Подписание дополнительного соглашения по 44 ФЗ сроки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подписание дополнительного соглашения по 44 ФЗ сроки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Документ, который называется дополнительным соглашением, позволяет вносить поправки в договоры, в том числе в государственные контракты, заключенные в ходе закупок. С его помощью вводят новые условия текущей сделки, если в этом есть необходимость. Дополнительное соглашение (далее ДС) набирает силу с момента подписания.

Таким образом, начинают действовать изменения, внесенные сторонами в принятые ранее обязательства. При этом не следует путать госконтракт с присовокупленной документацией, необходимой для выполнения предусмотренных работ (например, техническим заданием и т. п.).

Дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ

Поговорим о том, какие изменения не предусматривает форма, разработанная для ДС. Нельзя исправить следующие нюансы сделки:

  • Страну происхождения продукта, если наложен юридический запрет по правилам использования национального режима (ст. 14, часть 6 ФЗ № 44).
  • Название поставщика, за исключением уступки права требования третьему лицу о выполнении финансового обязательства к заказчикам (Обзор судебной практики Президиума ВС РФ от 28.06.2017, пункт 17).
  • Предмет контракта.
  • Прочие условия при нарушении ст. 95 Закона о государственных закупках.

Несмотря на то что закон запрещает изменять объекты договоров, некоторые госконтракты все же корректируют и в этой части. Основанием для таких исключений являются решения исполнительных органов власти (Правительства, региональных администраций или ОМСУ). Это применимо к государственным контрактам на удовлетворение нужд:

  • федерации (при общей стоимости договора более 10 млрд руб. и сроком от 3 лет, для клинических испытаний медикаментов – от 40 млн руб.);
  • регионов (на период от 3 лет при стоимости от 1 млрд руб.);
  • муниципалитетов (длительность – более 1 года, цена – от 500 млн руб.).

Все эти моменты установлены в ФЗ № 44 от 05.04.2013 (ст. 95, часть 1, пп. 2–4), Гражданском кодексе РФ (ст. 432, п. 1, абз. 2), Постановлении № 1186 от 19.12.2013 (п. 1).

Лишь правильно оформленное дополнительное соглашение может считаться правомочным. При составлении документа соблюдайте следующие требования:

  1. В начальной части укажите реквизиты исходного госконтракта, к которому вы прилагаете ДС.
  2. Преамбулу возьмите из первоисточника, но замените слова «настоящий договор» фразой «настоящее дополнительное соглашение».
  3. Готовый документ подписывают обе стороны сделки, после чего ставят печать своей организации.
  4. Далее проставьте полные реквизиты юридических лиц, заключивших контракт.
  5. Подробно опишите все вносимые поправки с уточнением того, что остальной текст договора не менялся.
  6. Дополнительное соглашение по контракту по 44-ФЗ готовят на бумаге в 2 экземплярах.

Единственный способ откорректировать действующий госконтракт – заключить дополнительное соглашение к нему. Если новый документ оформлен так, как подобает, он будет легитимным и принесет пользу участникам сделки.

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

Можно ли менять существенные условия контракта по 44‑ФЗ?

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописан закрытый список оснований для изменения обязательных условий госконтракта. Собрали в таблицу эти условия и основания для подготовки дополнительных соглашений.

Условия Правила по изменению

Цена

Срок исполнения

Количество товаров

Объем работ (услуг)

Увеличить или уменьшить количество в пределах 10%.

Изменились цены (тарифы) на товары, работы, услуги, которые регулируются законодательством.

Уменьшились ранее доведенные до госзаказчика, как получателя, бюджетные средства лимитов бюджетных обязательств в рамках п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса.

Увеличивайте или уменьшайте цену по медицинским показаниям в госконтрактах с иностранной организацией на лечение гражданина России за рубежом. Главное, чтобы такая возможность была прописана в госконтракте.

Поставщика или заказчика

Замените поставщика на его правопреемника, если прошла реорганизация (преобразование, слияние или присоединение). Меняйте и заказчика, если права перешли к другому госзаказчику.

Это указано в ч. 5, 6 ст. 95 44-ФЗ и Письме Минфина № 24-03-08/71520 от 31.10.2017.

Образец дополнительного соглашения не изменяет:

  1. Страну происхождения товара, если запрет прописан в нормативных актах в рамках национального режима по ч. 6 ст. 14 44-ФЗ.
  2. Поставщика, кроме уступки третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства (п. 17 обзора судебной практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
  3. Предмет.
  4. Другие условия, если не соблюдаются условия по ст. 95 44-ФЗ.

Изменять предмет госконтракта по общему правилу нельзя, но некоторые контракты меняют, если есть решение Правительства, региональных властей или местной администрации. Например, это относится к госконтрактам:

  • для федеральных нужд на срок от трех лет и ценой от 10 млрд руб., а по сделкам на клинические исследования лекарств — от 40 млн руб.;
  • для региональных нужд на срок от трех лет и ценой от 1 млрд руб.;
  • для нужд муниципального образования со сроком исполнения от года и ценой от 500 млн руб.

Это установлено в п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК, п. 1 Постановления № 1186.

Вот пошаговая инструкция, как подготовить образец дополнительного соглашения самостоятельно:

Шаг 1. Возьмите из госконтракта наименования и реквизиты сторон.

Шаг 2. Пропишите основания для изменений, сами изменения и то, что остальные положения госконтракта остаются без изменений.

Шаг 3. Составьте образец в двух экземплярах.

Шаг 4. Подпишите дополнительное соглашение у уполномоченных лиц заказчика и поставщика.

Сведения о дополнительном соглашении направьте в реестр контрактов в ЕИС. Сделайте это в течение пяти рабочих дней с даты подписания допсоглашения.

В ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП прописана ответственность за неправильную работу с дополнительным соглашением. Если изменили дополнительным соглашением условия госконтракта, когда по закону этого делать нельзя, должностное лицо оштрафуют на 20 000 рублей, а юрлицо — на 200 000 рублей.

Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки, то грозит штраф в двукратном размере дополнительных израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту.

Часть условий контракта вносятся в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в документации закупки можно найти следующие условия:

  • о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта — например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
  • об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
  • касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
  • о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения.
  • об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Иногда заказчик предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. Этот пункт также содержится в условиях.

Как подписать дополнительное соглашение к госконтракту

За нарушение сроков исполнения контракта обычно устанавливается ответственность в виде пени. Они начисляются в первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. То есть если заказчик уплатил в установленный срок часть суммы, то коэффициент применяется только к неоплаченной части.

За любые другие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, стороны контракта наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик исполнил обязательства ненадлежащим образом, сумма его штрафа рассчитывается по следующим нормам:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Условия и порядок оплаты обязательно должны быть включены в контракт. В документе должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчётов.

Согласно ГК РФ, существуют четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Также должен быть закреплён срок оплаты. Он не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Выбирайте только проверенных заказчиков с помощью сервиса «Астрал.Поставщик». Сервис поможет найти подходящие закупки и предоставит подробную информацию о заказчике.

В контракте прописываются условия приёмки результатов исполнения контракта. Необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приёмке, сроки их формирования и подписания. Также должны быть закреплены критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

При составлении условий о приёмке результатов контракта рекомендуется учитывать нормы 184-ФЗ, ГОСТы, СНиПы и другие документы, по которым можно определить качество объекта закупки.

Заказчик может включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта. Она должна быть закреплена в проекте и документации контракта. Для расторжения контракта в одностороннем порядке нужны существенные причины, то есть, одна из сторон контракта не может получить то, на что рассчитывала при его подписании. Например, если подрядчик обязуется выполнить работу в установленный срок, то превышение срока является существенным нарушением условий контракта. Если условия нарушены по вине поставщика, он попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

Изменение цены контракта по 44-ФЗ в 2021 году

К тексту контракта могут прилагаться дополнительные документы, которые содержат более подробную информацию о желаемых результатах контракта: спецификации, акты, инструкции, техзадания, лицензии, специальные перечни, документы, подтверждающие характеристики объектов и пр. Эти документы считаются неотъемлемой частью контракта, и этот нюанс должен быть указан в тексте контракта.

За нарушение порядка пересмотра стоимости ответственность несет только госзаказчик. Если он подпишет дополнительное соглашение с поставщиком об изменении цены договора по условиям, которых нет в 44-ФЗ, то получит штраф:

  • 20 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 200 тыс. рублей — на юрлицо.

По гособоронзаказу штраф составляет:

  • 50 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 500 тыс. рублей — на юрлицо.

Если изменения повлекли дополнительное расходование бюджетных денег или уменьшение поставляемых товаров, работ, услуг, то штраф накладывают в двукратном размере от дополнительно израсходованной суммы или цен на ТРУ.

Указанные выше случаи имеют и другие очень важные отличия между собой. Чтобы сократить написание долгого про них текста приведем их в виде следующей таблицы (см. внимательно):

Основание пп.“б” п.1 ч.1 ст.95 пп.“в” п.1 ч.1 ст.95 п.10 ч.1 ст.95 ч.18 ст.34
Оформляется ли изменение дополнительным соглашением к контракту? да да да нет
Что должно выступать предметом контракта? любой предмет, кроме строительства, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, сноса ОКС (например, при текущем ремонте применяется) только строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, снос ОКС (например, при текущем ремонте не применяется) любые товары, работы, услуги только поставка товара (при закупках работ, услуг — не применяется!)
Пределы изменения объема (количества) 10% от первоначально установленного (в момент заключения контракта) объема, в том числе в пределах 10% от объема, предусмотренного по каждой позиции спецификации (при ее наличии) ограничены только 10% от цены контракта, сам изменяемый объем работ — не ограничен без ограничений без ограничений, но не более НМЦк при сохранении единичных цен, полученных по результатам закупки
Можно ли частично изменить количество (объем) (например, только по одной позиции спецификации, а не весь предусмотренный контрактом объем)? да да да да
Направление изменения объема (количества) Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Только в сторону увеличения
По результатам каких закупок должен быть заключен контракт, чтобы можно было изменить количество (объем) продукции? конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) только прямо предусмотренные основания у единственного поставщика (например, не применяется при заключении контракта (договора) до 300 т.р. по п. 4 ч. 1 ст. 95) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации).
Применяется ли к закупкам с “неопределенным объемом”? нет нет нет нет
Условие о праве изменить количество(объем) должно быть предусмотрено: в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте в документации о закупке

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

📍Что конкретно теперь можно изменить в контракте по 44-ФЗ

Для заказчиков и поставщиков сделано послабление в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. В теории звучит очень хорошо, но если разобраться поглубже, то в принципе никаких заметных изменений не произошло. Никаких официальных разъяснений уполномоченные органы не предоставляют, но некоторые регионы разрабатывают методические рекомендации по применению данной части статьи 112.

В соответствии с частью 65 статьи 112 44-ФЗ заказчик имеет право изменить:

● срок исполнения контракта;
● цену контракта;
● цену единицы товара, работы и услуги;
● размер аванса.

Обязательное условие изменения – все эти изменения можно внести только в случае, если причиной для этого послужили последствия распространения новой коронавирусной инфекции, либо в случаях, установленных Правительством — возникновение независящих от сторон контракта обязательств, которые влекут невозможность исполнения контракта.

📍Каким образом можно внести изменения в соответствии с частью 65 статьи 112

Поставщик пишет заказчику письмо о том, что не может выполнить условия контракта в установленный таким контрактом срок и указывает причину, по которой такое исполнение является невозможным. Заказчик получает такое письмо, знакомится с ним, и принимает решение о том, являются ли причины, перечисленные поставщиком, достаточно вескими для внесения изменений в контракт в соответствии с частью 65 статьи 112. Если нет, то заказчик отказывает поставщику в заключении дополнительного соглашения и применяет к нему штрафные санкции в соответствии с порядком, установленным в контракте.

Если же заказчик согласен с тем, что неисполнение контракта произошло вследствие обстоятельств, указанных в части 65 статьи 112, то заказчик начинает готовить документы для уполномоченного органа.

Для изменения условий контракта заказчик должен убедить свой исполнительный орган власти в том, что поставщик не виноват, и со сторону законодательства не существует помех для заключения такого дополнительного соглашения. Заказчик федерального уровня обращается в Правительство, регионального уровня – в правительство региона, муниципальный заказчик – в местную администрацию. Помимо письма от поставщика заказчик со своей стороны составляет невозможность обоснования исполнения контракта. Такое обоснование составляется в произвольной форме. Обоснование должно включать причинно-следственную связь между невозможностью исполнить контракт на изначальных условиях и распространением новой коронавирусной инфекции.

Все изменения оформляются путем заключения стандартного дополнительного соглашения. В нем указываются дата, номер, номер контракта, ИКЗ, преамбула, собственно изменения, которые будут внесены в контракт и фраза о том, что остальные условия контракта остаются неизменными. В конце необходимо указать реквизиты организации и подписи сторон.

📍Что указывать в дополнительном соглашении к контракту

Что касается контрактов, по которым необходимо увеличение размера аванса, то, исходя из самой формулировки, это возможно сделать только для тех контрактов, для которых уже была предусмотрена выплата аванса. Для увеличения размера аванса заказчику нет необходимости получать разрешение от исполнительного органа. В случае, если размер аванса будет превышать размер обеспечения контракта, то поставщику нужно будет предоставить новое обеспечение. При этом у него остается право заменить вид обеспечения или уменьшить его размер.

В случае, когда меняется срок исполнения контракта, заказчику также необходимо отразить в дополнительном соглашении новый срок возврата обеспечения исполнения контракта.

В случае, если изменилась цена контракта, поставщику также будет необходимо увеличить сумму обеспечения контракта пропорционально новой цене контракта.

Источник: ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ

Возврат к списку

Инструкция по оформлению дополнительного соглашения к госконтракту

\n\n

Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

\n\n\n\n

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

\n\n

    \n\t
  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • \n\t

  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • \n\t

  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • \n\t

  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.
  • \n

\n\n\r\n\r\n

ВАЖНО

\r\n\r\n\r\n

\n

Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.

\n\r\n\r\n\r\n\n\n

\n\n

Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара.

\n\n

Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

\n\n

\n\n

Согласно подпункту 8 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, стоимость контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт можно увеличить на сумму до 30 % при соблюдении следующих условий:

\n\n

    \n\t
  • срок исполнения договора — больше 1 года;
  • \n\t

  • цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ;
  • \n\t

  • договор нельзя исполнить из-за независимых от сторон обстоятельств;
  • \n\t

  • получено письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или местной администрации соответственно;
  • \n\t

  • срок исполнения не изменился.
  • \n

\n\n

Можно ли изменять существенные условия госконтракта

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.

ВАЖНО

Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.

Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара.

Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

В пункте 18 статьи 34 сказано о праве заказчика увеличить объем поставки объекта закупки по согласованию с поставщиком при заключении контракта. Сейчас это разрешено при проведении аукционов и конкурсов, а с июля текущего года станет возможно и в запросе предложений. Объем поставки может быть увеличен таким образом, чтобы цена контракта не превышала НМЦК. При этом стоимость единицы товара не должна быть больше той, которая указана в заявке участника либо рассчитана исходя из указанного им количества объекта закупки и его стоимости.

Изменить объем поставки можно и на этапе исполнения контракта. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 95 закона. Корректировка возможна и в сторону уменьшения, и в сторону увеличения объема поставки, но не более чем на 10%. Действуют те же условия:

  • изменение объема поставки должно быть согласовано с поставщиком;
  • условие о возможности такого изменения должно присутствовать в контракте.

Если увеличивается или уменьшается объем поставки по госконтракту в пределах 10%, то в таких же пропорциях изменяется и его цена.

При наступлении описанных выше обстоятельств сроки поставки по контракту изменяться не будут. То есть в установленный контрактом срок исполнитель должен поставить весь объем товара, включая дополнительную часть, о которой он договорился с заказчиком.

То же самое касается и сроков оплаты — несмотря на увеличение объема закупки и ее стоимости, оплата должна быть произведена в оговоренные сроки. Максимальный предел установлен в части 13.1 статьи 34 закона 44-ФЗ. В общем случае оплата должна быть произведена не позднее 30 дней, а если исполнитель является СМП или СОНО — не позднее 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке.

Нужно понимать, что любое изменение сроков оплаты возможно только в сторону их уменьшения. То есть закон не запрещает заказчику произвести оплату раньше установленных выше сроков.

Также отметим, что Минфин в своем письме от 26 октября 2017 года № 24-03-08/70438 указал следующее: в документации закупки и в контракте не может содержаться условий о какой-либо отсрочке или рассрочке для заказчика. Кроме того, запрещено заключать дополнительные соглашения к контракту, в которых вводится увеличенный срок оплаты.

Вывод: сроки оплаты по госконтракту не могут быть изменены ни при каких обстоятельствах. Недопустимо это и в том случае, если в соответствии с положениями статей 34 и 95 закона увеличивается объем поставки по госконтракту и его стоимость.

Если срок исполнения контракта нужно увеличить?

В соответствии с государственным контрактом, заключенным по итогам конкурса от 28.06.2017 в соответствии с ФЗ №44, подрядчик выполняет работы по реконструкции объекта. Срок работ: с даты заключения контракта по 30.11.2019. Работы на дату 15.06.2021 не выполнены по независящим от сторон причинам. Срок обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии истек 30.01.2020. В связи с необходимостью стороны планируют в порядке, предусмотренном пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона №44-ФЗ, заключить дополнительное соглашение о продлении срока окончания работ по Контракту по 31.10.2021. Вопросы:

  1. Имеют ли право стороны государственного контракта заключить дополнительное соглашение об изменении срока окончания работ, который истек 30.11.2019?
  2. Когда подрядчик долженпредоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии: до подписания дополнительного соглашения или после?
  1. Полагаем, что стороны вправе продлить срок исполнения контракта, поскольку п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность однократного продления срока контакта в случае, если он не исполнен в установленный срок по вине подрядчика. Следовательно, в законе указан случай продления срока контракта после того, как первоначальный срок истек.
  2. Подрядчику нужно предоставить обеспечение исполнения контракта до подписания дополнительного соглашения, поскольку в данном случае применимы общие правила Закона N 44-ФЗ о предоставлении обеспечения исполнения контракта.
  • ФАС
  • Арбитраж
  • Недвижимость
  • Юридические услуги

Не стоит недооценивать важность дополнительного соглашения: по 44-ФЗ его посредством вносятся правки и дополнения в действующий контракт. Данный документ равен государственному контракту, и согласно 44-ФЗ он подписывается сторонами при необходимости.

Дополнительное соглашение (ДС) — это документ, в который вносятся корректировки в заключенный по результатам осуществления закупки контракт, и является его неотъемлемой частью. Соглашение приобретает юридическую силу и начинает работать после подписания основного документа. ДС не следует путать с другими дополнительными документами для исполнения обязательств по договору (например, техническое задание и др.).

Право внесения корректировок указано не только в 44-ФЗ, но и в ГК РФ (ст.451). Согласно п.1 ст.451 ГК, изменение и расторжение ранее подписанных договоров возможно при существенных изменениях обстоятельств, действовавших в момент подписания договоров, а альтернативный порядок действий договором не был предусмотрен, и это невозможно было предусмотреть во время подписания контракта.

Также с помощью допсоглашения можно отменить госконтракт. Делается это по взаимному согласию, а не вследствие невыполнения своих обязательств сторонами.

Случаи заключения допсоглашения регламентируются 44-ФЗ:

  1. Внесение поправок в текущий госконтракт.
  2. Корректировка дополнений в основном контракте или исключение из него некоторых пунктов.
  3. Перед составлением дополнительного соглашения необходимо помнить, что необоснованное изменение существенных позиций госконтракта грозит штрафом для должностных лиц — 20 тыс. р., а для юридических – до 200 тыс. р. Административная ответственность установлена ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

Несмотря на то, что 44-ФЗ не дает перечня существенных условий, но по ГК РФ к ним относятся предмет договора, объем или количество товара, сроки поставки и цена.

В ст.95 44-ФЗ предусмотрены обстоятельства, позволяющие вносить изменения в существенные условия:

1. Такая возможность указывается заранее в контракте или закупочной документации, в случае сотрудничества с единственным поставщиком – в контракте:

— уменьшение НМЦК без изменения предусмотренных в договоре количества и качества предмета закупки;

— увеличение (кроме работ по строительству, реконструкции, сносу, капремонту, работ по сохранению культурного наследия) или уменьшение количества товара или объема услуг не более чем на 10%;

— внесение изменений в пределах 10% условий договоров по строительству, реконструкции, сносу, капремонту, работам по сохранению культурного наследия. Данный пункт приобрел законную силу 01.05.2019 г. (71-ФЗ).

2. Исполнение контракта невозможно без внесения поправок, и он заключен в рамках:

— федеральных нужд (срок действия – не менее 3-х лет, НМЦК не менее 10 млрд.; руб., а для договора по клиническим исследованиям – не менее 40 млн. руб.);

— нужд субъектов РФ (не менее 3-х лет, НМЦК не менее 1 млрд. руб.);

— муниципальных нужд (не менее 1 года, НМЦК не менее 500 млн. руб.).

Решение о корректировках принимают Правительство РФ, органы исполнительной власти и местные администрации соответственно.

3. Изменение тарифов на продукцию/услуги в соответствии с законодательством.

4. Уменьшение бюджетных обязательств для заказчика на основании п.6 ст.161 Бюджетного кодекса.

5. Изменение позиций контракта, заключенного с иностранной компанией, связанных с лечением российского гражданина (в этом случае можно вносить изменения в стоимость, как в большую, так и меньшую сторону).

6. Корректировка условий договора по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, работ по сохранению культурного наследия, если без данных изменений невозможно исполнение контракта. В этом случае составляется письменное обоснование согласно решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа, местной администрации при закупке в рамках федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно, и при условии, что такое изменение не увеличит срок работ или НМЦК больше чем на 30%.

7. Исправление условий договора по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, работ по сохранению культурного наследия в случае невозможности выполнения обязательств в указанный срок, допустимо однократное изменение срока выполнения работ. В этом случае осуществляется новый порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

8. Изменение в документе, подписанном с единственным поставщиком согласно п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Законодательством не разработан строгий образец ДС, поэтому руководствоваться следует актуальными примерами, опубликованными в открытом доступе в сети интернет.

Дополнительное соглашение подписывается по тем же правилам, что и действующий контракт. В документ вносятся следующие позиции:

  1. Дата и номер документа.
  2. Место подписания.
  3. Реквизиты госконтракта, который дополняет соглашение.
  4. Указание сторон (преамбула копируется из контракта – только формулировку «заключили настоящий договор» необходимо поменять на «заключили настоящее дополнительное соглашение»).
  1. ДС к государственному контракту составляется в случае необходимости внесения корректировок в действующий договор, либо для аннулирования некоторых его позиций.
  2. ДС является неотъемлемой частью контракта и отдельно от него не имеет юридической силы.
  3. ДС составляется в письменном виде, без этого условия стороны не могут изменить основной документ.

Быстро, просто, большой выбор банков

☎ Связаться с нами!

Общие рекомендации для поставщиков:

  1. В любой ситуации вступайте в диалог с заказчиком. Пишите письма, запросы. Обязательно отвечайте на все обращения заказчика.
  2. Всегда старайтесь подтверждать свои слова документально (контрагент перестал работать из-за карантина, транспортная компания приостановила работу – получите соответствующие письменные подтверждения).
  3. Не отказывайтесь от подписания контрактов, не приостанавливать исполнение контрактов (делайте то, что возможно в данной ситуации).
  4. Если заказчик не допускает Вас на свою территорию и исполнить обязательства невозможно – документируйте обстоятельства, пишите письма о готовности привезти товар, уведомляйте о приемке товара на хранение и т.п.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ: комментарии и разъяснения

Существенными условиями называются положения, обязательные для контракта и прямо указанные в законодательстве.

Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса контракт нельзя заключить без взаимного соглашения сторон по поводу предмета обязательств и условий, которые определены законодательством или иными правовыми актами как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, по которым должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон.

В тексте контракта обязательно должны быть прописаны следующие условия (ч.13 ст.34 44-ФЗ):

  • способы определения объема товаров, работ или услуг (ТРУ) на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным количеством;
  • сумма договора;
  • итоговая стоимость по каждому этапу;
  • ответственность заказчика и исполнителя;
  • порядок и сроки оплаты ТРУ;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки;
  • уменьшение суммы оплаты на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой обязательств, если их в бюджеты бюджетной системы должен внести заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта (ОИК) и сроки его возврата, которое внесено деньгами;
  • порядок и срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств (если такое требование установлено);
  • предоставление нового ОИК, если у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве ОИК, отозвана лицензия;
  • источник финансирования.

В 2020 г. заказчики, которым поступают денежные средства из федерального бюджета, в случаях, указанных в 459-ФЗ от 29.11.2018 г., обязательно вносят в контракт пункт о казначейском сопровождении целевых денег, а в некоторых случаях и о казначейском обеспечении обязательств.

Ставка НДС увеличилась с 18% до 20% с 01.01.2019 г. В связи с этим в 44-ФЗ появилось еще одно основание для изменения существенных условий. Корректировка условий проекта контракта по 44-ФЗ из-за изменения ставки НДС происходит на основании ч.54 ст.112 44-ФЗ.

До 01.10.2019 г. по взаимному согласию сумма договора в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:

  • контракт был подписан до 01.01.2019 г.;
  • положениями договора (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2019 г. ставка НДС;
  • приемка и оплата ТРУ осуществляется после 01.01.2019 г.

Важный момент! Ко всем договорам, заключенным до увеличения НДС, с 01.01.2019 г. применяется новая ставка. Общая сумма при этом не меняется, а налог увеличивается за счет поставщика (Письмо Минфина РФ № 24-03-07/61247 от 28.08.2018 г.). Это требование не распространяется на договора, которые регулируются Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.

44-ФЗ разрешает поставку другого товара по соглашению заказчика и исполнителя, если качество и характеристики данного товара лучше, чем у предмета договора (ч.7 ст. 95 44-ФЗ) указано, что по согласованию сторон можно поставить другой товар.

Изменение суммы договора или цены единицы ТРУ в данном случае не допускается.

Сторонам не разрешается использовать это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет должен быть определен НПА, принятыми в рамках ч.3 и 4 ст.14 44-ФЗ, о национальном режиме.

Не разрешается менять условия контракта по п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, если он заключен в рамках проведения запроса котировок (Письма Минфина РФ от 01.12.2017 г. № 24-03-07/79960, от 09.11.2017 г. № 24-03-07/73936).

В процессе исполнения обязательств нельзя изменять источник финансирования, так как это является существенным критерием (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015 г.).

Также нельзя корректировать следующие положения:

  1. Поставщика (ч.5 ст.95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юрлица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом возможна замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новому заказчику (ч.6 ст.95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, исполнения обязательств, если иное не прописано в договоре.
  3. Корректировка суммы договора более чем на 10 %.

Изменение цены контракта по 44‑ФЗ в 2021 году

Законодательство разрешает корректировать несущественные условия по взаимной договоренности сторон еще на этапе исполнения. Схема действий такая же, как была описана выше, повторяются этапы уведомления и анализа предложений по внесению изменений, а третьим шагом является подготовка допсоглашения с указанием всех нужных критериев.

От заказчика потребуется потом отразить все внесенные изменения в ЕИС, разместив акт корректировки.

Образец дополнительного соглашения:

По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19). В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются о сроках выполнения договорных обязательств.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?

Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.

Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.

Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.

У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:

  • расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
  • принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).

Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.«д» п.1 Постановления № 443).

Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.

К примеру, техническое задание на выполнение тех или иных работ.

Итак, разберемся подробнее, в каких случаях Закон № 44-ФЗ «разрешает» изменять либо дополнять уже подписанные сторонами обязательства с помощью дополнительного соглашения.

Преобразование существенных условий возможно при следующих обстоятельствах:

  • если в самом контракте указана таковая возможность;
  • если подписанное ранее обязательство было заключено с единственным поставщиком, то, во-первых, при уменьшении цены договора без каких-либо преобразований количества поставляемого товара, во-вторых, по предложению заказчика увеличивается количество товара не более чем на 10 % либо, наоборот, уменьшается данный объем;
  • если стоимость составляет более размера, установленного Правительством РФ, и исполнение его по независящим от сторон договора обстоятельствам невозможно без его преобразования (также данное условие распространяется как на федеральные нужды, так и на нужды субъекта и муниципальные нужды);
  • внесение каких-либо изменений в цены (тарифы) на определенного рода товары, работы или услуги;
  • в случае, если ранее доведенные до заказчика лимиты уменьшились (в соответствии с п. 6 ст. 161 БК РФ). При таких обстоятельствах заказчик должен обеспечить согласование новых условий заключенного ранее обязательства;
  • если заключен контракт с зарубежной компанией на проведение лечения гражданина РФ, стоимость данных услуг может быть изменена в любую из сторон (большую или меньшую) в зависимости от медицинских показаний.

Подписывать дополнительное соглашение к госконтракту нужно в той же форме, что и сам контракт. Проверьте, чтобы в допнике была такая информация:

  • дата и номер соглашения;
  • реквизиты госконтракта, к которому подписывается допсоглашение;
  • изменения или дополнения, при этом важно четко прописать количество, сроки, стоимость по каждому из пунктов;
  • на основании чего можно внести изменения;
  • реквизиты и подписи сторон.

Не забудьте, что допник необходимо зарегистрировать в госорганах, как правило, в Казначействе. Только после этого дополнения вступят в силу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *