Продажа товара в Казахстан НДС в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продажа товара в Казахстан НДС в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Осуществляя продажу продукции в Казахстане, компании России получают огромную экономическую выгоду, так как экспортирующая товар организация не начисляет налог на добавочную стоимость с подобной реализации. При поставке продукции в Казахстан налог попросту возвращается, остается только подтвердить ставку, равную 0%.

При этом нужно учитывать особенности ввоза продукции в Казахстан, соответственно действующему законодательству. Учитывая эти факторы, можно выделить несколько групп налогоплательщиков:

  1. Лица, вставшие на учет – частные предприниматели, юрлица (не считая государственных учреждений и организаций), не имеющие гражданства резиденты, ведущие предпринимательскую деятельность на территории страны в имеющихся филиалах, структурные подразделения частных организаций, считающиеся самостоятельными плательщиками НДС.
  2. Лица, занимающиеся импортированием товаров на территории государства.

Следует также учитывать товарооборот. Если он минимальный, то становиться на учет по налогообложению вовсе не нужно. Минимальный оборот приравнивается к МРП, умноженному на 30000. Сюда же входят штрафы, социальные выплаты, налоговые ставки и прочие платежи. Если это значение превышено, то становление на учет по НДС обязательно, иначе придется оплачивать внушительные штрафные санкции. Оплата налога проводится до 25 числа каждого месяца.

Экспорт в Казахстан: НДС и бухгалтерский учет

Ставка НДС в Казахстане в 2021 году составляет 12 либо 0 процентов. Первый вариант актуален при облагающемся товарообороте и импорте товаров. Второй вариант – минимальный оборот при реализации товаров на вывоз за пределы страны (не считая металлического лома). Нулевой процент полагается лицам, занимающимся международными перевозками, предоставлением услуг.

Для провоза продукции на территорию Республики Казахстан из России полагается предоставить следующие правильно оформленные документы:

  • договор, который был заключен с казахским контрагентом;
  • заявление, позволяющее ввоз при оплате НДС в РК от покупателя;
  • сопроводительные документы на транспортные средства и товар.

Нулевой налог также полагается оборотам по реализации экспортных товаров, горючих и смазочных материалов, которые используются аэропортами для воздушных флотов, выполняющих международные перелеты. Это правило распространяется и на товары, реализуемые в пределах специальных экономических зон, аффинированное золото.

Возможность использования нулевой ставки по НДС в РК регламентируется налоговым кодексом. Ставка в 0% распространяется на:

  1. реализацию продукции, ввезенной на экспорт;
  2. выполнение манипуляций, согласно процедуре реэкспорта;
  3. продажу в условиях свободной зоны таможни;
  4. реализацию продукции, транспортирующейся за пределы Республики (только для стран ЕАЭС);
  5. вывод нефтедобывающей продукции, природного газа;
  6. поставку электроэнергии в системы других государств;
  7. международные пассажирские и багажные перевозки;
  8. продажу драгоценных металлов при самостоятельной добыче и изготовлении изделий и соответствии государственных фондам;
  9. транспортировку из страны топлива, предназначенного для использования воздушным международным транспортом.

В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. Организации обязаны вести раздельный учет НДС при экспорте и внутренней реализации товаров, работ и услуг. Он заключается в использовании субсчетов и отдельных ведомостей и журналов. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6:

  • если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации;
  • если не подтверждена — лист 6 декларации;
  • лист 5 используется редко.

В бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК РФ, — по каждому из них предусмотрен индивидуальный регистр учета.

Иначе подтверждается 0 ставка НДС при экспорте в Казахстан, Белоруссию и Армению. Расчеты по таким операциям учитывайте отдельно. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС, и список документов на подтверждение 0 ставки НДС при экспорте в 2021 году сократится. А пока необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.

Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: они являются его плательщиками, должны сдавать декларации, вправе претендовать на вычет входящих сумм. Чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

Вот основные документы для подтверждения 0 ставки при экспорте в 2021 году:

  • оригинал или копия внешнеторгового контракта;
  • таможенная декларация;
  • копии транспортных и товаросопроводительных справок.

Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ:

  • экспорт;
  • таможенный склад для вывоза;
  • свободная таможенная зона;
  • реэкспорт;
  • вывоз припасов.

С 2018 года обложение налогом на добавленную стоимость при экспорте по 0% стало не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу на экспортируемые товары. Отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычным правилам.

В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:

  • вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
  • возмещение или возврат НДС при экспорте из России — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.

Уплата налогов зачастую приводит к ситуации, кода из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:

  1. Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
  2. Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев, как предусматривает 88 статья НК РФ о ставке 0 процентов НДС при экспорте. Налоговики уполномочены запросить дополнительные документы, например, копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
  3. Затем она в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
  4. Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.

При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:

  1. Договором, по которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
  2. Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
  3. Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).

Как подтвердить 0 ставку НДС при экспорте в другие государства — направить в ИФНС:

  1. Договор или другие документы по сделке, если договора нет (например, оферту и акцепт).
  2. Копию таможенной декларации или электронный реестр (по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр).
  3. Копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронный реестр.

Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не обязательно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая инспекция потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.

Если налогоплательщик не предоставил документы на подтверждение нулевой ставки налога, то необходимо начислить НДС по общим основаниям, и все расчеты раскрыть в декларации. Например, по ставке 10% или 20%.

Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Основными документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории РФ в Казахстан, являются:

  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение);
  • Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол);
  • НК РФ (в частности глава 21 НК РФ).

При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).

В соответствии со ст. 1 Соглашения экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства — участника таможенного союза на территорию другого государства — участника таможенного союза.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).

В силу п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Казахстана применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

На основании п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения нулевой ставки НДС организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

  • договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов таможенного союза);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ (отметим, что по мнению контролирующих органов, на транспортных и товаросопроводительных документах, представляемых в налоговые органы, не предусмотрено каких-либо отметок таможенного органа о вывозе товара (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789));
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ (уточним, что под иными документами следует понимать, например, договоры комиссии (агентские договоры, договоры поручения), если товары с территории РФ в государства — члены таможенного союза поставляются через посредников).

Отметим, что в настоящее время выписку банка при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан в налоговый орган представлять не требуется (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола, п. 1 ст. 165 НК РФ).

Прежде всего отметим, что каких-либо особенностей для отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией товаров на экспорт, действующим законодательством не предусмотрено.

Пункт 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) определяет, что доходами от обычных видов деятельности является в том числе выручка от продажи товаров. Следовательно, выручка от реализации товаров на экспорт на общих основаниях учитывается организацией-экспортером в составе доходов по обычным видам деятельности (на счете 90 «Продажи»).

Соответственно, расходы, связанные с такой реализацией, в частности стоимость приобретения товаров, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Подпунктом «г» п. 12 ПБУ 9/99 установлено, что выручка в бухгалтерском учете у продавца признается при условии перехода права собственности на продукцию (товар) к покупателю.

Инструкцией по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении отгруженных товаров, выручка от продажи которых определенное время не может быть признана, предусмотрен счет 45 «Товары отгруженные».

Поэтому если на момент отгрузки товара на экспорт право собственности к покупателю еще не перешло, то отгруженные товары списываются со счета 41 «Товары» в дебет счета 45.

Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в учете организации-экспортера могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи (с использованием счета 45):

Дебет 45 Кредит 41

— отгружен товар покупателю в Республику Казахстан;

Дебет 62 Кредит 90, субсчет «Выручка»

— признана выручка от реализации товаров;

Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 45

— списана стоимость реализованного товара.

Если организация при приобретении товара уже приняла к вычету НДС, то при его отгрузке на экспорт в учете следует сделать проводку по восстановлению налога:

Дебет 19 Кредит 68, субсчет «НДС»

— восстановлен ранее принятый к вычету НДС.

На последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку в размере 0%, в учете делается запись:

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19

— НДС принят к вычету.

Следует обратить внимание, что в случае, если договор на поставку товаров будет заключен в иностранной валюте, при отражении операций по реализации товаров на счетах бухгалтерского учета следует учитывать и нормы ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.), а особенности их представления регулируются п.1.3 ст.165 НК РФ.

В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.

Но вместо заявления можно представить перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (утв. Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/[email protected]). При представлении перечня заявлений в электронной форме транспортные документы вместе с декларацией по НДС можно не представлять (п.1.3 ст.165 НК РФ).

Также отметим, что при экспорте в страны ЕАЭС 180-дневный срок для подтверждения нулевой ставки отсчитывается от даты отгрузки товаров, т.е. с даты первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) или иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС (п. 5 Протокола).

Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее — не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.

Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев.

Самые существенные налоговые риски возникают у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС. Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 20%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2020 N Ф06-57939/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).

У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 20% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).

Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 20% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Организация экспорта: практические вопросы и налоговые последствия

Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.

С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).

Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).

Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее, то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930, от 12.10.2017 N 03-07-08/66748).

При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт, в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 28.05.2020 г. N 03-07-08/44851, от 15.03.2018 N 03-07-08/16129).Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).

Пример:
В 4-м квартале 2020 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2019 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 4-м квартале 2020 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2019 году восстанавливать НДС не нужно. Если, например, продавец соберет пакет документов в 1-м квартале 2021 года, налог, восстановленный в 4-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.

При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья», т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.

В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466.

Если код ТН ВЭД ЕАЭС экспортируемого товара отсутствует в данном перечне, то в целях раздельного учета НДС товар к сырьевым не относится, поэтому входной НДС может быть принят к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России в письме от 10.07.2018 № 03-07-08/47794).

Экспорт товаров в Казахстан глазами российских поставщиков

Отличительной чертой реализации в страны ЕАЭС является наличие упрощенной процедуры осуществления экспорта, что обусловлено договоренностью между странами о взаимном сотрудничестве.

Поэтому общий список документов, обосновывающих ставку 0%, невелик и состоит:

  • из контракта;
  • товаросопроводительных и транспортных документов;
  • заявления о ввозе или перечня заявлений.

П. 4 приложения 18 к договору о ЕАЭС предусмотрено, что одним из документов для подтверждения нулевой ставки является банковская выписка. Почему банковской выписки нет в вышеприведенном списке, читайте в материале «Для подтверждения экспорта в ЕАЭС выписка банка не требуется».

Какими документами можно подтвердить нулевую ставку, если покупатель вывозит товар в государства ЕАЭС самостоятельно, читайте в публикации «Экспорт в государства ЕАЭС: чем подтвердить нулевую ставку НДС при самовывозе товаров покупателем».

Также советуем обратить внимание на требования к подтверждению ставки при экспорте, осуществляемом в другие страны через территории стран ЕАЭС. О них вы узнаете из статьи «Как подтвердить ставку 0%, если на экспорт товары идут без пограничного таможенного контроля».

Как и любая отгрузка, экспорт предполагает выставление счета-фактуры в течение 5 дней с даты реализации. Важно обратить внимание на порядок оформления в случае продажи товара через филиал. Читайте об этом в нашем материале «При экспорте товаров в Армению, Белоруссию или Казахстан через подразделение в счете-фактуре лучше указать КПП головного офиса».

А о том, следует ли представлять такой счет-фактуру в ИФНС для обоснования ставки 0%, вы узнаете здесь.

О том, как учитывать сумму аванса, полученную экспортером от своего иностранного контрагента, смотрите в материале «Как в целях НДС учесть авансы от партнеров из ЕАЭС?».

Одинаковы ли правила подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в страны ЕАЭС и страны СНГ, читайте в публикации «Как подтвердить ставку НДС 0% при экспорте в страны СНГ?».

Основными документами в данном случае являются:

  • таможенная декларация.
  • контракт.
  • товаросопроводительные документы.

Таможенная декларация может быть временной или полной. Какая из них подходит для подтверждения экспорта, читайте в этой публикации.

Таможенная декларация может оформляться в электронном виде. Можно ли для подтверждения экспорта использовать ее бумажную копию, см. здесь.

С 4 квартала 2015 года некоторые документы из перечня можно заменить реестрами, ознакомиться с форматами которых можно в публикации «Утверждены формы и форматы реестров для подтверждения ставки НДС 0%». Для реестров документов, подтверждающих ставку 0%, есть и контрольные соотношения. Подробнее о них смотрите в материалах:

  • «Появились контрольные соотношения проверки Реестров для подтверждения ставки 0%»;
  • «Новые контрольные соотношения по НДС»;

Какие правила подтверждения нулевой ставки действуют при экспорте в подконтрольную Украине Донецкую Народную Республику, читайте в материале «Как подтвердить экспорт товаров на территорию ДНР».

Есть ли какие-либо особенности подтверждения нулевой ставки, если право собственности на экспортируемый товар переходит к покупателю-иностранцу на территории России, читайте в публикации «Момент перехода права собственности не важен для нулевой ставки НДС».

В соответствии со ст. 165 НК РФ, если продавцы, реализующие товар на экспорт, не соберут пакет документов, обосновывающих ставку 0%, им придется исполнить свою обязанность по уплате налога. Оплатить налог надо будет по ставкам 10 или 20%. Подробнее об этом говорится в статье «Что делать, если экспорт не подтвержден в установленный срок».

При этом налоговая база по НДС будет увеличена на стоимость товаров по неподтвержденному экспорту. Ее способ определения рассмотрен в статье «Налоговая база при экспорте — рыночная стоимость товаров по контракту».

За этапом подачи в ИФНС всех необходимых документов, обосновывающих отгрузку за пределы РФ, начинается камеральная проверка, цель которой — определить обоснованность применения экспортной ставки. С порядком учета и возмещения экспортного НДС можно ознакомиться в статьях:

  • «Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?»;
  • «Каков порядок учета и возмещения НДС при экспорте?»;
  • «Какова процедура возмещения НДС по ставке 0% (получение подтверждения)?».

При этом следует отметить, что в соответствии с НК РФ по истечении 180 дней с даты внешнеторговой операции в случае неподтверждения экспорта компании или ИП осуществляют начисление налога, правда, это не лишает их возможности воспользоваться ставкой 0% позже.

Однако налоговое законодательство, ограничивая период подтверждения экспорта, не указывает момент, с которого следует исчислять указанный промежуток. Подробнее данный вопрос рассмотрен в статьях:

  • «С какой даты начинается исчисление трехлетнего срока для возмещения НДС по экспортным товарам?»;
  • «Считаем срок на возмещение НДС, уплаченного по неподтвержденному экспорту: версия Минфина».

Пошагово рассматриваемая процедура изложена в статье «Как правильно осуществить возврат НДС при экспорте товаров (инструкция)».

Отгрузка и возврат бракованного товара встречается не только на внутреннем рынке, но и при реализации на экспорт. Если бракованный товар возвращается иностранным поставщиком, то перед экспортером встают вопросы: можно ли расценивать такой возврат как импорт и нужно ли уплачивать в этом случае НДС? Ответы на них вы найдете в материалах:

  • «Контрагент из ЕАЭС вернул некондицию — уплачивать ли НДС при ввозе брака обратно в Россию?»;
  • «Возврат бракованного экспортного товара — это импорт?».

Текущими положениями НК РК для всех налогоплательщиков-неплательщиков НДС установлена обязанность по оформлению ЭСФ, если сделка превышает 1000 МРП (пп. 8 пункта 1 статьи 412 НК РК).

Такое обязательство взаимосвязано с требованием, по которому налогоплательщик (другая «сторона») вправе отнести расходы на вычет по КПН (свыше 1 000 МРП) только при наличии ЭСФ.

Полезно

  • Изменения в учете с 1 апреля 2021 года (новые обязательства по выписке ЭСФ, вычеты по КПН только при наличии ЭСФ)

Текущим пилотом на 2021 года установлено освобождение неплательщиков НДС по оформлению ЭСФ по следкам свыше 1 000 МРП. В свою очередь в целях отнесения расходов на вычеты по КПН, также отменено требование о наличии ЭСФ от поставщика.

Полезно

В 2022 году планируются поправки в положения НК РК, согласно которым расходы в целях КПН могут подтверждаться не только ЭСФ, но и чеком ККМ с ИИН/БИН покупателя

  • С 2022 года чек ККМ должен содержать ИИН/БИН покупателя. По такому чеку расходы относятся на вычеты по КПН без ЭСФ (Проект)

Важная налоговая особенность экспортной деятельности — реализация таких товаров облагается НДС по ставке 0%.В соответствии с пп. 2, п. 1 ст. 164 НК РФ реализация товаров, вывезенных из РФ на территорию другого государства члена ЕАЭС, облагается НДС по ставке 0% Дополнительно налогоплательщик вправе заявить вычеты по НДС за приобретённый экспортируемый товар. (См. п. 3 ст. 172 НК РФ).

При этом на территории Казахстана не предполагается создание какой-либо инфраструктуры, продукция доставляется напрямую покупателю с территории РФ.

Постольку в описанных условиях на территории Казахстана деятельность не ведётся, использование существующей российской компании вполне допустимо и не вызывает каких-то дополнительных налоговых последствий. Вместе с тем, подтверждение «нулевой ставки» по НДС сопряжено с прохождением камеральной проверки.

Если же возникают основания для возмещения НДС из бюджета, будьте готовы к тому, что налоговые органы проверят контрагентов и операций с особой тщательностью. Их цель — найти хоть малейшую зацепку для отказа в подтверждении налогового вычета.

1C:Бухгалтерия 8: НДС при экспорте несырьевых товаров в ЕАЭС

При оказании услуг (работ) от лица российской компании, налогообложение доходов, по аналогии с торговой деятельностью, зависит от возникновения постоянного учреждения на территории Казахстана. Порядок же обложение налогом на добавленную стоимость определяется исходя из места реализации услуг. Оба названных фактора зависят от видов деятельности, реализуемых компанией.

В отношении работ данного вида Конвенция об устранении двойного налогообложения отдельно указывает, что для возникновения постоянного учреждения строительная площадка, на которой ведутся работы, должна существовать более 12 месяцев.(См. п. 3 ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения). В отношении шефмонтажа те же условия — услуги должны оказывать более 12 месяцев.

Таким образом, всё зависит от срока. Если он не превышает указанный, налог на прибыль уплачивается в Российской Федерации. В противном случае, последствия такие же, как и для торговли: 20% + 10%.

При условии, что площадка и/или оборудование находятся на территории Республики Казахстан, обязанность уплатить НДС в РФ не возникает. Его (по ставке 12%) заплатит заказчик,(См. п. 1, ст. 373 НК РК) что необходимо учесть при ценообразовании.

«Освобождение» от уплаты НДС в данном случае имеет последствия. Так, входящий налог от всех поставщиков, субподрядчиков, арендодателей и прочих контрагентов, привлечение которых направлено на выполнение работ, не может быть принят к вычету юр.лицом-исполнителем работ.

При этом налоговый орган пошёл дальше и отказал в возмещении НДС арендодателю спецтехники, используемой российской компанией для работ в Казахстане. Компания-арендодатель попыталась обжаловать данное решение налоговой, однако суд встал на сторону налогового органа. В действиях арендодателя и арендатора была установлена налоговая схема, направленная на необоснованное получение возмещения НДС из бюджета.

Под it-услугами мы подразумеваем разработку программного обеспечения и его техническую поддержку. Место реализации таких услуг для целей исчисления НДС признаётся Казахстан, а, значит, обязанность уплатить налог также возлагается на заказчика.

Что касается налогообложения доходов, то всё зависит от возникновения постоянного учреждения. Если услуги оказывают удалённо, не в Казахстане, налог платится в РФ.

Здесь необходимо отдельно проговорить налогообложение лицензионных платежей, именуемых в Конвенции об устранении двойного налогообложения как роялти. Дело в том, что взимая с резидента Республики Казахстан лицензионные платежи за использование программного обеспечения, пользователь в соответствии с конвенцией и Налоговым кодексом Казахстана обязан удержать из вознаграждения налог у источника в размере 10% от общей суммы выплаты. При этом данное удержание российская компания вправе зачесть в счёт уплаты налога в РФ.

Важно, что контролирующие ведомства в Казахстане относят к роялти не только лицензионное вознаграждение, но также плату за доработку и модификацию ПО, используемого по лицензии.(См. ответ Председателя КГД МФ РК от 26.09.2019 года на вопрос от 20.09.2019 года № 570477). Обоснование здесь следующее: поскольку изменять и дорабатывать программный продукт, можно исключительно при предоставлении правообладателем специальной лицензии, предполагается, что такая плата включена в платёж за услугу.

Использование местной компании для выполнения работ на территории Казахстана видится возможным лишь при условии реализации долгосрочного проекта и лишь в определённых сферах, поскольку, например, в части оказания IT-услуг, подобные решения неактуальны.

В случае успешной деятельности иностранной компании, созданной в Казахстане, рано или поздно возникнет потребность в изъятии у такой компании прибыли. Сделать это можно посредством выплаты дивидендов её учредителям.

Независимо от того, являются ли участниками иностранной компании физ. лицо-нерезидент или же российская компания, при выплате дивидендов необходимо удержать налог у источника. Размер удержания не может превышать 10% от суммы дивидендов.(См. п. 3 ст. 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения). При этом данный налог может быть зачтён при налогообложении данного вознаграждения в России. То есть, в России необходимо будет доплатить 3 %.

Важно, что Налоговый Кодекс Республики Казахстан предусматривает освобождение от уплаты налога с дивидендов для физических лиц-нерезидентов, при условии, что на момент их начисления срок владения долей (акциями) составляет более 3-х лет, а иностранная компания (плательщик дивидендов) не ведёт деятельность в сфере недропользования.(См. п. 4, ст. 7 654 НК РК).

Таким образом, если необходимо создать офис в Казахстане, выгоднее зарегистрировать там компанию — резидента Казахстана. В этом случае 10%-ый налог будет уплачиваться только по факту выплаты дивидендов, а не автоматически, как при образовании постоянного учреждения.

Среди государств, участвующих в Евразийском Экономическом Союзе установлены единые требования относительно документов для экспорта товаров. Казахстан в данном случае не является исключением.

Чтобы осуществить экспорт товаров в Казахстан, потребуются следующие документы:

  • Договор, на основе которого осуществляется экспорт товаров в Казахстан. Очень важно, чтобы бумаги были правильно и разборчиво оформлены. Любые неточности или неясности могут задержать товары на границе с Казахстаном и вообще поставить вопрос о невозможности их экспорта.

  • Заявление об экспорте товара и уплате НДС за ввоз покупателем. Важно, чтобы налоговая инспекция поставила на данном документе соответствующую отметку. Требуется, чтобы НДС за экспорт товаров в Казахстан был уплачен покупателем до двадцатого числа следующего месяца. Кроме того, требуется, чтобы экспортер тоже имел копию данного документа.

  • Транспортная документация. Тут возможны варианты: транспортная накладная или УПД, которые должны быть подписаны водителем, а также должен стоять номер машины, которая перевозила продукцию на территорию Казахстана. Следует учесть, что далеко не все организации, которые осуществляют перевозку, способны правильно оформить бумаги. Это приводит к проблемам при экспорте товаров в Казахстан.

  • Прочая документация, которая требуется по закону. Например, если сумма по договору более пятидесяти тысяч долларов, необходимо наличие паспорта сделки.

НДС за экспорт товаров на территорию Казахстана возвращается после того, как в налоговую инспекцию подается декларация. Но это далеко не единственное условие. Например, если документы оформлены не вовремя либо если НДС за экспорт товаров в Казахстан, который должен был оплатить поставщик, не оплачен, на возврат НДС рассчитывать не стоит.

Таким образом, что бы мы ни пытались реализовать в государствах, состоящих в ЕАЭС, оно будет (для плательщика НДС из России) облагаться налогом с нулевой ставкой.

Следует отметить, что порядок вычета НДС сейчас не требует учитывать «входной» НДС для товаров, которые направляются на экспорт. Это значительно упрощает процедуру. Единственное исключение – сырьевые продукты. Таким образом, потребуется наличие счета-фактуры, и тогда можно не беспокоиться о затратах на «входной налог».

Как же возвратить НДС, осуществляя экспорт товаров в Казахстан? Есть два варианта: осуществить это самостоятельно или обратиться к специалистам, оказывающим такие услуги.

Первый вариант возвращения НДС при экспорте товаров в Казахстан содержит такой алгоритм действий:

  1. Оформление и представление деклараций и прочей необходимой документации в налоговую.

  2. Камеральная проверка.

  3. Если в результате камеральной проверки налоговая инспекция выносит положительное решение, то заявителю возвращается НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Продолжительность этих трех этапов в сумме составит от трех до пяти месяцев.

Но бывают ситуации, когда деньги требуется вернуть сразу, да и нет желания связываться с налоговой инспекцией, нет времени на сбор документов. Тогда целесообразно обратиться за помощью к специалистам, которые помогут оперативно возвратить НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Что еще важно знать при возврате НДС за экспорт товаров в Казахстан? В первую очередь важно учесть, что на сбор документов дается строго установленный срок – 180 дней с момента, когда произошла отгрузка товаров. В том случае, если за это время весь пакет не подан в ИФНС, НДС потребуется оплатить ставкой 10 или 18 %. Начисляется он исходя из периода самой операции. Со 181-го дня начисляется пеня.

Но случается, что документы собраны, хотя и с опозданием. НДС также можно вернуть, о чем говорится в статье 78 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Даже если не удалось воспользоваться нулевой ставкой, выход есть. НДС за экспорт товаров в Казахстан, который пришлось уплатить, можно отнести к расходам по налогу на прибыль. Объясняется это просто: поставщик сам оплачивал налог, а значит, запрет из п. 19 ст. 270 Налогового Кодекса не действует.

Экспорт товаров в Казахстан, как операция в страны ЕАЭС, должен быть отражен в четвертом разделе декларации. Приложениями выступает документация, способная подтвердить нулевую ставку. В противном случае, за период отгрузки надо подать уточненную декларацию.

Читайте статью: Российские товары на экспорт: прошлое и настоящее

Осуществить экспорт товаров в Казахстан затруднительно, если эти товары могут использовать в военных целях. Но даже если такого намерения нет, следует учитывать, что некоторые экспортеры даже не подозревают, что их товары могут попасть в данную категорию. К примеру, кто бы мог подумать, что оптические линзы или липкая лента зеленого цвета могут быть товарами двойного назначения. В данном разделе подробно разберем, существует ли перечень таких товаров и что делать, чтобы все-таки получить разрешение на экспорт товаров в Казахстан.

Что такое товары двойного назначения? Так называют продукцию, которая применяется в гражданских целях, но может быть использована для создания самых разных видов вооружения. Это может быть оборудование, различные материалы, сырье. Кроме того, в данный список входит и некоторая информация научно-технического характера, которая может быть применима при создании:

  • различной военной техники и вооружения;

  • ядерного и ракетного оружия;

  • химического и бактериологического оружия.

Все товары двойного назначения в обязательном порядке проходят экспортный контроль, который представляет собой систему защиты интересов страны при конверсии оборонной промышленности, при расширении ВЭД и следовании международным обязательствам по нераспространению оружия массового поражения. Система экспортного контроля реализуется Комиссией по экспортному контролю при российском правительстве.

В 2010 году Таможенный союз между бывшими странами СССР, Казахстаном, Белоруссией и Россией не только начал функционировать, но и установил Единый перечень товаров, которые подлежат лицензированию при экспорте в Казахстан и другие страны союза. В каждой стране имеются свои инстанции, которые выдают лицензии товарам. Например, на территории России такую деятельность осуществляет Минпромторг.

Применение данного договора на практике показало, что чаще всего в Минпромторг обращаются за лицензиями на высокочастнотное и радиоэлектронное оборудование и прекурсоры.

На таможне каждому товару присваиваются определенные коды ТН ВЭД, которые совпадают с подобным кодом товара, являющегося объектом экспортного контроля. Лицо, осуществляющее грузоперевозку, должно предъявить документацию, которая бы свидетельствовала о том, что лицензия в отношении этих товаров не нужна, или, наоборот, необходима. Существуют общие и частные признаки товаров двойного и военного назначения, по которым определяется необходимость оформления на них лицензии: код ТН ВЭД СНГ и некоторые значения характеристики товара. При совпадении только общих признаков лицензия не нужна.

Например, товар может быть классифицирован как продукция двойного назначения согласно коду, но при этом обладать характеристиками, не соответствующими реальному уровню угрозы. Например, бинокли могут быть расценены как товар двойного назначения, потому что их можно использовать в военных целях. Но если в реальности такой бинокль приближает достаточно слабо, то и лицензия на этот товар не нужна.

Следует отметить, что определенные организации, в соответствии с постановлением № 477 от 21.06.2011 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», имеют разрешение на осуществление экспертизы контролируемых товаров и технологий.

Что же касается товаров, которые могут стать проблемными при их экспорте в Казахстан, то, к сожалению, такого полного перечня не существует. Есть различные постановления и приказы, но никто не проводил работу по сведению их в единый реестр. Таким образом, имеется лишь код ТН ВЭД, по которому решение принимается таможенными органами на месте, исходя из характеристик товаров.

Товары двойного назначения перечислены в указе Президента № 1661 от 17.12.11 г. Список этот довольно объемный: пять разделов включает девять категорий товаров.

К примеру, если вы экспортируете в Казахстан токарный станок с числовым программным управлением, то он попадает в список продукции двойного назначения. Если при сравнении его технического описания с характеристиками, данными в указе, выявлены совпадения, то надо будет получить лицензию на его вывоз или предписание о том, чтобы не относить данный станок к объектам экспортного контроля. Обычно такие предписания оформляются в течение двух-четырех недель.

Нельзя сбрасывать со счетов и личный фактор, ведь за выпуск товаров на экспорт отвечает таможенный инспектор. Например, он может настоять на проведении экспортного контроля технически сложного товара, поскольку сам недостаточно компетентен в технических вопросах. Но экспорт сложной техники в Казахстан из России – явление относительно редкое, т. к. импортных поставок намного больше, чем экспортных.

На таможне могут запретить экспорт какого-либо товара в Казахстан в случае, если имеются сомнения на счет возможностей его применения. Кроме того, отсутствие какой-либо документации также станет весомым основанием для отказа. Поэтому так важно иметь на руках лицензию или какие-то иные документы (техдокументация, заключение ФСТЭК), которые способны подтвердить, что данный товар после экспорта в Казахстан не будет применен для военных целей.

Как уже говорилось, частым предметом споров при экспорте товаров в Казахстан становятся бинокли. Конечно, имеются четко прописанные критерии оптических приборов, которые нельзя провозить через границу, но следует понимать, что таможенные служащие – такие же люди, и они могут ошибиться либо просто в силу каких-то подозрений запретить экспорт определенного товара в Казахстан.

При экспорте в Казахстан как товары двойного назначения могут быть классифицированы электронно-оптические преобразователи, обладающие приведенными ниже признаками:

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, бизнес которых связан с внешнеэкономической деятельностью, следует принимать во внимание изменения в оформлении сопроводительных документов на товар, что приняты в конце 2020 года.

Пилотный проект направлен на оптимизацию работы ответственных лиц таможенных органов, ускорение оформления СНТ (товаросопроводительных документов). Это относится к грузам, которые перемещаются между странами ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз). Основное преимущество новой схемы – информация о грузе находится на электронных носителях информации. Это избавило пользователей от необходимости сканирования документации для предъявления и на таможенных пунктах пропуска.

Проект должен смягчить переход, так как с 1.03.2021 г. внедрение изменений станет обязательным.

Товаросопроводительные документы оформляются до пересечения границы. Для этого нужно следующее:

  1. получить электронную цифровую подпись. Это можно сделать в ЦОН по месту регистрации или фактического проживания;
  2. зайти на сайт информационной системы «Электронные счета» и пройти регистрацию;
  3. используя ЭЦП заключить и подписать соглашение пользователя.

Одновременно действует еще один эксперимент – прослеживание товаров. Его продлили до 30.06.2021 года. Оптимизация программного обеспечения должна быть подготовлена, но это направлено в первую очередь на учет товарооборота, снижение объемов контрафакта, для поддержки добросовестных клиентов.

Компьютеризация и оформление документов в электронном виде вводится постепенно во все сферы жизни. Пилотные проекты в области таможенного оформления товаров позволяют плавно перейти на данный способ документооборота.

Перечень видов грузов достаточно большой. Начало обязательного оформления для разных категорий отличается, оно не вводится сразу на все товары.

С 1.01.2020 года СНТ нужно оформлять на биотопливо. Самый большой перечень вводится с марта 2021:

  • алкогольная продукция, этиловый спирт;
  • табачные изделия;
  • нефтепродукты;
  • ввозимые и вывозимые грузы между странами-членами Европейского экономического союза;
  • товары, проводимые по кодам ТН ВЭД ЕАЭС.

Товары, подлежащие маркировке в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Казахстан – с 1 июля 2021 года.

Изменение документов по учету НДС с 1 июля 2021 года

Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).

Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Организация ООО «Торговый дом», применяющая общую систему налогообложения, приобрела 20.07.2018 у ООО «Фабрика диванов» (поставщик):

  • 10 шт. диванов «Вдохновение» — на сумму 236 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 % — 36 000,00 руб.) для реализации на внутреннем рынке;
  • 10 шт. диванов «Ноктюрн» — на сумму 826 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 % — 126 000,00 руб.) для реализации на экспорт.

Согласно заключенному контракту с иностранным партнером ТОО «Astana» (Казахстан) организация ООО «Торговый дом»:

  • 31.07.2018 отгрузила на экспорт в Казахстан 5 шт. диванов «Вдохновение» и 5 шт. диванов «Ноктюрн» на сумму 600 000,00 руб.;
  • 13.08.2018 получила окончательную оплату за реализованные товары в размере 600 000,00 руб.

Последовательность операций приведена в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Дата

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ 1С

Регистр НДС

Пакет документов

1

Настройка учетной политики и параметров учета

2

Приобретение товаров

2.1

20.07.18

Поступление товаров

41.01

60.01

900 000,00

Поступление (акт, накладная)

+ НДС предъявленный

В соответствии с пунктом 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложения № 18 к Договору о евразийском экономическом союзе) при экспорте товаров с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС:

  • применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола;
  • право на налоговые вычеты осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства — члена ЕАЭС в отношении товаров, экспортированных за пределы ЕАЭС.

Если на экспорт в государства — члены ЕАЭС отгружаются несырьевые товары:

  • вычет предъявленной суммы НДС производится в общеустановленном порядке, т. е. аналогично вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС по ставкам 18 % и 10 % (п. 3 ст. 172 НК РФ);
  • у налогоплательщика отсутствует обязанность определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров с применением ставки 0 %, т. е. отсутствует обязанность ведения раздельного учета (абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ).

Поступление товаров в организацию (операции: 2.1 «Поступление товаров»; 2.2 «Учет входного НДС») регистрируется в программе с помощью документа Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (накладная) (раздел Покупки — подраздел Покупки — гиперссылка Поступление (акты, накладные)) (рис. 1).

Поступление оплаты за реализованные товары (операция 4.1 «Поступление оплаты от покупателя») в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 отражается с помощью документа Поступление на расчетный счет с видом операции Оплата от покупателя, который формируется следующими способами:

  • на основании документа Счет на оплату покупателю (раздел Продажи — подраздел Продажи — журнал документов Счета покупателям);
  • путем добавления нового документа в список Банковские выписки (раздел Банк и касса — подраздел Банк — журнал документов Банковские выписки).

В результате проведения документа в регистр бухгалтерии вводится бухгалтерская запись:

Дебет 51 Кредит 62.01
— на сумму поступившей оплаты, которая составляет 600 000,00 руб.

Реализация в казахстан при усн

Ставка НДС 0 % может применяться налогоплательщиком-экспортером, если в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров будет подтверждена обоснованность ее применения путем представления в ИФНС декларации по НДС и комплекта подтверждающих документов (см. выше).

При реализации товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов (п. 9 ст. 167 НК РФ).

Рассмотрим порядок отражения в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 подтверждения ставки НДС 0 % в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров в случае реализации несырьевых товаров на экспорт в страны ЕАЭС.

Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.

Государства — члены этого союза договорились об установлении единых правил налогообложения экспортных операций. Отметим, что речь идет об НДС — остальные налоги при экспорте компании уплачивают точно так же, как и при реализации в России.

Реализация в страны ЕАЭС и экспорт в прочие государства имеют мало отличий. И в том, и в другом случае применяется ставка НДС 0%, для подтверждения которой налогоплательщик представляет в ИФНС определенный пакет документов.

Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.

А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.

ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.

Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.

Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.

Перечень документов, которые должен собрать российский экспортер для подтверждения нулевой ставки НДС, приведен в пункте 4 упомянутого Протокола.

В первую очередь, это договор либо контракт. Причем совершенно необязательно, чтобы в качестве покупателя по этому договору фигурировала организация, зарегистрированная в одной из стран ЕАЭС — достаточно, чтобы на территории союза находился грузополучатель.

Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.

Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.

Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.