ФЗ 138 о государственной поддержке многодетных семей действующая редакция 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ 138 о государственной поддержке многодетных семей действующая редакция 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы один из родителей имел право получения 450 тысяч на ипотеку, необходимо одновременное выполнение двух основных условий:

  1. Претендент на госпомощь — заемщик по ипотечному кредиту.
  2. У претендента в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 появился на свет третий или последующий ребенок.

Кроме того, при определении права на помощь учитываются:

  • только дети — граждане России;
  • только дети, в отношении которых претендент не лишался родительских прав или решения об усыновлении.

  • С 30.04.2021 существенно расширен перечень объектов жилищного кредитования, попадающих под госпомощь многодетным семьям.
  • Теперь на 450 тысяч можно сократить сумму ипотеки на строительство дома, покупку недостроенного дома, а также на землю под ведение ЛПХ.
  • Члены ЖСК смогут получить эти деньги, при условии, что решение на строительство получено до 01.07.2018.
  • На господдержку может претендовать заемщик, кредитором которого является организация из перечня, содержащемся в п. 5.2. ст. 1 Закона № 157-ФЗ.
Актуально на

Согласно нормам, закрепленным российским правом, многодетными считаются такие граждане, у которых имеется три и более ребенка. Эти дети могут быть как рожденные самостоятельно, так и усыновленные.

Для получения бесплатной земли или квартиры такие граждане должны ко всему прочему обладать и признаком малообеспеченности и не иметь в собственности жилых помещений, пригодных для проживания. Депутаты могут принимать и местные документы, в которых закреплены иные критерии.

В каждом регионе для удобства подачи заявления могут быть использованы следующие возможности:

  • обращение в территориальное отделение МФЦ;
  • подача заявления с приложениями через сайт «Госуслуги»;
  • посещение местного комитета самоуправления либо же органа, ведающего вопросами жилищной и земельной политики.

Документы не обязательно должны подавать родители. Вместо них это может сделать любой человек. Особенно актуально это для многодетных матерей, которые крайне ограничены во времени и не могут позволить себе походы по госучреждениям. Чтобы от вашего имени выступил другой человек, на него необходимо оформить доверенность и заверить ее у нотариуса.

Законодательством установлены определенные ограничения относительно размера предоставляемой земли.

В зависимости от количества детей, а также иных важнейших факторов, гражданам может быть выделено от шести до пятнадцати соток.

Особенностью является то, что такая земля должна быть предоставлена либо в черте города, где ранее семья проживала, либо за пределами города, но не выходя за рамки региона проживания.

Разумеется, что количество выделенной земли можно оспорить. Однако, из за огромных очередей на получение земельных участков, данный процесс может быть растянут на долгие годы и в конце могут полностью отказать в предоставлении из за отсутствия необходимого количества земельных наделов.

Получить землю можно только при условии, если все предоставленные документы являются подлинными, ранее земля в рамках данной программы не предоставлялась, если в собственности нет никакого другого недвижимого имущества.

Еще одной особенностью является то, что предоставить социальную землю в 2021 году могут только регионы, например, Москва, СПБ и др. Поэтому в качестве еще одного условия является непосредственное проживание на территории субъекта в течение определенного периода (как правило, три года).

Семье могут отказать в предоставлении земли, если один из ее членов живет на другой территории РФ.

Данная программа реализуется не во всех субъектах РФ. Так, например, в 2021 году ее участниками стали Краснодар, Татарстан и др.

После того, как в семье появился третий ребенок, родители имеют право обратиться за положенным им земельным участком. Выделить и выдавать землю имеют право местные органы государственной власти (для начала обратитесь в МФЦ или городскую/областную администрацию).

Все члены семьи должны быть гражданами РФ, не должны быть лишены родительских прав и не иметь ни земли под ИЖС в собственности, ни любого другого жилого помещения.

В данной ситуации гражданам необходимо собрать и предоставить следующий перечень документальных актов:

  1. Свои паспорта и свидетельства о рождении детей.
  2. Данные об отсутствии зарегистрированного права собственности.
  3. Документ о малообеспеченности.
  4. Акт о признании семьи не обычной, а многодетной.

Так же администрации в некоторых случаях просят предоставить свидетельства о заключении или расторжении брачных правоотношений. Именно на основании этих документов и принимается решение о том, выдавать ли многодетным землю или нет.

Отрицательное решение в любое время можно оспорить как в вышестоящей инстанции, так и в судебном порядке.

После постановки семьи на очередь льготников следует узнать, к какой из имеющихся очередей вас отнесли. Так, есть две группы многодетных семей:

  • претендующие на надел в первую очередь;
  • получающие участок на общих основаниях.

В некоторых регионах действуют особые правила очередности – есть категории граждан, которые могут получить землю вне очереди:

  • находящиеся в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • имеющие на иждивении не менее 5 детей;
  • воспитывающие ребенка-инвалида (либо в семье один из родителей имеет инвалидность).

Положено ли вашей семье внеочередное получение участка земли, можно узнать в местной администрации.

Как только прошло 30 дней с момента подачи заявления в администрацию, семья вносится в очередь под определенным порядковым номером либо же получает отказ в получении участка. С течением времени очередь двигается, следовательно, порядковый номер, принадлежащий конкретной семье, должен стремиться к убыли.

Рекомендуется периодически отслеживать свое местоположение в очереди. Делать это можно одним из следующих способов.

  1. Непосредственное обращение в администрацию, в отдел, ведающий земельными вопросами.
  2. Обращение в МФЦ, где по предъявлению паспорта вас быстро найдут в имеющемся списке претендентов на участок.
  3. Отслеживание очередности через интернет: на официальных сайтах местных администраций списки выкладываются в свободном доступе.

2. Декретные выплаты

Декретное пособие (также его называют «по беременности и родам») выплачивают единовременно за весь период декретного отпуска. Сумма рассчитывается по определенной формуле, но не может выходить за установленный законом максимальный и минимальный предел.

Размер декретных выплат:

  • соответствует средней з/п за предыдущие 2 года (24 месяца);
  • не может составлять менее 58,9 тыс. рублей;
  • не может быть более 472,2 тыс. рублей (из расчета 194 отпускных дней, когда женщина вынашивала двух, трех детей и т. д.).

Таким образом, если женщина оформляет декретный отпуск в 2021 году, то для расчета пособия учитывается ее заработок в 2019-2020 годах. Если рабочий стаж незначительный (менее полугода), пособие будет назначено исходя из региональной ставки прожиточного минимума.

Также данный вид пособия назначается при усыновлении маленького ребенка, возраст которого составляет менее 3-х месяцев. Выплата будет рассчитана со дня оформления усыновления по семидесятый день (110-й день для двух и более детей, усыновленных одновременно).

Налогом на доходы (НДФЛ) данные выплаты не облагаются.

1. Единовременная выплата при рождении ребенка

Такое единовременное пособие может оформить любой из родителей у своего работодателя. Если мама и папа не трудоустроены, им следует обращаться напрямую в органы соцзащиты. Срок, в течение которого можно оформить данную выплату — полгода со дня пополнения семьи.

Размер пособия составляет чуть менее 19 тыс. рублей. Для Крайнего Севера установлен свой районный коэффициент, который увеличивает выплату.

Пособие рассчитывается на каждого ребенка, рожденного живым. При рождении мертвых детей данный вид пособия не назначается.

2. Ежемесячные выплаты за рожденного или усыновленного малыша (первого или второго)

Такие ежемесячные выплаты полагаются на каждого члена семьи пока рожденному или усыновленному ребенку не исполнится 3 года. С этого года действуют следующие условия оформления дополнительных выплат:

  • семейный доход составляет менее 2-х региональных ставок прожиточного минимума;
  • на выплату претендуют российские граждане, которые родили (усыновили) своего ребенка после 01.01.18.

1. Дети в возрасте 0 — 1,5 лет

Осуществляя уход за малышом, возраст которого не превышает 1,5 лет, родитель может претендовать на получение ежемесячного пособия. Размер выплат по уходу за первенцем составит 40% средней з/п данного лица. При этом выплата не может быть назначена ниже минимального порога, установленного для данного вида пособий (чуть более 7 тыс. рублей). Также для расчета пособия применяются районные коэффициенты.

Обратите внимание, если родителю перечисляются выплаты по безработице, то он не сможет получить данное пособие.

2. Дети в возрасте 3 — 7 лет

Право на данную периодическую выплату получают только такие семьи, в которых среднедушевой доход не дотягивает до региональной ставки прожиточного минимума. Сумма выплаты определяется поэтапно исходя из уровня дохода и нуждаемости семьи.

  • Базовая выплата — половина положенного прожиточного минимума, установленного в данном регионе для детей (чуть более 7,5 тыс. рублей).
  • Если базовая выплата не исправила ситуацию и доход семьи все равно менее минимума, тогда выплата составит 75% от указанной прожиточной ставки.
  • Если и после этого среднедушевой доход в этой семье остался ниже минимума, тогда назначается выплата в размере ставки по региону (100%).

3. Дети в возрасте 8 — 16 лет

Данное пособие выплачивается семьям каждый месяц на следующих условиях:

  • семья считается неполной, то есть у ребенка есть только один родитель либо ему назначена уплата алиментов по решению суда;
  • доход в этой семье равен либо менее региональной ставки прожиточного минимума;
  • пособие выделяется на ребенка в возрасте 8 — 16 лет (если детей в семье несколько, то на каждого).

Сумма пособия составляет половину детского прожиточного минимума в соответствующем регионе РФ. Выплата назначается на каждые 12 календарных месяцев до семнадцатилетия ребенка. Начисление производится со дня обращения за пособием. Пособие может быть рассчитано со дня восьмилетия ребенка, если родитель успеет обратиться в течение полугода с указанной даты.

Меры государственной поддержки для семей с детьми в 2021 году

Установлена возможность безвозмездной передачи земельных участков из государственной собственности в муниципальную. Земли, находящиеся в собственности одного муниципального образования, могут быть безвозмездно переданы в собственность другого; находящиеся в государственной или муниципальной собственности, — в собственность Москвы и Санкт-Петербурга. Передача осуществляется, чтобы бесплатно предоставить такие участки гражданам в соответствии с земельным законодательством.

Гражданам, имеющих 3 и более детей, предоставлено право на бесплатное получение (в т. ч. для индивидуального жилищного строительства) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Процедуры торгов или предварительного согласования мест размещения объектов в данном случае не проводятся. Основания и порядок предоставления участков (в т. ч. и их предельные размеры) устанавливаются законами субъектов Федерации.

Указывается, что рассчитывать на получение земли на федеральном уровне могут семьи, имеющие трех и более детей. Это могут быть как земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, так и земли, предназначенные для садоводческой или огороднической деятельности.

Не обязательно возводить дом полностью, достаточно поставить фундамент. В той ситуации, когда за год необходимых действий произведено не было, государство или муниципальное образование имеет право изъять такой земельный участок.

Поправки, внесенные в упомянутые законы означают, что семья с тремя и более несовершеннолетними детьми может на безвозмездной основе получить участок земли, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Размеры земельных участков, их местонахождение и условия получения регламентируются региональным законодательством субъектов Российской Федерации.

е) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

Право на земельный участок получают семьи, которые прописаны на одной площади как минимум в течение 5 лет. Для получения земли потребуется также встать в очередь в администрации или министерстве. Однако ждать придется меньше, чем при выделении квартиры.

Выплата пособия до трех лет регламентируется каждым регионом отдельно и является фиксированной для всех многодетных родителей; компенсация, которая связана с ростом стоимости проживания на российской территории и составляет около рублей ежемесячно; дополнительные пособия для семей с 10 и более детьми в размере от 10 и более рублей; семьи, в которых число несовершеннолетних детей более 7, награждаются Орденом Родительской Славы, а также им выплачивается пособие в размере рублей.

Изменение В Закон 138 О Многодетных Семьях Текст Закона

Также в рамках местной программы государственной поддержки многодетных семей в РФ доступны дополнительные региональные преференции. Уточнить их можно на сайте уполномоченного органа или обратившись в отделы по социальной защите населения.

Для этого семье необходимо явиться туда и предоставить пакет документов, куда входят паспорта родителей, а также свидетельства о рождении детей. При отсутствии такого документа многодетная семья не может рассчитывать на получение той или иной меры поддержки.

В РФ есть действующая законодательная норма, которая регулирует нормы поддержки многодетных семей. Но этот закон очерчивает лишь общие меры, возлагая конкретную их регулировку на региональные власти. На федеральном уровне прописана лишь малая толика обязательных выплат, которые финансируются из федерального бюджета, остальные субсидии должны оплачиваться из региональных бюджетов.

Права многодетных защищены 431 Указом Президента и Федеральными законами (173, 138). Первый нормативно-правовой акт содержит перечень распоряжений и преференций, которые должны быть предоставлены родителям, воспитывающим 3 и более детей. Подробности приведены в таблице:

Пункт Ответственные лица Описание
1 Власти регионов • Установить критерии «многодетности», ориентируясь на социальное и экономическое состояние субъекта.
• Утвердить перечень привилегий в качестве меры господдержки родителей, содержащих 3 и более детей.
2 Правительство РФ • Изучать уровень жизни населения для своевременного внесения изменений в законодательство.
3 Минфин, Минтруд • Составить план выделения помощи и возмещения убытков в течение 30 дней с момента утверждения документа.
4 Федеральные и региональные власти • Ввести в действие нормативно-правовой акт с 01.07.92 г.

Федеральный закон №173 содержит информацию о трудовых пенсиях граждан России. Большую часть льготных категорий представляют женщины, воспитывающие детей. Основания для предоставления преференции многодетным матерям приведены в таблице:

Причина Требования
Рождение или усыновление 5 детей • иждивенцам было меньше 8 лет в момент усыновления.
• имеется 15 лет страхового стажа;
• 5 детям исполнилось 8 лет.
Воспитание ребенка-инвалида • женщина имеет 15 лет страхового стажа;
• ребенку исполнилось 8 лет.
Мать 2 и более детей, проживающая на Крайнем Севере • трудовой стаж:
— 12 лет на Крайнем Севере;
— 17 лет на прилегающих территориях.
• страховой стаж составляет 20 лет;

Последние поправки внесены в конце 2015 года. При соответствии критериям, пенсионный возраст матерей снижается на 5 лет.

С момента развала СССР ежегодно усугублялась демографическая обстановка в стране. В 1999 году члены Государственной думы в целях повышения уровня рождаемости приняли Федеральный закон «О поддержке многодетных семей». Нормативно-правовой акт содержал определение основных понятий, условия предоставления помощи и прочие нюансы:

Глава Количество статей Описание
1 3 Область применения, источники финансирования и порядок предоставления помощи.
2 2 Условия получения привилегий, перечень льгот и выплат.
3 5 Итоговые положения.

С помощью закона о поддержке многодетных семей власти хотели создать условия для полноценного развития детей. В настоящий момент нормативный документ не актуален. В. В. Путин отклонил ФЗ из-за тяжелого финансового состояния страны и наличие прочих законов, защищающих права семей с 3 и более детьми.

Законодательное регулирование прав многодетных семей

Многодетные семьи в 2021 году могут участвовать в трех программах льготных авиаперевозок:

  • —»Субсидированные авиабилеты в Крым»;
  • —»Субсидированные авиабилеты в Калининград»;
  • —»Субсидированные авиабилеты на Дальний Восток».

Многодетный родитель-одиночка, будь то мать или отец, имеет право на те же льготы, что и члены полной семьи. Большая часть льгот предусмотрена указом президента РФ № 431, а государство и субъекты страны могут вводить дополнительные меры социальной поддержки.

По закону родителю полагаются:

  • —ежемесячные детские пособия на каждого несовершеннолетнего ребенка;
  • —сохранение заработка 40% на период ухода за ребенком до 1,5 лет;
  • —предоставление неоплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;
  • —льготу по оплате услуг ЖКХ до 30%:
  • —единовременное пособие при рождении каждого ребенка;
  • —материнский капитал;
  • —бесплатный отпуск лекарств по рецепту врача на каждого ребенка до 6 лет и другие льготы, установленные дополнительно в каждом отдельном регионе РФ.

Для получения статуса многодетной семьи, помимо заявления, необходимо предоставить следующие документы:

  • —паспорта родителей;
  • —копии свидетельств о рождении детей либо документы, подтверждающие усыновление (удочерение);
  • —справку с места жительства или иной документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми;
  • —справку об обучении в образовательных организациях по очной форме обучения детей в возрасте от 18 до 23 лет.

В законах Российской Федерации четкого определения многодетной семьи нет, однако если обобщить правоприменительную практику, то можно сделать вывод, что многодетной в России считается семья, имеющая трех и более детей.

При этом не важно, рожденные ли такие дети в семье, взяты под опеку или усыновлены.

Нужно учитывать, что если семья лишена родительских прав хотя бы на одного из троих детей, многодетной она уже признаваться не может.

Указ президента РФ в 1992 направленный на государственную социальную поддержку матерей и помощи в семейных вопросах. На сегодняшний день и действующий президент Путин принимает в данной сфере массу документов. Указ обязывает правительство Москвы и других регионов выполнить следующие целенаправленные действия:

  1. Установить льготы в сфере оплаты услуг ЖКХ.
  2. Обеспечить правом на получение лекарственных препаратов и иного рода социальной помощи.
  3. Обеспечить правом на принятие детей из многодетных семей вне очереди в образовательные учреждения различного уровня.
  4. Обеспечить бесплатное питание и бесплатную медицинскую помощь и др.

Указ состоит из пунктов и подпунктов, каждые из которых содержат в себе отдельные распоряжения.

При этом, правительство Российской федерации обязано издавать постановления в сфере реализации данного указа, а так же отвечать контроль и надзор за правительствами регионов на предмет исполнения целей президентского указа. Указ не лишает права регионы и муниципальные образования в пределах своей компетенции издавать отельные правовые акты, направленные на поддержку и защиту многодетных.

Льготы многодетным семьям в 2021 – какие положены?

Программа и политика государства в сфере защиты многодетных представляет собой комплекс мер, направленных на предоставление определенных льгот и послаблений. В 2018 году можно выделить следующие аспекты:

  • бесплатное обучение детей;
  • предоставление земли;
  • предоставление субсидий и выплат иного рода;
  • бесплатное питание в школах;
  • обеспечение жильем;
  • бесплатная школьная форма;
  • муниципальная помощь в развитии бизнеса для родителей;
  • помощь в получении адресной кредитной помощи;
  • предоставление путевок в санаторно-курортные учреждения;
  • получение бесплатных медикаментов;
  • получение права на посещение культмассовых мероприятий и музеев;
  • помощь в трудоустройстве для родителей и др.

Перечень льгот уже освящался ранее. Стоит отметить что в льготы входит натуральное предоставление (например, земельные участки), выплата денежных средств в качестве пособий, транспортные льготы, досрочный выход на пенсию, ордена и медали и др.

Важнейшим условием получения той или иной льготы является наличие у семьи статуса многодетной. Это подтверждается путем выдачи специального удостоверения.

Его можно получить в органах социальной защиты населения, действующих в регионах. Для этого семье необходимо явиться туда и предоставить пакет документов, куда входят паспорта родителей, а также свидетельства о рождении детей. При отсутствии такого документа многодетная семья не может рассчитывать на получение той или иной меры поддержки.

Отдельного федерального закона по данному вопросу нет.
Важнейшие положения в рамках данных правоотношений содержатся в законе 138, который рассматривался ранее.

Указывается, что рассчитывать на получение земли на федеральном уровне могут семьи, имеющие трех и более детей. Это могут быть как земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, так и земли, предназначенные для садоводческой или огороднической деятельности.

Разумеется, что землю необходимо использовать по назначению. Для примера возьмем землю, предоставляемую под ИЖС. Земельным кодексом отводится ровно год на то, чтобы осуществить застройку.

Не обязательно возводить дом полностью, достаточно поставить фундамент. В той ситуации, когда за год необходимых действий произведено не было, государство или муниципальное образование имеет право изъять такой земельный участок.

Отдельного нормативного правового акта по данному вопросу не существует. Льготы, существующие для многодетных семей на сегодняшний день, закреплены указом президента Ельцина, а также региональными правовыми документами. Например, это «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Федеральные законы дают лишь отправную точку для регионов и муниципальных образований. Они же, в свою очередь, разрабатывают и реализуют различные программы по защите материнства, отцовства и детства.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ, от 29.12.2010 N 440-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 128-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 08.03.2015 N 54-ФЗ, от 23.05.2015 N 131-ФЗ, от 28.11.2015 N 348-ФЗ, от 30.12.2015 N 433-ФЗ, от 03.07.2016 N 302-ФЗ, от 28.12.2016 N 470-ФЗ, от 20.12.2017 N 411-ФЗ, от 28.12.2017 N 432-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 30.10.2018 N 390-ФЗ, от 18.03.2019 N 37-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 08.12.2020 N 409-ФЗ, от 22.12.2020 N 451-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2006 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки); (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 348-ФЗ)

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

Действие положений части 1 статьи 3 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).

Положения части 1 статьи 3 признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1) и 67.1 (часть 4), в той мере, в какой они не предоставляют права на получение материнского (семейного) капитала мужчине, который в установленном порядке признан в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью, а впоследствии вступил в брак и воспитывает своих детей в семье совместно с усыновившей (удочерившей) их супругой (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2021 N 30-П).

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

4) пол;

5) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных». (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 56-ФЗ)

Закон о льготах многодетным семьям

1. Лица, указанные в частях 1, 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня их поступления в такие органы и организации. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1.2. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата или поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата. (в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 390-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах: (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1) 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

2) 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

3) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

4) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

Действие положений части 1 статьи 6 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).

2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала. (в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)

Часть 2 статьи 6 не действовала с 01.01.2018 до 01.01.2020 (статья 12 Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ).

3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Пенсионный фонд Российской Федерации по запросу лица, получившего сертификат, предоставляет информацию о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок предоставления лицу, получившему сертификат, по его запросу информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. (в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 411-ФЗ)

Одним из самых распространенных вопросов у семей, которые хотят обратиться за пособием от государства, является вопрос, напрямую касающийся самого понятия «многодетная семья». Сколько детей должно быть в такой семье для того, чтобы она имела право на соответствующий статус? Дело в том, что ни один закон России не дает четкого определения этому термину. Ни в Семейном Кодексе, ни в федеральных законах не содержится точной информации, на которую можно было бы опереться, давая ответ.

Для того, чтобы иметь право на получение льгот, предоставляемых многодетной семье, родители должны получить соответствующее удостоверение, которое подтверждает их статус. Оформлением таких удостоверений занимаются районные отделения соцзащиты населения. Для получения удостоверения необходимо подготовить пакет документов, среди которых находятся следующие:

  • свидетельства о рождении (как копии, так и оригиналы);
  • удостоверения личности обоих родителей, а также детей, которым на момент подачи заявления исполнилось четырнадцать лет;
  • фотографии родителей;
  • свидетельство о заключении брака;
  • справка о составе семьи.

Иногда сотрудники отделений соцзащиты населения отказывают заявителям в предоставлении статуса многодетной семьи. Уважительных причин для такого отказа у работников несколько:

  • родители по каким-либо причинам были лишены родительских прав;
  • один из детей эмансипировался от родителей и стал жить и зарабатывать самостоятельно;
  • один из родителей находится в тюремном заключении;
  • дети пребывают на государственном обеспечении (например, находится в школе-интернате на постоянной основе).

Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ

С целью улучшения демографической ситуации государство активно использует политику поддержки семей. Принятие мер, направленных на рост рождаемости, влечет за собой реальную заинтересованность граждан.

Регулирование правовой сферы больших ячеек общества осуществляет закон о многодетных семьях, а главным законодательным актом является Указ Президента от 5 мая 1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Конкретного определения понятия многодетности в Российском законодательстве нет. Если обратиться к юридической практике, то в такую категорию попадут семьи, в которых больше трех несовершеннолетних детей:

  • рожденных,
  • усыновленных;
  • взятых под опеку.

Учитывается количество детей, на которых у родителей имеются права.

Документ обсуждается на различных правовых уровнях и существует в виде законопроекта.

Закон реализует главные аспекты сферы многодетности, закрепленные Конституцией, вышеприведенным Указом Президента, Семейным и Гражданским кодексами и иными актами органов государственной власти.

Целью проводимой работы станет создание единого акта, регулирующего правоотношения, связанные с многодетными ячейками общества и их обеспечением.

Действующие законы для многодетных семей предусматриваются властями субъектов РФ. Статус многодетной подтверждается наличием удостоверения, которое выдается по предъявлении родителем (усыновителем) документов-оснований в Управление социальной защиты по месту проживания:

  • заявление;
  • паспорта обоих родителей, при отсутствии прописки в которых дополнительно требуются документы, подтверждающие место жительства;
  • свидетельства о рождении детей и документы об их прописке;
  • фото родителей формата 3 х 4;
  • свидетельство об усыновлении (удочерении) дополнительно предоставляется усыновителем.

Указ N 431 главы государства считается основным документом, дающим гражданам уверенность в будущем их детей. Действует он с 1992 года и отражает все возможные льготы для многодетных родителей:

  • снижение платы за жилищно-коммунальные услуги на 30 % и более;
  • получение лекарственных препаратов для детей младше 6 лет безвозмездно или со скидкой 50 %;
  • проезд на общественных видах транспорта без оплаты;
  • первоочередное право приема детей в учреждения дошкольного образования;
  • льготное питание в учебных заведениях;
  • посещение музеев, выставок и парков культуры 1 раз в месяц без оплаты;
  • получение помощи в организации предпринимательской деятельности, получение земель для нее, льгот по земельному налогу;
  • получение участков под сад, огород;
  • льготное кредитование.

При формировании программ занятости в разрезе основных направлений экономики региона учитывается материальное положение родителей многодетных семей, их потребность устройства на работу и профессионального обучения.

Законопроект определяет перечень возможных кредиторов по кредитным договорам (договорам займа), на полное или частичное погашение которых направляются средства в рамках мер господдержки:

  • кредитная организация;
  • единый институт развития в жилищной сфере;
  • организация, включенная единым институтом развития в жилищной сфере в перечень уполномоченных организаций, предоставляющих ипотечные займы;
  • ипотечный агент;
  • учреждение, созданное по решению правительства для обеспечения накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Меры государственной поддержки будут действовать также в отношении ипотечных жилищных кредитов (займов), которые предоставлены на приобретение или строительство включенных в программу объектов недвижимости, включая оплату неотделимых улучшений и (или) оплату ремонта этих объектов, и (или) уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключение которых предусмотрено кредитными договорами.

В случае принятия закон вступит в силу со дня его официального опубликования. Предусматриваются переходные положения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *