Изменения в конституции в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в конституции в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.»;

14) часть 2 статьи 80 изложить в следующей редакции:

«2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.»;

15) статью 81 изложить в следующей редакции:

Объясняем простыми словами 13 основных поправок к Конституции

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.

2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.

3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.»;

19) статью 93 изложить в следующей редакции:

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.»;

20) статью 95 изложить в следующей редакции:

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства Российской Федерации освобожден от должности Президентом Российской Федерации.

2. Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации). Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.

3. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.

4. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации вправе назначить заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства Российской Федерации. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации (за исключением должностей федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации) остаются вакантными, Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.»;

42) статью 128 изложить в следующей редакции:

РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Что это значит?

Любые действия, которые могут нарушить суверенитет страны, в том числе, призывы к «отчуждению части территории РФ», будут наказуемы. Если поправки примут, то за призывы об отделении или возврате российских территорий, например, Крыма Украине или Курильских островов Японии можно будет получить наказание.

Конституция предусматривает защиту семьи, материнства, отцовства и детства; защиту института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Что это значит?

Поправка запрещает однополые браки. КС утверждает, что формулировка «брак — это союз мужчины и женщины» законна. Есть два основания: положение о том, что «одно из предназначений семьи — рождение и воспитание детей», и отсутствие обязательств по поддержке однополых пар.

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Что это значит?

Индексация пенсий будет производиться каждый год. Пенсии будут повышаться настолько же процентов, насколько выросла инфляция и подорожали товары.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа Российской Федерации.

Что это значит?

Русские признаются государствообразующим народом, а русский язык подлежит более усиленной защите. КС пояснил, что эта поправка не умаляет значимости других народов. По данным пробной переписи населения в 2018, в России доля русских от всех россиян составила 67,3%.

В период весенней сессии депутатам предстоит рассмотреть долгожданный законопроект о «гаражной амнистии». По словам Павла Крашенинникова, документ позволит гражданам без лишних сложностей оформить свои права на гаражи и землю под ними. «Что немаловажно, при оформлении права собственности гражданам не придется оплачивать госпошлину, — пояснил парламентарий. — Помимо этого, граждане будут освобождены от необходимости самостоятельно обеспечивать кадастровый учет объектов».

В комитете по вопросам семьи назвали в числе приоритетных инициативу о погашении многодетным 450 тысяч рублей по ипотеке на строительстве частного дома.

Как рассказала первый замглавы комитета Ольга Окунева, актуальным также остается вопрос о возможности направления средств материнского капитала на получение образования ребенком у индивидуального предпринимателя.

Также среди особенно важных проектов на весну депутат назвала инициативу о наделении Минцифры полномочиями по разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей.

Кроме того, комитет совместно с Минпросвещения работает над созданием нового закона об опеке и попечительстве, заключила Окунева.

Думский комитет по образованию и науке в весеннюю сессию займется доработкой законопроекта о дистанционном обучении, сообщила замглавы комитета Лариса Тутова. Ранее этот проект решили отложить, так как инициатива вызвала беспокойство в регионах. По словам депутата, предстоит серьезная доработка, ведь нерегламентированное обучение на дому противоречит нормам СанПиНа: ученикам противопоказано проводить за экранами ноутбуков и смартфонов более пяти часов в сутки.

Также в планах профильного комитета ГД на весеннюю сессию — рассмотрение законопроектов, которые предусматривают повышение зарплаты педагогам. Один из них — о базовой ставке для учителей, другой — о статусе педагогического работника. Тутова напомнила слова президента о том, что заработную плату педагогам необходимо повышать для решения кадровых вопросов.

Глава комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов ждет принятия закона, который запрещает судебным приставам изымать домашних животных. Эти новшества позволят остановить практику шантажа должников, когда их питомцев фактически берут в заложники. Правительство уже дало положительное заключение на законопроект.

«Колл-центры» в тюрьмах закроют

В весеннюю сессию комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжит работу над законопроектом, который запретит использовать мобильники в местах лишения свободы. Глава комитета Василий Пискарев объяснил, что новшество поможет защитить граждан от мошеннических действий, совершаемых с помощью мобильной связи такими лицами.

Также на весну планируется работа по проекту, запрещающему публичную демонстрацию изображений нацистских преступников, осужденных Нюрнбергским трибуналом. Другой разработанный в комитете законопроект позволит оперативно ограничить доступ к информации, содержащей обоснование или оправдание экстремистской или террористической деятельности.

Приоритеты назвали не только комитеты, но и думские фракции. Глава думских «единороссов» Сергей Неверов среди основных планов назвал законопроекты, которые направлены на недопущение монополизации розничной торговли лекарствами, создание здоровой конкуренции на фармрынке.

В весеннюю сессию также продолжится работа над трудовым законодательством — в части совершенствования системы оказания услуг населению в сфере занятости. «Расширятся возможности предоставления этих услуг в цифровом формате и централизуются полномочия по содействию занятости, что позволит более эффективно развивать внутреннюю трудовую миграцию», — сказал Сергей Неверов.

«Единая Россия» также будет выступать за то, чтобы ужесточить ответственность для неплательщиков алиментов, повысить пособия беременным женщинам, гарантировать должникам сохранение минимального дохода и подстегнуть компании трудоустраивать потерявших работу во время пандемии людей.

«Справедливая Россия» планирует вновь вносить законопроекты, которые были отклонены, сообщил он. «Это и законопроект об индексации пенсий, и мы все равно будем возвращаться к проблеме пенсионного возраста», — сказал глава фракции Сергей Миронов.

В планах, по его словам, и внесение законопроекта о компенсациях гражданам на покупку лекарств по аналогии с существующей нормой о пределе допустимой доли собственных расходов граждан на оплату услуг ЖКХ. Также, по его словам, фракция планирует вернуться к вопросу увеличения МРОТ. «Очень приятно, что президент на Госсовете в принципе поддержал мысль о том, что МРОТ надо увеличивать», — сообщил Миронов.

В ЛДПР также собираются продолжать борьбу за повышение МРОТ и прожиточного минимума. Глава профильного комитета, представитель фракции Ярослав Нилов напомнил об утверждении новой методики для этих показателей. Однако депутаты будут настаивать на дальнейшей реформе.

Лидер коммунистов Геннадий Зюганов рассказал, что фракция продолжит свою борьбу для принятия 12 законов КПРФ, которые затрагивают практически все сферы деятельности. Тут и бюджет развития, и программа народных предприятий, и помощь детям войны, и поддержка регионов.

  • Повышение МРОТ
  • Налог на вклады
  • Прогрессивная ставка НДФЛ
  • Материнский капитал
  • Повышение пенсий и пенсионного возраста
  • Отмена ЕНВД
  • Расширение ПСН
  • Повышение лимитов дохода для УСН
  • Удаленная работа
  • Трудовые книжки
  • Вычет за лечение
  • Выплата на детей с 3 до 7 лет
  • Выплата на первого и второго ребенка до 3 лет
  • Пособие по безработице
  • Декретные выплаты
  • Максимальная сумма больничных
  • Вычет для самозанятых
  • Заселение детей в гостиницу
  • Сельская ипотека
  • Анализы для водительских прав
  • Аптечка для водителей
  • Субсидии ЖКХ
  • Неустойка от застройщиков
  • Митинги, клевета и иноагенты

Процедура внесения поправок в Основной закон урегулирована в гл. 9 Конституции и специальном федеральном законе 1998 г.1 Если строго следовать ей, участие граждан предполагается лишь в одном случае – когда меняются основополагающие положения Конституции: о конституционном строе (демократия, правовое государство, федерализм, разделение властей, светское государство и др.), о правах граждан (личных, политических, экономических, социальных, культурных) и о способах изменения Конституции. В этом случае нужно принимать Основной закон заново. Один из возможных способов принятия – референдум.

Закон о поправке, который выносится на общероссийское голосование, формально всего этого не касается. Но разработчики посчитали правильным узнать мнение граждан. Без этого ни одно новшество не вступит в силу – гласит Закон. Так косвенным образом подтверждается их принципиальная важность. Вместе с тем референдумом данное голосование не является, поскольку проводится не по правилам Закона «О референдуме Российской Федерации»2, а по упрощенной схеме и без твердых гарантий предотвращения возможных нарушений.

Изменения планируется ввести Законом о конституционной поправке3, одобренным палатами Федерального Собрания и региональными парламентами, а также Конституционным Судом РФ в середине марта. Несмотря на название, упоминающее о поправке в единственном числе, закон содержит не одно и не два изменения. Корректируются главы Конституции о Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве РФ, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении. Сейчас в этих главах всего 67 статей. Изменятся 40 из них, и добавятся еще 5 новых статей. То есть Конституция обновится на треть.

Голосование будет «пакетным». Это значит, что сказать свое «да» или «нет» можно будет только всем поправкам сразу, а не отдельным из них.

В чем суть изменений? Закон о поправке затрагивает множество тем. Рассмотрим их последовательно.

Разбираемся в конституционных поправках

Первое и, пожалуй, главное: одно и то же лицо не сможет занимать президентскую должность более двух сроков (сейчас пост президента нельзя занимать два срока подряд), но данное правило не будет распространяться на действующего президента и того, кто находился в президентском кресле до него. Это так называемое обнуление. То есть для двух конкретных людей снимаются барьеры в доступе к должности президента. Считается, что такие барьеры оправданны и необходимы в демократическом государстве как гарантия сменяемости власти и предотвращение ее узурпации. В мировой политической практике обнуление, однако, не новость. В ряде авторитарных государств нечто подобное уже происходило (Боливия, Буркина-Фасо, Таджикистан, Узбекистан и некоторые другие).

Обнуление сроков – не единственная поправка, касающаяся должности президента. Этот властный субъект приобретет новые функции и полномочия. Он будет, например, обеспечивать согласованную деятельность в системе не только государственных, но и муниципальных органов. Станет руководить Правительством РФ, при том что должность председателя правительства сохранится. Сможет предлагать Совету Федерации уволить любого судью, кроме самых низших в иерархии – районных и мировых судей. Получит право назначать и снимать с должностей всех прокуроров. Сформирует Госсовет – структуру, о которой пока ничего не известно, потому что ее статус будет определен отдельным законом. И это неполный перечень. В итоге объем компетенции и возможности президента влиять на другие органы, которые и без того велики, возрастут еще больше. А президент, чьи полномочия прекратились, будет обладать неприкосновенностью, на него не смогут наложить юридическую ответственность без снятия неприкосновенности в особой, сложной процедуре.

Изменения, касающиеся палат Федерального Собрания, не столь существенны, как поправки о президенте, и практически не скажутся на политическом весе парламента. Госдума будет утверждать предложенную президентом кандидатуру председателя правительства, а не давать согласие на назначение, как сейчас (в чем разница, пока непонятно). Если нижняя палата трижды отклонит кандидатуру премьера, президент будет вправе распустить ее и назначить выборы депутатов. Сегодня при таком же раскладе роспуск Госдумы президентом неизбежен. Члены верхней палаты, Совета Федерации, отныне будут именоваться сенаторами. В их ведение попадет консультирование президента по кандидатурам на должности руководителей силовых структур (Минобороны, МВД, Минюста, прокуратуры и т.д.) и некоторые другие вопросы.

Третий блок поправок имеет отношение к судебной власти. Помимо усиления воздействия президента на кадры судебных органов предусмотрены и другие нововведения.

Серьезно поменяется организация конституционного контроля, гарантирующего правовую охрану Конституции и незыблемость конституционного порядка. Состав Конституционного Суда сократится до 11 человек. Этот Суд будет осуществлять проверку проектов законов по запросам президента, а также признавать неисполнимыми решения международных, иностранных и третейских судов. Будет усложнен доступ к Суду для граждан: прежде чем подать туда жалобу на закон, человеку надо будет пройти все инстанции в судах общей юрисдикции или арбитражных судах – в зависимости от спора.

Кроме того, поправки дают основание для ликвидации региональных конституционных (уставных) судов. Таких судов немного – всего 15. И тем не менее у них есть правовая ценность. Данный институт призван защищать в правовом смысле конституции и уставы субъектов Федерации и является одним из немногих признаков настоящего федерализма в России. Грядущая же ликвидация – это следствие того, что в Конституции появится исчерпывающий перечень судов, не включающий конституционные (уставные) суды.

Следующий «куст» поправок – про местное самоуправление. Ключевых нововведений два.

Во-первых, предлагается объединить органы местного самоуправления и органы государственной власти общим понятием «единая система публичной власти в Российской Федерации» – хотя основы конституционного строя требуют их разделения.

Во-вторых, после вступления поправок в силу эта глава Конституции почти не будет содержать норм прямого действия, потому что в нее включается сразу семь отсылок к федеральному законодательству. В текущей редакции Конституции отсылок всего две. Именно закон, а не Конституция будет определять общие принципы организации местного самоуправления, виды муниципальных образований, порядок и случаи формирования муниципальных властей государственными органами и т.п. Рамки будущих изменений в области устройства муниципальной власти, таким образом, беспредельно расширяются.

Новые поправки в Конституцию России предложенные Путиным в 2021 году

Суть изменений старой конституции можно сконцентрировать по пунктам в этом списке:

  1. Усиление Госсовета.
  2. Запрет на изменение границ.
  3. Упоминание Бога.
  4. Защиты исторической правды.
  5. О важнейшем достоянии — детях.
  6. Вместо продолжателя — правопреемник СССР.
  7. Русский язык – государствообразующий.
  8. Культура — уникальность и ценное наследие.
  9. Поддержка зарубежных соотечественников.
  10. Семейные ценности.
  11. Индексация пенсий и социальных пособий на уровне МРОТ.
  12. Ужесточение требований к властям и обеспечение их неприкосновенности.
  13. Приоритет Конституции РФ над международным правом.
  14. Неприкосновенность президента после отставки.
  15. Арбитраж, Верховный и Федеральный суды, мировые судьи, главы силовых ведомств, генпрокурор подчинены главе государства, им же и назначаются.
  16. Высокопоставленные чиновники не должны иметь иностранного гражданства.
  17. Органы местного самоуправления отвечают за медицинскую помощь населению.

Пройдемся по каждому новшеству.

Президент предложил закрепить статус Государственного совета в основном законе страны, тем самым поставив его в один ряд с правительством России.

После речи депутата Госдумы Терешковой об обнулении сроков правления действующего президента, эти полномочия уже не стали столь весомыми – ведь появился прецедент, что правление Путина беспрепятственно продлится до 2036 года. Дай бог ему здоровья.

Все знают, что у них есть недра – ведь это народное достояние, но никто не ощущает радости от этого, потому что само понятие «достояние народа» с годами правления одного человека прошло жесткую деформацию: если в Конституции СССР была четко обозначена принадлежность недр народу, то новая статья 9 уже определяет, что недра «могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Путин предлагает в Конституции слово «продолжатель» заменить на «правопреемник», что РФ уже не будет продолжателем СССР, а станет его приемником. Вроде бы, одно слово, а все в корне меняется.

Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. То есть одно государство исчезло с лица земли, а абсолютно другое взяло на себя его функции и обязательства. Если раньше Россия хоть как-то продолжала основные положения СССР, то сейчас может этого и не делать.

206 поправок к Конституции за 4 минуты

В блоге пользователя под ником Страновед была опубликована запись:

«СССР юридически существует. Ведь для того, чтобы его юридически не стало, надо было выполнить процедуры, установленные законом “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР” (3.04.1990). Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым “посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из СССР” (ст.6). Гражданам СССР, проживающим в отделяющейся республике, гарантировалось “право выбора гражданства, места жительства и работы, а выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики” (ст.15).

Как известно, ни в одной из союзных республик референдума о выходе из состава Союза СССР проведено не было. Хотя он был гарантирован Конституцией СССР. А для РСФСР, УССР, БССР – ещё и Уставом ООН. Референдумов не заменяют односторонние декларации о независимости РСФСР (12.06.1990), Молдавии (23.06.1990), Украины (16.07.1990), Узбекистана (20.07.1990), Белоруссии (27.07.1990), Туркмении (22.08.1990), Армении (23.08.1990), Таджикистана (24.08.1990), Казахстана (25.10.1990), Грузии (14.11.1990), Киргизии (15.12.1990). А тем более – решение непонятного «Госсовета» об отсечении от СССР и «признании независимости» Литовской, Латвийской и Эстонской союзных республик» (6.09.1991). Только по результатам референдума можно было лишить 280 млн. человек гражданства СССР с учетом ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, ст. 33 Конституции СССР, ст. 20 закона “О гражданстве СССР” (23.05.1990), ст. 5 Декларации прав и свобод человека (5.06.1991) и др.

