Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба на бездействие сотрудников налоговой инспекции от юридического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:
- неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
- вынесение разнообразных штрафов без права на это;
- задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
- неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.
Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.
Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец
Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.
Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.
Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.
Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.
Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.
Жалоба может быть подана:
- лично в руки, при очном общении;
- через факс;
- путем пересылки по почте или через службу доставки.
Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.
Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:
- номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
- аргументы в свою защиту;
- ссылки на соответствующие случаю законы;
- бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.
Срок, в который должна быть официально зарегистрирована жалоба, по закону – три рабочих дня. А какие-либо действия (ответ) при обращении заявитель вправе получить максимум через месяц после обращения.
В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.
Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.
Жаловаться в вышестоящую налоговую инспекцию имеют возможность любые лица (физические, юридические, а включая ИП), чьи права нарушены ненормативными актами (касающимися конкретных лиц) либо действиями (бездействием) сотрудников нижестоящей ИФНС. С ней вправе обратиться и любой, кто выявил, что налоговое законодательство нарушено.
Конкретные причины для обжалования —- это ошибка в начислении налогов, штрафа, отказ в учете положенных льгот и т. п. Все это является поводом написать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя. Регламентируют этот вопрос отдельные положения гл. 19, 20 НК. В частности, это ст. 137 — 140 которые помогут сориентироваться в конкретной ситуации.
Структура письменной претензии с подписью обращающегося (его представителя) состоит из следующих элементов:
- Ф.И.О. и место жительства физлица, которое жалуется, либо наименование и адрес в случае с юридическим лицом.
- Действия (бездействие) сотрудников налоговой инстанции либо ее ненормативный акт, по поводу которых протестуют.
- Наименование органа — нарушителя прав налогоплательщика.
- Лицо, чьи права нарушены, указывает причины, по которым оно так считает.
- Запросы обратившегося.
- Как удобно получить результат разбора (бумажный почтой или электронный по интернету либо через личный кабинет налогоплательщика).
Кроме того, здесь прописывают контактные номера телефонов (факс), адрес электронной почты, иные данные, которые будут способствовать рассмотрению.
Приложениями здесь будут документы, которые подтверждают позицию автора и соответствующая доверенность при подаче через представителя. Вот так выглядит жалоба в налоговую инспекцию: образец можно использовать в качестве шаблона.
У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом. По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.
При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению). Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.
Налоговая проводит выездные и камеральные проверки. При выездных приезжают в офис, просматривают отчетность, разговаривают с сотрудниками, осматривают помещение. Иногда приглашают в инспекцию, если, например, ИП работает дома. Камеральная проверка проходит в налоговой.
По результатам проверок инспекторы могут доначислить налоги или пени за просрочку, взыскать штраф. Это законно, но можно попробовать оспорить, если предприниматель считает, что прав. Еще инспекторы могут ошибиться не только на проверке — например, начислить налог, хотя предприниматель его уже заплатил. Или, например, нарушить процедуру проверки.
Основания для жалобы могут быть разные. Например, налоговики:
-
неправильно начислили налог;
-
безосновательно выписали штраф;
-
выставили штраф на большую сумму, чем это прописано в законе;
-
не вернули излишне уплаченную сумму налога;
-
без причины отказали в налоговом вычете или задержали его выплату;
-
в ходе проверки контрагента требовали с вас документы компании, не имеющие отношение к контрагенту;
-
нарушили процедуру выездной проверки.
В любом случае, у вас должны быть доказательства того, что налоговая ошиблась, не выполнила или не в полном объеме выполнила свою работу. То есть, в жалобе всегда оспаривается какой-либо акт. Эмоциональное повествование на нескольких листах без указания данных спорного документа принято к рассмотрению не будет.
Вы не можете сразу пойти в суд. По закону все споры с инспекцией сначала решаются в досудебном порядке. Если напишите заявление в суд в обход налоговой, то исковое заявление просто вернут.
Жалоба подается в вышестоящую ФНС, но обязательно через ту налоговую, на которую жалуетесь. Так, если ваши права нарушили в ФНС № 2 по городу Москве, то вы должны отнести бумагу туда же, но на имя УФНС по Москве. Для территориальных и межрайонных инспекций начальством является управление ФНС по субъекту.
Подать жалобу можно в течение 1 года с момента наступления спорного события одним из следующих способов:
-
лично — тогда в инспекции должны дать подтверждение, что бумага принята;
-
по почте заказным письмом с уведомлением и обязательной описью вложения;
-
через кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;
-
в электронном виде через ТКС — в этом случае нужна электронная подпись.
Также вы можете обратиться в инспекцию через представителя, но у него должен быть документ, подтверждающий полномочия (например, доверенность).
После получения жалобы у налоговой есть 3 дня, чтобы передать ее в вышестоящую ФНС.
Срок рассмотрения обращения — до 30 рабочих дней с даты принятия. О результате вас должны известить в трехдневный срок с момента вынесения решения. До принятия решения вы вправе предоставить дополнительные документы, но необходимо при этом объяснить, почему не приложили их сразу.
Если решение по жалобе вынесено не в вашу пользу — есть месяц на подачу апелляционной жалобы. Рассматривают ее в те же сроки — до 30 дней. Только после апелляции вы вправе обратиться в арбитражный суд.
!
В отдельных случаях сроки продлеваются. Так, инспекция может продлить рассмотрение жалобы еще на месяц, если нужно изучить вновь полученные документы или запросить бумаги из нижестоящей налоговой. Вы тоже имеете право увеличить сроки, если нет возможности быстро достать важные документы или наступили непредвиденные обстоятельства — но не более, чем на 6 месяцев.
Как мы уже говорили, на сайте инспекции есть подробное разъяснение, как заполнять форму. В любой жалобе должна присутствовать следующая информация:
-
наименование и адрес организации, подающей жалобу, либо ФИО предпринимателя и адрес его регистрации;
-
данные ФНС, на которую пишите заявление;
-
основания для жалобы;
-
ссылки на статьи законов, подтверждающие, что права налогоплательщика нарушены;
-
требования лица, подающего жалобу;
-
контактная информация;
-
предпочтительный способ получения ответа.
Приложите все имеющиеся доказательства (акты, квитанции об оплате, уведомления об отказе). Суть жалобы излагайте кратко и по делу — излишняя эмоциональность, а уж тем более нецензурная лексика, только навредят.
Куда жаловаться на налоговую
- чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
- это бесплатно;
- это несложно и не требует помощи юристов;
- вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
- если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
- если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые ссылается налогоплательщик;
- документы о направлении заявления в налоговые органы;
- доверенность представителя;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
- подтверждение оплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.
Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):
- если камеральная проверка выявила нарушения;
- при любой выездной проверке (ВНП).
Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).
Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:
- по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
- по «камералке» — 10 рабочих дней, исчисляемых от даты отправки декларации или расчета.
Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.
Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.
К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет о итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.
Более полную картину материалов налоговой проверки можно составить ознакомившись с материалами в инспекции (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Чтобы это сделать, нужно направить в инспекцию заявление. Материалы дадут для ознакомления в течение 2-х рабочих дней. Интересующие документы можно будет сфотографировать.
Важно «держать в голове» месячный срок на отправку возражений по акту. Он начинает течь с момента вручения акта или с 6-го рабочего дня после отправки акта заказным письмом (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако, указанный срок не является пресекательным. Это значит, что представлять и дополнять возражения субъект хозяйствования вправе вплоть до дня рассмотрения материалов проверки.
Установленной формы возражений в законодательстве нет. Главное, чтобы заявителя можно было идентифицировать. Для этого прописываются: название (Ф.И.О) субъекта хозяйствования, его ИНН и место нахождения (жительства). Документ нужно озаглавить «Возражения по акту от … № …» (дата и номер указываются присвоенные инспекцией).
В содержательной части возражений требуется определенно выразить: с чем именно не согласен налогоплательщик. Это могут быть отдельные выводы и предложения акта налоговой проверки, а может быть акт в целом. В любом случае, заявителю нужно привести доказательства ошибочности выводов/предложений, включенных в акт. Для обоснования аргументов налогоплательщик может направить в инспекцию документы, подходящие для этой цели. Последнее особенно важно, если налоговый орган вменяет неуплату налогов из-за неполного установления всех обстоятельств спорной хозяйственной операции.
Налогоплательщик самостоятельно определяет: как отправить возражения по акту проверки (нарочным или почтовым отправлением).
Но если возражения сопровождаются документами, имеющими существенное значение для спора, их рекомендуется поименовать в описи, которая будет служить подтверждением того, что эти материалы были в распоряжении инспекции до того, как она приняла решение по акту проверки.
Вместе с актом налоговой проверки или немного позднее налогоплательщик получит из налоговой инспекции информацию: когда и где будут рассматриваться материалы налоговой проверки. Дата назначается не позднее десяти рабочих дней после того, как пройдет месячный срок, данный субъекту хозяйствования, чтобы предоставить возражения на акт в письменной форме (п. 1 ст. 101 НК РФ).
В ситуации, когда налогоплательщик не явился на рассмотрение, но был извещен в порядке, установленном законом (и этот факт может доказать инспектор), это не будет препятствовать вынести решение (абз. 4 п. 2 ст. 101 НК РФ). Но если случай характеризуется сложностью и неоднозначностью, руководство инспекции зачастую откладывает рассмотрение, исключая необеспечение налогоплательщику возможности возражать письменно или устно против выдвинутых обвинений.
Принимать участие в рассмотрении материалов налоговой проверки можно 2-мя способами (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ):
- личное присутствие;
- отправка представителя, имеющего полномочия представлять интересы налогоплательщика.
Рассмотрение материалов налоговой проверки осуществляет начальник инспекции или его заместитель (эти же лица итоговое решение по материалам). Но на деле само мероприятие практически всегда предполагает участие инспектора, который проводил налоговую проверку. Ему отводится роль докладчика об обстоятельствах обнаруженных им нарушений. Также присутствует сотрудник правового подразделения, составляющий обязательный для этой процедуры протокол (абз. 3 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Участвующему в рассмотрении акта налогоплательщику (его представителю) будет предложено высказать свою позицию относительно изложенных в акте выводов и соответствующие аргументы против них. Эту возможность следует использовать для того, чтобы по возможности кратко донести до руководства инспекции, что налогоплательщик принципиально не согласен с актом в целом или в конкретной части, указав, в чем выводы инспектора не соответствуют обстоятельствам дела или где инспектором допущено неправильное применение закона. Проявленный субъектом хозяйствования настрой на конструктивное взаимодействие в смысле всесторонней поддержки в установлении инспекцией значимых для дела фактов может склонить налоговый орган к тому, чтобы критически оценить собственные выводы хотя бы частично.
Важно проследить, чтобы в протоколе отметили передачу письменных возражений, если это происходит в процессе рассмотрения материалов проверки.
В конце рассмотрения практически никогда не объявляется «вердикт», поэтому не стоит требовать выдачи решения сразу.
Бланк жалобы на ИФНС с 2021 года (скачать образец)
В ситуации, когда в результате первичного рассмотрения материалов налоговой проверки представители инспекции посчитают, что нужны еще доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть налоговое правонарушения могут быть проведены дополнительные мероприятия налогового контроля. Об этом принимается специальное решение, в котором оговариваются виды мероприятий: истребование документов (кстати, не только у налогоплательщика), допросы свидетелей, экспертизы. Срок проведения не может быть более месяца (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ). Важно понимать, что целью этих действий может быть только сбор дополнительных доказательств по обнаруженным правонарушениям. Но никак не поиск доказательств, выявляющих иные, ранее не оговоренные правонарушения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Если указанные мероприятия проводились, то не позднее 15 дней с момента, когда они закончились, налоговая должна оформить дополнение к акту налоговой проверки. Оно должно содержать информацию о мероприятиях, которые прошли + какие дополнительные доказательства удалось обнаружить (абз. 2 п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Оформленный документ и свежие доказательства требуют вручения/направления налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней со дня, в котором были составлены дополнения. После чего у субъекта хозяйствования будет еще 15 рабочих дней для передачи своих возражений с учетом новых фактов (п. 6.2 ст. 101 НК РФ). Когда указанный период закончится, будет повторное рассмотрение материалов налоговой проверки. Налогоплательщик должен быть извещен об этом обязательно.
Решение выносится начальником инспекции/его замом, когда оканчивается рассмотрение материалов проверки (с учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля или без таковых). Его суть: привлечение/ отказ в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ). Причем непривлечение означает, что не будет санкций (штрафов), т.к., например, истекли сроки давности (ст. 113 НК РФ). Но недоимки, которую выявила проверка, избежать не удастся.
Срок вручения субъекту хозяйствования вынесенного решения — 5 рабочих дней.
Что будет после вынесения решения? Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу и приобретает обязывающий характер для налогоплательщика в том случае, когда:
- не подавалась апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган (срок подачи жалобы — 1 месяц после того, как решение было получено субъектом хозяйствования);
- жалоба была направлена, однако ее не удовлетворили в полном объеме или частично. Если частичное удовлетворение имело место, то решение обращается к исполнению частично: то, что не было отменено.
При этом, даже если налогоплательщик жаловался только на часть решения, это «тормозит» исполнение всего решения (п. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Это значит, взыскать доначисленное налоговый орган сможет только после того, как будет принято решение по «частичной» апелляционной жалобе.
Однако осложнить (а нередко и парализовать) текущую деятельность налогоплательщика налоговая может и до того, как выйдет срок на обжалование решения. Это обусловлено возможностью принятия обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ) в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества соответствующего субъекта хозяйствования без согласия налогового органа. Запрет применяется последовательно к:
- недвижимому имуществу (даже если оно не задействовано в производстве продукции (работ, услуг));
- транспортным средствам, ценным бумагам, предметам дизайна служебных помещений;
- другому имуществу (кроме готовой продукции, сырья и материалов);
- готовой продукции, сырья и материалов.
Также могут быть приостановлены операции по счетам в банках. Но это крайняя мера, допустимая только если совокупная стоимость имущества налогоплательщика по данным бухгалтерского учета менее общей суммы доначислений. Приостановлением можно «обеспечить» возникающую разницу.
Возможность применить обеспечительные меры увязана с достаточными основаниями у налогового органа полагать, что без указанных мер исполнить в будущем решение и (или) взыскать недоимку/пеню/штраф может быть, как минимум, затруднительно. Как видим, законодательство оперирует оценочным суждением в части обоснованности обеспечительных мер. Это существенно увеличивает количество споров, связанных с досудебным обжалованием и судебным оспариванием обеспечительных мер (соответствующих решений, которыми вводятся меры). Даже можно говорить об отдельной категории соответствующих споров.
Глава 19 НК определяет процедуру обжалования решения налоговой инспекции, которое стало итогом выездной или камеральной налоговой проверки. Важно: до того, как оспаривать решение в суде, нужно пройти досудебный порядок — обжалование в вышестоящем налоговом органе (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Подача апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение осуществляется не позднее одного месяца, начинающего течь после того, как решение было вручено. Правомерна и другая «временная отметка», с которой начинает течь срок на подготовку и направление апелляционной жалобы: шестой (рабочий) день после отправки решения заказным письмом (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
В апелляционной жалобе должны быть указаны:
- наименование (Ф.И.О.) налогоплательщика, его ИНН и адрес места нахождения (жительства);
- дата и номер обжалуемого решения;
- наименование налогового органа, решение которого обжалуется;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены (могут быть повторены и дополнены доводы возражений по акту налоговой проверки);
- требования лица, подающего жалобу (об отмене обжалуемого решения полностью или в части);
- способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика).
Обратите внимание, что даже если субъект хозяйствования затрудняется обосновать неправомерность принятого налоговой решения (не сформулирует все фактически имеющиеся доводы), то в дальнейшем количество использованных аргументов можно увеличить. Не будет иметь значение факт отсутствия соответствующих доводов при первичном (досудебном) обжаловании (п. 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Формат подачи апелляционной жалобы: письменный (бумажный) или электронный (в этом случае придется следовать положениям Приказа ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/[email protected], которым регулируются вопросы электронной отправки жалобы). К апелляционной жалобе в подтверждение приведенных аргументов могут прилагаться документы. Если жалоба подается по доверенности, то она тоже должна прилагаться. Иначе рассматривать жалобу не будут.
Апелляционная жалоба, хотя и адресуется вышестоящему налоговому органу, фактически отправляется в инспекцию, которая вынесла обжалуемое решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Далее не позднее 3-х рабочих дней фактический адресат передает жалобу (вместе с материалами налоговой проверки) выше.
Обычно решение по апелляционной жалобе вышестоящий налоговый орган принимает в течение одного месяца после ее получения. При этом участие отправителя жалобы в рассмотрении не требуется (абз. 1 п. 2, п. 6 ст. 140 НК РФ). Но могут быть и другие ситуации.
С 17 марта 2021 года действует правило, согласно которому жалобы могут быть дополнены документами, свидетельствующими о верности использованных аргументов. Причем по ходатайству налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган рассмотрение апелляционной жалобы можно приостанавливать полностью или частично на срок до полугода (п. 1 ст. 140 НК РФ). Принять решение по ходатайству (удовлетворить или отказать в удовлетворении) уполномоченный орган должен в течение 5 рабочих дней. Затем эта информация должна быть доведена до заявителя не позднее 3-х дней, исчисляемых после принятия решения по ходатайству.
Если ходатайство было удовлетворено, то уполномоченный орган должен рассмотреть жалобу и принять по ней решение в течение месяца после получения документов, которые послужили причиной приостановления процесса.
Срок рассмотрения жалобы может быть увеличен на месяц. Это допускается если для рассмотрения жалобы требуется какая-либо документация/сведения от нижестоящих налоговых органов. Также продление сроков может быть и в ситуации, когда субъектом хозяйствования представлялись дополнительные документы к жалобе. Если срок рассмотрения жалобы пролонгировался, об этом обязательно нужно известить налогоплательщика в течение 3-х рабочих дней.
Еще одной правовой новеллой, действующей с весны 2021 года, является правило, позволяющее вышестоящему налоговому органу привлечь к процессу рассмотрения жалобы самого налогоплательщика, если это поможет получить от него необходимые пояснения относительно имеющихся в деле противоречий и несоответствий (абз. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ). В такой ситуации отправитель жалобы информируется, когда и где будет рассматриваться жалоба. При этом личное участие налогоплательщика в процессе необязательно. Можно организовать использование видео-конференц-связи.
Варианты результата рассмотрения апелляционной жалобы (решения):
- об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа в части;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью и принятии по делу нового решения.
Последнее случается тогда, когда по итогам работы с жалобой вышестоящий налоговый орган выявляет, что были нарушены существенные нормы процесса рассмотрения материалов налоговой проверки. Кроме того, эти нарушения повлекли ситуацию, когда налогоплательщик не имел возможности возразить против заключений инспекции, аргументировать свою позицию, в т.ч. путем представления каких-либо документов. При указанных обстоятельствах вышестоящий налоговый орган осуществляет отмену соответствующего решения, но рассматривает указанные материалы и принимает, учитывая их, решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Важно понимать, что вышестоящий налоговый орган не имеет права определять налоговые обязательства отправителя жалобы в более крупном размере, чем это сделала нижестоящая инспекция. Однако он может внести дополнения или изменение в правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, использованное нижестоящим налоговым органом. Кроме того, допускается исправление арифметических ошибок и опечаток (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Отправитель жалобы должен быть извещен о результатах ее рассмотрения (получить решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы), в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения по жалобе.
После того как жалоба будет подписана ЭЦП, ее нужно передать оператору ЭДО для отправки в ИФНС. В течение 1 рабочего дня от оператора должно поступить подтверждение даты отправки электронного документа и квитанция о его приеме (отказе в приеме).
В течение 3 рабочих дней с даты получения жалобы по ТКС налоговая инспекция передаст ее на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган — Управление ФНС. УФНС после вынесения решения по жалобе в течение 2 рабочих дней обязано «спустить» его обратно ИФНС.
Жалоба на бездействие налогового органа
Имейте в виду, что Налоговый кодекс РФ не обязывает использовать форму жалобы, утвержденную ФНС России. Такого требования в ст. 139.2 НК РФ нет. Но чтобы уйти от лишних споров с налоговиками (в т. ч. по досудебному порядку обжалования), лучше использовать утвержденный с 2021 года бланк жалобы в налоговую.
Этот документ можно направлять по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Когда жалобу направляют по ТКС, ее нужно подписать усиленной электронной подписью.
Возможна подача и в письменной форме лично либо через представителя.
То, как составить жалобу в налоговую на ИФНС вышестоящему налоговому органу, регулирует Приложение № 5 к упомянутому приказу ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645.
- полное наименование организации с указанием организационно-правовой формы, ИНН и КПП;
- Ф.И.О. (отчество при наличии (применимо ко всем листам документа) ИП (физлица, не являющегося ИП);
- ИНН.
Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:
- неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
- вынесение разнообразных штрафов без права на это;
- задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
- неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.
Как обжаловать решение налогового органа
- лично в руки, при очном общении;
- через факс;
- путем пересылки по почте или через службу доставки.
Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.
Это правило очень важно, так как при обращении в судебную инстанцию такие сведения будут иметь силу и позволят доказать факт передачи жалобы служащему.
Также существует электронная форма подачи этого документа. Для этого нужно пройти регистрацию на сайте ФНС, внеся свои данные, и заполнить соответствующие поля в выпадающей форме. Тогда чиновник обязан оперативно рассмотреть жалобу и предоставить ответ по поводу происшедшего инцидента.
Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:
- номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
- аргументы в свою защиту;
- ссылки на соответствующие случаю законы;
- бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.
Самое главное требование – избегать субъективности и голословности.
В бланке предусмотрены две части документа. Одна описывает сложившуюся ситуацию, вторая – предлагает способ выхода из нее. Причем информация поставляется в виде просьбы. Она может формулироваться как:
- разобраться в ситуации;
- отменить какое-либо принятое решение;
- начислять денежные средства;
- изменить часть принятого документа;
- принять новое решение по обжалуемому делу и пр.
Завершают бумагу перечень приложений (их копии должны сопровождать жалобу), подпись с расшифровкой и дата подачи.
Форма обжалования решения (обращение) обязательно должна содержать в себе:
- Ф.И.О и адрес регистрации лица, от чьего имени подается жалоба. В случае с организациями — название и адрес главного офиса.
- Обжалуемый объект (решение ФНС).
- Наименование органа, вынесшего фигурирующее решение.
- Основание, по которому заявитель определил нарушение своих прав.
- Требование, выдвигаемое лицом.
- Желаемый способ уведомление о решении по данному вопросу — письменный или электронный ответ. Последний предоставляется сайтом ФНС.
В случаях, когда жалоба подается официальным представителем, необходимо приложить доверенность. Так же допускается прикрепление дополнительных документов, если они подтверждают изложенный, в жалобе, довод.
К жалобе нужно приложить доверенность, если жалоба подается представителем. Документ должен быть выданным в порядке, который устанавливает Гражданский Кодекс. Также могут быть приложены и любые иные документы, которые бы подтверждали изложенные в ней доводы. Форма обращения должна иметь подпись подающего лица. В варианте с представителем — его подписью.
Жалобы на вступившие в действие решения о привлечении лиц к ответственности за деяния, нарушающие установленный порядок иди решения об отказе в таковом, могут рассматриваться налоговыми органами в 2021 году в периоде до одного месяца с даты принятия обращения. В то же время выносится решение по данному делу.
Тем не менее, руководящее лицо ФНС или его заместитель, имеет возможность продления сроков пересмотра документа до тридцати дней. Это делается в двух случаях:
- обращающееся лицо предоставило дополнительный документ;
- потребовалось получение документации или сведений от нижестоящих налоговых органов.
Решение, которое приняла инстанция по данному случаю, будет отправлено жалующемуся не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения в соответствии с пунктом 6 статьи 140 НК.
Данный документ подается в тех случаях, если налогоплательщика не устраивает вынесенное, однако не вступившее в силу решение налоговой по результату их действий.
Список требований к апелляции полностью соответствует рассматриваемому в данном материале документы — первоначальной жалобе. Форма данного документа имеется на сайте налоговой.
Подача апелляции в ФНС происходит через налоговый орган, вынесший решение, основанное на проверке. При этом, данный документ необходимо успеть выслать до даты принятия и вступления в силу обжалуемого решения.
Так же как и вышеуказанный документ, апелляционная жалоба может быть отозвана налогоплательщиком в соответствии со 138 статьей НК.
Предметы жалобы, которые указаны выше, обжалуются в вышестоящем налоговом органе (ВНО). Соответствующие материалы попадают туда через орган, который принял или совершил оспариваемое решение (действие). Следовательно, жалоба в налоговую инспекцию на организацию подается в орган — нарушитель прав налогоплательщика. Для этого существуют три способа:
- Через личный кабинет налогоплательщика на ресурсе ФНС.
- Почтой России.
- Обратившись лично или через представителя в соответствующее территориальное подразделение ФНС.
Орган-нарушитель передает претензию плюс все приложенные к ней материалы в вышестоящую организацию. На это дается три дня со времени ее поступления.
С момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении его прав, у него есть год на подачу необходимых документов. Аналогичное время (с даты вынесения спорного решения) есть для протеста на вступившие в силу решения об ответственности за налоговые правонарушения, если они не оспаривались через апелляцию. Об апелляционной жалобе рассказано в специальной статье.
Ее используют, когда спорят с не вступившим в силу решением об ответственности за правонарушение или отказ в этом, который фискальщики вынесли в порядке ст. 101 НК. Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения жалоб (апелляционной в том числе) вышестоящим органом.
Если время обжалования пропущено по уважительной причине, его его восстановить есть возможность, подав надлежащее ходатайство.
У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом.
По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.
3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.
При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению).
Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.
1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.
С жалобой на конкретную организацию к налоговикам есть возможность обратиться каждому, кто выявил нарушения. Правда, порядок оспаривания отличается от того, что предусмотрен НК (в гл. 19, 20), поскольку претензию вызвали действия организации, а не фискальщиков.
Как составить жалобу на ИФНС в 2020 году: новый порядок и образец
Неправомерные действия или решения налоговиков можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. Рассмотрим, как правильно составить жалобу на ИФНС в 2020 году.
Как подать жалобу в налоговый орган через ТКС?
Грамотное составление жалобы на налоговую инспекцию – право любого уважающего себя предпринимателя или частого лица. Этот документ обозначает знание своих полномочий и несогласие с действиями или бездействием налоговый службы.
Скачать документбесплатно
ФАЙЛЫСкачать пустой бланк жалобы на налоговую инспекцию .docСкачать образец жалобы на налоговую инспекцию .doc
Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:
- неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
- вынесение разнообразных штрафов без права на это;
- задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
- неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.
Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.
Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.
Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.
Допустимо обращаться в ФНС за обжалованием действий со стороны фирм. Если юридическое лицо нарушает закон, допустимо обратиться в отделение инспекции с доказательствами.
В тексте необходимо писать полные реквизиты нарушителя — место регистрации, наименование и сведения об органах управления.
Рекомендуется сделать акцент на доказательствах. Чтобы подтвердить, что деятельность компании противоречит нормам законодательства, необходимо перечислить конкретные положения закона, проигнорированные нарушителем.
СКАЧАТЬ Образец
Классический пример — сокрытие работодателями сумм по НДФЛ за счет серой зарплаты. Уклонение от прямых обязанностей чрезвычайно распространено как со стороны юридических лиц, граждан и предпринимателей. Отсутствие поступлений от налогоплательщика — прямое нарушение норм закона. Если заинтересованное лицо обнаружило факт уклонения от налогов, оно может составлять претензию в инспекцию. В документе необходимо отобразить период неуплаты и вид поступлений, от которых уклоняется нарушитель.
Частое основание для обращения в филиал ФНС. Чтобы подтвердить этот факт, заявитель должен раскрыть обстоятельства дела, доказывающие отсутствие взносов со стороны налогоплательщика. Стоит помнить, что неуплата нелегальна, влечет уголовную ответственность и взыскание.
ФНС рассматривает претензии не только на экономических агентов, но и на собственные действия. Сотрудники службы нередко ошибаются в расчетах налогов, пеней,начисляя неверные размеры. Налогоплательщику приходится платить больше необходимого.
Неправильное начисление может быть обжаловано. Для этого в документе приводят верную сумму и расчетные операции. Заявитель должен указать на ошибку со стороны налоговиков.
По общему правилу, жалоба должна подаваться в тот налоговый орган, чьи действия вызвали необходимость обжалования. Но непосредственно конкретное отделение ФНС не рассматривает акты — оно перенаправляет их в вышестоящие инстанции.
Для городских налоговых инспекций вышестоящей инстанцией считается УФНС по субъекту; для УФНС по субъекту это ФНС РФ. Перенаправление документации означает, что заявитель не может подать акты руководителям напрямую.
Обжалование действий допустимо в трех формах:
- личный прием;
- сообщение онлайн;
- почтовая отправка.
Личный прием признается самым эффективным способом для обращения. Причина проста: заявитель выяснит, почему конкретно налоговиками допущены нарушения, а также удостоверится, что его акт принят к рассмотрению.
Помимо личного визита обратиться можно через интернет. Подача жалобы онлайн, в отличие от классического приема, не потребует от гражданина посещать офис инспекции: лицо составляет документ удаленно и подает его через специальный сервис. Налоговая служба — один из немногих государственных органов с многофункциональным официальным сайтом. На портале ФНС создается акт в электронной форме.
Подавать документы можно также через «Госуслуги». Сам ресурс ничего не рассматривает, лишь перенаправляет информацию в ФНС.
Альтернатива — воспользоваться почтой. Желательно отправлять заказным письмом, так как у заявителя останется доказательство — чек. Нюанс способа — сроки. Почтовым службам нужно время для доставки. Метод малоэффективен, если обнаружены срочные обстоятельства, не требующие отлагательства.
Знайте! Пожаловаться на действия или бездействие надзорной инстанции или экономических агентов по телефону не получится. Звонок на номер ИФНС выгоден при незначительных нарушениях или наличии вопросов. Работник налоговой службы пошагово разъяснит все нюансы по телефону, но он не сможет рассмотреть доказательства дела.
Налоговая служба и ее подразделения не рассматривают анонимных жалоб. Любой документ должен соответствовать требованиям, указанным в НК РФ. Анонимность составителя автоматически повлечет отказ в рассмотрении. Подобная ситуация крайне неэффективна, когда на заявителя воздействуют угрозами и насилием и лично обращаться в инспекцию он не в состоянии.
Если заявителя не устроила резолюция, возможны другие способы обжаловать нарушение. Один из них — составления апелляции в вышестоящую инстанцию. Она оформляется по аналогии с обыкновенным актом.
Если отделение налоговой службы злоупотребляет своими полномочиями, разрешается обратиться в надзорные инстанции — прокуратуру и суд. Нередко физические лица пытаются обращаться в Роспотребнадзор, но эта структура занимается только защитой прав потребителей, а не заявителей. Судебное разбирательство поможет в достижении справедливости, но лицу придется готовить целый пакет документов, в том числе и оформлять заявление.
В органах ФНС анонимные послания не рассматриваются. Любой человек, обратившийся в эту службу, в обязательном порядке должен назвать свои персональные данные.
Для сохранения анонимности можно обратиться по телефону горячей линии налоговой службы, но ждать быстрого рассмотрения и принятия мер по такому виду жалобы не стоит.