Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится служебное расследование в образовательной организации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Должностная инструкция любого работника содержит раздел, в котором прописывается ответственность за те или иные нарушения. Обычно здесь есть пункты о:
- причинении ущерба компании,
- порче товарно-материальных ценностей,
- несоблюдение трудовой дисциплины,
- халатное выполнение трудовых функций,
- разглашение коммерческой тайны и т.п.
Все эти проступки могут повлечь за собой достаточно серьезные последствия для организации и стать причиной служебного расследования. И если это случилось, то внутреннее «следствие» поможет установить истинную причину происшествия и определить степень виновности того или иного сотрудника.
При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.
Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.
В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании. Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства. При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:
- представитель внутренней службы безопасности,
- юрист,
- сотрудник бухгалтерского отдела или экономист,
- технический работник, например, инженер и т.п.
В комиссию может входить и руководитель компании.
На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).
Приказ о расследовании должен включать в себя ряд основных сведений. Это:
- название компании-работодателя,
- персональные данные сотрудника: его должность, ФИО, информация о случившемся,
- ссылку на основание,
- сведения об ответственных за его исполнение лицах.
Также приказ обязательно должен быть пронумерован и датирован. Ставить печать на документе не обязательно, т.к. с 2016 года требование закона к юридическим лицам (как ранее и к ИП) о применении в работе штампов и печатей отменено.
Приказ пишется в единственном экземпляре. Он может быть составлен как на обычном листе формата А4, так и на фирменном бланке предприятия, в печатном или рукописном виде (всё это роли не играет). Однако он обязательно должен содержать в себе подписи:
- руководителя компании,
- ответственных сотрудников,
- при необходимости лица, в отношении которого он был составлен.
Служебная проверка в организации : полномочия работодателя.
Согласно Трудовому кодексу РФ, служебное расследование как самостоятельное правовое понятие не определяется. Практика позволяет обозначить такое явление, как совокупность мероприятий, направленных на выявление причин нарушений со стороны сотрудников, вины и ответственности за таковые. Подробная регламентация осуществляется правилами дисциплинарного производства.
Обратите внимание! Служебные проверки осуществляются внутри предприятия. Привлечение государственных органов проводится в исключительных случаях.
Если на предприятии выявляются проблемы, которые мешают нормальному порядку работы, то обязательно требуется проведение проверочных мероприятий для выявления причин нарушений, определения виновного человека и оценки последствий.
Перечень ситуаций, когда проводятся подобные проверочные мероприятия, можно определить условно. На практике это происходит в следующих случаях:
- недостачи, выявленные по итогу инвентаризации;
- поступление жалобы со стороны работника или клиента;
- нарушение сотрудником положений трудового договора, правил внутреннего распорядка, должностной инструкции;
- нарушение правил, предусмотренных локальными актами, например, техники пожарной безопасности;
- разглашение коммерческой тайны;
- причинение предприятию материального ущерба;
- взятка, независимо, зафиксировано получение или дача таковой.
Представленный перечень неисчерпывающий. Причиной расследования могут стать и другие нарушения со стороны работников.
Инициатором проведения служебного расследования в отношении конкретного работника выступает руководить организации или предприятия. Если это крупная компания, то процесс координируется ответственным за это сотрудником. Однако без подписи руководства проведение проверки не допускается.
Выявление основания для такого решения не всегда осуществляется руководством. Информация может поступить из различных источников. Чаще это жалобы работников или наступление последствий нарушения, которые нельзя скрыть. Таким образом, работодатель, узнав о проблеме, обязан отреагировать и назначить проверочные мероприятия.
Чтобы начать мероприятия по проверке выявленных нарушений, нужно установить их характер. Процесс организации расследования будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении предприятию материального ущерба.
Статья 192 ТК РФ определяет, как правильно провести такое служебное расследование, если был установлен дисциплинарный проступок. Организация мероприятий будет предполагать следующее:
- Получение объяснений со стороны работника. Фиксировать информацию нужно письменно. Если же лицо откажется написать объяснительную записку, то об отказе составляется акт.
- Вынесение решения о дисциплинарном взыскании. Здесь учитывается объяснение сотрудника, мнение непосредственного руководителя, а также иные сведения, подтверждающие факт нарушения.
При этом нужно учитывать характер проблемы, причины появления таковой и обстоятельства, при которых работник нарушил те или иные правила трудового распорядка.
Как было указано выше, служебное расследование проводится специальной комиссией. Состав таковой определяется руководителем. Однако нередко на предприятиях опираются на характер нарушения. Это позволяет полноценно рассмотреть вопрос и справедливо оценить ситуации. Например, когда работник причиняет компании материальный ущерб, то для проверки привлекается бухгалтер, а если речь идет о технике безопасности, то ответственный за таковую по приказу руководства.
Кроме того, на практике часто к проверке привлекают сотрудника службы безопасности. Это позволяет получить характеристику сотрудника, оценить действия такового с точки зрения защиты предприятия и так далее. При этом формируются такие правила практикой, в кодексе нет подробной регламентации того, кто именно должен быть членом комиссии.
Также следует сказать о том, что некоторые проступки условно предполагают комиссию. Речь идет о дисциплинарных нарушениях. Руководитель самостоятельно принимает решение, подтверждая таковое актом и приказом. Законодательством такой порядок не запрещен.
Результат рассмотрения проступка работника является внутренним решением предприятия. Это важный момент, поскольку в этом случае никаких юридических последствий для сотрудника как для гражданина не наступает. Решается судьба работника, но не более того. Только при передаче материалов государственным органам, если причинен тяжкий вред в результате проступка, человек может быть подвержен более серьезным мерам воздействия.
По итогу комиссия, проводящая расследования, может уволить сотрудника, вынести предупреждение или выговор. Это общий перечень взысканий по закону. Кроме того, может быть принято решение о продлении служебного расследования, хоть Трудовой кодекс РФ на этот счет никаких правил и не устанавливает.
Работодатель обязан провести проверку для выявления степени и причин ущерба, это входит в зону его ответственности. Такое мероприятие выполняется с привлечением комиссии, а также профильных специалистов:
- экономиста;
- юриста и т.д.
Понятно, что проверка проводится до вынесения решения о возмещении ущерба. Во время расследования необходимо установить определенные моменты, которые играют важную роль в принятии дальнейшего решения.
Также проводится инвентаризация на предприятии, которая помогает оценить ущерб. При этом порядок действий остается на усмотрение руководства. Также комиссия обязана потребовать от работника письменное пояснение по поводу случившегося события. Однако сотрудник имеет право отказаться давать какие-либо объяснения, и в этом случае составляется соответствующий акт, фиксирующий данное решение. Окончание проверки также должно быть задокументировано. В частности, составляется акт служебного расследования на предприятии (образец см. в конце статьи).
Расследование может проводиться по различным поводам. В этот список входят нарушения дисциплины, например, систематические опоздания или прогул. Также сюда относится невыполнение работником своих обязанностей или их исполнение ненадлежащим образом. Может расследоваться ситуация с несоблюдением техники безопасности.
Важно выяснить и обстоятельства причинения материального ущерба, если подобное произошло. Проверка может проводиться и по другим поводам, но перечисленные причины являются наиболее распространенными
Если на предприятии произошел инцидент, то помимо взыскания с виновного работника материального ущерба необходимо провести инвентаризацию и служебное расследование. Оно необходимо, чтобы в будущем избежать неприятных последствий и застраховаться от подобных случаев.
Инвентаризация нужна, чтобы оценить причиненный ущерб, служебное расследование – чтобы выявить причины его возникновения. Расследование выполняется по этапам и в завершении составляется акт служебного расследования.
Образец приказа о проведении служебного расследования
Она должна состоять из тех сотрудников, которые не связаны с происшествием. Обычно в ее состав включаются специалисты и представители руководства. В ней должно найтись место юристу, бухгалтеру, руководителю отдела кадров, начальнику службы безопасности и так далее.
Для проведения расследования назначается председатель комиссии, для ведения документации – секретарь.
После издается приказ о проведении служебного расследования, все члены комиссии должны с ним ознакомиться и расписаться.
Порядок служебного расследования
Чтобы установить степень вины работника, связь между происшествием и его поведением, комиссия должна собрать и проанализировать все данные. Для этого она должна опросить свидетелей, обобщить документы, просмотреть все доказательства.
Комиссия в соответствии с Трудовым кодексом должна запросить у сотрудника письменное объяснение в связи со случившимся. Секретарь составляет запрос, в котором работник должен расписаться. Если он отказывается это сделать, нужно данный факт зафиксировать.
Если работник отказывается давать и письменные объяснения или уклоняется от исполнения обязанности, то должен составляться акт, в котором расписываются свидетели.
После того, как вся информация собрана и обобщена, комиссия заседает и отвечает на вопросы:
- имело ли место происшествие (причинение ущерба) и в чем оно проявилось;
- каковы обстоятельства, время и место причинения ущерба;
- каковы последствия происшествия;
- каковы причины возникновения ущерба;
- какова вина лица (или нескольких лиц), выразившаяся в их действиях или бездействии в момент нанесения ущерба;
- есть ли обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность виновных за происшествие.
После завершения всех обсуждений комиссия составляет акт, из текста которого должно быть понятно:
- какой именно ущерб был нанесен компании и в чем он выразился;
- каковая ответственность виновных лиц и в чем именно заключается их виновность (описание их действий или бездействия);
- что между ЧП и поведением сотрудника существует причинно-следственная связь.
В акте содержатся вводная, основная и резолютивная части. Результаты инвентаризации и другие документы, в том числе письменные объяснения виновных и свидетелей, видео-доказательства, акты обследования и так далее, должны прилагаться к акту в виде приложения.
Все материалы подшиваются в папку «Дело», пронумеровываются, составляется опись документов.
Акт заверяется подписями всех членов комиссии и виновного. Если сотрудник отказывается ставить подпись на акте, это должны своими подписями засвидетельствовать очевидцы.
Работник имеет право просмотреть все материалы расследования и обжаловать их (статья 247 ТК РФ).
Поделитесь с коллегами:
Увольнение сотрудника за прогул будет считаться законным, если он отсутствует на рабочем месте более четырёх часов подряд по неуважитеьной причине.
При наличии уважительных причин суд не признает увольнение законным.
Поэтому для законного увольнения работника за прогул по неуважительной причине работодателю необходимо правильно заактировать процедуру отсутствия. И если работник обратится в суд после увольнения необходимо иметь эти документы для доказательства своей правоты.
Ниже приведён список документов, которые могут быть представлены в суде работодателем в свою пользу:
- Акт об отсутствии на рабочем месте.
- Требование о предоставлении объяснения с подписью работника-прогульщика в получении или акт об отказе в получении/проставлении подписи в получении требования.
- Объяснение работника или акт о не предоставлении объяснения.
- Приказ о создании комиссии и проведении расследования и акт служебного расследования с перечислением произведённых комиссией действий и выводом о квалификации отсутствия работника на работе в качестве прогула.
- Докладные и служебные записки относительно прогула работника.
- График работы, указывающий, что период отсутствия являлся для прогульщика рабочими днями.
- с указанием периода прогула.
- Выдержки из локальных нормативных актов работодателя об установленном режиме работы.
- Копии должностной инструкции работника, выписка из трудового договора, в которых не указан особый режим работы сотрудника, и пр.
После получения работником уведомления о необходимости предоставить письменное объяснение, ему даётся двое суток на оформление и предоставление. Если время вышло, а документ так и не был оформлен, это считается отказом в содействии проверке, о чём должен быть составлен письменный акт.
Законодательство не устанавливает форму для этого документа, как и для объяснения сотрудника, потому оформление свободное. Важно в первую очередь наличие подписей членов комиссии. Объяснительная или акт об отказе от неё обязательно подшиваются в дело.
Служебное расследование – исключительно внутреннее дело компании, и никаких юридических последствий иметь не может. Его результатом становится решение относительно работника, исключительно именно как работника, но не как гражданина. А для перевода дела в юридическую плоскость, что может повлечь за собой соответствующие последствия, оно должно быть передано государственным органам.
На предприятии могут быть предусмотрены различные процедуры по обжалованию результатов расследования, какие это будут процедуры, устанавливается локальными актами. Законодательством этот вопрос не регулируется, как мы уже упоминали, в нём вообще нет такого понятия, как служебное расследование, и тем более не установлены нюансы его обжалования.
А вот что можно обжаловать, так это принятое работодателем решение – в трудовой инспекции или сразу в суде. В таком случае он должен будет предоставить собранные в ходе расследования документы, чтобы доказать, что нарушение в самом деле было допущено, и тем самым лицом, на которое наложено наказание, а мера тяжести соответствует нарушению.
В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(1) — приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2).
2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России*(3), территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.
3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»*(4).
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр генерал-лейтенант полиции |
В. Колокольцев |
______________________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020; 2012, № 50, ст. 6954.
*(2) Далее — «МВД России».
*(3) За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.
*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2009 г., регистрационный № 13293.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2013 г.
13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», а также заявление сотрудника.
14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.
15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.
16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.
17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.
18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.
19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.
21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.
22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.
23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:
23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.
23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.
24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.
25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.
26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа рук��водителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.
28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:
28.1. Предлагать сотрудникам, военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.
28.2. Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.
28.3. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.
28.4. Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.
28.5. Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России.
28.6. Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.
28.7. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.
28.8. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.
28.9. Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
28.10. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.
28.11. Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).
28.12. В случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости выделения материалов служебной проверки.
29. Приведенный в пункте 28 настоящего Порядка перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.
30. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:
30.1. Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.
30.2. Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.
30.3. Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.
30.4. Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.
30.5. Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.
30.6. Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.
30.7. Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.
30.8. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.
30.9. Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения — приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений — составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.
30.10. Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.
30.11. Опросить сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.
34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
35. В вводной части указываются:
35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).
35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.
36. Описательная часть должна содержать:
36.1. Основания проведения служебной проверки.
36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
35.4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
36.5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
36.6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.
36.7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.
36.8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.
36.9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.
37. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:
37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.
37.3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.
37.4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
37.5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.
37.6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.
37.7. Рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи.
37.8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
37.9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.
37.10. Рекомендации предупредительно-профилактического характера.
38. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.
39. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.
40. В случае отказа сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, от подписи в ознакомлении с заключением составляется акт в произвольной форме, подписываемый не менее чем тремя сотрудниками.
41. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением.
42. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).
43. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.
44. Копия заключения служебной проверки направляется сотрудником (председателем комиссии), ее проводившим, в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.
45. По окончании служебной проверки сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:
45.1. Документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки.
45.2. Копию приказа о назначении служебной проверки (в случае ее комиссионного проведения).
Утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России.
Речь идет о проверках в центральном аппарате, территориальных органах, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях, окружных управлениях материально-технического снабжения системы Министерства, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий органов внутренних дел.
Основания для проверки — необходимость выявить причины, характер и обстоятельства совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, проверить исполнение ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в полиции, а также заявление сотрудника.
Решение о проведении проверки должно быть принято в течение 2 недель. Она должна быть завершена не позднее чем через месяц.
Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений Министерства.
Приказ об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства считается утратившим силу.
Служебное расследование необходимо проводить при взимании с наказанного работника материального ущерба. Основной задачей его выполнения становится определение причин появления данного ущерба. Понятие причины даст возможность работодателю организовать профилактические меры по некоторым направлениям, остановить повторное появление схожих ситуаций в дальнейшем.
Служебное расследование: Трудовой кодекс о дисциплинарных взысканиях
Внутреннее расследование начинается с того, что начальник или любой работник компании выявляет факт проступка, который фиксируется в документах (служебной записке, акте на руководителя фирмы). В соответствии с этим документом назначается данная процедура. Важным является факт проведения и срок получения подобных сведений, иначе выполнение проверки может быть обжаловано в судебном порядке.
Регламентируются нормы процесса проведения расследования ст. 189 ТК РФ. Ст. 193 ТК РФ указывает на период необходимый для проведения расследования.
ТК РФ Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
На основании ч. 3 ст. 247 ТК РФ работник имеет право ознакомиться со всеми данными расследования.
Ст. 195 ТК РФ указывает на варианты привлечения должностного лица к ответственности вплоть до увольнения.
ТК РФ Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников
Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.
В случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Ст. 248 ТК РФ указывается на период издания приказа о материальном взыскании с ответственного лица.
Важно: согласно законодательным документам проводить расследование должны в течение 30 дней с издания указа или принятия решения.
При этом необходимо учитывать такие моменты:
- Подача служебной записки работником делает отсчет в месяц с момента ее предоставления руководству;
- В общей сложности расследование необходимо провести не позже 6 месяцев, так как после этого срока дисциплинарное взыскание теряет юридическую силу;
- Затягиваться расследование до таких длительных периодов может из-за болезни обвиняемого, его отпуска, прохождения им обучения, в результате которых расследование откладывается.
Акт об итогах расследования обязательно должен состоять из нескольких разделов:
- Введение – указывается на сам факт правонарушения, его основания и дата совершения, срок выполнения проверки, состав комиссии;
- Описательная часть – подробно приводятся доказательства;
- Заключение – указываются виновные лица, наличие у них прежних неснятых взысканий, совершение проступка.
Кроме этого в акте должен существовать перечень используемых материалов, копии которых обязательно прилагаются.
Подписывается документ всеми членами комиссии. Далее ему присваивается регистрационный номер. Документ должен удостоверить руководитель своей подписью, а также ставиться печать предприятия.
Важно: для документации заводиться отдельная папка, в которую они подшиваются, сверху прилагается опись бумаг.
Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность:
- прогул или неявка на рабочее место;
- явка на работу в нетрезвом виде, под действием наркотиков;
- нанесение серьезного материального ущерба;
- превышение полномочий.
Теперь рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования. Процедура должна начинаться с фиксации факта нарушения.
Как провести служебное расследование: 4 главных правила
Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:
- фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
- обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
- дату и время события.
При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно. Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт. На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.
Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.
Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.
В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.
- Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
- Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
- Обследование мест происшествия (при необходимости).
- Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
- Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
- Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
- Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
- Сбор и хранение документальных материалов расследования.
В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.
Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.
Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.
Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию. Экспертами по договору могут выступать:
- аудиторы;
- оценщики;
- медицинские работники;
- инженеры;
- юристы;
- другие специалисты.
Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования. Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.
До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики. Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт. Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ, которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.
После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:
- имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
- обстоятельства, время и место происшествия;
- последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
- причины проступка;
- степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
- смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
Служебное расследование на предприятии: порядок проведения
Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:
- виновные действия, совершенные работником;
- обстоятельства совершения таких действий;
- вид и сумма причиненного ущерба;
- степень вины сотрудника;
- возможная мера наказания для виновного лица;
- предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.
Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.
Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.
Проведение служебной проверки 247 статья ТК РФ устанавливает в качестве обязательного атрибута перед принятием решения о материальном возмещении. Расследование проводится при отклонении от стандартных норм в работе для установления виновников и выяснения обстоятельств случившегося инцидента.
Сигналами для проведения служит:
При наличии оснований для проведения служебного расследования создаётся специальная комиссия для изучения обстоятельств, оценки размера ущерба и привлечения виновника. В состав включаются сотрудники подразделения, в котором допущено отклонение и представители соответствующих служб. Например, при выявлении недостачи, привлекаются сотрудники бухгалтерии, при установлении факта воровства специалисты службы внутренней безопасности, при получении взятки ответственные лица отдела по борьбе с коррупцией.
Результирующий документ служебного расследования – это составление акта о проведённой работе, скреплённый подписями представителей.
Часто результатом мероприятия является наложение взыскания. Следовательно, сроки проведения служебного расследования по Трудовому Кодексу не могут превышать допустимого периода наложения дисциплинарного взыскания.
В соответствии со статьёй 193 ТК РФ наказание применяется на протяжении одного месяца от даты обнаружения проступка. Из периода исключаются дни отсутствия по известной руководству причине – нахождение на больничном листе, пребывание в отпусках всех видов. При наличии профсоюзной организации или иного выборного актива исключается время, предоставленное активистам на ознакомление с материалами.
Днём обнаружения считается дата, когда непосредственному руководителю стало известно о совершении проступка. Однако по истечении шестимесячного периода взыскание не накладывается за исключением открытия уголовного дела правоохранительными органами.
Как проводится служебное расследование
Оценка и возмещение по результатам служебного расследования ТК РФ прописывает в 248 статье. Если размер причинённого ущерба не превышает средней месячной заработной платы сотрудника, то взыскание денежных средств может быть произведено по решению руководства. Распоряжение работодателя делается в месячный период с момента точного установления объёма причинённого ущерба. По истечении месяца или несогласии виновного лица заплатить требуемую сумму в случае превышения месячного заработка решение о взыскании принимается исключительно судом.
На основании достигнутой договорённости наёмное лицо может добровольно возместить суммы, выявленные в процессе служебного разбирательства, ТК РФ допускает:
- в полном объёме одной суммой или по частям;
- с отсрочкой платежа на установленный срок;
- предоставлением равноценных активов;
- проведением ремонта испорченного имущества за счёт собственных средств.
При любом отклонении от нормального порядка, когда необходимо разобраться в произошедшем, выявить причины, виновников, определить последствия.
Как правило, такая проверка проводится в случаях:
- недостачи при инвентаризации;
- жалобы со стороны клиентов или персонала;
- нарушения правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора или должностной инструкции;
- нарушения локальных актов (правил техники безопасности, пожарной безопасности и т. п);
- разглашения коммерческой информации;
- нанесения материально ущерба организации или работникам;
- получения и дачи взятки;
- иных злоупотреблений.
Этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен любым работодателем по своему усмотрению.
Итак, приведем образец служебного расследования в отношении работника.
Работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Например, если речь идет о хищении, в составе комиссии наверняка окажется представитель бухгалтерии, службы безопасности и подразделения, где хищение было выявлено. Часто возглавляет комиссию либо руководитель, либо внутренний аудитор.
Однако требований к составу комиссии нет. Войти в нее могут любые лица по выбору руководителя, за исключением причастных, прямо или косвенно, к нарушению. Минимальная численность комиссии — три человека.
При этом руководитель должен издать приказ. Для этого понадобится образец приказа о проведении служебного расследования, образец представлен ниже.
При проведении проверки выясняются следующие обстоятельства:
- суть нарушения;
- размер причиненного ущерба;
- причины и условия, повлекшие проступок;
- лицо, совершившее проступок;
- степень вины;
- смягчающие и отягчающие обстоятельства;
- меры по привлечению к ответственности виновных лиц;
- профилактические мероприятия по предотвращению подобных нарушений.
Когда круг потенциально виновных лиц определен, а в некоторых случаях он может быть достаточно широк, комиссия собирает письменные объяснения. При этом объяснения могут собираться как с виновных лиц, так и с работников, которые так или иначе могут пояснить случившееся.
Объяснительная записка составляется работником на основании уведомления, которое оформляет комиссия. В уведомлении описывается происшествие, может быть приведен список вопросов, на которые должен ответить сотрудник. В том экземпляре уведомления, который остается в делах комиссии, сотрудник должен указать дату получения уведомления и расписаться.