Подписание в Беловежской пуще 3-стороннего Соглашения о создании СНГ (8.12.1991), в котором было объявлено, что СССР «прекращает свое существование» не соответствовало действовавшему на тот момент законодательству и противоречило воле народа, выраженной на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., когда 76,4% советских граждан проголосовали за сохранение СССР. Так что, юридических препятствий для существования и возрождения СССР нет. Тем более и Конституция России, принятая на референдуме, не содержит никаких норм о запрете существования СССР и провозглашает народ единственным источником власти в России. А поскольку этот источник никогда не высказывался за развал СССР, то изложенное мнение никем ещё не опровергнуто».

Итак, пройдемся постатейно.

  1. Статья 67 – смущает слово «правопреемник».
  2. Пункт 2 статьи 67 — о памяти предков и наших идеалах — смущает лишь вставленное слово Бог: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Это противоречит статье 28 той же Конституции, где говорится: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
  3. Статья 68 пункты 2, 3 и 4 – о сохранении национальных языков и культур, все хорошо.
  4. Статья 60 — о коренных и малых народах также вопросов не вызывает.
  5. Статья 70, подпункт «т» запрет на двойное гражданство — впечатляет.
  6. Статья 75 п.6 — об индексации, настораживает пожизненное утверждение в Основном законе того, что индексация будет всегда, что влечет мысль о мизерных копеечных пенсиях. Также стоит внимательно вчитаться в новый пункт: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, а также осуществляется индексация размера пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом». Настораживает фраза «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений» — такое ощущение, что солидарные с родителями дети должны помогать им в старости. Да и то, что индексация будет установлена очередным Федеральным законом — вообще не внушает доверия.
  7. Статья 81 о президентстве не более 2-х сроков по 6 лет – тоже хорошо, но почему-то порядок выборов будет определяться очередным Федеральным законом — а в него можно, как известно, все что годно вложить.
  8. Статья 95 увеличивает значимость и полномочия Совета Федерации.
  9. А вот статья 119 предписывает вместо референдума простое голосование, где результат будет рассматриваться не от общего числа жителей России, а от количества пришедших на голосование. Этого раньше никогда не было. Учет голосов шел от числа избирателей. А тут новшество – пришло 3 человека, и большинство пришедших в количестве двух человек проголосовали за, то конституция принята – добро пожаловать в новую светлую жизнь! Этого не должно быть.

Непонятной осталась и поправка о государствообразующем народе, там говорится, что таковым является народ, чей язык русский. Странно, ведь на русском языке говорят множество народов и представители разных национальностей. Как-то совсем коряво получилось. И нет ни одного слова о том, каков все же смысл того государства, которое должен образовывать этот самый государствообразующий народ.

Прочитав поправки, вспомнился Верещагин: «За Державу обидно».

— Статья 118

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства;

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Запрет иностранного гражданства судьям, чиновникам, депутатам

— Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

— Статья 125

Сокращение численности судей КС РФ

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя;

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

Часть 4 излагается в следующей редакции:

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.

51 Конституционный Суд Российской Федерации:

Проверка КС РФ конституционности законов до подписания президентом. Президент получит право обратиться в Конституционный суд (КС РФ) с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. Таким образом президент сможет попытаться заблокировать подписание и вступление в силу федерального конституционного закона (ФКЗ) (ранее президенту было труднее его отклонить). Если же КС РФ не подтвердит конституционность ФКЗ или федерального закона, то глава государства возвратит закон в Государственную Думу.

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

Статья 129 излагается в следующей редакции:

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

  • Ограничить приоритет международного права
  • Изменить процедуру назначения правительства России. Главу правительства, заместителей и министров будет утверждать парламент
  • Изменить процедуру назначения руководителей силовых ведомств. Президент будет назначать их после консультаций с Советом Федерации
  • Изменить положение о запрете одному и тому же человеку занимать должность президента более двух сроков подряд
  • Поднять ценз оседлости для президента России с 10 до 25 лет
  • Запретить иностранное гражданство и вид на жительство за рубежом для судей, глав субъектов Федерации, депутатов и сенаторов, руководителя правительства и министров
  • Ужесточить этот запрет для главы государства: президент не должен иметь вид на жительство или иностранное гражданство не только на момент избрания, но даже в прошлом
  • Превратить Государственный совет в конституционный орган
  • Дать право Совету Федерации отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов. Инициировать такие отставки будет президент России за проступки, порочащие честь и достоинство
  • Дать право Конституционному суду проверять конституционность федеральных законов до их подписания главой государства. Инициировать такие проверки будет президент
  • Прописать в Конституции обязательную индексацию пенсий и норму о минимальном размере оплаты труда, приравненном к прожиточному минимуму.

Теперь расскажем, что нового.

Новый текст Конституции РФ с поправками 2020

Поправки в Конституцию не затронут статью 15, гарантирующую приоритет международных договоров над российскими законами. Ее можно поменять, только приняв новую Конституцию целиком (а не внося поправки). Российские власти позволят себе просто не исполнять отдельные решения межгосударственных органов. Для этого судьям Конституционного суда достаточно будет уличить эти органы в «неверном», то есть неконституционном истолковании международных договоров. Таким образом, процедура будет похожа на ту, что сейчас действует в отношении решений ЕСПЧ.

Тема Госсовета была одной из самых обсуждаемых сразу после того, как Путин объявил о конституционной реформе. Многие эксперты тогда предположили, что он хочет резко расширить полномочия этого органа, а сам стать его главой после выборов 2024 года (сейчас это президент). Действительно, из поправок, предложенных Путиным, следует, что роль Госсовета будет довольно велика: он будет заниматься «обеспечением согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства» — то есть фактически возьмет на себя часть президентских функций.

При этом как конкретно все это будет происходить, непонятно. Звучит довольно мощно, но при этом статус Госсовета будет определяться простым законом (впрочем, так же регулируются и некоторые другие важные вещи — например, порядок избрания президента), а формировать его будет сам президент. Иными словами, если Путин действительно хочет после отставки стать председателем этого органа, то его собственная роль будет полностью зависеть от президента и депутатов. По крайней мере, так это выглядит сейчас.

Сейчас в КС заседает 15 человек (при максимальной численности в 19 судей). Согласно поправкам, предложенным Путиным, их численность снизится до 11. С одной стороны, влияние каждого судьи увеличится; с другой — любые неформальные договоренности придется заключать с меньшим количеством людей. Не вполне понятно, кто из нынешних судей останется в суде после принятия поправок — очевидно, для того, чтобы это определить, понадобится принятие еще каких-то нормативно-правовых актов.

Членов Совета Федерации уже давно по аналогии с США неформально называют сенаторами. Теперь это слово появится в Конституции — так будут официально именовать членов верхней палаты парламента. При этом сам Совет Федерации название не поменяет, и сената в России не будет.

Поправки в Конституцию ужесточают требования к кандидатам на пост президента России. Главой государства не сможет стать человек, который когда-либо в прошлом имел иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране. Но из запрета сделали исключение для жителей территорий, которые были приняты в Российскую Федерацию. Под это определение сейчас подпадают только Крым и Севастополь.

«Медуза», я с тобой

Денис Дмитриев, Дмитрий Карцев при участии Валерия Горохова

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  1. Сделать Конституцию приоритетом в правовом пространстве РФ над международным законодательством и международными соглашениями, решениями международных органов.

  2. Запретить иностранное гражданство и вид на жительство для председателя правительства, министров, министров, руководителей федеральных структур, губернаторов, депутатов, судей.

  3. Вписать муниципальные органы управления в структуру государственной власти.

  4. Среди государственных органов управления упомянуть Государственный совет.

  5. Наделить Госдуму правом утверждать премьер-министра, вице-премьеров (по представлению главы правительства), федеральных министров.

  6. Появилось положение, что «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство»;

  7. За русским народом закреплен статус «государствообразующего», введено понятия «союза многонациональных народов»;

  8. Одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков (ранее нельзя было избираться президентом более двух сроков подряд, общих ограничений сроков не было).

  9. Включено положение о том, что в РФ «создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнёрство, экономическая, политическая и социальная солидарность».

  10. Брак определен как «союз мужчины и женщины».

Первые своды основных законов появились еще в древности. Их впервые записали в Афинах в 620 году до н.э., речь шла об управлении городом. Необходимость была насущной: власть принадлежала аристократии, которая руководствовалась по своему усмотрению устными правилами, неизвестными бедным жителям.

В Афинах практиковали денежные займы под залог имущества, земли и даже свободы. В итоге население попало в долговую кабалу, в руках аристократии оказались крупные земельные наделы, а царь ослабел. Если кто-то совершал преступление, последствия зависели от того, к какой семье принадлежал преступник и жертва. Зачастую это приводило к кровной мести, которая могла длиться несколько поколений. Аристократические вендетты затрагивали весь город.

После неудачной попытки захвата власти олимпиоником Килоном, который стремился стать тираном при поддержке недовольных бедных жителей, аристократы были вынуждены ввести общие правила. Задачу поручили законодателю Драконту, который зафиксировал существовавшие законы и ввел новые. Преступления среди аристократов теперь разрешались судом, а кровная месть стала нелегальной. Тремя сотнями лет позже Аристотель особо отмечал различение между умышленным и непредумышленным убийством. Но помимо этого конституция Драконта была драконовской — именно ему мы обязаны этим выражением. Многие мелкие преступления, например, кража продуктов, карались смертью. За долги по-прежнему можно было попасть в рабство.

В итоге конституция Драконта просуществовала недолго и в 590-е годы до н.э., после очередной смуты, была заменена законами Солона. Тот провел долговую амнистию, обеспечил всем представительство в суде и расширил ценз для присутствия в выборных органах — положив начало афинской демократии.

Сама по себе конституция — ничего больше, чем слова, записанные на бумаге. Конституционным государство становится тогда, когда общественный договор, зафиксированный в документе, действительно работает. Как это выглядит на практике:

  • Стабильность процедур. Основные законы, правила и процессы не могут постоянно и безосновательно меняться. Граждане должны знать, как работает управление в их стране — а значит, осознавать последствия своих действий. В неконституционных режимах граждане, включая высоких чиновников, часто могут не знать, как им придется вести себя завтра и «не придут ли за ними».

  • Подотчетность власти. В конституционных демократиях власти отчитываются перед гражданами через процедуры: выборы, определение государственных должностей, бюджетную ответственность, выборы об отстранении должностных лиц, референдумы. Подотчетность властей делает возможной ответственность граждан за действия своего правительства.

  • Разделение властей на региональные и федеральные, на законодательную, исполнительную и судебную ветви, создает систему сдержек и противовесов. Граждане могут влиять на проводимую политику, обращаясь в разные институты.

  • Прозрачность действий властей необходима, чтобы у граждан было достаточно информации для участия в управлении — например, через выборы. Без прозрачности невозможно обеспечить подотчетность власти — а значит, и ответственность граждан.

Новой статьей 67.1 Конституции РФ определено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия для детей, способствующие их развитию:

  • духовному,
  • нравственному,
  • интеллектуальному,
  • физическому.

Государство уделяет внимание воспитанию в детях:

  • патриотизма,
  • гражданственности,
  • уважения к старшим.

В статье указано, что:

Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Новой редакцией статьи 68 Конституции РФ установлено, что русский язык — это язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Именно по этой причине он является государственным.

Также в статью добавлен новый пункт 4, в соответствии с которым:

Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

Статья 69 Конституции РФ в новой редакции регламентирует обязанность государства защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ и сохранять этнокультурное и языковое многообразие. РФ обязуется оказывать поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении общероссийской культурной идентичности, защите их прав и интересов.

Статья 75 Конституции РФ в новой редакции определяет, что:

Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав.

Статья 81 Конституции РФ устанавливает требования к лицу, занимающему должность Президента РФ. Это может быть:

  • гражданин Российской Федерации;
  • в возрасте не моложе 35 лет;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет;
  • не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

Отдельно отмечено, что:

Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть жители Крыма смогут претендовать на должность главы государства на общих основаниях.

