Выдача квартир сиротам в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выдача квартир сиротам в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

Предоставление жилья детям-сиротам в 2021 году

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.

В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ

Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.

Наиболее существенными из них являются:

  • Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  • Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  • Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  • Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Утвердить прилагаемый график выпуска и распределения в 2021 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении категорий граждан, государственные обязательства по обеспечению жильем которых установлены федеральным законодательством.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
Категории граждан Всего В том числе I квартал
размер социальной выплаты (тыс. рублей) количество сертификатов (штук)* размер социальной выплаты (тыс. рублей) количество сертификатов (штук)*
Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица 1397912,5 476 1397912,5 476
Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, участники ликвидации последствий таких аварий и приравненные к ним лица 2751597 1011 2751597 1011
Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами 4260248,6 1473 4260248,6 1473
Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 4505124 1875 4505124 1875
Граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований 458855,7 206 458855,7 206
Граждане, подлежащие переселению с территории комплекса «Байконур» 1358640 522 1358640 522
Всего 14732377,8 5563 14732377,8 5563
Субъект Российской Федерации Размер социальной выплаты (тыс. рублей) Количество сертификатов (штук)*
Республика Башкортостан 1622,8 1
Республика Бурятия 2375,1 1
Республика Дагестан 35219,4 11
Республика Ингушетия 2639108,4 881
Республика Мордовия 1622,8 1
Республика Северная Осетия — Алания 1363926,8 487
Республика Татарстан 3245,5 2
Краснодарский край 11520,5 4
Красноярский край 1866,2 1
Ставропольский край 15777,4 7
Астраханская область 1622,8 1
Белгородская область 5163,2 2
Брянская область 2655,4 1
Волгоградская область 10660,9 5
Воронежская область 9322,5 6
Калининградская область 6977,7 3
Кемеровская область — Кузбасс 2920,9 1
Костромская область 4868,2 3
Курская область 5900,8 3
Липецкая область 1622,8 1
Московская область 5664,8 2
Новгородская область 1622,8 1
Новосибирская область 6815,4 2
Оренбургская область 4720,7 2
Орловская область 2065,3 1
Ростовская область 2065,3 1
Рязанская область 2655,4 1
Самарская область 18883,5 8
Саратовская область 3245,5 2
Свердловская область 1866,2 1
Ульяновская область 1622,8 1
Город Москва 5310,7 1
Город Санкт-Петербург 70355,1 25
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 5355 3
Всего 4260248,6 1473

Правительство РФ составило график выпуска и распределения в 2021 г. государственных жилищных сертификатов. Они позволяют получить средства из бюджета на покупку жилья. Сумма субсидии может зависеть от величины норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по стране и норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Указаны размеры соцвыплат.

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 326-ФЗ)

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ)

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

21 декабря 1996 года.

Счетная палата померила сиротские метры

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

  • Росреестр станет выдавать удостоверения ветеранов боевых действий

    74 0

  • Учет доходов при продаже подарочных сертификатов

    28 0

  • Взыскание налогов с физлиц, ограничение допмероприятий налогового контроля в практике Конституционного Суда

    21 0

  • Родителям обеспечат бесплатное нахождение в стационаре с ребенком инвалидом

    54 0

    • 82 оценили материалы

    • 22 в избранном

    • 83

      • Преференции в области образования
      • Обеспечение жильем
      • Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
      • Трудовые льготы
      • Пенсионные выплаты
      • Господдержка в области медицины
      • Выплаты для детей-сирот
      • Выплаты для опекунов и усыновителей
      • Другие льготы
      При устройстве на работу 79 416 Р
      При выпуске из сузов и вузов 79 416 Р
      После выпуска из спецучреждений для сирот 24 000 Р
      Когда завершается патронатное воспитание или попечительство или ребенок уходит из приемной семьи после 18 лет 24 000 Р
      При зачислении в суз или вуз 20 639 Р
      Обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом они должны состоять в браке с такими же лицами 3000 Р в месяц
      Выпускникам образовательных учреждений 89 335 Р
      Если ребенок поступил в вуз или суз и живет самостоятельно 25 266,97 Р — мальчикам,
      27 111,52 Р — девочкам
      Если ребенок поступил в вуз или суз и живет в общежитии 19 794,02 Р — мальчикам,
      21 638,58 Р — девочкам
      За поступление в вуз или суз 8932 Р

      Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

      Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

      По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

      Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

      Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

      В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

      Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

      В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

      Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

      «Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

      Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

      Какие выплаты положены сиротам в 2021 году

      Сиротами являются несовершеннолетние дети, у которых умерли родители или единственный родитель. Государство берет на себя задачу по поддержке таких детей и обеспечивает им социальные пособия и пенсии.

      К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся несовершеннолетние, родители которых:

      • лишены или ограничены в правах;
      • признаны отсутствующими, недееспособными или умершими;
      • родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей по подозрению в совершении преступления;
      • не занимаются воспитанием ребенка;
      • отказываются забрать детей из социальных учреждений;
      • неизвестны в принципе.

      Выплаты и льготы положены также молодым людям от 18 до 23 лет, которые потеряли своих родителей в детстве. В материале мы расскажем о выплатах, которые положены сиротам, детям без попечения родителей и молодым людям до 23 лет из данной категории.

      Выплаты сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируют федеральные и региональные акты. Среди федеральных источников:

      • ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
      • ст. 34.1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
      • ФЗ «О государственной социальной помощи».
      • Ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
      • ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
      • Приказ Минздравсоцразвития «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

      Региональные нормативные акты, которые регулируют вопросы выплат сиротам, вы сможете найти на сайте вашего регионального правительства или в органах соц.защиты.

      Сирота имеет право на социальную пенсию по потере кормильца, если единственный или оба родителя умерли до его совершеннолетия. Пенсия начисляется сироте до 18 лет. После ее продлят до 23 лет, если ребенок поступает на очную форму обучения в Ссуз или ВУЗ.

      Размер такой пенсии зависит от трудового стажа родителей ребенка, региональной доплаты, которая назначается, когда размер пенсии ниже прожиточного минимума в регионе. Обычно размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе. По своему усмотрению регион может увеличить эту пенсию. Актуальный размер социальной пенсии для субъекта РФ можно узнать на сайте ПФР.

      Трудовая пенсия назначается сироте, если его родители имели трудовой стаж. Именно на его основе рассчитывается размер такой пенсии. Если родители не работали, сироте выплачивается социальная пенсия.

      Обращаться за пенсией по потере кормильца необходимо в территориальное отделение Пенсионного фонда. Обратиться за ней лучше в первый год после смерти родителя. Тогда вам выплатят средства за весь период с момента смерти родственника.

      Сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, должны иметь постоянную регистрацию по месту обращения за выплатами. Супруги-сироты могут претендовать на ежемесячные выплаты, если их брак зарегистрирован официально и они имеют постоянную регистрацию по месту обращения за материальной помощью. Кроме того, они должны быть студентами очной формы обучения.

      Вручение квартир детям-сиротам, 20 июля 2021 года

      На федеральные выплаты могут рассчитывать усыновители, опекуны, приемные родители и попечители ребенка. Государство предоставляет им единовременную выплату после принятия ребенка в семью. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2021 году выплачивается в размере 18 886, 32 рубля.

      При усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, в 2021 году пособие составит 144 306,88 рубля.

      Опекуны также имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 40% от среднего заработка. Оформить выплаты можно в органах соцзащиты или МФЦ. Решение о выплатах принимают в течение десяти рабочих дней с момента заявления.

      О льготах, которые положены сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мы расскажем в наших следующих материалах.

      В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

      • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
      • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
      • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
      • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
      • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

      Губернатор Ростовской области Обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ростовской области

      Законотворчество

      Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

      Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

      Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

      Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

      Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

      Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

      По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

      Подводя итоги отметим следующее:

      1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
      2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
      3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

      Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.

      Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

      Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

      Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

      • им исполнится 18 лет;
      • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

      При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

      Так, в список включаются:

      • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
      • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
      • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

      Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

      • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
      • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
      • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
      • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

      Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет. В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

      Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного министерством просвещения для общественного обсуждения.

      Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.

      • По состоянию на 10 января 2020 года общая численность детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, составляет 279 260 человека, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
      • Из них 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше).

      И это при том, что на обеспечение сирот квартирами регионам каждый год предоставляется федеральная субсидия. Только на 2020 год на эти цели предусмотрено более 7,7 млрд рублей. В 2021 и 2022 — будут такие же суммы.

      Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.

      • Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей.
      • Из расчета: 33 кв м. на одного человека.
      • Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).

      Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода. Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру. Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.

      Что еще устанавливает законопроект?

      Перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями (которых лишили родительских прав). К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:

      • больны хроническим алкоголизмом или наркоманией
      • имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления
      • имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение — лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

      Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

      Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

      Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

      Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

      Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

      По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

      Права, гарантированные государством надо реализовывать!

      Статья 40 Конституции РФ, право на жилье:
      1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
      2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
      3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

      Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

      Даная позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в определении Свердловского областного суда от 25.01.2011 г. № 33-803/2011, в кассационном определении Пермского краевого суда от 30.05.2011 г. № 33-5189/, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187.

      После проведенных по всей стране проверок соблюдения прав детей-сирот на получение жилья генеральный прокурор Игорь Краснов выступил с законодательной инициативой.​ ​

      Проверки, как заявил сам Краснов, показали, что десяткам тысяч ребят, оставшихся без родителей, приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это, по мнению генпрокурора, недопустимо. Как рассказали корреспонденту «РГ» в надзорном ведомстве, генпрокурор, в частности, высказал предложение о принятии альтернативных мер поддержки для решения жилищной проблемы сирот, состоящих на учете более 5 лет.

      • Предлагается внести изменения в закон и выдавать им жилищный сертификат, который позволит самостоятельно подбирать и приобретать жилье в собственность.
      • Кроме того, Игорь Краснов предложил наделить один из федеральных органов исполнительной власти полномочиями контроля за обеспечением детей-сирот жильем.
      • Также, по мнению главы надзорного ведомства, региональные власти должны принять дополнительные меры социальной поддержки сирот до того момента, пока они не получат свое жилье.

      Квартиры сиротам в России обязаны выдавать после того, как им исполняется 18 лет. Именно об этом говорит закон, действующий уже четверть века, — с 1996 года. Однако региональные власти до сих пор, мягко говоря, не всегда спешат исполнять тот самый «детдомовский» закон, 159-ФЗ, или просто​ забывают о нем. Большинство ребят, выйдя из детдома, вынуждены через суд напоминать о своем праве на жилье, но даже после решения суда они могут годами ждать квартиру. При этом деньги на жилье сиротам выделяются не из личных карманов чиновников, а совместно из федерального и регионального бюджетов.

      Однако очередь из и так уже обделенных родительским теплом бездомных молодых людей с каждым годом только растет. По данным Генпрокуратуры, в настоящий момент 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили. При этом у многих из них уже есть свои семьи и дети. А вот квартиры, которая положена по закону, нет. Они ждут ее годами в очереди, которая не особо двигается.

      Как рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить в него сумму, исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, а также цены за квадратный метр в регионе. В то же время нередки случаи, когда чиновники «корректируют» списки очередников, исключая или вообще не внося в них сирот. Например, в Новосибирской области после вмешательства прокуроров 25 несовершеннолетних были включены в такой список.

      На сегодняшний день 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили

      Как изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот – разъяснения прокуратуры

      Подводя итоги отметим следующее:

      1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
      2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
      3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

      Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.

      Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

      В заключении хотелось бы искренне пожелать всем, для кого эта тема актуальна — добиться реализации своих законных прав!

      Как получить квартиру сироте в 2020 году? Норма социальной поддержки в форме недвижимости гражданину со статусом «сирота» носит заявительный характер. Для постановки на учет необходимо подать заявление в отдел по социальной защите населения местной администрации, специалисту по опеке.

      К нему прилагается:

      • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
      • основание по полученному статусу;
      • данные на близких родственников – супруга, дети (при их наличии);
      • справка о том, что у заявителя отсутствует недвижимость.

      Квартиры сиротам по закону выдаются на условиях социального найма по договору, который ограничен сроком действия на 5 лет. Эта мера направлена на исключение возможности продать объект, обменять или сдать в аренду. Она повышает надежность сохранения права пользования помещением именно сиротой. По истечении указанного времени недвижимость можно оформить в бессрочное пользование.

      Дают квартиры сиротам по месту прописки.

      Справка! Надзорным и контролирующим органом за соблюдением прав сирот представителями исполнительной власти является прокуратура. При возникновении разногласий и невозможности урегулировать их на уровне муниципалитета, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или суд.

      Все дети-сироты, у которых нет пригодного для проживания жилья, имеют право на жилое помещение по достижении 18 лет. К началу 2020 года в очереди на жилье стоят больше 279 тысяч детей-сирот.

      Как выяснила Счетная палата РФ, с 2015 года очередь ежегодно увеличивалась на 13 тысяч человек. При этом половина из них (45%) старше 23 лет.

      Всего, по данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) на 1 января 2020 года, ждут жилья 68 439 человек старше 23 лет.

      «Такие дела», ознакомившись с докладом СП, рассказывают, почему те, кто уже давно должен жить в полученных квартирах, только встают в очередь.

      По закону № 159-ФЗ претендовать на жилье могли только те сироты старше 23 лет, которые до этого стояли в очереди, но не успели получить квартиру от государства.

      Если же у ребенка-сироты есть право на жилье, но по каким-то причинам он не встал в очередь до 23 лет, ему нужно в суде доказывать, что эти причины были уважительными.

      Если суд признавал доказательства, претендента на жилье добавляли в список.

      Алексей Головань, правозащитник и директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе», считает такую практику абсурдной: «Если ребенок-сирота до 23 лет не воспользовался своим правом на жилье, значит, он или вообще не знал, что у него такое право есть, или не знал, как это право реализовать. Через меня прошли тысячи ребят, и многие пытались получить жилье, но никто не рассказал им, что нужно подать заявление в двух экземплярах, чтобы на втором поставили отметку о том, что заявление принято”.

      Правозащитник добавил, что часто дети обращались за реализацией права на жилье устно, и их обращения нигде не фиксировались. Однако были случаи, когда заявления никуда не шли даже после письменных обращений.

      «Опекуны, сотрудники интернатов и органов опеки должны были исполнить свои обязанности и внести детей-сирот в список на получение жилья, но не сделали этого. А ответственность перекладывается на детей, которым приходится доказывать, что была уважительная причина не встать в очередь до 23 лет», — отметил Алексей Головань.

      Более 650 детей-сирот обеспечат квартирами в Подмосковье в 2021 году

      4 апреля 2019 года Правительство РФ выпустило постановление № 397 «О порядке формирования списков детей-сирот», которое требует включать в список на получение жилья всех детей-сирот старше 23 лет, вне зависимости от того, по каким причинам они не встали в очередь на жилье раньше.

      После изменений в законодательстве встать в очередь на жилье стало гораздо проще. И все же некоторые суды и судьи иначе трактуют закон и до сих пор требуют доказательств, что ребенок-сирота не встал в очередь до 23 лет по уважительной причине.

      Встать в очередь — это только первый шаг, жилья еще нужно дождаться.

      Среднее время ожидания по России — семь лет, однако в некоторых регионах приходится ждать больше 20 лет: в Бурятии — 24 года, в Тыве — 29 лет, в Еврейской автономной области — 31 год, в Мордовии — 34 года.

      При этом на государственном уровне для детей-сирот нет гарантий на временное жилье или компенсации за съем на время, пока они стоят в очереди. Такая поддержка предусмотрена в некоторых регионах, но по данным Счетной палаты, получают ее только 5% от всех, кто стоит в очереди.

      В некоторых регионах детям-сиротам приходится ждать квартиры больше 20 лет

      Причины долгих очередей:

      • Недостаточное финансирование

      Ежегодно в консолидированных бюджетах бюджетной системы РФ предусматривается около 32 миллиардов рублей на жилье для детей-сирот, но этих денег недостаточно для решения проблемы. Если объем финансирования сохранится на уровне 2019 года, то на погашение задолженности перед всеми детьми-сиротами уйдет шесть-семь лет.

      • Регионы не используют значимую часть денег, выделяемых на решение проблемы

      Некоторые регионы практически не осваивают государственные субсидии. За 2018 год объем неисполненных бюджетных назначений федерального и региональных бюджетов составил 3,2 миллиарда рублей. На эти деньги можно было бы обеспечить квартирами около 2300 человек.

      • Сложно купить жилье для детей-сирот у частных собственников

      Детей-сирот старше 23 лет не бесконечное количество, многие из них уже встали в очередь на получение жилья, считает Алексей Головань. В ближайшие год-два приток достигнет своего максимума и пойдет на спад. Государство будет иметь дело только с текущими сиротам, новые «взрослые» появляться не будут.

      Если руководители регионов, представители министерств и департаментов будут контролировать решение жилищной проблемы детей-сирот, ничто не помешает им разобраться с большим количеством должников и выйти на плановое обеспечение жильем, когда человек, оставшийся без попечения родителей, получает квартиру в год своего восемнадцатилетия.

      Отдельный закон о выделении квартир детям-сиротам не принят. Вопрос наделения сирот жильем регулируется ст. 8 ФЗ-159 от 21.12.1996г. В этой статье сказано, что детям-сиротам гарантирует однократное предоставление благоустроенного жилья из специализированного жилого фонда по соответствующему договору, в случае, если получатель не является:

      • нанимателем жилого помещения по договору соцнайма;
      • членом семьи такого нанимателя;
      • собственником какого-либо жилья.

      Также предоставляется жилье, если вышеперечисленные права у сироты есть, но он не может их реализовать (проживание в помещениях невозможно по уважительным, перечисленным в законе, причинам). Жилье предоставляется по достижению 18 лет на пять лет по договору найма жилья из спецфонда. Затем договор продляется, либо заключается договор соцнайма. Реестр детей-сирот по утвержденным правилам ведут регионы, они же занимаются предоставление жилья (закладывают расходы в бюджет, выбирают объекты и т.д.).

      Таким образом, указан возраст, когда право возникает, но не указан момент, когда оно утрачивается (в ч. 9 конкретно сказано, что право реализуется и после 23 лет, если гражданина жильем не обеспечили).

      Есть и другие проблемы, которые регионы решают по-разному. Так, в Липецкой области предусмотрено предоставление квартир 35-40 кв.м., но это самый востребованный продукт на рынке жилья. Региональные власти решили увеличить площадь до 45 кв.м. и производить выплаты на аренду квартир тем сиротам, кто не может быть обеспечен квартирами из-за их отсутствия в спецфонде.

      В Астрахани решили приобретать для сирот квартиры на вторичном рынке. В Саратове уже ввели систему сертификатов (как и в Приморье), при этом получатели старше 25 лет могут выбрать, получить квартиру или деньги (из расчета стоимости 33 кв.м. — около 1 200 000 рублей). Деньги при этом можно потратить и на покупку дома, части дома.

      В столичных регионах, конечно, проблемы решаются более оперативно Так, в Москве в 2020 году жилье было предоставлено 400 сиротам, в СПб — 550.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *