Новый санпин для медицинских учреждений 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый санпин для медицинских учреждений 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вступившие в силу СП имеют отдельные разделы для организаций, предоставляющих различные услуги.

Для медицинских организаций отведен раздел под номером IV: «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги»

Вкратце что нового? А нового много:

  1. Нигде не прописаны требования к высоте потолка для медицинских кабинетов (исключение сделано для стоматологий).
  2. По наличию окон. Более-менее конкретно прописано, какие именно помещения могут эксплуатироваться без окон или с освещением вторым светом. Кроме тех, что были указаны в прошлом СанПиНе добавили еще целый ряд. Например: помещения лабораторий малой площадью, помещения ЗТЛ, кабинеты оптики, кабинеты и помещения восстановительного лечения организаций, для которых медицинская деятельность не является основной (например, кабинет предрейсовых осмотров на автопредприятии), помещения медицинской организации, расположенных в торгово-развлекательных комплексах и имеющие малые площади и т.д. При выполнении обязательных дополнительных условий сюда можно отнести кабинеты некоторых врачей. Одним из обязательных условий является наличие окна в помещении персонала. Таким образом, по мнению законотворцев, врач в перерывах между приемом пациентов в кабинете без окон, может проследовать в помещение персонала, чтобы насладиться видом из окна. В СП звучит это так: «…кабинеты консультативного приема врачей, при наличии ординаторской (помещения) работников с естественным освещением…»)
  3. Уменьшились площади некоторых кабинетов приема специалистов. Например: ЛОР, офтальмолог, гинеколог, уролог, педиатр, а так же перевязочная и проч. Кабинеты, где кубатуру можно снизить перечислены в соответствующем приложении, а новые допуски указаны в процентах. Т.е. чтобы выяснить реальный разрешенный сегодня объем, нужно произвести некоторые расчеты опираясь на данные документов прошлых лет.
  4. Появились и помещения площади которых теперь и вовсе не нормируются. Например: помещения персонала, помещения мед отходов, помещения для мойки наркозно-дыхательной аппаратуры, помещения для хранения наркозно- дыхательной аппаратуры и некоторые другие…
  5. Вход детей в поликлиники, которые оказывают определенные услуги детям, теперь должен быть организован через специальный бокс.
  6. Отдельный туалет для персонала зависит от мощности организации, т.е. от ее пропускной способности. Исключение составляют услуги инфекциониста или фтизиатра.
  7. Есть послабления по вопросу водоснабжения. При выполнении некоторых ограничений допускаются автономные системы водоснабжения и даже вообще отсутствие водопровода. В этом случае необходимо использовать согласованную бутилированную воду. А также, может вообще не существовать даже горячее водоснабжение, но при выполнении условий: обязателен штатный водонагреватель и т.д.

Новые санитарные правила (СанПиН) в медицине

1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты).

2. Абзацы второй — пятый пункта 75 Санитарных правил применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

3. На территориях городских и сельских поселений (далее — населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами1 должны быть обустроены2 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО)3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее — контейнерные площадки) и (или) специальные площадки4 для накопления крупногабаритных отходов (далее — специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее — заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров5) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

4. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи6 должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

5. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления7.

6. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО8.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 — для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО.

7. В случае раздельного накопления9 отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.

8. Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции10 и дератизации11 контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.

Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.

9. При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

10. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

11. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5°C и выше — не более 1 суток;

плюс 4°С и ниже — не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки12.

12. Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках не допускается.

13. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4°С и ниже, а при температуре плюс 5°C и выше — не реже 1 раза в 7 суток.

75. Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:

превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;

превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;

превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

76. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность34, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:

выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой;

отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;

максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;

информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.

77. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 — № 4 к Санитарным правилам.

78. Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о35:

возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;

каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим — превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».

Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.

79. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям36, приведенным в приложении № 2 к Санитарным правилам.

80. Хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания37.

81. Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки.

82. При вводе в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых систем водоснабжения, а также после устранения аварийных ситуаций хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой и горячей водой, должна проводиться их промывка и дезинфекция с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности питьевой и горячей воды.

83. Промывка и дезинфекция сети считается законченной при соответствии качества воды сети гигиеническим нормативам.

84. Температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°С и не выше плюс 75°С.

85. Выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории с учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды.

Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения необходимо размещать на удаленном, не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от источников загрязнения, месте.

91. Качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее — качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков:

в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее — первая категория водопользования);

для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее — вторая категория водопользования).

В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами.

92. В водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать38:

сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов;

сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения;

неочищенные сточные воды водного транспорта;

пульпу, снег;

отходы;

нефтепродукты и нефтесодержащие воды.

Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды при их удалении от животноводческих или птицеводческих комплексов должны направляться на очистные сооружения.

Земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами. Биологические пруды для доочистки стоков должны быть организованы на участках со слабофильтрующими грунтами или с использованием гидроизолирующей защиты.

93. На водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей, запрещается молевой сплав древесины, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги.

94. Запрещается мойка транспортных средств в водных объектах и на их берегах, а также проведение работ, являющихся источником загрязнения вод, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

95. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс и удаление, в соответствии с нормами радиационной безопасности, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности населения.

96. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод должны учитываться существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий.

97. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения39.

98. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны40:

проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов;

контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;

своевременно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.

99. Санитарная охрана подземных вод должна обеспечиваться лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую влияние на санитарно-эпидемиологические требования безопасности подземных вод.

100. Для орошения почвы в области питания подземных вод допускается использование сточных вод, отвечающих микробиологическим и паразитологическим показателям в соответствии с правилами установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенными в приложении № 5 к Санитарным правилам.

101. Хозяйствующим субъектом, осуществляющим закачку сточных вод в подземные водные объекты, оборудуются наблюдательные скважины, в которых должны контролироваться показатели, характеризующие химический состав закаченных сточных вод, выбранные с учетом правил установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенным в приложении № 5 к Санитарным правилам.

102. Производственный контроль за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты организуется и проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими водопользование на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект.

При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.

Изучаем новый СанПиН 3.3686-21

124. Многоквартирные жилые дома, общежития, центры временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов (далее — центры временного размещения) должны находиться за пределами промышленной площадки.

Земельные участки многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10°С, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0°С.

125. Инсоляция и солнцезащита жилых помещений и территорий жилой застройки должны соответствовать гигиеническим нормативам.

126. В помещениях общежитий и центров временного размещения, помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств.

Для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах. Уборочный инвентарь для туалета должен храниться отдельно от инвентаря для уборки других помещений.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств и просушивают.

В помещениях многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения не должно быть синантропных насекомых и грызунов. При их появлении хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, должны проводить дезинсекционные и дератизационные мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

127. Здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5; 2013, № 27, ст. 3477) (далее — Технический регламент о безопасности зданий и сооружений).

В населенных пунктах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2 этажных жилых многоквартирных домов с неканализованными туалетами в отапливаемой части здания.

С целью недопущения попадания воздуха из вытяжной части канализационных стояков, запрещается соединять вытяжную часть канализационных стояков с вентиляционными системами и дымоходами.

Соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду непитьевого качества, запрещено.

128. Параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Температура поверхности нагревательных приборов при водяной системе отопления не должна превышать 80°С.

На кухнях, в ванных комнатах, душевых, туалетах и сушильных шкафах должны быть вытяжные отверстия вентиляционных каналов. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь, душевых и санитарных узлов, помещений медицинского назначения, прачечных с жилыми комнатами.

Вентиляция объектов общественного назначения, эксплуатируемых в многоквартирных жилых домах, должна быть автономной.

Допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию нежилых помещений, выбросы которых не будут приводить к превышению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, установленных для территорий жилой застройки.

129. Качество атмосферного воздуха в воздухе жилых помещений многоквартирного жилого дома, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должно соответствовать гигиеническим нормативам.

130. Уровни физических факторов46 воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В период с 7.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ.

Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32.

Уровни искусственного и естественного освещения и инсоляции в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Естественное освещение должны иметь помещения, для которых гигиеническими нормативами установлено значение коэффициента естественного освещения.

131. При наличии мусоропровода крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками.

132. Очистка, помывка, дезинфекция ствола мусоропровода должна проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, не реже чем 1 раз в месяц.

Мусороприемная камера должна быть оборудована водопроводом, канализацией, а также самостоятельным вытяжным каналом, обеспечивающим вентиляцию камеры. Вход в мусороприемную камеру должен быть изолирован от входа в здание и другие помещения.

148. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие санитарную обработку лиц без определенного места жительства и их вещей, должны проводить производственный контроль.

149. Размещение санпропускников в жилых и общественных зданиях, а также на расстоянии менее 50 метров от территории жилых домов запрещено.

Допускается размещение санпропускников для обработки лиц без определенного места жительства при медицинских организациях при соблюдении требований, предъявляемых к медицинским организациям47.

150. Структура, планировка и оборудование помещений должны исключать возможность пересечения лиц, одежды, материалов, прошедших и не прошедших санитарную обработку, а также потоков лиц, неимеющих инфекционных заболеваний, с лицами, имеющими инфекционные заболевания или подозрения на инфекционные заболевания.

Санпропускники должны иметь две зоны, изолированные друг от друга.

151. В санпропускниках должны быть:

туалеты (раздельные для посетителей и персонала);

раздевалки;

душевая;

комната личной гигиены женщин;

кладовые чистого и грязного белья;

помещение для дезинфекции одежды и обуви;

постирочная;

хозяйственные помещения;

помещения для персонала.

152. В кладовых для хранения грязного белья должны быть оборудованы раковины, оборудование для обеззараживания воздуха.

В случае хранения грязного белья более суток должна быть предусмотрена возможность сушки этого белья.

153. Санпропускники должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.

На случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение.

154. Допустимые параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам.

155. Уровни физических факторов в санпропускниках должны соответствовать гигиеническим нормативам.

156. Соблюдение дезинфекционного, противоэпидемического режима при эксплуатации санпропускников осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Текущая уборка помещений должна проводиться ежедневно.

Генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств должна проводиться не реже одного раза в неделю.

Дератизация и дезинсекция проводятся не реже одного раза в месяц.

267. Отходы животноводческих комплексов (далее — навоз) и птицеводческих комплексов (далее — помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.

268. Транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.

269. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.

При возникновении эпизоотий хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.

270. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.

271. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.

Цель — объединение требований к деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд, с учетом специфики деятельности каждого субъекта потребительского рынка

к услугам аптечных организаций и гостиничным услугам, санитарно-эпидемиологические требования к которым до настоящего времени не были отражены в отдельных нормативно-правовых актах санитарного законодательства

— зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги;

— объемно-планировочным решениям зданий и сооружений, а также оборудованию хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание услуг, в том числе деятельности организаций социального обслуживания;

— микроклимату, водоснабжению, канализованию;

— организации профилактического и противоэпидемического режима в организациях, оказывающих услуги;

— условиям хранения при реализации продукции производственно-технического назначения, товаров для личных и бытовых нужд;

— предоставлению медицинских услуг, услуг в области спорта, организации досуга и развлечений, бытовых услуг

Новые санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Санитарные правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации.

Раздел дает разъяснения об эксплуатации зданий, помещений, оборудования и транспортных средств, которые используются при оказании услуг.

Без изменений осталось требование об обязательном осуществлении хозяйствующим субъектом в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, — п. 2.1.

Введено обязательное требование для всех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, при отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения оборудовать здания, строения, сооружения, помещения нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения — п. 2.2.

Обязательный характер имеют требования к обследованию технического состояния системы вентиляции, проводится перед вводом здания (помещения) в эксплуатацию или его реконструкцией, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет — п. 2.6.

Правилами определены требования к уборке территории, оборудования контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов — п. п. 2.8, 2.9.

Впервые на обязательной основе введено требование обеспечения во всех помещениях, где предоставляются услуги населению, параметров микроклимата, воздухообмена, установленных гигиеническими нормативами. В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов. Уровни естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам — п. п. 2.4 — 2.6.

Допускается транспортирование товаров бытовой химии, парфюмерных и косметических товаров, строительных материалов совместно с пищевой продукцией при обеспечении условий, исключающих их соприкосновение и загрязнение, а также изменение потребительских свойств пищевой продукции, — п. 3.2.

Обязательным остается требование хранения пестицидов и агрохимикатов, строительных материалов в отдельных помещениях, предназначенных для этих целей, или в выделенных зонах складов для непродовольственных товаров — п. 3.5.

СанПиН 2.1.3684-21. Новые требования к обращению с медотходами.

2021 год стал особенным для многих предприятий с точки зрения законодательного регулирования их работы. В течение нескольких последних лет основные нормативные документы, содержащие обязательные требования по части организации деятельности коммерческих и государственных предприятий, оставались неизменными. Это привело к тому, что некоторые из них морально устарели и больше не соответствовали реальной ситуации в экономике и обществе. Кроме этого, принятие новых нормативных актов, содержащих дополнительные требования к работе организаций, нередко вело к тому, что несколько правовых документов, применяемых в одной сфере, содержали дублирующиеся или избыточные требования.

Накопившись, перечисленные обстоятельства обусловили необходимость масштабного пересмотра действующей правовой базы. Он был реализован в 2019-2020 годах и получил название «регуляторной гильотины», поскольку в результате этого проекта значительная часть ранее действовавших правовых актов была отменена. Поэтому с 1 января 2021 года начало действовать большое количество новых нормативных документов, содержащих обновленные требования к работе разных организаций. Это коснулось и деятельности стоматологий.

С 2010 года для этой области действовал основной правовой акт — СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденный постановлением Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58. Как и другие нормативные документы, с 1 января 2021 года он прекратил свое действие, а вместо него начал действовать новый СанПиН для стоматологии в 2021 году — санитарно-эпидемиологические требования СП 2.1.3678-20, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44. Этот правовой акт посвящен регламентированию работы разных типов медицинских организаций. Работе стоматологических учреждений посвящен отдельный раздел 4.26, который содержит 17 пунктов.

Действующий СанПиН по стоматологии гармонизирован с другими нормативными актами, поэтому он не содержит требований, которые противоречат положениям иных законов, постановлений и приказов. Кроме этого, нужно учитывать, что его требования применяются совместно с иными правовыми актами, распространяющими свое действие на эту сферу медицинских услуг:

  • постановление Правительства от 16 апреля 2012 года N 291, определяющее правила лицензирования медицинской деятельности;
  • приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н, устанавливающий правила предоставления стоматологической помощи взрослым гражданам;
  • приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н, который устанавливает порядок оказания стоматологической помощи детям;
  • санитарные правила и нормы СанПиН 2.6.1.1192-03, утвержденный постановлением Главного государственного санврача от 18 февраля 2003 года N 8, который вводит требования к устройству и порядку эксплуатации рентген-кабинетов;
  • методическое письмо Роспотребнадзора от 21 марта 1995 года N 12/20-208, уточняющее правила организации безопасного санитарно-эпидемиологического режима в медицинских организациях стоматологического профиля.

Новый СанПиН-2021 для стоматологии с изменениями устанавливает следующие нормативы для медицинских организаций, оказывающих стоматологические услуги:

  • такие организации могут размещаться внутри отдельно стоящих зданий или многоквартирных жилых домов, если такое размещение не влечет за собой превышения установленных санитарно-гигиенических норм;
  • при размещении внутри многоквартирного дома медицинское учреждение стоматологического профиля должно иметь отдельный вход для пациентов;
  • врачебные кабинеты, где осуществляется прием взрослых и несовершеннолетних пациентов, должны быть отдельными;
  • туалеты для взрослых и несовершеннолетних пациентов должны быть отдельными;
  • высота потолков в стоматологии по СанПиНу должна составлять больше 2,4 метра;
  • площадь врачебного кабинета, оборудованного одной стоматологической установкой, должна составлять не меньше 14 квадратных метров. Размещение каждой следующей установки потребует не меньше 10 квадратных метров дополнительно;
  • если клиника осуществляет оперативные вмешательства, требования к хирургическому кабинету в стоматологии по СанПиН предусматривают необходимость организации отдельной операционной, а также комнаты для пребывания пациентов после операции.

Площадь стерилизационной в стоматологии по СанПиНу, а также требования к площади других помещений, организованных в составе медицинского учреждения стоматологического профиля, определены приложением № 1 к постановлению, утверждающему санитарные правила СП 2.1.3678-20.

СанПиН в стоматологии для медсестер и другого медицинского персонала также регламентирует требования к оборудованию, используемому при оказании стоматологических услуг. Основные из них таковы:

  • если окна расположены вдоль одной стены, имеющей окна в качестве источника естественного света, то кресла, где осуществляется прием пациентов, должны быть расположены вдоль этой стены;
  • в случае установки нескольких кресел для приема пациентов внутри одного помещения они должны быть разделены перегородками из непрозрачного материала, имеющих высоту больше 1,5 метров;
  • если стоматологическая клиника имеет 3 или менее кресла для приема пациентов, обработка наконечников в стоматологии по СанПиНу проводится прямо в кабинете, поэтому стерилизационное оборудование нужно размещать здесь же;
  • каждый кабинет, где осуществляется основная врачебная деятельности, должен быть оборудован раковиной для мытья рук персонала. В операционной раковина не размещается: ее нужно установить в предоперационной комнате;
  • некоторые отходы в стоматологии по СанПиН подлежат особому контролю. Например, если в составе стоматологической клиники или кабинета имеется собственная зуботехническая лаборатория, использующая гипс, раковина для мытья рук должна быть оборудована аппаратом для улавливания гипса, чтобы не допустить его попадания в сточные воды;
  • инженерные системы должны быть организованы с применением скрытого монтажа.

Контроль исполнения СанПиН в стоматологии предусматривает проверку всех перечисленных требований, поэтому пренебрегать ими не стоит.

Авторитетные журналы в стоматологии по СанПиНу сейчас уделяют внимание разным аспектам организации работы таких учреждений, включая профилактику экстренных состояний у пациентов. Для этого каждая такая организация должна иметь аптечки неотложной помощи в стоматологии по СанПиНу, которые позволяют быстро снять опасные симптомы и не допустить развития у пациента угрожающих жизни состояний, например, шоковых. Действующая нормативная база предусматривает обязательное наличие нескольких типов аптечных укладок, которые могут потребоваться в разных случаях. Основными из них становятся аптечки, применяемые при следующих состояниях:

  • осложнения общего типа, обусловленные произведенным стоматологическим вмешательством;
  • анафилактический шок, вызванный применением тех или иных медикаментов или других препаратов;
  • вероятность заражения пациента ВИЧ-инфекцией при осуществлении медицинских манипуляций;
  • вероятность заражения пациента инфекцией группы гепатитов;
  • другие категории синдромов, которые требуют осуществления неотложных действий по снятию симптомов, угрожающих жизни пациента, — например, такие как отек Квинке и прочие.

Сценарии течения острых состояний и наиболее типичные проблемы различаются для взрослых и несовершеннолетних пациентов. Кроме этого, для этих категорий больных зачастую нужно применять разные лекарства, поскольку сильнодействующие препараты нередко имеют возрастные ограничения, не позволяющие применять их для лечения детей младше определенного возраста.

Поэтому состав аптечных укладок и их набор для детей и взрослых определены разными правовыми актами. Для детей уже почти десять лет эти параметры устанавливаются приказом Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н. По части составления аптечных укладок для взрослых состав руководящих документов претерпел серьезные изменения. В течение длительного времени требования к аптечкам в стоматологии для взрослых устанавливались приказом Минздрава от 7 декабря 2011 года N 1496н. Но в рамках проекта регуляторной гильотины с 1 января 2021 года он прекратил свое действие. Вместо него вступил в силу приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н, который содержит актуальные требования к аптечкам в стоматологии для взрослых пациентов.

  • Новый СанПиН по дезинфекции в 2021 году
  • Актуальный СанПиН по дезинфекции
  • Когда проводят заключительную дезинфекцию по СанПиНу
  • Проверки по эпидбезопасности с 2021 года
  • Штрафы за нарушение

Соблюдение СанПина в текущее время актуально как никогда. Это ответственность перед собой, персоналом и клиентами. С 2021 года были внесены некоторые изменения касательно ряда сфер бизнеса. В статье мы подробно их рассмотрим и расскажем, какие полагаются штрафы за несоблюдение мер.

Правила для гостиничного бизнеса были на порядок ужесточены.

Теперь необходимо дезинфицировать:

  • помещения для общего пользования — не менее раза в месяц;
  • ручки от дверей, кнопки лифтовых кабин и туалетов — каждый день;
  • номера с гостями — каждый день и после выселения;
  • номера без гостей — не реже одного раза в неделю.

Также введен запрет на строительство гостиничного комплекса в жилом здании или расположение отеля на цокольном этаже.

На текущий момент основным профильным документом, устанавливающим санитарно-гигиенические требования к работе стоматологических организаций, выступает СанПиН 2.1.3.2630-10 в актуальной редакции. В связи с его принятием отменен ряд ранее действовавших правил. Например, сейчас уже недействителен отдельный СанПиН 2.1.3.2524-09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям».

С тех пор в текст новых правил неоднократно вносились изменения, нацеленные на обеспечение соответствия его требований текущей ситуации в сфере медицинского обслуживания и здоровья населения. Их введение в действие обусловлено принятием постановлений Главного государственного санврача от 4 марта 2016 года № 27 и от 10 июня 2016 года № 76. В нынешнем году текст действующих требований к санэпидрежиму не подвергался изменениям. На ближайшее время введения новых санитарно-гигиенических требований к стоматологическим организациям тоже не анонсировано. Не предполагается и возобновление действия уже отмененных документов, поэтому, например, ранее упраздненный СанПиН 2.1.3.1375-03 с изменениями на 2021 год вряд ли появится.

Раздел V СанПиН по стоматологии на 2021 год содержит особые санитарно-гигиенические требования, которые применяются к медицинским организациям стоматологического профиля. В этой части документа приводятся обязательные условия, которые обеспечивают соблюдение санитарных норм в работе клиники или другого типа медицинской организации. Они сгруппированы в следующие разделы:

  • общие положения и требования к размещению организаций, а также занимаемым ими комнатам;
  • допустимые характеристики внутренней отделки таких медицинских объектов;
  • требования к медицинской технике, инструментам и оборудованию;
  • требования к параметрам микроклимата, организации работы отопления и вентиляции;
  • нормативы по части естественного и искусственного освещения;
  • порядок оборудования и эксплуатации рентгеновских кабинетов.

Какие СанПин актуальны в 2021 году? Представлен «белый список»

Действующие санитарно-гигиенические требования, определяющие площадь стоматологического кабинета и другие аспекты его размещения, включают следующие позиции:

  • кабинеты могут находиться в отдельно стоящих зданиях или в зданиях, занимаемых другими медицинскими организациями, в том числе иного профиля. Также допускается их размещение в жилых зданиях, включая цокольный этаж, при условии наличия отдельного входа и соблюдения санитарно-эпидемиологических нормативов. Эксплуатация подвалов разрешается только с целью размещения в них хозяйственных объектов – компрессорных, кладовых, душевых и проч.;
  • занимаемые медицинские объекты необходимо оборудовать всеми инженерными системами, обеспечивающими нормальную работу медицинского учреждения, включая отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию и проч.;
  • прием детей в обязательном порядке осуществляют только в отдельных комнатах, отдельная зона ожидания приема для детей оборудуется по возможности;
  • фактическая высота потолка по нормам СЭС должна быть не менее 2,6 метра, разрешенная площадь, приходящаяся на одну основную стоматологическую установку – не меньше 14 квадратных метров, на дополнительную установку – 10 квадратных метров;
  • если в организации проводятся оперативные вмешательства, они должны выполняться в отдельной операционной. Также в составе такой организации выделяется блок для послеоперационного пребывания пациента;
  • срочные и плановые вмешательства должны осуществляться в режиме разделенных потоков пациентов. Допускается проведения плановых вмешательств в том же медицинском кабинете, где ведется прием срочных пациентов, при условии специально выделенного времени и после проведения тщательной уборки с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Дополнительные требования к размещению стоматологической медицинской организации приводятся в приложении № 2 к СанПиН 2.1.3.2630-10. В этом разделе указывается, что любое такое учреждение обязано иметь минимальный набор помещений, включающий вестибюль, кабинет врача-стоматолога, комнату для персонала, туалет и кладовую.

Название объекта

Минимальная площадь

Дополнительные сведения

Вестибюль, в котором размещаются гардероб, регистратура и холл для ожидания приема

10 кв.м

Минимальная площадь определяется по числу ожидающих пациентов: минимум на одного взрослого — 1,2 кв.м, на взрослого с ребенком — 2 кв.м

Кабинет врача

14 кв.м

Для каждой дополнительной стоматологической установки потребуется еще 10 кв.м, для каждого дополнительного кресла без стоматологической установки — 7 кв.м

Комната медицинского персонала с гардеробом

6 кв.м

На каждого работника выделяется не меньше 1,5 кв.м. Верхняя одежда размещается в шкафу-купе

Туалет

3 кв.м

Если в организации не больше 3 стоматологических кресел, туалет для пациентов и персонала разрешается объединить

Кладовая

3 кв.м

Может размещаться в шкафу-купе в коридоре или в подвале

Актуальные нормы проектирования для стоматологий сформулированы в части 4 раздела V Санитарных правил 2.1.3.2630-10. Они включают следующие требования:

  • использование отделочных материалов, соответствующих назначению объекта;
  • отделка стен материалами, устойчивыми к влажной уборке и использованию дезинфектантов. Стены операционных и хирургических кабинетов для имплантологии на всю высоту отделываются керамической плиткой или материалом со схожими свойствами. Стены зуботехнической лаборатории окрашиваются или отделываются гладкими панелями без швов;
  • отделка потолков с применением водоэмульсионной краски или гладких панелей, устойчивых к влажной уборке или применению дезинфектантов. При использовании панелей важно следить за соблюдением нормативов по высоте помещения;
  • отделка полов гладкими материалами из разрешенного списка;
  • отсутствие щелей и обеспечение гладкого соединения в углах, местах стыков стен, потолка и пола, на поверхности стен;
  • использование нейтральных цветов в отделке всех поверхностей, чтобы исключить возможность влияния выбранного цвета на восприятие цвета зубов и десен пациента, пломбировочных материалов и других объектов, используемых в ходе работы стоматолога;
  • соблюдение дополнительных санитарно-гигиенических требований к отделке стоматологических организаций, в которых применяется ртутная амальгама.

В частях 5 и 6 раздела V приводятся специальные требования к организации работы инженерных систем, включая освещение, отопление и вентиляции. Реализация этих требований должна обеспечивать соблюдение разрешенных параметров микроклимата в помещениях стоматологической организации.

Согласно СанПиН для стоматологического кабинета оборудование в таких организациях должно размещаться с соблюдением следующих санитарно-гигиенических нормативов:

  • кресла размещаются в один ряд вдоль стены, на которой находятся окна;
  • если в кабинете установлены несколько кресел, они разделяются непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров. При этом максимальное количество стоматологических установок в кабинете определяется его площадью;
  • если в комнате не больше 3 кресел, допускается установка стерилизационного оборудования прямо в помещении. В противном случае для этого следует выделить отдельную стерилизационную. Для стерилизации воздуха в помещении устанавливаются бактерицидные облучатели. При установке облучателей открытого типа их выключатели выводятся в коридор;
  • в кабинете необходимо установить раздельные или двухсекционные раковины, подходящие для мытья рук. Если в клинике имеется отдельная стерилизационная, на кабинет достаточно одной раковины. Раковина в оперблоке не размещается; она устанавливается в предоперационной. В этом помещении, в стерилизационной и в хирургическом кабинете устанавливаются локтевые или сенсорные смесители. В зуботехнической лаборатории и других помещениях, где работают с гипсом, в стоке раковины устанавливается гипсоуловитель.

Правила оказания неотложной помощи в условиях стоматологической клиники сформулированы отдельными нормативными документами: приказами Минздрава от 07.12.2011 № 1496н и от 13.11.2012 № 910н. Они регламентируют оказание такой помощи взрослым и детям соответственно. В соответствии с этими приказами, в стоматологической организации должны быть в наличии несколько видов аптечек, которые применяются в зависимости от характера неотложного состояния пациента:

  • аптечка неотложной помощи в стоматологии для общих осложнений;
  • аптечка для вывода из анафилактического шока;
  • аптечка для срочной профилактической помощи при риске заражения ВИЧ-инфекцией или гепатитом;
  • несколько видов аптечек для оказания помощи при появлении конкретных синдромов.

Обязали. Перед входом в отделение теперь обязательно устанавливать предупреждающие и запрещающие знаки.

Пультовую нужно размещать за пределами зоны магнитной индукции, которая равна 0,5 мТл. Если эта зона выходит за пределы отделения, то перед пультовой нужно установить предупреждающие знаки. В ней нельзя находиться пациентам и медработникам с кардиостимуляторами и другими типами имплантированных электронных стимуляторов. Нужно промаркировать зоны с уровнями постоянного магнитного поля, превышающими предельно допустимый уровень воздействия.

Обязательно вести бумажный или электронный журнал учета диагностических процедур. В нем надо указывать количество замен катушек в смену на каждого сотрудника и время, необходимое для замены катушки и укладки пациента в условиях повышенного уровня постоянного магнитного поля.

Еще недавно основная нормативная документация в стоматологии включала лишь несколько ключевых правовых актов. Важнейшим из них были Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58. Они содержали целый раздел под номером V, в котором приводились требования санитарии и гигиены для организаций этого профиля.

Однако с 1 января 2021 года этот нормативный документ был отменен. Вместо него в действие вступил новый СанПиН для стоматологии в 2021 – Санитарно-эпидемиологические требования СП 2.1.3678-20, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44. Как и предыдущий нормативный документ, они содержат требования к медицинским организациям разного профиля. Стоматологическим клиникам и кабинетам посвящен относительно небольшой блок, включающий пункты 4.26.1-4.26.17.

Кроме этого ключевого документа, в нормативной базе для данной области деятельности произошел еще ряд существенных изменений – например, поправки в СанПин стоматологии в рентгенологии и другие. При этом многие правовые акты по результатам пересмотра остались действующими. Полный список документов с их актуальным статусом приведен в нижеследующей таблице.

Нормативный акт Область применения Утверждающий документ Статус
СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарные требования к медучреждениям Постановление Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58 Отменен
Постановление Правительства от 16 апреля 2012 года N 291 Порядок лицензирования медицинской деятельности Действующий
Приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н Правила оказания стоматологической помощи взрослым Действующий
Приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н Правила оказания стоматологической помощи детям Действующий
СанПиН 2.6.1.1192-03 Устройство и эксплуатация рентген-кабинетов Постановление Главного государственного санврача от 18 февраля 2003 года N 8 Действующий
СП 2.1.3678-20 Санитарные требования к организациям, оказывающим услуги, выполняющим работы или продающим товары Постановление Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44 Действующий

Хирургический кабинет в стоматологии или другое медицинское учреждение стоматологического профиля должно отвечать следующим нормам:

  • разрешается размещение таких организаций в жилых домах при условии, что это не приводит к превышению допустимых нормативов по санитарно-гигиеническим критериям;
  • в этой ситуации стоматология должна иметь отдельный вход;
  • кабинеты для приема детей и взрослых должны быть отдельными. Также для детей необходимо оборудовать отдельный туалет;
  • высота потолка помещений для осуществления основной деятельности должна составлять не меньше 2,4 метра, площадь кабинета, в котором размещается одна основная стоматологическая установка, – не меньше 14 квадратных метров. На каждую дополнительную установку нужно предусмотреть не менее 10 квадратных метров;
  • для осуществления оперативных вмешательств в клинике должна быть оборудована операционная, для пребывания пациентов сразу после операции – отдельная комната.

Требования, устанавливающие площадь стерилизационной в стоматологии и минимальные нормативы по площади других помещений, приведены в приложении № 1 к постановлению, утверждающему санитарные правила СП 2.1.3678-20.

Новый СанПиН в стоматологии для медсестер устанавливает также требования к оборудованию, применяемому в стоматологических учреждениях. В этой сфере действуют следующие нормативы:

  • в случае наличия одностороннего естественного освещения, то есть окон, расположенных по одной стене, кресла для приема пациентов должны устанавливаться вдоль этой стены;
  • если в одном помещении установлены несколько кресел, они подлежат разделению непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров;
  • если в стоматологической организации имеется не больше 3 кресел, технику для стерилизации нужно устанавливать прямо в кабинете;
  • в каждом кабинете должна быть раковина для мытья рук. При наличии отдельной операционной раковина устанавливается в предоперационном помещении;
  • в зуботехнической лаборатории, работающей с гипсом, раковину нужно оборудовать устройством для улавливания этого материала из сточных вод;
  • прокладка инженерных систем должна быть скрытой.

Помимо указанных, к зуботехническим лабораториям предъявляется ряд дополнительных требований по инженерному оснащению, которые обеспечивают безопасность и эффективность их работы.

С 2021 года к работе стоматологических организаций также стали предъявляться новые требования в части организации работы рентген-кабинетов. С 1 января этого года вступил в действие приказ Минздрава от 9 июня 2020 года N 560н. В приложении № 10 к этому нормативному документу приводятся правила организации рентгенологического кабинета в стоматологических клиниках.

Исходя из состава новых требований, можно предположить, что изменения по рентгену в стоматологии существенно осложнять работу уже действующих организаций. Начнем с того, что теперь наличие собственного рентгеновского аппарата становится одним из ключевых лицензионных требований для стоматологической клиники: направлять пациентов для прохождения таких исследований в другие организации станет невозможно. При этом если в составе медицинского учреждения действует отдельный рентгент-кабинет, его нужно будет оснастить как визиографом, так и ортопантонографом: ранее было достаточно только одного инструмента.

Однако приобретение дополнительного оборудования – не единственная сложность, которая ожидает российские стоматологические организации. Дело в том, что в соответствии с СанПиН 2.6.1.1192-03, который продолжает действовать, установка каждого дополнительного прибора в рентген-кабинете требует увеличения его площади как минимум на 4 квадратных метра. При этом минимальная площадь, необходимая для основной установки, составляет 8 квадратных метров. В результате наименьшая разрешенная площадь рентген-кабинета в соответствии с новыми требованиями должна составлять 12 квадратных метров.

Еще одна сложность заключается в описании полученных снимков. Выполнять эту работу может только врач-рентгенолог: делать это стоматологу самостоятельно запрещается. Да, действующее законодательство допускает прием на работу рентгенологов в удаленном формате; при этом оно регламентирует, что описание снимков должно быть предоставлено в основную стоматологическую организацию в течение 24 часов. Но ведь в ходе сложного лечения таких снимков может потребоваться и два, и три, и даже больше? Верно, в каждом из этих случаев придется ждать до 24 часов, а значит, лечение явно затянется.

Современные журналы в стоматологии регулярно публикуют информацию об обновлениях действующего законодательства в этой быстро меняющейся сфере. Они коснулись также состава аптечки неотложной помощи в стоматологии. Актуальная нормативная база предусматривает организацию и хранение аптечек для купирования следующих типов неотложных состояний у пациентов:

  • общие осложнения;
  • анафилактический шок, вызванный действиями по лечению зубов;
  • риск заражения ВИЧ-инфекцией либо инфекциями из группы гепатитов;
  • конкретные синдромы, требующие принятия неотложных мер по выводу из соответствующего состояния.

Укладки для реализации необходимых мер дифференцированы для детей и взрослых. Их состав регламентирован профильными нормативными документами. Для детей это приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н. А вот для взрослых до недавних пор их состав регламентировался приказом Минздрава от 7 декабря 2011 года N 1496н. Однако с 1 января 2021 года, как и многие другие правовые акты, он прекратил свое действие. Взамен этого приказа был принят новый – приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н. Теперь стоматологическим отделениям для взрослых потребуется пересмотреть состав аптечек согласно новым требованиям, чтобы выполнить нормы обновленного законодательства.

Новый СанПиН в стоматологии в 2021 году

В Российской Федерации для всех медицинских учреждений действуют общие санитарные правила и нормы организации их деятельности. Но в зависимости от конкретного профиля работы медучреждения для него применяются дополнительные нормативы, обеспечивающие безопасность пациентов. Требования к стоматологической клинике сформулированы в федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, посвященном вопросам охраны здоровья граждан и медицинского обслуживания, и в СанПин 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

На текущий момент основным профильным документом, устанавливающим санитарно-гигиенические требования к работе стоматологических организаций, выступает СанПиН 2.1.3.2630-10 в актуальной редакции. В связи с его принятием отменен ряд ранее действовавших правил. Например, сейчас уже недействителен отдельный СанПиН 2.1.3.2524-09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям».

С тех пор в текст новых правил неоднократно вносились изменения, нацеленные на обеспечение соответствия его требований текущей ситуации в сфере медицинского обслуживания и здоровья населения. Их введение в действие обусловлено принятием постановлений Главного государственного санврача от 4 марта 2021 года № 27 и от 10 июня 2016 года № 76. В нынешнем году текст действующих требований к санэпидрежиму не подвергался изменениям. На ближайшее время введения новых санитарно-гигиенических требований к стоматологическим организациям тоже не анонсировано. Не предполагается и возобновление действия уже отмененных документов, поэтому, например, ранее упраздненный СанПиН 2.1.3.1375-03 с изменениями на 2021 год вряд ли появится.

СанПиН 2.4.3.1186-03, статус на 2021 год Действующий
СанПиН 2.6.1.1192-03, статус на 2021 год Действующий
СанПиН 2.4.1.2660-10, статус на 2021 год Недействующий
СанПиН 2.1.3.2630-10, статус на 2021 год Действующий
СанПиН 2.1.3.2524-09, статус на 2021 год Недействующий
СанПиН 2.1.3.1375-03, статус на 2021 год Недействующий

Основной нормативный документ для всех медицинских организаций. В нем прописываются требования к их устройству, используемому оборудованию, порядку функционирования и проч. Эти нормативы дифференцированы в зависимости от профиля деятельности медицинского учреждения.

Документ содержит нормативы в части организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования с точки зрения обеспечения санитарно-эпидемологической безопасности. В нем зафиксированы требования к помещениям, мебели, используемому учебному оборудованию и размещению учащихся.

СанПиН 2021 для медучреждений, отелей, бытовых и соцуслуг, ТРЦ

Актуальные нормы проектирования для стоматологий сформулированы в части 4 раздела V Санитарных правил 2.1.3.2630-10. Они включают следующие требования:

  • использование отделочных материалов, соответствующих назначению объекта;
  • отделка стен материалами, устойчивыми к влажной уборке и использованию дезинфектантов. Стены операционных и хирургических кабинетов для имплантологии на всю высоту отделываются керамической плиткой или материалом со схожими свойствами. Стены зуботехнической лаборатории окрашиваются или отделываются гладкими панелями без швов;
  • отделка потолков с применением водоэмульсионной краски или гладких панелей, устойчивых к влажной уборке или применению дезинфектантов. При использовании панелей важно следить за соблюдением нормативов по высоте помещения;
  • отделка полов гладкими материалами из разрешенного списка;
  • отсутствие щелей и обеспечение гладкого соединения в углах, местах стыков стен, потолка и пола, на поверхности стен;
  • использование нейтральных цветов в отделке всех поверхностей, чтобы исключить возможность влияния выбранного цвета на восприятие цвета зубов и десен пациента, пломбировочных материалов и других объектов, используемых в ходе работы стоматолога;
  • соблюдение дополнительных санитарно-гигиенических требований к отделке стоматологических организаций, в которых применяется ртутная амальгама.

В частях 5 и 6 раздела V приводятся специальные требования к организации работы инженерных систем, включая освещение, отопление и вентиляции. Реализация этих требований должна обеспечивать соблюдение разрешенных параметров микроклимата в помещениях стоматологической организации.

Согласно СанПиН для стоматологического кабинета оборудование в таких организациях должно размещаться с соблюдением следующих санитарно-гигиенических нормативов:

  • кресла размещаются в один ряд вдоль стены, на которой находятся окна;
  • если в кабинете установлены несколько кресел, они разделяются непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров. При этом максимальное количество стоматологических установок в кабинете определяется его площадью;
  • если в комнате не больше 3 кресел, допускается установка стерилизационного оборудования прямо в помещении. В противном случае для этого следует выделить отдельную стерилизационную. Для стерилизации воздуха в помещении устанавливаются бактерицидные облучатели. При установке облучателей открытого типа их выключатели выводятся в коридор;
  • в кабинете необходимо установить раздельные или двухсекционные раковины, подходящие для мытья рук. Если в клинике имеется отдельная стерилизационная, на кабинет достаточно одной раковины. Раковина в оперблоке не размещается; она устанавливается в предоперационной. В этом помещении, в стерилизационной и в хирургическом кабинете устанавливаются локтевые или сенсорные смесители. В зуботехнической лаборатории и других помещениях, где работают с гипсом, в стоке раковины устанавливается гипсоуловитель.

«Адвокат не вправе давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения» — ч. 2 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *