Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки рассмотрения обращений граждан в УК пик комфорт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Порядок рассмотрения обращений граждан в УК и ТСЖ регулируется федеральными законами и другими нормативными актами. Если работа с обращениями граждан не соответствует определенным требованиям, это повлечет за собой штрафы и другие санкции. Главное — разобраться, на какие законодательные акты нужно опираться управляющим организациям, чтобы избежать недоразумений, а какие не подходят для сферы ЖКХ.
Сколько дней отводится для ответа на обращение?
Порядок рассмотрения обращений граждан в РФ установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Собственники могут обращаться с жалобой в суд, если управляющая организация не дала письменный ответ на их обращения. Раньше суды признавали их виновность в соответствии с данным законом и ответчикам приходилось в своей защите доходить до Верховного Суда. В 2019 году ВС РФ принял ряд нормативных актов, которые признали, что УО не подпадают под действие № 59-ФЗ. ВС РФ отменил штрафы по ст. 5.59 КоАП Постановлениями ВС РФ № 88-АД19-1 от 14.02.2019 г., № 48-АД19-2 от 15. 02.2019 г., № 88-АД19-2 от 15.02.2019 г.
Основные законы, на которые стоит обращать внимание при рассмотрении порядка обращения граждан в управляющую компанию — это ЖК РФ и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Они были утверждены постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Правила предусматривают для граждан возможность направлять различные формы обращения к управляющей организации:
- отправить письмо обычной или электронной почтой, либо через форму на официальном сайте компании, принести в приемную УО лично или передать через сотрудника, оформить запрос через ГИС ЖКХ;
- передать свое пожелание в устной форме сотруднику управляющей организации.
Обращения могут быть связаны с выполнением управляющей организацией лицензионных и других требований по управлению многоквартирными домами. Перечень лицензионных требований предусмотрен пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.
Нелицензионные требования перечислены в разделе VII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и в пункте 34 раздела VIII.
Если ответ на обращение собственника не поступил в установленные регламентом сроки, он может подать заявление в суд на управляющую организацию. Хотя постановления ВС РФ признали незаконным штрафы по ст. 5.59 КоАП РФ, привлечь УК или ТСЖ к ответственности можно в соответствии с другими законами. Так, если УО не ответила на обращения в течение 30 дней или раньше, если это предусмотрено, она нарушила лицензионные требования и может получить штраф до 300 000 ₽. Должностное лицо может быть оштрафовано до 100 000 ₽, а руководителя могут дисквалифицировать до 3-х лет по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Так как законодательство в сфере ЖКХ ужесточается, управляющим организациям непросто держать все под контролем. Жильцы изучают законы и знают, как их использовать в своих целях. Часто управляющие компании могут терпеть из-за этого убытки. Чтобы УО и жильцы взаимодействовали на взаимовыгодных условиях, создана система автоматизированного учета АСУ «Жилищный стандарт». Мобильное приложение для жителей позволяет выполнять требования ПП 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» с минимальными рисками штрафов. С его помощью УК может:
- вовремя их информировать и увеличивать лояльность;
- получать заявки с фото или аудио-комментарием;
- отслеживать статус выполнения заявки;
- рассылать уведомления о собраниях, электронных голосованиях.
Необходимо четко понимать, что Закон об обращениях граждан имеет жесткую сферу применения. Согласно ч. 1 ст. 1 его положения распространяются только на правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ч. 4 ст. 1 этого закона аналогичный порядок рассмотрения обращений применяется так же иными юридическими лицами и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции. Такое расширение сферы действия закона произошло сравнительно недавно4. Причина этой поправки достаточно очевидна. Исторически сложилось, что в некоторых правоотношениях государство выступает не исполнителем, а гарантом надлежащего осуществления публично значимых функций другими лицами. Например, Конституционный суд РФ указывает, что нотариальные5 и адвокатские6 палаты, арбитражные управляющие7, не являясь государственным органом, осуществляют такие функции. Суды8 регулярно признают вузы организациями, участвующими в исполнении публично значимых функций. Российская Федерация и сейчас продолжает придерживаться курса на перераспределение части своих функций с целью повышения эффективности их администрирования. Из новинок подобного «делегирования» можно назвать, например, сбор банками биометрических данных граждан для единого государственного реестра9.
Однако необходимо четко понимать, что Закон об обращениях граждан действует избирательно – только на правоотношения, связанные с реализацией таких функций10.
На что же в этой ситуации ориентироваться организациям и гражданам, чтобы понять, распространяются ли на конкретное обращение положения данного закона и можно ли привлечь должностное лицо к административной ответственности за его нарушение?
Наиболее простой, хотя и достаточно условный критерий дает нам Конституционный суд РФ. В своих актах он последовательно озвучивает следующую позицию: обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, соответственно, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования11.
Если мы не можем применить закон напрямую, мы можем использовать его по аналогии? Да, такая возможность есть, но далеко не ко всяким обращениям. Применение правовой нормы «по аналогии» оправданно только в тех случаях, когда отсутствует прямое законодательное регулирование. А во многих случаях у нас есть прямые законодательные нормы, определяющие порядок направления обращений в организации и ответа на них. Рассмотрим их более внимательно.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
Наиболее часто люди обращаются к организациям в связи с приобретенными у них товарами, работами или услугами. И эта сфера очень жестко регулируется законодателем, основу составляет Закон о защите прав потребителей. Согласно его преамбуле он «включается» всегда, когда с одной стороны потребитель (только физлицо), а с другой – продавец, производитель или импортер, а с недавнего времени16 еще и агрегатор информации о товарах (услугах). Значит, коммерческая организация при подготовке ответов на львиную долю17 полученных ею обращений граждан должна руководствоваться именно нормами этого закона. В отличие от Закона об обращениях граждан, Закон о защите прав потребителей не содержит прямого указания на порядок подготовки письменных ответов. Он оперирует немного другими категориями, основная среди них – «удовлетворение требований».
Естественно, если продавец полностью согласен с покупателем, самым правильным ответом на обращение является предоставление ему того, что тот просит. Но если ответ отрицательный, его необходимо формализовать – подготовить в письменной форме и вручить покупателю. Сроки, в течение которых компания, продавшая товар или предоставившая услугу, должна ответить, а соответственно, и срок когда физическое лицо может ждать такой ответ, зависят от предъявленных в обращении потребителя требований.
Кроме вышеперечисленных есть еще и другие случаи обращений с требованиями, связанными с хозяйственной деятельностью, но которые прямо не поименованы в Законе о защите прав потребителей, а следовательно, для них там не установлены порядок работы и сроки ответов. На такие обращения распространяются общие требования Гражданского кодекса РФ.
Отметим, что ГК РФ, так же как и Закон о защите прав потребителей, далеко не всегда содержит прямое указание на срок, в течение которого необходимо подготовить письменный ответ на обращение. Это и понятно. Правильным с точки зрения закона ответом в этих отношениях является исполнение взятых на себя обязательств. Переписка же представляет собой экстраординарный случай, переход от нормальных отношений к конфликту. Для «непоименованных» случаев п. 2 ст. 314 ГК РФ определяет стандартный срок – 7 календарных дней23.
Фрагмент документа
Статья 314 «Срок исполнения обязательства» Гражданского кодекса Российской Федерации
…2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства…
Еще одним «7-дневным» случаем ответа на «обращение» является формальный письменный акцепт оферты потребителя, направленный в адрес компании, делающей публичное предложение заключить сделку. Здесь так же действует правило «разумного срока», если иное не предусмотрено прямо в оферте (ст. 440 ГК РФ).
И тут самое время заострить внимание автора вопроса, ответ на который развернулся в эту подробную статью. Получается, что для обращений в организацию от физических и юридических лиц, связанных с ее хозяйственной деятельностью, для которых нет индивидуального правового регулирования, «включается» срок в 7 календарных дней на удовлетворение этих требований либо на оформление мотивированного письменного отказа.
Кроме этого, в ГК РФ есть еще специальные сроки, относящиеся к отдельным видам сделок. Например, согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ для направления аргументированного отказа на полученное требование об изменении или расторжении договора сторона имеет 30 дней, если иное не установлено в тексте договора или норме закона, регулирующего такой тип договоров. В п. 3 ст. 743 заказчику по договору подряда предоставляется 10 дней для ответа на запрос подрядчика о необходимости проведения работ, не предусмотренных договором (сметой). Также в п. 2 ст. 797 ГК РФ законодатель предоставляет перевозчику 30-дневный срок для ответа на претензию грузовладельца.
Как Гражданский кодекс РФ предписывает считать сроки? Основные принципы их расчета в календарных днях разъясняются в главе 11 Гражданского кодекса РФ:
- течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191);
- если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193);
- если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (п. 1 ст. 194), – часто это соответствует концу рабочего дня.
Именно эти правила мы и применяем при определении сроков в гражданско-правовых отношениях, в т.ч. сроков, определенных через более экзотические «банковские»24 дни и т.п.
Пример 2. Расчет конечной даты ответа по Гражданскому кодексу РФ (для большинства случаев 7 календарных дней)
Итак, мы убедились, что срок для ответа зависит от типа (повода) обращения. В рамках входящей корреспонденции можно выделить следующие большие блоки, требующие соблюдения сроков:
1. Обращения в рамках публично значимых функций27, при ответе на которые надо руководствоваться Законом об обращениях граждан.
2. Внутренние корпоративные обращения:
- в рамках трудовых отношений руководствуемся ТК РФ;
- в рамках корпоративных отношений – профильными законодательными актами.
3. Обращения потребителей, при работе с которыми компания обязана руководствоваться Законом о защите прав потребителей.
4. Обращения в рамках гражданских правоотношений, не поименованные в Законе о защите прав потребителей.
Для каждого из этих типов обращений существуют законодательно установленные жесткие сроки ответов. Изменить их невозможно. Ни одна организация своим внутренним нормативным актом не может увеличить срок, установленный в законе.
Произвольное установление сроков в локальных нормативных актах организации возможно только для тех обращений, которые не подпадают ни под один из вышеперечисленных случаев. Как правило, в этом случае организации прибегают к аналогии с Законом об обращениях граждан и устанавливают срок в 30 календарных дней. Но у меня, как юриста, остается в этом случае один простой вопрос – а зачем вообще отвечать на письма, не имеющие никакого отношения к хозяйственной деятельности организации?
i*l*z*y*.0*@ 28.10.2020, 11:58
Супер! Исчерпывающе, разносторонне, доступно!!
- Свежие
- Посещаемые
Часто прокуратуру поступают обращения от граждан по вопросу ненадлежащего рассмотрения должностными лицами управляющих организаций поданных им заявлений и жалоб (на нарушение процедуры рассмотрения; ненаправление в установленные сроки ответов; рассмотрение обращений не по всем вопросам, поставленным заявителем; искажение в ответах отдельных норм действующего законодательства и т.д.). Отсюда возникает вопрос заявителей: обязана ли управляющая компания рассматривать обращение в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?
Ответ на данный вопрос однозначен и сформирован с учетом сложившейся судебной практики. Да, управляющая компания обязана рассматривать обращение в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ), если договором управления многоквартирным домом не предусмотрены иные, сокращенные по сравнению с указанным выше Федеральным законом сроки или они не предусмотрены Стандартом раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом.
Так, согласно ч. 4 ст. 1 Федеральному закону № 59-ФЗ установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
К организациям, на которые возложено осуществление публично значимых функций, относятся те, деятельность которых носит публично значимый характер и (или) является предметом государственного (муниципального) контроля или надзора, о чем свидетельствует позиция Конституционного Суда РФ.
Управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению домами (ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации) относятся к числу организаций, осуществляющих публично-значимые функции, поскольку их деятельность направлена на выполнение публично значимых задач, затрагивает права и интересы значительного количества граждан, проживающих в многоквартирных домах, и данная деятельность является предметом муниципального жилищного контроля и государственного жилищного надзора. Договоры управления многоквартирными домами, заключенные между собственниками помещений. в доме и управляющей организацией, согласно ст. 126 Гражданского кодекса РФ и ст. 162 Жилищного кодекса РФ являются публичными договорами.
С учетом изложенного, нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 5.39, 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей в соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ.
Возбуждает административное производство по ст. 5.59 КоАП РФ исключительно прокурор, рассматриваются постановления прокурора мировым судом по месту совершения правонарушения.
Так, решением мирового суда от 14.04.2017 по постановлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска к административному штрафу в сумме 5 тысяч рублей привлечена генеральный директор ООО «ДВ-Союз». Решение вступило в законную силу.
Если жильцы столкнулись с недобросовестностью управляющей компании, то сначала нужно написать жалобу на имя ее руководителя с просьбой разобраться в ситуации и принять меры. «При первых же признаках игнорирования со стороны ваших просьб и требований необходимо на юридический адрес УК направить претензионное письмо со своими требованиями, содержащее также положение о том, что в случае неисполнения этих требований вы будете вынуждены обратиться с исковым заявлением в суд.
Чаще всего данная мера является достаточной для стимулирования интереса УК к вашей проблеме и исполнения ее в кратчайшие сроки», — объяснил адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Он пояснил, что, согласно закону «О защите прав потребителя», руководство УК должно рассмотреть письмо в течение десяти дней.
Если после обращений к руководству управляющей компании в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор нарушения так и не были устранены, стоит обратиться в районную прокуратуру, пояснил управляющий партнер AVG Legal. Он рассказал, что заявление должны рассмотреть в течение месяца. «Прокуроры составят акт реагирования, по которому нарушители будут наказаны. Если УК не устранит неполадки в предписанные сроки, то ее закроют», — пояснил юрист.
В суд необходимо обратиться, если УК нанесла материальный ущерб. «Гражданин имеет право подать иск, даже если все проблемы устранены, но ущерб УК ему не возместила. Соответствующее заявление действует лишь в том случае, если его подали не позднее трех лет с момента нарушения прав. Иск рассматривают, как правило, не более 60 дней», — резюмировала Данильченко.
Ст. 13 ФЗ 59 регламентирует порядок личного приема заявителей, но в ней конкретно срок ответа на заявления граждан, сделанное в устной форме, не установлен. В ч. 3 указано, что непосредственно во время приема даются ответы на вопросы, которые не требуют дополнительной подготовки специалиста. В остальных случаях составляется письменный ответ в стандартном порядке.
На основании этого можно сделать вывод, что сроки ответов на запросы граждан в устной форме следующие:
- на очевидные вопросы — в течение приема в устной форме;
- на более сложные вопросы — 30 дней в письменном виде.
Если в ходе личного визита сформулировано письменное заявление, оно рассматривается в стандартном порядке.
СРОКИ УСТРАНЕНИЯ ЗАЯВОК ПО ЖКХ
В соответствии со ст. 11, срок ответа на обращения граждан в организацию не имеет значения в следующих случаях:
- в тексте содержатся нецензурные слова, оскорбления и т. п.;
- текст не поддается прочтению;
- суть предложения или жалобы не поддается установлению;
- пояснения по сути заявления есть в свободном доступе;
- подробные пояснения невозможны без разглашения государственной тайны;
- запрос не подписан, то есть он анонимный (по ст. 7 ФЗ 59, письменное заявление подписывается в обязательном порядке с указанием фамилии, имени и отчества).
Рассмотрение таких запросов не производится, о чем отдельно сообщается заявителю, если есть информация о заявителе и адресе и она читаема (кроме первого случая, такое заявление допускается игнорировать).
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Если Вы живете в Москве и имеете возможность обратиться в компанию «Пик-Комфорт» лично, можно обратиться с претензией в ее главный офис по адресу: 123242, г. Москва, ул. Баррикадная, дом 19, строение 1, этаж 3, помещение II, часть комнаты 7. Приходить лучше сразу с двумя экземплярами претензии: один останется в офисе компании для рассмотрения, а на втором сотрудник оставит отметку о получении с датой и подписью.
Написать требование по выполнению норм жилищного законодательства и законов, которые должны обеспечить качество предоставляемых коммунальных услуг, можно в местную администрацию. Адрес обращения может быть общий, то есть такой же, как и в обычной приёмной администрации.
Пожаловаться на обслуживание дома можно в отделение жилищной инспекции. Эти госорганы могут проверять качество обслуживания, устанавливать на экспертном уровне компетентность в предоставлении услуг УК.
Горячая линия ГЖИ
В каждом из муниципалитетов есть свои координаты горячих линий инспекции.
Обычный номер телефона для консультаций со столичной инспекцией: +7 498 602-84-32 и +7 498 602-83-34. Есть отдельный номер горячей линии – +7 498 602-83-32.
Куда писать жалобу, если ни УК, ни муниципалитет не отреагировал на жалобу или составили формальную отписку? В этом случае желательно сразу же составлять документ на государственный орган власти. Речь может идти о, например, Роспотребнадзоре. Он выполняет функцию органа власти, которой может проверить хозяйственную и прочую деятельность предприятия, рассмотреть качество предоставляемых услуг, установить реальность списания средств, уличить в незаконном наращивании себестоимости услуги.
В какие сроки организация обязана отвечать на обращения граждан
Жаловаться на нарушение закона и неправомерные действия сотрудников УК можно в правоохранительный орган. Какие обращения могут иметь положительное рассмотрение в данном случае?
Прежде всего нарушение закона и не реагирование на обращения граждан, а именно те нарушения, которые могу вызвать опасность для жизни и здоровья граждан.
Также любые финансовые махинации или обвинения в присвоении средств, халатном отношении к созданию безопасной среды проживания в доме.
УК Пик–Комфорт, как юридическое лицо, предоставляющее услуги населению и работающее со средствами населения, может быть проверено прокуратурой.
Прокуратура по заявлению потребителя может оценить законность финансовых требований к потребителям, исполнении законности при начислении по предоставляемым услугам.
Также прокуратура может провести проверку и принять решение о возбуждении уголовного дела:
- по факту навязывания услуг, которые не востребованы потребителем и на предоставление которых не составлен договор по доброй воле и желанию заказчика;
- использование монопольного положения по предоставлению коммунальных услуг в определённых территориях с целью получения незаконной прибыли;
- распоряжение общим имуществом собственников дома руководством УК без принятия решения всеми жителями.
Первое, что необходимо понимать – УК отвечает за свой объём работ, свои обязательства:
- некачественная уборка снега, листьев, мусора и его вывоз, некачественная очистка поверхности двора ото льда и гололёда;
- не реагирование на нарушение работы электросети (подводящей) к квартире;
- недобросовестный расчёт объёма услуг, предоставляемый управляющей компанией;
- не реагирование на перерасчёт не казанных или некачественно оказанных услуг;
- невыполнение работ по восстановлению водоснабжения в доме, работы канализационной системы;
- некачественное реагирование на аварийную ситуацию;
- неэтичное поведение сотрудников компании в отношении жильцов;
- протекание крыши и разгерметизация стен, крышных поверхностей;
- протекание канализационных труб в подвале, других помещениях, труб, связанных с общедомовым водопроводным хозяйством.
Поскольку сроки рассмотрения заявлений россиян прописаны в конкретных нормативных актах, за их нарушение полагается административная ответственность. Согласно ст.5.59 КоАП РФ сумма штрафа за такое бездействие составляет от 5 000 до 10 000 руб.
В некоторых случаях виновных могут привлечь и по ч.1 ст.7.23.3 КоАП. Штраф здесь уже будет существенно больше – от 150 000 до 250 000 руб.
Также заявитель имеет право обратиться с жалобой на нерадивых коммунальщиков в местный орган Жилищной инспекции. К жалобе необходимо приложить копию претензии, ответ на которую не был получен
После получения жалобы сотрудники Жилинспекции должны провести проверку управляющей компании. По ее результатам коммунальщикам может быть вынесено предписание и, соответственно, наложен штраф. Если прошло 30 дней, а чиновники тоже не торопятся защищать права жильцов – можно обращаться в суд. Особенно эффективной в таких случаях бывает подача коллективного иска.
Миссия Центров — научить граждан защищать свои права и заставить власть исполнять законы.
Задача центров — БЕСПЛАТНО, быстро и эффективно помогать всем, кто столкнулся с несправедливостью.
Инициатор создания Центров — лидер партии «Справедливая Россия» Сергей МИРОНОВ.
Проект поддержан Минтруда РФ и одобрен Президентом РФ В.В. Путиным