Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о занятости 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели); (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ)
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости); (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. (в ред. Федеральных законов от 30.04.99 N 85-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 30.04.2021 N 137-ФЗ)
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12.07.2021 Обычная важность
Подписан Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ, которым внесены изменения в Закон РФ «О занятости населения в РФ» и статью 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Каждая крупная организация обязана соблюдать квоту по приёму на работу сотрудников с инвалидностью. Это необходимо, чтобы инвалиды не были ущемлены в своих трудовых правах.
Квота для приёма в организацию людей с ограниченными возможностями зависит от среднесписочной численности работников (СЧР):
Республики Башкортостан
ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О занятости населения в Российской Федерации
(в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ)
(с изменениями на 2 июля 2021 года)
(глава утратила силу с 1 января 2007 года — Федеральный закон от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ))
Комментарий к главе VII
Общероссийская база вакансий на портале «Работа в России» с 1 июля трансформирована и расширена на основании Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее — Закон № 219-ФЗ), который внёс изменения в Закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».
С 1 июля 2021 года «Работа в России» переименован в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений.
Так, с 2021 года наравне с очным приемом граждан, ищущих работу, предусмотрена на постоянной основе дистанционная и проактивная (без заявлений) форма оказания такой услуги службами занятости — с использованием рассматриваемой цифровой платформы. И причина этому не только коронавирус, а в целом развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере содействия занятости населения.
До начала пандемии коронавируса центры занятости предоставляли свои услуги только в очном режиме — при личной явке. В апреле 2020 г. был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ такой формат ввёл на постоянной основе.
При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью нужен единственный документ — заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем.
Принятие Закона № 219-ФЗ не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости: можно обращаться за помощью в удобном формате.
Считается, что Единая цифровая платформа занятости и трудовых отношений позволит сформировать:
- единые требования к порядку предоставления госуслуг в части занятости;
- единую федеральную систему мониторинга и управления качеством деятельности органов службы занятости на основе единых стандартов.
Закон № 219-ФЗ также установил основы особенностей взаимодействия работодателей, граждан и служб занятости в электронной форме.
Он закрепил обязанность центров занятости регистрировать граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) при сайте Госуслуг для подачи заявлений с через Единую цифровую платформы (при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи).
Для расширения банка общедоступных вакансий Закон № 219-ФЗ установил требования к размещению на Единой цифровой платформе занятости и трудовых отношений информации о вакансиях для ряда категорий работодателей (органы госвласти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели с численностью работников выше 25 человек и др.).
Статус и основы функционала Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» установила новая редакция ст. 16.2 Закона о занятости населения в РФ. Теперь это федеральная государственная информационная система.
Единая цифровая платформа состоит из федеральной и региональной части (сегментов), а также подсистем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Перед платформой занятости и трудовых отношений стоят следующие задачи:
- содействие занятости населения, в т. ч. путём размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу;
- обеспечение процесса предоставления госуслуг в области содействия занятости, в т. ч. их оказания в электронном виде;
- создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, а также с выполнением работ и оказанием услуг по договорам ГПХ, прохождением практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторским договорам с физлицами;
- формирование аналитической информации о трудоустройстве.
Порядок функционирования Единой цифровой платформы устанавливает Правительство РФ. Он включает:
- перечень подсистем и порядок их взаимодействия;
- перечень информации на платформе;
- перечень участников информационного взаимодействия, их функции и полномочия;
- порядок представления, обработки информации на платформе, а также её информационного взаимодействия с иными информационными системами;
- порядок создания, использования и хранения на платформе электронных документов о работе, в т. ч. их передача в иные информационные системы, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (с 16.11.2021);
- порядок использования платформы органами службы занятости для содействия гражданам в поиске подходящей работы, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных госуслуг в этой области;
- порядок оформления в электронном виде договоров ГПХ на выполнение работ и оказание услуг, прохождение практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторских договоров с физлицами (с 01.01.2023);
- иные вопросы.
Предусмотрено, что Единая цифровая платформа обеспечивает:
- обработку информации, перечень которой утверждает Правительство РФ;
- идентификацию участников, прошедших авторизацию в ЕСИА;
- представление информации в электронной форме;
- мониторинг и анализ информации;
- представление работодателями в службу занятости информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- размещение работодателями информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ, в т. ч. о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для инвалидов;
- размещение гражданами информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ;
- возможность ее развития.
Таким образом, портал «Работа в России» как единая цифровая платформа в сфере занятости должен стать основным каналом предоставления вакансий от работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше.
Возможность создания и хранения на платформе кадровых документов и договоров отложена на конец 2021 года и на начало 2023 года.
Федеральным законом от 30.04.2021 № 137-ФЗ внесены изменения в Закон «О занятости населения в Российской Федерации», касающиеся выплат увольняемым работникам.
Напомним, что статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации закреплен порядок выплат работникам при ликвидации организации или сокращении штата.
В частности, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства работодатель вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере 2-кратного среднего месячного заработка.
При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) выплата единовременной компенсации должны быть произведены до завершения ликвидации организации.
Кроме того, в случае расторжения трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, восстановлением на работе работника, отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора и других случаях работнику выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка.
Соответствующие уточнения внесены в Закон о занятости населения.
С 11 мая 2021 года при признании граждан безработными в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации.
Кроме того, гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, признанным безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Прокуратура г. Арсеньева
Чтобы встать на учет в качестве безработного, нужно обратиться в центр занятости населения (ЦЗН) по месту своей прописки или в том регионе, где хотите устроиться на работу.
С апреля 2020 г. граждане могут подать заявление через Портал госуслуг, не приезжая в ЦЗН. Упрощенный порядок пока действует до 31 марта 2021 г., но, вероятно, он будет продлен. Кроме того, соискатели могут встать на учет через портал «Работа в России», однако для подачи заявления также потребуется регистрация в ЕСИА. В последних двух случаях документы сканируются и направляются в формате pdf.
Независимо от способа подачи заявления рассматривается оно 11 дней.
Для постановки на учет службе занятости потребуются:
- паспорт;
- диплом, сертификат или другой документ, подтверждающий получение образования и квалификацию;
- трудовая книжка;
- справка о среднем заработке (если вы уволились меньше года назад);
- реквизиты банковского счета (почтового отделения) для перечисления пособия.
Важно: в связи с пандемией коронавируса порядок работы органов службы занятости может быть изменен. Так, предоставление государственных услуг в центрах занятости населения Московской области приостановлено, за исключением очного приема граждан по предварительной записи, осуществленной посредством официальных сайтов в Интернете через ресурс «Обратная связь», телефонов и электронной почты (подп. 2.1 п. 2 Распоряжения Минсоцразвития МО от 13 ноября 2020 г. № 21РВ-179).
Конкретных сроков действующее законодательство не устанавливает. ЦЗН в течение 10 дней с момента подачи заявления ищет подходящие вакансии. Если трудоустроить гражданина не получается, его регистрируют как безработного. Предельный период, в течение которого можно состоять на учете, не установлен. Хотя каждый месяц статус безработного «перерегистрируется» (эту процедуру можно пройти онлайн). Однако пособие может выплачиваться только год. То есть можно состоять на учете несколько лет, но деньги служба занятости платить не будет.
Статья 4 Закона № 1032-1 устанавливает, что подходящей является работа, которая «соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места».
Критерий доступности рассчитывается службой занятости конкретного субъекта на основании решения муниципального органа. Так, для Ивановской области это полтора часа в одну сторону, а если прямого маршрута общественного транспорта нет – 5 км. В Тюмени подходящей считается работа, если она в двух часах езды от места жительства. Таким образом, чтобы сказать, является ли работа неподходящей из-за ее удаленности, необходимо анализировать акты, регулирующие этот вопрос в вашем регионе.
Что касается требований по зарплате, то согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 заработная плата не может быть меньше среднего вознаграждения, которое получал работник. Однако эта же норма гласит, что данное правило не применяется, если человеку платили больше прожиточного минимума.
Конституционный Суд в 2015 г. признал положения ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 законными. А в 2021 г. МРОТ превысил размер прожиточного минимума – с января МРОТ составляет 12 792 руб. (утвержден Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ). При этом ни один работодатель не вправе выплачивать зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, ЦЗН вправе предлагать любую вакансию по специальности, независимо от зарплаты на прежнем месте работы.
Если гражданин своевременно является в службу занятости (с 2020 г. отчеты направляются онлайн, без поездок в ЦЗН), снять его с учета не могут. Ему продолжат предлагать работу.
При этом разовая неявка на собеседование к работодателю влечет уменьшение пособия на 25%. А отказ от двух вакансий ведет к приостановлению выплаты пособия на месяц. Но это касается только подходящих вакансий. Если центр занятости предлагает гражданину работу, которая не соответствует его квалификации или расположена слишком далеко от дома, он может отказываться сколько угодно раз без правовых последний. Причем ЦЗН не вправе предлагать одну и ту же вакансию дважды. Если же работа была подходящей, то для сохранения выплаты необходимо, чтобы работодатель предоставил письменный отказ в найме гражданина.
Право на пособие появляется у любого человека, признанного в установленном порядке безработным, при условии, что не истекли предельные сроки выплаты.
Порядок получения пособия:
- Подается заявление о постановке на учет в качестве безработного.
- Если за 10 дней с момента обращения человеку не нашли работу, ему будут начислять пособие. Для получения выплат подавать отдельное заявление не нужно, достаточно предоставить реквизиты для перечисления средств. Пособие может быть начислено только на карту «МИР».
- Чтобы не утратить право на пособие, ежемесячно нужно проходить перерегистрацию, т.е. уведомлять ЦЗН, что вы все еще не трудоустроились.
Пособие выплачивается каждый месяц.
Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы в 1991 г. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.
Закон определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей. Они включают следующие положения:
- в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
- 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
- в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
- 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
- 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
- в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
- 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.
Депутаты Государственной Думы достаточно часто дополняют законопроект о занятости населения новыми пунктами. Насколько поправок внесли в 2017 году. Парламентарии добавили пункт, касающийся начисления стипендии во время получения образования. Согласно новым положениям, она может выплачиваться гражданам, уволенным с военной призывной службы, но лишь в том случае, если увольнение произошло как минимум за 12 месяцев до начала обучения.
Кроме того, депутаты одобрили появление раздела, который гарантирует получение пособия по безработице для лиц, не получающих в момент обращения в службу занятости дополнительного образования.
Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.
После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного. В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования. Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:
- трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
- справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
- документы, свидетельствующие о квалификации служащего.
В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:
- жителям РФ младше 16 лет;
- людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
- человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
- если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
- лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
- это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.
Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.
Сегодня права безработных защищены законом, и налог на безработицу официально не принят. Однако уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести так называемый «налог на тунеядство». Законопроект, регламентирующий его появление, разрабатываются специалисты Министерства труда. За основу взяли опыт Беларуси, в которой налог уже действует.
Чиновники аргументируют необходимость приятия нового типа налогообложения тем, что многие официально безработные жители страны на самом деле работают, просто трудятся неофициально. В результате этого не поступают отчисления в пенсионный фонд, в налоговую службу, но всеми благами инфраструктуры люди продолжают пользоваться.
Предпенсионерам за каждый год страхового стажа (не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин) период выплат может быть увеличен на две недели за каждый год работы. Пособие по безработице в этом случае не может превышать 2 года суммарно в течение 3 лет.
Оформить пособие по безработице можно, обратившись в центр занятости населения по месту жительства. Для этого нужно написать заявление на получение статуса безработного и предоставить необходимые документы. Во время пандемии сделать это можно и дистанционно — через Госуслуги или подать заявление на портале «Работа в России», пособие оформят по общим правилам.
Чтобы получить пособие по безработице, нужно предоставить в центр занятости ряд документов:
- —заявление по форме;
- —паспорт или документ, его заменяющий;
- —справка 2-НДФЛ о зарплате с последнего места работы минимум за 3 месяца;
- —оригинал трудовой книжки (трудовые договоры, служебные контракты);
- —документы о полученном образовании и квалификации.
Сначала на портале Госуслуг следует завести подтвержденную учетную запись, если таковой нет. Затем:
- —войти на портал «Работа в России» с помощью учетной записи Госуслуг;
- —нажать на ФИО в правом верхнем углу и выбрать «Оформление пособия по безработице»;
- —заполнить форму «Заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы»;
- —прикрепить резюме в соответствующем блоке;
- —ввести персональные данные в блоках «место жительства» и «место оказания услуги»;
- —отправить заявление, после чего нужно отслеживать его статус.
Выплату пособия по безработице могут прекратить, если человек:
- —нашел работу;
- —прошел профессиональную подготовку, переподготовку или повысил квалификацию;
- —начал получать пенсию;
- —переехал в другой город;
- —не приходил в центр занятости населения более месяца;
- —пытался получить или получил пособие по безработице обманом;
- —сел в тюрьму.
Новые обязанности работодателя по уведомлению службы занятости
Безработным гражданам доступны следующие доплаты:
- —материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, который утратил право на пособие по безработице;
- —единовременная материальную помощь в случае смерти члена семьи безработного или одному из членов семьи безработного в случае его смерти;
- —материальная поддержка во время профессионального обучения, общественных работ или временного трудоустройства.
Государство перестанет гарантировать выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости (в том числе в период временной нетрудоспособности) – соответствующий абзац статьи 28 и статья 29 закона о занятости упраздняются. Также служба занятости не сможет выплачивать обучающимся материальную помощь. Вместо всего этого будет продолжаться выплата пособия по безработице – обучение перестанет быть поводом для приостановки выплаты пособия (изменения в статью 35 закона). Это не очень хорошо – ведь сроки выплаты пособий ограничены, и теперь обучение будет «съедать» их часть.
Базой для расчета размера пособия по безработице сейчас служит средний заработок за последние три месяца. Это заменяется на средний заработок, исчисленный в порядке, установленном кабмином. Как он это сделает – пока непонятно, возможно, заработок будет браться не за три месяца, а за какой-то другой период.
Список тех, кому пособие по безработице положено минимальное, пополнят граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность (то есть, бывшие ИП) или вышедшие из КФХ. По-видимому, сказанное не касается тех, кто был самозанятым и прекратил им быть. Хотя они могут относиться к «иным случаям», и тогда пособие им тоже назначат только минимальное.
В законе о занятости населения появится новая статья 13.2, посвященная квотированию приема инвалидов на работу. Сейчас общие правила прописаны законом о соцзащите инвалидов, и в целом остается все, как и было – квоты устанавливает субъект РФ в определенных пределах. Для работодателей с численностью от 100 человек – 2-4%, от 35 до 100 – не более 3%. Первая квота устанавливается обязательно, вторая – по усмотрению региональных властей.
Новой статьей прописываются подробности – например, что при подсчете среднесписочной не учитываются филиалы в других регионах. Такие отделения будут подчиняться законам региона, в котором находятся, и учитываться будет численность самого филиала.
Для ряда работодателей – органов власти, компаний с госучастием, частных фирм с численностью от 25 человек – вводится обязанность размещать на портале «Работа в России» информацию:
- о потребностях в работниках и об условиях их привлечения
- о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей
- о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Все работодатели по-прежнему будут обязаны подавать сведения о вакансиях в службы занятости – это в общих чертах не поменяется, однако новый закон устанавливает, что порядок такой отчетности должно будет утвердить правительство.
При работе с соискателями, направленными службой занятости, работодатель сможет передавать ей инфоормацию о результатах (о провальных переговорах или о приеме на работу) через портал «Работа в России».
ФЗ №350 внес изменения в статью 4 ФЗ №1032-1, которая содержит в себе списки подходящей или неподходящей работы для соискателей.
Так, любая работа, которая отвечает требованиям трудового законодательства, в том числе общественные работы и временная занятость, подходит для таких групп соискателей, как:
- неквалифицированные граждане, впервые устраивающиеся на работу;
- уволенные от двух раз и более за один год («по статье»);
- бывшие ИП и члены фермерских хозяйств;
- отчисленные с обучения, предоставляемого службой занятости;
- отказавшиеся от переобучения, предоставляемого службой занятости;
- граждане, которые стоят на учете в службе занятости более года;
- не работающие три года и более.
- трудовая деятельность, для которой соискатель должен переменить место жительства без своего согласия;
- рабочее место не соответствует нормам охраны труда;
- оплата труда на месте ниже среднего трехмесячного заработка соискателя на предыдущей работе (если прошлый заработок превышает размер прожиточного минимума по региону, то оплата труда на новом месте должна быть не ниже прожиточного минимума).
- Государство обязано осуществлять содействие инвалидам, которые в этом нуждаются, по трудоустройству и адаптации на рабочем месте.
- Содействие или сопровождение – это оказание помощи в индивидуальном порядке при трудоустройстве, адаптации инвалида на рабочем месте, формирование доступной среды для передвижения инвалида до рабочего места и на нем.
- Программы по профессиональному сопровождению инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ, которые ответственны за программу по сопровождению инвалидов в профессиональной деятельности, должны разрабатывать программу мероприятий для сопровождения, информировать работодателей о программе, работать с медико-социальными экспертами, осуществлять профориентацию, обучение, переобучение граждан с инвалидностью.
- Служба занятости должна индивидуально разрабатывать программу сопровождения для каждого инвалида, основываясь на программах реабилитации и абилитации.
- Организацию доступной среды для того, чтобы инвалиды могли добираться до рабочего места, могут осуществлять негосударственные организации (например, фонды) по договору со службой занятости.
- Работодатели, участвующие в программе, могут назначать наставников для сотрудника-инвалида (по желанию работников) из более опытных сотрудников, которые смогут помочь инвалиду освоиться и вовремя внести предложения по условиям для работы инвалида руководству.
Согласно ФЗ №350, изменились правила и порядок начисления пособий по безработице (статья 31 ФЗ №1032-1). Так, пособия теперь должны назначаться всем гражданам, которые признаны безработными, с первого дня признания.
Пособие безработным (в том числе военным-срочникам в течение года после увольнения со службы, если до призыва гражданин работал не менее шести с половиной месяцев и уволился в связи с призывом) может выплачиваться в течение не более, чем шесть месяцев (суммарно за год). Безработные, которые впервые ищут работу, не работавшие более года, уволенные по статье, уволенные в течение года и работавшие в этот год менее шести с половиной месяцев, отчисленные с обучения, предоставленного службой занятости, могут получать пособие только в течение трех месяцев в год (суммарно за год).
Пособие не назначается повторно, если с предыдущего обращения гражданина не прошел год в таких случаях, как:
- гражданин был снят с учета в предыдущий раз в связи с неявкой в службу занятости без уважительной причины;
- гражданин пытался получить пособие обманным путем;
- гражданин письменно отказался от услуг службы занятости.
В декабре 2016 в закон о занятости населения была включена статья 16.3 о базовом для данной сферы государственном информационном ресурсе — «Справочник профессий».
В мае 2017 года закон о занятости населения пополнился статьей 34.1 о дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые впервые ищут работу (ранее не работали). Этим гражданам в течение шести месяцев после обретения статуса безработного положена выплата пособия в размере среднемесячной заработной платы, установленной в данном регионе.
По истечении шести месяцев, а также после достижения ими 23 лет, пособие по безработице выплачивается в минимальном размере (МРОТ).
Рассмотрим подробнее последние изменения в законе о занятости населения, которые датируются 29 июля 2017 года.
В 12 пункте статьи 18.1, пункте 1 статьи 30, а также первом пункте 33 статьи понятие «неполное рабочее время» было расширено до «неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели».
С выходом в свет Федерального закона N 235-ФЗ «О внесении изменений…», пункт первый статьи 29 о выплате стипендии на время прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения настоящего закона о занятости населения пополнился третьим абзацем: лица, которые поступили на обучение в течение 12 месяцев после прохождения военной службы, имеют право на стипендию, если до увольнения, связанного с призывом, они были трудоустроены не менее 26 недель. Если график был неполный, делается соответственный перерасчет.
- эффективную защиту рынка труда.
- обеспечение равноправие при трудоустройстве, независимо от возраста, пола и расовой принадлежности.
- право выбора места работы, где большое место отводится вопросам создания комфортных условий для сотрудников.
- предотвращение незаконных сокращений.
- помощь сокращенным или уволенным работникам.
О социальных гарантиях, правилах выплаты пособий и стипендий сказано подробней в статье 12 закона о занятости населения. Большое внимание законодатели уделили вопросу защиты людей, отнесенных в категорию социально незащищенных.
В случае отсутствия возможности осуществлять трудовую деятельность на общих основаниях, государственные органы обязуются обеспечить нуждающихся пособиями и другими выплатами. Дополнительными гарантиями, согласно закону, обеспечены дети, оставшиеся без попечения старших.
Внимания заслуживает, в частности, дополнительные гарантии детям-сиротам, которые устраиваются на работу впервые.
На протяжении 6 месяцев после регистрации в ФСЗ, они могут рассчитывать на материальную поддержку в сумме, равной средней зарплате в регионе проживания. По истечении этого срока детям, оставшимся без попечения взрослых, до момента их трудоустройства или достижения 23-летнего возраста, выплачивается пособие по безработице по МРОТ.
Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:
- не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
- состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
- быть трудоспособным.
Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.
15409
Фото 14193
17206
52502