Правила пользования пассажирским лифтом ГОСТ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила пользования пассажирским лифтом ГОСТ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обозначение: ГОСТ Р 55964-2014
Статус: действующий
Тип: ГОСТ Р
Название русское: Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации
Название английское: Lifts. General safety requirements in service
Дата актуализации текста: 01.01.2021
Дата актуализации описания: 01.01.2021
Дата регистрации: 00.00.0000
Дата издания: 15.11.2019
Дата введения в действие: 01.09.2014
Область и условия применения: Настоящий стандарт применяется для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» [1]. Требования к организации эксплуатации лифтов, изложенные в настоящем стандарте, относятся ко всем лифтам, используемым на территории Российской Федерации, на которые распространяется действие технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» [1]. Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами лифтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (модернизацию) и оценку соответствия лифтов в период эксплуатации, а также органами государственного контроля, осуществляющими контроль за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 [1] на стадии эксплуатации лифтов
Расположен в: Общероссийский классификатор стандартов
→ Строительные материалы и строительство
→ Установки в зданиях
→ Лифты. ЭскалаторыКлассификатор государственных стандартов
→ Строительство и стройматериалы
→ Санитарное, инженерное и противопожарное оборудование зданий
→ Лифты и строительные подъемникиОбщероссийский классификатор продукции
→ Продукция строительного, дорожного и коммунального машиностроения
→ Оборудование и машины строительные
→ Лифты

Правила пользования пассажирским лифтом

1.1 Настоящий стандарт применяется для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее — ТР ТС 011/2011) [1].

1.2 Требования к организации эксплуатации лифтов, изложенные в настоящем стандарте, относятся ко всем лифтам, используемым на территории Российской Федерации, на которые распространяется действие ТР ТС 011/2011 [1].

1.3 Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами лифтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (модернизацию) и оценку соответствия лифтов в период эксплуатации, а также органами государственного контроля, осуществляющими контроль за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 [1] на стадии эксплуатации лифтов.

5.1 Для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должны выполняться следующие условия:

— обеспечение сохранности лифтового оборудования и использование лифта только по назначению в течение всего срока эксплуатации;

— обеспечение условий эксплуатации в помещениях с размещенным оборудованием лифта, предусмотренных документацией изготовителя лифта;

— исключение хранения в помещениях с размещенным оборудованием лифта посторонних предметов, не имеющих отношения к обеспечению эксплуатации лифтов;

— обеспечение возможности беспрепятственного и безопасного подхода (доступа) обслуживающего персонала к помещениям с размещенным оборудованием лифта, в том числе освещения подходов, проходов;

— исключение доступа в помещения с размещенным оборудованием лифта посторонних лиц;

— обеспечение организации хранения, учета и выдачи ключей от помещений с размещенным оборудованием лифта;

— обеспечение организации хранения технической документации, в том числе паспорта лифта и внесения в него необходимых сведений;

— обеспечение соответствующего уровня освещенности этажных площадок и помещений с размещенным оборудованием лифта по ГОСТ Р 53780;

— наличие «Правил пользования лифтом» в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже;

— наличие в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже информации для связи с обслуживающим персоналом или диспетчерской службой;

— обеспечение двусторонней переговорной связи из кабины лифта с местом нахождения обслуживающего персонала (диспетчерская, аварийно-диспетчерская служба и т. п.);

— исключение использования лифта для транспортирования строительных материалов и грузов при выполнении строительных и отделочных работ в помещениях зданий и сооружений без выполнения мероприятий по предотвращению повреждения оборудования лифта.

5.2 Владелец для обеспечения условий безопасной эксплуатации лифта, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя, может привлечь по договору организацию, оказывающую соответствующие услуги.

Постановление Правительства РФ от 24.06.2017 N 743

1.1 Настоящий стандарт устанавливает специальные требования безопасности и доступности, а также требования обеспечения безопасного входа (выхода) и использования лифтов лицами, относящимися к инвалидам и другим маломобильным группам населения (далее — инвалиды).

1.2 Настоящий стандарт распространяется на новые лифты, предназначенные для транспортирования людей или людей и грузов по ГОСТ 33984.1, устанавливаемые в новые здания и сооружения.

1.3 Настоящий стандарт устанавливает требования доступности лифтов для лиц, использующих кресла-коляски с ручным и электрическим приводами, а также для лиц с ослабленным зрением, слухом и другими физическими ограничениями по приложению А.

Необходимость выполнения соответствующих требований настоящего стандарта определена с учетом категорий физических ограничений лиц, пользующихся лифтом.

1.4 Настоящий стандарт может быть использован на добровольной основе для соблюдения специальных требований безопасности и доступности лифтов ([1], приложение 1, пункт 2).

1.5 При применении технических решений, отличающихся от регламентируемых или не предусмотренных настоящим стандартом, должен быть выполнен анализ риска этих технических решений в соответствии с ГОСТ ISO 14798, дополненный в необходимых случаях расчетами, чертежами и результатами испытаний, подтверждающими безопасность этого технического решения и его соответствие требованиям технического регламента [1].

В настоящем стандарте применены термины ГОСТ 33984.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. точность остановки кабины (точность остановки): Расстояние по вертикали между уровнем порога дверей кабины и уровнем порога дверей шахты после автоматической остановки кабины. [ГОСТ 33605-2015, статья 3.1.18]

3.2 собирательное управление: Вид управления, применяемый на лифтах с одиночной или групповой системами управления, при котором после регистрации одной команды управления могут быть зарегистрированы и последующие, при этом выполнение команды управления происходит в соответствии с заданной программой. [ГОСТ 33605-2015, статья 3.6.21]

3.3 управление на этаж назначения: Управление, применяемое на одиночных или групповых лифтах, при котором команда на этаж назначения регистрируется на этажной площадке. [ГОСТ 33605-2015, статья 3.6.22]

3.4 маломобильная группа населения; МГН: Лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или ориентации в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: лица с временным нарушением здоровья, лица старших возрастов, лица с детскими колясками.

3.5 инвалид: Лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением функций зрения и слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

3.6 доступность лифта для инвалидов и маломобильных групп населения: Возможность для лиц, относящихся к инвалидам и маломобильным группам населения, безопасно и без посторонней помощи входить (въезжать в кресле-коляске) в кабину лифта, выходить (выезжать в кресле-коляске) из кабины лифта, осуществлять управление лифтом с этажной площадки и в кабине лифта.

3.7 устройство содействия доступности лифта: Средство для включения на одну поездку специальных функций для улучшения доступности лифта для инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН).

3.8 новое здание (сооружение): Здание (сооружение), соответствующее действующим обязательным требованиям и не использовавшееся до установки в него нового лифта.

3.9 новый лифт: Лифт, соответствующий действующим обязательным требованиям безопасности и качества, который до ввода в эксплуатацию не имеет наработки.

Опасности, опасные ситуации и опасные события, относящиеся к области применения настоящего стандарта, установленные в результате анализа риска как существенные и требующие принятия мер по уменьшению или полному устранению риска, приведены в таблице 1.

В таблице 1 указаны препятствия для доступа и дополнительные риски, с которыми могут сталкиваться лица с ограниченными способностями или используемые ими приспособления.

Таблица 1 — Перечень существенных опасностей

Опасности согласно ГОСТ ISO 12100-2013, приложение В Соответствующие пункты настоящего стандарта
1 Механические опасности:
опасность раздавливания 5.3.2.3
опасность удара 5.3.2.3
8 Опасности из-за нарушения эргономических требований:
нарушение правил доступа 5.2.1, 5.2.2, 5.3.1, 5.3.2.3
конструкция или расположение индикаторов, устройств визуальной и звуковой сигнализации 5.4.2.4, 5.4.2.5, 5.4.3.3, 5.4.3.4
конструкция, расположение или идентификация устройств управления 5.1.2, 5.4.2.1, 5.4.2.2, 5.4.2.3, 5.4.3.1, 5.4.3.2
неправильное распределение нагрузки 5.3.2.1, 5.3.2.2

B.1 Введение

В данном приложении приведены требования по проектированию элементов управления очень больших размеров для обеспечения повышенной доступности. (см. также приложение D).

B.2 Элементы управления на посадочных площадках

Кнопки должны отвечать требованиям, приведенным в 5.4.2.2.1, со следующими отличиями:

a) минимальный размер активной зоны кнопки должен составлять 50 x 50 мм или диаметр активной зоны должен быть 50 мм;

b) размер символов, расположенных в активной зоне кнопок, должен быть от 25 до 40 мм.

B.3 Элементы управления в кабине

Кнопки должны соответствовать требованиям, приведенным в 5.4.2.3, со следующими отклонениями и дополнительными требованиями по их расположению:

a) действуют требования, приведенные в B.2, перечисления a) и b);

b) кнопки выбора этажа должны располагаться на наклонной горизонтальной панели. Проекция наклонной панели не должна превышать 100 мм под углом 30° ± 15° к вертикальной оси (см. рисунок B.1);

c) максимальная высота от уровня пола до оси самой высоко расположенной кнопки не должна превышать 1000 мм;

d) если кнопки выбора этажа располагаются в один ряд, они организуются слева направо;

e) кнопка открытия двери, кнопка тревоги и кнопка закрытия двери (при наличии) должны располагаться отдельно от кнопок выбора этажа на расстоянии, как минимум в два раза большем, чем расстояние между активными зонами кнопок выбора этажа (см. рисунок B.2);

f) если кнопки выбора этажа располагаются в два или более рядов, они организуются слева направо и снизу вверх (см. рисунок B.3).

Сенсорные экраны должны отвечать следующим требованиям:

a) яркость сенсорного дисплея должна составлять как минимум 300 кд/м2. Необходимо обеспечить соответствующий яркостный контраст между активной зоной, символами кнопок и фоном. Фон дисплея должен быть сплошным и неподвижным;

b) сенсорные кнопки на экране должны отвечать требованиям таблицы 3 со следующими исключениями и дополнительными требованиями:

1) пункты c), d), e), g), h), i), j), k0 и l) таблицы 3 не применяются;

2) предпочтительно, чтобы кнопка основного посадочного этажа была зеленой или в зеленой рамке;

3) символы должны находиться в активной зоне кнопки;

4) высота символов должна быть от 15 до 40 мм;

5) расстояние между активной зоной кнопок должно быть не менее 5 мм;

c) расположение сенсорного экрана должно соответствовать требованиям, приведенным в таблице 4, за исключением пункта c);

d) высота символов назначения этажа на сенсорном экране должна быть не менее 25 мм, и они должны отображаться на протяжении соответствующего звукового оповещения (если функция включена);

e) в соответствии с требованиями, приведенными в 5.4.3.1.2, кнопка устройства содействия доступности должна располагаться рядом с сенсорным экраном, предпочтительно снизу, для включения речевого оповещения и выбора этажа в соответствии с таблицей 4, пункт e). По мере необходимости, она также может включать такие дополнительные функции, как крупные символы и повышенный контраст;

f) при нажатии на кнопку устройства содействия доступности выполняется следующее:

1) последовательное оповещение доступных этажей назначения (например, на этаже, где расположен вход в здание, объявляются этажи, начиная с самого нижнего до самого верхнего, или на самом верхнем этаже сначала объявляется этаж, где расположен вход в здание, а затем выполняется отсчет с самого верхнего до самого нижнего этажа);

2) в многоэтажных зданиях следует сначала выбрать зону назначения, а затем необходимый этаж.

1. Непроведение в установленный срок технического освидетельствования или обследования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее — объекты).

2. Отсутствие квалифицированного персонала, выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию объекта, включая аварийно-техническое обслуживание объекта, обслуживанию, ремонту систем диспетчерского (операторского) контроля объекта, а также по ремонту объекта.

3. Отсутствие лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта и (или) эксплуатации объекта.

4. Отсутствие:

паспорта объекта;

руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;

для лифтов, введенных в эксплуатацию после 15 февраля 2013 г., — сертификата соответствия лифта требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2018 N 1639)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2018 N 1639)

1. Экспертная организация, выполняющая работы по техническому освидетельствованию и обследованию подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее соответственно — объекты, экспертная организация), должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица на территории Российской Федерации и внесена в реестр экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов.

Порядок ведения указанного реестра устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2. Экспертная организация должна иметь сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о внесении в реестр экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов, а также сведения согласно пунктам 3, 6 и подпунктов «а», «к», «м» пункта 7 настоящего документа.

3. В штате экспертной организации по основному месту работы должно быть не менее 3 работников, участвующих в выполнении работ по техническому освидетельствованию и обследованию объектов.

4. Квалификация работников экспертной организации, участвующих в выполнении работ по техническому освидетельствованию и обследованию объектов, должна соответствовать положениям профессионального стандарта.

5. Экспертная организация должна располагать испытательным оборудованием и средствами измерений, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2018 N 1639)

6. Экспертная организация обязана утвердить положение об экспертной организации, которое подписывается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью.

7. Положение об экспертной организации должно включать:

а) указание на сферу деятельности, предусматривающее техническое освидетельствование и обследование объектов;

б) требования к работникам экспертной организации, участвующим в выполнении работ по проведению технического освидетельствования и обследования объектов;

в) требование о наличии положений о структурных подразделениях экспертной организации, предусматривающих:

права и обязанности структурного подразделения, проводящего работы по техническому освидетельствованию и обследованию объектов, в том числе порядок взаимодействия с исполнительным органом экспертной организации и иными структурными подразделениями в целях исключения конфликта интересов;

наличие документов, определяющих функциональные обязанности работников экспертной организации, включая распределение прав, обязанностей и ответственности между работниками экспертной организации;

г) меры по обеспечению независимости и беспристрастности экспертной организации при осуществлении своей деятельности, а также установление требований, включающих меры:

предотвращения и разрешения конфликта интересов;

по исключению финансового и иного воздействия, способного оказать влияние на результаты работ по техническому освидетельствованию и обследованию объекта;

д) порядок профессиональной подготовки и повышения квалификации работников экспертной организации;

е) правила обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от третьих лиц;

ж) положение о наличии у экспертной организации системы управления документацией (правил документооборота), которая должна включать в себя:

правила утверждения и регистрации документов;

правила учета и документирования результатов проведения работ по техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в том числе результатов работ по проведению исследований (испытаний) объекта;

правила ознакомления работников экспертной организации с документами;

систему хранения и архивирования документов, в том числе правила хранения и архивирования;

систематизированное ведение сведений о работниках экспертной организации, непосредственно выполняющих работы по техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в том числе осуществляющих проведение исследований (испытаний) объекта;

5.2.1 Общие положения

5.2.1.1 Размещение лифтового оборудования

5.2.1.1.1 Все лифтовое оборудование должно быть расположено в шахте или в пространствах для размещения машинного оборудования или в блочных помещениях, за исключением устройств управления и сигнальных устройств, расположенных снаружи шахты.

5.2.1.1.2 Если оборудование разных лифтов находится в одном машинном помещении и/или блочном помещении, каждый лифт должен быть идентифицирован номером, буквой или цветом для всех составных частей лифта (привода, шкафа управления, ограничителя скорости, отводных блоков и т.п.).

5.2.1.2 Исключительное использование шахты, машинного и блочного помещения

5.2.1.2.1 В помещениях с размещенным оборудованием лифта установка оборудования и прокладка коммуникаций, не относящихся к лифту, не допускается.

Допускается размещение в этих помещениях следующего оборудования:

a) механизмы и приспособления для обслуживания лифта;

b) оборудование для вентиляции, кондиционирования или обогрева воздуха, за исключением парового отопления этих помещений и шахты лифта;

c) охранная и пожарная сигнализация этих помещений;

d) оборудование пожаротушения этих помещений.

5.2.1.2.2 В машинном помещении могут быть расположены приводы разных типов лифтов, в том числе лифтов, на которые не распространено действие настоящего стандарта (например, грузовые лифты, предназначенные для перевозки грузов без сопровождения людей).

5.2.1.2.3 В случае частично огражденной шахты лифта по 5.2.5.2.2 она рассматривается как шахта:

a) внутри ограждения, в тех местах, где имеется ограждение;

b) в пределах горизонтального расстояния 1,50 м от подвижных частей лифта, в тех местах, где отсутствует ограждение.

5.2.1.3 Вентиляция шахты, пространств для размещения машинного оборудования и блочного помещения*
________________
* Вентиляция не относится к области ответственности лифтовых организаций.

В шахте, пространствах для размещения машинного оборудования и блочном помещении не допускается размещать оборудование для вентиляции помещений, не относящихся к лифту.

Принудительная вентиляция должна быть такой, чтобы была исключена возможность попадания пыли, влаги и испарений на электрооборудование, кабели и провода.

5.2.1.4 Освещение

5.2.1.4.1 В шахте должно быть установлено стационарное электрическое освещение, обеспечивающее указанную ниже освещенность при закрытых дверях шахты в любом положении кабины на всем пути ее перемещения в шахте:

a) не менее 50 люкс на расстоянии 1,0 м над крышей кабины в ее вертикальной проекции;

b) не менее 50 люкс на расстоянии 1,0 м над полом приямка в любом месте, где человек может стоять, работать и/или передвигаться между зонами обслуживания;

c) не менее 20 люкс за пределами местоположений, определенных в пунктах а) и b), исключая затенения, создаваемые кабиной или другими элементами лифта.

Для достижения необходимого уровня освещенности в шахте должно быть установлено достаточное количество светильников и, при необходимости, дополнительный светильник — на крыше кабины лифта.

Светильники должны иметь защиту от механических повреждений.

Электропитание на эту систему освещения следует подавать в соответствии с 5.10.7.1.

Примечание — Для специальных задач может потребоваться дополнительное переносное освещение, например с помощью фонаря.

5.2.1.4.2 Пространства для размещения машинного оборудования и блочные помещения должны быть оборудованы стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 200 люкс на уровне пола в зонах обслуживания оборудования и 50 люкс на уровне пола в проходах к зонам обслуживания оборудования. Электропитание на эту систему освещения следует подавать в соответствии с 5.10.7.1.

Примечание — Освещение пространств для размещения машинного оборудования может быть частью освещения шахты.

5.2.1.5 Электрооборудование в приямке, пространствах для размещения машинного оборудования и блочных помещениях

5.2.1.5.1 В приямке лифта должны быть установлены:

а) Останавливающее устройство (кнопка «Стоп», выключатель и др.) по 5.12.1.11, видимое и доступное с пола приямка и через дверной проем, предназначенный для входа в приямок.

В зависимости от глубины приямка следует устанавливать одно или два останавливающих устройства:

5.3.1 Общие положения

5.3.1.1 Для обеспечения безопасного входа (выхода) пассажиров в кабину (из кабины) шахта лифта и кабина должны быть оборудованы дверями шахты и дверью кабины соответственно.

5.3.1.2 Двери шахты и кабины должны быть сплошными. Допускается применение раздвижных решетчатых дверей кабины в грузопассажирских лифтах с внутренним управлением, предназначенных для перевозки грузов, управляемых уполномоченным персоналом. У таких дверей просвет между вертикальными полосами должен быть не более 120 мм при закрытых дверях кабин.

5.3.1.3 Горизонтально-раздвижная и вертикально-раздвижная дверь шахты и дверь кабины в закрытом положении должны удовлетворять следующим требованиям:

a) створки должны перекрывать обвязку дверного проема сверху и с боковых сторон у горизонтально-раздвижной двери и со всех сторон — у вертикально-раздвижной двери; при односторонне-раздвижной двери со стороны притвора створки допускается не перекрывать створкой обвязку дверного проема;

b) у горизонтально-раздвижной двери при односторонне закрывающихся створках должно быть перекрытие одной створки другой.

5.3.1.4 В закрытом положении зазор между створками двери или между створками и стояками, перемычками или порогами не должен превышать 6 мм. Эта величина, вследствие износа, может достигать 10 мм, за исключением дверей, выполненных из стекла (см. 5.3.6.2.2.1).

5.3.1.5 В случае применения распашных дверей кабины должны быть установлены упоры, предохраняющие дверь от распахивания за пределы кабины.

5.3.2 Высота и ширина входов

5.3.2.1 Высота

Двери шахты и двери кабины должны быть такими, чтобы высота в свету входного проема составляла не менее 2 м.

5.3.2.2 Ширина

Ширина в свету входного проема дверей шахты не должна превышать более чем на 50 мм с каждой стороны ширину в свету входного проема кабины.

5.3.3 Пороги, направляющие, подвеска двери

5.3.3.1 Пороги

Проемы дверей шахты и кабины должны быть оборудованы порогом, рассчитанным на нагрузки, возникающие при загрузке кабины.

Примечание — Рекомендуется, чтобы перед каждым порогом шахты был устроен небольшой уклон для предотвращения просачивания в шахту воды от мытья, разбрызгивания и т.п.

5.3.3.2 Направляющие

5.3.3.2.1 Двери шахты и кабины должны быть спроектированы таким образом, чтобы во время нормальной работы предотвращались их сход с направляющих, механическое заедание или смещение.

5.3.3.2.2 Вертикально-раздвижные двери кабины и шахты должны иметь направляющие справа и слева.

5.3.3.2.3 Горизонтально раздвижные двери шахты и кабины должны быть снабжены направляющими сверху и снизу. Функцию нижних направляющих можно совмещать с порогами.

5.3.3.3 Подвеска вертикально-раздвижных дверей

5.3.3.3.1 Вертикально-раздвижные двери могут быть применены только у грузопассажирского лифта, при этом:

a) створки должны быть подвешены не менее чем на двух независимых несущих элементах;

b) коэффициент запаса прочности несущих элементов должен быть не менее 8;

c) створки двери, закрываемой (открываемой) вручную, должны быть уравновешены;

d) несущие элементы должны быть защищены от схода с канавок шкивов или звездочек;

e) диаметр делительной окружности шкивов подвешивающего каната должен по меньшей мере в 25 раз превышать диаметр каната.

5.3.4 Горизонтальные зазоры дверей

5.3.4.1 Горизонтальное расстояние между порогом кабины и порогом дверей шахты не должно превышать 35 мм (см. рисунок 3).

5.3.4.2 В целях исключения доступа в шахту лифта горизонтальное расстояние между створками двери кабины и дверями шахты не должно превышать 0,12 м (см. рисунок 3).

Примечание — Если в здании есть дополнительные двери перед дверью шахты, застревание людей в пространстве между ними должно быть исключено (см. также 5.2.2.1 и 5.2.2.3).

Правила пользования лифтом пассажирским и грузовым, советы по безопасности

5.5.1 Подвешивающие средства

5.5.1.1 Кабины, противовесы или уравновешивающие устройства кабины должны быть подвешены на стальных проволочных канатах или пластинчатых, или на приводных роликовых (втулочных) цепях. Допускается применение других средств при условии, что они обеспечивают уровень безопасности не ниже, чем при использовании стальных канатов или цепей.

5.5.1.2 Канаты должны соответствовать следующим требованиям:

a) номинальный диаметр стальных проволочных канатов должен быть не менее 6 мм;

b) предел прочности на разрыв проволок и другие характеристики (конструкция, протяженность, овальность, гибкость, испытания и т.д.) должны соответствовать нормативным документам государств, принявших настоящий стандарт.

5.5.1.3 Минимальное число тяговых элементов должно быть равно двум.

Для гидравлических лифтов минимальное число тяговых элементов должно быть равно двум на гидроцилиндр непрямого действия и двум на соединение между кабиной и любым уравновешивающим грузом.

Примечание — При полиспастной подвеске число тяговых элементов принимается равным числу канатов, цепей и т.д.

5.5.2 Соотношение диаметров шкива, блока, барабана и каната, наконечники каната/цепи

5.5.2.1 Отношение диаметра делительной окружности шкивов, блоков или барабанов к номинальному диаметру тяговых канатов должно быть не менее 40 независимо от типа конструкции каната.

5.5.2.2 Коэффициент запаса прочности подвешивающих средств должен быть не менее чем:

a) 12 — в случае привода трения с тремя или более канатами;

b) 16 — в случае привода трения с двумя канатами;

c) 12 — в случае барабанного привода и гидравлических лифтов с канатами;

d) 10 — в случае использования цепей.

Этот коэффициент запаса прочности определен как отношение минимального разрывного усилия канатов, Н, к максимальной нагрузке, Н, действующей на этот канат при нахождении кабины с номинальной нагрузкой на нижней этажной площадке.

Для позитивных и гидравлических приводов коэффициент запаса прочности для канатов или цепей уравновешивающего груза должен рассчитываться, как и выше, по отношению к силе, воздействующей на канат/цепь и определяемой весом уравновешивающего груза.

5.5.2.3 Заделка концов канатов при их креплении к кабине, противовесу или уравновешивающему устройству кабины или точкам подвески неподвижной ветви полиспаста должна выдерживать не менее 80% разрывного усилия каната.

5.5.2.3.1 Концы канатов должны быть прикреплены к кабине, противовесу, или уравновешивающему грузу, или к точкам подвешивания оконечных частей запасованных канатов посредством самозатягивающихся клинообразных муфт, зажимных хомутов или обжимных наконечников.

Примечание — Заделки канатов должны выдерживать нагрузку, составляющую не менее 80% от разрывающей нагрузки каната.

5.5.2.3.2 Крепление каната к барабану следует выполнять посредством заклинивания, или с использованием не менее двух прижимных планок или любым другим способом, обеспечивающим эквивалентный уровень безопасности. При нахождении кабины на полностью сжатом буфере или упоре на барабане должно оставаться не менее полутора запасных витков каждого каната, не считая витков, находящихся под прижимными планками.

5.5.2.4 Концы каждой цепи должны быть прикреплены к кабине, противовесу, или уравновешивающему грузу, или к точкам подвешивания оконечных частей запасованых цепей. Соединение между цепью и наконечником цепи должно быть способно выдерживать нагрузку, составляющую не менее 80% от минимальной разрывающей нагрузки цепи.

5.5.3 Сцепление тяговых элементов со шкивом или барабаном

Сцепление тяговых элементов должно быть таким, чтобы выполнялись три следующих условия:

a) кабина должна удерживаться на уровне этажа без проскальзывания, будучи нагруженной на 125% согласно 5.4.2.1 или 5.4.2.2;

b) должно быть обеспечено, чтобы любое аварийное торможение пустой или нагруженной номинальной нагрузкой кабины приводило к замедлению до скорости, которая ниже или равна той скорости, на которую рассчитаны буферы, включая буферы с пониженным рабочим ходом;

c) должна быть исключена возможность подъема пустой кабины при противовесе, находящемся на буфере, и возможность подъема противовеса при кабине, находящейся на буфере при соблюдении следующих условий:

1) канаты должны проскальзывать по тяговому шкиву, либо

5.6.1 Общие положения

5.6.1.1 Устройства безопасности или их сочетания предназначены для защиты кабины лифта:

a) от свободного падения;

b) превышения номинальной скорости вниз или вверх и вниз для лифтов с приводом трения;

c) непреднамеренного движения с открытыми дверями;

d) сползания кабины с уровня посадочной площадки — для гидравлических лифтов.

5.6.1.2 Для лифтов с приводом трения и позитивным приводом следует применять устройства безопасности в соответствии с таблицей 11.

Таблица 11 — Устройства безопасности для лифтов с приводом трения и позитивным приводом

Опасная ситуация

Устройства безопасности

Средства, приводящие в действие устройства безопасности

Свободное падение или превышение скорости при движении кабины в направлении вниз

Ловители
(5.6.2.1)

Ограничитель скорости (5.6.2.2.1)

Свободное падение противовеса или уравновешивающего груза в случае 5.2.5.4

Ловители
(5.6.2.1)

Ограничитель скорости (5.6.2.2.1), или для лифтов с номинальной скоростью не более 1 м/с:

— устройство, срабатывающее от обрыва или ослабления тяговых элементов (5.6.2.2.2), или

— канат безопасности (5.6.2.2.3)

Превышение скорости при движении в направлении вверх (только для лифтов с приводом трения)

Устройство безопасности от превышения скорости поднимающейся вверх кабиной (5.6.6)

Включено в 5.6.6

Непреднамеренное передвижение кабины с открытыми дверями

5.7.1 Перемещение по направляющим кабины, противовеса или уравновешивающего груза

5.7.1.1 Кабина, противовес или уравновешивающий груз должны перемещаться не менее чем по двум жестким стальным направляющим.

5.7.1.2 Направляющие должны быть изготовлены из стали методом прокатки с необходимой рабочей поверхностью (тянутые направляющие) или рабочие поверхности направляющих должны быть подвергнуты механической обработке (механообработанные направляющие).

5.7.1.3 Направляющие для противовесов или уравновешивающих грузов, на которых не предусмотрено применение ловителей, могут быть выполнены из отформованного металлического листа. Такие направляющие должны иметь антикоррозионную защиту.

5.7.1.4 Крепление направляющих к кронштейнам и к зданию должно обеспечивать возможность компенсации эффектов, являющихся следствием естественной осадки здания, сжатия бетона или температурных деформаций, одним из следующих способов:

— автоматически;

— простой регулировкой.

Поворот элементов крепления (кронштейнов, прижимов и пр.), посредством которых осуществляется ослабление направляющих при регулировке, не допускается.

5.7.1.5 В креплениях направляющих, содержащих неметаллические элементы, неисправность этих элементов следует принимать во внимание при расчете допустимых отклонений.

5.7.2 Общие положения прочностного расчета направляющих

5.7.2.1 Направляющие, их стыки и элементы крепления должны выдерживать нагрузки и силы, воздействующие на них, чтобы обеспечить безопасную работу лифта, а именно:

a) должно быть обеспечено направленное движение кабины, противовеса или уравновешивающего груза;

b) прогибы направляющих должны быть ограничены такой величиной, чтобы вследствие них:

1) не возникало непреднамеренное отпирание дверей,

2) не нарушалась работа устройств безопасности,

3) не появлялась возможность столкновения движущихся частей с другими частями.

5.7.2.2 Сочетание отклонений направляющих, отклонений кронштейнов, зазор в направляющих башмаках и отклонение от прямолинейности направляющих следует принимать в расчет, чтобы обеспечить безопасную работу лифта.

5.7.2.3 В процессе использования лифта по назначению возникают следующие варианты нагрузок:

— нормальная работа — перемещение кабины лифта с одного уровня на другой;

— нормальная работа — загрузка и разгрузка;

— срабатывание устройства безопасности.

Примечания

1 При каждом варианте нагрузки на направляющие может воздействовать комбинация сил.

2 В зависимости от крепления направляющих (в положении опирания нити направляющих в нижней части или в подвешенном положении нити направляющих) следует рассматривать наиболее нагруженный вариант по отношению к устройству безопасности, взаимодействующему с направляющей.

5.7.2.4 Перечисленные ниже силы, воздействующие на направляющие, следует принимать во внимание при расчете допустимых напряжений и отклонений направляющих.

a) Горизонтальная сила от направляющих башмаков вследствие:

1) массы кабины и ее номинальной загрузки, противовеса или уравновешивающего устройства, подвесных кабелей и т.п. с учетом точки их приложения и коэффициентов их динамического воздействия, и

2) ветровых нагрузок в случае лифтов, установленных снаружи здания, с частично огражденной шахтой.

b) Вертикальные силы:

1) от сил торможения при работе ловителей и стопорных устройств, закрепленных на направляющих;

2) вспомогательных элементов, закрепленных на направляющих;

3) веса направляющей;

4) проталкивающей силы со стороны прижимов направляющей.

с) Крутящие моменты, создаваемые вспомогательным оборудованием, с учетом коэффициента динамического воздействия.

5.8.1 Буферы кабины и противовеса

5.8.1.1 Лифт должен быть оборудован буферами, ограничивающими перемещение кабины и противовеса вниз.

При креплении буфера(ов) к кабине или противовесу место соударения в приямке должно быть сделано в виде фундамента (упоров) высотой не менее 300 мм.

В случае крепления буфера к противовесу упоры допускается не устанавливать при условии наличия ограждения согласно 5.2.5.5.1 и наличия зазора не более 50 мм между низом ограждения и полом приямка.

5.8.1.2 Лифт, оборудованный барабанной лебедкой или лебедкой со звездочкой, дополнительно должен быть оборудован буферами, ограничивающими перемещение кабины вверх.

5.8.1.3 В гидравлических лифтах, когда буфер(а) упоров используют для ограничения рабочего хода кабины снизу, также требуется фундамент (упор) согласно 5.8.1.1, за исключением тех случаев, когда фиксированные упоры стопорного устройства установлены на направляющих кабины и кабина не может проходить мимо них при отведенном(ых) стопорном(ых) устройстве(ах).

5.8.1.4 Для гидравлических лифтов при полностью сжатых буферах плунжер не должен ударяться об основание гидроцилиндра.

Это не относится к устройствам обеспечивающих повторную синхронизацию телескопических цилиндров, в которых по крайней мере одна ступень (часть) не ударяется при движении вниз о механический ограничитель.

5.8.1.5 Применение буферов энергонакопительного типа с линейными и нелинейными характеристиками допускается при номинальных скоростях не более 1,0 м/с.

Применение буферов энергорассеивающего типа допускается при любых номинальных скоростях лифта.

5.8.1.6 Буферы энергонакопительного типа с нелинейными характеристиками и буферы энергорассеивающего типа должны быть испытаны (см. [2]).

5.8.1.7 На буфере должна быть указана следующая информация:

a) изготовитель буфера;

b) модель буфера;

c) заводской номер энергорассеивающего буфера;

d) марка (обозначение) жидкости для гидравлического буфера.

5.8.2 Рабочий ход буферов кабины и противовеса

5.8.2.1 Буферы энергонакопительного типа

5.8.2.1.1 Буферы с линейными характеристиками

1.1 Настоящий стандарт применяется для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее — TP ТС 011/2011) [1].

1.2 Требования к организации эксплуатации лифтов, изложенные в настоящем стандарте, относятся ко всем лифтам, используемым на территории Российской Федерации, на которые распространяется действие TP ТС 011/2011 [1].

1.3 Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами лифтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (модернизацию) и оценку соответствия лифтов в период эксплуатации, а также органами государственного контроля, осуществляющими контроль за соблюдением требований TP ТС 011/2011 [1] на стадии эксплуатации лифтов.

4.1 В соответствии с TP ТС 011/2011 [1] для обеспечения безопасности лифтов в период назначенного срока службы должны выполняться следующие требования:

— использование лифта по назначению, а также проведение осмотра, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с технической документацией (руководством по эксплуатации) изготовителя;

— выполнение работ по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту лифтов квалифицированным персоналом;

— проведение оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы в форме технического освидетельствования;

— проведение оценки соответствия лифтов по истечении назначенного срока.

5.1 Для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должны выполняться следующие условия:

— обеспечение сохранности лифтового оборудования и использование лифта только по назначению в течение всего срока эксплуатации;

— обеспечение условий эксплуатации в помещениях с размещенным оборудованием лифта, предусмотренных документацией изготовителя лифта;

— исключение хранения в помещениях с размещенным оборудованием лифта посторонних предметов, не имеющих отношения к обеспечению эксплуатации лифтов;

— обеспечение возможности беспрепятственного и безопасного подхода (доступа) обслуживающего персонала к помещениям с размещенным оборудованием лифта, в том числе освещения подходов, проходов;

— исключение доступа в помещения с размещенным оборудованием лифта посторонних лиц;

— обеспечение организации хранения, учета и выдачи ключей от помещений с размещенным оборудованием лифта;

— обеспечение организации хранения технической документации, в том числе паспорта лифта и внесения в него необходимых сведений;

— обеспечение соответствующего уровня освещенности этажных площадок и помещений с размещенным оборудованием лифта по ГОСТ Р 53780;

— наличие «Правил пользования лифтом» в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже;

— наличие в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже информации для связи с обслуживающим персоналом или диспетчерской службой;

— обеспечение двусторонней переговорной связи из кабины лифта с местом нахождения обслуживающего персонала (диспетчерская, аварийно-диспетчерская служба и т.п.);

— исключение использования лифта для транспортирования строительных материалов и грузов при выполнении строительных и отделочных работ в помещениях зданий и сооружений без выполнения мероприятий по предотвращению повреждения оборудования лифта.

5.2 Владелец для обеспечения условий безопасной эксплуатации лифта, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя, может привлечь по договору организацию, оказывающую соответствующие услуги.

6.1 В период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:

— использование лифта по назначению осуществляется в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя лифта;

— прекращение использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;

— информирование специализированной организации по техническому обслуживанию лифта (при наличии договора):

а) об обнаружении нарушений нормальной работы лифта или опасных изменениях в условиях эксплуатации;

б) о прекращении использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;

в) о планируемом проведении третьей стороной проверок, освидетельствований или других работ на лифте, не связанных с техническим обслуживанием;

г) о планируемом длительном прекращении (приостановке) использования лифта по назначению;

д) о месте хранения ключей от помещений с размещенным оборудованием лифта в здании;

— выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;

— проведение технического освидетельствования лифтов по ГОСТ Р 53783;

— проведение оценки соответствия лифтов по истечении назначенного срока службы с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению (при необходимости).

6.2 Условия выполнения работ устанавливаются в договоре между владельцем лифта и специализированной организацией.

6.3 Объем и периодичность выполняемых работ при техническом обслуживании должны соответствовать требованиям, изложенным в руководстве по эксплуатации заводов — изготовителей лифтового оборудования.

8.1 Оценку соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляет организация, аккредитованная (уполномоченная) в установленном порядке, на основании договора с владельцем лифта.

8.2 Оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы проводится в форме технического освидетельствования по ГОСТ Р 53783.

8.3 Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования по ГОСТ Р 53783.

4. Важнейшие опасности и препятствия для обеспечения доступности

10.1 Специализированная организация должна иметь материально-техническую базу, технические средства, оборудование для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту и (или) модернизации лифтов и (или) оборудования систем диспетчерского контроля их работы.

10.2 Специализированная организация должна располагать достаточным количеством специалистов и рабочих, имеющих профессиональную подготовку и соответствующую квалификацию, и необходимые группы по электробезопасности. Численность квалифицированного персонала должна быть достаточной для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля, предусмотренных руководством по эксплуатации изготовителя.

Расчет численности персонала проводится с учетом типов и моделей лифтов, а также с учетом их этажности и ряда других факторов, влияющих на трудозатраты и время выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.

10.3 Специализированная организация должна осуществлять контроль качества выполняемых работ.

10.4 Специализированная организация должна:

— назначить специалистов, ответственных за организацию выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля;

— назначить персонал и возложить на него выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля;

— обеспечить специалистов должностными инструкциями, а персонал — производственными инструкциями и инструкциями по охране труда;

— обеспечить своевременное, качественное и в полном объеме выполнение работ в соответствии или с руководством по эксплуатации, или с системой планово-предупредительных ремонтов лифтов, на которые отсутствует руководство по эксплуатации;

— обеспечить своевременную подготовку и аттестацию специалистов и персонала в установленном порядке;

— обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты, инструментом, приспособлениями и приборами, необходимыми для обеспечения безопасного производства работ;

— разместить:

а) в кабине лифта или на основном посадочном этаже «Правила пользования лифтом»;

б) на основном посадочном этаже/площадке информацию о специализированной организации с указанием телефонов, по которым осуществляется вызов персонала, осуществляющего ремонт лифтов;

— в случае угрозы жизни и здоровью людей незамедлительно информировать владельца о необходимости приостановить использование лифта по назначению;

— информировать владельца о необходимости приостановить использование по назначению лифта, у которого истек назначенный срок службы;

— в разделе паспорта лифта «Сведения о ремонте и модернизации» указывать сведения о замененном оборудовании с указанием типа или обозначения и заверять их подписью уполномоченного представителя специализированной организации;

— информировать владельца лифта о принятии новых нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования к лифтам и эксплуатации лифтов.

Введение

Настоящий стандарт разработан в целях обеспечения выполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» и устанавливает требования к безопасной эксплуатации лифтов в течение назначенного срока службы.

Настоящий стандарт предназначен для повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, с учетом рисков, возникающих при эксплуатации лифтов.

Выполнение на добровольной основе требований настоящего стандарта позволяет обеспечивать соответствие лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в течение назначенного срока их службы.

1.1 Настоящий стандарт применяется для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее — TP ТС 011/2011) [1].

1.2 Требования к организации эксплуатации лифтов, изложенные в настоящем стандарте, относятся ко всем лифтам, используемым на территории Российской Федерации, на которые распространяется действие TP ТС 011/2011 [1].

1.3 Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами лифтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (модернизацию) и оценку соответствия лифтов в период эксплуатации, а также органами государственного контроля, осуществляющими контроль за соблюдением требований TP ТС 011/2011 [1] на стадии эксплуатации лифтов.

4.1 В соответствии с TP ТС 011/2011 [1] для обеспечения безопасности лифтов в период назначенного срока службы, должны выполняться следующие требования:

— использование лифта по назначению, а также проведение осмотра, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с технической документацией (руководством по эксплуатации) изготовителя;

— выполнение работ по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту лифтов квалифицированным персоналом;

— проведение оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы в форме технического освидетельствования;

— проведение оценки соответствия лифтов по истечении назначенного срока.

5. Требования безопасности и/или защитные меры

6.1 В период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:

— использование лифта по назначению осуществляется в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя лифта;

— прекращение использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;

— информирование специализированной организации по техническому обслуживанию лифта (при наличии договора):

а) об обнаружении нарушений нормальной работы лифта или опасных изменениях в условиях эксплуатации;

б) о прекращении использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;

в) о планируемом проведении третьей стороной проверок, освидетельствований или других работ на лифте, не связанных с техническим обслуживанием;

г) о планируемом длительном прекращении (приостановке) использования лифта по назначению;

д) о месте хранения ключей от помещений с размещенным оборудованием лифта в здании;

— выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;

— проведение технического освидетельствования лифтов по ГОСТ Р 53783;

— проведение оценки соответствия лифтов по истечении назначенного срока службы с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению (при необходимости).

6.2 Условия выполнения работ устанавливаются в договоре между владельцем лифта и специализированной организацией.

6.3 Объем и периодичность выполняемых работ при техническом обслуживании должны соответствовать требованиям, изложенным в руководстве по эксплуатации заводов — изготовителей лифтового оборудования.

8.1 Оценку соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляет организация, аккредитованная (уполномоченная) в установленном порядке, на основании договора с владельцем лифта.

8.2 Оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы проводится в форме технического освидетельствования по ГОСТ Р 53783.

8.3 Оценка соответствия лифта отработавшего назначенный срок службы проводится в форме обследования по ГОСТ Р 53783.

10.1 Специализированная организация должна иметь материально-техническую базу, технические средства, оборудование для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту и (или) модернизации лифтов и (или) оборудования систем диспетчерского контроля их работы.

10.2 Специализированная организация должна располагать достаточным количеством специалистов и рабочих, имеющих профессиональную подготовку и соответствующую квалификацию и имеющих необходимые группы по электробезопасности. Численность квалифицированного персонала должна быть достаточной для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля, предусмотренных руководством по эксплуатации изготовителя.

Расчет численности персонала проводится с учетом типов и моделей лифтов, а также с учетом их этажности и ряда других факторов, влияющих на трудозатраты и время выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.

10.3 Специализированная организация должна осуществлять контроль качества выполняемых работ.

10.4 Специализированная организация должна:

— назначить специалистов, ответственных за организацию выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля;

— назначить персонал и возложить на него выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля;

— обеспечить специалистов должностными инструкциями, а персонал — производственными инструкциями и инструкциями по охране труда;

— обеспечить своевременное, качественное и в полном объеме выполнение работ в соответствии или с руководством по эксплуатации, или с системой планово-предупредительных ремонтов лифтов, на которые отсутствует руководство по эксплуатации;

— обеспечить своевременную подготовку и аттестацию специалистов и персонала в установленном порядке;

— обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты, инструментом, приспособлениями и приборами, необходимыми для обеспечения безопасного производства работ;

— разместить:

а) в кабине лифта или на основном посадочном этаже «Правила пользования лифтом»;

б) на основном посадочном этаже/площадке информацию о специализированной организации с указанием телефонов, по которым осуществляется вызов персонала, осуществляющего ремонт лифтов;

— в случае угрозы жизни и здоровью людей незамедлительно информировать владельца о необходимости приостановить использование лифта по назначению;

— информировать владельца о необходимости приостановить использование по назначению лифта, у которого истек назначенный срок службы;

— в разделе паспорта лифта «Сведения о ремонте и модернизации» указывать сведения о замененном оборудовании с указанием типа или обозначения и заверять их подписью уполномоченного представителя специализированной организации;

— информировать владельца лифта о принятии новых нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования к лифтам и эксплуатации лифтов.

В высотных домах подъемное устройство жизненно необходимо. Пожилые люди, мамы с детьми с трудом преодолеют расстояние больше пяти этажей. Во время ремонта подъемной системы в жилых домах, жители испытывают ощутимый дискомфорт. Сократить количество и время ремонтов возможно, соблюдая правила эксплуатации лифтов. Памятка обычно размещается в кабине и содержит типовые инструкции и предупреждения:

  • Для вызова устройства необходимо нажать кнопку, расположенную рядом со входом.
  • Прежде чем войти, следует обязательно убедиться, что кабина расположена непосредственно перед входящим, в правильном положении.
  • После того, как нажата кнопка нужного этажа, и створки закрылись, устройство должно прийти в движение. Если этого не произошло – воспользоваться клавишей «СТОП». Она также обозначается двумя стрелками, направленными в разные стороны. Двери должны автоматически открыться.
  • Стоит обратить внимание на грузоподъемность системы, если едут несколько человек или перевозится груз. Перевес может стать причиной внезапной остановки.
  • Если пассажиры застряли в лифте во время поездки, нужно обратиться к диспетчеру. Специальная кнопка на панели обеспечит связь. Необходимо четко обозначить ситуацию и выполнять указания принявшего звонок оператора.

Всегда надо помнить, что при использовании лифтового оборудования запрещено:

  • курить в кабине;
  • перевозить горючие и легко воспламеняющиеся составы;
  • превышать допустимый лимит веса;
  • открывать створки руками или препятствовать закрытию дверей;
  • выходить в шахту;
  • пользоваться неисправным устройством, во время пожара, землетрясений и других нестандартных ситуаций;
  • разрешать дошкольникам спуск-подъем без сопровождения взрослых.

Особую сосредоточенность нужно проявить во время поездок с детьми. В кабину первыми заходят взрослые в целях безопасности, а затем дети. При выходе наоборот: покидают устройство сначала малыши, а за ними взрослые. При перевозке коляски, ребенка следует взять на руки и ввезти коляску в лифт. В течение поездки малышу нужно оставаться на руках у родителя.

Лифт относится к транспортным средствам повышенной опасности. Его эксплуатация, техническое обслуживание строго регламентировано разного рода документами. Подробные инструкции описаны в Техническом регламенте Таможенного Союза, и в утвержденном Постановлением Правительства РФ №782 регламентирующем документе.

Параметры безопасности конструкции и эксплуатационные нормы описаны в десятках ГОСТ. Национальные стандарты уделяют большое внимание регулированию правил использования подъемных средств в многоэтажных домах.

Безопасность системы складывается из нескольких составляющих:

  • проведение обязательных периодических осмотров;
  • своевременное устранение поломок и исполнение плановых ремонтных работ;
  • надлежащее обращение пассажиров с подъемным устройством.

Устройство будет служить дольше, если соблюдать технику безопасности. Грузоподъемность пассажирского лифта указана на табличке в кабине или перед входом нее. Обычная норма загрузки – 320-500 кг. В среднем – до 8 человек.

От поездки стоит воздержаться, если внутри отсутствует освещение. Строгий запрет действует на пользование аварийным лифтом. Незначительная на первый взгляд поломка может привести к печальным последствиям.

Для комфортной поездки в маленькой кабине с незнакомыми людьми следует проявлять вежливость и осторожность. Не стоит общаться по мобильному телефону или что-то обсуждать с другом в присутствии соседей. Лучше соблюдать тишину. Поворачиваться спиной к людям – противоречит правилам этикета.

Корректное поведения в лифте – базовое знание для всех жильцов дома. Конфликты и потасовки в кабине недопустимы. Стоит помнить об осторожности при входе в лифт с незнакомцами.

Лифт – место повышенной опасности. Правильно первым входить мужчинам. Если перед входом скопилось несколько человек, то входит тот, кто находится ближе всех. Дети заходят после взрослых.

При выходе – дама первая, из соображений безопасности. Если кому-то необходимо выйти раньше, то стоящие возле дверей должны выйти на площадку и выпустить других пассажиров.

По этикету управляет устройством пассажир, находящийся рядом с панелью. Этот человек нажимает кнопки этажей для всех присутствующих. Современные кабины будут делать остановки на каждом нужном этаже по мере подъема. В старых устройствах можно задать только по одной команде: в таких случаях сначала нажимают кнопку самого ближайшего этажа.

7. Руководство по эксплуатации

Не менее важны и следующие правила.

1. «Входите в кабину сразу. Дети в сопровождении взрослых заходят в последнюю очередь».

С первым предложением понятно, ведь двери могут закрыться, особенно если установлено небольшое время задержки. По нормам оно не должно быть ниже 5—7 секунд. Почему же родители должны проходить первыми? Дело в том, что лифты пассажирские оснащены системой ГВУ (грузовзвешивающее устройство). Оно приходит в действие при загрузке от 15 кг и выше и служит для задержки лифта на некоторое время. Если пустить первым ребенка весом меньше 15 кг, то двери лифта могут закрыться, прежде чем туда войдет взрослый. Выходить из кабины нужно сначала ребенку, а потом взрослому.

По сравнению с европейскими региональными стандартами ЕН 81-1:1998 и ЕН 81-2:1998 в настоящий стандарт внесены следующие изменения:

— разделы «Общие требования к строительной части», «Шахта», «Размещение оборудования», «Механическое оборудование лифта», «Электрическое оборудование лифтов», «Грузоподъемность. Вместимость кабины», «Документация» приняты общими для электрических, гидравлических и малых грузовых лифтов с целью исключения дублирования требований;

— введен дополнительный раздел «Малые грузовые лифты»;

— в текст введены отдельные дополнительные требования, отражающие потребности национальной экономики;

— область применения приведена в соответствии с национальной системой технического регулирования, техническим регламентом «О безопасности лифтов»;

— исключены разделы, связанные с испытаниями лифтов и устройств безопасности в связи с разработкой национального стандарта по методам испытаний и измерений лифтов и устройств безопасности.

Специальные требования безопасности к лифтам, обеспечивающим доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, транспортирование пожарных во время пожара, а также специальные требования безопасности к лифтам, устанавливаемым в здании, сооружении, в котором возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на его безопасность, приведены в других национальных стандартах, содействующих соблюдению соответствующих пунктов технического регламента «О безопасности лифтов». Перечень этих стандартов приведен в разделе 1 «Область применения» настоящего стандарта.

Требования настоящего стандарта заменяют требования Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03, разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и приложения 1, 2, 8, 9, 10.

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях, сооружениях новых электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов.

Настоящий стандарт допускается использовать при замене отработавших назначенный срок службы лифтов в качестве нормативной базы.

1.2 В тех случаях, когда лифты предназначены для работы в специальных условиях (взрывоопасной среде, особых климатических условиях, при сейсмическом воздействии, транспортировании опасных грузов и т.д.), в дополнение к требованиям настоящего стандарта должны быть выполнены специальные требования, обеспечивающие безопасность. Требования к условиям определяют при заключении договора на поставку лифта.

Специальные требования к лифтам, обеспечивающим доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, установлены в ГОСТ Р 51631.

Специальные требования к лифтам, обеспечивающим транспортирование пожарных во время пожара, установлены в ГОСТ Р 52382.

Специальные требования к лифтам, предназначенным для установки в зданиях, сооружениях, в которых возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на его безопасность, установлены в ГОСТ Р 52624.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на:

— лифты с приводом, отличающимся от указанных в 1.1;

— гидравлические лифты со скоростью движения более 1,0 м/с;

— тротуарные лифты;

— лифты, устанавливаемые в шахтах горной и угольной промышленности;

— лифты, устанавливаемые на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море;

— лифты, устанавливаемые на самолетах и других летательных средствах;

— установку лифтов в существующие здания, где размеры строительной части не позволяют выполнить требования настоящего стандарта.

1.4 Настоящий стандарт допускается использовать при обязательной сертификации лифтов и следующих устройств безопасности лифтов:

— буферов (за исключением буферов энергонакопительного типа с линейными характеристиками);

— гидроаппаратов безопасности;

— замков дверей шахты;

— ловителей;

— ограничителей скорости.

1.5 Настоящий стандарт допускается использовать при оценке соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию и эксплуатации, а также лифтов, отработавших назначенный срок службы и введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента «О безопасности лифтов».

4.1 Настоящий стандарт устанавливает требования по обеспечению безопасности:

а) пользователей лифтов;

б) лиц, осуществляющих техническое обслуживание, осмотры, экспертизу, инспекционный контроль и оценку соответствия лифтов;

в) лиц, находящихся вне шахты лифта, машинного и блочного помещений (при их наличии) от получения травм в результате соприкосновения с частями оборудования лифта.

4.2 Настоящий стандарт устанавливает требования по предотвращению причинения вреда:

а) грузам в кабине лифта;

б) лифтовому оборудованию;

в) зданию, в котором установлен лифт.

4.3 Требования безопасности настоящего стандарта установлены для следующих исходных условий:

а) техническое обслуживание и, при необходимости, замена или ремонт обеспечивают поддержание лифтового оборудования в безопасном и работоспособном состоянии;

б) применяемое лифтовое оборудование обеспечивает безопасную эксплуатацию лифтов в предусмотренных условиях эксплуатации, включая влияние окружающей среды. Шум и вибрация не рассматриваются в качестве опасных факторов работы лифта;

в) требования настоящего стандарта к электрическим устройствам безопасности таковы, что отказ электрического устройства безопасности, выполненного в соответствии со всеми требованиями настоящего стандарта, считается маловероятным и не учитывается;

г) лифт используют по назначению и в соответствии с руководством по эксплуатации. При использовании лифта по назначению и в соответствии с руководством по эксплуатации пользователи защищены от опасностей, связанных с их непреднамеренно неосторожными действиями.

Использование лифта не по назначению и не в соответствии с руководством по эксплуатации считается недопустимым;

д) обеспечение безопасности предусматривается для случаев выхода из строя или отказа следующего лифтового оборудования:

— обрыва подвески, тяговых элементов,

— неконтролируемого проскальзывания тяговых элементов на канатоведущем шкиве,

— обрыва или ослабления любых соединений посредством вспомогательных канатов, цепей и ремней,

— отказа одного из механических компонентов электромеханического тормоза, участвующего в приложении тормозного усилия на тормозной барабан или диск,

— отказа компонента, связанного с элементами главного привода и канатоведущего шкива,

— разрыва в гидравлической системе (исключая гидроцилиндр),

— небольших утечек в гидравлической системе (включая гидроцилиндр);

е) обслуживание лифта в здании организовано таким образом, что обеспечивается безотлагательное прибытие персонала на вызов с лифта;

ж) техническое обслуживание лифта и лифтового оборудования осуществляется квалифицированным и обученным персоналом.

5.2.11.1 В нижней части шахты лифта должен быть предусмотрен приямок.

Приямок должен быть защищен строительными мероприятиями от попадания в него грунтовых и сточных вод.

5.2.11.2 Должен быть обеспечен безопасный доступ обслуживающего персонала в приямок. Приямок глубиной более 2500 мм оборудуется дверью, соответствующей требованиям 5.4.1.3.

5.2.11.3 Приямок глубиной более 900 мм от порога дверного проема для входа в приямок оборудуют стационарным устройством (лестницей, скобами и т.д.), расположенным в пределах досягаемости из дверного проема.

5.2.11.4 Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала, находящегося в приямке лифта, следует выполнять как минимум одно из следующих требований:

а) при нахождении кабины на полностью сжатых буферах:

— зазор от пола приямка до нижних частей кабины — не менее 500 мм,

— свободное пространство в приямке, достаточное для размещения прямоугольного параллелепипеда размером не менее 500х600х1000 мм, лежащего на одной из своих граней, для всех лифтов, кроме малого грузового;

б) наличие механического устройства, обеспечивающего остановку кабины в нижней части шахты. При этом после остановки кабины расстояние между выступающими элементами кабины и полом приямка должно быть не менее 2000 мм. Приведение в действие устройства следует контролировать электрическим устройством безопасности по 5.5.4.34.

5.2.11.5 При нахождении кабины на полностью сжатых буферах зазор между полом приямка и башмаками, щитами под порогами кабины, элементами вертикально-раздвижных дверей кабины, деталями ловителей и каркаса кабины, расположенными в пределах 200 мм от направляющих, должен быть не менее 50 мм.

5.2.11.6 В шахте лифта должно быть установлено электрическое устройство безопасности, соответствующее требованиям 5.5.4.30.

Расположение электрического устройства безопасности должно обеспечивать его доступность при открытии двери для входа в приямок и с пола приямка. В зависимости от глубины приямка следует устанавливать одно или два устройства:

а) если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него не более 1550 мм, то приямок должен быть оборудован одним электрическим устройством безопасности:

— расстояние от пола приямка до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не более 2000 мм,

— расстояние над уровнем порога двери для входа в приямок до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не менее 450 мм,

— горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не более 750 мм;

б) если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него более 1550 мм, то приямок должен быть оборудован двумя электрическими устройствами безопасности:

— расстояние над уровнем порога двери для входа в приямок до управляющего элемента верхнего электрического устройства безопасности должно быть не менее 1000 мм,

— горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента верхнего электрического устройства безопасности должно быть не более 750 мм,

— расстояние от пола приямка до управляющего элемента нижнего электрического устройства безопасности должно быть не более 1200 мм.

5.4.1.1 Проемы в стенах шахты лифта должны быть оборудованы сплошными дверями #.

5.4.1.2 Двери шахты лифта должны отвечать требованиям норм, относящимся к пожарной безопасности соответствующего здания или сооружения.

5.4.2.1 Движение кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины должно осуществляться по жестким направляющим.

5.4.2.2 Направляющие, их крепления и соединения должны быть рассчитаны на нагрузки, возникающие при рабочем режиме лифта и при его испытаниях.

Прогиб направляющих под действием указанных нагрузок не должен вызывать:

а) выход башмаков кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины из направляющих;

б) самопроизвольное отпирание дверей шахты;

в) нарушений условий работы устройств безопасности.

5.4.2.3 Расчетное значение прогиба направляющих должно быть не более:

а) 5 мм по обеим осям для направляющих кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины, оборудованных ловителями;

б) 10 мм по обеим осям для направляющих противовеса или уравновешивающего устройства кабины, не оборудованных ловителями.

5.4.2.4 Высота направляющих кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины должна быть такой, чтобы при возможных перемещениях кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины за пределы крайних рабочих положений башмаки не сходили с направляющих.

5.4.2.5 Концы смежных отрезков направляющих в месте стыка должны быть предохранены от взаимного смещения.

5.4.2.6 Крепление направляющих должно обеспечивать возможность регулирования направляющих при осадке здания или сжатии бетона и температурных деформациях.

С АВТОМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ДВЕРЕЙ

(г/п до _______ кг, V — до _______ м/с)

1. Для вызова кабины нажмите кнопку вызываемого аппарата. Если вызов принят, кнопка остается в нажатом

положении или «СВЕТИТСЯ».

2. После автоматического открывания дверей убедитесь, что кабина находится перед Вами.

3. Войдя в кабину, нажмите кнопку нужного Вам этажа, двери закроются автоматически, и кабина придет в

движение. Если двери закрылись после нажатия кнопки нужного этажа, а кабина не пришла в движение, для

открытия дверей нажмите кнопку этажа, на котором находится кабина или кнопку «СТОП» (при её наличии)

или кнопку «ДВЕРИ» ◄ ►. при этом двери автоматически откроются для выхода.

4. При перевозке ребенка в коляске: возьмите его на руки, войдите в кабину, а потом ввезите коляску. При

выходе сначала вывезите коляску, а затем выходите сами с ребенком на руках.

5. При проезде взрослых с детьми, первыми в кабину лифта должны входить взрослые, а затем дети. При

выходе первыми выходят дети.

6. Для вызова технического персонала нажмите кнопку «ВЫЗОВ» или , сообщите необходимую

информацию диспетчеру и выполняйте его указания.

7. Кнопка «СТОП» (в случае её наличия) служит для экстренной остановки кабины.

8. Кнопка «ДВЕРИ» ◄ ► (в случае её наличия) служит для открывания и удержания двери в открытом

состоянии.

9. При движении вниз кабина лифта может останавливаться на промежуточных этажах для посадки других

пассажиров.

10. При посадке с собаками, входя и выходя из кабины, держите их за ошейник.

11. Перевозка крупногабаритных грузов допускается только в присутствии обслуживающего персонала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *