Порядок заключения договоров с поставщиками коммунальных услуг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок заключения договоров с поставщиками коммунальных услуг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.07.2013 N 614, от 25.02.2014 N 136, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 22.05.2019 N 637, от 13.07.2019 N 897, от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184)

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.

2. Установить, что:

подпункты «в», «г» и «е» пункта 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354;

Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.

3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

4. Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 6-месячный срок утвердить примерные договоры энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальных услуг соответствующего вида.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 февраля 2012 г. N 124

Заключение договоров предоставления коммунальных услуг

Законом типовой контракт на поставку тепловой энергии по 44-ФЗ не утверждён.

Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие следующих основных положений:

  • наименование заказчика и исполнителя;
  • объект закупки;
  • ИКЗ;
  • информация о количестве, месте и периоде оказания услуг;
  • цена контракта, порядок расчетов;
  • права и обязанности сторон;
  • условия об ответственности;
  • срок действия договора;
  • реквизиты сторон.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и т.п., регулируют «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Что вообще подразумевает под собой понятие «коммунальные услуги»? Отвечая на этот вопрос, можно разделить все виды коммунальных услуг на следующие:

а) холодное водоснабжение;

б) горячее водоснабжение;

в) водоотведение;

г) электроснабжение;

д) газоснабжение;

е) отопление.

Необходимо отметить, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).

Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.

в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Исполнитель, то есть организация, выбранная жильцами многоквартирного дома для обеспечения последнего коммунальными ресурсами, обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;

в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;

г) принимать в порядке и сроки, которые установлены Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, — также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

д) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требован��й и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;

За коммунальные услуги можно платить напрямую поставщику

Для контракта на определенные услуги связи есть пункт 1 упомянутой части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. По этому основанию можно закупить, например, услуги общедоступной почтовой связи.

Вместе с тем нужно помнить, что услуги, входящие в монопольный перечень, не стоит включать в один контракт с теми, которые не попадают в него. Это запутает поставщика и не понравится контролирующим органам (решение ФАС от 7 ноября 2017 по делу № ВП-540/17).

Если контракт заключается по пункту 1, 8 или 29 части 1 статьи 93, оформляется он по упрощенным требованиям. В нем должны быть такие положения:

  1. Преамбула, в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
  2. Условия о цене, ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
  3. Условия о неизменности положений контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
  4. Положение о сроке оплаты — не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
  5. Положение о расторжении — оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).

Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты. Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное — до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте. Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.

После размещения контракта начинается его исполнение. Работа для заказчика есть и на этом этапе. Необходимо осуществлять приемку услуг, получать от контрагента документы об оплате и вовремя ее производить.

Обмениваться документами с поставщиками коммунальных услуг придется ежемесячно и постоянно. Поэтому целесообразно заключить соглашение об электронном документообороте. Это позволит вовремя получать все документы, сократит затраты времени и количество ошибок.

Принятый и оплаченный контракт нужно разместить в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты принятия.

  • Письмо Минфина России от 14.02.2020 № 24-05-07/10234 «О закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) музыкальных инструментов для создания и (или) исполнения произведений»
  • Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 24-01-08/8520 «О внесении изменений в план-график закупок в связи с увеличением цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
  • Письмо Минфина России от 19.02.2020 № 24-01-07/11743 «О совокупном годовом объеме закупок при закупках у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя на сумму, не превышающую 300 тыс. руб»
  • Письмо Минфина России от 14.02.2020 № 24-05-07/10237 «О закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) музыкальных инструментов, необходимых для создания и (или) исполнения произведений»
  • Письмо Минфина России от 13.02.2020 № 24-06-07/9746 «Об использовании каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при закупках у единственного поставщика»

Запланированная закупка коммунальных услуг фиксируется одной строкой в плане-графике. В противном случае заказчика ждет штраф 30 000 рублей, о чем говорится в ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП.

В разрядах 30–33 ИКЗ необходимо прописать первые четыре цифры кода ОКПД2. Последний можно уточнить в приказе Минфина № 55н от 10.04.2019 г.

В качестве единицы измерения нельзя записывать «условную единицу» при закупке энерго-, водо-, тепло-, газоснабжения и водоотведения, ведь такой подход не позволит изменить объем услуг в договоре. Исключено указание о том, что получено 1,1 условной единицы коммунальных услуг, потому что объем таким образом не измеряется. Вместо этого следует использовать общепринятые единицы измерения:

Электроэнергия

Киловатт-час или ватт-час (кВт/ч, Вт/ч)

Водоснабжение и водоотведение, газоснабжение

Кубический метр (м3, кубометр)

Теплоснабжение

Гигакалории (Гкал)

Сведения должны быть в плане-графике за день до подписания договора с поставщиком. При закупке коммунальных услуг у единого поставщика по ст. 93 закона 44-ФЗ извещение не публикуется (согласно закону 71-ФЗ от 01.05.2019 г.).

Важно! С 1 июля 2020 г. извещения потребуются для малых закупок, проводимых в электронном формате по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ (п. 23 ст. 1 закона 449-ФЗ от 27.12.2019 г.).

Закупать коммунальные услуги стало проще. С 8 января 2020 года появилось больше возможностей для закупок у едпоставщика.

В рекомендации узнаете, почему новые правила лучше старых, как спланировать и купить коммунальные услуги и как изменить цену и срок договора.

Теперь заказчик может избежать лишних конкурентных процедур и заключить больше простых контрактов с едпоставщиком.

C 8 января появилось больше законных оснований для закупок коммунальных услуг​

. Изменили нормы закона по обслуживанию нежилых помещений. В законе скорректировали пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

До изменений. Раньше вы могли закупать коммуналку и обслуживание помещений у едпоставщика по пункту 23 части 1 статьи 93, только если помещение принадлежало вам на праве:

  • оперативного управления;
  • безвозмездного пользования.

Закупать без конкурентной процедуры можно было не все коммунальные услуги, а только по перечню из самого пункта. В перечень входили:

  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • охрана;
  • обращение с ТКО.

После изменений. Теперь можно закупать коммуналку у едпоставщика, если владеете помещением не только на праве оперативного управления или безвозмездного пользования, но и на любом законном основании, например:

  • хозяйственное ведение;
  • аренда;
  • собственность.
  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • охрана;
  • обращение с ТКО
  • техобслуживание;
  • эксплуатационный контроль зданий;
  • ремонт общего имущества.

​​Эксплуатационный контроль включает периодические осмотры, контрольные проверки состояния оснований, строительных конструкций, чтобы оценить их надежность (ч. 7 ст. 55.24 ГрК).

Техобслуживание нежилых помещений включает в себя внешнее благоустройство, санитарную уборку, замену осветительных приборов, сезонные работы по утеплению трубопровода, работы на инженерных сетях.

16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО

Да, вправе. Заказчик вправе купить у единственного поставщика коммунальные услуги для нежилых помещений по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона, если одновременно соблюдены два условия:

  • нежилыми помещениями владеете на любом законном основании, в том числе по договору аренды;
  • исполнитель уже оказывает те же услуги другому пользователю нежилых помещений, которые находятся в здании.

Помещения в здании должны занимать несколько организаций, то есть заказчик – не единственный арендатор на этой площади.

Если вы одни используете помещения в здании и коммунальные услуги оказывают только вам, то использовать пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ нельзя.

Тогда коммунальные услуги могут входить в стоимость арендных платежей или быть отдельными контрактами по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При соблюдении вышеуказанных условий такой контракт можно заключить с арендодателем. Если нет возможности заключить контракт непосредственно с коммунальными службами.

Когда организация предоставляет заказчику коммунальные ресурсы, она оказывает коммунальные услуги. Например, теплоснабжающая компания поставляет горячую воду.

Такой вывод следует из абзаца 9 пункта 2 Правил из постановления Правительства от 06.05.2011 № 354, далее – Правила № 354. Коммунальные ресурсы предоставляют исполнители, а заказчики закупают коммунальные услуги.

Холодная вода Холодное водоснабжение Горячая вода, горячая вода в открытых системах теплоснабжения Горячее водоснабжение Электроэнергия Электроснабжение Газ, в том числе в баллонах Газоснабжение Тепло, твердое топливо (например, уголь) Отопление Сточные воды централизованных сетей инженерно-технического обеспечения Водоотведение Обращение с твердыми коммунальными отходами Сбор, перевозка, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов

Коммунальные ресурсы и услуги перечислены в пунктах 2 и 4 Правил № 354.

Вы вправе закупить коммунальные услуги по спецпунктам или по общим основаниям. Спецпункты – это пункты, в которых прямо прописано, что закупать или у кого закупать. Например, пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ используют для закупок у монополистов, а по пункту 8 закупают вывоз мусора. Смотрите в таблице перечень спецпунктов для закупки коммуналки и что вы можете по ним купить.

Согласно ст. 27 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 электрическая энергия реализуется ПАО «ДЭК» как организацией имеющей статус гарантирующего поставщика на розничных рынках на основании следующих видов публичных договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии:

  • Договора энергоснабжения
  • Договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)

По договору энергоснабжения ПАО «ДЭК» обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

В целях надлежащего исполнения договора энергоснабжения ПАО «ДЭК» обязан урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергией, поэтому он заключает договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию. В рамках данного договора потребитель >самостоятельно заключает договор оказания услуг по передаче электрической энергией с сетевой организацией. При этом обязательства ПАО «ДЭК» по договору купли-продажи осуществляются не ранее заключения потребителем договора оказания услуг по передаче.

Инструкция по закупкам коммунальных услуг по 44-ФЗ

Договор энергоснабжения заключается в простой письменной форме.

Для заключения договора энергоснабжения потребителю необходимо предоставить в соответствующее отделение филиала ПАО «ДЭК» заявление о заключении соответствующего договора и следующие документы:

  • подписанный заявителем проект договора энергоснабжения или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) ПАО «ДЭК» на официальном сайте в сети интернет в соответствующем разделе (предоставляется по желанию потребителя).
  • копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя
  • копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе
  • копию документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление от имени заявителя — выписка из протокола (решения, приказа) о назначении на должность руководителя или доверенность на подписание договора, если договор подписывает не руководитель, копия паспорта гражданина Российской Федерации, или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин);
  • документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора; либо протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который подтверждает, что заявитель является победителем такого конкурса;
  • подписанная уполномоченным лицом энергосбытовой (энергоснабжающей) организации выписка из договоров энергоснабжения (мощности), заключенных с потребителями, в интересах которых энергосбытовая (энергоснабжающая) организация намеревается приобретать электрическую энергию (мощность) у гарантирующего поставщика, которая должна содержать сведения о сроках начала и окончания поставки электрической энергии в каждой точке поставки по каждому такому потребителю, о каждой такой точке поставки (предоставляются только энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, когда она выступает заявителем);
  • акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией, либо иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
  • акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
  • акт согласования технологической и аварийной брони, составленный потребителем и сетевой организацией и иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии, к чьим объектам электросетевого хозяйства присоединены энергопринимающие устройства потребителя.
  • Документ, указывающий величину максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых потребитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки.
  • Однолинейную схему электрической сети заявителя с указанием точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
  • Документы, содержащие описание приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств, с указанием типов приборов учета и их классов точности, мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной государственной поверки, межповерочного интервала.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями договора энергоснабжения электрической энергии являются условия, предусмотренные для договора купли-продажи (см. ниже), а также:

  • существенные условия договора на оказание услуг по передаче электрической энергией в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг:

Для заключения договора купли-продажи электрической энергии потребителю необходимо предоставить в соответствующее отделение филиала ПАО «ДЭК» следующие документы:

  • подписанный заявителем проект договора купли-продажи электрической энергии по соответствующей форме или протокол разногласий к проекту договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Основных положений (предоставляется по желанию потребителя)
  • копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя.
  • копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе,
  • документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление от имени заявителя, выписка из протокола (решения, приказа) о назначении на должность руководителя или доверенность на подписание договора, если договор подписывает не руководитель, копия паспорта гражданина Российской Федерации, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель);
  • документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора;
  • подписанная уполномоченным лицом энергосбытовой (энергоснабжающей) организации выписка из договоров купли-продажи (мощности), заключенных с потребителями, в интересах которых энергосбытовая (энергоснабжающая) организация намеревается приобретать электрическую энергию (мощность) у гарантирующего поставщика, которая должна содержать сведения о сроках начала и окончания поставки электрической энергии в каждой точке поставки по каждому такому потребителю, о каждой такой точке поставки (предоставляются только энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, когда она выступает заявителем);
  • акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией, либо иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
  • акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
  • акт согласования технологической и аварийной брони, составленный потребителем и сетевой организацией и иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии, к чьим объектам электросетевого хозяйства присоединены энергопринимающие устройства потребителя.

Существенными условиями договора купли-продажи являются:

Коммунальные услуги — это обеспечение учреждений водоснабжением и водоотведением, тепловой и электрической энергией и обращение с твердыми коммунальными отходами. По ст. 93 44-ФЗ, заказчики вправе закупать коммунальные услуги у субъектов естественных монополий, выступающих в роли единственного поставщика, если:

  • приобретаются услуги по поставке водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения (кроме поставок сжиженного газа) и обращению с твердыми коммунальными отходами, п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • заключается договор на поставку энергоснабжения, электрической энергии с гарантирующим поставщиком, п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

На основании положений ФЗ 147-ФЗ от 17.08.1995, передача тепловой и электрической энергии и обслуживание организаций по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Закупая электроэнергию, заказчик должен помнить, что по требованию п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ договор заключается только с гарантирующим поставщиком (35-ФЗ от 26.03.2003), который:

  • имеет статус гарантирующего поставщика, присвоенный ему в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляет энергосбытовую деятельности;
  • обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии, желающим приобрести электрическую энергию.

Так как цены на «коммуналку» подлежат государственному регулированию, то при заключении контрактов по «коммуналке» применяется тарифный метод обоснования цены: виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию, определены ч. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ от 07.12.2011, для тепловой энергии — ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010, для электрической энергии — ч. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ.

Тарифным методом цена контракта определяется как произведение количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) на цену (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

ЦК=V х Ц, где:

  • ЦК — цена контракта, определяемая тарифным методом;
  • V — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
  • Ц — цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение тепло- и газоснабжение определяется на основании регулируемых тарифов, установленных действующим российским законодательством, в пределах выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Договор по энергоснабжению или поставке электрической энергии заключается согласно п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик передает, а потребитель принимает и обязуется оплачивать электрическую энергию в количестве и по ценам, предусмотренным официальным документом. Стоимость такого контракта рассчитывается и обосновывается согласно тарифному методу определения цены контракта.

В том случае если цена контракта на коммуналку устанавливается в пределах 600 000 руб., то закупку проводят в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (Письма Минфина №24-03-07/63434 от 28.09.2017, №24-02-08/88374 от 29.12.2017).

При этом важно помнить, что заказчик заключает контракты на основании данного пункта на общую сумму не более 2 000 000 руб., либо не более 10% от совокупного годового объема закупок заказчика и не более 50 000 000 руб. В связи с чем проводить закупку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ следует только в исключительных случаях.

Ограничения суммы закупок, осуществляемых на основании п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Аналогично заказчики, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, вправе осуществить закупку в пределах 600 000 руб. Но годовой объем таких закупок не должен превышать 5 000 000 руб. или 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 000 000 руб.

Рассмотрим поэтапно:

  1. Заключение контракта.
  2. Внесение сведений о заключенном договоре в реестр контрактов в ЕИС. Сведения вносятся в пятидневный срок (рабочие дни) при заключении контракта и в аналогичный период при его исполнении либо отдельного его этапа (ч. 3 ст. 103 44-ФЗ).
  3. Оплата вносится только при наличии подписанных актов на оказанные коммунальные услуги.

Как оплачивать услуги ЖКХ без управляющих компаний

В каждом контракте на оказание коммунальных услуг в обязательном порядке указывают наименование заказчика и поставщика, полное описание объекта закупки (ст. 33 44-ФЗ), информация о количестве и о месте оказания услуги, период оказания услуги, источник финансирования и цена контракта, и следует предусмотреть в контракте цену единицы услуги.

В договоре необходимо указать, что его цена является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения договорных отношений (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), а также, что изменение условий контракта в период его действия допускается только в случаях, предусмотренных ст. 95 44-ФЗ.

ВАЖНО! Заказчик обязан включить в контракт условия об ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Контракт на коммунальные услуги заключается сроком на один финансовый год, согласно плану-графику и выделенным лимитам бюджетных обязательств. Перечисление денежных средств по договору происходит по платежным поручениям, в которых указывается номер и дата документа по перечисленной сумме.

В реестр вносятся суммы из исполненных за весь период платежных поручений, которые подкрепляются подписанными актами сдачи-приемки. Указываются реквизиты самого платежного поручения. По итогам внесения всех сумм в соответствии с ценой контракта на оказание коммунальных услуг в реестре контрактов производится закрытие конкретного контракта.

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил 354 «поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией». В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Правил 354 «поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении». Для отопления тот же пункт 7 Правил 354 устанавливает специальное требование: «определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами».

Согласно абзацу 5 пункта 6 Правил 354 «в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования)».

Таким образом, расчет объемов потребления всех коммунальных ресурсов, кроме теплоэнергии на нужды отопления, производится в соответствии не с Правилами 354, не с ПП РФ от 14.02.2012 № 124, не с иными нормативными правовыми актами (НПА) жилищного законодательства, а в соответствии с НПА именно гражданского законодательства — о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении и газоснабжении. Расчет объема потребления теплоэнергии с целью отопления производится в соответствии с Правилами 354, однако сам договор ресурсоснабжения при этом должен соответствовать именно законодательству о теплоснабжении.

В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Правил 354 «в случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами».

Стоит отметить, что гражданское законодательство о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении и газоснабжении предусматривает возможность заключения договоров ресурсоснабжения только в том случае, если сеть потребителя ресурса непосредственно присоединена к сети РСО. А поскольку нежилое помещение находится в многоквартирном доме (далее – МКД), то сеть нежилого помещения присоединяется не к сети РСО, а к внутридомовой сети МКД (которая, в свою очередь, присоединяется к сети РСО), из чего можно сделать вывод, что заключение договора ресурсоснабжения между собственникм нежилого помещения в МКД и РСО не основано на законе. Однако, такой вывод не будет правильным, поскольку Правила 354 прямо указывают на необходимость заключения договоров ресурсоснабжения между РСО и собственниками нежилых помещений, и то обстоятельство, что сеть нежилого помещения не имеет прямого подключения к сети РСО, не может являться основанием для уклонения от заключения такого договора.

Важнейшей частью договора ресурсоснабжения является порядок расчета объема потребленного в нежилом помещении коммунального ресурса. И если для случаев оборудования нежилого помещения индивидуальными приборами учета (ИПУ) коммунальных ресурсов расчет объемов их потребления и в жилищном, и в гражданском законодательстве одинаков, то при отсутствии ИПУ к порядку расчета объемов потребления возникают вопросы.

Договор электроснабжения заключается в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (параграф 6 главы 30), Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35 «Об электроэнергетике», Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и иных нормативных правовых актов.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

Из анализа законодательства следует, что договор ресурсоснабжения заключается с потребителем при условии обеспечения учета потребления энергии, то есть при наличии прибора, позволяющего учесть количество потребленной энергии. Однако возможны ситуации, когда потребителем не были предоставлены показания в определенный период, прибор учета вышел из строя или же просто отсутствует. В этом случае расчет ведется либо в порядке, предусмотренном самим договором, либо (в случае отсутствия такого порядка в договоре, либо при отсутствии договора вообще), в порядке, предусмотренном Приложением N 3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. ПП РФ от 04.05.2012 № 442.

Закупка коммунальных услуг: основания и порядок действий

Порядок заключения договоров энергоснабжения регламентируется нормами гражданского законодательства, а именно параграфом 6 гл.30 «Энергоснабжение» ГК РФ. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, газ, воду, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, газ, воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, газа, воды.

Правовое регулирование договора энергоснабжения не исчерпывается нормами, содержащимися в гражданском законодательстве, а более детально регулируется отраслевыми нормативно — правовыми актами, такими, как:

  • Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167;
  • Правила учета электрической энергии, утвержденные Минтопэнерго России и Минстроем России 19, 26 сентября 1996 г. (номера не имеет), зарегистрированы в Минюсте России 24 октября 1996 г. N 1182;
  • Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 17 мая 2002 г. N 317;
  • Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго России 12 сентября 1995 г. N Вк-4936, зарегистрированы в Минюсте России 25 сентября 1995 г. N 954.

Правовое регулирование заключения договора энергоснабжения имеет ряд отличительных особенностей, которые предприятиям необходимо учитывать в своей практической деятельности.

  1. В договоре энергоснабжения обязательно должно быть определено количество отпускаемой энергии, газа, воды (ст.541 ГК РФ), в противном случае на основании п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» договор энергоснабжения считается незаключенным.

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию, газ, воду через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. При этом количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии, газа, воды определяется в соответствии с данными учета об их фактическом потреблении. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии, газа, воды должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

  1. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии, газа, воды (п.2 ст.539 ГК РФ).
  2. Абонент на основании п.1 ст.539 ГК РФ и п.1 ст.543 ГК РФ обязан обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, газа, воды, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии, газа воды и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией, газом, водой.
  3. Передача энергии, газа, воды абонентом субабоненту возможна только с согласия энергоснабжающей организации (ст.545 ГК РФ). Для предприятия, которое является субабонентом, важно, чтобы это согласие было выражено в письменной форме в виде разрешительного документа или лучше в виде трехстороннего договора между энергоснабжающей организацией, абонентом и субабонентом, так как в противном случае на основании действующего налогового законодательства предприятие не сможет отнести суммы коммунальных услуг на расходы, учитываемые для целей налогообложения налогом на прибыль и зачесть НДС с таких коммунальных услуг. Кроме того, при возникновении перебоев в энергоснабжении или иных проблемных ситуаций, решать их, если энергоснабжающая организация не знает о субабонентах своих абонентов, на практике крайне сложно.
  4. С 1 апреля 2000 г. на основании п.2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294 «Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ», оплата электрической, тепловой энергии и природного газа осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения. Этот порядок не относится к услугам водоснабжения и канализации, по которым на основании п.1 ст.544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое (сброшенное) абонентом количество воды в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Оказание некоторых коммунальных услуг, таких, как вывоз отходов, мусора или уборка территории, также осуществляется и на основании договора подряда. Порядок заключения договора подряда регламентируется гл.37 «Подряд» ГК РФ. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Правовое регулирование порядка заключения договоров подряда также имеет ряд отличительных особенностей:

  1. Согласно п.1 ст.703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
  2. Договор подряда допускает участие в исполнении работы нескольких лиц (ст.707 ГК РФ), то есть выполнять одну работу могут несколько организаций. Кроме того, на основании п.1 ст.706 ГК РФ подрядчик, являясь генеральным подрядчиком, может привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично.
  3. По договору подряда риски распределяются между сторонами особым образом. Так, в соответствии с п.1 ст.705 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора подряда имущества несет предоставившая их сторона, а риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик.
  4. В договоре подряда в обязательном порядке указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, а в отдельных случаях могут быть предусмотрены промежуточные сроки выполнения отдельных этапов работ (п.1 ст.708 ГК РФ).
  5. Согласно ст.717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора подряда.
  6. Для договора подряда установлен особый порядок приемки работы. На основании п.1 ст.720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу, а при обнаружении отступлений от договора подряда, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику до подписания акта сдачи — приемки работ.

Рассмотрим все вышесказанное на конкретном примере.

Пример 4. Банк заключил с организацией, занимающейся уборкой территории, договор подряда на уборку территории, прилегающей к зданию банка. Стоимость работ по уборке территории установлена сторонами в размере 12 000 руб. в месяц, в том числе НДС. Банк в середине месяца отказался от услуг организации, занимающейся уборкой территории, так как принял на работу для уборки территории дворника. При этом банк оплатил 50 процентов стоимости работ по уборке территории в месяц, то есть фактически выполненную организацией работу. Организация потребовала оплатить всю сумму услуг по уборке территории в месяц. Кто прав в данной ситуации?

Комментарий: Согласно ст.717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора подряда.

Услуги ЖКХ могут быть предоставлены пользователю с момента получения последним такого права. Он возникает при получении статуса собственника, члена ЖСК, который предоставил помещение, нанимателя, арендатора. Виды предоставляемых услуг определяются исходя из степени благоустройства многоквартирного массива или домовладения.

Объем рассчитывается исходя из потребностей пользователя, в пределах технических возможностей инженерных систем. Обеспечение должно быть круглосуточным. Хотя законом допускаются определенные перерывы. Качество услуг должно соответствовать требованиям технических норм. Также все инженерные системы должны работать бесперебойно.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, пользователю предоставляются следующие виды услуг коммунального характера:

  1. Холодное водоснабжение. Сюда входит обеспечение питьем. То есть подача воды в жилые и технические помещения, включенные в общий объем имущества, а также в колонку, если массив не обеспечен внутренними инженерными системами.
  2. Горячее водоснабжение. Оно используется для гигиенических целей.
  3. Отведение воды. Это касается канализационной системы.
  4. Подача электрической энергии.
  5. Газоснабжение.
  6. Отопление.
  7. Сбор, перевозка, утилизация и обезвреживание бытовых отходов.

Любой договор должен содержать в себе раздел, касающийся его предмета, то есть объекта сделки.

В данном случае в качестве такового выступает процесс оказания услуг. То есть одна сторона обязуется их предоставить, а вторая принять, выполнять пользование ими и оплачивать. При этом вид услуг может и не фигурировать в данном разделе. Оформление такого перечня допускается в виде отдельного документа, который будет являться неотъемлемой частью договора.

Прямые расчеты за коммунальные услуги

Исполнитель по договору берет на себя следующие обязательства:

  1. Предоставление потребителю услуг в объеме и качестве, определенном условиями сделки.
  2. Заключение договоров с ресурсообеспечивающими организациями.
  3. Техническое обслуживание инженерных систем. В данном случае допускается привлечение третьих лиц на условия договора.
  4. Расчет и корректировка оплаты за предоставляемые услуги.
  5. В случае обращения потребителя, проведение проверки правильности начислений.
  6. Снятие показателей с общих учетных приборов в период с двадцать третьего по двадцать пятое число ежемесячно. Такие сведения сохраняются в течение тридцати шести месяцев и должны быть предоставлены по требованию пользователя в течение 1 рабочего дня.
  7. Снятие показателей с индивидуальных учетных приборов не реже одно раза в полгода.
  8. Проверка состояния установленной техники. Срок в данном случае не должен превышать десяти трудовых суток.
  9. Прием от потребителей показаний индивидуальных приборов учета.
  10. Информирование пользователей не реже одного раза в квартал о сроках и порядке снятия данных, об ответственности за нарушение таких правил, ограничении доступа представителям исполнителя к учетному оборудованию, самовольного вмешательства в работу техники.
  11. Принимать, учитывать и рассматривать жалобы пользователей о нарушении условий договора.
  12. Согласовывать с потребителем время доступа в помещение для снятия показаний, проведения проверок и плановых работ не позднее, чем за три рабочих дня. Это осуществляется в устной форме.
  13. Предоставлять потребителям сведения об исполнителе, вышестоящих органах управления, аварийно-спасательных службах, ценах и тарифах на услуги, категориях жильцов, пользующихся льготами, а также порядке и условиях их предоставления.
  14. Осуществлять ввод в эксплуатацию нового оборудования.

В то же время исполнитель наделяется некоторыми правами.

Минстрой РФ отмечает, что, согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнителями КУ могут быть:

  • управляющая организация,
  • ТСЖ или кооператив,
  • РСО.

Исполнитель КУ предоставляет коммунальные услуги, а потребители платят за них в соответствии с пп. 14–17 ПП РФ N 354. РСО, для которой заключение договора предоставления коммунальных услуг с потребителем обязательно, предоставляет КУ:

  • до начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения
  • с момента расторжения такого договора.
  • Без заключения договоров ресурсоснабжения управляющая организация, ТСЖ или кооператив быть исполнителями коммунальных услуг не могут.
  • Таким образом, РСО считается исполнителем КУ, когда договоры ресурсоснабжения с управляющими организациями, ТСЖ или кооперативами не заключены или расторгнуты.

Согласно пп. 6–9, 17 ПП РФ N 354, до заключения договора ресурсоснабжения РСО предоставляет КУ на основании договоров с собственниками и пользователями жилых помещений в МКД (решение ВС РФ от 13.01.2014 N АКПИ13-1116).

Минстрой РФ поясняет, как именно РСО предоставляет КУ потребителям, если договор ресурсоснабжения, заключённый с УО, товариществом или кооперативом, расторгнут.

У РСО есть право в одностороннем порядке отказаться от договора ресурсоснабжения (пп. «а» п. 30 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124).

Отказ может быть по отношению к УО, ТСЖ или кооперативам, у которых есть долг перед РСО в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчётных месяца. Долг должен быть признан по акту сверки расчётов или подтверждён решением суда.

Отметим, что РСО может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения, независимо от того, указано это в договоре или нет.

30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ. Согласно ч. 17 ст. 12 N 176-ФЗ, договоры, заключённые до этой даты, между собственниками и пользователями помещений в МКД и РСО, действуют до окончания срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

Если в доме меняется способ управления или выбирается УО, собственники помещений на ОСС могут принять решение о сохранении порядка предоставления КУ и расчётов за них с РСО.

В таком случае договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключённые РСО с собственниками до изменения способа управления МКД, продолжают действовать и после:

  • изменения способа управления МКД,
  • выбора иной управляющей организации.

Наличие:

  • договора ресурсоснабжения с собственниками помещений в МКД,
  • решения о сохранении порядка предоставления КУ и расчётов за них

даёт право РСО не заключать договор ресурсоснабжения с УО, ТСЖ или кооперативом.

Обратите внимание, решение ОСС о расчётах за КУ с РСО и решение ОСС о прямых расчётах с РСО (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) – не одно и то же.

Плюс для управляющей компании – уменьшение круга обязанностей.

Для представления каждой коммунальной услуги требовалось задействовать несколько механизмов:

  • расчет стоимости обслуживания;
  • распределение суммы по списку жильцов;
  • выставление счетов;
  • контроль за своевременной оплатой;
  • заключение договором с поставщиком услуг.

Мероприятия по установке счетчиков, их поверке и составлению актов о неисправности учетных приборов – все это также с переходом на прямые взаимоотношения находится в зоне ответственности РСК.

В этой ситуации управленческое предприятие может направлять все силы на выполнение обязанностей по качественному обслуживанию МКД.

Минусы прямых контрактов с РСО:

  1. Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
  2. Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
  3. Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.

Работа с должниками кропотлива и трудоемка:

  • ведение учета плательщиков и неплательщиков;
  • своевременное написание уведомлений о взыскании, их рассылка;
  • контроль за адресами, где надо частично прекратить подачу ресурсов, по причине возникновения долга.

Договор теплоснабжения с владельцем нежилого помещения

Сообщество совладельцев многоквартирного дома имеют право на заключение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при условии достижения кворума на ОСС.

Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.

Причины жалоб на работу РС могут быть:

  • некачественно поставляемые услуги;
  • перебои в подаче воды, свете, газа;
  • неправомерно завышенные платежи за обслуживание РСК.

Направлять претензию в жилищную инспекцию можно в индивидуальном порядке и коллективно. Для этого следует собрать пакет документов, подтверждающий факт нарушения. Обращаться в ГЖИ необходимо после того, как официальное письмо на имя руководства РСК было проигнорированы, о чем есть бумажное доказательство.

Кто несет ответственность за качество услуг? Кому передавать показания счетчиков?

3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых Договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах. Жилищный кодекс был дополнен ст. 157.2, которая так и называется

«Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Собственники квартир получили возможность заключения Договоров по услугам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Инструкция Центра защиты прав граждан «Прямые договоры в ЖКХ» расскажет, в чем преимущество прямых Договоров с ресурсниками, как перейти на такой Договор, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.

Для перехода на прямые договоры с РСО требуется решение общего собрания собственников (ОСС). Решение принимается простым большинством голосов. То есть общее собрание считается правомочным принимать решения, в случае если в нем принимают участие собственники, обладающие более чем 50% от общего числа голосов.

При этом решение по вопросу считается принятым, если «за» проголосовало большинство собственников из числа лиц, принимающих участие в общем собрании.

В целях определения момента заключения прямого Договора в повестке общего собрания и в Протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку Договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.

Копия Протокола собрания направляется инициатором в соответствующие ресурсоснабжающие организации не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников. Оригиналы Протокола и решений инициатор собрания обязан предоставить в этот же срок в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. А если МКД управляет ТСЖ – в ГЖИ.

Заключения Договора с ресурсниками в письменной форме не требуется. При этом законодательством предусмотрена возможность переноса момента заключения Договора на срок не более чем на три календарных месяца по инициативе ресурсоснабжающей организации.

О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет инициатора общего собрания собственников в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и Протокола общего собрания собственников помещений. Весь этот период управляющая домом организация обязана рассчитывать жителям платежи за коммунальные услуги.

Необходимо также учесть, что переход на прямой Договор влечет за собой изменение Договора управления с управляющей организацией. Речь идет об исключении функций сбора коммунальных платежей и передаче этих функций от УК к РСО.

Специалистами Госжилнадзора в целях оказания методической помощи собственникам разработан образец Протокола общего собрания по вопросу перехода к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями, который размещен в свободном доступе в интернете и может использоваться собственниками помещений при проведении общих собраний.

Ресурсник вправе отказаться от Договора с УК и потребовать прямых договоров с собственниками только в том случае, если УК имеет перед ресурсником задолженность по оплате за поставку ресурса в течение двух месяцев. Задолженность должна быть признана либо самой УК, либо установлена судом.

Если УК погасит задолженность до вступления в силу решения суда, то ресурсник теряет право расторгнуть Договор. При прекращении действия Договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме.

Информация должна быть размещена на информационных досках дома и опубликована в местной газете. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает прямой Договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.

Как закупить содержание помещений и коммунальные услуги в 2020 году

Прямые договоры можно признать более выгодными по нескольким причинам:

  • снижаются риски банкротств УК в связи со снижением числа возможных кредиторов;
  • если услуга некачественная, то потребитель может отказаться ее оплачивать, уведомив об этом ресурсника, на остальных услугах и платежах это не скажется;
  • при задолженности ресурсник вправе ограничить именно эту услугу, а не так как это было ранее – на усмотрение УК.

Единственное неудобство – увеличение числа квитанций и, возможно, разные места оплаты этих счетов.

31 июля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 №897-ПП, которое регулирует взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Касается оно жителей домов, где вода, свет, тепло и газ поставляются в квартиры собственников по прямому Договору с поставщиком ресурса, без участия управляющей организации.

Постановление №897-ПП выполняет следующие задачи:

  • утверждает форму типового Договора между УК и РСО;
  • регулирует сроки и состав информации, которую УК должна передать в РСО после заключения прямого Договора;
  • уточняет правила обмена показаниями индивидуальных приборов учета между УК и РСО;
  • прописывает правила приема жалоб на качество коммунальных услуг и требований перерасчета платы при некачественных услугах;
  • фиксирует правила взаимоотношений УК с Регоператором по обращению с ТКО при заключении собственниками прямого Договора (что актуально после новой мусорной реформы);
  • вносит уточнения и дополнения в права и обязанности исполнителей коммунальных услуг;
  • вводит запрет на размещение рекламы на платежных документах.

Постановление вменило в обязанность управляющих организаций предоставлять сотрудникам РСО доступ к общему имуществу многоквартирного дома в случае ограничения ресурса злостным неплательщикам. Во многих домах с этим возникают трудности. Например, в подвал среднестатистического многоквартирного дома без сотрудника УК попасть довольно сложно.

Однако теперь по соглашению ресурсник может уполномочить управляющую организацию ограничить или приостановить подачу ресурса должникам. Для этого между УК и РСО заключается соглашение.

  • снимать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ), установленных вне жилых помещений, и проводить проверку их состояния не реже одного раза в полгода (пп. «е(1)» п. 31 ПП РФ №354);
  • проверять состояние ИПУ по заявлению потребителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента его обращения (пп. «е(2)» п. 31 ПП РФ №354).

При этом все это РСО и Регоператор не могут сделать в одностороннем порядке. Для этого также требуются соответствующие соглашения.

Важно знать!
Если часть обязанностей, которые РСО получила при переходе на прямой Договор, была передана УК, то ресурсник/Регоператор обязан сообщить об этом потребителям. Для этого на информационных стендах в подъездах МКД и на досках объявлений в офисах РСО должна быть размещена соответствующая информация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *