Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС пояснения образец 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Пояснения о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.
Приведем образец пояснений при высокой доле вычетов по НДС.
Налоговый кодекс позволяет заявлять вычет НДС частично, а также переносить его на другие налоговые периоды в пределах 3 лет. Часто компании этим пользуются, чтобы не превышать безопасную долю вычета и не привлекать ненужное внимание в ходе камеральной проверки. При этом не подлежат переносу:
- вычеты с авансов;
- вычеты покупателя — налогового агента;
- вычеты по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал;
- командировочные вычеты.
Если вычет переносится на другой период, возникает расхождения в данных между декларацией налогоплательщика и его контрагента. Ведь контрагент выпишет счет-фактуру, включит сделку в базу по НДС и уплатит налог в том периоде, в котором состоялась сделка. А налогоплательщик заявит НДС по этой сделке в другом периоде.
Далее представлен вариант ответа на запрос пояснений в такой ситуации.
Ответ на требование № ___________ от __________ о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС
ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.
Сумма НДС и вычетов в декларации за II квартал 2020 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 3 200 000 рублей.
Расхождение с данными контрагента ООО «Ласточка» возникло из‑за переноса вычета по НДС в сумме 36 000 рублей со II квартала 2020 года на следующий период на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.
Контрагент ООО «Ласточка» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 25.05.2020 № 214 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2020 года. ООО «Ромашка» планирует заявить вычет по данному счету-фактуре в III квартале 2020 года.
ФНС и Минфин настаивают на том, что принять НДС с предоплаты к вычету можно только в том случае, если условия о перечислении предварительной оплаты содержится в договоре. Подразумевает привычный договор в виде отдельного документа. Если такого договора нет либо в нем отсутствует условие о предоплате, то налоговые органы в вычете отказывают.
Мнение арбитров на этот счет разные — есть решения, в которых наличие договора в виде самостоятельного документа признано необязательным. Ведь если компания перечислила предоплату, значит, она подтвердила факт заключения договора.
Однако налоговые органы от требования договора в таком случае не отказались. Правда, теперь они считают допустимым предоставление им копии, а не оригинала документа.
Таким образом, если заявляется НДС с предоплаты, ФНС может запросить договор (копию), в котором должно быть условие о предоплате. Иначе вычеты могут не признать.
Бывает, что в договоре фигурируют одна сумма предоплаты, а по факту покупатель переводит больше. В Минфине признали, что в таком случае принять НДС к вычету можно со всей фактически переведенной суммы предоплаты. Но налоговые органы тем не менее запрашивают в такой ситуации пояснения.
Ответить можно примерно так:
Ответ на требование № ___________ от __________ о вычете с перечисленного поставщику аванса
ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.
В строке 150 раздела 3 сумма вычета составила 36 000 рублей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 172 НК РФ, вычет НДС с аванса может быть произведен при выполнении следующих условий:
- продавец предъявил покупателю счет-фактуру на сумму аванса, который соответствует требованиям пункт 5.1 статьи 169 НК РФ;
- между продавцом и покупателем заключен договор, в котором содержатся условия предварительной оплате.
Эти условия применительно к рассматриваемой операции исполняются.
Нашей компанией был перечислен аванс в большем размере, чем предусмотрено договором, поэтому в вычету нами была заявлена большая сумма НДС. В соответствии с пояснениями Минфина, данными в письме от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323, такой порядок вычета не противоречит требованиям закона. Правомерность вычета также подтверждается арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).
Сообщаем также, что с суммы фактически перечисленного нами аванса контрагент исчислил НДС и отразил его в книге продаж и налоговой декларации.
В зависимости от предмета «камералки» претендентами на нее могут стать компании, в декларации по НДС которых:
1) обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся в ИФНС (декларации проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям – Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
2) заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Один из самых частых запросов налоговых органов в ходе камеральной налоговой проверки – истребование документов по льготным операциям, отражаемым в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению». (Напомним, что право на запрос документов в рамках «камералки» в части льготных операций может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц – п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, постановления АС УО от 24.02.2015 № Ф09-579/15 по делу № А71-6132/2014, от 17.02.2015 № Ф09-10024/14 по делу № А60-21098/2014, от 23.05.2014 № Ф09-5197/12 по делу № А60-32962/2011);
3) предъявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337);
4) выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению;
5) не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение. В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (п. 1 и 11 ст. 76 НК РФ).
Требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами трехмесячного срока). Компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (пп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ).
Однако компаниям следует иметь в виду, что непредставление пояснений не препятствует продолжению налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). При обнаружении налоговым органом налоговых правонарушений составляется акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). А на представление документов компании отводится десять рабочих дней после получения запроса на них из ИФНС.
В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/[email protected]). Если не составить пояснения либо представить их не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года – на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).
Приведем наиболее популярные требования налоговиков в части запроса документов и пояснений по заявленным вычетам НДС.
Компании получат требования налоговиков, если заявляют высокую долю вычетов.
На сегодняшний день налоговики применяют норматив, утвержденный Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Налоговый вычет по НДС не должен превышать:
-
89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев;
-
долю вычета НДС по региону.
Приведем образец ответа на подобный запрос.
Ответ на требование № 5/53 от 06.08.2018
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее. Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами:
1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года. Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.
2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены. В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж. Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35 %.
3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС. Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки.
Налоговая нагрузка по НДС 2021
Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.
Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540-О).
В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам кон-
трагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.
Ответ на требование № 5/54 от 06.08.2018
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/54 от 06.08.2018 поясняет следующее. Сумма налога и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 5 200 100 руб.
Расхождение с данными контрагента ООО «Лютик» возникли из-за переноса вычета по НДС в сумме 515 000 руб. со II квартала 2018 года
на III квартал 2018 года.
Контрагент ООО «Лютик» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 29.06.2018 № 4512 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года.
Компания, пользуясь правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ, заявит вычет по указанному счету-фактуре в III квартале 2018 года.
При переносе вычетов компании нужно иметь в виду, что нельзя переносить:
-
вычет с аванса («отработанный» аванс, возврат аванса);
-
«командировочные» вычеты;
-
вычеты покупателя, исполняющего функции налогового агента;
-
вычет по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал (письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/[email protected], Минфина России от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.10.2015 № 03-07-11/57833, от 21.07.2015 № 03-07-11/41908, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).
Нередко налоговики направляют компаниям требования о предоставлении пояснений, если в книге покупок отражен «отработанный» аванс с трехгодичным сроком давности.
Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03-07-11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.
Ответ на требование № 5/55 от 06.08.2018
о вычете с полученного от покупателя аванса
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/55 от 06.08.2018 поясняет следующее.
В январе 2015 года компания получила предоплату от покупателя ООО «Лютик» в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
С полученной суммы предоплаты компания исчислила НДС в размере 18 000 руб. и отразила в книге продаж за I квартал 2015 года.
Однако продукция была изготовлена и отгружена только в мае 2018 года в связи с освоением новой технологической линии производства. В связи с этим компания отразила в книге покупок за II квартал 2018 года вычет в размере 18 000 руб.
Трехгодичный срок для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае не действует.
Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.
Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 06.03.2009 № 03-07-15/39, УФНС по г. Москве от 26.05.2009 № 16-15/052780).
В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017). Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).
Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03-07-09/33573).
При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.
А вот если предоплата перечислена в большем размере, чем установлено договором, принять НДС к вычету можно со всей фактически перечисленной суммы предоплаты. Во всяком случае, такие рекомендации дают специалисты Минфина (Письмо от 12.02.2018 № 03-07-11/8323). Тем не менее налоговики на местах могут потребовать пояснений на этот счет. В такой ситуации предлагаем воспользоваться нашим шаблоном.
Ответ на требование № 5/56 от 06.08.2018
о вычете с перечисленного поставщику аванса
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/56 от 06.08.2018 поясняет следующее.
По строке 150 раздела 3 сумма вычетов составила 118 000 руб.
Для правомерного включения «авансового» НДС в состав налоговых вычетов должны выполняться условия, предусмотренные п. 9 ст. 172 НК РФ:
-
предъявленный продавцом покупателю авансовый счет-фактура должен быть оформлен в соответствии с требованиями п. 5.1 ст. 169 НК РФ;
-
должен иметься договор, содержащий условие предварительной оплаты.
Компания перечислила аванс в большей сумме, чем предусмотрено условиями договора. Возможность принять сумму вычета в подобной ситуации подтверждается Минфином (Письмо от 12.02.2018 № 03-07-11/8323) и арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).
Кроме того, НДС с авансов фактически уплачен поставщиком, который отразил сумму НДС в книге продаж и в налоговой декларации.
Таким образом, при наличии у компании договора, содержащего условие о предоплате, в случае превышения «договорной» величины аванса НДС можно принять к вычету с фактической предоплаты.
Большая часть запросов касается ситуаций, когда поставщик контрагента первого или последующего звеньев не сдает отчетность.
Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:
-
компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;
-
заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;
-
исполнитель по сделке фиктивный.
Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-
гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных фактов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).
Ответ на требование № 5/57 от 06.08.2018
о проявлении должной осмотрительности
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/57 от 06.08.2018 поясняет следующее.
При заключении договора поставки с ООО «Лютик» нашей компанией была проявлена должная осмотрительность. В компании разработано положение о проверке и мониторинге контрагентов.
Согласно положению в отношении ООО «Лютик» были затребованы и проверены следующие документы:
-
копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
-
устав;
-
приказ о назначении генерального директора;
-
выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
-
справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.
Кроме того, установлен факт отсутствия претензий к организации у государственных органов.
В течение 2018 года компания проводила сверку расчетов с ООО «Лютик».
С учетом изложенного считаем правомерным применение вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Лютик».
Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.
Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).
В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).
Ответ на требование № 5/58 от 06.08.2018
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счетов-фактур
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/58 от 06.08.2018 поясняет следующее.
Ошибка в номере счета-фактуры (номера отражены верно, ошибка заключалась в том, что подчеркивание в нумерации проставлено по середине, а не снизу, ввиду особенностей программного обеспечения) не привела к занижению налоговых обязательств по НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Компания представляет сканы 9 счетов-фактур, по которым заявлен вычет во II квартале 2018 года. В свою очередь, контрагент ООО «Лютик» отразил 9 счетов-фактур в книге продаж за II квартал 2018 года.
На основании изложенного, если компания исполнила требования налоговой инспекции, подавать уточненную налоговую декларацию нет необходимости (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
Нужно просто рассчитать вашу долю вычета по НДС и сравнить ее с показателями налоговой. Рассчитайте процент вычета по НДС от общей суммы начисленного налога.
Для расчета берите показатели вашей декларации по НДС из раздела 3:
- Исчисленный НДС.
- НДС к вычету.
Если у налоговой инспекции возникли вопросы в ходе камеральной проверке отчетности по НДС, требование в адрес налогоплательщика не заставит себя ждать. Причины для направления запроса в подотчетные организации разделяют на две группы. Чаще всего ФНС требует разъяснить:
- информацию по льготируемым операциям, которые были включены в отчетность НДС;
- выявленные расхождения и ошибки в декларационном отчете (их всего девять).
Пояснять каждую из причин придется по-разному. При получении требования от ФНС компании придется разъяснить контролерам только ту информацию, которая была запрошена. Дополнительных сведений не требуется. Конечно, если сам налогоплательщик не обнаружил другие недочеты в декларации по НДС.
Если ФНС запрашивает сведения о льготируемых операциях, то пояснения сформируйте в виде реестра документов, подтверждающих право на льготы по НДС. Это следует из Писем ФНС России от 22.02.2018 N СА-17-3/52, от 26.01.2017 N ЕД-4-15/[email protected]
Сами документы предоставлять не нужно. Достаточно только реестра, по установленной форме. Копии подтверждающей документации ФНС запросит позже. Конкретный перечень запрашиваемых бумаг будет установлен в зависимости от присвоенного уровня налогового риска по сверке СУР «АСК НДС-2» (Письмо ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/[email protected]).
Бланк реестра рекомендован в Приложении N 1 к Письму от 26.01.2017 N ЕД-4-15/[email protected]
Скачать образец предоставления пояснений по НДС в налоговую
В 2020 году оснований для направления требования по отчетности НДС у налоговиков стало больше. Раньше кодов недочетов в декларации было всего четыре. Теперь количество увеличили практически вдвое. Сейчас действует девять кодов помарок в декларации по НДС.
Коды видов ошибок в декларации по налогу на добавленную стоимость:
Код | Разъяснение |
0000000001 | Расхождение с отчетностью контрагента |
0000000002 | Не соответствие информации по разделам 8 (по книге покупок) и раздела 9 (по книге продаж). |
0000000003 | Расхождения между выставленными и полученными счетами-фактурами в разделах 10 и 11 |
0000000004 | Ошибка в конкретной графе отчета (номер ошибочной строки декларации указан в скобках) |
0000000005 | Неверно указана дата выставления счета-фактуры в разделах 8-12 |
0000000006 | Дата заявки на вычет превышает допустимый срок в три года |
0000000007 | Дата счета-фактуры, заявленной на вычет по НДС не соответствует периоду деятельности |
0000000008 | Некорректно указан код операции в разделах 8-12 декларации (кодификатор приведен в приказе ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-3/[email protected]) |
0000000009 | Неверно отражены аннулирующие записи в разделе 9 декларации |
Подробности в статье: Коды ошибок в декларации по НДС.
Если запрос ФНС содержит конкретный код ошибки, то действия налогоплательщика следующие. В первую очередь, требуется проверить декларацию по НДС:
- проконтролируйте правильность заполнения и арифметические подсчеты;
- сверьте данные с документами (журналами учета, счетами-фактурами, книгами покупок/продаж);
- проверьте суммы начисленного налога по ставкам.
Обратите особое внимание на то, как отражены в декларации сведения, по которым пришел запрос от ФНС (даты, суммы, номера счетов-фактур и прочее).
После проверки у налогоплательщика есть три варианта действия:
Ошибок в декларации нет |
Если в отчетности нет ошибок, то придется пояснить ФНС причину выявленных расхождений. В разъяснении следует указать, что:
Правила закреплены Письмом ФНС России от 03.12.2018 N ЕД-4-15/[email protected] |
Имеются недочеты, но налог не занижен |
Если недочет в отчете не привел к искажению сумм налоговой базы и занижению НДС, у налогоплательщика есть выбор. Допустимо три варианта:
Последний вариант рекомендован ФНС. Но этот способ подачи пояснений — право налогоплательщика, а не обязанность. |
Имеются ошибки, налог занижен |
Если же ошибки привели к занижению налога в отчетности, то подайте корректировку. А вот пояснения в данном случае предоставлять в ФНС не обязательно. Не забудьте доплатить часть налога, если в результате исправления ошибки образовалась недоимка перед бюджетом. |
Скачать образец ответа в ИФНС на требование о представлении пояснений по НДС
Как ответить на требования налоговиков по вычетам НДС?
Важно соблюдать новые правила подачи пояснений в ИФНС в 2020 году. По льготируемым операциям допустимо направить реестр как на бумаге, так и электронно. В данном случае не учитывается способ подачи декларации в ИФНС.
Если подаете пояснения по ошибкам и расхождениям, то отчитаться разрешено только в том виде, в котором сдаете декларацию. Если способ нарушен, то компанию или ИП оштрафуют. Электронный формат подачи разъяснений закреплен Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/[email protected]
Если компания или ИП имеет право отчитываться на бумаге, то и пояснения можно направить в виде бумажного документа. В ином случае пояснения будут считаться не представленными, и налогоплательщика ждут штрафные санкции.
После сдачи декларации по НДС из налоговой пришло требование дать пояснения по высокой доле вычетов по НДС? Пример объяснения легко найти в открытых источниках, но не стоит тратить время, потому что пояснительную документацию можно предоставить в произвольной форме.
Рекомендуется указать, что:
- показатели, указанные в декларации верны, проверены повторно и утверждены в прежних значениях;
- организация не допустила ошибок или неполного отражения информации, и предоставление уточненки не требуется;
- организация предусмотрела мероприятия, чтобы в следующем отчетном периоде повысить указанные показатели и снизить долю налоговых вычетов по НДС.
Рекомендуется расшифровать и приложить к объяснительной записке расчет спорных значений показателей и документацию, подтверждающую информацию, предоставленную в документации.
Чтобы объяснить, почему у организации высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС, пояснения (образец подходящий найти трудно, потому что причины у каждой организации индивидуальны) следует предоставить с приложением запрашиваемой документации в течение пяти банковских дней.
Не предоставив письменных объяснений по запрашиваемым инспекторами вопросам, предприниматель не несет ответственности перед законом.
Но своевременный ответ на требование налоговой в добровольном порядке избавит организацию от проблем с необоснованными штрафными санкциями, которые инспекторы на свое усмотрение начислят предприятию по спорным вопросам. К сожалению, в таких ситуациях спорные вопросы решаются не в пользу организации.
Конечно, налоговая инспекция оценивает налоговые риски компаний не по одному показателю, поэтому только превышение значений, установленных на основании информации статистики, не станет причиной проверки, но вот основанием для дополнительных требований инспекторов – обязательно.
Справедливо заметить, что, работая в рамках указанного показателя, предприниматель не застрахован от проверки со стороны налоговой.
Итак, руководителям организации стоит перед сдачей декларации проверить такой показатель, как доля налоговых вычетов по НДС, ведь превысив пороговое значение, спровоцируется живой интерес к компании со стороны проверяющих органов. Хотя, если бизнес компании носит законный и легальный характер, а сделки не имеют отношения к «компаниям-однодневкам», то и бухгалтеру, и директору нечего опасаться и имеется, что предоставить сотрудникам налоговой в качестве возражения на претензии.
Например, указать объективные причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, образец пояснения рассмотрим.
Задача руководителя организации в случае высоких значений показателя удельного веса вычетов по НДС снизить риск включения предприятия в план выездных проверок, а значит − доказать, что причины этого имеют объективный характер.
В каждом конкретном случае организация приводит соответствующие периоду причины, почему доля налоговых вычетов превышает пороговое значение.
Как пояснить в налоговую высокий удельный вес вычетов по НДС? Рассмотрим пять причин, как образец пояснения в налоговую о высокой доле налоговых вычетов по НДС. Они могут пояснить возникновение такой ситуации в организации.
Организации, чей бизнес только начинается, не имеют достаточного рынка сбыта, а вот расходов у «молодой» компании предостаточно. Например, счета-фактуры на оплату аренды офиса и склада, аванс за электроэнергию, подключение Интернета, телефона, закупка товара на склад для последующей перепродажи и т.д.
При таком раскладе затрат у организации много, а вот продажи еще не налажены и не приносят достаточного для покрытия расходов дохода.
В пояснениях для инспектора указываем в качестве причины повышения показателя: «В связи с началом предпринимательской деятельности затраты компании превышают ее доход. Для организации работы офиса и склада приобретено необходимое оборудование и мебель, а также оплачены услуги фирм, предоставляющих услуги связи. Внесены авансы для подключения компании к электроэнергии и отоплению. На склад поставлена продукция, реализация которой планируется на следующий квартал».
Как приложения предоставляем учредительную документацию, подтверждающую дату регистрации компании, а также все первичные документы с подтверждением перечисленных затрат: счета-фактуры, карточки бухгалтерских счетов, договоры, накладные, акты на предоставление услуг и т.д.
Например, руководителем организации издано распоряжение о затоваривании склада продукцией, которая в следующем квартале подорожает в закупке, поэтому купить товар заранее – значит приобрести дополнительную прибыль на разнице в цене. В итоге склад пополнится товарами, а в налоговом учете отразится высокий удельный вес вычетов.
В пояснениях указываем: «пополнение склада товарами для последующей его продажи в будущем периоде».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: карточки бухгалтерских счетов, подтверждающие оприходование и остатки товара на складе, копия договора на приобретение продукции, накладные.
Объемы продаж некоторых видов товаров находятся в зависимости от сезонности, например, товары для зимней рыбалки или газонокосилки. Продажи таких товаров практически прекращаются вне предполагаемого для их использования сезона. Однако, расходы, например, на хранение и обслуживание склада, остаются. Поэтому вычеты получаются высокие.
В пояснениях указываем: «сезонность товара».
Прикладываем документы, подтверждающие наличие расходов и остатков на складе.
Принять к вычету счет-фактуру можно только по факту ее получения от контрагента. При получении оригинала счета-фактуры, организация регистрирует ее поступление по почте в специальном журнале.
Но, к сожалению, почта не всегда безупречна в качестве предоставляемых услуг, и корреспонденция «задерживается», а иногда и вовсе теряется. Неудивительно, что счета-фактуры поступают бухгалтерии организаций с задержкой.
В результате некоторые счета-фактуры мы принимаем к вычету в следующем за их выпиской налоговом периоде.
Законом предусматривается возможность заявить счет-фактуру в более поздний срок, достаточно при этом приложить пояснение с обоснованием подобных действий с Вашей стороны.
В пояснениях указываем: «принятие к вычету счетов-фактур, выписанных в предыдущем налогом периоде из-за задержки поступления указанной документации в организацию».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: выписку из журнала регистрации счетов-фактур, копию самого счета-фактуры, выписку из книги покупок об отсутствии проведения указанных счетов-фактур в предыдущий налоговый период.
Рынок устанавливает уровень цен, выше которых организация не может установить цену реализуемых ею товаров. Поэтому, чтобы сохранить свои позиции на рынке, некоторые компании устанавливают на продукцию минимальные наценки и надбавки. При производстве может дополнительно возникнуть ситуация, когда сырье для производства закупается со ставкой НДС 10%, а реализация − 18%.
В пояснениях указываем: «маленькая торговая наценка с целью сохранения конкурентоспособности организации».
Прикладываем документацию, подтверждающую достоверность предоставленной информации: копии договоров на закупку товаров или сырья, накладные на закупку и отгрузку продукции.
Конечно, это только некоторые причины, которые будут приняты инспектором, как
пояснение в налоговую о высокой доле вычетов по НДС (образец: причина 1).
- на 10 рабочих дней — документов и пояснений, затребованных в рамках камеральной проверки деклараций по НДС;
- на 20 рабочих дней — документов и пояснений, затребованных ИФНС в других случаях и ФСС.
Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409.
Особенность пояснений по НДС в том, что ответить на требование надо в электронном виде (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК). Электронные пояснения к декларации по НДС составьте в специальном формате. Готовые формулировки для ответов можете взять из образцов ниже.
Большая доля вычетов по НДС
Налоговая нагрузка по НДС ниже среднеотраслевой
Организация заявила НДС к возмещению
Выручка в декларации по НДС не совпадает с данными бухгалтерского учета (необлагаемые операции)
Выручка в декларации по НДС не совпадает с данными бухучета (экспорт)
Выручка в декларации по НДС не совпадает с данными по расчетному счету
Выручка по НДС и налогу на прибыль отличается (внереализационный доход)
Выручка по НДС и налогу на прибыль отличается (реализация металлолома)
Суммы НДС в разделе 3 не соответствуют суммам налога в разделах 8 и 9
Вычет НДС в связи с возвратом покупателем товаров
Организация заявила вычет с аванса
Организация применила освобождение от НДС при реализации медицинских товаров
Расхождения из-за переноса вычета НДС на более поздние периоды
Инспекторов заинтересует убыток в отчетности. Они также сравнивают данные декларации по налогу на прибыль с декларацией по НДС, бухгалтерской отчетностью, выписками по расчетным счетам и другими документами.Данные часто не сопоставимы, но безопаснее ответить на требование, чтобы избежать штрафа.
Налог на прибыль за отчетный период снизился из-за сезонного снижения спроса на продукцию
В уточненке пришлось снизить сумму авансовых платежей из-за реорганизации в компании
Отразили убыток в декларации
Отразили убытки в нескольких периодах
Доходы в декларации расходятся с данными отчета о финансовых результатах
Расходы отличаются от данных отчета о финансовых результатах
Выручка по НДС и налогу на прибыль отличается (внереализационный доход)
Доходы в декларации отличаются от поступлений на расчетный счет
Прибыль в декларации отличается от той, что в бухотчетности
Прямые расходы больше, чем выручка от реализации
Амортизационную премию отразили, а стоимость основных средств в балансе уменьшилась
Амортизацию отразили, а отчет по налогу на имущество не подали
При расчете налога на прибыль показали амортизацию, а расчет по налогу на имущество не сдали
Высокая доля косвенных расходов в отчетном периоде
Состав внереализационных расходов
В декларации не указали внереализационные доходы
Организация уменьшила сумму начисленного налога на авансовые платежи
Внереализационные расходы превышают внереализационные доходы
В составе косвенных расходов указаны налоги, которые организация уплачивает в другой регион
Инспекторы сверяют показатели декларации по единому налогу с бухгалтерской отчетностью и выписками по расчетному счету. При расхождениях будьте готовы их пояснить.
Доходы в декларации не совпадают с выпиской из расчетного счета
Данные в декларации не совпадают с данными бухгалтерской отчетности
Показатели отчетности по налогу на имущество ИФНС сравнивает с данными из декларации по налогу на прибыль, бухгалтерского баланса и других отчетов. Проверяющие контролируют льготы и резкие изменения остаточной стоимости. Если получили требование — проверьте отчетность и при необходимости подайте уточненку. Когда ошибок нет, представьте пояснения.
Организация применяет региональную льготу по налогу на движимое имущество
Остаточная стоимость основного средства резко уменьшилась — списали имущество
Остаточная стоимость основного средства не соответствует той, что в балансе
В декларации по налогу на прибыль амортизация указана, а расчет по налогу на имущество не представлен
В декларации по налогу на прибыль отразили амортизационную премию, а стоимость имущества в балансе не увеличилась
Инспекторы проверяют 6-НДФЛ по контрольным соотношениям. Расчеты 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ инспекторы также сверяют с данными отчетов по страховым взносам. Если обнаружат расхождения, потребуют уточненку или пояснения.
Суммы по строке 070 раздела 1 не сходятся с показателями строк 140 раздела 2
Доходы в 6-НДФЛ и расчете страховых взносов отличаются (дивиденды)
В расчете 6-НДФЛ отражены доходы, но не показана сумма удержанного НДФЛ
Доходы в 6-НДФЛ не совпадают с оплатой труда по Отчету о движении денежных средств
Доходы в 6-НДФЛ и в ЕРСВ не совпадают
Доходы в 6-НДФЛ и в ЕРСВ не совпадают. Организация выплатила дивиденды учредителю — физическому лицу
Доходы в 6-НДФЛ и в ЕРСВ не совпадают. Организация выплачивала пособия
Доходы в 6-НДФЛ и в ЕРСВ не совпадают. Организация применила стандартные налоговые вычеты по НДФЛ
Доходы в справке меньше, чем в РСВ-1
Зарплата сотрудников не должна быть меньше МРОТ и отраслевых минимумов. Если получили из ИФНС требование о представлении пояснений о причинах низкой зарплаты, подготовьте ответ.
Зарплата меньше среднеотраслевой. Увеличились затраты, и спрос на продукцию упал
Зарплата ниже средней по отрасли. Часть сотрудников на неполной ставке
Снижение зарплаты. Изменились условия труда
Как правильно написать в налоговую службу пояснения к декларации по НДС
Налоговая нагрузка — важный критерий, на него смотрят налоговики, когда составляют список компаний для вызова на комиссию или план выездных проверок.
Показатель налоговой нагрузки по НДС складывается из двух составляющих:
- Доля НДС в сумме выручки.
- Доля вычетов по НДС в сумме начисленного НДС.
Что это за показатели и как их считать, читайте в письмах ФНС № ЕД-4-15/[email protected] и № АС-4-2/12722. Но в документах ничего не сказано о «плохих» значениях. Разберемся, как рассчитать каждый показатель и понять, к каким выводам придет налоговая.
В зависимости от предмета «камералки» претендентами на нее могут стать компании, в декларации по НДС которых:
1) обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся в ИФНС (декларации проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям – Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
2) заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Один из самых частых запросов налоговых органов в ходе камеральной налоговой проверки – истребование документов по льготным операциям, отражаемым в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению». (Напомним, что право на запрос документов в рамках «камералки» в части льготных операций может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц – п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, постановления АС УО от 24.02.2015 № Ф09-579/15 по делу № А71-6132/2014, от 17.02.2015 № Ф09-10024/14 по делу № А60-21098/2014, от 23.05.2014 № Ф09-5197/12 по делу № А60-32962/2011);
3) предъявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337);
4) выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению;
5) не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение. В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (п. 1 и 11 ст. 76 НК РФ).
Требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами трехмесячного срока). Компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (пп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ).
Однако компаниям следует иметь в виду, что непредставление пояснений не препятствует продолжению налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). При обнаружении налоговым органом налоговых правонарушений составляется акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). А на представление документов компании отводится десять рабочих дней после получения запроса на них из ИФНС.
В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/[email protected]). Если не составить пояснения либо представить их не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года – на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).
Приведем наиболее популярные требования налоговиков в части запроса документов и пояснений по заявленным вычетам НДС.
Компании получат требования налоговиков, если заявляют высокую долю вычетов.
На сегодняшний день налоговики применяют норматив, утвержденный Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Налоговый вычет по НДС не должен превышать:
- 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев;
- долю вычета НДС по региону.
Приведем образец ответа на подобный запрос.
Ответ на требование № 5/53 от 06.08.2018
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее. Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами:
1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года. Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.
2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены. В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж. Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35 %.
3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС. Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки.
Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.
Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540‑О).
В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам кон-
трагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.
Ответ на требование № 5/54 от 06.08.2018
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/54 от 06.08.2018 поясняет следующее. Сумма налога и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 5 200 100 руб.
Расхождение с данными контрагента ООО «Лютик» возникли из‑за переноса вычета по НДС в сумме 515 000 руб. со II квартала 2018 года
на III квартал 2018 года.
Контрагент ООО «Лютик» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 29.06.2018 № 4512 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года.
Компания, пользуясь правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ, заявит вычет по указанному счету-фактуре в III квартале 2018 года.
При переносе вычетов компании нужно иметь в виду, что нельзя переносить:
- вычет с аванса («отработанный» аванс, возврат аванса);
- «командировочные» вычеты;
- вычеты покупателя, исполняющего функции налогового агента;
- вычет по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал (письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/[email protected], Минфина России от 17.11.2016 № 03‑07‑08/67622, от 09.10.2015 № 03‑07‑11/57833, от 21.07.2015 № 03‑07‑11/41908, от 09.04.2015 № 03‑07‑11/20290).
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/56 от 06.08.2018 поясняет следующее.
По строке 150 раздела 3 сумма вычетов составила 118 000 руб.
Для правомерного включения «авансового» НДС в состав налоговых вычетов должны выполняться условия, предусмотренные п. 9 ст. 172 НК РФ:
- предъявленный продавцом покупателю авансовый счет-фактура должен быть оформлен в соответствии с требованиями п. 5.1 ст. 169 НК РФ;
- должен иметься договор, содержащий условие предварительной оплаты.
Компания перечислила аванс в большей сумме, чем предусмотрено условиями договора. Возможность принять сумму вычета в подобной ситуации подтверждается Минфином (Письмо от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323) и арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).
Кроме того, НДС с авансов фактически уплачен поставщиком, который отразил сумму НДС в книге продаж и в налоговой декларации.
Таким образом, при наличии у компании договора, содержащего условие о предоплате, в случае превышения «договорной» величины аванса НДС можно принять к вычету с фактической предоплаты.
Большая часть запросов касается ситуаций, когда поставщик контрагента первого или последующего звеньев не сдает отчетность.
Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:
- компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;
- заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;
- исполнитель по сделке фиктивный.
Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-
гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных фактов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).
Ответ на требование № 5/57 от 06.08.2018
о проявлении должной осмотрительности
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/57 от 06.08.2018 поясняет следующее.
При заключении договора поставки с ООО «Лютик» нашей компанией была проявлена должная осмотрительность. В компании разработано положение о проверке и мониторинге контрагентов.
Согласно положению в отношении ООО «Лютик» были затребованы и проверены следующие документы:
- копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
- устав;
- приказ о назначении генерального директора;
- выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
- справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.
Кроме того, установлен факт отсутствия претензий к организации у государственных органов.
В течение 2018 года компания проводила сверку расчетов с ООО «Лютик».
С учетом изложенного считаем правомерным применение вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Лютик».
Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.
Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).
В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).
Ответ на требование № 5/58 от 06.08.2018
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счетов-фактур
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/58 от 06.08.2018 поясняет следующее.
Ошибка в номере счета-фактуры (номера отражены верно, ошибка заключалась в том, что подчеркивание в нумерации проставлено по середине, а не снизу, ввиду особенностей программного обеспечения) не привела к занижению налоговых обязательств по НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Компания представляет сканы 9 счетов-фактур, по которым заявлен вычет во II квартале 2018 года. В свою очередь, контрагент ООО «Лютик» отразил 9 счетов-фактур в книге продаж за II квартал 2018 года.
На основании изложенного, если компания исполнила требования налоговой инспекции, подавать уточненную налоговую декларацию нет необходимости (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
Понятие «Налоговая нагрузка по НДС» упоминается в письме ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected], регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/[email protected] добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.
Итак, в отношении НДС в письме рассматриваются 2 расчетных показателя:
- удельный вес вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы. Напомним, ФНС ежеквартально выкладывает на своем сайте показатели для расчета безопасной доли вычета по регионам;
Оценить безопасную долю вычетов для вашей компании поможет статья «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2019-2020 годах?».
- налоговая нагрузка по НДС, представляющая собой отношение налога, начисленного к уплате по декларации, к налоговой базе.
В приложении 4 к этому документу приводятся алгоритмы расчета обоих показателей.
Показатель налоговой нагрузки по НДС, наряду с показателем удельного веса вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы, является одним из основных критериев для отбора кандидатов на проведение углубленной проверки их отчетных документов, учетных данных, представления дополнительных пояснений и для вызова налогоплательщика на комиссию налогового органа по легализации налоговой базы.
Критерии отнесения показателей налоговой нагрузки по НДС к понятию «низкая налоговая нагрузка» в документе не указываются. По аналогии с цифрами, приведенными для налога на прибыль, низкой налоговой нагрузкой по НДС могут считаться показатели: менее 3% для производителей продукции (товаров, работ, услуг) и менее 1% для торговых организаций.
См. также: «Расчет налоговой нагрузки в 2019-2020 году (формула)».
Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет и отражаемая по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, появляется в этой строке, если в результате арифметических операций с итоговыми суммами НДС, образовавшимися в разделах 3, 4, 5, 6 декларации, конечная сумма этих операций отражает обязательство по уплате в бюджет, а не по возмещению из него.
При этом НДС, попадающий в разделы 4, 5, 6 декларации, связан с операциями реализации по ставке 0%, и в итоговой сумме каждого раздела чаще всего представляет собой сумму налога к возмещению. Итоговая сумма раздела 3 декларации является разницей между суммой налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и суммой налоговых вычетов и чаще всего представляет собой сумму, подлежащую уплате в бюджет.
Соответственно, на сумму, начисленную к уплате в бюджет и отражаемую по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, влияют следующие факторы:
1. Величина налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и, в свою очередь, величина налогооблагаемой базы увеличивают сумму уплачиваемого налога.
2. Объем налоговых вычетов по полученным от поставщиков товаров (работ, услуг) документам, оформленным надлежащим образом, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
См. также материал «Какой порядок применения (принятия) налоговых вычетов по НДС: условия?».
3. Объем НДС с авансов, перечисленных поставщикам товаров (работ, услуг), при соблюдении всех условий для применения такого вычета и принятии организацией решения об использовании права на его применение, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
См. также материал «Принятие к вычету НДС с выданных авансов».
4. Объем НДС, начисленного при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащий вычету, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
5. Объем НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
См. также материал «Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров?»
6. Объем НДС, уплаченного налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов ЕАЭС, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
7. Объем НДС по закрытым за период авансам покупателей уменьшает сумму уплачиваемого налога.
8. Объем НДС, уплаченного налогоплательщиком за период в качестве налогового агента, уменьшает сумму уплачиваемого налога.
См. также материал «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».
9. Особенности алгоритма расчета распределения сумм налоговых вычетов между операциями, подлежащими налогообложению НДС (с учетом разбивки по разным ставкам), и операциями, не облагаемыми НДС. Распределению подлежат не только суммы вычетов по документам поставщиков, но и суммы, уплаченные таможенным и налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
При создании алгоритма такого расчета следует учитывать, что НДС с авансов (как полученных, так и уплаченных), НДС налогового агента, и НДС, начисленный при выполнении строительно-монтажных работ, в распределении не участвуют. Они должны быть приняты к вычету полностью в том периоде, когда появилось право на применение такого вычета. Это позволит обоснованно уменьшить сумму уплачиваемого в бюджет налога.
Кроме того, расчет распределения сумм НДС должен вестись с учетом остатков НДС, относящихся к реализации по ставке 0%, право на применение которой не подтверждено на начало расчетного периода. Остатки этого НДС должны быть отражены в бухгалтерском учете на отдельном субсчете счета 19. Полученный по расчету НДС, относящийся к операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от налогообложения НДС, должен быть включен в затраты по правилам ст. 170 НК РФ.
См. также: «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».
Деятельность любой организации постоянно контролируется органами Федеральной налоговой службы России. Особое вниманиеналоговая инспекция уделяет соответствию предельным значениям многих показателей (а их около сорока), поскольку зачастую именно они свидетельствуют о грубых нарушениях в бухгалтерском учёте.
Однако, наибольшее внимание все же оказывается критериям, связанным с начислением и уплатой НДС, в частности с размером суммы вычитаемой из налоговой базы для окончательного расчёта налога. Указанный вычет не должен превышать предопределенные рамки, которые установлены в процентном соотношении к сумме данного налога. Именно это ограничение называется удельным весом вычета по НДС.
Удельный вес для организаций ипредпринимателей рассчитывается для каждого индивидуально и зависит от размера налоговой базы и региона регистрации предпринимателя или предприятия. Влиять на него могут так же такие показатели, как сфера деятельности или рентабельность бизнеса.
Важно! Для каждого региона соотношение возможного вычета к налоговой базе может быть разное. Однако, по Российской Федерации в среднем на 1 января 2021 года оно составляло 88,06%.
В первую очередь, чтобы знать является ли сумма вычета выше необходимой и подготовиться к применению мер к Вашей организации налоговыми органами, нужно рассчитать ее удельный вес. Для расчёта можно использовать декларацию по НДС, а именно её третий раздел. В ней отражены такие строки:
- НДС к вычету – строка 190;
- НДС начисленный – строка 118.
Итак, значение удельного веса находят по следующей формуле:
НДС к вычету : НДС начисленный * 100%.
Чтобы проследить тенденцию желательно расчитывать удельный вес за несколько последних периодов.
При указании вычета по налогу на добавленную стоимость выше среднего значения необходимо подготовиться к тому, что налоговая потребует дать объяснения, направив соответствующеетребование или же вызвав налогоплательщика для дачи пояснений лично. Поэтому заранее следует подготовится, а именно:
- Собрать документы, подтверждающие право на вычет и его размер;
- Подготовить документы представителя организации о его полномочиях.
Деятельность любой организации постоянно контролируется органами Федеральной налоговой службы России. Особое вниманиеналоговая инспекция уделяет соответствию предельным значениям многих показателей (а их около сорока), поскольку зачастую именно они свидетельствуют о грубых нарушениях в бухгалтерском учёте.
Однако, наибольшее внимание все же оказывается критериям, связанным с начислением и уплатой НДС, в частности с размером суммы вычитаемой из налоговой базы для окончательного расчёта налога. Указанный вычет не должен превышать предопределенные рамки, которые установлены в процентном соотношении к сумме данного налога. Именно это ограничение называется удельным весом вычета по НДС.
Безопасная доля вычетов по НДС – это сумма, на которую компания может уменьшить свои налоги. Рассчитывается она так. Величина вычета, поделённая на сумму начисленного НДС, умноженная на 100 %. Где вычет – сумма налога, указанная поставщиками в счетах-фактурах. Полученную сумму нужно сравнить с контрольным значением и принять решение: оставлять текущие данные или переносить часть вычета на следующий квартал, если сумма вышла небезопасной.
Надо понимать, что как такового термина «безопасная доля вычета НДС» в Налоговом кодексе не существует. Но при этом все знают, что сумма вычетов за четыре квартала не должна в среднем превышать 89 % от начисленного за эти же кварталы налога. Более того, Федеральная налоговая служба регулярно обновляет данные по безопасной доле вычета. Эти данные публикуются в виде таблицы, где указан средний процент вычета по регионам, но без привязки к сфере деятельности компании.
При этом пороговые значения вычета довольно серьёзно разнятся по стране. Например, в данных за 2-й квартал 2021 года в Мурманской области безопасным значением признано 193 %, а в Астраханской и Оренбургской областях всего 72 %.
Такую статистику по регионам Федеральная налоговая служба выкладывает четыре раза в год: в начале февраля, в начале мая, в начале августа и в начале ноября. Соответственно, чтобы рассчитать долю вычета за 1-й квартал, нужно ориентироваться на данные от 1 февраля, за второй – от 1 мая и так далее. Найти данные можно на любом проверенном бухгалтерском ресурсе в интернете.
С 1 октября 2015 года вступят в силу следующие изменения, закрепленные в законе №238-ФЗ. Самыми значимыми можно считать следующие:
- Изменения, прежде всего, коснулись заключения сделок, которые осуществляются с внесением предоплаты продавцу в полном объеме или частями. Согласно 154-й статье НК уже после получения аванса продавец самостоятельно рассчитывает НДС с аванса и делает перечисление в бюджет. Покупатель же имеет право принять этот НДС в качестве вычета. С вступлением в силу закона предписывается действовать следующим образом: после отгрузки продукции (оказания услуг), цена которой меньше полученного аванса, покупатель получает возврат только по той сумме, которая указана в документах, например, счете-фактуре.
- Продавец принимает НДС к вычету только в размере суммы, указанной в документе — счете-фактуре. То есть, принять к вычету НДС можно только по фактически поставленной (отгруженной на склад) продукции.
- Журнал для внесения сведений о счетах-фактурах теперь могут вести посредники, как и ранее, а также лица, которые эти счета выставляют, осуществляя деятельность по экспедированию или застройке.
В общем, правила использования налоговых вычетов по НДС регламентируются 171-й статьей НК:
- вычетам подлежат те суммы НДС, которые подлежат уплате при покупке продукции, услуг или имущественных прав;
- вычет можно получить при провозе продукции на территорию страны без таможенного оформления, если эти товары приобретены для дальнейшей реализации или для совершения операций, прибыль с которых облагается налогом.
Видов вычетов довольно много:
- по купленным товарам или ;
- по авансам;
- при возврате продукции.
Налог на добавленную стоимость уплачивают организации и предприниматели, ведущие деятельность на ОСН, а также иные категории налогоплательщиков в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.
Налог к уплате рассчитывается по операциям реализации и приравненным к ним.
Сумму рассчитанного налога налогоплательщик вправе уменьшить на налоговый вычет.
Он представляет собой сумму налога, предъявленного налогоплательщику поставщиками товаров (работ, услуг) и указанного в счете-фактуре.
Чтобы применить вычитаемую сумму, необходимо соблюсти следующие условия:
- Приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет.
- Приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться при операциях, облагаемых НДС.
- Поставщик передал корректно оформленный счет-фактуру.
- С момента принятия на учет товаров (работ, услуг) прошло не более трех лет.