Устанавливает право граждан на бесплатное образование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Устанавливает право граждан на бесплатное образование». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:

  • Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения.
  • Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени.
  • Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно.
  • Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, у него есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете.

Статья 43. Каждый имеет право на образование…

Отечественное законодательство наделяет родителей правом выбора способа образования для их ребёнка. Важно разбираться в существующих формах образования и обучения, чтобы понять, какие возможности даются.

Свобода выбора получения образования имеет две формы — учиться в школе и вне её. Школьное обучение подразделяется на несколько видов — выделяют очную, очно-заочную и заочную формы обучения. А образование вне школы называется либо семейным (с первого по девятый класс), либо самообразованием (10 и 11 классы).

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

7) лицензирование образовательной деятельности: (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

а) российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

б) российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

в) российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

г) иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

9) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в пункте 7 настоящей части, а также государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также — переданные полномочия), относятся следующие полномочия: (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2) государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

3) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

4) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

5) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) количества муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

Конституция Российской Федерации

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Раздел первый

Что необходимо знать о праве на образование

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.

Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России, вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ

  • О проекте «Дом, где живет здоровье»
  • Отвечает доктор Каравашкин
  • Профилактика гриппа, ОРВИ. коронавируса
  • Мы выбираем здоровье
  • Горячее питание для воспитанников
  • Для 9 классов
  • Для 11 классов
  • Проект «Большая перемена»
  • Апрельские встречи-2021
  • Реализация НП «Образование» в Тольятти
  • Мы в проекте
  • Хорошие новости
  • Новости
  • Психолого-педагогическая поддержка
  • Для вас, родители
  • Методическая копилка
  • Образовательный маршрут
  • Исторический серпантин
  • 75 лет Великой Победы
  • Безопасное лето
  • Развивашки
  • Дополнительные программы
  • Эл.услуги: запись в детский сад
  • Эл.услуги: запись в школу
  • Новые правила авторизации в АСУ РСО
  • Портал Госуслуги для каждого
  • Госуслуги. Мое здоровье
  • Госуслуги. Моя семья

Автор: ООО «Издательская Группа «Основа»

Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»

Населенный пункт: г. Москва

План лекции

1. Фундаментальные основы государственной политики в области образования.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приоритетный национальный проект «Образование».

4. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273, Федеральный закон) под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В РФ проводится плановая комплексная и масштабная работа по развитию образования, затрагивающая все уровни исполнительной власти, а также образовательные организации всех форм собственности.

1. Фундаментальные основы государственной политики в области образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, что закреплено в Статье 43 Конституции Российской Федерации, которая гласит:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

 Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

 Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

 Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

 Общее образование является обязательным.

До эпохи Просвещения образованием детей в Европе занимались главным образом их родители и церковь. Только со становлением современного светского государства образование стало рассматриваться как предмет общественного интереса и ответственности государства. В начале 16-го и 17-го столетия выдающиеся философы Джон Локк и Жан-Жак Руссо сформулировали в своих работах основы современной концепции индивидуального права на образование.

Вместе с тем, в таких классических документах, утверждающих права личности, как британский Билль о правах 1689 года, американская Декларация независимости 1776 года или французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года, не содержалось никаких положений, непосредственно относящихся к праву на образование.

В связи с зарождением идей социализма и либерализма в 19-м веке право на образование все чаще стало рассматривается в качестве одного из основных прав человека. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили воспринимать государство в качестве партнера или слуги общества. Либеральные и антиклерикальные мыслители 19-го века также повлияли на развитие образовательных прав, защищая и продвигая идею освобождения науки, исследований и преподавания от вмешательства церкви и государства.

Во второй половине 19-го века право на образование получает явное признание. Конституция Германской империи 1871 года содержала раздел, озаглавленный «Основные права немецкого народа», аналогичным образом в немецкую Веймарскую конституцию 1919 года был включен раздел «Образование и школьное обучение», в котором прямо признается обязанность государства гарантировать образование на основе системы бесплатного и обязательного школьного обучения.

Различные международные договоры, заключенные после Первой мировой войны и, в частности, Женевская декларация прав ребенка в 1924 года, способствовали признанию права на образование на международном уровне.

В течение 20-го право на образование было закреплено в ряде международных пактов и конвенций о правах человека, а также включено в национальные конституции или нормы внутреннего законодательства большинства стран.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Дипломные работы от 1020 руб.

Курсовые работы от 340 руб.

Контрольные работы от 170 руб.

Рефераты от 272 руб.

Отчеты по НИРМ от 510 руб.

Доклады от 170 руб.

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ, от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 16.03.2006 N 42-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 28.12.2006 N 242-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 180-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ, от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 17.07.2009 N 148-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 17.06.2010 N 121-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 08.12.2010 N 337-ФЗ, от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ, от 02.02.2011 N 2-ФЗ, от 03.06.2011 N 121-ФЗ, от 16.06.2011 N 144-ФЗ, от 17.06.2011 N 145-ФЗ,
от 27.06.2011 N 160-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 08.11.2011 N 310-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2011 N 385-ФЗ, от 28.02.2012 N 10-ФЗ, от 28.02.2012 N 11-ФЗ, от 01.04.2012 N 25-ФЗ, от 10.07.2012 N 111-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 17.12.2009 N 313-ФЗ)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Ежегодно Правительство образовательного учреждения зачастую определяет общее количество бесплатных мест в разных бюджетных учебных организациях нашего государства. Но вот только, если же, абитуриент не сможет набрать достаточное количество баллов до следующего поступления на любое бюджетное место, тогда перед ним открывается возможность проучиться в одном из платных отделений. Но здесь придется ежемесячно, или же, ежеквартально оплачивать обучение.

И только пока есть бюджетные места в высших учебных местах, то это и будет значить, что будет предоставляться бесплатное образование. Право на бесплатное образование заполучить не так уж легко, как хотелось бы. Ведь именно в это время основная система образовательного учреждения могла бы стать настолько идеальной, но, увы, все это оказывается совсем не так.

Общая численность различных мест обычно рассматривается по общему количеству выпускников учебного заведения. Это все будет приравниваться тому, что все это будет составлять половину из всей численности выпускников в регионе или же стране. Но только в соответствии с этим практически каждый выпускник учебного заведения, то есть школы в результате сможет поступить на любое бюджетное место в ВУЗах, отчего помимо граждан школьного возраста, имеются еще и выпускники других колледжей, но и даже выпускники прошлых годов.

Право на бесплатное образование в результате составляется за счет бюджетных мест, обычно все это составляет в общем, от 4 и до 5 учащихся на одно бесплатное место. Но вот на какие-то другие профессиональные навыки конкурс будет совершаться намного меньше. Но только на иные варианты на одно бесплатное место обойдется примерно 20-30 чел. В данном случае все будет зависеть лишь от престижа какой-либо должности или же, профессиональные специальности.

Именно поэтому при учете подобной арифметики необходимое для получения права на бесплатное образование в ВУЗах будет, намного сложным процессом. Общее количество бесплатных мест на любых отделениях будет начисляться только в соответствии с общими возможностями, заметно отличается от других вариантов. И только на любые очные отделения в ВУЗах определяют намного больше мест, а вот на заочное обучение обходится куда меньше.

Самые важные вопросы о среднем и высшем образовании

Текст Ст. 43 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

Отношения в области образования регулируются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами и соглашениями, участником которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, являющимися составной частью законодательства Кыргызской Республики.

Граждане Кыргызской Республики имеют право на образование независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, ограничений возможностей здоровья, рода и характера занятий, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, места жительства и иных обстоятельств.

Граждане других государств и лица без гражданства на территории Кыргызской Республики получают образование в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2011 года N 255)

Образование является приоритетным стратегическим направлением государственной политики Кыргызской Республики.

Образование в Кыргызской Республике основывается на принципах, провозглашенных в международных договорах и пактах, во всеобщей Декларации прав человека, на принципах демократии и гуманистических ценностях народа, мировой культуры. Основными принципами организации образования являются:

  • равенство прав всех граждан Кыргызской Республики на получение качественного образования;
  • обязательность и бесплатность получения каждым гражданином начального и основного общего образования, а также бесплатность получения среднего общего образования в государственных и муниципальных учебных заведениях;
  • возможность получения бесплатного начального, среднего и высшего профессионального образования в государственных учебных заведениях в пределах требований государственных образовательных стандартов;
  • возможность получения образования на платной основе, в том числе в государственных образовательных организациях;
  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей в сочетании с национальным культурным богатством, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к семье, Родине и окружающей среде, патриотизма и уважения к правам и свободам человека;
  • ориентация на достижения отечественной, мировой науки и международный опыт;
  • системность и непрерывность образовательного процесса;
  • независимость образования от политических и религиозных институтов;
  • многообразие образовательных организаций по типам и формам обучения, воспитания, направлениям деятельности, формам собственности;
  • светский характер обучения в государственных и муниципальных образовательных организациях;
  • общедоступность среднего общего образования, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • создание условий для непрерывного творческого роста особо одаренных обучающихся;
  • возможность функционирования негосударственных структур образования;
  • академическая свобода образовательных организаций, академическая честность.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2012 года N 206)

Конституция Российской Федерации

В Кыргызской Республике устанавливаются государственные образовательные стандарты на все уровни образования: дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование.

Государственные образовательные стандарты определяют принципы, структуру, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников на разных уровнях обучения и приобретаемые ими компетентности.

Государственный стандарт является основой для проведения оценки качества предоставляемого обучающимся образования.

Государственные образовательные стандарты являются обязательными для выполнения всеми образовательными организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Государственные образовательные стандарты на уровне дошкольного и школьного образования, а также макеты государственных образовательных стандартов для всех уровней профессионального образования, предметные стандарты для общеобразовательных школ и стандарты по направлениям подготовки и по специальностям для всех уровней профессионального образования разрабатываются уполномоченным государственным органом в области образования Кыргызской Республики и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Государственные образовательные стандарты по послевузовскому профессиональному медицинскому образованию разрабатываются уполномоченным государственным органом в области здравоохранения Кыргызской Республики и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Пересмотр и обновление государственных образовательных стандартов производятся не реже одного раза в 5 лет.

(В редакции Закона КР от 23 мая 2017 года N 84) См.:

постановление Правительства КР от 21 июля 2014 года N 403 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики»

Языковая политика в образовательных организациях осуществляется в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и законодательством Кыргызской Республики.

Государство создает условия для обучения каждого гражданина государственному, официальному и одному международному языкам, начиная с учреждения дошкольного образования до основного общего образования.

Обучение может проводиться также и на любом другом языке при наличии соответствующих условий.

В соответствии с международными договорами государство содействует получению образования на государственном языке Кыргызской Республики представителям кыргызского народа, проживающим вне Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 31 июля 2007 года N 111, 29 декабря 2012 года N 206)

Государство проводит приоритетную политику в вопросах финансирования образования, оплаты труда работников системы образования государственных образовательных организаций, поддерживает в обществе престижность педагогической, научной и попечительской деятельности.

В Кыргызской Республике учреждаются государственные награды, почетные звания и специальные знаки за особые заслуги в области образования.

Образовательная организация является юридическим лицом.

Правовой статус межгосударственных образовательных организаций определяется в соответствии с межправительственными договорами.

Права юридического лица, а также гражданские права образовательных организаций в части ведения всех видов уставной деятельности возникают с момента их регистрации и получения лицензии на образовательную деятельность.

Статус образовательной организации (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) устанавливается (подтверждается) при ее аккредитации.

Отдельным государственным образовательным организациям, вносящим значительный вклад в воспитание, обучение, профессиональное становление личности, может быть присвоен статус «Национальный» в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Права и полномочия образовательной организации определяются настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, положениями о соответствующих типах образовательных организаций, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики и разрабатываемыми на их основе уставами.

(В редакции Законов КР от 29 декабря 2012 года N 206, 4 июля 2013 года N 110)

2012 года, 21декабря Госдума РФ принял этот закон. Данный документ был одобрен 26 декабря со стороны совета федерации России. В законе есть точные объяснения, которые касаются всех пунктов данной области.

В основе закона лежат отношения, которые касаются осуществления и гарантии прав на образование и свободы человека. Закон предусматривает создание возможностей для учебы. По данному закону РФ устанавливаются все условия для организации учебы в РФ. По закону устанавливается политика РФ и права участников этой области.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Для сохранения ценностей человечества важную роль играют права ребенка на образование и защита учащихся. Защита права на образование установлена международной системой и отдельно государственным механизмом. По этим критериям каждый ребенок имеет право на образование. Родители должны принимать обязательное участие в процессе обучения своих детей. При нарушении этих прав детей осуществляется защита этих прав с помощью компетентных органов.

По закону РФ каждый малыш должен быть под ответственностью своих родителей. Он должен быть окружен любовью и заботой. Родители должны обеспечить его материально. По семейному кодексу РФ есть конкретные родительские права, которые осуществляются до 18 летнего возраста. Они заключаются в следующем:

  1. Получить из государства обеспечение бесплатного основного общего образования для своих детей.
  2. Возможность для выбора формы образования своих детей.
  3. Право на осуществление программы общего образования для своих детей и возмещение затрат на учебу.
  4. Возможность на прием своих детей в местное учебное заведение.
  5. Ознакомиться с установленными нормами местного учреждения для реализации учебы.
  6. Возможность на совместное участие в делах управления учебного заведения.
  7. Ознакомиться с учебным процессом в целом и оценками.
  8. Дать согласие для прохождения военной подготовки.
  9. Обсуждать с учителем или директором свои жалобы.
  10. Получать помощь со стороны государственных органов в процессе обучения.
  11. Воспитать его своими религиозными пониманиями.
  12. В случае необходимости защищать своего сына или дочь в судах.

Помимо правил, все родители имеют конкретные обязанности. Они обязуются:

  • обеспечить права ребенка на образование;
  • защищать своих детей, не нанести вред его здоровью;
  • обеспечить основное общее образование до 15 лет в школе или в другом учреждении;
  • соблюдать все нормы устава учебного заведения;
  • обеспечить для него нормальные условия проживания.

Родители ответственны за невыполнение своих обязанностей. Они несут ответственность за своих детей так же в случае нарушения им прав других граждан. По законодательству РФ есть установленные нормы, когда родители могут лишаться своих родительских прав:

  • если не выполняют свои обязанности как родители;
  • злоупотребляют своими правами;
  • в случае плохого обращения и насилия;
  • в случае совершения преступления.

По законам РФ все права родителей реализуются в соответствии с интересами детей. Родители или законные представители несовершеннолетних детей, все должностные органы и другие ответственные лица должны нести ответственность в случае нарушения прав несовершеннолетних. Среди всех причин лишения родительских прав главным является грубое обращение с детьми. Если родители или другие законные представители не исполнят свои обязанности, которые включают в себя содержать и воспитать его, они будут нести административную ответственность по законодательству Российской Федерации.

В случае жестокого обращения с малышом или подростком по статье 156 уголовного кодекса РФ данное лицо подлежит уголовной ответственности. В случае вовлечения его к употреблению алкоголя или других продуктов, содержащих спирт, должностное лицо будет нести уголовную ответственность по статье 151 РФ. В случае вовлечения в попрошайничество дееспособное лицо должно нести уголовную ответственность по той же статье РФ.

В Российской Федерации есть органы власти, которые компетентны контролировать образовательную область.

  1. Министерство образования, государственный орган, который занимается реализацией политики в данной сфере. В функции министерства входит создание разных программ, которые должны осуществляться с целью развития образования на территории всего государства. Министерство каждый год должно утверждать учебники, которые используются в процессе учебы.
  2. Федеральное агентство по образованию. Занимается организацией работы учебных заведений, в которую включаются общее, профессиональное и дополнительное образование.

Служба по надзору. Занимается контролем осуществления науки в целом. В обязанности данного федерального органа входит и надзор над молодежной политикой, аттестация педагогов.

Несмотря на то, что существуют органы, контролирующие всю деятельность этой сферы, на сегодняшний день развить образование довольно трудно.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. … Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Как обеспечивается право на образование?

Право на образование обеспечивается: развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений; … предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *