Что такое энергосервисные контракты в бюджетной сфере

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое энергосервисные контракты в бюджетной сфере». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Энергосервисный контракт – пошаговая инструкция:

  • Что такое энергосервис?
  • Энергосервисный контракт – что это такое простыми словами
  • Как заключить энергосервисный контракт
  • Условия энергосервисного контракта
  • Особенности энергосервисного контракта
  • Сферы энергосервисных контрактов
  • Цена энергосервисного контракта
  • Требования к энергосервисному контракту
  • Энергосервисный контракт по ФЗ 44 и ФЗ 261
  • Предмет энергосервисного контракта
  • Как происходит исполнение энергосервисного контракта
  • Энергосервисный контракт скачать примеры и шаблон
  • Срок действия энергосервисного контракта
  • Оплата энергосервисного контракта
  • Энергосервис в Москве и по всей России
  • Основные термины и понятия в сфере энергосервиса

Энергосервисный Контракт под Ключ

Энергосвервис – это услуга, главной целью которой является осуществление исполнителем мероприятий на объекте заказчика, направленных на энергосбережение – сокращение затрат на тепло, газ, воду, электроэнергию – БЕЗ вложения средств заказчика.

Исполнитель, как правило, коммерческая организация, проводит ряд энергосберегающих мероприятий на объекте заказчика за свой счет.

Экономия, прибыль или позитивный денежный результат, который заказчик получает на своем объекте за счет энергосберегающих мероприятий, делится между исполнителем и заказчиком.

Обязательные условия энергосервисного контракта:

  1. Сроки оказания услуг
  2. Срок действия энергосервисного контракта
  3. Базовый период и базовый уровень потребления
  4. Перечень энергосберегающих мероприятий
  5. Порядок определения фактической величины экономии
  6. Цена контракта
  7. Порядок оплаты
  8. Права и обязанности сторон
  9. Порядок взаимодействия сторон
  10. Экстренные ситуации
  11. Гарантии
  12. Право собственности на результаты оказанных услуг
  13. Обеспечение исполнения энергосервисного контракта
  14. Ответственность сторон
  15. Порядок расторжения контракта

Перечень обязательных приложений, определюящих условия энергосервисного контракта:

  • Приложение N 1 “Перечень Энергосберегающих мероприятий”
  • Приложение N 2 “Сведения об объекте Заказчика”
  • Приложение N 3 “Сведения о базовом уровне потребления тепловой энергии”
  • Приложение № 4 “Форма режимов и условия использования энергетических ресурсов”
  • Приложение № 5 “Порядок учёта факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов”

У энергосервисного контракта есть несколько важных особенностей, которые делают его уникальным.

Три главные особенности энергосервисного контракта:

  • Предметом энергосервисного контракта должно быть энергосбережение на объекте заказчика.
  • Величина планируемой экономии энергоресурсов на объекте заказчика должна быть указана в энергосервисном контракте.
  • Срок действия энергосервисного контракта должен быть не менее срока, в течении которого можно достичь планируемую экономию энергоресурсов.

Если хотя бы одна из трех особенностей, перечисленных выше, отсутствует, такой контракт (договор) не является энергосервисным.

Другие важные особенности энергосервисного контракта:

1. В энергосервисном контракте необходимо указать режим эксплуатации объекта заказчика.

Что такое режим эксплуатацию объекта?

Давайте разберемся на примерах:

  • Если предметом энергосервисного контракта является модернизация системы освещения, тогда в энергосервисном контракте необходимо указать минимальный уровень освещенности на объекте заказчика.
  • Если же, предметом энергосервисного контракта является энергосбережение в сфере тепловой энергии, тогда в контракте необходимо указать минимальную допустимую температуру на объекте заказчика.

Например, температура должна быть не ниже 20С.

Иначе, у исполнителя может появиться соблазн понизить температуру, например, до 18С и тем самым добиться “экономии”.

И последней, важной особенностью энергосервисного контракта, является то, что

  • Если энергосервисный контракт заключается с управляющей организаций, то
  • Все собственники квартир и помещений в жилом доме должны дать свое письменное согласие на заключение этого энергосервисного контракта.

Инструкция по энергосервисным контрактам по 44-ФЗ

В соответствии ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, Статья 108. вот основные особенности заключения энергосервисных контрактов:

  • Цель энергосервисного контракта: обеспечения энергоэффективности.
  • Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки энергоресурсов – электроэнергии, тепла, ХВС, ГВС, газа.
  • Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год.
  • Помимо начальной (максимальной) цены, в энергосервисном контракте должно быть указано одно из следующих условий:
    • фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
    • подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
    • минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
  • Порядок определения победителя аукциона или запроса котировок.
  • Порядок определения обеспечения энергосервисного контракта.
  • Основным обязательством исполнителя является обеспечение предусмотренной контрактом экономии энергетических ресурсов в натуральном.
  • Оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов

с ФЗ №44, государственные и бюджетные организации могут заключать энергосервисные контракты по результатам открытого конкурса, аукциона или запроса котировок.

Информацию о закупке необходимо внести в план закупок, а затем и в план-график.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 и пунктом 1 статьи 19 ФЗ №261 “Об энергосбережении” предметом энергосервисного контракта является энергосбережение на объекте заказчика.

При этом Заказчик и Исполнить могут выбрать в качестве предмета контракта любые мероприятия по энергосбережению.

Исполнитель (энергосервисная компания) обязуется:

  • Внедрить одно или ряд энергосберегающих мероприятий на объекте заказчика.
  • Получить сумму экономии установленную в энергосервисном контракте.
  • Распределить сумму экономии между сторонами контракта на энергетический сервис.

Далее следует пример – Предмет энергосервисного контракта взятого из типового контракта на энергосервис:

Энергосервисный договор (контракт) — это договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Такое определение энергосервисного договора дано в п. 8 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По сути же заключение бюджетными учреждениями энергосервисных контрактов представляет собой способ решения проблемы повышения эффективности и модернизации оборудования учреждений без привлечения их собственных средств.

Методические рекомендации по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов) приведены в Информационном письме Министерства экономического развития РФ от 06.07.2017 № 15627-НП/Д07и (далее — Методические рекомендации). Методические рекомендации содержат перечень разделов энергосервисного договора с их кратким описанием, а также основные понятия, используемые при его заключении. Рассмотрим наиболее интересные разделы, которые должен содержать типовой энергосервисный контракт, дающие информацию для его отражения в бухгалтерском учете.

Одной из особенностей энергосервисного контракта по сравнению с другими контрактами на выполнение работ, заключаемыми бюджетными учреждениями, является его цена. Цена по классическому энергосервисному договору (контракту) определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов. В договоре (контракте) также указывается процент экономии, подлежащий уплате исполнителю по договору (контракту), а также при необходимости сумму налога на добавленную стоимость или же основания освобождения от его уплаты (раздел 8 Методических рекомендаций).

Иными словами, энегосервисный контракт не имеет заранее оговоренной цены его исполнения. Конечно, в целях заключения договора определяется плановая стоимость, но по факту заказчик платит оговоренный в договоре процент от экономии собственных расходов на потребление энергетических ресурсов при фиксации ее достижения. О том, как определить фактическую величину экономии, смотрите в разделе 7 Методических рекомендаций.

Теперь рассмотрим, как отразится в бухгалтерском учете бюджетных учреждений каждая из описанных выше особенностей заключения энергосервисных договоров.

Тот факт, что заранее неизвестно, в каком размере учреждение будет платить исполнителю за выполненные работы, позволяет говорить об отражении в бухгалтерском учете резервов предстоящих расходов. Этот вывод можно сделать из п. 302.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), согласно которому счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» применяется в целях обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения.

Мы рассмотрели общие положения по учету расходов в части энергосервисных контрактов, рекомендации по учету переданного безвозмездно имущества и неотделимых улучшений в оборудование. Теперь кратко сформируем бухгалтерские проводки, которые могут быть отражены в учете бюджетного учреждения, к примеру, если исполнителем энергосервисного контракта является коммерческая организация. Отметим, что не все записи прямо предусмотрены положениями Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н(далее — Инструкция № 174н), поэтому их необходимо будет согласовать в порядке п. 4 Инструкции № 174н.

  1. Формирование резерва предстоящих расходов в оценочной величине:
    Дебет 0 401 20 223 (0 109 ХХ 223) Кредит 0 401 60 223;
  2. Отражение обязательства перед исполнителем в размере соответствующего процента от экономии энергоресурсов (на основании акта):
    Дебет 0 401 60 223 Кредит 0 302 23 734;
  3. Отражена оплата исполнителю :
    Дебет 0 302 23 834 Кредит 0 201 11 610 (увеличение забалансового счета 18 (244 КВР; 223 КОСГУ));
  4. Отражено принятие отделимых улучшений (оборудования):
    Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 401 10 196;
  5. Единовременно начислена амортизация по переданному оборудованию за время его нахождения в эксплуатации:
    Дебет 0 401 20 271 (0 109 ХХ 271) Кредит 0 104 ХХ 411;
  6. Увеличена стоимость модернизированного оборудования в части неотделимых улучшений:
    Дебет 0 106 Х1 310 Кредит 0 401 10 196,
    Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 106 Х1 310.

Мы рассмотрели, что такое энергосервисный контракт, на каких условиях и с какими особенностями, важными именно для бухгалтера, он заключается. А также подвели итог изложенному, составив бухгалтерские записи, которые могут отражаться в случае заключения энергосервисных контрактов. Обратите внимание: их применение целесообразно согласовать с органом-учредителем.

Энергосервисные контракты в бухгалтерском учете бюджетных учреждений

Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).

Ожидаем, когда появятся следующие документы (новые требования к программам энергосбережения, методические рекомендации по расчету показателей и составу мероприятий). Пока же действовать предлагается следующим образом:

  1. Вносим изменения в программу энергосбережения, актуализируем ее в части мероприятий по модернизации системы отопления объектов;
  2. Выявляем необходимый объем финансирования для реализации сформированных мероприятий;
  3. Направляем в соответствующий орган исполнительной власти (в соответствии со структурой управления реализацией региональной программы энергосбережения), для начала, соответствующему главному распорядителю бюджетных средств, запрос на выделение дополнительного финансирования для реализации мероприятий;
  4. Если в ответ приходит отказ с аргументацией об отсутствии дополнительных бюджетных средств – прописываем в источниках финансирования реализации мероприятия по модернизации системы отопления внебюджетные средства, энергосервисный контракт.

Вся работа по подготовке и проведению закупки на энергосервис проводится в соответствии с положениями федерального закона №44-ФЗ и региональными требованиями к осуществлению закупок бюджетными учреждениями.

Каждому региону целесообразно разработать и утвердить собственную типовую форму энергосервисного контракта (в составе принципов, списка основных статей и разделов контракта), технического задания к нему и состав приложений. Сделать это можно, адаптировав под свои условия форму, рекомендованную Минэкономразвития России. При адаптации рекомендуемых форм нужно учесть региональные особенности закупок. Впоследствии наличие региональных рекомендаций значительно упростит всем бюджетным учреждениям на территории работу с энергосервисными компаниями, взаимодействие с контролирующими органами.

Предмет контракта формулируется как «оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса».

Срок проведения строительно-монтажных работ рекомендуем предусматривать не более 120 календарных дней от даты заключения контракта: данное требование надо включить и в Техническое задание, и в проект контракта.

Двусторонние обязательства Заказчика и Исполнителя оформляем в соответствующих разделах контракта.

  1. Критерии оценки кандидатов

При формировании критериев оценки заявок нельзя забывать о следующих:

  • опыт работ за последние три года до окончания подачи заявки
  • финансовая устойчивость
  • необходимые допуски и лицензии (если есть «отделы», «правильные линии связи» – требование иметь лицензию по гостайне не станет препятствием для контракта)
  • с учетом необходимости проектирования – членство в СРО проектировщиков и соответствующие допуски для персонала.

Еще один момент, который нужно предусмотреть заранее – разделение дополнительной экономии, если она возникнет. Мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Однако на месте каждый регион или бюджетная организация при согласовании условий контракта может рассудить по-своему.

Аргументируем. ЭСКО, планируя контракт, имеет представление о составе работ, текущем состоянии системы отопления, оценила финансовую модель и предложила свою цену – процент от экономии. Если же в договоре будет содержаться пункт о разделении дополнительно полученной экономии между заказчиком и исполнителем, у исполнителя есть соблазн в контракте прописать минимально возможный размер экономии, достичь его без усилий, а все сверху будет считаться дополнительной экономий. Это менее выгодно заказчику. В любой формулировке положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит соответствующие вопросы от контролирующих органов.

Поскольку для оплаты полученной экономии используются бюджетные средства, вовлечены сметы и госзадания, необходимо максимально подробно расписать весь документооборот между Заказчиком и Исполнителем.

  1. Расторжение договора

Чем подробнее прописаны условия по расторжению, в том числе, по одностороннему, тем спокойнее будет обеим сторонам контракта. Например, основанием для досрочного расторжения контракта являются случаи, когда федеральные, региональные или местные нормативные правовые акты устанавливают нормы, которые существенно ухудшают положение Исполнителя, при условии, что Договор не может быть изменен для того, чтобы в достаточной степени компенсировать Исполнителю потенциальный ущерб от таких норм.

Необходимо расписать, в каких случаях возможно досрочное расторжение, порядок определения остаточной стоимости Оборудования и услуг Исполнителя, иначе придется долго доказывать свою правоту в Арбитражном суде.

  1. Досрочное исполнение обязательств

Также нельзя забыть этот пункт, необходимо расписать документооборот и состав документов.

По законодательству, обеспечение составляет от 5% до 30%, рекомендуем ставить нижнюю границу. Кроме того, Минэкономразвития России выступил с предложениями по снижению ставки – до 5%.

  1. Право собственности на оборудование

Оборудование, установленное Исполнителем в ходе осуществления мероприятий на объекте, является собственностью Исполнителя в течение срока действия контракта, за исключением права собственности на неотделимые улучшения, которые с момента их создания на Объекте принадлежит Заказчику.

Переход права собственности происходит без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанные усовершенствования и оборудование в исправном состоянии по Акту приема-передачи, который подписывается вместе с Актом реализации контракта.

К сожалению, от них никуда не деться, их необходимо прописать (предусмотреть разлиные) в соответствии с законодательством

  1. Взаимодействие сторон

Для ускорения процесса обмена информацией, в том числе для устранения аварий, обеспечения гарантийных ремонтов в состав раздела/статьи «Прочие условия» рекомендуем включить персональный состав лиц для информирования со стороны как Заказчика, так и Исполнителя.

Переходим от общих формулировок к конкретным мероприятиям. Тут необходимо заметить, что прежде, чем получить экономию, заказчикам придется приложить немалые усилия и осуществить затраты, связанные с реализацией политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. При любой закупочной процедуре исходные данные, конкретизирующие предмет контракта, содержатся в так называемом техническом задании. Применительно к специфике энергосервисных контрактов заказчику необходимо прежде всего определиться с перечнем мероприятий, которые направлены на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее – энергосервисные мероприятия), и обозначить сроки их исполнения.

В зависимости от сложности и масштабности энергоконтракта возможно несколько вариантов описания энергосервисных мероприятий. Например, если у заказчика нет четкого понимания, какие конкретно виды работ необходимо выполнить, то перечень мероприятий будет содержать ориентировочные задания для исполнителя, например:

Мероприятие

Этапы мероприятия

Дата начала этапа

Дата окончания этапа

Проведение натурного обследования объектов учреждений

Визуальное и приборное (при необходимости) обследование существующей системы отопления и горячего водоснабжения.
Проведение геометрических замеров мест установки оборудования.
Визуальное обследование с целью выявления схемы теплового узла (для уточнения проекта или при его отсутствии).
Получение информации от представителя заказчика о работе систем отопления и горячего водоснабжения в предыдущие годы (включая показатели «комфортности»).
Опрос представителя заказчика о состоянии вводных задвижек и фильтров, натурная оценка вводных задвижек и фильтров.

ХХ.09.2019

ХХ.10.2019

Проектирование

Получение и анализ посуточных «распечаток» с теплосчетчика, технических условий, проектов теплового пункта, результатов натурного обследования объектов.
Выбор принципиальной схемы.
Выполнение проектных работ с разработкой рабочих чертежей и монтажных схем, расчет гидравлических сопротивлений в соответствии с требованиями действующих технических регламентов (ТР), строительных норм и правил (СНиП), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами и техническими условиями, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами

ХХ.03.2019

ХХ.06.2019

Если у заказчика есть четкое понимание, что именно следует сделать в рамках программы энергосбережения, то перечень мероприятий будет содержать наименования и виды конкретных действий (работ), выполняемых исполнителем, например:

п/п

Наименование работ (мероприятие), краткая характеристика

Сроки выполнения работ

1

Демонтаж установленных светильников наружного освещения в количестве 247 штук

В период не более 30 календарных дней более даты заключения муниципального контракта

(с «___»_______201_ г. до «___»_______201_ г.)

2

Приобретение и установка энергосберегающих светильников наружного освещения в количестве 247 штук

3

Приобретение и установка шкафов управления системы наружным освещением (ШУНО) и системы учета и контроля потребления электрической энергии (АСКУЭ) в количестве 11 штук

В целях методической поддержки заказчиков в 2010 году Постановлением № 636 были установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта), которые позволяют заказчикам получить ответы на отдельные вопросы, в том числе и в отношении исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.

Как правило, в регионах и муниципальных образованиях определена своя программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций. Соответственно мероприятия, заложенные в таких программах, преимущественно реализуются через систему регламентированных закупок.

К сведению: для бюджетных учреждения обязательно энергосбережение и повышение энергоэффективности использования энергоресурсов.

Энергосервисные контракты по 44-ФЗ

Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счёт повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение.
Энергоэффективность – эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.
Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Это новый вид договора, дополнительно заключаемого между собственниками и управляющей компанией или ТСЖ, на выполнение мероприятий по энергосбережению.

Его цель – снизить потребление коммунальных ресурсов в отдельно взятом здании. Качественный энергосервисный договор должен окупиться и принести прибыль.
Энергосервисный договор заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом.
После его реализации в здании должны снизиться объёмы потребляемых энергоресурсов за счёт их более рационального использования. Составление энергосервисного договора производится на основании собранной информации об объекте путём его осмотров, показаний установленных счетчиков, возможно, энергоаудита и другими методами. Договор заключается на основании решения принятого на общем собрании собственников жилья. Цена определяется соглашением сторон.

Энергосервисные контракты – новый тип гражданско-правовых договоров направленный на внедрение энергосберегающих технологий, введенный федеральным законом об энергоэффективности №261 . Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет средств энергосервисной компании.

1 Государственные или муниципальные энергосервисные контракты, заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

2 Энергосервисные контракты, направленные на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества;

Что такое энергосервисный контракт

Основные преимущества:

1. Отсутствуют затраты учреждения на реализацию энергосберегающих мероприятий

2. Энергосервисная компания берет на себя обязательства по достижению экономии

4. Фиксация лимитов потребления на энергоресурсы

5. Исполнение требований Федерального законодательства в области энергосбережения

6. Высвобождение денежных средств для решения других задач учреждения

8. Владельцы бизнес- и торговых центров смогут увеличить свою прибыль путем снижения издержек на электроэнергию и коммунальные услуги, на которые приходится существенная часть эксплуатационных расходов коммерческих объектов.

10 000 х 280/1000 х 4000 = 11 200 000 кВт*ч х 5 руб. = 56 000 000 руб.

Наиболее распространенная позиция потребителя такова: если кто-то хочет у меня внедрить энергосберегающие мероприятия, то пусть приходит и за свои средства внедряет, а я готов буду всю экономию отдавать в счет погашения затрат, главное, чтобы срок возврата средств не превысил продолжительность жизни внедренного оборудования.

Если у потребителя заведомо было проведено энергетическое обследование и определен перечень рекомендуемых мероприятий и есть из чего выбирать для энергосервисного контракта, то это все равно не решает полностью проблему, поскольку в основе энергосервисного контракта, должен все-таки быть не перечень мероприятий из энергетического паспорта, а бизнес-план, проработанный по всем правилам. На данный момент такую глубокую проработку мероприятий энергоаудиторские компании не делают, следовательно, требуется дополнительные доработки с определенными затратами, а разработку бизнес-плана по логике должен делать тот, кто планирует привлекать средства на реализацию энергосервисного контракта. А поскольку таковым является энергосервисная компания, то ей, как говорится, и карты в руки. Сам потребитель энергоресурсов может занимать в этом случае пассивную позицию, если для него реальная экономия энергоресурсов будет делом добровольным. Если для реализации контракта объект, на котором планируется внедрять мероприятия, потребуется приводить в соответствие с требуемыми режимами и параметрами (требования п.14 Постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636), то у потребителя может вообще пропасть всякая охота затевать реализацию энергосервисного контракта.

Пункт 14 выглядит так: «Заключение контракта в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.

В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий».
Чаще всего объекты не соответствуют всем требованиям и режимам, а приведение их в соответствие нередко дороже самого энергосервисного контракта.

Итак, позицию самого потребителя нельзя охарактеризовать как крайне заинтересованной в реализации энергосервисного контракта. Потребитель в лице бюджетного учреждения как правило равнодушен к тому, будет у него эффективнее использоваться энергия или нет, да и полномочий самостоятельно принимать решение о привлечении энергосервисной компании нет. У коммерческих компаний видимо пока присутствует недоверие к подобной форме услуг, которая воспринимается как бесплатный сыр в мышеловке. Все-таки у нас преобладает менталитет полагаться только на самих себя и к предложениям, связанным с энергосервисными услугами, относится с определенной осторожностью. Компании, которые пытаются предлагать свои услуги по энергосервису, не раз сталкивались с подобной позицией со стороны предполагаемых Заказчиков.

Не хочется говорить от имени банков и иных финансовых учреждений. Просто еще на стадии разработки Закона №261-ФЗ надо было собрать их представителей и поинтересоваться, по какой схеме, кого и как они готовы финансировать при реализации энергосервисных контрактов, и после этого стало бы понятно какие позиции надо закреплять законом и что писать в законе – о том, каким должен быть энергосервисный контракт или о том, что надо предпринять, чтобы этот контракт был востребован и энергосервис заработал.
Сегодня мы знаем только позицию Внешэкономбанка, который выдает кредиты от 2,5 млрд.рублей.

Здесь тоже много вопросов:

  • Готовы ли банки кредитовать мелкие контракты?
  • Каков приемлемый уровень финансирования, на какой срок и под какие проценты?
  • Может быть банки вообще не готовы финансировать проекты, стоимостью 5-10 млн. рублей (а по результатам энергетических обследований бюджетных организаций чаще всего на такой объем финансирования и выходят)?
  • Готовы ли банки работать с мелкими энергосервисными компаниями или они предпочитают кредитовать крупные, с хорошей репутацией?

На рынке энергосервисных услуг в США работают крупные компании, которые берут кредиты по 100 млн. долларов на 10-15 лет и под 1,5-2,5%. Компания, работая с такими деньгами, имеет возможность многократно оборачивать эти средства и получать приемлемую выгоду. И банкам выгодно иметь дело с малым количеством крупных надежных заемщиков, поскольку те имеют в своем штате профессиональные кадры по управлению финансами.

Что у нас, пока не ясно. Ясно только одно: если энергосервисная компания возьмет кредит под конкретный небольшой проект, с процентной ставкой больше 15%, то при самых благоприятных условиях эта компания по окончанию проекта не окажется в убытке, а чтобы получить хорошую прибыль, период возврата средств от полученной экономии должен затянуться на долгие годы.

В силу того, что в перечне показателей, отражающих ход работ по энергосбережению в регионах и муниципалитетах, фигурирует количество проведенных энергосервисных контрактов, эта тема беспокоит органы исполнительной власти разных уровней. Но органы исполнительной власти должны придерживаться четких руководящих документов, а этих документов нет, если не считать те, которые уже упоминались. То, что есть крайне не достаточно.

Во многих регионах действуют местные законы или распорядительные документы по защите инвестиций. В принципе подобные документы, касающиеся вопросов развития и защиты энергосервисной деятельности, тоже должны появиться, но региональное законодательство все-таки должно опираться на федеральное и быть абсолютно конкретным, поскольку в большинстве своем будет касаться бюджетного финансирования, а опираться пока не на что.

Взять хотя бы новую редакцию пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ.
Выдержка из пункта 3. Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Дополнения и поправки в Бюджетный кодекс внесены, а механизм применения этих поправок не прописан, а без четких комментариев по применению этой поправки вряд ли кто-то захочет этим воспользоваться, а без использования этой поправки энергосервис в бюджетной сфере обречен.

Подводя итоги, приходится делать неутешительный вывод о том, что к реализации энергосервисных контрактов никто из предполагаемых участников не готов и до реального процесса еще очень далеко.

Самое удивительное в том, что идея узаконить систему энергосервисных услуг (подчеркиваю, не требования к энергосервисному контракту, а именно к системе энергосервисных услуг, надеюсь, именно так рассматривался вопрос) появилась не в самый последний момент. Если кто-то помнит, первые варианты альтернативного закона энергосбережения, взамен №28-ФЗ, появились в начале 2000-х годов и, примерно в то же время с широким размахом прошла презентация открытия первой энергосервисной компании «Русэско» в составе НП «Энергоресурсосбережение». Эта компания просуществовала не долго, понимая преждевременность энергосервисной деятельности. Я это говорю к тому, что у авторов закона было достаточно времени, чтобы всесторонне изучить данный вопрос, и было у кого поинтересоваться, с какими проблемами пришлось на практике столкнуться энергосервисной компании. Можно было сформировать пакет всех барьеров, которые стоят на пути продвижения энергосервиса: и законодательные, и методологические, и финансовые и даже психологические, что тоже имеет место быть. Все это и послужило бы основой для формулировок в законе, которые должны были снять существующие барьеры или хотя бы указали путь, по которому надо двигаться.

Переоценить значимость энергосервиса трудно. С его помощью можно выйти совсем на другие масштабы экономии энергоресурсов. Помимо этого энергосервис открывает двери для малого бизнеса, дает возможность пустить в оборот финансовые ресурсы, которые в банках лежат мертвым грузом, увеличит спрос на энергоэффективные технологии, а значит позитивно повлиять на развитие отечественной промышленности. В общем, энергосервис можно смело рассматривать одним из ключевых направлений в области энергосбережения и обидно, что в законе эта тема представлена так скудно и однобоко.

Хочу привести пример из своего опыта, который наглядно иллюстрирует все вышесказанное.

В 2011 году по договоренности НАЭВИ с администрацией Новгородской области запланировали силами ОАО «УК «АЛЬЯНСЭНЕРГО» выполнить модернизацию систем наружного освещения в одиннадцати поселениях области. Компания взяла на себя все издержки по энергетическому обследованию систем наружного освещения. Энергетические обследования дали обнадеживающие результаты. В основном системы были оснащены светильниками с ртутными лампами, а кое-где, в некоторых деревнях, использовались даже лампы накаливания. Поэтому, когда рассматривали проект модернизации с заменой существующих светильников на светильники с натриевыми лампами, то вышли на простой срок окупаемости 1,6-1,8 года, вполне подходящий для энергосервисного контракта.

Оптимизм закончился, когда стали разрабатывать бизнес-планы по каждому проекту.

Первое, с чем столкнулись, это то, что при формировании бюджетов на потребляемую электрическую энергию планировался пятнадцатипроцентный рост стоимости электроэнергии, фактически электроэнергия выросла в цене чуть ли не в полтора раза. Если бы не произошла в мае прошлого года корректировка тарифов на электроэнергию, то сложилась бы ситуация, при которой энергосервисный контракт работал исключительно на сокращение долга перед поставщиками электрической энергии.

Второй сюрприз, который нас ожидал, это то, что в большинстве поселений системы наружного освещения имели смешанную форму собственности, т.е., например, опоры находятся в собственности местной сетевой компании, а светильники в собственности муниципалитета или вообще ни у кого не числятся на балансе.

Третье – муниципалитеты не готовы были давать муниципальную гарантию на исполнение контракта, что в свою очередь существенно повышает риски и сводит к нулю шанс получить в банке кредит на реализацию контрактов.

Четвертое. Многие системы наружного освещения не соответствовали существующим техническим требованиям. Приведение в соответствие зачастую должно предусматривать изменение шага и высоты опор, мощности светильников, прокладки дополнительных проводов для объединения сети и централизованного управления освещением, а это за собой вело дополнительные расходы, в разы превышающие стоимость замены светильников. Муниципалитеты не располагали достаточными средствами, чтобы выполнить эти дополнительные работы, а включение этих работ в состав энергосервисного контракта привела к тому, что окупаемость стала «зашкаливать» за 10 лет.

  • Письмо Минфина России от 27.03.2020 № 24-03-08/24332 «О заключении (расторжении) энергосервисных контрактов»
  • Письмо Минфина России от 13.01.2020 № 09-01-08/665 «Об осуществлении казначейского сопровождения при исполнении энергосервисных контрактов (договоров)»
  • Письмо ФАС РФ от 16.09.2020 № ИА/80326/20 «По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий»
  • Установлены особенности осуществления госзакупок, предметом которых является заключение энергосервисного контракта
  • Для энергосервисных контрактов предлагается отменить обеспечение исполнения контракта

Модернизация освещения – решение для крупных коммерческих компаний и государственных организаций. Обратитесь в АО «Мосэнергосбыт», если у вас:

  • высокие расходы на освещение;
  • устаревшая система внешнего и внутреннего освещения;
  • нет бюджета на модернизацию освещения.

За консультацией вы можете обратиться по телефону +7(495)135-30-94

  1. Энергетическое и техническое обследование объекта
  2. Подбор энергосберегающих ламп и светильников
  3. Заключение энергосервисного контракта
  4. Демонтаж существующих светильников и установка энергосберегающего оборудования
  5. Гарантийное обслуживание в течение срока действия энергосервисного контракта

Вы не несёте дополнительных расходов на модернизацию системы освещения. АО «Мосэнергосбыт» инвестирует собственные средства, а вы возмещаете расходы из полученной экономии.

Во время действия* энергосервисного контракта вы пользуетесь энергосберегающим оборудованием и часть средств, полученных от экономии, направляете на возмещение затрат АО «Мосэнергосбыт».

По истечении контракта все оборудование переходит в вашу собственность.

  • Новости
  • Новости и объявления СРО
  • О партнерстве
  • Документы СРО
  • Условия вступления и членства в СРО
  • Контроль СРО
  • Реестр действующих членов СРО
  • Реестр исключенных членов СРО
  • Обучение и повышение квалификации
  • Личный кабинет
  • Образцы документов
  • Бланк энергопаспорта, XLS
  • Бланк энергопаспорта здания, XLS
  • Бланк энергопаспорта проекта здания, XLS
  • Бланк отчета, DOC
  • Программа энергосбережения
  • Энергодекларация
  • Методические материалы
  • Вопрос-ответ
  • Калькуляторы

Энергосервисный контракт: мини-ТЭЦ на ГПУ

  • 06.09.2021. Илья Торосов: ESG принципы напрямую влияют на рост капитализации компаний
  • 06.09.2021. Павел Сорокин: «Необходимо повышать свою энергоэффективность уже сегодня, чтобы затем быть конкурентоспособными по себестоимости»
  • 01.09.2021. В Минэкономразвития России упростили отчётность для госучреждений по потребляемым ресурсам
  • 25.08.2021. Льготная жизнь: в РФ предложили удешевить ипотеку на энергоэффективное жилье. Как строительство таких домов скажется на платежках за жилищно-коммунальные услуги
  • Допуск СРО (свидетельства)
  • Реестр СРО-Э России
  • Реестр энергопаспортов
  • Извещения Минэнерго России о регистрации энергопаспортов
  • 05.08.2020. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)
  • 16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
  • 15.01.2019. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
  • 29.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ

0

ВЗНОС

ОТСУТСТВУЕТ

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС СРО НП «МАЭ»

Отсутствует – 0 рублей! Получите допуск СРО за 1-2 рабочих дня!

Взнос

3000

в Компенсационный

фонд СРО

ВЗНОС В КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД СРО НП «МАЭ»

Всего 3000 руб. Вносится в Компенсационный фонд СРО при вступлении

Регулярный взнос

от 2000

Ежемесячный

членский

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЧЛЕНСКИЙ ВЗНОС СРО НП «МАЭ»

1500 (ФЛ), 2000 (ИП), 2500 (ЮЛ) руб. в месяц.
Скидка при оплате за год!

Целевой взнос

от 1000

Экспертиза

и регистрация

ЭКСПЕРТИЗА В СРО НП «МАЭ»

От 1000 руб.
Единоразово, повторные поступления –
без доп. взносов!

Узнать больше: Членские взносы СРО энергоаудиторов.

В ряде случаев такой госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется думать и над правом собственности на оборудование.

Сэкономленные средства могут перераспределяться на увеличение заработной платы сотрудников (письмо Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Разъяснение по энергосервисным контрактам

Закон дает заказчику право заключать ЭСК, это дополнительно подчеркнуто в письме Минэкономразвития от 09.09.2015 № Д28и-2618. При этом с 2010 года государственные и муниципальные учреждения обязаны минимизировать объем потребления воды, топлива, природного газа, тепловой энергии в течение пяти лет (ст. 24 № 261-ФЗ). С 2011 года требования распространились на все государственные (муниципальные) учреждения: казенные, бюджетные, автономные (подтверждено письмом Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Заказчики могут заключать энергосервисный контракт по результатам электронных способов определения поставщика (ст. 108 44-ФЗ). На основании ч. 2 ст. 108 он заключается отдельно от контрактов:

  • в области деятельности субъектов естественных монополий;
  • на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам;
  • на поставки электроэнергии, мазута, угля, топлива в целях выработки энергии.

Одновременно условия энергосервисного контракта могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (ст. 20 261-ФЗ).

Основной объем деятельности приходится на энергосервисные контракты в бюджетной сфере (его образец предоставлен в конце статьи), в жилищном секторе и в промышленности.

В документации как к конкурсу, так и аукциону, и в извещении о запросе котировок заказчику нужно указать начальную (максимальную) цену и привести расходы на поставку ресурсов каждого вида с указанием их количества (ч. 3 ст. 108 44-ФЗ).

НМЦК определяется по фактически подтверждаемым расходам на поставку энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанных расходов. Для энергосервисных контрактов сроком исполнения более одного календарного года НМЦК определяется умножением. Например, имеем такие исходные данные:

  • фактический объем потребления энергетического ресурса за 2016 г. — 463 261 кВт·ч;
  • стоимость единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении закупки — 6,3 рубля;
  • минимальное целое количество лет, составляющих срок исполнения договора, — 5.

Получаем НМЦК 463 261 × 6,3 × 5 = 14 592 721,5 рубля.

Размер обеспечения исполнения ЭСК определяется заказчиком в размере от 5% до 30% (ч. 16 ст. 108 44-ФЗ).

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии расходов на поставку энергоресурсов в соответствии с предложением победителя закупки (ч. 13 ст. 108 44-ФЗ):

  • в соотношении с указанным в документации максимальным процентом на основании п. 1 ч. 3 ст. 108;
  • на основании подлежащего уплате исполнителю процента экономии с минимальным размером на основании п. 2 ч. 3 ст. 108;
  • в виде минимального размера экономии расходов заказчика, максимальный процент от которой может быть уплачен победителю в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 108.

При заключении указывается экономия в натуральном выражении расходов заказчика на поставку энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов. Показатели рассчитываются в соответствии с пунктами 1, 2, 3 ч. 3 ст. 108.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании предусмотренного в нем размера экономии энергорасходов заказчика и процента такой экономии. Экономия определяется по ценам на действующие энергоресурсы за период исполнения договорных отношений.

Действующим законодательством определено, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта. Такими полномочиями наделили правительственные органы. Постановлением правительства от 18.08.2010 № 636 установлены два приложения, которые содержат требования к условиям и особенности определения НМЦК.

Требования к некоторым условиям ЭСК определены необходимостью:

  • наличия перечня мероприятий энергоэкономии с техническим описанием каждого мероприятия и сроками выполнения;
  • отсутствия компенсации участникам затрат при проведении подготовительных работ для подачи своей заявки;
  • определения размера экономии энергоресурса для стороны исполнителя;
  • наличия положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии считается исполненным при достижении или превышении того размера экономии, который закреплен в договорном документе;
  • учета факторов, которые влияют на размер экономии и исполнения договорных отношений, вплоть до изменения площади и объемов помещений;
  • обозначения механизма распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергетического ресурса;
  • указания начального и конечного срока достижения предусмотренного договором размера экономии.

Основное отличие энергосервисной деятельности от проводимого сегодня повсеместно энергоаудита заключается в том, что заказчику не приходится вкладывать собственные средства в модернизацию, за счет которой будет достигнута экономия ресурсов и средств.

Энергосервисный контракт представляет собой особый вид гражданско-правового договора, который направлен на снижение эксплуатационных расходов за счет внедрения энергосберегающих технологий и повышение энергетической эффективности предприятий.

В России данная форма была введена Федеральным Законом № 261 от 23.09.11 «Об Энергосбережении и о повышении энергетической эффективност», а также Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Суть работы энергосервисных контрактов такова: заказчик, желающий провести модернизацию систем энергопотребления и достичь ресурсосбережения у себя на предприятии, нанимает специализированную энергосервисную компанию, которая проводит весь комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий не за счет заказчика, а за счет привлеченных ей же кредитных средств. И уже из сэкономленных за счет энергосбережения денег заказчик оплачивает услуги как энергосервисной компании, так и выплачивает привлеченные кредитные средства.

Договор при этом заключается только между заказчиком и энергосервисной компанией. И уже она осуществляет энергоаудит предприятия, разрабатывает план модернизации, энергосберегающих мероприятий и схемы финансирования. Привлекает средства, а затем и выполняет все работы по подготовке и модернизации энергосистем и приборов учета на предприятии. Энергосервисная компания, таким образом, крайне заинтересована в качественном выполнении работ и достижении положительного результата — ее прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств.

Одним из основных направлений деятельности компании «АтомСвет» — крупнейшего производителя светодиодных светильников — является предоставление энергосервисных контрактов.

«Выбор инструментов привлечения финансирования зависит от каждого конкретного проекта: при повышен ном режиме использования светодиодных светильников и высоком тарифе на электроэнергию — то есть при небольшом сроке окупаемости проекта, целесообразнее проведение модернизации за собственный счет, воспользоваться лизингом или кредитом; в случае же невозможности при влечения лизинга (кредита) или нежелания отвлечения из оборота собственных средств целесообразнее использовать энергосервисный контракт.

Энергосервисный контракт имеет целый ряд преимуществ: во-первых, модернизация освещения объекта заказчика (энергоаудит, расчет экономии, проектирование, поставка светодиодных светильников, монтаж) осуществляется за счет энергосервисной компании; во-вторых, оплата за модернизацию объекта осуществляется заказчиком за счет сэкономленных средств, в процентном соотношении от достигнутого эффекта экономии энергоресурсов, в-третьих, энергосервисная компания гарантирует заказчику снижение затрат на электроэнергию, т.к. энергосервисная компания получает оплату только с экономии электроэнергии. Ряд компаний уже сейчас предлагают комплексные решения по энергосбережению. Это обследование объекта, разработка проекта освещения, расчет экономической эффективности, расчет и обоснование схем софинансирования, производство, поставка и монтаж светодиодных светильников, авторский надзор, гарантийное и постгарантийное обслуживание. В целом, программа энергосбережения в системах внутреннего и наружного освещения приводит к существенному снижению энергопотребления, высвобождению используемых мощностей и, как следствие, высокой экономической выгоде» — уверен начальник отдела инвестиционного анализа ООО «АтомСвет» Муслим Утешев.

Согласно российскому законодательству, предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:

  • условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
  • условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
  • иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Этапы реализации энергосервисного контракта:

  • инвестиционный аудит заказчика; энергоаудит;
  • подготовка инвестиционного бизнес-плана;
  • открытие финансирования;
  • проектные работы;
  • поставка и монтаж оборудования, выполнение работ;
  • обучение персонала заказчика;
  • заключительный энергоаудит;
  • эксплуатация объекта, выплата платежей по кредиту за счет экономии.

Потребитель в результате заключения энергосервисного контракта получает экономию средств, покрытие расходов на мероприятия по энергосбережению и модернизации оборудования. Энергосервисная деятельность подойдет предприятиям с любой формой собственности и объемом реализации.

Так как в России становление энергосервисной деятельности сегодня страдает от ряда проблем, рассмотрим сначала, каким образом эта сфера работает на Западе. Именно в США и странах Европы энергосервисная детальность успешно функционирует на протяжении многих лет и является неотъемлемой частью энергосбережения и энергетической эффективности.

В странах Европы и США энергосервисная деятельность подкреплена как четкой нормативно-правовой базой, так и внушительными финансовыми возможностями.

Первые компании, осуществляющие энергосервисную деятельность, появились в США примерно 25 лет назад. Федеральная программа энергетического менеджмента министерства энергетики США способствует использованию так называемых «перформанс-контрактов» (Performance Contract — энергосервсиный контракт) как средство для повышения энергетической эффективности предприятий Америки. Такой контракт подразумевает использование будущего сбережения энергии для текущей модернизации предприятия и снижения текущих затрат. Своеобразная машина времени для денег.

Сегодня рынок энергосервиса в США оценивается примерно в 3,5 млрд. долл. в год. Срок окупаемости контрактов колеблется в диапазоне 5-10 лет, а снижение энергопотребления составляет 25-40%. Кроме США, системы энергосервиса успешно работают в Германии, Италии, Австрии, Чехии и других странах Европы.

Помимо применения упомянутых контрактов, на Западе существуют такие полезные направления, как котировки на бирже предлагаемой экономии в виде гарантии на «непотребление» части энергии, реализация полученного эффекта от энергосбережения на вторичных рынках ценных бумаг и многое другое. Так, во многих странах Европы и в Америке энергосервисные контракты считаются самостоятельными финансовыми активами — их можно продавать и передавать, кроме того предметом обеспечения может считаться сам контракт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *