Условия применения способа закупки по 223 ФЗ открытый конкурс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия применения способа закупки по 223 ФЗ открытый конкурс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Готовим извещение и документацию.

В извещении указываем сведения:

  • о заказчике;
  • способе закупки и сроках подачи предложений;
  • предмете договора и НМЦ;
  • обеспечении заявки.

Конкурсная документация 223-ФЗ должна включать:

  • требования к свойствам продукции и описание объекта закупки (без указания товарных знаков либо со словами «или эквивалент»);
  • требования к составлению предложений и описанию товара;
  • порядок поставки и оплаты;
  • НМЦК;
  • сроки подачи предложений;
  • требования к участникам;
  • критерии и порядок оценки предложений в соответствии с положением о закупке;
  • при наличии — размер обеспечения заявки. Обеспечение не устанавливается при НМЦ менее 5 млн руб. В остальных случаях заказчик вправе предусмотреть в размере не более 5 % от начальной цены (ч. 27 ст. 3.2);
  • проект договора.

2. Размещаем извещение и документацию. Сроки проведения закупок по 223-ФЗ составляют минимум 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС (ч. 17 ст. 3.2). При проведении процедуры среди СМСП срок приема заявок может быть сокращен (от 7 дней при НМЦ не более 30 млн руб. — ч. 3 ст. 3.4). Если проводится закрытый тендер по № 223, сведения в ЕИС не размещаются.

3. При необходимости можно отменить закупку в любое время до окончания приема заявок. Позднее отмена допускается только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (ч. 5, 7 ст. 3.2).

4. Внесение изменений. Изменить положения документации можно, продлив время подачи заявок так, чтобы до окончания срока приема заявок оставалось не менее половины установленного положением о закупке срока. Если проводится открытый конкурс в электронной форме 223-ФЗ, заказчик публикует изменения в ЕИС, а оператор в течение 1 часа отправляет новые сведения на площадку и уведомляет участников.

5. Разъяснение документации. Любой участник может направить запрос не позднее 3 дней до окончания приема заявок, а заказчик обязан дать разъяснения в ЕИС в течение 3 рабочих дней.

Конкурс по 223-ФЗ по новым правилам: пошаговая инструкция

В случае, если он проводится в бумажной форме, предложения принимаются в запечатанных конвертах по адресу заказчика, указанному в извещении.

На конкурс в электронной форме по 223-ФЗ предложения подаются через электронную площадку. Положением о закупке могут быть предусмотрены этапы проведения:

  1. Рассмотрение заказчиком первых частей заявок, содержащих сведения о предлагаемой продукции. К следующему этапу допускаются участники, которые предложили ТРУ, полностью соответствующие требованиям документации.
  2. Рассмотрение вторых частей на соответствие участника требованиям и наличие всех документов, прописанных в документации.
  3. Переторжка (если эта процедура предусмотрена положением).
  4. Оценка и сопоставление окончательных предложений.

На каждом этапе заказчик составляет протокол, который размещается в ЕИС в течение 3 дней с даты подписания (ч. 12 ст. 4). В протокол вносятся сведения о дате подписания, количестве заявок, информация об участниках, результаты рассмотрения и основания отклонения, результат оценки по каждому критерию.

Заказчик может заключить договор как с одним, так и с несколькими участниками, если это предусмотрено положением и документацией.

Срок подписания — не ранее 10 и не позднее 20 дней после публикации итогового протокола. Если в соответствии с уставными документами организации требуется одобрение органом управления, договор подписывается в течение 5 дней после получения одобрения. При обжаловании в ФАС — не позднее 5 дней после вынесения решения контрольным органом.

Размещаем информацию о договоре в ЕИС не позднее 3 рабочих дней после подписания (ч. 2 ст. 4.1).

В случае если было внесение изменений в документацию 223-ФЗ, необходимо опубликовать информацию об изменениях не позднее 10 дней с даты заключения допсоглашения.

Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона №223-ФЗ выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.

Инструкция по проведению закупок по 223-ФЗ с изменениями в 2021 году

Требование

Документ, предоставляемый участником

Проверяемые сведения

Правильность оформления заявки и порядка ее предоставления

Заявка, включая все документы в ее составе

Состав заявки, правильность оформления

Не превышение начальной (максимальной) цены

Заявка

Предложение участника о цене

Предоставление обеспечения заявки

Платежное поручение, банковская гарантия и т.д.

Наличие подтверждающих документов

Срок действия заявки

Заявка

Предложение участника о сроке действия заявки

Отсутствие участника в РНП

Наличие участника в РНП

Разумным требованием является установление при закупке по 223-ФЗ такого условия, как наличие у участника закупки склада в собственности или ином законном владении.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30.10.2013 по делу № А33-7770/2013 гласит, что дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта, деловой репутации, оборудования и материальных ресурсов, учитывая специфику поставки нефтепродуктов в районы Крайнего Севера, обусловленную природными и климатическими особенностями, являются разумными пожеланиями заказчика.


Балл по критерию цена договора = (минимальное предложение участника/предложение оцениваемого участника)*100.

Пример: НМЦ = 100 рублей, вес критерия 30%.

У1 – 10 руб. 100 баллов

У2 – 20 руб. 50 баллов

У3 – 80 руб. 12 баллов

Критерий оценки «Срок поставки».

Балл по критерию срок поставки.

Cmax – 0 баллов

БCi = (Cmax-Ci/Cmax-Cmin) * 100

C min, либо ранее – 100 баллов

Пример:

Максимальный срок поставки – 80 дней.

Минимальный срок поставки – 10 дней.

Вес критерия – 70 %.

У1 – 80 дн. 0 баллов

У2 – 50 дн. 43 балла (рассчитаны по формуле (80-50/80 -10)*100)

У3 – 10 дн. 100 баллов

Расчет рейтинга заявки.

Совокупная значимость всех критериев = 100 баллов

Если допустить, что заявки оценивались всего лишь по двум критериям, то можно сделать следующие расчеты.

Пример:

Рейтинг заявки = вес критерия 1 * балл по критерию 1 + вес критерия 2 * балл по критерию 2.

Рейтинг заявки У1 = 0,3*100 + 0,7*0 = 30.

Рейтинг заявки У2 = 0,3*30 + 0,7*42 = 9 + 29,4 = 38,4.

Рейтинг заявки У3 = 0,3*12 + 0,7*100 = 3,6 + 70 = 73,6.

Заключенные до 2012 года договоры без объема попадают под действие 223-ФЗ.

Каждая поставка по такому договору = отдельная закупка.

В каждом договоре должно быть указано количество ТРУ (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ).

Выход: в договоре указать ассортимент, цену за единицу и максимальный объем по каждой позиции. Поставка осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика.

Недействительные торги (ст. 449 ГК РФ):

— Проведены с нарушением закона

— Влекут недействительность договора, заключенного по результатам торгов

Несостоявшиеся торги (ст. 447 ГК РФ) правомерны. Торги не состоялись, если:

— Нет ни одного участника

— Есть только один участник

— Есть несколько участников, но допущен только один

По результатам несостоявшихся торгов может быть заключен договор с единственным участником или с единственным поставщиком.

Важные вопросы, которые заказчику следует самостоятельно определить в своем Положении о закупке:

  • Что делать с поступившими заявками?
  • Что делать, если пришло 2 и более заявок от одного участника?
  • Должна ли заявка на участие быть в отдельном конверте?
  • Может ли участник изменить заявку? Как это должно быть оформлено?
  • Может ли участник отозвать заявку? Как это должно быть оформлено?
  • Что делать с заявками, поступившими после окончания срока их подачи?
  • Должна ли процедура вскрытия конвертов проводиться в присутствии участников закупки?
  • Если процедура вскрытия открытая, что необходимо предусмотреть в документации?
  • Кто непосредственно осуществляет вскрытие конвертов?

Алгоритм проведения конкурса по 223-ФЗ

  1. Выбор способа закупки

  2. Аукцион

  3. Конкурс

  4. Запрос предложений

  5. Запрос котировок

  6. Закрытые закупки

  7. Предквалификационный отбор

  8. Переторжка

  9. Закупка у единственного источника

При закупке товаров, работ или услуг заказчик имеет право использовать только те способы закупок, которые предусмотрены в Положении о закупках. При этом применение конкретного способа должно быть обусловлено рядом тех или иных условий, указанных в Положении о закупках заказчика.

Например, заказчик вправе применять процедуру открытого конкурса, если:

  • для заказчика важны несколько условий исполнения договора;
  • на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке в ЕИС до подписания договора) у заказчика есть не менее чем 15 дней;
  • начальная (максимальная) цена договора превышает 10 000 000 рублей.

Процедура открытого аукциона применяется заказчиком, если:

  • для заказчика важна цена договора;
  • на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке в ЕИС до подписания договора) у заказчика есть не менее чем 15 дней;
  • начальная (максимальная) цена договора превышает 10 000 000 рублей.

Если у заказчика на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке в ЕИС до подписания договора) не менее 7 рабочих дней, начальная (максимальная) цена договора не превышает 10 000 000 рублей, а также важны несколько условий исполнения договора, то заказчик вправе использовать запрос предложений. Если у заказчика на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке в ЕИС до подписания договора) не менее 5 рабочих дней, начальная (максимальная) цена договора не превышает 10 000 000 рублей и важным условием исполнения договора является цена, то вполне уместно использовать запрос котировок.

Для запроса оферт в своем Положении о закупках заказчик может указать:

  • важность нескольких условий исполнения договора;
  • необходимость превышения начальной (максимальной) цены договора 2 000 000 рублей;
  • нецелесообразность проведения процедуры конкурса с учетом временных затрат.

Дополнительным плюсом проведения неторговых процедур является возможность отказа от заключения договора (при признании закупки несостоявшейся). Однако текущая практика контролирующих органов иногда признает действия заказчика по отказу от заключения договора по результатам несостоявшейся процедуры нарушением сроков отмены закупки, предусмотренных ч. 5 ст. 3.2 ФЗ № 223.

Аукцион — это форма торгов, при которой с победителем заключается договор. Победителем признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке. Победители предлагают наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее — «шаг аукциона»). В случае если при проведении аукциона цена договора снижается до нуля, то аукцион проводится на право заключить договор — в этом случае победителем признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Такой способ закупки по праву можно назвать самым известным, так как свое распространение он получил благодаря ФЗ № 44. Заказчики, закупочная деятельность которых регламентируется ФЗ № 223, самостоятельно определяют в Положении о закупках случаи и порядок проведения аукциона. Чаще всего аукцион проводится тогда, когда заказчик определился, какой именно товар необходим, какого качества, какие свойства он должен иметь и в какие сроки он будет поставляться. Целью этого конкурентного способа является закупка необходимого товара (работы или услуги) по наименьшей цене. Не менее чем за 15 дней до окончания приема заявок заказчик обязан известить всех заинтересованных лиц о проведении открытого аукциона. Торги являются важной частью проведения аукциона, на них участники предлагают свои ценовые предложения относительно конкретного лота.

Шаг аукциона — это установленный организатором закупки денежный интервал, в соответствии с которым изменяется предыдущее ценовое предложение. Победителем в аукционе признается допущенный участник закупочной процедуры, который предложил лучшую цену. Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения открытого аукциона в любой момент до окончания подачи заявок (после — только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ после завершения аукциона на заказчике лежит обязанность заключить договор с победителем. Аукцион может проходить и в электронной форме — в соответствии с ФЗ № 223 и регламентом той электронной площадки, где проводится данная закупочная процедура. При этом после завершения закупки в данном случае договор может быть заключен как в электронной форме через ЭТП, так и в обычной, бумажной форме (порядок заключения договора указывается заказчиком в Положении о закупках).

Редукцион — это неторговый конкурентный способ закупки, при котором победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора посредством проведения торгов по снижению начальной (максимальной) стоимости договора (аукцион на понижение). Редукцион осуществляется в порядке, установленном в соответствующей редукционной документации.

Конкурс — это форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке. Победителем считается заявка участника, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок содержит лучшие условия исполнения договора.

Такой способ закупки целесообразно использовать, если заказчику важна не только цена, но и ряд других параметров закупаемых товаров, работ или услуг. При этом происходит сокращение роли ценовых критериев (ФЗ № 223 этому не препятствует) в пользу тех критериев, которые наиболее точно помогут заказчику определить победителя и его готовность к эффективному взаимодействию.

Заказчик извещает всех заинтересованных лиц о проведении конкурса не менее чем за 15 дней до дня окончания приема заявок. Вместе с пакетом документов, указанным в закупочной документации, участники подают заполненные заявки с ценовым предложением и другими характеристиками закупаемого товара (работ или услуг).

Этапы конкурсной процедуры:

  • извещение о проведении конкурса;
  • прием заявок;
  • вскрытие, рассмотрение и оценка заявок;
  • подведение итогов;
  • заключение договора с победителем.

В закупочной документации заказчик указывает параметры, по которым будут оцениваться поданные заявки участников. Каждый критерий имеет свой коэффициент значимости и систему начисления баллов.

Заказчик может указывать такие критерии оценки, как:

  • цена (значимость критерия — 40%);
  • опыт выполнения аналогичных работ участником закупки (значимость критерия — 20%);
  • срок гарантии (значимость критерия — 30%);
  • срок выполнения работ (значимость критерия — 10%).

Победителем становится участник, который набрал наибольшее количество баллов по результатам оценки заявок. Заказчик обязан заключить договор с победителем процедуры в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения открытого конкурса в любой момент до окончания подачи заявок (после — только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы).

Конкурс также может проходить в электронном виде на ЭТП в соответствии с ее регламентом — в таком случае весь документооборот будет осуществляться в электронной форме.

Конкурс может быть многоэтапным. На первом этапе такого конкурса участники закупки представляют первоначальные конкурсные заявки, содержащие технические предложения без указания цены, а также документы, подтверждающие соответствие участников установленным в конкурсной документации требованиям. К участию во втором (заключительном) этапе допускаются только те участники, которые по результатам первого этапа были допущены комиссией по закупке до участия и получили адресные приглашения. На втором этапе заказчик предлагает участникам представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены — итоговое технико-коммерческое предложение (порядок проведения заказчик указывает в закупочной документации в соответствии с Положением о закупках).

Электронный конкурс по 223‑ФЗ: особенности, алгоритм участия, этапы

Запрос котировок — форма торгов, при которой победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Так же, как и аукцион, запрос котировок нацелен на получение самой выгодной цены договора. Запрос котировок считается самым простым способом закупки товаров, работ и услуг, отлично подходит для закупки несложных недорогих товаров в короткий период времени. При проведении запроса котировок извещение о данной форме торгов размещается в единой информационной системе не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Организация порядка проведения запроса котировок схожа с запросом предложений — важным отличием является наличие главного критерия оценки (цены). Другие условия в данном случае формулируются заказчиком самостоятельно (в извещении о проведении запроса котировок). Так же, как и запрос предложений, запрос котировок может проводиться в электронной форме на ЭТП. Это обеспечивает высокий уровень конкуренции при проведении закупочной процедуры.

Закрытые закупки — это закупки, в которых могут принять участие специально приглашенные заказчиком лица, или закупки, информация о которых (извещение, закупочная документация, проект договора) не размещается в ЕИС (основания для проведения такой закупочной процедуры отграничены самим ФЗ № 223).

Закрытые закупки проводятся в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну или если такая закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, а также на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры (или если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение в соответствии с п. 2 или п. 3 ч. 8 ст. 3.1 ФЗ № 223 либо с ч. 16 ст. 4 ФЗ № 223).

При проведении закупочных процедур заказчиком может быть предусмотрено использование документов на бумажном носителе или в электронном виде (закрытая закупка может быть проведена в электронной форме на электронной площадке АСТ-ГОЗ).

Заказчик вправе самостоятельно решить, как проводить закрытые процедуры, — на электронной торговой площадке или в бумажной форме. Для начала работы на электронной площадке необходимо пройти аккредитацию. Конкурентные закупки, предусмотренные Положением о закупках, могут включать в себя дополнительные этапы.

  • Заказчик публикует закупку.
  • Участник направляет запрос с просьбой разъяснить документацию (если это необходимо).
  • Подается заявка на участие.
  • Заявки рассматриваются и оцениваются.
  • Проводится квалификационный отбор.
  • Сопоставляются дополнительные ценовые предложения (если в документации отмечен такой этап).
  • Заключается договор.

Этапы конкурса будут указаны в положении о закупках заказчика. Для малого и среднего бизнеса они регулируются Законом № 223-ФЗ, и заказчик обязан подчиняться этим требованиям.

Чаще всего конкурс состоит из подачи, рассмотрения и оценки заявок, подачи ценовых предложений и подведения итогов. Но заказчик может предусмотреть дополнительные этапы: открытие доступа к заявкам, повторное рассмотрение заявок.

Если конкурс состоит из нескольких этапов, заказчик прописывает в документах о закупке порядок проведения конкурса и порядок участия в каждом этапе. Перед участием в закупке поставщик должен изучить рекомендации заказчика.

Конкурс, который состоит из одного этапа, проводится так же, как конкурс по Закону № 44-ФЗ. Сразу после проведения закупки участник знает, победил ли он в конкурсе.

Важно уточнять, предусматривает ли конкурс этап рассмотрения заявок или заявки рассматриваются и оцениваются одновременно.

Если закупка проводится для малого и среднего бизнеса, заказчик предусматривает возможность проверки функциональных и технических свойств поставляемого товара, работ и услуг (ТРУ). Этап обсуждения свойств ТРУ может проводиться до окончания подачи заявок. Уточнение заказчиком свойств поставляемых ТРУ возможно и после окончания подачи заявок.

Все этапы изначально указаны в документах по проведению процедуры. Если закупка предусматривает этап обсуждения свойств ТРУ, участник закупки может не принимать участия в закупке после этого этапа. Если этого этапа нет, по общим правилам после окончания подачи заявок происходит рассмотрение и оценка заявок.

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Конкурс, аукцион

  • при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;
  • при цене более 30 млн рублей — 7 дней

7 дней

Запрос котировок

4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей 5 рабочих дней

Запрос предложений

5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей 7 рабочих дней

Главный плюс закупок по 223-ФЗ в сравнении с контрактной системой состоит в том, что у субъектов этого закона больше мотивации выбрать действительно лучшее предложение поставщика. Такие компании тратят собственные деньги, поэтому заинтересованы в качестве закупаемых товаров и услуг.

Кроме того, Закон № 223-ФЗ устанавливает основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика и основные правила проведения конкурентных закупок, при этом оставляя заказчику право все, что не урегулировано законом, прописать в своем корпоративном положении о закупках. Таким образом, у заказчика больше инструментов для выбора контрагента с продукцией, лучшей не только по цене, но и по качеству, а это, в свою очередь, выгодно и добросовестному поставщику.

Кроме этого, для участия в большинстве закупок по 223-ФЗ поставщикам не нужно проходить регистрацию в Единой информационной системе, открывать спецсчета в определенных банках, нести другие дополнительные расходы и соблюдать различные формальности, свойственные контрактной системе.

В последней редакции закона появилось норма о том, что закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. Причем для конкурентных закупок многие правила заимствованы из закона 44-ФЗ.

Например, в конкурентных закупках заказчик не может произвольно закупать продукцию определенного бренда. Даже если в закупке указывается конкретный товарный знак, всегда присутствует оговорка «или эквивалент». Этот пункт на руку поставщикам, т.к. дает возможность для участия большему числу компаний.

Например, заказчик с удовольствием купил бы молочную продукцию бренда «Родное село», но при этом он должен написать в закупочной документации, что рассматривает эквиваленты. И ему придется сравнить заявки от всех участвующих в закупке производителей молока.

Закон называет 4 основных конкурентных способа проведения закупок:

  • Аукцион.
  • Конкурс.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.

Определенный круг заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязаны поддерживать малый и средний бизнес. Для этого 20% от всех договоров должны заключаться с субъектами малого и среднего предпринимательства. С марта 2020 года в круг такой поддержки будут включены и все самозанятые граждане.

Заказчики заранее публикуют перечень товаров, работ и услуг, который закупается только у малого и среднего бизнеса. И когда проводится закупка такой продукции, то круг ее участников ограничен данными субъектами. Такие закупки часто называются преференционными. Именно они могут проводиться только на госплощадках, в то время как для остальных процедур по 223-ФЗ таких ограничений нет. Поэтому малые и средние предприятия, желающие поучаствовать, предварительно должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в государственный реестр участников закупок и аккредитоваться на нужных ЭТП.

Закон № 223-ФЗ в защиту субъектов МСП ограничивает заказчика специальными нормами, начиная от закрытого перечня используемых способов закупки и порядка их выбора, заканчивая сроками оплаты по договору. Кстати, с начала 2020 года этот срок сокращен с 30 за 15 дней с момента выполнения поставщиком его обязательств по договору.

Закупки по 223-ФЗ: как проходят и кто в них может участвовать

В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:

  • переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
  • предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.

  • 1 Создание извещения
  • 2 Лоты конкурса
  • 3 Конкурсная документация
  • 4 Публикация конкурса
  • 5 Редактирование опубликованного конкурса
  • 6 Конкурсные заявки
  • 7 Вскрытие заявок
    • 7.1 Протокол вскрытия конвертов
  • 8 Рассмотрение заявок
  • 9 Экспертиза заявок
  • 10 Переторжка
  • 11 Дозапрос документов
  • 12 Подведение итогов
    • 12.1 Итоговый протокол
  • 13 Внесение сведений о заключении договора
  • 14 Отказ от проведения процедуры
  • 15 Обеспечительный платеж и электронная банковская гарантия

1. Для подготовки извещения перейдите в Личный кабинет, раскройте раздел Проведение закупок и продаж и нажмите ссылку Мои закупки.

2. На отобразившейся странице нажмите кнопку Создать закупку.

2.1. В выпадающем списке Способ закупки выберите вариант Конкурс и нажмите кнопку Продолжить.

Внимание! Удалить объявление возможно только до момента его размещения.
Для удаления объявления из Системы нажмите ссылку Удалить в блоке Действия.

1. Находясь на странице Извещение, нажмите кнопку

Объявить процедуру

и подтвердите действие. Отобразится страница Подписание электронной подписью.

Особенности проведения закупочных процедур по 223-ФЗ

Для определения итогов конкурса необходимо вынести решение о том, кто из участников будет допущен до оценочной стадии, а кто — отклонен.

1. Находясь на странице лота, откройте вкладку Поступившие заявки, или нажмите кнопку Посмотреть заявки.

2. Нажмите кнопку Начать рассмотрение заявок и подтвердите действие.

3. Произведите допуск/отклонение участников с помощью отметок Допустить и Отклонить. При необходимости напишите комментарии в текстовых полях и загрузите Дополнительные файлы с помощью кнопок + Добавить файл.

Для получения экспертной оценки заявок, вы можете отправить файлы участников на экспертизу.

1. Находясь на странице лота, откройте вкладку Экспертиза предложений.

2. В отобразившейся форме введите ФИО и электронный адрес эксперта, после чего нажмите кнопку Сохранить. Откроется форма редактирования экспертизы.

На данном этапе вы можете воспользоваться правом на проведение переторжки, если:

  • Оператором Системы включена возможность проведения переторжки в конкурсах;
  • при создании лота вы предусмотрели проведение переторжки в нем.

Подробнее с процедурой переторжки и возможными надстройками в ее рамках вы можете ознакомиться в инструкции Проведение переторжки в конкурсах.

Сначала документация публикуется на электронной площадке, а оттуда автоматически направляется на официальный сайт, но это происходит только в случае, когда электронная площадка интегрирована с официальным сайтом. Следует обращать на это внимание, чтобы быть уверенными, что на официальном сайте информация размещена.

Согласно ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

В Законе №223-ФЗ такое положение не предусмотрено, заказчик может предусмотреть это в извещении.

Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Открытый конкурс по 223 ФЗ пошаговая инструкция 2021 г.

Переторжку возможно проводить только если в Положении о закупке прописана такая возможность и прописан порядок ее проведения. Также необходимо в документации указывать на возможность проведения переторжки.

Переторжка может быть борьбой за первое или за второе место. В госзакупках она завершает электронный аукцион.

Участие в переторжке добровольное.

Могут быть две формы переторжки: очная – онлайн торг, заочная – подача предложений.

В отличие от строгого 44-ФЗ он позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур, обязывая лишь прописывать эти правила в Положении о закупке. Из-за этого участвовать в торгах по правилам 223-ФЗ сложнее – в каждом конкретном случае приходится тщательно изучать документацию и подстраиваться под требования организатора торгов. Еще одна особенность – на должность специалиста по закупкам заказчик может назначать любого человека, независимо от наличия у него профильного образования.

Заказчики по 223-ФЗ сами устанавливают правила закупочных процедур, ориентируясь на требования, установленные законом. Правила фиксируются в Положении о закупке. Провести аукцион по 223-ФЗ можно на любой электронной площадке – сейчас их уже больше 150. При этом не имеет значения способ регистрации, закон допускает размещение торгов на площадках с бесплатной и платной регистрацией.

Отсканируйте оригинал с печатью ФНС – все страницы вместе с прошивкой. Текст должен хорошо читаться. Нужно предоставлять последнюю редакцию устава. Если вносились изменения, их тоже надо приложить. Если в торгах участвует юрлицо, прикладывается решение, если предприниматель – цветная копия всех страниц паспорта.

Как участвовать в закупках по 223-ФЗ

Если предметом будущего договора выступает работа или услуга, поставщику достаточно известить о своем согласии с условиями. Однако, если выполнение обязательств требует проведения закупок товаров, в документе указывают товарный знак (если это разрешено), параметры, технические характеристики.

Чего нельзя требовать в первой части

Заказчик не имеет права требовать указания иных сведений, чем те, что указаны выше. Это приведет к штрафу: должностному лицу придется заплатить 3 000 рублей в соответствии с частью 4.2 статьи 3.70 КоАП. Также нельзя требовать от участников заполнения технического задания по установленной им форме. Образец можно предоставить, но только в качестве рекомендации.

В свою очередь, поставщик не должен потакать действиям заказчика. Он не обязан исполнять необоснованные требования, указывая информацию, не предусмотренную законом.

С даты прекращения приема предложений у заказчика есть 7 дней на их рассмотрение. Назначенная для этих целей комиссия первоначально изучает их на соответствие требованиям. На этом этапе могут отклонить некоторых претендентов по следующим причинам:

  • предоставление неполных сведений в первой части заявки по 223-ФЗ;
  • несоответствие требованиям, прописанным в документации;
  • предоставление недостоверной или ошибочной информации.
  • Отклонить предложение по этой причине заказчик может на любом этапе, как только это будет обнаружено.

Других причин для отклонения быть не может. Если заказчик решит удалить участника по иным обстоятельствам, ему грозит штраф. Частью 2 статьи 7.30 КоАП предусмотрено наказание должностного лица на сумму от 5 000 до 30 000 рублей.

Если электронный аукцион предусматривает заявку из двух частей, то в первой части заявки указывают техническое предложение: качественные технические характеристики по тому ТРУ, которые исполнитель предлагает к поставке, выполнению или оказанию. При этом в первой части не указывают сведения о компании-поставщике.

Информация о поставщике раскрывается во второй части: реквизиты, ФИО индивидуального предпринимателя, если в торгах участвует ИП, ИНН, паспортные данные. Эта и другая информация часто заполняется на основании профиля организации на ЭТП.

Также во второй части заявки могут быть приложены дополнительные разрешительные документы: лицензия, свидетельство, допуск — это зависит от тематики электронного аукциона.

Прежде чем заполнять вторую часть заявки, нужно подождать, пока рассмотрят первую часть, и получить уведомление о допуске к участию или об отказе. Уведомление размещают в личном кабинете участника на электронной площадке, а также отправляют на электронную почту.

После торгов заказчик рассматривает документы из второй части заявки и определяет, соответствует ли участник закупки требованиям. На этом этапе участник может быть отстранен, поэтому нужно внимательно изучать требования по документации и вовремя обновлять документы, например, такие как решение о назначении руководителя или решение о продлении срока полномочий руководителя организации.

Период проведения приема ответов на техзадания по 223-ФЗ прописан в законе:

Способ поиска поставщика Минимальный срок приема Основание: статья 223-ФЗ
Конкурс 15 дней ч. 7 ст. 3.2
Аукцион 15 дней ч. 19 ст. 3.2
Запрос котировок 5 дней ч. 21 ст. 3.2
Запрос предложений 7 дней ч. 23 ст. 3.2

Период может быть больше установленного законом.

Если заказчик вносит изменения (дополнения), срок действия увеличивается наполовину. Например, при конкурсе в 15 дней, участвовать можно будет еще дополнительные 8 дней.

Для представителей малого и среднего бизнеса сроки другие:

Процедура по 223-ФЗ Сроки подачи
Конкурс и аукцион 7 дней при стартовой цене до 30 млн руб.
15 дней, если цена больше 30 млн руб.
Запрос котировок 4 дня
Запрос предложений 5 дней

В прошлом году произошло размещение новых требований. Принятый в декабре 2020 года Федеральный закон № 452 изменил условия закона 223 при заказе у СМСП. С 1 апреля 2021 года проведение запроса предложений проходит по правилам электронного конкурса. Упразднены квалификационный отбор и подача окончательного предложения.

  • размещение действующей редакции Положения о закупке в ЕИС (изменений в Положение);
  • анализ производственной деятельности и формирование потребностей ТРУ;
  • мониторинг рынка ТРУ, запрос коммерческих предложений;
  • планирование закупочной деятельности на 1 год, раздел СМСП на 3 года (для определенного вида заказчиков);
  • регламентация закупочной деятельности заказчика внутренними локальными документами;
  • выбор способа и формы закупочной процедуры;
  • формирование закупочных документов (извещения, документации о закупке, включая техническое задание и проект договора);
  • публикация закупочной процедуры в ЕИС/на ЭТП;
  • прием заявок;
  • размещение изменений документации (извещения), разъяснений положений закупочной документации;
  • оценка и рассмотрение поступивших заявок, размещение протоколов закупки;
  • заключение договора с победителем закупки (при наличии), включая проверку обеспечительных мер, внесение изменений в договор (по необходимости) и размещение на ЕИС;
  • исполнение договора, приемка ТРУ;
  • размещение документов о приемке ТРУ/оплате в ЕИС подготовка возражения на доводы жалобы и отстаивание интересов в контролирующем органе (при обжаловании закупки);
  • размещение отчетности в ЕИС;
  • формирование архивного дела.

Вышеназванный алгоритм не является универсальным, поскольку иногда тот или иной этап закупки заказчик может «пропустить» и «перешагнуть» к следующему. Например, при проведении процедуры не всегда заказчику поступают запросы о разъяснении положений документации, в связи с чем у него отсутствует необходимость публикации пояснительных ответов.

Ни одна закупочная деятельность не должна осуществляться без опубликованного в ЕИС Положения о закупках (в противном случае непослушных заказчиков ждут значительные штрафы согласно КоАП РФ). Положение о закупке, вносимые в него изменения, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее, чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения[1].

Данный нормативный документ должен базироваться на ФЗ № 223 и других законодательных актах в сфере закупок, позволяя заказчикам закупить необходимые ТРУ в рамках действующих правовых норм.

В своем Положении заказчик вправе предусмотреть, помимо указанных в ФЗ № 223, иные способы закупочных процедур и прописать их порядок проведения, а также прочие особенности осуществления своей закупочной деятельности (например, критерии оценки, случаи закупок у ЕП и т.д.).

Для того чтобы главный закупочный документ заказчика был всегда актуальным и «свежим», организаторы процедур должны следить за изменениями в сфере закупок и по необходимости вносить соответствующие правки в Положения, иначе проведение процедур, не указанных в названном документе, можно легко оспорить в антимонопольном органе.

Никто, кроме заказчика, не знает лучше, что именно ему нужно закупить и в каком количестве, поэтому организатору закупочных процедур следует внутри своего предприятия провести работу по формированию списка планируемых к закупке товаров, работ или услуг.

Главные вопросы, которые стоят на данном этапе перед заказчиком: для каких целей нужно закупить те или иные ТРУ? В каком объеме необходимо приобрести ТРУ и сколько денежных средств можно потратить на это?

В зависимости от производительности, текущих планах, а также финансовых возможностей заказчику необходимо определить очередность предстоящих закупок для обеспечения бесперебойной работы для обеспечения бесперебойной работы заказчика.

Для более достоверной информации организатору процедур следует проанализировать хозяйственные нужды прошлого года, учесть предстоящие цели и планы организации, скорректировать некоторые позиции товаров и, возможно, добавить новые, оценить удовлетворение потребностей за счет складских запасов или уже имеющихся заключенных договоров с контрагентами.

Кроме утвержденного Положения о закупках заказчику необходимо опубликовать в ЕИС план закупок на срок не менее, чем 1 год (согласно ст. 4 ФЗ № 223)[2].

Далее, окончательно определившись с предстоящими закупками ТРУ, заказчик вносит в план сведения о процедурах: наименование продукции, количество (согласно коду ОКЕИ), регион поставки, НМЦД, способ закупки и др.

Разбив план закупок на кварталы или месяцы, организатор процедур систематизирует предстоящие закупки, эффективно распределяет финансовый поток для оплаты ТРУ.

Неотъемлемой частью закупочной деятельности практически всех заказчиков является внесение в план изменений (новые позиции, корректировка данных), которые в дальнейшем размещаются в ЕИС.

Ознакомившись с закупками заказчиков, поставщики смогут оценить собственные производственные возможности и, по необходимости, принять участие в процедуре (в данном случае план закупок выступает в роли «доски объявлений» для контрагентов).

Оформление закупок внутренними локальными актами осуществляется в каждой организации по-своему, на этот счет нет определенных штампов и утвержденных форм.

Согласно сложившейся практике, заказчик, как правило, готовит приказ о размещении предстоящей закупки, в котором прописывает основные сведения о процедуре: наименование ТРУ, НМЦД, сроки проведения, ЭТП (если закупка в электронной форме), лицо, осуществляющее контроль за выполнением приказа.

Далее на основании данного документа формируется закупочная документация и (или) извещение[3], которые, в последующем, утверждаются уполномоченным лицом организатора закупки и публикуются в ЕИС/на ЭТП.

Для выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам закупки заказчик согласно ч. 8 ст. 3.2 ФЗ №223 заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки (как правило, на основании приказа).

Конкретных требований к составу и функционалу комиссии, количеству, подготовке ее членов, порядку принятия решений в ФЗ №223 не прописано.

Такие сведения следует указать в Положении о закупке. К примеру: «заседание комиссии по закупке считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем 50 % от общего числа ее членов.

Решения комиссии по закупке принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов. Голосование осуществляется открыто (но не всегда — это должно быть указано в положении о закупке либо Положении о работе закупочной комиссии).

При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. В случае равенства голосов, решение принимает председатель комиссии»[4].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *