовое положение – для этого вводится отчётность. Мы полагаем, что какие-то элементы разумного управления рисками могут быть введены через институт саморегулирования. Введение саморегулирования на этом рынке позволит в будущем избежать подобных дефолтов и потери денег налогоплательщиков.
— Правила следующие: нужно, чтобы валюты в активе было столько же, сколько и валюты в пассиве. То есть, если у тебя валютный кредит в пассивах, чтобы сбалансировать риски, нужно иметь такой же валютный лизинг на такую же сумму. И желательно, чтобы сроки кредита и лизинга совпадали. Это первый способ. Еще один – не иметь валютных кредитов.
Валютой занимаются в основном крупные федеральные компании, как правило, это лизинг самолетов. Маленькие компании занимаются розницей, МСП, автомобилями разных типов. Поэтому маленьким компаниям лучше не иметь дело с валютными рисками.
Если компания имеет дело с импортными операциями, таким компаниям понадобится иметь валютный буфер. Это все правила финансового менеджмента. Разумное следование им позволит избежать вот таких нехороших историй.
Федеральный закон от 29.10.98 N 164-ФЗ
Написать комментарий
ЦБ и ФНС давно пытаются реализовать программу контроля за оборотом наличных в бизнесе, всегда оказываясь на шаг позади находчивых «кашеваров». Пока одно ведомство запрашивало сведения о подозрительной компании от другого, компания успевала провести десятки операций и закрыться. Наладить электронный обмен данными у госструктур не получалось, поэтому пошли по простому пути — сделали налоговую и банковскую тайны взаимодоступными.
Чтобы ускорить процесс выявления схем ухода от налогов или обналичивания средств, Банку России предоставят доступ к информации обо всех операциях компаний и индивидуальных предпринимателей, объектах их налогообложения, а также сомнительных операциях — эти данные теперь не нужно будет запрашивать. Налоговая получит долгожданный доступ к операциям по счетам, который ранее приходилось запрашивать в индивидуальном порядке.
Много надзорных функций легло на плечи Росфинмониторинга — к новым критериям сомнительных операций отнесли:
- работу с цифровыми финансовыми активами и валютой;
- внесение средств на счёт юрлица, в суммах от 600 т.р.;
- исполнительные листы и решения комиссий по трудовым спорам.
Последний пункт интересен тем, что в 2020-м году, от общего объема схем обналичивания, четверть пришлась именно на исполнительные листы. В пандемию такие операции можно было совершать в обход судов, оформив документы через нотариуса или КТС. Банки, даже заподозрив неблагонадёжность таких операций, по закону не имеют права отказать в их проведении, под угрозой больших штрафов.
В регуляторе, оценив масштаб (10,8 млрд рублей) выводимых средств через юристов, обязали их сообщать в финмониторинг обо всех сделках с недвижимостью, чья сумма будет превышать 3 млн рублей, включая ипотеку и коммерческую аренду. Контроль за лизингом, почтовые переводы и возврат средств за оплату услуг связи на суммы свыше 100 т.р. также отнесли под контроль федеральной службы.
Для компаний, чья работа связана с физлицами или бизнесу часто нужны наличные, мы разработали продукт «Комплаенс-поддержка». За год работы мы помогли избежать блокировки сотне компаний, пользуясь уникальным преимуществом:
Мы — единственный партнёр компании AML-Technology, поставляющей скоринг-алгоритмы в лучшие банки для бизнеса. С её помощью мы заранее видим все риски и имеем основания для ходатайства перед банком в получении индивидуальных условий для вашей компании.
Осенью 2018 года прошёл общественное обсуждение законопроект о лизинге. А именно – проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)». Он разработан Минфином и Банком России. Рассказываем, что он предлагает и меняет.
Предметом договора чаще всего является средство производства. Однако предметом лизинга могут быть любые активы, используемые для предпринимательства, исключая те объекты, обращение которых запрещено правительством РФ.
Если предметом лизинга является продукт военной индустрии, или иностранное средство производства, то такая сделка регламентируется правительством РФ в особом порядке.
Цена лизинговой сделки состоит из растянутого во времени возмещения лизингополучателем расходов лизингодателя на покупку основного фонда, его перевозку, монтаж и вознаграждения, которое уплачивается лизингополучателем лизингодателю за оказание посреднических услуг.
Заключая договор лизинга, лизингополучатель выплачивает сумму средств, затраченную лизингодателем, и его вознаграждение в продолжение оговоренного периода. Платежи лизингополучателя лизингодателю могут осуществляться и в натуральной форме (товарной). В таком случае цену товара специально оговаривают в лизинговом контракте.
Правоотношения в сфере лизинга в российском законодательстве регулируются рядом нормативно-правовых актов, основной из которых Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 года №164-ФЗ. Действующая версия датируется 3 июля 2020 года.
Лизинг – это возникающие на основании лизингового договора отношения экономического характера.
Ключевые участники:
- лизингодатель – арендодатель;
- лизингополучатель – арендатор;
- продавец арендуемого предмета.
Договор лизинга – это договор, согласно которому лизингодатель берет на себя обязательство совершить покупку имущества и далее предоставить его в аренду лизингополучателю на установленных условиях.
Предметом лизинга могут выступать:
- оборудование;
- транспорт;
- здания и сооружения;
- предприятия;
- прочее имущество непотребляемого характера.
Лизингодатель – физическое или юр. лицо, которое покупает предмет лизинга у продавца с дальнейшей передачей его для временной эксплуатации и владения в (аренду) лизингополучателю на договорных условиях.
При этом договор может устанавливать два варианта:
- имущество и его продавец выбирается лизингополучателем;
- выбор имущества и продавца осуществляется подателем услуги лизинга.
Лизингополучатель – физическое или юр. лицо, которое арендует предмет лизинга на определенных условиях (срок, плата и т.д.).
Право собственности на предмет лизинга может быть как переходящим, так и не переходящим к лизингополучателю в зависимости от того, что предусмотрено договором.
Продавец — физическое или юр. лицо, которое осуществляет продажу имущества для лизинговой сделки. Передача имущества производиться лизингодателю или непосредственно лизингополучателю.
Данный момент должен быть оговорен договором купли-продажи. При этом продавец может быть одновременно и арендатором в той же сделке (возвратный лизинг).
Субъекты могут быть как резидентами, так и нерезидентами РФ.
Гражданско-правовой механизм защиты прав лизингодателя в странах СНГ и Балтии
В условия договора лизинга в обязательном порядке вписывается срок действия договоренностей между Поставщиком, Лизингополучателем и Лизингодателем.
Крайние даты исчисляются по значимым событиям. Так, начальная дата совпадает со следующими фактами:
- Имущество передано и принято по акту.
- Произведен монтаж оборудования.
- Транспортное средство доставлено до предприятия Лизингополучателя, его характеристики одобрены предпринимателем.
Окончание действия договорных отношений определяется тем обстоятельством, когда предмет:
- выкупается арендатором по оговоренной стоимости;
- права собственности на предмет перешли к лизингополучателю (Приказ Росавтодора от 2000 г. № 16 «Об утверждении методических указаний об отражении в бухучете операций по договору лизинга»).
Внимание! Лизингодатель и Лизингополучатель имеют право переделать договор или подписать дополнительное соглашение касательно новых сроков.
164-ФЗ от 1998 г. (в редакции 2017 г.) дает право продлить период, то есть изменить существенные условия, но при достижении договоренностей с обоих сторон.
Итак, период действия договора ограничивается крайними датами, в течение которых транспортное средство передается во временное пользование. Клиент самостоятельно решает, какие условия выбрать. От этого зависят платежи, их размер и сезонность.
Например, если арендатор заинтересован в уменьшении регулярных платежей, то он выбирает вариант с долговременным сотрудничеством.
Другие факторы, которые косвенно влияют на время «общения» трех сторон сделки:
- Период амортизации имущества, который определяется нормативными актами.
- Текущие конкурентные предложения на рынке услуг.
- Динамика цен (рост, падение) на аналогичную продукцию.
Если стоимостные характеристики обнаруживают тенденцию к снижению, то лизингополучателю выгодно сотрудничество в долгосрочной перспективе.
Лизинговая сделка заключается на условиях выплаты процента за пользование чужим имуществом. Величина ставок по долговременным сделкам, как правило, устанавливается ниже, чем процент в соглашении на короткий срок.
Срок действия договора лизинга для юридических лиц и ИП, а также для физических лиц от 6 до 60 месяцев.
2. Какой необходим первоначальный взнос (аванс)?
Авансовый платёж (аванс) – первоначальный взнос, оплачиваемый Лизингополучателем после подписания договора лизинга.
Аванс может быть от 0% до 49% от стоимости предмета лизинга по договору купли-продажи.
Разные лизинговые компании предлагают конкурентоспособные программы и побуждают заключить соглашение именно с ними.
Маркетологи из большинства подобных организаций пришли к выводу, что максимальный период контракта устанавливается на оптимальной планке не более 60 месяцев, или 5-ти лет. Минимальный срок назначается 12 месяцев, или один год.
При изменении существенных условий в сторону увеличения или уменьшения срока договор разрешается признать ничтожным.
Для арендодателя не будет выгодно передавать автомобиль во временное пользование (финансовую аренду). А вдруг Лизингодатель передумает ставить транспортное средство на баланс предприятия, оформлять его в собственность?
Внимание! Действующая редакция закона «О финансовой аренде (о лизинге)», последняя редакция которого датируется 2020 годом, не ограничивает сроки соглашения.
Ранее третий пункт 7-й статьи связывал период действия соглашения со сроком амортизации объекта. Теперь сняты все запреты по минимальной длительности.
Максимальный срок также не ограничивается. Но чем дольше длятся договорные обязательства, тем больше теряет лизингополучатель. Поэтому оптимальная периодичность – три года. Кстати, этот срок устраивает всех как удачный вариант развития событий.
Если период лизинга близок к сроку полезной эксплуатации и амортизации всей стоимости, то эксперты определяют данный вид обязательств как финансовая аренда.
Ее признаки:
- Лизингодатель возвращает всю стоимость имущества за счет лизинговых платежей.
- Трехсторонний характер взаимоотношений. Претензии по качеству, комплектности, техническому состоянию «железа» в течение гарантийного срока «адресуются» Продавцу.
- Предмет лизинга используется Арендатором для предпринимательской деятельности.
- Долгосрочное кредитование.
- Срок лизинга сопоставим со сроком полной амортизации.
Последняя корректировка Закона о лизинге – Федеральный закон от 3 июля 2020 года №360-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт вносит дополнения в виде 3-го пункта статьи 10 Закона о лизинге.
Новый пункт гласит, что сведения о заключаемых лизинговых договорах необходимо вносить в Единый федеральный реестр.
Далее рассмотрены прочие значимые поправки в законодательстве.
Законопроект о регулировании лизинга Госдума рассмотрит в апреле 2021 года
За несколько последних лет в Закон о лизинге были внесены поправки и дополнения, что помогло разрешить и четко определить некоторые спорные моменты. В статье рассмотрены основные пункты данного закона и наиболее значимые изменения.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Правоотношения в сфере лизинга в российском законодательстве регулируются рядом нормативно-правовых актов, основной из которых Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 года №164-ФЗ. Действующая версия датируется 3 июля 2020 года.
Основные понятия
Лизинг – это возникающие на основании лизингового договора отношения экономического характера.
Ключевые участники:
- лизингодатель – арендодатель;
- лизингополучатель – арендатор;
- продавец арендуемого предмета.
Договор лизинга – это договор, согласно которому лизингодатель берет на себя обязательство совершить покупку имущества и далее предоставить его в аренду лизингополучателю на установленных условиях.
Предмет
Предметом лизинга могут выступать:
- оборудование;
- транспорт;
- здания и сооружения;
- предприятия;
- прочее имущество непотребляемого характера.
Субъекты
Лизингодатель – физическое или юр. лицо, которое покупает предмет лизинга у продавца с дальнейшей передачей его для временной эксплуатации и владения в (аренду) лизингополучателю на договорных условиях.
При этом договор может устанавливать два варианта:
- имущество и его продавец выбирается лизингополучателем;
- выбор имущества и продавца осуществляется подателем услуги лизинга.
Лизингополучатель – физическое или юр. лицо, которое арендует предмет лизинга на определенных условиях (срок, плата и т.д.).
Право собственности на предмет лизинга может быть как переходящим, так и не переходящим к лизингополучателю в зависимости от того, что предусмотрено договором.
Продавец — физическое или юр. лицо, которое осуществляет продажу имущества для лизинговой сделки. Передача имущества производиться лизингодателю или непосредственно лизингополучателю.
Данный момент должен быть оговорен договором купли-продажи. При этом продавец может быть одновременно и арендатором в той же сделке (возвратный лизинг).
Субъекты могут быть как резидентами, так и нерезидентами РФ.
Договор должен быть составлен в письменной форме и содержать:
- срок действия;
- детальное описание имущества, передаваемого в лизинг;
- права и обязанности сторон;
- порядок передачи имущества;
- указание балансодержателя имущества;
- порядок и размер выплат по договору;
- выкупная цена предмета лизинга.
В договоре необходимо прописать процедуру возврата предмета лизинга подателю услуги лизинга или передачи его в собственность клиенту.
Последняя корректировка Закона о лизинге – Федеральный закон от 3 июля 2020 года №360-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт вносит дополнения в виде 3-го пункта статьи 10 Закона о лизинге.
Новый пункт гласит, что сведения о заключаемых лизинговых договорах необходимо вносить в Единый федеральный реестр.
Далее рассмотрены прочие значимые поправки в законодательстве.
Как провести проверку штрафа по номеру постановления ГИБДД? Подробнее тут.
Согласно закону лизинговые платежи – это совокупная сумма выплат по лизинговому договору (статья 28 Закона о лизинге).
Сюда включены:
- затраты лизингодателя, которые он несет при покупке и передаче имущества арендатору;
- стоимость прочих услуг согласно договорным условиям;
- доход лизинговой компании;
- выкупная цена (если договором предусмотрен выкуп).
Лизинговая реформа: что ждет отрасль
Срок действия договора лизинга для юридических лиц и ИП, а также для физических лиц от 6 до 60 месяцев.
Авансовый платёж (аванс) — первоначальный взнос, оплачиваемый Лизингополучателем после подписания договора лизинга.
Аванс может быть от 0% до 49% от стоимости предмета лизинга по договору купли-продажи.
Да, это возможно через 6 месяцев после оформления договора лизинга. У нас действуют льготные условия при досрочном выкупе.
Для юридических и для физических лиц Автомобиль может быть зарегистрирован как на Лизингодателя (Лизинговую компанию), так и на Лизингополучателя (Клиента).
Транспортный налог уплачивает та сторона, на которую автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.
5. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения.
3. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предметом договора лизинга могут быть любые материальные ценности, которые не утилизируются в процессе их эксплуатации. Чаще всего в лизинг передаются здания и сооружения, транспортные средства, оборудование и другое как движимое, так и недвижимое имущество.
- Гражданский Кодекс РФ (статьи 665–670, параграф 6, глава 34);
- Федеральный закон РФ № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 года (с изменениями и дополнениями);
- Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.1998 года № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 года № 117-ФЗ) с изменениями и дополнениями;
- Приказ Министерства финансов РФ № 15 «Об отражении в бухгалтерском учёте операций по договорам лизинга» (с изменениями и дополнениями) от 17.02.1997 года.
Лизинг – что это простыми словами в 2021 году
Мелким и средним фирмам очень часто приходится прибегать к производственным кредитам, чтобы удовлетворить потребности предприятия. Большей частью крупные кредиты берутся с целью приобретения нового средства производства. Вовремя заметив такую тенденцию, предприимчивые люди создали новый тип производственного кредитования – лизинг.
Цена лизинговой сделки состоит из растянутого во времени возмещения лизингополучателем расходов лизингодателя на покупку основного фонда, его перевозку, монтаж и вознаграждения, которое уплачивается лизингополучателем лизингодателю за оказание посреднических услуг.
В Законе о лизинге возможность бесспорного взыскания прямо предусмотрена. Однако несколько лет назад до высшей судебной инстанции дошел спор об ошибке банка, взыскавшем денежные средства по несуществующему обязательству, и стандарт осмотрительности банков был повышен (постановление Президиума ВАС РФ от 19 июля 2011 года № 1930/11). После этого банки стали отказывать в инкассовом списании по формальным мотивам (например, отсутствие акта сверки). Чтобы решить эту проблему, нужно закрепить закрытый перечень документов для инкассового списания задолженности лизингополучателя, считают представители отрасли.
от 22 мая 2008 г. № 383 Об утверждении правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 — 2010 годах на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 — 2010 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях
от 26 июня 2002 г. № 466 О порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002 — 2005 годах в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов
Сферой применения ФЗ о лизинге является лизинговые операции с имуществом, которое относится к непотребляемым вещам (за исключением природных объектов и земельных участков), переданных во временное пользование и во владение юридическим и физическим лицам. В настоящее время самыми востребованными видами лизинга являются:
Лизинговая деятельность регулируется Федеральным законом N 164-ФЗ от 29 октября 1998 года «О финансовой аренде (лизинге)», Гражданским Кодексом Российской Федерации и договором лизинга. Гражданский Кодекс РФ посвящает непосредственно лизингу параграф №1 «Общие положения об аренде» (следует учитывать, что положения из данного параграфа будут применены в том случае, если другое не установлено условиями ГК РФ относительно договора финансовой аренды) и глава 34 «Аренда» параграфа №6 «Финансовая аренда (лизинг)».
Закон о лизинге действующая редакция 2021 год
Российский рынок лизинга за двадцать лет своего развития достиг значительного размера. Чистые инвестиции в лизинг (стоимость имущества, переданного в лизинг) по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) оцениваются в 1,5 трлн рублей, активы лизингового сектора по МСФО составляют около 2,5 трлн рублей, лизинговый портфель (все неполученные будущие платежи) – 3,5 трлн рублей. Минимальная оценка величины кредитных требований лизингового сектора к экономике составляет около 4% ВВП. Среди финансовых рынков лизинговый сектор занимает второе место по величине кредитных требований после банковского портфеля.
Вопрос развития лизинговой отрасли уперся в то, кто будет заниматься ее регулированием. Минфин и ЦБ настаивают на поднадзорности всего рынка Банку России с жесткими ограничениями по отношению к его участникам. Крайне либеральный проект депутата Евгения Шулепова, в котором отсутствуют многие базовые требования к лизинговым компаниям, предполагает передачу регулирования незначительной части рынка федеральному органу исполнительной власти, которым может стать Минэкономразвития.
Минфин и Банк России направили критические отзывы на проект поправок к закону «О лизинге», разработанный депутатом от «Единой России» Евгением Шулеповым (с ними ознакомился “Ъ”, их отправку подтвердили в ЦБ и Минфине, а получение — господин Шулепов). Критику вызвало, в частности, отсутствие, по выражению Минфина, «целого ряда концептуальных положений регулирования лизинговой деятельности» — например, требований к минимальному размеру капитала компаний, полномочий ее регулятора по контролю и надзору за ними, положений по введению саморегулирования в отрасли. «Проект не предусматривает меры по повышению транспарентности лизинговой деятельности»,— отмечает ЦБ. К тому же предложение господина Шулепова «увязывает получение статуса специального субъекта лизинговой деятельности (тех, кто попадает под регулирование.— “Ъ” ) с получением адресных мер государственной поддержки», а это касается узкой группы компаний, «находящихся в прямой собственности правительства», опасаются в Банке России. «Депутатские поправки ограничивают круг субъектов регулирования несколькими компаниями, в то время как правительственная версия охватывает около 80% легального рынка лизинга»,— утверждает представитель ЦБ.
19 октября 2017 9 октября состоялась 12-я ежегодная конференция «ДЕНЬ ЮРИСТА лизинговой компании-2017». Данная конференция является главным юридическим событием в лизинговой отрасли. В 2017 году конференция стала самой масштабной по посещаемости за все предыдущие годы – в ней приняли участие 120 представителей из более чем 90 компаний. Главное внимание на конференции 2017 года было уделено вопросам реформы лизинговой отрасли, проводимой Центральным Банком России. В частности лизинговое сообщество обсудило замечания к Проекту ФЗ «О лизинге», проблематику определения правовой природы лизинга в ближней и дальней перспективе — арендную и финансовую модель, подходов к определению баланса интересов сторон до и после реформы. В качестве преамбулы. Дайджест событий реформы рынка лизинга: 11 октября 2016 г. Решение Национального совета по обеспечению финансовой стабильности № 11 под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалова о «…необходимости регулирования лизинга…» Февраль 2017 г. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Январь 2017 г. Концепция реформы частно-правового регулирования лизинговой деятельности 27 марта 2017 г. — 21 апреля 2017 г. Публичное обсуждение Проекта ФЗ «О лизинге» Май 2017 г. План подготовки лизинговых компаний к реформе рынка лизинга ID законопроекта — 02/04/02-17/00062230. ПО этому номеру его можно найти на сайте электронного правительства. Разработчиком законопроекта заявлен Минфин России. Краткое описание проблем, которые должен решать законопроект: отсутствие четкого регулирования рынка финансового лизинга. Краткое изложение целей регулирования: определить полномочия Банка России по аккредитации лизингодателей, переводу их на план счетов, учет и отчетность некредитных финансовых организаций; предусмотреть саморегулирование на рынке финансового лизинга в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» Планируемый срок вступления в силу – декабрь 2017 года. Цели принятия законопроекта (были обозначены в пояснительной записке к проекту Федерального закона):
- формирование прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы их деятельности;
- повышение транспарентности лизинговой деятельности за счёт внедрения МСФО;
- обеспечение защиты имущественных интересов лизингодателей;
- внедрение общих стандартов, то есть унификация, впоследствии, лизинговой деятельности.
Вопросы разработчика для публичного обсуждения:
- Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?
- Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
- Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
- Существуют ли альтернативные и менее затратные, или более эффективные способы решения проблемы?
На конференции с докладом выступила Татьяна Филатова начальник юридической службы ООО «МКБ-лизинг». Татьяна провела большую работу по обобщению всех замечаний и отзывов лизингового сообщества, опубликованных на сайте электронного правительства применительно к законопроекту, предложенному для публичного обсуждения. Необходимо сделать оговорку, что замечания анализировались именно по опубликованным текстам, потому что, возможно, какие-то отзывы и предложения и не попали в публикацию. В обсуждении законопроекта приняло участие 38 участников. Все участники обсуждения, судя по предложенным ими замечаниям и предложениям, являются экспертами на лизинговом рынке, понимают его проблемы и перспективы. Первый вопрос: является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы? Были высказаны мнения:
- заявленные проблемы не имеют места на рынке;
- существующее регулирование достаточно;
- не решаются реальные проблемы лизингового рынка;
- отсутствует экономическое обоснование для законопроекта и реформы в целом;
- отсутствие комплексности;
- вводимое регулирование может достичь заявленных целей после модификации законопроекта.
Закон определяет, что финансовый лизинг — это вид правовых отношений, по которым лизингодатель обязуется в соответствии с договором на срок и за плату передать лизингополучателю во владение и пользование как объект финансового лизинга:
• имущество, принадлежащее лизингодателю на правах собственности и приобретенное им без предварительной договоренности с лизингополучателем,
• имущество, специально приобретенное лизингодателем у продавца (поставщика) в соответствии с установленными лизингополучателем спецификациями и условиями.
Государственное регулирование и надзор на рынке финансового лизинга осуществляет Национальный банк.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;
договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;
лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
(Статья в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)
1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
2. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, и технологического оборудования иностранного производства, лизинг которого осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 130-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
1. Субъектами лизинга являются:
лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга (абзац в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения (абзац в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
2. Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2002 года Федеральным законом от 29 января 2002 года N 10-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).