Президенту РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Но ограничение числа сроков пребывания на посту президента не распространяется на лицо, занимавшее должность Президента РФ до принятия поправок. Для такого лица сохраняется возможность занимать должность Президента РФ в течение еще двух сроков.

Статьей 83 Основного закона регламентировано право президента назначать на должности:

  • председателя Правительства РФ;
  • заместителей главы правительства;
  • федеральных министров.

Их кандидатуры должны быть утверждены Государственной Думой по представлению Президента РФ. Аналогично у главы государства есть право освободить председателя Правительства РФ от должности или принять его отставку.

Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами:

  • обороны,
  • безопасности государства,
  • внутренних дел,
  • юстиции,
  • иностранных дел,
  • предотвращения ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,
  • общественной безопасности.

Для этого утверждение Госдумой не требуется. Генеральный прокурор РФ, его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность:

  • председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей;
  • судей Конституционного Суда РФ;
  • председателя Верховного Суда РФ и его заместителей;
  • судей Верховного Суда РФ;
  • председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

Он лично имеет право назначать председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Президент РФ формирует Государственный Совет РФ, а также Совет Безопасности РФ. Последний формируется в целях:

  • содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства;
  • для поддержания гражданского мира и согласия в стране;
  • для охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

Президент возглавляет Совет Безопасности РФ, а его статус определяется федеральным законом.

Новая статья 92.1 Конституции РФ вводит гарантии для президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или по состоянию здоровья. Такой гражданин обладает неприкосновенностью, которой может быть лишен только в порядке, определенном статьей 93 Конституции РФ. Другие гарантии бывшим президентам могут быть установлены федеральным законодательством.

Статьей 95 Конституции РФ узаконено до этого обиходное название членов Совета Федерации — сенаторы РФ. Установлено, что президент, прекративший свои полномочия, получает право на пожизненное звание сенатора РФ, от которого вправе отказаться. В состав Совфеда входит не более 30 сенаторов, назначенных президентов, из которых не более 7 человек могут быть назначены пожизненно. Это должны быть граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Сенатором РФ может стать человек, который:

  • является гражданином РФ;
  • не младше 30 лет;
  • постоянно проживает в России;
  • не имеет гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

Сенаторам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Аналогичный запрет распространяется на депутатов Государственной думы.

В число полномочий Федерального собрания включили:

  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению главы государства председателя КС РФ и его заместителя, судей КС РФ, председателя ВС РФ и его заместителе, судей ВС РФ;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур;
  • проведение консультаций по предложенным главой государства кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • заслушивание ежегодных докладов генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.

Дополнительные обязанности приведены в новой редакции статьи 103 Основного закона РФ. Новая статья 103.1 Конституции РФ гласит, что:

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

Статьей 77 Конституции РФ установлены требования к человеку, который претендует на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Это может быть:

  • гражданин РФ;
  • в возрасте старше 30 лет;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

После занятия высшей должности в субъекте РФ гражданину запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть установлены федеральным законодательством.

Аналогичные требования и ограничения предусмотрены новой редакцией статьи 78 Конституции РФ по отношению к руководителям федеральных государственных органов.

Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.

Прежде всего, на ЕГЭ 2021 по обществознанию из-за поправок изменят 14 задание. Вновь обратимся к тому, что говорят эксперты ФИПИ: «Будут включены добавленные полномочия субъектов государственной власти России». Необходимо обратить внимание на изменения полномочий:

  • Президента РФ (статья 83)
  • Совета Федерации (статья 102)
  • Государственной Думы (статья 103)
  • Правительства (статья 114)
  • Судебной власти РФ (статья 118)

Знание этих изменений может пригодиться вам и во второй части экзамена. Например, в заданиях 26, 28 и 29 в ЕГЭ и в заданиях 23 и 24 в ОГЭ. Не пугайтесь: сейчас мы разберем все поправки в Конституции, которые важны для ЕГЭ по обществознанию!

При выполнении заданий с развернутым ответом, например при написании плана по темам «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации» и т.п., необходимо приводить информацию с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.

Эксперты ФИПИ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *