Требования к монтажу пожарной сигнализации 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к монтажу пожарной сигнализации 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Расстановка и число пожарных извещателей

1. Настоящий документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее — объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

2. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», применяются требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, вправе применять положения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вне зависимости от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

3. Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с:

критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;

критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;

критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;

критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.

4. В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения.

5. В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:

а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);

б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями N 1 — 3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности;

г) лестничные клетки;

д) тамбуры и тамбур-шлюзы.

6. В лифтовых холлах и безопасных зонах допускается установка только системы пожарной сигнализации.

Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6 — 10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации.

7. Под площадью помещений, предусмотренных приложением N 3 к настоящему документу, понимается площадь части зданий или сооружений, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и перекрытий. В случае, если помещения не выделяются ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения.

8. Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.

Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.

9. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа.

10. Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений.

11. Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации.

Объект защиты Нормативный показатель
автоматические установки пожаротушения система пожарной сигнализации
1. Кабельные сооружения электростанций (за исключением частично закрытых кабельных галерей, прокладываемых снаружи зданий и сооружений) независимо от площади сооружения
2. Кабельные сооружения подстанций:
2.1. напряжением 500 киловольт и выше независимо от площади сооружения
2.2. напряжением менее 500 киловольт независимо от площади сооружения
3. Кабельные сооружения подстанций глубокого ввода напряжением 110 — 220 киловольт с трансформаторами:
3.1. мощностью 63 мегавольт-ампер и выше независимо от площади сооружения
3.2. мощностью менее 63 мегавольт-ампер независимо от площади сооружения
4. Кабельные сооружения промышленных и общественных зданий объемом сооружения более 100 куб. метров объемом сооружения менее 100 куб. метров
5. Комбинированные тоннели производственных и общественных зданий при прокладке в них кабелей и проводов напряжением 220 вольт и выше:
5.1. объемом сооружения более 100 куб. метров 12 и более кабелей от 5 до 12 кабелей
5.2. объемом сооружения менее 100 куб. метров 5 и более кабелей
6. Кабельные тоннели и полностью закрытые галереи (в том числе комбинированные), прокладываемые между промышленными зданиями объем сооружения 50 куб. метров и более
7. Городские кабельные коллекторы и тоннели (в том числе комбинированные) независимо от площади и объема сооружения
8. Кабельные сооружения при прокладке в них маслонаполненных кабелей независимо от площади сооружения
9. Закрытые галереи, эстакады для транспортирования лесоматериалов независимо от длины сооружения
10. Пространства за подвесными потолками при прокладке в них воздуховодов, трубопроводов с изоляцией, выполненной из материалов группы горючести Г2 — Г4, а также кабелей (проводов), не распространяющих горение, и с показателями пожарной опасности по пределу распространения горения кабельного изделия при групповой прокладке П1а, П1б, П2, П3 и П4, в том числе при их совместной прокладке:
10.1. воздуховодов, трубопроводов или кабелей (проводов), в том числе при их совместной прокладке, с объемом горючей массы кабелей (проводов) 7 и более литров на 1 метр кабельной линии
10.2. кабелей (проводов), не распространяющих горение, с общим объемом горючей массы от 1,5 литра до 7 литров на 1 метр кабельной линии
11. Емкостные сооружения (резервуары) для наземного хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом 5000 куб. метров и более
Объект защиты Необходимость оборудования автоматическими установками пожаротушения
1. Окрасочные камеры с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей оборудуются
2. Сушильные камеры (кроме камер с влажностью внутреннего воздуха свыше 60 процентов при температуре свыше 24 0С) оборудуются
3. Циклоны (бункеры) для сбора горючих отходов оборудуются
4. Масляные силовые трансформаторы и реакторы:
4.1. напряжением 500 киловольт и выше оборудуются независимо от мощности
4.2. напряжением 220 — 330 киловольт и выше оборудуются при мощности 200 мегавольт-ампер и выше
4.3. напряжением 110 киловольт и выше, установленные у здания гидроэлектростанций, с единичной мощностью оборудуются при мощности 63 мегавольт-ампер и выше
4.4. напряжением 110 киловольт и выше, установленные в камерах закрытых подстанций глубокого ввода и в закрытых распределительных установках электростанций и подстанций оборудуются при мощности 63 мегавольт-ампер и выше
5. Испытательные станции передвижных электростанций и агрегатов с дизель- и бензоэлектрическими агрегатами, смонтированными на автомашинах и прицепах оборудуются
6. Стеллажи высотой более 5,5 метра для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в зданиях любого назначения оборудуются
7. Масляные емкости для закаливания оборудуются при внутреннем объеме емкости 3 куб. метра и более

Примечания: 1. Оборудование, указанное в пунктах 3 и 5 настоящего документа, допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.

2. Окрасочные камеры с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом до 1 куб. метра допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.

3. Допускается не оборудовать автоматическими установками пожаротушения стеллажи высотой более 5,5 метра для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в здании склада категории В по пожарной опасности высотой не более 14 метров с хранением горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 метра, но не более 12,5 метра, оборудованного автоматическими установками пожаротушения с одноярусным расположением оросителей, монтируемых под покрытием складского помещения.

Характеристика системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре Тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
1 2 3 4 5
Способы оповещения людей о пожаре:
звуковой способ оповещения людей о пожаре, реализуемый:
звуковыми оповещателями пожарной тревоги, воспроизводящими специальный звуковой сигнал (сирену, тонированный сигнал и др.); + + * * *
речевыми пожарными оповещателями (громкоговорителями), транслирующими специальный текст; + + +
световой способ оповещения людей о пожаре, реализуемый:
световыми пожарными оповещателями, подающими специальный мигающий световой сигнал; * * * * *
световыми пожарными оповещателями с эвакуационным знаком «Выход»; * + + + +
световыми пожарными оповещателями, указывающими направление движения людей к эвакуационному выходу; * * + *
световыми пожарными оповещателями с эвакуационным знаком, указывающим направление движения людей к эвакуационному выходу, позволяющими при необходимости менять цветографическое изображение (смысловое значение) знака о направлении движения людей в процессе их эвакуации * +
Разделение здания на зоны оповещения людей о пожаре * + +
Обратная связь зон оповещения людей о пожаре с помещением пожарного поста (диспетчерской) * + +
Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации людей из каждой зоны оповещения людей о пожаре * +
Возможность управления из одного пожарного поста (диспетчерской) всеми системами противопожарной защиты здания, предназначенными для обеспечения безопасности людей при пожаре +

Лицензионные требования, вступающие в силу с 01 января 2021 года


Правительство обновило требования к оснащению зданий, сооружений, помещений и оборудования системами противопожарной защиты. Они распространяются на объекты, которые введены в эксплуатацию или проектная документация на которые направлена на экспертизу до вступления в силу техрегламента о требованиях пожарной безопасности.

Приведены критерии оснащения объектов пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.

Как я вижу текущую ситуацию. Последние существенные нормативные изменения в нашей сфере были в 2010-2012 годах. При этом вскоре после этих изменений в комьюнити инженеров сформировалось мнение, что они довольно «рыхлые». Они допускают разные трактовки, содержат противоречия, не закрывают все области применения.

При этом стопка диктующих документов уже давно переросла «Москву-Сити», и постичь их суждено только избранному (ну или искусственному интеллекту от ВНИИПО, если такой когда-нибудь появится). Регуляторная гильотина немного срезала их, но на месте отрубленных голов выросло по три новых: ФЗ, ГОСТов, СП, ПП и пр.

Для заказчиков необходимость реализации всех этих требований выглядит как дополнительные затраты, поэтому в попытке экономии средств они часто стараются выполнить их в минимально необходимых объемах. Это приводит к тому, что пожаров не становится меньше, а это, в свою очередь, вызывает ужесточение требований со стороны МЧС.

Статистика по динамике пожаров, и правда, не очень обнадеживающая. В 2008 году её попробовали исправить с использованием методики «следите за руками» — изменили критерии, кого считать погибшим при пожаре (перестали считать погибшими при пожаре тех, кто не погиб на месте возгорания, а, например, скончался позже в больнице). В 2019 году, правда, вернулись к более справедливому сбору данных: «Погибшим на пожаре признается лицо, смерть которого наступила на месте пожара или умершее от его последствий в течение 30 последующих суток».

Но статистика — поле интереса небольшого числа людей, а вот про «Зимнюю вишню» слышали все. Всё это и показало низкую отдачу в исполнении противопожарного режима и условности контроля за его исполнением на местах.

Обратная сторона медали тоже есть. Даже добросовестный собственник не застрахован от карательной дубинки, спрятанной в обилии нормативки, вариативности в трактовках этих норм, ведущей к злоупотреблениям на местах.

Всё это вместе и привело к изменениям, о которых я рассказываю.

Легкий оффтоп о том, как я вижу ситуацию в прекрасной России Будущего.

Вообще нужно понять, а с какого такого у инвестора должна появиться мотивация вкладывать кровные средства в пожарную безопасность? Для этого приоткроем шторы и ладонью растворим слой морозного узора на окне в Европейский Союз.

А там и увидим, что такая мотивация появляется на рынке с приходом обязательного страхования и страховых компаний, работающих с рисками. Цель которых — не выписать штраф за просроченный огнетушитель или за неработоспособную систему оповещения, а увеличить владельцу регулярный страховой взнос на основании выявленных недостатков. Такой подход работает в обе стороны: если владелец вложился финансами в модернизацию систем, он получает меньший страховой взнос, так как риски стали ниже. А при возникновении происшествия оно не разоряет его, поэтому данный подход хорошо зарекомендовал себя как рыночный механизмам регулирования. Как пример, посмотрите, как изменилась жизнь автолюбителей с приходом ОСАГО.

Среди других положительных сторон: появление финансовых средств в данном секторе жизнедеятельности общества, развитие частных экспертиз, снижение коррупционных составляющих, снятие части обременения с госструктур, позволяющее им фокусироваться на других важных задачах, исходя из специфики их функций, подготовка профильных специалистов высокого класса с достойным уровнем дохода и пр. Ну а главное, это приводит к снижению числа человеческих и материальных потерь, повышению безопасности и комфорта граждан в своей стране.

Во-первых, в новых стандартах взят курс на гармонизацию отечественных и европейских норм. Основные пересечения происходят со стандартами Европейского союза (EN) и британскими национальными стандартами (BS). Акцент сделан на полезном заимствовании, повышению требований к отказоустойчивости системы, избавлению от избыточных требований.

Приведу конкретные примеры:

  1. Введены требования к наличию уровню доступа для пожарных приборов, благодаря которым осуществляется дифференциация функций управления для диспетчеров, эксплуатации и инженеров технического обслуживания. Данный функционал уже есть в европейских приборах благодаря EN 54-2. Некоторым же отечественным приборам нужна доработка или ставить приборы придётся только на пожарном посту, согласно п. 5.12 СП484.

  2. По новым правилам должна быть предусмотрена защита приборов от системной ошибки, если на прибор подключено более 512 пожарных извещателей (ПИ) или контролируемая ими площадь более 48 000 кв. м. Годнота в том, что определение системной ошибки раскрыто: неисправность прибора, вызванная полным или частичным отказом (сбоем) процессора(ов) или устройства хранения информации о конфигурации прибора.

    Отмечу, что на рынке встречается две основные разновидности выполнения этого требования: а) резервирование платы с контроллером (процессором) и устройствами хранения данных в приборе модульного типа и б) резервирование функций одного прибора другим (Master-Slave).

    Аналогичные требования изложены в п.13.7 EN54-2 и п.4.5.3.1 EN54-13. Они приводят к необходимости децентрализации и построению распределённых систем на контроллерах с ёмкостью до 512 устройств или к применению приборов большей ёмкости, но с защитой от системной ошибки.

    По моим наблюдениям, даже в проекты, где использовали титулованных вендоров, проектировщики редко закладывали резервный контроллер ввиду избыточности по текущим нормам и с точки зрения экономии бюджета. С 1 марта, соответственно, сэкономить уже не получится.

  3. В новом СП484 п.п.6.3 вводится понятие и требования к зоне контроля пожарной сигнализации (ЗКПС). Это сделано для того, чтобы сегментировать объекты защиты для повышения отказоустойчивости системы пожарообнаружения. В частности, в ЗКПС может включаться не более 32 пожарных извещателей в одном или смежных помещениях. При этом единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных датчиков, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС. Единичная неисправность включает в себя обрыв или короткое замыкание в шлейфе. Таким образом применять нужно кольцевой шлейф непосредственно внутри ЗКПС, а по границам ЗКПС ставить изоляторы КЗ. По данному пункту идёт прямое пересечение с Приложением С и п.12.5.2 EN54-2. Согласно этих требований мы приходим к кольцевой топологии шлейфов и к увеличению количества изоляторов КЗ (менее удобный путь) или к применению адресных устройств со встроенными изоляторам КЗ (более удобный путь).

Интересно, что в перечень зданий, которые должны быть обязательно оборудованы пожарной сигнализацией, попали частные жилые дома — см.п.6.2 Таблицы-1 СП486, где сказано: «Оборудуются автономными дымовыми пожарными извещателями независимо от площади». Напомню, что автономные ПИ не только обнаруживают признаки возгорания, но и имеют средства оповещения о сработке.

Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.

Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.

Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.

Пожарная безопасность: изменения в 2021 году

Порядок использования регламента 043/2017 утвержден решением Комиссии ЕЭК от 23 июня 2017 года N 40. Этот нормативный документ распространяет свое действие на следующие категории продуктов:

  • вещества, применяемые для тушения возгораний, включая порошки и пенообразователи;
  • средства обеспечения огнезащиты для разных типов конструкций;
  • электромонтажная продукция погонажной группы;
  • огнетушители;
  • автономные типы устройств, используемых для тушения возгораний;
  • пожарные краны и шкафы;
  • средства для тушения пожаров мобильного типа;
  • технические элементы, применяемые в виде компонентов систем пожарной автоматики, включая системы пожарной сигнализации, оповещения, автоматического управления эвакуацией граждан в случае возгорания и проч.;
  • технические элементы, применяемые в роли компонентов автоматических систем тушения возгораний, включая автономные, модульные и роботизированные установки пожаротушения;
  • роботизированная техника для тушения возгораний;
  • специальные средства защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения;
  • защитная одежда для пожарных, а также профессиональные средства защиты отдельных частей тела;
  • устройства и техника для спасения людей, находящихся на высоте, в случае пожара;
  • инструменты для осуществления спасательных и иных работ при пожаре;
  • дополнительное снаряжение, используемое для организации работы пожарных;
  • пожарная техника и оборудование;
  • вещества и материалы для заполнения проемов и организации противопожарных преград;
  • технические приборы, входящие в состав систем противодымной вентиляции.

Перечисленные продукты для продажи на рынках государств, входящих в состав ЕАЭС, теперь должны иметь особую разрешительную документацию, оформленную по новым правилам.

По правилам установленным новым нормативным документом, в 2021 году ответственность за оформление необходимой разрешительной документации согласно нормативам нового технического регламента возлагается на заявители. В этой роли может действовать производитель или продавец товара, а также его импортер – в случае, если организация, которая производит такие продукты, располагается вне границ Евразийского таможенного союза. В целях подтверждения соответствия установленным нормативам техрегламентом выделяются два основных типа процедур:

  • сертификация;
  • декларирование.

Правом выполнения необходимых операций для установления соответствия товара актуальным нормативам наделены только уполномоченные сертификационные центры. Они должны пройти процедуру аккредитации в ЕАЭС. Процесс проверки с выполнением требуемых испытаний и исследований должен быть организован в условиях специальной лаборатории, которая также должна пройти процедуру аккредитации. В случае успешного прохождения продуктом процесса оценки соответствия на него оформляется сертификат или декларация. Максимальный срок действия этого документа для серийных продуктов составляет 5 лет. Если же документ оформляется на партию продукции или единичный товар, срок его действия не определяется. В качестве дополнения к выдаваемому сертификату или декларации на сам товар или его упаковку наносят уникальную маркировку, которая подтверждает его соответствие нормативам ТР ЕАЭС 043/2017.

В целях организации постепенного перехода к новым требованиям и минимизации отрицательного влияния процесса внедрения техрегламента ЕАЭС на состояние рассматриваемой отрасли на этапе начала его применения устанавливается переходный период. Правила работы участников рынка в течение этого срока определены положениями Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125.

Согласно этому документу, средства тушения пожаров, которые прошли сертификацию или декларирование по национальным правилам до даты вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017, могут продолжать обращаться на рынке без оформления дополнительной документации в течение ограниченного времени. Решением № 125 устанавливается, что выданные им документы будут применяться до окончания срока их действия. При этом максимальный срок их использования ограничивается 18 месяцами после вступления в силу интересующего нас техрегламента.

Это значит, что такая документация в наиболее благоприятном случае может действовать в течение 2020 года и шести месяцев 2021 года. По окончании этого периода документы перестанут давать право на обращение товара на рынке, даже если срок их действия еще не закончился. В этой ситуации производителю или продавцу нужно будет оформить разрешительную документацию по новым правилам.

До середины 2021 года также разрешается производство и выпуск на рынок товаров, которые отвечают нормативам национальных технических регламентов; однако маркировать их единым знаком, подтверждающим соответствие ТР ЕАЭС 043/2017, нельзя. Наконец, можно изготавливать и продавать продукты, которые раньше не подлежали прохождению обязательной процедуры оценки соответствия, однако подпадают под действие нового техрегламента.

В национальных правилах обеспечения пожарной безопасности и выполнения контроля за соблюдением таких требований в 2021 году тоже произойдут серьезные изменения. При этом в реальности они нацелены на более долгосрочную перспективу. Так, в 2021 году МЧС в качестве пилотного проекта по увеличению степени цифровизации процедур надзора планирует внедрить на ряде предприятий систему дистанционного контроля за работой автоматических систем противопожарной защиты предприятий.

Предполагается, что такая система обеспечит возможность следить за работой таких установок в режиме реального времени. Если по какой-то причине автоматические системы на объекте отключены или работают с перебоями, такая информация будет оперативно поступать на контрольный пункт МЧС. Собственник объекта или эксплуатирующая его организация по электронной почте получит оповещение об обнаруженной проблеме, в котором будет содержаться предупреждение о необходимости ее ликвидации. Если это не будет сделано, информация о нарушении будет передана в прокуратуру, а к ответственным лицам применят установленные меры административного воздействия.

2020-21 годы станут первым временным периодом, в течение которого будут в полном объеме применяться поправки, недавно внесенные в постановление Правительства от 25 апреля 2012 года N 390. Этот нормативный документ устанавливает правила организации противопожарного режима на разных категориях объектов.

Этот нормативный документ применяется уже несколько лет, однако в 2019 году в него был внесен ряд серьезных изменений. Это произошло в связи с вступлением в действие постановлений Правительства от 7.03.2019 N 248 и от 20.09.2019 N 1216. Согласно рассматриваемым правовым документам в этой области вводятся следующие новые требования:

  • торговые объекты освобождены от ряда ранее установленных обязанностей. В список упраздненных входит обязанность организовывать круглосуточное дежурство персонала — теперь это не требуется даже в тех ситуациях, когда их работа предполагает ночное нахождение людей в торговой точке. Кроме этого, сокращена зона действия запрета на выполнение погрузки и выгрузки товаров по путям эвакуации: теперь в рабочее время объекта нельзя занимать для этих целей только те из них, которые непосредственно организованы для эвакуации покупателей;
  • для ряда отдельных объектов установлена возможность курения табака в случае, если здесь организованы специальные места для курения. К таким объектам теперь относятся склады, базы, злаковые поля, сенокосные территории, хлебоприемные пункты, взрыво- и пожаоопасные участки, производства, где используются легковоспламеняющихся вещества, и некоторыеиные объекты. Ранее курение в таких местах было полностью запрещено;
  • необходимость указания категории пожарной и взрывной опасности, а также класса зоны на дверях большей части помещений, имеющих складское или производственное назначение. Единственным исключением из состава этого требования становятся помещения, которые в соответствии с действующим порядком входят в категорию Д;
  • запрет использования открытого огня на балконах и лоджиях, расположенных на объектах жилого назначения, включая многоквартирные дома, общежития и гостиницы;
  • необходимость информирования зрителей, посещающих культурные и зрелищные объекты, о требованиях действующих правил пожарной безопасности, а также местах расположения средств тушения возгораний и расположении эвакуационных выходов. Такое информирование должно выполняться путем трансляции голосового сообщения до начала сеанса, спектакля или шоу;
  • согласно требованиям пожарной безопасности установлены новые правила организации работы медицинских организаций, а также оформления проектной документации для таких объектов. В стационарных организациях, которые предполагают пребывание пациентов с тяжелыми заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного передвижения, а также детей, палаты для этих категорий пациентов должны располагаться в основном на первых этажах. При этом в цокольных этажах медицинских организаций запрещено размещать кладовые и склады, если это прямо не указано в проектной документации.

Контроль за выполнением установленных правил будут выполнять сотрудники МЧС.

Новые правила противопожарного режима 2021

В пояснительной записке к предоставленному документу упоминаются все важнейшие факторы для пересмотра текста действующего федерального закона. Это необходимость внедрения риск-ориентированного подхода, осуществление программы «регуляторной гильотины» и вступление в действие техрегламента 043/2017. Кроме исключения требований закона № 123-ФЗ, которые стали дублирующими по отношению к положениям технического регламента ЕАЭС, в проект документа содержатся следующие предложения:

  • расширение понятийного аппарата, который применяется для организации работ в области пожарной безопасности и осуществления контроля за качеством продуктов, используемых в рамках этой работы. В список новых понятий, содержащихся в проекте, входят такие как«безопасная зона», «противопожарный разрыв», «пожарный отсек» и другие;
  • введение четких критериев, при выполнении которых пожарная безопасность конкретного объекта расценивается как обеспеченная на достаточном уровне. Эти критерии приведены в обновленной редакции статьи 6 123-ФЗ;
  • описание регламента выполнения оценки пожарного риска, который описывается в той же статье 6;
  • уточнение свойств, обусловливающих пожарную опасность разных типов горючих материалов, включая строительные, кожевенные и текстильные. Они приводятся в новой редакции статьи 13;
  • введение обновленной классификации материалов по разным критериям, включая скорость распространения пламени, дымообразущую способность и т.д. Эти классификации также указаны в статье 13;
  • объемное описание новых требований к организации эвакуационных путей, приведенное в статье 89;
  • описание областей использования разных типов облицовочных и отделочных материалов для конкретных категорий помещений, приведенные в приложениях к федеральному закону № 123-ФЗ;
  • дополнительные нововведения.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 июля 2020 г. N 1128

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.

9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

В данной сфере крайние значительные перемены в законодательной базе были введены в 2010-2012 годах. Совсем скоро после этого в инженерном сообществе возникло видение, что перемены слишком поверхностные. Они допускали различные трактовки, имели много противоречий, не затрагивали все сферы применения. Помимо изменения базовых стандартов возникло много новых ФЗ, документов и прочего, из-за чего проблем у проектировщиков, монтажников и заказчиков становилось все больше.

Со стороны заказчика необходимость реализовать все эти требования сопряжена с дополнительными расходами, поэтому они стараются обычно реализовать их в минимально необходимых объемах, чтобы экономить средства. В результате пожаров не становится меньше, поэтому со стороны МЧС выставляются все более жесткие требования.

Все эти факторы привели к тому, что в законодательстве необходимы были изменения, которые позволят улучшить положение.

Изменения в правилах пожарной сертификации в 2021 году

П. 6.6.5 СП 484.1311500.2020 содержит конкретные сведения. Зона контроля точечных ИП имеет форму круга, аспирационных ИП – совокупность зон контроля отверстий воздухозабора, линейных ИП – протяженные участки шириной в два радиуса в соответствии с параметрами высоты помещения.

В СП5.13130.2009 указаны точные радиусы действия точечных ПИ для всевозможных высот помещения, где они будут использоваться. Монтаж извещателей допускается произвольный, по квадратной либо треугольной решетке. В стандарте прописаны все значения расстояний и радиусов действия ПИ в соответствии с использующимися типами.

В СП 5.13130.2009 прописана ширина зоны защиты, обслуживаемой линейными ПИ, равная 9 метров. Наибольшая допустимая высота помещения допускается 21 метр, нет требования монтажа линейных ПИ в два яруса, когда они устанавливаются в зоне с высотой потолков более 12 метров. Не требуется подтверждать расчетом вероятность расположения линейных извещателей ниже 0,6 м от базовых перекрытий. В таком случае требуется, чтобы расстояние между оптическими осями приборов было не более 25% высоты монтажа оборудования от стен. Запрещен монтаж линейных дымовых извещателей на сэндвич-панели.

Вне зависимости от класса ПИ и высоты обслуживаемой зоны радиус контроля составляет 6,27 м. Отверстия в трубах допускается размещать по треугольной либо квадратной решетке. При наращивании численности отверстий в трубах достигается существенное наращивание расстояния между устанавливаемыми излучателями.

В п. 6.6.23 для ПИ класса А наибольшая разрешенная высота пространства прописана равной 30 м, для класса В – 18 м, для класса С – 12 м, В п. 6.6.23 указана возможность защиты ПИ высокостеллажных складских пространств до 40 м высотой, при этом они монтируются в два уровня. Это значительно расширило возможности использования аспирационных извещателей на фоне линейных ПИ.

В СП5.13130.2009 прописаны расстояния для установки тепловых ПИ. Например, для точечных тепловых ПИ в пространствах высотой до 3,5 метров радиус действия составляет 3,55 м. На базе этих сведений при монтаже приборов по квадратной решетке наибольшее допустимое расстояние между ними будет равно 5,02 м, а расстояние до стены 2,51 м.

Для помещений большей площади допускается расположение по треугольной решетке с определенными расстояниями между отдельными ПИ.

В СП 5.13130.2009 прописано, что в пространствах высотой не более 3,5 метров наибольшее расстояние между ПИ составляет до 5 метров, а при радиусе зоны защиты ПИ до 3,55 м допускается монтаж приборов на отдалении до 7,1 м. Такое положение не касается многоточечных линейных тепловых ПИ, обеспечивающих защитную зону в формате совокупности зон контроля точечных приборов.

Так же, как в BS 5839-1, в п. 6.6.36 прописано требование касательно наименьшего допустимого расстояния от ПИ до выступающих элементов конструкций строительного объекта либо инженерного оборудования, составляющее не менее двух высот указанных компонентов. Расстояние от прибора до вертикальных поверхностей и остальных элементов, выступающих от перекрытий на 0,25 м и сильнее, должно быть от 0,5 м. Расстояние до светильников, не выступающих за пределы поверхности, не регламентируется нормативами.

В п. 6.6.37 четко прописано, что расстояние от прибора до объекта, который препятствует распространению потоков тепла и дыма в помещении измеряется по наименьшему пути от центра ПИ до самой близкой точки объекта контроля.

На данный момент, построение систем пожарной сигнализации можно глобально разделить на два типа:

  • централизованное – когда система имеет центральный (главный) блок управления ППКП и множество второстепенных блоков (контроллеры, расширители и т.п.), которые служат для подключения конечных устройств (датчики и т.п.).

Для полного понимания данных изменений нужно ознакомится с новыми терминами:

  • единичная неисправность линий связи – единичное нарушение работоспособности одной из линий связи;
  • зона контроля пожарной сигнализации (ЗКПС) – территория или часть объекта, контролируемая пожарными извещателями, выделенная с целью определения места возникновения пожара, дальнейшего выполнения заданного алгоритма функционирования систем противопожарной защиты.

Согласно пункта 5.4 «СПА должна быть спроектирована таким образом, чтобы в результате единичной неисправности линий связи был возможен отказ только одной из следующих функций:

  • автоматическое формирование сигнала управления не более чем для одной зоны защиты (пожаротушения, оповещения и т.п.);
  • ручное формирование сигнала управления не более чем для одной зоны защиты (пожаротушения, оповещения и т.п.).

Таким образом, согласно новым правилам, проектировщик на этапе проектирования системы должен самостоятельно разделить объект на ЗКПС и отобразить это в проекте, так как в дальнейшем эта информация понадобиться в пусконаладке системы и её эксплуатации. Каким же образом происходит деления объекта на ЗКПС? На это даёт ответ новый свод правил в следующих пунктах:

6.3.3. В отдельные ЗКПС должны быть выделены:

  • квартиры, гостиничные номера и иные помещения, которые находятся во временном или постоянном пользовании физическими или юридическими лицами;
  • лестничные клетки, кабельные и лифтовые шахты, шахты мусоропроводов, а также другие помещения или пространства, которые соединяют два и более этажей;
  • эвакуационные коридоры (коридоры безопасности), в которые предусмотрен выход из различных пожарных отсеков;
  • пространства за фальшпотолками;
  • пространства под фальшполами.

Требование распространяется для случаев, когда контроль СПС данных помещений и пространств необходим в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Также согласно пункта 6.3.4. «ЗКПС должны одновременно удовлетворять следующим условиям:

  • площадь одной ЗКПС не должна превышать 2000 м2;
  • одна ЗКПС должна контролироваться не более чем 32 ИП;
  • одна ЗКПС должна включать в себя не более 5 смежных и изолированных помещений, расположенных на одном этаже объекта и в одном пожарном отсеке, при этом изолированные помещения должны иметь выход в общий коридор, холл, вестибюль и т.п., а их общая площадь не должна превышать 500 м2.

Единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных ИП, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС.

Выводы:

Данные изменения существенно затронули принципы строения как адресных, так и безадресных СПС. Суммируя все вышеизложенное, можно графически отобразить принципы строения адресных и безадресных СПС.

Согласно пункта 5.20 «Рекомендуется предусматривать запас по ёмкости ППКП и ППУ для подключения дополнительных устройств, который может быть задействован при производстве перепланировок или реконструкции. Если иное не определено заданием на проектирование, то запас должен составлять:

  • не менее 20%, если планировка и вид отделки определён;
  • не менее 100%, если не определена окончательная планировка помещений и возможно дополнительное оборудование помещений фальшполами и подвесными потолками.»

Согласно данного пункта, чтобы сэкономить деньги Заказчика, нужно будет прописывать в ТЗ минимальный запас ёмкости ППКП и ППУ, так как в ином случае придётся предусматривать запас в 100%, например при проектировании торговых центров, где площади имеют свободную планировку.

Более критичным в данном случае является пункт 5.7, согласно которому, все используемые при монтаже СПС аксессуары, например шкафы, баксы и т.п., должны иметь сертификацию производителя и иметь документ подтверждающий что конкретный прибор был протестирован в совместной работе с данным аксессуаром. То есть, для того чтобы защитить пожарный извещатель от механических повреждений, необходимо использовать только те аксессуары, которые производитель протестировал совместно с данным извещателем и указал про это в паспорте на извещатель.

Согласно требованиям пункта 5.21 «СПА не должны выполнять функции, не связанные с противопожарной защитой, за исключением следующих функций, использующих общие исполнительные устройства:

  • трансляция музыкальных программ, рекламных и информационных объявлений, иных сообщений, связанных с гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями;
  • управление водоснабжением объекта;
  • управление естественным проветриванием здания;
  • управление общеобменной вентиляцией здания.

Данные требования затрагивают все ППКП, которые ранее совмещали в себе функционал пожарной и охранной сигнализации. Согласно новым требованиям, ППКП уже не могут принимать сигналы от несертифицированных устройств, так как это может нарушать работу СПС. Однако выдача сигналов с пожарной централи никак не ограничена на смежные системы.

Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128

6.4.1. Принятие решения о возникновении пожара в заданной ЗКПС должно осуществляться выполнением одного из алгоритмов: A, B или C. Для разных частей (помещений) объекта допускается использовать разные алгоритмы.

6.4.2. Алгоритм A должен выполняться при срабатывании одного ИП без осуществления процедуры перезапроса. В качестве ИП для данного алгоритма могут применяться ИП любого типа, при этом наиболее целесообразно применение ИПР.

6.4.3. Алгоритм B должен выполняться при срабатывании автоматического ИП и дальнейшем повторном срабатывании этого же ИП или другого автоматического ИП той же ЗКПС за время не более 60 сек, при этом повторное срабатывание должно осуществляться после процедуры автоматического перезапроса. В качестве ИП для данного алгоритма могут применяться автоматические ИП любого типа при условии информационной и электрической совместимости для корректного выполнения процедуры перезапроса.

6.4.4. Алгоритм C должен выполняться при срабатывании одного автоматического ИП и дальнейшем срабатывании другого автоматического ИП той же или другой ЗКПС, расположенного в этом помещении.

При использовании адресных автоматических ИП и получении сигнала «Неисправность» от одного или нескольких адресных автоматических ИП в помещении допускается формировать сигнал «Пожар» при срабатывании одного адресного автоматического ИП.

При использовании безадресных автоматических ИП, подключённых в разные, но взаимозависимые линии связи одной ЗКПС, в случае наличия извещения о неисправности одной линии связи или нескольких из них допускается формировать сигнал «Пожар» при срабатывании одного безадресного автоматического ИП.

6.4.5. Выбор конкретного алгоритма осуществляет проектная организация при условии, что алгоритмы A и B могут применяться только для ЗКПС, которые не формируют сигналы управления СОУЭ 4 — 5 типов и АУПТ. Сигналы управления СОУЭ 4 — 5 типов и АУПТ могут быть сформированы от ЗКПС при выполнении алгоритма A, если в данной ЗКПС установлены только ИПР.

Новый СП кардинально изменил правила строение СПС в жилых зданиях. Если вкратце, то теперь любое жилое здание вне зависимости от высоты должно быть оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации с соблюдением всех правил по размещению пожарных извещателей и алгоритмов принятия решения о пожаре, изменения по которым были изложены выше. Также в новом СП проектировщики получили ответы на ряд вопросов, которые ранее были спорными, например:

  • стоит ли дублировать шлейфовые извещатели автономными?

Согласно пункту 6.2.14 «В случаях, когда нормативными документами по пожарной безопасности предписывается оснащение помещений автономными ИП, они могут быть заменены на автоматические ИП со встроенными звуковыми (речевыми) оповещателями.»

  • нужно ли устанавливать автономные пожарные извещатели в прихожих и кухнях?

Согласно пункту 6.2.15 «При оборудовании жилых зданий СПС в прихожих квартир должны быть установлены автоматические пожарные извещатели, подключённые к приемно-контрольному прибору жилого здания. При отсутствии прихожих, пожарные извещатели должны быть установлены в радиусе не более 1 м от входной двери (в проекции на поверхность пола). В лифтовых холлах и в межквартирных коридорах должны быть установлены ручные и дымовые ИП.

  • стоит ли оборудовать одноквартирные жилые дома и квартиры студии автоматической ПС?

На данный вопрос даёт ответ пункт 6.2.16 «Жилые помещения (комнаты), прихожие (при их наличии) и коридоры квартир следует оборудовать автономными дымовыми ИП вне зависимости от этажности здания, в том числе в одноквартирных и блокированных жилых домах.»

Выводы:

Данный раздел потерпел кардинальных изменений, благо создатели нового СП дали подробный перечень зданий и сооружений, которые подлежат оснащению адресными или безадресными АПС в зависимости от их функционального назначения, площади и высоты потолков. Данный перечень находится в приложении А СП 484.1311500.202, где Вы его и можете детально изучить, мы лишь подведём небольшой итог всех изменений. А итог следующий, что большинство объектов, в том числе и небольшой площади, теперь подлежат оборудованию адресными системами. Как мы понимаем это вызвано тем, что данные системы более надёжные и точные, позволяют определять точное место возникновения пожара, а значит дают возможность значительно быстрее его локализовать. Но тем не менее, также много объектов, в основном небольших площадей, могут быть оборудованы безадресной системой, но стоит учитывать тот факт, что данные требования лишь допускаю установку безадресной системы, окончательное решение принимает проектная организация на основе дополнительных данных про тот или иной объект.

Итак, с 1 марта 2021 года взамен действующего сегодня свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (утверждён приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175, в редакции от 01.06.2011) вступят в силу следующие документы:

  • СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» (утверждён приказом МЧС России от 31 июля 2020 года № 582) – далее по тексту СП 484.
  • СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (утверждён приказом МЧС России от 31 августа 2020 года № 628).
  • СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (утверждён приказом МЧС России от 20 июля 2020 года № 539).

Свод правил СП 5.13130.2009 включает в себя нормы и правила проектирования систем пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения, а также перечень объектов, подлежащих защите установками пожаротушения и пожарной сигнализации.

Новый свод правил СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» содержит только требования проектирования систем пожарной сигнализации.

Соответственно, требования к автоматическим установкам пожаротушения, а также перечень объектов, подлежащих защите установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации, вынесены в отдельные своды правил — СП 486.1311500.2020 и СП 485.1311500.2020.

Отметим, что в разработке находится еще один свод правил, который также должен будет прийти на смену СП 5.13130.2009. Он будет определять нормы проектирования систем передачи извещений о пожаре.

Визуально изменения в составе документов выглядят так:

Нововведения в своде правил СП 484.1311500.2020: разбор полётов

В целом, требования к проектированию систем пожарной сигнализации стали жёстче, при этом надежность и жизнеспособность систем стала выше, т.е., новые требования своевременны, актуальны и являются отражением развития технологий в области обеспечения противопожарной защиты.

Отдельные требования могут привести к удорожанию систем противопожарной защиты. Это относится, в частности, к изменениям в части резервирования и повышения отказоустойчивости систем (увеличение количество пожарных извещателей на одну контролируемую зону, изменение условий расстановки извещателей, дублирование и резервирование линий шлейфов пожарной сигнализации и д.р.). Увеличение количества оборудования также скажется и на трудоёмкости эксплуатации. Однако, на другой стороне весов стоит увеличение надежности, снижение рисков ложных срабатываний, создание условий обеспечивающих более высокую защиту зданий и сооружений от пожара и, как следствие, человеческих жизней и материальных ценностей.

Чтобы понять какие изменения наступили для количества датчиков, применяемых на объекте, рассмотрим практические задачи размещения датчиков дыма в соответствие новым сводам правил СП 484.

Своды правил не содержат требование «трех датчиков», поэтому следует предполагать, что цель, достигаемая идеей требования «трех датчиков» как-то спроецирована в новые требования, но имеет уже более формальную и понятную формулировку.

С 1 марта 2021 года вступил в силу новый свод правил СП 484.1311500.2020 «Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования».

Вместе с СП 485 (автоматическое пожаротушение) и СП 486 (перечень объектов для установки пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения) документ заменил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

С 1 марта 2021 года проектирование и монтаж СПА (систем пожарной автоматики) должны выполняться по нормам СП 484, 485, 486. Если система уже смонтирована по проектной документации, разработанной до 1 марта 2021 года, переделывать ее по новым нормативам не требуется.

  • СП 484. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты.
  • СП 485. Автоматические установки пожаротушения.
  • СП 486. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, где обязательно установить автоматическое пожаротушение и пожарную сигнализацию.

С 1 марта 2021 года закон требует устанавливать пожарную сигнализацию в квартирах. Застройщикам необходимо учесть это при проектировании и строительстве зданий.

Автоматическая пожарная сигнализация обязательна для всех жилых зданий, вне зависимости от этажности, количества квартир или наличия систем дымоудаления. Помимо квартир, извещатели пожарной сигнализации обязательны в эвакуационных коридорах.

Протокол вопросов-ответов по итогам PROПРОЕКТ-2021

СП 484.1311500.2020 требует разделять объект на зоны контроля пожарной сигнализации. Под этим понятием подразумевают одно или несколько помещений, контролируемых пожарными извещателями.

Требования к ЗКПС

  • Максимальная площадь — 2000 м².
  • Одну зону контролируют максимум 32 пожарных извещателя.
  • Одна зона может включать не более пяти помещений (смежных или изолированных) на одном этаже или в одном пожарном отсеке.
  • Изолированные помещения одной зоны должны иметь выход в общий коридор, вестибюль или холл.
  • Общая площадь изолированных помещений внутри одной зоны не должна превышать 500 м².
Обязательно выделяются в отдельные ЗКПС
Пространства под фальшполами Пространства за фальшпотолками
Эвакуационные коридоры с выходом из разных пожарных отсеков Лестничные клетки, шахты лифтов, мусоропроводов, кабельные шахты*
Квартиры, офисы, гостиничные номера

*а также другие помещения и пространства, которые объединяют два и более этажей

Извещатели пожарные ручные (ИПР) проектируются отдельными шлейфовыми соединениями (ШС). Неисправность в зоне контроля пожарной сигнализации не должна влиять одновременно на ручные и автоматические извещатели. Допустим отказ только одной функции: автоматического либо ручного формирования сигнала.

Также единичная неисправность в одной зоне не должна влиять на работу пожарной сигнализации в других зонах контроля.

  • Вводится требование обеспечить пропитку огнезащитными составами не только деревянных, но и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов. Информацию о принятых мерах с указанием даты и срока действия требуется вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
  • Теперь при проведении массовых мероприятий запрещается не только применение открытого огня на сцене, но и в целом огневые работы в здании.
  • Руководитель организации также обязан проинформировать зрителей о мерах противопожарной безопасности, направлениях выходов и правилах пользования СИЗ органов дыхания и зрения. При этом в период проведения мероприятий запрещено закрывать на ключ входные двери и двери эвакуационных выходов.
  • Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
  • Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
  • Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.
  • Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
  • Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
  • Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
  • Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
  • Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
  • При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.
  • Теперь не каждый огнетушитель на время перезарядки можно заменить другим, требуется соответствие по параметрам.
  • Уточнены требования к зданиям и сооружениям производственного и складского назначения площадью более 500 кв. метров по наличию передвижных огнетушителей.
  • Из новых правил исчезло требование о наличии паспорта огнетушителя.
  • Уточнено требование по высоте размещения огнетушителей.
  • Покрывала для изоляции очага возгорания теперь необходимо проверять раз в год.
  • Не забудьте заменить журнал! Теперь учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
  • •празднён ряд требований к опломбировке огнетушителей.

Согласно ст. 20.4. КоАП РФ, за нарушение требований ПБ предусмотрен штраф:

  • Для граждан – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц – 6-15 тысяч рублей; • ИП (без юр. лица) – 20-30 тыс. руб.;
  • Юридических лиц – 150-200 тысяч рублей. На предприятиях, работающих в условиях особого противопожарного режима, размер штрафа увеличивается. Для граждан – до 4 тыс. руб., должностных лиц – 15-30 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей – 30-40 000 рублей, юр. лиц – от 200 до 400 тысяч рублей.

Снова вводятся требования на установку извещателей на технологических площадках: при наличии в контролируемом помещении коробов, технологических площадок шириной или диаметром L м и более, имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстояние более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними необходимо дополнительно устанавливать ИП. При применении тепловых извещателей L = 1,0 м. При применении дымовых извещателей L = 2,0 м. шириной или диаметром равных и более 1 м для тепловых извещателей, и равных и более 2 м для дымовых извещателей.

В соответствии с нормативами для каждого помещения предусмотрено наличие не менее двух пожарных извещателей. Конкретное количество зависит от площади и назначения сооружения. Иногда допускается установка одного устройства, но для этого необходимо выполнить ряд требований технического и нормативного характера.

Это может привести к тому, что экономия на оборудовании становится нецелесообразной.

Точечные пожарные извещатели.

При этом устройства должны иметь устойчивое положение, а расстояние от плоскости декоративно-отделочного материала перекрытия до нижней части прибора не должно превышать 300 мм.

Если извещатель устанавливается на потолке, расстояние до стены должно быть не менее 100 мм. Если установка выполняется на стене или колонне, допустимое расстояние до потолка варьируется в пределах 100-300 мм., а до угла стен, независимо от того внутренний он или внешний, не менее 100 мм.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *