Закон о защите прав ребенка в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защите прав ребенка в РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 71-ФЗ, от 03.06.2009 N 118-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 03.12.2011 N 377-ФЗ, от 03.12.2011 N 378-ФЗ, от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.12.2013 N 328-ФЗ, от 29.06.2015 N 179-ФЗ, от 13.07.2015 N 239-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 18.04.2018 N 85-ФЗ, от 04.06.2018 N 136-ФЗ, от 27.12.2018 N 562-ФЗ, от 16.10.2019 N 336-ФЗ, от 27.12.2019 N 514-ФЗ, от 08.06.2020 N 178-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ, от 05.04.2021 N 77-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
3 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.06.2020 N 178-ФЗ)

социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей; (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей; (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей; (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 328-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 71-ФЗ)

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

законодательное обеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 58-ФЗ)

поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

  1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

установление основ федеральной политики в интересах детей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

абзацы четвертый — пятый утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

абзацы седьмой — восьмой утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка;

установление основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ)

  1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  1. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.
  2. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

  1. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

  1. При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
  2. Органы управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
  3. Обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучающихся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Правовое регулирование всех возникающих вопросов касательно защиты прав ребёнка основывают на Конвенции. Именно это документ – основополагающий среди всех перечисленных законов. Другими словами, Конвенция служит гарантией прав ребёнка в РФ. Но это не всё: есть многие другие моменты, которые требуется упомянуть.

Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:

  1. Защиту жилого пространства.
  2. Тайну телефонных переговоров и переписки.
  3. Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
  4. Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
  5. Защиту от принуждения работать на вредном производстве.

Основные права несовершеннолетних детей в России

Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.

Для этого сам ребёнок (или его родители) могут заполнить специальную форму заявления и отправить его в прокуратуру. Далее дело перейдёт в суд, который и будет регулировать права ребёнка.

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

В 14 лет подросток становится несовершеннолетним. Права и свободы каждого ребёнка зависят от того, к какой категории он относится. Так до того, пока ему исполнится 14 лет, все вопросы решают его родители (опекуны, усыновители).

В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

В семейном праве говорится: чтобы ребёнок мог полноценно и гармонично развиваться, ему нужна любовь и понимание, что может дать только семья – родные или приёмные родители, опекуны.

Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

  • культурно развиваться;
  • развивать личное суждение;
  • воспитывать моральную ответственность.

Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.

Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.

Как законы защищают детей в России

Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:

  1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
  2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
  3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
  4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.

  • Поменять имя, фамилию и отчество
  • Жить за счет родителей
  • Выбирать, с кем из родителей жить после развода
  • Общаться с родными после развода родителей
  • Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против
  • Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах
  • Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет
  • Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет
  • Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет
  • Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться
  • Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред
  • Учиться и лечиться за счет государства
  • Ходить в сад и школу рядом с домом
  • Учиться дома, а не в школе
  • Работать с 16 лет
  • Отказаться от лечения, прививок и обследований с 15 лет
  • Водить мопеды и легкие мотоциклы с 16 лет
  • Заниматься бизнесом и подрабатывать
  • Вступать в брак с 16 лет
  • Получать наследство, даже если завещание на других людей
  • Использовать налоговые вычеты при покупке недвижимости
  • Ездить за границу без сопровождения взрослых
  • Получить долю в доме или квартире, если на их покупку потратили маткапитал
  • Получить гражданство РФ
  • Защищать свои права и интересы
  • Требовать уведомления родителей при задержании
  • Участвовать в производстве по уголовным делам в присутствии родителей и педагога

Защита прав и интересов детей может происходить любым способом, который не перечит нормам действующего законодательства. Федеральным Законом № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года определены основные принципы проведения государственной политики по защите прав ребенка:

-обеспечение и защита прав детей на законодательном уровне;

-поддержка территориальных органов по защите прав детей;

-поддержка семьи, в которой воспитывается несовершеннолетний;

-привлечение к ответственности лиц, посягнувших на права несовершеннолетнего.

Порядок действий, которые должны осуществляться в случае нарушения прав несовершеннолетних, определяется каждой отдельной ситуацией. Если это было допущено в сфере образования (садике, школе, ВУЗе), родители могут попытаться решить данный вопрос сами посредством обращения к директорам данных учреждений. При невозможности это сделать мирным путем, родителям за помощью следует обратиться в государственные инстанции. Что касается нарушения прав и интересов непосредственно матерью и отцом, либо же одним из них, то о данном факте может сообщить любое заинтересованное лицо.

Органы, куда можно обратиться за помощью: попечительские органы; прокуратура; органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних); участковые уполномоченные полиции.

Закон о защите детей предполагает возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, но лишь в случае если им исполнилось полных четырнадцать лет. Они могут инициировать процедуру лишения родительских прав (статьи 56 и 69 Семейного Кодекса РФ), затребовать установление отцовства (статья 62 Семейного Кодекса), а также подать иск с целью отмены усыновления (статья 142 Семейного Кодекса РФ).

Защита прав ребенка в школе может быть осуществлена в несколько этапов. Для начала, родителям, защищающим интересы своего отпрыска, нужно обращаться непосредственно к директору школы с письменной жалобой. По возможности, это нужно сделать лично, причем, потребовать поставить отметку о получении жалобы на своем экземпляре. При необходимости, жалоба направляется заказным письмом с уведомлением. Директор, в свою очередь, должен дать письменный ответ.

Если ответ директора школы дан не был, либо же он не удовлетворил родителей, ФЗ по защите детей предусматривает необходимость дальнейшего обращения в вышестоящие уполномоченные органы. Туда помимо заявления желательно представить доказательства нарушения прав. Ходатайство данного типа рассматривается в течение 30 календарных дней с момента его подачи (статья 12 Федерального Закона № 59-ФЗ). Решение уполномоченного органа может быть также обжаловано посредством обращения в районный суд по месту жительства заявителя.

Нередко встречаются ситуации, когда права своих отпрысков нарушают сами родители. Как защитить права ребенка в таком случае? Первое, что нужно сделать лицам, заметившим данный факт, так это обратиться в органы соцзащиты, которые на основании поступившей информации должны начать проверку указанной семьи. В случае если данный факт подтвердится, представители данного органа могут обратиться в суд с целью привлечения родителей к ответственности.

Если посторонние лица могут пожаловаться на семью-нарушителя по своему желанию, то должностные лица (медработники, учителя прочее), узнавшие о факте нарушения, это сделать обязаны. И главной их целью должна быть защита законных интересов детей.

Защита прав ребенка в Российской Федерации предполагает привлечение к ответственности всех виновных лиц. Законом в таких случаях предусмотрена дисциплинарная, административная, и уголовная ответственности.

Основания для привлечения к административной ответственности:

С момента рождения ребенок становится носителем субъективных прав. Они изложены, например, в ст. 18 Гражданского кодекса.

Граждане РФ с рождения имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, могут избирать место жительства, иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской деятельностью, создавать юридические лица, участвовать в обязательствах (заключать договоры, быть акционерами и т.д.), могут иметь авторские права и др.

Правоспособность человека прекращается с его смертью.

Права малолетних предусмотрены ст. 26 и 28 Гражданского кодекса. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не могут быть самостоятельными участниками крупных сделок. Для этого им нужны представители – родители, опекуны или усыновители. То есть ребенок не может распоряжаться недвижимостью, автомобилем, дорогой аппаратурой и бытовой техникой.

Несовершеннолетние 14–18 лет совершают крупные сделки с письменного согласия представителей. Сделки будут действительны также при последующем письменном одобрении представителей.

При этом малолетние начиная с 6 лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки – купить еду, тетради и учебники. Приобретаемая вещь должна удовлетворять каждодневные потребности ребенка в пище, одежде, обучении и т.п.

Без участия взрослых можно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или госрегистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом. То есть речь идет о мелких покупках, подарках, обмене. Также самостоятельно несовершеннолетний может вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут родители. Это значит, что если ребенок причинил вред, то пострадавший обратится в суд с иском к родителям. Компенсация будет выплачена из их заработной платы или взыскание будет обращено на их имущество.

Основные документы о правах ребенка

Нет возможности отправиться с ребенком к родственникам или в оздоровительный лагерь? Сейчас практически все перевозчики предлагают услугу сопровождения несовершеннолетнего во время поездки или перелета. Компания-перевозчик возьмет на себя ответственность за безопасное путешествие ребенка. Однако вам откажут в сопровождении ребенка, если ему меньше 5 лет.

Заказать услугу может только родитель или опекун. То есть дядя или тетя, дедушка или бабушка не смогут воспользоваться таким сервисом.

Для путешествий за границу понадобится нотариально заверенное разрешение от каждого родителя. Если супруги в разводе, достаточно будет разрешения только одного родителя.

Летом 2019 г. в Москве прошли не согласованные с властями митинги в поддержку незарегистрированных кандидатов на выборы в Мосгордуму. В акциях приняли участие две семьи – Петр и Елена Хомских с дочерьми, Ольга и Дмитрий Проказовы с годовалым сыном. Позже прокуратура обратилась в суд с иском к супругам о лишении их родительских прав. Ведомство посчитало, что дети находились в опасности. Однако суды приняли решение не лишать супругов родительских прав.

Попробуем разобраться в ситуации. В данном случае не было вовлечения детей в участие в митинге – они оказались там с родителями по малолетству. Наказывать родителей за то, что они берут на собрание ребенка, – нельзя. Однако они могут понести ответственность в случае, если участие малолетнего ребенка в таком собрании сопровождалось опасностью для его здоровья и жизни.

Другое дело – привлечение к участию в несанкционированных митингах несовершеннолетних. За это для граждан предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., или обязательных работ на срок от 20 до 100 часов, или ареста на срок до 15 суток1.

Можно привести и другие примеры, когда ребенок оказался в опасности, за что родителей могли лишить или даже лишили родительских прав. Довольно часто встречается ситуация, когда дети пришли с родителями в ресторан. Взрослые заказали алкоголь, и впоследствии их поведение вынудило соседей по столикам вызвать полицию, несмотря на нежелание персонала ресторана вмешиваться в ситуацию. Один из подобных случаев закончился составлением протокола. После этого родителей с детьми посадили в такси, и те поехали домой. После инцидента органы опеки начали работу с семьей. Позже они вмешались в ситуацию, когда те же родители пытались выгнать детей 5 и 13 лет из дома, потому что те не давали им спокойно отмечать какое-то событие. Это стало поводом для лишения их родительских прав в отношении старшего ребенка и для ограничения прав в отношении младшего.

Чаще всего, если семья привлекла внимание полиции, то велика вероятность, что она окажется на особом контроле у органов опеки. Если действия родителей в дальнейшем создадут опасность для жизни и здоровья детей, то их могут лишить родительских прав.

29 октября 2019 г. вступили в силу поправки в Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию2. С этой даты не разрешается пускать на зрелищные мероприятия детей младше 18 лет, если там доступна информация, запрещенная для распространения среди несовершеннолетних. К такой информации относятся, например, изображение или описание насилия. То есть перед покупкой билетов на фильм, спектакль или концерт родителям следует обратить внимание, на какую категорию зрителей рассчитано мероприятие: «0+», «6+», «12+», «16+», «18+». Ребенка не пустят на мероприятие для взрослых даже с родителями.

К слову, благодаря этим же поправкам родители могут рассчитывать на то, что информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей, не будет продаваться на расстоянии менее чем 100 м от школ, садов и других детских организаций. Хотя тут нужно сделать оговорку: регионы вправе уменьшить это расстояние, но не более чем на 50 м.

28 апреля 2009 г. были внесены изменения в Закон об основных гарантиях прав ребенка3. Поправками введен детский комендантский час: ребенку запрещено появляться без сопровождения взрослых на улице в ночное время суток. В большинстве регионов России детям до 16 лет можно находиться на улице одним до 22:00. Если ребенок старше, гулять разрешено до 23:00.

Однако местные власти в любом из регионов имеют право: изменять время начала и окончания действия «недетского часа»; отменять его по случаю всероссийского или муниципального праздника, организованного администрацией округа; вносить корректировки, касающиеся возраста несовершеннолетних; определять список запрещенных для посещения детьми мест. Например, в Башкирии подросткам разрешено появляться на улице без взрослых до 00:00.

Несоблюдение ребенком режима комендантского часа считается неисполнением родителями обязанностей по воспитанию детей – ст. 5.35 КоАП РФ. Если ребенок при этом совершил противоправные деяния, наказание для него или его родителей может последовать по статьям Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса.

На родителей ребенка-нарушителя будет наложен штраф. Его размер в зависимости от нарушения и серьезности последствий может составить как 300 руб., так и 50 тыс. руб. Например, подросток, будучи пьян, оказался за рулем автомобиля и протаранил несколько машин. Родителям был присужден штраф в размере 30 тыс. руб.

Но наказание не может назначаться матери и отцу, не проживающим вместе с ребенком после развода или лишенным родительских прав, поскольку в их обязанности воспитание детей не входит. Исключение составят случаи, когда ребенок был временно передан им на законном основании.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

1. Основанием для включения организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления является осуществление деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей или намерение осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии условий для ее осуществления, что подтверждается представлением в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Организации для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации отдыха детей и их оздоровления либо индивидуального предпринимателя;

копии учредительных документов организации отдыха детей и их оздоровления, заверенные в установленном порядке;

полное и сокращенное (если имеется) наименования организации отдыха детей и их оздоровления, а в случае, если в учредительных документах организации отдыха детей и их оздоровления наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, также наименование организации отдыха детей и их оздоровления на этом языке (для юридических лиц);

адрес (место нахождения) организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе фактический адрес, контактный телефон, адреса электронной почты и официального сайта в сети «Интернет» (при наличии);

организационно-правовая форма и тип организации отдыха детей и их оздоровления;

идентификационный номер налогоплательщика;

оказываемые организацией отдыха детей и их оздоровления услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе по размещению, проживанию, питанию детей;

дата ввода в эксплуатацию объектов (зданий, строений, сооружений), используемых организацией отдыха детей и их оздоровления (для организаций отдыха детей и их оздоровления стационарного типа);

сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также дата выдачи указанного заключения;

информация о результатах проведения органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), плановых и внеплановых проверок в текущем году (при наличии) и в предыдущем году;

сведения о наличии лицензии на медицинскую деятельность либо договора об оказании медицинской помощи, заключаемого между организацией отдыха детей и их оздоровления и медицинской организацией;

сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности (в случае осуществления организацией образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения);

сведения об обеспечении в организации отдыха детей и их оздоровления доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе условий для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых в указанную организацию родителями или иными законными представителями ребенка, нуждающегося в соблюдении предписанного лечащим врачом режима лечения (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления).

3. В реестр организаций отдыха детей и их оздоровления подлежат включению организации отдыха детей и их оздоровления и (или) их филиалы, индивидуальные предприниматели в соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления.

4. Основаниями для отказа во включении организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления являются:

непредставление сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

представление недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей нарушений законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью детей, находящихся в организации.

С изменениями и дополнениями от: 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г., 21 июля, 3 декабря 2011 г., 5 апреля, 29 июня, 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г.

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Глава I. Общие положения

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа,
21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

организации отдыха детей и их оздоровления — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты пра�� и законных интересов ребенка.

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

ФЗ о детях в последний раз подвергался корректуре в 2016 году. Изменения внесли 28 декабря на основе N 465-ФЗ. Количество редактированных статей равняется трем. Минимальные поправки появились в статье под номер 5. Здесь был дополнен пункт первый, куда была включена фраза «об установлении основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей». Остальные статьи были отредактированы в большей степени, поэтому их суть мы изложим отдельно.

Статья 12

Регулирует аспекты, на основании которых исполнительными органами выполняется ряд мер, направленных на следующие задачи:

  • Контроль над деятельностью организаций, занимающихся предоставлением услуг по оздоровлению и созданиями условий для детского отдыха;
  • Контроль над соблюдением условий по безопасности в данных заведениях;
  • Контроль над выполнением основных положений закона в данной сфере;
  • Соблюдение условий для того, чтобы услуги подобных организаций оставались доступными.

К обязанностям данных организаций относятся:

  • Гарантия безопасности несовершеннолетних на период пребывания в вышеупомянутом учреждении;
  • Меры по обеспечению условий уюта;
  • Комплексное полноценное питание;
  • Трансфер к месту отдыха и обратный трансфер;
  • Соблюдение норм гигиены и санитарии;
  • Защита от террористической угрозы, включая присутствие в организациях отдыха представителей охраны и других служб обеспечения безопасности;
  • Профессиональный квалифицированный коллектив работников, взаимодействующих с детьми.

В статье упоминается обязанность органов власти и местного самоуправления оказывать данным организациям максимальную помощь для выполнения всех вышеперечисленных условий.

Статья 12.1

Оговаривает спектр полномочий, которыми наделяются федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за отдых и оздоровление детей, а именно:

  • Меры и проекты, разрабатывающие основы деятельности данных детских организаций;
  • Контроль над взаимодействием всех участников процесса, включая сами организации и органы власти местного и федерального значения;
  • Разработка и одобрение примерной организационно-правовой документации и методических изданий;
  • Деятельность по реализации проектов государственного масштаба в данной сфере;
  • Контроль над реестрами.

Как защитить права несовершеннолетних?

  • Особенности прав детей
  • Основные права ребёнка в России
    • Какие общие права имеет ребёнок в нашей стране?
    • Права ребёнка в семье
    • Социальные права ребёнка
    • Личные права ребёнка
    • Имущественные права детей
    • Права ребёнка на алименты
    • О трудовых правах
    • Право на медицинское обслуживание
  • Права ребёнка с рождения и по возрастам
  • Ответственность за нарушение прав ребёнка
  • Международные права ребёнка
  • Гарантии прав ребёнка, защита его интересов. Как они защищаются в России?
  • Отличия прав детей в России и за рубежом

Несовершеннолетний ребёнок в РФ наделён такими правами:

  • жизнь и воспитание в семье;
  • защита интересов;
  • общение с родителями, родственниками;
  • выражение собственного мнения;
  • имя и его перемена;
  • образование;
  • медицина;
  • имущество.

В международном и российском законодательстве правам ребенка уделяется особое внимание. В последние десятилетия введено большое количество правовых актов, регламентирующих права и социальный статус граждан, не достигших совершеннолетия. Они направлены на защиту детей и регулирование правоотношений в обществе с учетом гарантированных свобод для несовершеннолетних.

Кроме того, в статье 38 говорится о правовой защите, моральной и материальной поддержке материнства и детства. 2 В статье 43 предусмотрены бесплатное образование, всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье также поддерживаются различные формы самообразования. 1

В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей. 2

По статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. 3

Наконец, статья 60 указывает на то, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет 4 .

Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.

Семейный Кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 года и вступил в силу с 1 марта 1996 года. Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить:

Право ребенка жить и воспитываться в семье;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *