Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько берут за мусор с человека». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Согласно законодательству, местные органы власти устанавливают для региональных операторов максимальный уровень взимания платы за оборот 1 м3 мусора. Различия тарифов в регионах связаны с рядом факторов: площадью, уровнем жизни, климатом, развитием инфраструктуры, численностью населения.
Примеры тарифов в некоторых субъектах РФ:
Субъект | Максимальный тариф, руб./ м3 (с НДС) |
---|---|
Московская область | 739,67-949,56 |
Ленинградская область | 874,75 |
Свердловская область | 474,37-705,66 |
Камчатский край | 452,92-1419,96 |
Краснодарский край | 366,74 |
Основа для формирования тарифов на обращение с ТКО – нормативы накопления отходов. Они отражают наибольшую массу мусора, которая накапливается в среднем на одного жителя региона. При вычислениях используется множество данных: численность населения, климат, общий объем накопления в регионе (по информации с полигонов), практические замеры. Выбор конкретных критериев определяет субъект федерации.
Переход на новую систему по обращению с отходами осуществляется в разных регионах с разной скоростью: в одних уже действуют региональные операторы и внедрены системы раздельного сбора мусора, в других – нет одного или обоих компонентов системы. Всего используется 2 подхода к формированию суммы:
- на основании площади помещения;
- по числу проживающих.
Скидки в размере коммунальных платежей возможны для обладателей льгот. Они распространяются на всю сферу жилищно-коммунальных услуг, к которым теперь относится обращение с ТКО, а размер скидки определяется самой льготой.
На 50% сокращение платежей по коммунальным услугам возможно для обладателей федеральных льгот. Дополнительная скидка предоставляется обладателям региональных льгот – список и размер утверждается местными властями. Для сокращения суммы платежа необходимо написать заявление на внесение в список льготных плательщиков. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие льготы.
Для организаций применяется другая схема расчета коммунальных платежей, учитывающая площадь нежилых помещений, реальные объемы образования мусора. Все предприятия обязаны вести учет источников негативного воздействия на окружающую среду, включая объем накопления ТКО.
При проверке предприятий Росприроднадзором устанавливается норма, которую организации не должны превышать. Обычно они ниже, чем у физических лиц на 30-50%.
Одно из изменений, связанных с появлением коммунальной услуги «Обращение с ТКО» – включение юридических лиц в число плательщиков. Использовавшееся ранее понятие ТБО применялось только для физических лиц. ТКО включает те же виды отходов, но они распространяются на все группы лиц: физические и юридические.
Как заключить договор на вывоз мусора?
Кроме льгот, предусмотрен ряд других случаев, при которых производится перерасчет суммы платежа за обращение с ТКО. При возникновении ситуаций, требующих перерасчета, жильцы должны продолжить платежи по квитанциям до урегулирования претензий. В случае положительного решения переплаченная сумма будет вычтена из последующих платежей.
Ситуации, при которых подается заявление на перерасчет:
- временное отсутствие проживающего;
- невыполнение услуги региональным оператором в полном объеме;
- ошибки в квитанции.
Порядок оформления перерасчета определяется региональным оператором, другое контактное лицо для решения ситуации – Росприроднадзор.
Региональные операторы – ответственные организации за своевременное и полное обращение с мусором, даже если работы выполняются подрядчиками. Жильцы могут подать заявление на сокращение суммы платежа, эквивалентной числу дней неисполнения региональным оператором обязательств.
Для доказательства понадобятся фотографии, подтверждающие неисполнение обязательств: переполненные баки, мусор, не вывозимый дольше максимального срока (1 день – летом, 3 дня – зимой), не установленные контейнеры для раздельного сбора. Полный список необходимых доказательств необходимо узнать у регионального оператора или в местном отделении Росприроднадзора.
Операторы указывают, что их затраты существенно выросли не только из-за закрытия полигонов в Подмосковье и изменения транспортных расходов, но и из-за введения раздельного сбора отходов (РСО) в Москве с 1 января 2020 года: операторы устанавливают отдельные контейнеры для смешанных отходов и вторсырья и вывозят этот мусор раздельно. Но это им пока не компенсировали. Так, «Хартия» единовременно потратила более 250 млн руб. на закупку и брендирование контейнерного парка и мусоровывозящей техники, сообщил РБК первый заместитель гендиректора «Хартии» Михаил Минчаков. По его словам, ежемесячные затраты составляют более 20 млн руб. — в эту сумму входят кредитные платежи, зарплаты персонала и стоимость обслуживания транспорта, вывозящего отходы раздельно. К тому же были понесены серьезные финансовые затраты на оборудование отдельной линии РСО на сортировочных станциях, уточнил топ-менеджер.
По словам Минчакова, компания работает за счет собственных средств. «Но компенсация со стороны правительства Москвы обещана, идет обсуждение способов ее получения», — заметил он.
Пресс-секретарь НКО «Союзресурс» (объединяет столичных операторов по вывозу отходов) Руслан Мольков подтверждает, что при старте раздельного сбора отходов основной рост расходов приходится на транспорт и топливо. «Одному мусоровозу приходится дольше собирать контейнеры с вторсырьем по всему вверенному участку. На каждой площадке стоит по одному такому контейнеру, тогда как емкостей для смешанного мусора больше. Также выросли расходы на хранение отходов на полигонах подрядчиков», — отмечает он.
Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.
Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.
Вот уже целый год в России действует, так называемая, «мусорная» реформа, которая внесла в жизнь людей некоторые изменения. К примеру, пришлось заново перезаключать договора с компаниями, занимающимися вывозом отходов. При этом потребители не могли самостоятельно выбрать фирму, так как с 2019 года этим занимается единственный оператор.
Также в частном секторе убрали мусорные баки. В результате свои бытовые отходы местные жители вынуждены хранить дома и выставлять около двора в установленный день вывоза.
А теперь ко всему прочему добавились изменения в системе оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО.
Напомним, что сама реформа была направлена на снижение вреда окружающей среде и изменение менталитета граждан. По мнению властей, нововведения должны были решить проблемы выброса отходов в неотведенных для этого местах, свалки около многоэтажек и перевоспитать людей так, чтобы они не выбрасывали ТБО в лесах и оврагах.
Обращение с ТКО: как рассчитывают формулы, примеры, перерасчет
До введения изменений жители многоквартирных домов платили определенную сумму за сбор ТКО, исходя из метража занимаемых ими квартир. При этом норматив накопления отходов на один квадратный метр зависел от ряда факторов, среди них:
- благоустроенность жилья;
- возможность сортировки отходов;
- наличие зеленых насаждений;
- климатические условия.
Норматив определялся местными органами самоуправления, поэтому узнать его можно было только у региональных операторов ТКО.
Введение налога по площади объяснялось отсутствием возможности отслеживания реального количества человек, проживающих в одной квартире. Ведь сплошь и рядом бывает такое, что прописан только один человек, а живет два или три. Размеры квартиры же скрыть нельзя.
Однако такое нововведение вызвало возмущение у людей. Ведь одинокие люди, живущие в больших квартирах, не накапливают так много мусора, чтобы платить за него огромные суммы.
В этом году власти решили пересмотреть свое отношение к начислению налога на мусор. Теперь жильцы многоквартирных домов будут платить не за квадратные метры, а за каждого проживающего в квартире. Таким образом, оплата будет более справедливой, ведь мусор производят не квадратные метры, а жильцы.
Поменялся и норматив накопления мусора. Теперь он составляет 165 кг на одного человека в год. А сумма оплаты вывоза тонны мусора равна 5299,25 рублей.
Исходя из этих данных, можно рассчитать плату за вывоз и утилизацию отходов на одного человека: 0,165/12*5299,25=72,86 руб. Для жителей частного сектора эта цифра составляет 65,8 рублей.
Соответственно, изменится внешний вид квитанции на оплату налога. В месте, где содержатся данные об объекте и собственности появится строка о количестве проживающих. Важно указать в этой графе правильные данные, так как это повлияет на размер начисления. Если в квартире никто не зарегистрирован, за мусор будет платить ее владелец, как за одного проживающего.
Согласно новому закону, вывоз мусора теперь осуществляется не множеством различных мелких компаний, а региональными операторами, которые выбираются на конкурсной основе для каждого субъекта РФ и на которые теперь возлагается ответственность за полный цикл обращения с ТКО. Перед проведением отбора, каждый город и регион страны должен был создать электронную территориальную схему обращения с отходами, а также утвердить свою программу и нормативы накопления ТКО. В отборе участвовали крупные предприятия по сбору, сортировке и переработке мусора, территориально расположенные в пределах данного региона. Отбор и контроль за выбранными организациями осуществляют РЭО и администрации районов.
За право стать региональным оператором могли бороться только крупнейшие заводы и предприятия, которые имеют возможность обеспечить достаточное количество оборудования и сотрудников для реализации услуги вывоза отходов.
В обязанности регионального оператора входит:
- Заключение договора с потребителем;
- Сбор ТКО;
- Транспортировка ТКО;
- Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО и опасных видов отходов;
- Постепенное внедрение сортировки и раздельного сбора отходов;
- Ликвидация нелегальных свалок;
- Исполнение программы и нормативов, установленных в регионе.
Для владельцев ИЖС существует два варианта сотрудничества с региональным оператором.
Если вы проживаете в частном доме, который относится к коттеджному поселку, садовому товариществу или деревне, в которых имеется своя управляющая компания, теоретически, вам может и не понадобится заключать договор (но что на практике — нужно уточнять). Вопросами о вывозе мусора может заняться ваша УК, которая и подпишет все необходимые бумаги от своего имени в интересах собственников жилья и договорится о регулярном опорожнении мусорных контейнеров.
В случае же, если ваше жилье расположено обособленно и не принадлежит к какому-либо жилому комплексу, вы можете лично подписать договор с РО, выделить на своем участке место для контейнерной площадки и мусорного бака, а также обеспечить спецтехнике доступ к зданию.
Порядок заключения договора следующий:
- В течение месяца после утверждения администрацией РО, оператор публикует извещение о необходимости оформить договор;
- Владелец ИЖС подает заявку на оформление договора;
- РО направляет договор потребителю;
- Владелец ИСЖ подписывает договор.
Если договор с региональным оператором заключала управляющая компания, к которой принадлежит постройка, то оплату за услугу вывоза мусора в частном доме/секторе нужно производить по общей квитанции за оплату коммунальных услуг. Сумма оплаты вписывается в расчётный лист отдельной строкой «Услуга по обращению с ТКО».
Оплата услуги лицами, заключившими договор с РО напрямую, производится по специальной квитанции, предоставленной самим оператором.
В связи с тем, что вывоз мусора с частной контейнерной площадки производится по мере его образования, квитанция на оплату данной услуги может приходить реже, чем у собственников, оформивших договор через УК и оплачивающих вывоз ежемесячно, по стандартной квитанции за коммунальные услуги.
Тарифы на вывоз бытового мусора в Москве в 2020 году выросли вдвое
С момента вступления в силу нового закона (актуальность закона на 2020 год проверяйте на соответствующих сайтах), правила для частников стали немного строже. Теперь оплачивать вывоз отходов обязан каждый, в противном случае, нарушители будут неукоснительно оштрафованы. Однако администрация старается призвать владельцев ИСЖ к соблюдению порядка наиболее лояльными методами и поддерживает тех, кто не пренебрегал оплатой услуг и сортировкой и до реформы.
Нормативы рассчитываются согласно порядку, в установленном постановлении об определении нормативов накопления. Они определяются по нескольким категориям объектов, а также в части многоквартирных домов.
Замеры по объекту выполняются каждый сезон на протяжении 7 дней вне зависимости от периодичности вывоза отходов. Для определения норматива уполномоченный орган выполняет расчет исходя из фактических замеров объема мусора на территории субъекта.
Косвенно влияет на установление конечной платы граждан за вывоз мусора.
Так, пунктом 4 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012г. № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем 2 пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354, в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В свою очередь абзац 2 пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг содержит отсылку к формуле 9(2) приложения № 2 к настоящим Правилам, из которой следует, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами используются:
- общая площадь жилого помещения;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
- цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, получается, что для применения исчисления платы за вывоз ТКО исходя из общей площади помещения в регионе УЖЕ должен быть утвержден норматив накопления ТКО.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее – Правила определения нормативов).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 – 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Кто платит за вывоз мусора – кто живет или кто прописан?
С переходом жилищной услуги по вывозу ТБО в разряд коммунальных планировалось взимать плату за нее именно с человека, так как образование твердых бытовых отходов как правило связано с жизнедеятельностью человека. Предполагалось, что плата за мусор с человека в 2019 году будет взиматься с каждого прописанного в жилом помещении гражданина.
Однако с переходом на такую систему начисления стало расти возмущение граждан прописанных в одном месте, а проживающих – по другому адресу, точнее возмущение исходило от собственников таких помещений, зарегистрировавших в своем жилом помещении много человек.
Проблема оплаты услуги по обращению с ТКО за лиц, зарегистрированных, но фактически не проживающих в вашем доме (квартире) может быть решена двумя способами:
- путем подачи соответствующего заявления на перерасчет с приложением документов, подтверждающих, что прописанные у вас граждане проходят обучение (лечение, службу, в длительной командировке) в другом месте;
- либо со стороны УК (ТСЖ) может быть образована специальная комиссия, которая выйдет к вам домой для установления количества фактически проживающих в квартире (доме) человек и составления соответствующего акта.
Какой будет оплата за коммунальную услугу, теперь зависит исключительно от числа постоянно проживающих в квартире жильцов. То есть имеющий норматив исходит из нормы ТБО на 1 человека, тарифа, установленного на нее, и умножается на число проживающих в квартире.
Временно проживающий жилец также должен оплачивать услугу. К такой категории относят граждан, которые живут на площади более 5 дней подряд. При наличии данных сведений в УК, она имеет право составить акт, в котором будет установлено число жильцов. Исходя из него, будут идти начисления за вывоз ТКО.
Оплачивать услугу придется и в случае, если в квартире вообще никто не проживает. В такой ситуации применяется схема – по количеству собственников жилого помещения. То есть если он только один, то и сумма в строке «Обращение с ТКО» будет указана за 1 человека по нормативу.
Региональный оператор будет работать строго по территориальной схеме обращения с отходами, в которой прописано, где и сколько контейнеров должно стоять, какая инфраструктура должна быть построена (мусоросортировочные станции, новые полигоны и так далее), куда и по каким маршрутам возить мусор. В результате, по мнению авторов реформы, обращение с мусором должно стать прозрачным и упорядоченным, ТКО будут отсортированы, исчезнут несанкционированные свалки, снизится ущерб экологии. Но это в теории. Из-за пробелов и недоработок при разработке соответствующего закона и территориальной схемы, низкой информированности граждан о грядущей реформе существуют определённые риски. Например, есть вероятность, что потребители просто не будут платить за услугу.
Расчёт стоимости вывоза ТКО (мусора)
Тариф складывается из стоимости услуг по обращению с отходами регионального оператора и стоимости транспортировки мусора. По прогнозам Романа Титова, РСТ утвердит стоимость вывоза отходов на уровне 1000 рублей за кубический метр. Норматив образования мусора от одного человека в Кирове составляет 1,7 кубометра в год. Исходя из этих цифр, получается, что тариф должен составлять 141 рубль с человека. Но, скорее всего, будет чуть ниже.– Если бы в Кировской области было несколько зон действия региональных операторов, как в других регионах, то в Кирове, где транспортное плечо короткое, тариф был бы низким — порядка 70 рублей с человека, — подчёркивает Роман Титов. — А в Подосиновском и Лузском районах — крайне высоким, так как мусор оттуда везти дольше. Видимо, чиновники решили, что Киров косвенно заплатит за отдалённые районы, где полигонов нет.
Да, для тех, кто уже получает льготы на оплату коммунальных услуг. Это региональные и федеральные льготники. Например, ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны, участники ликвидации аварии в Чернобыле, многодетные семьи и ряд других категорий. Это будет компенсационная выплата. Сейчас необходимо внести поправки в региональное законодательство и бюджет. На выплату льгот по «мусорному тарифу» в региональном бюджете понадобится порядка 100 млн рублей, рассказал Роман Титов. Но новых льготных категорий вводить не будут, так как по соглашению с Минфином по реструктуризации задолженности региона это запрещено. Разве что новую льготную категорию не введёт федеральный центр.
Отказаться от уплаты такого мусорного сбора будет невозможно. Обязательство по оплате услуги возникнет с начала её предоставления. Причём неважно, заключали вы договор с региональным оператором или нет. С 1 января 2019 года он будет считаться заключённым по умолчанию.Не платить за мусор незаконно — также, как и за другие коммунальные услуги. За просрок платежей будут начисляться пени. С 31-го дня по 90-й день просрока — по ставке 1/300 рефинансирования Центробанка в день. С 91-го дня — 1/130 ставки рефинансирования ЦБ в день. Рассчитать пени можно следующим образом:S (сумма долга за три месяца) x N (количество просроченных дней) / X (ставка рефинансирования в зависимости от дня просрока). Пени начисляются автоматически. Также должнику могут отключить ту или иную коммунальную услугу до погашения долга, взыскать долг через суд (долг будут постепенно списывать с банковской карты либо судебные приставы арестуют имущество в счёт его уплаты), ограничить выезд за границу.
По прогнозам Романа Титова, на первоначальной стадии реализации «мусорной реформы» собираемость платежей в регионе будет низкой — не более 50%. Точно также было поначалу со сборами на капитальный ремонт (сейчас собираемость составляет 87%). Как низкая собираемость платежей в регионе скажется на вывозе отходов из конкретных дворов и населённых пунктов, будут ли дворы завалены мусором, если дом не платит, спрогнозировать сейчас сложно. Так или иначе, по его словам, региональный оператор должен создать серьёзный финансовый запас на ближайшие два года, чтобы ликвидировать кассовый разрыв и иметь возможность оплатить транспортировку и захоронение мусора до того момента, когда ситуация с платежами нормализуется.
Никаких «послаблений» за это не предусмотрено. Даже если вы не пользуетесь контейнерами, всё равно придётся оплачивать эту услугу. Более того, если вы закапываете отходы у себя на даче, вас даже могут оштрафовать по ст. 8.2. КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Штраф за это для физических лиц составляет до 2 тысяч рублей.Обязательства сортировать мусор у граждан с 2019 года не возникнет. Однако такое обязательство закреплено за региональным оператором: бумагу, картон и стекло они должны будут отделять из общей массы отходов. Для тех, кто сортирует мусор, в 2019 году могут ввести дифференцированные тарифы, которые позволят сократить плату за вывоз ТКО. Они будут применяться только в том случае, если сортировать мусор будет весь дом.
Для Свердловской области эта величина большая из-за площади. Транспортное плечо у нас больше, чем во многих других регионах.
У нас не самый высокий тариф. Многое зависит от плотности населения. Есть территории, где все население сосредоточено компактно, в одном центре. Но, например, на востоке области — только Екатеринбург и Каменск-Уральский, остальное — деревни. Соответственно, стоимость доставки мусора на полигоны выше.
При формировании тарифа объективно учтены все затраты на предоставление услуги.
Установить экономически обоснованный тариф региональные операторы могут только в первый год с начала оказания услуги. После этого рост будет укладываться в предельный индекс роста платежей граждан. Регоператор, который сейчас установил низкий тариф, не сможет его поднять больше чем на 4–6% в год. Если понадобится повысить тариф больше, эта сумма будет компенсироваться из бюджета области.
У регоператора по Восточной зоне (куда входит Екатеринбург) — «Спецавтобазы» — в дальнейшем будет возможность включить в свой тариф инвестиционный сбор. Это произойдет за счет исключения кратковременных расходов, например на установку контейнеров. Еще один источник — продажа полезных фракций из отходов.
Данные по количеству проживающих Единый Расчетный Центр (ЕРЦ) берет из других квитанций, выставленных за коммунальные услуги. Если есть фактические расхождения, приносятся подтверждающие документы. Госжилинспекция (ГЖИ) это отслеживает.
Если произошла ошибка, нужно обратиться в ЕРЦ или к регоператору. Если не отреагируют, то в ГЖИ, приложив документы. Сейчас управляющие компании не несут ответственности за это.
На прошлой неделе прошли переговоры с двумя потенциальными концессионерами на строительство двух мусоросортировочных заводов вблизи Екатеринбурга. Сейчас они готовят документацию, договоры еще не подписаны. Вероятно, строительство начнется в 2020 году и продлится три года. Таким образом, заводы могут заработать уже через четыре года. Сейчас мы подыскиваем земельные участки.
Вокруг каждого мусоросортировочного комплекса будет создан экотехнопарк, где наладят производство полезных фракций.
Сейчас на «Северном» полигоне как была частичная ручная сортировка, так и остается.
Калькулятор расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО
Два минувших дня тема «мусорной» реформы оставалась в центре внимания властей, бизнеса и общественников. Сначала 2 апреля регоператоры встретились с представителями малого и среднего бизнеса Татарстана. Поводом для встречи стали письма в адрес совета по предпринимательству при президенте РТ, касающиеся платы за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Закон принес новую «бумажную боль»: при заключении договоров теперь требуется ни много ни мало паспорт отходов. Но главное — едва ли не космический взлет затрат. Об этом сообщила исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Галина Шарафутдинова.
«Паспортизация отходов — для нас что-то новое! — удивлялась она. — Второе — это то, что расценки раньше исходили из кубического метра, а сейчас —из посадочных и рабочих мест, — озвучила проблему членов ассоциации Шарафутдинова. — Есть объемы мусора, а есть посадочные места. Если смотреть на форматы заведений, то это не всегда правильный и корректный расчет. Посадочных мест может быть сто, например, в банкетном зале. А может быть 20 посадочных мест, но с постоянным трафиком, если мы говорим о фастфуде».
Поистине чудовищный рост расходов на вывоз мусора описала руководитель ООО «Кристал КМ» Алсу Муртазина. Ее компания управляет в Казани торгово-офисным центром, арендуя в нем 6 тыс. кв. метров. О каком ТЦ идет речь, она говорить не стала, но, по данным открытых источников, это «Модная семья». Если раньше проблемы мусора решались за 5 тыс. рублей в месяц, то с 1 января цена подскочила в 40 раз — до 200 тысяч! Расчет объемов идет не по факту, а с учетом общей площади (с коридорами, местами общего пользования). В общем, кошмар и ужас бухгалтерии.
«Мы сегодня не можем на таких условиях заключить договор, это просто нереальная цифра для нас», — сказала Муртазина. Их управляющая компания работает и в других регионах — в Сочи, Новосибирске, Перми такого диссонанса нет! Там тоже появились регоператоры, сменились тарифы за «куб», но расчета по нормативам нет. Богатов парировал, что в том же Новосибирске цена за кубический метр выше, чем в РТ. Но дело в том, что объемы отходов, генерируемых «Кристалл КМ», мизерные.
«Там бумага чековая и туалетная, извините за подробности! — сказала о морфологии мусора ТЦ Муртазина и предложила рассмотреть возможность перехода на фактическую оплату. — Даже собственник здания спрашивает: откуда взялась такая цифра? Мы опять-таки ссылаемся на постановление кабмина, но оно ставит нас в такую безвыходную ситуацию».
Плата за вывоз мусора определяется согласно тарифу, который действует в регионе. При этом стоимость услуг рассчитывается с учетом разных факторов. Прежде всего, отмечается разница в оплате за вывоз мусора, который образуется в квартире МКД и частном секторе. Кроме того, каждый из этих случаев включает в себя и другие нюансы. Например, до сих пор много споров о том, как формируется оплата ТКО: с учетом метража частного жилья или количества проживающих человек и др.
Отдельным группам людей также предоставляется скидка – до 50%. Они оплачивают меньше, чем остальные, т. к. относятся к льготным категориям:
- ветераны ВОВ;
- граждане, которые получали медали, отличительные знаки, включая награду «За оборону Москвы», «Жителю блокадного Ленинграда»;
- люди, которые трудились в тылу во время ВОВ, а также ветераны труда;
- многодетные;
- те, кто ранее пострадал от политических репрессий;
- «почетный донор СССР», когда достигнет предпенсионного возраста.
Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?
Если в жилье никто не проживал более 5 дней, можно обратиться к РО. Важно предоставить серьезное основание – подтверждение того, что дом пустовал. Если доказать, что причиной отсутствия была командировка или болезнь (лечение проходило в стационарном отделении больницы), средства будут пересчитаны.
Правило работает при условии, что владелец квартиры обратился к РО до отъезда или после (но не позднее 30 дней по возвращении домой).
Если были замечены неточности в платежке, при этом сумма отличается от ожидаемой в большую/меньшую сторону, необходимо обращаться не к РО, а к представителю управляющей компании. С 2020 г. они больше не занимаются вывозом отходов. Зона ответственности УК теперь включает в себя действия:
- оформление договора;
- учет количества обращений от населения;
- контроль заполнения платежек, по этой причине сначала необходимо обращаться в УК, если ошибка техническая, она будет исправлена, в остальных случаях требуется более тщательно изучить вопрос, возможно, придется обращаться еще и к РО по поводу начислений.
Кроме того, на местах уборку после вывоза мусора и в промежутках между рейсами мусоровоза тоже выполняют сотрудники УК.
Если договор заключен, а также отсутствуют факторы, смягчающие обстоятельства потребителя, будет расти задолженность при неуплате. Региональный оператор не может игнорировать вывоз мусора из общих баков МКД или частного сектора. В этом случае не будут выполняться условия договора уже со стороны самой организации, но перед потребителями, которые оплачивают услуги РО.
Значит, единственный выход для регионального оператора – подать иск в суд. При этом нарушитель обязуется оплачивать не только услуги РО, но и накопившийся долг, причем с процентами.
Ответ на вопрос, должны ли граждане вносить средства на счет регионального оператора, если не был заключен фактический договор между сторонами, положительный. Согласно Постановлениям Правительства, рассмотренным выше, деловые взаимоотношения продавец-потребитель формируются после первого платежа или через 15 дней после того, как РО оповестит население (граждан на своем участке) о начале работы.
Порядок оплаты за вывоз мусора
Порядок расчета тарифа на обращение с отходами утвержден постановлением Правительства РФ № 484 от 30.05.2016 г., а Методические указания по расчету тарифа определены приказом ФАС № 1638/16 от 21.11.2016 г.
Тариф устанавливается единый для всех потребителей, на всей территории, обслуживаемой одним региональным оператором. Рассчитывается он по формуле:
T = HBB / Q(W) (руб./м3 (руб./т));
где: HBB — необходимая валовая выручка регионального оператора;
Q(W) — объем (масса) всех твердых коммунальных отходов, образующихся у потребителей.
Расчет платы за ТКО в 2020 году для населения выполняется с учетом принятого в регионе норматива образования отходов, который может устанавливаться на 1 человека или на 1 квадратный метр помещения.
Если норматив устанавливается из расчета накопления одним жителем в расчетный период (м3/чел в год), то формула расчета платы:
Р = Т * Нткочел * N;
где: Р – размер платы, Нткочел – норматив накопления в месяц на человека, N – количество проживающих в квартире.
Как рассчитывается стоимость вывоза ТКО на 2020 год, посмотрим на конкретном примере: 366,74 руб./м3 * 0,266 м3/чел в м-ц * 4 чел = 391,19 рубль. Эту сумму семья из 4-х человек заплатит за один месяц.
При нормативе накопления за квадратный метр, начисления по формуле:
Р = Т * Нтком2 * S (руб.);
где: Р – размер платы, Нтком2 – норматив накопления в месяц на квадратный метр помещения, S – площадь помещения.
Например, 366,74 руб./м3 * 0,015 м3/м2 в м-ц * 60 м2 = 330,07 рублей. Столько заплатит владелец квартиры в месяц, независимо от количества проживающих.
Следует отметить, что начисления по площади квартиры, кажутся менее справедливыми. У одинокого жителя, проживающего в двухкомнатной квартире, плата за мусор намного больше, чем у семьи из нескольких человек. При этом отходов он создает меньше. Данная проблема вызвана отсутствием надежного механизма учета жильцов.
В советский период граждане регистрировались с учетом площади квартир и проживать обязаны были по месту «прописки». Учет вёлся жилищно-эксплуатационными конторами (ЖЭКами). Поэтому число проживающих редко отличалось от фактического количества жильцов.
В настоящее время «прописка», как механизм ограничения, отменена. Учет проживающих перестал быть обязательным и ведётся со слов собственника. Помимо этого, сами обслуживающие организации при подаче сведений в мусороуборочные компании, так же стараются уменьшить число жителей, что бы понизить плату за вывоз мусора.
С учетом этих обстоятельств, многие регионы перешли на расчет норматива накопления отходов исходя из площади помещения. Она указана в техническом паспорте на дом и в свидетельстве на квартиру, сведения можно получить в государственном органе регистрации прав собственности.
Но и это решение имеет недостатки. При временном отсутствии граждан, возникает проблема правильного перерасчета услуги по вывозу ТКО.
Для отдельных категорий потребителей может устанавливаться льготный тариф. Однако закон запрещает компенсировать расходы за счет других потребителей. Возмещение должно происходить из других источников, например из бюджета субъекта РФ.
Поскольку вывоз ТКО является коммунальной услугой, при временном отсутствии свыше 5 дней, жители вправе получить перерасчет, предоставив копии подтверждающих документов. Это могут быть проездные билеты на транспорт дальнего следования, командировочные удостоверения, справки из лечебных, оздоровительных учреждений, другие официальные документы.
Порядок ограничения и прекращения предоставления коммунальной услуги определяется Правилами предоставления коммунальных услуг (гл. XI, пост. № 354 от 06.05.2014 г.). Однако сложно воспрепятствовать жителю многоквартирного дома вынести мусор в контейнер.
Тем не менее, плата за ТКО включается в общую квитанцию. Если житель не оплачивает ТКО, начинает копиться общая задолженность. Как только сумма долга превысит по любой услуге 2-хмесячный период, управляющая организация вправе начать процедуру ограничения или полного приостановления предоставления любой услуги. Или нескольких сразу, за исключением тепла и холодной воды.
Порядок отключения регулируется законодательно. Сначала ЖЭК должен вынести первое предупреждение. По истечении 20 дней после этого, даётся повторное предупреждение. Если долг не погашен в течении 3-х дней, управляющая компания вправе прекратить оказания коммунальной услуги.
Причём не обязательно той, по которой существует задолженность. Чаще всего происходит отключение электроэнергии.
Подача возобновляется в течение 2х дней после полного погашения задолженности.
Независимо от введения ограничения, управляющая организация и региональный оператор вправе начислять пеню на сумму долга и обратиться к мировому судье с заявлением на выдачу судебного приказа. В случае опротестования приказа, иск подается в суд.
Суд может принять решение взыскать весь долг, пени, госпошлину, судебные издержки и убытки, если последние будут доказаны. В некоторых случаях возмещаются и услуги юриста. Таким образом, сумма для должника может значительно увеличиться.
Судебные исполнители при взыскании назначенной суммы, дополнительно включат 7% на возмещение своих издержек.
Если долг превысит 10 тысяч рублей, до его погашения могут быть введены некоторые ограничения, например на выезд за границу.
Сейчас в России используют две системы начисления платы за обращение с отходами. Её могут рассчитывать в зависимости от того, сколько людей постоянно или временно проживают в помещении, или от площади жилья. В регионах самостоятельно решают, какой из способов выбрать, пояснил Кирилл Черкасов. В большинстве субъектов РФ плата зависит от количества жильцов в квартире или доме, а в 13 регионах, например в Московской и Калужской областях, используют систему оплаты за каждый квадратный метр жилья.
«Уже неоднократно говорилось о том, что мусорят люди, а не квадратные метры», — напомнил Черкасов, аппелируя к многочисленным обращениям граждан, недовольных расчётом «мусорных» платежей по размеру жилплощади.