Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уголовных дел

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уголовных дел». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уголовных дел

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.

Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст. 123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Справка

Вступление в законную силу изменений, внесенных в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием работы органов предварительного следствия, требует корректировки организации прокурорского надзора за их процессуальной деятельностью.

В целях обеспечения единообразного применения положений уголовно-процессуального закона, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

1.2. Считать приоритетным направлением своей деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения. Взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.

1.3. Систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В этих целях не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру.

Во всех случаях обращать внимание на наличие в сообщениях данных, указывающих на признаки преступления.

Принимая решение о передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК РФ.

При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.

По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Обеспечить проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение установленного ч. 4 ст. 148 УПК РФ срока направления постановления заявителю и прокурору. Считать существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, представление указанного документа прокурору в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения. Организовать незамедлительное представление в прокуратуру проверочных материалов по поступившему постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.

Раздельно по ведомствам вести книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, фиксируя в них решения, принятые в ходе осуществления надзорных полномочий (приложение № 1).

Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращать внимание на объективность и полноту их проведения, в том числе путем опроса заинтересованных лиц и специалистов.

Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором указывать обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, ставить вопрос о возбуждении уголовного дела.

В целях совершенствования организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

1.2. Считать приоритетным направлением своей деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения.

Взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.

1.3. Систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В этих целях не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру.

Во всех случаях обращать внимание на наличие в сообщениях данных, указывающих на признаки преступления. Пресекать необоснованное проведение процессуальных проверок по сообщениям, не содержащим признаков преступления, используя полномочия, предоставленные пунктом 3 части 2 статьи 37 УПК РФ.

Принимая решение об изъятии и передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные статьей 151 УПК РФ.

При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

В случае нарушения по указанным материалам следователями Следственного комитета Российской Федерации конституционных прав участников уголовного судопроизводства учитывать, что положения пункта 12 части 2 статьи 37 УПК РФ не исключают возможность передачи этих материалов в уполномоченный орган предварительного расследования в соответствии с требованиями, установленными статьей 151 УПК РФ.

Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.

По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно пункту 2 части 2 статьи 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

В силу ч. 2 ст. 21 УПК в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять предусмотренные законом меры по установлению события преступления и изобличению лица, совершившего преступление.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе проверять исполнение федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Приказом Генеральной прокуратуры и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» на прокуроров возложена обязанность: осуществлять надзор за состоянием регистрации и учета заявлений (сообщений) о преступлениях не реже двух раз в неделю; изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания материалы проверок и давать письменные указания, подлежащие исполнению (п. 4.4). Приказом Генерального прокурора от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» на прокуроров возложена обязанность с особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу (п. 1.4).

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

1) в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые — не регистрируются и не рассматриваются;

2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;

3) нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д.

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.

При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК РФ прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения пост��пившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

  • органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
  • Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;
  4. давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела;
  5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  7. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК;
  8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;
  9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;
  10. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;
  11. продлевать срок дознания;
  12. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  13. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
  14. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

  1. в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые – не регистрируются и не рассматриваются;
  2. уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;
  3. нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т. д.

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрацион-ной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.

При наличии фактов фальсификации материалов дослед-ственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.

Определение 1

Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.

Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.

Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:

  • единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
  • установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
  • обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 28.12.2016 N 826

Юридическая литература предлагает рассматривать правовые формы прокурорского надзора как комплекс прав и полномочий прокуроров во время осуществления надзора за работой органов, которые отвечают за предварительное следствие и допрос. Также, данное понятие подразумевает порядок и реализацию вышеуказанных форм. Обычно, момент применения средств права надзора приводит к появлению уголовно-процессуальных отношений между прокурором и органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, которые имеют право участвовать в расследовании уголовного дела.

Определение 2

Под полномочиями подразумеваются закрепленные в законе права и обязанности прокурора.

Замечание 1

К слову, идентичным с понятием надзорного права прокурора, считают понятие рассмотрения руководителем следственного органа поступившие от прокурора требование устранить нарушение федерального закона. Если речь идет об органе дознания, либо о начальнике самого подразделения дознания, здесь вступает в роль понятие исполнения письменного указания прокурора.

Учитывая условия, которые описывает часть 2 статьи 21 УПК, в момент, когда признаки преступления стают абсолютно явными, следователь, орган дознания и сам дознаватель должны строго соблюдать правила по предусмотрения мер, устанавливающих события и абсолютное изобличение виновного в содеянном.

Замечание 2

Опираясь на п.1 ч.2 ст.37 УПК прокурор полноправно может проверять как исполняется федеральный закон при приеме, регистрации и разрешении сообщений о содеянных преступлений.

В случае, когда преступление было обнаружено самим прокурором, он обязан внести изменения в вопросах о переходе материальной базы, которая касается подследственности, в орган дознания, либо в орган первоначального следствия. Основательная передача всех материалов прокурорской проверки делается на основании конкретного постановления прокурора.

Именно по поручению прокурора специальный орган дознания проверяет сообщение о преступлении, которое попало в средства массовой информации. В таком случае, редакция обязана передать органу дознания по требованию прокурора документы и материалы, которые подтверждают факт сообщения о преступлении, а также данные о лицах, которые эту информацию предоставили.

Замечание 3

Только случаи, когда лицо поставило условие неразглашения данной информации, предполагают отказ в предоставлении даных. Если проводятся документальные проверки, либо ревизии при проверке сообщений о преступлении, прокурор имеет право продлить срок проверки до 30 дней (ч.3 ст. 223 УПК)

Когда первоначальная проверка завершена, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, а также следователь, вправе возбудить уголовное дело (ч. 1 ст.146 УПК). Идентичная версия постановления должна быть направлена прокурору. В таком случае, согласие прокурора на первоначальное возбуждение уголовного дела вовсе не требуется.

В вышеуказанном моменте, исключение составляют случаи, когда дела уголовного характера возбуждаются главой подразделения дознания, либо лицом, которое проводит допрос, когда человек находится в психическом состоянии при котором защита своих прав является невозможной. Тут уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания или дознавателем по согласию прокурора.

Дознание не проводится по делам, которые напрямую касаются частно-публичного обвинения. Дела такого сегмента, как правило, относятся к деятельности следователя Следственного комитета РФ.

Замечание 4

Предусматриваются случаи, когда лицо находится в состоянии, которое предполагает невозможность защищать свои права и интересы, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и провести следственные действия, которые не терпят отложения. Закон не требует согласия прокурора на возбуждения уголовного дела частно-публичного характера начальником определенного органа дознания.

Принятие сообщения о преступлении состоит из двух взаимосвязанных элементов: приема и регистрации. В соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ прием сообщения о преступлении представляет собой получение в официальном порядке дознавателем, органом дознания, следователем исходящей от граждан, должностных лиц или организаций информации о совершенном или готовящемся преступном деянии.

В УПК РФ термин «регистрация» как элемент рассмотрения сообщения о преступлении не указан; о регистрации сообщения о преступлении речь идет лишь как о предмете прокурорского надзора вп.1 ч.2 ст. 37 УПК РФ, широко используется понятие и в ведомственных нормативных актах.

Практический смысл разделения «приема» и «регистрации» очевиден: должностное лицо может получить заявление, но не зарегистрировать или зарегистрировать не по установленным правилам. Поэтому закрепленные в ч.1 ст. 144 УПК РФ «регистрация» в качестве этапа рассмотрения сообщения о преступлении способствовало бы укреплению законности в стадии возбуждения уголовного дела.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

  • Наложение ареста на имущество
  • Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и возбуждении уголовного дела
  • Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
  • Некоторые вопросы квалификации вымогательства (ст. 163 УК РФ)
  • Критерии и пределы ограниченной вменяемости
  • Проблемы, возникающие на практике при применении статьи 106 УК РФ (убийство матерью новорожденного ребенка)
  • Ошибки, допускаемые следователем при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого
  • К вопросу о применении принудительных мер в уголовно-исполнительной системе и в уголовном праве
  • Реализация правового статуса потерпевшего по уголовному делу, по которому с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве
  • Уголовная ответственность как средство борьбы с преступными сообществами в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
  • Профилактика рецидивной преступности несовершеннолетних в условиях воспитательных колоний
  • Защита прав и свобод гражданина в административном судопроизводстве Российской Федерации с участием прокурора
  • Особенности кассационного производства в административном судопроизводстве Российской Федерации
  • Помещение в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как принудительная мера воспитательного воздействия для несовершеннолетних
  • Отдельные проблемы правового регулирования противодействия преступности несовершеннолетних

Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [1] .

Хотя органы прокуратуры РФ осуществляют надзор по многим направлениям, одним из основных, приоритетных направлений надзора ОП РФ выступает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. Указанный вид надзора во многом схож с надзором за органами, осуществляющими дознание, но все-таки имеет свои существенные особенности, с которыми постараемся разобраться ниже.

Вышеназванное направление надзора можно охарактеризовать как направление деятельности ОП РФ, связанное с обеспечением законных требований при производстве предварительного следствия, а также с обеспечением защиты интересов лиц, права и интересы которых затрагиваются данной процессуальной деятельностью.

Предмет этого надзора законодательно закреплен в ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ».

ОП РФ, осуществляя данный надзор преследуют следующие цели: прежде всего, это единообразное применение норм уголовно-процессуального законодательства, защита лиц, которые стали потерпевшими, защита лиц от неправомерного обвинения, оперативное, своевременное реагирование на нарушения, которые допустили органы следствия, соблюдение законных требований при проведении предварительного расследования и, конечно же, защита прав лиц, которые нарушены.

Прокурорский надзор является наиболее эффективным и действенным механизмом обеспечения верховенства права и свобод прав человека, а органы, которые приступили к выполнению этой задачи, на протяжении многих лет являются опорой в обеспечении соблюдения закона в различных сферах правового регулирования. Нет сомнений в важности и неотъемлемости выполнения этих задач.

Среди задач, которые выполняет ОП РФ при осуществлении этого надзора, можно выделить: принятие мер по обеспечению защиты личности от обвинения необоснованного и незаконного, недопустимость ограничения прав личности; обеспечение установленного законом порядка возбуждения УД, их приостановления и прекращения; обеспечение установленного порядка проведения следственных действий, обеспечение соблюдения закона при поступлении сообщений о преступлениях, их регистрации и разрешении.

Объектам надзора являются органы, перечисленные в УПК РФ, к ним относятся: СК РФ, ФСБ РФ, ОВД. Этот перечень является закрытым.

Субъектами надзора выступают должностные лица вышеназванных органов, в частности: руководитель СО, следователь, следователь-криминалист.

Законодатель установил определенные границы, пределы, в рамках которых ОП РФ осуществляют надзор. Во-первых, он должен касаться только процессуальной деятельности, закрепленной в УПК РФ и в ФЗ «О прокуратуре РФ». Во-вторых, прокурор не при каких условиях не имеет право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность вышеперечисленных объектов/субъектов.

Обсуждаемая проблема заключается в надзоре за предварительным расследованием как одним из важнейших этапов уголовного судопроизводства. Обсуждение во многом связано с процессом сокращения полномочий надзорного органа, который начался несколько лет назад. В настоящее время отсутствует единая позиция юристов-исследователей и сотрудников правоохранительных органов в отношении функций прокуратуры в ходе предварительного следствия.

В контексте реформы уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор лишен права возбуждать уголовное дело; в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор вправе только принять мотивированное решение о направлении материала, относящегося к следственному органу, для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам нарушений уголовного законодательства. Как показывает практика, бывают случаи, когда следователи не возбуждают уголовного дела на основании мотивированного решения прокурора. Соответственно, органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением закона, практически лишены возможности принимать реальные и эффективные меры реагирования на утверждения. Еще одним ярким примером ограничения процессуального статуса прокурора в ходе предварительного следствия являются положения части 3 статьи 108 УПК РФ, предусматривающие, что возбуждение ходатайства перед судом, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, осуществляется следователем с согласия руководителя следственного органа, а дознавателем — с согласия прокурора. Таким образом, прокурор не участвует в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени РФ деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров по обеспечению точного и единообразного соблюдения законодательства поднадзорными субъектами путем проведения проверок на основе конституционных принципов законности, единства, централизации гласности в рамках, в установленном законом порядке направленная на выявле­ние, предупреждение, пресечение, устранение нарушения закона, а также защиту и восстановление прав и законных интересов человека, общества и государства. К признакам прокурорского надзора относятся следующие:

1) Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 255 609
  • КНИГИ 585 068
  • СЕРИИ 21 715
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 540 802

1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами. Порядок расследования преступлений, совершенных работниками прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

  1. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.
  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  3. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
  5. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе. Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы. По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

  • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
  • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
  • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
  • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.

[3]

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» (разд. IV, ст. 35, 36, 39) и нормами процессуального законо­дательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:

  1. принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел (выступает в качестве равноправного участника, сто­роны уголовного, гражданского или арбитражного судопро­изводства);
  2. осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, опре­делений или постановлений суда (предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности).

Изучение данной главы позволит студенту высшего учебного заведения:

знать классификацию видов прокурорского надзора; правовое обоснование для выделения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, а также предварительное расследование (две разновидности государственной деятельности фактически осуществляют один и те же государственные органы);

уметь отграничивать прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование, от прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность;

приобрести навык составления документов при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование.

Это позволит стать компетентным при осуществлении правоприменительной практики в прокуратуре.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление и расследование преступлений, изобличение виновных лиц и назначение им справедливого наказания.

В соответствии с положениями УПК РФ уголовное судопроизводство состоит из досудебного и судебного производства. Уголовное преследование, осуществляемое на досудебном этапе, реализуется в форме предварительного следствия и дознания.

Юридическая литература предлагает рассматривать правовые формы прокурорского надзора как комплекс прав и полномочий прокуроров во время осуществления надзора за работой органов, которые отвечают за предварительное следствие и допрос. Также, данное понятие подразумевает порядок и реализацию вышеуказанных форм. Обычно, момент применения средств права надзора приводит к появлению уголовно-процессуальных отношений между прокурором и органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, которые имеют право участвовать в расследовании уголовного дела.

Определение 2

Под полномочиями подразумеваются закрепленные в законе права и обязанности прокурора.

Замечание 1

К слову, идентичным с понятием надзорного права прокурора, считают понятие рассмотрения руководителем следственного органа поступившие от прокурора требование устранить нарушение федерального закона. Если речь идет об органе дознания, либо о начальнике самого подразделения дознания, здесь вступает в роль понятие исполнения письменного указания прокурора.

Учитывая условия, которые описывает часть 2 статьи 21 УПК, в момент, когда признаки преступления стают абсолютно явными, следователь, орган дознания и сам дознаватель должны строго соблюдать правила по предусмотрения мер, устанавливающих события и абсолютное изобличение виновного в содеянном.

Замечание 2

Опираясь на п.1 ч.2 ст.37 УПК прокурор полноправно может проверять как исполняется федеральный закон при приеме, регистрации и разрешении сообщений о содеянных преступлений.

В случае, когда преступление было обнаружено самим прокурором, он обязан внести изменения в вопросах о переходе материальной базы, которая касается подследственности, в орган дознания, либо в орган первоначального следствия. Основательная передача всех материалов прокурорской проверки делается на основании конкретного постановления прокурора.

Именно по поручению прокурора специальный орган дознания проверяет сообщение о преступлении, которое попало в средства массовой информации. В таком случае, редакция обязана передать органу дознания по требованию прокурора документы и материалы, которые подтверждают факт сообщения о преступлении, а также данные о лицах, которые эту информацию предоставили.

Замечание 3

Только случаи, когда лицо поставило условие неразглашения данной информации, предполагают отказ в предоставлении даных. Если проводятся документальные проверки, либо ревизии при проверке сообщений о преступлении, прокурор имеет право продлить срок проверки до 30 дней (ч.3 ст. 223 УПК)

Когда первоначальная проверка завершена, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, а также следователь, вправе возбудить уголовное дело (ч. 1 ст.146 УПК). Идентичная версия постановления должна быть направлена прокурору. В таком случае, согласие прокурора на первоначальное возбуждение уголовного дела вовсе не требуется.

В вышеуказанном моменте, исключение составляют случаи, когда дела уголовного характера возбуждаются главой подразделения дознания, либо лицом, которое проводит допрос, когда человек находится в психическом состоянии при котором защита своих прав является невозможной. Тут уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания или дознавателем по согласию прокурора.

Дознание не проводится по делам, которые напрямую касаются частно-публичного обвинения. Дела такого сегмента, как правило, относятся к деятельности следователя Следственного комитета РФ.

Замечание 4

Предусматриваются случаи, когда лицо находится в состоянии, которое предполагает невозможность защищать свои права и интересы, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и провести следственные действия, которые не терпят отложения. Закон не требует согласия прокурора на возбуждения уголовного дела частно-публичного характера начальником определенного органа дознания.

Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела: проблемы и решения

Одним из важнейших этапов прокурорского надзора за законностью предварительного расследо­вания является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности усилий по противодействию организованной, транснациональной, иной преступности, по оказанию правовой помощи.

С учетом особой роли прокурора в досудебном производстве предметом прокурорского надзора является законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений.

Это положение конкретизировано в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».5 ) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и полномочия прокурора

Тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

Военным прокурорам окружного звена указанные информационные материалы направлять в Главную военную прокуратуру.

Приказ ГП РФ от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия » 1.1.

Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального вреда.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам сосредоточить усилия на оказании практической помощи подчиненным прокуратурам.

Безотлагательно отменять постановления о приостановлении и прекращении дел, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников.1.5.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности. См.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

 Несмотря на то, что рядом ученых выделение стадии возбуждения уголовного дела как самостоятельной стадии уголовного судопроизводства ставится под сомнение [1,2,3], тем не менее, мы убеждены, что данная стадия дела имеет важное конституционное, уголовно-процессуальное, уголовно-правовое и социально-психологическое значение [4, с. 38]. Реализация назначения уголовного судопроизводства начинается уже в рамках возбуждения уголовного дела, ведь эта стадия наиболее близка по времени к моменту совершения преступления. Строгое соответствие закону на данной стадии уголовного судопроизводства необходимо как для защиты прав лиц, потерпевших от преступлений, так и для защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Непринятие надлежащих мер по каждому сигналу о преступлении существенно ущемляет права граждан, интересы общества, подрывает авторитет государства, создает впечатление о низкой профессиональной компетентности работников правоохранительных органов [5, с. 180]. Поэтому от того, насколько своевременно принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько качественно, оперативно и законно проведена проверка поступившего повода, насколько обоснованно принятое решение по результатам этой проверки, зависит успех дальнейшего расследования, обеспечение прав и законных интересов граждан, а значит, и достижение назначения уголовного судопроизводства в целом.

Актуальность данной темы состоит в том что имеющиеся полномочия прокурора нельзя признать достаточными для осуществления эффективного надзора в стадии возбуждения уголовного дела, возможности прокурора по обеспечению соблюдения прав граждан по-прежнему ограничены.

Отдельные авторы считают, что отсутствие у прокурора права самостоятельно принимать решения по сообщению о преступлении ориентирует его на активизацию надзорной деятельности. Вряд ли можно согласиться с такой точкой зрения. Представляется, что только комплекс процессуальных полномочий прокурора, направленных на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона, при осуществлении прокурорского надзора и уголовного преследования, способен обеспечить законность и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в стадии возбуждения уголовного дела.

Лишение прокурора права на возбуждение уголовного дела не позволяет ему своевременно устранять выявленные нарушения. Внесенные изменения в УПК РФ не влияют на своевременность реагирования прокурора на выявленные им факты нарушений уголовного законодательства. Следует обратить внимание на несовершенство положений закона, регламентирующих полномочия прокурора по реагированию на незаконные и необоснованные решения об отказе в возбуждения уголовного дела. Целесообразней изложить ч.6 ст. 148 УПК РФ в такой редакции, где «постановление руководителя следственного органа, следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, а также материалы проверки сообщения о преступлении незамедлительно направлялись прокурору. Прокурор, отменяет постановление об отказе в возбуждения уголовного дела и возбуждает уголовное дело, либо возвращает материалы для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не позднее 5 суток.»К вопросу о прокурорском надзоре за исполнением законов при возбуждении уголовного дела. Одной из важнейших предпосылок успешного, расследования уголовного дела является своевременное и законное решение вопроса о его возбуждении.

Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, а также прямое сокрытие заявлений и сообщений о преступлениях от регистрации влечет утрату доказательств, несвоевременное принятие мер по розыску лиц, совершивших преступления, создает им возможность совершать новые преступления. В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело или предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в данном случае производство следствия должна быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела. Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре РФ» является «…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно — розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». в выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст.

Конституция США. Когда подписывалась Конституция, население Соединенных Штатов составляло 4 миллиона. Сейчас в стране проживает более 300 миллионов человек. Филадельфия была самым крупным городом США в то время — в ней насчитывалось 40 000 жителей.

Должностные компетентные лица должны принять все сообщения о преступлении. Но уголовные дела они могут возбуждать исключительно в пределах своей компетенции и только с согласия прокурора .

Но это не является поводом к возбуждению дела . В такой ситуации возможны лишь проверки сведений, которые содержатся в анонимном заявлении.

Стадия возбуждения является первой в уголовном процессе.

Согласно ст. 144 УПК РФ уполномоченные лица должны принять и проверить все сообщения о любых преступлениях . Вместе с уголовным делом прекращается и уголовное преследование . Копия постановления об отказе в возбуждении дела должно быть направлено прокурору и заявителю в течение 24 часов со времени его вынесения. К этому виду поводов относятся сообщения, содержащиеся в разных СМИ и иных источниках , о преступлении, которые уже произошли или готовятся к совершению.

Эти сообщения органам следствия, дознания и прокуратуры не адресуются. Но несмотря на это их работники обязаны проверить содержащиеся в них сведения.

Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» ч. 1 ст. 140 УПК дополнена п. 4, в соответствии с которым еще одним, четвертым по счету поводом для возбуждения уголовного дела служит постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В статье раскрывается смысл новеллы УПК, которая предусматривает еще один, четвертый по счету, повод для возбуждения уголовного дела — постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК).

См.: Рыжаков А. Сумма минимального ущерба для возбуждения уголовного дела 2021? П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2002.

С. 362 — 363; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. П. Верина, В. В. Мозякова. М.: Экзамен, 2004.

С. 357; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д. Н. Козак, Е. Б. Мизулина. 2-е изд.

М.: Юристъ, 2004. С. 336 — 337; и др. В связи со сказанным возникает вопрос: в чем же смысл новеллы законодательства, что изменилось? Суть произошедших изменений заключается, во-первых, в придании постановлению прокурора общего значения самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, во-вторых, в придании ему по отдельным вопросам особого значения, выделяющего его среди других поводов. Обретя статус самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, постановление прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, как и всякий иной законный повод, представляет собой юридический факт, с которым закон однозначно связывает возникновение у дознавателя, органа дознания, следователя юридической обязанности разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, т. е. принять одно из следующих решений: 1) возбудить уголовное дело; 2) отказать в возбуждении уголовного дела.

Естественно, деятельность органов прокуратуры по выявлению нарушений закона, в том числе содержащих признаки преступлений, свернута не была. Более того, сотрудники прокуратуры обращали и обращают пристальное внимание не только на сами нарушения уголовного закона, но и на то, какие меры были приняты по материалам осуществленной проверки. Это в полной мере соответствует положениям ст. 21 Закона о прокуратуре, определяющей предмет надзора, а также полномочиям прокурора требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим актом, порождающим уголовно-процессуальные отношения. С его появлением у компетентных органов и должностных лиц возникает юридическая обязанность принять поступающую информацию о любом совершенном или готовящемся преступлении, рассмотреть ее, при необходимости провести предварительную проверку, после чего в установленные законом сроки принять соответствующее процессуальное решение и уведомить о нем заявителя и иных заинтересованных лиц. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

  • Каталог Вузов
  • Каталог рефератов
  • Банк вакансий и резюме
  • Форма онлайн заказа рефератов
  • Стоимость выполнения работ
  • Гарантии
  • Почему мы

  • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6
  • Дата публикации 17.12.2014
  • Раздел Юридические науки
  • УДК 343
1
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

  • Прокурорский надзор

    Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание. Роль прокурора в суде присяжных.

    контрольная работа [25,8 K], добавлен 11.06.2011

  • Надзор прокурора за деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

    Правовые акты прокурорского реагирования за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Объекты, предел и предметы надзора. Проблема уголовно-процессуальных правоотношений между прокурором и руководителем следственного органа.

    курсовая работа [67,1 K], добавлен 03.05.2014

  • Полномочия прокурора при осуществлении надзора за деятельностью органов дознания

    Надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении органами дознания, производстве дознания, приостановления и прекращения уголовных дел органами дознания. Порядок обжалования решений прокурора органами дознания.

    курсовая работа [41,3 K], добавлен 02.04.2014

  • Цели и задачи, методика прокурорского надзора за исполнением законов при производстве следственных действий

    Общая задача прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Правовой статус прокурора в досудебном уголовном судопроизводстве. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

    контрольная работа [28,7 K], добавлен 07.01.2015

  • Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

    Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, органами дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений.

    контрольная работа [47,5 K], добавлен 08.09.2015

  • Прокурорский надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

    Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при проведении ускоренного производства по уголовному делу. Надзор прокурора за обеспечением прав личности при расследовании преступлений, его пределы и формы. Направление прокурором дела в суд.

    курсовая работа [43,7 K], добавлен 19.02.2011

  • Прокурор в уголовном судопроизводстве

    Понятие, система, задачи и назначение органов предварительного следствия. Предмет и полномочия прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознания и предварительное следствие. Место прокурора в уголовном судопроизводстве.

    курсовая работа [45,8 K], добавлен 15.03.2016

Изучение отношения к велосипедному спорту

Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной экспертизе по уголовным делам»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 16 (ред. от 29.06.2021)

      «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ (ред. от 23.06.2016)

      «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»

    • Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021)

      «О мировых судьях в Российской Федерации»

    • Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021)

      «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021)

    Все документы >>>

    • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

    • Распоряжение Президента РФ от 07.03.2020 N 57-рп

      «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»»

    • Указ Президента РФ от 25.11.2003 N 1389 (ред. от 11.08.2018)

      «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Особенности надзора за исполнением законов в досудебном производстве

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *